Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские игры  /  Духовная культура казаков и ее возрождение (фольклор). Духовно-нравственные основы и культура российского казачества

Духовная культура казаков и ее возрождение (фольклор). Духовно-нравственные основы и культура российского казачества

ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАЧЕСТВА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

1.1. Философско-мировоззренческая интерпретация духовно-нравственных традиций.

1.2. Генезис представлений о социально-этнической сущности казачества и его духовно-нравственных традициях.

1.3. Место и роль православия в формировании духовно-нравственных традиций казачества.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ КАЗАЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1. Специфика проявления и реализации духовно-нравственных традиций казачества в современных условиях.

2.2. Семья как сфера формирования духовно-нравственных традиций казачества.

2.3. Влияние духовно-нравственных традиций казачества на патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

  • Традиции кубанского казачества в военно-патриотическом воспитании защитников отечества: середина XIX - начало XX века 2006 год, кандидат педагогических наук Гомзякова, Наталья Николаевна

  • Военно-патриотические традиции казачества: История и современность, соц.-филос. анализ 1994 год, кандидат философских наук Рунаев, Юрий Васильевич

  • Культурные традиции казачества в поликультурном пространстве 2007 год, кандидат философских наук Николаенко, Ирина Николаевна

  • Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа: XVIII - начало XX века 2005 год, кандидат педагогических наук Коновалов, Алексей Викторович

  • Военно-патриотическое воспитание в Оренбургском казачьем войске 2000 год, кандидат исторических наук Кузнецов, Владимир Александрович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-нравственные традиции казачества, их специфика и влияние на современное российское общество»

Актуальность темы исследования. Наряду с проблемами, вызванными политическим, экологическим, финансово-экономическим, духовно-нравственным и прочими глобальными кризисами в жизни современного общества, в последнее время все чаще говорят и пишут о возрождении нашей страны. Это объясняется тем, что сегодня, как никогда ранее, актуальной и насущно необходимой становится проблема формирования национального самосознания, научного мировоззрения подрастающего поколения, которому предстоит стать духовным стержнем возрождающейся России, эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств.

Важное место в этом процессе занимает казачество и его духовно-нравственные традиции, которые на протяжении многих веков были важным элементом общественного сознания, как основы российской социальной системы. Характерной особенностью этих традиций всегда был и остается в настоящее время приоритет духовно-нравственных начал, патриотизм, глубокая религиозность. Уникальность казачества состоит в том, что оно в тяжелейших условиях, среди враждебного окружения смогло создать сильную демократическую, свободолюбивую и религиозно-идейную общину с особенным говором, своими нравами и обычаями, с рыцарской идеей защиты Отечества и православной веры.

В современной России продолжается процесс возрождения казачества, облик которого за последние десятилетия изменился существенным образом, приобрел черты достаточно организованной части нашего общества, у казачества появилась возможность реализовать свой потенциал в интересах новой России. Хотя органы казачьего самоуправления и не входят в систему органов государственной власти, тем не менее государство делегирует им ряд своих функций: участие в охране государственных границ и обеспечение общественного порядка, охрана объектов государственной, муниципальной и личной собственности, обеспечение гарантий деятельности казачьих обществ и др. Уже сегодня казачество проводит значительную работу по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на основе ценностей православной веры, по сохранению и преумножению традиций и культуры нашего народа, по подготовке молодых людей к службе в армии.

Однако, несмотря на столь высокую общественную значимость казачества и его духовно-нравственных традиций, у нас пока мало сделано для того, чтобы объективно проанализировать современное состояние этой уникальной самобытной культурно-этнической общности, по достоинству оценить ее вклад в судьбоносные свершения нашего государства и общества. Становится очевидным, что возрождение казачества и его духовно-нравственных традиций во многом зависит от темпов реализации большого комплекса взаимосвязанных теоретических проблем. Среди них серьезного исследования требуют самобытные традиции уклада жизни казачества, его быт и культура. Ведь казаки веками были не только искусными воинами, но и создавали свои духовно-нравственные ценности, без которых нет и не может быть народа. Здесь существовали гласная выборность на все посты умных, смелых и ничем не опороченных людей, в обычае было подчинение старшим - что скажут «господа старики», тому и быть. Казаки всегда свято выполняли наказ отцов и матерей - « не посрами родной земли

Знание и следование этим и другим традициям, не потерявшим своей актуальности и в наши дни, в значительной мере помогло бы оздоровить духовно-нравственную ситуацию в обществе, более успешно решать задачи по дальнейшему обновлению и реформированию российского социума. Вместе с тем, как показывает практика, многое из того, что создавалось и накапливалось веками, сегодня придается забвению, становится достоянием истории. Нельзя упустить время, отложить на потом и решение многих дискуссионных проблем, связанных с казачеством и его духовно-нравственными традициями. Жизнь настоятельно требует дать новый толчок процессу возрождения казачества, помочь ему выйти из глубокой психологической «пропасти расказачивания» (В. Г. Смольков).

Актуальность избранной темы исследования обусловлена также необходимостью целенаправленной выработки достаточно определенного представления о целостности духовно-нравственных традиций казачества, о смысле и ценностной значимости этих традиций и их позитивном влиянии на трансформационные процессы в современной России.

Для Северного Кавказа данное исследование имеет особую актуальность, которая обусловлена не только сложностью развития социальных процессов в регионе, но и вовлеченностью казачества в межэтнические отношения в ряде республик и областей Юга России.

Вместе с тем наука, в том числе и на уровне философского знания, до сих пор не располагает сколько-нибудь целостным осмыслением проблем казачества, определением его места и роли в духовно-нравственном обновлении современного общества. Есть все основания полагать, что изучение и следование духовно-нравственным традициям казачества позволит более решительно бороться с бездуховностью и нравственной деградацией, более качественно решать сложные и противоречивые задачи на современном этапе общественного развития России.

Все это не только актуализирует тему диссертационного исследования, но и делает ее одной из востребованных, своевременных и необходимых для проведения конструктивной политики в духовно-нравственной и других областях социальных преобразований российского общества. Таким образом, актуальность социально-философского анализа духовно-нравственных традиций казачества имеет не только теоретическую, но и прикладную значимость.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологическую ценность для анализа историко-философских подходов изучения духовно-нравственной проблематики общества представляли труды классиков философии: Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, А. Блаженного, И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Ницше, Э. Гуссерля, У. Джеймса, С. Кьеркегора, А. Камю, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера, Э. Фромма и многих других.

Большое влияние на исследование духовно-нравственных традиций российского общества оказали труды отечественных мыслителей, которые в своих работах всесторонне исследовали духовно-нравственную составляющую общественной жизни, этические нормы. Среди них в первую очередь следует назвать таких философов как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, JI.H. Гумилев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, Н.О. Лосский, А.Ф. Лосев, B.C. Соловьев, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Л. Франк, П.А. Флоренский и писателей как Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

Существенный вклад в осмысление духовно-нравственных основ жизни и быта казачества внесла большая группа ученых, исследующих проблемы духовности и нравственности, трансформации ценностей на современном этапе развития общества. Прежде всего, к ним относятся такие культурологи и философы, как B.C. Библер, Ю.Г. Волков, М.С. Каган, Л.Н. Коган, А.А. Радугин и другие. Их работы позволяют расширить представления об истоках духа русского народа, его культуре, традициях, обычаях и особенностях духовного мира.

Теоретический смысл понятия «традиция» раскрыт в трудах классиков философии: Р. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Дидро, Г. Гельвеция, И. Гердера, Г. Гегеля, К. Маркса. Изучению различных аспектов традиций, определению их противоречивой природы и сущности посвящены работы С.С. Аверинцева, А.Н. Антонова, Э.А. Баллера, И.А. Барсегяна, Ю.В. Бромлея, Л.П. Буевой, В.Б. Власовой, В.Е. Давидовича, О.И. Джиоева, Б.С. Ерасова, Ю.А. Жданова, Э.С. Маркаряна, В.Д. Плахова, И.В. Суханова, А.К. Уледова и др.

В отечественной философской классике проблема национальных традиций на примере концепции русской национальной идеи нашла отражение в творчестве таких мыслителей религиозно-философского ренессанса конца XIX - начала XX века, как Н.А. Бердяев, А.И. Герцен, Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, А.С. Хомяков. Их труды оказали существенное влияние на формирование научных представлений о традициях русского народа, о его духовно-нравственных истоках, о значении национальной идеи в осмыслении нашего прошлого, настоящего и будущего.

Основу исторических исследований казачества заложили в своих трудах дореволюционные исследователи К.К. Абаза, В.Б. Броневский, МА. Караулов, П.П. Короленко, И.Д. Попко, В.А. Потто, А.И. Ригельман, В.Н. Татищев, Ф.А. Щербина, а продолжили современные ученые: О.В. Агафонов, Н.И. Бондарь, Б.В. Виноградов, Н.Н. Великая, Л.Б. Заседателева, Т.А. Невская, А.Н. Фадеев, Б.Е. Фролов, С.А. Чекменев и др. В их работах анализируются отдельные проблемы и вопросы переселения казаков, освоения ими Северного Кавказа, некоторые особенности внутреннего устройства, социальной организации и духовной культуры, места и роли казачества в истории и судьбе духовно-нравственной жизни России в XVIII - XX веках.

Проблемам генезиса казачества посвящены труды И.Ф. Быкадырова, А.А. Гордеева, Н.М. Карамзина, Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского, С.Ф. Номикосова, Е.П. Савельева, С.М. Соловьева, С.Ф. Платонова, Г.А. Ткачева, в которых рассматривается значение этнонима «казак», изучаются отдельные аспекты происхождения казачества, зарождения его духовных традиций.

Стремительный рост числа научных публицистических статей по казачеству начался с середины 80-х гг. Значительное количество публикаций этого периода посвящено политике российского государства по отношению к казачеству, перспективам и тенденциям его развития. Все они в основном имеют информационный характер.

В последние годы наблюдается повышенный интерес исследователей самых различных научных направлений к казачьим проблемам. Здесь следует назвать таких авторов, как Е.М. Белецкая, Э.В. Бурда, С.А. Голованова, М.Ю. Горожанина, В.В. Глущенко, А.И. Козлов, В.П. Крикунов, И.Я. Куценко, А.Г. Масалов, В.А. Матвеев, Н.Г. Недвига, Н.И. Никитин, И.Л. Омельченко, В.II. Ратушняк, А.В. Сопов, Б.А. Трехбратов, В.П. Трут, В.Н. Чернышов и др. Их работы основаны на обширных архивных материалах и источниках. Исследователи рассматривают историю возникновения казачества, его социальную сущность, взаимодействие с Российским государством и соседними народами, педагогические возможности казачества.

К числу работ, выходящих на уровень социально-философского анализа данной проблемы, можно отнести научные изыскания таких авторов, как А.В. Авксентьев, В.А. Авксентьев, А.Н. Дубинин, Е.И. Котикова, П.П. Лукичев, Е.В. Рунаев, Н.В. Рыжкова, А.П. Скорик, В.Г. Смольков, Р.Г. Тикиджьян, которые исследуют многочисленные социальные проблемы казачества: специфику его возрождения, традиции воинской и государственной службы казаков, вопросы культуры, быта и жизнедеятельности.

Важную роль в анализе современного состояния казачества играет вновь созданный Альманах «Казачество» и международное издание «Этносоциум и национальная культура». В журнале «Казачество» опубликованы весьма содержательные статьи Г.Н. Трошева, А.Н. Карпенко, А.В. Никонова, Л.А. Иванченко и других. В них освещаются вопросы организации учебно-воспитательного процесса в кадетских казачьих корпусах, правового регулирования деятельности казачьих обществ, отдельные аспекты идеологии казачьего возрождения и др.

Комплексный подход к анализу обозначенных выше источников и материалов позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день исследователи достигли существенных результатов в изучении проблем казачества и их духовно-нравственных традиций. Однако, обозначенная в социальнофилософском аспекте проблема до сих пор не имеет сколь-нибудь целостных и завершенных исследований. Данная работа позволит в какой-то мере восполнить существующий пробел, как в социальной философии, так и науке в целом.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют общефилософские принципы исследования: системности, историзма, всесторонности и конкретности. Социально-философский анализ предмета диссертационной работы предусматривает применение методов социальной философии: конкретно-исторического, историко-ретроспективного, сравнительно-исторического, историко-типологического.

Помимо этого, диссертант в своем исследовании опирается на принцип единства исторического и логического методов анализа, что позволяет, в свою очередь, охватить изучаемый феномен во всем многообразии и многофакторности его специфических проявлений.

Теоретической основой диссертации послужили фундаментальные понятия и концепции, идеи и положения трудов известных философов и выдающихся мыслителей, которые исследовали различные аспекты жизни и быта казачества, его духовно-нравственных традиций. В работе использовались материалы международных, всероссийских, региональных научных конференций и семинаров по актуальным проблемам казачества.

Объект исследования - социально-философские аспекты духовно-нравственных традиций казачества.

Предмет исследования - особенности проявления и реализации духовно-нравственных традиций казачества в условиях современного российского общества.

Цель исследования: проанализировать наиболее значимые теоретико-методологические и практические проблемы, связанные с духовно-нравственными традициями казачества, выявить их специфику и оценить влияние на современное российское общество.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих исследовательских задач:

Исследовать концептуальные и теоретико-методологические аспекты духовно-нравственных традиций казачества;

Проанализировать генезис представлений о социально-этнической сущности казачества и его духовно-нравственных традициях;

Рассмотреть роль православия в формировании духовно-нравственных традиций казачества, обосновать его место и роль в системе духовной культуры современного общества;

Выявить особенности проявления и реализации духовно-нравственных традиций казачества в условиях российской действительности;

Охарактеризовать влияние семьи на формирование духовно-нравственных традиций казачества;

Изучить специфику патриотического воспитания подрастающего поколения на основе духовно-нравственных традиций казачества.

Научная новизна диссертации заключается в обосновании современных подходов к решению теоретико-методологических и практических проблем, связанных с духовно-нравственными традициями казачества, в раскрытии аксиологического смысла последних в предметно-понятийном поле социальной философии.

На основе анализа понятий «традиционность», «традиция», «обычай», «обряд», «духовность», «нравственность» дана современная интерпретация сущности и содержания духовно-нравственных традиций казачества, которые находятся в прямой зависимости от традиционного опыта казачества и специфики трансформационных процессов в российском обществе в настоящее время; проанализирован генезис представлений о социально-этнической сущности казачества и его духовно-нравственных традициях, в результате чего предложено рассматривать казачество как уникальную культурно-этническую общность граждан, системное основание которой определяется как этническими, так и сословными характеристиками; православие представлено в качестве одного из главных компонентов русской религиозной традиции, осмыслено его доминирующее влияние на формирование духовно-нравственных традиций казачества; исследованы причины и условия возрождения духовно-нравственных традиций казачества, превращения их в один из важных элементов духовной жизни современного российского общества; изучены духовно-нравственные приоритеты казачьей семьи, показано ее влияние на формирование духовно-нравственных традиций казачества; определены смысло- и системообразующие факторы патриотического воспитания молодежи на основе духовно-нравственных традиций казачества.

С учетом указанных элементов научной новизны, на защиту выносятся следующие основные положения:

1. В социально-философской интерпретации духовно-нравственные традиции казачества - это те особенности, характерные черты духовной жизни казаков, сформированные на протяжении многовекового православного уклада жизни и выражающиеся в следующих ценностях: любовь к Богу и ближнему, почитание родителей и старших, труд по совести, гуманное отношение к людям, патриотизм и служение Отечеству, глубокая искренность, разумность всех жизненных установок, самопожертвование. Сущность духовно-нравственных традиций казачества - в казачьем духе беззаветного служения Родине, религиозности, в рыцарском понимании чести, в благородном стремление к славе, в психологии свободного человека, независимом характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви казака к родному краю, во врожденной любви к военному делу, в своеобразии казачьего быта, испытанном умении быстро и организованно действовать, в развитом чувстве взаимной выручки.

2. В научном сообществе до сих пор нет единства при ответе на вопрос: считать казачество этносом или сословием? Руководством страны был в свое время сделан шаг в сторону реестрового казачества в качестве сословия, однако это решение пришло в противоречие с идеей воссоздания его как этноса. По мнению автора, восстановить казачество в новых исторических и социально-экономических условиях в качестве сословия невозможно. Казачество - это сложная культурно-этническая общность людей, проживающих на определенной территории и имеющих традиционный хозяйственно-бытовой уклад, своеобразную форму одежды, самобытные культурные традиции и исторически сложившиеся взаимоотношения с обществом. Казачество -составная часть общества, которая, как и все население России, нуждается в ряде кардинальных законов, к числу которых можно отнести такие как: о землепользовании, о демократическом самоуправлении, о государственной службе и др. Эти законы прочно связаны с традиционными формами жизнедеятельности казачества и в значительной мере будут способствовать его духовно-нравственному возрождению. Казачество как системное образование имеет существенно выраженные этнические и социальные характеристики, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и способствуют формированию его особого этнического характера.

3. Православие выступает структурообразующим элементом духовной культуры казачества, является важным фактором его выживания в окружении народов, в основном исповедующих другие религии и интеграции в современное Российское общество. В жизни казачества православие всегда выступало как мощное средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев. Религиозно-православное и национально-русское начала, глубоко пронизывающие жизнь и быт, всегда крепко связывали казачество с великой Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, детищем которого оно и являлось. Важнейшей чертой православия у казаков всегда была соборность, которая проявлялась в первую очередь в их жизни и деятельности в качестве вселенскости, в обращенности к каждому человеку независимо от его вероисповедания, национальности, возраста, цвета кожи и других фенотипических признаков. Православная идея соборности способствовала еще большему закреплению общинных качеств у казаков, сыграла немаловажную роль в становлении российской государственности.

4. Возрождение духовно-нравственных традиций казачества в современных условиях может и должно способствовать тому, чтобы выявить все лучшие внутренние качества этой социально-культурной общности и, не разрушая при этом культурной преемственности и традиционных устоев казачьего быта, привносить в современную жизнь наиболее совершенные образцы духовности, веками культивировавшиеся в казачестве. Адекватно осуществляемый современным казачеством выбор духовно-нравственных ориентиров в своем развитии, со всей очевидностью, будет способствовать дальнейшему социальному и культурному прогрессу современного российского общества.

5. В казачьем социуме основой существования является семья. Она всегда помогала казачеству выжить в сложных природно-климатических, социально-экономических условиях, успешно решать государственные задачи, хранить и передавать от поколения к поколению накопленный опыт, источником которого и являются духовно-нравственные традиции казачества. Непререкаемым авторитетом у казаков пользуется женщина-мать. Она является не только хранительницей домашнего очага, но и несет ответственность за духовно-нравственное воспитание личности, развивая у нее принципы руководства своим поведением, исходя из духовно-нравственных и социально-культурных норм как общества в целом, так и своей микросреды.

6. Патриотизм является некоей разновидностью любви как чувства, потому что довольно часто неадекватен действительности с одной стороны, и иррационален, на том основании, что предполагает безвозмездное служение объекту поклонения без расчета на вознаграждение с другой стороны. В сознании человека представление патриотизма может быть выражено как рациональность, разумное осмысление, и, несомненно, как духовно-нравственная ценность. В казачестве наиболее значимой духовно-нравственной традицией является воспитание защитников Отечества. Воплощением истинного казака всегда считались чувство патриотизма, понятие долга и чести, высокий моральный дух. Патриотические традиции казачества были и остаются основополагающей нормой, в которой отражается совокупность признаков и свойств, благодаря которым рожденный казаком, становился полноправным сыном своего народа. С рождения впитав казачью идеологию, человек свято верил в свое предназначение на земле, которое в конечном итоге сводилось к социально-государственной функции казачества во всей истории российской государственности.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в приращении нового знания о казачестве, о роли и месте его духовно-нравственных традиций в структуре современной философской науки. Материал диссертации может быть использован в качестве теоретико-методологической базы при изучении проблем социальной и духовной сфер жизни общества. Основные рекомендации и выводы исследования могут также использоваться для повышения философской и общей культуры мышления, в процессе развития и формирования профессиональных знаний в сфере национальных и этнокультурных отношений.

Ряд положений и выводы диссертации могут быть применены в научно-исследовательской и педагогической деятельности, найти отражение в учебных программах по социальной философии, культурологии, этике, этнологии, послужат базовой основой для разработки специальных и факультативных курсов в средних и высших учебных заведениях, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Материалы диссертационной работы могут использоваться специалистами в области управления культурой и образованием при составлении программ социального планирования, моделирования и проектирования. Определенный интерес материалы диссертации представляю т для средств массовой информации, которые помогут сформировать адекватный образ современного казачества с целью использования его опыта в процессе патриотического воспитания подрастающего поколения.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в десяти публикациях, общим объемом 3,5 п.л. По содержанию исследования автором сделаны доклады и научные сообщения, представлены тезисы выступлений на конференциях различного уровня, в том числе: Второй региональной научной конференции «Религия и современность: актуальные проблемы» (Ставрополь, 2006), региональной научно-практической конференции «Социальная эволюция, идентичность и коммуникации в XXI веке» (Ставрополь, 2007), региональном научно-практическом семинаре «Философские и теоретико-методологические проблемы социально-гуманитарного знания, естествознания и технических наук» (Ставрополь, 2007), региональной научно-практической конференции «Проблемы развития регионов южного федерального округа» (Георгиевск, 2007), межрегиональной научно-практической конференции «Взаимодействие общества и Церкви в решении социальных проблем» (Ставрополь, 2007), «XXXVII научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава Северо-Кавказского государственного технического университета за 2007 год» (Ставрополь, 2008), городской научно-практической конференции «Современные проблемы развития рыночной экономики» (Ростов н/Д., 2008).

Отдельные результаты и выводы работы апробированы в процессе учебно-воспитательной практики. Текст диссертации докладывался и обсуждался на кафедре философии Северо-Кавказского государственного технического университета.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, и заключения. В конце работы помещена библиография, включающая в себя 209 наименований, в том числе десять на иностранном языке. Общий объем диссертации 165 страниц машинописного текста.

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Сараева, Галина Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социально-философский анализ духовно-нравственных традиций казачества позволяет сформулировать некоторые общие теоретические выводы, которые могут послужить очередным этапом в деле осмысления всей важности и сложности духовно-нравственной сферы современного общества в переломный период его развития, проработки соответствующих направлений и программ по выправлению общей ситуации в стране.

Духовно-нравственные традиции представляют собой многогранное онтологическое понятие, которое в полной мере должно занять одно из самых главных мест в ряду философских категорий. Значение нравственной культуры прошлого предполагает не безучастное ее созерцание, а активное наполнение национальными красками, ее субъективно-оценочное восприятие. Исходя из этого, наша повседневная деятельность оказывается под мощным воздействием традиций предшествующих исторических эпох. Вместе с тем сама активизация интереса к тем или иным элементам традиционной нравственной культуры определяется теми текущими задачами, возникающими и практически решающимися в современной действительности. Духовно-нравственные традиции играют значительную роль в нравственной культуре. Играя значительную роль в нравственной культуре, выступая гранью, компонентом любых традиций они, тем не менее, имеют своеобразные формы проявления, специфическое содержание, обладают определенной самостоятельностью.

Духовно-нравственные традиции казачества, среди других традиций, существующих в обществе, занимают особое положение. Это определяется тем, что данное общественно-историческое явление имеет этническое основание, связано с защитой общества, самим существованием как этнических образований в целом, так и субэтносов в частности. В сущности своей это исторически сложившееся этническое явление, представляющее собой определенные правила, обычаи и нормы поведения членов, этноса (субэтноса), включающее в себя: развитие определенных моральных, воинских (боевых), политических, нравственных, психологических и физических качеств, необходимых для этнического самосохранения; формирование чувства личной ответственности за обеспечение этнической безопасности страны, готовности к выполнению воинского долга.

Духовная жизнь казачества, являясь подсистемой всего российского общества, выступает как определенная целостность, в конкретно-исторической форме. Поэтому при изучении проблемы важно обратить внимание на те ее особенности, которые всегда были присущи казачеству. Такой подход позволяет выяснить возможности, связь и обусловленность материальной сферой, раскрыть основные виды и формы духовной жизни как деятельности по созданию духовных ценностей, общения между людьми, потребления духовных запросов и интересов людей.

Духовно-нравственные традиции казачества по своему содержанию определялись условиями формирования и характерными чертами духовного мира казачества. Но все они были всегда неразрывно связаны между собой. Этносоциальные традиции определяли отношение казаков к родной земле, казачеству, своей Родине. Это - любовь к Родине, патриотизм; высокое чувство русского национального достоинства. Нравственные традиции определяли отношение казаков к родной земле, своей Родине. Это - патриотизм, беззаветная любовь к Родине; возвышенное чувство национального достоинства. Воинские традиции - это отношение к воинскому долгу, военному делу, к братьям по оружию и союзникам. Это - верность воинскому долгу, присяге; мужество и воинская доблесть; боевое искусство; искусство рукопашного боя; боевое братство и содружество; высокая дисциплинированность и исполнительность.

Перечисленные группы традиций являются наиболее важными, так как они определяют характерные черты и основные типы поведения казаков, как в военное, так и в мирное время.

В исследовании отмечается, что весь жизненный уклад казаков был пронизан православием. Оно освещало все важнейшие вехи на жизненном пути казака. Православная вера была основой воспитания у казаков нравственности. Глубокая религиозность казачества, по мнению автора, объяснялась самим укладом их жизни. От зачатия до смерти казаков сопровождало множество обрядов и обычаев, корни которых лежали в религиозном мировоззрении. Все бесконечные войны с турками, татарами, поляками и т.д. велись под знаком защиты православной веры и своего родного народа. Два начала - религиозно-православное и национально-русское, глубоко заложенные в казачью душу, всегда крепко связывали казачество с Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, детищем которого оно являлось.

Социокультурное пространство, которое занимало казачество, представляло собой границу взаимодействия двух миров: российского и северокавказского, откуда направлялись потоки, которые в разной степени участвовали в формировании этнокультурного облика, донского, кубанского или терского казака. К важнейшим достоинствам казака-воина относятся: сметливость, расторопность, доблесть, выносливость, исключительная приспособленность казака к боевой обстановке. Все эти высокие качества, а также преданность России, безграничная любовь к своему родному краю, рыцарское понимание долга, чести, благородное стремление к славе, религиозность и бескорыстие всегда определяли силу духа казачества, на основе которой оно сформировалось в определенную сущность, крепко спаянную, дисциплинированную, способную к творчеству и подвигу бытовую группу. Быт казачества, как результат его происхождения, географического расположения и условий развития, оставаясь чисто русским, был более крепок своею патриархальностью, сохранившейся до начала XX века. Подчиненность старшим, как сознательная необходимость; высокое почитание старшего в семье, будь то мужчина или женщина, воспитание молодежи в духе преданности России и взгляд на службу как безусловную необходимость.

Сущность казачества - в казачьем духе, традициях и навыках, в казачьей психологии свободного человека, независимом характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви казака к родному краю, в его широкой терпимости, в предприимчивости, умении защищать свои права, во внутренних духовно-нравственных качествах казака.

Уникальность казачества состоит в том, что оно в тяжелейших условиях, среди враждебного окружения смогло создать сильную демократическую, свободолюбивую и религиозно-идейную общность со специфическим говором, своими нравами и обычаями, с рыцарской идеей защиты Отечества и православной веры.

Основу морали и идеологии казачества всегда составляло стремление к выполнению воинского долга перед Отечеством. И сегодня казаки являются пожалуй самым патриотичным слоем общества. Патриотизм в России, неразрывно связан с преданностью вере предков и царскому престолу, был основой фундамента психологии казачества. Триединая формула «За Веру, Царя и Отечество» определила основные направления воспитания казаков и служила «символом веры» на протяжении всей жизни. Изучая и восстанавливая духовно-нравственные традиции казачества, есть все основания полагать, что возвращение казачества к его корням и истокам позволит бороться с нравственной деградацией и бездуховностью в современном обществе.

Исторический путь казачества сложен и противоречив, он представляет собой несколько веков героической борьбы казаков за свободу и независимость родной земли, своего Отечества. Нелегкая и славная история казаков вызвала к жизни многочисленные примеры их беззаветного служения России, позволила сформировать своеобразную мощную военную организацию, накопить неоценимый опыт воспитания и обучения защитников Отечества, нашедший свое отражение в военно-патриотических традициях казачества. Применение богатейшего опыта российского казачества в деле военно-патриотического воспитания поможет повысить ее эффективность и будет способствовать решению задач военно-патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе.

Вместе с традиционно-религиозными ценностями не последнюю роль в культуре казачества играют веротерпимость, умение бок о бок жить и взаимодействовать с народами, представляющими другие религии и культуры, что может содействовать конструктивным фундаментом для консолидации поликультурного, полиэтничного, поликонфессионального российского общества.

Семейные традиции казаков воплотили в себе преемственность поколений, при этом они ритуально окрашивают события и моменты, а также содержат много элементов, которые направлены на воспитание в подрастающем поколении защитника Отечества.

Духовно-нравственные традиции казачества прошли множество этапов формирования, и на основе народного опыта аккумулировали в себе характерные им ритуалы и обряды, сохранили основу, порядок действий и свойственные им ограничения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сараева, Галина Николаевна, 2009 год

1. Абаза К.К. Казаки. Донцы, уральцы, кубанцы, терцы. - СПб., 1890. - С. 139- 295.

2. Аверин И.А. Казачество: история и современная этнополитическая ситуация// Среда и культура в условиях общественных трансформаций. М.: Моск. Центр Карнеги. Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1995. - С. 165.

3. Аверинцев С.С. Глубокие корни общности // Лики культуры. Альманах. Т 1. -М. 1995.

4. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. Ставрополь, 1993. - С. 32.

5. Авксентьев В.А. Проблемы формирования нового образа неконфликтных этнических отношений в Северо-Кавказском регионе // Этнические проблемы современности. Ставрополь, 1999. Вып. 5. - С. 16-20.

6. Агафонов А.И. Казачество Российской империи: некоторые теоретические и методологические проблемы изучения // Проблемы истории казачества: под ред. А.И. Козлова. Ростов н/Д., 1995. - С. 15-19.

7. Аленко В.В. Духовно-нравственные традиции российского общества как доминантный фактор формирования личности. Дис. . канд. филос. наук. Ставрополь, 2004. 185 с.

8. Антонов А.Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 171 с.

9. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1999. 347 с.

10. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1988. - С. 269.

11. Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969. - С. 89-91.

12. Барсегян И.А. Традиция и коммуникация // Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1990. - С. 175. .

13. Барулин B.C. Социальная философия здоровья. М.: изд-во МГУ, 1993. Ч. 1. 336 с.14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура и быт казачества Подготовила: Елисеева М.А. Учитель русского языка и литературы МБОУ школы №27 Красноглинского района

Законы казачества Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Чрезвычайно строго в казачьей среде соблюдались традиции, обычаи, поверья, нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы. Уважительное отношение к старшим. Безмерное почитание гостя. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Казаки и родители, отношение к старшим Родители были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу. Не почитать отца или мать считалось великим грехом. На «Вы» обращались ко всем старшим. В присутствии старшего не разрешалось курить, непристойно ругаться, вступать без разрешения в разговор.

Для казака его гости, это еще одна «святыня»! Гость считался божьим посланцем. Гостю за столом отводилось самое почетное место. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия.

Отношение к женщине Казаки с особым почтением относились к женщинам – матери, сестре, жене. В семье казака отношения строились на библейских заповедях, которые велели жене беспрекословно слушаться мужа и подчиняться ему. Женщина не должна была вмешиваться в мужские дела, а мужчина в женские Обязанности по дому четко разграничивались, и было позором, если женщина выполняла мужскую работу, а мужчина женскую. Это было недопустимо. . Если того требовали обстоятельства, казак заступался за любую женщину, кем бы она ему не была и относился к ней с почтением, поскольку женщина была будущим казачьего народа.

Казак – это человек особого склада характера. Типичные черты казака: Мужество и отвага были главными составляющими настоящего казака. Так же типичными чертами характера являлись доброта и честность. настоящий казак всегда должен быть предельно собран, досконально подтянут и идеально опрятен. Он должен иметь хорошую осанку, статную фигуру и бравую выправку, достойную настоящего воина. Каждый казак умел абсолютно все: понимать язык птиц и животных, подражать им, искусно маскируя себя от глаз врага; затаивать дыхание и подолгу недвижимо сидеть под водой; проплывать километры на спине, дыша через соломинку; плести силки и сети; изготовлять нехитрую посуду и чинить одежду.

Одежда казака К своей одеже казак относился с уважением, как ко второй коже, поэтому никогда не носил чужой одежды, тем более с убитых, без особого обряда очищения. Самая колоритная часть наряда казака – это шаровары. Их изготавливали из различных видов ткани для разных званий и времен года. Синие штаны носили в будние дни. Для похода же в церковь или на праздник предназначались только алые. Дальше бешмет и русская рубаха – первую носили навыпуск, вторую заправляли в шаровары.

В 20-е годы 19 века пришла и осталась навсегда черкеска – длинный приталенный кафтан из тонкого сукна застегивающийся на крючки от груди до середины длины, с широкими рукавами. На груди черкески нашиваются газырницы,бывшие местом хранения патронов, ныне просто украшение. Папаха или казачья фуражка не просто головной убор. Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе - практически никогда. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины". Вернувшись с войны живым, казак бросал папаху в волны родовой реки, шапками голосовали на казачьих сходах, в них зашивали иконы и написанные от руки молитвы, за отворот клали ценные бумаги, приказы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Об этом свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.


ДУХОВНОСТЬ – особое отношения к миру на основе осознанного или неосознанного убеждения в том, что в мире есть Нечто более высокое, чем материальные ценности. Умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть ДУХОВНОСТЬ.




ВЕСТЬ Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай себе дома ближнего твоего, …ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.


НРАВСТВЕННОСТЬ - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.


ПРИЗНАКИ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ 1) позитивный взгляд на жизнь и внутреннее равновесие; 2) способность к концентрации; 3) способность обуздывать негативные эмоции; 4) высокий уровень социальной активности; 5) понимание личностей и ситуаций; 6) способность вычленять важнейшее из множества неважного; 7) вегетативную стабилизацию; 8) внимательность и собранность; 9) способность слушать и слышать, смотреть и видеть, выбирать себя и выбирать себе; 10) способность ориентации, которая позволяет человеку занять адекватную позицию в окружающем нас мире.




КОМПОНЕНТЫ ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 1. Нравственные чувства (совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм). 2. Нравственный облик (терпение, милосердие, кротость, незлобливость). 3. Нравственная позиция (способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненных испытаний). 4. Нравственное поведение (готовность к служению людям и Отечеству, проявления рассудительности, послушания, доброй воли).






Цель духовно- нравственн ого воспитания На основе дифференцированного подхода с учетом психологических особенностей, интересов и потребностей учащихся Как делать? Духовно- нравственная культура с учетом кубанских традиций, обрядов На каком содержан ии? Со всеми субъектами образования С кем делать?


ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ: сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества воспитание патриотов гармоничное духовное развитие личности, привитие доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим воспитание граждан демократическог о государства, уважающих права и свободы личности воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; развитие национально й культуры
















НА КАКОМ СОДЕРЖАНИИ ДЕЛАТЬ? ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ТРУД основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека. ЧЕЛОВЕК абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания. КРАСОТА фактор благополучия в мире, результат разумной духовной деятельности человека, средство его творческого развития. СЕМЬЯ начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности. ЗЕМЛЯ общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию ХХI века, Земля людей и живой природы.


Общечеловеческие ценности ЗНАНИЯ результат разнообразного и, прежде всего творческого, труда. Знания ученика – критерий труда учителя. ОТЕЧЕСТВО единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. КУЛЬТУРА великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так в особенности в духовной жизни людей. МИР покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.








НА КАКОМ СОДЕРЖАНИИ? Традиции и обряды, связанные с жильем Традиции и обряды, связанные с рождением ребёнка Традиции и обряды, связанные с рождением ребёнка Традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье Традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье Свадебные традиции и обряды Традиции и обряды, обеспечивающие подготовку к концу земной жизни Традиции и обряды, обеспечивающие подготовку к концу земной жизни Традиции семьи Традиции семьи


Мужские ремесла Художественная обработка камня. Художественная обработка стекла. Художественная обработка кости. Художественная обработка рога. Художественная обработка кожи. Обработка драгоценных камней. Ковань. Лозоплетение. Резьба по дереву. Керамика. Металлопластика. Торевтика. Мужские ремесла Художественная обработка камня. Художественная обработка стекла. Художественная обработка кости. Художественная обработка рога. Художественная обработка кожи. Обработка драгоценных камней. Ковань. Лозоплетение. Резьба по дереву. Керамика. Металлопластика. Торевтика. Женские ремесла. Вышивка. Мережка. Художественная обработка соломы. Художественная обработка кукурузной шелухи. Вязание крючком и спицами. Лоскутковая техника. Ковроткачество. Петриковская роспись. Кулинарное мастерство. Цветоделание. Женские ремесла. Вышивка. Мережка. Художественная обработка соломы. Художественная обработка кукурузной шелухи. Вязание крючком и спицами. Лоскутковая техника. Ковроткачество. Петриковская роспись. Кулинарное мастерство. Цветоделание. НА КАКОМ СОДЕРЖАНИИ ДЕЛАТЬ?.








ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 1.Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года. 2.Проблема малого числа подлинных носителей традиционной культуры кубанского казачества 3.Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. 4.Политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры. 5.Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ 1. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. Издательство Планета Фёдорова Т.Ф. Духовно-нравственное воспитание школьников. (7 – 9 кл.). Из опыта работы классного руководителя. – Армавир, Технология этнокультурного воспитания. Бондарева Н.А. - Армавир, 2011 г. 4. Духовно-нравственная культура. Бондарева Н.А. – Армавир, 2011 г.

Уважаемая Наталья Владимировна, досточтимые отцы,

дорогие братья и сестры!

Сердечно всех вас приветствуя, с радостью передаю вам отеческое благословение и пожелания помощи Божией в трудах от Высокопреосвященнейшего митрополита Ростовского и Новочеркассского Меркурия, главы Ростовской митрополии, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, доверившего мне представлять его на этом Круглом столе.

Начало становления систематического образования у казаков Юга России связано с общей реформой образования в России, предпринятой императрицей Екатериной II в конце XVIII века, а затем с реформой российского образования при императоре Александре I в 1804 году. Главным результатом предпринятых преобразований стала преемственность , как бы мы сказали сейчас, начальной и основной ступеней общего образования , – приходских и уездных училищ и гимназий на Дону и Кубани.

И Министерство народного просвещения, и Русская Православная Церковь, и войсковые правления в соработничестве обеспечили формирование и развитие самобытного регионального казачьего компонента в уездных, окружных училищах и гимназиях. Основа этого компонента – православное воспитание, воспитание в соответствии с христианскими духовно-нравственными ценностями и идеалами , без чего вообще немыслимо казачье образование ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. В дополнение к христианскому воспитанию преподавались дисциплины военно-прикладного характера. В XIX веке начинают закладываться основы профессионального военного казачьего образования : это образование давалось в полковых и бригадных школах, целью которых была подготовка младшего командного состава казачьего войска.

Примечательно, что обучение могло происходить и в зрелом возрасте, что вовсе не считалось зазорным, а государство и Церковь старались всячески поддерживать стремление казаков к качественному профильному образованию. В результате в системе казачьего образования появляются воскресные школы и классы для взрослых казаков .

Благодаря такому тесному соработничеству Церкви и государства, активной заинтересованности представителей казачьей интеллигенции в сохранении самобытной культуры, казачество Юга России к началу XX века имело хорошо организованную систему образования , включающую казачий региональный компонент, ориентированную на военно-патриотическое и православное воспитание, реализующую при этом государственные образовательные стандарты. В этот период возникают и первые специализированные высшие учебные заведения.

Сформулированный в 1833 году Министром народного просвещения Сергеем Семеновичем Уваровым триединый принцип «Православие, самодержавие, народность »стал основой казачьего образования на многие десятилетия и воплотился в образе человека казачьей культуры, верного сына Православной Церкви и истинного патриота России. Таким образом, формируется особая система казачьего воспитания , сочетающая умения и навыки защитника Отечества с приверженностью православным традициям и ценностям .

С началом Гражданской войны в России казачьи кадетские корпуса были закрыты.

Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной России началось в 1992 году . Казачья образовательная система начинала строиться в различных типах: казачья школа, казачий кадетский корпус, в некоторых обычных школах появлялись кадетские классы. Первые кадетские корпуса как учебные военные заведения нового типа стали появляться сначала в Новочеркасске, Ростове-на-Дону и Новосибирске, затем в Воронеже, Москве и Санкт-Петербурге. В настоящее время их уже около 40. Сегодня казачьи кадетские корпуса – это одно из самобытнейших и динамично развивающихся направлений отечественного образования .

Безусловно, основной целью воспитания и обучения кадетов является формирование высоконравственной и образованной личности – человека, хорошо знающего историю и культурные традиции России, настоящего патриота и деятельного христианина.

В настоящее время, в режиме максимального государственного благоприятствования возрождению самобытных традиций казачества, недостаточно лишь заявлять верность славному прошлому и говорить о необходимости восстановления традиций. Нужны конкретные практические шаги по подготовке учителей, разработке учебно-методического обеспечения для образовательных организаций с казачьей спецификой .

Принципиально важным становится осмысление перспектив казачьего образования с точки зрения, в первую очередь, аксиологии и совершенствование на этой основе концептуальных положений современного православного казачьего образования. Такой акцент на православном компоненте тем более важен, что традицию военно-патриотического воспитания восприняли в советское время суворовские училища; существует, кроме того, и целая сеть школ с так называемым этноконфессиональным компонентом, углубленным изучением той или иной традиционной культуры. И, тем не менее, несмотря на это казачьи школы и кадетские корпуса занимают в современной российской системе образования совершенно особое место .

Если вернуться к исходному посылу, от которого берет начало вся современная система казачьего образования, то его уникальность и самобытность становятся очевидны. Иногда можно услышать высказывания относительно приоритета общечеловеческих ценностей над традиционными, что последние в значительной мере уже утратили свою актуальность и значение для образования. Но несмотря на меняющиеся исторические обстоятельства, по большому счету специфика и перспективы развития отечественного казачьего образования обусловлены всё теми же принципами, что и столетия назад. Вспомним слова уже упоминаемого мною министра С.С. Уварова, обращенные к императору Николаю I: «...Чтобы Россия усиливалась, чтобы она благоденствовала, чтобы она жила – нам осталось три великих государственных начала, а именно: 1. Национальная религия. 2. Самодержавие. 3. Народность » .

В переложении на современный язык и с учетом настоящих реалий применительно к процессу образования и социализации – это, прежде всего, духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание . Практическая реализация данных направлений предполагает творческую переработку богатого культурного и духовного наследия наряду с привлечением педагогических новаций, создание особой образовательной среды, в которой духовно-нравственное воспитание на основе православного мировоззрения выступает как главный организующий фактор . Конечно, такой комплексный подход требует не только специальной подготовки и переподготовки кадров священнослужителей и педагогов, но и выстраивания долгосрочных церковно-государственных отношений в этой области , согласования совместной стратегии развития, что мы и наблюдаем во многих регионах. В связи с этим, пользуясь случаем, хотел бы выразить сердечную благодарность органам государственной власти, управления образованием за готовность к активному сотрудничеству с Русской Православной Церковью в области развития казачьего образования. Надеюсь, что наши совместные труды будут и впредь столь же плодотворны.

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации совместно с Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством, руководством епархий с традиционно казачьим населением во многом несут ответственность за сохранение православного компонента, духовно-нравственное развитие воспитанников казачьих кадетских корпусов, гимназий, детских садов. Но наши благие намерения применительно к современной системе казачьего воспитания будут по-настоящему воплощены в жизнь только при условии первостепенного внимания к сохранению православной составляющей со стороны руководства образовательных учреждений, территориальных казачьих общин.

В заключении хотел бы привести слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, сказанные им на заседании Высшего Церковного Совета в 9 сентября этого года. Возрождение казачества, по мысли Святейшего Владыки, «является очень важной частью возрождения наших национальных традиций, обычаев, но, самое главное, православного духа, который всегда оживотворял и наполнял жизнь казачьего сообщества » .

Дай Бог, чтобы развитие системы казачьего образования способствовало в том числе и духовно-нравственному оздоровлению нашего общества, утверждению христианских ценностей в жизни народа, более тесному приобщению наших современников к вере, к богатому духовному и культурному наследия Православия.

Сердечно благодарю вас за внимание.

Традиционная духовная культура кубанского казачества богата и сложна. Во многом обряды и обычаи связаны как с православием, так и военным образом жизни.

Особым уважением у казаков пользуются христианские праздники Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца.

Пресвятая Богородица издавна считалась заступницей русской земли, а Покров Божьей Матери являлся символом ее заступничества и помощи.

Поэтому праздник Покрова у казаков считается самым главным.

Святитель Николай Чудотворец - покровитель всех странствующих - сопутствовал казакам в военных походах.

Христианство на кубанскую землю пришло вместе с Андреем Первозванным, через 40 лет после рождения Иисуса Христа. Интересен тот факт, что на Кубани праздник Рождества Христова начали отмечать на 1000 лет раньше, чем в Киеве.

Святки отмечались примерно одинаково по всей кубанской земле. В станицах и хуторах вводился запрет на работу и соблюдался довольно строго. Люди ходили друг другу в гости, катались на санях, устраивали молодежные гулянья. Во многих станицах популярны были кулачные бои, так называемые «кулачки». На Кубани образовался целый пласт пословиц, поговорок и загадок, связанных с кулачным боем. У кулачного бойца высоко ценилась не только сила: «Богатырская рука однажды бьет», но и быстрота и ловкость: «То не козак, шо поборов, а той, шо вывернувся». Определяющая роль отводилась мужеству и храбрости бойцов: «Бой отвагу любит», «Назад тики раки лазят». Важное значение придавалось соблюдению правил боя: «Нэ той правей, хто сильней, а тот, хто честней». Обычно кулачные бои велись " по справедливости", при этом порицалось явное нарушение правил ведения схватки или провоцирование драки: «Кто драку затевает, тот чаще битым бывает».

В ходе кулачного боя казаки осваивали приемы коллективного взаимодействия по ведению боя. Эффективность такого подхода выразилась в поговорке: «Гуртом и батьку добре биты».

Один из приемов ведения кулачного боя, связанный с групповыми действиями бойцов, нашел отражение в загадке: «Стали хлопци в ряд, проходыть не велят». Отгадка - плетень. Плетень здесь ассоциируется со «стенкой» - особым построением кулачных бойцов, при котором они находятся в боевой стойке, располагаясь в одну шеренгу и став плотно друг к другу.

Следует отметить, что кулачные бои не несли особой агрессивности к сопернику. После окончания боя обычно устраивалось совместное застолье, во время которого участники обсуждали ход боя, приемы ведения схватки, характеризовали бойцов по проявленным способностям. Это способствовало уяснению отдельных моментов и разбору всего коллективного поединка. Обсуждали замеченные недостатки и тактические удачи.

Итак, после гулянья на Рождество обычно за стол усаживались всей семьей. Стол старались делать обильным, Обязательно готовилась кутья - рассыпчатая каша из пшеницы или риса с сухофруктами; под миску подстилали солому, чтобы был хороший урожай.

В рождественское утро мальчики, юноши и молодые мужчины ходили по домам и пели «Рождество Твое, Христе Боже наш» и «Многая лета». В некоторых станицах ходили с вертепом или делали Рождественскую звезду со вставленной внутрь свечой и так обходили дома.

Крещенским Сочельником святки заканчивались. Все садились вечерять. Хозяин выходил на крыльцо и говорил, подкидывая вверх ложку кутьи: «Мороз, Мороз, иди к нам кутью йисть, да не поморозь наших телят, ягнят, жеребят». Считалось, что таким образом домашние животные будут надежно защищены от холода.

Кутья - поминальная еда - появлялась в Крещенский сочельник не случайно. Таким образом словно бы поминали уходящий, умирающий год и умерших предков. Считалось, что если в поворотные моменты года души умерших предков как следует задобрить, то они помогут в наступающем году обеспечить хороший урожай и благополучие семьи…

Чихнувший во время ужина считался счастливым, и его чем-нибудь одаривали. Затем все выходили во двор и колотили по изгороди лопатами, метлами, стреляли из ружей.

Центральным действом праздника Крещения являлось водосвятие и обряды, связанные с крещенской водой. Водосвятие происходило на реке на рассвете. На реке делали иордань: вырубали прорубь в форме креста. Здесь же устанавливали ледяной крест, который поливали красным свекольным квасом. Сюда шли с крестным ходом, святили воду.

Великое освящение воды случается только на Крещение, один раз в год. Освященная вода называется в церкви агиасмой (святочной). Святую воду хранят весь год. Как говорят православные священники, в этот день даже вода из-под крана или из какого-либо природного источника обладает одинаковым духовным действием…

На протяжении всех Святок, но особенно в ночь под Рождество, Новый год и Крещение, девушки гадали, пытаясь узнать, выйдут ли они в этом году замуж, каков будет муж, свекровь.

Крещением завершалось святочное веселье.

Широко и весело провожали зиму на Масленицу. Этот праздник был очень популярен и в станицах, и в городах, и поселках и длился всю неделю, которая в народе так и называлась - масляной. Первый день - встреча Масленицы, второй - вязание колодок, а с четверга начинались прощеные дни, заканчивающиеся прощеным Воскресеньем. В эту неделю все ходили друг к другу в гости, катались с ледяных гор, сжигали чучела.

Обязательными блюдами были вареники с творогом, блины и яичница или яйца. Популярен был лапшевник. Особенно обильным был ужин в последний день Масленицы - на следующий день начинался Великий пост, который длился семь недель. Великий пост - период физического и духовного очищения перед Светлым Христовым Воскресением, перед Пасхой. На Кубани этот праздник называли «Вылык день».

Пасха - светлый и торжественный праздник обновления. В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце ликует, играет новыми красками.

Готовили праздничное угощение, жарили поросенка, пекли куличи, «паски».

Яйца красили в разные цвета: красный цвет символизировал кровь, огонь, солнце, голубой - небо, воду, зеленый - траву, растительность. В некоторых станицах наносили геометрический рисунок - писанки. А обрядовый хлеб - «паска» - был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы он был высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном.

Пасхальный «натюрморт» являлся прекрасной иллюстрацией мифологических представлений наших предков: хлеб - древо жизни, поросенок - символ плодородия, яйцо - начало жизни, жизненная энергия.

Возвратившись из церкви после освящения обрядовой пищи, умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть красивым и здоровым. Разговлялись яйцом и «паской». Ими же одаривали нищих, обменивались с родственниками и соседями.

Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели. Катание на качелях имело обрядовое значение - оно должно было стимулировать рост всего живого.

Завершалась Пасха Красной Горкой, или Проводами, через неделю после пасхального воскресенья. Это был «родительский день», поминовение усопших.

Отношение к предкам - показатель нравственного состояния общества, людей, На Кубани к предкам всегда относились с глубоким почтением. В этот день всей станицей шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца, устраивали поминальную тризну, раздавали «на помин» еду и сладости.

Казакам присущи щедрость, честность, бескорыстие, постоянство в дружбе, любовь к свободе, уважение к старшим, простота, гостеприимство,

Умеренность и изобретательность в быту.

Жизнь и служба в приграничной полосе протекала в постоянной опасности со стороны соседей, что вызывало необходимость быть всегда готовыми к отражению нападения неприятеля.

Поэтому казак должен быть храбр, силен, ловок, вынослив, хорошо владеть холодным и огнестрельным оружием.

Жизнь, полная опасностей вырабатывала в людях сильный характер, неустрашимость, находчивость, умение приспосабливаться к окружающей обстановке.

Мужчины выезжали на рыбную ловлю и полевые работы с оружием. Девушки и женщины также могли владеть огнестрельным и холодным оружием.

Поэтому нередко вся семья могла с оружием в руках защитить свой дом и имущество.

Семьи казаков были крепкие и дружные. Основу формирования морально-нравственных устоев казачьей семьи составили 10 Христовых заповедей. С малых лет детей приучали: не кради, не блуди, не убивай, не завидуй и прощай обидчиков, трудись на совесть, не обижай сирот и вдовиц, помогай бедным, заботься о детях своих и родителях, защищай от врагов Отечество.

Но прежде всего крепи веру православную: ходи в церковь соблюдай посты, очищай душу свою от грехов через покаяния, молись богу единому Иисусу Христу.

Если кому-то что-то можно, то нам нельзя - мы казаки.

Получаются своеобразные неписаные домашние законы:

уважительное отношение к старшим;

уважение к женщине (матери, сестре, жене);

почитание гостя.

Очень строго наряду с заповедями Господними соблюдались традиции,

обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями станицы, поселка или хутора.

Со временем некоторые обычаи и традиции исчезли, но остались те, которые наиболее полно отражают бытовые и культурные особенности казаков, сохранившиеся в памяти народа и передающиеся из поколения в поколение.

Кубань, в силу особенностей своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении веков взаимодействовали, формировались в одно целое элементы культур южнорусских, украинских и местных народов.

ПОСЕЛЕНИЯ. ЖИЛИЩА. Большая часть современных казачьих поселений Кубани возникла в конце 18 и в течение 19 вв. при освоении новых земель. Северная и северо-западная часть края заселялись в основном украинским населением. Казаки располагали свои курени на берегах степных речек, которые застраивались прямыми широкими улицами с центральной площадью и церковью посредине. Селение окружалось рвом и земляным валом.

С 1842г. курени стали называться станицами, как и в других казачьих войсках России.

Хаты строили в украинской или южнорусской традиции. Были они глинобитными или саманными с четырехскатными крышами, крытыми камышом или соломой. Почти в каждой хате имелись русская печь и «красный» угол с иконой под рушником. На стенах висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами, проводы и служба в армии, свадьбы, крестины, другие праздники.

СЕМЕЙНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЫТ. В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки.

В течение первой половины 19 века правительство предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения - вдов, девушек, семей с большим числом женщин. Семейный быт постепенно налаживался.

В силу специфического уклада жизни семьи казаков были большими.

Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак имел коня, верного друга. Говорят, казак и конь - это единое целое.

Действительно, отец сажал ребенка в седло с самого раннего возраста. Иногда ребенок еще и ходить не умел, а в седле держался крепко. Поэтому к достижению 18-летнего возраста молодой казак всегда принимал участие в казачьих скачках, которые служили посвящением во взрослую жизнь. Кубанские казаки являлись природными кавалеристами. Большое внимание уделялось уходу за конем, его кормлению. Существует множество изречений, отражающих отношение казака к коню: «Все можно отдать товарищу, кроме боевого коня», «Лошадь - она и жизнь твоя, она и смерть твоя, она и счастье твое».

Поэтому участие для молодого казака в станичных скачках становилось настоящим праздником.

Конные соревнования обычно проводили на площади. Содержалась эта площадь в идеальном порядке. Даже в грязь ее не размывали колесами и ездили мимо дворов, которыми она была окружена с трех сторон: с четвертой ее замыкал речной обрыв.

Итак, площадь полна народу: скоро первый заезд. Вот казаки мчатся мимо станков, чучел, жгута, глиняной головы, на солнце блестят их обнаженные шашки. Каждый удачный удар сопровождается одобрительным гулом толпы, внимательно следящей за всадниками…

По обычаю, лошадей седлали у крыльца дома. Мать по очереди подавала снаряжение и повод, поддерживала стремя и подавала плеть, как это делалось на проводах отца.

Прибыв к месту скачек, проверив подпруги, подобрав полы бешмета, по знаку вахмистра казак с места снимался карьером и завязывал повод. Конь, прижав уши, шел как по шнуру. Затем казак выбрасывал на ходу свое тело, ударял носками о землю с левой стороны и легко перелетал вправо, отбивался и снова оказывался слева. Кажется, что чья-то невидимая огромная рука играет мячом, выбрав потехой эту мчащуюся длинногривую лошадь. Мимо мелькают лица, вырастают и пропадают крики одобрения, взлетают шапки. Последний бросок - и казак плюхается на подушку, покачиваясь, развязывает повод.

На призовой заезд обычно выезжало не менее 30 казаков. Поближе к береговой линии подходили люди с платками, в которые завернуты деньги и разные подарки. Скромно поглядывая, прижав узелки с затейливо расшитыми кисетами для милых сердцу, ожидают заезда девчата. Когда по кругу пойдут казаки, каждый подбросит платок избранному всаднику. Позор тому, кто не сумеет поймать платок возлюбленной! Пойдет тогда дурная слава за тем казаком по пятам. Будут насмехаться над неудачником девчата, и отец оскорбленной девушки будет вправе отослать сватов…

Скачки завершены. Объявлялось решение атамана и выборных о награждении казака. За проявленную лихость в конных соревнованиях казака награждали 25 рублями, присваивали первый казачий чин младшего урядника. Атаман, сняв шапку, кинжалом отпарывал на вершке галуны и передавал победителю.

Конные состязания являлись демонстрацией готовности казаков к военным походам и сражениям.

В настоящее время этот вид спортивных соревнований называют джигитовкой. В словаре С. Ожегова читаем: «Джигитовка - это разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади, первоначально существовавшие у кавказских горцев и казаков».

На празднике, посвященном 200-летию Кубанского казачьего войска, наравне со взрослыми казаками в джигитовке участвовали и подростки. Известны случаи участия в открытых соревнованиях вместе с мужчинами женщин-казачек, которые занимали призовые места.

Благодаря своей эстетической красоте и спортивной зрелищности, джигитовка кубанских казаков получила широкую известность не только в России, но и за ее пределами. Джигитовка - своеобразный феномен традиционной казачьей культуры, настоящее искусство верховой езды, когда всадник сливается с конем, играя каждым мускулом тренированного тела. Это эффективное средство физического воспитания и морально-психологической подготовки казаков. Это значимая составная часть исторически сложившейся культуры казачества.