Меню
Бесплатно
Главная  /  Материнство  /  Просветительская деятельность и взгляды к насыри. Литературная деятельность каюма насыри

Просветительская деятельность и взгляды к насыри. Литературная деятельность каюма насыри

Каюм Насыри

Габделкаюм Габделнасырович Насыров родился 14 февраля 1825 г. в Казанской губернии, Свияжском уезде, в селе Верхние Ширданы.

Отец - учитель мектебе, мулла, образованный человек, знающий арабский, персидский, русский языки.

Семья жила бедно, зимой – приношениями учеников, летом – сельскохозяйственным трудом.

Первоначальное образование Каюм получил в сельской школе, которая давала элементарную грамотность. Он отмечался большой любознательностью, и отец отправил его для образования в Казань. В 1841 г. Каюм Насыри поступил в медресе «Мухаммадия», где жил и учился 14 лет. Медресе обеспечивало высшее религиозное образование, готовило служителей культа (мулл). Кроме того, Насыри изучает турецкий, арабский, персидский, родной языки, литературу Востока и тайно от всех изучает русский язык и культуру. В своей любознательности и усердии он превзошёл всех шакирдов (учеников).

В русском языке он видел единственный путь приобщения к большой науке и ключ к светским знаниям.

К тридцати годам Каюм Насыри успешно закончил медресе, был высокообразованным человеком, хорошо разбирался в специальных вопросах языка, литературы и истории России.

Он не хотел работать муллой и принял предложение работать преподавателем в русском духовном училище.

Педагогическую деятельность Каюма Насыри можно поделить на три этапа.

I этап (1855 – 1870 гг.)

Работа в духовном училище, затем семинарии и академии (этот шаг вызвал возмущение многих мусульман).

Эта деятельность способствовала повышению его профессионального уровня, он в совершенстве знал русский, татарский, арабский, турецкий, джагатайский языки, математику и географию.

В этот же период он является вольным слушателем Казанского университета, а так же упорно изучает историю педагогики, методы воспитания, классно-урочную систему, теорию элементарного образования, начального обучения, знакомится с трудами Толстого, Белинского, Герцена, Добролюбова, Ушинского. В этот период он изучает постановку образования в Европе и в России (в частности, в Казанской губернии) и под влиянием всего этого начинают складываться его педагогические и методические взгляды и появляются первые работы. В 1860 г. он создаёт первое учебное пособие для татар, изучающих русский язык – «Синтаксис», затем книгу для чтения по природоведению – «На досуге» и цикл восточных новел – «40 визирей». В 1867 г. в свет выходит «Татарская хрестоматия», где на русском языке говорилось об азах татарского языка.



Изучив европейскую и русскую педагогику, К.Насыри главную причину отставания татарского образования увидел в конфессиональном характере обучения, схоластическом обучение, формализме и оторванности от жизни.

II этап (1871 – 1876 гг.)

В 1871 году К.Насыри получил разрешение на открытие школы для татар с преподаванием русского языка. Однако религиознонастроенные родители с трудом отпускали своих детей в эту школу. К.Насыри терпеливо, с большим педагогическим тактом убеждал, что в русском государстве каждому человеку необходимо знание русского языка; и для этого татарским детям он предлагал свои услуги и свою школу.

Настойчивость Насыри была поистине героической. К 1876 году он сумел создать современную школу европейского типа со светлым классом, добротными партами, различным учебным оборудованием. Она не уступала существовавшим гимназиям и не шла ни в какое сравнение с татарскими мектебами и медресе. Школа с каждым годом укреплялась материально, рос её авторитет среди населения.

Тем временем между К.Насыри и инспектором по татарским школам в Казанском округе Радловым год от года зрели разногласия по вопросам ведения учебного процесса (инспектор был сторонником немецкой системы воспитания). Этот конфликт закончился тем, что после пяти лет работы в русско-татарской школе Насыри оставил её.

III этап (1876 – 1902 гг.)

В этот период Каюм Насыри активно занимается научной деятельностью, ведёт исследования по педагогическим проблемам, даёт частные уроки, составляет учебники, общается с широким кругом лиц, издаёт большое количество учебников и пособий, более 40 трудов объёмом приблизительно 500 печатных листов.

Стремясь распространить светские знания и полезные ремесла среди своего народа, он написал и издал учебные пособия по арифметике, геометрии, истории, географии, физиологии, основам земледелия, по слесарному делу, кулинарии и т.д.

Но особенно большой вклад он внёс в научную разработку татарского языка, литературы, фольклора, этнографии и истории. Его по праву считают основоположником татарского языкознания.

Основные педагогические идеи и принципы Каюма Насыри.

В своих работах «Книга о воспитании», «Брошюра о нравственности» он критикует средневековую схоластическую систему обучения в мектебе, медресе, бичует царящих в них дух формализма, догматизма и его оторванности от жизни. Он обосновывает научные основы воспитания, его содержание. Знакомит с приёмами и методикой обучения.

По мнения Насыри целью воспитания является подготовка «настоящего» гуманного, широко образованного человека, любящего свою Родину и уважающего другие народы.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

1. Нормальное физическое развитие – оно является основой нравственного и умственного развития.

2. Духовное развитие (развитие разума, памяти, мыслительных способностей человека, приобретение знаний об окружающей действительности, познание самого себя).

3. Воспитание воли, характера и нравственных качеств.

К.Насыри были разработаны основные принципы воспитания , на которые должна опираться всякая разумная система воспитания и обучения. Это:

1. принцип народности – воспитание сообразное с укладом жизни народа;

2. гуманное отношение к ребёнку – уважение к личности ребёнка в процессе воспитания;

3. воспитание и обучение должно падать на детские и юношеские годы;

4. учёт в процессе воспитания и обучения склонностей и интересов детей;

5. полное вовлечение в процесс обучения сил и чувств ребёнка;

6. развитие умственных способностей ребёнка и обеспечение сознательного усвоения учебного материала;

7. сочетание обучения и физического труда;

8. принципиальность по отношению к воспитуемому;

9. личный пример воспитателя.

В своей воспитательной системе он уделяет большое внимание среде, как фактору, формирующему мировоззрение и взгляды человека. Здоровая среда воспитывает нравственно здоровую личность, а нездоровая – испорченную.

Высокие требования Насыри в своей педагогической системе предъявляет и к учителям, и к родителям. Учитель должен быть научно подготовленным, разносторонне развитым, обладать ценными качествами: доброта, терпимость и т.д. Учитель должен быть внимателен к ученикам, должен учитывать их психологию, обучать без телесных наказаний. Он советовал родителям быть требовательными к детям, в то же время внимательными и предупредительными.

Заслуга К.Насыри в том, что он впервые в татарской общественной мысли обратил внимание на то, что именно в процессе воспитания человеческое дитя становится человеком.

К.Насыри оказал огромное влияние на развитие среди татар педагогической мысли, и её представители обращались к наследию просветителя, как к важнейшему идейному источнику.

каюм насыри
14 февраля 1825({{padleft:1825|4|0}}-{{padleft:2|2|0}}-{{padleft:14|2|0}})

Габделькаюм Габденнасырович Насыров (Каю́м Насыйри́) (тат. Qayum Nasıri, Каюм Насыйри, 2 февраля 1825 - 20 августа 1902) - татарский учёный-этнограф, литератор и просветитель XIX века.

Краткая биография

Родился 2 (14) февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Зеленодольский район Татарстана). Отец и дед его были довольно образованными людьми, несмотря на своё скромное социальное происхождение. одном из своих исторических трудов он приводит свою родословную до седьмого поколения и описывает занятия своих предков.

Детство Каюма прошло в родной деревне. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. 1841 году 16-летнего Каюма привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он учился до 1855 года.

В медресе он изучал турецкий, арабский и персидский языки. совершенстве зная родной язык, он втайне начал изучать и русский. Благодаря своему упорству и прилежанию, а также природной любознательности, Каюм Насыри вскоре после начала обучения превзошёл других шакирдов и постепенно выдвинулся в ряды наиболее образованных и эрудированных людей своего времени.

«Каюм Насыри - первый из наших мусульман, которого европейское образование, полученное им в Казанском университете, подняло в умственном отношении на такую высоту, что он мог отнестись к нему объективно» - В. В. Григорьев

Каюм Насыри внёс большой вклад в развитие татарской публицистики и критики. Изданные им календари, заметки, статьи на общественно-педагогические и литературно-критические темы явились для своего времени значительным событием в идеологической жизни татарского народа. Особое значение в его деятельности имело регулярное издание календарей - своего рода заменителя татарской периодической печати в условиях отсутствия татарской периодики.

Теоретическая и литературно-критическая деятельность К. Насыри была важным этапом в развитии татарской культуры XIX века. Труды Каюма Насыри, хоть и отличавшиеся некоторой отрывочностью и несистематичностью суждений, были подготовительной ступенью возникновения и развития татарской литературной критики в начале XIX столетия, когда возник и начал крепнуть критический реализм в татарской литературе.

Примечания

Литература

  • Источником материала для этой статьи является книга рус. Каюм Насыри. Избранные произведения. Казань. Татарское книжное издательство, 1977 и её татарский вариант тат. Q.Nasıri. Qazan, Tatarstan kitap nərşiyatı, 1977 (К. Насыйри. Казан, Татарстан китап нəшрияты, 1977.)

Библиография

  • Ш. Рамазанов. Каюм Насыри - основатель татарского литературного языка. - Казань, 1945.
  • Абдуллин И. А., Закиев М. З. Каюм Насыйри - основоположник национального литературного языка // Советская тюркология. 1975. № 3. - С. 52-67.
  • Садыкова Л. Р. Каюм Насыйри - основоположник татарского литературного языка/Л. Р. Садыкова//Лингвистические исследования: Сборник научно-методических работ/ Под.общ. ред. Н. В. Габдреевой, Г. Ф. Зиннатуллиной. - Казань: изд-во гос.техн. ун-та, 2008 - 231 с. - С.65-70.

Ссылки

  • Могила Каюма Насыри
  • Kayum Nasyri (1825-1902) (англ.)

каюм насыри

Каюм Насыри Информацию О

В 2002 году в Казани, на территории исторического памятника Старотатарская слобода, открыли дом-музей Габделькаюма Насыри - татарского учёного-энциклопедиста, просветителя, языковеда, переводчика, писателя, историка и этнографа.

Масштаб его личности и вклада в историю татарского народа смогли оценить только потомки. При жизни Каюм Насыри не был понят современниками, во многом из-за приобщения татарской культуры к русской, желания дать образование своему народу через российскую науку.

Он первым составил настоящую энциклопедию на татарском языке, перевёл на татарский историю России, русские учебники математики, физики, географии, языкознания. Насыри составил русско-татарский словарь, написал учебник русской грамматики для татарских школ и университетов, издал несколько научно-популярных произведений.

Насыри стал татарским Пушкиным - он создал основу для формирования современного литературного языка татар. А ещё - татарским Яном Каменским: заслуга просветителя в разработке методической и воспитательной системы школьного образования.

Заслуженное признание получил труд Каюма Насыри «Целебные травы» - «Шифалы улэннэр». В нём собран личный опыт сбора и использования целебных трав, растущих на землях Татарстана. Учёный считал, что растения его родины не оценены достойно: их целительные возможности значительно выше, чем у лекарств и заморских трав.

Мемориальная комната Каюма Насыри

Музей расположен в восстановленном двухэтажном особняке, принадлежавшем дяде учёного Мухаммедбедигу Хусаинову. В 1887 – 1902 годах Каюм Насыри снимал у него две комнаты, одна из которых сегодня стала мемориальной. В этой комнате по документам, воспоминаниям современников работники музея воссоздали обстановку того времени и разместили вещи, принадлежавшие Каюму или свидетельствующие о его трудах и увлечениях.

В ней - простой, но добротный стол с чертёжными инструментами и письменными принадлежностями, старая лампа-керосинка, шкатулка, в которой - курай и кубыз: на таких инструментах играл Насыри. Особенно ценные предметы - две личные книги просветителя. Одна - учебник по логике для медресе на арабском языке, переписанный самим Насыри, с личной печатью на отдельных страницах. Другая - «Тринадцать проповедей»: эту книгу некогда задумал и начал отец учёного, мулла Габденнасыр, а продолжили и издали уже его дети.

Рядом с печью установили школьную доску, разложили на столике школьные пособия - Каюм Насыри был не только учёным, он занимался активным просветительством - давал частные уроки детям. По стенам - шкафы с книгами, пучки высушенных трав, мандолина и скрипка…

Экспозиция комнаты - наглядный рассказ, каким разносторонним, увлечённым человеком был Каюм Насыри, ещё раз подтверждая слова о разносторонней одарённости талантливых людей. Приборы для научных опытов, инструмент для работы с металлом и деревом, приспособления переплётчика книг - всё свидетельства насыщенной жизни учёного.

Музей татарской культуры и быта

Экспозиция собрания включает не только вещи, документы, инструменты просветителя. В залах двухэтажного особняка собран богатейший этнографический материал из Свияжского уезда - места, где родился Каюм Насыри. Он даёт представление о бытовой культуре среднего класса Татарстана XIX века, знакомит с национальными традициями.

Рядом с особняком разбит «Хәтер бакчасы» – Сад памяти. Он не просто радует глаз красотой, но знакомит гостей с теми цветами и травами, которые изучал и описал народный просветитель. В саду устраивают музейные занятия, проводят встречи и концерты, туда приходят на пленэры ученики и студенты.

Создатели дома-музея - Р.С. Хуснутдинова (директор и автор концепции), сотрудники мастерской художника Ф.А. Зиязова - постарались сделать экспозицию очень информативной и в то же время - атмосферной. В простоте и строгой красоте комнат словно запечатлён духовный образ героя, беззаветно служившего будущему Родины.

Сайт: nasiyri.tatmuseum.ru

Адрес: улица Парижской Коммуны, 35, г. Казань, Республика Татарстан, Россия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Пушечный двор входит в состав музейного комплекса Казанского кремля и в перечень объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Расположен напротив Благовещенского собора, в северо-западной части городской крепости. Четыре его корпуса образуют в плане п...


Год основания храма – ориентировочно 1558 г. Он был возведен у западной стороны Спасо-Преображенского собора, бывшего в XVI в. полностью деревянным. Новую церковь построили из камня и назвали в честь Николая Чудотворца. В народе храм называли имене...


В последние годы одной из главных достопримечательностей Казани является Кремлевская набережная на р. Казанке, протянувшаяся от моста «Миллениум» до Кировской плотины. Набережная – наглядный образец современной тенденции в ландшафтной архитектуре г...


Имя Асгата Галимзяновича Галимзянова – проживавшего в республике Татарстан знаменитого мецената и почетного гражданина Казани – знакомо практически каждому. Асгат Галимзянов всегда считал благотворительность своим священным долгом. Он, в частности...


Казанский кремль настолько древен по времени заселения, что его можно считать опорной точкой истории для окружающих территорий. Давным-давно не кремль, а просто холм, он был окружён водой с трёх сторон: на востоке - цепью озёр, на севере - водами р...



План:

    Введение
  • 1 Краткая биография
  • Примечания
    Литература

Введение

Габделькаюм Габденнасырович Насыров (Каюм Насыри) (тат. Qayum Nasıri, Каюм Насыйри ) - великий татарский учёный-этнограф, литератор и просветитель XIX века.


1. Краткая биография

Родился 2 (14) февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии(ныне Зеленодольский район Татарстана). Отец и дед его были довольно образованными людьми, несмотря на своё скромное социальное происхождение. В одном из своих исторических трудов он приводит свою родословную до седьмого поколения и описывает занятия своих предков.

Детство Каюма прошло в родной деревне. Первоначальное образование он получил в мектебе своего отца. В 1841 году 16-летнего Каюма привезли в Казань и отдали в медресе пятого прихода, где он учился до 1855 года.

В медресе он изучал турецкий, арабский и персидский языки. В совершенстве усвоив родной язык, он, тайно от других, изучал и русский. Благодаря своему упорству и прилежанию, а также природной любознательности К. Насыри вскоре после начала обучения превзошёл других шакирдов и постепенно выдвинулся в ряды наиболее образованных и эрудированных людей своего времени.

«Каюм Насыри - первый из наших мусульман, которого европейское образование, полученное им в Казанском университете, подняло в умственном отношении на такую высоту, что он мог отнестись к нему объективно» - В. В. Григорьев

Каюм Насыри внёс большой вклад в развитие татарской публицистики и критики. Изданные им календари, заметки, статьи на общественно-педагогические и литературно-критические темы явились для своего времени значительным событием в идеологической жизни татарского народа. Особое значение в его деятельности имело регулярное издание календарей - своего рода заменителя татарской периодической печати в условиях отсутствия татарской периодики.

Теоретическая и литературно-критическая деятельность К. Насыри составила яркую страницу в развитии татарской культуры XIX века. Его труды, несмотря на некоторую отрывочность и несистематичность суждений, явились последним, как бы подготовительным шагом к возникновению и развитию татарской литературной критики в начале XIX столетия - в годы становления критического реализма в татарской литературе.


Примечания

  1. Шакирд - учащийся медресе.

Литература

  • Источником материала для этой статьи является книга рус. Каюм Насыри. Избранные произведения. Казань. Татарское книжное издательство, 1977 и её татарский вариант тат. Q.Nasıri. Qazan, Tatarstan kitap nərşiyatı, 1977 (К. Насыйри. Казан, Татарстан китап нəЯМяыршияты, 1977.)
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 22:57:02
Похожие рефераты: Имай Насыри , Мухамедханов Каюм Мухамедханович , Ахметшин Каюм Хабибрахманович , Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Габделькаюм Габденнасырович Насыров (Каю́м Насыйри́) (тат. Qayum Nasıri, Каюм Насыйри , 2 февраля - 20 августа ) - татарский учёный-этнограф , литератор и просветитель XIX века . Выдающийся учёный, писатель и просветитель татарского народа Каюм Насыри (Габделкаюм Габделнасырович Насыров) в течение своей более чем полувековой научной, литературной и педагогической деятельности издал около сорока трудов по художественной литературе, фольклору, филологии, педагогике, математике, истории, географии, астрономии и другим отраслям науки. Каюм Насыри был истинным ученым, он горячо любил свою родину, свой народ и много сделал для его развития. Будучи писателем-демократом, просветителем, Каюм Насыри всю свою жизнь отдал делу распространения среди татарского населения науки и знания, культуры и прогресса. Он шел впереди представителей демократического направления в общественной жизни, постоянно ратовал за сближение татар с деятелями русского революционного движения, боролся за изучение татарами русского языка. Имя Каюма Насыри сегодня известно каждому, кто хотя бы немного знаком с историей и культурой татарского народа. Память о выдающемся просветителе не только не померкла за последние десятилетия, но и была увековечена в названиях улиц, в мемориальных местах и музеях, в массовом издании и широкой пропаганде его трудов. Однако посмертная слава и благодарность потомков послужили всего лишь небольшим вознаграждением человеку, который на протяжении всей своей жизни, находясь в счастливом поиске истины, в то же время постоянно испытывал непонимание и даже неприязнь современников, бедность и неудачи, холодное, беспросветное одиночество.

Биография

Каюм Насыри родился 2 февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Зеленодольский район РТ) в семье известного богослова и мастера каллиграфии Габденасыра бин Хусейна. Известно, что родоначальником этой старинной и очень уважаемой династии был некий Бираш баба, обосновавшийся на правобережье реки Волги еще во времена Казанского ханства. С тех пор на протяжении нескольких столетий многие его потомки являлись признанными лидерами местных мусульман, исполняя обязанности сельских старост и указных мулл.

Дед Каюма - Хусейн бин Альмухамед, окончив прославленное медресе Сагита Ахметова в деревне Берези (ныне Атнинский район РТ), во второй половине XVIII - начале XIX века был имамом в Верхних Ширданах, с успехом занимался преподавательской и научной деятельностью. Он оставил ряд рукописных трудов по арабскому синтаксису и грамматике, пользовавшихся большой популярностью у шакирдов того времени. К сожалению, его сын Габденасир, несмотря на блестящие способности и фундаментальные знания в области исламских наук, полученные в самых авторитетных центрах татарского мусульманского просвещения в Казани, в деревнях Берези и Маскара (ныне Кукморский район РТ), не стал проповедником.

Образованный, хорошо знавший русский язык Насыр-мулла все силы и время отдавал заботам о родном ауле и односельчанах. Как впоследствии писал Каюм Насыри, "сострадание к чужой беде, отзывчивость к людям и множество добрых дел… снискали ему уважение и признательность народа, прозвавшего его «милосердным». Общественные проблемы так и не дали Габденасиру хазрету возможности официально проповедывать в сельской мечети. Однако, подобно своему отцу Хусейну, он достаточно плодотворно занимался теорией арабского языка и профессиональной перепиской восточных книг.

Таким образом, судьба Каюма Насыри была во многом предопределена семейной историей и традициями, замечательным примером его предков. Освоив основы грамоты и веры в деревенском мектебе, он по совету отца в 1855 году уезжает в Казань в медресе при пятой соборной мечети, где тогда преподавал их земляк и давний друг Ахмед бин Сагит аш-Ширдани (1793-1863). Этот священнослужитель был известен не просто как прирожденный педагог и талантливый учёный, но и как прогрессивный имам, убежденный сторонник религиозного реформатора Г.Курсави. Учеба под началом такого человека помогла Каюму развить природную любознательность и критическое мышление. За короткое время он освоил турецкий, арабский и персидский языки, основы мусульманской философии и права. Большой интерес проявлял молодой человек к изучению русского языка. Вероятно, в поисках живого общения и литературы Каюм познакомился с представителями русской интеллигенции и православными миссионерами, которые вскоре сами предложили одаренному мусульманину занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище.

В 1855 году Каюм Насыри начал давать уроки будущим христианским священнослужителям, и через несколько лет, набравшись педагогического опыта, перешел на аналогичную работу в Казанскую духовную семинарию. Для мусульманина это был по-настоящему смелый, даже отчаянный шаг. Общественное мнение казанских татар в то время категорически не одобряло сотрудничество правоверных мусульман с православным государством в образовательной сфере.

Вековые предубеждения, связанные с боязнью христианизации, сделали молодого учителя изгоем среди единоверцев. Круг его общения сузился до преподавателей и учащихся семинарии и университета. Каюму выделили крохотную комнату на чердаке семинарского здания, где он до глубокой ночи засиживался над восточными рукописями, русской и европейской литературой, конспектами и набросками первых своих сочинений.

Новый и, пожалуй, самый важный этап в жизни педагога начинается в семидесятых годах XIX века, когда правительство, озаботившись автономией мусульманского конфессионального образования, приняло ряд мер по его интеграции в систему государственного российского просвещения. Важнейшей задачей тогда считалось введение обязательного обучения шакирдов мектебов и медресе русскому языку, повсеместное создание светских русско-татарских школ. Реализация этих решений шла крайне тяжело, встречая сопротивление духовенства и мусульманского населения. Без того непростое положение усугублялось отсутствием кадров национального учительства, имеющего профессиональный опыт и владеющего государственным языком.

Наверное, единственным мусульманином в Казани, способным на ведение плодотворной педагогической работы в новых татарских учебных заведениях, был Каюм Насыри. Он с воодушевлением взялся за организацию такой школы в Забулачной части города, сначала на Мокрой улице, а затем в самом сердце Старотатарской слободы, неподалеку от мечети «Марджани». Но, как это обычно бывает с первопроходцами, неутомимый просветитель вместо признания получил лишь проблемы и неприятности. Для большинства татар он так и остался «Урыс Каюм» - «Русским Каюмом», а для чиновников Министерства народного просвещения - излишне самостоятельным учителем, не желавшим заниматься откровенной миссионерской деятельностью. Насыри до последнего пытался сохранить свою школу, платил из своего скудного жалованья и за аренду помещения, и за учебники и даже отдавал последние деньги бедным ученикам на еду и одежду. Однако конфликт с инспектором татарских училищ В. В. Радловым зашел очень далеко и в 1876 году Каюм Насыри вынужден был оставить учительскую работу.

Одиночество и спокойная жизнь на квартире у муэдзина Галеевской мечети на Сенной улице (ныне ул. П.Коммуны,35) помогли недавнему отставнику заняться серьезной научной деятельностью. Именно в эти годы он создает наиболее значительные произведения в области татарского языкознания, педагогики, методики обучения, истории и литературы. У него появилось больше времени на издание своего календаря, который просветитель периодически выпускал с 1871 года. Каюм Насыри пользовался огромным уважением в научном сообществе Казани. Результаты его этнографических и исторических исследований с большим интересом заслушивались на заседаниях Общества археологии и этнографии Казанского университета, членом которого он являлся на протяжении довольно долгого времени.

Трудом всей жизни Каюма Насыри можно назвать объемистый том его своеобразных проповедей и наставлений «Плоды собеседований», вышедший в 1884 году в университетской типографии. Это произведение, представляющее собой выражение всей татарской просветительской идеологии, и сегодня имеет огромное воспитательное и научное значение.

Личная жизнь подвижника так и не сложилась. Неудачи следовали за ним по пятам. В 1885 году, после пожара, в котором сгорела вся его библиотека, Каюм Насыри вынужден был уехать в родную деревню и зарабатывать на кусок хлеба тяжелым крестьянским трудом. Возвращение в Казань не избавило его от мытарств. Отсутствие семьи, гордый, вспыльчивый и довольно противоречивый характер только усугубляли одиночество неоцененного современниками мыслителя. Интересные заметки по этому поводу оставил Дж. Валиди, который писал: "…Насыров был человек нервный, чудаковатый, жил замкнуто, не любил общаться с людьми, не умел приобретать себе сторонников. Его жизнь прошла в маленькой квартире, без жены, без детей. Дж. Валиди приводит также слова известного татарского журналиста и педагога Х.Максуди, рассказавшего буквально следующее: «Получив из Закавказья письмо, в котором автор просил меня прислать материалы по казанской литературе… я обратился… к Каюму Насырову; выслушав мою просьбу сообщить свою биографию и дать фотографическую карточку, он ответил в том смысле, что не хочет давать о себе никаких биографических сведений для того народа, который до сих пор знать его не хотел и который обрекает на голодную смерть своих писателей; что он не имеет никакой такой фотографической карточки…»

Конечно, скоропалительные выводы старого учителя были продиктованы горькой обидой, но вряд ли они были оправданны. Каюм Насыри стал настоящим кумиром для молодой татарской интеллигенции конца XIX - начала XX века - Г.Тукая, Ф.Амирхана, Г.Ибрагимова, Г.Камала и других, стоявших у истоков профессиональной национальной литературы, театра, искусства и науки.

Просветитель, которого на закате дней разбил паралич, скончался 20 августа 1902 года и был похоронен шакирдами медресе «Мухаммадия» на кладбище Новотатарской слободы города Казани.