Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Государственное устройство рима. Армия древнего рима

Государственное устройство рима. Армия древнего рима

  • 12. Политическая история Древнего Рима: периодизация и характеристика основных форм государства.
  • 13. Основные тенденции социально-политической борьбы в римском обществе II–I веков до н.Э.
  • 14. Государственные учреждения в период республики.
  • 15. Режим военных диктатур конца республики и переход к монархии.
  • 16. Политическое устройство Римской империи.
  • 17. Специфика политической истории западноевропейского средневековья: общая характеристика государства, власти и общества.
  • 18. Складывание западноевропейского феодализма и специфика политических отношений в Западной Европе в конце V–X веков.
  • 20. Государственный строй Англии в IX–XIII веках.
  • 21. Возникновение Английского парламента и характеристика сословно-представительной монархии.
  • 22. Характеристика английского абсолютизма.
  • 23. Феодальная раздробленность и усиление королевской власти во Франции в XI–XIII веках.
  • 24. Французское государство в классическое средневековье: сословно-представительная и абсолютная монархия
  • 25. Особенности политического развития Франции в период Столетней войны.
  • 26. Политическое объединение Франции в первой половине XVI века.
  • 27. Раннефеодальное государство в Германии
  • 29. Государственный и общественный строй Византии.
  • 30. Политическая история Арабского халифата в VII–IX веках
  • 31. Складывание государственной власти в Японии.
  • 32 Политическая история Китая в эпоху средневековья.
  • 33 Функционирование политической власти в древних цивилизациях Америки (майя, ацтеки, инки).
  • 34. Складывание государств Африки в период средневековья и нового времени
  • 35. Содержание политической истории в новое время (общая характеристика государства, политической власти и общества).
  • 36. Английская буржуазная революция: предпосылки, ход итоги.
  • 37. Конституционная монархия Англии в XVIII–XIX веках.
  • 38. Складывание Британской империи
  • 40. Государственный строй сша по Конституции 1787 года.
  • 41. Гражданская война в сша: причины, ход, результаты.
  • 42. Великая французская буржуазная к 70-м гг. XVIII в.
  • 43. Формы правления во французском государстве первой половины XIX века (1804–1852)
  • 44 Парижская коммуна 1871 года.
  • 45. Эволюция германской государственности в XIX веке
  • 46. Характеристика японского государства XIX века.
  • 47. Структура государственной власти Китая XIX века.
  • 48. Республиканская форма правления в государствах Латинской Америки XIX века.
  • 50. Структурно-функциональная эволюция государственной власти в сша XX века.
  • 51. Политика «нового курса» ф.Д. Рузвельта в сша.
  • 52. Эволюция партийной системы в Англии в конце XIX – первой половине хх века
  • 53. Эволюция государственной власти в Англии хх века.
  • 54. Организация местного управления в Великобритании хх века.
  • 55. Третья республика во Франции XX века и ее падение.
  • 56. Характеристика политического устройства Четвертой республики во Франции
  • 57. Пятая республика во Франции (1958 – настоящее время).
  • 58. Характеристика политического режима Веймарской республики в Германии.
  • 60. Германия после Второй мировой войны: от раскола – к объединению (1945 – 1990).
  • 61. Установление фашистской диктатуры в Италии
  • 62. Образование Итальянской республики после Второй мировой войны и эволюция политической власти.
  • 63. Эволюция власти и общества в Японии XX века.
  • 64. Синьхайская революция 1911 года и падение монархии в Китае.
  • 65. Образование и развитие Китайской народной республики.
  • 67. Общая характеристика политических режимов в латиноамериканских государствах хх века.
  • 68. Характер и формы революций 1940-х годов в Центральной и Восточной Европе.
  • 69. Крах тоталитарных режимов в Центральной и Восточной Европе в ходе революций 1989–1990 гг.
  • 70. Постсоциалистическая фаза государственного строительства в Центральной и Восточной Европе.
  • 16. Политическое устройство Римской империи.

    Римская империя (лат. Imperium Romanum, Res publica Romana (Римская республика) , греч. Βασιλεία Ῥωμαίων) - постреспубликанская фаза в развитии древней римской цивилизации, характерной чертой которой были автократическая форма правления и большие территориальные владения в Европе и Средиземноморье. Хронологические рамки существования Римской империи охватывают период времени начиная с правления первого императора Августа, до падения империи на Западе, то есть с 27 года до н. э. по 476 годы. На Востоке Римская империя продолжала существовать, постепенно трансформируясь в Византию.

    Периодизация истории Римской империи различается в зависимости от подхода. Так, при рассмотрении государственно-правового устройства обычно выделяется два основных этапа:

    1. Принципат - форма государственного устройства, сочетающая республиканские и монархические черты, существовала в I веке до н. э. - III веке н. э. Период Принципата можно разделить на следующие этапы:

    а) Правление династии Юлиев-Клавдиев и формирование системы принципата (27 до н. э. - 68 н. э.)

    б) Год четырёх императоров - масштабный кризис власти (68-69)

    в) Правление династий Флавиев И Антонинов - расцвет системы принципата (69-192)

    г) Правление династии Северов - начало формирования военно-бюрократической системы (193-235)

    д) Кризис III века - полномасштабный социально-экономический и политический кризис Римской империи (235-284) Принципат (лат. principatus, от princeps - первый сенатор, сенатор открывающий заседание) - условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. - 284 н. э.) специфической формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты. Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.

    В историографии закрепился титул «император», хотя основные полномочия глава государства имел как народный трибун и принцепс.

    Система принципата стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции (народные собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты утратили прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. еальная власть была сосредоточена в руках прицепса-императора и близких к нему людей, его личной канцелярии, штат которой непрерывно рос, а сфера деятельности расширялась.

    Термину «принципат» в исторической литературе соответствует термин «ранняя империя», который считается более точным. На смену принципату пришёл доминат, где монархические черты видны гораздо более явственно, а республиканские институты большей частью упразднены, некоторые реорганизованы в монархические.

    2. Доминат (284-476 гг.) - политическая система, более близкая к монархии. Внутри периода можно выделить следующие этапы:

    а) Правление Диоклетиана и Константина I - формирование системы домината, административные, военные и социально-экономические реформы (284-337)

    б) Империя IV века н. э. - достаточно стабильное существование системы, тенденция к политическому размежеванию западной и восточной частей империи (337-395)

    в) Окончательное разделение империи на Восточную и Западную (395-476)

    Домина́т (лат. dominātus «господство», от dominus «господин», «хозяин») - форма правления в Древнем Риме, пришедшая на смену принципату и установленная Диоклетианом (284-305 гг.). В доминат включают период тетрархии.

    Словом «доминат» обычно обозначают период истории Древнего Рима с IV по VI века н. э. По-иному этот период может называться «поздней античностью» «поздней империей». Термин «доминат» происходит от обычного для того времени обращения к императору - Dominus et deus noster sic fueri iubet (буквально «господин и бог» (dominus et deus)). Впервые так себя назвал Домициан. Если в конце I века подобная претензия императора была встречена римлянами весьма враждебно, то в конце III века термин dominus был воспринят обществом довольно спокойно.

    Слово dominus также может переводиться как «государь».

    Доминат стал следующей фазой постепенной трансформации Римской республики в абсолютную монархию - с неограниченной властью императора. В период принципата старые республиканские институты сохранялись и формально продолжали фукционировать, а глава государства - принцепс («первый») - считался лишь первым гражданином республики.

    В период домината римский сенат превращается в сословие с декоративными функциями. Основным титулом главы государства вместо «принцепс» («первый») и «император» (первоначально почётный титул военачальников) становится «август» (Augustus - «священный») и «доминус» (Dominus - «господин», что подразумевало, что все остальные являются его подданными, оказываясь по отношению к нему на положении подвластных сыновей или рабов).

    Основоположником системы домината обычно считается император Диоклетиан, хотя ее предшественниками можно назвать и других императоров III века, в частности, Аврелиана. Диоклетиан установил при своём дворе обычаи, позаимствованные с Востока. Основным центром власти стал бюрократический аппарат, ориентированный на личность доминуса. Комитет, ведавший сбором налогов, при этом назывался комитетом «священных (то есть императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).

    Император издавал имперские законы, назначал чиновников всех уровней и многих офицеров армии, и, вплоть до конца IV века, носил титул главы коллегии понтификов.

    Несмотря на усиление власти императора и еще большей сакрализации его власти продолжали существовать некоторые республиканские традиции. Так, все еще существовали такие старые республиканские магистратуры, как консулы и преторы - правда, являвшиеся в поздней античности лишь почетными титулами. Традиции римских народных собраний продолжали существовать в армии (римские армейские contiones), с которой императоры были вынуждены считаться.

    Важной деталью, не позволяющей назвать режим домината классической монархией, являлось то, что принцип наследственности власти до конца так и не утвердился в Риме. Принадлежность к правящей династии была довольно важным аргументом в борьбе за власть, но не являлась обязательной характеристикой претендента, а императоры, чтобы обеспечить законную передачу власти своим потомкам, назначали их своими формальными соправителями еще в детстве.

    Дата окончания истории Римской империи дискусионна. Для Запада обычно называется дата 476 год - год смещения императора Ромула Августула или 480 год - год смерти Непота, последнего юридически легитимного императора. Для Восточной империи, государственность которой просуществовала, изменяясь, ещё около тысячи лет, называются даты - конец V века, 610 год, 1204 год, 1453 и другие.

    в уподоблении (ассимиляции) завоевателей и покорённых, римского и провинциального элементов;

    в изменении самой объединяющей власти;

    в объединении частей с целым посредством впервые созданной для этой цели государственной администрации;

    в объединении юридических правовых идеалов и

    в объединении нравственных идеалов.

    Этот процесс объединения, плодотворный и прогрессивный, достигает своего полного развития к концу II в. Но он имеет и обратную сторону: он сопровождается понижением культурного уровня и исчезновением свободы, что проявляется в III в. Между тем совершается религиозное объединение античного мира на почве христианства, торжество которого над язычеством наполняет IV в.

    На протяжении V в. Рим неоднократно подвергается нападениям со стороны варваров, которые в 476 г. навсегда уничтожат классическую римскую цивилизацию. В новом дуализме на римской почве зарождается новый исторический период. Успех социального объединения и ассимиляции разнородных национальных элементов провинций особенно наглядно проявляется в истории самих императоров, личная судьба и характер которых становится самым видным фактором в истории империи.

    Государственное устройство. Народные собрания. Сенат. Высшим органом в республиканском Риме оставалось народное собрание . С конца царского периода существовало два типа собраний. Куриатные комиции, аристократический орган, в республиканском Риме уже не играли существенной роли, и в них, как и в афинский ареопаг, были перенесены разбирательства, связанные с религиозными обрядами.

    Центуриатные комиции собирались по центуриям, введенным при Сервии Туллии и основанным на имущественном разделении граждан, – в них участвовали и патриции, и плебеи. Центурий было 193, и каждая обладала одним голосом. К первым 98 центуриям, подававшим свои голоса раньше других, принадлежали обеспеченные граждане из выделенных тем же Сервием Туллием шести разрядов, поэтому решение выносилось в угоду первым центуриям. Многие плебеи, пролетарии в том числе, не успевали даже проголосовать, когда закон уже был утвержден обеспеченными гражданами, входившими в первые 98 центурий.

    Такое неравноправие было ликвидировано в республиканскую эпоху. Во второй половине III в. была проведена реформа центуриатных комиций: каждый из пяти разрядов граждан выставлял равное количество центурий (70). Из пяти разрядов набиралось 350 центурий. Каждый имущественный разряд теперь получал равное представительство в народном собрании, и важные решения выносились уже всеми гражданами.

    После первой сецессии 495 года в противовес аристократическим куриатным комициям собрания граждан созывались по трибам. По трибам проходили как общие собрания и плебеев и патрициев, так и чисто плебейские сходки, плебисциты . Этот третий вид сходок, трибутные комиции , в республиканскую эпоху играл важную роль. Сервий Туллий ввел 21 трибу. В последующую эпоху по мере расширения Рима количество триб было увеличено до 35. Усиление плебеев неизбежно вело к установлению юридического статуса плебейских трибутных собраний в общегосударственных масштабах. В 449 г., согласно закону Валерия и Горация, подтвержденному в 287 г. диктатором Гортензием, именно плебейские собрания по трибам были признаны обязательными и для патрициев.

    На народных собраниях избирались магистраты, но в центуриатных – высшие, а в трибутных – более низкого ранга. Вторая важная функция собраний – судебная . На центуриатных сходках разбирались неординарные случаи, например уголовного характера, а на трибутных – дела, в худшем случае каравшиеся штрафом. В третью функцию собраний входило утверждение проектов законов. В этом плане трибутные комиции являлись основным органом, рассматривавшим предложения, выдвинутые магистратами, обладавшими законодательной инициативой. Законопроект либо отвергался, либо утверждался трибутными комициями. В реальности перечисленные функции четко не были разделены между двумя собраниями, в силу чего высшие магистраты могли умело лавировать при утверждении выгодных для них проектов.


    Следующий по важности государственный орган – сенат, изначально собрание патрициев. В эпоху республики в него входили должностные лица, отслужившие свой срок, как патриции, так и плебеи. Сенат являлся совещательным органом, с которым консультировались высшие магистраты – они практически никогда не пренебрегали его рекомендациями, негласно носившими характер приказов. Сенат вводил или запрещал культы богов, отвечал за набор войска, его численность и финансирование в период войны, принимал иностранных послов. Он рассматривал законопроекты до обсуждения их на народном собрании, после чего окончательно их принимал или отвергал. То есть сенат являлся начальной и конечной инстанцией в утверждении законопроектов, а также верховным органом, перед которым отчитывались должностные лица, отслужившие положенный срок и включавшиеся в его состав. Сенат был наиболее влиятельным учреждением римского государства, реально определявшим его политику в период республики.

    Магистратуры. Принципиальное отличие республиканской системы от царской состояло в наличии государственных должностей – магистратур . В Риме, как и в Греции, не было ни одной должности, занимаемой одним человеком, то есть наличествовала коллегиальность. Все магистратуры отличала краткосрочность : никто не задерживался у власти более чем на один год. По истечении срока магистраты заново избирались. Все должности, вплоть до жреческих, были выборными . Перечисленные меры были направлены на то, чтобы избежать восстановления царской власти.

    Магистрат – человек, в руках которого сосредоточивались исполнительные функции. В Риме не было раздутого бюрократического аппарата и вообще понятия чиновник в собственном смысле слова. По мнению римлян, человек, способный управлять, умел все. Такой подход к управленцам был утрачен в европейской традиции. Римляне считали, что человек, последовательно прошедший иерархию должностей, может занимать любой пост, поэтому универсальный римский администратор не нуждался в узкой специализации и особых знаниях для отправления суда, управления провинцией или командования войском.

    Гражданские магистратуры. Царская власть, упраздненная в 509 г., дробилась между двумя консулами (вероятно от выражения: «заседающие вместе») – высшими должностными лицами римской республики, обладавшими военной и гражданской властью. Консулы созывали сенат и народное собрание под собственным председательством, вносили законопроекты. В области внутреннего управления они контролировали деятельность других магистратов и следили за внутренней безопасностью города. В мирное время консулы чередовались, то есть месяц управлял один, а второй месяц – другой.

    Претор («идущий впереди») – высший руководитель римского судопроизводства. Учреждение этой должности в 366 г. означало исключение судебных функций из ведения консулов, отныне не занимавшихся судом. Сначала преторами становились только патриции, однако вскоре к этой должности были допущены и плебеи. Позднее, после расширения римского государства, число преторов увеличилось до шести.

    Цензор («человек, который оценивает») руководил переписью населения, вел списки сенаторов и всадников, осуществляя общий надзор за нравственностью граждан.

    Плебейские трибуны выражали интересы только плебеев, а не народа в целом, поэтому формулировка народные трибуны не вполне корректна. Основным полномочием трибуна было право запрета, вето («я запрещаю») законопроектов, ущемлявших, по его мнению, права плебеев. Трибун подвергал аресту или денежному штрафу лицо, противодействовавшее интересам плебеев, однако не обжаловал окончательное решение народного собрания и сената. Трибун мог созывать плебейское собрание и вносить в него предложения.

    Кроме рядовых, имелись еще экстраординарные, чрезвычайные магистратуры. Например, в лице диктатора на шесть месяцев возрождалась царская власть, когда при исключительных, крайних обстоятельствах (война или внутренние волнения) на краткий срок устанавливалась единоличная власть. Последний диктатор был назначен в конце второй пунической войны, в 202 г. до Р. Х.

    Жреческие магистратуры. В древнейшие времена жрецы назначались царем, а в республиканский период – верховным жрецом, понтификом . Римское жречество не составляло особенную касту. Жрецы избирались из граждан, чаще всего патрициев, но их должности, как правило, не были пожизненными, каким являлся только сан великого понтифика и нескольких особо выдающихся жрецов. Со II в. до Р. Х. возникла идея выборности жрецов на народных собраниях. Соответствующий закон был проведен в 104 г. до Р. Х. (закон Домиция ). Отныне жрецы избирались уже на трибутных собраниях, но не всеми трибами, а только самыми древними.

    Ромулу приписывают организацию римской общины (от лат. civitas). Население города в то время составляли две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и не-граждане - плебеи. Плебеи не входили в общину полноправных граждан и составляли свободный, но лишенный политических прав слой населения, обвешенный различными повинностями, однако, они несли военную службу наравне с патрициями. При завоевании соседних общин римляне отторгали часть их земли в общественный фонд, но плебеи к пользованию этой землей не допускались. В руках плебеев было сосредоточено, главным образом, торговое и промышленное богатство: гордые своим происхождением патриции считали унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности и военной службы. Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени (трибы). Три племени - рамны, тиции и луцеры - составляли "римский народ". Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины - куриатные комиции. Народной собрание принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами и т.д. Итак, говоря о происхождении римских сословий, следует взять за основу его "комплексную теорию":

    патриции были действительно коренным гражданством. Они представляли собой полноправный "римский народ";

    клиенты были в непосредственной связи с патрициями, они получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

    плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали "римскому народу", не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав.

    Римская патрицианская община представляла собою примитивный город- государство с типичными чертами "военной демократии". Еще одним органом демократии был совет старейшин - сенат. Его члены назывались "отцами" (от лат. patres - отцы). В компетенцию римского сената входили дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира. Он состоял из старейшин всех 300 родов, поэтому и назывался сенат (от лат. senex - старый, старейшина). Старейшины составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода. Согласно легенде, Ромул создал сенат из 100 сенаторов, Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний Древний довел их до 300. Со временем патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев. Усиление роли плебеев в экономике при их численном превосходстве привело к борьбе между плебеями и патрициями, первый этап этой борьбы завершился реформами общественного строя, приписываемыми царю Сервию Тулию. Наряду с прежним делением населения по родам, вводилось новое деление населения по имущественному и территориальному признакам. В ходе реформы "военной демократии" все римские граждане, как патриции, так и плебеи, были "оценены" по их наличному имуществу (земля, скот, инвентарь и пр.) и разделены на 193 сотни - центурии. То есть, согласно реформе было произведено деление на 5 имущественных разрядов или классов:

    в первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше, чем в 100.000 ассов (асс - медная монета, первоначально весом в 1 фунт, ценность ее для раннего периода истории Рима не установлена);

    во втором - 75.000 ассов;

    в третьем - 50.000 ассов;

    в четвертом - 25.000 ассов;

    в пятом - 12.500 ассов.

    Те, у кого состояние было очень мало, стояли "ниже класса" и назывались "пролетарии" (лат. proletarii, от слова proles - потомство), т.е. люди, которые имели только детей. Каждый разряд населения выставлял определенное количество своих представителей - восковых единиц - центурий (буквально - сотня). По центуриям стало теперь проводиться голосование в народное собрание; каждая центурия имела один голос. Пролетарии, т.е. вовсе лишенные учитываемого имущества, составили всего одну центурию. При согласованном голосовании первых двух разрядов голоса остальных не имели значения. Вместо старых родовых триб было введено деление на территориальные трибы. Реформы "военной диктатуры" Сервия Тулия нанесли сокрушительный удар по устаревшему родовому строю и заложили основу государства, т.е. было разрушено общество, основанное на кровном родстве, и вместо него создано государственное устройство, основанное на имущественном различии и территориальном делении. Имущественным положением определялось и место воинов в строю легиона. Самые богатые граждане I класса служили в коннице и назывались всадниками. Остальные члены этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение пехотинца и стоять в первых рядах легиона.

    Граждане других классов имели облегченное вооружение, занимали место в задних рядах. Воины V класса являлись в строй легко вооруженными, а пролетарии в строю вообще не служили. Сервий Туллий допустил в войско и плебеев, наделив их некоторыми политическими правами посредством организации новой формы народного собрания. В нем участвовали оба сословия. Оно называлось центуриатным собранием. Центурия (сотня), будучи военной тактической единицей, стала и голосующей единицей. К центуриатным собраниям перешли важнейшие функции старых собраний - объявление войны, выбор должностных лиц, суд и пр. На тот период времени данные реформы были прогрессивной формой управления. Падение военной демократии в Риме, как свидетельствуют данные ученых, произошло в конце VI - начале V вв. до н.э. в форме насильственного свержения последнего царя и передачи его власти двум выбранным должностным лицам. Они могли выбираться только из патрициев и назывались консулами. Таким образом, был осуществлен переход к республике.

    Первоначально было весьма архаич-ным: во главе его стояли цари, власть которых ещё напоминала власть вождя. Цари возглавляли городское ополчение, выполняли функции верховного судьи и жреца. Большую роль в управлении Древним Римом играл сенат — совет старейшин родов. Полноправ-ные жители Рима — патриции — собирались на народные собрания, где избирались цари и принимались решения по наиболее важным вопросам жизни города. В VI в. до н. э. плебеи получили некоторые права — они были включены в состав гражданской общины, допу-скались к участию в голосовании и получали возможность владеть землёй.

    В конце VI в. до н. э. в Риме власть царей сменилась аристо-кратической республикой, в которой ведущую роль играли патри-ции. Несмотря на то, что государственное устройство Рима получило название республика , то есть «общее дело», реальная власть остава-лась в руках наиболее знатной и богатой части римского общества. В период Римской республики знать называлась нобилями .

    Граждане Древнего Рима — нобили, всадники и плебеи — образовывали гражданскую общину — цивитас . Государственный строй Рима в этот период назы-вался республикойи строился на принципах гражданского самоуправления.

    Комиции (высшая власть)

    Высшая власть принадлежала народному собранию — комициям. В состав народных собраний входили все граждане, дос-тигшие совершеннолетия. Комиции принимали законы, избирали коллегии должностных лиц, принимали решения по важнейшим вопросам жизни государства и общества , таким как заключение ми-ра или объявление войны, осуществляли контроль над деятельностью должностных лиц и вообще над жизнью государства , вводили налоги, предоставляли гражданские права.

    Магистратуры (исполнительная власть)

    Исполнительная власть принадлежала магистратурам. Важ-нейшими должностными лицами были два консула , которые воз-главляли государство и командовали армией. Ниже их стояли два претора , которые отвечали за судопроизводство. Цензоры прово-дили перепись имущества граждан, то есть определяли принадлеж-ность к тому или иному сословию, а также осуществляли контроль за правами. Народные трибуны , избиравшиеся только из числа плебеев, были обязаны защищать права рядовых граждан Рима. На-родные трибуны нередко выдвигали проекты законов в интересах плебеев и в связи с этим выступали против сената и нобилей. Важ-ным орудием народных трибунов являлось право вето — запрет на распоряжения и действия любых должностных лиц, включая консу-лов, если, по мнению трибунов, их действия ущемляли интересы плебеев. Были также и другие магистратуры, в которых магистра-ты занимались разнообразными текущими делами.

    Сенат

    В государственной системе Римской республики очень важную роль играл сенат — коллективный орган, в составе которого было обычно 300 представителей высшей римской аристократии. Сенат обсуждал важнейшие вопросы государственной жизни и выносил решения на утверждение народных собраний, заслушивал отчёты должностных лиц, принимал иностранных послов. Значение сената было велико, и во многих отношениях именно он определял внутреннюю и внешнюю политику Римской республики.

    Принципат

    После установления в Древнем Риме императорской власти в первый, ранний, период Римской империи она стала называться принципатом .

    Доминат

    После кризиса Римской империи место императора занял Диоклетиан. Установленная им неограниченная монархия получила название домината .

    В поздней Римской империи всё более слабела централь-ная власть. Смена императоров зачастую происходила насильственным путём — в ре-зультате заговоров. Провинции выходили из-под контроля императоров.

    Древнейшим видом общинного устройства в Риме был род, члены которого считали себя происходящими от одного предка. Они объединялись общим культом, землевладением и судопроизводством.Обладателем верховной власти в общине Рима был царь - представитель одного из наиболее знатных и сильных родов, с властью патриархального характера, а впоследствии выборный сановит с чрезвычайными полномочиями.

    2.1. Общественные отношения

    В древнейшую эпоху истории Древнего Рима нет чистого родового строя, то есть, строя, в котором роды были бы независимы от какой-либо организации. С начала своей истории Рим является общиной. Тем не менее следы родового строя многочисленны. (21) Род сохраняет все свое значение, как религиозный союз: члены рода связаны единством религиозного культа. Это означает, что род может издавать постановления, налагать на провинившихся членов наказания вплоть до полного отлучения и т. д.

    В области гражданских, имущественных отношений в более древнее время существовала родовая общность недвижимых имуществ, общность землевладения. В историческую эпоху этой общности уже нет. Она преобразовалась в семейную собственность, оставив лишь следы в праве родового наследования и родовой опеки. По законам XII таблиц, если умерший не оставил родственников, то наследство и опека переходят в род, к лицам, принадлежащим, к одному роду с покойным.

    Таким образом, возникнувшее государство, охватив независимые роды, ослабило значение родовых связей, разделило роды на элементы. Такими элементами являются семьи - familiae. (3) Этот элемент крепок пред лицом государства. Древнеримская семья представляет собой замкнутый, тесно сплоченный круг лиц. Государство имеет дело только с главой семьи, который закрывает семью для внешнего гражданского мира. Он отвечает за нее, но зато пользуется всеми правами внутри нее, de jure он здесь неограниченный владыка. В состав семейного круга входят: жена домовладыки, его дети, внуки и т. д. Familia – это все, что находится под властью главы семьи, вся сфера его частного обладания и господства. Внутри этой сферы глава семьи правит безгранично: имеет над всеми право жизни и смерти, право продажи и т. д. Только в политическом отношении взрослые члены семьи, способные носить оружие, являются самостоятельными: они участвуют в народном собрании наравне со своими домовладыками и, следовательно, обладают всеми известными тогда правами гражданина. (14)

    Со временем на территории, принадлежащей родам, появились люди, не входящие ни в один из них. Это были освобожденные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и торговцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих людей в Риме называли плебеями. Это были тоже переселенцы в Рим, но из таких общин и племен, которые пользовались гражданско-правовой взаимностью. Таковыми являются общины Латинского Союза. Латины не считались за чужестранцев. Они могли приобретать имущество, заключать с гражданами сделки и выступать от своего имени на суде. Поэтому, латинянин, переселяясь в Рим, не имел нужды в покровительстве богатых римлян, но он не имел никаких политических прав, так как не принадлежал ни к одному из родов, входящих в состав курий и триб. С ростом Рима количество таких переселенцев возрастало, они оставались жить в Риме из поколения в поколение. Таким образом, рядом с слоем коренных Римлян постепенно нарастал слой нового населения, который и стал называться плебсом. (9)

    Коренное население, жившее родами, называлось патрициями. Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять за основу "комплексную теорию":

      Патриции действительно были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный "римский народ";

      В непосредственной связи с ними были клиенты, которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

      Плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав. Патриции превратились в замкнутую группу знати, противостоящую широкой массе плебеев. (32)

    Основными сторонами римского общественного строя древнейшего периода являются: род, семья и курия. Весь гражданский и политический механизм рассчитан только на граждан, входящих в состав того или другого из родов и зачисленных в ту или другую курию. Вне принадлежности к одному из родов нельзя было быть полноправным гражданином. Следовательно, патриции, по своей первоначальной идее, отнюдь не являются классом богачей или аристократов, это имя обозначает только коренных и потому полноправных обитателей Рима.