Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  Творческий проект «мини – музеи в детском саду» творческий проект «мини – музеи в детском саду» муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский. Организация мини — музея в дошкольном учреждении

Творческий проект «мини – музеи в детском саду» творческий проект «мини – музеи в детском саду» муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский. Организация мини — музея в дошкольном учреждении

Детсадовские музеи начинаются с малого - тематического уголка, посвящённого какой-либо интересной сфере. По мере пополнения коллекции формируется полноценная музейная экспозиция. Дети той группы, в которой она находится, вскоре получают возможность попробовать себя в роли экскурсоводов, проводя познавательные экскурсии для воспитанников других групп. Огромный плюс - интерактивность музейной работы в детсаду. При которой дети могут трогать руками и близко изучать экспонаты; чувствуют свою причастность к процессу. И, как следствие, растёт их интерес к познанию нового; легче усваиваются знания и учебный материал. Ценный опыт, накопленный педагогами в музейной педагогике, обобщён на страницах данного раздела. Здесь представлены иллюстрированные фотографиями подробные материалы о мини-музеях самой разной направленности.

Музеи в детском саду от А до Я.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 1845 .
Все разделы | Музеи в детском саду. Мини-музеи в группах

Мы с воспитанниками и родителями нашей разновозрастной группы «Фантазеры» структурного подразделения д. Пафнутово детского сада №2 «Теремок» г.о.Семеновский решили создать в нашем детском саду мини- музей . Это связано с тем, что мы живем в деревне, удаленной от г. Семенова,...


«Мини- музей в детском саду , как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников» Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики...

Музеи в детском саду. Мини-музеи в группах - Мини-музей «Волшебное дерево»

Публикация «Мини-музей «Волшебное...» Мы создали данный музей, потому что хотели вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным, обогатить предметно-развивающую среду группы, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников, познакомить детей со свойствами дерева. Рассказать детям, как...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Мини-музей «Казачата» Мини-музей «Казачата» В 2015 году в МАДОУ Заиграевский детский сад «Сказка» введён региональный образовательный казачий компонент. Для успешной реализации компонента была разработан план по нравственному патриотическому воспитанию детей «Заиграевские казачата». В рамках...


Согласно образовательной программе, все недели разделены на темы. В период тематики "Русское народное творчество" или "Прикладное искусство", в нашей группе был создан мини-музей "Матрёшка". В создании которого принимали участие не только педагоги, но и родители с детьми. Здесь...

«Зимние посиделки». Конспект НОД в мини-музее кукол Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю куклы. Задачи: -познакомить детей с историей России на примере народной игрушки; -учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они...

Музеи в детском саду. Мини-музеи в группах - Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька»

Мини-музей "Русская народная игрушка- Свистулька" Воспитанник нашей группы принес игрушку-свистульку, соловей.Всех заинтересовала эта маленькая игрушка соловушка, которая издает красивую мелодию,похожую на соловьиный свист, если в отверстие залить воду и подуть в свисток. Эта...

Презентация «Мини-музей «Ценный экземпляр семейной библиотеки» В сердце Усолья-Сибирского на базе детского сада №39 открылся уникальный мини-музей «Ценный экспонат семейной библиотеки»: книжные раритеты, принадлежащие родителям, чьи дети посещают детский сад, расположились на двух этажах здания на Интернациональной, 18. Что такое...

Проект: Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников

Описание : данный материал будет интересен педагогам дошкольного образования.

Назначение материала: Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей, такие как:
Познавательное развитие: представлений о социокультурных ценностях нашего народа;
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой;
Одним из средств формирования начал коммуникативной компетентности у старших дошкольников является организация в группе мини-музея. Поэтому в группе был создан мини-музей под названием «В гостях у сказки». Для его создания был разработан проект.
Цель проекта: организация мини-музея в группе как средства формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников.
Задачи:
1 Образовательная
–развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности через обогащение воспитательно- образовательного процесса новыми формами работы;
- формирование у старших дошкольников представления о музее.
2 Развивающая
– развитие познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
3 Коммуникативная
– развитие связной речи;
умения общаться со сверстниками и взрослыми;
умения вести себя в общественных местах;
4 Нравственная
– воспитание уважения к труду взрослых;
- воспитание осознанно бережного отношения к культурному наследию народов, как к источнику художественно-литературного богатства;

Основные принципы работы в музее:

Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.
Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея.


Интегративность: содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой.
Деятельность: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее;
Культуросообразность: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям
Гуманность: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.
Разнообразность: экспонаты музея разнообразны.
Экологичность: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.
Безопасность: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Партнёрство: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

Структура музея:

Разделы и экспон аты:

1 раздел: Здесь мы собрали предметы из разных сказок, которые знают дети: "Царевна-лягушка", "Сапоги-скороходы", "Гусли-самогуды", "Игла, в которой таится смерть Кощея бессмертного", "Наливное яблочко на расписном блюдечке", "Клубочек указывающий дорогу", «Волшебная палочка», «Шапка-невидимка», «Скатерть-самобранка», «Волшебный ларец», «Отравленный гребешок», «Горшочек каши», «Золотой ключик», «Волшебное зеркало», «Туфелька Золушки». Есть и зелёный дуб из сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане», на его ветвях затаились кот учёный и русалка.
2 раздел: «Сказки в загадках».
В музее используются карточки с загадками. Тексты записаны на карточках - желудях и развешаны на ветвях дуба. Хорошо смотрятся иллюстрации в картинках для самостоятельного сочинения и угадывания сказок, на страницах волшебной книги. Украшают музей интересно оформленные книги с волшебными сказками.
3 раздел: В разделе «Мы - «Сказочники» для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски на сказочную тему, пазлы, лото, домино.
4 раздел: «Волшебный театр». Также здесь расположены разнообразные виды кукольных театров для самостоятельных детских драматизации.
5 раздел: «Портретная галерея». В музее сказок находится портретная галерея великих сказочников прошлого и современности. Портреты оформлены в виде альбома вместе с историей написания сказок и иллюстрациями к ним
6 раздел «Умные сказки» - подобрана детская литература по различным жанрам разных поэтов и писателей. Мини-музей наполнен книгами разного формата, назначения: словари, энциклопедии, учебники, музыкальные, книги-раскраски, книги-игрушки, журналы, комиксы.
7 раздел: Работает в нашем музее и мастерская "Книжкина больница" и «Читательский уголок», где ребята могут обыграть роли работника библиотеки. В процессе изучения экспонатов выставки дети обмениваются мнениями, составляют рассказы об увиденных предметах, играют в «Экскурсовода».

Этапы проекта по созданию музея:

1.Подготовительный:

Обсуждение с родителями на родительском собрании идеи создания мини-музея в группе;
-определение темы и названия музея путём опроса воспитанников группы;
-сбор экспонатов для музея;
-разработка модели и определение места для музея, опираясь на принципы экологичности и безопасности;
-подбор методической литературы по теме музея, подбор настольно-печатных и дидактических игр;
-разработка конспектов экскурсий;
-формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.

2. Этап реализации прое кта:

Создание мини-музея.
- определение темы и содержания экскурсии, составление плана экскурсии
- целенаправленный показ экспозиций или общая экскурсия
- общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы

3.Обобщающий э тап:

4. Деятельностный этап: функционирование мини-му зея.

Важно, что в создании нашего мини-музея принимали участие как сами воспитанники, так и их семьи. Ведь именно они приносили многие экспонаты, помогали в оформлении экспозиции. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Схема построения работы в му зее:

Образовательная область « Речевое развитие»: обзорные экскурсии; рассказы детей; мини- экскурсии;
Образовательная Область « Познавательное развитие»: рассматривание объектов; интегрированные занятия; конструирование;
Образовательная Область « Художественно-эстетическое развитие»: занятия по лепке, рисованию, аппликации;
Свободная деятельность детей: рассматривание экспонатов; рассматривание альбомов; самостоятельная продуктивная деятельность;


Взаимодействие с семьями воспитанников: участие в сборе экспонатов; изготовление экспонатов своими руками; изготовление альбомов.
Во время экскурсий по музею я провожу беседы с детьми с опорой на экспонаты того или иного раздела. В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Таким образом, реализация проекта по созданию мини-музея является эффективным и действенным средством развития коммуникативной компетентности дошкольников.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Мини – музеи в детском саду» ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Мини – музеи в детском саду» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей


«Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.» Большой энциклопедический словарь Душою красивы и очень добры, Талантом сильны и сердцем щедры. Все наши идеи, мечты о прекрасном, Музеи, затеи не будут напрасны! Мы к детям дорогу сумели найти. И ждут Нас успехи на этом пути


ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. На своих педагогических часах мы часто пытались ответить на вопросы: что мы можем противопоставить засилию реклам, информированности о катастрофах и чудовищной несправедливости жизни; как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры; как добиться того, чтобы у малыша возникла потребность в добре? Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств.» Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, она поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т.к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями. Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру, быт.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ЦЕЛЬ ПРОЕКТА 1.Реализовать направление «Музейная педагогика». 2.Обогащать предметно-развивающую среду ДОУ. 3.Освоить новую форму работы с детьми и родителями. 4.Формировать проектно-исследовательские умения и навыки взрослых и детей. 5.Развивать творческие способности взрослых и детей. Создание условий для раскрытия и формирования в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему. Подготовительный этап Определение темы и названия мини-музея. Выбор места для размещения. Практический этап Взрослые и дети создавали мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. Дети проводили экскурсии по музею. Заключительный этап Творческая презентация музеев ЭТАПЫ ПРОЕКТА ВИД ПРОЕКТА Познавательный


Руководитель проекта Заместитель заведующей по ВМР, Петрова М.С. Модель проекта Музей «Семейные традиции» Музей «Куклы наших бабушек» Музей «Птичий двор» Музей «Плавает, летает, движется» Музей воздуха Музей «Мои лучшие друзья» Музей часов Музей труда Приглашаем Вас посетить наши музеи!


МУЗЕЙ «МИР ЧАСОВ» Цель: формировать представление о музее у дошкольников. Познакомить с историей часов. Научить ориентироваться в прошлом часов. Подвести к пониманию, что часы человек создаёт для облегчения своей жизни. В нашем музее можно познакомиться с разными видами часов: это солнечные часы, водяные часы, песочные часы, огненные часы, Цветочные часы и т.д. Можно узнать, кто сделал первые часы? Как определяли время Хакасы до изобретения первых приборов? «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает как стареет» Е.Шварц Авторы музея: Есина Елена Георгиевна, Мичурова Надежда Алексеевна


МУЗЕЙ «КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК» МУЗЕЙ «КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК» Цель музея: приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям; воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира; знакомство с особенностями народного быта и изготовления кукол. Автор музея: Третьякова Ксения Михайловна


ИСТОРИЯ ЭКСПОНАТОВ Как известно, кукла сопровождала наших предков, особенно женщин, практически в течение всей жизни. Для каждого события существовала своя или обрядовая кукла, или кукла обережка. В разных местностях такие куклы были различными. Нередко одинаковые по способу изготовления куклы в разных районах называют по-разному. Бывает и наоборот, куклы с одинаковыми названиями внешне совсем не похожи. Традиционно существовали народные куклы трех видов6 обереговая, обрядовая и игровая. Отличительная особенность обереговой и обрядовой – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа. Лицо же рассматривалось, как ее отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это исказило бы душу куклы. Кукла с искаженной душой не годилась для обрядов. Применение же иглы для изготовления культовых кукол не допускалось потому, что иглы нередко использовались для проведения колдовских обрядов. При изготовлении игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Дело в том, что в некоторых областях России таких кукол изготавливали не только для игр. Кукла, сшитая собственными руками, становилась своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать. Музей был разделен на несколько разделов: 1. «Куклы, изготовленные без помощи иглы (кукла Кувадка», кукла «День – ночь», кукла «Пеленашка»); 2. «Свадебные куклы»; 3. «Куклы для Мирового дерева» (кукла «Семиручка», кукла «Вертрута», кукла «Стригуша»); 4. «Куклы, сделанные с использованием иглы».




При участии родителей в мини- музее собраны семейные фотоальбомы «Привет, я родился», «Вот моя семья»; фотоколлажи, мини-сочинения, фото-рассказы, экспонаты ручной работы. В раздел «Семейные коллекции» собраны коллекции камней, фантиков, открыток, значков, марок. В раздел «художественная литература» вошла подборка художественной литературы, пословицы, поговорки, загадки на тему семьи и ее быта.


МУЗЕЙ «МОИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ» МУЗЕЙ «МОИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ» Цель музея: расширить знания детей о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о правильном содержании собак, родители и дети делятся впечатлениями о своих питомцах, сочиняют о них рассказы, приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных передвижных выставок. В музее могут также проводиться занятия по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи. Автор музея: Ябурова Зоя Сергеевна


МУЗЕЙ ВОЗДУХА Цель музея: Используя экспозицию музея, привлечь внимание детей и родителей к экспериментальной деятельности. Роль экскурсовода в этом музее выполняют дети, делают это с удовольствием. В процессе проведения экскурсий речь стала более обогащенной и грамматически правильной. Непонятные для детей слова собрали в толковом словаре. Автор музея: Золотникова Светлана Геннадьевна


Что размещено в музее воздуха: Любимый детьми сказочный персонаж Карлсон, который поднимается и летает по воздуху с помощью пропеллера. Вертушки разной формы и сделаны из разного материала. Воздушные змеи с забавными рожицами. Парашюты с отважными парашютистами, из вкладышей киндер – сюрпризов, сделанные руками детей и родителей. Воздушные шары, мячи. Кукла Ветерок, нарисованная детьми представляет выставку вееров. Ведь с помощью вееров можно позвать ветерок в гости. Необычные веера – плод совместного творчества детей и родителей. Каждый веер выполнен в соответствии с каким-нибудь сюжетом. Зимний веер голубого цвета, со снежинками, он «вызывает» холодный, влажный ветерок. Также по временам года весна, лето, осень оформлены другие веера. Есть в музее сказочный, радужный, ночной и просто дамский веер. Вини – Пух, поднявшийся в небо на воздушном шаре, напоминает ребятам о путешествиях по воздуху сказочных героев. А окружавшие медвежонка пчелы, не нуждаются в каких-либо приспособлениях для полета. Природа подарила им маленькие, легкие крылышки. Коллекция перьев – повод для бесед с детьми о птице – воздуха царице. Коллекция игрушечных самолетов и вертолетов. Часть экспонатов, рассказывающих о том, как человек использует силу воздуха. Это парусники разной величины и из разного материала (дерева, пенопласта, скорлупы грецкого ореха, коры сосны). Ветряная мельница, насосы разных видов, спасательный круг, надувные игрушки, пылесос, фен, вентилятор. Музыкальные духовые инструменты (игрушки): дудочка, флейта, саксофон, труба и т.д. О том, как воздух помогает творить, рассказывают такие экспонаты: фломастеры, с помощью которых способом выдувания воздуха дети рисуют красками, нитяные работы, изготовленные путем обмотки клеевой нитки на воздушный шар.


Цель: расширить знания детей о домашних птицах, об их происхождении, о их роли в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о домашних птицах. В музее могут также проводиться занятия по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи. МУЗЕЙ «ПТИЧИЙ ДВОР» МУЗЕЙ «ПТИЧИЙ ДВОР» Автор музея: Слепухина Марина Александровна


Цель музея: формирование представлений детей о песке, как объекте неживой природы, его свойствах, о песчаной пустыне, как среде обитания животных и растений. В мини – музее представлены следующие разделы и экспонаты: 1 раздел: «От камня до песчинки» Представлена коллекция от большого камня, до маленькой песчинки. 2 раздел: «Коллекция разных видов песка» 3 раздел: «Коллекция стеклянных предметов» 4 раздел: «Песочные часы» 5 раздел: «Пустыня». Представлен макет пустыни. 6 раздел: «На дне морском» Представлен макет песчаного морского дна. 7 раздел: «Игры с песком» 8 раздел: «Мини библиотека» Автор музея: Чунина Анна Александровна МУЗЕЙ «ПЕСКА»

В настоящее время одним из актуальных вопросов сферы дошкольного образования является поиск новых форм организации взаимодействия дошкольников и их родителями, реализуемый с целью повышения компетентности взрослых в вопросах воспитания. - опробованная, прогрессивная форма педагогической деятельности, которая:

  • позволяет усовершенствовать предметно-пространственную среду групп;
  • способствует знакомству детей с музейной культурой, окружающим миром;
  • открывает возможности для ведения самостоятельной исследовательской работы.

Темы мини-музея в ДОУ

Главной особенностью музейной экспозиции, создаваемой в группе детского сада, должно быть изменение роли воспитанников. Дети в большинстве своем не любят музеи из-за запретов трогать экспонаты, невозможности рассмотреть и понять все их элементы ввиду расположения на некоторой удаленности (за закрытыми стеклами). В мини-музее дошколята должны быть не пассивными наблюдателями, а заинтересованными субъектами действия. И уровень заинтересованности малышей в первую очередь определяют темы мини-музеев, открываемых в ДОУ.

Тематика создаваемой экспозиции зависит от многих факторов - региональных особенностей местности, возраста и интересов дошкольников, уровня профессиональной подготовки и творческих способностей воспитателя и родителей. Практика показывает, что при умелой интерпретации практически любая сфера деятельности может стать интересной темой для группового мини-музея.

Выставочные экспозиции уже созданы во многих детских садах нашей страны. Педагогические работники делятся опытом успешного создания маленьких музеев, переосмысливая традиционные темы. Но в некоторых ДОУ были открыты и необычные выставки, способствующие реализации творческой активности детей.

Популярные темы мини-музеев в группах ДОУ :

  • «Чудо-дерево», «Такие разные цветы», «Экзотические животные и птицы» - экспозиции, призванные как можно ближе познакомить малышей с миром живой природы.
  • «Водица-живица», «Город мастеров» (экспозиция, посвященная вторичной переработке мусора), «Наш дом - Земля» - раскрывают проблемы экологического воспитания.
  • «Родной город», «Моя Родина - Россия», «Музей воинской доблести», созданные в рамках реализации патриотического воспитания.
  • «Театральное искусство», «Картинная галерея», «Звуки вокруг нас» - темы, призванные познакомить дошколят с искусством.
  • «Музей кукол», «Забавы-игрушки», «Мульти-пульти» - экспозиции, посвященные героям мульфильмов и сказок, игрушкам.
  • «Мини-музей железнодорожного транспорта», «Лучший друг» (выставка фигурок собак), «Музей мяча», «Музей волшебных вещей», «Музей Чебурашки» - примеры авторских экспозиций, созданных педагогами дошкольного воспитания совместно с детьми и их родителями в разных уголках нашей страны.

Создание мини-музея в ДОУ

Организация музейных экспозиций для дошкольников является трудоемкой задачей, требующей слаженности действий от всех участников образовательных отношений.
Создание мини-музея в группе ДОУ предусматривает реализацию нескольких этапов деятельности:

  1. Проведение консультаций с малышами и родительской общественностью.
  2. Выбор места размещения экспозиции. Очень важно, чтобы локация выставки позволяла в дальнейшем пополнять ее новыми экспонатами.
  3. Сбор экспонатов, которые могут быть предоставлены родителями или созданы в процессе совместного творчества малышей и взрослых. Регистрация экспонатов в каталоге.
  4. Оформление выставочного мини-комплекса, предусматривающее создание декораций, бирок к экспонатам, украшение помещения.
  5. Выбор экскурсоводов, которыми могут быть дети старшей или подготовительной группы, члены семей воспитанников.

Варианты локаций мини-музея

Минусы такого решения:

  • обеспечение доступа к выставке ограниченного числа воспитанников (детей одной группы);
  • удаленность от раздевалки (редко создаются прецеденты для общения родителей и детей по вопросам выставки);
  • факт создания мини-музея останется неизвестным для большого количества членов семей воспитанников из других групп.
Раздевалка При организации выставочного мини-комплекса в раздевалке сохраняется преимущества свободного доступа к экспонатам не только детей из конкретной группы, но и других воспитанников и их родителей. Помещения для дополнительных занятий Музыкальные залы, изостудии и другие помещения детского сада характеризуются достаточным количеством свободного места, но при этом отличаются большой содержательной насыщенностью. Создание мини-музея в таких помещениях будет связано с необходимостью реализации смелых оформительских решений. Холлы Свободный доступ к таким помещениям является большим плюсом и минусом одновременно. С одной стороны, у родителей появляется возможность посещать мини-музей в любое удобное время, индивидуально или группами. С другой стороны, из-за бесконтрольности доступа у воспитателей нет возможности пополнять выставку по-настоящему ценными и интересными экспонатами.

Презентация «Мини-музей в ДОУ»

Окончание работ по обустройству музейной экспозиции в стенах детского сада не должно остаться незамеченным. Чтобы еще раз привлечь внимание детского коллектива и родительской общественности к тематике проекта, рекомендуется провести презентацию и торжественное открытие мини-музея в ДОУ . Для наглядности можно создать несколько слайдов и использовать проектор либо подготовить небольшой сценический рассказ.

В рамках презентации музея следует представить такие блоки информации:

  1. История создания экспозиции. Малышам будет приятно узнать, что именно их увлечение вопросами природоведения или повышенный интерес к отдельной категории игрушек послужило идеей для создания уникального проекта, который удалось визуализировать.
  2. Цели и задачи музейной педагогики, озвучивание которых позволяет взрослым осознать важность опыта создания экспозиции в контексте воспитательного процесса.
  3. Краткое представление разных коллекций выставки. Практика показывает, что в ходе подготовительных работ дети успевают познакомиться только с теми экспонатами, которые были принесены или созданы членами их семей. Первая торжественная экскурсия по мини-музею помогает привлечь внимание воспитанников к отдельным предметам, которые впоследствии будут изучены более подробно.

Детям и взрослым будет интересно узнать, что можно делать в мини-музее, какие экскурсии и виды активности будут проводиться на базе группового выставочного комплекса.

Презентацию, посвященную музейной педагогике в детском саду , следует проводить в увлекательной интегративной форме, привлекая к участию малышей и их родителей. Продолжение совместной работы над проектом помогает воспитанникам почувствовать себя причастными к процессу музейного коллекционирования, создает прекрасные предпосылки для последующего легкого усвоения материала.

Паспорт мини-музея в ДОУ

Обязательным элементом музейной инфраструктуры, способствующим передаче опыта реализации проектов по музейно педагогике, является паспорт тематического мини-музея в ДОУ . Этот отчетный документ может быть оформлен в текстовом виде с включением блоков-схем, иллюстраций, или в форме красочной презентации.

Структура паспорта мини-музея

Таблица
Скачать в.docx

Раздел Содержание
Титульная страница Указывается название музейной экспозиции, приводятся данные об авторском коллективе: фамилии и имена ответственных воспитателей, информация об их образовании, должностях, стаже ведения педагогической практики.
Расположение Указать постоянную локацию музея, данные о конфигурации (наличие полок, сборных конструкций).
Цель и задачи экспозиции Цели:
  • совершенствование условий ведения воспитательно-образовательного процесса;
  • в группах;
  • реализация комплексного подхода к воспитанию дошкольников.
Задачи:
  • формирование интереса к коллекционированию, поиску исторической истины;
  • организация условий для совместной деятельности воспитанников и членов их семей;
  • ведение культурно-просветительской работы.
Содержание и формы работы Это может быть деятельность по изучению литературных источников, поисковая работа, проводимая с целью пополнения экспозиции, экскурсионно-лекторская работа.
Руководство работой музея Чаще всего функционирование музейного мини-комплекса осуществляется по принципам самоуправления.
Сохранность музейного фонда Представить перечень мер, направленных на обеспечение сохранности выставки.
К данному пункту следует сделать приложение - перечень всех экспонатов, который необходимо систематически обновлять.

Мини-музей в старшей группе детского сада

Активность по музейному направлению не должна завершаться на этапе успешной презентации проекта. Напротив, экспозиция должна усовершенствоваться и дополняться, а ее элементы - включаться в качестве предметного материала в разные виды активности.


Работа мини-музея в группе ДОУ предусматривает обязательное проведение экскурсий - дошкольниками или их родителями. Такой подход позволяет реализовать несколько важных функций:

  1. Образовательную - через тренировку зрительно-слухового восприятия новой информации дошкольниками, оказание посильной помощи воспитателю в подготовке экспозиционных и презентационных материалов, расширение границ основного программного материала.
  2. Развивающую. Присутствие новых объектов в групповом пространстве стимулирует активизацию мышления воспитанников, расширение словарного запаса , положительно сказывается на развитии интеллектуальных данных.
  3. Просветительскую, реализуемую через привитие навыков вдумчивого, критического восприятия новой информации.
  4. Воспитательную. Во время реализации музейного проекта и последующей работы над ним дошколята получают элементы социального опыта, учатся работать в команде на достижение единого результата.

Опыт использования музейной педагогики изучен не до конца. Использование разнообразия форм методической работы по теме выставки - проведение тематических бесед, экскурсий, творческих занятий - позволяет разнообразить воспитательный процесс и значительно расширить познавательные горизонты детей.

План консультации

I. Теоретическая часть

1.1. Актуальность

1.2. Принципы музейной педагогики.

1.3. Результативность музейной педагогики.

1.4. Организация мини-музея в ДОУ

1.5. Принципы создания мини-музея

1.6. Особенности месторасположения мини-музеев

1.7. Оформление мини-музеев

1.8. Тематика мини-музеев

1.9. Экскурсионная работа в мини-музее.

II. Практическая часть

2.1. Обсуждение. Цель: определить понимание и актуальность темы.

III. Заключительная часть.

Цель: Повышение теоретического уровня педагогов по изучаемой теме.

1. Познакомить с теоретическими основами об организации мини-музеев в ДОУ.

2. Помочь в определении тематики мини-музеев.

Предварительная работа: разработка лекции.

Методы: лекция, обсуждение.

I . Теоретическая часть

1.1 . Актуальность

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности . Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев - вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

1.2. Принципы музейной педагогики

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

  • Наглядность.
  • Доступность.
  • Динамичность.

Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

  • заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
  • выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

1.3.Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.

Заключается в следующем:

  • У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
  • Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
  • У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

* вызывать уважение к другим культурам;

*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

1.4. Организация мини-музея в детском саду

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

Родительские собрания;

Консультации

Индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

Оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

Наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

Соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

1.5. Принципы создания мини-музея

  • Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
  • Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).
  • Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
  • Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
  • Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
  • Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
  • Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
  • Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
  • Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

1.6. Особенности месторасположения мини-музеев

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности.

Помещения

Положительные стороны расположения мини-музея

Отрицательные стороны расположения мини-музея

Групповое помещение

Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации.

Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея.

Дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы.

Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея.

Родители не имеют полного представления о работе детского сада.

Раздевальная комната

Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате.

Общение детей с родителями по темам музея

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы

Помещения для дополнительных занятий

Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т.д.

Музей сливается с общим фоном данного помещения.

Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей.

Возможность посещать мини-музей в любое удобное время.

Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.

Мини-музей дает стимул для общения.

Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.

1.7. Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • Размещение материала на настенных полочках;
  • Использование ширм;
  • Использование стендов;
  • Использование мобиле;
  • Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

1.8. Тематика мини-музеев.

Может быть разнообразной:

  • «Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;
  • «Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;
  • «Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;
  • Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
  • «Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);
  • «Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
  • «Наша родина - Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;
  • «Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;
  • Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;
  • Картинная галерея;
  • Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;
  • «Воинской доблести и славы» и др.

При определении содержания необходимо:
1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».
2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.
3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.
4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

Организация в детском саду мини-музея посвященная определенному предмету объекту природы или явлению способствует использованию системного подхода который активно используется в программах ТРИЗ и РТВ. Данный подход позволяет рассмотреть предмет и ли явление с самых разных сторон. Несмотря на сложную терминологию системный подход вполне доступен дошкольникам.

Рассматриваемый объект условно помещается в центр таблицы из девяти ячеек. Этот объект называется «Система» (1)

    Любой объект (система) является частью чего-либо или находится в каком-то специальном месте (дерево в лесу, конструктор на полке и т.д.). Это место называется «Надсистема» (2).

    Объект (система) состоит из каких-либо частей, деталей (в платье есть лиф, рукава, юбка, воротник и т.д.). Ячейка, в которой мы рассматриваем «анатомию» объекта, называется «Подсистема» (3).

Таким образом, рассмотрев центральный столбец, можно получить некоторые сведения об объекте. Далее необходимо рассмотреть центральную горизонталь, которая является своеобразной временной лентой.

    Ячейка 4 рассказывает о том, чем являлся объект (система) в прошлом.(Чем была елочка до того, как стала елочкой?) . «Прошлое системы».

    Будущее системы рассматривается в 5-й ячейке. Что произойдет с этим объектом? «Будущее системы».

Таким образом получаем об объекте разнообразную информацию. С детьми младшего дошкольного возраста достаточно остановиться на этих позициях. Старшие дошкольники способны рассуждать более глубоко.

    Если рассматривать систему в прошлом, то можно обнаружить, что у нее есть и собственная надсистема и подсистема. Если птица в прошлом была яйцом, то надсистемой яйца могли быть и гнездо с другими яйцами, и «мамин животик» (6 – надсистема системы в прошлом). А такой предмет, как книга, можно рассматривать с точки зрения происходивших с ней изменений: какой книга была в старину, как создавалась.

    Любая система в прошлом также имела свои составляющие. То же яйцо состояло из скорлупы, белка и желтка. А для книг, к примеру, использовалась береста.

    Точно также рассматривается и система в будущем – ее надсистема и подсистема (8, 9). Кем станет цыпленок? Какой будет книга в будущем?

Эта таблица может быть дополнена еще несколькими позициями:

    Антисистема – условно говоря, враги нашего объекта.

    Нейтральная система – то, что никак не реагирует на наш объект, равно как к объекту все равно, существует нейтральная система или нет. Например, слону все равно, есть ли у нас дома шкаф.

1.9. Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

    выявление творческих способностей детей;

    расширение представлений о содержании музейной культуры;

    развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

    создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

II. Практическая часть

2.1.Обсуждение. Цель: определить понимание темы.

Вопросы для обсуждения:

    Какие задачи воспитания и развития детей позволит решить педагогу организация мини-музея?

    Какой этап организации мини-музея является для Вас самым трудным?

    Какую тематику мини-музея Вы бы хотели для себя выбрать? Определите его место, оформление, содержание?

III. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов консультации.

Схема описания экспонатов в каталоге .

Рисунок (фотография) экспоната
Название:
(Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.)
Где собран:
(Указывается место сбора, его особенности: например, Урал - горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.)
Кем собран:
(Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.)
Краткая информация об экспонате:
(Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы - например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.)
Как использовать в работе с детьми:
(При изучении каких блоков программы используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).
Дополнительная литература:
(Перечисляется литература для педагогов; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания.)

Литература:

1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.