Меню
Бесплатно
Главная  /  Семья и отношения  /  План-конспект открытого занятия по вокалу план-конспект урока на тему. Конспект музыкального занятия в детском саду по вокально - хоровой работе. Подготовительная группа План конспект занятия по вокалу

План-конспект открытого занятия по вокалу план-конспект урока на тему. Конспект музыкального занятия в детском саду по вокально - хоровой работе. Подготовительная группа План конспект занятия по вокалу

МБУ ДО «Дом детского творчества №4»

Адрес: ул. Мориса, 82а, г. Новокузнецк, Кемеровская область

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВОКАЛУ

Певческая установка. «Волшебные правила пения»

Разработчик:

Арышева Светлана Ивановна,

педагог дополнительного образования,

вокально-эстрадная студия «Орфей»

г. Новокузнецк

Направленность: художественная.

Тема занятия: Певческая установка. «Волшебные правила пения».

Цель: Формирование представлений о понятии «Певческая установка» и практическое применение на занятиях вокалом.

Задачи:

    Познакомить учащихся с понятием «Певческая установка».

    Познакомить с правилами певческой установки.

    Развивать у детей музыкальное восприятие, вокальный аппарат, слух:

    Развивать память, внимание, мышление, усидчивость.

    Воспитывать интерес к вокальному искусству.

Форма проведения: занятие-репетиция.

Оборудование занятия:

    Фортепиано;

    Музыкальная аппаратура;

    Наглядные пособия;

    Сборник нот;

    Фонограммы.

Способ организации деятельности учащихся: групповой.

Ход занятия

    Организационный момент, введение в тему:

Музыкальное приветствие.

(Педагог поёт: «Здравствуйте, ребята!», дети поют: «Здравствуйте, Светлана Ивановна!»)

Педагог: Сегодня мы займемся очень важным делом - познакомимся с «волшебными правилами пения», без которых нельзя обойтись. Если вы будете их соблюдать, то обязательно научитесь красиво петь. Но сначала я расскажу вам о певческой установке. Ребята, как вы думаете, что это такое?

Дети: это прямая спина, расправленные плечи, хорошее настроение и т.д.

Педагог: Правильно.

    Основная часть

Певческая установка - это правильное положение корпуса (туловища) при пении. Чтобы голос звучал свободно и легко, ему ничего не должно мешать: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать). От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения – особенно.

Правильная певческая установка это и есть «волшебные правила пения», и этих правил много. Давайте посчитаем сколько их. Я буду их называть, а вы считайте (педагог показывает наглядное пособие, на котором изображено правильное положение при пении стоя и сидя).

1. Главное правило – при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно: нужно сохранять ощущение внутренней и внешней подтянутости.

2. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад, не вытягивать шею.

3. Стоять твердо на обеих ногах, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги.

4. При пении в сидячем положении руки должны свободно лежать на коленях.

5. Нельзя сидеть, положив нога на ногу, потому что такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.

7. Широко, вертикально открывать рот.

8. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Сколько насчитали правил?

Дети: 8 правил

Педагог: Молодцы, правильно посчитали. Теперь мы знаем, что есть 8 волшебных правил, однако у меня есть еще один вопрос. Почему эти правила называются волшебными?

Дети: Потому что, если соблюдать эти правила, голос будет звучать красиво и легко.

Педагог: Правильно. А теперь давайте споем знакомую вам распевку про сову, соблюдая эти правила. Сядем ровно, руки положим на колени, выпрямим спинки.

Распевка про сову:

Сова на дереве сидела,

И песню свою пела У-У-У,

Что за странные слова,

Это ухает сова!

Ребята, сегодня мы распелись по новому, соблюдая волшебные правила. Как вы считаете, помогли они нам? Стали мы петь свободно и красиво?

Дети: да!

Педагог: Очень хорошо. Теперь давайте повторим песню, которую мы разучивали на прошлом занятии.

Вокально-хоровая работа над песней «Далеко от мамы», разучивание второго куплета.

3. Итог занятия. Рефлексия

Педагог : Ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Что нового мы сегодня узнали?

Дети : Мы познакомились с волшебными правилами пения.

Педагог : Сколько всего этих правил? Расскажите мне их?

Молодцы сегодня вы хорошо поработали. Давайте попрощаемся. До свидания! (в музыкальной форме).

(Педагог поёт: «До свидания!», дети поют: «До свидания!»).

Используемые Интернет-ресурсы:

http://vocalmuzshcola.ru-ресурсы:

Используемая литература:

М. А. Михайлова Развитие музыкальных способностей у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Академия развития, 1997.

Саранская Дарья Антоновна
Учебное заведение: МОУ Лицей № 11 Ворошиловского района Волгограда
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-08-07 Конспект занятия по вокалу (методические рекомендации для педагога) Саранская Дарья Антоновна Данный конспект занятия предназначен для помощи педагогу в организации занятия

Просмотреть свитедельство о публикации

Занятие проводится по образовательной программе «Вокалетто» 1 года обучения. Данное учебное занятие предназначено для последовательного формирования певческих и исполнительских навыков.

Учебное занятие рассчитано на 2 академических часа с вокальным ансамблем «Вокалетто» (10 человек) 1ого года обучения. Возраст учащихся 7-17 лет. Набор в объединение проводится на основе желания.

Цели занятия:

1. формирование у учащихся исполнительских вокальных умений и навыков.

2. создание условий, в которых учащийся испытывает ра­ дость ощущения

исполнительской свободы и творческого комфорта.

Задачи:

  1. развитие певческих навыков (имеются в виду устойчивое певческого

дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование).

  1. устойчивое интонирование одноголосного пения

4.навыки работы с фонограммой, микрофоном

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический

Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, микрофон, фортепиано, СD диски, фонограммы минус, плюсовое исполнение «Про варенье», «Три желания», «Лицейская», раздаточный материал – слова песен

Этапы и хронометраж занятия

1 занятие – 1ч 30 мин

I .Организационный этап . Поверка готовности к занятию. Правильная певческая позиция – 2 мин;

II .Подготовительный этап : гимнастика артикуляционного аппарата, фонетические упражнения, дыхательная гимнастика, вокально – интонационные упражнения — 14 мин

III .Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона – 12 мин

IV .Основной этап — работа над репертуаром (работа над

звукообразованием, звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением, над двухголосьем).

1.Пропевание песен «Про варенье», «Три желания» в сопровождении

фортепиано и a capella – 8 мин

2. Работа с солистами.- 4 мин

3. Пропевание песен под фонограмму «минус» — 8 мин

4. Пропевание песен с микрофоном – 8 мин

Динамическая пауза — между песнями 10 минут на отдых- релаксация,

Физкультминутка

5. Работа над движениями в песне «Про варенье» — 5 мин

6. Повторение песни «Лицейская» – 5 мин

V . Рефлексивный этап : самооценка детей о своей работоспособности,

Эмоциональном состоянии – 2 мин

VI . Итоговый этап : пропевание песен от начала до конца под

Фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов

Каждого ученика – 10 мин

VII . Заключительный этап : задание на дом, сообщение о следующем

Занятии — 2 мин

I .Организационный этап :

— встреча детей;

— проверка присутствующих;

— Правильная певческая позиция: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковыва­ет гортань. Лицо должно быть свободно от гримас. Улыбка на лице создаёт ощущение приподнятости, необходимое для занятия.

Подготовительные упражнения.

II . Подготовительный этап: Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть .)

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика языка

Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.

Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковы ми зубами, как бы жуя его.

Сделайте языком круговое движе ние между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противо положном направлении.

— Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в пра вую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Гимнастика губ:

Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Интонационно-фонетические упражнения.

1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.

3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного - в грудной с характерным переломом голоса.

У~у, у~о, о~а.

Скороговорки:

1.Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2.Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

Упражнения на дыхание.

— С чего начинается процесс пения? (с вдоха )

— Куда направляем воздух при вдохе (в живот ). Корпус свободный, плечи опущены.

1.Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, выдох на ССС, воздух выходит, шарик остается.)

2.Короткий вдох в живот, короткий выдох на «кыш», «тишь».

3.Езда на мотоцикле (руки вытянуты вперед, вдох — кисти противоход, закрепка, выдох на РРРРРРР).

4.Ноги на ширине плеч, руки на уровне плеч, согнуты в локте параллельно друг другу. Локти соединяем вдох, локти в стороны, закрепка, корпус вниз. Выдох на «Ха».

5. Упражнение на активизацию работы передней стенки живота на звуки «к», и «г».

Внимание педагога должно быть направлено:

—свободу мышц

—правильность осанки;

—умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

—работу резонаторной системы;

—общая внятность речи;

—ритмическая точность.

Вокально-интонационные упражнения.

Цели вокально-интонационных упражнений:

Сформировать навык выдерживать тон на одной высоте одинаковым по громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание
формировать правильную артикуляцию того или иного гласного звука
добиться определенности в атаке звука
уточнить интонацию в момент атаки звука
выстроить унисон

Все упражнения исполняются по восходящей и нисходящей хроматической секвенции (в диапазоне ля м — фа 2)

1.Пение с закрытым ртом способствует выравниванию тембрового звучания, слуховой настройки. Упражнение поётся со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт), высоким небом, ощущением звука в верхнем резонаторе, на сонорный согласный звук «М». (пр.1) При ощущается легкая вибрация и легкое щекотание губ.

2.Сглаживание регистров. (Вибрация губ, затем РРРР)

Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к

головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

3.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет

способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте.

4.Упражнение, основанное на звуках трезвучия. Опора на дыхание.

Цель: расширение звукового диапазона с целью выравнивания регистрового звучания голосов и на активизацию работы передней стенки живота.

2.Упражнение на развитие подвижности голоса и работа над дикцией.

Следить за четким произношением слогов, толчкообразной работой диафрагмы, гортань остается в среднем положении и не поднимается за звуком. Кончик языка касается двух верхних передних зубов.

III.Этап усвоения новых знаний – разучивание распевки канона «Во поле береза»

Первое знакомство с двухголосьем надо начинать с пения канонов. Это наиболее интересная и доступная форма многоголосия для детей. Что же такое канон? Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Все исполнители канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым. Пение каноном стало очень популярным в 16-17 веках, а сейчас канон набирает новый разбег популярности среди молодых исполнителей в силу того, что он наглядно демонстрирует певческую технику исполнителя

Этапы работы над каноном:

1)речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую

строчку всем вместе. Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном. Разделить ансамбль на две группы, вторая группа теперь — вместо учителя.

2)Освоив исполнение ритмического канона можно приступить к пению.

Для начала мелодию канона пропеть всем вместе с учителем:

Довести до чистого унисона a-cappella. После того как выучена мелодия, дети исполняет 1-голос, а учитель – 2-й.

Затем разделить детей на 2 группы. Все петь a-cappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль. Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца.

Приложение№1

Основная часть.

Работа над репертуаром.

Работа над песнями «Три желания» и «Про варенье».

1 этап. Пропевание песен под фортепиано с сопровождением и a capella . Работа над чистотой интонации, четкого произношения слов, окончаний, над правильным звуковедением, над унисоном.

В песне «Три желания» сложный пунктирный ритм, важно чтобы каждый из учеников его усвоил. Одновременное снятие и вступление голосов по руке педагога. Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Обратить внимание на пропевание узких гласных, избегать плоского звука. Нужно при­ учать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, следить над четким произношением согласных в середине слов в быстром темпе.

Особое внимание уделяется работе над двухголосием в песне «Про варенье» – чистого интонирования. Главная задача научить обучающихся слушать друг друга, слышать оба голоса, а не только свой. Сначала отдельно отрабатывается каждая партия, потом соединяются голоса.

2 этап. Работа с солистами в песне «Карусель мелодий». В данной песне присутствуют сольные эпизоды.

Большое внимание уделяется работе над интонацией и работе над звукообразованием, так как у каждого обучающегося свой тембр голоса и свои недостатки. Это касается гласных «А» и «Е».

Основа любого пения - гласные звуки. От правильного звукообразования гласных зави­ сит красота тембра. У обучающихся 1ого и 2ого года обучения школьного возраста тембр неровный, что обус­ ловлено, главным образом, «пестротой» гласных. Ровность звучания достигается через сохранение высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазо­ на.

Условием грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.

10 минут отдыха

Массаж лица

— Пройдите по всему лицу поколачивающим массажем кон­ чиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно силь­ ными, чтобы лицо «загорелось».

— Помассируйте пальцами челюстно-височные суставы. Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вниз. : Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед-вправо-назад-влево-вперед.

Массаж спины.

Свободное время

3 этап . Пропевание песен под фонограмму. Песни поются в более быстром темпе, в четком ритме.

4 этап. Пение песен с микрофоном.

5 этап . Работа над движениями в песне «Слякоть»

6 этап . Повторение песни « Новый день»

IV . Рефлексивный этап : самооценка детей о своей работоспособности, эмоциональном состоянии

— Что вам особенно запомнилось на занятии и что понравилось…

V . Итоговый этап : пропевание песен от начала до конца под фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов каждого ученика

— С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

— Значения понятия канон.

VI . Заключительный этап : задание на дом, сообщение о следующем занятии

Список используемой литературы

Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. —

Ростов-на-Дону, 2006

Методическая разработка. Самара, 1997

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.

Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999

И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»

Огородников Д.Е . Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972

Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. — СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва 2002

Сэт Риггс Как стать звездой. -М, 2004.

, . .

Описание материала : представленный мной конспект открытого занятия по вокалу рассчитан для работы с детьми младшего возраста (5-7 лет). Тема занятия: «Волшебный массаж». Этот материал предлагается педагогам дополнительного образования и музыкальным руководителям в детских садах.

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто

(Сократ)

ТЕМА: «Волшебный массаж»

ЦЕЛЬ : Повысить адаптивные возможности детского организма с помощью ознакомления с видами массажа применяющихся на занятиях вокалом.

ЗАДАЧИ :

Обучающая: научить выполнять гигиенический и вибрационный массажи.

Развивающая: способствовать развитию певческих навыков с использованием здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей детей.

Воспитательная: формировать представления об охране здоровья, бережного отношения к себе и к своему молодому организму.

Оздоравливающая: создание системы профилактики и коррекции здоровья детей путём обучения методиками: дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, гигиенический и вибрационный массажи, вокальные упраженения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика, игра.

Оборудование, дидактический материал:

Фортепиано, музыкальная аппаратура, нотный стан, головные уборы с названием нот, репродукции картин изобразительного искусства, музыкальные произведения классического и современного направления.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

3. Изучение новой темы.

4. Закрепление новой темы.

5. Творческая часть.

6. Подведение итогов занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент (2 мин.)

Педагог: Здравствуйте, друзья мои! Вы сегодня все пришли?

Ответ детей (проверка присутствующих)

Я очень рада вас видеть, и надеюсь, вы тоже пришли на занятие с хорошим настроением. Тем более что сегодня у нас с вами очень интересная тема: «Волшебный массаж» А чтобы ничего не омрачило наше занятие, хочу вам напомнить что нужно:

· быть вежливыми и аккуратными на занятии;

· не включать и не трогать никакую аппаратуру самостоятельно.

· в розетку не вставлять ручки, заколки, скрепки и прочие посторонние предметы.

· не пользоваться электроприборами, если замечено повреждение провода.

2. Повторение пройденного материала (10 мин.)

Педагог: Ребята, назовите, пожалуйста, мне ноты, которые вы знаете.

(ответ детей: до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Правильно! И сейчас мы попадем с вами в сказку, где каждый из вас будет ноткой. Я буду ноткой - ДО, а вы…

Каждому ребенку надевается головной убор, соответствующий определенной ноте.

Педагог: Ну вот, вы уже и превратились в нотки. Все нотки живут в домике - нотном стане. На сцене вы видите нотный стан. Но он пуст. Каждая нота имеет в домике свое место, но какое? Ну-ка нотки покажите, где в домике ваше место.

Дети по очереди становятся возле нотного стана, и показывают, где располагается каждая нота.

Педагог: Уважаемые мои нотки! Напомните, пожалуйста, что обязательно нужно, делать юным вокалистам, чтобы хорошо петь нотки.

(ответы детей)

Педагог: Правильно, заниматься вокальными упражнениями, дыхательной и речевой гимнастикой, и не забудем про ряд упражнений «Приключение язычка». Для этого мы проведем специальную настройку. У нас хорошее настроение? (ответы детей)

Педагог: Сядьте удобно, закройте глаза (дети сидят на стульях полукругом). Мы готовы к работе на занятии по вокалу. Сделайте глубокий вдох и выдох (дети повторяют это упражнение 2-3 раза). Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните и выдохните. Начинаем наше занятие с группы упражнений «Приключение язычка»

Поднимаем язычок до носа и опускаем до подбородка (растягивается нижняя часть язычка, и укрепляются мышцы нижней челюсти), каждое упражнение повторяем 10 раз

Сворачиваем язычок в трубочку и делаем вдох через нос, а выдох осуществляем через язычковую трубочку (упражнение на твёрдость формы)

Облизываем верхнюю и нижнюю губы по часовой, а затем против часовой стрелке (упражнение на подвижность язычка)

Педагог: Ребята у вас всё прекрасно получается. Продолжаем нашу работу и переходим к развитию и укреплению артикуляционного аппарата. И у меня к вам вопрос. Что это такое и для чего он нам нужен? (ответ детей). Совершенно верно вы ответили на мой вопрос. Мы переходим к следующему ряду упражнений:

Верхнюю губку тянем вниз и возвращаем в исходное положение

Нижнюю губку вытягиваем вперед, а затем прячем под верхнюю губку

Вытягиваем губы вперед и делаем движения вверх-вниз, вправо-влево

Вытянутыми губками делаем круговые движения в разные стороны

Упражнение «Поцелуй»

Растягиваем широко губы в улыбке так, чтобы были видны все зубы.

Упражнение «Рыбка»

Упражнение «Машинка»

Педагог : Мы с вами завершили первый блок упражнений и чтобы перейти к следующему, я хочу, чтобы вы максимально расслабились сидя на своих стульчиках. Закрытыми глазками послушали классическое произведение Клода Дебюсси «Лунный свет» (дети в тишине слушают музыку).

Педагог: Продолжим занятие с вокальной разминки. Зачем нужна вокальная разминка? А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии? (ответы воспитанников). Правильно ребята. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке. Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и уже поющие люди с улыбкой смотрят на мир и на других людей. Давай улыбнёмся с вами друг другу и продолжим наше занятие. Начинаем с распевок:

Упражнение № 1

На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)

Упражнение № 2

Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 3

По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём да-да-да-да-да-да-да-да.

Упражнение № 4

Поём по слогам «Сияла ночь» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 5

Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

Упражнение № 6

До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.

Упражнение № 7

Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 8

По звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.

Педагог: Завершаем блок распевок мы всегда скороговорками. А для чего нам нужны скороговорки? (ответы воспитанников). Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.

Упражнение № 9

Поём скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

Упражнение № 10

Проговариваем скороговорку «Мышка мыла мишке шишке»

Упражнение № 11

Проговариваем скороговорку « Тигрёнок громко рыкнул р-р-р-р.

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Педагог : Мы повторили все знакомые вам упражнения и готовы приступить к новой теме. А называется она «Волшебный массаж». А делали ли вам массаж? (ответы воспитанников). Вы совершенно правы, массаж бывает разный, в том числе и для вокалистов. Сегодня мы с вами познакомимся с гигиеническим и вибрационным массажами. Упражнения эти просты, но очень необходимы при занятии вокалом. Вы готовы к новым к упражнениям? (ответы воспитанников).

Упражнения гигиенического массажа:

1. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания, от середины лба к вискам.

2. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания от середины носа по крыльям носа, по верхнечелюстным пазухам вверх к вискам.

3. Расслабленные губы (рот слегка приоткрыт). От середины верхней губы вниз к уголкам, массируем указательными пальцами обеих рук поочерёдно. Нижняя губа массируется аналогично, только вверх.

4. Подбородок - выполняем активные касательные движения вправо-влево.

Педагог: Мы с вами познакомились с гигиеническим массажем. А для хорошей работы резонаторов необходимо всем вокалистам выполнять следующие упражнения вибрационного массажа.

Вибрационный массаж

1. Лоб - выполняем лёгкие постукивания с самым высоким звуком «м».

2. Гайморовые пазухи - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «м».

3. Верхняя губа - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «в».

4. Нижняя губа - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «з».

5. Верхняя часть спины и груди - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «м».

Педагог: Спасибо большое. А теперь напомните мне, какие упражнения мы ещё сегодня не выполняли? (ответы детей). Правильно. Упражнения на дыхание. Ведь они нам очень необходимы перед началом занятия вокалом, потому что если перед началом пения не взять дыхание, то звук прозвучит не так как надо. Сейчас, мы с вами выполним дыхательные упражнения. Следите за тем, чтобы плечи во время вдоха не поднимались. Напомните мне, какие нужно соблюдать правила при выполнении этих упражнений (ответы воспитанников и выполнение упражнения вместе с педагогом «Маятник», «Насос», «Кошка», «Перекаты»).

4. Закрепление новой темы (5 мин.)

Неожиданно для всех детей в зал входит Шапокляк. Напевая песенку.

Педагог: Кто вы такая? И что вы здесь делаете?

Шапокляк:

Кто людям помогает

Тот тратит время зря.

Хорошими делами

Прославиться нельзя

Ха-ха-ха-ха.

Я старуха Шапокляк.

Педагог : А зачем Вы к нам пришли?

Шапокляк : Я хоть и старушка, вернее женщина почтительного возраста, но и то знаю, как нужно петь и что для это нужно делать. Сейчас я вам расскажу. Хотите? (ответы детей). Итак, слушайте меня внимательно, и записывай в ваши тетрадочки. Необходимо есть конфеты перед занятием, регулярно прогуливать занятия. Дышать ртом…

Педагог: Шапокляк, что-то ты путаешь. Ребята уже все знают. Как соблюдать гигиену голосового аппарата. Регулярно посещают все занятия и с удовольствием делают все упражнения показанные педагогом. Правда, ребята? Ну-ка, расскажите старушке Шапокляк, что мы сегодня на занятии узнали.

(ответ детей)

Шапокляк: И, правда, знаете много. Видно моя информация устарела. Ребята, может вы мне какую-нибудь хорошую песню споёте. Вы согласны?

Дети : Согласны. Мы споем Вам песню «Шарики воздушные».

5. Творческая часть (4 мин.)

Дети исполняют песню: «Шарики воздушные».

Шапокляк: Какие вы молодцы. Теперь я точно знаю, что вы умеете правильно петь, и я теперь спокойно могу отправиться домой. Но помните, что моя Крыска - Лариска за вами наблюдает. Учитесь хорошо, выступайте, побеждайте на конкурсах и может быть, станете настоящими артистами. До свидания.

Шапокляк уходит.

6. Подведение итогов занятия (4 мин.)

Педагог: Ну, что, нам пора возвращаться из сказки.

Педагог снимает с детей головные уборы.

Педагог : Я очень вами горжусь ребята. Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового, и вам было интересно на занятии. Если это действительно так, прикрепите на наш нотный стан улыбающиеся нотки, а если - нет, то грустные.

Дети прикрепляют нотки.

Педагог: Спасибо ребята. До следующего занятия.

Используемая литература.

1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М.: РИПОЛ классик, 2008.

3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. - 2003. - № 5.

4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - М., 2002.

5. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000.

6. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. - М., 1996.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

На протяжении всего учебного года мы учим очень много интересных и разнообразных песен, у каждой из них есть своя история и смысл. Ребята, а скажите, пожалуйста, без чего смысл и содержание произведения мы не сможем донести до зрителя? (Дети отвечают) Правильно! Без четко произнесенного текста песни.

Сегодня мы проведем открытое занятие, темой которого является «Артикуляция и вокальное слово». Пение - единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста.

Но прежде чем, мы приступим к артикуляционной и вокальной работе, мы сделаем, необходимые для настоящего певца, дыхательные упражнения.

Ребята, вы, наверняка, все очень любите воздушные шарики. Представим, что мы с вами проглотили шарик, теперь, когда мы с вами делаем вдох, наш шарик надувается прямо у нас в животе. Затем выдыхаем и шарик наш сдувается! Молодцы, а теперь еще 5 раз надуем и сдуем шарик.

Хорошо, теперь поиграем с вами в игру под названием «Змея». Давайте повернемся лицом к друг другу, а теперь представим, что наша правая рука - это змея. Наберем воздуха в живот, поднимем руку и сложим кисть в виде мордочки змеи, и со звуком «Ссс» змея поползла. Хорошо, а теперь представим, что наши змеи хотят друг друга напугать. Набираем снова воздух в живот, делаем звук «Ссс», и в тот момент, когда будет заканчиваться дыхание, мы сделаем резкий активный выдох с тем же звуком, при этом наша змея соответственно сделает бросок. Теперь сыграем в эту игру еще раз. Умнички!

Теперь мы переходим к артикуляционной гимнастике. Ребята, становимся все к зеркалу и мы с вами сейчас отправимся в зоопарк. Сначала мы посетим океанариум. Первую мы увидели с вами рыбу-иглу, тонкую-тонкую рыбу. Давайте с вами втянем щечки, что бы быть похожими на нее. А за рыбой-иглой плывет рыба-шар, раздули щечки как у этой рыбки, молодцы! А за ней плывет морской конек, посмотрите, как у него сильно вытянуты губки вперед, давайте так же вытянем наши губы! Ну и напоследок мы посмотрим с вами на рыбу-мяч, и так же сильно надуем щеки! Выходим из океанариума, идем дальше, и навстречу нам бежит лошадка, давайте сделаем звук стучащих копыт, сначала быстро, а потом лошадка нас увидела и немного замедлила шаг (делаем звук стучащих копыт медленнее). Лошадка убежала далеко, а мы идем дальше и видим жирафа. У жирафа не только длинная шея, но и длинный язык. А теперь и мы с вами сделаем наш язык длинным как у жирафа, тянемся языком до носа, не помогаем себе руками! Хорошо, а теперь вытягиваем его к подбородку. Отлично! Идем дальше и видим с вами бегемота, а у него большая пасть! А ну-ка открыли рот как бегемоты, широко- широко. И постоим так немного. Молодцы, экскурсию по зоопарку мы с вами провели, теперь пойдем играть в мячик.

Сейчас мы с вами вспомним скороговорки, которые мы учили на предыдущих занятиях, первая «Ехал Грека», громко, не торопясь, выговариваем каждое слово.

(Дети рассказывают скороговорку)

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак

Сунул руку Грека в реку

Рак за руку Грека цап.

И точно так же четко активно проговариваем с вами вторую «Кукушка кукушонку»

«Кукушка кукушонку

Купила капюшон,

Как в капюшоне

Он смешон»

(Берем маленький теннисный мячик) А теперь, как и обещала, мы поиграем в мячик! Разбейтесь, пожалуйста, по парам и встаньте напротив друг друга (дети делятся по парам). Сейчас каждый из вас будет проговаривать одну строчку из скороговорки и на последнее слово, на ударный слог, бросать мячик партнеру. Левая сторона говорит первую строчку, правая – вторую, и так далее до конца каждую скороговорку. (Дети выполняют задание). Молодцы, ребята!

СВЕТЛАНА ТАНКЛАЕВА
Конспект открытого занятия по вокалу «Введение в образовательную программу» для детей 6–7 лет

Составитель :

Танклаева Светлана Таймуразовна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Дом творчества» г. о. г. Выкса

Количество детей : 7

Аннотация на образовательную программу , в рамках которой проводится открытое занятие «» .

Данное занятие проводится согласно учебно-тематическому плану дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной направленности «Мелодии детства» (далее – Программа ) . Программа , рассчитана на 3 года обучения. Участники программы дети в возрасте от 7 до 17 лет, занятия организуются в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Обучение по Программе приобщает учащихся к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей , активный вид музыкальной деятельности. В основу обучения положена постановка голоса, включающая в себя :

Тренировку дыхательной системы с помощью специальной гимнастики :А. Н. Стрельниковой;

Артикуляционную гимнастику по методики В. В. Емельянова,

Дыхательные упражнения по методике Б. С. Толкачева.

Активизация дикции – комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата;разогревание голосовых связок округление вокального звука и владение им , а также озвучивание природных резонаторов;интонационно - фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова.

Тема занятия : «Введение в образовательную программу »

Описание занятия и практическая значимость :

Используются элементыздоровьесберегающих технологий;

Предлагаемый на занятиях комплекс упражнений универсален, его можно применять как в вокальных детских коллективах , так и в дошкольных образовательных учреждениях в целях музыкального развития детей и профилактики заболеваний органов дыхания.

Предлагаемый конспект демонстрирует пример проведения первого занятия по вокалу для детей 7 лет . Он может быть полезен учителям музыки, руководителям вокальных студий , педагогам дополнительного образования .

Количество учащихся : 7 человек

Цель :знакомство с Программой объединения посредствомвокальныхупражнений .

Задачи :

Познакомить учащихся с упражнениями на дыхание, развитие звуковысотного слуха, развитие артикуляционного аппарата;

Развивать музыкальное восприятие, памятьчерез игровые приемы;

Сформировать на мотивацию через игровые приемы

Обучить фокусированию звука в резонаторы;

Обучить правильному вокальному дыханию

Методы и приемы, используемые на занятии :

по источнику знаний :

Наглядные – личностный показ;

Словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия, беседа;

Практические – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Технологии : развивающего обучения, здоровьесбережения;

Форма организации учебного занятия :игра-путешествие.

Приемы : диалог, сообщение информации, игра.

Форма организации занятия : индивидуальная, групповая

Средства обучения :

Наглядные пособия : карточки для игры «Музыкальный словарь» , слайды с текстом скороговорки, с текстом песни «Дорога добра » , с портретами композитора Марка Минкова и поэта Юрия Энтина, цветик-семицветик из бумаги с открепляющимися лепестками .

Оборудование : фортепиано, стулья, мультимедийное оборудование, ноутбук (компьютер) .

План занятия :

1. Вводная, организационная часть (3 мин) :

Приветствие;

Постановка цели занятия .

2. Основная часть (15 мин) :

введение образовательного материала ;

Обобщение. Систематизация и закрепление материала.

3. Заключительная часть (2 мин) :

Подведение итогов занятия .

Этапы занятия Ход занятия

Организационный Педагог :Здравствуйте, друзья! Я приглашаю Вас побывать в чудесной стране «Королевство Пения?»

Ответы детей .

Педагог :Для того чтобы отправиться в страну «Королевство пения» , нам надо познакомиться. А поможет нам в этом песня (Педагог поет свое имя, ребенок свое) .

Педагог :Молодцы, вы прекрасно справились,ребята, а на чем мы отправимся в страну «Королевство Пения» ? (ответы детей )

Педагог : Для волшебного путешествия нужны иволшебные помощники – это сказочный экран, и необыкновенный поезд. Сказочный экран у нас есть, необыкновенный поезд мы с вами создадим сами – Я буду паровозом, а Вы будете вагонами . Давайте сейчас построимся, возьмемся за руки и попробуем погудеть как настоящий поезд.

Игра «2 поезда»

Цель игры : развитие звуковысотного слуха.

Результат : развитие легких, умение различать высоту звука.

Встретились 2 поезда - большой и маленький.

Большой говорит :"У!" (очень низко) .

Маленький тоже умеет разговаривать :"У!"(очень высоко) .

Большой приветствует маленького : "У-У-У!"(3 раза коротко, низко,

Маленький тоже приветствует большого :"У-У-У"(3 раза коротко,высоко) . Большой удивляется,почему он такой маленький?"УУУ" (делаем глиссандо (почти до визга, а на самом верху открываем широко рот , получается "УУУУУА").

"Не маленький я!"- обиделся маленький!"УУУ"портаменте!тот же принцип,что и с глиссандо, внизу открываем рот .

Педагог : Молодцы, у вас отлично получается!

Педагог одевает фуражку железнодорожника, берет флажок и свисток. Дети изображают поезд .

Педагог :- Но что за путешествие без веселой песни? Чтобы дорога была веселей, я буду петь песенку, а вы попробуете запомнить не сложные слова и петь вместе со мной.

Итак, приготовились. Поехали…

песенку :

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья

Педагог :Ребята, нашим путеводителем по «Королевству Пения» будет цветик-семицветик. Вот он! (на экране появляется цветик - семицветикбез лепестков)

Педагог :Но почему он без лепестков-помощников? Без них песенка не сложится…Случилась беда - Королева Молчунья похитила поющие лепестки.

И наверно музыке больше не звучать. Помогите лепестки - помощники собрать !

Но Королева Молчунья их просто так не отдаст. Она будет задавать нам определенные задания. А задания мы будем получать на каждой станции. Только тогда Королева-Молчунья вернет их нам. Вы готовы их выполнить?

Ответы детей

Педагог :Ну, а для того, чтобы не устать за время путешествия, нам нужно размять свои плечи.

Выполняем упражнение «Пиджачок» . («Надеваем пиджачок» – плечи проводим вперёд, и «снимаем пиджачок» – плечи проводим назад) повтор 2 р.

Теперь спинки у нас прямые и мы готовы к путешествию.

Давайте скорее сядем в поезд и найдем их!

Итак, приготовились. Поехали…

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку :

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Поезд останавливается. На экране Надпись «Дыхание»

Педагог :Вероятно, для того, чтобы вернуть первого помощника, надо научиться правильно дышать. В этом нам поможет дыхательная гимнастика. Итак, Немножко старания – разовьешь дыхание.

Упражнение : Надувала кошка шар (собачка, комар)

Вот идет сердитый ёж (Дети вместе с Педагог : Ф ф…ф….ф (нужно обхватив руками грудь)

Педагог :Где же носик не поймёшь (свернувшийся в клубок ёжик)

Дети : ф. ф. ф. ф…. ф. ф. ф. ф. ф

Педагог :Вот веселая пчела зззззззззз (кружат головой следя за пчелой поднимаются)

Высоко летит она (Дети вместе с Педагог :ззззззззззззззззззз (звук помогает при болезненных ощущениях в горле)

Села к нам на локоток зззззззззззззззззззззз

Полетела на носок зззззззззззззз

Пчелку ослик испугал (Дети вместе сПедагог : иаиаиаиа (укрепление связок гортани, профилактика храпа)

На весь лес он закричал иаиаиаиа

Гуси по небу летят, гуси ослику гудят (Дети вместе с Педагог :Гу –у-у-у, гу-у-у-у-у (Медленно идут, руки крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком) .

Дыхание»

Педагог :Ребята! Вот мы и познакомились с первым лепестком цветика –семицветика. Мы с ним еще обязательно встретимся, а пока отправляемся в путешествие в поисках новых друзей.

Нас веселый поезд в путешествие увозит.

«поезд» - вибрация губ.

Словно пес мотор рычит : «Остановка» - говорит.

«Мотор рычит» - вибрация звука «Р» .

Поезд останавливается.

На экране

Надпись «Дикция,артикуляция»

Упражнение «Скороговорки»

Проговаривание скороговорки , начать в медленном темпе, далее продолжать с ускорением.

«Мы перебегали берега»

«От топота копыт пыль по полю летит» на глухие согласные;

«На мели лениво лосося ловили» - на работу кончика языка. Проговариваются по 2 раза на одном дыхании.

Цель использования : развитие артикуляционного аппарата.

Результат : отчетливая дикция.

Звучит труба (фонограмма) .

Педагог :

Трубачи трубят тревогу – все скорее на подмогу.

Мы по берегам гуляли, черепаху повстречали

Медленно, не зная страха, поет нам черепаха.

«Мы перебегали берега» - протяжно

Чуть быстрее – жучок, жучок-паучок.

Мы перебегали берега - сдержанно

Услышал тревогу и мотылек.

Мы перебегали берега» - скоро,ускоряя

Самый торопливый – муравей, еще быстрей.

Мы перебегали берега» - быстро

Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Дикция,артикуляция»

Педагог :Вот к нам вернулся и второй Лепесток цветика-семицветика. У вас все получается,мои друзья!

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку :

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Поезд останавливается

На экране

Надпись «Распевание»

Педагог :Распевание - очень важный этап работы певца в Королевстве Пения. Надо разогреть голос,подготовить наши горлышки к пению. Для этого мы выполним несколько упражнений. И, возможно, некоторые упражнения вам покажутся забавными и смешными, знайте, что они самые полезные для развития вашего голоса. К тому же, они помогут нам вернуть следующего помощника!

3. Основной этап

Рассказ Упражнение

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко) .

Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко) .

И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. Поочередно высоко – низко, быстро – медленно «щелкать» языком.

Но однажды подул сильный ветер. Активный долгий вдох через рот 4 раза.

Лошадка подошла к своей маме и спросила : «Можно мне погулять?» От нижнего звука «у» до верхнего «о» . «У» - «о» ?

«Да куда же ты пойдешь? – ответила мама, - на улице сильный ветер» . От верхнего «о» к нижнему «у» . «О» - «у» ?

Но Лошадка не послушалась и побежала «Щелкать» высоко.

Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть» , - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком «а» медленно 4 раза.

Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А Лошадка поскакала дальше. «Щелкать» высоко.

Вдруг Лошадка услыхала странный звук. Долгий звук «ш – ш – ш» .

«Подойду-ка я поближе» , - решила Лошадка. «Щелкать» высоко.

Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку. Звук «ш» короткий по 4 раза.

Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик. Звук «ф» по 4 раза.

Застрекотал кузнечик. Звук «ц» по 4 раза.

Пролетел жук. Звук «ж» продолжительный.

За ним комар. Звук «з» продолжительный.

А ветер дул все сильнее и сильнее. Продолжительный выдох.

Лошадка замерзла. Звук «брр» 4 раза.

И побежала домой. «Щелкать» высоко.

Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама . «Щелкать» низко медленно.

Она стала согревать Лошадку. Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза .

Упражнение : №1 Ммм… (зевок)

Упр. №2 И-Э-А-О-У (с наклоном)

Упр. №3 МИ-МЭ-МА-МО-МУ

Упр. №4 Трель губами…

Упр. №5 7 «Вот иду я вверх

Упр. №6 Я пою, хорошо пою.

Педагог :

А сейчас я вас познакомлю с замечательной песней из телефильма «Приключения маленького мука» . Музыку к этой песне написал современный композитор Марк Минков, а слова - поэт Юрий Энтин. Название песни я называть не буду, я думаю, вы мне его скажете сами, после прослушивания песни.

Педагог :Исполнение песни «Дорога добра »

Педагог :

Как бы вы назвали песню?

Что такое добро?

Дети отвечают.

Педагог :

Да, это всё самое хорошее, что происходит в нашей жизни. Например : солнце, весна, улыбка, мама, папа. Добро - это когда люди помогают друг другу.

Педагог :

Добрый человек - это тот, кто :

Любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

Любит природу и бережет ее.

Вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим

Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее.

Стихотворение :

Стань добрым волшебником

Ну-ка попробуй

Тут хитрости вовсе не нужно особой

Понять и исполнить желание другого

Одно удовольствие, честное слово.

Не стой в стороне равнодушным

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

На свете живешь ты не зря.

Разучивание мелодии 1 куплета

Педагог : Молодцы! Вот мы выучили мелодию песни, слова. Но чтобы слушателям понравилось наше исполнение, петь нужно очень выразительно.

Давайте проанализируем, какое настроение в музыке песни? Каким звуком нужно петь?

Дети отвечают.

Педагог :Давайте поиграем в игру «Подбери слова» .

Мы разделимся на 2 группы. Каждой группе я выдам карточку со словом, которое описывает характер звучания музыки. Например : торжественно или нежно…

Ваша задача, по одному участнику команды подойти к столу и выбрать карточку со словом подходящим по значению к слову вашей группы. Например

к слову, описывающему Торжественную музыку подходят слова :

1. величественно

2. грандиозно

3. победно и т. д.

к слову, описывающему нежную музыку подходят слова :

1. трогательно

3. ласково и т. д.

После того как вернутся первые игроки, в игру вступают вторые и так далее.

Время для игры 3 минуты.

Игра «Подбери слова»

Подведение итогов игры.

Давайте подберем слова подходящие к нашей песне (благородно, серьёзно, доброжелательно и светло)

Исполнение песни(1.2.) (1.3.) (3.2.) (3.1.)

Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Распевание»

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку :

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Поезд останавливается

Прежде всего каждый певец должен беречь свой голос :

Не кричать

Не злиться

А ещё есть особые правила для певцов.

Например, нельзя кушать надо за 2 часа до занятия пением .

Повторить правила пения (спросить детей )

Если хочешь сидя петь

Не садись ты как медведь

Спину выпрями скорей

Ноги в пол упри смелей

Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Гигиена голоса»

Ура! Совсем скоро все помощникипоющего Цветика-семицветика будут собраны и зазвучит песня ! Продолжаем наше путешествие!

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку :

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Поезд останавливается

На экране

Надпись «Ритмика»

Игра : «Ритмическое эхо» .

Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение : вводится притоп ногой, обеими ногами.

Раз, два, три, повтори! Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами» : хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. Д

Да дэ ди до ду

Шлепки по коленям

Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Ритмика»

Ребята, мы выполнили уже 6 заданий Королевы Молчуньи, осталось последнее. Не устали? Тогда вперед!

Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку :

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья. Поезд останавливается

На экране

Надпись «Сцена» «Микрофон»

Ну, вот, ребята, мы с вами и приехали на одно из самых главных мест страны «Королевство Пения» - «СЦЕНА» . Все кто попадает сюда, становятся настоящими артистами. И верным другом им становится Микрофон. Как со всеми друзьями, так и с микрофоном нужно обращаться бережно . Держать микрофон нужно в одной руке. 4 пальца должны располагать наверху все вместе, а большой внизу. Микрофон не должен закрывать ваше лицо и располагаться на расстоянии 5 -10 сантиметров. Звук должен попадать в середину микрофона.

На протяжении всего рассказа педагог демонстрирует правильное обращение с микрофоном .

Педагог :Сейчас мы с вами попробуем спеть песню с микрофонами. Если мы с вами будем внимательны, то у нас получится настоящее выступление маленьких артистов.

Педагог раздает всем детям микрофоны. Звучит музыка. Дети, вместе с педагогом исполняют песню «Мы едем, едем, едем в далекие края» .

Звучит сигнал, на экране появляется Цветик-семицветик

Педагог :Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Но в стране «Королевство Пения» еще много, много интересного. Занимаясь вокальным творчеством , вы сможете узнавать об этой стране все больше и больше. Понравились ли вам наши приключения?

Ответы детей

Педагог :А вы знаете, мы так понравились Королеве Молчунье, что она нам передала подарок.

Педагог достает музыкальную шкатулку. Шкатулка открывается . Звучит волшебная музыка.

Педагог :В этой шкатулке Лепестки, которые мы искали! Возьмите из шкатулочки Лепесток такого цвета, какого цвета у вас настроение на нашем занятии и прикрепите на цветик-семицветик. Если ваше настроение веселое, пусть эти лепестки будут красного или желтого цвета, а если ваше настроение грустное, то пусть эти лепестки будут синего или зеленого цвета.

Дети берут лепестки и прикрепляют на цветик-семицветик

Педагог :Посмотрите, вот какой путеводитель Цветик-семицветик у нас получился. Да, от общения с музыкой и мы стали сегодня чуть-чуть красивее и добрее. Несите эти чувства в наш мир, и он станет лучше! Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом новой песни.

домашнее задание : - К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть.

Вы были замечательными попутчиками, обещайте не забывать дорогу в музыкальную страну «Королевство Пения» . Я очень рада, что сегодня познакомилась с вами. Спасибо вам большое. До новых встреч, друзья!

Список используемой литературы :

1. В. В. Емельянов. «Фонопедический метод развития голоса» .

2. О. В. Кацер. «Игровая методика обучения детей пению » .