Меню
Бесплатно
Главная  /  Материнство  /  История проекта "Платформа": от указа Путина до задержания режиссера Серебренникова. «Платформа»: Экспериментальная театральная площадка открывает новый сезон

История проекта "Платформа": от указа Путина до задержания режиссера Серебренникова. «Платформа»: Экспериментальная театральная площадка открывает новый сезон

Пресса и молва третий день склоняют-спрягают «Гоголь-центр». Но к самому «Гоголь-центру» расследование, свидетелями по которому проходят худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников и директор РАМТа, бывший руководитель департамента Минкульта Софья Апфельбаум, - отношения не имеет. Следственный комитет РФ с 2015 года изучает расходование средств «Седьмой студией» и проектом «Платформа». «Седьмая студия» - театральная труппа Кирилла Серебренникова, один из резидентов «Гоголь-центра» с осени 2012 года. А в марте 2011-го, после встречи Кирилла Серебренникова с президентом РФ Владимиром Путиным, «Седьмой студии» было дано поручение: проводить в 2011–2014 гг. на базе арт-центра «Винзавод» поисковую и просветительскую программу в области современного искусства «Платформа».

Именно на проект «Платформа» выделялись правительственные гранты. Поручение о выделении таковых пришло в Минкульт. С «Седьмой студией» был подписан контракт.

И есть простой способ проверить, чем «Платформа» на «Винзаводе» занималась, на что деньги тратила: набрать в поис-ке «Проект «Платформа»/The Platform Project».

Набрали? Чуть ниже по ленте вылезет полный отчет в афишах и цитатах из прессы за 2011-2014 годы: в рамках проекта поставлены «Отморозки» Серебренникова по роману Захара Прилепина «Санькя» («Золотая маска»-2012), «Сон в летнюю ночь» Серебренникова (четыре часа, толпа персонажей, чудесные декорации и костюмы шекспировской лесной нечисти), «Охота на Снарка», две оперы Александра Маноцкова (поставлены «Платформой» и написаны по заказу проекта, Маноцков — один из самых интересных молодых композиторов России), «Метаморфозы» французского хореографа Давида Бобе и Серебренникова, три проекта танцевальной компании из Костромы Dialog Dance (у молодой труппы — уже три «Золотые маски»), концерты-концерты-концерты, приглашения постановщиков из Франции, Германии, Италии, Голландии (имена все молодые, восходящие, отобраны с большим толком), «История солдата» — это еще одна «Золотая маска», синтез музыки Стравинского и жестких рассказов бойцов горячих точек (читает Виктория Исакова), фестиваль «Будущая музыка» (шел 8 дней, на сцене были и Татьяна Гринденко, и Сергей Летов, и музыканты Бельгии, Британии, Швейцарии). Естественно, на всех концертах оплачивалось и право исполнять музыку: гонорары отчислялись как наследникам Джона Кейджа, так и вполне живым молодым композиторам. И это лишь часть проектов.

На всех действах «Платформы» 2011-2014 я не была. Но на многих была. «Сон в летнюю ночь» «Седьмой студии», на мой взгляд, — один из самых красивых спектаклей Москвы. Сколько стоила декорация первого акта — заброшенная дачная теплица, размером почти с заводской цех, в которой проживают Оберон и Титания со свитой в бархате и рогоже, — судить не берусь. Но явно немало. Спектакль, кстати, вполне репертуарный: идет с 2012 года при полных залах.

Перечислять все — нет места, но явно одно: три года «Платформа» активнейшим образом выполняла поручение президента — была лабораторией и площадкой показа современного искусства. По четырем направлениям: театр, танец, музыка, медиа-арт.

И если верно то, что проект «Платформа» должен был получать из бюджета по 70 млн рублей в 2012-2014 гг., — в эту бурную проектную-концертную-постановочную, просветительскую и поисковую деятельность они и вложены. А в «тощем» 2014-м роскошный проект закрыли.

…И уж в любом случае версии, загулявшие 24 мая по блогосфере «на 16 млн рублей документы есть, а 200 млн где?», с действительностью имеют мало общего. 16 млн рублей — это (для сравнения) привоз на гастроли в Россию двух-трех драматических спектаклей из Европы. С условием, что каждый пройдет дважды, на сцене — человек семь, а декорация скромная. От 5 млн — стоимость постановки драматического спектакля в Москве. Без изысков.

Четырехлетняя поисковая и просветительская деятельность «Платформы» наверняка обошлась бюджету совсем в другие суммы. Потраченные на гонорары, партитуры etc.

Зачем это было нужно? А зачем был нужен Отечеству в 1898-1904 гг. возмутительно дорогой и вызывающе эстетский журнал «Мир искусства»? Зачем В.А. Серов просил Николая II поддержать его? (И император поддерживал четыре года — правда, из личных средств.) Век спустя — пишутся тома о колоссальном влиянии этого поискового журнала на дизайн и книжную графику, на Сомова и Добужинского, на собирательство Щукина и Морозова, на карьеры молодых Бенуа и Дягилева, на будущие «Русские сезоны», на само появление Фокина и Стравинского…

Механизм «поисковой культуры» и ее влияния на молодых художников — и ныне тот же.

Прямая речь

Софья Апфельбаум

директор театра, в 2012-2014 гг. — директор департамента господдержки искусства и народного творчества Минкульта РФ:

— «Платформа» была уникальным, потрясающим проектом. Впервые государство в России так последовательно, так широко поддержало современное искусство. Поисковое. Молодое. Неформатное. То, которое неуютно себя чувствует на традиционных площадках. То, в котором синтезируется будущее, — и процесс еще не завершен. Об этой поддержке и просил Кирилл Серебренников тогда премьер-министра В.В. Путина на встрече в 2011 году. Она была получена.

А теперь государство — в лице своих силовых органов — говорит: «Ничего не было». Десятки проектов, осуществленных за три с лишним года на эти гранты, — как бы и не существовали? Или под сомнение ставится сам принцип поддержки современного искусства? Проекты, родственные «Платформе», получают «черную метку» на будущее? Если так, то это очень грустно.

23 августа Басманный суд Москвы отправил под домашний арест директора "Гоголь-центра" Кирилла Серебренникова. Это стало продолжением расследования уголовного дела о хищениях в "Седьмой студии". При этом Серебренников ранее проходил по этому делу свидетелем.

В чем обвиняют Серебренникова?

По мнению Следственного комитета РФ, Серебренников похитил деньги, выделенные в 2011-2014 годах на реализацию проекта "Платформа". СК оценил сумму ущерба в 68 млн рублей.

В ходе допроса режиссер свою вину . Вечером 22 августа Серебренникова доставили в следственный изолятор "Матросская тишина". В среду Басманный суд Москвы отправил режиссера под домашний арест до 19 октября.

На этот период Серебренникову запретили посещать театр и участвовать в съемках. Максимальный срок, который может грозить режиссеру, — десять лет лишения свободы.

Что за проект "Платформа" и при чем тут Серебренников?

24 марта 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев посетил в Москве "Мультимедиа-арт музей", где встретился с деятелями культуры.

На этой встрече театральный режиссер Кирилл Серебренников рассказал президенту о своем проекте развития и популяризации современного искусства "Платформа". Это было заявлено как комплекс акций на стыке четырех направлений — театра, музыки, танца и визуального искусства.

Проект предполагал в том числе создание до 10 экспериментальных спектаклей в год, новых музыкальных и хореографических произведений, гастроли театров современного танца из регионов России в Москве, а также формирование постоянной лабораторной площадки для творчества молодых деятелей искусства, просветительские проекты и мастер-классы современного искусства.

В июле 2011 года специально для "Платформы" была создана некоммерческая организация "Седьмая студия". А в декабре того же года был подписан документ о выделении субсидий из федерального бюджета — 70 млн рублей ежегодно. "Седьмую студию" возглавлял режиссер Кирилл Серебренников. Он же был руководителем проекта "Платформа".

Что стало поводом для уголовного дела?

В конце мая этого года СК РФ завел уголовное дело по статье "Мошенничество в особо крупном размере". По версии следствия, члены руководства "Седьмой студии" с 2011 года по 2014 год похитили около 200 млн рублей, выделенных из бюджета на проект "Платформа".

23 мая в рамках уголовного дела у Кирилла Серебренникова, а самого режиссера доставили на допрос в СК в качестве свидетеля.

24 мая директор департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ Андрей Малышев сообщил, что на проект "Платформа" было выделено 216,5 млн рублей. Из них, как рассказал чиновник, по назначению израсходовали только 16 млн рублей. Серебренников позднее заявил, что .

По этому делу были также задержаны (а затем арестованы) бывший главный бухгалтер "Седьмой студии" Нина Масляева, экс-продюсер Алексей Малобродский и бывший гендиректор студии Юрий Итин. При этом 2 августа Кирилл Серебренников в интервью немецкой газете Süddeutsche Zeitung сообщил, что у него изъяли загранпаспорт.

Какие доказательства есть у следствия?

Показания против Серебренникова Нина Масляева. По ее словам, Серебренников "разработал план для хищения средств, выделенных на проект "Платформа".

Бывший бухгалтер также утверждает, что режиссер вместе с продюсером Алексеем Малобродским обналичивали средства с помощью Масляевой.

Из показаний экс-сотрудницы театральной компании и ряда других свидетелей следует, что "Седьмая студия" занималась "отмыванием денег" и в ней была "черная касса" для проведения нелегальных операций.

При этом сама Масляева ранее уже привлекалась к уголовной ответственности и была лишена права занимать должности бухгалтера на полтора года.

Однако, как ТАСС знакомый с ситуацией источник, показания против Серебренникова дала не только бывший главбух "Седьмой студии". Это и позволило сменить статус режиссера со свидетеля на подозреваемого.

Как отреагировали на задержание и арест Серебренникова другие деятели культуры?

Министр культуры РФ Владимир Мединский решение об аресте режиссера Кирилла Серебренникова печальной для всех работников культуры ситуацией.

Коллеги режиссера не верят в его виновность. В защиту Серебренникова создатель фильма "Аритмия" Борис Хлебников.

Издатель и главред журнала "Новое литературное обозрение" Ирина Прохорова , что готова внести за директора "Гоголь-центра" залог в любой сумме. По ее мнению, проект "Платформа" вывел российский театр на мировой уровень.

Председатель Союза театральных деятелей РФ Александра Калягин личное поручительство за Кирилла Серебренникова и направил документ в Следственный комитет и Басманный суд.

За режиссера также вдова писателя Александра Солженицына Наталья Дмитриевна Солженицына, режиссеры и актеры Федор Бондарчук, Константин Райкин, Евгений Миронов, Андрей Малахов, Елизавета Боярская, Константин Хабенский и многие другие артисты.

Следователи по делу о хищениях в "Седьмой студии" Кирилла Серебренникова вскрыли предполагаемые схемы вывода денег. В этом им помогла налоговая служба. Налоговики выяснили, что сотрудники "Седьмой студии" проводили бюджетные деньги по фиктивным договорам на оказание услуг. По документам студия закупала бумагу, подарочные наборы, алкоголь. А на самом деле - просто подписывала левые договора и платёжки, никаких услуг за это не получая. Такую систему поставили на поток: в фиктивном документообороте было замешано 160 фирм-"помоек". Отмытые с их помощью деньги обналичивали и тратили на квартиры и машины. У Серебренникова нашлись апартаменты в Германии, а у бывшего директора студии Юрия Итина - "мерседесы" последних моделей.

Деньги Минкультуры отправились на "помойку"

В 2011–2014 годах Минкульт передал 210 миллионов некоммерческой организации "Седьмая студия", которая тогда ставила спектакли на "Винзаводе". Студией руководил режиссёр Кирилл Серебренников. Он тогда делал проект "Платформа". Идея была в том, чтобы на одной платформе могли сосуществовать разные виды искусства - музыка, поэзия, танцы, театр, мультимедиа. Параллельно через "Платформу" продвигали молодых авторов и продюсеров.

А в середине мая Следственный комитет завёл уголовное дело по статье "Мошенничество" из-за хищения бюджетных денег, выделенных Министерством культуры на развитие искусства. По версии следователей, руководители студии похищали средства, которые государство давало на "Платформу". По оценкам силовиков, отмыли и вывели около 200 млн рублей.

Сейчас источники в правоохранительных органах рассказали Лайфу, по какой именно схеме отмывали деньги. Вскрыть эту схему помогла недавняя проверка налоговой. Оказывается, всё происходило при помощи фирм-однодневок.

- "Седьмая студия" заключила более 160 договоров на оказание услуг с однодневками, через которые обналичивала деньги. Причём 80 фирм вообще не существовали в реальности. Ещё 20 фирм не могли выполнить работы по договорам, потому что у них указан другой вид деятельности, - рассказал Лайфу источник в силовых кругах. - Всё это задокументировано в ходе налоговой проверки. Налоговики написали, что 20 "живых" фирм имеют признаки "помоек". У них нет основных средств, счетов в банках и штата сотрудников. У них множество учредителей и постоянно меняются директора.

Собеседник Лайфа перечислил несколько эпизодов, когда деньги уходили на "помойку". По его словам, схема имела вид цепочки. Получив государственные деньги, фирма-однодневка не сразу обналичивала их, а переводила по поддельным договорам во вторую однодневку. Таким образом, следы денег размывались.

Представим: "Седьмая студия" платит "помойке А" 14 миллионов якобы за организацию концертов. "Помойке В" переводят 15 миллионов, скажем, за техническое обслуживание, - объясняет источник. - "Помойка В" переводит бабки в "Фирму-1", которая торгует продуктами и табаком. Причём по договорам покупают не продукты, а почему-то бумагу.

Одновременно, продолжает собеседник, первая "помойка" распихивает 14 миллионов по другим компаниям.

Шесть миллионов уходит на какие-то подарочные наборы. Четыре ляма платят "Фирме-3" на оргтехнику. И ещё четыре миллиона идут "Фирме-1" за всё ту же бумагу, - перечисляет он.

"Сон" на миллион

По одному из эпизодов дела обвиняют бывшего директора "Гоголь-центра" Алексея Малобродского. Его подозревают в хищении средств, выделенных на постановку спектакля "Сон в летнюю ночь". Малобродского суд арестовал 21 июня, и судебное заседание послужило причиной насмешек общественности.

Как сообщали СМИ, прокурор на судебном заседании утверждал, что спектакль так и не был поставлен, хотя деньги на него выделили. В ответ защита Малобродского возразила, что премьера была и на неё пришли журналисты, которые написали рецензии. Это почему-то не убедило прокуроров в том, что спектакль действительно состоялся.

Статья [в газете] не свидетельствует о том, что мероприятие действительно было проведено, - отметил прокурор на заседании Пресненского суда.

Теперь защита Малобродского и режиссёр Серебренников говорят: они поставлены в такую абсурдную ситуацию, что вынуждены доказывать, что спектакль реально был.

Мы попросили нашего собеседника в следствии разъяснить эту ситуацию. Он рассказал, на чём на самом деле строится обвинение в отношении Малобродского.

Никто не говорит, что спектакля не было вовсе. Может, в суде что-то не так поняли. Спектакль был, но на его постановке похитили часть средств, - объяснил источник. - Малобродский просил на спектакль 4,87 млн рублей, а в расходах, подлежащих покрытию, отражена сумма 3,87 млн. То есть один миллион нужно было вернуть в бюджет.

Однако, говорит источник, этого миллиона бюджет так и не увидел.

Стоит отметить, что раньше СМИ сообщали о несколько других цифрах. Тогда речь шла о хищении якобы 2,3 млн рублей. Обвинения в хищениях на постановке "Сна в летнюю ночь" уже были предъявлены бывшему бухгалтеру "Седьмой студии" Нине Масляевой и бывшему гендиректору студии Юрию Итину.

Немецкие машины и квартиры

Особенно следствие заинтересовали материальные блага, купленные в период, когда Минкультуры финансировало "Седьмую студию".

Так, по данным следствия, 9 мая 2012 года, в День Победы, Кирилл Серебренников приобрёл в Берлине квартиру. Она обошлась режиссёру в €300 тыс. Из них почти семь тысяч худрук отдал за отделочные и ремонтные работы.

Квартира расположена почти в центре немецкой столицы, на Вайнштрассе, 15. Это уютный пятиэтажный дом, построенный, вероятно, после войны. Серебренников часто летает в Германию и признаётся, что ему "комфортнее жить в Берлине, а работать - в России". Однако и в Германии он работает: в Берлине режиссёр поставил оперу "Севильский цирюльник".

Бывший гендиректор студии Юрий Итин тоже не чужд немецким вещам. К Германии он приобщается через автомобили производства этой страны. В распоряжении Лайфа оказались фотографии колонны "мерседесов" и "ауди", в которой Итин приехал на одну из встреч.

Источник не берётся утверждать, что на покупку всего этого тратили именно незаконно полученные деньги. Но говорит, что это обстоятельство требует проверки. Ведь хронологически, например, приобретение квартиры совпало со временем, когда "Седьмая студия" получила деньги от Минкульта.

"7-я студия" ("Седьмая студия") - театральная труппа, созданная Серебренниковым в 2012 году на основе собственного актёрско-режиссёрского курса в Школе-студии МХАТ. Свои первые спектакли студия играла в центре современного искусства "Винзавод" и на Новой сцене МХТ им. Чехова, а с сентября 2012 года - на площадке "Гоголь-центра".

Как сообщал Лайф в мае, обыски по делу о хищениях в "Гоголь-центре" шли сразу по 17 адресам, в том числе и в квартире худрука Кирилла Серебренникова. Изначально речь шла о хищении 1,2 миллиона рублей. Позднее пресс-служба СКР сообщила, что размер похищенного - "около 200 миллионов".

Сейчас в деле фигурируют бывший бухгалтер студии Нина Масляева, бывший гендиректор студии Юрий Итин и бывший директор "Гоголь-центра" Алексей Малобродский. Масляева и Малобродский сейчас в СИЗО, Итин под домашним арестом. Кирилла Серебренникова допросили как свидетеля.

Что такое проект «Платформа», где якобы пропали 200 миллионов рублей

Елена Ковальская

Арт-директор Центра им. Мейерхольда

ДелуВ чем суть дела Из материалов дела следует, что 1 февраля 2014 года директор департамента Минкульта Софья Апфельбаум и худрук АНО «Седьмая студия» Серебренников заключили договор, в соответствии с которым организация получила в 2014 году субсидию в размере 66,5 млн р. «на поддержку развития и популяризации современного искусства в рамках проекта «Платформа», утвержденного постановлением правительства РФ в 2011 году. - «Коммерсант» о якобы хищениях «Седьмой студией» бюджетных средств два года. Свидетели по этому делу за два года не раз давали показания. Я не понимаю, с чем связан вчерашний захват ОМОНом «Гоголь-центра», которым руководит Кирилл Серебренников - свидетель по этому делу. И воспринимаю ее как акцию устрашения всех, кто работает в российском театре.

Может быть, вчерашние события - результат случайности: расследование долго тянулось, пора закрывать, решили активизироваться и перестарались. Тогда это просто глупость, которой много в любой отрасли нашей российской жизни. Может быть, спланированный шаг вследствие реализации планов Путина по смене элит, о которой он объявил еще в 2012 году. Серебренников, разумеется, входит в элиту - и проект «Платформа» был чрезвычайно резонансным его проектом. Он был поддержан прежним нашим президентом Медведевым и курировался Владиславом Сурковым, который работал в ту пору в администрации президента. Но, честно говоря, неинтересно, какие планы у властей на Суркова. Возмутительно, что театр и деятели культуры становятся игрушками в руках властей.

Что касается проекта «Платформа», то он был и громким, и содержательным. Он соединил самых интересных художников разных направлений. Например, на «Платформе» я впервые услышала музыку русских композиторов, до которых прежде дело было только в Германии, но не в России. На «Платформе» тестировались люди, идеи, союзы. Перформанс, современный танец, мультимедиа, документ, новая музыка - все эти направления встретились и получили толчок к развитию. Благодаря «Платформе» театр стал интересен новой аудитории. Тьмы людей пробивались в зал на «Винзаводе». «Винзавод» стал модным благодаря «Платформе». Словом, Серебренников и его команда много и умно работали и сделали то, в чем была огромная потребность. Спасибо им за это.

Я не верю в хищения на этом проекте. Воруют в России везде, но не в негосударственном театре, каким являлась «Седьмая студия». Культура вообще малобюджетная отрасль, сюда люди не идут за деньгами. Говорится, что «Платформа» получила 216 миллионов рублей, из них 200 миллионов были прикарманены. Это бред. На 16 миллионов невозможно было осуществить все те проекты, которые я своими глазами видела на «Винзаводе». Я работаю в театре и имею представление что почем. Это первое. А второе, я уверена в честности Софьи Апфельбаум, которая руководила тогда театральным департаментом Минкульта и выделяла «Платформе» средства. В честности Кирилла Серебренникова и его команды. Юрия Итина (бывший директор «Седьмой студии». - Прим. ред. ), которого я помню еще проректором ГИТИСа в самую лучшую пору театральной академии.

То, что следствие по делу «Платформы» вчера вывели в публичную сферу, причем таким вызывающим образом, говорит для меня о том, что власти не склонны более церемониться с так называемыми старыми элитами. Кирилла выбрали как символическую фигуру. Его кошмарят и выталкивают из страны, чтобы убедить россиян: старые элиты бегут, значит, действительно виноваты. Желаю в этой ситуации Кириллу самообладания. Это произошло в один день с открытием XXV Чеховского фестиваля. На пресс-конференции были СМИ и тьма иностранных гостей. Людям театра дали возможность между собой кулуарно обсудить, что происходящее в отношении Серебренникова касается их всех. А также убедиться, что менеджеры и художники, работающие в государственных учреждениях, не защищены своими учредителями. Критик Марина Шимадина задала вопрос замминистра культуры Журавскому, какой комментарий он может дать по этому вопросу. Он ответил только то, что не все в этом мире ему ведомо. Такова реакция Минкульта».

В чем политический смысл атаки на Серебренникова

Сергей Капков

Бывший глава Департамента культуры

«На вопрос о том, как следует понимать то, что происходит, я могу ответить только, что не понимаю. Насильное задержание свидетеля и доставка его на допросы - это огромнейшее давление не только на Кирилла, но и на независимых культурных людей. Это дискредитирует и правоохранительную систему, и отношение властей к культурным деятелям. Что касается «Гоголь-центра», претензий у СК к нему нет - все они относятся к работе «Седьмой студии», а есть ли ее вина или нет, определит суд. Да, в 2015 году перед «Гоголь-центром» были пикеты, но это совсем другая история: мы живем в свободной стране, все имеют право высказывать свое мнение в любой форме. Cегодня же претензии к театру высказывают силовая и государственная система, люди при должностях, статусах и удостоверениях».

О статусе свидетеля, с которым обращаются как с обвиняемым

Вера Мартынов

В прошлом - главный художник «Гоголь-центра», сейчас - куратор Нового пространства Театра наций

«Это выглядит по-бандитски. У нас по-прежнему не появилось точных комментариев - ни от задействованных лиц, ни от Кирилла, ни от тех 17 человек, которых обыскивали. В одной из версий звучало, что были какие-то незаконные действия с грантом «Платформы», а сейчас выясняется, что Кирилл и прочие проходят по этому делу как свидетели, но я даже в кино не видела, чтобы со свидетелями так обращались. Это похоже на сюрреалистический фильм.

Я даже не хочу думать о том, что мы можем потерять «Гоголь-центр». Это такое внятное заведение, где невозможно что-то скрывать и утаивать, потому что оно открыто зрителям и всем. Я там работала, хорошо представляла себе команду, знаю самого Кирилла. Нет поводов не доверять ему или сомневаться. Кирилл - буддист, и это просто не в его мировоззрении».

О любви

Никита Кукушкин

Актер «Гоголь-центра»

«Внешние факторы заставляют нас действовать и активизироваться, что неплохо. А от себя лично я могу вот что сказать: нужно быть избирательнее этим людям. Нужно думать о том, куда они пытаются засунуться: это не везде можно. Нас все любят, а их нет».

О честности и преданности театру

Дмитрий Брусникин

Основатель «Мастерской Дмитрия Брусникина»

«Гоголь-центр» - это основное культурное событие, которое случилось за последние пять лет. Это данность и абсолютная художественная реальность. «Седьмая студия» возникала в студии МХАТ, мои дети были на первом курсе, и то, как она зарождалась и обретала форму, происходило на наших глазах. Это наши коллеги, друзья и соратники. «Мастерская» дружит со всеми серебренниковцами, мы делали и продолжаем делать совместные проекты.

Кириллу инкриминируют растрату средств, но я абсолютно уверен, что если он и растратил какие-то деньги, то это были его собственные, со спектаклей и гонораров, чтобы удержать этих людей. Когда возникает новый живой организм, то случается много непредвиденных трат, которые приходится покрывать из своего кармана. Более преданного театру и честного человека трудно представить. Я его всячески поддерживаю, но на телефон он, к сожалению, не отвечает. Наверное, находится в шоковом состоянии. Но это, конечно, лишний повод задуматься о том, что происходит у нас в стране».

О том, что действия государства призывают людей сплотиться

Антон Белов

Директор музея современного искусства «Гараж»

«Формат обыска дома худрука театра, который в руках деньги не держал, которые проводились через юрлица, кажется просто абсурдным. Понятно, что если бы Кирилл Серебренников хотел зарабатывать деньги, он бы не сидел в России в «Гоголь-центре», а ставил бы оперу и кино для лучших американских и европейских театров.

«Гоголь-центр» - любимый театр московской публики, я ходил на все премьерные показы. А проект «Платформа» на «Винзаводе» очень сильно повлиял на меня, я многое почерпнул из него. Все, что происходит, неправильно. Даже если были определенные подозрения, можно было заранее оповестить и провести проверки цивилизованным образом, но ни в коем случае не устраивать маски-шоу в учреждениях культуры.

Давайте признаемся честно: тут, как и с пятиэтажками, власть призывает людей сплотиться в гражданское общество. Как будто она превратилась в пролиберальную силу и понимает, что гражданское общество инертное, поэтому применяет ему вот такие вот уколы, чтобы все проснулись, - вот вам еще. Театральное общество теперь тоже борется за свободу мысли. Это какая-то череда событий - начиная с Исаакиевского собора».

О показательности процесса

Сергей Минаев

Главный редактор Esquire, писатель

«Показательный обыск - это психологическое давление. Можно было вызвать его повесткой и попросить дать комментарии. Неужели Кирилл бы убежал и создал преступную группу? Кому была нужна эта показательность? Тем более мы сейчас видим тренд на смягчение, его и администрация президента демонстрирует. Я сначала вчера подумал, что не о том Кирилле Серебренникове идет речь. Кирилл - человек в хорошем смысле не от мира сего, его интересует только театр, а никак не откаты и распилы».

О постпостмодернистской стилистике акции

Федор Павлов-Андреевич

Художник

«У меня возникло ощущение, что явление людей в масках в театр было фактически перформансом, как ни дико это может звучать. Здешние сильные начинают действовать с определенным замахом на замысел, на творчество - являются в масках в театр, принимают на себя миссию лицедейства, разыгрывают хеппенинг у стен намоленного места, как бы говоря: мы знаем ваши правила, ваши приметы - и вот, смотрите, наш вам ответ. Их балаклавы - это практический постпостмодернизм, но обрамленный в грубую ухмылку, в оскал расслабленного силовика.

Вся эта ситуация на самом деле, конечно, какая-то высокая властная история - что-то там со средствами, которые когда-то, годы назад, современные Константин Сергеич с Владимир Иванычем не до конца между собой обсудили, а сейчас почему-то стало уместно об этом вспомнить. В итоге пришли к Кириллу, художнику сильнейшей энергии, мощному создателю смыслов, которому, конечно, этим самым оказали особое внимание, передали конверт с сообщением. Есть некоторое количество руководителей современной культуры в России, подобных Кириллу, - это управляющие федеральными и городскими музеями, театрами, библиотеками. Некоторые неприкосновенны по причине ветеранства и легендарности, а прочим, возможно, скоро передадут похожий месседж, и это плохо - в первую очередь, для тех, кто отсюда не уедет. Ведь Кирилла и некоторых других по правде ждут в разных краях света и будут там носить на руках. Здесь же, может быть, останутся музыка и балет - им не настолько важна погода. А за театр и перфоманс могут остаться отвечать те, у кого это так блестяще получилось вчера».

О готическом стиле, иронии, сочетании высокого и низкого

Сергей Хачатуров

Историк искусства и куратор выставки «Готика Просвещения» в фонде In Artibus и Музее архитектуры им. Щусева

«Гоголь-центр» - это лучший институт современного искусства страны, это напряжение самих основ бытия с позиций задавания последних вопросов - очень честных, но неудобных и травматических для общества и личности. Эти вопросы воплощают попытку личности построить себя в окружающем мире, где, как говорит герой Никиты Кукушкина в «Овидии», есть только одна чаша добра, а остальные - чаши зла. За театр мы еще поборемся: вчера на митинге было так много людей - член совета по культуре и искусству при президенте Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Федор Бондарчук. Странно, конечно, что к экономической ситуации 2014 года стали апеллировать именно сейчас. И почему эти претензии нужно было разворачивать в такой спешке и в таком оскорбительном для культуры виде?

«В силу своего уже преклонного, скажем так, возраста и ситуации, в которой в советское время жили мои родители, я могу сравнивать и хочу сказать вот что: даже при Советском Союзе в его застойной и поздней стадии обыски не были столь обычным делом, как в последнее время, и не затрагивали такой широкий круг людей. Вчера, кроме обыска у Кирилла и Софьи Апфельбаум в Москве, насколько я знаю, было еще 16 обысков. Или, скажем, недавние обыски у Зои Световой и Саши Гаврилова, людей, у которых абсолютно понятно, что ничего найти невозможно. Совершенно ясно, что это метод устрашения не только конкретных людей, но и всего круга, всего слоя. К проектам, по поводу которых шмонают всех этих людей, тем или иным образом причастны очень многие. Так что теперь звонок может раздасться в дверь любого интеллигента: это кажется данностью, обыск, задержание человека на целый день просто так, за то, что умничал, - примета сегодняшнего дня.

«Гоголь-центр» всегда был местом абсолютной свободы, именно творческой - политическая повестка была для него вторична. Там же не только играли спектакли - там показывали фильмы, читали лекции, занимались с детьми. И все это делалось как будто в таком мире, где достигнута полная свобода самовыражения. Если предположить, что Серебренников уедет, а театр перейдет под другое начало, по слухам - довольно смехотворное, то произойдет потеря портала свободы в городе. Вот что произойдет».

Сегодня в Мещанском районном суде Москвы состоялось третье заседание по делу о предполагаемых махинациях с бюджетными деньгами, которые в 2011–2014 годах выделялись театральному проекту «Седьмая студия». Третий день подряд подзащитный Кирилл Серебренников отвечает на вопросы своего адвоката Дмитрия Харитонова. 13 ноября в 9:30 продолжится допрос Серебренникова прокурором.

Напомним, что все четверо фигурантов дела - режиссер Кирилл Серебренников, гендиректор студии Юрий Итин, генпродюсер «Гоголь-центра» Алексей Малобродский и, работавшая ранее в Минкульте, Софья Апфельбаум - не признают своей вины перед потерпевшей стороной — Министерством культуры РФ.
Участников «театрального дела» обвиняют по части 4 статьи 159 УК в хищении бюджетных средств — 133 миллионов рублей. Эта статья предусматривает наказание до десяти лет лишения свободы.

7 ноября, на первом заседании по рассмотрению дела по существу режиссер Кирилл Серебренников отвечал на вопросы своего адвоката Дмитрием Харитоновым. Режиссер более часа на вопросы, касавшиеся организационной структуры проекта «Платформа», отношений режиссера со всеми фигурантами дела. По признанию Серебренникова, будучи художественным руководителем проекта «Платформа», он не занимался финансовой документацией и хозяйственной деятельностью проекта, не участвовал в подготовке контракта с Минкультом, а о размере и порядке выплат сотрудникам узнавал только в случае задержки.

На втором заседании, 8 ноября, в процессе рассмотрения дела по существу , что у потерпевшей стороны, Министерства культуры РФ, появился новый представитель защиты – адвокат Александр Лебедев. Адвокат Ксения Карпинская сообщила суду о своих сомнениях относительно законности участия Лебедева, так как он был адвокатом свидетелей обвинения, а теперь представляет интересы потерпевшей стороны. После перерыва Софья Апфельбаум и адвокат Ксения Карпинская заявили отвод новому защитнику истца.

Сегодня, 9 ноября, на третьем заседании адвокат Поверинова объяснила, что в деле есть показания многих свидетелей - например, Махмутовой - которых допрашивали в присутствии Лебедева. При допросе с ним, по словам Повериновой, Махмутова изменила свои показания в сторону обвинения.

Но судья Ирина Аккуратова, посчитав ходатайство необоснованным, отказала в отводе адвоката Минкультуры Лебедева.

Затем адвокат Дмитрий Харитонов продолжил задавать вопросы Серебренникову, в процессе которого режиссер представил суду творческие отчеты и рассказал о реализованных и показанных проектах «Платформы»: спектаклях «Сон в летнюю ночь» , «Охота на Снарка», «Метаморфозы», «Диалоги», «Мальчики пахнут апельсинами», «Funny Dream», « Autland», «Dirty Deal», «Рожденный заново. История солдата», творческой лаборатории «Транскрипция», концертах «Восстание», «Катастрофа», «Стороны света», «Хардкор, только хардкор», «12.12.12», «Вася и отморозки», «Внутренняя Империя».

Представители Министерства культуры от допроса Серебренникова воздержались.

Допрос продолжила прокурор Надежда Игнатова. На вопрос почему «Платформа» просуществовала три года режиссер сказал: «»Платформа» должна была и дальше работать. Но пришел новый министр культуры и сказал: вы знаете, все ваши эксперименты нам не нужны. И свернул все проекты с современным искусством. Все деньги, которые были выделены на это, он забрал себе. Куда он их забрал, вы сами и разберитесь».

«Никто из сотрудников «АНО «Седьмая студия» не согласовывал со мной вопросы расходования наличных и безналичных денежных средств. Я таких указаний никогда не давал», - в очередной раз повторяет подсудимый.

По ходатайству адвоката режиссера судья огласила электронную переписку Малобродского, Масляевой, Серебренникова и Юрия Итина. В ней подсудимые обсуждали финансовые вопросы: об образовавшейся задолженности в 2014 году. Из переписки следует, что у «Платформы» было два долга: 10 миллионов рублей - это кредит на ее открытие, который был взят до поступления финансирования из Минкультуры. И 3,5 миллиона рублей - та сумма, которую вложили в создание «Платформы» из личных средств фигуранты дела.

Серебренников сообщил, что в 2014 году в «Седьмой студии» был проведён аудит, и он прошёл именно по его инициативе, потому что денег на проведение новых акций стало не хватать: «Был проведен аудит, при этом Нина Масляева уже стала пропадать. Аудиторская проверка показала, что исчезло несколько миллионов. У меня остаются большие претензии к Масляевой», - подчеркнул режиссёр.

Затем прокурор Игнатова заявила ходатайтство об исследовании протокола осмотра предметов, изъятых в ходе обыска у помощницы Серебренникова Анны Шалашовой 23 мая. Далее судья зачитала переписку, которая, по объяснению Серебренникова, уже относилась к моменту, когда он приступал к созданию «Гоголь-центра» - люди переживали, что он бросит «Платформу».

Третье заседание Мещанского суда, рассматривающего «театральное дело» по существу, завершилось на следующем моменте (диалог опубликован порталом zona.media):

А что значит фраза «Итин…», - продолжает прокурор.

- «Итин реально ссыт связываться с ГЦ»? - перебивает его Серебренников.

Слушатели снова смеются; пристав зычно кричит «Потише!», судья просит обвиняемого не произносить вслух такие слова. Серебренников объясняет, что речь идет о том, что у Ярославского театра, который возглавлял Итин, репутация классического театра, а у «Гоголь-центра» - репутация «отморозков»».

Судья переносит заседание на 13 ноября на 9:30. Допрос Серебренникова прокурором продолжится во вторник.

Напомним, что министр культуры Владимир Мединский, назвавший в интервью ТАСС театр Серебренникова «инновационным», свою позицию по делу «Седьмой студии», потому что, с точки зрения главы министерства, это будет рассматриваться, как давление на суд.