Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии сказок  /  Орландо лассо биография. Биография. Отличительные особенности творчества

Орландо лассо биография. Биография. Отличительные особенности творчества

Франко-фламандский композитор, один из величайших мастеров полифонии так называемого строгого стиля 16 в., завершивший развитие полифонич. нидерландской школы. В детстве пел в церк. хоре г. Монс. Работал в Сицилии, Сев. Италии, Франции, затем - в Милане, Риме, Венеции, Неаполе, Лондоне, Антверпене. С 1556 служил в Мюнхене, пел в хоре придв. капеллы баварского герцога, в 1560 руководил этой капеллой. Здесь Лассо приобрёл мировую известность, был прозван «князем музыки» и «бельгийским Орфеем». Из Мюнхена выезжал в Нидерланды, Германию, Италию и Францию. В Париже встречался с французскими поэтами «Плеяды» (П. Ронсаром, Ж. А. де Баифом), оказавшими влияние на формирование гуманистич. мировоззрения Лассо. Работая в Мюнхене, глубоко освоил муз. культуру Германии, что особенно отразилось в его нем. песнях.

Творчество Лассо, типич. представителя гуманистич. культуры, обобщившего особенности разл. нац. муз. культур (нидерл., итал., франц., нем.), приобрело общеевроп. значение. Хор. полифония Высокого Возрождения достигла в его музыке наивысшего расцвета. Автор св. 2000 произв., Лассо использовал все существовавшие в его время светские (мадригалы, вилланеллы) и духовные (мессы, мотеты, псалмы) жанры; характерно, что месса не была гл. жанром в его творчестве, как у др. современников Лассо, уступая место мотету. Образный мир его музыки широк и разнообразен: Лассо свойственны настроения скорби и юмора (в жанрово-бытовых песнях), философская углублённость и драматически сильные страсти, тонкая душевная лирика. В б.ч. сочинений (в т.ч. и культовых) Лассо обращался к нар. песенности. Реалистич. направленность его творчества проявилась в жизненной правдивости образов, ярких, рельефных картинах окружающего быта, глубоком проникновении во внутренний мир человека.

Светские произв., особенно песни, - б.ч. гомофонные, но с элементами имитационной полифонии. В духовных произв. господствует развитая ясная и прозрачная полифония. В имитационных построениях наряду с типичным для строгого стиля тематизмом (простейшие попевки декламационного характера) Лассо применяет сложные колоратурные мелодии большого диапазона, предвосхищающие конц. тематизм сольных арий 17 в. В тональном развитии тем намечаются принципы фугированной формы. Лассо виртуозно владел техникой канона, широко использовал разнообразные виды вертикально-подвижного контрапункта, обращения и метроритмич. изменения темы, вариации остинатного типа.

Блестящие образцы полифонич. искусства Лассо - в его сб. мотетов «Великое музыкальное творение» («Magnum opus musicum», 516 пьес для 2-10 и 12 голосов). Мотеты Лассо отличаются разнообразием образов и средств их муз. воплощения; многие созданы в связи с определённым событием («по случаю») - торжественные, праздничные, поздравительные; есть и скорбные, драматич., жанровые, юмористич., почти бурлескные (в 8-голосном мотете подвыпившие монахи комически смешивают слова духовного гимна с текстами песен бродячих студентов), идиллич., изображающие картины сельской жизни, и др. Во мн. мотетах и др. духовных вок. произв. Лассо опирается на интонации протестантского хорала, рождеств. песен (напр., мотет No 196 осн. на рождеств. песне «Joseph, lieber Joseph mein»).

В мессах использовал народные мелодии, иногда вплетая их в общую музыкальную ткань в имитационной полифонии. Часто Лассо для своих духовных песен брал мелодии, написанные на светские тексты. В мотетах и покаянных псалмах, проникнутых трагич., скорбными эмоциями, Лассо пользовался исключительно смелыми для его времени приёмами: хроматизмами, подчёркнутыми перечениями, модуляциями в далёкие тональности и др., способствующими усилению драм. экспрессии и передаче сложных психологич. состояний.

Интерес представляет гармонич. развитие в прологе цикла «Пророчества Сивилл» («Prophetiae Sibyllarum»), осн. на резких гармонич. сдвигах (G-dur- H-dur, C-dur-E-dur) с последующим постепенным возвращением в исходную тональность (предвосхищает хроматич. приёмы К. Джезуальдо). Разнообразны по характеру и многочисл. светские песни Лассо (морализующего содержания, повествовательные, застольные, куртуазные, любовные, юмористические, сатирич., жанрово-бытовыо) - итал. вилланеллы и мадригалы, франц. шансон, многогол. нем. песни на тексты поэтов античности и эпохи Возрождения М. П. Вергилия, Горация, Ф. Петрарки, Т. Тассо, Л. Ариосто, Ф. Вийона, П. Ронсара, Ж. Дю Белле, а также Г. Сакса и др. нем. мейстерзингеров и нар. поэтов. Мелодии мн. песен осн. на нар.-песенных интонациях.

И в 20 в. сохранила популярность вилла-нелла «Моя милая матрона» («Matrona mia саrа») с звукоподражат. припевом «дон-дон», имитирующим лютневый аккомпанемент в серенаде. В нем. песнях использовал характерную форму мейстерзанга (т. н Barform), состоящую из 2 тождественных по мелодике строф и отличающегося от них припева (использована Р. Вагнером в опере «Мейстерзингеры»). В ряде песен живописал быт улицы (с выкриками торговцев), семейные сцены, высмеивал духовенство и т.д. (напр., во франц. песне «Богородицу прочитать умеешь?» юмористически изображается, как один монах проверяет другого в знании молитвы); такие рыночные картинки, пирушки, жалобы жены на пьяницу мужа напоминают бытовые сценки и интерьеры голл. художников (А. ван Остаде, P. де Хоха, Д. Тенирса, А. Брауэра, Г. Терборха). Нек-рым любовным песням (напр., франц. шансон «О мать любви, Киприда!») Лассо придавал драм. характер, передавая напряженные психологич. состояния (прообразы оперных сценок); многие имеют танц. характер (новшество в вок.-хоровой полифонии 16 в.)

При изображении разл. «персонажей» и ситуаций Лассо обнаруживает исключит. мастерство муз. характеристики. Впечатляющий художеств. эффект достигается красочным противопоставлением отд. групп хора; этот приём использован в знаменитой, всемирно известной и в совр. хор репертуаре (в т.ч. сов. хоров) итал. песне «Эхо» (вероятно, на собств. текст), в которой красочное сопоставление 2 хоров (вблизи и в отдалении) путем повторения piano одним хором коротких фраз другого создает эффект эхо.

Стиль Лассо - значит. шаг вперед по пути к гармонич. ясности. Он уже широко пользовался приемами гомофонного письма, предвосхитив монодию, зародившуюся на рубеже 16-17 вв. и получившую развитие в оперном жанре. Нек-рые мелодии в произв. Лассо явились провозвестниками оперного речитатива (в произв. Я. Пери, К. Монтеверди и др.). Пользуясь старинными диатонич. ладами, Лассо вводил и элементы мажора и минора, особенно в кадансовых построениях, что предвосхитило ладотональную систему последующей классической эпохи в истории музыкальною искусства.

Изд.: сб 5-голосных (изд. в 1567, 1572, 1576) и 4-голосных (1582, 1583) нем. духовных и светских песен, нем. 3-голосные псалмы (1588); сб. нем. и франц. 6-голосных песнопений (1590); сб. 4-голосных (1560), 4-5-6-голосных магнификатов, мадригалов (1555, 1557, 1567, 1585), сб 4-голосных (1564), 5-голосных, 6-голосных (1560, 1587) и 8-голосных (1592) франц. шансон; сб. духовных 5-голосных песнопений (1562); сб. 3-голосных (1575), 4-6-голосных мотетов (1564, 1565, 1566); сб. 4-голосных песнопений в сопровождении разл. инструментов (1569); 5-голосные псалмы Давида (1584); 4-6-голосные магнификаты (1587); 4-6-голосные мессы (1570, 1577, 1581), сб. Magnum opus musicum (изд посмертно, 1604).

ЛАССО ОРЛАНДО ДИ - фран-ко-фламандский ком-по-зи-тор.

В начале 1540-х годов пев-чий у кон-до-тье-ра Фер-ран-те Гон-за-ги в Ни-дер-лан-дах, в 1545 году пред-поло-жи-тель-но по-сле-до-вал за ним в Ита-лию (Ман-туя, Па-лер-мо, Ми-лан, Не-аполь), где на-пи-сал свои пер-вые со-чи-нения в «италь-ян-ской» ма-не-ре. В 1553 году ка-пель-мей-стер со-бо-ра Сан-Джо-ван-ни-ин- Ла-те-ра-но в Ри-ме. В 1554 году вер-нул-ся в Ни-дер-лан-ды, где, воз-мож-но, со-труд-ни-чал с Т. Су-за-то(по-след-ний в 1555 году осу-ще-ствил боль-шую пуб-ли-ка-цию со-чи-не-ний Лассо под op. 1). С 1556 года жил в Мюн-хе-не, был при-двор-ным пев-чим (те-нор), с 1563 года капель-мей-стер при ба-вар-ском дво-ре. За по-след-ние 30 лет жиз-ни со-вер-шил мно-го-численные за-гра-нич-ные по-езд-ки, в т. ч. в Че-хию, Ав-ст-рию, Фран-цию, Ита-лию; по-езд-ка в 1585 году в Фер-ра-ру, центр музыкального но-ва-тор-ст-ва то-го вре-ме-ни, не ока-за-ла влия-ния на музыкальный стиль Лассо. Бла-го-да-ря его ак-тив-ной профессиональной дея-тель-но-сти Мюн-хен при-об-рёл ре-пу-та-цию од-но-го из круп-ней-ших музыкальных цен-тров Ев-ро-пы.

Творческое на-сле-дие Лассо ог-ром-но, его ху-дожественная зна-чи-мость (многие со-чи-не-ния бы-ли за-каз-ны-ми) в пол-ном объ-ё-ме ещё не оце-не-на. Лассо ра-бо-тал ис-клю-чи-тель-но в во-каль-ных жан-рах, на-пи-сал свыше 60 месс (мес-сы-па-ро-дии на шан-сон, мо-те-ты и мад-ри-га-лы Я. Ар-ка-дель-та, А. Вил-лар-та, Н. Гом-бер-та, Дж. Па-ле-ст-ри-ны, К. де Ро-ре, К. Сер-ми-зи, а так-же на соб-ст-вен-ные шан-сон и мо-те-ты), ре-к-ви-ем, 4 цик-ла «стра-стей» (по всем еван-ге-ли-ям), оф-фи-ций Стра-ст-ной не-де-ли (осо-бен-но зна-чи-мы рес-пон-со-рии ут-ре-ни Ве-ли-ко-го чет-вер-га, Ве-ли-кой пят-ни-цы и Ве-ли-кой суб-бо-ты), бо-лее 100 маг-ни-фи-ка-тов, гим-ны, фо-бур-до-ны, около 150 французских шан-сон (особой популяр-но-стью в XVI веке пользовалась шансон на тему биб-лей-ской ис-то-рии о Су-сан-не «Од-на-ж-ды Су-сан-на», «Susanne un jour»), итальянские (вил-ла-нел-лы, мо-ре-ски, кан-цо-ны) и немецкие (свыше 140) пес-ни, около 250 мад-ри-га-лов. На про-тя-же-нии всей жиз-ни Лассо пи-сал мо-те-ты (все-го свыше 750, в это чис-ло вхо-дят и мо-тет-ные цик-лы) на латинские тек-сты пре-имущественно ду-хов-но-го со-дер-жа-ния, пред-на-зна-чен-ные как для цер-ков-но-го оби-хо-да, так и для свет-ско-го при-ме-не-ния (ди-дак-тические мо-те-ты, це-ре-мо-ни-аль-ные мо-те-ты «на слу-чай» и др.). Круп-ней-шая пуб-ли-ка-ция мо-те-тов под названием «Mag-num opus mu-sicum» осу-ще-ст-в-ле-на по-смерт-но (1604 год).

Твор-че-ст-во Лассо пред-став-ля-ет со-бой слож-ный, ино-гда эк-лек-тич-ный, сплав итальянского и фран-ко-фламандского сти-ле-вых иди-ом и форм. Безу-преч-но вла-дев-ший кон-тра-пунк-ти-че-ской тех-ни-кой, Лассо внёс вклад и в ис-то-рию гар-мо-нии: так, в «Про-ро-че-ст-вах си-вилл» («Prophetiae Sib-yl-larum», 1550-е годы) он соз-дал собственную экс-пе-риментальную мо-дель «хро-ма-ти-че-ско-го» итальянского сти-ля. В це-лом, од-на-ко, он при-дер-жи-вал-ся мо-даль-ной сис-те-мы на ос-но-ве 8 ла-дов («то-нов») гри-го-ри-ан-ско-го хо-ра-ла. Для Лассо ха-рак-тер-на де-таль-ней-шая музыкальная раз-ра-бот-ка тек-стов на раз-ных язы-ках, как бо-го-слу-жеб-ных, так и сво-бод-но со-чи-нён-ных. Серь-ёз-но-стью, дра-ма-тиз-мом кон-цеп-ции и зна-чительной про-тя-жён-но-стью от-ли-ча-ют-ся цикл 7-го-лос-ных ду-хов-ных мад-ри-га-лов «Слё-зы святого Пет-ра» (издан 1595 год) и «По-ка-ян-ные псал-мы Да-ви-да» (ру-ко-пись 1571 года в фор-ма-те ин-фо-лио ук-ра-ше-на ил-лю-ст-ра-ция-ми Г. Ми-ли-ха, пре-дос-тав-ляю-щи-ми цен-ный ико-но-гра-фический ма-те-ри-ал о жиз-ни ба-вар-ско-го дво-ра).

Вме-сте с тем ком-по-зи-тор не чу-ж-дал-ся юмо-ри-стических мо-ти-вов; например, в шан-сон «Раз-да-ёт-ся на пи-рах пи-тие в трёх ли-цах» («Fer-tur in con-vi-vi-is vinus, vina, vinum») пе-ре-ска-зы-ва-ет-ся ане-к-дот из жиз-ни ва-ган-тов; в зна-ме-ни-той пес-не «Ma-tona mia cara» немецкий сол-дат по-ёт лю-бов-ную се-ре-на-ду, ко-вер-кая итальянские сло-ва; в гим-не «Ut queant laxis», ис-поль-зо-вав-шем-ся в ка-че-ст-ве ос-но-вы соль-ми-за-ции, ими-ти-ру-ет-ся не-ук-лю-жее соль-фед-жи-ро-ва-ние. Ряд яр-ких ко-рот-ких пе-сен на-пи-сан на весь-ма лег-ко-мыс-лен-ные сти-хи (не-ко-то-рые из них, осо-бен-но мо-ре-ски, со-дер-жат об-сцен-ную лек-си-ку).

Издания :

Leucht-mann H., Schmid B. O. di Las-so. Seine Werke in zeit-genössischen Drucken, 1555-1687. Kas-sel; N. Y., 2001. Bd 1-3.

Содержание статьи

ЛАССО, ОРЛАНДО ДИ (Lassus, Orlande de; Lasso, Orlando di; Rolande de Lattre) (ок. 1532–1594), композитор, уроженец Фламандии, один из крупнейших музыкальных деятелей эпохи Возрождения . Имя его употребляется в разных формах: часто в латинской (Орландус Лассус), итальянской (Орландо ди Лассо, этот вариант предпочитал сам композитор), иногда во французской (Роланд де Латтр). В русском музыкознании употребительна итальянская версия.

Лассо родился в Монсе (ныне Бельгия). Биографы рассказывают о детстве музыканта маловероятные истории. Якобы, когда Лассо мальчиком пел в хоре кафедрального собора Монса, его чудесный голос очаровал вице-короля Сицилии Фернандо Гонзага, воевавшего в Нидерландах в армии императора Карла V, и тот против воли родителей взял ребенка с собой в Италию. Однако, в архивах собора нет никаких упоминаний о подобном факте. Верно то, что позже Лассо жил в Неаполе, по-видимому в доме другого мецената, а возможно, он посетил и Рим, где, по рассказам, в возрасте 22 лет исполнял обязанности руководителя хора в церкви Сан Джованни ин Латерано.

Позже Лассо вернулся в Монс и, узнав о смерти родителей, отправился во Францию, а по некоторым сведениям, совершил и путешествие в Англию. На какое-то время он задержался в Антверпене: там были напечатаны его первые мотеты и мадригалы . Во время пребывания в этом городе он получил приглашение от правящего герцога Альбрехта V Баварского стать музыкантом при его дворе в Мюнхене. Лассо прибыл в Мюнхен в 1556 или 1557 и вскоре получил должность придворного капельмейстера.

В эпоху, когда музыканты часто бывали просто слугами в дворянских домах (даже Бах, столетием позже, в юности носил лакейскую ливрею), Лассо быстро сумел завоевать уважение своего хозяина. Он женился на дочери одной придворной дамы и, по всей видимости, стал другом герцога и его семьи: во всяком случае, герцог принимал от музыканта приглашения на обед. Герцогская семья состояла из страстных любителей музыки, но можно предположить, что в Лассо герцог ценил не только блестящего профессионала, но и остроумного, веселого собеседника: Лассо часто развлекал хозяев оригинальными анекдотами о музыке и музыкантах и даже поставил при дворе собственную музыкальную комедию.

Жизнь Лассо текла относительно спокойно, и благодаря покровительству герцога он мог полностью отдаться сочинению и изданию своих произведений – нескончаемого потока музыки. В качестве интерлюдий можно рассматривать поездки Лассо во Францию и Италию (где папа Римский пожаловал музыканта в кавалеры ордена Золотой шпоры).

Слава Лассо распространилась по Европе, и второй его визит во Францию был связан с приглашением занять пост при дворе. Поступали предложения от короля Саксонского и разных итальянских вельмож. Однако герцог Баварский, не желая потерять музыканта, принял соответствующие меры: был подписан пожизненный контракт.

В последние годы жизни Лассо впал в меланхолию, что, очевидно, сказалось на его здоровье: герцог освободил музыканта от придворных обязанностей, дал ему высокую пенсию и подарил загородный дом. Лассо умер 14 июня 1594 и был похоронен на мюнхенском францисканском кладбище. Ныне его надгробный памятник находится в Баварском национальном музее.

Творчество.

При взгляде на огромное творческое наследие Лассо – полторы тысячи мотетов, 53 мессы, сотня магнификатов и других литургических произведений, полторы сотни мадригалов, сотни французских шансон, немецких песен (Lieder), вилланел, мореск (буквально «мавританская» – музыкально-танцевальная форма; в данном случае зарисовка негров-рабов в Неаполе) и других мелких пьес – вспоминается остроумное замечание Генделя по поводу его современника Телемана: «Он мог положить на музыку любой текст, даже афишу». Лассо рассматривал музыку как зеркало, отражающее все стороны жизни.

Слава Лассо как церковного композитора связана главным образом с его непревзойденными мотетами. Его мессы прекрасны, но вряд ли могут быть названы глубоко духовными произведениями, полностью отвечающими литургическим целям. Существует мнение, что Лассо заходит иногда слишком далеко в этом направлении: например, он вводит в литургию темы песен с красноречивыми названиями «Я никогда не ем свинину», «Доброе вино», «Давай стащим ячмень», приспосабливая к ним слова Св. Писания. Одна из лучших месс Лассо написана на очаровательную мелодию песни с вполне откровенным названием «Сладкое воспоминание». Конечно, композитор не всегда использовал в церковной музыке песенные темы; несколько превосходных месс Лассо не имеют никакого отношения к светским мелодиям.

В полной мере драматические, описательные и изобразительные качества дарования композитора раскрываются в его мотетах, иллюстрирующих едва ли не все евангельские события и сцены, а также в произведениях, основанных на прозаических и поэтических текстах Божественной литургии. Высшее достижение Лассо в церковной музыке строгого стиля – Семь покаянных псалмов . В одном из мотетов – изящном трехголосном песнопении на Рождество Христово – можно обнаружить некое предвосхищение вагнеровской лейтмотивной техники: волхвы во время своего путешествия к яслям Младенца все время восклицают: «В Вифлеем!» Созданные композитором сто музыкальных версий Магнификата, образующие, по удачному выражению одного писателя, «духовный букет, преподносимый Пречистой Деве», – уникальный памятник художественного вдохновения и тоже одна из вершин творчества Лассо.

В сфере светской музыки Лассо не имеет соперников среди современников. Здесь открывается широкое поле для его склонности к шутке и сатире, и особенно это проявляется в лаконичных пьесах – зарисовках характеров и сцен из повседневной жизни. Тут и молодая жена, жалующаяся на черствость старого мужа, и смешной судейский чиновник, и молодой монах, и солдат-наемник, взывающий к даме сердца, и серенада влюбленного, и портрет возлюбленной. Уже в молодости, находясь в Италии, Лассо обратился к жанру мадригала; он черпал стихи из сокровищницы ренессансной поэзии, как итальянской, так и французской – Петрарки, Ариосто, Ронсара и их современников, и воплощал вдохновенные строки в музыке.

Лассо считается последним из нидерландских мастеров, которые главенствовали на европейской музыкальной сцене в течение более столетия; на самом деле его творчество демонстрирует слияние нидерландского и итальянского стилей. Влияние итальянских мадригалистов преображает старое нидерландское полифоническое письмо, основанное на равноправии всех голосов, в более современный и богатый возможностями стиль. Лассо – один из величайших художников той эпохи, когда на протяжении жизни двух поколений складывается новая техника гомофонно-гармонического письма (мелодия с аккомпанементом) в мажоро-минорной ладовой системе.

Ла́ссо (Lasso) Орландо ди (также Ролан де Лассю, Roland de Lassus) (около 1532, Монс — 14 июня 1594, Мюнхен), франко-фламандский композитор. Жил преимущественно в Баварии.Орландо родился в Монсе (совр. Бельгия). В начале 1540-х годов певчий у кондотьера Ферранте Гонзаги (1507-1557) в Нидерландах, в 1545 предположительно последовал за ним в Италию, где жил в Мантуе, Палермо, Милане, Неаполе. Именно этим периодом датируются «итальянские» опыты Лассо-композитора. В 1551 переехал в Рим, где в 1553 получил пост капельмейстера базилики Сан-Джованни ин Латерано, что свидетельствует о его признании (несмотря на молодой возраст) как композитора. В 1555 жил в Антверпене, где возможно сотрудничал с Тильманом Сузато, который в том же году опубликовал большой сборник произведений Лассо (так называемый «opus 1») с итальянскими мадригалами и вилланесками, французскими шансон и латинскими мотетами. В 1556 был приглашен в Баварию ко двору прославившегося своим меценатством герцога Альбрехта V, сначала в качестве певчего (тенора), а с 1563 капельмейстера. Благодаря активной профессиональной деятельности Лассо Мюнхен приобрёл репутацию одного из крупнейших музыкальных центров Европы. В 1558 композитор женился на баварке Регине Векингер, от которой (среди других детей) у него были два сына Фердинанд и Рудольф, оба музыканты. Несмотря на то что после смерти Альбрехта (в 1579) его набожный сын Вильгельм V сократил расходы на придворную музыку, Лассо не захотел менять полюбившийся ему бюргерский уклад (отказался от предложенного ему почётного поста капельмейстера при саксонском дворе) и остался в Мюнхене до конца жизни. В 1570-х и 1580-х годах Лассо совершил несколько поездок в Италию, в том числе (в 1585 году) ко двору Эсте в Ферраре, который славился тогда как центр музыкального авангардизма. Несмотря на эти поездки и визиты прославленных итальянцев (Андреа Габриели и Джованни Габриели) в Мюнхен, музыкальный стиль Лассо, полностью сформировавшийся в 1560-е годы, не претерпел никаких радикальных перемен.Лассо — самый плодовитый композитор своего времени; из-за огромных объёмов наследия художественная значимость его сочинений (многие из которых были заказными) до конца ещё не оценена.

Работал исключительно в вокальных жанрах, в том числе написал более 60 месс (мессы-пародии на шансон, мотеты и мадригалы Я. Аркадельта, А. Вилларта, Н. Гомберта, Дж.П.Палестрины, К. де Роре, К. Сермизи, а также на собственные шансон и мотеты), реквием, 4 цикла страстей (по всем евангелистам), оффиций Страстной недели (особенно значимы респонсории утрени Великого четверга, Великой пятницы и Великой субботы), более 100 магнификатов, гимны, фобурдоны, около 150 франц. шансон (его шансон «Susanne un jour», парафраза библейской истории о Сусанне, была одной из самых популярных пьес в XVI веке), итальянские (вилланеллы, морески, канцоны) и немецкие песни (больше 140 Lieder), около 250 мадригалов.

На протяжении всей жизни писал мотеты (всего более 750, в это число входят и мотетные циклы; крупнейшая подборка мотетов опубликована посмертно в 1604 году под названием «Magnum opus musicum»), на латинские тексты различного (главным образом, духовного) содержания и предназначенные как для церковного, так и для светского (в том числе дидактические и церемониальные мотеты) обихода.

Творчество Лассо представляет собой сложный (иногда эклектический) конгломерат итальянских и франко-фламандских (см. Нидерландская школа) стилевых идиомов и форм. Мастер безупречной контрапунктической техники, Лассо внёс вклад и в историю гармонии. В цикле мотетов «Пророчества сивилл» («Prophetiae Sibyllarum», написано в 1550-х гг.) создал собственную экспериментальную модель «хроматического» итальянского стиля; в целом однако придерживался модальной системы на основе 8 ладов («церковных тонов») плавного распева.

Лассо отличает детальнейшая разработка текстов на разных языках, как богослужебных (в т.ч. текстов Священного Писания), так и свободно сочинённых. Серьёзность и драматизм концепции, протяжённые объемы отличают сочинение «Слёзы Св. Петра» (цикл 7-голосных духовных мадригалов на стихи Луиджи Транзилло, издан в 1595 году) и «Покаянные псалмы Давида» (рукопись 1571 года в формате in folio украшена иллюстрациями Г. Милиха, предоставляющими ценный иконографический материал о жизни, в т.ч. музыкальных развлечениях, баварского двора).

Вместе с тем, в светской музыке Лассо не был чужд юмора. Например, шансон «Раздаётся на пирах питие в трёх лицах» (Fertur in conviviis vinus, vina, vinum), основана на старинном анекдоте из жизни вагантов; в знаменитой песне «Matona mia cara» немецкий солдат поёт любовную серенаду, коверкая итальянские слова; в гимне «Ut queant laxis» высмеивается незадачливое сольфеджирование. Ряд ярких небольших пьес Лассо написан на весьма легкомысленные стихи, например, шансон «Глядела в замке дама с интересом / На мраморной статуи естество» (En un chasteau ma dame...), а некоторые песни (особенно морески) содержат обсценную лексику.

В современной музыковедческой литературе на сочинения Лассо принято ссылаться по каталогу Лёйхтмана-Шмида (2001), с префиксом LV (Lasso Verzeichnis).