Меню
Бесплатно
Главная  /  Семья и отношения  /  Как соня повлияла на духовное возрождение раскольникова. Образ Сони в романе «Преступление и наказание. Любовь и преданность

Как соня повлияла на духовное возрождение раскольникова. Образ Сони в романе «Преступление и наказание. Любовь и преданность

Центральным персонажем романа “Преступление и наказание” без сомнения является Родион Раскольников. Но каждый из окружающих студента героев оказывал на него определенное влияние. Пожалуй, самую существенную роль в судьбе Раскольникова сыграла Соня Мармеладова.

Девушке из бедной семьи приходится торговать телом ради того, чтобы прокормить отца, мачеху и ее детей. Несмотря на унизительное ремесло, Соня обладает лучшими душевными качествами.

Достоевский показывает, что несчастная девушка не ищет выгоды лично для себя, она добра и милосердна. Сердце Мармеладовой не очерствело, в нем сохранились любовь, нежность и честность, ставшие редким явлением в окружающем мире.

Соня не делит людей по сословиям, ей все равно – богат человек или беден, дворник он или чиновник – по ее мнению, каждый достоин места под солнцем, ведь перед Всевышним все равны. Поэтому нельзя добиваться желаемого через совершение преступления, никому не дозволено отбирать данную Богом жизнь.

толкает его на действия, требует что-то предпринимать и не опускать рук из-за сложный обстоятельств. Бывший студент не намерен мириться с царящей вокруг несправедливостью. Созревшая в голове теория о новом мироустройстве подталкивает его к преступлению ради высокой цели, как ему кажется.

Характеры Сони и Родиона абсолютно разные и на первый взгляд между ними не может существовать взаимопонимание. Однако жизненная позиция падшей девушки, заключающаяся в вере в добро, смирение и всепрощение, побеждает проросшее в молодом человеке зло. Если бы не Соня, Раскольников, вероятно, не сознался бы в преступлении. Некоторые ошибочно полагают, что девушка негативно повлияла на судьбу героя, который мог избежать наказания.

Но автор намеренно сводит преступивших закон людей: Соня растоптала собственную жизнь, а Родион отнял чужую. Именно ей убийца открыл свою страшную тайну и лишь она вернула ему смысл существования. Соня искренне полюбила героя и отправилась за ним на каторгу. И хотя Раскольникову предстоит отбывать наказание, его душа теперь точно спасена. Без Сони, образ которой наполнен гуманизмом и христианством, духовная смерть Родиону была бы обеспечена.

Таким образом, Мармеладова в итоге спасла Раскольникова от неминуемой погибели. Она пробудила в нем совесть, помогла исцелить душевные раны и вернуть желание жить.


Другие работы по этой теме:

  1. В психологическом романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский окружает центрального героя разными персонажами. Все они оказывают определенное влияние на Родиона Раскольникова. Кто-то косвенно подталкивает...
  2. 1. Какую роль сыграла случайность в судьбе ры­бака? Рыбак сидел над рекой, и только случайность привела таинственную кра­савицу из глубины вод на поверхность ре­ки именно...
  3. Встреча Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой на каторге – ключевой эпизод романа. Сонечка Мармеладова для Раскольникова – источник и смысл жизни. Она сумела воскресить Раскольникова,...
  4. Родион Романович Раскольников – бывший студент, которого читатель застает в положении крайней бедности. Молодой человек озабочен духовным поиском, он стремится сделать мир, существование окружающих лучше...
  5. Герой психологического романа Ф. М. Достоевского решается на убийство ради проверки собственной теории. Однако после совершенного Родиона Раскольникова постигает тяжелый недуг. В происходящих с ним...
  6. Образы-двойники Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) “Преступление и наказание” – это первый из серии знаменитых романов Достоевского, которые вошли в...
  7. У всех героев романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит...
  8. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является одним из сложнейших в русской литературе. Произведение посвящено анализу социальных и нравственных мотивов преступления и следующего за...
  9. В романе Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” заложен огромный философский смысл, который автор стремится донести читателю через образ главного героя – Родиона Раскольникова. Сущность...
  10. Характеристика героя Сонечка Мармеладова Сонечка Мармеладова является дочерью Семена Захаровича Мармеладова, один из главных персонажей романа. Достоевский ее описывает как небольшую блондинку восемнадцати лет с...

.
Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова? (Достоевский Ф. М.)

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова - два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова - нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони - идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня - высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина - Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, - она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом - оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, - восклицает Раскольников, - тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом - любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

В душе Раскольникова идёт тяжкая внутренняя борьба . И на пути его как раз в это время попадается Соня Мармеладова .

И вот, к этой Соне пришел каяться Раскольников, – он думал, что она, как тоже «переступившая» условности жизни, близка ему по духу, что она – товарищ его по беде. Он льстил себя мыслью, что она тоже злобствует на людей за то, что она – их жертва, и, подобно ему, – грешница «пуще всего тем, что понапрасну умертвила и предала себя»... Из этих слов видно, что, ослепленный самомнением, он мог еще смотреть на себя, как на «напрасную жертву».

Он стал перед Соней на колени и сказал: «я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». В этих словах еще слышится его «гордость». Ведь он и себя считает в такой же степени достойным преклонения. Он пришел, чтобы «возмутить» Соню против людской несправедливости, – и в этом возмущении «сестры по духу» найти облегчение своей мятежной душе.

Но он встретил в ней сильного человека, который повел его за собой. Соня приблизила его к Богу, она читала ему «Евангелие», – она, простая девушка, сказала ему, образованному человеку, что нет той мерки, которою человек может судить другого человека, а презирать своего ближнего никто не имеет права . она сказала этому гордому человеку, что он – «несчастнее всех» на свете, – что он над собой сделал великое зло; она указала ему и путь спасения:

«Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны и скажи всем, вслух: я убил».

Она доводит Раскольникова до сознания, что главным побуждение к убийству было его самолюбие. Не о счастье людей заботился он: ему хотелось только доказать себе, что он – сильный человек, что он – не «вошь, как все», не «тварь дрожащая» – и «право имеет переступить».

Раскольников постепенно вступает на путь, который ему указала Соня. И с момента первого искреннего покаяния на каторге он начинает возвращаться в то общение с людьми, от которого он оторвался, повинуясь своей гордыне.

С ним произошло то, что с героями ТолстогоПьером Безуховым , Андреем Болконским , только большей ценой заплатил он за свои ошибки. Само покаяние его характерно, – оно чисто в «народном духе», – в этом кроется высокий смысл: Достоевский, подобно Толстому, зовет этого интеллигента-преступника к простой – народной правде, к «

Книга Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Автор затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая главная из них - проблема нравственности. Достоевский касается этой проблемы во многих своих произведениях, но наибольшее развитие эта проблема получила именно в "Преступлении и наказании". Возможно, именно это произведение заставляет многих задуматься над своими поступками. Здесь, в этой книге, мы встретим много разных людей, но, пожалуй, самая открытая, честная и добрая - это Соня Мармеладова.

Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить "духом и разумом", но должна кормить семью. И доказывает ее бескорыстность вот этот поступок.

Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в душе Сони: "Из-под этой... шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами". Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в жизни Сони.

Она понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: "Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! " Соня поняла, что, убив старуху-процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня - исключительный человек: "Юродивая, юродивая! " На что Соня ему отвечает: "Да ведь я... бесчестная... я великая грешница". Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: "Перекрестись, помолись хоть раз". Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку - все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: "Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере...". Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: "Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания". Соне счастье дается в награду за ее страдания. Соня - идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания - вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского.