Меню
Бесплатно
Главная  /  Материнство  /  Литература дает нам колоссальное обширнейшее изложение. Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Человек должен быть интеллигентен

Литература дает нам колоссальное обширнейшее изложение. Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Человек должен быть интеллигентен

Показать текст целиком

Дмитрий Сергеевич Лихачев в прочитанном мною тексте заставляет задуматься над такой актуальной в нашем мире проблеме, как чтение. Эта тема волнует многих, потому что в наш век развитых информационных технологий современный человек все меньше и меньше отводит времени бумажной книге. Сейчас, как верно замечает автор, люди читают больше "для галочки": то, что надо прочесть "(по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия)", а не для собственного удовольствия.

По мнению автора, читать литературные произведения необходимо "в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке" для того, чтобы открылось самое главное: что хотел писатель донести до сердца, до души читателя, взявшего книгу."Незаинтересованное", но интересное чтение - вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека" - говорит Лихачев . Литература же, по мнению Дмитрия Сергеевича, при "полном погружении" может сотворить с человеком удивительное: сделать интеллигентным, развить "не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей" и многое, многое другое.

Позиция же автора заключается в том, что читать нужно больше и читать "с величайшим выбором". Лихачев призывает нас не тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым мы обладаем, - свое время на "суетность",

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми.

У человек -: должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-нибудь другим.

«Не заинтересованное», но интересное чтение - вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Постарайтесь выбрать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить.

Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классической. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение - то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, - свое время.

«Письма о добром и прекрасном», в которых академик Дмитрий Лихачев размышляет о вечном и дает советы молодым, стали бестселлером еще в 1985 году и были переведены на многие языки. Издательство «Альпина Паблишер» перевыпускает сборник одного из самых известных ученых XX века. «Теории и практики» публикуют несколько писем - о том, почему карьеризм может сделать человека несчастным и невыносимым, как интеллигентность поможет жить долго и для чего человеку «бескорыстное» чтение.

Письмо одиннадцатое

Про карьеризм

Человек с первого дня своего рождения развивается. Он устремлен в будущее. Он учится, научается ставить себе новые задачи, даже не понимая этого. И как быстро он овладевает своим положением в жизни. Уже и ложку умеет держать, и первые слова произносить.

Потом отроком и юношей он тоже учится.

И уже приходит время применять свои знания, достичь того, к чему стремился. Зрелость. Надо жить настоящим…

Но разгон сохраняется, и вот вместо учения наступает для многих время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек все время устремлен к будущему, а будущее уже не в реальных знаниях, не в овладении мастерством, а в устройстве себя в выгодном положении. Содержание, подлинное содержание утрачено. Настоящее время не наступает, все еще остается пустая устремленность в будущее. Это и есть карьеризм. Внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих.

Письмо двенадцатое

Человек должен быть интеллигентен

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго - да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго - не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с .

Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, .

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность - созданием нового и осознанием старого как нового.

Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка - разговорного и письменного, - вот это и будет интеллигентный человек.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

Семья Лихачевых, Дмитрий - в центре, 1929 год; Дмитрий Лихачев, 1989 год, © Д. Бальтерманц

Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать - тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

Что тренировка физических сил способствует долголетию - это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других - это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе - слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями - тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый - тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других - это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества - не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека - быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, - призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко - как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой - великое счастье.

Письмо двадцать второе

Любите читать!

Каждый человек обязан (я подчеркиваю - обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития - чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время - величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Опасность чтения - это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

Скоростное чтение создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

«Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные чему-то научить»

«Незаинтересованное», но интересное чтение - вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует - как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение - то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и . Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, - свое время.

Письмо двадцать шестое

Учитесь учиться!

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо , роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно . Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может , человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребенка - с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете - напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости - радости приобретения нового.

Учитесь любить учиться!

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

«Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми.

Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

«Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему.

Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.

«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть.

Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

«Велика ведь бывает польза от учения книжного:
книги наставляют и научают пути покаяния,
ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных.
Это – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости,
в книгах ведь неизмеримая глубина;
ими мы в печали утешаемся; они узда воздержания…»
«Повесть временных лет»

«Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей».
(Лихачев Д.С. Письма о добром)
Литература развивает чувство понимания жизни…

Я сижу у окна, передо мной произведения Дмитрия Сергеевича Лихачева, которые прочитываю вновь и вновь – «Письма о добром и прекрасном» и «Воспоминания». В перерывах между чтением мне интересно мысленно пообщаться с природой, которая является моим лучшим собеседником. Надо только научиться вовремя разговаривать с ней. Мнение Дмитрия Сергеевича о природе значимо для понимания ее сути. Он так пишет: «У природы есть своя культура… Природа по своему социальна. Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы и культуры природы, смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно привносил в нее человек…». Зима в этом году холодная, и моя кормушка для птиц очень кстати висит у окна на яблоне, и к ней каждый день прилетают столоваться воробьи. Прилетают целой стаей, но к кормушке подлетают по три, четыре воробья. И такое умиротворенное блаженство наступает, когда наблюдаешь за их трапезой! Счастливы воробьи, счастлив и я. У нас с ними полное взаимопонимание. Я подсыпаю в кормушку очередную порцию корма, они даже не улетают, один из них наловчился есть с руки, не оглядываясь. Оказывается в обычной жизни для ощущения себя счастливым много и не надо. Я задумался вот над каким вопросом: во все ли времена и эпохи людей радовали такие моменты общения с природой, всегда ли люди были счастливы от таких мелочей, или это обособленное чувство данное немногим? Где научиться понимать жизнь? Может на ошибках, свершая их, чтобы потом их не повторять, может в молодежной, близкой мне среде с определенным сленгом, который прикрывает нашу «неначитанность», наши незнания, устоявшимися позициями свободного общения, малодумания о
последствиях того, что совершаем, а может через информационные источники, которым отдает предпочтение большинство моих сверстников?
Мы мало говорим, мало рассуждаем, мало спорим, как это делали наши сверстники несколько лет назад. Истина постигается в споре – это неопровержимый факт. В книгах написано много разного: как научиться различать, где правильно, а где не то?
«Не делай зла, будь честен, добр, справедлив…»- как просто и как понятно отвечаете Вы, Дмитрий Сергеевич, на мой вопрос.
«Жизнь прожить, не поле перейти», - так часто любила повторять моя прабабушка, которая была Учителем с большой буквы и отдала этому делу более сорока лет. Ее дочери пошли по ее стопам. Вообще семья у меня учительская в нескольких поколениях. Как я согласен с Дмитрием Сергеевичем, что «Учительство надо писать с большой буквы. Подлинное Учительство свято». Моя прабабушка построила в деревне школу, мой дедушка продолжил ее дело. Я никогда не слышал в своей семье, что мои родственники – учителя выбрали не тот жизненный путь. Сейчас в моей школе работает третье поколение из нашей учительской династии. Нравственные заповеди, завещанные Дмитрием Сергеевичем всему человечеству, а не отдельным людям, берутся за основу жизни каждого члена нашей семьи, особое предпочтение отдается следующим правилам:
«Люби людей – и ближних, и дальних.
Твори добро, не видя в том заслуги.
Учись читать с интересом, с удовольствием, не торопясь.
Будь совестлив: вся мораль в совести.
Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее».
Понимать жизнь важнее через общение с людьми, имеющими за плечами большой жизненный опыт, и, конечно, через чтение, которое «не должно быть случайным». В книге «Русская культура», которая стала духовно – нравственным завещанием России, Дмитрий Сергеевич писал: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть прежде всего, нравственным. Ибо нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую…». Я очень люблю читать книги об истории нашей Родины: от художественной литературы о Петре Первом, А.Невском Г.К. Жукове до очерков, статей по этой тематике. Интерес к книгам такого жанра привил мне мой прадед Виноградов Алексей Семенович, участник Великой Отечественной войны, настоящий патриот своей Родины. На войну ушел мальчишкой, имеет награды, был ранен. Люблю я рисовать сюжеты битв и сражений. По моему мнению, у каждого человека должны быть любимые книги. Я знаю, что настольными книгами у моего прадеда были книги «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого и «Воспоминания» Г.К. Жукова., у прабабушки – «Как закалялась сталь» Н. Островского и «Анна Каренина» Л.Н. Толстого.
С моей бабушкой мы читаем «друг за дружкой», то есть, сначала читает один, потом читает другой, потом перечитываем, если заинтересовало произведение. Так в седьмом классе книгу «Два капитана « я перечитывал дважды. Вот уже третий год мне интересно все то, что написал Дмитрий Сергеевич о памятниках русской культуры, о Новгороде, Ленинграде, о его истории. Я считаю, что к нравственным поступкам нужно готовиться с детства. Взрослых людей часто спрашивают, хотели бы они прожить свою жизнь «заново», чтобы изменить что-то в своей жизни? Большинство дают положительный ответ. Проживать жизнь «заново» нужно научиться «в мыслях» после всех сделанных дел и свершенных поступков в детстве, когда мы начинаем себя осознавать. У меня, например, за мою короткую сознательную жизнь есть поступки, о которых вспоминать стыдно, которые хочется прожить заново, но по-другому. Но мне бесконечно бывает приятно, когда мы всем классом идем помогать людям, нуждающимся в нас и нашей помощи. В деревне и ее окрестностях много старых одиноких людей, особенно женщин. Мы помогаем им справляться с копкой огорода, посадкой картофеля, уборкой в доме, чистим дорожки, убирая снег. А потом они нас приглашают на чашку чая, и мы разговариваем о жизни. Понимание жизни наступает и в эти минуты общения с людьми, рожденными в другое время, прожившими жизнь по- своему. Мне кажется, что жили они трудно, но очень светло и добропорядочно. Какое почитание родителей заметил я в рассказах из прошлой жизни наших прабабушек. Изучая фронтовые письма моих односельчан, я не нашел ни одного, где бы великая дань уважения к старшим была нарушена. «Уважаемый тятенька, Борис Анисимович и почитаемая моя матушка Анна Сергеевна, а также детушки ….!» Вот с какой проникновенной любовью начинались фронтовые письма.… Куда уходит эта дань уважения к родителям из нашей жизни? Почему? Нужна война, чтобы возвратить все утраченное? Я тоже буду старым, но мне приятно будет доживать свой век со своими детьми, как это было заведено у наших предков, где весь род жил в родовом поместье, а не в одиночестве доживать жизнь пусть даже в благоустроенных домах милосердия. Главное в заботливости об окружающих нас людях.
«…Любое государство обречено на упадок, если оно не заботится о сохранении высших духовных достижений многих поколений, если не создает условий для культурного воспитания народа на великих примерах героев и подвижников науки, искусства, религии». Государство обязано помочь понимать жизнь подрастающему поколению не разовыми действиями, а целой идеологией, в основу которой будет взят свод правил жизни, нравственные заповеди, которые разработаны Дмитрием Сергеевичем и понятны нам подросткам. Тогда стержневая основа жизни будет одинакова для всех, и к ней мы будем стремиться.

Литература раскрывает перед нами сердца людей…

Сердце Данко, вырванное им из груди ради счастья людей, сердце Сусанина, идущего на верную гибель, сердце матери, получившей письмо с фронта: «Я погибаю, мама, но не сдаюсь, потому что горячо люблю тебя и свою Родину!» У всех этих людей Сердца горят одним пламенем – пламенем любви к другим людям! В одном из своих выступлений патриарх Московский и всея Руси, Кирилл, выразил озабоченность, что современное поколение разучилось сострадать. Не умеем, а зачастую не хотим жить «болью других», понимать беды других, поддерживать друг друга в трудные минуты. Исчезают такие поступки из нашей жизни. Науку сострадания постигать в наше время непросто. Чтобы понять, как больно человеку, когда он обрезал палец, нужно самому пройти через эту боль. Чтобы понять, как болит сердце, надо научиться сострадать и чувствовать боль других, «не обрезая пальца». Наука ненависти в практической жизни легко постигается, о науке сострадания говорим мало.
«Блокадный Ленинград – город ужасов, многострадальный город», - так пишет о нем Дмитрий Сергеевич. Я несколько раз перечитывал материалы дневниковых записей Дмитрия Сергеевича и его жены Зинаиды Александровны о том, как они всей семьей пережили ужасы блокадного Ленинграда. «Зима казалось невероятно длинной. Мы загадывали на каждую будущую неделю: проживем или нет». То описание зимы 1941-42 года в Ленинграде для моих современников кажется страшным неправдоподобием. Я не устаю задавать себе вопрос: «Разве такое может быть?» Но цифры и факты упрямая вещь, воспоминания живых свидетелей того времени, говорят сами за себя. Один миллион двести тысяч погибших людей…900 блокадных дней и ночей… Дорога жизни, которую Дмитрий Сергеевич назвал и дорогой смерти…
О том, что представляли собой ленинградцы блокадного города, Дмитрий Сергеевич пишет: «Были ли ленинградцы героями? Не только ими: они были мучениками…» По моему мнению, нужно, чтобы о блокаде, которую описал Дмитрий Сергеевич, знали все от мала до велика.
Я прочитал много книг о Великой Отечественной войне. Это мои любимые произведения. Я придерживаюсь Вашего совета, Дмитрий Сергеевич,… «постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее...» Я понял, что есть книги, без которых нельзя жить. Телепередача дает созерцание, которое не всегда можно повторить, а книга всегда под рукой. Мне хочется узнавать все больше и больше об истории нашей Родины.
Эхо войны… Память войны.… Если эхо, то долгое, протяжное, жуткое, кричащее до боли в душе взрослых людей и неразборчивое, таинственное,
неизвестное для моего поколения.
Если Память о Великой Отечественной войне, то для нас, современников 21 века, она связана, прежде всего, с праздником – Днем Победы. За свою короткую жизнь я не помню, чтобы 9 Мая был пасмурным днем. В этот день всегда солнце, цветущая сирень, улыбающиеся люди, георгиевские ленточки, музыка. Все идут к обелискам, Памятникам, на площади, но среди нас с каждым годом все меньше и меньше остается свидетелей – героев того грозного и судьбоносного для нашей страны и всего мира времени. И от первого Дня Победы до 65 года Победы были долгие версты войны длиною в миллионы человеческих жизней и невосполнимых потерь для нашей Родины. Сколько я себя помню, я всегда в этот святой для всех нас день хожу к Памятнику в центре деревни. Последние три года прихожу я сюда без моего наставника и просто очень дорогого для меня человека – это прадеда Виноградова Алексея Семеновича, солдата - освободителя той далекой Великой Отечественной войны. Прадед для меня был и остается живым свидетелем истории, он учил меня постигать науку Памяти. Все его рассказы о войне навсегда останутся у меня в Памяти. Когда я не умел еще читать, то он мне читал русские былины, повести, сказания о подвигах и величии русского народа. Запомнились мне слова князя Святослава из «Повести временных лет»: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, мертвый бо срама не имам…» Я вот и понял, что это и есть тот стержень Русского духа, который передавался нашими предками из поколения в поколение, «впитывался» с молоком матери, как заклинание, как молитва. Недруги и завистники нашей страны, а у России их немало, и по сей день «сломали» всю голову над тем, откуда у нас такая непобедимость! Справились мы с монголо-татарским игом, не страшны нам были ни турки, ни шведы, ни немцы, ни французы. И за каждой Победой стояли великие люди земли Русской: Невский, Кутузов, Петр1,Суворов, Багратион, Минин, Пожарский, Жуков, Рокоссовский.…
Свой позор оплакивали фашисты после битвы под Москвой, Сталинградом, Курском и глаз им долго бы не надо поднимать перед человечеством за все то, что они сделали во время Второй мировой войны. Сколько настоящих сыновей и дочерей потеряла моя земля! Пострадал ведь и немецкий народ! Но Россия всегда была, есть и будет великой Державой! Другого исхода в Великой Отечественной войне русский народ не мог и представить!
«Но из пожарищ и разрушений снова и снова вставала Москва, каждый раз шире, богаче и прекрасней прежней, ибо любовь к родному городу глубокая вера в свои силы рождали в русском народе уверенность в большом и жизненно крепком будущем»,- так написал о Москве Дмитрий Сергеевич, а наша вязниковская поэтесса Гаврилова Нина Ивановна суть нашего сегодняшнего бытия выразила очень точно в своих стихах:
«Куда ни глянь на тысячи верст РОССИЯ,
Земля отцов и корни наши здесь,
Несет она достойно свое имя,
В котором воля, мужество и честь.
От предков их получив в наследство,
Тот дар бесценный, нам его хранить,
И дорожить наследством этим с детства,
Приумножать и с ним достойно жить.
И передать наследство то по праву
Своим потомкам – внукам и сынам,
Чтобы они великою державой
Гордились бы на зависть всем врагам».
Наступит столетие Великой Победы, придет двухсотая весна, а мы всегда будем помнить этот день – 9 Мая, как святой и всенародный праздник и будем благодарны тем, кто отдал за нас жизнь, не задумываясь ни на одну минуту. Московская Битва была самой главной в этой войне. Ведь мы говорим Москва, подразумеваем - Россия. Низкий Вам поклон, воины – освободители!
Литература дает возможность соприкосновения с великими людьми …

О себе великие люди пишут скромно, без помпезности. Но о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве хочется сказать его же словами:
«А люди служившие другим, служившие по- умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества…».
С такими людьми хочется дружить долго, долго, к ним тянет, с ними хочется советоваться, их книги хочется читать и перечитывать. Труды Дмитрия Сергеевича служат путеводителем для знакомства с другими произведениями. Мой совет для сверстников очень прост: научитесь читать настоящее и найдете ответы на многие вопросы. а мелкие из них вообще исчезнут…И пусть вам повезет, как повезло мне: с детства пусть вас окружают мудрые взрослые люди и настоящие книги.