Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеальный дом  /  Лучшие произведения классической мировой литературы, которые стоит почитать для души. Что почитать из классики

Лучшие произведения классической мировой литературы, которые стоит почитать для души. Что почитать из классики

Книги – одно из величайших наследий человечества. И если до изобретения книгопечатания книги были доступны лишь избранной касте людей, то потом книги начали распространяться повсеместно. В каждом новом поколении рождались талантливые писатели, которые создавали мировые шедевры литературы.

Великие произведения дошли и до нас, вот только мы всё меньше читаем классику. Литературный портал Букля представляет вашему вниманию 100 лучших книг всех времен и народов, которые обязательно надо прочесть. В этом списке вы найдете не только классические произведения, но и современные книги, которые оставили свой след в истории совсем недавно.

1 Михаил Булгаков

Роман, который не вписывается в привычные литературные рамки. В этой истории смешана философия и быт, теология и фантастика, мистика и реализм, мистика и лирика. И все эти составляющие переплетены умелыми руками в цельную и яркую историю, которая способна перевернуть ваш мир. И да, это любимая книга Букли!

2 Федор Михайлович Достоевский

Книга из школьной программы, которую трудно понять в нежном подростковом возрасте. Писатель показал двойственность человеческой души, когда черное переплетается с белым. История о Раскольникове, который переживает внутреннюю борьбу.

3 Антуан де Сент-Экзюпери

Небольшая история, в которой заключен огромный жизненный смысл. История, которая заставляет по-другому посмотреть на привычные вещи.

4 Михаил Булгаков

Удивительно тонкая и саркастическая история о людях и их пороках. История об эксперименте, который доказал, что из животного можно сделать человека, а вот вывести «животное» из человека нельзя.

5 Эрих Мария Ремарк

Рассказать о чем повествует этот роман невозможно. Роман нужно читать, и тогда придет понимание, что это не просто история, а исповедь. Исповедь о любви, дружбе, боли. История отчаяния и борьбы.

6 Джером Сэлинджер

История подростка, который своими глазами показывает свое восприятие мира, точку мировоззрения, отречение от привычных принципов и устоев морали общества, которые не вписываются в его индивидуальные рамки.

7 Михаил Лермонтов

Лирико-психологический роман, который повествует о человеке со сложным характером. Автор показывает его с разных сторон. А нарушенная хронология событий, заставляет полностью погрузиться в повествование.

8 Артур Конан Дойл

Легендарные расследования великого сыщика Шерлока, которые раскрывают подлость человеческой души. Истории, которые рассказывает друг и помощник детектива доктор Ватсон.

9 Оскар Уайльд

История о самолюбии, эгоизме и прочной душе. История, которая наглядно показывает, что может случиться с душой человека, мучаемой пороками.

10 Джон Рональд Руэл Толкин

Фантастическая трилогия о людях и нелюдях, которые попали под власть Кольца Всевластия и его владыки Саурона. История о тех, кто готов ради дружбы и спасения мира, пожертвовать самым дорогим и даже своей жизнью.

11 Марио Пьюзо

Роман об одной из самых могущественных мафиозных семей Америки прошлого века – семье Корлеоне. Многим известен фильм, так что пора приниматься за чтение.

12 Эрих Мария Ремарк

После Первой Мировой войны множество эмигрантов оказались во Франции. В их числе и талантливый немецкий хирург Равик. Это история его жизни и любви на фоне пережитой войны.

13 Николай Васильевич Гоголь

История русской души и глупости. А удивительный стиль и язык автор заставляет предложения заиграть красками и оттенками, которые полностью раскрывают история нашего народа.

14 Колин Маккалоу

Потрясающий роман, который повествует не только о любви мужчины и женщины и сложных отношениях, но и о чувствах к семье, к родным местам и природе.

15 Эмили Бронте

В уединенном поместье живет семья, у которой в доме царит напряженная атмосфера. Сложные отношения имеют глубокие корни, которые скрываются в прошлом. История Хитклифа и Кэтрин не оставит равнодушным ни одного читателя.

16 Эрих Мария Ремарк

Книга о войне от лица простого солдата. Книга о том, как война ломает и калечит души невинных людей.

17 Герман Гессе

Книга просто переворачивает все представления о жизни. После прочтения уже невозможно избавиться о чувства, что ты стал на шаг ближе к чему-то невероятному. В этой книге есть ответы на многие вопросы.

18 Стивен Кинг

Пол Эджкомб бывший сотрудник тюрьмы, который служил в блоке для осужденных на смертную казнь. Он рассказывает историю жизни смертников, которым суждено было пройти Зеленую милю.

20 Виктор Гюго

Париж 15 века. С одной стороны он полон величия, а другой похож на сточную яму. На фоне исторический событий разворачивается история любви – Квазимодо, Эсмеральды и Клода Фролло.

21 Даниель Дефо

Дневник моряка потерпевшего крушение корабля и прожившего в одиночестве на острове 28 лет. Ему пришлось пережить слишком много испытаний.

22 Льюис Кэрролл

Странная и загадочная история о девочке, которая в погоне за белым кроликом оказывается в другом и чудесатом мире.

23 Эрнест Хемингуэй

На страницах книги война, но даже в мире полным боли и страха, есть место прекрасному. Прекрасному чувству под названием любовь, которая делает нас сильнее.

24 Джек Лондон

Что может сделать любовь? Любовь Мартина к прекрасной Руфь заставила его бороться. Он преодолел множества препятствий, чтобы стал кем-то большим. История о духовном развитии и становлении личности.

25 Аркадий и Борис Стругацкие

Фантастическая и увлекательная сказка, в которой магия переплетается с реальностью.

26 Мы Евгений Замятин

Роман антиутопия, в которой описывается идеальное общество, где нет личного мнения, а все происходит по расписанию. Но даже в таком обществе найдется место вольнодумцам.

27 Эрнест Хемингуэй

Фредерик добровольно отправился на войну, где стал врачом. В санитарной части, где даже воздух пропитан смертью, рождается любовь.

28 Борис Пастернак

Начало ХХ века. Российская Империя уже встала на путь революций. История о жизни интеллигенции того времени, а также книга поднимает вопросы религии и затрагивает тайну жизни и смерти.

29 Владимир Набоков

Поучительная история о людях, которые предали свои идеалы. Книга о том, как светлые и прекрасные чувства эволюционируют в нечто темное и отвратительное.

30 Иоганн Вольфганг Гёте

Величайшее произведение, которое затягивает в историю о Фаусте, который продал душу Дьяволу. Читая эту книгу можно пройти по пути познания жизни.

31 Данте Алигьери

Произведение стоит из трех частей. Сначала мы попадаем в Ад, чтобы протий все 9 кругов. Затем нас ждет Чистилище, пройдя которое можно искупить свои грехи. И только дойдя до вершины можно попасть в Рай.

32 Энтони Берджесс

Не самая приятная история, но она показывает человеческую сущность. Рассказ, как из любого человека можно сделать послушную и безмолвную куклу.

33 Виктор Пелевин

Сложная история, которую сложно понять с первого раза. Рассказ о жизни поэта-декадента, который ищет свой путь, а к просветлению Петра приводит Чапаев.

34 Уильям Голдинг

Что будет с детьми, если они окажутся совсем одни? У детей тонкая натура, которая подвержена порокам довольно сильно. И милые добрые дети превращаются в настоящих чудовищ.

35 Альбер Камю

36 Джеймс Клавелл

История английского моряка, который волей судьбы оказался в Японии. Роман-эпопея, где есть исторические реалии, интриги, приключения и тайны.

37 Рэй Брэдбери

Сборник фантастических рассказов, повествующий о жизни людей на Марсе. Землю они почти уничтожили, а что ждет другую планету?

38 Станислав Лем

На это планете есть Океан. Он живой и у него есть разум. Исследователям предстоит нелегкая задача – передать знание океану. А он поможет воплотить их мечты…

39 Герман Гессе

Книга о внутреннем кризисе, который может случиться с каждым. Внутреннее опустошение может погубить человека, если однажды на пути не встретиться человек, который даст в руки всего одну книгу…

40 Милан Кундера

Окунитесь в мир ощущений и чувств распутника Томаша, который привык менять женщин, лишь бы никто не смел забрать его свободу.

41 Борис Виан

У каждого из компании друзей своя судьба. Все идет легко и просто. Дружба. Любовь. Разговоры. Но одно событие может изменить все и разрушить привычную жизнь.

42 Иэн Бэнкс

Фрэнк рассказывает история своего детства и описывает настоящее. У него свой мир, который может рухнуть в любой момент. Неожиданные поворотные моменты в сюжете, придают особый вкус всей истории.

43 Джон Ирвинг

В этой книге поднимаются темы семьи, детства, дружбы, любви, измены и предательства. Это мир, в котором мы живем со всеми проблемами и недостатками.

44 Майкл Ондатже

В этой книге собрано много тем – война, смерть, любовь, предательство. Но главным лейтмотивов является одиночество, которое может приобрести самые разные формы.

46 Рэй Брэдбери

Книги наше будущее, а что будет, если их заменит ТВ и одно мнение? Ответ на этот вопрос дает писатель, который опередил свое время.

47 Патрик Зюскинд

История сумасшедшего гения. Вся его жизнь заключена в запахах. Он пойдет на все, чтобы создать идеальный аромат.

48 1984 Джордж Оруэлл

Три тоталитарных государства, где контролируются даже мысли. Мир ненависти, но есть люди, которые еще могут противостоять системе.

49 Джек Лондон

Аляска конца 19 века. Эпоха золотой лихорадки. И среди людской алчности живет волк по кличке Белый Клык.

50 Джейн Остен

В семье Беннет есть только дочки, и наследником является дальний родственник. И стоит умереть главе семейства, как юные девушки останутся ни с чем.

51 Евгений Петров и Илья Ильф

Кто не знает Остапа Бендера и Кису Воробьянинова и их вечные неудачи, которые связаны с поиском злополучных брильянтов.

52 Федор Достоевский

53 Шарлота Бронте

Джейн рано стала сиротой, а жизнь в доме тетки была далеко не счастливой. И любовь к строгому и угрюмому мужчине далеко от романтической истории.

54 Эрнест Хемингуэй

Небольшая история из жизни самого обычного человека. Но читая это произведение, проникаешь в удивительный мир, который полон эмоций.

55 Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Великолепный роман, который наполнен чувствами. На страницах книги ждет начало 20 века, когда люди были полны иллюзий и надежд. Эта история о жизненных ценностях и настоящей любви.

56 Александр Дюма

Все мы знакомы с приключениями д’Артаньяна и его самых близких друзей. Книга о дружбе, чести, преданности, верности и любви. И конечно, как и другие произведения автора не обошлось и без интриг.

57 Кен Кизи

Эту историю читателем поведает пациент психиатрической больницы. Патрик МакМёрфи попадает в тюрьму, в психиатрическое отделение. Вот только некоторые думают, что он просто симулирует свою болезнь.

59 Виктор Гюго

Роман описывает жизнь беглого каторжника, который скрывается от властей. После бегства ему пришлось пережить немало тягот, но он смог изменить свою жизнь. Вот только инспектор полиции Жавер готов пойти на все, чтобы поймать преступника.

60 Виктор Гюго

Актёр-философ повстречал на своем пути изуродованного мальчика и слепую девочку. Он берет их под свою опеку. На фоне физических недостатков отчетливо видно совершенство и чистоту душ. А также это отличное противопоставление жизни аристократии.

61 Владимир Набоков

Роман затягивает свою нездоровую паутину страстей и нездоровой любви. Главные герои постепенно сходят с ума, подвластные своим низменным желанием, как и весь их окружающий мир. В этой книге точно не будет счастливого конца.

62 Аркадий и Борис Стругацкие

Фантастическая повесть, которая описывает жизнь сталкера Рэдрика Шухарта, который из аномальных Зон на Земле добывает внеземные артефакты.

63 Ричард Бах

Даже простой чайке может надоесть серая жизнь, а обыденность приелась. И вот тогда Чайка посвящает свою жизнь мечте. Чайка отдает всю свою душу на пути к заветной цели.

64 Бернард Вербер

Мишель попал на суд архангелов, где ему предстоит пройти процедуру взвешивания души. После суда он стоит перед выбором – отправиться на землю в новом воплощении или сталь ангелом. Путь ангела не прост, как и жизнь простых смертных.

65 Этель Лилиан Войнич

История о свободе, долге и чести. А ещё о разных типах любви. В первом случае это любовь отца к сыну, которая пережила множество испытаний и пройдет через поколения. Во втором случае это любовь между мужчиной и женщиной, которая похожа на костер, то тухнет, то вспыхивает вновь.

66 Джон Фаулз

Он простой служитель ратуши, одинокий и потерянный. У него есть страсть – коллекционирование бабочек. Но однажды он захотел к себе в коллекцию девушку, которая покорила его душу.

67 Вальтер Скотт

Повествование романа уведет читателей в далекое прошлое. Во времена Ричарда Львиное Сердце и первых крестовых походов. Это один из первых исторических романов, который обязан прочитать каждый.

68 Бернхард Шлинк

В книге очень много вопросов, которые остались без ответа. Книга заставляет думать и анализировать не только происходящее на страницах, но и свою жизнь. Это история о любви и предательстве, которая никого не оставит равнодушным.

69 Айн Рэнд

Социалисты приходят к власти и берут курс на равные возможности. Власти считают, что талантливые и богатые должны улучить благосостояние других. Вот только вместо счастливого будущего привычный мир погружается в хаос.

71 Сомерсет Моэм

История актрисы, которая всю жизнь работает в театре. И что же для нее реальность игра на сцене или игра в жизни? Сколько ролей приходится тебе играть каждый день?

72 Олдос Хаксли

Роман антиутопия. Роман сатира. Мир где богом стал Генри Форд, а началом времен считается создание первого автомобиля «Форд Т». Людей просто выращивают, а о чувствах не знают ничего.

75 Альбер Камю

Мерсо живет отстраненной жизнь. Создается впечатление, что его жизни и вовсе ему не принадлежит. Ему всё безразлично и даже его действия пропитаны одиночеством и отречением от жизни.

76 Сомерсет Моэм

История жизни Филипа. Он сирота и на протяжении всей своей жизни он не только ищет смысл жизни, но и самого себя. А главное понять окружающий мир и людей.

77 Ирвин Уэлш

История друзей, которые однажды открыли для себя наркотики и эйфорию. Каждый персонаж необычен и довольно умен. Они ценили жизнь и дружбу, но ровно до того момента, когда героин встал на первое место.

78 Герман Мелвилл

Ахав капитан китобойного судна поставил целью своей жизни - месть киту по имени Моби Дик. Вит погуби слишком много жизней, чтобы оставить его в живых. Но стоит капитану начать охоту, как на его корабле начинают происходить загадочные, а порой и страшные события.

79 Джозеф Хеллер

Одна из самых лучших книг о Второй мировой войне. В ней автор смог показать бессмысленность войны и чудовищную нелепость государственной машины.

80 Уильям Фолкнер

Четыре персонажа, каждый из которых рассказывает свою версию событий. И чтобы понять, о чем идет речь, нужно дочитать до конца, где паззлы сложатся в единую картину жизни и тайных желаний.

82 Джоан Роулинг

83 Роджер Желязны

Классика фэнтезийного жанра. Хроники разделены на два тома по 5 книг. В этом цикле моно найти путешествия в пространстве и времени, войны, интриги, предательство, а также верность и мужество.

84 Анджей Сапковский

Одна из лучший фантастических серий. В серию входит 8 книг, при этом последнюю стоит «Сезон гроз» лучше читать после первой или второй книги. Это история о Ведьмаке и его приключениях, его жизни и любви, а ещё о девочке Цири, которая может изменить мир.

85 Оноре де Бальзак

Удивительная история о безграничной и жертвенной любви отца к детям. О любви, которая никогда не была взаимной. О любви, которая погубила отца Горио.

86 Гюнтер Грасс

История о мальчике по имени Оскар Мацерат, который с приходом к власти национал-социалисты в Германии отказывается расти в знак протеста. Таким образом, он выражает свой протест переменам в немецком обществе.

87 Борис Васильев

Пронзительная повесть войне. О настоящей любви к родителям, друзьям, и Родине. Эту повесть надо прочитать, чтобы ощутить всю эмоциональную составляющую этой истории.

88 Стендаль

История о Жюльене Сореле и душе, в которой идет противоборство двух чувств: страсти и честолюбия. Эти два чувства настолько переплетены, что часто их невозможно различить.

89 Лев Толстой

Роман-эпопея, который описывает целую эпоху, углубляясь в исторические реалии и художественный мир того времени. Война сменятся миром, а мирная жизнь персонажей зависит от войны. Множество героев с уникальными характерами.

90 Гюстав Флобер

Эта история признана величайшим произведением мировой литературы. Эмма Бовари мечтает о красивой светской жизни, но ее супруг, провинциальный врач, не может удовлетворить её запросов. Она находит любовников, но смогут ли они исполнить мечту мадам Бовари?

91 Чак Паланик

Как бы не ругали творчество этого автора, нельзя отрицать, что его книга «Бойцовский клуб» является одним из символов нашего поколения. Это история о людях, которые решили изменить этот грязный мир. История о человеке, который смог противостоять системе.

92 Маркус Зусак

Зимняя Германия 1939 года, когда у Смерти пояляется слишком работы, а через полгода работы прибавится в разы. История о Лизель, о фанатичных немцах, о еврейском драчуне, о кражах и о силе слов.

93 Александр Пушкин

Роман в стихах рассказывает историю о судьбе дворянской интеллигенции с их пороками и эгоизмом. А в центе истории любовная история без счастливого конца.

94 Джордж Мартин

Фантастическая история о другом мире правят короли и живут драконы. Любовь, предательство, интриги, войны и смерть, а все ради власти.

95 Дэвид Митчелл

История прошлого, настоящего и будущего. Истории людей из разных времен. Но эти истории составляют единую картину всего нашего мира.

96 Стивен Кинг

Фантастический цикл романов повелителя ужасов. В этой серии происходит переплетение жанров. В книгах тесно соседствуют ужасы, вестерн, научная фантастика и другие жанры. Это история о стрелке Роланде, который ищет Темную Башню.

97 Харуки Мураками

История о человеческих судьбах в Японии в 60-годах ХХ века. История о человеческих потерях. Воспоминания Тоору, которые познакомят читателя с разными людьми и их историями.

98 Энди Вейр

По воле случая астронавта остается один на космической базе на Марсе. У него ограниченное количество ресурсов, а вот связи с людьми нет. Но он не сдается, он верит, что за ним вернутся.

100 Сэмюэль Беккет

Удивительная пьеса, где каждый сам для себя определяет загадочную личность Годо. Автор дает возможность найти самому ответ на вопрос «кто он?». Конкретное лицо? Сильная личность? Собирательный образ? Или Бог?

В этот топ хочется включить ещё очень много книг. Поэтому, дорогие читатели, пишите в комментариях о тех книгах, которые вы считаете лучшими. Мы будем добавлять книги в топ и с вашей помощью расширим его до 1000 лучших книг всех времен и народов.

(оценок: 31 , среднее: 4,26 из 5)

В России литература имеет свое направление, отличающееся от любого другого. Русская душа загадочна и непонятна. Жанр отражает в себе и Европу, и Азию, поэтому лучшие классические русские произведения необыкновенны, поражают душевностью и жизненностью.

Главное действующее лицо — душа. Для человека не важно положение в обществе, количество денег, ему важно найти себя и свое место в этой жизни, найти истину и душевное равновесие.

Книги русской литературы объединены чертами писателя, владеющим даром великого Слова, полностью посвятившим себя этому искусству литературы. Лучшие классики видели жизнь не плоско, а многогранно. Они писали о жизни не случайных судеб, а выражающих бытие в его самых уникальных проявлениях.

Русские классики настолько разные, с разными судьбами, но объединяет их то, что литература признана школой жизни, способом изучения и развития России.

Русская классическая литература создавалась лучшими писателями из разных уголков России. Очень важно то, где родился автор, ведь этого зависит его становление как личности, его развитие, а также это влияет на писательское мастерство. Пушкин, Лермонтов, Достоевский родились в Москве, Чернышевкий в Саратове, Щедрин в Твери. Полтавщина на Украине — родина Гоголя, Подольская губерния – Некрасова, Таганрог – Чехова.

Три великих классика, Толстой, Тургенев и Достоевский, были абсолютно непохожими друг на друга людьми, имели разные судьбы, сложные характеры и великие дарования. Они сделали огромный вклад в развитие литературы, написав свои лучшие произведения, которые до сих пор будоражат сердца и души читателей. Эти книги должен прочитать каждый.

Еще одно важное отличие книг русской классики – высмеивание недостатков человека и его образа жизни. Сатира и юмор – главные черты произведений. Однако многие критики говорили о том, что это все клевета. И лишь настоящие ценители видели, насколько персонажи одновременно и комичны, и трагичны. Такие книги всегда цепляют за душу.

У нас вы можете найти лучшие произведения классической литературы. Вы можете скачать бесплатно книги русской классики либо читать онлайн, что очень удобно.

Представляем вашему вниманию 100 лучших книг русской классики. В полный список книг вошли самые лучшие и запоминающиеся произведения русских писателей. Данная литература известна каждому и признана критиками со всего мира.

Конечно, наш список книг топ 100 – всего лишь небольшая часть, собравшая в себя лучшие работы великих классиков. Его можно продолжать очень долго.

Сто книг, которые должен прочитать каждый, чтобы понять не только то, как раньше жили, какие были ценности, традиции, приоритеты в жизни, к чему стремились, а узнать в целом, как устроен наш мир, насколько светлой и чистой может быть душа и как она ценна для человека, для становления его личности.

В список топ 100 вошли самые лучшие и самые известные работы русских классиков. Сюжет многих из них известен еще со школьной скамьи. Однако, некоторые книги трудно понять в юном возрасте, для этого нужна мудрость, которая приобретается с годами.

Конечно, список далеко не полный, его можно продолжать бесконечно. Читать такую литературу – одно удовольствие. Она не просто чему-то учит, она кардинально меняет жизни, помогает осознать простые вещи, которые мы порой даже не замечаем.

Надеемся, наш список книг классики русской литературы пришелся вам по душе. Возможно, вы уже что-то читали из него, а что-то нет. Отличный повод составить свой личный список книг, свой топ, которые вы бы хотели прочитать.

Фото – pixabay.com

1. Вспомнить столп русской литературы

Пушкин и Лермонтов? Фи, банально! Мы окончательно взрослеем, когда забываем школьные обиды и перечитываем «Войну и мир» Льва Толстого – невероятно масштабное и глубокое размышление о скрытых пружинах истории, Наполеоне, Кутузове, а также о любви и мотивах человеческих поступков.

+1 : Продолжаем с «Анной Карениной ». Смятение чувств, скандал в благородном семействе и возможность понять, был ли Лев Толстой женоненавистником.

2. Посмотреть на людей, которые не меняются со временем

В «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова сатирические сцены приключений Сатаны со свитой в советской Москве перемежаются историей ареста и казни Христа. Находится место и для любви заглавных Мастера и Маргариты. Роман подсаживает так, что потом хочется перечитывать его снова и снова.

+1 : «Собачье сердце » – повесть Булгакова о том, как профессор Преображенский ставит эксперимент над дворовым Шариком и превращает его в человека. В послереволюционной Москве получившемуся полукриминальному элементу мигом находится место.


Кадр из фильма «Анна Каренина» (2012)

3. Влезть в глубокие дебри психологии

«Преступление и наказание» Фёдора Достоевского считается классикой психологического романа. Студент Раскольников убивает старушку-процентщицу, чтобы доказать, что он «сверхчеловек». Муки совести ломают жизнь ему и окружающим.

+1 : Роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея » покажет, как легко скатиться по наклонной, изгадив собственную душу. Главный герой попадает под обаяние порочного друга, и вся его гадкая сущность отражается на портрете, сохраняя ему молодость.

4. Ужаснуться извращенным личностям

«Парфюмер» Патрика Зюскинда рассказывает о юноше, который, не имея собственного запаха, решает отнять его у других. Пугающее, но притягательное сочетание прекрасного и омерзительного в превосходно написанном тексте.

+1 : В «Лолите» Владимира Набокова герой делает всё, чтобы соблазнить 12-летнюю девочку. Великолепный язык книги не сделал её менее противоречивой – роман много раз пытались запрещать из-за непристойного содержания.


Кадр из фильма «Парфюмер: История одного убийцы» (2006)

5. Поверить в любовь со счастливым концом

В книге Джейн Остин «Гордость и предубеждение» Элизабет Беннетт и Марк Дарси сумеют справиться со своими негативными порывами и посмотреть друг на друга непредвзято. Милая старая Англия, тонкая ирония, интересные характеры и актуальные темы на все времена.

+1 : «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте показывает сильный женский характер и яркое противостояние самостоятельных личностей, которые не могут решиться на любовь. Трогательно, печально, проникновенно и с неприятной тайной на чердаке фамильного дома.

6. Понять мораль истории

Сказка-притча «Маленький Принц» Антуана де Сент-Экзюпери научит многим важным вещам о дружбе и любви, верности и долге, красоте и нетерпимости к злу. «Мы в ответе за тех, кого приручили», помните?

+1 : Книга Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» о чайке, учившейся жизни и искусству полёта, читается как гимн самосовершенствованию и самопожертвованию, манифест безграничной духовной свободы.


Кадр из сериала «Джейн Эйр» (2006)

7. Возненавидеть войну и её последствия

«Три товарища» Эриха Марии Ремарка рассказывает о дружбе троих мужчин и о трагической любви одного из них. Приятные персонажи, насыщенность событиями и идеальная завершенность истории с настроением, которое очень похоже на бестселлер «Виноваты звёзды» Джона Грина.

+1 : Грязь и бесчеловечность войны отлично показаны в романе Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» . Вся жизнь как сочетание любви, мужества, самопожертвования, нравственного долга и ценности чужого существования.

8. Погрузиться в антиутопию

В книге Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» пожарные сжигают книги, чтобы правительство могло держать общество под контролем. Страшный мир, интересные мысли, интригующая история и сильный финал.

+1 : У Джорджа Оруэлла мы порекомендуем «Скотный двор » (ведь не могли же вы до сих пор не прочитать его «1984»?). В юмористической притче скромная ферма постепенно превращается в тоталитарное общество. Наблюдать за этими свиньями жутковато.

Продолжение списка ждите завтра.

До новых книг!

Ближе к середине февраля кажется, что даже в воздухе витают любовные флюиды. А если вы ещё не ощутили этого настроения, серое небо и холодный ветер портят всю романтику – вам на помощь придёт лучшая классика о любви !

Антуан Франсуа Прево «История кавалера де Гриё и Манон Леско» (1731)

Эта история происходит в декорациях Франции эпохи Регентства после смерти Людовика XIV. Рассказ ведётся от лица семнадцатилетнего юноши, выпускника философского факультета на севере Франции. Успешно держав экзамены, он собирается вернуться в дом своего отца, но случайно встречает притягательную и загадочную девушку. Это Манон Леско, которую привезли в город родители, чтобы отдать в монастырь. Стрела Амура пронзает сердце молодого кавалера и он, забывая обо всём, уговаривает Манон бежать с ним. Так начинается вечная и прекрасная история любви кавалера де Гриё и Манон Леско, которая вдохновит целые поколения читателей, писателей, художников, музыкантов, режиссёров.

Автор любовной истории – аббат Прево, чья жизнь металась между монастырским уединением и светским обществом. Его судьба – сложная, интересная, его любовь к девушке другой веры – запретная и страстная – легли в основу увлекательной и скандальной (для своей эпохи) книги.

«Манон Леско» – первый роман, где на фоне достоверного изображения материальных и бытовых реалий рисуется тонкий и проникновенный психологический портрет героев. Свежая, крылатая проза аббата Прево не похожа на всю предыдущую французскую литературу.

Эта история, повествующая о нескольких годах из жизни де Гриё, за которые импульсивный, чувствительный, жаждущий любви и свободы юноша успевает превратиться в мужчину с большим опытом и непростой судьбой. Взрослеет и прекрасная Манон: её непосредственность и легкомысленность сменяется глубиной чувств и мудрым взглядом на жизнь.

«Наперекор жесточайшей судьбе, я обретал свое счастье в её взорах и в твёрдой уверенности в её чувстве. Поистине я потерял всё, что прочие люди чтут и лелеют; но я владел сердцем Манон, единственным благом, которое я чтил».

Роман о чистой и вечной любви, которая возникает из воздуха, но силы и чистоты этого чувства достаточно, чтобы изменить героев и их судьбы. Но хватит ли этой силы, чтобы изменить жизнь вокруг?

Эмили Бронте «Грозовой перевал» (1847)

Дебютировав в одном году, каждая из сестёр Бронте представила миру свой роман: Шарлотта – «Джейн Эйр», Эмили – «Грозовой перевал», Энн – «Агнес Грей». Роман Шарлотты произвел сенсацию (он, как и любые книги самой известной из Бронте, мог оказаться в этом топе), но после смерти сестёр было признано, что «Грозовой перевал» является одним из лучших произведений того времени.

Самая мистическая и замкнутая из сестёр, Эмили Бронте, создала пронзительный роман о безумстве и ненависти, о силе и любви. Современники считали его слишком грубым, однако не могли не попасть под его магическое влияние.

История поколений двух семей, разворачивается на живописном фоне Йоркширский полей, где властвует обезумевший ветер и нечеловеческие страсти. Центральные герои - свободолюбивая Кэтрин и импульсивный Хитклифф, одержимы друг другом. Их сложные характеры, разное социальное положение, исключительные судьбы – всё вместе образует канон любовного романа. Но эта книга больше, чем просто ранневикторианский роман о любви. По мнению модернистки Вирджинии Вульф, «мысль, что в основе проявлений человеческой природы лежат силы, возвышающие её и подымающие к подножию величия, и ставит роман Эмили Бронте на особое, выдающееся место в ряду подобных ему романов».

Благодаря «Грозовому перевалу» прекрасные поля Йоркшира стали заповедником, а нам в наследство остались, к примеру, такие шедевры, как одноимённый фильм с Жюльет Бинош, популярная баллада «It"s All Coming Back to Me Now» в исполнении Селин Дион, а также трогательные цитаты:

«Что не напоминает о ней? Я и под ноги не могу взглянуть, чтоб не возникло здесь на плитах пола её лицо! Оно в каждом облаке, в каждом дереве - ночью наполняет воздух, днём возникает в очертаниях предметов - всюду вокруг меня её образ! Самые обыденные лица, мужские и женские, мои собственные черты - всё дразнит меня подобием. Весь мир - страшный паноптикум, где всё напоминает, что она существовала и что я её потерял».

Лев Толстой «Анна Каренина» (1877)

Существует известная легенда о том, как в кругу писателей обсуждалось, что нет в литературе хороших романов о любви. Толстой на эти слова встрепенулся и принял вызов, сказав, что напишет хороший роман о любви за три месяца. И написал-таки. Правда, за четыре года.

Но это, как говорится, история. А «Анна Каренина» – роман, который входит в школьную программу. Такое школьное чтение. И вот, каждый приличный выпускник на выходе усваивает, что «все счастливые семьи похожи друг на друга…» , а в доме Облонских «всё смешалось…».

А между тем, «Анна Каренина» действительная великая книга о великой любви. Сегодня принято считать (спасибо, в том числе, и кинематографу), что это роман о чистой и страстной любви Карениной и Вронского, которая стала спасением Анны от скучного мужа-тирана и её же гибелью.

Но для самого автора – это, прежде всего, семейный роман, роман о любви, которая, соединив две половинки, перерастает в нечто большее: в семью, детей. В этом, по Толстому, главное предназначение женщины. Потому что нет ничего важнее, а главное, сложнее, чем вырастить ребёнка, сохранить настоящую крепкую семью. Эту идею в романе олицетворяет союз Левина и Кити. Эта семья, которую во многом Толстой списал со своего союза с Софьей Андреевной, становится отражением идеального соединения мужчины и женщины.

Каренины же – это «несчастливая семья», и анализу причин этого несчастья Толстой и посвятил свою книгу. Однако автор не пускается в морализаторство, обвиняя грешную Анну в том, что она разрушила приличную семью. Лев Толстой, «знаток душ человеческих», создает сложное произведение, где нет правых и виноватых. Есть общество, которое воздействует на героев, есть герои, которые выбирают свой путь, и есть чувства, которые герои не всегда понимают, но которым отдаются сполна.

На этом закругляю свой литературный анализ, ибо об этом уже написано много и лучше. Просто выскажу свою мысль: обязательно перечитывайте тексты из школьной программы. И не только из школьной.

Решад Нури Гюнтекин «Королёк – птичка певчая» (1922)

Вопрос о том, какие произведения из турецкой литературы стали мировой классикой, может поставить в тупик. Роман «Птичка певчая» заслуживает такого признания. Решад Нури Гюнтекин написал эту книгу в 33 года, она стала одним из первых его романов. Эти обстоятельства заставляют ещё больше удивляться тому мастерству, с которым писатель изобразил психологию молодой женщины, социальные проблемы провинциальной Турции.

Ароматная и самобытная книга захватывает с первых строк. Это дневниковые записи прекрасной Фериде, которая вспоминает свою жизнь и свою любовь. Когда эта книга впервые попала ко мне (а было это во времена моего пубертатного периода), на потрёпанной обложке красовалось «Чалыкушу – птичка певчая». Мне и сейчас кажется этот перевод названия более колоритным и звучным. Чалыкушу – это прозвище неугомонной Фериде. Как пишет в своем дневнике героиня: «…моё подлинное имя, Фериде, сделалось официальным и употреблялось очень редко, точно праздничный наряд. Имя Чалыкушу нравилось мне, оно даже выручало меня. Стоило кому-нибудь пожаловаться на мои проделки, я только пожимала плечами, как бы говоря: «Я тут ни при чём... Что же вы хотите от Чалыкушу?..».

Чалыкушу рано потеряла родителей. Её отправляют на воспитание к родственникам, где она влюбляется в тёткиного сына – Кямрана. Их отношения непросты, но молодых людей тянет друг к другу. Неожиданно Фериде узнает о том, что её избранник уже влюблен в другую. В чувствах импульсивная Чалыкушу выпорхнула из семейного гнёздышка навстречу настоящей жизни, которая встретила её ураганом событий…

Помню, как, прочитав книгу, выводила в своём дневнике цитаты, осознавая каждое слово. Интересно, что ты меняешься со временем, а книга остаётся всё той же пронзительной, трогательной и наивной. Но, кажется, в нашем 21 веке независимых женщин, гаджетов и социальных сетей немного наивности не помешает:

«Человек живёт и привязывается невидимыми нитями к людям, которые его окружают. Наступает разлука, нити натягиваются и рвутся, как струны скрипки, издавая унылые звуки. И каждый раз, когда нити обрываются у сердца, человек испытывает самую острую боль».

Дэвид Герберт Лоуренс «Любовник леди Чаттерлей» (1928)

Провокационный, скандальный, откровенный. Запретный в течение более тридцати лет после первой публикации. Закоренелая английская буржуазия не потерпела описания сексуальных сцен и «аморального» поведения главной героини. В 1960 году состоялся громкий судебный процесс, в ходе которого роман «Любовник леди Чаттерлей» был реабилитирован и разрешён к печати, когда автора уже не было в живых.

Сегодня роман и его сюжетная линия едва ли кажутся нам столько провокационными. Юная Констанция выходит замуж за баронета Чаттерлея. После их женитьбы Клиффорд Чаттерлей отправляется во Фландрию, где в ходе боя получает множественные ранения. Он навсегда парализован ниже пояса. Замужняя жизнь Конни (как ласково зовет её муж) изменилась, но она продолжает любить мужа, ухаживая за ним. Однако Клиффорд понимает, что молодой девушке тяжёло проводить все ночи в одиночестве. Он разрешает завести ей любовника, главное, чтобы кандидатура была достойная.

«Если у мужчины нет мозгов, он дурак, если нет сердца - злодей, если нет желчи - тряпка. Если же мужчина не способен взорваться, как туго натянутая пружина - в нём нет мужского естества. Это не мужчина, а пай-мальчик».

Во время одной из прогулок в лесу Конни знакомится с новым егерем. Именно он научит девушку не только искусству любви, но и пробудит в ней настоящие глубокие чувства.

Дэвид Герберт Лоуренс – классик английской литературы, автор не менее знаменитых книг «Сыновья и любовники», «Влюблённые женщины», «Радуга», писал также эссе, стихи, пьесы, путевую прозу. Он создал три версии романа «Любовник леди Чаттерлей». Последний вариант, удовлетворивший автора, и был напечатан. Этот роман принёс ему славу, однако либерализм Лоуренса и провозглашение свободы нравственного выбора человека, воспетые в романе, смогли оценить по достоинству лишь много лет спустя.

Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» (1936)

Афоризм «Когда женщина не может плакать, это страшно» , да и сам образ сильной женщины принадлежат перу американской писательницы Маргарет Митчелл, ставшей известной благодаря единственному роману. Едва ли есть человек, который не слышал о бестселлере «Унесённые ветром».

«Унесённые ветром» – история гражданской войны между северными и южными штатами Америки 60-х годов, во время которой рушились города и судьбы, но не могло не рождаться что-то новое и прекрасное. Это история взросления юной Скарлетт О’Хара, которая вынуждена взять на себя ответственность за семью, научиться управлять своими чувствами и достичь простого женского счастья.

Это тот удачный роман о любви, когда кроме главной и довольно поверхностной темы он даёт что-то ещё. Книга растёт вместе с читателем: открытая в разное время, она будет восприниматься каждый раз по-новому. Одно в ней остаётся неизменным: гимн любви, жизни и человечности. А неожиданный и открытый финал вдохновил нескольких писателей на создание продолжения любовной истории, самые известные из которых – «Скарлетт» Александра Рипли или «Люди Ретта Батлера» Дональда Маккейга.

Борис Пастернак «Доктор Живаго» (1957)

Сложный символистский роман Пастернака, написанный не менее сложным и богатым языком. Ряд исследователей указывают на автобиографичность произведения, но описываемые события или герои слабо напоминают реальную жизнь автора. Тем не менее, это своеобразная «духовная автобиография», которую Пастернак характеризовал так: «Я пишу сейчас большой роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским, и Есениным, быть может). Он умрёт в 1929. От него останется книга стихов, составляющая одну из глав второй части. Время, обнимаемое романом, – 1903-1945 гг.».

Магистральной темой романа становятся размышлениям о будущем страны и о судьбе поколения, к которому принадлежал автор. Исторические события играют важную роль для героев романа, именно водоворот сложной политической ситуации определяет их жизни.

Главными действующими лицами книги являются доктор и поэт Юрий Живаго и Лара Антипова, возлюбленная героя. На протяжении всего романа пути их случайно пересекались и разделялись, казалось бы, навсегда. То, что действительно покоряет в этом романе – необъяснимая и необъятная как море любовь, которую герои пронесли через всю свою жизнь.

Кульминацией этой истории любви становится несколько зимних дней в занесённой снегом усадьбе Варыкино. Именно здесь происходят главные объяснения героев, здесь Живаго пишет свои лучшие стихи, посвящённые Ларе. Но даже в этом заброшенном доме им не укрыться от шума войны. Лариса вынуждена уехать, чтобы сохранить жизнь себе и детям. А Живаго, сходя с ума от потери, пишет в тетради:

С порога смотрит человек,

Не узнавая дома.

Её отъезд был как побег,

Везде следы разгрома.

Повсюду в комнатах хаос.

Он меры разоренья

Не замечает из-за слез

И приступа мигрени.

В ушах с утра какой-то шум.

Он в памяти иль грезит?

И почему ему на ум

Все мысль о море лезет?..

«Доктор Живаго» – роман, отмеченный Нобелевской премией, роман, судьба которого, как и судьба автора, оказалась трагичной, роман, который жив и сегодня, как и память о Борисе Пастернаке – обязателен к прочтению.

Джон Фаулз «Любовница французского лейтенанта» (1969)

Один из шедевров Фаулза, представляющий собой зыбкое переплетение постмодернизма, реализма, викторианского романа, психологии, аллюзий на Диккенса, Харди и других современников. Роман, являющийся центральным произведением английской литературы 20 века, считается и одной из главных книг о любви.

Канва истории, как и всякий сюжет любовного романа, выглядит просто и предсказуемо. Но Фаулз – постмодернист, испытавший влияние экзистенциализма и увлечённый историческими науками, создал из этой истории мистический и глубокий любовный роман.

Аристократ, состоятельный молодой человек по имени Чарльз Смитсон, вместе со своей избранницей встречают на берегу моря Сару Вудрафф – когда-то «любовницу французского лейтенанта» , а сейчас – горничную, которая сторонится людей. Сара выглядит нелюдимой, но у Чарльза получается установить с ней контакт. Во время одной из прогулок Сара открывается герою, рассказывая о своей жизни.

«Даже ваше собственное прошлое не представляется вам чем-то реальным – вы наряжаете его, стараетесь обелить или очернить, вы его редактируете, кое-как латаете... Словом, превращаете в художественный вымысел и убираете на полку – это ваша книга, ваша романизированная автобиография. Мы все бежим от реальной реальности. Это главная отличительная черта homo sapiens».

Между героями устанавливаются непростые, но особенные отношения, которые перерастут в сильное и роковое чувство.

Вариативность концовок романа является не только одним из главных приемов постмодернистской литературы, но и отражает идею, о том, что в любви, как и в жизни, возможно всё.

И для любителей актёрской игры Мерил Стрип: в 1981 году вышел одноимённый фильм режиссёра Карела Рейша, где роль главных героев исполнили Джереми Айронс и Мерил Стрип. Фильм, получивший несколько кинонаград, стал классикой. Но смотреть его, как и любой фильм по мотивам литературного произведения, лучше после прочтения самой книги.

Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» (1977)

Колин Маккалоу за свою жизнь написала более десяти романов, исторический цикл «Владыки Рима», серию детективов. Но она смогла занять видное место в австралийской литературе и благодаря всего одному роману – «Поющие в терновнике».

Семь частей увлекательной истории большой семьи. Несколько поколений клана Клири, которые переезжают в Австралию, чтобы обосноваться здесь и из простых бедных земледельцев стать видной и успешной семьей. Центральные герои этой саги – Мэгги Клири и Ральф де Брикассар. Их история, объединяющая все главы романа, рассказывает о вечной борьбе долга и чувства, разума и страсти. Что выберут герои? Или им придется встать по разные стороны и отстаивать свой выбор?

Каждая из частей романа посвящена одному из членов семьи Клири и последующим поколениям. За пятьдесят лет, в течение которых происходит действие романа, меняется не только окружающая действительность, но и жизненные идеалы. Так дочь Мэгги – Фиа, чья история открывается в последней части книги, уже не стремится к созданию семьи, продолжению своего рода. Так судьба семейства Клири оказывается под угрозой.

«Поющие в терновнике» – тонко сделанное, филигранное произведение о самой жизни. Колин Маккалоу удалось отразить сложные переливы человеческой души, жажду любви, которая живет в каждой женщине, страстную натуру и внутреннюю силу мужчины. Идеальное чтение долгими зимними вечерами под пледом или знойными днями на летней веранде.

«Есть такая легенда – о птице, что поёт лишь один раз за всю свою жизнь, но зато прекраснее всех на свете. Однажды она покидает свое гнездо и летит искать куст терновника и не успокоится, пока не найдет. Среди колючих ветвей запевает она песню и бросается грудью на самый длинный, самый острый шип. И, возвышаясь над несказанной мукой, так поёт, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо всё лучшее покупается лишь ценою великого страдания... По крайней мере, так говорит легенда».

Габриэль Гарсия Маркес «Любовь во время чумы» (1985)

Интересно, когда появилось известное выражение, о том, что любовь – это болезнь? Тем не менее, именно эта истина становится толчком в понимании произведения Габриэля Гарсии Маркеса, в котором провозглашается, что «... симптомы у любви и чумы одинаковые» . А важнейшая мысль этого романа заключена в другой цитате: «Если вы встретите свою настоящую любовь, то она от вас никуда не денется - ни через неделю, ни через месяц, ни через год».

Так случилось с героями романа «Любовь во время чумы», сюжет которого разворачивается вокруг девушки по имени Фермина Даса. В юности в неё был влюблён Флорентино Ариса, но, посчитав его любовь лишь временным увлечением, она выходит замуж за Хувеналя Урбино. Профессия Урбино – врач, а дело жизни – борьба с холерой. Однако Фермине и Флорентино суждено быть вместе. Когда Урбино умирает, чувства давних влюблённых вспыхивают с новой силой, окрашенные в более зрелые и глубокие тона.

Салман Рушди, Флорентийская чародейка (2008)
Десятый роман Рушди, полный исторических метафор, задевающий важный вопрос, что было первым - Восток или Запад. По прочтении романа на любую историческую книгу смотришь как на детские фантазии - снисходительно и без должного уважения - понимая, что нет однозначных исторических истин, есть домыслы и неизвестно чьи цитаты, из которых впоследствии складываются факты, которые трещат по швам.Джордж Оруэлл, Скотный двор (1945)
Читать в принудительном порядке всем революционерам и революционно настроенным товарищам. В своей известной антиутопии Оруэлл наглядно демонстрирует, куда могут увести группу решительно настроенных «свобода, равенство, братство», и что для любых лозунгов есть одно большое «но» - стремление одних подчинять и готовность других подчиняться. Хочешь не хочешь, а проводишь параллели с революцией 1917 г. и всем, что за ней последовало.Льюис Кэрролл, Алиса в стране чудес (1865) и Алиса в Зазеркалье (1871)
Торжество абсурда, старт жанра фэнтэзи - и лучшая сказка на свете. Удивительная по силе воздействия на воображение история о приключениях девочки Алисы сначала в кроличьей норе, а потом на другой стороне зеркала. После двух сказок об Алисе Кэрролла как только не называли - и философом, и пророком, книги разобрали на цитаты, сняли по книгам несколько мультфильмов и фильмов.Кен Кизи, Над кукушкиным гнездом (1962)
Главный роман бит-поколения по противостоянии свободолюбивого пациента и деспотичной старшей медсестры в психиатрической больнице. Книга слегка отличается от знаменитой экранизации с Джеком Николсоном в главной роли - в книге повествование ведется от лица одного из пациентов, который в фильме отодвинут на задний план, а внимание сконцентрировано на персонаже Николсона. Роман включен в список 100 лучших англоязычных произведений с 1923 по 2005 года журналом Time.Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Великий Гэтсби (1925)
Замечательная история о типичном американском богатстве начала ХХ века - Первая мировая позади, экономика прогрессирует, особенно хорошо себя чувствуют те, кто нажился на сухом законе, общество тонет в деньгах и развлечениях. Герой Фицджеральда попадает на Лонг-Айленд, где знакомится со сливками общества и сопротивляется пучине вечеринок, красивых женщин и хорошей выпивки - во главе party-движения стоит Гэтсби, личность сильная и противоречивая. Лучшая книга о том, что деньги все портят, а кабаки и бабы доводят сами знаете до чего.Патрик Зюскинд, Парфюмер. История одного убийцы (1985)
Популярнее этого немецкого романа только произведения Ремарка. Криминальная по своей сути и безумно красивая по своей форме история о человеке, который от рождения был наделен феноменальным обонянием - в итоге всю жизнь он является рабом своего дара: стремясь составить и сохранить идеальный аромат, он идет на убийство, одно за другим, и в итоге заканчивает трагично. Зюскинд отлично передает ароматы буквами, лучше, чем, скажем, это получилось у создателей экранизации романа в 2006 г. Об экранизации задумывался когда-то сам Стенли Кубрик, но в итоге пришел к выводу, что переносить творение Зюскинда на экран нельзя - его это испортит.Дж. Р. Р. Толкин, Властелин колец (1954)
Экранизация Питера Джексона - известного толкиниста - настолько детальная и скрупулезная, что, казалось бы, в том, чтобы перечитать исходник, нет никакой необходимости. Ошибка. Будучи филологом, знатоком средневекового эпоса Северной Европы, Толкин создал свой отдельный мир, основываясь на финском эпосе Калевала и легендах Артуровского цикла (кельтская история Британских островов). Да настолько убедительно, что тысячи толкинистов по сей день собираются где-нибудь в лесах и устраивают ролевые игры.Джейн Остин, Гордость и предубеждение (1797)
Свой первый и, как стало понятно впоследствии, великий роман Остин начала писать в 21 год - он ничем не впечатлил издателей, и более 15ти лет пролежал, что называется, под сукном. Остин всегда писала искренне и реалистично - ее романы всегда задевают за живое, в них нет изящества и выпендрежа, обыкновенные чувства обыкновенных людей, то есть, как ни крути, классика.Роальд Даль, Рассказы с неожиданным концом (1979)
Валлиец с норвежскими корнями, мастер парадоксов и отчасти гений, Даль дал нам Чарли и Шоколадную Фабрику, а также Матильду, но лучше всего у него получалось шокировать нас своими около-чеховскими рассказиками, с той лишь разницей, что в финале у читателя, как правило, брови резко ползут вверх, а рот расплывается в ироничной улыбке. «Я пишу только о том, что захватывает дух или смешит. Дети знают, что я на их стороне», говаривал Даль.Федор Достоевский, Идиот (1869)
Выбрать что-то одно из всего Достоевского совершенно невозможно, поэтому мы остановились на любимом. Великое произведение гениального человека. Достоевский - он всегда про чистоту vs. порок. Все попытки инфантильного эпилептика князя Мышкина стать обычным грешным человеком приводят в никуда - точнее, лишь к осложнению болезни. Женщины, деньги, соперничество с другими мужчинами, власть и другие соблазны над Мышкиным не властны - он постепенно вянет к окончанию романа, но на фоне тотального раздрая в душах всех остальных персонажей Мышкин - что воскресший Иисус.Иэн Бэнкс, Осиная фабрика (1984)
Дебют Бэнкса в литературе, готичненький роман о странном мальчике Фрэнке, который, по мере взросления, узнает лучше и мир, и себя, и не всегда рад тому, что узнал. Некоторые подробности в книге вызывают откровенную тошноту и способствуют каким-то пубертатным рефлексиям, в целом же это идеальный постмодерн в литературе: философская подача, помноженная на какой-то коммерческий абсурд.Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита (1966)
Если верить вдове Булгакова, последними его словами о романе Мастер и Маргарита перед смертью были «чтобы знали… чтобы знали…». Чтобы ЧТО знали - остается загадкой. Что талант не дается безнаказанно? Что человек - букашечка, не властная над следующей секундой своей жизни? Как бы там ни было, мистическая мелодрама врезалась в сознание миллионов - мы лично знали людей, которые после нескольких первых глав ходили по улицам, оглядываясь. Живи Булгаков в США, роман экранизировали бы в Голливуде еще при его жизни. В СССР М и М стал подпольной отдушиной для интеллигенции - впрочем, ей он по сей день и остался.Владимир Набоков, Дар (1938)
Можно, конечно, почитать Лолиту на сон грядущий. Можно чуть подрасти и проглотить за пару вечеров Камеру обскуру, можно даже замахнуться на Защиту Лужина. Но чтобы пройти весь Дар, от начала и до конца, не сбиться на этих бесконечных, на две страницы, предложениях, отличать автобиографичные нотки от вымысла, осилить последнюю, четвертую главу - книгу в книге - может только человек, которому в литературе нужно СЛОВО, а не дело.Ярослав Гашек, Похождения бравого солдата Швейка (1921)
Бравый солдат Швейк чем-то похож на голливудского Форреста Гампа - эдакий болван, которому живется плохо, и он идет на войну, и умудряется там не погибнуть. Интеллигентная сатира в лучшем исполнении - многие шутки, правда, понятны нам менее, чем современникам Гашека, но насмешка над ленью, ограниченностью, пьянством и отсутствием каких-либо моральных устоев очевидна и вне времени, ведь это вечные «ценности».И. Ильф, Е. Петров, 12 стульев, Золотой теленок (1928)
Илья Ильф и Евгений Петров работали литературными неграми у известного советского писателя Валентина Катаева: именно он предложил им накатать для него роман о бриллиантах, зашитых в стул, а сам уехал отдыхать в Батуми. Приехав через какое-то время и прочитав первые шесть листов произведения он сначала хохотал как ненормальный, а потом сказал Ильфу и Петрову, что не имеет права даже рядом стоять с этими страницами, что они самостоятельные творческие единицы - благословил, так сказать. Какое, должны мы сказать, СЧАСТЬЕ!Альбер Камю, Посторонний (1948)
В списке 100 книг века французской газеты Le Monde Посторонний стоит на первом месте. Лаконичный Камю (в романе все предложения короткие, и, как правило, в прошедшем времени) впоследствии позаимствуют многие европейские писатели ХХ века. Посторонний - об одиночестве и безысходности, о поисках себя и смысла своего существования. Экзистенциализм чистой воды, головная боль и депрессия.Жан-Поль Сартр, Тошнота (1938)
Протагониста романа тошнит от всего, что его окружает, и от себя самого - он анализирует смысл тех или иных действий, сам с собой обсуждает назначение тех или иных предметов - читателя, наблюдающего за этой кропотливой неблагодарной работой, к середине книги самого начинает тошнить. Тем не менее, Тошнота, как любой плод экзистенциализма, вынуждает посмотреть правде в глаза: в большинстве наших действий нет никакого смысла, то, что мы создаем, не делает нас лучше, в религии нет успокоения, в любви нет счастья, жизнь - одиночество.Кадзуо Исигуро, Не отпускай меня (2005)
Сложно отнести это произведение к какому-либо жанру. Фантастика? Антиутопия? Нет, скорее, такая себе альтернативная история. Дети учатся в закрытой школе. Они растут, вместе готовят уроки, рисуют, участвуют в спектаклях. Они взрослеют зная, что отличаются от тех других, живущих за периметром. Со временем они узнают, что их участь - быть своеобразной фермой по выращиванию донорских органов. И вот теперь начинается страшная взрослая жизнь. Когда Кэти или ее друг переживают выемку, другую, а некоторые и четвертую, после которой наступает конец. И даже если им удастся доказать, что они тоже живые люди, с такими же чувствами и даже способны любить - это все равно ничего не даст. Эта книга страшна тем, что с легкостью описывает ужасные вещи. Непонятно только одно - почему никто не борется за свое будущее.Борис Пастернак, Доктор Живаго (1955)
Читая эту книгу, понимаешь, что Нобелевскую премию Пастернак получил не зря, что бы там ни говорили. Завораживает не художественный уровень произведения - Пастернак скорее поэт. А сюжет, описывающий все перипетии огромной безжалостной и совсем непонятной войны, в самой гуще которой оказывается обычный человек с его привычками и принципами. И становится жалко этого человека, и обидно за него. Что он не смог приспособиться к этой новой жизни, не нашел своего места. Растерялся сам и потерял всех тех, кто был ему близок.Олдос Хаксли, О, дивный, новый мир (1932)
Эта история о генетически программируемом обществе потребления. Здесь один рождается в идиллическом мире, ему гарантирована жизнь в роскоши. А другой сходит с конвейера на другой уровень и должен довольствоваться тем, что имеет. Здесь все упорядочено и идет по расписанию. Нет зла и преступлений, нет обязательств, а брак до 30-ти считается ущербным. И при всем при этом каждый доволен тем, что имеет и каждый счастлив. Своим убогим нищенским счастьем. Беря во внимание 30-е, когда Хаксли создавал свой мир, невольно закрадывается мысль: он что-то знал!