Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Cочинение «Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына «Матренин двор»). Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в произведениях солженицына

Cочинение «Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына «Матренин двор»). Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в произведениях солженицына

ПЛАН ОТВЕТА

1. Разоблачение тоталитарной системы.

2. Герои «Ракового корпуса».

3. Вопрос о нравственности существующего строя.

4. Выбор жизненной позиции.

1. Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Его творчество притягивает читателя своей правдивостью, болью за человека: «...Насилие (над человеком) не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью, - писал Солженицын. - А нужно сделать простой шаг: не участвовать во лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но через меня». Писателям и художникам доступно большее - победить ложь.

В своих произведениях «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» Солженицын раскрывает всю сущность тоталитарного государства.

2. В «Раковом корпусе» на примере одной больничной палаты Солженицын изображает жизнь целого государства. Автору удается передать социально-психологическую ситуацию эпохи, ее своеобразие на таком малом, казалось бы, материале, как изображение жизни нескольких раковых больных, волею судьбы оказавшихся в одном больничном корпусе. Все герои - это не просто разные люди с разными характерами; каждый из них является носителем определённых типов сознания, порожденных эпохой тоталитаризма. Важно и то, что все герои предельно искренни в выражении своих чувств и отстаивании своих убеждений, так как находятся перед лицом смерти. Олег Костоглотов, бывший зек, самостоятельно пришел к отрицанию постулатов официальной идеологии. Шулубин, русский интеллигент, участник Октябрьской революции, сдался, внешне приняв общественную мораль, и обрек себя на четверть века душевных терзаний. Русанов предстает как «мировождь» номенклатурного режима. Но, всегда четко следуя линии партии, он зачастую пользуется данной ему властью в личных целях, путая их с общественными интересами.

Убеждения этих героев уже вполне сформировались и неоднократно проверяются в ходе дискуссий. Остальные герои в основном являются представителями пассивного большинства, принявшего официальную мораль, но они либо равнодушны к ней, либо отстаивают ее не так рьяно.

Все произведение представляет собой некий диалог сознании, отражающий почти весь спектр жизненных представлений, характерных для эпохи. Внешнее благополучие системы не означает, что она лишена внутренних противоречий. Именно в этом диалоге автор видит потенциальную возможность излечения той раковой опухоли, которая поразила все общество. У Рожденные одной эпохой, герои повести делают разный жизненный выбор. Правда, не все они осознают, что выбор уже сделан. Ефрем Поддуев, проживший жизнь так, как он хотел, понимает вдруг, обратившись к книгам Толстого, всю пустоту своего существования. Но это прозрение героя слишком запоздалое. В сущности, проблема выбора встает перед каждым человеком ежесекундно, но из множества вариантов решения лишь один верен, из всех жизненных дорог лишь одна по сердцу.



Необходимость выбора осознает Демка, подросток на жизненном перепутье. В школе он впитал официальную идеологию, но в палате он ощутил ее неоднозначность, услышав весьма противоречивые, порой исключающие друг друга высказывания своих соседей. Столкновение позиций разных героев происходит в бесконечных спорах, затрагивающих как бытовые, так и бытийные проблемы. Костоглотов - боец, он неутомим, он буквально набрасывается на своих противников, высказывая все то, что наболело за годы вынужденного молчания. Олег легко парирует любые возражения, так как его доводы выстраданы им самим, а мысли его оппонентов чаще всего внушены господствующей идеологией. Олег не принимает даже робкой попытки компромисса со стороны Русанова. А Павел Николаевич и его единомышленники оказываются неспособны возразить Костоглотову, ибо они не готовы сами защищать свои убеждения. Это за них всегда делало государство.

Русанову не хватает аргументов: он привык сознавать собственную правоту, опираясь на поддержку системы и личную власть, а здесь все равны перед лицом неминуемой и близкой смерти и друг перед другом. Преимущество Костоглотова в этих спорах определяется еще и тем, что он говорит с позиции живого человека, а Русанов отстаивает точку зрения бездушной системы. Шулубин лишь изредка высказывает свои мысли, отстаивая идеи «нравственного социализма». Именно к вопросу о нравственности существующего строя и стягиваются в конечном итоге все споры в палате.

Из беседы Шулубина с Вадимом Зацырко, талантливым молодым ученым, мы узнаем, что, по мнению Вадима, наука ответственна лишь за создание материальных благ, а нравственный аспект ученого не должен волновать.

Разговор Демки с Асей раскрывает сущность системы образования: с детства учеников приучают думать и действовать «как все». Государство с помощью школы учит неискренности, прививает школьникам искаженные представления о морали и нравственности. В уста Авиэтты, дочери Русанова, начинающей поэтессы, автор вкладывает официальные представления о задачах литературы: литература должна воплотить образ «счастливого завтра», в котором реализуются все надежды сегодняшнего дня. Талант и писательское мастерство, естественно, не идут ни в какое сравнение с идеологическим требованием. Главное для писателя - отсутствие «идеологических вывихов», поэтому литература становится ремеслом, обслуживающим примитивные вкусы масс. Идеология системы не предполагает создание нравственных ценностей, по которым тоскует Шулубин, предавший свои убеждения, но не разуверившийся в них. Он понимает, что система со смещенной шкалой жизненных ценностей нежизнеспособна.

Твердолобая самоуверенность Русанова, глубокие сомнения Шулубина, непримиримость Костоглотова - разные уровни развития личности при тоталитаризме. Все эти жизненные позиции продиктованы условиями системы, которая таким образом не только формирует из людей железную опору для себя, но и создает условия для потенциального саморазрушения. Все три героя - жертвы системы, так как она лишила Русанова способности самостоятельно мыслить, заставила Шулубина отказаться от своих убеждений, отняла свободу у Костоглотова. Всякий строй, угнетающий личность, уродует души всех своих подданных, даже тех, кто служит ему верой и правдой.

3. Таким образом, судьба человека, по мысли Солженицына, зависит от того выбора, который делает сам человек. Тоталитаризм существует не только благодаря тиранам, но и благодаря пассивному и равнодушному ко всему большинству, «толпе». Только выбор истинных ценностей может привести к победе над этой чудовищной тоталитарной системой. И возможность для такого выбора есть у каждого.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем заключается сущность тоталитарного государства?

84. Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». (Билет 14)

Стержневая тема творчества А. И. Солженицына - противостояние человека силе зла, как внешнего, так и захватывающего само сердце, история падения, борьбы и величия духа, неотрывная от трагедии России.
В рассказе «Матренин двор» автор изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте XX века. «Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи», нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности?.. Это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».
В чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи. Она вне сферы героического или исключительного, реализует себя в самой что ни на есть обыденной, бытовой ситуации, испытывает на себе все «прелести» советской сельской жизни 1950-х годов: проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны. Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она, как и все ее подруги, вынуждена брать его тайком.
Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства колхозной жизни 1950-х годов с ее бесправием и надменным пренебрежением к обычному человеку.
Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях.
Но кому противостоит Матрена, в столкновении с какими силами проявляется ее сущность? В столкновении с Фаддеем, черным стариком, олицетворением зла. Символичен трагический финал рассказа: Матрена погибает под поездом, помогая Фаддею перевозить бревна от ее же собственной избы. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни земля наша».

Обучающие:

  • знать идейно-композиционные особенности рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»,
  • знать особенности эпохи 60 годов, изображённой на страницах произведения,
  • знать основные формы государственного устройства и формировать первичное понятие об избирательной системе Российской Федерации,
  • знать понятие политического режима ,
  • уметь отличать политические режимы по характерным признакам.

Развивающие:

  • формировать способность к анализу и оценке языковых явлений в рамках художественного текста,
  • развивать , коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

Воспитывающие:

  • воспитывать гражданственность и патриотизм,
  • воспитывать активную жизненную позицию и стремление анализировать происходящее в обществе,
  • воспитывать потребность посильного участия в политической жизни страны .
  • формировать правовую культуру учащихся и положительное отношение к избирательному процессу.

Оборудование:

  • Флаг России,
  • Портрет А.И. Солженицына,
  • Тексты рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор»,
  • Тексты стихотворения Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя…»,
  • Видеозапись программы «Новости» с сюжетом о выборах в муниципалитеты,
  • Газеты,
  • Листовки с приглашением на выборы.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

1. Вступительная беседа

Учитель: Добрый день! Сегодня нам предстоит очень серьёзный разговор о жизни, об умении делать выбор. Вы – выпускники, поэтому уже совсем скоро многие пойдут на первые в жизни выборы. А некоторые, возможно, и не захотят идти? Давайте попробуем разобраться, можно ли позволить себе не ходить на выборы? Тема нашего урока: Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны

(по рассказу А.И Солженицына «Матрёнин двор»). Но урок мы начнём с чтения стихотворных строк Юрия Левитанского:

Каждый выбирает для себя –
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или Пророку –
Каждый выбирает для себя…

Учитель: Как вы думаете, почему выбраны именно эти строки?

Предполагаемый ответ: Наверное, есть взаимосвязь между этими литературными текстами: рассказом Солженицына, который мы прочитали дома, и данным стихотворением. Я вижу эту взаимосвязь в слове ВЫБОР.

Учитель: А какой выбор вы обнаружили в рассказе? Кто и когда делает выбор?

Предполагаемый ответ: Во-первых, герой выбирает себе работу – учителя «а меня тянуло учительствовать» , место жительства – деревню «мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России» и конкретное место проживания – дом Матрёны Григорьевой «так и поселился я у Матрёны Васильевны».

Учитель: Согласна. Но мне хотелось бы обратить ваше внимание на лежащие на столах газеты и листовки с приглашением на выборы.

Предполагаемый ответ: Наверное, мы будем говорить ещё и о тех несправедливостях, о которых рассказал нам Солженицын.

Учитель: А какую взаимосвязь вы видите между выборами и той жизнью , в которую окунулся главный герой, попав в деревню Тальново?

Предполагаемый ответ: В рассказе ярко выражена критика современного писателю общества, призыв к личной и общественной ответственности за происходящее. Автор критикует общественное устройство, а ведь его (этот строй) кто-то когда-то выбирал…

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Действительно, Солженицын отбывал срок за свои политические взгляды, за несогласие с действительностью. В феврале 1956 Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа «Матренин двор». С 1957 Солженицын преподает в школе. Все это время идет потаенная писательская работа над романом «В круге первом», созревает замысел «Архипелага ГУЛАГ». Как видите, писать приходилось скрытно. Процитируем статью «Политический режим» из учебника «Обществознание»:

«Для формулирования и выражения интересов нужна прежде всего СВОБОДА СЛОВА: каждый гражданин в идеале должен иметь возможность указать обществу на важные, по его мнению, проблемы и пути их решения ».

Итак, открыто писатель высказаться не мог, но в тексте мы видим неоднократные упрёки в адрес как местных властей, так и государства в целом. Давайте проверим, что вы выписали дома в тетради.

Примечание: дома нужно было записать вопросы (адресованные властям), возникающие по ходу самостоятельного чтения рассказа.

Предполагаемые вопросы:

Почему Матрёна не получала пенсию, несмотря на то, что много лет отработала в колхозе?

В тексте: «Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии».

Почему у Матрёны отобрали огород, кормивший её?

В тексте: «Председатель, новый, недавний, присланный из города, первым делом обрезал инвалидам (А ОНА ВЕДЬ НЕ ИНВАЛИД!) огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрёне, а десять соток так и пустовало за забором»

Почему рабочие, добывающие торф, не получали его в качестве топки на зиму, а получало только начальство?

В тексте: «Стояли вокруг леса, а топки взять было неоткуда, не продавалось торфу жителям, а только везли начальству да кто при начальстве. Топлива не было положено, и спрашивать не полагалось. Председатель колхоза ходил по деревне, о чём угодно говорил, только не о топливе. Потому что сам он запасся».

Почему за простой справкой Матрёне приходилось ходить по несколько раз в дальнюю деревню?

В тексте: «Собес был в двадцати километрах к востоку, сельский Совет – в десяти километрах к западу. Из канцелярии в канцелярию гоняли её два месяца – то за точкой, то за запятой. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять идти. Теперь секретарь есть, а печати у него нет. Третий день идти. А четвёртый день идти потому, что не на той бумажке расписались…»

3. Формирование новых понятий

Учитель: Наверное, сейчас хотелось бы услышать мнение специалистов нашей сельской администрации, насколько правомерны были действия председателя колхоза и управляющих «Торфопродуктом»?

Предполагаемый ответ 1:

– Действительно, на все ваши «почему» – ответ один – перегибы власти .

1956–1957 годы – это время установившейся тоталитарной власти. Процитируем: «Одна из форм государства (тоталитарное государство) характеризуется его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Тоталитарный политический режим характеризуется полным подавлением всех негосударственных институтов и всеохватывающим контролем за поведением и мыслями людей».

В рассказе налицо ликвидация конституционных прав и свобод: к примеру, право на пенсионное обеспечение: « год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрёна Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили . А в колхозе она работала не за деньги – за палочки» .

Предполагаемый ответ 2:

– Несправедливости, о которых пишет Солженицын, не могут не возмущать читателя. Как представитель местного самоуправления , могу сказать, что в деревне Тальново было настоящее самоуправство. Ни в отношении огорода, который обрезали именно у инвалидов (а они должны быть самыми защищёнными в нашем обществе!) ни в отношении топлива на зиму действия начальства не были правомерны.

4. Применение на практике полученных знаний.

Группа 1. Задание: сделайте выписки из текста по вопросу: «Признаки эпохи 60 –х годов на страницах рассказа».

Группа 2. Задание: просмотрите предложенный в видеозаписи сюжет новостей о выборах в муниципалитеты и проанализируйте возможные причины плохой явки молодых избирателей.

Группа 3. Творческая.

Задание: придумайте текст слогана, призывающего именно молодёжь принять участие в выборах. Ответ аргументируйте, опираясь на факты из рассказа Солженицына.

Группа 4. Задание: подготовьте от лица Матрёны Григорьевой рассказ : «Где и как я искала правду?»

Примечание: все задания нацелены на воспитание активной гражданской позиции.

5. Закрепление и обобщение

Прослушивание подготовленных ответов.

Цель: развивать речевую и мыслительную деятельность , коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

Учитель: Спасибо всем за работу. Давайте теперь поговорим о жизненной позиции Матрёны. Каково ваше отношение к героине?

Предполагаемый ответ 1: Матрёну сложно осуждать или оправдывать, хотя иногда хочется сделать и то и другое. Это человек щедрой души, абсолютно бескорыстный, иначе автор не назвал бы её Праведником. Но её жизненная позиция абсолютно пассивна. Так жить нельзя ! Она никогда не перечила, всех уважала и со всеми соглашалась. Ей выбирать не приходилось: за неё всё было решено. «Не колхоз только, а и любая родственница или просто соседка приходила к Матрёне с вечера и говорила:

– Завтра придёшь мне пособить. Картошку будем копать.

…И Матрёна не могла отказать».

Предполагаемый ответ 2: А мне кажется, что не только за Матрёну, но и за всех в те времена было всё решено. И говорить об активной гражданской позиции не приходилось. Например, автору его активная позиция стоила десяти лет жизни…

Предполагаемый ответ 3: Действительно, судьба человека в тоталитарном государстве незавидна.

6. Подведение итогов

Учитель: Давайте мы дочитаем стихотворение и вновь проведём параллель с темой нашего урока:

Каждый выбирает по себе –
Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею:
Каждый выбирает по себе.

Учитель: Итак, какие же важные выводы мы сделаем после состоявшегося разговора?

Предполагаемый ответ 1: чтобы быть довольным жизнью, чтобы не иметь претензий, надо уметь выбирать .

Предполагаемый ответ 2: надо хотеть выбирать.

Предполагаемый ответ 3: надо иметь активную гражданскую позицию и всегда ходить на выборы. Ведь если ты не проголосуешь, то, возможно, именно твоего голоса не хватит.

Учитель: Здесь уместнее всего было бы обратиться к эпиграфу, вспомнить слова А.Адамовича: Мир может спасти только один человек, и этот человек – ТЫ”.

Учитель: А как вы понимаете слова из стихотворения: «выбираю тоже, как умею…»?

Предполагаемый ответ 1: Выбираю так, как подсказывает сердце.

Предполагаемый ответ 2: Выбираю так, как научили.

Учитель: И тогда последний вопрос. Давайте, исходя из значения слова «выбор» (одно из значений – «избрание путём голосования», а другое – «взять, отобрать, определить для себя нужное, предпочитаемое») определим, можно ли считать, что данное стихотворение посвящено выборам в органы государственной власти? Почему?

Предполагаемый ответ 1:. Я думаю, что в стихотворении речь идёт просто о жизненном выборе (выбор профессии, выбор спутника жизни и т.д.) А это для меня одинаково важно, как и выборы в органы власти. Поэтому я считаю, что в стихотворении речь идёт просто о жизненно важном выборе , КАКИМ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС ДОЛЖЕН БЫТЬ в том числе И ВЫБОР ВЛАСТИ.

Учитель: Ведь, как гласят и тема урока, и слова эпиграфа, в ответе за судьбу народа и страны – КАЖДЫЙ ИЗ НАС!

7. Рефлексия

Учитель: Судя по вашим ответам, теперь, наверное, самое время заполнить анкету.

Вопросы анкеты:

  1. Считаете ли Вы выборы делом сугубо личным? ДА, НЕТ
  2. Изменилось ли после разговора на сегодняшнем уроке Ваше понятие о жизненной позиции? ДА, НЕТ
  3. Можете ли Вы утверждать, что готовы сознательно делать выбор? ДА, НЕТ
  4. Считаете ли Вы, что молодёжь – могучая сила на выборах? Да, нет.

Подсчитайте результат. Если Вы набрали 4 балла, то ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО ответить на последний вопрос:

Сможете ли вы убедить кого угодно в необходимости участия в выборах?

ДА – 3 балла, НЕ СОВСЕМ – 2 балла, НЕ ЗНАЮ – 1 балл, НЕТ – 0 баллов.

Система оценки:

Набравшие 7 баллов – «5»
Набравшие 6 баллов – «4»

Набравшие менее 6 баллов имеют возможность «добрать» баллы выполнением домашнего задания.

ДОМА: творческое задание на выбор :

1) учитывая характер и жизненную позицию Матрёны Григорьевой, написать от её лица письмо в районную газету

2) создать эскиз листовки с приглашением на выборы в Совет Старшеклассников.

“Почему период существования тоталитарного государства в 20 веке является самым трагическим?” – на этот вопрос может ответить любой старшеклассник, но лучший ответ можно найти в таких произведениях Солженицына, как “Архипелаг ГУЛАГ”, “В круге первом”, “Один день Ивана Денисовича”. Все они рассказывают о том, как могла измениться жизнь советского человека из-за ложных слухов, неверного шага или стремления к справедливости. Эта идея, объединяющая все творчество Солженицына, просматривается в заголовке его главного романа.

ГУЛаг – аббревиатура, которой называли все места заключения. Иными словами, это концлагеря, только не немецкие, а советские, однако в СССР с соотечественниками иногда обращались хуже, чем фашисты… Известно, что писательница, помогавшая Солженицыну в работе над романом “Архипелаг ГУЛаг”, повесилась после жестокого допроса выследивших ее людей. Вот что творилось с простыми тружениками, просветителями!

Расположение десятков лагерей, если взглянуть на карту, очень напоминает архипелаг, именно поэтому Солженицын выбрал

такое название для своего главного романа. Чтобы попасть в ГУЛаг, достаточно быть раскулаченным крестьянином, инопартийцем или человеком, побывавшем в плену. Иногда туда попадали совершенно невиновные люди, но главная цель начальника лагерей – морально уничтожить человека, а не доказать вину. Самое страшное, что постоянным жильцом “архипелага” мог стать даже ребенок – ему давали 10 лет заключения. Если изначально без суда и следствия власть расстреливала без следствия “предателей”, то вскоре Сталин решил воспользоваться бесплатной рабочей силой и отправлял в ГУЛаги на 25 лет.

В романе Солженицын рассказывает о том, что самым первым местом для образования лагеря стал монастырь. Но попасть туда означало, что человеку относительно повезло, ведь самым страшным местом заключения был СЛОН – лагерь особого назначения на севере.

Через 20 лет после установления тоталитарного режима “архипелаг” приобрел чрезвычайные размеры. Люди, которые оказывались там, были не людьми – а “аборигенами”, а из-за нечеловеческих условий не проходило ни дня без смертности. ГУЛаги продолжали разрастаться по всей стране, заключенных становилось все больше, но на волю не выпускались даже те, кто выстоял все 25 лет мучений.

Такую трагическую судьбу испытали сотни тысяч человек, которые правдой и верой служили своему государству, но были оклеветаны. Но советский человек выстоял все, и даже несмотря на то, что после смерти Сталина ГУЛаги продолжали существовать, настало время, когда насилие исчезло, и люди стали жить спокойно, не боясь сказать лишнее слово или сделать шаг влево. Мы и есть счастливые жильцы этого времени, и мы должны быть бесконечно обязаны тем, кто выстоял все невзгоды в тоталитарном государстве.


Другие работы по этой теме:

  1. В своей знаменитой повести “Один день Ивана Денисовича” Александр Исаевич Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так,...
  2. Подготовка к ЕГЭ: Человек в тоталитарном государстве (сочинение) Ни за что на свете нельзя отобрать у человека ни свободу, ни вольнодумие, ни жажду справедливости. За...
  3. Проблема человека и власти, проблема преступления власти против личности становится в Советской России актуальной уже в 20-е гт. XX в. - в годы, когда государство...
  4. Писателю всегда был дорог воздух свободы – не внешней, до которой путь крайне далек, но неотъемлемой и победительной внутренней воли. Провозвестником ее служит безмолвная русская...

Многие писатели середины XX столетия не смогли остаться в стороне от событий, происходивших тогда в стране. За время, предшествующее Октябрьской революции и последующие годы становления советской власти было убито или отправлено в ссылки много неугодных власти людей. Сломанные судьбы, осиротевшие дети, постоянные доносы – думающие люди не могли остаться равнодушны. Б. Пастернак, М. Булгаков, Е. Замятин, В. Шаламов, М. Шолохов, А. Солженицын и многие другие писали о том, что происходит и как от этого страдают простые люди.

Не боясь расправы, писатели рисовали мрачные картины тоталитарного режима, который советские власти пытались выдать за социалистический. Широко тиражируемая “власть народа” на деле являлась обезличиванием и превращением людей в общую серую массу. Каждый должен был слепо обожать вождя, но шпионить за родственниками и друзьями. Доносы стали нормой жизни, и никто не проверял их достоверность. Важно было заставить людей жить в атмосфере страха, чтоб те и не помышляли о протестах.

Если в произведениях Булгакова и Пастернака говорилась о том, как страдает

интеллигенция, то в произведениях Замятина и Солженицына тяжело приходилось жителям страны победившего социализма. Легко понять, что борцы за “красную” идеологию на что боролись, но то и напоролись.

В романе Замятина “Мы”, написанном в жанре антиутопии, жители Единого Государства – люди-роботы, представлены, как “винтики” в огромной системе. Писатель рассказывает о мире без любви и искусств, аллегорично описывая мир Советского Союза. В итоге он приходит к выводу, что совершенного мира нет и быть не может.

Запретных тем коснулся и Солженицын в произведении “Один день Ивана Денисовича”. Иван Шухов – главный герой повести – фронтовик, теперь живущий, колхозник, теперь отправлен в трудовой лагерь. Солженицын справедливо рассудил, что для правдивого описания несправедливости репрессий советского государства лучше всего показать жизнь простого человека. Всего один лагерный день – от подъема до отбоя. Шухов сочувствует всем, с кем отбывает наказание и мечтает только об одном – вернуться домой и продолжать работать. Тихие сельские заботы этот человек считает счастьем потому, что в поле он ни от кого не зависит – сам на себя работает и сам себя кормит.

Лагерь становится местом действия еще одной знаменитой книги “Архипелаг ГУЛАГ”. В двух томах автор подробно рассказывает сначала о том, как строилось государство советов – пытки, расстрелы, доносы, а затем во втором томе рассказывает о лагерной жизни и судьбах тех, что страдал и погибал в темных камерах.

Немало архивных документов исследовал Александр Солженицын, чтобы писать правду. Ему пригодились также и собственные воспоминания, ведь од больше 10 лет провел в следственных изоляторах и на лагерных нарах из-за того, что в своих письмах посмел критиковать Сталина. Все действующие героиреальные люди. Писатель знал, что история не сохранит их имен, как и сотни других, которые навсегда пропали и похоронены были в братских могилах. Желая увековечить не только тех, с кем был знаком лично, но и всех невинных, попавших в горнило репрессий.


Другие работы по этой теме:

  1. “Почему период существования тоталитарного государства в 20 веке является самым трагическим?” – на этот вопрос может ответить любой старшеклассник, но лучший ответ можно найти в...
  2. Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве возникает в русской литературе XX века уже в 20-х годах, когда само становление этого понятия только намечалось....
  3. Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве возникает в русской литературе XX века уже в 1920-х годах, когда само становление его еще только намечалось....
  4. В своей знаменитой повести “Один день Ивана Денисовича” Александр Исаевич Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так,...

Арендный блок

ПЛАН ОТВЕТА

1. Разоблачение тоталитарной системы.

2. Герои «Ракового корпуса».

3. Вопрос о нравственности существующего строя.

4. Выбор жизненной позиции.

1. Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Его творчество притягивает читателя своей правдивостью, болью за человека: «...Насилие (над человеком) не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью, - писал Солженицын. - А нужно сделать простой шаг: не участвовать во лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но через меня». Писателям и художникам доступно большее - победить ложь.

В своих произведениях «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус» Солженицын раскрывает всю сущность тоталитарного государства.

2. В «Раковом корпусе» на примере одной больничной палаты Солженицын изображает жизнь целого государства. Автору удается передать социально-психологическую ситуацию эпохи, ее своеобразие на таком малом, казалось бы, материале, как изображение жизни нескольких раковых больных, волею судьбы оказавшихся в одном больничном корпусе. Все герои - это не просто разные люди с разными характерами; каждый из них является носителем определённых типов сознания, порожденных эпохой тоталитаризма. Важно и то, что все герои предельно искренни в выражении своих чувств и отстаивании своих убеждений, так как находятся перед лицом смерти. Олег Костоглотов, бывший зек, самостоятельно пришел к отрицанию постулатов официальной идеологии. Шулубин, русский интеллигент, участник Октябрьской революции, сдался, внешне приняв общественную мораль, и обрек себя на четверть века душевных терзаний. Русанов предстает как «мировождь» номенклатурного режима. Но, всегда четко следуя линии партии, он зачастую пользуется данной ему властью в личных целях, путая их с общественными интересами.

Убеждения этих героев уже вполне сформировались и неоднократно проверяются в ходе дискуссий. Остальные герои в основном являются представителями пассивного большинства, принявшего официальную мораль, но они либо равнодушны к ней, либо отстаивают ее не так рьяно.

Все произведение представляет собой некий диалог сознании, отражающий почти весь спектр жизненных представлений, характерных для эпохи. Внешнее благополучие системы не означает, что она лишена внутренних противоречий. Именно в этом диалоге автор видит потенциальную возможность излечения той раковой опухоли, которая поразила все общество. У Рожденные одной эпохой, герои повести делают разный жизненный выбор. Правда, не все они осознают, что выбор уже сделан. Ефрем Поддуев, проживший жизнь так, как он хотел, понимает вдруг, обратившись к книгам Толстого, всю пустоту своего существования. Но это прозрение героя слишком запоздалое. В сущности, проблема выбора встает перед каждым человеком ежесекундно, но из множества вариантов решения лишь один верен, из всех жизненных дорог лишь одна по сердцу.

Необходимость выбора осознает Демка, подросток на жизненном перепутье. В школе он впитал официальную идеологию, но в палате он ощутил ее неоднозначность, услышав весьма противоречивые, порой исключающие друг друга высказывания своих соседей. Столкновение позиций разных героев происходит в бесконечных спорах, затрагивающих как бытовые, так и бытийные проблемы. Костоглотов - боец, он неутомим, он буквально набрасывается на своих противников, высказывая все то, что наболело за годы вынужденного молчания. Олег легко парирует любые возражения, так как его доводы выстраданы им самим, а мысли его оппонентов чаще всего внушены господствующей идеологией. Олег не принимает даже робкой попытки компромисса со стороны Русанова. А Павел Николаевич и его единомышленники оказываются неспособны возразить Костоглотову, ибо они не готовы сами защищать свои убеждения. Это за них всегда делало государство.

Русанову не хватает аргументов: он привык сознавать собственную правоту, опираясь на поддержку системы и личную власть, а здесь все равны перед лицом неминуемой и близкой смерти и друг перед другом. Преимущество Костоглотова в этих спорах определяется еще и тем, что он говорит с позиции живого человека, а Русанов отстаивает точку зрения бездушной системы. Шулубин лишь изредка высказывает свои мысли, отстаивая идеи «нравственного социализма». Именно к вопросу о нравственности существующего строя и стягиваются в конечном итоге все споры в палате.

Из беседы Шулубина с Вадимом Зацырко, талантливым молодым ученым, мы узнаем, что, по мнению Вадима, наука ответственна лишь за создание материальных благ, а нравственный аспект ученого не должен волновать.

Разговор Демки с Асей раскрывает сущность системы образования: с детства учеников приучают думать и действовать «как все». Государство с помощью школы учит неискренности, прививает школьникам искаженные представления о морали и нравственности. В уста Авиэтты, дочери Русанова, начинающей поэтессы, автор вкладывает официальные представления о задачах литературы: литература должна воплотить образ «счастливого завтра», в котором реализуются все надежды сегодняшнего дня. Талант и писательское мастерство, естественно, не идут ни в какое сравнение с идеологическим требованием. Главное для писателя - отсутствие «идеологических вывихов», поэтому литература становится ремеслом, обслуживающим примитивные вкусы масс. Идеология системы не предполагает создание нравственных ценностей, по которым тоскует Шулубин, предавший свои убеждения, но не разуверившийся в них. Он понимает, что система со смещенной шкалой жизненных ценностей нежизнеспособна.

Твердолобая самоуверенность Русанова, глубокие сомнения Шулубина, непримиримость Костоглотова - разные уровни развития личности при тоталитаризме. Все эти жизненные позиции продиктованы условиями системы, которая таким образом не только формирует из людей железную опору для себя, но и создает условия для потенциального саморазрушения. Все три героя - жертвы системы, так как она лишила Русанова способности самостоятельно мыслить, заставила Шулубина отказаться от своих убеждений, отняла свободу у Костоглотова. Всякий строй, угнетающий личность, уродует души всех своих подданных, даже тех, кто служит ему верой и правдой.

3. Таким образом, судьба человека, по мысли Солженицына, зависит от того выбора, который делает сам человек. Тоталитаризм существует не только благодаря тиранам, но и благодаря пассивному и равнодушному ко всему большинству, «толпе». Только выбор истинных ценностей может привести к победе над этой чудовищной тоталитарной системой. И возможность для такого выбора есть у каждого.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

К данному материалу относятся разделы:

Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы

Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина.

Анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»