Меню
Бесплатно
Главная  /  Хозяйке на заметку  /  Дополнительная образовательная программа «Театр кукол. Рабочая программа кукольный театр Программа кукольный театр в школе

Дополнительная образовательная программа «Театр кукол. Рабочая программа кукольный театр Программа кукольный театр в школе

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа работы школьного кукольного кружка-театра рассчитана на детей 9-12лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Форма работы: коллективная и индивидуальная.
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребёнка, в его духовном развитии. Он помогает детям приобщиться к театральному искусству и культуре, почувствовать себя творцами, развивает коммуникативные навыки.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств воздействия не только на зрителей, но и на актёров. Образы-персонажи, декорации, текст и музыкальное сопровождение помогают детям школьного возраста лучше понять идею драматического произведения, тем более что эффект усиливается непосредственным контактом с актёрами и куклами. Велико эмоциональное воздействие спектакля на детей. У них в раннем возрасте возникает желание быть похожими на положительных героев. А юные артисты чувствуют свою значимость и самореализуются. Кукольный театр «Золотой ключик» - это творческий коллектив ребят, которые будут занимаются постановкой кукольных спектаклей, изготовлением кукол, декораций, составлением собственных сценариев для постановок. Задача руководителя кружка-театра направлять деятельность ребят в нужное русло, поддерживать их инициативу, помогать им советом и делом.
Кукольный театр формирует дружный творческий детский коллектив. Одной из отличительных особенностей данной программы является игровая форма проведения занятий, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Кукольный театр - это один из путей, ведущий ребёнка к жизненному успеху, ведь это путь побед над собой. Приобретая творческие навыки, навыки общения, дети становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе, и всё это происходит естественно во время важного вида деятельности ребёнка - игры, игры с куклой. Формирование творческой, социально адаптированной личности идет непринужденно, на основе принципа природосообразности.

3.Основные цели работы кружка-театра: создание условий для формирования навыков творческой деятельности.

4. Задачи кружка - развивать у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомить с множеством детских сказок, способствовать развитию общительности, коммуникабельности, развивать. моторику рук и пальцев, двигательную активность ребёнка.

Программа направлена на формирование и развитие универсальных учебных действий:

регулятивных:

Целеполагание;

Умение принимать и сохранять учебную задачу;

Умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

Умение адекватно воспринимать оценку педагога;

коммуникативных:

Развитие творческой активности в совместной деятельности;

Умение договариваться и приходить к общему решению поставленной задачи

познавательных:

Обучение технике работы с куклами;

Развитие речи детей, пополнение словарного запаса, выразительности речи.

4.Формы и методы работы.

Работа с куклой - процесс трудоемкий, требующий развитого воображения, фантазии, планомерных действий, умения анализировать и прогнозировать результат. Не все дети обладают этими качествами. Поэтому все этапы продуманы и выбран наиболее рациональный ритм обучения.

Процесс обучения построен от простого к сложному. На простых и малых формах отрабатываются приемы работы с куклой, что позволяет постепенно побуждать детей к творчеству, дать возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках, показах. По мере овладения навыками работы в кукольном театре, ребята показывают свои спектакли для учащихся младших классов.

Форма проведения занятий может быть различной:

Учебное занятие;

Творческая мастерская;

Мастер-класс;

Занятия построены таким образом, что теоретические и практические занятия даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности. Теоретические вопросы включаются в практические занятия и являются каналом для творческой инициативы ребенка.

Учебно-методическое обеспечение:

Методические разработки;

Информационный материал;

Наглядные пособия;

Фотографии;

Видеоматериалы;

Образцы изделий;

Шаблоны;

Раздаточный материал.

Теоретическая часть занятия включает в себя:

Постановку целей и объяснение задач;

Создание условий для развития познавательной самостоятельности обучающихся (желательно добиваться, чтобы дети сами определяли цели, методы, осуществляли контроль);

Изложение нового материала (проводится в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых приемов).

Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:

Доступности- «от простого к сложному»;

Наглядности;

Индивидуального подхода к каждому обучающемуся;

Организации взаимопомощи в выполнении работ;

Многократного повторения.

В зависимости от способностей ребенка, используются различные формы работы: подражательная, частично поисковая, творческая.

По каждому выступлению все члены коллектива высказывают свое мнение: разбирают достоинства и недостатки, что помогает всем обучающимся еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки.

Требования к качеству постановок повышаются медленно и постепенно. Это позволяет достичь хороших результатов обучения.

В конце каждого занятия проводится анализ работы и дается оценка.

Материально-техническое обеспечение образовательной программы.

Занятия кукольного коллектива проводятся в школьной библиотеке и в кабинете технологии.

В библиотеке имеется техническое оборудование: музыкальный центр, компьютер. Оборудован стеллаж для хранения дисков, видеокассет.

В шкафах хранятся куклы, бутафория, декорации, ширмы. В книжном шкафу собраны произведения детских писателей. Есть альбом с рисунками образцов изделий, лучшие творческие работы тоже становятся образцами, с обязательным указанием автора.

В библиотеке и в кабинете имеются инструменты: ножницы, карандаши, линейки, ручки, шаблоны и всё необходимое для изготовления кукол, бутафории и декораций.

Ожидаемые результаты :

5. Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

на тему

теория

практика

Вводное занятие. Особенности театральной терми​нологии

Устройство ширмы и декорации

Виды кукол и способы управления ими

Особенности работы кукловода

Посещение театра кукол в ДДТ «Планета детства». Просмотр спектакля кукольного театра в библиотеке по Интернету. Обсуждение спектакля. (зарисовки)

Речевая гимнастика

Выбор пьесы и работа над ней

Генеральная репетиция. Спектакль

1. Вводное занятие. Особенности театральной терми​нологии

Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в Рос​сии. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Поня​тие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управле​ния движениями куклы (движения головы, рук куклы). Тех​ника безопасности. Особенности театральной терминологии.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

2. Устройство ширмы и декораций

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки ра​боты с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свой​ствах материалов для изготовления театрального реквизита.

Практическая работа: установка ширмы и изготовле​ние элементов декораций.

3. Виды кукол и способы управления ими

Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

4. Кукольный театр на фланелеграфе

Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. Работа над спектаклем.

5.Особенности работы кукловода

Понятие о разнообразии движений различных частей ку​кол. Отработка навыков движения куклы по передней створ​ке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).

Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж.

6. Просмотр спектакля кукольного театра в школьной библиотеке по Интернету. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)

Знакомство с правилами поведения в театре.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.

Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.

7. Речевая гимнастика

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текс​тов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т. п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.

Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.

8. Выбор пьесы

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голо​совых модуляций. Оформление спектакля: изготовление ак​сессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персо​нажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театраль​ного образа.

Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

9. Генеральная репетиция. Спектакль

Подготовка помещения для презентации кукольного спек​такля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спек​такля; организация и проведение гастролей (подготовка коро​бок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольни​кам; участие в смотре школьных кукольных театров

7. Ожидаемые результаты :

Овладение детьми, занимающимися в кукольном театральном кружке, красивой, правильной, четкой, звучной речью как средством полноценного общения.

Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.

Показ спектаклей для обучающихся МБОУ СОШ №13

8. Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Вид деятельности,

теория

практика

Вводное занятие. Особенности театральной терми​ноологии

познавательная

Особенности театра «Петрушка»

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Устройство ширмы и декорации

Трудовая

познавательная

Речевая и пальчиковая гимнастика.

познавательная

Изготовление декораций

Познавательная

трудовая

Кукольный театр на фланелеграфе

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Работа с куклами- картинками

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Речевая гимнастика

Познавательная

Спектакль

Художественнее творчество, социальное творчество

Пальчиковый театр

Познавательная

Изготовление пальчиковых кукол и декораций

Трудовая

Познавательная

Работа над спектаклем

Познавательная

Худ-ое творчество

Работа над спектаклем

Познавательная

Худ-ое творчество

Движение куклы по передней стенке ширмы

Познавательная

гимназия № 2 г. Новокубанска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы:

по конкретным видам внеурочной деятельности

кружок

«Кукольный театр»

Срок реализации программы: 1 год.

Возраст обучающихся: 8 – 9 лет

Составитель: учитель начальных классов Соколова Лариса Михайловна

2013 – 2014 учебный год.

«… Драматургия – это кровь театра.

Недаром только те театры остаются в истории,

которые создали свой репертуар, свою драматургию»

С. Образцов

I. Пояснительная записка

Актуальность программы

Программа разработана с учетом требований федерального образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, направлена для реализации общекультурного направления по ФГОС по лицензии

Данная программа «Кукольный театр» рассчитана на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Эффективно влияет на воспитательно-образовательный процесс. Сплачивает коллектив класса, расширяет культурный диапазон учеников, – всё это, осуществляет через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Помогает воспитывать, с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности.

Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Ребята смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки

Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся.

В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.

В художественном мире сегодняшнего школьника театр занимает более скромное место, чем кино, эстрадная музыка, литература. Детскому восприятию очень близок кукольный театр, поскольку детям свойственно мысленное одушевление кукол, игрушек, предметов окружающего мира.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания является: культура. Эта область человеческого бытия, в основании которой лежат общечеловеческие ценности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность

Несомненно, всё это оказывает благотворное воздействие на развитие детского восприятия, воображения, способствует переживанию положительных эмоций. Этот вид искусства доставляет детям много радости и создает у них хорошее настроение, развивается эстетический вкус, отрабатывается отчетливое произношение и выразительность речи.

В учебном плане на изучение данного курса отводится 2 часа в неделю

все 68 часов. Программа кружка “Кукольный театр” разработана для детей 7-8 лет.

Цели программы:

Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся.

Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.

Эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества.

Задачи:

    Воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к искусству.

    Формирование представлений о театральном искусстве.

    Организация досуга ребят.

    Обучение технике работы с куклами.

    Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.

    Создание условий для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр;

    Развитие творческой и трудовой активности ребят, их стремление к самостоятельной деятельности.

Формы деятельности : кружковые занятия.

Методы :

Беседа

Рассказ

Индивидуальная работа

Групповая работа

Коллективная работа.

Средства :

Иллюстрации и литература

II . Таблица тематического распределения количества часов

№п/п

III . Содержание программы :

Введение.«Здравствуйте, куклы!». (5 ч.)

Постановка теневого театра «Заяц в огороде». (8 ч.)

Постановка кукольного театра «Рукавичка». (5 ч.)

Постановка кукольного театра «Волк в Красной шапочке». (13 ч.)

Постановка кукольного театра «Заюшкина избушка». (11 ч.)

Постановка настольного кукольного театра

«Колобок на современный лад». (8 ч.)

Постановка кукольного спектакля «Козлята и волк». (16 ч.)

Посещение театральных постановок (2 час)

1.Вводное занятие.

Особенности театральной терми­нологии

Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Поня­тие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управле­ния движениями куклы (движения головы, рук куклы). Тех­ника безопасности. Особенности театральной терминологии.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

2.Устройство ширмы и декораций

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.).

3. Виды кукол и способы управления ими

Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

4.Особенности работы кукловода

Понятие о разнообразии движений различных частей ку­кол. Отработка навыков движения куклы по передней створ­ке ширмы. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).

Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля

5. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)

Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре. Учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.

6 .Речевая гимнастика

Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками.

7. Выбор пьесы

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голо­совых модуляций. Оформление спектакля: изготовление ак­сессуаров, подбор музыкального оформления. Отработка музыкальных номеров, репетиции.

8.Генеральная репетиция. 8.

8.Спектакль

Подготовка помещения для презентации кукольного спек­такля.

Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спек­такля; показ спектакля на районном семинаре, учащимся начальных классов, дошкольни­кам;

IV. Предполагаемые результаты

Это результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

Личностные УУД

1. Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи:

2. Способность обучение технике работы с куклами:

3.Правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

4. Умение развивать творческую и трудовую активность ребят, их стремление к самостоятельной деятельности:

Регулятивные УУД:

1. Определять цель деятельности с помощью учителя.

2. Планировать свои действия с помощью учителя.

3. Обнаруживать и формулировать общекультурную проблему с помощью учителя.

Познавательные УУД:

1. Осуществлять поиск необходимой информации.

2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы с помощью учителя.

3. Строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД:

1. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (в форме монолога или диалога).

2. Слушать и понимать речь других людей.

3. Договариваться и приходить к общему мнению.

Ценностные ориентиры содержания курса:

патриотизм – любовь к своей малой Родине.

гордость за жителей нашего района.

труд и творчество – уважение к труду.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Ожидаемые результаты :

В конце первого года обучения ученик будет знать:

Сценой в кукольном театре, является ширма.

Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».

Правила поведения в театре.

Ученик будет уметь:

Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.

Правильно одевать на руку куклу.

Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.

Овладение детьми, занимающихся в кукольном театральном кружке, речь становится правильной, четкой. Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.

Показ спектаклей в школе, детском саду

V. Формы и виды контроля

Уровень и степень освоения знаний контролируется в ходе занятий. конкурсов, викторин и показ театра.

Беседа, рассказ и т.д.

Групповая работа (экскурсии, выставки, показ театра)

Средства :

Иллюстрации и литература

Прослушивание аудио и видеозаписей (использование технических средств).

Участие в кукольном театре «Заяц в огороде», «Рукавичка»,«Волк в Красной шапочке», «Заюшкина избушка»,«Колобок на современный лад», «Козлята и волк», посещение театральных постановок, викторина «По дорогам сказок» , создание презентации «Мой любимый 2 класс», защита проекта «Кукольный театр».

VI . Методические рекомендации

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

    включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

    создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

    моральное поощрение инициативы и творчества;

    продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

    регулирование активности и отдыха (расслабления).

Основные характеристики деятельности

1. Сочетание обучения и общекультурное воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое.

2. Изложение материала рассчитано на 1 год. Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод

Просмотр фильмов, слайдов, презентаций;

Экскурсии в драмтеатр; наблюдения;

Целевые прогулки;

Словесный метод

Чтение стихотворений;

Беседы с элементами диалога, обобщающих сказок;

Сообщение дополнительного материала;

Рассматривание наглядного материала;

Проведение викторин, конкурсов.

Практический метод

Постановка кукольного театра,конкурсов, викторин;

Проведение экскурсии различной направленности.

VII .Материально – технического обеспечения образовательного процесса.

№п/п

Муниципальное образование Новокубанский район г. Новокубанск

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

гимназия № 2 г. Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район

Календарно – тематическое планирование

кружка «Кукольный театр»

Класс: 2 «Г»

Учитель: Лариса Михайловна Соколова

Количество часов: всего 68 часов, в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности кружка «Кукольный театр»

(составитель Л.М. Соколова).

2013 – 2014 учебный год

г. Новокубанск

Календарно – тематическое планирование.

Номера Занятий

VII . Описание материально – технического обеспечения программы.

п/п Для учителя Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc Как развивать речь с помощью скороговорок? Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
Для детей Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000 Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
Данная программа составлена для реализации общекультурного направления развития личности и культурологической направленности. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденная приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования».

МКОУ Поселковая СОШ

Программа кружка «Кукольный театр»

в начальных классах

Составила: Ефременко ОВ

Пояснительная записка.

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о

спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Цель и задачи образовательной программы.

Цель:

*ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства, иными словами открыть для детей тайну театра.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с историей кукольного театра;

Пробуждать интерес к чтению, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство;

Научить детей самостоятельно изготавливать куклы;

Добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Развивающие: -развивать индивидуальные творческие способности детей;

Развивать воображение, пространственное мышление детей;

Способствовать развитию мелкой моторики.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;

Развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;

Воспитывать коммуникативные навыки.

Условия реализации образовательной программы .

Программа адресована учащимся начальной школы, направлена на развитие и коррекцию высших психических функций.

Основные компоненты

Способы распознавания

Мотивы и ценности

Интерес к театральному искусству, стремление совершенствовать свои навыки работы с куклой.

Знания

Знания: об истории театра кукол, театральной лексики, профессий людей, которые работают в театре (режиссер, художник, декоратор, бутафор, актер).

Умения

Делать куклы, работать с куклой над ширмой.

Доминантные качества личности

Приобретение необходимых личностных качеств.

Набор учащихся в коллектив осуществляется по желанию.

Занятия проводятся по 1 учебному часу в неделю.

Всего за учебный год – 36 часов.

Ожидаемые результаты реализации образовательной программы.

Результаты обучения по программе можно определить по следующим параметрам:

1.Умеют разработать и выполнить куклу и предметы бутафории разной сложности.

2. Владеют приемами работы с куклой, с ширмой.

3.Умеют грамотно и аргументировано оценить свои творческие возможности, увидеть и поправить ошибки.

4.Умеют самостоятельно подобрать, выучить и обыграть с куклой роль.

5. Умеют ставить перед собой определенные цели и задачи.

6.Развивают потребности и привычки в самосовершенствовании, как знаний, так и творчества.

Практическим результатом при изготовлении куклы и предметов бутафории является создание ребенком собственных работ, сначала простых (пальчиковая кукла, бутафория из папье-маше), потом более сложных (каркасная кукла, элементы декорации и т.д.)

Практическим результатом работы с куклой является создание ребенком сначала простых образов (герои сказок, стихов, прибауток), потом более сложных (герои рассказов, пьес и т.д.).

По итогам года проводятся выставки работ и показ пьесы в школе и районной библиотеке.

Способы отслеживания и контроля результатов.

В творческий коллектив приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.

Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок, показов. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми.

Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе.

Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике.

Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.

Очень важен в коллективе элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия. Два раза в год, в декабре и мае, подводятся итоги и победители, в каждой группе награждаются.

Учебно-тематический план.

(34 часа)

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

Таинственные превращения

Работа над выбранной для спектакля пьесой

Изготовление кукол и бутафории

Выбор для спектакля пьесы

Показ пьесы детям

Ремонт кукол

Всего

Содержание образовательной программы .

Тема

Вводное занятие . Теория. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

Таинственные превращения . Теория. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.

Выбор для спектакля пьесы. Практика. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении

Распределение ролей.

Практика. Чтение произведения учащихся.

Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Отработка чтения каждой роли .

Практика. прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.

Обучение работе над ширмой.

Практика. Надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.

Обучение работе над ширмой .

Практика. чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли.

Репетиция пьесы.

Практика. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.

Генеральная репетиция пьесы .

Практика . Звуковое и музыкальное оформление.

Показ пьесы детям.

Выбор для спектакля пьесы.

Теория . Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения.

Распределение ролей.

Практика. Читки по ролям за столом

Читки по ролям .

Теория. Глубокий и детальный разбор пьесы.

Репетиция пьесы .

Практика. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

Репетиция пьесы.

Практика.

Генеральная репетиция .

Практика. Звуковое оформление спектакля.

Показ пьесы детям.

Выбор для спектакля пьесы.

Практика. Выразительное чтение произведения учащихся. Теория.

Распределение роли.

Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе. Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Распределение роли.

Практика . Обработка чтения каждой роли.

Изготовление бутафории и кукол для пьесы.

Репетиция пьесы .

Практика . Заучивание текста наизусть, соединения

действия куклы со словами своей рели.

Репетиция пьесы.

Практика. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

Генеральная репетиция.

Практика . Музыкальное оформление.

Показ пьесы детям.

Выбор для спектакля пьесы.

Теория. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном.

Распределение ролей .

Теория . Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени.

Работа с куклой на ширме.

Практика. Чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли.

Изготовление кукол и бутафории.

Репетиция пьесы.

Практика. Заучивание текста наизусть. Распределение технических обязанностей.

Генеральная репетиция.

Практика. Музыкальное и звуковое оформление.

Показ пьесы учащимся начальных классов .

Формы и методы работы.

Работа с куклой- процесс трудоемкий, требующий развитого воображения, фантазии, планомерных действий, умения анализировать и прогнозировать результат. Не все дети обладают этими качествами. Поэтому все этапы продуманы и выбран наиболее рациональный ритм обучения.

Процесс обучения построен от простого к сложному. На простых и малых формах отрабатываются приемы работы с куклой, что позволяет постепенно побуждать детей к творчеству, дать

возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках, показах. В конце года ребята участвуют в отчетном показе в школе. Это формирует у детей готовность к решению более сложных задач.

Форма проведения занятий может быть различной:

Учебное занятие;

Творческая мастерская;

Мастер-класс;

Посещение и участие в выставках, показах;

Посещение музеев, театров.

Занятия построены таким образом, что теоретические и практические занятия даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности. Теоретические вопросы включаются в практические занятия и являются каналом для творческой инициативы ребенка.

Учебно-методическое обеспечение:

Методические разработки;

Информационный материал;

Наглядные пособия;

Фотографии;

Видеоматериалы;

Образцы изделий;

Шаблоны;

Раздаточный материал.

Теоретическая часть занятия включает в себя:

Постановку целей и объяснение задач;

Создание условий для развития познавательной самостоятельности учащихся (желательно добиваться, чтобы дети сами определяли цели, методы, выбирали контроль);

Изложение нового материала (проводиться в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых приемов).

Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:

Доступности-«от простого к сложному»;

Наглядности;

Индивидуального подхода к каждому ученику;

Организации взаимопомощи в выполнении работ;

Многократного повторения.

В зависимости от способностей ученика , используются различные формы работы: подражательная, частично поисковая, творческая.

По каждой выполненной работе все члены коллектива высказывают свое мнение: разбирают достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки.

Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Это позволяет достичь хороших результатов обучения.

В конце каждого занятия проводится анализ работы и дается оценка.

Материально-техническое обеспечение образовательной программы.

Занятия кукольного коллектива проводятся в кабинете.

В кабинете имеется техническое оборудование: музыкальный центр, компьютер.Оборудован стеллаж для хранения дисков, видеокассет.

В шкафах хранятся куклы, бутафория, декорации, ширмы. В книжном шкафу собраны произведения детских писателей. Есть альбом с рисунками образцов изделий, лучшие творческие работы тоже становятся образцами, с обязательным указанием автора.

В кабинете имеются инструменты: ножницы, карандаши, линейки, ручки, шаблоны и всё необходимое для изготовления кукол, бутафории и декораций.

Материалами для изготовления кукол,бутафории и декораций обеспечивает педагог.

Цели программы:

Задачи:

  1. Организация досуга ребят.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «Кукольный театр»

Цели программы:

Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся.

Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.

Эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества.

Задачи:

  1. Воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к искусству.
  2. Формирование представлений о театральном искусстве.
  3. Организация досуга ребят.
  4. Обучение технике работы с куклами.
  5. Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.
  6. Создание условий для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр;
  7. Развитие творческой и трудовой активности ребят, их стремление к самостоятельной деятельности.

Формы деятельности : кружковые занятия.

Методы :

Рассказ

Индивидуальная работа

Групповая работа

Коллективная работа.

Средства :

Иллюстрации и литература

Личностные УУД

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Планируемые результаты :

Обучающийся научится:

Правила поведения в театре.

Ученик будет уметь:

. (4 ч.)

III

№п/п

Наименование раздела и тем

Всего

часов

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

аудиторных

неаудиторных

Введение

« Здравствуйте, куклы!»

Постановка театра

«Маша и медведь».

Постановка кукольного театра «Медведь- половинщик»

Терем, терем, теремок.

Занятие сценическим движениям.

Итого:

34часа

18часов

16 часов

Внутри темы

Даты проведения занятий

Оборудование

Планируемая дата

Даты фактического проведения

I. Введение

Вводное занятие.

бутафор, актер)

Плакаты, ноутбук

плакаты, ноутбук

фотоаппарат

II. Постановка театра

« Маша и медведь». (6часов)

фотоаппарат

Экскурсия в парк. Тема «Здравствуйте, сказочные герои».

фотоаппарат

Распределение ролей к сказке

« Маша и медведь»

слова к театру

Репетиция.

Сказка « Маша и медведь»

« Маша и медведь»

ткань, иголка, ножницы

Показ кукольного театра

« Маша и медведь»

ткань, иголка, ножницы

Распределения ролей к сказке

« Медведь половинщик»

ММП, ноутбук.

ширма, куклы

ширма, куклы

Показ кукольного театра

« Медведь половинщик»

ширма, куклы

. (3часа)

« Лисичка сестричка и серый волк»

Репетиция к сказке

« Лисичка сестричка и серый волк»

ширма, куклы

Показ спектакля

« Лисичка сестричка и серый волк»

ширма, куклы

«Девочка и лиса». (6 часов.)

Выразительная речь.

Искусство речи.

МП, ноутбук

Распределение ролей сказки

« Девочка и лиса»

ММП, ноутбук

Репетиция сказки

« Девочка и лиса»

ММП, ноутбук

Речевая гимнастика.

Работа со скороговорками.

ММП, ноутбук

Разучивание ролей.

МП, ноутбук

Творческий отчет.

Показ спектакля

« Девочка и лиса»

ширма, куклы фотоаппарат

« Лиса повитуха». (12часов)

ткань, иголка, ножницы

куклы, ширма

Репетиция сказки

« Лиса повитуха»

куклы, ширма

Репетиция.

фотоаппарат

ММП, ноутбук

Репетиция сказки

« Лиса повитуха»

ширма, куклы

Репетиция сказки

« Лиса повитуха»

ширма, куклы

ширма, куклы

фотоаппарат

Итого:34часа.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «Кукольный театр»

Цели программы:

Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся.

Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.

Эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества.

Задачи:

  1. Воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к искусству.
  2. Формирование представлений о театральном искусстве.
  3. Организация досуга ребят.
  4. Обучение технике работы с куклами.
  5. Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.
  6. Создание условий для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр;
  7. Развитие творческой и трудовой активности ребят, их стремление к самостоятельной деятельности.

Формы деятельности : кружковые занятия.

Методы :

Рассказ

Индивидуальная работа

Групповая работа

Коллективная работа.

Средства :

Иллюстрации и литература

Прослушивание аудио и видеозаписей (использование технических средств).

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Это результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрениядостижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

Личностные УУД

  1. Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи:
  2. Способность обучение технике работы с куклами:

3.Правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

  1. Умение развивать творческую и трудовую активность ребят, их стремление к самостоятельной деятельности:
  2. Адекватное понимания причин успешности деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  1. Определять цель деятельности с помощью учителя.
  2. Планировать свои действия с помощью учителя.
  3. Обнаруживать и формулировать общекультурную проблему с помощью учителя.

Познавательные УУД:

  1. Осуществлять поиск необходимой информации.
  2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы с помощью учителя.
  3. Строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД:

  1. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (в форме монолога или диалога).
  2. Слушать и понимать речь других людей.
  3. Договариваться и приходить к общему мнению.

Ценностные ориентиры содержания курса:

– патриотизм – любовь к своей малой Родине.

– гордость за жителей нашего района.

– труд и творчество – уважение к труду.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Планируемые результаты :

Обучающийся научится:

В конце первого года обучения ученик будет знать:

Сценой в кукольном театре, является ширма.

Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».

Правила поведения в театре.

Ученик будет уметь:

Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.

Правильно одевать на руку куклу.

Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.

Овладение детьми, занимающихся в кукольном театральном кружке, речь становится правильной, четкой. Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.

Показ спектаклей в школе, детском саду

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Введение.«Здравствуйте, куклы!». (3 ч.)

Постановка теневого театра «Маша и медведь».(6 ч.)

Постановка кукольного театра « Лисичка-сестричка и серый волк» (3 ч.)

Постановка кукольного театра «« Девочка и лиса». (6 ч.)

Постановка кукольного спектакля « Лиса повитуха». (12 ч.)

III . Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

№п/п

Наименование раздела и тем

Всего

часов

Количество часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

аудиторных

неаудиторных

Введение

« Здравствуйте, куклы!»

Знакомство с кукольным театром.

История кукольного театра. Разновидности кукольного театра.

Постановка театра

«Маша и медведь».

Овладение навыками кукловождения (перчаточные куклы, пальчиковые куклы настольного и теневого театра).

Постановка кукольного театра «Медведь- половинщик»

Беседа о ширме, работа за ней.

Терем, терем, теремок.

Постановка кукольного театра « Лисичка-сестричка и серый волк» (13час)

Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, пауза, темп).

Постановка кукольного спектакля « Девочка и лиса».

Занятие сценическим движениям.

Постановка кукольного театра « Лиса повитуха».

Куклы в действии. Показ кукольного спектакля « Лиса повитуха».

Итого:

34часа

18часов

16 часов

Календарно – тематическое планирование

Внутри темы

Даты проведения занятий

Оборудование

Планируемая дата

Даты фактического проведения

I. Введение

«Здравствуйте, куклы!» (3часа)

Вводное занятие.

Знакомство с историей возникновения театра (режиссер, художник, декоратор,

бутафор, актер)

Плакаты, ноутбук

Экскурсия в парк. Тема: «Наблюдение за природой».

плакаты, ноутбук

Театр начинается с вешалки, кукольный театр-с ширмы.

фотоаппарат

II. Постановка театра

« Маша и медведь». (6часов)

Экскурсия в парк. Тема «Здравствуйте, сказочные герои».

фотоаппарат

Экскурсия в парк. Тема «Здравствуйте, сказочные герои».

фотоаппарат

Распределение ролей к сказке

« Маша и медведь»

слова к театру

Репетиция.

Сказка « Маша и медведь»

Пошив кукол к кукольному театру

« Маша и медведь»

ткань, иголка, ножницы

Показ кукольного театра

« Маша и медведь»

ткань, иголка, ножницы

III.Постановка пальчикового кукольного театра

« Медведь половинщик». (4 часа)

Распределения ролей к сказке

« Медведь половинщик»

ММП, ноутбук.

Репетиция сказки « Медведь половинщик»

ширма, куклы

Генеральная репетиция сказки « Медведь половинщик»

ширма, куклы

Показ кукольного театра

« Медведь половинщик»

ширма, куклы

IV. Постановка кукольного театра

Распределение ролей к кукольному театру

« Лисичка сестричка и серый волк»

Репетиция к сказке

« Лисичка сестричка и серый волк»

ширма, куклы

Показ спектакля

« Лисичка сестричка и серый волк»

ширма, куклы

V.Постановка кукольного спектакля

«Девочка и лиса». (6 часов.)

Выразительная речь.

Искусство речи.

МП, ноутбук

Распределение ролей сказки

« Девочка и лиса»

ММП, ноутбук

Репетиция сказки

« Девочка и лиса»

ММП, ноутбук

Речевая гимнастика.

Работа со скороговорками.

ММП, ноутбук

Разучивание ролей.

Отработка навыков движения куклы.

МП, ноутбук

Творческий отчет.

Показ спектакля

« Девочка и лиса»

ширма, куклы фотоаппарат

VII.Постановка кукольного театра

« Лиса повитуха». (12часов)

Речь в повседневной жизни, в творчестве актера.

Изготовление кукол для театра.

ткань, иголка, ножницы

Распределение ролей к сказке « Лиса повитуха»

куклы, ширма

Репетиция сказки

« Лиса повитуха»

куклы, ширма

Репетиция.

Чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли.

фотоаппарат

Техника чтения. Дыхание, ударение, фикция, голос.

ММП, ноутбук

Репетиция сказки

« Лиса повитуха»

ширма, куклы

Репетиция сказки

« Лиса повитуха»

ширма, куклы

Генеральная репетиция сказки « Лиса повитуха»

ширма, куклы

Показ кукольного спектакля « Лиса повитуха»

фотоаппарат

Итого:34часа.