Меню
Бесплатно
Главная  /  Стиль жизни  /  Олимпиадные задания (старшая группа) на тему: Картотека дидактических игр для средней группы. Дидактические игры по развитию речи для дошкольников в детском саду доу

Олимпиадные задания (старшая группа) на тему: Картотека дидактических игр для средней группы. Дидактические игры по развитию речи для дошкольников в детском саду доу

Татьяна Галкина
Дидактическая игра по формированию знаний о профессиях «Кто больше знает и умеет»

Дидактическая игра «Кто больше знает и умеет » .

Дидактическая задача : расширять и укреплять знания детей о профессиях , трудовых действиях и орудиях труда, воспитывать организованность, слаженность действий

Игровая задача : выиграть соревнование , получить больше очков , стать командой – победительницей. Игровые действия : разные виды соревнований – кто больше , кто правильней и быстрее сделает, скажет.

Общие правила игры : выполнять задания по команде ведущего правильно, быстро, организованно, самостоятельно

Игровой материал и оборудование : эмблемы для капитанов команд и для панно – табло; фишки – кружочки, розетки для фишек, флажки для подсчетов очков, панно – табло для подведения итогов игры (типа наборного полотна или фланелеграфа) наборы картинок для игры «Наши мамы, наши папы» .

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Кто больше знает и умеет » , говорит, что нужно разделиться на две команды (или звена, которые будут соревноваться в лучшем выполнении игровых заданий. Дети делятся на две команды. Воспитатель предлагает каждой команде посоветоваться и назвать капитанов – самых знающих, ловких и находчивых. Капитаны выбирают своей команде название, эмблему прикрепляют себе на грудь и на табло. Роль ведущего по согласованию с детьми берет воспитатель.

Ведущий напоминает, что выполнять задание нужно правильно, быстро и дружно, действовать только по сигналу ведущего.

За выполнение задания детям дают фишки : команде, набравшей большее количество фишек , присуждаются 3 очка, следующей 2 очка. В соответствии с количеством очков капитаны ставят на свое табло красные флажки. Выигрывает команда, набравшая больше очков во всех соревнованиях.

Первое задание «Кто больше знает профессий взрослых » .

Командам предлагается подумать, кем работают взрослые люди (можно думать вместе и тихо переговариваться, советоваться с членами своей команды).

После небольшой паузы (1-2 минуты) ведущей, начинает с капитанов, подходит к 2 – 3 членам каждой команды и просит их ответить. За каждый правильный ответ он дает фишку. Возвращаясь обратно, снова спрашивает 2-3 игроков из каждой команды, начиная с последнего. Затем можно спросить сидящих в центре (в соревнованиях важно обеспечить одинаковые возможности выигрыша для всех команд и максимально активизировать всех детей).

Правила : слушать внимательно ответ детей, не повторять названные профессии , отвечать быстро по предложению ведущего, не подсказывать. В конце подсчитываются фишки и присуждаются очки.

Второе задание : эстафета «Кому, что нужно для работы»

Воспитатель говорит о том, что дети назвали много профессий взрослых . А знаете ли вы , что нужно людям разных профессий для их работы ? Проверим! Это второе задание. На столах для каждой команды лежат большие картинки с изображением людей разных профессий (показывает) . Кто это? (учитель) а это? (пожарник) . Карточек по три для каждой команды. Еще на столах лежат маленькие карточки, на которых нарисованы разные орудия труда, инструменты (показывает, называет) . По команде : раз, два, три – начали! Капитаны команд подходят к столу, берут одну большую карточку , показывают ее членам команды, кладут с левой стороны стола и садятся на свое место. После этого рядом сидящий член команды встает, быстро подходит к столу находит карточку с изображением орудия труда для человека избранной профессии и кладет ее рядом с большой карточкой . Когда этот участник садиться на место, встает следующий и т. д. выигрывает команда, которая быстро и правильно подберет все маленькие карточки к большим .

Правила : за один прием можно брать лишь по одной маленькой карточки, приступать к заданию только после того, как предыдущей член команды сядет на свое место.

Третье задание : «Угадай, что мы делаем?»

Ведущий предлагает каждой команде посоветоваться, выбрать профессию и показать трудовые действия, характерные для людей этой профессии . Одна команда показывает, другая угадывает показанные действия и называет задуманную другой командой профессию . Затем показывает другая команда. Фишки можно давать и за правильный показ и за отгадывание.

Правила : договариваться и показывать действия всем членам команды; выполнять действия правильно, чтобы было можно отгадать его, делать все, молча без подсказок.

Четвертое задание : «Помогаем взрослым» .

Ведущий говорит : до сих пор мы говорили о труде взрослых. А дети им помогают? Как вы это делаете? Мы сейчас увидим.

Задание «Накрой на стол» .

Команды должны выбрать двух дежурных, которые будут накрывать столы к обеду на четыре персоны.

Правила : накрывать на стол правильно, красиво и быстро, а члены команд не должны подсказывать дежурным.

Дежурные подходят к раздаточным столами по команде детей «Начинайте» , принимаются за работу. Капитаны вместе с ведущим проверяют и оценивают выполнение задания, учитывая правильность, быстроту и красоту сервировки стола. При оценке за каждый показатель дается по фишки.

Подведение общих итогов : капитаны и ведущий подсчитывают очки каждой команды. Команда, набравшая большее количество очков , объявляется выигравшей . Она делает круг почета, остальные приветствуют победителя.

Публикации по теме:

Лёд и цветы, на первый взгляд не сочетаемые вещи. Лёд – материал волшебный! Лёд – сам по себе прозрачный как стекло, а отполированный.

Консультация для родителей «Если ребенок не умеет проигрывать» Чтобы признавать собственные неудачи и поражения нужно иметь мужество, т. к это важная часть взросления человека на протяжении всей жизни.

«Народ, который не знает своей истории и культуры, презрен и легкомыслен!» М. Н. Карамзин Задача, над которой я работаю. Одной из основных.

Дидактическая игра «Кто больше знает о себе» (для детей 4–5 лет) Цель:Учить детей обращать внимание на свой организм и на самого себя,на своё тело,на свои возможности и способности. Научить оценивать и.

Фитбол - больше чем мяч Фитбол - больше, чем мяч! Физическое воспитание - это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость. Креттен Педагоги смогли познакомиться.

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

Ход игры : По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия,развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение;развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам;развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры : Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию,развивать внимание.

Ход игры : Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом)

Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)

Цели: закрепить знания детей о многообразии растений,развивать память, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

(Клен, липа - деревья, сирень - кустарник)

Дидактическая игра
«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ ДЕЙСТВИЙ»

Дидактическая цель: Учить детей соотносить действия людей с различными профессиями
Задачи:
1. Образовательная: Учить детей уважать труд взрослых
2. Развивающая: Продолжать развивать память детей
3. Речевая: Развивать связную речь.
4. Воспитательная: Воспитывать дружелюбие

Игровые правила: называть действие данной профессии. Если ребенок не может вспомнить, то он ловит мяч и бросает назад ведущему.
Игровые действия: бросание и ловля мяча.
Материал: Мяч
Предварительная работа: Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов, используемых в различных профессиях, действиях.

Ход игры
1. Организационный момент.
Дети входят в группу, встают полукругом.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, на гостей, друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь.
Сегодня мы с вами окунемся в мир профессий и поиграем в новую увлекательную игру «Кто больше назовет действий? »
Я буду называть профессии, а вы вспомните все действия этой профессии. А о каких профессиях мы с вами сегодня будем говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Туда хожу я каждый день.Так нужно, даже если лень.Так нужно для моей семьи.Там хорошо и там свои.Я всех уже два года знаю,Я с ними ем и сплю, играю.Туда ходить я очень рад,Там мой любимый.
Дети. Детский сад.

Воспитатель: Молодцы. Мы поговорим о профессиях детского сада.
Игровые правила: называть действия данной профессии. Если вы не может вспомнить, то бросаете мяч назад ведущему. Нельзя перебивать отвечающего.

·Воспитатель: Каждый человек, имея профессию, выполняет какие-то действия.
Что же делает заведующий?
Дети: Заведующий руководит работой детского сада. У неё много важных дел. Делает детский сад красивым.

Воспитатель: Что делает заместитель заведующего?
Дети: Она помогает воспитателям учить малышей. Оформляет много документов. Готовит детей для участия в различных конкурсах.

Воспитатель: Что делает воспитатель?
Дети: Заботится о нас, любит нас и понимает, учит рисовать, лепить, считать, трудиться.

Воспитатель: Что делает инструктор по физической культуре?
Дети: Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия. Он учит детей быть физически сильными, здоровыми, ловкими, выносливыми.

Воспитатель: Что делает музыкальный руководитель?
Дети: учит нас петь, танцевать.

Воспитатель: Что делает помощник воспитателя?
Дети: кормит нас, моет посуду и пол, вытирает пыль.

Воспитатель: Что делает медицинская сестра?
Дети: следит за нашим здоровьем детей: осматривает нас.

Воспитатель: А что делает Алексей Александрович? Как называется его профессия?
Дети: Ремонтирует мебель, мастерит песочницы, поделки. Подстригает траву.

Итог, результат в виде выигрыша. Кто больше всех дал правильных ответов, тот и победил, остальным надо постараться и в следующий раз у них все получится.
Заголовок 115


Приложенные файлы

Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Если у ребёнка хорошо развито внимание, то он следит за обстановкой в классе, внимательно слушает учителя, а значит хорошо запоминает учебную информацию. В начале школьного обучения наряду с вниманием огромную роль играет и память. В начальной школе вообще без развитой памяти никуда. Писать дети в первом классе ещё не умеют, поэтому всё необходимо запоминать, вплоть до домашнего задания. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому самым эффективным способом развития памяти и внимания ребёнка является игра. Память и внимание сильно взаимосвязаны, поэтому игры, которые разработали направлены на развитие и памяти и внимания.

Дидактическая игра «Исчезнувший предмет»

Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут не менее двух человек.

Цель игры: развивать внимание и кратковременную память детей; учить целенаправленно запоминать информацию, воспитывать честность.

Материалы: несколько мелких игрушек.

Ход игры: Если играет несколько детей самостоятельно, в начале игры нужно выбрать водящего, если же Вы играете с одним ребёнком, то целесообразно роль ведущего взять на себя. На стол ставятся несколько небольших игрушек. Детям предлагается запомнить находящиеся на столе предметы. Затем играющие отворачиваются, а ведущий прячет какой-то один предмет и предлагает участникам отгадать, какой предмет исчез. За каждый правильный ответ ведущий даёт фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

Примечание: бывают случаи, когда ребёнок не может справиться с игрой, т.к. ему необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием, которых ещё пока нет. В качестве такого средства был введён «указующий жест» пальцем (указывает сам ребёнок) и развёрнутое речевое описание тех объектов и их пространственного расположения, которое требуется запомнить и воспроизвести. Ребёнку предлагается брать каждую игрушку в руки (из тех, которые необходимо запомнить), рассматривать её, ощупывать, описывать внешний вид вслух, затем также вслух объяснять себе, где находится игрушка. «Объяснять себе» — это не случайно: другой человек вряд ли смог бы понять это объяснение, поскольку участники группы часто не владеют понятиями «левый», «правый», «верх», «низ». Вначале вся эта процедура совершается вслух, через некоторое время шёпотом, а потом про себя. Затем достаточно просто пальцем указать на игрушку. При соблюдении такого способа запоминания результат, как правило, неплохой. Как только ребёнок пытается просто запомнить, опять начинаются ошибки.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут не менее двух игроков.

Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

Если эта игра окажется трудной для ребёнка, целесообразно применить тот же способ запоминания, что и в предыдущей игре.

Дидактическая игра «Пуговицы»

Игра предназначена для детей в возрасте от пяти лет (при условии самого простого подбора пуговиц). Играть могут двое человек.

Цель игры: развивать память и внимание дошкольников; учить способам запоминания предметов.

Материалы: два одинаковых набора пуговиц (по одному для каждого играющего), причём ни одна пуговица внутри набора не повторяется. Количество пуговиц из набора зависит от уровня сложности игры: чем сложнее игра, тем больше их используется, Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом, перед играющими лежит весь набор, из которого взяли эти пуговицы. У каждого играющего должно быть игровое поле , представляющее собой квадрат, разделённый на клетки. Чем сложнее игра, тем больше должно содержаться клеток в квадрате. Для начала можно взять игровое поле, которое содержит четыре или шесть клеток.

Ход игры: Начинающий игру выставляет на своём поле три пуговицы из имеющегося у него набора пуговиц. Второй участник игры должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая пуговица лежит, после чего первый игрок накрывает своё поле платком или листом бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своём игровом поле. Затем первый игрок открывает своё игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Пока игра идёт на примитивном уровне, время запоминания и воспроизведения не учитывается, с усложнением игры ограничение времени должно стать одним из условий игры. Выигрывает тот играющий, который не допустил ни одной ошибки.

Для того ребёнка, для которого эта игра окажется трудной, целесообразно применять тот же способ запоминания, что и в предыдущих двух играх.

Дидактическая игра «Хамелеон»

Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут сколько угодно человек, не менее двух. Игра проводится в виде соревнований.

Цель игры: развивать память и внимание дошкольников, учить внимательно слушать и быстро отвечать; закреплять названия цветов.

Материал: фишки для играющих.

Ход игры: Вначале игры необходимо рассказать детям, кто такой хамелеон. Объяснить, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы её не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на жёлтом песке, то он станет жёлтым. Затем ведущий начинает задавать играющим вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: в зелёной траве, на коричневом бревне, на чёрном камне, на сером асфальте, на шахматной доске и т.д. Дети должны быстро отвечать, после чего анализируются правильные и неправильные ответы. В начале игры время ответа не учитывается, важно только правильно ответить, но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ. За каждый быстрый и правильный ответ играющий получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

Дидактическая игра «Зеркало»

Играть могут до двух человек. Игра подойдёт детям от четырёх лет (зависит от сложности движений).

Цель игры: развивать внимание дошкольников, двигательную активность, память, фантазию.

Ход игры: Выбирается ведущий, все остальные – зеркало. Ведущий придумывает движении, а остальные должны в точности его повторить. Выигрывает тот, кто не ошибётся.

Дидактическая игра «Зашумлённые картинки»

Играть может один человек. Игра предназначена для детей от 5 – 6 лет.

Цель игры: развивать произвольное внимание.

Материалы: карточки с изображением хаотично переплетающихся линий, за которыми скрыто изображение, а может быть и не одно.

Ход игры: перед играющими картинка, на которой изображены хаотично переплетающиеся линии, за которыми скрыто изображение – его надо найти.

Дидактическая игра «Рыбаки»

Играть может сколько угодно человек, не менее двух. Игра предназначена для детей от четырёх лет, если они знакомы с деятельностью рыбаков.

Цель игры: развивать произвольное внимание, двигательную активность, память и фантазию.

Ход игры: играющие становятся в круг. Они – «рыбаки». Выбирается водящий, который встаёт в центр круга и показывает остальным движения «рыбаков»: «тянет сеть», «вынимает рыбу», «гребут вёслами», «закидывает удочку», «чинит сеть» и т.д. Тот, из играющих, который повторит движения неправильно, тот выходит из игры. А тот, кто повторял лучше всех, становится водящим.

Благодаря познавательным психическим процессам ребенок получает знания об окружающем мире и о себе, усваивает новую информацию, запоминает, решает определенные задачи. Среди них выделяют ощущения и восприятие, память, мышление, воображение.

Необходимым условием протекания психических процессов является внимание. Внимание является одним из решающих факторов, обусловливающих регуляцию важнейших психофизических процессов в организме ребенка. Благодаря ему все психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление) становятся богаче, полнее, совершеннее. Основное достижение в развитии внимания в дошкольном возрасте заключается в зарождении ее нового вида - произвольного внимания, связанной с сознательно поставленной целью, волевым усилием. Это особенно заметно в дидактических играх, когда ребенку приходится сознательно сосредоточиться в процессе игры, изготовлении игрушек, при выполнении поручения воспитателя. Произвольное внимание - вид внимания, который возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий. В старшем дошкольном возрасте дети приобретают способность удерживать внимание на интеллектуально значимых для них действиях (игры-головоломки, загадки, задачи учебного типа). Формирование непроизвольного внимания является важнейшим условием подготовки ребенка к школе.

Цель игры: учить детей внимательно рассматривать панно и определять предметы, которые изображены ; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, побуждать называть признаки предметов; формировать способность к конкуренции, умение сосредотачиваться.

Ход игры:

Воспитатель. Дети, сегодня мы рассмотрим панно на котором изображены игрушки, фрукты, овощи, сказочные герои, дома, машины и т. Ваша задача увидеть как можно больше предметов и назвать их. За каждый названный предмет вы получите фишку. Если назвать признак предмета - можно получить дополнительную фишку. Например: «Я вижу шарик. Шарик синего цвета. Я вижу мяч. Мяч круглый, красного цвета, небольшой по размеру». У кого больше фишек - тот самый внимательный.