Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  Разновидности звука а в ударных слогах. Гласные звуки (ударный, безударный )

Разновидности звука а в ударных слогах. Гласные звуки (ударный, безударный )

Повторение

Чтобы вспомнить уже пройденные темы по русскому языку, разгадаем кроссворд. Для этого будем по вертикали записывать слова в пустые клеточки, отгадав их по значению.

Рис. 1 .Кроссворд

  1. Звуки я слышу, а буквы буду?...
  2. Выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.
  3. Звуки, которые образуют слог.
  4. Значки для записи звуков.
  5. Пишем и читаем буквы, а произносим и слышим…?
  6. Наименьшая произносительная единица.
  7. Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями, справками, толкованиями, переводом на другие языки.

Проверим себя.

Рис. 2. Заполненный кроссворд с кодовым словом

В выделенных клетках по горизонтали у нас получилось слово ПРАВИЛО.

Повторим: речь состоит из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, строятся слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставить ударение, слово трудно понять.

Ударные и безударные гласные

Выполним задание: рассмотрим фото и назовём, что на них изображено.


Рис. 3 ()

Цветы, сосна, мячи. Поставим в словах ударение и покажем гласные, которые оказались в безударной позиции, подчеркнув их. Цве ты, со сна, мя чи. Прочитаем эти слова не по слогам, а быстро. Заметно, что безударные гласные произнеслись менее отчетливо.

Гласные под ударением - ударные гласные - находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, - в слабой позиции . Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами. Орфограмма — (от греч. orthos - правильный и gramma — письмо) — написание слов по каким-либо правилам орфографии.

Орфография - (от греческого слова: «ортос» - правильный, и «графо» - «пишут») - правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят «правописание».

Произношение безударных гласных

Понаблюдаем за словами:

грибы, цветы - слышу И, что писать? И или Е?

вода, трава - слышу А, что писать? А или О?

мячи, ряды - слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?

Вывод - в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.

В современном русском языке действует закон - в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море - моря , стол - столы, слон - слоны . Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.

В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.

Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку. Иногда говорят - найти в слове ошибкоопасное место. Запишем предложения.

Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.

Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.

Проверка безударного гласного

Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.

Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.

У кошки - к? тята . Кошка - О, значит котята тоже О.

У тигра - т? грята . Тигр - И, значит тигрята тоже И.

Вот слон. У него сл? нята . Слон - О, значит слонята тоже О.

Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?

1 шаг: Произнести проверяемое слово.

Есть ли в нем гласные в безударных слогах?

Если есть - какие они?

2 шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.

3 шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.

4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.

Сейчас мы отправимся в зоопарк. Все животные здесь указаны, чтобы посетители знали, кого рассматривают. Вот разные птицы. Подпишем их названия.

Это сова. Ударный звук А. Как написать без ошибки - сова или сава ? Как будем действовать? Подберем проверочное слово, изменим слово сова на со вы , Теперь под ударением О, значит, напишем сова . Далее действуем так же.

Рис. 11. Журавль ()

Клесты? Дрозды? Журавли? Грачи?

Как быть со словами воробей, соловей, ворона, сорока?

Использование орфографического словаря

Стоит воспользоваться орфографическим словарём , с помощью которого можно проверить орфограммы.

Рис. 17. Орфографический словарь ()

Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное - не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.

Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове - опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье. Или проверяем по орфографическому словарю.
).

  • Tutrus.com ().
    1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 26, упр. 2; Стр. 28, упр. 3.
    2. Договорите слово. Какую букву вы вставите? Шапка из мЕха - какая шапка? (м.ховая - Е). Вот сАд, там растет земляника какая? (садовая - А). Вот лЕс, там земляника какая? (лесная - Е) .
    3. Прочитайте слова с безударными гласными. Подберите проверочные слова, назовите гласную: сл.ва, зв.зда, ш.ры, б.льной, ц.почка. (Сл.ва - слово - О, зв.зда - звезды - Е, ш.ры - шар - А, б.льной - боль - О, ц.почка - цепь - Е.)
    4. * Используя полученные на уроке знания, составьте 5 предложений с пропущенными безударными гласными в словах, объясните орфограммы.

    Гласными называются звуки, которые, в отличие от согласных, возникают при образовании тона без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных, гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слоги способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные.

    В русском языке шесть основных, ударных, гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. При этом букв, обозначающих гласные, десять, так как

    я, ё, ю, е, обозначая звуки [а], [о], [у], [э], имеют еще и дополнительные функции (обозначения мягкости согласного или звука [j] на письме).

    Слышимые нами различия в гласных связаны с формой ротовой полости - резонатора, который изменяется в зависимости от продвижения языка вверх, вниз, вперед, назад, - и отверстия, образуемого губами. В зависимости от этого различаются гласные различного подъема (спинка языка двигается вверх или вниз), ряда (язык двигается вперед или назад), а также лабиализованные или огубленные (губы вытягиваются в трубочку) и нелабиализованные или неогубленные (губы не вытягиваются вперёд). Это основные характеристики гласных звуков.

    Ударные гласные звуки выполняют смыслоразличительную функцию. Сравните слова мал, мол, мул, мыл, которые мы различаем на слух только благодаря различиям в гласных.

    В безударных слогах гласные произносятся менее энергично. В результате происходит редукция гласных, т. е. изменение звука. Эти изменения затрагивают только силу и длительность звучания (бурундук [бурундук]) или бывают более существенными: меняется качество звучания, тогда один гласный звук, теряя свои характеристики, становится не отличим от другого гласного (леса - лиса [л"иса], сравните: леса - лиса [л"эса = л"иса]). Отсюда трудности, возникающие при написании слов с безударными гласными. Понятно, что если меняются только сила и длительность произношения звука, то он сохраняет способность выполнять смыслоразличительную функцию (пустой [пустоj] - постой [пастоj]), а если меняется его качество, то эта функция утрачивается и могут (при совпадении всех других звуков в словах) возникнуть омофоны ([л’иса] - леса - [л’иса] - лиса).

    Гласные звуки, характеристики которых изменились настолько, что они стали не сопоставимы по звучанию ни с одним ударным гласным, в иранскрипции обозначают знаками [ъ] (сильно редуцированный гласный звук после твёрдого согласного: к датам [гдатъм]) и [ь] (сильно редуцированный гласный звук после мягкого согласного: детям [д’эт’ьм]). Безударный звук, имеющий сходство с тем или иным ударным, можно обозначать тем же знаком, но без символа ударения (вина [в’ина] - вино [в’ино]).

    Степень изменения гласного звука (редукции) зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному он находится (барабан [бърабан]).

    1. Прочитай.

        Всходит солнце над землёю
        С каждым днём всё выше.
        И весь день, кружась, воркуют
        Голуби на крыше.
        (И. Суриков)

    • Скажи, какую картину можно представить, читая эти строки. Как можно её назвать?
    • Спиши первое предложение. В словах обозначь ударение. Над какими словами знак ударения не ставится?

    2. Познакомься с Памяткой 2 «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки?». Пользуясь памяткой, объясни, какой гласный звук в каждом из данных слов ударный, а какой - безударный.

    Вишня, слива, смородина.

    3. Прочитай скороговорку.

        На дворе трава,
        на траве дрова.

    • Спиши. Произнеси безударный гласный звук в каждом двусложном слове. Какими буквами он обозначен на письме?

    Обрати внимание! Безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.

    Поэтому написание слова с безударным гласным звуком надо проверять.

    4. Спиши слово-название птицы. Что оно обозначает? Подчеркни в нём букву, обозначающую безударный гласный звук.

    • А теперь измени слово сова так, чтобы оно обозначало несколько предметов (сов). Запиши его. Подчеркни букву, которой обозначен ударный гласный звук.

    Обрати внимание! При изменении слова (сова́ - со́вы) ударный и безударный гласные звуки в одной и той же части слова обозначены одинаковой буквой о .

    • Какое же слово может быть проверочным для слова сова ?

    5. Прочитай слова так, как они написаны. А теперь прочитай так, как мы их произносим.

    • В каких словах звучание выделенных букв не совпадает с написанием? Почему?
    • Одинаковой ли буквой обозначен безударный гласный звук и ударный гласный звук в каждой паре слов?
    • Какое слово будет проверочным для каждого из данных слов: земля, сосна, страна, зима? Объясни свой ответ.

    6. Прочитай . Найди слова, в которых букву, обозначающую безударный гласный звук в первом слоге, надо проверять. Подбери к каждому слову проверочное.

    • Напиши сначала проверочное, потом проверяемое слово.

    7. Прочитай слова . Почему их написание надо проверять?

    Столы́, ... - листы́, ... - слоны́, ... - врачи́.

    • Подбери проверочные слова. Вспомни, как это делать: измени каждое слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
    • Запиши сначала проверочное слово, а потом проверяемое слово.

    8. Прочитай . Какое слово каждой пары является проверочным словом, а какое - проверяемым?

    Го́ры - г..ра́, шкаф - шк..фы́, све́чи - св..ча́, чи́сла - ч..сло́.

    • Спиши три пары слов, вставляя пропущенные буквы.
    • Составь предложение с любым словом. Запиши его.

    9. Прочитай .

    П..сьмо́, ... - ш..ры́, ... - р..ка́, ... - ..гра́, ... - п..тно́, ... - р..са́, ... - м..ря́.

    • Подбери к каждому слову проверочное. Для этого измени слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
    • Запиши проверочные и проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы.

    10. Прочитай проверочные слова.

    , гнёзда - ..., слёзы - ..., щёки - ..., о́сы - ..., ска́лы - ..., стре́лы - ... .

    • Подбери к каждому проверочному слову проверяемое. Для этого измени слово так, чтобы ударный гласный звук стал безударным.
    • Напиши сначала проверочное слово, затем проверяемое. Обозначь в словах ударение.

    11. Прочитай . Какие слова-названия времен года в предложении пропущены?

        Хороша... снегами,
        ... цветами,
        ... грибами,
        ... плодами.

      Слова для справок: весна, осень, зима, лето.

    • Спиши предложение, вставляя пропущенные слова. Докажи, что выделенные в словах буквы написаны правильно.

    12. Прочитай загадки . Объясни отгадки.

        Глаза на рогах, а домок на спине.
        Хвост серпом, голова с гребешком.

    • В каких словах ты легко можешь объяснить написание выделенных букв, а в каких затрудняешься? Спиши любую загадку.

    13. Прочитай . Объясни значение каждого слова. Чем интересны эти слова?

    • В каких словах буквы в общей части слов надо проверять? Почему? Найди для каждого слова проверочное.
    • Спиши любую группу слов. Обозначь в них ударение. Подчеркни в общей части слов буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

    14. Прочитай выразительно загадку.

        Что за зверь ле сной
        Встал, как столбик, под со сной
        И стоит среди тра вы -
        Уши больше го ло вы?
        (Е. Трутнева)

    • Кто стоит среди травы?
    • По каким особым приметам можно узнать этого зверька? Напиши отгадку.
    • Почему надо проверять написание выделенных в словах букв?

    за ́яц

    15. Прочитай . Какие буквы в словах пропущены?

    о? а?

    К..за, г..ра, гл..за, м..ря, к..льцо, ш..ры, сл..ва, ш..ги, гр..чи, х..лмы, стр..на, в..да, с..сна, с..ды, гр..за.

    е? и?

    Гн..здо, з..мля, ч..сло, п..тух, з..рно, гр..бы, п..сьмо, стр..ла, з..ма, ст..на, р..ка, п..ла, с..стра.

    • Почему написание пропущенных в словах букв надо проверять? Как это сделать?
    • Напиши любые пять слов, вставляя пропущенные буквы.

    16. Прочитай .

    Узнать, правильно ли написано слово, можно в специальной книге, которая называется « Орфографический словарь ».

    Орфографический словарь точно указывает, как надо грамотно писать слово, которое вызвало у тебя затруднение.

    • Познакомься с орфографическим словарём учебника.
    • Узнай по словарю, какая буква пропущена в данных словах.

    Дев..чка, мальч..к, р..бота, м..дведь.

    которые обозначаются на письме 10 буквами :

    1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:

      Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.

    Ы́йя, Ы́ныкган.

      Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.

    Дым [ды́м], тыл [ты́л].

      Звук [и] употребляется только после мягких согласных.

    Физик [ф’и́з’ик].

      Написание буквы и после ж, ш, ц (эти звуки всегда твёрдые) не определяется произношением: буквенные сочетания жи, ши, ци произносятся как [жы], [шы], [цы] .

      Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).

    Из и риса – [из-ы́]риса.

      Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.

    Дети [д’э́т’и], вес [в’э́с].

    Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:

      после [ж], [ш], [ц] ;

    Жест [жэ́ст], шесть [шэ́с’т’], цены [цэ́ны].

      в некоторых иноязычных словах;

    Тест [тэ́ст], темп [тэ́мп].

      в некоторых сложносокращённых словах.

    ГЭС, ВТЭК.

    2. Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.

      Гласный в ударном положении находится в сильной позиции , то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции , то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.

    3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:

      не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю );

    Мил [м’и́л] – мила [м’ила́], жил [жы́л] – жила [жыла́], шут [шу́т] – (нет) шута [шута́].

    Исключение составляет звук [и] : в начале слова, если в потоке речи слово сливается с предшествующим словом, оканчивающимся на твёрдый согласный, на месте и звучит [ы] ;

    В и згнании ы згна́н’ии].

      изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э ).

    4. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».

      В предударном слоге после твёрдых согласных на месте гласных [а], [о], [э] (в положении после твёрдых этот звук редко встречается в русском языке) звучит обычно звук, близкий к [а] [а] , хотя этот звук не такой открытый, поэтому в лингвистике для его обозначения используется специальный знак [Λ] .

    М о й [мо́j] – м о я [мΛjа́] или [маjа́], д а л [да́л] – д а ла [дΛла́] или [дала́].

      В предударном слоге после мягких согласных на месте гласных [а], [о], [э] звучит звук, близкий к [и] . В школьном варианте транскрипции его принято обозначать как [и] , хотя этот звук звучит скорее как [и] с призвуком [э] – [и э ] .

    Ср.: вз я л [вз’а́л] – вз я ла [вз’и э ла́] или [вз’ила́], н ё с [н’о́с] – н е сла [н’и э сла́] или [н’исла́], б е л [б’е́л] – б е ла [б’и э ла́] или [б’ила́].

      Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.

      Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией : сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.

    Яндекс.Директ

    5. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными [а], [о], [э] в I слабой позиции после шипящих [ж], [ш] и после звука [ц] :

      после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается э ] );

    Ж а леть ы э л’э́т’], лош а дей [лъшы э д’э́j], двадц а ти [двъцы э т’и́].

      на месте буквы е после [ж], [ш], [ц] звучит звук, средний между [ы] и [э] , – э ] ;

    Жена [жыэна́], шестой [шыэсто́j], цена [цыэна́].

      после твёрдых [ж], [ш] на месте [а] звучит звук, близкий к [а] [Λ] , как и после других твёрдых согласных звуков.

    Ш а р [ша́р] – ш а ры [шΛры́].

    6. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные [а], [о], [э] звучат ещё более слабо и нечётко.

      Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией : сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.

      В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.

      В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» [ъ] – после твёрдых согласных, «ерь» [ь] – после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных [о], [а], [э] в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения [о], [а], [э] в заударном слоге и др.)

    Например:

    после твёрдых согласных: д о мовой ъ маво́j], рыб а [ры́бъ ], крыш а [кры́шъ ], ц е ликом ъ л’ико́м];

    после мягких согласных: р я довой [р’ь даво́j], пол е [по́л’ь ], ч а совщик [ч’ь сΛфщ’и́к].

    7. Исключение составляет II слабая позиция гласных в абсолютном начале слова [а], [о] . На месте данных гласных в начале слова звучит не редуцированный «ер» [ъ] , а звук, близкий к [а] [Λ] , как в I слабой позиции после твёрдых согласных.

    О гурец [Λгур’э́ц]; о безьяна [Λб’иэз’jа́нъ].

    Алгоритм анализа при транскрибировании слова

    Разбейте слово на слоги и поставьте ударение.

    Сожаление – со-жа-ле́-ни-е.

    Подчеркните двумя чертами ударный гласный.

    Со-жа-л е́ -ни-е.

    Ударный гласный не меняет своего звучания. Учтите только, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать:

      либо один звук [э], [о], [а], [у] – после мягких согласных (как в слове со-жа-ле́-ни-е );

      либо два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [о], [а], [у] – в начале слова, после гласного и после разделительных ъ и ь .

    Явный – я́ -вный, проявка – про- я́ -вка, съёмка – съ ё м-ка.

    Над безударными гласными поставьте номер слабой позиции:

    первый предударный слог – I слабая позиция; остальные безударные слоги – II слабая позиция.

    Со II -жа I -л е́-ни II -е II .

    Если среди этих гласных есть звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю ), то подчеркните их одной чертой: они не изменяют своего звучания в безударном положении.

    Со II -жа I -л е́-н и II -е II – в заударном слоге ни звучит гласный [и].

    Установите, какие гласные звуки звучат в I слабой позиции (первый предударный слог) на месте букв е, э, о, а :

      после твёрдых согласных – [Λ] ;

      после мягких согласных – э ] ;

      после ж, ш, ц может звучать э ] .

    Со II -жа I -л е́-н и II -е II – в слоге жа звучит гласный [ы э ].

    Учтите, что если буквы е, я [ j ] + гласный [э], [а] j е, я будет звучать звук э ] .

    Объявился – о II -бъя I -ви́л-ся II – первый предударный слог бъя I будет звучать как [б’jи э ].

    Установите, какие гласные звуки звучат во II слабой позиции (любой безударный слог, кроме первого предударного) на месте букв е, э, о, а :

      после твёрдых согласных – [ъ] ;

      после мягких согласных – [ъ] ;

      в абсолютном начале слова на месте букв о и а [Λ] .

    Учтите, что если буквы е, я обозначают два звука: согласный [ j ] + гласный [э], [а] , то эти гласные также изменяются по общим правилам: j – мягкий согласный, значит, после него на месте букв е, я будет звучать звук [ь] .

    Со II -жа I -л е́-н и II -е II – слог со с твёрдым согласным звучит как [съ]; слог е ([j] + гласный) звучит как [ь]; о II -бъя I -ви́л-ся II – о в абсолютном начале слова будет звучать как [Λ], слог ся с мягким согласным будет звучать как [с’ь].

    Особенности произношения гласных в безударных позициях

    Особенности произношения гласных в безударных позициях зависят от ряда условий: 1) места по отношению к ударному слогу, 2) положения в абсолютном начале слова, 3) твердости / мягкости предшествующего согласного.

    Место по отношению к ударному слогу определяет степень редукции гласных. В фонетике принято называть слоги не по их порядку в слове, а по месту, занимаемому относительно ударного слога. Все безударные слоги делятся на предударные и заударные. Нумерация предударных слогов осуществляется в направлении от ударного слога, то есть справа налево.

    В первом предударном слоге возможны четыре гласных - безударные [у], [и], [ы], [а]: н[у]ждá нужда , [ч"и]с ы´ часы , ш[ы]лкá шелка , н[а]чнóй ночной .

    В остальных безударных слогах (втором, третьем предударном и в заударных) произносятся сильно редуцированные гласные [ъ], [ь], а также звук [у]. Во втором предударном слоге: д[ъ]мовóй дымовой и домовой , [м"ь]сорýбка мясорубка , [ч"у]дотвóрный чудотворный .

    В заударных слогах: болóт[ъ]м болотом и болотам , нéжн[ъ]й нежный и нежной , си[н"ь]м синим и синем , пó[л"ь]м полем , лóшадь лошадью .

    В заударных слогах в абсолютном конце слова наряду со звуками [ъ], [ь] и [у] фиксируется гласный [ы], только очень краткий: нóт[ы] ноты , нóт[ъ] нота, нó[т"ь] нóте , нóт[у] нóту .

    Положение в абсолютном начале слова после паузы также влияет на особенности редукции гласных. В этой позиции произносятся звуки [у], [и], [а] независимо от их удаленности от ударного слога: [у]бирáть убирать , [и]кспортёр экспортёр , [а]говáривать оговáривать .

    Особенности распределения безударных гласных в слове можно представить в виде таблицы.

    В ударном слоге: ударные [ý], [и´], [ы´], [э´], [ó], [á]

    В 1-м предударном слоге,

    в абсолютном начале слова: безударные [у], [и], [ы], [а]

    Во 2, 3-м предударном слоге,

    в заударных слогах: безударные [ъ], [ь], [у] + [ы] (в абс. конце слова)

    Твердость / мягкость предшествующего согласного - важный фактор, определяющий возможность появления тех или иных гласных: 1) после твердых могут выступать [у], [ы], [а], [ъ]: [лу]говóй луговой , [лы]сéть лысеть , [ла]рéц ларец , [лъ]шадéй лошадей ; 2) после мягких произносятся [у], [и], [ь]: [л"у]бовáться любоваться , [ч"и]рнéть чернеть , [л"ь]дорýб ледоруб ; 3) предударные [а] и [ъ] после мягких невозможны: [р"и]ды´ ряды , [п"и]ти´ пяти, [р"ь]довóй рядовой , [п"ь]тилéтка пятилетка ; 4) [ъ] после мягких появляется только в возвратном -ся, в окончаниях и формообразующих суффиксах. Подобное произношение является возможным, а не обязательным и связано с задачей передать грамматическую информацию о падеже, числе и т.д.: получ и´л[с"ъ] получился - у бабý[с"ь] у бабуси ; кáп[л"ъ] капля - кáп[л"ь] капли; медвé[д"ъ]м медведям - медвé[д"ь]м медведем ; в ы´са[д"ъ]сь высадясь - в ы´са[д"ь]сь высадись .

    Все проанализированные выше особенности произношения гласных относятся к фонетике общеупотребительных знаменательных слов. Союзы, предлоги, частицы, междометия, редкие заимствования могут не подчиняться описанным закономерностям. Они допускают, например, такое произношение гласных неверхнего подъема: спал, н[о] недолго , б[о] á , андáнт [э].

    Всего шесть - это «а», «о», «у», «и», «э», «ы». Они произносятся только при участии голоса, без участия шума. Могут образовывать слоги. Бывают ударными и безударными. Гласные звуки - ударные и безударные - имеют свои особенности и определенные роли в речевом процессе. Кроме того, от наличия или отсутствия ударения зависят многие нормы обозначения гласных на письме буквами.

    Гласные буквы «е», «ю», «я», «ё» не являются отдельными звуками. Они представляют собой обозначение двух звуков. Например: я - йа, ю - йу и т. п. Также они наделены дополнительными функциями - обозначают мягкость в письме.

    Ударные гласные звуки

    Ударным называется выделяемый при произношении голосом. То есть тот, на который падает ударение. Такой звук всегда произносится более отчетливо. По сравнению с безударным он находится в более сильной позиции и играет смыслоразличительную роль. Как правило, написание букв, передающих ударные гласные, не вызывает трудностей.

    Например, в словах маленький (ударение на первый слог), мирный (ударение на первый слог), далекий (ударение на второй слог) правописание ударных слогов ни у кого не вызовет сомнений. Здесь действует принцип «как слышится, так и пишется», а слышатся звуки отчетливо.

    Ударные гласные звуки призваны выполнять функцию смыслоразличения. Для сравнения: мол, мал, мыл, мул - слова, которые мы различаем на слух благодаря тому, что в них пишутся разные гласные буквы.

    Безударные гласные звуки - что это?

    Безударными называются гласные, не выделяемые голосом. Они произносятся с гораздо меньшей силой и далеко не так энергично, как ударные. Находятся в слабой позиции, и написание передающих их букв зачастую вызывает трудности. Принцип «как слышим, так и пишем» в данном случае не подойдет, поскольку слышаться может совсем не то, что есть на самом деле.

    Безударный гласный звукчастонаходится в измененном состоянии (состоянии редукции). И степень трансформации может зависеть от удаленности ударного гласного. Чем дальше - тем сильнее редукция. Например, в слове "колобок" ударным является последний звук «о» - в третьем слоге. Ближайший к нему «о» (во втором слоге) слышится еще более-менее отчетливо, а отдаленный (из первого слога) практически теряется при произношении. Его длительность в данном случае минимальна.

    Относительно стойкими в этом отношении являются безударные гласные звуки «и», «ы», «у». На степень их трансформации удаленность от ударного почти не влияет (мумие, Буратино, мировая). Исключение может составлять только «и» в начале слова после твердого согласного, на который оканчивается предыдущее слово фразы. В таких случаях «и» превращается в «ы». Данная ситуация хорошо просматривается, например, в словосочетании «дым над избой».

    Безударные гласные звуки в корнях. Правописание

    Как уже отмечалось выше, передача на письме безударных гласных звуков нередко вызывает сложности. Особенно проблематично бывает понять, какой буквой следует обозначить безударный гласный звук в корне того или иного слова.

    Правописание таких корней выделяется в особый раздел грамматики и детально изучается в филологии. Выбор верной буквы зависит от разных факторов: особенностей соседства с другими буквами, наличия или отсутствия рядом ударного слога, их происхождения и т. д.

    Непроверяемые гласные в корнях

    Самый сложный с точки зрения правописания случай - это безударные гласные звукив непроверяемых словах. Когда невозможно подобрать вариант с ударным корнем.

    Правильные варианты в таких ситуациях остается только запомнить или всегда носить с собой словарь, в котором можно посмотреть правописание.

    К словам, подпадающим под этот раздел, относятся, например: меридиан, винегрет, бетон, корвалол, ватрушка и другие. Многие из них имеют иностранное происхождение.

    Проверяемые гласные в корнях слов

    Буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корнях, в большинстве случаев можно определить, подобрав где на корень падает ударение.

    Например, изменив слово «трава» на «травушка», легко понять, какую букву следует писать в безударном корне. Еще варианты: гора - горный, вода - водный, дожди - дождь и так далее и тому подобное. Примеров в русском языке - великое множество.

    Правописание корней в словах разного происхождения

    Безударные гласные звуки в главных морфемах слов могут иметь разное буквенное выражение в зависимости от того, какое происхождение имеет данное конкретное слово.

    Так, например, исконно русские слова часто отличаются полногласным написанием сочетаний -оро-, -оло-: молодой, огородить, оболочка. А их старославянские варианты имеют сокращенный вариант буквосочетания и трансформацию «о» в «а»: младенец, ограда, облако.

    Чередование безударных «а» и «о» в корнях

    Буквы, обозначающие безударные гласные звуки, могут чередоваться в корнях Один из вариантов чередования - «а» и «о». Разные корни имеют свои правила написания:

    • Например, независимо от того, какая буква будет писаться под ударением, в безударной позиции почти всегда имеем корни «гор», «клон», «твор», «зар» и «плав»: загорелся, поклониться, сотворить, озаренный, сплавлять. Но есть исключения: выгарки, пригарки, утварь, зоревать, пловчиха, пловец, плывун и т. д.
    • От согласного, замыкающего корень, зависят морфемы «раст», «ращ» и «рос». Буква «а» предшествует «ст» или «щ», тогда как перед «с» обычно бывает «о». Не вписываются в это правило: Ростислав, Ростов, ростовщик, росток, выросток и варианты, производные от них (ростовский, ростовщичество и т. д.), а также слово отрасль.
    • В морфемах «скоч» и «скак» перед буквой «ч» обычно бывает «о», а перед «к» - «а». Например: скакун, скакалка, выскочка, вскочить. Исключения составляют лишь слова вскачь, скачу, скачи и скачок.
    • Безударные гласные звуки в словах с корнями «лаг» и «лож» передаются на письме буквами, согласно следующему правилу: перед «г» употребляется «а», а перед «ж» - «о». Например: слагать, полагать, разлагается, сложение, положение, отложить. Исключение - полог.
    • На наличие или отсутствие суффикса «а» «ориентируются» такие корни, как «кас» и «кос». Если суффикс присутствует сразу за корнем, то будет «кас», а если нет, то получится «кос». Например: касается, касательно, коснулся, прикосновение.
    • Правописание корней с безударными гласными иногда зависит от их значения. Так, в случае с «мок» («моч») и «мак» первый вариант «работает», если речь идет о пропитывании жидкостью (промокашка, намочить), а второй - в случае, когда имеется в виду погружение в жидкость (макать, обмакивать).
    • Морфемы «равн» и «ровн» тоже «равняются» на значение слова. Если имеется в виду одинаковость, то пишется «а» (равный, уравнение), а если прямота и гладкость, то «о» (подровнять, выровнять). Исключения: ровесник, равнина, уровень, поровну.

    Как чередуются «и» и «е»

    Буквы безударных гласных звуков «и» и «е» тоже могут чередоваться в корнях слов.

    Морфемы «бир» и «бер», «жиг» и «жег», «стил» и «стел», «блист» и «блест», «мир» и «мер», «тир» и «тер», «дир» и «дер», «пир» и «пер», «чит» и «чет» находятся в прямой зависимости от наличия суффикса «а». Если он есть по соседству с корнем, пишется «и», а если отсутствует - «е». Примеры: побираться - заберет; прижигание - выжегшая; расстилается - стелить; блистательная - блестящий; замирать - замереть; оттирать - оттереть; отдирать - отдерет; отпирать - отпереть; почитать - вычет. Исключения: чета, сочетание, сочетать.

    Примечание:

    • Корни «мир» и «мер» могут чередоваться, только если означают процесс умирания. Если речь идет о мире (антониме войны), то в корне всегда будет «и» (мировая, помириться). А если морфема означает меру, то всегда пишется «е» (отмерять, мерило).
    • Корни «пир» и «пер» чередуются, только если означают процессы открывания, закрывания и выпирания (запереть, отпереть, выпереться). А если речь идет о слове «пир», обозначающем «праздник живота», то в корне всегда будет «и» (пировать).

    Чередование буквы "а" ("я") с буквосочетанием "им" ("ин") в корнях

    Буква "а" ("я") чередуется в корнях с буквосочетанием "им" ("ин") в корнях слов по такому правилу: если за корнем есть суффикс «а», то употребляется «им» или «ин». А если таковой отсутствует, то пишется «а» или «я». Например: принимать - принято, начинать - начато.

    Гласные звуки - ударные и безударные - есть в каждом языке мира. И если с ударными, как правило, проблем не возникает, то безударные создают массу трудностей. С ними связано обычно огромное количество орфограмм. И правописание корней - только малая часть большого айсберга.