Меню
Бесплатно
Главная  /  Психология  /  Организация гражданско-патриотического воспитания личности в республике беларусь

Организация гражданско-патриотического воспитания личности в республике беларусь

Свобода в самом широком смысле есть возможность осуществления субъектом -

индивидом, социальной группой или об­щностью активной деятельности в соответствии со своими на­мерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он доби­вается поставленных целей. Свободолюбие-это отношение к сво­боде как социальной ценности во всех аспектах ее проявления.

Патриотизм (от греч. - родина, отечество) есть нрав­ственный и политический принцип, социальное чувство, содер­жанием которого является любовь к своему отечеству, предан­ность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление за­щищать интересы родины. Как и свобода, патриотизм есть на­иважнейшая социальная ценность, один из самых значимых факторов обеспечения жизнедеятельности сообщества людей.

Свободолюбие и патриотизм - взаимопредполагающие и взаимодополняющие чувства. Во все времена они вдохновляли людей на подвиги, на самопожертвования, которые воспеты в лучших произведениях мировой художественной культуры.

Свободолюбие принадлежит к самым сокровенным нацио­нальным чувствам белорусов, корни которых уходят в недра их истории. Будучи потомками древних или, иначе, летописных славян, белорусы, равно как и другие славянские общности, унаследовали от своих предков те черты, которыми славяне из­начально отличались от других этнических общностей. Среди таких черт, безусловно, их свободолюбие. Именно это свойство славян бросалось в глаза представителям тех народов, с которы­ми славяне каким-то образом взаимодействовали. Приведем свидетельство на сей счет греческого историка Маврикия Стра­тега (конец VI в.): «Племена славян и антов, - пишет Маврикий, - сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению; они храбры, преимущественно в своей земле, и выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, на­готу, недостаток в пище... находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени» .



Патриотизм как одно из наиболее глубоких национальных чувств белорусов также формировался на протяжении многих ве­ков их истории. С образованием Древнерусского государства восточные славяне стали осознавать его пространства как край своих отцов, как родную землю, которую живущие на ней поколения должны беречь, защищать и приумножать. Напомним еще раз о том, как глубоко переживали за судьбу своей родины - Руси - такие наши соотечественники, как Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский. В этой связи можно упомянуть также неизвестного автора «Слово о полку Игореве», который много говорит о Полоцкой земле и ее князьях. Видимо, на этом основании белорусско-польский поэт и краевед В. Сырокомля (1823-1862) считал «Слово» стародавней белорусской песней . Общеизвестна оценка данного произведения как призыва к русским князьям о прекращении усобиц, об объединении перед лицом нависшей над русской землей страшной внешней опасностью. «Слово» представляет собой страстную и взволнованную речь патриота, речь то гневную, то печальную и скорбную, то неизменно полную веры в родину, полную гордости ею и уверенности в ее будущем.

На протяжении всех последующих этапов своего исторического развития белорусы неизменно проявляли эти чувства- свободолюбие и патриотизм. С ними связана также и гамма других чувств - отважность, упорство, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию ради свободы, которые неотъемлемы от национального характера. Особенно мужественными и решительными белорусы делаются в периоды войн, когда они вынуждены вставать на защиту своего отечества. Это наво­дит на мысль о том, что опасные ситуации в жизни белорусов пробуждают скрытые в их социогенетическом «коде» способ­ности к борьбе, упорству, сопротивлению, к проявлению дру­гих лучших качеств их предков.

Формой проявления не только демократизма, но и свобо­долюбия ближайших предков белорусов был полоцкий вече­вой строй. В этой связи интересен фрагмент из «Хроники Ве­ликого княжества Литовского и Жемойтского» с характер­ным названием: «О полоцкой свободности, или Венеции». Суть «полоцкой свободности», по мысли летописца, - в представительной системе управления, контроле городско­го вече над княжеской властью. Летописец отмечает, что «держали на той час землю русскую сами мещане полоцкие», которые «о справах своих и потребах речи посполитое и дер­жав своих радили». Причем, считает он, полоцкое «свободность», или практика решать общие дела демократическим путем происходит от «оных славных справ грецких афинеев и лацедемов». В этом же летописе Полоцк сравнивается с Ве­нецией, богатым средневековым торговым городом-респуб­ликой .

Здесь следует добавить, что с Полоцком связан еще один пример свободолюбия наших предков, уже на индивидуальном уровне проявления. Мы имеем в виду трагическую судьбу по­лоцкой княжны, красавицы Рогнеды, которая по собственной воле избрала себе мужа-князя, но была с помощью насилия уве­дена и взята в жены другим князем. Она не смогла забыть сво­ей, как теперь бы сказали, малой родины и не смогла простить мужа, киевского князя Владимира, совершившего насилие над ее княжеским родом. Образ гордой и свободолюбивой поло­чанки прошел сквозь толщу столетий и засиял новым немерк­нущим светом в поэзии, художественных полотнах и в музы­кальных произведениях.

Мы уже отмечали значение творчества отечественных мыс­лителей в формировании гуманистического и демократическо­го идеалов белорусского народа. Их интеллектуальная деятель­ность составляла необходимую морально-психологическую предпосылку и для проявления свободолюбия и патриотизма белорусов в практической жизни, для становления у поддан­ных ВКЛ высоких гражданских качеств.

Можно со всей определенностью утверждать, что Фран­циск (Георгий) Скорина явился основателем национально­патриотической традиции в истории отечественной культу­ры, что поистине было новаторским для того времени явле­нием. Если большинство европейских средневековых мыс­лителей ориентировались на универсальные, общечеловечес­кие ценности, то для Скорины приоритетное значение име­ли интересы своего отечества, ответственность перед роди­ной, ее народом или, как он сам пишет, перед «братьями русью, людьми посполитыми». Патриотическое начало в его мировоззрении наиболее выразительно сформулировано в следующих словах: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведаюць гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, - тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имеють» . Во всех своих произведениях он призывал соотечественников, в том числе государственных деятелей, не жалеть «всякого тружания и скарбов для посполитого доброго и для отчины своея» .

Усилия интеллектуальной элиты общества не могли не при­нести желаемых результатов. Установка на свободу, чувство патриотизма становились элементами культуры различных сло­ев народа, эти ценности решительно утверждались в социаль­ной, политической, правовой, экономической, религиозной, культурной областях жизни. Даже в период, когда идея свобо­ды подвергалась решительному давлению со стороны папства (Контреформации), король и великий князь Владислав IV, учитывая жизненные ценности белорусов и обращаясь к одному из шляхтичей Новогородского повета, писал: «Все жители на­шего государства не представляют себе большего счастья, чем свобода, за которую они готовы не только отдать свое имущество, но и рисковать жизнью» .

Свободолюбие белорусов во времена Великого княжества Литовского своего наибольшего проявления достигает в со-циально-экономической и политической жизни городов, особенно таких крупных, как Полоцк, Вильно, Витебск, Могилев, Минск, Брест, Гродно и др. Еще раз напомним, что традиция городского самоуправления возникла в эпоху Киевской Руси. В период ВКЛ общественная жизнь городов поднимается на новый уровень, с предоставлением им так называемого магдебургского права она получает свое юри­дическое закрепление.

Магдебургское право

Феодальное городское право. Сложилось в немецком городе Магдебург в ХII-ХVII вв. Являлось юридическим закреплением результатов борьбы го­рожан с феодалами за свои права и свободы, за право самоуправления. Имело универсальный характер, т.е. трактовало различные виды правоотно­шений: деятельность городской власти, суда, его компетенцию и порядок су­допроизводства, вопросы земельной собственности «в пределах города», нарушения владения, захвата недвижимости, устанавливало наказания за различные виды правонарушений. Особое место занимали нормы, которые регулировали торговлю и ремесленничество, деятельность цехов и купече­ских гильдий, порядок налогообложения. Воспринято многими городами Восточной Германии, Восточной пруссии, Силезии, Чехии, Венгрии, Поль­ши. Магдебургское право имели около 60 городов и местечек Беларуси.

Патриоты ли наши молодые? Что для молодых белорусов сегодня патриотизм? На эти и другие вопросы пытались найти ответы участники круглого стола в пресс-центре «АиФ».

Участники:

Александр МЕТЛА, воин-интернационалист, полковник запаса, директор благотворительного фонда "Память Афгана"

Алесь ПЛОТКО, пресс-секретарь кампании "Будзьма беларусамi!"

Андрей ШУБАДЕРОВ, начальник военного информационного агентства "Ваяр", специалист Министерства обороны в области создания и запуска перспективных инофрмационых проектов

Ольга ПАВЛОВСКАЯ, ведущий научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Беларуси
  • «АиФ»: Что такое «патриотизм» с научной точки зрения? Трансформировалось ли это понятие по сравнению с 70-80-ми годами 20 века?

Ольга Павловская (О.П.): Патриотизм - одно из важнейших моральных качеств человека, в котором выражается сопричастность его к своей Родине, народу, государству, истории и культуре, проявляется его способность участвовать в совместных действиях на благо общества, готовность отстаивать и защищать общественные устои и национальные интересы.

Естественно, в зависимости от того, в какое время живет человек, какие его волнуют проблемы, понятие патриотизма наполняется различным содержанием. В советское время понятие «патриотизм» было достаточно устойчивым. Вся система образования и воспитания четко работала на формирование этого качества в человеке. Переходные условия конца XX – начала XXI вв. наложили свой отпечаток на формирование понятия патриотизма. Поэтому появились новые акценты в его содержании.

Сегодня это понятие наполняется более конкретным содержанием, связанным с личной жизнью человека, кругом его общения, со всем тем, что ему близко и дорого. Подтверждением этому могут быть результаты социологических исследований по проблеме ценностных ориентаций молодежи. В иерархии ценностных предпочтений самым высоким рейтингом обладают такие ценности, как семья и дети, здоровье, друзья, любовь. Ценности «жизненная мудрость», «самосовершенствование», «познание мира», «Родина», которые являются более абстрактными по своей сути, пока еще недостаточно актуализируются в сознании современных молодых людей. Однако то, что на первые позиции выводятся традиционные ценности семьи, любви, дружбы, необходимо положительно оценивать, т. к. они являются базовыми для формирования чувства патриотизма у современных молодых людей.

Следует подчеркнуть, что сегодня существует целый ряд проблем нравственно-воспитательного характера, на решение которых необходимо обратить внимание и направить усилия государственных и общественных структур, в том числе и на решение проблемы патриотического воспитания белорусской молодежи.

  • «АиФ»: Что для вас патриотизм?

Андрей Шубадеров (А.Ш.): Патриотизму научить невозможно. Он воспитывается в семье. Патриотизм – это подчинение своих частных интересов интересам Родины. А с другой стороны, надо понимать, что Родина – это все мы. Достижения и успехи страны – это наши общие достижения. Мне часто приходится общаться с молодежью. Нельзя сказать, что они не патриоты. Они просто другие. Им достаточно самосовершенствоваться и приносить пользу своей стране трудом, знаниями и т.д.

Александр Метла (А.М.): Понятие патриотизма тесно связано с военно-патриотическим воспитанием. Если мы об этом не говорим, оно забывается.

Часто приходится спорить с утверждениями, что военно-патриотическое воспитание - это якобы заслуга коммунистической системы. Тогда я всегда задаю вопрос: «Существовали ли в 1812 году профсоюзы, комсомол? Нет. Но ведь народ поднялся с вилами, граблями на защиту своей страны. Если ты любишь свою семью, дом, Родину, то ты невольно становишься участником важных событий. Если твоей семье угрожает опасность, ты обязан ее защитить. В этом и состоит патриотизм».

Сегодня у современной молодежи преобладают пацифические настроения. Но это не означает, что у них нет интереса к военным событиям прошлых лет. Наша главная задача - не критиковать, а, начиная с детского сада, работать над воспитанием чувства патриотизма у молодежи. В школе учителя должны не «вдалбливать», а напоминать ребятам о патриотизме. Нужно сделать так, чтобы у них появился интерес к этой теме.

Алесь Плотко (А.П.): Патриотизм – это не только любовь к Родине,но и любовь к своему народу. А люди у нас разные. Важно понимать, что мы все – это один народ. Но мы «уникальная» нация: белорусы не хотят быть активными. Согласно данным наших исследований, если спросить белоруса о его национальных особенностях, он отвечает, что мы «памяркоўны» народ. При этом на вопрос: «Какой вы человек?» каждый отвечал: «Я активный гражданин своей страны». Получается парадокс. Мы говорим, что нация - это что-то пассивное, а я сам - активный человек. У нас существует проблема оторванности человека от общества. Многим надо научиться любить свой народ. А это важная часть патриотизма.

  • «АиФ»: Не секрет, что у молодежи на первом месте стоит материальная составляющая. Соответственно, многие духовные ценности, в том числе и патриотизм, уходят на задний план…

А.П.: Это действительно так. Молодежь вынуждена жить в таких условиях. Это не их выбор. Такое время.

А.Ш.: Для чего молодежь стремится к материальному благополучию? Чтобы самосовершенствоваться. Молодой человек сможет построить дом, вырастить детей – будущих граждан нашей страны. Это тоже элемент патриотизма.

Кстати, впервые в концепции Национальной безопасности отмечена одна интересная вещь: в военной сфере одной из внутренних угроз является снижение чувства патриотизма. Сегодня не надо разделять патриотическое и военно-патриотическое воспитание. Получается, что армия воспитывает патриотов. А что делают остальные? Неважно кто ты: военный, журналист или шахтер. Если человек трудится на благо своей Родины, то он и есть патриот.

О.П.: По результатам многих социологических исследований, эти ценности достаточно высоко оцениваются молодыми людьми, но первые позиции, как я уже говорила, отдаются ценностям семьи, любви, дружбы, которые относятся к разряду духовных.

С точки зрения обеспечения национальной безопасности необходимо сказать, что в молодежной среде в настоящее время существуют гораздо более серьезные проблемы: распространение наркомании, злоупотребление алкогольными напитками, преступность среди несовершеннолетних, проституция, явно выраженное падение нравов и др. – они носят латентный характер и могут быть расценены как внутренняя угроза, способная расшатать общественные устои, дестабилизировать социально-политическую обстановку. Все это актуализирует проблемы активизации и повышения эффективности нравственно-воспитательной и культурно-просветительской работы среди молодежи.

Теоретическое осмысление этих проблем и выработка практических рекомендаций по их решению нашли отражение в подготовленной нашими учеными коллективной монографии «Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека» (Минск, «Белорусская наука», 2011 г., 451 с.). В этой работе особое внимание уделяется и проблеме воспитания гражданственности и патриотизма, которое должно стать ключевым направлением в системе идеологической работы в нашей республике.

  • «АиФ»: Минобороны активно применяет современные технологии в военно-патриотическом воспитании молодых людей. Есть ли у вас обратная связь с молодежью?

А.Ш.: Сегодня достучаться до ребят учебником по истории можно, только если бить им голове. Социальные сети, компьютерные игры – вот чем они живут. Мы нашли такой путь через компьютерные игры. Игры «Ил-2» Штурмовик», «Мир танков», «Багратион» требуют огромного количества прикладных знаний. Например, чтобы летать на самолете, необходимо знать его устройство, вооружение, характеристики, тактику действий и др. За то время, что мы занимаемся популяризацией компьютерных игр в интересах военно-патриотического воспитания допризывной подготовки молодежи, могу уверенно сказать: играя в такие игры, парень становится патриотом.

  • «АиФ»: Алесь, ваш ролик про историю стал очень популярным в Интернете. Помогает ли знание истории привить любовь к Родине?

А.П.: Молодые люди - это факт - очень мало читают. Они в Интернете, в социальных сетях, на форумах. Самое главное для тех, кто хочет говорить с молодёжью, - жить жизнью молодых людей, понять, как они думают. Когда создавался мультфильм «Будзьма беларусамі!», стояла задача сделать популярными Ефросинью Полоцкую, Витовта, Скорину, Бориса Кита и других людей, без которых Беларуси просто не было бы. Поэтому было решено воплотить идею целиком современными средствами - хип-хоп нарратив плюс анимация.

  • «АиФ»: Как молодежь сегодня относится к событиям Великой Отечественной войны? Понимает ли она, что сделали для нас всех ветераны?

О.П.: Великая Отечественная война все более отдаляется от нас по времени, но это нисколько не может умалить ее значения для существования белорусского народа, общества, государства. Память об этой войне, великой победе становится важнейшей духовной ценностью для наших людей. Лично для меня, хотя я отношусь к послевоенному поколению, эта война оставила неизгладимый след в моем сознании. Это и очень отчетливое детское ощущение опасности новой войны, и воспоминания многих участников военных событий, с которыми я лично встречалась, и школьный музей боевой и трудовой славы, в котором я проводила экскурсии, и партизанские землянки, окопы, оружие и другие атрибуты военной жизни. Как отголосок этой войны, до сих пор в моей памяти - гибель мальчика из параллельного класса, который нашел в лесу неразорвавшийся снаряд, принес его в школу и взорвался прямо на уроке.

Конечно, современное молодое поколение в силу объективных причин имеет весьма слабые, расплывчатые представления о прошедшей войне. Вспоминается один случай, свидетелем которого я была. Пару лет назад 8 мая после торжественного собрания во Дворце Республики в автобус №100 вошли ветераны. Молодой человек сидел у самого входа, слушал музыку в наушниках и никак не отреагировал на стоящих рядом пожилых людей. Пассажиры стали возмущаться, сделали ему замечания. Только после этого, с явной неохотой и пренебрежением, он уступил место. Но ветеран отказался садиться: задели его чувство гордости и собственного достоинства. Было стыдно за этого молодого человека. Казалось бы, отдельный случай, говорящий о плохом воспитании данного парня, но в то же время в его лице выражается и определенное отношение в молодежной среде к пожилым людям, старшему поколению. Сегодня все больше ощущается разрыв между поколениями. Этого не должно быть. Преемственность поколений – это одна из основных закономерностей духовно-нравственного развития личности, общества и государства.

А.Ш: За своих детей ответственны родители, которые не воспитали в нем эти качества. Если каждый День Победы ребенок вручал гвоздику ветерану, он запомнит это на всю жизнь.

А.П.: Моё представление о Второй мировой войне целиком построено на мнениях двух людей, чей авторитет для меня незыблем. Первый – это мой дед Фёдор, партизан. Он очень просто относился к войне. Он никогда не делал из этого идеологии и не верил пропаганде. Он никогда не смотрел фильмы о войне: говорил, что все, что там показано, - «брахня». Я этому человеку верю. Они так жили. Я уважаю этих людей. Второй человек – это солдат Василь Быков, который писал о войне всю свою жизнь. «Получив победу, мы не получили свободы», - добавить к этим словам о значении Второй мировой войны для белорусов мне нечего.

А.М.: Война очень многогранна. Нельзя судить о ней по одному фильму или сериалу. В ней участвовали миллионы, и у каждого - свое видение, своя история.

А.Ш.: Большинству людей, которые прошли войну, тяжело о ней вспоминать. Но делать идеологию из Великой Отечественной войны надо. Но только не навязывать, а правильно говорить о том, что надо сделать все, чтобы такая война больше не повторилась.

О.П.: Говоря о патриотическом воспитании современной молодежи, важно сочетать традиционные формы и средства и новые информационные технологии. Что касается военных компьютерных игр, то акцент в них все равно делается на слове «военные», а это, естественно, в сознании человека ассоциируется с проявлением жестокости, насилия, агрессии, гибелью людей. Замечу, что сегодня насилия и жестокости слишком много исходит с экрана телевизора. Привыкая к насилию в виртуальном мире, молодой человек невольно может его переносить и в мир реальный.

Мы сегодня живем в мирное время, поэтому в патриотическом воспитании необходимо серьезное внимание уделять тем формам и средствам воспитательного воздействия, которые позволяют молодым людям должным образом реализовать свои способности в учебе, профессии, творчестве, семейной жизни. И, конечно, всегда надо помнить о минувшей войне, о подвиге народа, о той огромной человеческой цене, которую пришлось заплатить за мир и спокойную жизнь. Война – это всегда страшно, несмотря на ее различные формы, в том числе и современные – информационная, психологическая, экономическая и др.

Термин «белорусская идея» используется по аналогии с философским термином «русская идея», введенным Вл.С. Соловьевым в 1887-88 г.г. для обозначения русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества . Для русской идеи, подчеркивал Вл. Соловьев в своем докладе в Париже (1888) под названием «Русская идея», вышедшем вскоре в виде брошюры “L’ idée russe”, отмечал, что сущность русской идеи совпадает с христианским преображением жизни, построением ее на началах истины, добра и красоты. Соловьевская формулировка русской идеи призывала к единству Востока и Запада, соответствовала его философии всеединства и наряду с идеей Ф.М.Достоевского о «вселенской отзывчивости» русской души рассматривалась как религиозно-общественный идеал, обращенный в будущее, способствовала подъему русского духа в России начала 20 в. Основатель евразийства Н.С. Трубецкой и его сторонники конкретизировали русскую идею в отношении «субъекта русской культуры и государственности», выступили инициаторами полидисциплинарного направления «россиеведения», соединяющего усилия философов, обществоведов, естествоиспытателей и подчеркивали плодотворность для России «экономического западничества», т.е. следования западной экономической модели, отрицая одновременно «космополитизм» и «интернационализм» как неприемлемые для России формы логичного «стремления к общечеловеческой культуре». И.А. Ильин, как крупнейший теоретик линии государственников, также высказался против «христианского интернационализма», понимающего русских как «какой-то особый «вселенский» народ, который призван не к созданию своей творчески-особливой, содержательно-самобытной культуры, а к претворению и ассимилиляции всех чужих, иноземных культур» 4 . Главной целью Ильина была реабилитация ценностей консерватизма и обоснование русского национализма и патриотизма как духовно-культурных, а не политико-идеологических феноменов. Не отказываясь от христианских перспектив и измерений русской идеи, Н. Бердяев в книге «Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века» (Париж, 1946) отчетливо заявил о существовании собственных национальных интересов России с ее интеллектуальной историей как целостности, без изъятий и искусственных перерывов, ее органического развития, в соответствии с чем в его 10 главе равноправно присутствуют Петр I, декабристы с Радищевым, Белинский и Пушкин, Достоевский и Гоголь, славянофилы и Тютчев, Соловьев, Толстой, Герцен, Розанов, Чернышевский, Писарев, Ленин, Кропоткин, Бакунин, Михайловский, Леонтьев, Федоров, культурное возрождение начало 20 века.

В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны.

Формирование белорусской идеи как систематизированного обобщения национального самосознания, имеет глубинные корни и представлено, как в рационализированной, социально-философской и общественно-политической форме, так и в образно-типизационном, художественно-литературном выражении. Суть ее заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия и борьбы белорусского народа, его национальной идентичности и самости, генетических истоках исторического предназначения, идей сосуществования, основаниях уникальности, особенностях национального характера, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности. Становлению белорусской идеи способствовали ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси, социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий), развитие философско-белорусского самосознания в ХХ в. (А. Гарун, Н. Абдиралович-Канчевский и др.), философско-публицистические выступления и произведения (К. Калиновский, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала, В. Ластовский). Мощная волна национального возрождения взламывает старые формы, раскрывает тайны о начале белорусской государственности, исторических событиях и личностях, «белых» пятнах национального самоутверждения и самоидентификации, утверждает величие нашего прошлого и обосновывает веру в будущее белорусского народа, как уникального субъекта истории и органического компонента европейской и мировой цивилизации. Национальная идея является источником духовного обогащения, формирования гуманистического мировоззрения, высоких гражданских качеств, возрождения исторической памяти и национального самосознания, чувства гражданской гордости и патриотизма, национально-культурного возрождения Беларуси.

Национальная идея формируется лишь в контексте традиций национальной культуры, ибо традиция (от лат. - передача, предание) – это способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, норм поведения, мировоззренческих установок, форм сознания и человеческого общения. Традиция характеризует связь настоящего и прошлого, выступая своего рода посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности. Противоречивость традиции проявляется в том, что она, с одной стороны выглядит как консервация прошлого, символ «отставания», «отсталости» и неизменности, с другой стороны - выступает как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия. В то же время развитие культуры невозможно представить без создания новых культурных продуктов и образцов, или так называемой культурной инновации, благодаря чему формируется национальная культура.

Национальная культура - культура определенной нации, сложившаяся на протяжении ее исторического развития на основе этнической культуры. Белорусская национальная культура сложилась на основе культуры белорусского этноса во взаимодействии с культурами других этнических групп -украинцев, русских, литовцев,и др. Своеобразие белорусской культуры определили ее тесные взаимоотношения с другими народами, «пограничный» характер. Белорусская культура на протяжении всего своего развития всегда чувствовала влияние других культур и сама значительно повлияла на соседние культуры. Тесные взаимоотношения были обусловлены географическим положением Беларуси (расположение между Востоком и Западом), прохождением через страну двух больших культурных регионов (влиянием двух миров) - православно-византийского и римско-католического.

Особенности самоидентификации белорусов как соотнесенности человека с определенной культурой, его принадлежности к этой культуре и осознании этого факта, определяет пограничный характер их культуры, постоянный тесный контакт с другими цивилизациями, особое положение белорусских земель, которые находились на перекрестке торговых путей, водоразделов Черного и Балтийского морей, в географическом центре Европы, наличие воинственных соседей и мощных военных государств, размещавшихся по всему периметру белорусских границ.

Белорусские земли и в прямом, и в переносном смысле всегда находились на перекрестке международных дорог, влияний, интересов, культур. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой «путь». Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной культурной традицией. Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей ее истории. Одним из первых сформулировал идею белорусского пути И. Абдзиралович (Кончевский).

В последние десятилетия вопрос культурной самоидентификации белорусов приобрел наибольшую остроту. Это связано с теми глобальными изменениями, которые сейчас происходят в мире: расширением средств массовой коммуникации и информации, современными глобализационными процессами, особенностями культурной ситуации, изменением геополитического пространства, нарушением привычных культурных связей, проблемой интеграции и сохранения собственной культурной идентичности (самобытности).

В силу особого географического положения Беларуси, находящейся на стыке двух центров - западного римско-католического и восточного православно-византийского, ее территория часто подвергалась постоянному переделу. Возможно, этим объясняется то, что самоидентификация белорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону («тутэйшыя»), социальной группе (православные, католики и т.д.), клану, роду, семье, возвышаясь иногда до уровня нации и государства. Отсутствие непрерывной традиции, воздействие различных культур и цивилизаций затрудняли процессы идентификации белорусов, не давали четких критериев определения культурной принадлежности.

Белорусам сегодня необходимо самоопределиться, «найти самих себя», иметь довольно сил, что гарантировало бы равноправное участие в свободном обмене передовыми идеями и течениями мысли в духовной жизни восточного и западного регионов, помогло процессу самоидентификации и формированию чувства патриотизма. Чувство патриотизма играет особую роль в формировании современных мировоззренческих приоритетов белорусской государственности. Патриотизм (от греч. – patris – родина, отечество) – идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине, способствующие ее успехам во всех сферах внутренней жизни, повышению ее могущества и укреплению авторитета на международной арене. Патриотизм – это осознание общности интересов людей, веками живущих в обособленных отечествах, уважение к историческому прошлому своего народа, гордость за его достижения и горечь за неудачи, беды и ошибки предков и современников, активная деятельность по созданию нового, прогрессивного. Обязательной стороной подлинного патриотизма является уважение к другим народам, их языку, культуре, истории.

Патриотизм исключает как национальный нигилизм, так и «квазипатриотизм» - гипертрофированное представление о своей нации, противопоставляющее национальное общечеловеческому, отечественное – интернациональному. С патриотизмом несовместимы сепаратизм, национализм, шовинизм. За этими аномалиями стоят общественные силы, интересы которых противоречат тенденциям исторического прогресса, преследующие корыстные, узкоклассовые цели. Патриотичной может быть лишь политика, идущая из глубин народного бытия, вырабатываемая и осуществляемая для блага конкретных, реально действующих людей, образующих данную историческую общность, и не в ущерб другим народам.

На современном этапе развития Республики Беларусь патриотизм приобрел особую значимость и приоритетность. Жизнь неумолимо требует объединения всех патриотических сил в народное движение по решению задач демократического реформирования общества и государства, возрождению и обогащению национальных традиций, упрочению многообразных отношений и связей с другими странами и народами.

Формирование патриотизма, развитие белорусской культуры, следование ее традициям и становление национальной идеи несовместимы с национализмом . Сущность национализма как соответствующей идеологии состоит в абсолютизации собственной национальной выделенности и исключительности с одновременным недоверием к чужим этническим общностям, а в крайних проявлениях - отказом им в праве на существование. Исторически национализм как политический принцип формировался в процессе образования национальных государств, распада империй и отделения колоний от метрополий. В экстремальных вариантах проявления национализма происходит фетишизация собственно этнического начала, которое начинает рассматриваться как предельное основание бытия данной общности людей. Идеология национализма постулирует также приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим. Национализм абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к упрощению, застою и упадку данной национальной культуры.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы идеологии белорусского государства

Предисловие.. понятие идеология неразрывно связано с системным анализом политических правовых нравственных и эстетических..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основы идеологии белорусского государства
Под общей редакцией профессора С.Н. Князева и профессора С.В. Решетникова МИНСК УДК ББК

Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
Политическое сознание – это совокупность общезначимых для данного социума знаний, ценностей, норм, убеждений, верований, в которых отражается политика как особая сфера социальности. Но политическое

Власть идеологии. Функции политической идеологии
Власть идеологии – это особая власть. Это власть над сознанием людей и возможностью управлять и манипулировать сознанием как на массовом, так и индивидуальном уровне. Идеологии являются наиболее ва

Идеология государства – специфический тип идеологии
Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимно дополняют друг друга, создавая единую идеол

Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
Без духовной энергии невозможно созидание эффективной экономики и процветающего общества. Важной проблемой идеологии белорусского государства является соотношение инноваций и традиции как

Формирование иделогии белорусской государственности
Дискуссии по проблеме формирования идеологии национальной государственности ведутся во всех государствах СНГ. Во всех этих дискуссиях проводится мысль о том, что поскольку народ выступает одним из

Перспективы развития идеологии белорусской государственности
Конституционное закрепление новых форм государственной и общественной жизни знаменует и новый этап национально-государственного самоопределения Беларуси. Обычно принято рассматривать право наций на

Распад советской государственности
Конец 80-х и начало 90-х годов ознаменовались бурным развитием политического процесса на всем пространстве союзного государства. В результате политическая система общества претерпел

Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
Второй этап преобразований властных отношений начался в Беларуси со второй половины 1991 года и завершился избранием Президента в июле 1994 года. Он вошел в историю страны как период борьбы за влас

Укрепление белорусской государственности
Третий период реформирования системы власти и управления начался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября 1996 года. В этот период были приняты законы о президенте, Верх

На пути к союзному государству
Ушел в историю XX век - век величайших научных открытий и выхода человека за пределы Земли, серьезных испытаний нашей цивилизации, трагических ошибок и заблуждений. В новое тысяче­л

Определение идеологии
Идеология – это система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики – классов, наций, общества, по

Основные типы идеологии
Либерализм (от лат. liberalis – свободный) своими корнями либерализм уходит в рационалистические и просветительские учения XVII–XVIII веков, сыгравших прогрессивную роль в деле критики западноевроп

Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
Понятие и сущность конституции Слово “конституция” происходит от латинского constitutio – установление, строение. В настоящее время в юридической литературе приводится мног

Понятие и политико-правовое значение суверенитета
Суверенитет государства, народа, нации. Их взаимосвязь Осoбеннoсти гoсударственнoгo стрoительства в сoвременных услoвиях oбусловливаются oбретением республикoй гoсуд

Характеристика основ конституционного строя
Человек, его права и свободы как высшая ценность Отличие конституционного строя демократического государства от тоталитарного заключается в принципиа

Демократическое государство
В соответствии с Конституцией Республика Беларусь – демократическое государство. Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический пл

Правовое государство
Одной из насущных проблем организации общества является установление такого соотношения интересов личности и государства, при котором, с одной стороны, обеспечиваются свобода и достоинство человека

Социальное государство
В литературе отмечаются следующие признаки социального государства: 1) оно ответственно за существование общества; 2) в нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом

Светское государство
Светским можно считать такое государство, в котором никакая религия не устанавливается в качестве обязательной и где обеспечивается свобода вероисповедания. Для светского г

Политическая культура как сфера духовной культуры
В современную историческую эпоху в социальных процессах все более заметную роль играет политическая культура. Политическая культура – это «система исторически сложившихся пол

Проблемы формирования политической культуры
В Республике Беларусь в настоящее время в целом стабильная политическая ситуация – в нашем государстве нет противостояния между гражданами и властью, отсутствуют какая-либо межэтническая конфронтац

Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
Формирование и функционирование политической культуры органично связано с идеологией и идеологическими процессами. Термин «идеология» ввел в научный оборот французский мыслитель Дестют де Траси в н

Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
Если до сих пор в большей мере решались теоретические вопросы, связанные с моделированием концептуальных основ идеологии белорусского государства, то в настоящее время акцент смещен в практически-п

Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение политической культуры. 2. Перечислите основные качественные характеристики политической культуры. 3. Назовите основные типы политической культуры. 4.

Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
Место и значение СМИ в нашей жизни трудно оценить однозначно. С одной стороны, они получают все большую власть в современном обществе, становясь, в частности, важнейшим фактором политической борьбы

Идеологическая функция средств массовой информации
Основным связующим звеном между журналистикой и идеологическими процессами является государственная политика в сфере СМИ, регулирующая: - внутрижурналистские отношения (учредитель, издател

Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
За последнее время существенно изменилась роль профсоюзов в обществе. Современный правовой статус профсоюзов позволяет им сосредоточиться на представительстве и защите социально-эко

Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
Историческое значение профсоюзов состоит в том, что они, защищая интересы и права рабочих, стали основой развития рабочего движения. Именно профсоюзам принадлежит инициирующая роль

Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
Действительная сила профсоюзов как неотъемлемой стороны в системе трипартизма в странах с переходной экономикой в значительной степени зависит от их собственных действий, гибкости и

Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
Идеология как система взглядов и идей способна фиксировать и отражать основные тенденции развития белорусской государственности. С развалом Советского Союза, в период становления не

Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
Переходный период в развитии экономических отношений в Беларуси явился для профсоюзов этапом проверки способности исполнять их истинную роль как массовой общественной организации, г

Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
Профсоюзное движение в Беларуси прошло большой и трудный путь развития. Будучи неоднородным на разных этапах по направленности, стратегическим и тактическим целям, меняя формы и мет

Социальное партнерство
Статья 14 Конституции Республики Беларусь определяет, что отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональн

Понятие и функции выборов в политической системе общества
Свободные и честные выборы – обязательное условие и элемент демократии в любой стране. Выборы представляют собой процедуру, регламентируемую правилами, в соответствии с которыми люд

Виды избирательных систем
Большое влияние на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы, – избирательная система. Эти правила закрепляются в избирательном праве каждой страны. Изб

Стадии избирательного процесса
Проведение выборов в органы государственной власти связано с разнообразными событиями: собраниями, митингами, встречами кандидатов с избирателями, публикациями в средствах массовой информации и т.д

Вопросы для самопроверки
1. Что такое выборы, и какие функции они выполняют в обществе? 2. Каковы права и обязанности избирательных комиссий? 3. Каковы основные отличия мажоритарной и проп


Значение института президентства Термин «президент» происходит от лат. Prаesidens, что буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена президентом называли председа

Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
Как считает белорусский конституционалист А.Г. Тиковенко: «Новая редакция Конституции 1996 года существенно обогатила теорию и практику разделения властей, значительно укрепила их с

Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
Наделение президента Республики Беларусь рядом полномочий во всех сферах государственного управления привело к формированию в республике особого института президентской власти. Президент Республики

Вопросы для самоконтроля
Каково значение института президентства в политической системе современного общества? Назовите основные этапы становления института президентства в Республике Беларус

Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
Одними из важнейших субъектов идеологической деятельности в современных обществах являются парламенты. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом завис

Структура и функции Парламента
В Беларуси парламент также состоит из двух палат. Парламент Великобритании состоит из Палаты общин и Палаты лордов, Франции - Национального собрания и Сената, конгресс США - Палаты представителей и

Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь
Реальной возможностью влияния парламентов на формирование и становление идеологии является законодательное содействие созданию необходимых объективных и субъективных условий, способствующих формиро

Идеология деятельности исполнительной власти
Исполнительная власть – органичная и эффективная часть политической организации общества. А эту власть «...в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – ц

Идеология экономической политики Правительства
Важнейшая функция Правительства – целенаправленное воздействие на экономику. Ее государственное регулирование предполагает организационно-практическую деятельность Совета Министров Республики Белар

Основные приоритеты в работе Правительства
При формировании целевой функции государство вырабатывает стратегические направления социально-экономического развития, берет на себя то, что неподвластно рыночной системе. Важнейши

Аграрная политика
В годы стабильного состояния экономики на долю агропромышленного комплекса республики (АПК) приходилось около 44 % валовой продукции, 40 % стоимости основных производственных фондов

Жилищное строительство
На начало 2001 года в Республике Беларусь 568, 8 тыс. семей и одиноких граждан состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий против 609 тыс. семей и одиноких граждан на

Социальная сфера как объект идеологической деятельности
Президент и Правительство, местные органы исполнительной власти уделяют пристальное внимание укреплению интеллектуальной основы общества – социальной сферы. Без развития всех компонентов этой сферы

Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
Решение усложняющихся социально-экономических задач, обеспечение устойчивого и безопасного развития Республики Беларусь обусловливают необходимость повышения эффективности работы всех органов госуд

Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
Процесс выработки идеологии государства в нынешних условиях, прежде всего, ориентируется на тот пласт общества, где решаются главнейшие созидательные проблемы, касающиеся трудовых коллективов и каж

Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
Реформирование местного самоуправления – процесс сложный, вторгающийся в основы политической системы общества, в функционирование всех без исключения ее составляющих частей. Оно требует существенно

Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления
Особенно важно, чтобы на местном уровне была создана ярко выраженная социальная технология идеологической работы. Ее слагаемые компоненты были в основном сформулированы на республиканском семинаре-

Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
Основой развития любого государства, гарантией его независимости, условием стабильности и эффективности жизнедеятельности общества выступает экономика страны. Экономика - это особая

Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
Выработка теоретических основ формирования белорусской модели социально-экономического развития потребовала изучения и обобщения зарубежного опыта функционирования рыночной экономики, сложившихся в

Условия формирования белорусской экономической модели
Находясь в составе бывшего Советского Союза, Беларусь была одной из наиболее благополучных его республик. На конец 80-х годов ХХ века приходился наивысший уровень ее социально-эконо

Экономическая политика Республики Беларусь
Государство играет центральную роль в экономической жизни общества. Его деятельность, как правило, связана с производством общественных благ, экономическим и социальным регулированием, развитием ко

Интегративная идея и национальные интересы государства
Весьма важным моментом понимания сущности политической системы общества является уяснение двух базовых понятий – национальная (объединительная, интегративная) идея и национальные ин

Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
Политические системы большинства современных стран имеют сходную структуру (включая законодательную, исполнительную и судебную ветви власти), однако при этом каждая имеет специфичес

Вопросы для самопроверки
Какое понимание нации принято Организацией объединенных наций? Какие есть подходы к пониманию общенациональной государственной объединительной идеи? Что та

Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
Исторический опыт показывает, что государства, достигавшие высоких вершин экономического, политического и культурного развития на определенных исторических этапах, всегда обращались

Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
Принятие государственных и политических решений на международном (глобальном) и внутреннем (страновом) уровнях требует от современных политиков, экономистов, субъектов различных вет

Вопросы для самопроверки
1. Почему на современном этапе актуализируется поиск философской мысли по обоснованию новых мировоззренческих и идеологических приоритетов и ценностей? 2. Какое содержание

Приоритеты в сфере образования
В современном мире признано, что система образования в значительной мере определяет социально-экономический прогресс общества. Образование является определяющим фактором не только р

Приоритеты в сфере здравоохранения
Необходимым условием трудового потенциала, главным критерием эффективности государственного управления является здоровье общества. Поэтому главной целью государственной политики в о

Приоритеты в сфере социальной защиты населения
Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое и семейное благосостояние, а для не

Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма
Культура – это важнейший компонент жизни государства, признак его цивилизованности. Культура оказывает особое влияние на становление государственности. Ее высокий уровень – залог фо

Религия в современной Беларуси
В периоды социально-политических неурядиц и потрясений, когда люди волею исторических судеб выталкиваются из привычной, устоявшейся колеи жизни, оказываются отчужденными от существующей системы, он

Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
Под “ конфессиональной политикой” понимается: 1. во-первых, комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к различным конфессиям, находящимся в равном полож

Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
Появление законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О свободе вероисповеданий и религиозных организаций» (новая редакция) вызвало острую полемику среди специалис

Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи
Особую актуальность для каждого государства в современных условиях приобретает проблема формирования молодежной политики, ведь молодое поколение воспроизводит общество не только биологически, но и

Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
Многие страны еще с начала 60-х годов начали проводить целенаправленную социальную, экономическую, культурную политику в отношении подрастающего поколения. В начале 60-х годов западное общ

Основные направления молодежной политики на современном этапе
В современных условиях неизмеримо возросла потребность в новых подходах, в новой стратегии и тактике социального и политического развития молодежи. Решение этой сложной проблемы невозможно

Внешняя политика и идеология государства
Под внешней политикой государства понимается деятельность той или иной страны на международной арене, направленная на осуществление взаимодействия с другими субъектами международных

Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
Республика Беларусь как суверенное государство появилась на политической карте мира 19 сентября 1991 года, когда Верховный Совет БССР принял закон о переименовании Белорусской ССР в

Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
История человеческой цивилизации свидетельствует, что с появлением института государства и присущей ему внешней политики и дипломатии одновременно появилась и публичная форма ее обо

Основы идеологии белорусского государства
Раздел I. Теория и методология идеологических процессов Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства


1. Лукашенко А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент // Народная газета. 2003. 29 марта. 2. Лукашенко А.Г. Послание Президента Ре

Организация гражданско-патриотического воспитания личности в Республике Беларусь

В настоящее время, для развития и процветания нашей республики мало, чтобы человек получил образование в какой-либо своей узкой специализации, также требуется, чтобы человек хотел работать и всячески способствовал развитию своей республики. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому и историческому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык и красотам родной природы. Данная проблема очень актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности.

Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности

В послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию отмечалось, что экономическое возрождение нашей республики не может состояться без гражданского становления каждого человека. От того, насколько человек почувствовал себя человеком, осознал свою сопричастность происходящему, ответственность за судьбу Отечества, от его ценностных ориентаций и мировоззренческих установок зависит содержание, характер, направленность социально-экономического и политического развития Республики Беларусь. Сегодня мир пришел к пониманию того, что основой решения глобальных экологических и социальных проблем является осознание того, что миру необходим человек самостоятельный, свободный и культурный.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Республики Беларусь, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. И наконец, способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений, оно консолидирует общество во имя процветания Беларуси.

Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Воспитание гражданина - одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания, усилия прежде всего следует сосредоточивать на формировании у учащихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Движение белорусского общества к социально справедливому, демократическому, цивилизованному государству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уже недостаточно быть просто нравственным человеком, квалифицированным специалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов республики Беларусь: герба, флага, гимна, символики других стран.

Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа не возможно полноценное развитие государства.

Для осмысления сущности патриотизма и гражданственности необходимо иметь в виду, что исторический генезис (от греч. genesis - происхождение) этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм и гражданственность являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий.

Гражданственность - долг, достоинство, ответственность, социальные практика и активность, формирование основ национального самосознания через систему идей о целях белорусского общества и гражданина, средствах их достижения; овладение способами реализации прав и ответственности по отношению к себе как личности, семье, окружающим, Отечеству, планете, признание и соблюдение Конституции РБ, овладение основами правовой культуры, социального жизнетворчества, осознание приоритетов белорусской модели развития (социального ориентированная направленность, многоукладный характер экономики - государственная и частная формы собственности); осмысление роли государственных социальных минимальных стандартов.

Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы. Содержание гражданской культуры направлено на формирование сообщества детей и взрослых, опирающегося на права человека и поощряющего достоинство и достижения каждого как условие развития правового государства.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся прежде всего к его философскому истолкованию: «Патриотизм (от греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины». В лексическом же значении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу».

Как видим, в этих определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество.

Таким образом, патриотизм можно определить, как любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре. Гордость за принадлежность к белорусскому этносу. Идентификация - соотнесение себя с обществом, его целями развития и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов.

Патриотизм - это чувство любви к своей Родине, выраженное в активной деятельности по ее процветанию и защите от врагов. В этом определении заложена сущность идеологии патриотизма в общем виде. Конкретно направленность патриотизма определяется его идеологической основой.

Идеологическую основу патриотизма в Республике Беларусь определяют:

  • наличие единой и неотчуждаемой территории Республики Беларусь с ее народом, историческими и культурными ценностями, достойными своего сохранения, развития и защиты;
  • наличие Конституции Республики Беларусь, гарантирующей построение и совершенствование демократического социального правового государства;
  • наличие государственной символики Республики Беларусь, которая выражает подлинно народные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному и перспективному развитию нашей Родины;
  • единство народа вне зависимости от этнической и идеологической неоднородности общества;
  • приверженность Республики Беларусь общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества;
  • неравномерность общественного развития и наличие национальных Вооруженных Сил практически во всех государствах мира, что не исключает возможности вооруженных конфликтов.

Эти предпосылки определяют патриотизм Республики Беларусь как мир, направленный на совершенствование и защиту своего демократического социального правового государства и сотрудничество с другими государствами.

Главными целями патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь является привитие молодежи любви к Беларуси, формирование у нее устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов.

Для реализации этих целей в данный момент необходимо выполнение конкретных задач, основными из которых являются:

Привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа Беларуси;

Разъяснение Конституции Республики Беларусь, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;

Привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу Республики Беларусь, основанным на героической и полной драматизма истории белорусского народа;

Воспитание понимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строить высокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мирового сообщества;

Воспитание чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;

Воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Беларусь. Интернациональное воспитание;

Привитие любви и уважения к белорусскому языку как языку коренного населения Беларуси, русскому и другим языкам народа Республики Беларусь;

Раскрытие красот белорусской природы, убеждение в необходимости охраны экологической среды;

Организация выполнения оборонно-спортивных комплексов и нормативов;

Воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и к защитнику Отечества, воину;

Формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республике Беларусь;

Убеждение в необходимости для Беларуси мира и международного сотрудничества.

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи как подсистема общевоспитательной системы Республики Беларусь основывается как на общих принципах воспитания, так и на своих, специфических, из которых можно выделить следующие:

Сочетание в патриотическом воспитании государственных и общественных начал. Государственные начала предусматривают работу по патриотическому воспитанию молодежи государственных учреждений. Эти начала особо актуальны в воспитательной работе с молодежью во всех учебно-воспитательных учреждениях и Вооруженных Силах Республики Беларусь. Общественные начала патриотического воспитания молодежи строятся на основе добровольности, инициативы, творчества. Принципиально важно, чтобы как государственные, так и общественные начала в патриотическом воспитании молодежи обязательно присутствовали и взаимодействовали между собой.

Национальное равноправие и единство. Этот принцип в настоящее время является ключевым. Беларусь - унитарное государство, но оно не мононационально. Национальные амбиции, конфликты или противостояния могут инициировать элементы патриотизма в той или иной национальной группе, но они коррозируют патриотизм граждан государства в целом. Патриотическое воспитание, напротив, способствует подавлению межнациональных конфликтов, оно консолидирует общество.

Историзм и объективность. Почти по всему комплексу патриотического воспитания молодежи достижение конечной воспитательной цели становится возможным только через показ исторического примера, проведение исторической аналогии, изучение и анализ исторического опыта. Это превращает историзм из отличительной черты в принцип патриотического воспитания молодежи. При этом чрезвычайно важна объективность представляемой информации на уровне возможного в данный исторический момент.

Миротворчество через патриотизм. Молодежь в ходе патриотического воспитания приходит к неизбежному выводу, что процветание ее Отечества без мира весьма проблематично. Таким образом, истинный патриот всегда миротворец, а это означает, что патриотическое воспитание молодежи и миротворчество должны существовать не только на паритетной основе, а и во взаимосвязи.

Единство патриотизма и интернационализма. Истинный патриот, пекущийся о процветании своего Отечества, не может не признавать такого же права за патриотами иных государств. В этих противоположностях их единство. Патриотическому воспитанию молодежи Республики Беларусь неизбежно должно соответствовать и воспитание интернациональное.

Гражданско-патриотическое воспитание личности состоит из множества компонентов и направлений, что позволяет в полной мере реализовывать все поставленные цели и задачи. Основными компонентами гражданско-патриотического воспитания являются:

  • Культурно-исторический;
  • Героико-исторический;
  • Социально-политический;
  • Духовный;
  • Военно-технический;
  • Физический.

Данные компоненты взаимосвязаны и составляют содержательную основу гражданско-патриотического воспитания личности. Из них формируются различные направления.

В соответствии с настоящей Концепцией наиболее актуальным направлением является гражданско-патриотическое воспитание молодежи, состоящее из социально-политического компонента как основного, а также из культурно-исторического, героико-исторического и духовного компонентов.

В процессе гражданско-патриотического воспитания молодежь углубляет знания сущности и содержания Конституции Республики Беларусь, на фоне исторического развития экономики Беларуси знакомится с современным состоянием и перспективами развития промышленности и сельского хозяйства республики, с состоянием и развитием науки, культуры, с вопросами государственной и общественной жизни республики.

Организация воспитательной работы по формированию

гражданско-патриотической культуры личности в Республике Беларусь

Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов, вузов, различных молодежных организаций и мест отдыха детей и подростков по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

В системе работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся целесообразно использовать календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных дат. В общеобразовательных учреждениях запланированы и проводятся патриотические акции «Мы победили», «Мирный рассвет», «За Беларусь», акция «Мы - граждане Беларуси!» по вручению паспортов молодым гражданам, достигшим 16-летнего возраста.

Неформально можно подойти к такому традиционному мероприятию как посещение Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Сегодня музей предлагает новую форму работы - «Музей в чемодане», когда сотрудники выезжают непосредственно в общеобразовательное учреждение с экспозицией и лекцией.

Также примером формирования гражданско-патриотической культуры личности служит республиканская акция «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся» Основное содержание работы отражают названия акции: «Мой род, моя семья»; «Моя школа - частичка моей жизни»; «Моя деревня, мой город»; «Моя родина - Беларусь». В ходе проведения данной акции молодежь своим талантом и творчеством выражают свои взгляды на родину, показывают свою любовь преданность родной земле. Данная акция может проводиться в конкурсной форме, что смотивирует учащихся к более ответственному отношению. Организовываются конкурсы на лучший рисунок, песню, стихотворение, а также любое другое творчество способное отобразить тематику данной акции.

Активное использование в гражданско-патриотическом воспитании внешней атрибутики и символики, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования, и как результат, знание учащимися символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения в системе идеологических ценностей государства является одним из первостепенных показателей сформированности гражданско-патриотических качеств.

Значимым воспитательным фактором могут стать сегодня информационные ресурсы. Различные информационные сайты позволяют учащимся и педагогам не только получать новую информацию, но и участвовать в обсуждении различных проблем, волнующих молодежь. Создание в системе образования информационного пространства как на локальном уровне (в учреждениях образования), так и на региональном и республиканском позволяет использовать его в воспитательной работе в качестве мощного методического ресурса. Формирование в общеобразовательных учреждениях различного рода электронных банков данных, методических наработок педагогов, презентаций лучшего опыта работы, школьных виртуальных музеев, использование электронных ресурсов при планировании и проектировании воспитательного процесса значительно повышает эффективность работы.

В Республике Беларусь большое внимание уделяется идеологии и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи как необходимому условию формирования гражданского общества. Важную роль в процессе гражданско-патриотического воспитания играют детские общественные объединения. Различные по своему статусу, целям, программам детские организации объединяются в детское общественное движение. Детское общественное движение выполняет гражданскую миссию - готовить гуманных, социально активных и информированных граждан.

Государственная поддержка молодежных формирований означает признание государственной значимости такого социального явления как молодежное движение. В настоящее время действует Программа мер по реализации Концепции развития молодежного движения в Республике Беларусь. Эта программа определяет основные направления государственной политики по отношению к организованному молодежному движению. Программа ориентирована на повышение общественного статуса молодежных общественных объединений, обновление подходов к подбору и подготовке взрослых лидеров организаций на основе сложившихся традиций и современного опыта, обеспечение баланса общественного и государственного компонентов в содержании деятельности общественных организаций (объединений). Целью данной программы является создание необходимых условий для формирования воспитательной среды, основанной на правовых, социальных, информационных, научно-методических и прочих гарантиях со стороны государства для гражданского становления личности детей и подростков путем использования потенциала общественных организаций.

Современные общественные объединения являются добровольными, самостоятельными и независимыми формированиями. В идеале организации ориентированы на гуманистические, общечеловеческие и национальные ценности, такие как мир, жизнь, здоровье, добро, милосердие, труд, культура, национальные традиции и т.д. Большинство объединений основной целью своей деятельности признает содействие развитию целостной личности как высшей ценности, личности, способной самостоятельно и творчески мыслить, имеющей чувство собственного достоинства, понимающей свое предназначение, умеющей жить и действовать в реальных условиях окружающего мира.

Самыми распространенными молодежными организациями являются Белорусская Республиканская Пионерская организация (БРПО) и Белорусский Республиканский Союз Молодежи (БРСМ), которые имеют хорошо разработанные и многократно апробированные на практике программы, методы и формы работы, способствующие формированию гражданско-патриотической культуры личности.

Часть программы реализуется школами (в пионерских дружинах и первичных организациях БРСМ) по пяти направлениям:

· «Я - гражданин Республики Беларусь».

· «Моя организация».

· «А память священна».

· «Спадчына».

· «Природа - наш дом, ты - хозяин в нем».

Первое направление: «Я - гражданин Республики Беларусь» включает в себя проведение информационных часов по данной тематике, конкурсы творческих работ «Мои права и обязанности», круглые столы с участием представителей органов государственной власти, проведение урока «Я - гражданин Республики Беларусь», просмотр телепередач по данной тематике, а также экскурсионные поездки по городам Беларуси.

Второе направление: «Моя организация», предоставляет детям школьного возраста возможность реализации стремления к объединению со сверстниками и необходимости в оценке своей деятельности со стороны ровесников и взрослых, проявление лидерских качеств, желание найти и проявить себя в разнообразной деятельности. Такие возможности учащимся предоставляют общественные объединения «БРПО» и «БРСМ». Эти организации являются самостоятельными субъектами права и выступают формой реализации прав и интересов ребенка. Основными формами работы являются: коллективное планирование мероприятий, создание летописей пионерской дружины и первичной организации, организация встреч с ветеранами пионерского движения в День пионерской дружбы, сборы и отчетно-выборные собрания, конкурсная программа «Лидер года», концерт - конкурс пионерских песен, день самоуправления.

Третье направление: «А память священна», соприкасается с героическим прошлым своего народа, изучая и сохраняя традиции поколений. Работа ведется совместно со школьным музеем. При организации данного направления проводятся следующие мероприятия: сбор воспоминаний фронтовиков, детей военной поры, создаются рукописные книги, альбомы о жизни и борьбе пионеров в годы Великой Отечественной войны и об их вкладе в Победу, приглашаются ветераны на пионерские сборы, организуются встречи с ветеранами в школьном музее, походы по местам боевой славы по территории района, проводятся акции по благоустройству памятников и могил погибших в годы войны, фестиваль «Песни военных лет», оформляется фотоэкспозиция «Памяти павших будьте достойны», где представлены фотографии героев Великой Отечественной войны, а также проводятся экскурсии в Брестскую крепость-герой, мемориальный комплекс Хатынь, Курган Славы.

Четвертое направление: «Спадчына», с помощью возрождения национальной культуры вызывается интерес у школьников к фольклору, народным праздникам и обрядам. Основными формами организации используемыми в данном направлении являются работа школьного музея, участие молодежи в празднике деревни, «Купалье», «Каляда», «Дожинки» и др., конкурсная программа народного творчества «Родовод», организуются встречи с интересными людьми деревни, с мастерами-умельцами, концерт, конкурс сочинений ко Дню матери, программа семейного отдыха «Главней всего погода в доме», выполнение творческих работ «Моя родословная», «Древо жизни», в которой каждый ребенок может изобразить свою родословную в виде творческой работы, проводятся краеведческие экспедиции по родному краю.

Пятое направление: «Природа — наш дом, ты—хозяин в нем», природа является также одним не мало важным фактором в формировании гражданственности. Данное направление включает в себя проведение экскурсий на природу, походов выходного дня, многодневных походов и экспедиций; экскурсий на предприятия, в Беловежскую пущу, по Беларуси, организация природоохранной деятельности (экологические акции: посадка леса, благоустройство родников и муравейников, уборка мусора, сбор семян и т. д.) и научно-исследовательской работы (работа над научными экологическими проектами в рамках районных, областных, республиканских конкурсов), а также проведение республиканского конкурса «Наш чистый лес» и республиканских и областных конкурсов научных эколого-биологических работ школьников. Так же большое значение в процессе формирования гражданско-патриотических качеств играют родители, так как, чтобы стать достойным гражданином в первую очередь необходимо любить и ценить самых близких нам людей - родителей. Поэтому школы активно стараются подключить семью к процессу воспитания. В учреждениях образования проводятся различные мероприятия, участие в которых принимают не только дети, но и их родители.

Суть белорусской национальной идеи заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, его исторического наследия, национальной идентичности и самобытности, гене-

тических истоков, исторического предназначения, особенностей национального характе-

ра, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности.

В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорус-

ской науки, белорусского языка и белорусского государства.

Формирование белорусской идеи имеет глубинные корни и представлено как в социально-философской и общественно-политической форме (Ф.Скорина, С.Будный, С.Полоцкий,

А.Гарун, Н.Абдиралович-Канчевский и др.), так и в образном, художественно-литератур-

ном выражении (К.Калиновский, Я.Колас, Я.Купала, М.Богданович, Ф.Богушевич, В.Лас-

товский).

Национальная идея является источником духовного обогащения, высоких гражданских качеств, возрождения исторической памяти и национального самосознания, чувства гра-

жданской гордости и патриотизма, национально-культурного возрождения Беларуси.

Национальная идея формируется лишь в контексте традиций национальной культуры.

Национальная культура – культура определённой нации, сложившаяся на протяжении её

исторического развития. Белорусская национальная культура сложилась на основе куль-

туры белорусского этноса во взаимодействии с культурами других этнических групп – украинцев, русских, литовцев, евреев и др. Своеобразие белорусской культуры в её «пог-

раничном» характере. Это обусловлено географическим положением Беларуси (между

Западом и Востоком), прохождением через страну двух больших культурных регионов –

православно-византийского и римско-католического.

Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура

восприняла лучшие достижения западной и восточной культур. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать

свой «путь». Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей её истории. В последние десятилетия вопрос культурной самоидентификации приобрёл наибольшую остроту. Это связано и с достижением независимости и с теми глобальными изменениями, которые происходят сейчас в мире.

Белорусам сегодня необходимо самоопределиться, «найти самих себя», иметь довольно

сил, что гарантировало бы равноправное участие в свободном обмене передовыми идеями и течениями мысли в духовной жизни восточного и западного регионов, помогло процес-

су самоидентификации и формированию чувства патриотизма.

Патриотизм (от греч. patris – родина, отечество) – идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине. Это уважение к историческому прошлому своего народа,

гордость за его достижения и горечь за неудачи, беды и ошибки предков и современников, активная деятельность по созданию нового, прогрессивного. На современном этапе разви-

тия Республики Беларусь патриотизм приобрёл особую значимость и приоритетность.

Жизнь неумолимо требует объединения всех патриотических сил для решения задач демо-

кратического реформирования общества и государства, возрождения и обогащения нацио-

нальных традиций, упрочения связей с другими странами и народами. Обязательной сто-

роной подлинного патриотизма является уважение к другим народам, их языку, культуре,

Формирование патриотизма несовместимо с национализмом . Сущность национализма сос-

тоит в абсолютизации собственной национальной исключительности с одновременным недоверием к чужим этническим общностям, а в крайних проявлениях – отказом им в

праве на существование.