Меню
Бесплатно
Главная  /  Семья и отношения  /  Какое у нас движение левостороннее. При левостороннем движении. Почему в Англии повелось ездить по левой стороне дороги

Какое у нас движение левостороннее. При левостороннем движении. Почему в Англии повелось ездить по левой стороне дороги

Сижу сейчас на Кипре и думаю, что то плоховато я знаю историю, если не могу вспомнить как это Кипр оказался с левосторонним движением. Вообще это разделение в мире на правостороннее и левостороннее очень странное. Почему бы не прийти к общему соглашению несмотря на какие то исторические предпосылки. Это же и проще и безопаснее. ДА и в любом случае удобнее то как то в одном варианте или что, абсолютно одинаково, все зависит от привычки? Я вот не рискнул взять тут машину в аренду - побоялся что запутаюсь нафиг по дороге!

Давайте кстати я узнаю, а вы вспомните, как вообще возникло разделение на два вида движения и как левостороннее оказалось на Кипре.

По какой стороне ездили в древней Греции, Ассирии и т. д., достоверно неизвестно (как сказано выше, правила разъезда воинов не являются решающим аргументом). Существуют лишь доказательства того, что римляне ездили по левой стороне. Около 1998 года в районе Суиндона (Великобритания) была найдена римская каменоломня, в которой левая (от каменоломни) колея была разбита намного сильнее. Также на одном из выпусков римского денария, датированного 50 г. до н. э. — 50 г. н. э., изображены два всадника, разъезжающихся по левой стороне.


Кипр

После того, как перестали ездить по дорогам с оружием и подозревать в каждом врага, на дорогах стихийно стало складываться правостороннее движение, что было главным образом связано с физиологией человека, существенной разницей по силе и ловкости разных рук в приёмах управления тяжёлыми конными экипажами, запряжёнными несколькими лошадьми. Сказалась особенность человека, что большинство людей правши. При разъезде на узкой дороге легче было направлять экипаж вправо на обочину или край дороги, натягивая правой, то есть более сильной рукой, вожжи, придерживая лошадей. Вероятно, именно по этой простой причине и возникла сначала традиция, а потом и норма разъезда на дорогах. Эта норма в конце концов закрепилась как норма правостороннего движения.

В России ещё в Средние века правило правостороннего движения сложилось стихийно и соблюдалось как естественное поведение человека. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 году русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.

На Западе первый закон, регламентирующий лево- или правостороннее движение — английский билль 1756 г., согласно которому движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. За нарушение этого правила предусматривался внушительный штраф — фунт серебра. А через 20 лет в Англии был издан исторический «Дорожный акт», который вводил на всех дорогах страны левостороннее движение. Такое же левостороннее движение было принято и на железной дороге. В 1830 г. на первой железнодорожной линии Манчестер-Ливерпуль движение было левосторонним.

Есть и другая теория появления изначально левостороннего движения. Некоторые историки предполагают, что с левой стороны было удобнее ехать во времена, когда появились конные упряжки, где кучера сидели наверху. Так вот, когда они погоняют коней, то кнут кучера-правши мог случайно попасть по прохожим, которые шли по тротуару. Именно поэтому конные экипажи чаще ехали слева.

Великобританию считают главной «виновницей» «левизны», которая затем повлияла на некоторые страны мира (свои колонии и зависимые территории). Встречается версия, что такой порядок на своих дорогах она привнесла из морских правил, то есть на море встречное судно пропускало другое, которое приближалось справа. Но эта версия ошибочна, поскольку пропустить судно, приближающееся справа, означает разойтись левыми бортами, то есть согласно правилам правостороннего движения. Именно правостороннее движение принято для расхождения судов, следующих встречными курсами в зоне прямой видимости в море, что зафиксировано в международных правилах.

Влияние Великобритании сказалось на порядке движения в её колониях, поэтому, в частности, в таких странах, как Индия, Пакистан, Австралия, было принято левостороннее движение транспортных средств. В 1859 г. посол королевы Виктории сэр Р. Алкок убедил власти Токио также принять левостороннее движение.

Правостороннее движение часто связывают с Францией, с её влиянием на многие другие страны. Во времена Великой Французской революции 1789 г. в декрете, изданном в Париже, предписывалось двигаться по «простонародной» правой стороне. Чуть позже Наполеон Бонапарт закрепил это положение, приказав военным держаться правой стороны, дабы всякий, повстречавший французскую армию, уступал ей дорогу. Дальше такой порядок движения, как это ни странно, был связан с большой политикой в начале XIX столетия. Те, кто поддерживал Наполеона — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания — в тех странах установилось правостороннее движение. С другой стороны те, кто противостоял наполеоновской армии: Британия, Австро-Венгрия, Португалия — оказались «левыми». Влияние Франции было так велико, что повлияло на многие страны Европы, и они перешли на правостороннее движение. Однако в Англии, в Португалии, Швеции и некоторых других странах движение осталось левосторонним. В Австрии сложилось вообще любопытное положение. В части провинций движение было левосторонним, а в других правосторонним. И лишь после аншлюса в 1930-х годах Германией, вся страна перешла на правостороннее.

Вначале левостороннее движение было и в США. Но к концу XVIII века произошёл постепенный переход на правостороннее движение. Считается, что «убедил» американцев перейти на правостороннее движение француз-генерал Мари-Жозеф Лафайет, который внёс значительный вклад в борьбу за независимость от британской короны. В то же время в ряде провинций Канады вплоть до 20-х годов двадцатого столетия сохранялось левостороннее движение.

В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но они перешли на новые правила. Например, из-за соседства со странами, бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение, правила сменили бывшие британские колонии в Африке. В Чехословакии (раньше входила в Австро-Венгерскую империю) левостороннее движение было сохранено вплоть до 1938 года.

Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. Подготовка к реформе началась ещё в 1963 году, когда шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение, которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

После появления автомобилей в Европе в различных странах были различные правила движения. Большая часть стран ездила по правой стороне — этот обычай был принят ещё со времен Наполеона. Однако в Англии, Швеции и даже одной части Австро-Венгрии царило левостороннее движение. А в Италии в разных городах были разные правила.

Вот и кошки оказывается на Кипре тоже есть:

А теперь пару слов об английской истории Кипра.

В 1878 году между Британской Империей и Турцией была заключена Кипрская Конвенция 1878 года, тайный англо-турецкий договор об «оборонительном союзе», направленном против России. Договор был подписан 4 июня 1878 в Стамбуле перед открытием Берлинского конгресса 1878 года. Великобритания обязалась помочь Османской империи «силой оружия», если Россия, удержав за собой Батум, Ардаган и Карс, попытается приобрести новые территории в Малой Азии. Взамен Турция согласилась на оккупацию Великобританией острова Кипр. Конвенция была аннулирована англичанами 5 ноября 1914 в связи с вступлением Турции в Первую мировую войну на стороне Германии и аннексией Кипра Великобританией.

Окончательно остров был аннексирован в 1914 в ходе Первой мировой войны. Реальная власть на Кипре перешла в руки британского губернатора, был образован орган самоуправления — Законодательный Совет.

В 1925 году Великобритания официально объявила Кипр своей коронной колонией (англ. Crown colony). Уже в 1931 году среди греческого населения вспыхивают беспорядки с требованием энозиса (объединения с Грецией), повлёкшие за собой смерть 6 человек, и поджог здания британской администрации в Никосии. В ходе подавления беспорядков арестованы 2 тыс. чел.

Колониальные власти, прибегнув к тактике «разделяй и властвуй», лавируют между двумя основными общинами острова; для подавления Октябрьского восстания 1931 года, охвативших греков-киприотов, использовалась «резервная полиция», набранная из турок-киприотов.

В ходе Второй мировой войны греки-киприоты приняли участие в британских военных усилиях, сражаясь на стороне англичан. Это породило широкие ожидания, что по окончании войны Британия признает независимость острова, однако, эти надежды не оправдались.

После Второй мировой войны среди греческого населения нарастает движение за объединение исторических греческих территорий, в том числе Кипра, с Грецией (энозис, греч. «воссоединение»). В январе 1950 проходит референдум, на котором греческое большинство голосует за энозис. Британия отказалась признавать итоги референдума.

Усиливаются позиции Коммунистической партии Кипра (АКЕЛ). Однако, коммунисты обвиняются многими греками-киприотами в отказе от энозиса.

Во время британского правления на Кипре была построена железная дорога (en:Cyprus Government Railway), работавшая в период 1905—1951, и насчитывавшая 39 станций. 31 декабря 1951 года железная дорога была закрыта по финансовым причинам.

В 1955 первое вооружённое столкновение греков с англичанами привело к основанию ЭОКА (греч. Этники Органозис Киприон Агонистон, союз борцов за освобождение нации). В ходе первой серии нападений на британских военных и чиновников погибли до 100 британцев, а также ряд греков-киприотов, заподозренных в коллаборационизме. Атаки ЭОКА не затронули резервную полицию, набранную из турок-киприотов, однако вызвали нарастающие трения между двумя общинами.

В сентябре 1955 года в Турции проходят греческие погромы, формируется военизированная группировка «Волкан», ведущая борьбу с ЭОКА. В 1956 году Британия доводит количество своих войск на Кипре до 30 тысяч, и проводит массовые репрессии.

В 1957 году при прямой помощи Турции турки-киприоты формируют боевую организацию ТМТ. Британия поддерживает появление ТМТ, как противовеса греческой ЭОКА.

К 1959 году движению ЭОКА удалось избавиться от англичан, но основная цель — присоединение к Греции — не была достигнута.

К наследию Британии на Кипре относится, в частности, левостороннее движение, и две сохраняющиеся военные базы, которые находятся под английским суверенитетом.

Электросети острова построены по британскому стандарту. Они имеют розетки британского образца (см. BS 1363), и напряжение 250 вольт. Пришлось купить вот такой переходник:

Переходи на правую сторону дороги…

Впервые посещая страну, в которой водители ездят по противоположной от принятой у нас стороне дороги, человек хочет он того или нет, впадает в ступор. Это не просто странно выглядит и ощущается, но в первое время кажется, что весь мир перевернулся с ног на голову и ты попал в зазеркалье, настолько велика разница.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему так произошло? Как так исторически сложилось, что одни страны (большинство) взяли для себя правостороннюю модель, а оставшиеся государства построили дороги и начертили разметку по левостороннему образцу? Ответы на эти вопросы унесут нас в далекое прошлое и вероятно они вас действительно потрясут, когда окажется, что современные автомобилисты обязаны схеме передвижения кнутам, военной тактике древности и морякам.

Сегодня около 66% населения земного шара передвигается по правой стороне дороги, при этом 72% всех дорог имеют правостороннюю схему движения, 28%, соответственно- левостороннюю. Интересно, что в современном мире до сих пор продолжается эволюция правил движения по дорогам. Предпочтение для движения отдается правой стороне дороги. Так, в 2009 году островное тихоокеанское государство Самоа перешло на левостороннее движение, в полку приверженцев правого руля прибавилось 187 тыс. человек. Поговаривают, что властям пришлось это сделать из-за большого количества б/у машин с правым рулем. В New York Times писали, что для того чтобы люди привыкли к изменениям в стране, был объявлен двухдневный выходной.

Ранее другие страны также массово переходили на другую сторону дороги, в основном на правосторонний вариант.

Самый знаменитый исторический переход был осуществлен в Швеции. Когда-то на дорогах этой скандинавской страны как ни странно двигались по левой стороне. Но в связи с тем, что все соседи имели диаметрально противоположный взгляд на то по какой стороне дороги нужно ездить, шведам пришлось капитулировать и принять новые правила игры. Переход был осуществлен 03.09.1967 года. В историю этот день вошел под названием «День «H»».

Некоторые другие страны совершали переходы на правостороннее или наоборот на левостороннее движение по тем же причинам, в основном из-за неудобств общения с соседними странами.

Но когда и как зародились традиции передвигаться по дороге именно так, как это делают сейчас люди. Все началось во времена пеших путешественников и колесниц. Причин, теорий и реальных предпосылок для этого существует много. От предположения о том, что люди на дороге при разъезде с вельможами на лошадях прижимались влево, дабы не попасть под удар кнута, до чисто физиологических предпосылок, связанных с тем, что большинство людей правши и даже политических причин.

Правши правят миром. Теория правой руки гласит о том, что правостороннее движение появилось из-за того, что правшам было удобнее управлять правой рукой, бить хлыстом было безопаснее при движении по правой стороне дороги. Да и крестьяне всегда прижимались влево от несущегося экипажа или человека на коне, чтобы тем было сложнее ударить их хлыстом, в случае чего. По той же причине рыцарские турниры проводились по правилам правостороннего движения.

Во многих странах правостороннее движение сложилось стихийно и в итоге было закреплено в законодательстве. В Российской Империи при Елизавете I, правостороннее движение было официально узаконено. Однако и ранее в России при встречном разъезде двух конных экипажей они прижимались к правой стороне дороги.

В Англии , чуть позже, был принят свой закон «Дорожный акт», с которым вводился свой вид движения- левостороннее. Вслед за владычицей морей левшами на дороги стали все ее колонии и подвластные им земли. Великобритания серьезнейшим образом повлияла на популяризацию левостороннего движения.

На саму Англию в древности вероятно повлияла Древнеримская Империя. После завоевания Туманного Альбиона, римляне, у которых было принято ездить по левой стороне дороги, распространили эту традицию на завоеванной территории.

Распространение правостороннего движения исторически приписывают Наполеону и его военной экспансии в Европе. Сыграл свою роль политический фактор. Поддерживавшие Императора Франции страны: Германия, Италия, Польша, Испания, Голландия, Швейцария, начали ездить по правой стороне дороги. Те страны, которые были их политическими оппонентами, Англия, Австро-Венгрия, Португалия, остались на левой стороне.

Также политический фактор сыграл свою роль в случае с недавно появившимися независимыми Соединенными Штатами Америки. После получения независимости от Великобритании американцы поспешили перейти на правостороннее движение, чтобы ничто не напоминало о прошлом.

Тоже самое проделали в Корее, после окончания японской оккупации в 1946 году.

Кстати о Японии. С этим островным государством тоже не все так просто. Существует две теории о том, как японцы стали ездить слева. Первая, историческая: самураи крепили ножны и мечи по левую сторону, поэтому при движении, чтобы не задевать случайных прохожих они передвигались по левой стороне дороги. Вторая теория, политическая: якобы в 1859 году посол Великобритании убедил власти Токио принять левостороннее движение.

Вот такие исторически факты поведали нам интересную историю об истоках разного движения на дорогах мира.

Для заядлых путешественников не секрет, что во многих государствах вектор трафика на дорогах отличается от привычного им способа. Перед поездкой за рубеж важно помнить, в каких странах левостороннее движение, особенно если планируете брать напрокат машину.

Причины, влияющие на выбор направления

Исторических свидетельств о том, как перемещались наши предки, практически не осталось. Видимо, эта тема казалась очевидной, поэтому летописцы и обыватели не считали важным делать записи относительно этого. Законодательно же правила поведения на транспортных путях государства впервые урегулировали лишь в XVIII веке.

На данный момент 28% трасс во всем мире ориентированы налево, по ним передвигается 34% населения планеты. Причины, по которым эти территории сохранили традиционные для себя способы регламентирования трафика, следующие:

  • Исторически они были колониями или зависимыми регионами Великобритании и Японии;
  • В качестве основного транспорта использовались повозки, на которых кучер сидел на крыше.

Список регионов активно менялся после утраты Соединенным Королевством статуса «империи, где никогда не садится солнце» и окончания Второй Мировой Войны. Последняя страна перешла на новую ориентацию в 2009 году, это было Независимое Государство Самоа.

Полный список, актуальный на 2018 год :

  1. Австралия и Новая Зеландия, включая внешние территории и государства в свободной ассоциации (Кокосовые, Норфолк, Рождества, Токелау, Кука, Ниуэ);
  2. Континентальная юго-восточная Африка (Кения, Мозамбик, Замбия, Намибия, Зимбабве, Тонга, Танзания, Уганда, ЮАР, Свазиленд, Лесото, Ботсвана, Малави);
  3. Бангладеш;
  4. Ботсвана;
  5. Бруней;
  6. Бутан;
  7. Великобритания;
  8. Заморские территории Соединенного Королевства (Ангилья, Бермуды, Святой Елены и Вознесения, Кайманы, Монтсеррат, Мэн, Питкэрн, Теркс и Кайкос, Фолкленды);
  9. Британские и Американские Виргинские о-ва;
  10. Восточный Тимор;
  11. Гайана;
  12. Гонконг;
  13. Индия;
  14. Индонезия;
  15. Ирландия;
  16. Независимые страны Карибского моря;
  17. Кипр;
  18. Маврикий;
  19. Макао;
  20. Малайзия;
  21. Мальдивы;
  22. Мальта;
  23. Микронезия (Кирибати, Соломоновы, Тувалу);
  24. Науру;
  25. Непал;
  26. Нормандские о-ва;
  27. Пакистан;
  28. Папуа — Новая Гвинея;
  29. Самоа;
  30. Сейшелы;
  31. Сингапур;
  32. Суринам;
  33. Таиланд;
  34. Фиджи;
  35. Шри-Ланка;
  36. Ямайка;
  37. Япония.

Традиции передвижения

Способы езды по дорогам для простых людей в древности зависели исключительно от удобства , поскольку плотность населения была невелика. Крестьяне и ремесленники носили грузы на правом плече и ходили так, чтобы не задеть друг друга, а воины предпочитали противоположную сторону, чтобы иметь возможность защитить себя от врагов, выхватывая меч из ножен на левом бедре.

С появлением транспортных средств поменялись и правила езды. Повозками с одной лошадью и возницей на передних козлах было удобнее управлять рабочей рукой, как более сильной, и при этом сохранять маневренность слева.

Такой вид транспорта был обычным для Франции, и во время правления Наполеона левостороннее движение распространилось во все регионы его завоеваний.

Как направление повлияло на дизайн транспортных средств?

В связи с отличиями в поведении на трассе, в зависимости от ориентации, разные страны используют автомобили, у которых руль находится на дальней от обочины стороне. При этом расположение рычагов управления сохраняется одинаковым во всех моделях.

Однако для удобства специализированных машин это правило может быть нарушено. Например, у служебного транспорта сотрудников почты место водителя находилось с ближней к тротуару стороны , чтобы почтальон доставлял письма и посылки, не выходя из авто. Так в СССР с 1968 годы выпускался Москвич 434П с правым рулем.

Ещё одним важным аспектом, связанным с направлением дорожного движения является переезд через границу в государствах с противоположными принятыми правилами движения. В таких случаях может быть простое смещение на трассе, если дорога узкая, как между Лаосом и Таиландом, или масштабный лабиринт путей, если речь идет о масштабных разъездах, как, например, между Макао и Китаем.

Почему в Англии левостороннее движение?

Поскольку письменных свидетельств того, как ездили по дорогам в древности, нет, исследователи обращаются к методам археологии. У старой каменоломни неподалеку от Суиндона, в графстве Уилтшир, обнаружили следы улицы эпохи Римской империи, степень просадки грунта которой указывала на левостороннее движение.

Также историки связывают такую направленность трафика на территории Великобритании с традиционными повозками, в том числе кэбом, на которых возница-правша сидел на крыше и соответственно держал хлыст в самой сильной руке.

Первым законодательным актом, регулировавшим правила передвижения по городу, стал закон в 1756 году, который обязывал транспорт ехать по левой части Лондонского моста, нарушителей же ожидал штраф в целый серебряный фунт. Позже, в 1776 году был принят «Дорожный акт», распространивший правило на все улицы Англии.

Поскольку именно англичане стали первой железнодорожной державой, многие страны до сих пор имеют аналогичное движение в метро и на станциях железных дорог при обратных правилах для автомобилей.

Какое движение в России правостороннее или левостороннее?

Долгое время на территории России не существовало правил, которые бы указывали людям, как именно они должны управлять повозками, чтобы не столкнуться друг с другом. В 1752 году первая русская императрица Елизавета приказала возницам двигаться вдоль правой части улиц внутри городов.

Так и повелось, во всей Российской Федерации принято правостороннее движение . Однако в крупных городах можно встретить отдельные участки, на которых меняют направление потока машин, что, как правило, связано с удобством развязки в конкретном месте.

Примерами таких мест являются:

  • Улица Лескова в Бибиревском районе Москвы;
  • Набережная реки Фонтанки в Питере;
  • Улицы Семёновская и Мордоцвева во Владивостоке (август 2012 г. - март 2013 г.).

Любопытно наблюдать, как политические и экономические причины повлияли на то, в каких странах левостороннее движение, а в каких - правостороннее. Один простой пункт, по которому люди не могу договориться и прийти к единому решению, создает различия в экономических тенденциях, задает крупные задачи для архитекторов и администраций городов и регионов.

Видео: по какой части дороги двигаются в разных странах?

В данном ролике Олег Говорунов расскажет, почему в разных странах принято передвигаться по разным сторонам дорог:

В настоящее время в России и многих других странах принято правостороннее движение на дорогах. Есть также страны с движением левосторонним. В современном мире это Ирландия, Великобритания, Япония, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур и ряд африканских стран. Попробуем разобраться, почему сложилась именно такая ситуация.
Традиции левостороннего и правостороннего движения зародились задолго до изобретения автомобиля.

По одной из версий, правостороннее движение возникло в Европе во времена средневековья, когда по узким дорогам между населенными пунктами ездили не автомобили, а всадники на лошадях. Все они были вооружены. В левой руке всадники держали щит, чтобы защититься в случае внезапного нападения, поэтому и держались они правой стороны. Существует еще одна версия появления правостороннего движения: когда конные повозки разъезжались, легче было направлять экипаж на обочину вправо, натягивая вожжи правой рукой, которая у большинства людей более развита. Годы прошли, средства передвижения изменились, а традиция осталась…

Считается, что левостороннее движение возникло в Англии. Это островное государство было связано с внешним миром только морскими путями, активно развивалось судоходство. Для упорядочения движения судов морское ведомство издало указ, по которому корабли обязаны были держаться левой стороны. Позже это правило распространилось и на автомобильные дороги, а также перешло на все страны, находящиеся под влиянием Британии. Некоторые придерживаются его до сих пор. Еще одна версия связывает традицию левостороннего движения с тем, что, когда по улицам двигались конные повозки, кучер держал кнут в правой руке и, погоняя лошадей, мог задеть пешеходов. Поэтому экипажи должны были ехать по левой стороне.

Что касается нашей страны, в 1752 году русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.

В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но они перешли на новые правила. Например, из-за соседства со странами, бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение, правила сменили бывшие британские колонии в Африке. КНДР и Южная Корея поменяли левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации.

Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. Подготовка к реформе началась еще в 1963 году, когда шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение, которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

Туристам, которые приезжают в страну с непривычным для них движением, рекомендуют в целях безопасности не водить автомобиль самостоятельно, а прибегать к услугам водителя.

Левостороннее движение является визитной карточкой Англии, а также некоторых других стран. Но в Европе Великобритания считается единственной страной, где принято ездить слева. В чем причина такого явления?

Левостороннее движение: исторические предпосылки

Согласно мнению историков левая сторона дороги была выбрана еще в те времена, когда по Лондону разъезжали на конных упряжках. Проезжая справа кучер мог случайно задеть хлыстом людей на тротуаре. Поэтому все ездили слева.

Некоторые исследователи считают, что левостороннее движение пришло на Британские острова от римлян, когда-то завоевывавших их. Там также было удобнее ехать на коне слева, а меч держать в правой руке. Это позволило бы быстро дать отпор нападавшим самой сильной рукой.

К тому же, в пользу «левого» движения сработал английский билль, введенный в 1756 году. В нем говорилось о том, что на Лондонском мосту теперь существует только движение слева. За нарушение правила предполагался крупный штраф.

Ровно через 20 лет после билля, по всей Англии приняли закон о левостороннем движении. Такой способ передвижения на авто актуален и сегодня.

Морское объяснение

Долгое время судьба Великобритании была связана с морем. Ведь до островов ходили лишь пароходы и корабли. Они то и были связующим звеном Англии со всем остальным миром. Поэтому морские традиции тесно вплелись в уклад жизни англичан.

Раньше, корабли обходили суда слева. И для страны, так тесно связанной с морем, нет ничего удивительного в том, что этот обычай стал сухопутным.

На сегодняшний день, в мореходстве принят обгон справа, но то что было раньше, так это совсем иная история.

Страны, повторившие за Великобританией

Государства, использующие левостороннее движение, сделали свой выбор под влиянием следующих факторов:

  • Колониальная причина. Еще в прошлом веке Англия имела в своем подчинении множество колоний. Поэтому после отмены колонизации, многие государства сохранили привычную схему движения, как единственно верную;
  • Политическая причина. Благодаря Наполеону Франция задала тон среди других стран в выборе стороны дороги. Те, кто поддерживал Наполеона, также вводили правостороннюю схему. А те, кто был против, выбирали левую сторону.

Дружба Англии и Японии обернулась для второй страны введением левосторонней схемы езды. Новый закон был принят в 1859 году. И действует на сегодняшний день.

Когда колонии Англии в США получили свободу, то перешли на правостороннее движение, но раньше там также ездили, держась левой стороны. Это был ответ американцев оккупантам.

Как обстоят дела с левосторонним движением в мире?

Мировое сообщество на 72% процента состоит из тех, кто выбирает проезд справа. И лишь на 28% из тех, кто ездит слева.

В Северной Америке на Багамах, Ямайке и Барбадосе левостороннее движение.

В Южной Америке такое положение дел в Суринаме и Гайане.

А в Европе на «лево» ездят Англия, Ирландия и Мальта. В Азии 17 стран являются приверженцами левостороннего движения.

В Африке таких стран 13. А в Океании их число равняется 8. Не так уж и мало, если рассматривать в общем.

Весь остальной мир выбрал правую сторону дороги для езды. Но в чем причина такого выбора?

Лево и право: причины перехода

Перейти с одной стороны на другую не так просто. Например, в Швеции перешли на правостороннее движение из-за большого количества подходящих для этого авто. Произвели переход в специально обозначенный день.

Бывшие колонии Англии в США сделали свой выбор в знак протеста против прежних оккупантов.

Южная Корея, вырвавшись из под японского гнета, также сменила «лево» на «право». Аналогично поступили и в Китае.

Особенности езды слева

Туристы, впервые приехавшие в страну, где действует левостороннее движение, отмечают неудобство перехода на иной стиль вождения.

Некоторые испытывают страх, при смене стороны движения. Если вышеприведенные факторы присутствуют, стоит воздержаться от самостоятельных поездок на автомобиле. Ведь всегда можно воспользоваться общественным транспортом или такси. А перебарывать себя за рулем опасно для жизни.

С левой стороны ездить не сложно, главное, внимательно смотреть на знаки и разметку, а также не торопиться. Несколько дней практики по молооживленным улицам – и вот вы можете выехать на главные проспекты Лондона.

Для облегчения задачи можно подробно выстраивать маршрут в навигаторе, а также заранее искать на карте объезды и места для парковки машины. Помимо всего этого, в каждой стране есть курсы, где помогают обучиться езде с новой стороны.

Следствием левостороннего движения являются более простые правила движения, а также определенная свобода для тех, кто желает проявить вежливость в пути.

Например, существуют истории о том, что английские джентльмены ратовали за левостороннее движение, так как оно позволяло свободно пожимать руку на малом ходу, а затем разъезжаться без проблем.

О том, что лучше: движение справа или слева, спорят миллионы автолюбителей. Но Великобритания давно сделала свой выбор, и, кажется, не собирается его менять.

Англия сильно отличается от многих других европейских государств. У нее особая культура, богатая история и свои традиции, превратившиеся в привычки. И левостороннее движение для англичан – это также естественно, как и овсянка на завтрак. В Великобритании даже считают, что только такой способ передвижения самый верный, удобный и безопасный.