Меню
Бесплатно
Главная  /  Стиль жизни  /  Коллажирование. Коллажи с использованием журнальных вырезок в детском творчестве Коллаж на тему современная школа

Коллажирование. Коллажи с использованием журнальных вырезок в детском творчестве Коллаж на тему современная школа

Творческая работа на тему: «Коллаж: история и основы композиции» Преподаватель предмета «Технология» Кучинская И. В. МОУ СОШ 1 г. Светлый 2011 год В оформлении презентации использован фрагмент картины А. М атисса «Морские животные» В презентации использован материал из фильма «Всемирная история живописи», а также с сайтов:




Коллаж отрицает понятие целого, так как он является фрагментом и состоит из фрагментов. В связи с зтим сложно дать однозначное, точное определение этому виду искусства. Коллаж (фр. collage - «наклеивание») - это метод создания композиции, при котором сочетаются разнородные по своей фактуре элементы (газетные вырезки, кусочки ткани, фотографии). Они накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе. Коллаж – это когда из разнообразных кусочков вполне понятных предметов создается изображение, которое по смыслу представляет из себя нечто другое, как поэтическая метафора, но только не словом, а изображениями. КОЛЛАЖ – ЭТО…


С точки зрения сочетания и синтеза отдельных материалов и предметов можно сказать, что коллаж существовал всегда, и он лег в основу таких видов искусства, как живопись (краска- штукатурка, краска-холст), ваяние (металл- камень), архитектура (песчанник-золото-гипс). Самостоятельным видом искусства коллаж был признан лишь в 20 веке, когда художники (кубисты, футуристы) стали использовать в своих произведениях куски газет, обоев, фотографий, наклеивая их на холст. Датой возникновения коллажа принято считать 1912 год, когда фр.художник Жорж Брак исполь- зовал в своей картине вырезки из газет. Пабло Пикассо сразу же подхватил новшество и интерпретировал его по-своему. ИСТОРИЯ КОЛЛАЖА










Коллаж дает возможность: Совмещать и синтезировать разнообраз- ные по фактуре и цвету изображения, предметы: цветные и черно-белые, фотографии и рисунки, тексты и шрифты Применять фрагменты картин, предметов в качестве композиционных деталей Передать мысль через посторонние дета- ли композиции, не имеющие отношение к основной теме. ПРЕИМУЩЕСТВА КОЛЛАЖА


Для построения композиции коллажа необходимо: ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ 1. Определить идею, задачу тема коллажа, настроение, впечатление, которое он должен оказывать на зрителя 2. Определить форматразмеры, форма, высота, ширина 3. Выбрать схемужелаемое психологическое восприятие коллажа на зрителя? выражает ли выбранная схема вашу мысль и настроение коллажа?


Схем построения коллажа немного. В их основе лежат принципы психологического восприятия действительности человеком. Примеры: 1) «одиночество» решается через представление одинокого объекта и огромного пустого окружающего пространства 2) «малая величина» объекта передается через контрастное сопоставление с большим объектом 3) «подавленность» передается через размещение объекта в нижней части плоскости и тяжелую, перегруженную элементами/цветами верхнюю часть СХЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ 1)2)3)




«декупаж» - техника декорирования, при которой из различных материалов (бумаги, салфеток, ткани, кожи) вырезаются изображения/фрагменты рисунка и затем наклеиваются на различные поверхности (посуда, мебель, украшения) «ассамбляж» - техника декорирования, при которой на основу прикрепляются различные предметы или детали предметов «аппликация» - техника создания орнамента на ткани/бумаге путем наложения кусочков разнообразных материалов (бумага, ткань, кожа) «аккумуляция» - сочетание совершенно одинаковых предметов с целью создания необычного эстетического эффекта «киноколлаж» - соединение в одном кинофильме фрагментов игрового, документального и мультипликационного кино «алтарь»- декорирование домашнего интерьера, при котором создается «музей кумира»: вырезки из газет, журналов, фото, статьи, элементы одежды ВИДЫ КОЛЛАЖА


Можно сказать, что коллаж прошел путь от самостоятельной поделки до индустрии кино (киноколлаж), театра (декорации), рекламы (постеры, вывески, видеоролики), и остается на сегодняшний день одной из самых популярных и распространенных техник. Единственный в своем роде музей с богатой коллекцией произведений коллажа находится во Франции, г. Сержин. Музей регулярно проводит практические занятия по технике коллажа и организует в Париже международный салон современного коллажа, на котором выставляется до 110 художников 25-ти национальностей. Кроме того, Музей организует студии коллажистов в школах, домах отдыха, больницах. КОЛЛАЖ СЕГОДНЯ









Мастер-класс. Коллаж. Натюрморт с цветами

Возраст детей - 9-10 лет

Цель : развитие творческих способностей детей через знакомство с одним из видов аппликации - коллажом.

Задачи:

Обучающие - овладение технологией составления декоративной композиции на тему «Натюрморт с цветами» и технологией работы с различными материалами (газеты, журналы, цветная бумага).

Развивающие - развитие творческого начала, воображения, фантазии на основе ознакомления с методом коллаж.

Воспитывающие - воспитывать у воспитанников аккуратность, собранность при выполнении приёмов работы, трудолюбие.

Методическое оснащение:

Образцы ранее выполненных работ.

Необходимые материалы : лист бумаги, формат А-3, гуашь, баночка с водой, кисти, клей карандаш, ножницы.

Ход занятия.

1. Вступление.

Коллаж (от французского collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

В основе любого коллажа лежит аппликация, с которой дети знакомы еще с детского сада. Наша задача более сложная. Вначале надо придумать декоративный натюрморт с цветами, а потом при помощи глянцевых журналов выполнить коллаж.

Для начала делаем эскиз, в котором мы должны изобразить вазу или кувшин с цветами. На дальнем плане размещаем окно или пейзаж.

(У детей всегда получаются работы более эмоциональными)

На помощь детям приходят поэты, стихи которых позволяют придумать композицию, в которой можно совместить все, что хочется.

Блокнот

Люблю чиркнуть в потрёпанном блокноте,

По ходу на работу пару строк...

Ведь чувствую себя как на охоте,

Следя,как бьётся города поток...

Вот страсть,вот одиночество,вот счастье...

В людском потоке очень много тем...

Пишу "с натуры" данной свыше властью,

Блокнот ношу я именно затем!

А если не находится фактуры,

Переключаю мысли на пейзаж,

Окину взглядом лик архитектуры,

С природой составляющей коллаж...

Немало поразительных открытий

Я сделал, наблюдая на ходу...

Когда забуду - с жизнью не в ладу!

Композиции детей напоминают о том, что пришла осень, но воспоминания о лете еще сильны. Почти все изображают именно летний пейзаж.

Приступаем к самому интересному, рассматриваем журналы.

Подбираем различные оттенки цвета, которые нам нужны для воплощения идеи и приступаем к работе. Вначале работаем над центром композиции - цветами.

Постепенно создаем живописное окружение. В данном случае окно, стену.

Постепенно переходим к кувшину и столу, на котором стоит кувшин.

Коллаж готов.

1 слайд

2 слайд

Флористический коллаж- вид декоративно-прикладного искусства Коллаж (от фр. сollage- «наклеивание»)- технический прием в изобразительном искусстве, предполагающий наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Коллаж в изобразительное искусство был введен кубистами, футуристами и дадаистами, практиковавшими приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, кусков ткани и т. д. Флористический коллаж выполняется с использованием природных материалов.

3 слайд

Стили коллажа Стиль- общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности. 5 стилей флористического коллажа: 1-декоративный 2-абстрактный 3-пейзажный 4-вегетативный 5-линейно-графический

4 слайд

Стили флористического коллажа 1. Декоративный. Предполагает создание яркой, интересной работы, в которой главную роль играют красота и выразительность элементов композиции. Растения, материалы трансформируются в угоду эстетическому эффекту. 2. Абстрактный. Предполагает отказ от изображения реальных предметов. Предназначен для выражения стихийных чувств и настроений. Его характеризуют выраженные цветовые пятна, имеющие различные очертания, приближенные к геометрическим формам.

5 слайд

Стили флористического коллажа 3.Вегетативный. Предполагает максимальную приближенность к естественным образам. Характерно свободное, идентичное природному расположение материала, максимально реалистичное.

6 слайд

Стили флористического коллажа 3.Линейно-графический. Основная роль отводится линиям, их характеру, толщине, направлению. Линия- идея композиции. Для линейного стиля характерна ассиметрия. 4.Пейзажный Основной предмет изображения- естественная или преображенная человеком природа. Имитация природных ландшафтов.

7 слайд

Общие правила изготовления коллажа Материалы и инструменты Клеи: ПВА, « Оазис», силикон, обойный клей «Metylan», «Момент», двусторонний скотч, акриловый лак. Бумага: газетная, акварельная, бархатная, обойная, флористическая, картон, калька, ватман, с фактурой кожи, металла, шелка, шерсти, рогожки. Материалы: засушенные растения, пайетки, бусины, тесьма, ракушки, восковые мелки, акварель, тушь, гуашь. Инструменты: пинцет, ножницы, кисточка, пресс, канцелярский нож, палитра, валик, трафареты, губка, флористический пистолет. Порядок изготовления работы 1.Выбрать стиль коллажа, продумать композицию, при необходимости сделать эскиз будущей работы. 2. Подготовить фон одним из способов. 3. Наклеить сначала крупные элементы, затем мелкие. 4. Изготовить паспарту. 5. Вставить работу в раму.

8 слайд

Основные средства художественной выразительности Композиция – соединение замысла с необходимыми для его выражения композиционными средствами. Она решает задачи гармонического, пропорционального соответствия элементов между собой и фоном. Типы композиций: симметричная и асимметричная, замкнутая и открытая, статичная и динамичная. Формы композиций: плоскостная, объёмная, центрическая, линейно – ленточная и др. Элементы композиции: пространство, линия, пятно, точка, форма, цвет, текстура, фактура. Композиционное решение зависит от формата, масштаба работы.

9 слайд

1. Принцип триединства как выражение идеальной гармонии. Этот принцип может распространяться на количество групп или видов растений, присутствие трёх размеров (большого, среднего, малого), гармонии трёх цветов. 2. Отсутствие банальной симметрии придаёт композиции непредсказуемость, динамизм. 3. Взаимосвязь элементов и отсутствие лишних деталей. Выразительны не только яркие цветы, но и лаконичные линии. 5. Соблюдение баланса между центром и периферией. 6. Контраст- эффектное соединение разных, подчёркивающих красоту друг друга элементов. 7. Акцент- обычно делается один, но в крупных работах может быть 2 фокуса внимания. 8. Незаполненное пространство – фон. Основные художественно - композиционные приёмы:

10 слайд

Композиционные решения Европейская симметричная схема композиции. Композиционный центр располагается чуть выше пересечения линий, проходящих через середины сторон прямоугольника Схема листа делится на 3 части. Композиционный центр расположен восточной ассимметричной композиции. в одном из 4-ёх мест пересечения линий. Пример построения композиции по европейской схеме. Пример построения композиции по восточной схеме. Принцип триединства как выражение идеальной гармонии. Этот принцип может распространяться на количество групп или видов растений, присутствие трёх размеров (большого, среднего, малого), гармонии трёх цветов. Принцип равновесия: яблоко уравновешивает букет в вазе.

11 слайд

Изготовление фона для коллажа I способ 4. Кисточкой на листе сделать произвольные мазки. 5. Размазать краску при помощи кусочка картона или губки. 6. Приклеить растительный материал. Материалы: обойный клей, краски, вода, бумага. Инструменты: пульверизатор, кисточка, губка. 1. Лист бумаги сбрызнуть водой из пульверизатора. 2. Обойный клей развести водой в пропорциях, указанных на упаковке. При помощи кисточки подготовленный лист намазать клеем. 3. Снова сбрызнуть водой.

12 слайд

Изготовление фона для коллажа II способ 6. 7.Стекло убирают, оценивая результат. Лист с рисунком снова смачивают водой, давая стечь излишкам влаги или убирая её при помощи губки. 8. Приклеивают растительный материал. 9.Вырезают паспарту. 10. Работу оформляют в раму. Материалы: краски, вода, бумага. Инструменты: пульверизатор, кисточка, губка, стекло. 1. Краски поочерёдно нанести на стекло, кисточка каждый раз тщательно вытирается. Мазки краски располагаются на расстоянии друг от друга и не смешиваются между собой. 2. Нанесённые мазки краски смачиваются водой из пульверизатора. Мазки выглядят слегка размытыми. 3. Смочить лист бумаги, предназначенный для фона. 4. Стекло с красками приложить к листу бумаги. 5. Свободным движением стекло смещают, чтобы краска размазалась по бумаге.

13 слайд

Изготовление фона в технике «фроттаж» «Фроттаж» - от франц. frotter - « натирать». Техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом бумаги и заштриховав поверхность. Материалы: бумага, растительный материал или любой фактурный (кружево) Инструменты: клей, цветные мелки(восковые, пастельные), карандаши. 3. Наносите штрихи до появления изображения лежащих под бумагой элементов 1. Прикрепите к элементы. Закрепите бумаги. столу скотчем гладкий лист Разложите на нём капелькой клея. 2.Накройте растительный материал листом неплотной бумаги. Придерживая одной рукой бумагу, заштрихуйте с небольшим нажимом поверхность мелком или карандашом.

14 слайд

Изготовление фона в технике «декупаж» «Декупаж» от франц. «decoupage» – разрезание, расчленение, разбивка на части. Способ декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Материалы: бумага, растительный материал, трёхслойные салфетки, клей ПВА, акриловый лак, картон Инструменты: кисть, валик. 4. Разгладьте поверхность валиком 5. Закрепите части салфеток аналогичным способом. 6. Листья и цветы приклеить клеем ПВА. 1. 2. Разделите трёхслойные салфетки и произвольно порвите на части. 3. Один слой салфетки целиком наложите на картон такого же размера и промажьте акриловым лаком

Татьяна Саенко

«Коллаж» происходит от французского слова, буквально обозначающего «наклеивание» . Коллаж - это когда на какую-либо основу наклеиваются самые разные кусочки материалов - бумага разного цвета и фактуры, ткань, перьея, цветы - это зависит лишь от фантазии творца. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов. Некоторые считают, что это техника «помойки». Обрывки журналов и газет «на выброс» обретают новую жизнь в коллаже. Коллаж - это творческая игра.

Коллажи из журнальных вырезок малозатратные, прочитанные старые журналы найдутся в каждом доме.


Вырезание предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами, со сложными очертаниями развивают зрительно-моторную координацию. Эта творческая деятельность положительно сказывается на развитии эстетических чувств, совершенствует навыки и умения, необходимые детям, развивает мелкую моторику, усидчивость, интеллектуальную и творческую активность.

Можно вырезать и клеить все что нравится, без разбора. А можно собирать коллаж по какой-то определённой теме.



Журнальная бумага прекрасно подходит для вырезания симметричных предметов, главное найти красивый фон.


Коллаж может быть дорисованным фломастерами, карандашами, красками и т. д.



Коллективная работа "Улица полна неожиданностей"


Коллективные работы "Чудо-дерево"




Коллективная работа "Супермаркет"


Коллективная работа "Полезные продукты"


Коллективная работа "В гостях у Мойдодыра"


Спасибо за внимание! Я буду очень рада, если наши работы вдохновят вас на творчество!