Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеи подарков  /  Сценарий конкурсно игровой программы по экологии. Экологическая конкурсно-игровая программа «Эта загадочная природа

Сценарий конкурсно игровой программы по экологии. Экологическая конкурсно-игровая программа «Эта загадочная природа

Сценарий познавательно-игровой программы по экологии

«За природу в ответе и взрослые и дети»

Перед началом мероприятия ВИДЕОСЮЖЕТ о природе (по вашему выбору)

Звучит песня «Чистые пруды»

Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Сегодня мы приглашаем вас праздник – праздник нашей Матушки Земли! И на этот праздник пришли все: и ребята, и взрослые; и гости, и участники! И мы рады приветствовать всех на нашем празднике!

Что же это за праздник? И зачем он? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей чудесной планете!

ВИДЕОСЮЖЕТ о природе (по вашему выбору)

Слайдовая программа «Сохраним нашу планету!!!» Приложение 5.

Всё это – наша родная планета. Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря… А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо! Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные… Чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли, каждый год мы устраиваем этот замечательный праздник!

Слайд

Планета наша огромна. И за целую жизнь не может человек обойти её всю, от края до края. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. И я не сомневаюсь, что ребята, которые будут сегодня участниками нашего праздника, знают и любят родную природу.

Слайды «Природа» после каждой строчки

Природа – это дом, в котором мы живем,

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Под небом голубым, под солнцем золотым,

Хотим мы в доме том жить вовеки.

Природа – это дом, украшенный трудом,

Ты знаешь ли, ответь, ответь такому дому цену?

Что будет, если в нём крыша под огнем,

Что будет, если в нем сломаем стены?

Природа – это дом, в котором день за днём

Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.

И этот дом и смех – один, один на всех,

Другого дома нет на целом свете.

Слайд

    Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Экологическое ассорти». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в нашей защите, заботе, любви.

    В нашей игре победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готовы её оберегать.

    Наша игра будет проходить в шесть этапов. На первом этапе каждой команде будет задано 5 вопросов. Какой номер вопроса, и из какого сектора достанется – будет зависеть от того, что достанут команды из наших мешочков. За каждый правильный ответ команда получает 30 кипарисов.

    Начинаем 1 этап нашей игры.

Слайд «Кот в мешке»

Слайд «Сектора»

30 кипарисов

    ВОПРОСЫ ЗЕЛЕНОГО СЕКТОРА

    ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ. /Много леса – не губи, нет леса – ………. (посади).

    КАК ПО ПНЮ СРУБЛЕННОГО ДЕРЕВА УЗНАТЬ, СКОЛЬКО ЕМУ ЛЕТ? /На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец столько лет/

    ЧТО ЗА ТРАВА КОТОРУЮ И СЛЕПЫЕ ЗНАЮТ? /Крапива/

    КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ ОСТАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫМИ? /Ель, сосна, туя/

    НАЗОВИТЕ ДЕРЕВО – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ? /Берёза/

    КАКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ ЛЕЧАТ ПРОСТУДУ? /Мать-и-мачеха, подорожник, дущица, мята и др./

    САМОЕ СЛАДКОЕ ДЕРЕВО? /Липа/

    КАКАЯ ЯГОДА БЫВАЕТ КРАСНОЙ, ЧЕРНОЙ, БЕЛОЙ? /Смородина/

    НАЗОВИТЕ ЯДОВИТЫЕ ЯГОДЫ, КОТОРЫЕ РАСТУТ В ЛЕСУ? /Волчье лыко, вороний глаз/

    КАКОЙ ЦВЕТОК ЛЕТО НАЧИНАЕТ? /Колокольчик/

    ВОПРОСЫ СИНЕГО СЕКТОРА

      ПЕРЕД КАКОЙ ПОГОДОЙ ПТИЦЫ ПЕРЕСТАЮТ ПЕТЬ? /Перед дождливой/

      ПИНГВИН ПТИЦА ИЛИ ЖИВОТНОЕ? /Птица/

      КАКАЯ ПТИЦА ПОДБРАСЫВАЕТ СВОЕ ЯЙЦО В ДРУГИЕ ГНЁЗДА? /Кукушка/

      ЗИМУЮТ ЛИ ПТИЦЫ В СКВОРЕЧНИКАХ? /Нет/

      ПОЧЕМУ СНЕГИРЯ ТАК НАЗВАЛИ? /Прилетают с первым снегом/

      ГДЕ ЗИМОЙ И ОСЕНЬЮ СПЯТ ВОРОНЫ? /В садах, в рощах/

      С ПРИЛЕТОМ КАКИХ ПТИЦ СЧИТАЕМ МЫ НАЧАЛО ВЕСНЫ? /Грачей/

      КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ ЗИМОЙ? /Клест/

      САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ ПТИЦА? /Страус/

      КАКАЯ ПТИЦА МОЖЕТ ЛЕТАТЬ ХВОСТОМ ВПЕРЕД? /Колибри/

    ВОПРОСЫ КРАСНОГО СЕКТОРА

        КТО МЕНЯЕТ ШУБУ ДВА РАЗА В ГОД? /Лиса, белка, заяц/

        ЧТО ТЕРЯЕТ ЛОСЬ КАЖДУЮ ЗИМУ? /Рога/

        ЧТО СЛУЧАЕТСЯ С ПЧЕЛОЙ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНА УЖАЛИТ? /Умирает/

        КАКОЙ ХИЩНЫЙ ЗВЕРЬ ПАДОК ДО МАЛИНЫ? /Медведь/

        КАКИХ ЗАЙЦЕВ НАЗЫВАЮТ ЛИСТОПАДНИЧКАМИ? /Которые родятся осенью, в листопад/

        КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ СПЯТ ЗИМОЙ? /Медведь, ёж/

        КУДА ЗАЙЦУ БЕЖАТЬ УДОБНЕЕ, С ГОРЫ ИЛИ В ГОРУ И ПОЧЕМУ? /У зайца передние ноги короткие, а задние длинные, легче бежать в гору, с горы заяц катиться кубарем/

        КАКОЕ ЖИВОТНОЕ ОБЛАДАЕТ САМЫМ ГРОМКИМ ГОЛОСОМ? /Крокодил/

        САМЫЙ БЫСТРЫЙ ЗВЕРЬ НА ЗЕМЛЕ? /Гепард/

        САМЫЙ ЧИСТОПЛОТНЫЙ ЗВЕРЁК? /Барсук/

    ВОПРОСЫ ЖЕЛТОГО СЕКТОРА

    1. КАК УЗНАТЬ О ПРИБЛИЖЕНИИ ДОЖДЯ, НАБЛЮДАЯ ЗА МУРАВЕЙНИКОМ? /Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы/

      КУДА ОСЕНЬЮ ДЕВАЮТСЯ БАБОЧКИ? /Большинство с холодами гибнут. Некоторые прячутся в щели, под кору и там зимуют/

      ПОЧЕМУ НАСЕКОМЫХ ТАК НАЗЫВАЮТ? /От слова «насекать» — у них на брюшке насечки/

      КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСЯТ ЧЕРВИ? /Рыхлят землю/

      КТОТ ОХРАНЯЕТ ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ ОТ ВРЕДНЫХ МУХ? /Стрекозы/

      НЕ ПТИЦА, А ЛЕТАЕТ, НЕ СЛОН, А С ХОБОТОМ, НИКТО НЕ ПРИРУЧАЕТ, А НА НОС САДИТСЯ? /Муха/

      У КОГО УШИ НА НОГАХ? /Кузнечика/

      ВОЛОСАТА, ЗЕЛЕНА

В ЛИСТЬЯХ ПРЯЧЕТСЯ ОНА.

ХОТЬ И МНОГО НОЖЕК,

БЕГАТЬ ВСЕ РАВНО НЕ МОЖЕТ. /Гусеница/

9. НЕ ЗВЕРЬ, НЕ ПТИЦА, НОСОК, КАК СПИЦА.

ЛЕТИТ – МОЛЧИТ, СЯДЕТ – МОЛЧИТ. /Комар/

10. ДВА РОГА, А НЕ БЫК,

ШЕСТЬ НОГ БЕЗ КОПЫТ.

ЛЕТИТ – ТАК ВОЕТ,

СЯДЕТ – ЗЕМЛЮ РОЕТ. /Жук/

    ВОПРОСЫ ЧЕРНОГО СЕКТОРА

    1. ЕСЛИ ВЫ ЧИТАЛИ КНИГУ ИЛИ СМОТРЕЛИ ФИЛЬМ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО», ТО ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ КАК ЗВАЛИ ПРОДАВЦА ЛЕЧЕБНЫХ ПИЯВОК? /Дуремар/

      КТО ДАЛ БУРАТИНО ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК? /Черепаха Тортилла/

      КТО ИЗ ГЕРОЕВ КНИГИ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО» НОСИЛ СЕРЕБРЯННЫЕ ЧАСЫ? /Пудель Артемон/

      К СТВОЛУ КАКОГО ДЕРЕВА ПРИКЛЕИЛАСЬ БОРОДА КАРАБАСА-БАРАБАСА? /Итальянская сосна/

      ТРАВА ОТ 99 БОЛЕЗНЕЙ? /Зверобой/

      КТО МОЖЕТ ПИТЬ НОГОЙ? /Лягушка/

      ЧЕМ СТРЕКОЧЕТ КУЗНЕЧИК? /Ногой о крыло/

      КАКОЕ ДЕРЕВО ВЕСНОЙ ДЯТЛА ПОИТ? /Берёза/

      КАКИЕ ПТИЦЫ ВЫВОДЯТ ПТЕНЦОВ ТРИ РАЗА ЗА ЛЕТО? /Воробьи, овсянки/

      РАЗНОЦВЕТНЫЕ ГРИБЫ? /Сыроежки/

    Закончился 1 этап экологического турнира.

    Прежде чем мы перейдем ко 2 этапу нашего турнира. Я хочу вам напомнить, что наш турнир посвящен злободневной, отвечающей духу времени теме: «Берегите свою планету!»

    Поэт Николай Рыленков в своем стихотворении утверждает, что всё богатство природы принадлежит народу, а значит, и вам, детям.

    Все богатства русского пейзажа

В полное владенье нам даны:

Вьюжны зим серебряная пряжа,

Кружева зелёные весны.

Летний полдень в поволоке зноя,

Вечер, заглядевшийся в ручей.

Узорочье луговин цветное,

Теплый воск желтеющих полей,

Расписные листья листопада

Над бездонной синевой озер –

Все это твоё, и сердце радо

Целый мир влюбить в родной простор.

    Начинаем 2 этап нашего турнира.

Слайд «Турнир цветочный»

    — Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. 2 этап турнира мы посвятим цветам. /45 кипарисов/

Слайды на все 9 вопросов

1. Я поэт, зовусь я Цветик,
От меня вам всем приветик. — Из какого произведения эти стихи? (Н.Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей” ).

2. “Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная”. — Из какого произведения эти слова? (А.Сент-Экзюпери “Маленький принц)

3. Продолжите стихотворение:

Колокольчики мои,
Цветики степные!

(“Что глядите на меня, тёмно – голубые?” А. Толстой )

4. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик — полетят в воздухе лёгкие семена. — О каком цветке идёт речь? (Одуванчик )

5. О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей — О каком цветке идёт речь? (О розе )

6. Кто написал сказку “Каменный цветок ”? (П.П.Бажов )

7. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка )

8. Какой необыкновенный цветок описал С.Т.Аксаков? (Аленький цветочек )

9. Какой цветок полицейские всего мира считают врагом? (Мак )

— 3 этап нашего турнира называется «ЗНАК» ТАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ» /100, 90, 80 кипарисов/

— Ваша задача придумать знак и нарисовать его.

— Начинаем 4 этап нашего турнира. «Заморочки из бочки»

— В нашу бочку залезли разные животные и птицы и их не полностью видно. Ваша задача отгадать кто это. /20 кипарисов/

Слайды /9 шт./

Слайд-заставка

— Живет на Земле человек. Он – маленький, Земля – огромная. Человек любит свою Землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без ручья, без синей мохнатой головки василька в поле.

Родина нас окружила
Дивной своей красотой,
Родина нам подарила
Воздух степной и лесной,
Берег крутой с быстрой рекой,
Синее небо над головой.

— Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года! Наша небольшая планета Земля добра к нам. Будем отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь!

— Часто писатели, поэты, художники, музыканты в своём творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение.

— Мы предлагаем вам посмотреть «Танец дождя» и услышать как музыка и природа сливаются воедино.

ВИДЕОСЮЖЕТ «Танец дождя»

Слайд «Составь слова» Приложение 1,2,3.

5 этап нашего турнира называется «СОСТАВЬ СЛОВА»

Слайд

Слова для команд

1 команда 2 команда 3 команда

/25 кипарисов каждое слово + за быстроту 50, 45, 40/

Слайд-заставка

6 этап нашего турнира называется “Знатоки природы”. /50 кипарисов/

— Чтобы любить природу, нужно её знать.

Слайд 1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка )

Слайд 2 .Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик )

Слайд 3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков – листоедов. (Скворец )

Слайд 4. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, — никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка )

Слайд 5. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчья ягода )

Слайд 6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи )

— Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой — всюду кипит жизнь. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года!

— Наш завершающий этап «КОНКУРС КАПИТАНОВ» /100 кипарисов/

Выберите карточку на которой может быть название животного, птицы, насекомого и т.д.

Нужно без слов, без звуков, только жестами, мимикой и телодвижениями показать своей команде, а они должны отгадать.

Приложение 4 . Заяц, Лягушка, Олень, Носорог, Павлин

СИТУАЦИИ ДЛЯ КАПИТАНОВ / 10 кипарисов за каждый дельный совет/

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась её мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у неё появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла с ним. А потом ей подарили говорящую куклу. О щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице»

Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя, а мусор лучше забрать с собой и выбросить в специально отведенное для него место.

Телеграмма: «Мы – первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам. Это очень больно, когда тебя ломают. Очень! Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная сирень».

Какие ответы вы пошлете на эту телеграмму? Какую помощь можете оказать?

Слайд

— Закончился наш турнир. Счетная комиссия подсчитывает результаты.

Я хочу вновь вернуться к теме нашей программы и еще раз обраться к вам и ко всем жителям нашей планеты со словами: «Охраняйте природу».

    Наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь. Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живых обитателей.

    Услышу ль у сосен в полдневный час

Журчанье струй средь камушков и брода. –

О, люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна, по имени Природа!

У ней для нас хватает доброты,

И мы живем, запечатлев в душе навеки

Её прекрасные черты – поля, луга, моря и реки.

Но если…

Впрочем, в наш жестокий век понятно всем

Что это «если» значит?

О, человек!

Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет,

Ни росных трав, ни голубых озер…

Цени её доверие, Природы!

Не обмани его!

И в темный лес входи, как в храм, под мраморные своды!

    Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.

    Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачки.

Люби цветы, леса, простор полей –

Всё, что зовётся Родиной твоей!

Награждение победителей конкурса ЭМБЛЕМ.

Объявление результатов и награждение команд дипломами.

    Наше мероприятие подошло к концу. Надеюсь, что мы сегодня смогли убедить вас, в том, что природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой мир удивительно велик и разнообразен, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе, таких как «Лесная газета» В.Бианки, «Птицы на проводах» В.Пескова, книги К. Паустовского, М.Пришвина и многие другие.

В конце показ небольшого фильма о природе. (10-15 мин) и раздача буклетов.

Список использованной литературы:

Бакулина Г.В. Это земля – твоя и моя. Экологическая игра. Читаем, учимся, играем.2003.№ 11.

Буканова М.С. Живая планета: Сценарий мероприятия, посвященного проблемам охраны окружающей среды. – 2004. — № 8.

Гудимов В. Школьный праздник, посвященный Дню Земли. Воспитание школьников. 2001. № 1.

Данилова М.З. Занимательная экология. Воспитание школьника. 2005. № 5

Желтова Е.Е., Моисеева С.В.«Земля – планета будущего» Школьный праздник. Биология в школе. 2003. № 5

Экологические сценарии. Педсовет. 2000. № 6; 2001. № 6; 2003. № 6; 2004. № 11.

Видеоматериал используемый в программе: фильмы предоставленные государственной телевизионной и радиовещательной компанией «Югория» г. Ханты-Мансийск. Фильмы с международной акции «Спасти и сохранить».

218-563-937 Седов Роман Геннадьевич – педагог-организатор, руководитель студии театральных экстравагантных постановок «STEP », победитель городского конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2010» в номинации «Сердце отдаю детям» город Нижневартовск

Людмила Степикина
Сценарий детской игровой программы на экологическую тему «Веселые туристы»

Здравствуйте, ребята! Сегодня наша программа посвящена экологическим проблемам . А что же такое экологические проблемы и что такое экология ?

(Дети отвечают.)

- Экология - это наука . Ученые-экологи изучают , как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека. Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. А пока для вас загадки.

Если дымно и туманно

Так, что вам не видно ног,

Это значит - воздух грязный.

Тот туман зовется. (Смог.)

Не собирайте здесь грибы

И не сушите вы гербарии.

Завод когда-то здесь стоял,

На нем случилась вдруг. (Авария.)

Вокруг пенье, стук и грохот -

Не идет ничто на ум.

Знайте, что для человека

Очень вреден этот. (Шум.)

Если что-то нам не жалко,

То несем скорей на свалку.

Загрязняют землю, воды

Бытовые все. (Отходы.)

Представьте себе, ребята, что туристы оставили мусор после себя в лесу. Вот вам и первая проблема - засорение окружающей среды. Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Кто расскажет, как нужно вести себя в лесу?

(Ребята отвечают на вопрос.)

А теперь давайте после туристов уберем мусор . Разделимся на 2 команды. Кто быстрее, та и побеждает.

(Конкурсная игра «Убрать мусор» ).

Скажите, ребята, является ли экологической проблемой сокращение биологического разнообразия на планете?

(Дети отвечают на вопрос.)

Правильно, это следующая экологическая проблема . Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат? Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность - за 10 минут он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене. Это животное стало редким. Каких еще редких и исчезающих животных вы знаете?

(Дети отвечают на вопрос.)

Айсберги тают, скажите, это является проблемой и угрозой для жизни всего живого?

(Дети отвечают на вопрос.)

Вот и следующая проблема - «парниковый эффект» . Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и к таянию ледников, а значит, к повышению уровня воды во всем мире. В ледниках вода находится как бы «в запасе» , ведь в них только пресная вода.

(Конкурс «Запаси воду» .)

Заключается в переносе ложкой воды из полной емкости, стоящей на расстоянии, в пустой стакан, установленный на старте. Участники команд бегают по очереди до тех пор, пока первая емкость не опустеет. Побеждает команда, уровень воды, в стакане которой оказался выше.

Вы замечали, что после дождя падают шишки с деревьев. Почему же шишки падали после дождя?

(Дети предлагают свои варианты.)

Вот и еще одна экологическая проблема - кислотные осадки. Все вы видели летом после дождя на лужах желтую пленку, после таких дождей обычно желтеют огурцы на грядках. Откуда появляются кислотные дожди?

(Ребята отвечают.)

Кислотные дожди бывают после выбросов или аварий на заводах. Например, после выбросов Саяногорского алюминиевого завода в округе погибают растения и животные.

Все эти проблемы возникают под влиянием человека. Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно.

Любите, ребята природу, берегите ее и не забывайте, что мы с вами тоже часть природы, часть всего живого на Земле.

Публикации по теме:

В нашем детском саду стало традицией, каждую осень, в начале сентября, проводить неделю здоровья, которая заканчивается туристическим походом.

«В гостях у старой, старой сказки…» Сценарий детской игровой программы. «В гостях у старой, старой сказки…» Сценарий детской игровой программы. Танец «В гостях у сказки». (В исполнении школьного хореографического.

Сценарий игровой программы «Радуга» Игровая программа «РАДУГА» Ведущий: Сегодня у нас на флоте игровая программа «Радуга» Выберите участников, от каждого флота по 7 человек.

Сценарий детской конкурсно-игровой программы к Дню защиты детей Сценарий детской игровой программы ко Дню защиты детей «Здрасьте, дети!» Вед. : Здрасьте, здрасьте, здрасьте, дети! Здравствуйте все те,.

Сценарий игровой программы «На сказочной опушке» Цель мероприятия: способствовать активизации поисково-мыслительной деятельности детей. Задачи: Формировать здоровый соревновательный.

Сценарий игровой программы «Звёздный фейерверк» Цель: раскрыть творческие способности ребят. Способствовать развитию чувства сопереживания, умению ориентироваться в любой ситуации. Оборудование:.

Сценарий познавательно-игровой программы «Защитники природы!»

Подготовила: Яковлева Н.М., педагог дополнительного образования
Описание материала: Предлагаю вам сценарий познавательно-игровой программмы"Защитники природы"для детей 10-17 лет. Данный материал будет полезен классным руководителям, педагогам дополнительного образования. Это сценарий программы, направленной на расширение и углубление знаний детей о природе, её законах, он учит бережному отношению к природе, ответственности за свои поступки в мире природы.
Сценарий познавательно-игровой программы «Защитники природы!»
Цель: развивать представления учащихся о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях в природе, природоохранной деятельности.
Задачи:
- расширить и углубить знания детей о живой природе.
- учить детей заботиться о животных и окружающем нас мире в целом;
-развивать интерес к живой природе и любознательность;
- формировать умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред, или безобидно, или полезно);
-воспитывать уважительное, внимательное отношение к природе.
Реквизиты: набор цветных кружков (красный, жёлтый, зелёный) для каждого ученика, презентации, контуры детских рук, ящик, в нём рогатка, ручки, бумага, магнитная доска, Красная книга России, медали.
Возрастная аудитория: дети среднего и старшего школьного возраста.
Предварительная подготовка: беседы о редких исчезающих животных.
Ход мероприятия.
Зал украшен картинками с изображением животных. Входит ведущий.
Звучит песня «Собака бывает кусачей».

Ведущий: Здравствуйте ребята! Наше мероприятие называется «Мы природой дорожим!» Посмотрите вокруг, посмотрите на картинки вокруг нас, посмотрите на эти слова: «Чтобы дорожить природой, любить её и сохранить – её нужно знать!
Знать самые элементарные правила «общения» с природой!» Как вы думаете о чём сейчас пойдёт речь?

Ведущий: Ребята, а как вы думаете для чего мы сегодня здесь собрались?
Выслушиваются ответы учащихся, ведущий, если нужно, дополняет их.
Ведущий: Человек сам решает, каким ему быть: чёрствым или чутким, жестоким или добрым, ленивым или трудолюбивым. В конце концов, мы сами выбираем свой жизненный путь, свою жизненную позицию. Мир стоит перед реальной угрозой экологической катастрофы. Судьба Земли и в ваших руках.
Если вам не безразлично будущее нашей планеты, если вы хотите жить долго, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, спать спокойно, не боясь ядерной катастрофы и многого того, что сегодня реально угрожает нашему существованию, вы должны стать на позицию созидания и нести добро миру.
Ты береги нас!

И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!
Природа отдаёт человеку свои несметные богатства, но и взамен требует бережного отношения. К сожалению, не все помнят об этом.
Наша программа «Защитники природы!» посвящена экологическим проблемам.
Мы сегодня попытаемся, где в шутку, где всерьёз затронуть эти проблемы, постараемся научиться правильно вести себя в природе.
Итак, ребята, первый наш конкурс называется «Эрудит». Посмотрите на экран. (Всё мероприятие иллюстрируется презентаццией).
Слайд №»2 слайд из презентации «Мы природой дорожим».

Ребята, задание такое: объясните с позиции экологии следующие пословицы:


«Без хозяина – дом сирота»
Проводится конкурс «Эрудит»
Ведущий: Следующий наш конкурс называется конкурс «Вода – не вода». Это игра на внимательность.
Называется слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – вы должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – вы поднимаете руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – вы хлопаете в ладоши: цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай, таз.
Ведущий: Хорошо, ребята, молодцы, и теперь следующий конкурс «Знатоки природы»!
Задание: чтобы любить природу, нужно знать её. Отгадайте загадки.
Загадки:
Стоит Алена – платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)
Слайд №3
Кругом вода, а с питьём беда (Море)
Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)
Слайд №4
Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град)
Слайд №5
Лежала между ёлками подушечка с иголками. (Ёж)
Зверь такой на свете есть: он не мытого не ест, всё в реке ополоснёт, а зовётся он … (енот)
Слайд №6
Кто над нами вверх ногами? (Муха)
Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Слайд №7
К каждой отгадке демонстрируется слайд из презентации «Мы природой дорожим».
Ведущий: А теперь конкурс «Прочитай пословицу по первым буквам картинок». Ребята, вот вам лист бумаги и карандаш. По первым буквам картинок вы должны прочитать пословицу. Внимание на экран. Начинаем.
Проводится конкурс «Прочитай пословицу по первым буквам»
Слайды 8,9,10,11 слайд из презентации «Мы природой дорожим».

Ведущий: Прекрасно, ребята! А теперь викторина! Я буду читать вам текст, а вы должны догадаться о каком животном (птице) идёт речь. Кто знает ответ, поднимает руку. Готовы?
После каждого ответа, ведущий даёт краткую справку о животном и демонстрирует картинку с изображением этого животного из презентации «Животные».
Ведущий: 1-й вопрос. Эта птица бывает 18 видов, в том числе: домовый, черногрудый, полевой, пустынный и даже рыжий. О нем писали Горький и Есенин, Пришвин и Бианки, Барто и Саша Черный. Кто этот пернатый житель городов и сел? (Воробей.)
Выслушиваются ответы детей.
Слайд №1, 2 из презентации «Животные».
Ведущий: Воробьи широко распространены во всем мире. Длина их тела 12-15 см. У самцов многих видов на горле черное пятно. Почти все стайные, а в период гнездования - колониальные птицы. Некоторые представители рода повреждают посевы. Пустынный воробей охраняется.
Слайд №3,4 из презентации «Животные".

2-й вопрос. Она тезка некоторых девочек. Ее часто путают с другой птицей семейства, к которому она принадлежит. Нельзя сказать, что внешность ее прекрасна. По этому поводу у нее комплексов нет. Ее можно встретить и в городе, и в лесу, и на огородах. И везде она ведет себя очень уверенно. (Галка.)
Выслушиваются ответы детей.
Слайд №5, 6 из презентации «Животные».

Ведущий: Конечно же, это галка. По величине она заметно меньше грача и вороны; длина ее тела около - 30 см, а масса - 130-225 г. Оперение черное, на голове, хвосте и крыльях - с пурпурно-синим металлическим блеском. Шея сверху и с боков серая.
Птенцов выкармливает дождевыми червями, пауками, жуками, прямокрылыми, мухами, гусеницами бабочек. Уничтожением насекомых-вредителей галка приносит несомненную пользу сельскому хозяйству.
3-й вопрос. Предмет из черного ящика. Здесь лежит то, чего всегда боятся птицы, но любят мастерить некоторые мальчики. Этот предмет служит им развлечением, а птицам доставляет немало огорчений.
Выслушиваются ответы детей.
Ведущий: Ребята, а почему рогатка доставляет немало огорчений птицам? Можно ли использовать её против птиц?
Слайд 7, из презентации «Животные».
Выслушиваются ответы детей.

Ведущий: 4-й вопрос. Это животное было одомашнено в Азии примерно 5-6 тыс. лет назад. В эпоху Великих географических открытий они были завезены в Северную Америку и Новую Зеландию, где одичавшие животные получили название мустангов. (Лошади.
Выслушиваются ответы детей.
Слайд №8,9, 10 из презентации «Животные».

Ведущий: Лошади - род непарнокопытных млекопитающих семейства лошадиных, он включает несколько диких видов, в том числе: кулан, лошадь Пржевальского, дикий осел, степной тарпан, несколько видов зебр. Кроме того, к лошадиным относятся свыше 200 пород домашних лошадей. Хотя некоторые исследователи считают зебр и ослов самостоятельными родами. Длина тела лошадей - до 2,8 м, высота - до 1,6 м. Волосы плотно прилегают к телу. На шее развита грива, хвост, с длинными волосами. Лошади распространены в Азии и Африке. Внимание, ребята! В Европе дикие лошади истреблены.
5-й вопрос. Что общего между улыбкой человека и хвостом собаки? (Выражают эмоции)_.
Выслушиваются ответы детей.

Слайд №11, 12 из презентации «Животные».

Ведущий : Собаки не умеют смеяться и говорить. Зато у них есть хвост! Им-то они и выражают свои эмоции. Твой четвероногий друг увидел знакомого спаниеля и завилял хвостом. Так он говорит: «Привет, я рад тебя видеть». У собак так принято здороваться со своими знакомыми и членами своей стаи. Вы для вашего питомца - тоже член его стаи, поэтому он так виляет хвостом, когда вы приходите домой. Так он выражает свое удовольствие и радость, которые человек может выразить с помощью слов и улыбки.
6-й вопрос. Только что мы говорили об улыбке человека и хвосте собаки, которая не улыбается, но свои положительные эмоции выражает вилянием хвоста. А вот крокодилы и аллигаторы вряд ли испытывают радостные эмоции от встречи с человеком, но одни из них способны улыбаться. Наш вопрос звучит так: можно ли по улыбке различить, кто перед нами - крокодил или аллигатор? И, вообще, как их различить, хотя при встрече вряд ли это будет главным. (У крокодила видны все зубы, даже если пасть закрыта.)
Выслушиваются ответы детей.
Слайд №13,14 из презентации «Животные».

Ведущий: В Австралии есть река, которая называется Аллигатор. В ней полным-полно зубастых, зеленых и хвостатых. По названию реки они и получили свое имя - аллигаторы. Поэтому родиной аллигаторов является Австралия, а настоящие аллигаторы - коренные австралийцы. Главное отличие между крокодилом и аллигатором - в улыбке. Если у зеленого друга пасть закрыта, но вы прекрасно видите все его зубы, знайте - это крокодил. А вот аллигатор показывает зубы только тогда, когда широко раскрывает пасть. Если вы повстречаетесь с зубастиком в соленой воде - не сомневайтесь и зовите его «крокодил». Аллигаторы живут только в пресной воде.
7-й вопрос. Если понаблюдать за муравьями, то можно увидеть: один муравей бежит спокойно, а другой двигается странно, как будто каждую минуту приседает. Объясните, почему второй муравей так движется? (Он помечает свой след.)
Выслушиваются ответы детей.
Слайд №15, 16 из презентации «Животные».

Ведущий: У муравьев на брюшке имеются специальные железки, выделяющие пахучее вещество. Прижимая брюшко к земле, муравей метит дорожку этой пахучей жидкостью. Значит, что-то нашел и скоро прибежит обратно с подкреплением - видимо, одному добычу не унести. А чтобы найти дорогу к находке, муравей и оставляет пахучий след.
8-й вопрос. Вы никогда не задумывались над тем, почему пчелы набрасываются чуть ли не всей семьей, если человек приближается к улью? Ведь многие из них даже не видели его приближения и, тем не менее, моментально появляются в нужном месте. Как они узнают об опасности? (По запаху, который выделяет жалящая врага пчела.)
Выслушиваются ответы детей.
Слайд №17, 18 из презентации «Животные».

Ведущий: Оказывается, когда пчела жалит, вместе с ядом она выделяет вещество, которое своим запахом сигналит: «Опасность, враг!» Получив такое сообщение на языке запахов, остальные пчелы немедленно бросаются в атаку. Жало пчелы зазубрено, поэтому остается в коже врага. Вместе с жалом отрываются и весь жалящий аппарат, и железа, выделяющая пахучее вещество. Пчела погибает, но враг уже помечен ее запахом, ему никуда не деться. И если он побежит, пчелы устремятся за ним.
9-й вопрос. Редко чье пение можно услышать зимой. А эта птица любит зиму. И даже любит зимнее плавание. Кто она? (Оляпка, или водяной воробей.)
Выслушиваются ответы детей.
Слайд №19, 20 из презентации «Животные».

Ведущий: Оляпка - род птиц отряда воробьиных; включает 4-5 видов, в том числе обыкновенную и бурую.
Длина 14-20 см. Характерные особенности: короткие закругленные крылья, довольно длинный хвост, сильные ноги. Клюв прямой, средней величины, ноздри прикрыты кожистой перепонкой. Ушные отверстия имеют кожистый клапан. Оперение густое, плотно прилегающее к телу. Пение мелодичное, громкое, его можно слышать в солнечные дни и зимой.
Обитает по берегам горных, реже родниковых равнинных ручьев и рек в Евразии, Африке и на западе Америки; может плавать, нырять и бегать по дну водоема в поисках пищи: мелких водных насекомых и беспозвоночных.
10-й вопрос. Она носит очень высокое звание - адмирал. Дали это звание не зря, а за красные полосы на крыльях. Они похожи на адмиральские лампасы и на ленты, которые когда-то в старину носили через плечо адмиралы. Кто она? (Бабочка-адмирал.)
Выслушиваются ответы детей.
Слайд №21, 22 из презентации «Животные».

Ведущий: Крылья бабочек покрыты мельчайшими разноцветными чешуйками. Они образуют яркий и сложный рисунок.
Ребята, много интересного вы сейчас узнали о мире животных? Оказывается, не так-то он прост! Все в нём устроено очень-очень мудро! И мы с вами должны уважать, беречь и охранять этот мир, чтобы сохранить его красоту и необыкновенность!
Ребята, а что это сейчас у меня в руках? Для чего она нужна?
Ведущий держит в руках Красную книгу России. Выслушиваются ответы детей.
Ведущий: Ребята, я думаю, что все знают, нужно беречь животных. Как вы думаете, почему животные, которых мы назвали, стали исчезающими видами?
Выслушиваются ответы детей, если нужно дополняются.
Ведущий:
Наш последний конкурс называется «Оцени поступок человека».
Я буду зачитывать описание поступка человека в природе и демонстрируется соответствующий рисунок. Перед вами кружки трёх цветов: красные, желтые, зелёные. Вы должны оценить этот поступок, подняв соответствующий сигнальный кружок:


зелёный – действие разрешено. Готовы? Начинаем.
1. В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты.
2. Мы нашли гнездо птицы, но не стали его трогать.
3. Из леса домой мы принесли кусочки мха, чтобы устроить зелёный уголок.
4. Мы нашли большой боровик и стали разрывать мох вокруг него, чтобы найти мелкие грибочки.
5. Мы нашли в лесу непотушенный костёр и затушили его.
6. В школьных кабинетах, коридорах ученики выращивают комнатные растения.
7. Каждую зиму учащиеся проводят операцию «Птичья столовая».
8. Каждую весну на пришкольном участке высаживается большое количество цветов.
Ведущий: Сегодня природа нуждается в защите и заботе, я раздам вам контуры детских рук и предлагаю написать на них, что бы вы сделали по защите окружающей среды. А потом, ребята, вы прочтёте то, что они написали на контуре и расположим их на доске по кругу, в виде цветочка.
Дети выполняют задание.
Ведущий: Ребята, посмотрите, своими руками вы вырастили такой прекрасный цветок. Пусть цветы вечно цветут на нашей земле и радуют нас.
Ведущий: Вот и подошла к концу наша программа. Понравилась ли она вам? А что больше всего запомнилось?
Выслушиваются ответы детей.
Ведущий: А сейчас мне хочется вручить всем вам «Медали защитников природы», так как я очень надеюсь, что, после сегодняшнего мероприятия, вы будете прилагать все силы, чтобы помогать животным, природе.
Звучит песня «Не поётся птицам без небес».
Детям вручаются медали.

Ведущий: Нас в любое время года
Учит мудрая Природа.
Птицы учат пению.
Паучок - терпению,
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.
У Природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Учат крепкой дружбе.

Давайте будем беречь ПЛАНЕТУ.
Другой такой на свете нету!
Подводя итог нашей программе, хочется сказать, что вы все молодцы и знаете много о животных, о природе. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Относитесь к природе бережно и с любовью! До свидания, ребята!

Приложение.
Условия конкурса «Эрудит»

Нужно объяснить с позиции экологии следующие пословицы:
«Бережливость – лучшее богатство»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Без хозяина – дом сирота»
Условия конкурса «Вода – не вода»
Игра на внимательность.
Называется слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – дети должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – дети поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – дети хлопают в ладоши: цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай, таз.
Условия конкурса «Прочитай пословицу по первым буквам картинок».
Дети должны по первым буквам картинок составить пословицы.
За комаром не ходи с топором.
Пуганый заяц и пенька боится.
Условия конкурса «Оцени поступок человека».
Зачитываются описания поступков человека в природе и демонстрируется соответствующий рисунок. Дети должны оценить этот поступок, подняв соответствующий сигнальный кружок:
красный – действие запрещено, наносится вред окружающей среде;
жёлтый – предупреждение об осторожности, чтобы меньше нанести вреда природе;
зелёный – действие разрешено.
Условия игры «Назови животное».
Дети по очереди называют исчезающих, по их мнению, животных. Если ответ верен, животное демонстрируется на страницах Красной книги.

МБУ ДО ДДТ г. Гуково.

Городская игровая программа для младших школьников. Сценарий экологической игры «Дом под крышей голубой»

Все команды построились на площади.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «Раненая птица»

ВЫХОДИТ ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие друзья! Общероссийское экологическое общественное движение «Зеленая Россия» объявило о старте Всероссийского субботника «Страна моей мечты» . Ведь страна – это наш общий дом, и только от нас с вами зависит, будет ли в нашем доме чисто, светло и уютно! Сегодня, 16 сентября в субботнике принимает участие вся наша страна. Это событие стало настоящим праздником. В разных городах проходят субботники, экоуроки, мастер- классы и экологические игры.
И поэтому, сегодня мы с вами собрались здесь, на площади Победы у Дома детского творчества для участия в городской экологический игре — квесте «Дом под небом голубым!».

Правила нашей игры:

1. В игре участвуют 12 команд.

Каждой команде предстоит побывать на 6 игровых станциях. На каждой игровой станции вас, ребята, встретят педагоги Дома детского творчества.

Успех на каждой станции будет разный – некоторые команды получат зеленые жетоны, некоторые — синие или светло- зеленые жетоны, После прохождения всех этапов игры – капитаны команд предоставляют свои жетоны главному судье игры – методисту Зайцевой Наталье Викторовне. Каких жетонов окажется у команды больше – то место и займет она в нашей игре. Зеленых больше – 1 место, синих – второе, светло- зеленых – третье.

Каждая команда будет передвигаться по станциям – по своему маршрутному пути.
Приглашаются капитаны для получения маршрутных листов.

ВСЕМ УДАЧНОЙ ИГРЫ!

1 СТАНЦИЯ «ЭСТАФЕТА С КОЛЬЦАМИ»

Оборудование: линия старта, 2 игровых поля (нарисованный квадрат на асфальте – 3 м х3м, с ячейками 30см х30 см, в ячейках буквы) на расстоянии 7 метров от старта. Каждому игроку выдается одно пластмассовое или фанерное кольцо.

Ведущий: Ребята, перед вами игровое поле, задача каждого игрока добежать до игрового поля найти одно название зверя, птицы или рыбы, положить кольцо на первую букву этого слова и вернуться назад, передав ход следующему игроку. Выигрывает та команда, которая нашла на игровом поле 6 слов (слов больше)- названий животных и пришла на финиш первой. Победитель получает золотой жетон, 2 команда серебряный жетон. Если команда, нашла на игровом поле меньше 6 слов – бронзовый жетон.

К М Е Д В Е Д Ь Д А
А О В М А П 3 А Я Ц
Б А Р А Н Ш О К Т Ы
А Г К О 3 Ё Л О С Ь
А X К Р О Т В О Л К
В О Р О Б Е Й С О М

2 СТАНЦИЯ «ЛЕС»

Оборудование: большие кубики- 5х5, на них таблички с профессиями,2 столика, карточки с предметами. Время на выполнение задания 2 минуты.

Ведущий: ЛЕС – наше богатство! ЛЕС – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух. ЛЕС – это дом для зверей и птиц. ЛЕС – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды.

Карточки с профессиями — музыкант, врач, столяр, химик, кораблестроитель.

1. Краска.
2. Пихтовое масло
3. Книги.
4. Камфара.
5. Атласы и карты.
6. Газета.
7. Ароматизаторы.
8. Пробки.
9. Клей.
10. Украшения.
11. Глюкоза
12. Уголь древесный.
13. Пианино.
14. Пластмасса
15. Строительные материалы.
16. Карандаши.

Ведущий раздает жетоны: если задание выполнено правильно — золотой жетон, серебряный – если остались карточки или сделаны ошибки.(не более 2),бронзовые более 2.

3 СТАНЦИЯ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗООПАРК»

Оборудование: аккордеон, маски или головные уборы животных (например: лиса, кошка, утка, зебра, лев, корова и т.д.)

ВЕДУЩИЙ: (Принимает участие одна команда) Ребята, представьте, что в зоопарке состоится концерт. Подберите «артистов» для исполнения знакомой песни так, как это могли бы сделать ансамбль в составе … (это ваш выбор). Переоденетесь в животных и пойте знакомую песню голосами этих животных.

Команда получает золотой жетон – если получился очень хороший номер, если не очень дружно- серебреный жетон, совсем слабое исполнение- бронзовый жетон.

4 СТАНЦИЯ «ПО ГРИБЫ»

Оборудование: Большие пластмассовые бочонки, кегли, карточки грибов

ВЕДУЩИЙ (2 команды): Представьте себе, что вы пошли по грибы в лес, гуляете по лесу и видите, что в лесу очень много мусора, конечно вы, как истинные экологи, соберете мусор – закопаете его в ямы, но большие емкости, которые вы нашли в лесу заберете собой. Ваша задача – оправится по грибы, перекатывая бочонок между деревьями (кегли), собрать все грибы полезные грибы, и не собрать один опасный гриб, под деревьями и кустами и благополучно вернуться домой.

Эстафета двух команд. Победитель – получает золотой жетон, команда пришедшая второй – серебренный, а те кто сбил кегли — бронзовый.

5 СТАНЦИЯ «ЧИСТОТА- КРАСОТА»

Оборудование: кубики с надписями отходов, 8 контейнеров разного цвета.

ВЕДУЩИЙ (2 команды): Во многих цивилизованных странах – существует раздельный способ сбора мусора. На улицах стоят мусорные контейнеры разных цветов. В них складывают соответствующий мусор. Вы тоже сегодня попробуйте это сделать. Задание: Перед вами 4 контейнера разного цвета.

1. Белый (значок «Книга») – бумага, газеты, журналы, картон.
2. Желтый (значок «Банка) – банки, бутылки, пластик, металл.
З.3еленый (значок «Сосиска»)– пищевые отходы.
4. Черный – (значок «Череп и молния») опасные отходы. (батарейки, лампочки, сломанные телефоны.)

На кубиках написаны названия отходов. Кубики разложены по площадке.

По команде – каждая команда складывает мусор по контейнерам. Время выполнения задания 1 минута.

БУМАГА
ГАЗЕТА
ЖУРНАЛ
КАРТОННАЯ КОРОБКА ИЗ ПОД ОБУВИ
БАНКА
БУТЫЛКА ИЗ ПОД ЛИМОНАДА
ПЛАСТИКОВАЯ БУТЫЛКА
СЛОМАННАЯ ДЕТСКАЯ МАШИНКА
БАТАРЕЙКА ИЗ ФОНАРИКА
ЛАМПОЧКА
СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН
БАНАНОВАЯ КОЖУРА
ФАНТИКИ
ОГУРЦЫ
КОЖУРА АПЕЛЬСИНА
ПАКЕТ ИЗ ПОД МОЛОКА
СУХОЙ ХЛЕБ
ЗАСОХШИЕ ПИРОЖКИ
БАТАРЕЙКА ОТ ЧАСОВ
КУСОК ПИРОЖНОГО
СТАРЫЙ БУТЕРБРОД
ОГРЫЗОК ЯБЛОКА

Победитель — кто больше и без ошибок соберет и разложит мусор по контейнерам. Серебряный жетон – до 5 ошибок, более 5 ошибок – бронзовой жетон

6 СТАНЦИЯ «ПИРАМИДА»

Оборудование: цветные (желтые и зеленые) цилиндры и квадратные дощечки, с наклеенными картинками животных.

ВЕДУЩИЙ (2 команды): Все животные разговаривают по — своему. Корова – мычит, мышка пищит и т.д.

На расстоянии 5 метров разложены цилиндры и фанерки.

Задача — как только ведущий скажет – кто так говорит: например – кто из животных «воет», 1 член каждой команды бежит, находит предмет (цилиндр или дощечку) с соответствующим животным и приносит предмет с картинкой к старту, второй слушает какое слово скажет ведущий повторяет тоже самое. Всего 12 животных нужно угадать команде, т.е. каждому ребенку придется сбегать 2 раза. Затем команда строит башню из принесенных предметов. Победитель – первым построил пирамиду и без ошибок правильно определили всех животных и быстрее всех построили пирамиду. Если допустили более 5 ошибок – бронзовый жетон.

Порядок вопросов:

1. Голубь – воркует
2. Змея — шипит
3. Гусь – гогочет
4. Овца – блеет
5. Коза – мекает
6. Лев – рычит
7. Рыба- булькает
8. Лошадь – ржет
9. Белка — цокает
10. Курица — кудахчет
11. Пчела – жужжит
12. Сова — ухает

7 СТАНЦИЯ «ЛАБИРИНТ»

Оборудование: нарисованный мелом на асфальте лабиринт в виде цветка, 5 квадратов разного цвета.

ВЕДУЩИЙ (одна команда): Задача команды – пройти лабиринт всей командой, не наступив на черту — найти 5 квадратов разного цвета за 30 секунд, затем принести квадраты ведущему. На каждый цвет квадрата придумать 2 овоща или фрукта – которые будут соответствовать цвету квадратов.

Желтый – лимон, банан, перец, алыча, картофель
Красный- помидор, перец, вишня, черешня
Зеленый – капуста, огурец, зелень петрушки, укропа, сельдерея, киви, авокадо, айва, горох
Оранжевый – морковь, облепиха, перец, тыква, апельсин, мандарин
Фиолетовый – баклажан, свекла, слива, алыча, перец,базилик.

Если уложились по времени и назвали овощи и фрукты – золотой жетон, не уложились, но назвали – серебряный, не уложились и не назвали – бронзовый жетон

СТАНЦИЯ ДОБРЫХ ПОМЫСЛОВ «СПАСЕМ ПЛАНЕТУ!»

Оборудование: ватман A 2 , фломастеры, мольберты (4)

Создание плакатов по охране природы:

1. «Берегите лес!»
2. «Берегите воду!»
3. «Соблюдайте чистоту!»
4. «Земля наш дом»
5. «Сохраним воздух!»
6. «Сохраним мир вокруг себя!»
7. «Не опоздай спасти планету!»

Ведущий: Ребята, просим вас построится на своих местах и показать всем экологические плакаты, которые у вас получились! Все большие молодцы! Фото на память!

Ведущий: Уважаемые игроки, начинаем награждение.

Награждение грамотами

Наша игра подошла к концу. Расскажите всем, друзьям, родителям, одноклассникам, что вы стали участниками Всероссийской акции «Зеленая Россия», которая сегодня проводилась по всей стране. Ведь наша страна – наш общий дом под крышей голубой- и только от нас зависит каким он будет! Любите и берегите нашу планету!

Игровые станции:

1. «Эстафета с кольцами» — педагог Ревина М.Ю.
2. «Станция добрых помыслов» — педагог Семенова М.А.
3. «По грибы» — педагог Югова М.В.
4. «Красота — чистота» — педагог Пинкина Л.Б.
5. «Пирамида» — педагог Боброва М.А.
6. «Лабиринт» — педагог Кузнецова Н.А.

Игровая программа для детей 6-8 лет «Посвящение в ЭКОШи»

Митрахович Анжела Львовна, учитель начальных классов
Описание: Экология – вечная тема, которая не утратит своей актуальности и через … лет. Данный сценарий пригодится учителям начальных классов, внешкольным работникам, которые занимаются экологическим образованием и воспитанием школьников. Возрастная категория детей – 6-8 лет.
Цель: формирование экологически грамотного отношения младших школьников к природе через игру.
Задачи:
-формировать навыки бережного отношения к окружающей среде;
-учить правилам поведения в природе;
-развивать устойчивый интерес к познанию природы.
Оборудование: плакаты «Береги природу», рисунки с графическим обозначением правил поведения в лесу, карточки, костюмы Лесовичка, муравьёв, бабочки.
Предварительная работа: распределение ролей среди учащихся 5 класса, оформление выставки рисунков «Растительный мир родного края», оформление выставки работ из пластилина «Животные дикие и домашние», знакомство первоклассников с правилами поведения в лесу.
Время проведения – 35 минут.

Вступление. В нашей школе на базе начального класса создан и несколько лет действует отряд «ЭКОШа» - эколого-краеведческий отряд школьников. Составлен паспорт отряда (Устав, план работы). Когда ребята переходят на вторую ступень обучения, они не утрачивают связь с новыми членами отряда. Чтобы первоклассники прочувствовали, что они получили новый статус – статус члена отряда – для них и провели совместно с пятиклассниками игровую программу «Посвящение в ЭКОШи».

Содержание.

Я надеюсь, у всех сегодня замечательное настроение, потому что все мы окажемся на празднике «Посвящение в ЭКОШи».
-Что такое «экология»? (от др.-греч. "эйкос" - обиталище, жилище, дом, имущество и "логос" - понятие, учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.)
-Кто такой эколог? (Экологи - это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Они выясняют причины природных катаклизмов и разрабатывают пути наименьшего воздействия людей на природу.)
-А где можно получить такую профессию? (в институтах, в академиях).
А вот экологические знания мы получаем всю жизнь. Вот и сегодня вы узнаете много интересного об окружающем нас мире. Правда, это будет только маленькая капелька из огромного океана экологии.

Входит Лесовичок.


Лесовичок. Здравствуйте, ребята! Я – Лесовичок. Сегодня в честь вашего посвящения в юные экологи меня пригласила к вам Анжела Львовна.
Учитель: Здравствуй, Лесовичок. Рады тебя видеть. Посмотри на нашу выставку, которую ребята оформили.

Лесовичок. Молодцы, дети. Уже не зря я к вам пришёл. Я принес с собой интересные задания, в которых вы сможете проявить смекалку и знания. Для начала – разминка для ума. Я проведу с вами игру «Кто здесь лишний?» Будьте внимательны, вам нужно назвать лишний предмет:

Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку. (Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы всегда знают где мышь, чуют ее через сугроб)
- В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.
(Лось - не хищник. Он, как и все копытные, травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки и прошлогоднюю траву)
- Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и свежими листочками (Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу, к сожалению, нет, так что некоторым животным приходится трудно)
Молодцы, ребята.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они –
На планете мы останемся одни!
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Прекрасна, прекрасна родная Земля,
Прекраснее не найти никогда.
Зеленые дали, леса и поля,
И синяя в речке вода.

Учитель: Посмотрите, сюда кто-то спешит.

Появляются плачущие муравьишки.

Лесовичок. Что случилось, муравьишки?


1-й муравей. Нас обидел злой мальчишка.
2-й муравей. Он нам лапки отдавил.
3-й муравей. Муравейник разорил.
Появляется плачущая бабочка.


Лесовичок: Бабочка-красавица,
Что в лесу случилось?
Скажи, какое горе
С тобою приключилось?

Бабочка:
Мальчик злой меня поймал,
Крылышко он мне сломал.
Не могу теперь летать.
Как же мне не горевать?

Учитель. Как зовут злого мальчика, который вас обидел?

Муравьи.
Ваня!
Учитель. А где же его найти?
1-й муравей. Вот он сидит.


Учитель.
Подойди сюда, Иван,
Серьезный будет разговор.
Много бед ты натворил:
Муравейник разорил,
Поломал в лесу кусты,
На поляне рвал цветы,
Бабочке крыло сломал.
А ведь ты уже не мал!
Мы не пустим тебя в лес,
Уходи из этих мест!

Муравьи, бабочка (вместе)
. Уходи из нашего леса!
Ваня. Не гоните меня! Я не знаю, как правильно вести себя в лесу.

Учитель. Ребята! Давайте научим Ивана правилам поведения в лесу.
Игра «Покажем и расскажем».
Дети выстраиваются полукругом. В руках у них рисунки с графическим обозначением правил поведения в лесу. Ребята по очереди называют эти правила и объясняют их.

Лесовичок. Молодцы, первоклашки. Вы уже имеете экологические знания. Друзья мои, давайте ещё раз повторим правила поведения в лесу (вместе с «муравьями» и «бабочкой» показывает картинки со следующими изображениями: животные, ландыши, мухоморы, деревья, муравейники, гнёзда птиц, костёр, магнитофон и поясняют, предварительно выслушав первоклассников):
1. Забирать животных из леса - опасно для их жизни. Это их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.
2. Охраняйте цветы! Ландыши занесены в Красную книгу. Это лекарственное растение.
3. Не топчите грибы мухоморы, они полезные: ими лечатся разные животные.
4. Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево - живое и может погибнуть.
7. Кора дерева - это как кожа у человека. Без коры дерево погибнет. Ее нельзя повреждать.
8. Охраняйте муравейники! Это муравьиный домик. Муравьи - санитары леса.
9. Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птица-мать может бросить это гнездо.
10. Костер в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.
11. Громкая музыка, шум, крик могут распугать птиц, зверей, и они бросят свои гнезда и норы.

Ваня :
Дорогая бабочка,
Тебя я пожалею
И крылышко твое
Дыханием согрею.
А вам, муравьишки-трудяги,
Я домик опять соберу,
А мусор и соринки
Домой заберу. (Собирает мусор и сорванные цветы.)
Вы простите, простите меня,
Я не буду природу губить!
И только в лес, как в гости,
Буду к зверятам ходить.

Учитель:
Молодец, Ваня, что ты решил исправиться. И мы приглашаем тебя поиграть с нами в игру «Найди своего брата или сестру»
(Играющие изображают новорожденных слепых детенышей. Учитель косынкой завязывает каждому глаза и шепотом говорит, роль какого детеныша он будет исполнять и какие звуки издавать. Но у каждого детеныша есть брат или сестра, и «говорят» они, конечно, на одном языке: котята - мяукают, щенки - скулят, телята - мычат, гусята гогочут, поросята хрюкают. Играющие находят друг друга по этим звукам.
Как только пары составляются, учитель развязывает играющим глаза и предлагает познакомиться - каждому на своем «языке» - с остальными детенышами).

Лесовичок. Ребята, вы отдохнули, а сейчас я и мои друзья загадаем загадки.
-Повернулось к солнцу золотое донце. (Подсолнух.)
-Растет зеленый кустик, дотронешься - укусит. (Крапива.)
-Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы. (Заяц.)
-В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной,
Осень пестрая придет,
- На зубок он попадет. (Орех.)
-Для чего птице хвост? (Им как рулем птица управляет полетом.)

Учитель.
Какие вы у меня умнички. Тогда выполните и моё задание. Я буду показывать портрет птицы, а вы дайте название птицы и скажите, как она поёт, гости могут помогать (затем прослушать записи голосов данных птиц):
Воробьи – чирик – чирик
Синицы – синь – синь
Ворона – кар – кар
Дятел – тррр – тррр
Снегирь – дю – дю – дю
Клёст – цок – цок – цок
Свиристель – тюр –тюр – тюр

Учитель:
А какой же праздник без песен? Давайте немного попоём, но с одним условием – в словах песен обязательно должно упоминаться название животного или растения. Разделимся на 2 команды – одна будет с Лесовичком, другая – с Ваней.

Лесовичок . Нам пора уходить, но я хочу проверить, усвоили ли вы правила поведения в природе. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Игра «Да - Нет»
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

Муравей 1: Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Муравей 2 : Давайте беречь будем планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
Бабочка: Беречь будем птиц,
Насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами!

Учитель: Что ж, мальчики и девочки, сегодня своими знаниями вы доказали, что вы достойны звания «Юный защитник природы. ЭКОШа». У нас будет много мероприятий, направленных на обретение знаний о природе, о живом мире, чтобы вы вели себя по-человечески в природе и с природой. Главное, чтобы и дела ваши были только на благо окружающего мира. И в напоминание об этом примите медали «ЭКОШа».