Меню
Бесплатно
Главная  /  Досуг  /  Чтение сказки в подготовительной группе. Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе. Художественная литература для детей

Чтение сказки в подготовительной группе. Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе. Художественная литература для детей

Перспективно - тематическое планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы

(подготовительная группа) 2011-2012 уч.год

СЕНТЯБРЬ

Лексическая тема

«Осень» «Лес осенью»

Лексическая тема

«Осень» «Лес осенью»

Лексическая тема

«Осень. Лес осенью. Осень в Якутии»

Лексическая тема

«Осень. Овощи. Фрукты»

А.Н Майков «Осень»

В.А. Сухомлинский

«Кого ждала рябина»

В.А. Сухомлинский

Улетают лебеди»

В.А.Сухомлинский « Осенний наряд»

В.А. Сухомлинский

« Как начинается осень».

«Осенние дожди»

По Г. Скоребицкому

В.А. Сухомлинский «Как муравей перелез через ручеек»

1.«Осенний клен»

В.А. Сухомлинский

2. «Ива - будто девушка золотокосая»

В.А. Сухомлинский

3. «Осень принесла золотистые ленты»

В.А. Сухомлинский

И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем»

Е. Пермяк « В школу»

Сказка « Кот – воркот, Котофеевич»

В.А.Сухомлинский

«Коростель и крот»

В.А. Сухомлинский « Ласточки прощаются с родной стороной»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Л.Толстой.«Дуб и орешник»,

В. Сладков«Осень на пороге»

К. Твардовский « Лес осенью» В. Сухомлинский «Рыжие белочки»

«Стыдно перед соловушкой»

В.Строков «Насекомые осенью»

Н.Носов, «Огородники» » М.Соколов-Микитов «Листопадничек,

В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»

«Хроменькая уточка» (украинская сказка),

Л. Толстой (басня «Старик и яблони»),

«Мужик и медведь» - р.н.с.

«Приходите в огород» (шотландская песенка Э.Островская «Картошка»

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

РАССКАЗЫВАНИЕ

1.«Лягушка – путешественница»

В.М. Гаршин

К. Ушинский Четыре желания»

В.А.Сухомлинский «Пряник и колосок»

«Сивка – бурка» Р.Н.С.,

ЗАУЧИВАНИЕ

ЗАУЧИВАНИЕ

ПЕРЕСКАЗ

ПЕРЕСКАЗ

1.»Дождик» З.Александрова

1.Песня об осени

1.«Последние ягоды» И.Павлова

«Спор деревьев» К.Ушинский

ПЕРЕСКАЗ

ПЕРЕСКАЗ

ЗАУЧИВАНИЕ

ЗАУЧИВАНИЕ

1.«Божья коровка»

Скребицкий

Г.Е. Сычева «Осень»

1.»Осенний букет»

), «Овощи» Ю.Тувим

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

ДРАМАТИЗАЦИЯ

«Под грибом» (по сказке В.Сутеева)

«Пекарь и портной»

В.А.Сухомлинский

ОКТЯБРЬ

Подготовительная группа ... разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы », «Коммуникация» в средней группе ...
  • Программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №44

    Программа

    ... по образовательной области «Чтение художественной литературы » Совместная образовательная деятельность педагогов и детей Самостоятельная деятельность Образовательная деятельность в семье Непосредственная образовательная деятельность Образовательная ...

  • Лексическая тема

    «Осень. Насекомые»

    Лексическая тема

    «Осень. Как звери к зиме готовятся»

    Лексическая тема

    «Осень. Перелетные птицы».Птицы Якутии»

    Лексическая тема

    «Осень. Хлеб»

    В.Строков «Насекомые осенью»

    В.А.Сухомлинский

    «Солнышко и божья коровка» «Пчелиная музыка», «Как муравей перелез через ручеек»

    Рус. Народная сказка «Пых»

    «Вини – Пух и все-все-все» главы пересказ Заходера

    В.Бианки; «Готовятся к зиме», «Прячутся» В.А.Сухомлинский.

    «Как Ёжик готовился к зиме», «Как Хомяк к зиме готовится»

    Пришвин. «Жил – был медведь»

    Р.н.с.»Зимовье зверей»

    И.Соколов-Микитов; «Улетают журавли» «Ласточки прощаются с родной стороной» В.А.Сухомлинский; «Улетают лебеди»

    Д. Мамин - Сибиряк«Серая шейка"

    В. Бианки

    «Прощальная песенка»

    Михалков «Дядя Степа»

    «Лисичкин хлеб» М.Пришвин; «Как из зернышка вырос колосок», «Хлеб – это труд» В.А.Сухомлинский; «Колосок» - украинская сказка.

    «Хлеб» М. Глинская

    «Легкий хлеб» белорусская сказка

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    РАССКАЗЫВАНИЕ

    «Конек-горбунок» П.Ершов.

    «Голубой зверек» А. Барков

    «Девочка и синичка» В.А. Сухомлинский

    «Мешок овсянки» А. Митяев

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ПЕРЕСКАЗ

    ПЕРЕСКАЗ

    «Мы не заметили жука» А. Барто.

    «Зайка» В.И. Мирясов

    Составление описания журавля. (Коноваленко В.В.)

    По серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел» (Коноваленко В.В.)

    ПЕРЕСКАЗ

    ПЕРЕСКАЗ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    ЗАУЧИВАНИЕ

    Составление рассказа по картине «Осень»(Коноваленко В.В.).

    «Как готовятся к зиме звери и птицы»(Коноваленко В.В.)

    «Птичка летает…» И.Токмакова.

    «Уж небо осенью дышало» А.Пушки

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    ДРАМАТИЗАЦИЯ

    «Стрекоза и муравей» Крылов.

    Сказка «Два жадных медвежонка»

    Сохраняю для себя! Делюсь с вами. Всем спасибо!

    Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет.

    Художественная литература

    Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

    Для чтения детям

    Русский фольклор
    Песенки.

    «Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,

    «Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,

    «Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,

    «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».

    Заклички.

    «Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,

    «Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».

    Русские народные сказки.

    «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

    «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

    «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

    «Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;

    «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

    «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

    Произведения поэтов и писателей России

    Поэзия.

    В. Брюсов. «Колыбельная»;

    И. Бунин. «Первый снег»;

    С. Городецкий. «Котенок»;

    С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

    А. Майков. «Летний дождь»;

    Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);

    И. Никитин. «Встреча зимы»;

    А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);

    А. Плещеев. «Мой садик»;

    А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);

    И. Тургенев. «Воробей»;

    Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;

    А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;

    М. Цветаева. «У кроватки»;

    С. Черный. «Волк»;

    Я. Аким. «Жадина»;

    А. Барто. «Веревочка»;

    Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;

    В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;

    С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,

    Д. Хармс. «Веселые чижи»;

    Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

    Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

    Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

    М. Яснов. «Мирная считалка».

    Проза.

    В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

    Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

    С. Черный. «Кот на велосипеде»;

    Б. Алмазов. «Горбушка»;

    М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;

    А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

    С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

    В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

    Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

    Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;

    М. Москвина. «Кроха»;

    Н. Носов. «Живая шляпа»;

    Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;

    К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

    Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

    Фольклор народов мира

    Песенки.

    «Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;

    «Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);

    «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

    «Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;

    «Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;

    «Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.

    Сказки.

    «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

    «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

    «Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);

    «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

    «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

    «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

    «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

    «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

    Произведения поэтов и писателей разных стран

    Поэзия.

    Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

    А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

    Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

    Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

    В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

    Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

    Литературные сказки.

    Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

    А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;

    X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

    О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;

    Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

    Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.

    Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

    Для заучивания наизусть

    «По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

    И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

    Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

    Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

    С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;

    М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

    М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

    А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

    А. Плещеев. «Осень наступила...»;

    И. Суриков. «Вот моя деревня».

    Для чтения в лицах

    Ю. Владимиров. «Чудаки»;

    С. Городецкий. «Котенок»;

    В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

    Э. Успенский. «Разгром». (мы этот мульт обожаем))))

    Литературные сказки.

    А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

    Н. Телешов. «Крупеничка»;

    Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

    П. Бажов. «Серебряное копытце»;

    В. Бианки. «Сова»;

    А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

    Б. Заходер. «Серая звездочка»;

    В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

    А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

    Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

    Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».

    Перспективный план
    «Чтение художественной литературы»

    Сентябрь
    1 неделя «Детский сад»
    1. Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»:

    Цель: вызвать у детей желание рассказывать знакомые стихотворения А. Барто; формировать положительное отношение к поэзии.

    2. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

    3. Чтение рассказа Л.Толстого «Была у Насти кукла»

    4 . Чтение стихотворения Г. Новицкой «Тишина».

    Цели: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание стихотворений; развивать образность речи. Способствовать развитию произвольной памяти. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

    2 неделя «Мой город, моя страна»

    1. Чтение сказки «Кот и лиса»
    Цель: воспитывать умение внимательно слушать сказку.

    2 .Чтение и разучивание стихотворений о городе.
    Цели: развивать память, умение выразительно читать стихи.

    3 . Чтение стихотворения С. Есенина «Береза»
    Цель: Формировать умение видеть и чувствовать красоту русской природы в художественном произведении.
    4 . Б. Житков «В Москве на улицах».
    Цели: продолжать знакомить детей с произведениями известных детских писателей; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать любовь к столице нашей Родины.

    3 неделя _ «Семья»

    1 . Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить».
    Цели: помочь детям понять смысл произведения; поддерживать отрицательное отношение ко лжи; воспитывать честность.

    3 . В. Драгунский «Что я люблю».

    Цели: формировать у детей целостное восприятие художественного текста в единстве с содержанием и художественной формой. Развивать интонационную выразительность и слуховое восприятие, побуждать детей передавать свои впечатления, оценивать поступки героев рассказа С. Прокофьевой.

    4 неделя «Осень. Признаки осени».

    1. Чтение стихотворения А.Гришина «Осень»
    Цель: развивать память, умение выразительно рассказывать
    .
    2 . Чтение пословиц и поговорок об осени.
    Цель: развивать память, мышление.
    3 . Чтение рассказа Е. Чарушина «Еж»
    Цель: формировать умение детей внимательно слушать произведение до конца; воспитывать любовь к животному миру.
    4. Чтение стихотворения И. Белоусов «Осень»

    Цель: развивать память, внимание. Воспитывать любовь к стихам.

    Октябрь
    1 неделя «Осень. Деревья»

    1. Чтение стихотворения «Осенняя песенка» А.Плещеева
    Цель: формировать умение детей внимательно слушать произведение до конца; воспитывать любовь к природе.
    2. «Береза» С.Есенин (чтение стихотворения).
    Цель: формировать умение детей выразительно читать стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.
    3. И. Бунин «Листопад» (отрывок)
    Цель: развивать внимание, память, формировать умение отчётливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу. Формировать умение детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.
    4. И. Токмакова «Ели»
    Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

    2 неделя «Осень. Овощи»
    1 . Отгадывание загадок об овощах.

    Цель: познакомить с малой фольклорной формой – загадками; развивать мышление детей, речь.
    2. Чтение сказки «Пых»

    Цель: воспитывать интерес к сказкам.

    3 .Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
    Цели: продолжать формировать умение воспринимать стихотворные тексты, запоминать отрывки; расширять кругозор детей; закрепить знания об овощах.
    4. Н. Егорова «Редиска, морковка, тыква…»

    Цель: воспитывать любовь к художественной литературе.

    3 неделя «Сад. Фрукты»
    1 .«Старик и яблони» Л. Толстой.

    Цели: познакомить детей с тем, что весной сажают плодовые деревья

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    2. Отгадывание загадок о фруктах.

    Цель: продолжить знакомство с малой фольклорной формой – загадками; развивать мышление детей, речь.
    3. Чтение сказки В.Катаева «Цветик – семицветик».
    Цели: подвести к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини; закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

    4 . Г. Юдин «Как варить компот»

    Цель: формировать умение слушать произведение, отвечать на вопросы.

    4 неделя Лес. Грибы и лесные ягоды.
    1. Чтение «Осень в лесу» И. Соколов-Микитов.

    Цель: формировать желание внимательно слушать и запоминать прочитанное стихотворение. Развивать память.
    2 .Я. Тайц «По грибы» - чтение произведения

    Цели: продолжать формировать умение внимательно слушать произведение,

    передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям;

    3 . Чтение русской народной сказки «Под грибком».
    Цель: формировать умение интонационно верно передавать диалоги персонажей;

    Использовать при пересказе выразительные средства языка.

    4. Слушание сказки В. Бианки «Колобок – колючий бок»

    Цель: формировать интерес к произведению.Развивать знания о животном мире.

    Ноябрь
    1 неделя «Одежда»
    1. С. Маршак «Перчатки» - работа по содержанию стихотворения.

    Цели: продолжать формировать умение детей понимать содержание стихотворений;

    Помочь осмыслить значение образных выражений в тексте; упр-ть в осознанном использовании средств интонационной выразительности.

    2 . Н. Носов « Заплатка».

    Цель: прививать любовь к художественной литературе, учить грамотно, отвечать на вопросы. Развивать внимание, речь.

    3. Ш. Перо " Красная Шапочка".

    Цель: воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения, учить осмысливать идею; уточнить знание детей о жанровых особенностях сказки; формировать навыки творческого рассказывания. Довести до сознания детей замысел сказки, воспитывать у детей добрые чувства, потребность заботиться о близких.

    4. С. Маршак «Вот какой рассеянный» (слушание)

    Цель: формировать умение замечать и понимать образные слова и выражения в тексте. Развивать творческое воображение.

    2 неделя «Обувь»
    1 . Чтение рассказа Коновалова « Упрямые сапоги».
    Цели: продолжать развивать интерес к художественной литературе, способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения; учить давать оценку поступкам героев произведения; расширять представления об обуви; - развивать внимание, мышление, зрительное восприятие, моторику; -воспитывать бережное отношение к вещам.
    2. Чтение и разгадывание загадок об обуви.

    3. Чтение сказки Ш.Перро «Кот в сапогах».
    Цели: формировать умение понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль; формировать умение понимать особенности характера действующих лиц; формировать образную речь.

    4. Чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца».

    Цели: формировать умение детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизводить четверостишия. Развивать слуховую память, эмоционально- волевую сферу, совершенствовать интонационную выразительность речи. Воспитывать желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

    . 3 неделя «Игрушки»
    1 .Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»
    Цель: вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения; формировать положительное отношение к поэзии.
    2 . С. Маршак «Мяч».
    Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение, вспомнить произведения С. Я. Маршка.
    3. Агния Барто «Резиновая Зина».
    Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение, вспомнить произведения Агнии Барто.

    4 неделя «Посуда»

    1. К. Чуковский «Федорино горе».
    Цели: продолжать развивать умение детей внимательно слушать стихотворные произведения; создавать условия для выражения детьми восприятия текста во внешнем действии.

    2. Чтение стихотворения А. Кондратева « Можно много-много раз».
    Цели: развивать у детей умение слушать стихотворение и понимать его смысл; помочь запомнить стихотворение; уточнять и расширять представления детей о посуде; учить использовать в речи предложения в утвердительной и отрицательной форме; развивать зрительно-моторную координацию, внимание, память; воспитывать аккуратное обращение с посудой.

    3 . В. Карасева «Стакан»

    Цель: формировать умение слушать литературные произведения, оценивать поступки героев, рассказывать о помощи по дому.

    4. Чтение рассказа Н. Калининой «Мамина чашка».
    Цели: формировать умение детей передавать содержание небольшого по объему литературного произведения; учить задавать вопросы к тексту произведения и отвечать на вопросы, логически правильно выстраивая ответ; развивать слуховую память.
    Декабрь
    1 неделя «Зима. Зимующие птицы»
    1 . Чтение С. Михалков «Про мимозу».
    Цели: расширять представление детей о здоровом образе жизни, о том, как надо одеваться зимой, как укреплять своё здоровье зимой; помогать детям правильно воспринимать содержание произведения.
    2 .Чтение рассказа Г. Скребицкого «Чем дятел зимой кормится? »

    Цели: побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения, понимать смысловое значение содержание рассказа; обогащать словарь детей образными словами и выражениями. Уделять внимание формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию, дети пользовались словами в правильной грамматической форме. Воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к ним.

    3 . И. Суриков «Зима».
    Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе; прививать чуткость к поэтическому слову.
    4. Чтение сказки «Два мороза».
    Цель: воспитывать интерес и любовь к сказкам.

    2 неделя «Домашние животные. Домашние птицы.

    1. Рассказывание сказки «Рукавичка».
    Цель: формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки.
    2. Н. Носов «Живая шляпа».
    Цели: продолжать развивать умения детей воспринимать большие по объему тексты; довести до сознания детей юмор произведения; воспитывать интерес к художественной литературе.
    3 . Рассказывание сказки В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок» .
    Цели: помочь детям правильно осмыслить содержание сказки; учить сопереживать героям и давать оценку их поступкам; расширять представления детей о домашних птицах; обогащать словарь детей глагольной лексикой; развивать слуховое и зрительное восприятие, память.

    4. «Смоляной бычок» (рассказывание русской народной сказки)

    Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.
    3 неделя «Дикие животные»

    1 .Чтение сказки «Зимовье зверей».
    Цели: развивать память, внимание; воспитывать любовь к сказкам.
    2. Чтение сказки «Лиса и петух».
    Цели: воспитывать умение внимательно слушать. Запоминать прочитанное произведение.

    3 . Чтение сказки «Заяц и ёж».
    Цели: развивать память, слуховое внимание; воспитывать любовь к животным.
    4. «Большое путешествие маленького мышонка» (рассказывание сказки)

    Цель: познакомить детей с новой сказкой народов Севера, формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Развивать память, мышление, внимание, познавательные интересы. Воспитывать интерес к сказкам разных народов.
    5. « Лесная газета» В.Бианки (чтение рассказов).

    Цель : продолжать формировать умение детей отвечать на вопросы, употребляя в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

    Закрепить знания детей о жизни зверей зимой, как они готовятся к зиме.

    Развивать мышление, память воображение, познавательные интересы.

    4 неделя «Новый год»

    1 . Чтение и разгадывание загадок о зиме.
    Цели: побуждать детей отвечать на вопросы, закрепить умение разгадывать загадки.

    2 . Чтение художественной литературы: «Стихи про Новый год» .

    3 . Чтение стихотворения «Елка» Э. Мошковская.

    Цели: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей. Воспитывать любовь к стихам.
    4. Чтение: «Дед Мороз прислал нам елку» В. Петрова.

    Цель: развивать желание слушать. Формировать радостное настроение в ожидании праздника.

    Январь
    1 неделя «Каникулы»
    1 .Чтение сказки «Снегурочка».
    Цель: формировать умение внимательно слушать сказку. Отвечать на вопросы по тексту.

    2. Чтение Г. Андерсен «Снежная королева».

    Цель: отметить характеры героев, их положительные и отрицательные стороны, выявить воспитательную ценность сказки.

    3 .Отгадывание загадок о зимних играх.
    Цели: развивать память. слуховое внимание; воспитывать интерес к отгадыванию загадок.

    4 . Чтение худ. литературы. Н. Носов «На горке» .
    Цели: продолжать формировать умение детей слушать рассказы; помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям; помогать становлению личностного отношения к произведению.

    2неделя «Мебель»

    1. Чтение С. Маршака «Откуда стол пришёл?»
    Цели: обогащать и расширять представления детей о мебели; формировать интерес к художественной литературе; учить отвечать на вопросы фразой; активизировать познавательную деятельность; развивать речь, слуховое и зрительное восприятие, мышление, моторику; воспитывать бережное отношение к окружающим предметам мебели.

    2. Чтение сказки «Три медведя»

    Цель: воспитывать интерес к сказкам.
    3 . Загадки про мебель.
    Цель: воспитывать умение отгадывать загадки, развивать мышление.

    3неделя «Грузовой и пассажирский транспорт»

    1. В. Клименко «Кто важней всех на улице».
    Цели: расширять знания детей о транспорте путем осмысленного прослушивания произведения; помочь понять смысл рассказа; воспитывать желание соблюдать правила поведения на улице.

    2 . Чтение и разгадывание загадок о транспорте.
    Цели: помочь понять, как правильно отгадывать загадку: нужно искать героя загадки, который спрятался, по его описанию (с кем или с чем он сравнивается). Упражнять в подборе сравнительных оборотов к предметам. Развивать фантазию, воображение.
    3. Чтение Сказки Н. Павловой «На машине».
    Цели: побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения, понимать смысловое значение содержание рассказа; формировать умение детей описывать различные свойства предметов. Формировать нравственные понятия: дружба, друзья, взаимовыручка.
    4. «Поезд» Я.Тайц (чтение рассказа).

    Цель: формировать умение внимательно слушать новый рассказ. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к чтению.

    Февраль

    1 неделя «Профессии»
    4 .Чтение стихотворения С. Маршака «Милиционер»
    Цель: формировать желание слушать и запоминать прочитанное стихотворение; развивать память; воспитывать любовь к стихам.

    2. «Дядя Степа» С.Михалков (чтение произведения).

    Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

    Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы.

    Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.

    3. Рассказывание белорусской народной сказки «Жихарка».
    Цели: формировать умение детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте; упражнять в подборе синонимов; формировать умение понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды.
    4. Заучивание стихотворения «Шофер» Б. Заходера.
    Цели: уточнить представления детей о профессии людей на транспорте. Формировать у детей эмоциональное восприятие и понимание содержание сюжета поэтического текста. Продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворения (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение жестом, мимикой, передавать свое отношение к содержанию литературной фразы) .

    2 неделя «Комнатные растения»

    1.«Привередица» русская народная сказка.
    Цели: развивать умение слушать произведение до конца.

    2.Стихотворение Е.Благининой «Бальзамин».
    Цели: продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.

    3.Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка».
    Цели: воспитывать интерес к сказкам.

    4.Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония».
    Цели: способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.

    3 неделя «Наша Армия»
    1. «Пограничники» С.Я.Маршак (чтение стихотворения).

    Цель: познакомить детей с новым стихотворением – о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

    Воспитывать интерес к воинам Российской армии, уважение к ним.

    3 . Н.Теплоухова «Барабанщик».
    Цели: продолжать формировать умение детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию.

    Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе.

    4. Чтение стихотворений ко Дню защитника Отечества.
    Цели: развивать выразительность речи, чувство ритма.
    5 . Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор».
    Цели: формировать умение понимать характер произведения; выражать свои впечатления в связных высказываниях.
    4 неделя «Стройка.Профессии строителей»

    1 .Чтение Пермяка « Для чего руки нужны?»
    Цели: помочь детям понять и правильно осмыслить содержание произведения побуждать отвечать на вопросы фразой; обогащать словарь глагольной лексикой. Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, моторику; воспитывать умение слушать ответы других детей.
    2. Заучивание стихотворения Б. Заходера «Строители».

    Цели: познакомить детей с различными профессиями и их особенностями. Дать знания о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях.

    Воспитывать гордость за родителей и уважение к ним.
    3 . Драматизация сказки «Три поросёнка»

    Цель: закреплять знание сказок, вызвать желание участвовать в инсценировке, развивать актёрские способности.

    4 . Рассказывание сказки «Заюшкина избушка».

    Цели: формировать умение детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки. Упражнять в словообразовании. Воспитывать желание выслушивать друг друга, не перебивать.

    Март
    1 неделя Весна. Мамин праздник. Первые цветы.

    1. «Мамин день» Г.Виеру (чтение стихотворения).
    Цель: познакомить детей с новым стихотворением. Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к маме.
    2. Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама».
    Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность. Пополнить словарный запас эмоционально- оценочной лексикой.
    3 . Чтение рассказа Н. Калининой «Мамина чашка».
    Цели: формировать умение детей передавать содержание небольшого по объему литературного произведения; формировать умение задавать вопросы к тексту произведения и отвечать на вопросы, логически правильно выстраивая ответ; развивать слуховую память.
    4 . С Капутикян «Моя бабушка».
    Цели: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к бабушке через поэзию, творческую деятельность.
    2 неделя «Профессии мам»
    1. «Работа» Д. Габе (чтение рассказа).

    Цель: продолжать формировать умение детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе. Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать.

    2. Чтение произведения Михалкова «А что у вас?»
    Цель: развить желание рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа, помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству.
    3 . Чтение рассказа Е. Пермяка «Мамина работа».
    Цели: закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров;

    Формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание

    произведения, осмысливать идею; учить, отвечая на вопросы, правильно

    строить предложения.
    4 . Чтение художественной литературы: «Айболит»
    Цели: продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей.
    3 неделя «Подводный мир»

    1 .«Первая рыбка» Е. Пермяк.
    Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы; воспитывать бережное отношение к природе.

    Продолжать знакомить детей с произведениями детских писателей; помочь понять смысл рассказа; воспитывать любовь и заботливое отношение к близким.

    2. Чтение и заучивание песенки «Дед хотел уху сварить…»?
    Цель: помочь детям запомнить р. н. п., выразительно читать её наизусть, развивать чувство ритма, закрепить знания о речных рыбах, способах ловли рыбы (удочкой, сетями).

    3. Сказка «По щучьему велению».

    Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы

    4 .Разучивание стихов, загадок о рыбах.
    Цель: воспитывать умение отгадывать загадки.

    4 неделя «Наш город (страна, улица)»
    1. Чтение и разучивание стихов о городе.
    Цель: развивать память, умение выразительно рассказывать.

    2. «В театре» А.Барто (чтение стихотворения).

    Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности. Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы. Воспитывать любовь к художественной литературе.
    3. Чтение стихотворения А. Кардашовой «Наш дворец для всех открыт»
    Цель: формировать умение детей внимательно слушать произведение до конца.
    4. П. Воронько «Лучше нет родного края» - чтение.

    Цели: формировать умение участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании; выразительно читать стихотворный текст; воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»); воспитывать любовь к родному краю.

    Апрель.
    1 неделя «Мы читаем»
    1. «В гости к книжке» (знакомство с творчеством художников-иллюстраторов)

    Цель: познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, В.Чижикова, Е.Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

    Развивать произвольное внимание. Воспитывать эстетический вкус.

    1 .Чтение стихотворения Я.Аким « Неумейка ».
    Цели: развивать способность слушать литературные произведения, отвечать на вопросы по содержанию фразой; развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику руки.

    2 . Ш. Перро «Мальчик – с пальчик» - рассказывание сказки.

    Цели: продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки;

    Формировать образность речи, понимание образных выражений;

    развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки.

    4 .Чтение произведения «Мойдодыр» К. Чуковский.
    Цель: развивать интерес детей к чтению, воспитывать любовь к чистоте.
    2 неделя «Космос»

    1. В. Бороздин «Звездолетчики»
    Цель: формировать умение слушать произведение и отвечать на вопросы
    .

    2. Загадки о космосе.
    Цели: развивать умение разгадывать загадки. Тренировать память и внимание. Воспитывать уважение к труду космонавтов.
    3 . Рассказ В. Бороздин «Первый в космосе».
    Цели: расширять представлений детей о космосе. Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способности сопереживать его герою.

    3 неделя «Птицы прилетели»

    1. Чтение А. Плещеева «Дети и птичка».

    Цель: развивать память, слуховое внимание. Воспитывать интерес к слушанию.

    2. Чтение стихотворения М. Клоковой «Зима прошла (Воробей с березы на дорогу прыг) ».

    Цели: упражнять в подборе определений к заданному слову. Воспитывать любовь к поэзии.

    3 . Чтение рассказа В.Воробьёва « Чистюля »
    Цели: продолжать формировать умение внимательно слушать рассказ, развивать связную речь; расширять знания о перелетных птицах; развивать внимание, память, ; воспитывать заботливое отношение к птицам.
    восприятие, память; воспитывать умение выразительно декламировать стихи.

    4. «Хотела галка пить…» Л.Н.Толстой (чтение произведения).

    Цель: формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать мышление, память. Воспитывать познавательные интересы у детей.

    4 неделя « Неделя здоровья»
    1. Чтение и обсуждение стихотворения М. Безруких «Разговор о правильном питании»
    Цель: воспитывать умение у детей отвечать на поставленные вопросы согласно прочитанному. Развивать память.

    2 . Сенченко «Хлеб святой».

    3. М. Глинская «Хлеб» - чтение.
    Цели: расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу; развивать познавательный интерес;

    Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу. С. Топелиус

    4. «Три ржаных колоска» - чтение литовской сказки.

    Цели: формировать умение осмысливать содержание прочитанного;

    Связно передавать содержание прочитанного средствами игры;

    Формировать оценочное отношение к героям сказки.

    2 неделя «День Победы»
    1. «О мальчике Тишке и отряде немцев» (чтение произведения).

    Цель: знакомить детей с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны. Формировать умение поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательные интересы детей.

    Воспитывать любовь к Родине.

    2. «День Победы» А.Усачев.

    Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

    3 . Чтение стихотворения В. Гусевой «Родина».
    Цели: формировать умение выразительно читать стихотворение;

    Развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. развивать память.
    4 . Чтение стихотворения Е. Трутневой «Победа».
    Цели: формировать умение эмоционально воспринимать стихотворение, понимать его содержание; стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях.
    3 неделя «Правила и безопасность дорожного движения»
    1 .Разучивание стихотворения «Если свет зажжется красный» С Михалкова.
    Цель: развивать память, внимание, воспитывать любовь к стихам.

    2 .Чтение Н Калинина «Как ребята переходили через улицу»
    Цель: воспитывать умение внимательно слушать, запоминать прочитанное произведение.

    3. Чтение В.Тимофеев «Для пешеходов».
    Цели: развивать память, слуховое внимание; воспитывать бдительность на дороге.

    4 .Три чудесных цвета» А.Северный, «Если бы…» О.Бедарев (чтение стихотворений)

    Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, формировать умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы. Развивать мышление, познавательные интересы у детей. Воспитывать культуру поведения на дороге.

    4 неделя «Лето»
    1 . И. Крылов «Стрекоза и муравей».
    Цели: познакомить детей с новым литературным жанром – басней; помочь понять идею басни; воспитывать положительное отношение к труду
    2 . Чтение словацкой народной сказки « У солнышка в гостях».
    Цели: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, используя метод моделирования; запоминать действующих лиц и последовательность событий.
    3. «Одуванчик» З.Александрова (чтение стихотворения).

    Цель: продолжать формировать умение детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии.
    4. Рассказывание «Муравьишки» Е. Л. Набойкиной (сказкотерапия) .

    Цели: осознание главной идеи сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям; стимулирование ответов детей по содержанию сказки. Моделирование поведения персонажей, выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний (страх, беспокойство, радость, удовольствие) ; последовательное воспроизведение событий сказки; развитие речи; создание положительного эмоционального настроения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.


    Ознакомление детей с художественной литературой в подготовительной группе детского сада проходит разными методами. Используют произведения как народного творчества, так и авторские на любых занятиях, в играх, театральной деятельности, праздниках.

    Роль чтения в развитии детей

    Дети, которым часто читают художественную литературу, имеют грамматически правильную речь, могут выражать свои мысли красиво. Помимо этого, знакомство с книгой помогает малышам познавать окружающий мир, вырабатывает оценочные суждения, развивает умение различать добро и зло, учит моральным ценностям, развивает патриотические чувства, любовь к природе и многое другое.

    Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе.

    Задачи программы

    • Развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать сказки и рассказы, учить выразительно рассказывать стихи, узнавать продолжение начатой книги, рассматривать с любопытством картинки, иллюстрации к произведениям.
    • Знакомить с разнообразием литературных форм: пословица, поговорка, потешка, колыбельная, загадка, скороговорка, считалочка, стихотворение, рассказ, сказка. Уметь их узнавать и различать, понимать значение пословиц.
    • Знакомить детей со средствами выразительности произведений, как можно образно описать предмет, человека, событие. При этом важно научить детей понимать, как такими образными выражениями, эпитетами и сравнениями возможно охарактеризовать литературного персонажа.

    • Учить детей выразительно декламировать стихотворения или пересказывать сказку, используя громкость и силу голоса, изменяя тембр и выбирая эмоции, подходящие для данного произведения, развивать произвольную память и внимание.
    • Развивать грамматически правильную литературную речь для успешной учебы в школе.
    • Учить сопереживать героям произведений, развивать чувство юмора.
    • Знакомить детей с русскими и зарубежными писателями и поэтами, а также со знаменитыми художниками-иллюстраторами, учить узнавать их изображения на портретах.
    • Знакомить с историей народа с помощью былин и сказаний.

    Художественная литература в подготовительной группе по ФГОС

    Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дан примерный список литературных произведений, которые рекомендованы для ознакомления детьми в детском саду. Конечно, на этом ни один воспитатель не останавливается. Педагоги - творческие люди, которых невозможно поставить в жесткие рамки цензуры. Используется, помимо основных, еще и целый ряд дополнительных произведений.

    Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе имеет основные разделы. Это малые литературные формы - песенки, потешки, например, "Чигарики-чок-чигарок", "Идет матушка-весна", Когда солнышко взойдет..." и т. д.

    Небольшие стихотворные формы применяют в календарных обрядовых песнях. При знакомстве с традициями народной культуры читают и заучивают наизусть колядки, например, "Коляда, коляда, ты подай пирога" или "Как пошла коляда...", на Масленицу - "Как на масленой неделе..." или "Тин-тин -ка...".

    Учат посмеиваться над недостатками прибаутки - "Федул, что губы надул?" или "Где кисель - тут и сел". Развивают чувство юмора небылицы - "Богат Ермошка" или "Вы послушайте, ребята".

    Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе предусматривает и знакомство с поэтическими произведениями русских поэтов, таких как А. Блок, "Ветер принес издалека", М. Волошин, "Осень", С. Есенин, "Пороша", М. Лермонтов, "На Севере диком", Ф. Тютчев, "Весенние воды" и т. д.

    Когда знакомят детей с поэзией

    Восприятие художественной литературы в подготовительной группе происходит не только во время отдельных занятий. Читают детям стихотворения воспитатели и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при изучении правил дорожного движения читают стихи про светофор и как переходить дорогу.

    На занятиях по ознакомлению с природой загадывают загадки про животных, овощи и фрукты. Например, когда знакомят детей с жизнью пернатых, то используется художественная литература о птицах. В подготовительной группе можно почитать В. Жуковского "Жаворонок", А. Пушкина "Птичка", В. Орлова "Ты лети к нам, скворушка". Времена года помогут изучить творения таких авторов: И. Суриков, "Зима", П. Соловьева, "Подснежник", Ф. Тютчев, "Зима недаром злится", Я. Аким, "Апрель", П. Воронько, "Лучше нет родного края", Л. Станчев, "Осенняя гамма".

    Чтение стихов во время игровой деятельности

    В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, "Лизочек", С. Маршак, "Кошкин дом", Л. Левин, "Сундук".

    Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники (например, в Рождество) походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков.

    Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.

    Что за праздник без стихов

    При подготовке к утренникам или организации спектаклей дети также заучивают огромное количество стихотворений и песен, как своих, так и чужих, которые по сценарию предназначаются для других детей.

    Это все развивает память и интерес к стихотворным произведениям. Есть еще целый ряд словесных игр, применяемых воспитателем на занятиях по развитию речи, которые дают возможность детям самим придумывать рифмы.

    Моральное воспитание через художественную литературу

    Во время чтения литературных произведений дети знакомятся с разными персонажами, как положительными, так и отрицательными. Слушая текст, ребята учатся сопереживать героям, сочувствовать их бедам и неприятностям, проявлять заботу о ближнем, различать хорошее от плохого, добро и зло. После прочтения произведения, особенно такого морального смысла, воспитатель обязательно проводит беседу, стараясь укрепить уверенность детей в моральных принципах, понятых в ходе прослушивания литературного творения.

    Список художественной литературы для подготовительной группы детского сада содержит целый ряд таких произведений.

    Рассмотрим несколько из них.

    В. Катаев, "Цветик-семицветик"

    Это знаменитое произведение Валентина Петровича Катаева, конечно, с детства знакомо почти всем. По мотивам этого произведения для детей был снят мультфильм. Напомним вкратце содержание сказки. Девочка Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками, по дороге отвлеклась, и незнакомая собака съела все бублики. Когда Женя пыталась ее догнать, то попала в незнакомое место и заплакала. Вышедшая навстречу ей старушка дала ей волшебный цветочек с 7 лепестками. Если оторвать лепесток и произнести нужные слова, то желание тотчас же исполнится. Так девочка вернулась домой.

    Потом она на всякую ерунду потратила все свои лепестки, кроме последнего. Встретив в парке мальчика-инвалида, Женя последний лепесток с пожеланием посвятила выздоровлению этого незнакомца. После волшебного воздействия цветка мальчик вскочил на ноги и побежал с девочкой дальше играть.

    Произведение В. Катаева "Цветик-семицветик" учит детей понимать важность человеческой жизни и здоровья по сравнению с ненужными капризами, такими как отправиться на Северный полюс, отремонтировать чашку или заказать целую кучу игрушек.

    Воспитание отзывчивости сказками

    Не зря мудрые люди говорят: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Каждое произведение рекомендованной литературы, в том числе и сказки, учит детей мудрости, соблюдать золотое жизненное правило - как ты относишься к человеку, так и он будет относиться к тебе.

    Возьмем, например, сказку в обработке известного писателя и педагога Константина Ушинского "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться". Она тоже включена в картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе детского сада.

    Отзывчивая падчерица Машенька угостила мышку кашей, и та ей помогла обмануть медведя. За свою доброту девочка получила щедрые подарки. А родная дочь старухи Наташка не была такой сердобольной, мышка осталась голодной. Соответственно, и злая девочка получила вместо награды сплошные тумаки от медведя, еле ноги унесла.

    Та же нить прослеживается во многих русских и зарубежных сказках - "Кот в сапогах", "Дюймовочка" Х. Андерсена, "Айога" и других.

    Словесные игры

    Часто в детском саду воспитатели организовывают литературные викторины. Их можно придумать великое множество. Одним из вариантов игры может быть угадывание названия сказки по прочитанному небольшому отрывку. Еще рекомендуется поиграть в игру "Узнай персонаж сказки". Воспитатель зачитывает отрывок или описывает устно какого-то литературного героя, а дети его должны правильно назвать.

    Следующий вариант словесных игр по мотивам произведений художественной литературы - это игры "Назови положительных героев и их качества", "Назови отрицательных героев, чем они тебе не нравятся".

    Можно пересказывать или узнавать сказку по алгоритмам. Например, воспитатель дает несколько ключевых слов в правильном порядке (это могут быть картинки), а дети по ним составляют сказку. Можно даже, развивая фантазию, самим придумывать сказки.

    Поможет запомнить виды литературы игра "Назови, что это?". Воспитатель читает отрывок сказки, рассказа или стихотворения, а дети угадывают вид литературы.

    Развитие речи и памяти дошкольников

    При постоянном знакомстве с различными произведениями у детей откладывается в памяти грамматически правильная речь, а заучивание стихотворений и пересказ прозы - рассказов и сказок - закрепляет эти навыки. Скороговорки способствуют развитию фонематического слуха, малыши лучше произносят слова, а это важно, так как дети подготовительной группы - это выпускники детского сада. Им нужно иметь для обучения чтению в школе навыки правильной речи.

    В запоминании участвует произвольная и непроизвольная память. При чтении произведений в стихотворной форме дети все равно запоминают отрывки или отдельные строки произведения.

    Художественная литература для подготовительной группы детского сада имеет большое значение в разностороннем развитии детей. Просмотрев данный каталог для чтения, родители дома могут тоже заниматься воспитанием моральных качеств ребенка с помощью произведений известных авторов.

    Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен формировать интерес к чтению художественной литературы у детей-дошкольников посредством игр, иллюстраций и разнообразием выразительных средств и литературных жанров. Помимо этого, задачей воспитателя является развитие монологической и диалогической речи дошкольников, их социализация и подготовка к школе. Для реализации данных целей и задач необходимо грамотно спланировать каждое занятие.

    Цели и задачи воспитателя на занятиях по чтению художественной литературы

    Перед воспитателем стоят важные задачи: воспитание, обучение и развитие детей. Художественная литература - лучший помощник в решении поставленных задач. Каждое конкретное занятие должно:

    • тренировать внимание и память;
    • развивать мышление и речь;
    • воспитывать интерес к интеллектуальным занятиям.

    Помимо этого, все изучаемые художественные произведения ориентированы на разные стороны жизни ребёнка. Наиболее важными для детей подготовительной группы являются:

    • нравственное воспитание;
    • речевое развитие;
    • художественно-эстетическое развитие;
    • социально-коммуникативное развитие;
    • развитие самостоятельности, самообслуживания.

    Например, сказка «Крошечка-Хаврошечка» относится к области нравственного воспитания. Конкретная цель занятия может звучать так: «Воспитывать доброе отношение друг к другу». Русская народная сказка «По щучьему велению» относится к развитию самостоятельности. Изучая её, воспитатель может поставить себе цель «Объяснять важность человеческого труда». Социально-коммуникативного развитие происходит при чтении произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Медведко», цель занятия по этой сказке: знакомить с окружающим миром, с планетой.

    Чтению в подготовительной к школе группе уделяют особое внимание

    Чтение художественной литературы, обсуждение, ситуативный разговор, - именно так реализуются на занятиях поставленные цели. Воспитатель не объясняет смысл сказки сразу после прочтения - он даёт возможность детям самостоятельно разобраться в ней, помогает детям увидеть и понять описанную проблему, например, при помощи беседы.

    Использование вопросно-ответной формы коммуникации - оптимальный способ развития у дошкольников речевого мышления.

    Например, при изучении сказки «Гуси-лебеди» в беседу можно включить такие вопросы:

    1. О ком говорится в сказке?
    2. Куда собираются мать с отцом?
    3. О чём мать просит дочку?
    4. Как вела себя дочка после того, как родители ушли в город?
    5. Что случилось с братцем?
    6. Кто такие гуси-лебеди?
    7. Какое решение принимает девочка?
    8. Почему печка, яблонька и молочная речка не захотели помочь девочке?
    9. Куда прибежала девочка?
    10. Кого она увидела в избушке?
    11. Как девочке удалось спасти братца?
    12. Почему на обратном пути печка, яблонька и молочная речка помогают девочке?
    13. Может ли быть такое, чтобы печка, яблонька и молочная речка разговаривали с девочкой?
    14. Где мы можем встретить говорящих животных и говорящие предметы?

    Серия вопросов для беседы должна быть выстроена логично: сначала простые вопросы (по содержанию), затем уточняющие, интерпретационные («Почему…»), оценочные и творческие.

    Важно помнить, что у занятия цель одна, а задач несколько.

    Воспитатель на каждом занятии решает следующие задачи:

    • воспитательные;
    • образовательные;
    • развивающие.

    Например, при изучении сказки «Аленький цветочек» должны решаться следующие задачи. Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу. Образовательные: знакомить с литературой, развивать связную речь, формировать понимание текста на слух. Развивающие: развивать речевой слух, мелодико-интонационную сторону речи.

    У каждого занятия должна быть уникальная тема и цель, может быть подтема, дополнительная к основной. На примере сказки «Царевна-лягушка» можно определить цель: «Развивать познавательную активность детей, учить уважать чужие интересы», тему «Слушание сказки» и подтему «Послушание и своеволие в сказке…» (нравственное воспитание). В ходе беседы дети должны понять, что такое послушание и своеволие, в чём выражается, что следует за ними, как нужно вести себя и проч. Мотивируя детей самостоятельно разобраться в этих вопросах, воспитатель добьётся поставленной цели.

    Чтение в подготовительной группе должно быть познавательным. Педагог, развивая познавательный интерес, воспитывает сознательного читателя, который в школьные годы будет самостоятельно мотивировать себя и с удовольствием читать книги.

    Мотивация дошкольников на занятиях

    В педагогике выделяют четыре типа мотивации старших дошкольников:

    1. Игровая. Она поможет ребёнку сместить акцент с технических сложностей процесса чтения. Дидактические игры: «Чтение небылиц», «Слово заблудилось», «Узнай героя».
    2. Помощь взрослому. Она основана на желании общаться со взрослым, потому что он одобрит и проявит интерес к совместной деятельности. Например: возьмите изображения героев сказки и попросите детей помочь вам выбрать или нарисовать наряды (сарафан для лисички, рубаху для медведя).
    3. «Научи меня».В основе лежит желание каждого воспитанника чувствовать себя умным, способным. Например: если ребёнок знает сказку, скажите ему, что забыли последовательность действий или не понимаете поступки героев. Так он будет увереннее обсуждать изучаемый материал.
    4. «Своими руками». Внутренняя заинтересованность сделать что-либо в подарок себе или для родных. Рисунки, поделки, открытки, – всё это можно делать на занятиях по чтению, но дети обязательно должны озвучивать все свои действия.

    В качестве мотивирующего начала занятия по чтению художественной литературы можно использовать игры, иллюстрации к произведению, загадки, проблемную ситуацию. Например, при изучении русской народной сказки «Лиса и кувшин» воспитатель может показать детям картинки с изображением лисы, кувшина, речки, использовать элементы театрализации, игры для развития интонации (восклицания лисы).

    Вопросы для беседы:

    1. О чём рассказывается в этой сказке?
    2. Как лиса попала в кувшин?
    3. Как она сначала разговаривала с кувшином?
    4. Какие слова она говорила?
    5. А как лиса стала потом разговаривать?
    6. Какие слова она говорила?
    7. Чем заканчивается сказка?
    8. Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно?

    Для расширения и обогащения словаря нужно обсудить слова: жадность, глупость, доброта.

    Игры на развитие интонации:

    • Угадай интонацию;
    • Скажи ласково;
    • Скажи сердито.

    При изучении рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» можно также использовать изображения главных героев, сливы, элементы театрализации, дидактические игры («Свари компот»). Вопросы, которые нужно обсудить с детьми: честность, борьба с искушением, любовь к семье, умение признаваться, говорить правду.

    Материалы для вводного этапа могут быть разными, все зависит от заинтересованности и фантазии воспитателя. Например, при изучении сказки Братьев Гримм «Госпожа Метелица» детей привлечёт и мотивирует музыка. При изучении татарской народной сказки «Три дочери» можно использовать загадки (про маму, сестёр, белочку, пчёлку), чтобы познакомить с героями и включить в активную деятельность.

    • Кто милее всех на свете?
      Кого любят очень дети?
      На вопрос отвечу прямо:
      - Всех милее наша… (мама).
    • Кто любит и меня, и братца,
      Но больше любит наряжаться? -
      Очень модная девчонка -
      Моя старшая… (сестрёнка).
    • С веточки на веточку
      Прыгает, резвится,
      Ловкая, проворная,
      А не птица. (Белка).
    • Полетала над цветами,
      Полетала над полями.
      Весело жужжала.
      Набрала нектара.
      И добычу понесла
      Прямо в дом к себе… (пчела).

    Для занятия по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» педагог может взять игрушку кота и представить её детям, как гостя.

    Появление на занятии такого замечательного гостя вызовет восторг у детей

    Структура занятия

    Каждое занятие с детьми должно соответствовать структуре ФГОС ДО и состоять из следующих частей:

    1. Вводная часть (создание мотивации).
    2. Создание проблемной ситуации.
    3. Основная часть.
    4. Анализ деятельности (после каждого вида деятельности).
    5. Физкультминутка (одна или несколько).
    6. Заключительная часть (решение проблемной ситуации).

    В работе с детьми дошкольного возраста нужно очень грамотно планировать занятие. Чтобы оно оказалось максимально продуктивным, необходимо чередовать различные виды деятельности. Помимо чтения художественной литературы, можно использовать игровую, двигательную или коммуникативную деятельность.

    К примеру, одним из обязательных элементов каждого занятия является физкультминутка. Она помогает детям отдохнуть от активной деятельности, предупредить утомление, улучшить эмоциональное состояние и проч.

    Формы проведения физкультминуток:

    • общеразвивающие упражнения;
    • подвижная игра;
    • дидактическая игра с движениями;
    • танцы;
    • движения под чтение стихотворения.

    На занятиях по чтению художественной литературы воспитатель может использовать любую из вышеперечисленных форм, но чаще всего в качестве физкультминутки используются движения под чтение стихотворения.

    Пример физкультминутки под чтение стиха

    Помимо этого, нужно составлять временной план занятия. Воспитатель должен помнить, что занятие, которые длится больше тридцати минут, неэффективно.

    Структура занятия по чтению и временной план для старшей группы.

    1. Вводная часть. 1–2 минуты.
    2. Создание проблемной ситуации. 2–3 минуты.
    3. Основная часть. 23–25 минут.
    4. Заключительная часть. 2–3 минуты

    Картотека тем

    Картотеки художественной литературы составляют по разным критериям. Например, по лексическим темам: фрукты/овощи, деревья, хлеб, времена года, грибы/ягоды, птицы, домашние/дикие животные, земля/вода и проч.

    • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
    • Н. Носов «Огурцы»;
    • Г. Б. Остер «Котёнок по имени Гав».

    Также картотеку можно составить по нравственно-патриотическому воспитанию: родина, общество, семья, дружба, праздники, гражданин и проч.

    • Н. Носов «Мишкина каша»,
    • Д. Габе «Моя семья»,
    • Я. Сегель «Как я был мамой».

    Критерием для объединения произведений может выступать и безопасность: пожары, ПДД, правила поведения в природе и проч.

    • А. Барто «Гроза»;
    • О. Смирнов «Степной пожар»;
    • Г. Шалаева «Не ешь незнакомые ягоды в лесу».

    Популярна также картотека, составленная Е.В. Щербаковой по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Критерии: образовательные области.

    Из области нравственного воспитания:

    1. Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»;
    2. Русская народная сказка«Заяц-хвастун»;
    3. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»;
    4. Б. Шергин «Рифмы»;
    5. Русская народная сказка«Сивка-бурка»;
    6. Русская народная сказка«Финист - ясный сокол»;
    7. В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
    8. С. Михалков «А что у вас?»;
    9. Ненецкая сказка «Кукушка»;
    10. «Златовласка» (пер. с чеш. К. Паустовского);
    11. К. Чуковский «Мойдодыр».

    Книга К. Чуковского «Мойдодыр» обязательна должна изучаться в ДОУ

    Таблица: конспект занятия К. В. Товмасян на тему «Честность в сказке Л. Н. Толстого «Косточка»»

    Этап НОД Содержание этапа
    Цель и задачи Формировать представление о честности.
    • образовательные: учить слушать и понимать текст на слух, развивать аналитическое мышление;
    • воспитательные: воспитывать умение сопереживать, понимать эмоциональное состояние, воспитывать любовь к чтению и книгам;
    • развивающие: развивать речевой слух, расширять и обогащать словарный запас.
    Оборудование
    • текст сказки;
    • портрет Л.Н. Толстого;
    • иллюстрации к сказке;
    • картинки с изображениями разных ягод: малина, слива, черника, ежевика, земляника, крыжовник.
    Вступительная часть Приветствие и настрой на работу.
    – Добрый день, добрый час!
    Как я рада видеть вас.
    Друг на друга посмотрели
    И тихонечко все сели.
    – Как ваше настроение?
    Игра «Найди косточку»
    – Посмотрите на эти картинки. Тут изображены ягоды. Найдите среди них ягодку с косточкой.
    Знакомство с портретом писателя.
    – Посмотрите на этот портрет. На нём изображён Лев Николаевич Толстой. Это великий русский писатель, который подарил нам очень много интересных рассказов, сказок, стихов и даже загадок. Он очень любил детей: открыл школу в Ясной поляне (это усадьба в Тульской губернии), учил их по «Азбуке», которую написал сам.
    – Сегодня мы будем обсуждать рассказ Л.Н. Толстого «Косточка». Хотите узнать, о чём он и почему так называется?
    Основная часть Воспитатель читает рассказ.
    Вопросы для беседы:
    - Что купила мама?
    - Как повёл себя Ваня?
    - Кто заметил, что сливы не стало?
    - Почему Ваня решил съесть сливу?
    - Почему он не признался?
    - Почему беспокоился папа?
    - Как Ваня должен был поступить?
    Физкультминутка
    Воспитатель читает стих детям и даёт указания по движениям:
    • Раз, два, три, четыре, пять!
    • Будем прыгать и скакать! (прыжки на месте)
    • Наклонился правый бок (наклоны туловища влево-вправо).
    • Раз, два, три.
    • Наклонился левый бок.
    • Раз, два, три.
    • А сейчас поднимем ручки (руки вверх).
    • И дотянемся до тучки.
    • Сядем на дорожку (присели на пол),
    • Разомнём мы ножки.
    • Согнём правую ножку (сгибаем ноги в колене),
    • Раз, два, три!
    • Согнём левую ножку,
    • Раз, два, три.
    • Ноги высоко подняли (подняли ноги вверх).
    • И немного подержали.
    • Головою покачали (движения головой).
    • И все дружно вместе встали (встали).

    Говорят: «Все тайное рано и поздно становится явным». Вы согласны с этим? Приведите пример из рассказа «Косточка».
    - Скажите, нужно ли что-то скрывать и быть нечестным, если правду все равно узнают?
    Словарная работа.
    - В рассказе было выражение «покраснел как рак». Посмотрите на иллюстрации к сказке. Вы поняли, что оно означает? Как ещё можно было это описать?
    - Что означает слово «сочла»? Горница - это что?

    Заключительная часть - Как называется рассказ, который мы сегодня обсуждали?
    - Почему он так называется?
    - Как бы поступили вы на месте Вани?
    - Вы все очень хорошо работали сегодня, молодцы.

    Качественная работа воспитателя по планированию и на занятиях по чтению художественной литературы - это залог продуктивной работы каждого ребёнка. Стихи, загадки, дидактические игры - всё это необходимо на занятии вне зависимости от выбранного произведения. Занятия в подготовительной группе должны быть позитивными и увлекательными для всех детей, поэтому задания нужно подбирать интересные и разнообразные. Только так можно привить детям любовь к чтению и литературе.