Меню
Бесплатно
Главная  /  Сказочные герои  /  Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани. Основные виды декоративно- прикладного творчества Народные промыслы Кубани

Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения кубани. Основные виды декоративно- прикладного творчества Народные промыслы Кубани

Иванна Ткаченко
Конспект занятия по знакомству с народно-прикладным искусством Кубани «Напитаем душу красотой»

Задачи : познакомить детей с народно- прикладным искусством Кубани : вышивкой, кубанской росписью . Дать представление о традициях кубанского быта . Воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани , развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа , гордость и любовь к своему родному краю.

Предварительная работа : знакомство с бытом кубанских казаков ; одеждой; народно – прикладным искусством Кубани (вышивкой, вязанием крючком) . Ознакомление с кубанскими обрядами и праздниками; изготовление глиняных игрушек-птичек; посещение музея. Прослушивание и просмотр видеозаписи Государственного Кубанского казачьего хора ; разучивание народных песен , хороводов.

Оборудование : глиняные птички, рушники, трафареты с народными орнаментами , кисти тампоны. Предметы казачьего быта, стихи, записи кубанских мелодий .

Ход занятия.

Вводная беседа.

В старину на Кубани казачки занимались вышивкой, плетением кружев. Народные мастерицы вышивали рушники, салфетки, вязали, ткали половики. Вышивали чаще всего гладью и «крестом» . С особой любовью и старанием работали над рушниками для «красного » угла. Иногда люди делали это в одиночку, а чаще всего, собирались вместе на сходницу и под задушевную песню вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки, посуду из глины. Ее изготовлением занимались гончары. Каждый предмет в хате казака имел свое назначение, к нему относились бережно.

Основная часть.

Давайте рассмотрим предметы, сделанные руками взрослых с большой любовью и желанием.

Что вам больше всего нравится?

Что вы видите?

(Дети рассматривают образцы и иллюстрации) .

Что это, ребята? (скатерти) .

Да, это скатерти, украшенные ажурными кружевами, в старину они назывались настольниками.

А это- полотенца- рушники, вышитые умелыми руками : узоры подсматривали у природы : цветы, птицы, животные.

Какие цвета использовали мастерицы? (красный , черный, зеленый) .

Что означают эти вышивки?

-Красный цветок с корнями и бутонами – символ крепкой семьи. Корни – это дедушка и бабушка. Цветы – это родители, а бутоны – это дети. Прямая линия – символ земли.

Рушниками украшали дом – угол, где висела икона. С наступлением весны девушки выходили на улицу со своими рушниками и встречали весну. Женщины в этот день пекли «птушек» или «жаворонков» . Этих «птушек» раздавали детям.

Давайте и мы подготовимся к встрече весны.

Практическая работа.

А теперь мальчики подойдут к этому столу и будут разукрашивать птичек.

А девочки тампончиками «вышивают рушники» .

(Тихо играет кубанская музыка , дети работают)

Молодцы, ребята, постарались, работы получились хорошие.

Воспитатель и дети читают стихи.

Ой, вы, девки белые, что зимой вы делали?

А мы время не теряли, рушники вам вышивали.

А вы хлопцы-казачата, сложа руки не сидели?

Мы все время глаз не сводили, мы гончарный круг крутили.

Ну, девки белые, что вы еще делали?

Спицы да крючки мы взяли и настольнички вязали.

А что хлопцы – казачата, покажите – ка девчатам,

Как корзины из лозы для хозяйства вы плели?

Что же, девки белые, вы еще делали?

А мы песни распевали и холсты под песни ткали.

Ну же хлопцы – казачата, что еще вы делали?

Молоточками стучали и подковы мы ковали.

Ай да, девки белые, что еще вы делали?.

Мы лепешки катали, пирожки выпекали.

Всех ребяток угощали.

А теперь, ребята, берите свои поделки и идем на улицу, весну кликать будем.

Эй, добры молодцы, да красны девицы !

Собирайтеся, снаряжайтеся солнце красное встречать .

Весну красну зазывать !

(Мальчики берут птичек, девочки рушники и становятся в круг) .

Жаворонки, прилетите-ка

Весну – красну принесите-ка

Запирать будем на девять замков

Зиму лютую.

Отпускать на волю

Весну красную !

Дети поют :

Ясна – красна , приди весна с голубою далью, с Иваном да с Марьей, с золотистым гребнем с изумрудным стеблем.

Пришла весна войной, пошла на все в зимнем : на льды ливнем, на снег теплом, на всю зиму помелом.

Исполняется танец с рушниками.

Публикации по теме:

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий! Всех чудес чудесней Наша.

Художественно-эстетическое развитие средствами народно-прикладного искусства Кубани. Знакомство с Петриковской росписью Художественно-эстетическое развитие предполагает формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения.

Конспект НОД по знакомству с русским декоративно-прикладным искусством - вышивка «Веселая ярмарка» (старшая группа) Основная образовательная область - Социально -коммуникативная Интеграция областей: .Познавательное, художественно-эстетическое; физическое,.

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством (старшая группа) Программное содержание: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса,.

Ознакомление детей второй младшей группы с декоративно-прикладным искусством - одна из форм ознакомления с социальным миром Цель: Воспитание юного патриота и развитие творческих способностей детей через ознакомление с декоративно – прикладным искусством «Дымка».

Д.п.н. Мальцева Л.В.

Кубанский государственный университет, Россия

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КУБАНИ

(ВЫШИВКА РУШНИКОВ)

В настоящее время в нашем образовании происходит процесс качественного обновления содержания предметов художественно-эстетического цикла. В связи с этим главнаяцель, состоит в том, чтобы привить художественные и эстетические ценности старшего поколения молодежи. Особую остроту приобретает воспитание на традициях, обычаях и культуре кубанских казаков. Традиции всегда являются новым открытием для молодого поколения, несущим в себе объем знаний и опыта, проверенного веками.

Традиционная культура кубанских казаков всегда отражала ценностные, ментальные особенности народа, в то же время она всегда оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека. Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является его регионализация, проблема реставрации давних традиций, обычаев.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовое решение, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Вышивка на Кубани была распространена повсеместно и являлась основным видом народного искусства кубанских казаков. Вышитые узоры не только украшали одежду и рушники, но и охраняли от злых сил. Для этого казачки вышивали специальные узоры или орнамент. Обычай украшать свои жилища вышитыми и ткаными полотенцами распространен у южного населения, среди украинцев. Девушка раньше заготавливала до свадьбы не менее 12 полотенец вместе с другими частями своего приданного: рубахи, настольники, постельным бельем.

Часть таких вещей передавалось от матери дочери. Рушники имели разнообразное, функциональное значение, что определяло содержание и форму мотива орнамента. Орнамент мог быть разным: изображать животных, растения, геометрические узоры и даже надписи. Любили казачки изображать птиц на рушниках, ведь птицы – это символ любви, счастья, добра. Иногда вышивали павлинов на своих изделиях. Он считается символом мудрости.Узор из растений был не менее популярен на Кубани.

Рушники служили в качестве подарка ими одаривали, пояса подножника, (расстилали в церкви под ногами молодым вступающих в брак, под него клали медную монету). На них выносили икону невесте, хлеб-соль жениху, обвязывали сватов. На утро после свадьбы молодая несет свеклу свекрови умыться дает утереться своим рушником. Затем этот рушник она вешает на икону. Самые нарядные, отбеленные, яркие рушники готовились для свата со свахой. Этот обычай был распространён повсеместно.

Как только девочка научалась шить и вышивать, она начинала готовить свое приданное. Помимо всего прочего в него обязательно входили рушники. На Руси будущей невесте нужно было вышить к свадьбе около сорока рушников. Ведь помимо тех, что используются непосредственно в обрядах, понадобится еще одарить будущую родню и украсить новый дом. Рушник вручали жениху в знак согласия при сватовстве. Рушниками одаривали родителей и родственников жениха, украшали свадебный поезд, но самые главные рушники, это рушники для самого свадебного обряда.

При вышивании имелись свои правила, которые строго соблюдались. Нельзя было украшать рушник мережками, считалось, что жизнь будет дырявой. Вышивать свадебный рушникночью не разрешалось, так как в это время суток вышивают только магические вещи. Казачка вышивать рушник так чтоб он был чистым и аккуратным с обеих сторон – лицевая сторона для людей, изнаночная для Бога. Рушник – это дорога жизни считали на Кубани, поэтому полотнище должно быть целым и непрерывным, как жизнь (не вставляйте в середину рушника никаких кружев или тесемок – этим вы навредите, разрезанную жизнь уже не сошьешь, как бы ни старался).

На свадебных рушниках обязательно вышивали пары птиц, не вышивали кукушек – вдовий символ, соловей – символ неженатых парней, чтобы муж не изменял. Все размеры ширина, длина должны делиться на семь. Центр обязательно должен оставаться пустым, без вышивки считалось Божье место. Становясь на рушник, молодые получали благословение свыше. После свадьбы свадебный рушник хранили, как символ счастливой семейной жизни его скручивали в трубочку, чтобы нечистая сила ходила по кругу. Свадебный рушник под ноги использовался один раз. Если семейная жизнь была, счастливой в наследство передавали, только узор, рушник вышивался новый. По старинным обычаям рушники напрокат не брали.

В доме у казаков имелось не менее тридцати вышитых рушников. Часть из них входило в приданное невесты и готовилось девушкой до замужества. Это были рушник для новобрачных – молодожены им пользовались первые дни. Два рушника готовились для будущих малышей: для мальчика – геометрический орнамент, для девочки – растительный орнамент. Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью его была мережка, символизирующая дальнюю, счастливую дорогу, и две полоски красного и синего цвета. Для жатвы предназначался очень длинный (до трех с половиной метров) рушник, разделенных по ширине рядом тканных полосок, концы его орнаментировались цветочным узором: васильками, колокольчиками и колосками.

Вышивка помимо чисто эстетических функций имела также охранительные, она рассматривалась у казаков как оберег, поэтому в домах присутствовали вышитые изделия.

Заявка на участие

в конференции «Образование и наука XXI века»

1. Мальцева Людмила Валентиновна

2. Тема «Декоративно-прикладное искусство Кубани (вышивка)»

3. Доктор педагогических наук, профессор

4. место работы: город Краснодар, Кубанский государственный университет, художественно-графический факультет, кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна

Краснодарский край, Выселковский район, станица Выселки

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени И. И. Тарасенко станицы Выселки муниципального образования Выселковский район

Декоративно – прикладное искусство Кубани

Конспект внеклассного занятия в 1 классе

Подготовила учитель начальных классов:

Никитина Ирина Владимировна

ТЕМА: Декоративно – прикладное искусство Кубани.

ЦЕЛЬ: создать условия для знакомства с народно – прикладным искусством Кубани.

Задачи :

Продолжить знакомство с прикладным искусством и народными ремеслами Кубани;

Развивать творческие качества личности и эстетический вкус;

Воспитывать любовь к родному краю и уважение к традициям казачества.

Характеристика деятельности учащегося:

Использовать приобрётенные знания и умения в практической деятельности.

Анализировать и обрабатывать дополнительную информацию о промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани.

Участвовать в совместной творческой деятельности, при украшении рушника.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, предметы, украшенные кубанской вышивкой, образцы народной вышивки, карточки для парной работы, папки для уроков технологии.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного на предыдущем занятии.

Как называется страна, в которой мы живём?

Как называется наша малая родина?

Ученик рассказывает стихотворение про Кубань.

Кубань - Российская земля,

Безбрежные просторы,

Сады, да нивы, да поля,

Моря, равнины, горы.

У рек твоих и родников

Вода хрустальной стыни

Кубань моя, и знаю я,

Что ты - дитя России.

Это стихотворение написала жительница села Белая Глина Зинаида Маренко.

  1. Работа в парах.

На прошлом занятии мы изучали, как жили наши предки, сейчас мы узнаем, были ли вы внимательны на занятии? Дети в парах разгадывают кроссворд.

1. Жилище казаков.

2. Чем крыли крышу хаты?

Ученик рассказывает стихотворение:

Культура малой родины богата,
Перед тобой жилище предков – хата,
Турлучная, а крыша – камышом,
Ее жильцам метели нипочем.

3.Плетёный забор вокруг хаты.

4.На чём казак и его семья сидели во время обеда?

5.Вышитое полотенце.

Ученица рассказывает стихотворение:

В хате лавки, стол, комод и сундуки.
Макитры, глечики, и ложки, рушники,
Как правило, плетнем окружена,
Запрятана и тени садов она.

Физминутка: Куй, куй, чеботок, подай баба молоток.

Не подашь молотка – не скую чеботка. (Дети выполняют упражнения, которые демонстрирует заранее подготовленный ребёнок)

4. Сообщение темы занятия. Работа по теме занятия.

Сегодня на занятии мы познакомимся с декоративно-прикладными промыслами Кубани.

Определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.

С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций.

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина .Это четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы, Пашковская и Елизаветинская, обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с изготовлением кирпича. Необходимые в быту кувшины – «глэчики», «макитры», миски, кружки, покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью. В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские.

Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение . На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы . Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), плелись из гибкой ивовой лозы.

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты. Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера.

Наиболее широко на Кубани была распространена вышивка. Мастерицы-казачки вышивали рушники, скатерти, салфетки, занавески, рубашки, наволочки.

Рушник издавна служил незаменимой принадлежностью традиционных народных обычаев и обрядов. Особая роль принадлежала свадебному рушнику . Не менее 40 рушников необходимо было припасти к свадьбе.
Самое большое и нарядное, "
рукобитное "- жениху в знак согласия невесты и её родителей на брак. Рушниками одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими "намечены": жених и невеста держали полотенце в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди. Вот откуда пошел обычай одевать ленты свидетелям .

Перед венчанием родители благословляли молодых иконами, украшенными " благословенными " рушниками. Вышивались красными нитями, богато украшались. Были обязательной принадлежностью приданого.

На венчании молодые становятся у аналоя на " венчальный " белый рушник - как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное , ибо там совершается благословение их брака.

Во время венчания священник перевязывает руки венчающихся " союзным " рушником. Эта традиция несет символ духовных уз, знак союза любви и взаимной привязанности супругов, тесного духовного единения их. На рушнике вышивается растительный орнамент, имена жениха и невесты, совет да любовь.

По старинной русской традиции после венчания родители встречают молодоженов караваем на свадебном " хлебосольном " рушнике. На рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби). Они символизируют жениха и невесту. Рисунок олицетворяет собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей.

Каждый рушник был украшен вышивкой, и сейчас сохранилось искусство вышивки, ваш одноклассник выполнил вышивку крестиком и сейчас расскажет, как он это делал.

Ученик рассказывает заранее подготовленное стихотворение:

К стежку стежок-

И лег листок

На ткань, натянутую туго.

К стежку стежок -

И лепесток

Раскрыл цветок в подарок другу .

  1. Практическая работа. (Работа в парах). Украшение рушника. Учащиеся рисуют узор на бумажной заготовке рушника
  2. Итог занятия. Что нового узнали?

Что было интересно?

Что особенно понравилось на занятии?



Ремесла Кубани Керамика Керамика: в основном гончарное производство посуды, глиняной игрушки; Текстиль Текстиль: вышивка, вязание кружев, узорное ткачество; Плетение Плетение: из лозы (в основном из вербы), соломы, листьев початков кукурузы; Резьба по дереву Резьба по дереву; Ковань Ковань; Роспись Роспись.


Керамика В основе поставлено гончарное производство посуды из глины. Наиболее распространенными изделиями были: глэчики, макитры, сметанники, кувшины, пасочницы, цветочники и др. Украшались поливой, росписью, рельефным орнаментом. Наиболее распространенными на Кубани являлись русская и украинская традиции. Гончарным производством в основном занимались иногородние. Славились на Кубани своими изделиями гончары станиц Пашковской, Темижбекской, Отрадной, Мостовской, Холмской и др. Сопутствующим видом ремесла было изготовление глиняных игрушек-свистулек в форме птиц (утиц, петушков (кочетов) и животных). Из глины изготавливали так же кирпич (саман), черепицу, облицовочные плиты к печам и каминам.



Керамика Макитра для Кубани весьма важный предмет для домашнего обихода, мать всей глиняной посуды: молоко сквасить, тесто замесить, огурцов засолить, зерна насыпать, маку в пирог намять, коня напоить, да мало ли для чего сгодится такая посудина. Да и гончарам утеха - выкрутил горшок побольше, да попроще, да горло поширше, одним словом как бог дал - вот тебе и макитра.




Вышивка. Была наиболее распространенным видом народ­ного декоративно- прикладного искусства на Кубани. Народные мастера вышивали рушники (полотенца), скатерти (настольники, столешницы), платочки, салфетки, наволочки, занавески, рубахи, подзоры и др. Вышивали в основном на конопляном домотканом полотне, крестом, черными и красными нитками. Большинство изделий имело растительный или геометрический орнамент.


Текстиль Кружево. На территории Кубани широко распространено вязание кружев с помощью крючка, передающееся из поколения в поколение. Исследуя и анализируя кружево крючком в данном регионе, можно выделить характерные особенности: распростра­нение повсеместно филейной техники вязания, наличие орнамен­та (геометрического и растительного), создаваемого на основе элементов вышивок. Выполнялось в основном для украшения рушников, подзоров, наволочек. Встречается кружево, выполнен­ное спицами (салфетки), челноком (филейно- гипюрное), иглою (отделка воротников, манжетов, платочков, косынок). Изготовлялись также накидки на подушки, салфетки, скатерти, покрывало и др.


Ткачество. На Кубани развивалось преимущественно в сре­де не казачьего населения (иногородних). Использовали в основ­ном волокна конопли. Изготовление конопляного полотна - это сложный и трудоемкий процесс. Полотно ткалось на ткацком станке, который был привезен на Кубань в основном переселен­цами с Украины. Готовую для белья ткань обычно отбеливали золой или выносили на мороз.


Плетение из лозы Оно возникло раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни древнего человека. Еще в эпоху каменного века человек овладел искусством плетения корзин, сетей, сосудов. Из лозы плели жилища. Из прутьев орешника плели стены, а для того, чтобы были прочными, обмазывали глиной. Узоры плетения были разнообразными. Плетение было прародителем макраме, ткачества и даже обусловило появление кружева. Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза. Зеленая ивушка встречала человека при рождении – из нее делали колыбельку для ребенка и погремушки. В лозоплетении, наряду с ивовым прутом, применялась много других видов сырья: камыш, солома, злаковые культуры. Доступны и материалы для плетения. Их можно легко найти на берегу реки, озера, в лесу, на лугах и в огороде.




Кузнечное дело Кубанцы верили, что кузнец может выковать счастье молодым. А если захочет и несчастье нашлет. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым. Кузнецы ковали ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги. Кольчуга была необходимой принадлежностью любого человека, войны надевали ее идя в бой. Эта металлическая одежда надежно защищала владельца от ударов противника. В кузнице всегда темно. Как вы думаете, почему? Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки. В конце XIX века широко стала применяться художественная ковка, основными изделиями были козырьки лестницы. До революции в нашем городе было 4 кузницы. Самая крупная из них кузница Ломакина, которая изготовляла даже тачанки.



Роспись. Расписывали доливку (земляной пол), печь, сунду­ки. Иногда встречалась роспись хат снаружи. Наиболее распространена на Кубани Петраковская роспись. На Кубань этот вид росписи пришел с Украины. Переселенцы из района украинского села Петраковки привезли с собой навыки и приемы этой росписи. Она проста в исполнении, в ней используют разные цвета, но преимущественно красный. Казакам понравилась эта роспись своей яркостью. Расписывали такой росписью ворота, ставни, в хате расписывали русскую печь, детскую люльку, посуду. В мотивах росписи использовали растительный (цветы, листья) и животный (петушки, голубки) орнамент.

Прикладные ремесла Кубани


Искусство художественной обработки дерева имеет на Кубани глубокую традицию и в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда - бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. Краевед И.Д. Попко называет четыре основных района, где гончарное дело получило значительное развитие. Это станицы Пашковская, Старощербиновская, Рождественская и Баталпашинская. Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими на Кубани залежами гончарной глины. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича.

Трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики. Одной из причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района.

На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.

Необходимые в быту кувшины - «глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью - «поливой». В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. Изделия народных мастеров из глины были широко представлены на первых сельскохозяйственных и промышленных выставках, которые проходили в городе Екатеринодаре в 1900-1903 годах.

В настоящее время традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские под руководством Алексея Максименко (станица Холмская Абинского района), Виктора Туркова (город Краснодар), Анатолия Штанько и Николая Надточиева (Лабинский район), Михаила Чудного и Геннадия Машкарина (город Славянск-на-Кубани), Михаила Скворцова (посёлок Мезмай Апшеронского района) и других умельцев.

Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари - от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы.

В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, верши, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла.

Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.

Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты - «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла. Кубанская ковань, украшающая архитектурные памятники исторического центра Краснодара, является уникальным памятником народного декоративно-прикладного искусства. В начале ХХ века в Екатеринодаре проживало около 500 мастеров. В топонимике города сохранились названия улиц - Кузнечная, Новокузнечная.

В 1905 году в Екатеринодаре существовало общество кубанских кузнецов, которое издавало специальные каталоги художественной ковки. Существовали следующие типы орнамента кубанской ковани: растительный (листья, гроздья, стебли, злаки, цветы), геометрический, зооморфные изображения (птицы, драконы, морские коньки), меандровый.

Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу Михаил Скворцов из посёлка Мезмай Апшеронского района, краснодарцы Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян, а также Анатолий Турукин из станицы Новотитаровской Динского района, да и многие другие мастера вносят огромный вклад в дальнейшее развитие народного ремесла.

Традиции южнорусской и украинской культур нашли яркое отражение в праздничном кубанском женском костюме и мужской не форменной одежде.

Надо отметить, что форменный костюм для казаков был единый и состоял из черкески, бешмета или чекменя, брюк, сапог и в зимнее время бурки и башлыка.

Традиционный женский казачий костюм сформировался ко второй половине XIX века, в нем сильны традиции украинской народной одежды. Основой этого женского костюма является рубаха, которая шилась из домотканого льняного, конопляного холста или белой хлопчатобумажной ткани фабричного производства. Рукава, ворот, манжеты и нижняя часть подола обычно были богато орнаментированы вышивкой. Орнамент цветочный, растительный, геометрический. Покрой рубахи прямой свободный. Низ подола часто украшался мережкой, прошвой, техника вышивки - крест.

Головными уборами казаков были шапки-папахи из овчины. В XIX веке они были высокими с суконным красным верхом и кантом. В начале XX века стали шить низкие папахи-кубанки. В летнее время разрешалось носить соломенную шляпу в форме котелка - так называемую «брыль».

В линейных кубанских станицах в женской народной одежде был популярен сарафан и головные уборы - кокошники.

Одним из распространенных видов ремесел была обработка кожи, изготовление поясов, обуви, сёдел.

В состав мужского костюма входили сапоги и ноговицы. Праздничной обувью были сапоги. Одним из показателей зажиточных кубанцев были сапоги из хромовой и шагреневой кожи. В начале XX века среди молодёжи распространилась мода на лакированные сапоги.

Ставшие ныне традиционными выставки «Кубань мастеровая», проводимые краевым научно-методическим центром культуры, способствуют дальнейшему развитию народного художественного творчества края. Интерес к самым различным видам и жанрам народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства постоянно растёт.

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия:ткачеством и вышивкой. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома.

В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера Галина Рубан из Краснодара, Нина Максименко из Новокубанска, Ирина Чуприна из станицы Азовской Северского района, Ирина и Александр Кича из посёлка Мезмай Апшеронского района и многие другие.

Среди наиболее интересных творческих студий изобразительного искусства широкую известность получили детские студии «Голубая роза» (г. Кореновск) и «Мы рисуем» (г. Краснодара). Их руководители умело направляют фантазию детей, стараясь выявить особенности и наклонности каждого ребёнка в отдельности, привить юным дарованиям навыки творческого труда с применением разнообразных материалов и техник. В результате дети уже осмысленно выполняют те или иные поделки, понимая, что мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.