Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет. Исторические жанры в детском и юношеском чтении исполнитель Исторические жанры в детском чтении

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «томский государственный педагогический университет. Исторические жанры в детском и юношеском чтении исполнитель Исторические жанры в детском чтении

Вопросы по детской литературе

1. Понятия “детская литература” и “детское чтение”: их взаимосвязь и различие. Специфика детской литературы. Авторская позиция в произведениях детской литературы. Функции детской литературы. Критерии систематики и варианты классификации детской литературы. Понятие о литературном жанре. Ведущие виды и жанры детской литературы.

2. Устное народное творчество для детей и в детском чтении. Детский фольклор в жанровом отношении. Поэтическое своеобразие малых фольклорных жанров.

3. Народная сказка и её жанровая специфика. Разновидности народной сказки и их специфические признаки. Нравственно-этические мотивы сказок. Типологическая общность и национальное своеобразие сказок народов мира. Роль сказочной фантастики в развитии творческого воображения детей.

4.Понятие “литературная сказка”, её генезис и жанровое своеобразие. Поэтика литературной сказки. Место народной сказки в процессе эволюции жанра литературной сказки. Разновидности литературной сказки.

5.Место сказки в эстетике романтизма. Жанр литературной сказки в творчестве зарубежных и отечественных романтиков. Роль западных романтиков (Г.-Х.Андерсена, Э.Т.А.Гофмана, братьев Гримм и др.) в становлении жанра русской литературной сказки. Художественные особенности сказок А.Погорельского, В.Ф.Одоевского.

6.Художественное своеобразие сказок ​А.С.Пушкина. Место фольклорных тем и мотивов в сказках Пушкина. Значение творчества поэта в формировании русской детской литературы.

7.Понятие “литературная сказка”, её генезис и жанровое своеобразие. Поэтика литературной сказки. Художественное своеобразие новеллы-сказки и её представители.

8.Понятие “литературная сказка”, её генезис и жанровое своеобразие. Поэтика литературной сказки. Художественное своеобразие повести-сказки и её представители.

9.Понятие “литературная сказка”, её генезис и жанровое своеобразие. Поэтика литературной сказки. Жанр сказочной повести в зарубежной литературе.

10.Понятие “литературная сказка”, её генезис и жанровое своеобразие. Поэтика литературной сказки. Художественное своеобразие стихотворной сказки и её представители. Развитие жанровой разновидности в России (на примере сказок В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, П.П.Ершова, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака).

11.Понятие о “сказочном цикле”. Способы и факторы циклообразования литературной сказки.

12.Понятие “литературная сказка”, её генезис и жанровое своеобразие. Поэтика литературной сказки. Художественные особенности пьесы-сказки: композиция, характер конфликта, система персонажей. Развитие жанровой разновидности в отечественной и зарубежной литературе.

13.Творчество К.И.Чуковского как переводчика, исследователя детской психологии, детского поэта. “Заповеди для детских поэтов” и их отражение в “комическом эпосе” Чуковского.

14.Сказ как жанр. Сказ и сказка: сходство и различие. Место сказа в детской литературе.

15.Жанры научной прозы для детей. Функционально-стилевая специфика и композиционно-смысловая структура учебной книги для детей. Дидактические жанры в России, их этическое и эстетическое значение. Вклад Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского в развитие педагогики, детской литературы и детского чтения.

16.Жанры исторической прозы и поэзии для детей. Функции исторической литературы в детском чтении.

17.Научно-художественная и познавательная литература для детей. Тематический состав, функции, представители.

18.Природоведческая и анималистическая литература в детском чтении. Её идейно-художественное своеобразие, отечественные и зарубежные представители.

19.Автобиографическая литература для детей. Цели и задачи художественной автобиографии о детстве. Специфика героя, степень документального компонента, роль и функции читателя в автобиографической литературе, особенности детского восприятия.

20.Место и функции литературы о социально-обездоленных детях в детском чтении. Особенности раскрытия темы в произведениях русских и зарубежных авторов.

21.Понятие о психологизме в литературе. Психологическая проза для детей. Открытие характера и углубление психологических наблюдений в жанре школьной повести ХХ века.

22.Художественное своеобразие приключенческой литературы для детей. Приключенческие жанры в художественной системе романтизма и неоромантизма и их трансформация в детской литературе. Сюжеты, конфликты и герои приключенческой литературы.

23.Фантастика в детском чтении. Художественная специфика фантастической литературы для детей.

24.Понятие о юморе, иронии и сатире. Место юмора в детской литературе. Сатирико-юмористическая литература для детей, её жанры, цели и задачи, представители.

25.Роль иллюстрации в детской книге. Классика книжной иллюстрации для детей.

(Документ)

  • Шпаргалка - Ответы на экзаменационные вопросы по Учету и анализу банкротств (Шпаргалка)
  • Кидалова М.Н. Черчение для учащихся 9-го класса. Ответы на экзаменационные билеты (Документ)
  • Забродин В.Ю. Социология. Экзаменационные ответы для студентов вузов (Документ)
  • Ответы на экзаменационные вопросы по истории искусств (Шпаргалка)
  • Ответы на экзаменационные вопросы - менеджмент организации (Шпаргалка)
  • Северинова Е. Английский язык: Готовые экзаменационные ответы 9 класс (Документ)
  • n1.docx

    1. Детская литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская лит-ра и круг детск. чтения. Связь с др. дисциплинами.

    2. Фольклор в детском чтении и в детской литературе. Малые фольклорные жанры

    3. Большие фольклорные жанры, их особенности

    4. Народная сказка и миф

    5. Детская литература в России XV-XVIII веках

    6. Библия в детском чтении

    7. Жанр литературной сказки. Традиционное и новаторское в сказках Пушкина

    8. Основные тенденции развития детской литературы в 19 веке

    9. Жизненный и творческий путь Аксакова. Сказ в «Аленьком цветочке»

    10. Автобиогр. повесть Аксакова «Детские годы багрова внука». Башкирия в жизни и творчестве писателя.

    11. Лирическая поэзия 19 века в детском чтении. Жанры. Образность

    12. Русские учебники. История и современность

    13. Поэзия Некрасова для детей. Жанры, сюжет, герой, особенности стиха.

    14. Роль Л.Н.Толстого в развитии дет. литературы («Азбука», «Новая азбука», «Русские книги для чтения», «Детство»)

    15. Приключенческие жанры в дет. лит-ре и дет. и юношеском чтении. Проблематика. Герои. Стиль

    16. Жанр автобиографической повести в детском чтении. Тип героя. Особенности стихосложения (Горький «Детство», Толстой «Детство Никиты», Шмелев «Лето Господне»)

    17. К.И.Чуковский в истории детской литературы

    18. Поэзия серебряного века для детей и в детском чтении

    19. Творчество Лидии Чарской, судьба ее произведений в детском чтении и критике

    20. Роль Горького, Чуковского, Маршака в становлении и развитии советской детской литературы, периодики и критики

    21. Маршак – поэт, сказочник, драматург, переводчик. Поэтическая речь, герой.

    22. «Нонсенс», стилизация и пародия в творчестве обэриутов (Д.Хармс)

    23. История развития научно-художественной книги для детей в 20 веке

    24. Природоведческая книга в 20 веке. Жанр. Повествователь. Сюжет.

    25. Творчество Гайдара. Мастерство языка в повестях (Школа, РВС, Военная тайна)

    Повесть «Тимур и команда» и ее роль в воспитании

    26. Творчество Михалкова и его роль в развитии детской литературы 20 века

    27. Исторические жанры в детском и юношеском чтении: истоки, эволюция, современность.

    28. «Мир глазами героя» в малых прозаических жанрах о детях и для детей (Алексин, Распутин, Нагибин, Дубов)

    29. Фантастика: научно-фантастические жанры и фэнтези. Особенности сюжетосложения.

    30. Своеобразие юмористических произведений одного из писателей (Драгунский, Носов)

    31. Проблема популяризации мировой классики для детей. Переводы и пересказы Баум – Волков, Коллоди – А.Толстой.

    32. Возникновение и развитие жанра лит. сказки в заруб. дет. лит. (Перро, Гофман, Гримм, Андерсен, Коллоди)

    33. Детская литература абсурда в Англии (Л.Кэролл)

    34. Сказки и повести для детей в немецкой литературе 20 века (Кестнер, Пройслер, Крюс)

    35. Сказки и сказочные повести для детей в английской литературе 20-21 века (Милн, Толкиен, Трэверс, Роллинг)

    36. Скандинавская детская литература 20 века (Лагерлёф, Линдгрен, Янссон)

    37. Детская периодика и критика в истории русской детской лит-ры 20 века

    38. Актуальные проблемы современной прозы для детей

    39. Современное состояние поэзии для детей

    40. Современное состояние башкирской детской литературы

    1. Детская литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская лит-ра и круг детск. чтения. Связь с др. дисциплинами.

    Дет. Литра – литер произведения, созданные специально для юных читателей, а также вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и литературы для взрослых. Для детей от 3 до 4 лет.

    Дет лит-ре присущи те качества, которые есть и у художественной. Но все же это искусство конкретной направленности. Д.л. связана с педагогикой., призвана учитывать возрастные особенности, возможности и потребности маленьких читателей. Органичное слияние законов искусства и педагогических потребностей – главная черта д. л.

    Д. л. как орудие познания жизни, она раздвигает перед юными читателями границы мира, помогает его осваивать, т.е. литература обогащает духовно, способствует самопознанию, самосовершенствованию, помогает понять свое предназначение в мире.

    Задача дет лит: Каждая историческая эпоха ставит свои задачи. Древнерусская литература: «ради научения», как можно быстрее воспитать в религиозном духе людей, послушных княжеской власти. Начало 18 века: воспитать молодых людей, поддерживающих реформы Петра 1. 19 век: воспитывать активных борцов с крепостническим строем (по Чернышевскому и Добролюбову).

    Сюжет – напряженно-динамичный, много интересных событий, приключений, много всего таинственного. Чем меньше возраст читателя, тем меньше его интерес к описанию природы, психологии героя. Герой – двигатель сюжета. Главный герой – сверстник читателя, этот герой рисует этот мир таким, каким ребенок его представляет. Герой-сверстник заслуживает со стороны ребенка большего сопереживания.

    Язык – грамматически правильный, без архаизмов, провинциализмов, простые предложения. Сентиментальный стиль исключается. Образец- народная русская сказка, которая разговаривает с читателем на равных. Недопустим варварский стиль.

    Одна из особенностей д.л.- ее промежуточное положение между узколокальными литературами и классической, «высокой» литературой. Другая особенность – специфика диалога, писатель выстраивает диалог с воображаемым читателем с учетом различия уровней этического и эстетического восприятия. Д.л. консервативна, дисциплина творческого процесса обусловливает канонический способ художественного мышления.

    Основные функции дет лит-ры как искусства слова: 1)воспитательная; 2) образовательная; 3) воспитание эстетического вкуса; 4) геденестическая(наслаждение); 5) риторическая, ребенок начинает творить, становится соавтором.

    Древнерусская литература. «Ради научения», как можно быстрее воспитать человека религиозного, послушного княжеской власти. Начало 18 века: воспитать молодых людей, поддерживающих реформы Петра 1. 19 век: воспитывать активных борцов с крепостническим строем (по Чернышевскому и Добролюбову). В 18 веке Татищев выделил 4 возрастные группы: 1) стан младенчества (рождение-12 лет); 2) стан юношества (12-25 лет); 3) мужество (25-50 лет); 4) старость (после 50 лет). Даль: 1) детство (до 14 лет) 2) юношество (14-15 лет) 3) отрочество. Современная педагогика: 1) дошкольный возраст(3-7 лет); 2) младший школьный возраст(7-12 лет); 3) подростковый возраст (12-16 лет); 4) юношеский возраст (15-18 лет).

    Жанровая система: практически все жанры художественной литературы. 17 в – адаптация античной литературы, басни Эзопа, мифы, перерабатывались исторические повести о взятии Азова. 18 век- сказки, сентиментальные повести.

    Тематическая направленность. Тема определялась государством. Одна из главных тем дет книги- религия. 16-17 век – появление светских мотивов. Темы – прославление грамоты, воспитание интереса к знаниям, героические черты русского народа. 18 век- возникают тематические барьеры между взрослой и детской литературой. Начало 19 века- романтики внесли в д.л. литературу для детей, ориентированную на фольклорную детскую сказку. Конец 19 века – Добролюбов одобрял знакомство детей с теми проблемами, которые волнуют общество (крепостничество). 20 век- обилие различных неправильностей, неологизмов и т.д. Ещё один компонент д.л.- творчество детей. «Старая» д.л. развивалась на почве ручкой классической культуры, «новая»- начало ее относиться к предоктябрьскому времени. Д.л. проходит свой путь развития, согласованный с общим литературным процессом. В истории литературы для детей также выделяется средневековый Ренессанс, барокко и т д. Вместе с тем это особый путь развития, цель которого- создание литературы, отвечающей запросам читателей.

    Для д.л. существует отбор тем. Учитывается следующее: 1) насколько тема актуальна для данного времени;2) доступна ли тема ребенку в этом возрасте; 3) отвечает ли тема решению воспитательно-образовательных задач.

    2. Фольклор в детском чтении и в детской литературе. Малые фольклорные жанры

    Детский фольклор

    Колыбельные. В центре всей «материнской поэзии» - дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. Из такого опыта и родилась колыбельная песня. Нередко колыбельная была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в этой колыбельной отзвуки и древних мифов, и христианской веры в Ангела-хранителя. Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, свое композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много переносов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания. Самый распространенный вид повтора в колыбельной - аллитерация , т. е. повторение одинаковых или созвучных согласных.

    Пестушки, потешки, прибаутки. Как и колыбельные песни, эти произведения содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Пестушки (от слова «пестовать» - воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с конкретными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определен их функциональностью. Пестушки лаконичны. «Сова летит, сова летит», - говорят, например, когда машут кистями рук ребенка. «Птички полетели, на головку сели», - ручки ребенка взлетают на головку. Не всегда в пестушках есть рифма, а если есть, то чаще всего парная. Организация текста пестушек как поэтического произведения достигается и многократным повторением одного и того же слова. Потешки - более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность: Тра-та-та, тра-та-та. Вышла кошка за кота! Кра-ка-ка, кра ка-ка, Попросил он молока! Дла-ла-ла. дла-ла-ла, Кошка-то и не дала! Иногда потешки только развлекают, а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. Прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существуют и вне игры, в отличие от потешек. Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. В прибаутке основу образной системы составляет именно движение: «Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке - туды ж по дорожке». Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов - в виде диалога. Так малышу легче воспринимать переключение действия с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей.Небылицы-перевертыши, нелепицы. Это разновидности прибауточного жанра. Чуковский посвятил этому виду фольклора специальную работу, назвав ее «Лепые нелепицы». Он считал этот жанр чрезвычайно важным для стимулирования познавательного отношения ребенка к миру и очень хорошо обосновал, почему нелепица так нравится детям. Перевертыш в игровой форме помогает ребенку утвердиться в уже обретенных познаниях, когда знакомые образы совмещаются, знакомые картины представляются в смешной неразберихе.

    Считалки. Это еще один малый жанр детского фольклора. Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны. В произведениях этого жанра зачастую использованы потешки, пестушки, а иногда и элементы взрослого фольклора. Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший.

    Скороговорки. Они относятся к жанру потешному, развлекательному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные развлечения народа. Скороговорки всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, обилие аллитераций («Был баран бе- лорыл, всех баранов перебелорылил »). Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется воспитателями и медиками.

    Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички. Все это произведения малых жанров, органичные для детского фольклора. Они служат развитию речи, сообразительности, внимания: « Скажи двести.Двести.Голова в тесте!» (Поддёвка.), «Радуга-дуга, Не дай нам дождя, Дай красна солнышка Колоколицы!» (Закличка.), Мишка-кубышка, Около уха - шишка.» (Дразнилка.) Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем.

    3. Большие фольклорные жанры, их особенности
    Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk - «народ» и lore - «мудрость». Как и литература, фольклорные произведения делятся на эпические, лирические и драматические. К эпическим жанрам относятся былины, легенды, сказки, исторические песни. К лирическим жанрам можно отнести любовные, свадебные, колыбельные песни, похоронные причитания. К драматическим - народные драмы (с Петрушкой, например). Первоначальными же драматическими представлениями на Руси были обрядовые игры: проводы Зимы и встреча Весны, детально разработанные свадебные обряды и др. Следует помнить и о малых жанрах фольклора - частушках, поговорках и пр.

    Детский фольклор . Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, сочиненные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного творчества взрослых. То есть структура детского фольклора ничем не отличается от структуры детской литературы. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.

    Более крупные произведения детского фольклора - песня, былина, сказка.

    Русские народные песни играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. В детской среде песня бытует с незапамятных времен. В детский фольклор вошли и песни из взрослого народного творчества - обычно дети приноравливали их к своим играм. Есть песни обрядовые («А мы просо сеяли, сеяли...»), исторические (например, о Степане Разине и Пугачеве), лирические. В наше время ребята чаше распевают песни не столько фольклорные, сколько авторские. Есть в современном репертуаре и песни, давно свое авторство потерявшие и естественно втянутые в стихию устного народного творчества.

    Былины. Это героический эпос народа. Он имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал - добра и зла - и о закономерной победе добра. Самые известные былинные герои - Илья Муромец. Добрыня Никитич и Алеша Попович - являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических повествований - былин (от слова «быль») или старин. Былины - грандиозное создание народного искусства. Присущая им художественная условность нередко выражается в фантастическом вымысле. Реалии древности переплетаются в них с мифологическими образами и мотивами. Гипербола - один из ведущих приемов в былинном повествовании. Она придает персонажам монументальность, а их фантастическим подвигам - художественную убедительность.

    Сказки. Они возникли в незапамятные времена. Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы.

    В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники древнего миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания. Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнивать ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

    Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает какое-нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Персонажи в сказке контрастны, что и определяет сюжет: прилежную, разумную сестрицу Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды из козлиного копытца и стал козликом, - пришлось его выручать; злая мачеха строит козни против доброй падчерицы... Так возникает цепь действий и удивительных сказочных событий. Сказка строится по принципу цепной композиции, включающей в себя, как правило, троекратные повторы. Иногда повтор осуществляется в форме диалога; тогда детям, если они играют в сказку, легче перевоплощаться в ее героев. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.

    Сказка имеет собственный язык - лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир. По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три большие группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические).

    4. Народная сказка и миф
    Мировые истоки детской литературы: архаические цивилизации, эпоха античности, ранние стадии развития мировых религий, мировой фольклор. Месопотамская цив-ия-зарождение письменности в 3 тыс. до н.э. были найдены «школьные» таблички, учебные пособия, таблички с упражнениями по разл областям знаний (математика, язык, юриспруденция).

    В круг чтения детей и подростков вошел шумеро-аккадский «Эпос о Гильгамеше»., 2-3 тыс. до н.э.Первый его русский переводчик – Гумилев. Воскобойников в 1997 году написал детскую повесть «Блистательный Гильгамеш». Это произведение состоит из 12 «песен», их последовательность соответствует 12 знакам зодиака. Сюжетные мотивы: Гильгамеш, одетый в шкуру убитого им льва, одолевает небесного быка, находит цветок вечной молодости, убивает змею, поселившуюся на дереве в таинственном саду, получает священные предметы из подземного мира. Похож на Геракла.

    Миф о Божественном ребенке формировался в древних культурах наряду с мифами о Матери, об Отце, о Мировом Древе, о сотворении мира. Он входит в систему мифологических представлений разных народов. С мифологемой Божественный ребенок тесно связаны сюжеты и мотивы детского фольклора и детской литературы. Образ ребенка неотделим от чуда, основная функция центрального героя- совершать необыкновенное, чудеса. Мифологема Божеств ребенка имеет ряд структурообразующих мотивов, каждый из которых находит отражение в известной нам детской литературе. Рождение Ребенка нередко предваряется несчастьем-семейная пара переживает бездетность, как родители Самсона по Ветхому Завету. Божнственный ребенок обычно приподнят над остальными героями, увеличен масштаб его изображения (в истории Моисея например), Нередко Божественный ребенок имеет некое физическое отличие, делающее его и прекрасным,и ужасным. Например, история о чудесном рождении Самсона, который вырос силачом, вся сила которого заключалась в его волосах. Были также и дети-пророки, будущие спасители мира, напр пророк Мухаммед. Ребенок, свидетельствующий о чуде, видящий в своем друге божественного учителя, -ещё один структурирующий элемент поэтики дет литературы. Детство Геракла, Алекс Македонского, Девы Марии, Иисуса Христа изображается как эпоха первых чудесных деяний. Немала чудес исцеления: одним прикосновением исцеляет Иисус стопу юноши-дровосека. Итак, основ адет лит-ры- образ ребенка, творящего чудо. Сюжетика дет лит-ры во многом состоит из «добрых дел». В древних текстах ребенок изображен в системе противостояний, конфликты: ребенок-родители, ребенок-другие дети, ребенок-учителя.

    Наряду с персонажами-детьми есть и «небожественные» дети. Например,ветхозаветный сюжет о близнецах Исаве и Иакове, один-станет искусным звероловом, другой- кротким «человеком шатров», т.е. практик и лирик. Комические и драматические дуэты: Чук и Гек у Гайдара, Том Сойер и Гек Финн и Твена.

    Древнегреческие и древнеримские школы. Флегонт Тралльский, Рим автор, 2 в н.э. сборник «Удивительные истории», в этих историях действуют фантастические существа и призраки; восточная волшебная сказка соединяется с элементами мистики, фантастики.

    Античная цивилизация оставила странам разваливавшейся римской империи богатейшее культурное наследие, его хватило на многие века,пока не сформировались самостоятельные национальные культуры. С утверждением христианства стали менятся отношения в обществе, авторитет античных классиков перестал быть непререкаемым, а фольклор уже не давал ответов на новые вопросы.

    (из лекций). Первое знакомство ребенка с мифом- через церковную службу. Миф- рассказ о богах и героях древности. Культ природы и предков- отправная точка для формирования мифа. Зерно мифа- это архетип, некое заложено в нас знание. Мифы бывают: астральные(о звездах), календарные, антропогонические(о сотворении и происхождении человека), тотемические (миф о родстве людей с объектами живой природы), эсхатологичесике(миф о конце света). Христ миф обнаруживает себя в прозе: переожение священного писания для детей, в литературной сказке, где происходит наложение языч и христ мифов; в жанре святочного рассказа. Пасхальной истории, в сюжетах фэнтези.
    5. Детская литература в России XV - XVIII веках

    Всю историю древнерусской детской литературы можно раздев лить на четыре периода:

    1) вторая половина XV - первая половина XVI в., когда появились первые познавательные произведения;

    2) вторая половина XVI - начало XVII в., когда было издано 15 печатных книг для детей;

    3) 20-40-е гг. XVII в., когда начинается регулярное стихотворство;

    4) вторая половина XVII - период мирования разных жанров и видов детской литературы.

    Большое развитие в XVII в. получает поэзия. Стихи того времени, адресованные детям, были, с современной точки зрения, еще довольно примитивными. Но именно с них начиналась детская поэзия.

    Редкая детская рукописная или печатная книга обходилась без стихотворений. Особенно много их было во второй половине XVII в., когда писались и произведения большого объема, которые мы теперь называем поэмами. Стихами излагались правила поведения, сообщались разные сведения о мире. Большинство стихотворений анонимны. Однако некоторые авторы известны были уже тогда, другие установлены теперь. Самым первым детским поэтом на Руси следует считать справщика Московского Печатного двора Савватия. Справщик отвечал за содержание, грамотность книги. Поэтому на эту должность назначались самые образованные люди. В настоящее время известно более десяти стихотворений Савватия, написанных им специально для детей. Среди них - первое стихотворение в книге Московской печати, помещенное в азбуке издания 1637 г. Оно состоит из 34 строк. В стихотворении просто, тепло и ясно рассказывается читателю о книге, которую он держит в руках, восхваляется грамота, книжная премудрость, даются разнообразные советы, как учиться и как читать. По композиции это задушевная беседа с ребенком на интересную и важную для него тему.Автор убеждает ребенка не лениться в учении, быть старательным, во всем слушаться учителя. Только в этом случае он может научиться «мудростному писанию» (грамоте), попасть в число «мудрых мужей» и стать «истинным сыном света». Позднее, во второй половине XVII в., стихотворение это широко распространялось через рукописные книги.

    Большой известностью пользовалось и другое стихотворение Савватия - «Прещение вкратце о лености и нерадении» , состоящее из 124 строк. В нем создан отрицательный образ ученика, способного, но ленивого и нерадивого. Савватий старается привить детям уважение к грамоте, восторженное отношение к образованию и презрение к невежеству. Автор подводит читателя к выводу, что учение - свет, а неучение - тьма. Как основное воспитательное средство Савватий использует убеждение, а как литературный прием - сравнение, уподобление. Например, он говорит, что бриллиант дорог игрой света, цветом, красками, а человек - образованием и «своим разумением».

    В другом большом стихотворении, состоящем из 106 строк, названном «Азбука отпускная» , создан образ положительного ученика, который внял советам своего учителя, старательно учился, и поэтому педагог научил его всему, что сам знал и умел. Это как бы напутственное слово ребенку в день окончания обучения.

    Самым крупным поэтом XVII в. был Симеон Полоцкий. Настоящая его фамилия Петровский. В 1664 г. по приглашению русского царя Алексея Михайловича Симеон переехал в Москву, где открыл школу, стал принимать активное участие в литературной и общественной жизни. Симеон Полоцкий принимал участие в создании букваря 1664 г. Им же составлен целиком букварь издания 1667 г., который был переиздан в 1669 г. Написанное Симеоном предисловие для этого букваря является выдающимся педагогическим трактатом XVII в.

    Но наибольший интерес представляет букварь 1679 г. В нем помещено два стихотворения для детей: «Предисловие юношам, учитися хотящим» и «Увещание» . В первом из них рассказывается о книге, восхваляется грамота, содержатся призывы к детям хорошо учиться, ибо тот, кто трудится в юности, будет пребывать в покое в старости. Из всех трудов наибольшее удовольствие и пользу приносят чтение и учение. Второе стихотворение помещено в конце книги. Он написал стихотворные предисловия к изданным им для детей книгам «Тестамент» и «Повесть о Ваарламе и Иоасафе». В них он рассказывает о содержании книг, обращает внимание на самое главное, стараясь заинтересовать детей, подготовить к восприятию.Самыми главными книгами Симеона Полоцкого являются «Риф. мологион», имеющий 1308 страниц большого формата, и «Вертоград многоцветный», состоящий из 1316 страниц. Книги были предназначены, по словам автора, «в пользу юных и старых», которые могли в них «ума словес поискати» и читать «к научению возраста своего». В книгах немало стихотворений, доступных детям, в том числе приветственные стихи от детей к родителям, родственникам и покровителям.

    Были доступны детям и приобретшие большую известность стихи о природе, минералах, животных, растениях, занимательные легенды и т. п. Вот, например, стихотворение «Дуга» («Радуга») или стихи о земле и воде.Будучи учителем по профессии и выдающимся поэтом своего времени Симеон Полоцкий внес значительный вклад в создание литературы для детей.

    Первым русским писателем и поэтом, чье творчество было целиком посвящено детям, был Карион Истомин. Во всех своих произведениях Карион Истомин прославлял науку, "просвещение, "яги Он считал, что учиться должны все: дети всех сословий, мальчики и девочки, люди всех национальностей. Наука, по словам Кариона Истомина, должна избавить людей от нужды и горя. Хотя в большинстве своих стихотворений Истомин непосредственно адресовался к царевичам, но предназначал их для всего русского народа.

    При жизни Кариона Истомина вышли три его книги для детей и полный комплект учебников. В другой детской книге Кариона Истомина - Большом букваре было 11 стихотворений. Кроме этого, он написал более десяти стихотворных книг. Так, в книге «Полис» рассказывается о всех, временах года, частях света, разных странах. В стихотворной книге «Домострой» , состоящей из 176 строк, на ярких примерах, образно излагаются правила поведения. Основное содержание правил сводится к требованию заниматься изучением «наук свободных» и т. п.

    6. Библия в детском чтении
    7. Жанр литературной сказки. Традиционное и новаторское в сказках Пушкина

    Сказки А.С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но почти сразу вошли в детское чтение.

    В 1830 г. Пушкин начинает работу над сказкой о медведихе «Как весенней теплою порой», которая осталась незавершенной. В 1831 г. закончены «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о попе и о работнике его Балде». В 1833 г. написаны две сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В 1834 г. появилась «Сказка о золотом петушке».

    А.С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. «Сказка о попе и о работнике его Балде» близка по сюжету к народной сказке «Батрак Шабарша». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В.И. Далем. «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце». Обращаясь к устному народному творчеству, А.С. Пушкин видит в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы.

    Сказки А.С. Пушкина - сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 г. и впервые напечатана в 1832 г. в третьей части «Стихотворений А. Пушкина». Это была первая сказка Пушкина, появившаяся в печати. Она встретила разноречивые отклики. Далеко не все современники поняли новаторство Пушкина и увидели рождение нового поэтического жанра. В нем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: «Во все время разговора он стоял позадь забора...» По цензурным условиям А.С. Пушкин не мог откровеннее высмеять высокородного любителя подслушивать. В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств: «В кухне злится повариха, Плачет у станка ткачиха, И завидуют оне Государевой жене», и раскрываются сложные взаимоотношения между людьми.

    Пушкин-сказочник выступил против монотонности поэзии, против стертых ритмико-синтаксических оборотов. Его стих подвижен, передает ритм движения и напряженность событий. Динамизм и быстрота смены событий свободно и легко уживаются с пейзажными картинами, лаконичными и зримо-красочными: Ветер весело шумит, Судно весело бежит. В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут…

    Энергична и действенна у Пушкина-сказочника звуковая организация стиха. Значимостью у него обладает каждый звук, то передающий плеск морской волны, то воспроизводящий полет комара или шмеля.

    Пушкин выступает в «Сказке о царе Салтане» как борец за народность языка, или «просторечье». «Сказка о царе Салтане» завершается не моралистическим выводом, как было у многих других писателей-сказочников, а веселым пиром, славящим торжество добра.

    Положительные персонажи в длительной борьбе побеждают: князь Гвидон встречается с отцом; ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха посрамлены. Читатели всем сердцем на стороне «светлого мира» сказки, олицетворенного в образах царицы-матери, князя Гвидона, царевны Лебеди. Только образ царя Салтана вызывает сомнения и раздумья.

    «Сказка о попе и о работнике его Балде» - сатира на обманывающих народ недобросовестных служителей православной церкви. В ней высмеиваются человеческая жадность, глупость и лицемерие. Поп собирается нанять слугу, который будет за гроши выполнять обязанности повара, конюха и плотника. Глупость и жадность заставляют его согласиться получать щелчки от Балды, которого он взял в работники. Но поп не только жаден, но коварен и зол, он пытается погубить Балду, давая ему невыполнимые поручения, например, собрать оброк с чертей.

    «Сказка о попе и о работнике его Балде» при жизни поэта не была напечатана. Впервые ее опубликовал В.А. Жуковский в 1840 г. в журнале «Сын Отечества» с большими переделками, вызванными строгостями цензуры. «Поп» был превращен в «купца Кузьму Остолопа». Начиналась она так:

    Жил-был купец Кузьма Остолоп, По прозванью Осиновый Лоб , а вся сказка была озаглавлена: «Сказка о купце Кузьме Остолопе и о работнике его Балде». Изменения, внесенные Жуковским, искажали социальную направленность сказки, нарушали систему ее образов и поэтическую целостность.

    У Пушкина сказочные персонажи психологически и художественно совершенны; в процессе работы над сказкой он постоянно оттачивал ее стих, приближая его к народному, заостряя сатиру.

    Художественные средства пушкинской сказки неразрывно связаны с его поэтическим мировосприятием. Поэт выступил против вычурности и заумности стиха; он стремился приблизиться к народной поговорке с ее афористичностью.

    Пушкинский стих в сказке полон движения. Поэт порою целые строфы строит преимущественно из существительных и глаголов, чтобы передать остроту борьбы:

    Бедненький бес Под кобылу подлез, Понатужился, Понапружился,

    Приподнял кобылу, два шага шагнул, На третьем упал, ножки протянул.

    В концовке сказки ясно выражено насмешливое отношение к попу. В 1835 г. в журнале «Библиотека для чтения» появилась «Сказка о рыбаке и рыбке», написанная за два года до этого.

    В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русском, но и в зарубежном фольклоре. Так, в сборнике братьев Гримм есть похожая сказка. Сказка Пушкина представляет собой философское по замыслу размышление о противостоянии терпеливого добра и агрессивного зла. Не чужд поэт и социальных мотивов. Это подчеркивается резким противопоставлением старика и старухи: он остается крестьянином, а она поднимается все выше по социальной лестнице.

    В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей:

    «Что ты, баба, белены объелась?»

    Образ старухи, постепенно выходит за рамки изображения жадности и становится символом социального гнета. В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразилось народное отношение к тиранам. Добро не столько побеждает зло в открытом противостоянии, сколько пережидает его. Сказка завершается поучительной картиной наказанного по законам высшей справедливости (их выразителем является золотая рыбка) самодурства:

    Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто.

    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» написана в 1833 г. Напечатана впервые в 1834 г. в журнале «Библиотека для чтения». В ней особенно четко отразилась гуманистическая направленность пушкинских сказок. В «Сказке о мертвой царевне» положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе.

    Царица-мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход. Пушкин рассказывает об этом в ярких сценах, близких по стилю к устному народному творчеству.

    В образе царевны-дочери преобладают романтические мотивы. Она вызывает любовь девушки Чернавки и семерых богатырей и тем, что «всех милее, всех румяней и белее», и, главное, своей добротой, отзывчивостью, готовностью прийти на помощь.

    Образ королевича Елисея дан в былинных тонах. Герой «отправляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой». Он близок к природе. Лирические обращения Елисея к солнцу и месяцу, и наконец, к ветру поэтически окрашивают его образ, придают ему особое обаяние. «Сказка о мертвой царевне» написана поэтом в творческом состязании с Жуковским. Но в отличие от него Пушкин не ограничивается романтическим изображением героев, он вводит реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические персонажи в своей сказке. Таков в какой-то мере царь-отец, поспешивший жениться, едва истек положенный срок вдовства.

    Основная же сила сатиры Пушкина направлена против царицы-мачехи, олицетворяющей «темный мир» в сказке. Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводят ее в конце концов к смерти: «Тут ее тоска взяла, и царица умерла». Так в сказке победа добра символизирует гибель зла.

    В «Сказке о золотом петушке», которая написана в 1834 г. и впервые напечатана в 1835 г. (журнал «Библиотека для чтения»), создан сатирический образ царя Дадона, который предпочитает царствовать без забот, «лежа на боку». Именно поэтому бездумно соглашается царь выполнить первую просьбу звездочета, подарившего ему золотого петушка. Царь Дадон изображен как человек, не способный любить не только страну, которой управляет, но и собственных сыновей. Слезы, вызванные их гибелью, легко уступают место сластолюбивому восторгу перед шамаханской царицей. В то же время царь показан далеко не безобидным: он самодур, способный из-за прихоти погубить старика, в свое время пришедшего ему на помощь: «Царь хватил его жезлом по лбу; тот упал ничком, да и дух вон».

    Следует обратить внимание на то, что положительные герои всех сказок А.С. Пушкина - люди из народа: трудолюбивый, находчивый и веселый работник Балда («Сказка о попе и о работнике его Балде»); бескорыстный, добрый, невзыскательный труженик-старик («Сказка о рыбаке и рыбке»).

    Для сказок Пушкина, как и для народных, характерна вера в светлые силы и чувства. Сказки Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу. Находчивость и трудолюбие Балды помогают ему победить попа; любовь и верность Елисея воскрешают его невесту; сыновняя преданность Гвидона, его борьба с завистью и клеветой способствуют торжеству правды.

    (тематический план курса)

    № п/п Тема занятия вид занятия кол-во часов
    Семестр 1
    1. лекция
    2. Жанры детского фольклора. семинар
    3. лекция
    4. семинар
    5. Литературная сказка лекция
    6. семинар
    7. Миф в детском чтении. лекция
    8. семинар
    9. семинар
    10. лекция
    11. семинар
    12. лекция
    13. семинар
    14. Историография души. лекция
    15. семинар
    16. лекция
    17. Приключенческий жанр. семинар
    зачет
    Семестр 2
    18. лекция
    19. семинар
    20. лекция
    21. лекция
    22. Природоведческая книга в детском и юношеском чтении. семинар
    23. лекция
    24. лекция
    25. лекция
    26. семинар
    27. лекция
    28. лекция
    29. лекция
    30. лекция
    31. семинар
    32. лекция
    33. семинар
    34. Периодика и критика лекция
    экзамен
    лекции
    семинары

    ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

    Тема 1

    Литература:

    Тема 2.

    Литература:

    Тема 3.

    Литература:

    Сказки А.С. Пушкина.

    Ершов П.П. Конек-Горбунок.

    Тема 4. Миф в детском чтении.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 5. Эволюция романтической сказки.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 6. Христианский миф в литературных жанрах.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 7. Исторические жанры в детском и юношеском чтении.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 8. Историография души.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 9.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 10. Трансформация зарубежной классики в русской литературе.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 11. Научное и художественное знание.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 12. Традиции жанра «нонсенса» в поэзии и прозе.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 13. Пародия и шарж в юмористике для детей. От фольклора к литературе.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 14. Поэзия в детском и юношеском чтении.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 15. Художественный синтез в литературе для детей.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 16. Синтетические жанры и синкретические художественные жанры для детей.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 17. Периодика и критика

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Контроль знаний и умений студентов по данной дисциплине осуществляется в виде устных опросов, определяется в ходе выполнения контрольных работ (навык владения ключевыми художественными жанрами: создание литературной сказки, загадки, увлекательного рассказа для детей).

    Все это способствует планомерной подготовке к зачету в 1 семестре и экзамену во 2 семестре.

    При оценивании уровня знаний студентов преподаватель ориентируется на требования к уровню освоения дисциплины.

    К окончанию курса студенты должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

    1) иметь представление об основных закономерностях литературного процесса;

    2) уметь определять специфику одного из этапов становления отечественной литературы в сравнении с другими;

    3) уметь определять специфику тех или иных этапов становления отечественной литературы по сравнению с мировым литературным процессом;

    4) уметь использовать аналитический подход к произведению, адресованному ребенку; представить научные основы анализа произведений детской литературы при работе с младшими школьниками;

    5) уметь определять творческие приемы писателя на всех уровнях произведения (от сюжетно-композиционного до языкового);

    6) иметь представление о литературе как о виде искусства и критериях художественности;

    6) уверенно владеть литературоведческой терминологией и иметь представление об использовании терминологии в условиях современной начальной школы;

    7) знать основы стиховедения и уметь применять их в ходе анализа художественных произведений, адресованных детям.

    ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

    1. Детская литература как учебная дисциплина. Цели и задачи курса. Детская литература и круг детского чтения.

    2. Функции детской литературы как искусства слова.

    3. Фольклор в детском чтении и в детской литературе. Малые фольклорные жанры.

    4. Детский фольклор.

    5. Народная сказка и миф.

    6. Эволюция мифологического содержания сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные сказки). Сказки о животных.

    7. Эволюция мифологического содержания сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные сказки). Волшебные сказки.

    8. Эволюция мифологического содержания сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные сказки). Бытовые сказки.

    9. Миф языческий, античный, христианский в детском чтении и в истории детской литературы.

    10. Библия и агиографические жанры в детском чтении.

    11. Античный миф в детском чтении.

    12. Народная сказка. Обработка. Пересказ. Стилизация (А.Н. Афанасьев, В.И. Даль, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А,К. Толстой, А.М. Ремизов, А.Н. Толстой).

    13. Жанр литературной сказки. Прозаическая литературная сказка.

    14. Стихотворная литературная сказка. В.А. Жуковский – сказочник.

    15. Протеизм сказок А.С. Пушкина. «Прототипы» и оригинал.

    16. «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского: специфика жанра.

    17. В.Ф. Одоевский – педагог и писатель.

    18. Художественное пространство сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Героя. Конфликт. Деталь. Ритмика. Особенности речи.

    19. Сказ в «Аленьком цветочке» С.Т. Аксакова.

    20. Лирическая поэзия Х1Х века в детском чтении. Жанры. Образность. Ритмическая организация. Слово как произведение.

    21. Русские учебники. История и современность.

    22. Учебная книга для детей в представлении и воплощении К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.

    23. Поэзия Н.А. Некрасова для детей. Жанры. Сюжет. Герой. Особенности стиха.

    24. Д.Н. Мамин-Сибиряк – детский писатель. Сказка. Цикл сказок. Рассказ. Особенности повествовательной манеры.

    25. Приключенческие жанры в детском чтении. Проблематика. Герой. Стиль.

    26. Жанр автобиографической повести в детском чтении. Тип героя. Особенности сюжетосложения.

    27. «Русский Андерсен» - Н.П. Вагнер.

    28. Миф в романтических сказках В.М. Гаршина.

    29. Малые жанровые формы для детей в творчестве писателей конца Х1Х – начала ХХ века (А.П. Чехов, Л.Н. Андреев, А.И. Куприн).

    30. К.И. Чуковский в истории детской литературы. Протеизм в творчестве К.И. Чуковского и «свой голос».

    31. Комическое и лирическое в прозе и поэзии Саши Черного. Стиль «Дневника фокса Микки».

    32. С.Я. Маршак – поэт, сказочник, драматург, переводчик. Поэтическая речь. Герой.

    33. Русская литературная сказка 20-30-х гг. Дискуссия о сказке. Новое поколение сказочников: Л.И. Лагин, В.А. Каверин, В.П. Катаев.

    34. Детская поэзия в ХХ в.: основные тенденции развития. Сюжет. Ритмика. Особенности образной речи.

    35. «Нонсенс», стилизация и пародия в творчестве обэриутов.

    36. История развития научно-художественной книги для детей в ХХ в.

    37. Природоведческая книга в ХХ в. Жанр. Повествователь. Сюжет.

    38. В.В. Бианки – лирик и энциклопедист.

    39. Лирико-философское начало в книгах М.М. Пришвина и К.Г. Паустовского.

    40. Сказ в творчестве П.П. Бажова, Б.В. Шергина, С.Г. Писахова и др.

    41. Сюжет, деталь, конфликт в сказках П.П. Бажова. Этнографическое и лирическое.

    42. Исторические жанры в детском и юношеском чтении: истоки, эволюция, современность. Проблематика, особенности конфликта, герой, сюжет, композиция.

    43. «Мир глазами героя» в малых прозаических жанрах о детях и для детей.

    44. Фантастика: научно-фантастические жанры и фэнтези. особенности сюжетосложения. Прошлое, настоящее и будущее в научно-фантастических жанрах и фэнтези.

    45. Лидия Чарская – сказочница. Принципы организации художественного пространства книги Л. Чарской «Сказки голубой феи».

    46. А.М. Горький – детям.


    [*] В списке литературы к семинару указаны художественные произведения и исследования по тематике семинара. Художественные произведения читаются полностью, анализируются студентами. Исследования и материала изучаются в соответствии с заданием к семинару. При выполнении заданий необходимо обращаться к базовому учебнику «Детская литература» И.Г. Минераловой с «Практикумом» (см. общий список литературы). В случае необходимости студент обращается к словарным статьям в книгах: Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь / Под ред. Г.А. Черной. М., 1998; Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. М., 1997.

    РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЧАСОВ

    (тематический план курса)

    № п/п Тема занятия вид занятия кол-во часов
    Семестр 1
    1. Введение: детская литература как учебная дисциплина. лекция
    2. Жанры детского фольклора. семинар
    3. Фольклор и детская литература. лекция
    4. Народная сказка в детском чтении. семинар
    5. Литературная сказка лекция
    6. Литературная сказка А.С. Пушкина. семинар
    7. Миф в детском чтении. лекция
    8. Сказ и сказитель в литературных сказово-сказочных произведениях для детей. семинар
    9. семинар
    10. лекция
    11. Христианский миф в детской литературе. семинар
    12. лекция
    13. Историческая книга в детском и юношеском чтении. семинар
    14. Историография души. лекция
    15. Мир глазами героя (автобиографические жанры). семинар
    16. Жанры приключенческой литературы для детей. лекция
    17. Приключенческий жанр. семинар
    зачет
    Семестр 2
    18. Приключенческая литература и фантастика. лекция
    19. «Гарри Поттер» Джоан Роллинг. семинар
    20. лекция
    21. Природоведческая книга в детском и юношеском чтении. лекция
    22. Природоведческая книга в детском и юношеском чтении. семинар
    23. лекция
    24. Стиль перевода и перевоссозданного произведения в детской литературе. лекция
    25. лекция
    26. Парадокс и нонсенс в детской литературе. семинар
    27. лекция
    28. Юмористика в детском чтении. лекция
    29. лекция
    30. лекция
    31. Поэзия в круге детского чтения семинар
    32. лекция
    33. Поэтическая классика в детском чтении. Анализ периодических изданий для детей: печатные и электронные издания. семинар
    34. Периодика и критика лекция
    экзамен
    лекции
    семинары

    ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

    Указывается тема лекции на 2 часа аудиторных занятий.

    Тема 1 . Введение: детская литература как учебная дисциплина.

    Определение специфики детской литературы: художественный и педагогический компоненты. Круг детского чтения.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. М., 2002; (базовый)

    Минералова И.Г. Практикум по детской литературе. М., 2001 (базовый)

    Бабушкина А.П. История русской детской литературы. М., 1948.

    Сетин Ф.И. История русской детской литературы. Конец Х – 1-я половина Х1Х в. М., 1990.

    Чернявская Я.А, Розанов И.И. Русская советская детская литература. Минск, 1984.

    Детская литература / Под ред. А.В. Терновского. М., 1997.

    Зарубежная литература для детей и юношества: В 2 ч. / Под ред. Н.К. Мещеряковой, И.С. Чернявской. М., 1997.

    Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь / Под ред. Г.А. Черной. М., 1998.

    Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2-х частях. М., 1997.

    Тема 2. Фольклор и детская литература. Жанры детского фольклора. Система жанров детской литературы. Народная сказка.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.

    Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. М., 2004.

    Зуева Т.В. Кирдан Б.П. Русский фольклор. Хрестоматия. М., 2001.

    Ильин И. Духовный смысл сказки // Литература в школе. 1992. № 1. С.3-10.

    Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М.;Л., 1962.

    Неёлов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л., 1986. Главы «Человек», «Пространство», «Время».

    Пропп В.Я. Морфология (волшебной) сказки. Исторические корни волшебной сказки (Собрание трудов В.Я. Проппа). М., 1998.

    Пропп В.Я.Поэтика фольклора (Собрание трудов В.Я. Проппа). М., 1998.

    Пропп В.Я. Русская сказка(Собрание трудов В.Я. Проппа). М., 2000.

    Трубецкой Е.Н. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. М., 2001 (или другое издание, первая публикация – «Русская мысль», Прага-Берлин, 1923. № 1-2. С. 220-261).

    Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 1. М. – Л., 1956.

    Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 2. М. – Л., 1957.

    Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 3. М. – Л., 1958.

    Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. 4. М. – Л., 1959.

    Фольклор как искусство слова. Вып.3. (МГУ). М., 1975.

    К лекции прочесть сказки: «Лиса и Петух», «Колобок», «Яичко», «Курочка Ряба», «Марья Моревна»

    Тема 3. Литературная сказка. Сказка прозаическая, стихотворная и драматическая.

    Литература:

    Жуковский В.А. Спящая царевна. Тюльпанное дерево.

    Сказки А.С. Пушкина.

    Ершов П.П. Конек-Горбунок.

    Одоевский В.Ф. Городок в табакерке. Червячок.

    Маршак С.Я. Двенадцать месяцев.

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник (и другие учебники – см. список литературы).

    Брауде Л.Ю. К истории понятия «Литературная сказка» // Известия АН СССР, Серия литературы и языка, т. 36. М., 1977, № 3.

    Брауде Л.Ю Традиции Андерсена в сказочной литературе // Детская литература. 1975. М., 1975. С. 144-157.

    Званцева Е.П. Жанр литературной сказки в творчестве Антония Погорельского // Проблемы эстетики и творчества романтиков: Межвуз.тематич.сб. Калининского гос.ун-та. Калинин, 1982. С. 42-53.

    Леонова Т.Г. Русская литературная сказка ХIХ века в ее отношении к народной сказке: Поэтическая система жанра в историческом развитии. Томск, 1982.

    Лупанова И.П. Иванушка-дурачок в русской литературной сказке ХIХ века // Русская литература и фольклорная традиция: Сб.научных трудов. Волгоград, 1983. С. 16-36.

    Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка ХХ века (история, классификация, поэтика). М., 2001.

    Мещерякова М.И. Современная русская сказка для детей и юношества: основные направления и тенденции развития // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С.71-75.

    Минералова И.Г. Стиль культурной эпохи в сказках Ю. Олеши «Три толстяка» и А. Толстого «Золотой ключик» // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С.52-55.

    Овчинникова Л.В. Образ детства в отечественной литературной сказке ХХ в.: традиции и жанровый синтез // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 5. М., 2000. С. 130-135.

    Саламова С.А. Поэтика сказки Л. Толстого // Литературная сказка: история, теория, поэтика (Мировая словесность для детей и о детях). Выпуск 1. М., 1996.. С.9-12.

    Абрамюк С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки // Проблемы детской литературы: Межвуз.сб. Петрозаводск, 1976. С. 169-184.

    Тема 4. Миф в детском чтении.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник (и другие учебники – см. список литературы).

    Миф – Фольклор – Литература. Л., 1978.

    Бритиков А.Ф. Научная фантастика, фольклор и мифология. // Русская литература, 1984, № 3. С. 55-74.

    Тема 5. Эволюция романтической сказки.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 6. Христианский миф в литературных жанрах.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Архетип в фольклоре и литературе: Сб.научных статей. Кемерово, 1994.

    Лотман Ю.М., Минц З.Г. Литература и мифология // Труды по знаковым системам. Вып. ХIII. Тарту, 1981. С. 33-55.

    Мелетинский Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора // Фольклор. Поэтическая система. М., 1977. С. 23-41.

    Тема 7. Исторические жанры в детском и юношеском чтении.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 8. Историография души.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 9. Жанры приключенческой литературы для детей. Приключенческая литература и фантастика.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 10. Трансформация зарубежной классики в русской литературе.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 11. Научное и художественное знание.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Неелов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Учебное пособие по спецкурсу. Петрозаводск, 1989.

    Тема 12. Традиции жанра «нонсенса» в поэзии и прозе.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 13. Пародия и шарж в юмористике для детей. От фольклора к литературе.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 14. Поэзия в детском и юношеском чтении.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 15. Художественный синтез в литературе для детей.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 16. Синтетические жанры и синкретические художественные жанры для детей.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Тема 17. Периодика и критика

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы).

    Проблематика семинарских занятий

    Если не указано иного, то одно занятие – 2 аудиторных часа.

    Семинар 1. Жанры детского фольклора

    Цель: изучить жанры детского фольклора.

    Что такое «детский фольклор»?

    Какие жанры детского фольклора можно перечислить?

    Привести примеры жанров детского фольклора, придерживаясь следующего плана:

    *назвать жанр;

    *перечислить основные жанровые признаки;

    *привести примеры произведений этого жанра;

    *доказать, что эти произведения относятся к указанному жанру.

    Литература:

    Минералова И.Г. Детская литература. Учебник. (и другие учебники – см. список литературы)[*].

    Зуева Т.В. Кирдан Б.П. Русский фольклор. Хрестоматия. М., 2001.

    Cлайд 1

    Исторические жанры в детском и юношеском чтении Исполнитель: Тихонова М.Ю. Студентка 12 р/н группы

    Cлайд 3

    Жанры Народные предания. Былина и песня. Летописные сказания. Агиографический жанр. Историческая проза.

    Cлайд 4

    Предания Виды: Исторические (о Жане д’Арк, Иване Грозном). Топонимические – о происхождении названий (названия городов: Парижа от Париса, Киева от Кия). Церковные предания. Возникает из рассказов очевидцев. При передаче от одного лица другому подвергается метафорическим изменениям, иногда искажая смысл события.

    Cлайд 5

    Былины и песни Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Каждая былина делится на две части: сообразная и типическая

    Cлайд 6

    Летописные сказания В Византии назывались хрониками; в Западной Европе в средние века анналами и хрониками. Первая Киевская летопись – «Повесть временных лет». Новгородские - отличались сжатостью слога, Псковские – живо рисуют общественную жизнь, Южнорусские – литературны, местами поэтичны.

    Cлайд 7

    Агиографический жанр Житие святого – это не столько биография, сколько описание его пути к спасению, типа его святости. Примеры: «Житие князя Андрея Невского»

    Cлайд 8

    Историческая проза Л.Н. Гумилёв «От Руси к России» Г.Нарышкин «Каменная летопись – тревога наша» А.П.Гайдар «Военная тайна», «Ракеты и гранаты» Л.А.Кассель «Улица младшего сына» В.Никитин «Песня старорусских партизан» И.Савинова «Ты прости, что опять про войну» Г.Бакланов «Навекидевятнадцатилетние» Рассказы для детей Ишимовой, Платонова, Сиповского

    Cлайд 9

    Об авторе… Борис Васильев родился 21 мая 1924 года. После окончания 9-го класса, в семнадцать лет добровольцем пошел на фронт. В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Произведения: Были и небыли. (1977-1980) Роман В списках не значился. (1974) Повесть Вам привет от бабы Леры… (1988) Великолепная шестерка. (1980) Рассказ Ветеран. (1976) Рассказ Вещий Олег. (1996) Ист. роман Встречный бой. (1979)

    Cлайд 11

    Трагические действия повести происходят весной 1942 года в Карелии на мало известном 171-м разъезде в стороне от Мурманской дороги.

    Cлайд 12

    Герои повести Старшина Васков Ф.Е. – 32 года, комендант разъезда, «пенёк замшелый», хмурый, военный человек. Личная трагедия – жена бросила его после финской войны, умер сынишка Игорь. Младший сержант Осянина М.С. – Строга, мало смеётся, спокойна и рассудительна, гордячка, жила затянутая ремнём, держалась особняком ото всех. Личная трагедия – потеряла любимого мужа в начале войны.

    Cлайд 13

    Комелькова Е. – Высокая, рыжеволосая, белокожая, с детскими большими как блюдце зелёными глазами, остра на язык, артистична, общительная озорная. Личная трагедия – на её глазах, немцами были расстреляны её мама, братишка и сестра. Бричкина Е. – Коренастая, плотная, дочь лесника. Всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня. Личная трагедия – всё хозяйство было на ней т.к. её мама была тяжело больна, безответная любовь.

    Cлайд 14

    Четвертак Г. – Замухрышка, худющая, востроносая городская пигалица, косички из пакли, грудь плоская как у мальчишки. Личная трагедия – не знала своих родителей, подкинута в дет.дом. Гурвич С. – Была переводчиком в отряде, робкая, городская пигалица, некрасивое лицо, тощие плечики. Личная трагедия – сирота, её родители возможно погибли в Минске.

    Cлайд 15

    Нравственная проблема: формирование и преобразование характера и психики личности в условиях войны. Тема войны, несправедливой и жестокой, поведение разных людей в её условиях показано на примере героев повести. Тема войны актуальна в любое время.

    Cлайд 16

    Особенности Внешность и характер героев автор частично взял от одноклассниц, частично от девушек служащих радистами, медсёстрами, разведчицами. В названии использована фигура умолчания, включает не суть происходящего, а душевное состояние и эмоциональное напряжение передаваемое героями.

    Исторические жанры в детском и юношеском чтении Исполнитель: Тихонова М.Ю. Студентка 12 р/н группы Цель: Познакомиться с историческими жанрами в литературных произведениях и на примере поэмы «А зори здесь тихие…» показать их значимость для нынешнего поколения. Жанры Народные предания. Былина и песня. Летописные сказания. Агиографический жанр. Историческая проза. Предания Виды: Исторические (о Жане д’Арк, Иване Грозном). Топонимические – о происхождении названий (названия городов: Парижа от Париса, Киева от Кия). Церковные предания. Возникает из рассказов очевидцев. При передаче от одного лица другому подвергается метафорическим изменениям, иногда искажая смысл события. Былины и песни Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Каждая былина делится на две части: сообразная и типическая Летописные сказания В Византии назывались хрониками; в Западной Европе в средние века анналами и хрониками. Первая Киевская летопись – «Повесть временных лет». Новгородские - отличались сжатостью слога, Псковские – живо рисуют общественную жизнь, Южнорусские – литературны, местами поэтичны. Агиографический жанр Житие святого – это не столько биография, сколько описание его пути к спасению, типа его святости. Примеры: «Житие князя Андрея Невского» Историческая проза Л.Н. Гумилёв «От Руси к России» Г.Нарышкин «Каменная летопись – тревога наша» А.П.Гайдар «Военная тайна», «Ракеты и гранаты» Л.А.Кассель «Улица младшего сына» В.Никитин «Песня старорусских партизан» И.Савинова «Ты прости, что опять про войну» Г.Бакланов «Навекидевятнадцатилетние» Рассказы для детей Ишимовой, Платонова, Сиповского Борис Васильев родился 21 мая 1924 года. После окончания 9-го класса, в семнадцать лет добровольцем пошел на фронт. В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Произведения: Были и небыли. (1977-1980) Роман В списках не значился. (1974) Повесть Вам привет от бабы Леры… (1988) Великолепная шестерка. (1980) Рассказ Ветеран. (1976) Рассказ Вещий Олег. (1996) Ист. роман Встречный бой. (1979) Об авторе… «А зори здесь тихие…» Написано в 1969 году и напечатано в журнале «Юность» № 8 Новаторское произведение «лейтенантской прозы» главные герои – девушки. Трагические действия повести происходят весной 1942 года в Карелии на мало известном 171-м разъезде в стороне от Мурманской дороги. Герои повести Старшина Васков Ф.Е. – 32 года, комендант разъезда, «пенёк замшелый», хмурый, военный человек. Личная трагедия – жена бросила его после финской войны, умер сынишка Игорь. Младший сержант Осянина М.С. – Строга, мало смеётся, спокойна и рассудительна, гордячка, жила затянутая ремнём, держалась особняком ото всех. Личная трагедия – потеряла любимого мужа в начале войны. Комелькова Е. – Высокая, рыжеволосая, белокожая, с детскими большими как блюдце зелёными глазами, остра на язык, артистична, общительная озорная. Личная трагедия – на её глазах, немцами были расстреляны её мама, братишка и сестра. Бричкина Е. – Коренастая, плотная, дочь лесника. Всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня. Личная трагедия – всё хозяйство было на ней т.к. её мама была тяжело больна, безответная любовь. Четвертак Г. – Замухрышка, худющая, востроносая городская пигалица, косички из пакли, грудь плоская как у мальчишки. Личная трагедия – не знала своих родителей, подкинута в дет.дом. Гурвич С. – Была переводчиком в отряде, робкая, городская пигалица, некрасивое лицо, тощие плечики. Личная трагедия – сирота, её родители возможно погибли в Минске. Нравственная проблема: формирование и преобразование характера и психики личности в условиях войны. Тема войны, несправедливой и жестокой, поведение разных людей в её условиях показано на примере героев повести. Тема войны актуальна в любое время. Особенности Внешность и характер героев автор частично взял от одноклассниц, частично от девушек служащих радистами, медсёстрами, разведчицами. В названии использована фигура умолчания, включает не суть происходящего, а душевное состояние и эмоциональное напряжение передаваемое героями. Практическая часть Задание № 1 1. Агиография 2. Житие 3. Былины 4. Предания 5. Летопись 1. 2. 3. 4. 5. Устные повествования о событиях и исторических лицах. Подробный рассказ о событиях. Описание пути к спасению, типа святости святого Научная дисциплина, изучающая жития. Русские народные песни о богатырях. Задание № 2 1. 1. Старшина Васков 2. Сержант Осянина 2. 3. Комелькова 4. Бричкина 5. Четвертак 3. 4. 5. 6. Гурвич 6. Дочь лесника, коренастая, плотная, верила в завтрашний день. Высокая, рыжеволосая, с большими зелёными глазами. Переводчик, некрасивое лицо, тощие плечики. 32 года, хмурый, «пенёк замшелый». Строга, жила «затянутая ремнём» Замухрышка, косички из пакли, грудь как у мальчишки Задание № 3 Какие виды преданий вы знаете? 2. Первая Киевская летопись? 3. Кто впервые ввёл термин «былина»? 4. Примеры произведений агиографического жанра? 5. Почему «Зори…» являются новаторским произведением в «лейтенантской прозе»? 6. Где происходят действия произведения? 1.