Меню
Бесплатно
Главная  /  Праздники  /  Ольга молчанова шире круг личная жизнь. Ольга Молчанова: «Не верила, что из Киркорова что-то получится. Выдержки из интервью

Ольга молчанова шире круг личная жизнь. Ольга Молчанова: «Не верила, что из Киркорова что-то получится. Выдержки из интервью

Ровно 40 лет назад мэтры советской эстрады впервые встали в один круг вместе с народом. Звездой Советского Союза мог быть любой желающий — для этого надо просто стать участником программы «Шире круг». Именно в этой передаче зритель впервые увидел таких современных артистов, как Дмитрий Маликов, Леонид Агутин, Наташа Королева, Таисия Повалий, Валерия, Филипп Киркоров. Вечер сюрпризов: все о программе Шире Круг, ее создателях и участниках. Смотрите Пусть говорят 25.08.2016 — Вокруг Шире Круг.

Эфир программы начинается необычно: вместо Андрея Малахова в качестве ведущих выступают Вячеслав Малежик и Екатерина Семенова: «Сегодня мы на своем месте, потому что ровно 40 лет назад в эфире советского телевидения вышла молодежная музыкальная программа «Шире круг»! И на правах телеведущих этой передачи мы объявляем о начале этого вечера. А сейчас вы увидите выступление артиста Юрия Антонова».

Пусть говорят — Вокруг Шире круг

Под песню «Шире круг» в зал выходят, взявшись за руку, и многочисленные участники популярной советской телепередачи!

Ведущий представляет главного редактора и создателя знаменитой программы «Шире круг» — Ольгу Молчанову.

— Идея передачи заключалась в том, чтобы собрать вместе и звёзд, и «незвёзд», но, самое главное, талантливых людей. У человека, как минимум, должен быть голос, как максимум — полный комплект всех качеств. Моей же задачей было уметь разглядеть талант в юных людях.

А вот что вспоминает о своем участии в программе Филипп Киркоров:

— Все начиналось с «Шире круга». Помню белый костюм, в котором я выступал в 1985 году на передаче. Мне его пошил Вячеслав Зайцев. Мне не нравилось, как я пел, как двигался, как выглядел — я понимал, что все ужасно!

— Однако в то же время понимал, что завтра я проснусь суперзвездой. И сегодня я говорю: СПА-СИ-БО, Шире круг. Спасибо Ольге Борисовне за то, что помогла реализоваться.

Ольга Молчанова о Юрии Антонове:

— Юра был из списка запрещенных артистов. Я его увидела в круизе, где он подрабатывал. Он мне безумно понравился, я с ним поговорила и сказала, что ему не мешало бы похудеть, чтобы выступать на ТВ. Юра жутко обиделся, но вскоре снизошел и я его пригласила на съемку.

Юрий Антонов:

— Ольга умела пригласить так, что ты не мог уже отказаться. Атмосфера на программе была доброжелательная, никто в то время не гнался за деньгами. Несмотря на цензуру, Ольга добивалась, чтобы талантливые артисты становились известными.

Шире Круг: 40 лет программе

В зал выходит «Неоновый мальчик», которого Ольга Борисовна сразу же узнает: Сергей Макаров — бывший солист группы «Неоновый мальчик»:

— Родители были против того, чтоб я занимался музыкой и выступал, но все же им пришлось смириться. Слава пришла ко мне после передачи «Шире Круг». Мы были своего рода «питерским Ласковым маем». Сегодня я по-прежнему занимаюсь музыкой и являюсь участником группы «Дискомафия». А недавно я стал отцом!

Шире Круг: Валерия, Юлиан, Наташа Королева

В студии Пусть говорят: певец Юлиан, который утверждает, что пришел на Шире Круг буквально с улицы. Ольга Молчанова: «Он пришел с улицы, но с мамой. Пел очень неплохо — музыкальный мальчик!».

А в 1987 году на передачу впервые пришла девочка Наташа Порывай, и страна затем узнает о певице Наташе Королевой! Артистка рассказывает о том, как она попала в Шире круг:

— Честно говоря, попасть туда было очень сложно. Я оказалась там благодаря Льву Валерьяновичу Лещенко. Для меня это было важное и незабываемое событие в жизни: оказаться на центральном телевидении в 13 лет! В то время достаточно было побывать в одном эфире, чтобы тебя потом знала вся страна. Спасибо, Вам, Ольга Борисовна, ведь с этой передачи начался мой путь на большую сцену.

Ярослав Евдокимов, Надежда Чепрага и Михаил Файнзильберг в Шире Круг

В «Вокруг Шире круг» — заслуженный артист РФ Ярослав Евдокимов, который только один раз вел программу «Шире Круг»:

— Когда я стал читать текст, вдруг из меня попер западноукраинский диалект и польско-белорусский акцент. Ольга Борисовна была в шоке и кто-то ей даже крикнул: «Где вы нашли этого Левитана?». Больше меня не приглашали на роль ведущего.

На протяжении 10 лет житель Нижнего Тагила Виктор Фаст был участником передачи «Шире Круг». Мужчина вышел в студию с балалайкой в руках.

— Работал я в то время слесарем. В первый раз приехал на съемки с ансамблем, Ольга Борисовна меня заметила и в следующий раз я уже приехал один.

Ольга Молчанова:

— Когда я впервые увидела ее, то была поражена ее красотой. Все-таки приятно видеть на экране красивые лица.

Небывалый сюрприз для Ольги Борисовны: в зал выходит…священнослужитель, а в прошлом — рок-музыкант и участник ансамбля «Круг» Михаил Файнзильберг. 25 лет назад он неожиданно покинул большую сцену и стал послушником православного монастыря.

— С 1993 году я в этом облачении. Живу в келье. Замаливаю грехи перед близкими, которых я когда-то обидел…

Также в студии вы увидите певицу Анастасию. Смотрите выпуск Пусть говорят — Вокруг Шире Круг 25.08.2016 (эфир от 25 августа 2016 года).

Нравится(4 ) Не нравится(0 )

Создательница телешоу «Шире круг» Ольга Молчанова получила от Филиппа Киркорова в подарок полавтомобиля

40 лет назад на нашем ТВ появилась легендарная программа «Шире круг» - первое отечественное телешоу, которое открывало новые таланты. Именно в этой передаче дебютировали на голубом экране Юрий АНТОНОВ, Вячеслав ДОБРЫНИН, Олег МИТЯЕВ, Дима МАЛИКОВ, Наташа КОРОЛЕВА, ВАЛЕРИЯ и многие другие ныне известные артисты. Мы поинтересовались у создательницы и бессменной руководительницы программы Ольги МОЛЧАНОВОЙ, как музыканты отблагодарили ее за то, что она дала им «путевку в жизнь».

Я никогда не строила отношения с артистами на корыстной основе, - призналась Ольга Борисовна. - Не секрет, что еще в советские времена некоторые сотрудники телевидения брали с артистов за эфиры деньги или дорогие подарки. Но в редакции народного творчества, где я работала, это не было принято. Помню лишь один случай, когда мне хотели «дать на лапу».

Был такой очень хороший музыкант и композитор Илья Словесник . Он пытался сам петь. Но из-за специфической внешности его как певца никуда не брали. И, видимо, кто-то посоветовал ему обратиться ко мне. Мол, я могу пропихнуть его в «Шире круг» под видом самодеятельного артиста. «Оставь мне пленку со своей песней! - сказала я ему. - Мне сейчас некогда. Я ее потом послушаю. И мы определимся, куда ее можно пристроить». «Имейте в виду, что к пленке приложен текст!» - предупредил меня Словесник. Но я не придала этому значения.

Через некоторое время он мне позвонил и поинтересовался, послушала ли я его творение. «Извини, еще не успела», - ответила я. «Как же так? - напрягся Словесник. - Там же текст!»- «Ну и что? - не поняла я. - Когда буду слушать, достану его и посмотрю».

В конце концов у меня дошли руки до его песни. Действительно, в коробке с пленкой лежал листок с текстом. А в него были завернуты то ли 50, то ли 70 рублей. При нашей тогдашней зарплате 200 рублей это были приличные деньги. Но у меня даже мысли не возникло их взять. «Илюша, песня твоя не подходит, - сказала я Словеснику. - И текст у тебя плохой. Забирай его обратно!»

Если я и проявляла особое расположение к кому-то из артистов, то исключительно к тем, в кого я влюблялась. Не буду отрицать, такое периодически случалось. К счастью, мне не приходилось идти ни на какие компромиссы, когда я продвигала своих любимцев в «Шире круг». Так получалось, что влюблялась я всегда только в талантливых людей. И на телеэкран они попадали вполне заслуженно.

Чеченские деньги

В свое время одним из таких любимцев у меня был Миша Муромов , - продолжает Молчанова . - Правда, контакт у нас сложился не сразу. Он тогда работал метрдотелем в ресторане, и о нем ходили жуткие слухи, будто он какая-то темная личность. Поначалу это меня отпугивало.

Обратить на Мишу внимание меня убедила моя подруга - поэтесса Римма Казакова , на стихи которой он написал песню «Ариадна». Увидев, с каким восторгом его принимала публика на советско-польском концерте в Витебске и на фестивале Зелена Гура в Польше, я изменила к нему отношение. И стала постоянно снимать его в «Шире круг» как певца и как ведущего.

Однажды поэтесса Лариса Рубальская принесла мне текст песни «Странная женщина». Она хотела, чтобы эту песню исполнил Александр Серов . Но Саша сказал: «Я это петь не буду. Это не мое». Тогда я предложила отдать «Странную женщину» Муромову. И Миша сочинил прекрасную музыку.

Мне даже довелось присутствовать у него дома во время записи. Некоторое время у нас с Мишей был роман. Могу признаться, что в этот период я получала от него дорогие подарки. В частности золотые украшения с драгоценными камнями. Может быть, я не должна была их принимать. Но я оправдывала себя тем, что Миша тогда уже и без меня был нарасхват во всех телепрограммах и делал мне эти подарки не как работнику ТВ, а как любимой женщине.

В дальнейшем, когда мы уже не были так близки, он остался моим хорошим другом и не раз оказывал мне помощь и поддержку. Помню, в 90-е годы у «Шире круг» начались проблемы с финансированием, и однажды деньги на съемки программы мне давали в долг чеченские бизнесмены, с которыми меня свел певец Ярослав Евдокимов . Сумма была по тем временам огромная - 10 тысяч долларов. Узнав об этом, Муромов не разрешил мне ехать одной за этими деньгами. И сам взялся меня сопровождать, чтобы со мной, не дай бог, ничего не случилось.

А позднее, когда «Шире круг» уже выходил на канале ТВЦ и у меня не хватало средств, чтобы заплатить за звуковую и световую аппаратуру, Миша давал на эти расходы деньги из своего кармана и тем самым помогал моей программе существовать. В общем, он оказался очень благодарным человеком.

Друзей не предают

Приятно удивил меня и другой мой любимец - Филипп Киркоров , который тоже впервые появился на телевидении у меня в «Шире круг», - рассказывает создательница телепрограммы. - Он всегда очень трогательно ко мне относился. Приглашал на свои концерты и дни рождения. А в советские времена привозил мне из Болгарии корм для кошек, который в то время у нас не продавался. Но я никогда не рассчитывала на какую-то серьезную помощь с его стороны. Тем более материальную.

С Мишей Муромовым у меня все-таки были более чем дружеские отношения. А с Филиппом - чисто творческие. Лишь три года назад я осмелилась обратиться к Киркорову с просьбой о помощи. Я тогда переехала за город. Мне понадобилась машина, чтобы добираться до Москвы. У меня была только половина денег на ее покупку. И вторую половину я попросила в долг у Филиппа.

Не задумавшись ни на мгновение, он ответил: «Конечно». И прислал мне своего директора с деньгами. Но это было еще не все. Потом мне позвонил его директор и сказал: «Эти деньги - подарок вам от Филиппа». Меня это очень тронуло. Ведь в тот момент Филипп во мне вообще никак не нуждался. А когда я принялась его благодарить, в ответ услышала: «Ты мне сделала в этой жизни гораздо больше».

Помогал мне и композитор Игорь Крутой - то «выбивал» мне машину, на которую я в советское время долго стояла в очереди, то вместе с Мишей Муромовым решал проблемы с моей квартирой.

Самое интересное, что песни Игоря в «Шире круг» я поначалу не брала. Когда они с Серовым только приехали в Москву, Саша мне их постоянно предлагал. Но на телевидении тогда Крутой был под негласным запретом. И мне приходилось снимать Александра с песнями других авторов - Александры Пахмутовой , Владимира Мигули , Евгения Мартынова .

Потом, когда Игорь уже поднялся, он взял «Шире круг» под крыло своей фирмы «АРС». И мы несколько лет делали программу вместе с ним. Однажды ко мне пришли гонцы из конкурировавшей с «АРСом» фирмы Сергея Лисовского - его правая рука Сергей Лотков и певец Игорь Саруханов . И предложили мне перейти к Лисовскому. Обещали платить в три раза больше, чем у Крутого. «Игорь - мой друг, - сказала я. - А друзей, как известно, не предают». По всей видимости, Крутой это оценил. И с тех пор всегда говорил мне: «Если вам что-то нужно, обращайтесь!»

Кошмар и ужас

Но далеко не все артисты помнят добро, которое им когда-то сделали, - вздохнула вдруг Ольга Борисовна. - В начале 90-х мой сын Олег работал в первом в Москве автосалоне «Тойота». У них прямо из салона, разбив витрину, угнали автомобиль. И на нем «повисло» 10 тысяч долларов. Я была в шоке. Требовалось эту сумму срочно собрать. А у меня таких огромных денег, конечно, не было. «Может, ты возьмешь в долг у своих знакомых артистов? - попросил сын. - Через месяц-полтора я им все отдам».

Все, к кому я обратилась - Миша Муромов, Слава Малежик , Андрей Державин , Игорь Крутой, - откликнулись на мою просьбу и одолжили, кто сколько смог. Пообещал мне дать 2 тысячи долларов и Саша Серов. А когда я приехала к нему на съемки какой-то телепрограммы во Дворец молодежи, он неожиданно объявил, что сейчас делает ремонт и денег у него нет.

От отчаяния я расплакалась. На следующий день сын должен был отдать деньги. А у меня не хватало как раз 2 тысяч. Ко мне подошел Витя Марков - муж и продюсер певицы Тани Марковой . «Ольга Борисовна, почему вы плачете?» - спросил он. Я ему объяснила, что произошло. «Какая ерунда! - сказал Витя. - Сейчас я подойду к Тане. По-моему, у нее в сумочке есть 2 тысячи долларов». И через 5 минут принес мне эту сумму. При этом не могу сказать, что с Таней Марковой у меня были какие-то дружеские отношения. Просто я ее иногда снимала, как и многих других артистов. Тем не менее в этой ситуации они с Витей повели себя очень благородно.

Само собой, со всеми артистами я потом рассчиталась. А вот поступок Серова оставил неприятную зарубку в моем сердце. Потом он столь же некрасиво поступил с Риммой Казаковой, песни на стихи которой принесли ему успех.

В 90-х годах поэтам практически перестали выплачивать авторские отчисления. И Римма тогда сильно нуждалась. По ее просьбе я позвонила Серову и попросила для нее 2 тысячи долларов. «Приезжай ко мне! - сказал Саша. - Мы вместе поедем к Римме. Я хочу лично вручить ей эти деньги».

Он купил букет цветов и вложил в него конверт. Я полагала, что в нем находилась оговоренная сумма. И только около дома Казаковой Саша мне признался: «У меня нет двух тысяч. Я ей положил только одну». Хотя в то время он был очень богат, и эти 2 тысячи были для него, как для нас сейчас 200 рублей. Казалось бы, мелочь, но меня она сильно покоробила.

А закончилась моя дружба с Серовым совсем уж неприятной историей. К 60-летию певца канал ТВЦ поручил мне сделать документальный фильм о нем. Целый месяц Саша выносил мне мозги, отказываясь сниматься. Потом вроде бы согласился и передал весь свой видеоархив.

Я уже собиралась приступить к работе. Но Серов вдруг снова пошел в отказ и еще месяц мурыжил меня и всю съемочную группу. Говорил, что фильм о нем должен быть каким-то особенным. Приглашал нас в свой загородный дом и требовал снимать его десятью камерами на фоне танцевальной тусовки. В общем, выдвигал невообразимые идеи.

Закончилось тем, что мы решили не делать новых съемок и вместо этого подобрали куски из старых интервью Серова, которые он частично сам мне дал.

Когда я привезла ему готовый фильм, он, казалось бы, остался очень доволен и поблагодарил меня. Но на следующий день позвонил и заявил: «Все нужно переделывать. Я должен сам присутствовать при монтаже. В противном случае я запрещаю показ фильма». Особенно его возмутило, что в нем принимала участие его бывшая жена Лена. Хотя она рассказывала про Сашу только хорошее - как он красиво за ней ухаживал, какой он был прекрасный муж и отец и как она жалеет, что рассталась с ним. А самое главное - фильм уже был принят каналом. Был назначен день эфира.

Чтобы успокоить Серова, канал предоставил ему две монтажные смены для внесения поправок. Он сделал 2-3 незначительных замечания и уехал. А мне по телефону гневно сообщил, что я сволочь, старая … и больше он со мной никаких дел иметь не будет. Потом канал ТВЦ повторял этот фильм, наверное, раз восемь. И каждый раз - с потрясающим рейтингом. Все, кто его смотрел, остались в диком восторге. И говорили, что ничего лучше про Серова никто никогда не снимал. Но несмотря на это, Саша все равно продолжал фырчать, что это какой-то кошмар и ужас. Похоже, что он просто немного не в себе.

Легендарная личность - музыкальный редактор, создатель и вдохновитель передачи «Шире круг» - рассказывает «ТН» о телевидении прошлого, популярной программе и непопулярных когда-то Киркорове и Крутом.

О Лёне Агутине я впервые услышала от его отца - Николая. Коля одно время был директором Славы Малежика, ведущего программы «Шире круг». А со Славой, соответственно, дружила я. Николай однажды сказал мне: «Оля, у меня подрастает такой классный пацан - думаю, тебе понравится. Через несколько лет покажу». Он мечтал вывести сына на эстраду. Но Лёню привел ко мне не он, а Олег Некрасов, который стал Лёниным директором много лет спустя. Это случилось в начале 1990-х.


С Вячеславом Малежиком (1980-е)


Олег ходил по музыкальным редакциям и везде предлагал молодого артиста, но, как я понимаю, безуспешно. Однажды привел его к нам в программу «Шире круг». Признаться, никакого особого впечатления Леонид на меня тогда не произвел. «Это румба» - так, по-моему, называлась песня, которую Лёня впервые исполнил в программе «Шире круг». Потом он начал появляться и в других передачах. Ну а затем спел «Босоногого мальчика» и вмиг стал популярным.

Через пару лет Игорь Крутой спросил меня: «Как тебе Агутин?» Думаю, Игорь помогал Лёне в его продвижении. Отвечаю: «Никак». - «А спорим, он будет звездой?» Я поспорила и, как вы понимаете, проиграла. (Смеется.) Это, пожалуй, единственный случай, когда я не угадала. Зато теперь Агутин - один из моих любимых артистов.

Игорь Крутой тоже ведь не сразу стал известен широкой публике и пробивался на музыкальный Олимп с трудностями.

Игорь обязан всем Александру Серову, его голосу, харизме. Тот стал популярен раньше. Первая песня, которую Саша спел в программе «Шире круг» и вообще на Центральном телевидении, была написана не Крутым, а Женей Мартыновым. Это «Эхо первой любви» на слова Рождественского.

С этой песней Мартынов и Серов появились в нашей редакции на Шаболовке. Женя меня с Сашей и познакомил. Песня понравилась, мы ее сразу записали. А Саша понравился всем нам, редакторам, - еще бы, в молодости он был невероятным красавцем! А голос! А манера! В то время на нашей эстраде не было подобных «западных» артистов. Серов не раз пел у меня в программе и часто заговаривал по поводу песен своего друга - Игоря Крутого. А я уже знала, что Игоря не очень жалуют на телевидении. Шел такой шорох: и фамилия какая-то подозрительная, и главное, не член Союза композиторов. Предпочитали, чтобы только «члены»…

И все-таки когда Саша принес песню Игоря Крутого на стихи Риммы Казаковой «Мадонна», а затем «Ты меня любишь», телевизионщики не смогли устоять. Дали их в эфир, и Крутой проснулся знаменитым.



С Филиппом Киркоровым (начало 1990-х)


- Расскажите о «короле эстрады» Филиппе Киркорове. Ведь он тоже стал известен благодаря участию в передаче «Шире круг».

Филипп - единственный артист, который не устает в любом интервью говорить программе спасибо - необязательно Ольге Борисовне Молчановой. (Смеется.) Он очень благодарный человек. Не скажу, что мы его раскрутили, нет. Но засветился он именно в «Шире круг».

Для Филиппа его внешность - глав­ный ко­зырь. Я увидела его семнадцатилет­­ним и буквально ослепла от красоты. Он тогда учился в училище имени Гнесиных, где работала моя близкая подруга, пианистка Лидия Ляхина. Она аккомпанировала студентам класса Маргариты Иосифовны Ланды. И однажды Лида позвонила мне: «Оля, какой парень появился, с ума сойти! Красив как бог». Она, кстати, когда-то и Сережу Захарова «присмотрела» (тоже воспитанника Ланды) и со мной познакомила. Филипп и Сергей в молодости - одно лицо.

Когда Лида сказала Филиппу, что знает меня, он начал просить ее нас познакомить, ведь в передачу «Шире круг» мечтал попасть каждый исполнитель. Я разрешила дать свой номер, и он принялся обрывать телефон. А я все размышляла - надо, не надо. Лида сказала, что поет не очень… И когда раздавался телефонный звонок, я шептала маме, что меня нет дома. Но Филипп оказался настойчив и со временем нашел подход к маме - ключик к сердцу подобрал: говорил, что у нее молодой красивый голос.

Мама начала уговаривать: «Слушай, Оля, это становится неприличным - подойди к телефону. Такой хороший мальчик, вежливый, деликатный». Наконец я назначила ему встречу в редакции. Он пришел в белом наглаженном костюме. Таращил на меня свои и без того огромные глазищи. И пока мы беседовали, все время стоял.


С Львом Лещенко (1974)

- Неужели из-за присутствующих рядом женщин?

Он потом признался, что надел свой единственный концертный костюм и боялся помять брюки. Присел, лишь когда аккомпанировал себе на фортепиано - пел болгарские песни Тончо Русева, своего любимого композитора. Он поставил нотную тетрадку на пюпитр, а поскольку она была до этого скручена в трубочку, пока Филипп играл, соскакивала и падала. Он страшно смущался. И приходилось повторять снова и снова. На той встрече в профес­сиональном смысле Киркоров не обещал ничего яркого. Но в него сразу же влюбились все женщины «Останкино» и «Шаболовки»! И спрашивали меня: «Когда прекрасный мальчик появится в вашей программе?»

Не дать эфир такому красавцу было невозможно - так же как не помочь найти песенника, который бы сделал русскоязычные подтекстовки на мелодии болгарских композиторов. Села на телефон, начала звонить «великим»: Дербенев болел, Танич сказал, что у него ремонт, Шаферан отказался. Вспомнила о поэтессе Наталье Шемятенковой, жене большого чиновника из ЦК партии. Она согласилась на встречу. Поехали с Филиппом в ее роскошную квартиру на Щусева, соседкой по площадке была Галина Брежнева. Все сложилось. Наташа тут же в него влюбилась, очень старалась, и получились симпатичные песни. Филипп засветился в нескольких программах, стал набирать обороты, расти и крепнуть в профессиональном смысле.

- Вроде и Наташе Королевой вы дали старт? Кто ее к вам привел?

Я дружила с Левой Лещенко, а он - с Наташиной мамой. Вот с Левиной подачи Королева и оказалась в программе «Шире круг» - ей тогда всего 13 лет было. Лева сказал мне, что есть в Киеве девочка, хорошо поет. Лещенко для меня авторитет, поэтому мы сразу вызвали Наташу в Москву, она спела миленькую песенку о школьной любви. Выступала, разумеется, под своей настоящей фамилией - Порывай. Алла Перфилова из Аткарска тоже впервые в передаче «Шире круг» спела, еще студенткой. Теперь вы ее знаете под именем Валерия.

С Юрием Антоновым (2006)

В то время многие артисты, которые ездили на гастроли по всей стране, привозили к нам в редакцию кассеты, говорили: вот хорошо поет парень или девчонка. Видео тогда еще не было. Мы прослушивали все, что нам несли, и, если считали, что молодой исполнитель действительно стоящий, приглашали на съемку. Иногда вызывали просто по рекомендациям корреспондентов. Прочитаем письмо из какого-нибудь дальнего уголка страны, что есть талантливый человек, и шлем телеграмму - пусть выезжает. Какое-то внутреннее чутье и стиль самих писем подсказывали решение. Ошибок практически не было.

- А приезжали за государственные деньги?

Нет, за свой счет. Демократичная была передача, горжусь! Я и сама ездила по стране и, если попадались интересные певцы, тащила в Москву. Как-то была в Таллине на празднике песни. Вечером пошли в знаменитое ночное варьете, и там я увидела Анне Вески. Свободная, по-западному раскованная, улыбчивая… Очень она мне понравилась, и я пригласила Аню в передачу «Шире круг».

Юрий Антонов появился впервые на экране именно в нашей программе. У него к тому времени уже была бешеная популярность, а как он выглядит, никто не знал. Песни распространялись через подпольные кассеты. И никто не решался показать его по телевизору - сверху спустили негласное указание: раз не член Союза композиторов - не пускать. Но передача «Шире круг» была приписана к редакции народного творчества, поэтому все логично: неизвестный молодой исполнитель, как бы из народа, делает первые профессиональные шаги - надо помочь. В 1980 году мы даже сняли его маленький сольный концерт, который имел большой успех.


С Вячеславом Добрыниным (1989)

Познакомил нас все тот же Лева Лещенко. Много о Юре рассказывал, и в какой-то день тот пришел на Шаболовку. Я удивилась: совсем не так его представляла. Плотный, упитанный… И прямо сказала: у вас замечательные песни, только надо похудеть. Я же не знала Юрин характер, его обидчивость. Он рассердился, вспылил и ушел. Но, видимо, простил мою бестактность. Потом мы с Юрой подружились, все его лучшие песни впервые звучали в программе «Шире круг».

- А как же его характер? Юрий Михайлович славится неуживчивостью.

Со мной он был нежным и ласковым, белым и пушистым. Но вот с другими… Однажды мы решили поставить его ведущим программы. На сцену он выходил вместе с певицей Татьяной Ковалевой. Текст Юра, конечно, не выучил. На замечания партнерши огрызался. Раздражение выражал не совсем цензурно. К середине передачи мы сообразили из кадра ведущих убрать и просто снимать концертные номера - все подряд. А потом распустили публику и отдельно записали текст. Но стоит отметить, что зрители Антонова боготворили и заполнили студию до отказа. Несмотря на то что в то время собрать аудиторию было трудно. Мы ведь не платили за участие, как это делается сегодня. А съемка долгая, утомительная, не все выдерживали. Но на Антонова примчались толпы его поклонников, веселились, наблюдая за ссорой ведущих. (Смеется.)

До сих пор с Юрой дружим, но у него - взрывной характер, и эксцессы иногда случаются.

- Ольга Борисовна, на советское телевидение можно было пробиться без блата, но за деньги?

Стою как-то в курилке на нашем тринадцатом этаже. И слышу разговор этажом ниже: «Слушайте, надо как-то запихиваться в новогоднюю программу. Куда попробуем? В «Огоньке» денег потребуют, нет, не потянем… Давайте пойдем в «Шире круг» - там бесплатно». За участие в том же «Голубом огоньке» или в «Утренней почте» надо было платить. Потом я узнала, что это были ребята из группы «Секрет», которые тоже впервые появились на всесоюзном ТВ в программе «Шире круг».

Про деньги еще история смешная была. Композитор Илья Словесник принес мне свою песню на аудиокассете. Он способный был, хорошую музыку писал, и многие артисты его песни пели, но он захотел сам их исполнять. И вот приходит, передает коробочку, объясняет, что там запись и текст новой песни. Я говорю, что послушаю потом, сейчас некогда. И вот он начинает названивать: «Ольга Борисовна, ну что, послушали? Нет? А текст видели?» Я отвечаю: у меня запарка, что с текстом случится? Короче говоря, однажды открываю коробку, а там деньги. Не помню, какая была сумма, примерно месячная зарплата рядового инженера. Я положила обратно, а композицию послушала. Он позвонил в очередной раз, я говорю: «Илюша, приезжай забирай песню вместе с «текстом».

Я талантливых людей всегда брала охотно и обязательно помогала, хотя можно было и с работы вылететь за некоторые вещи. Не раз шла на подлог.

Однажды Олег Митяев - исполнитель без регалий, не член Союза композиторов, в то время студент Челябинского института физкультуры - пел у нас замечательную песню собственного сочинения. И я, боясь, что опять будут спрашивать, увидев незнакомую фамилию, член или не член Союза, написала в программке, которые перед эфиром просматривало начальство: «Музыка Пахмутовой, стихи Добронравова, поет Олег Митяев». Посмотрели: а, Пахмутова? Это хорошо. И пропустили в эфир. Поскольку программа шла в записи, мы позже написали в титрах, что автор и исполнитель новой песни - Митяев. Песня понравилась.

- Каким вы застали телевидение?

Я пришла работать в 1972 году, 45 лет назад. Развлекательных программ было совсем мало. Большие концерты - лишь по праздникам. Я теперь думаю: может, это и хорошо! Зато был прекрасный КВН. А позже - незабываемые программы Листьева, любимая передача «Вокруг смеха». И на радость интеллектуалам - «Очевидное - невероятное», «Кинопанорама», «В мире животных». В общем, много интересного.

С Александром Серовым (1992)

Тогда Гостелерадио возглавляла, по слухам, одиозная личность - Сергей Георгиевич Лапин. Про его жесткий нрав ходили легенды. Но не все знали, что он образованный человек, великолепно знал поэзию, на память цитировал многих выдающихся поэтов - не только Пушкина, но и запрещенных Бродского и Пастернака. Другое дело, что Лапин был руководителем огромной идеологической структуры. А это ко многому обязывало. Тщательной проверке на предмет «идеологической чистоты» подвергались и эстрадные программы. Например, он постоянно придирался к текстам песен. Как-то из «Песни года» потребовал убрать знаменитый «Снегопад» Алексея Экимяна в исполнении Нани Брегвадзе. Прицепился к строчке «Если женщина просит». Слушайте, говорит, о чем она просит? Не должна женщина так все время настойчиво просить!

Он ввел и систему запретов на отдельных артистов и композиторов. Не в чести были Антонов, Добрынин, Тухманов… Говорил: «Пусть их в ресторанах поют». Даже такая, казалось бы, патриотичная песня Добрынина, как «Родная земля», вызывала негативные эмоции. Дескать, мотив не русский, больше на ближневосточный смахивает, да и слова странные: «Родная, родная…» Кого это мы так настойчиво убеждаем, что наша советская земля нам родная? Пытались заступиться, говорили, что песня настолько популярна, что ее даже пьяные поют. Вот, говорит, пусть пьяные и исполняют, а на телевидении не надо. Долгое время Славе Добрынину никак не удавалось пробиться. Помогла Анна Герман, исполнившая его «Белую черемуху».

С этой знаменитой песней вышла такая история. Лапин просматривал все праздничные программы, и обязательно - «Шире круг». Помогал ему музыкальный консультант - Никита Богословский, который недолюбливал Добрынина. Он-то и сообщил, что некая Молчанова не с кем-нибудь, а с Анной Герман записывает песню Добрынина «Белая черемуха». Лапин в ярости! Его любимая певица, обожаемая Герман вместе с ненавистным Добрыниным и Молчановой, которой все время что-то надо, творят беспредел. Вызвал меня для разноса, а я с порога заявляю: «Сергей Георгиевич, тут такая история. Мы записывали с Аней совсем другую песню для программы «Песня далекая и близкая». И вдруг Анна сказала мне, что Слава Добрынин принес ей чудесную «Черемуху». Уже и фонограмма готова. И попросила дать возможность ее спеть. Сергей Георгиевич, вы же понимаете, я не могла нашей зарубежной артистке сказать, что композитор Добрынин не пользуется вниманием руководителей телевидения, что он у нас фактически запрещенный композитор. Как бы она меня поняла? Поэтому я и согласилась. И мы записали - все равно оставалось немного студийного времени».

На самом деле я открытым текстом попросила: «Давай, Аня, запишем «Черемуху» - этим ты поможешь молодому талантливому композитору».

Слава был достаточно настойчив и даже бесцеремонен, когда хотел понравиться. Красивый, обаятельный, сразу всех покорял. И Аню, и меня. Дело прошлое - у нас с ним даже роман был.

- Выходит, ему не пришлось «текст песни» заносить отдельно?

Я смеялась, потому что Лапин сказал мне тогда: «Я слышал, Добрынин бегает по редакциям с портфелем, набитым деньгами, и всем редакторам деньги раздает. Вам он тоже платит?» Я говорю: «Сергей Георгиевич, я от Добрынина денег не получала. Да и не такой он щедрый, чтобы деньги раздавать. Он даже скуповат. Думаю, что это сплетни про портфель».

Этот эпизод я вспомнила у Малахова в программе «Пусть говорят». Слава на меня очень обиделся. И полночи звонил - спрашивал, зачем я это сказала. Довел меня до истерики. (Смеется.) Но, объективно говоря, он был одним из самых ярких, как сейчас говорят, хитмейкеров. Сейчас он почти ничего не пишет, а тогда хиты у него выходили обоймами. Только с их исполнением на ТВ и по радио были, как я уже говорила, большие проблемы.

- За что вам еще влетало от Лапина?

Вспоминаю такой случай. На заставку программы мы взяли новую песню Раймонда Паулса на стихи Ильи Резника в исполнении группы «Ариэль», в ней были такие слова: «Шире сердце, шире наш круг». Звонят от Лапина: «Ольга Борисовна, зай­дите!» Хорошо, в тот день я оказалась ненакрашенной и уместно одета. Председатель Гостелерадио был консерватором - никакой косметики, никаких брюк.

И вот о чем он меня спросил: «А вы знаете, что бывает, когда «шире сердце»? Инфаркт! Убрать песню!» Он был непреклонен - пришлось искать другого автора. И тогда Юра Антонов написал для нас другую песню «Шире круг», на стихи Леонида Фадеева, и сам ее первый исполнил.

- Кстати, кто придумал название программе, под которым она существовала четверть века?

Я и придумала. Главная идея - многожанровость! Фольклор, эстрада, цирк, оригинальные жанры, танцевальные номера. И сначала придумалось название «Мы поем и танцуем». Но Лапин сказал: «Понятно… Значит, поем и танцуем. А работать кто будет?» Я говорю: «А давайте «Шире круг»?» Лапин это принял. Оно отражало еще и многонациональный состав участников. Кто и откуда к нам только не приезжал! И какое-то время программа жила с этим именем. И вдруг однажды Лапин заявил, что название ему не нравится. Звучит, дескать, как «изба-читальня». Простовато, по-деревенски.

Через какое-то время «Шире круг» волевым решением переименовали в «Добро пожаловать». Полгода программа шла под этим неказистым названием. А в те годы большую роль играли письма. Пошли протесты: верните старое название. И тогда наш главный редактор Кира Вениаминовна Анненкова отправилась к Лапину и без обиняков сказала: «Если бы вы уснули вчера Сергеем Георгиевичем, а сегодня утром проснулись Иваном Петровичем, как бы вы себя чувствовали?» Он оценил остроумие. И передача - по требованию трудящихся - снова стала называться «Шире круг».

- Ольга Борисовна, смотрите сейчас телевизор? И как вам происходящее на экране?

Редко смотрю и вижу много пошлости. Раздражают скандальные ток-шоу, рассчитанные на невзыскательный вкус. Я не хотела бы возвращаться на телевидение, хотя по нему скучаю. Уровень многих людей, которые там работают, оставляет желать лучшего. Кажется, что у этих «творцов» - я имею в виду редакторов - нет не только музыкального, но вообще какого-либо образования. Про интеллект я и не говорю, но хотя бы кругозор был! Признаюсь, что вынашиваю замысел реанимировать любимый народом «Шире круг». Программа была популярна двадцать лет! И даже когда передача продолжила свою жизнь на ТВЦ, она пользовалась успехом еще лет десять. Меня о ней до сих пор спрашивают люди, когда узнают, что я телевизионный человек.

Когда мне исполнилось пятьдесят, на Центральном телевидении по случаю юбилея мне выписали премию, наградили всякими грамотами - и освободили от работы. В связи с реорганизацией ЦТ нашу редакцию народного творчества просто-напросто ликвидировали.

Все меняется: возможно, и у нашей исторической программы начнется новая, необыкновенная жизнь. Мечтать не вредно!

Ольга Молчанова

Образование: окончила Уральскую консерваторию им. Мусоргского

Семья: сын - Олег, юрист; внуки - Константин (25 лет), Антонина (19 лет); правнук - Артем (4 года)

Карьера: автор идеи и музыкальный редактор популярной в 1980-90-х годах программы «Шире круг». Всего передача просуществовала с 1976 по 1996 год, с 2001-го продолжилась на канале ТВЦ до 2006-го. Заслуженный деятель искусств РФ. Лауреат премии «Овация»


Алла ЗАНИМОНЕЦ

Ольга Борисовна Молчанова – «творческая мама» как называют ее сейчас многие известные артисты, была автором и главным редактором программы на протяжении всей ее истории. В редакции Народного творчества Центрального телевидения в 76 году родилась идея объединить в одной программе не только разные творческие жанры, но и исполнителей разного уровня – и профессионалов, и никому не известных любителей из разных уголков земли. Кастингов тогда не проводили, многочисленные таланты разыскивались другим, уже забытым нам способом.

Ольга Молчанова: «У нас главным источником информации были письма. В то время почта была очень активна, нам приносили их целыми мешками. И мы обязаны были прочитать все, на каждом поставить свою подпись, что письмо прочитано ».

Конечно, были и такие, которые попадали в программу по рекомендациям знакомых Ольги Борисовны. Например, Заслуженная Артистка России Наташа Королева.

Еще один уже не такой молодой, но начинающий артист Александр Серов, которому на тот момент было за 30, тоже попал на запись популярной программы по рекомендации.

***

А вот Народному артисту России Филиппу Киркорову пришлось постараться, чтобы попасть на съемки.

Ольга Молчанова: «В училище Гнесиных работала моя подруга. Она работала концертмейстером. Она звонит мне и говорит «слушай, там у Ланды появился мальчик – поет средненько, но красив как Захаров, даже чем-то на него похож». Ну я уже туда не пошла, раз сказала, что поет средненько, думаю: «что я пойду?». Он мне названивал, названивал, все мне некогда было, и вот он мне дозвонился, и говорю: «приезжайте ».

Юный Филипп показался Молчановой очень музыкальным мальчиком, но особого певческого таланта она в нем не разглядела. Хотя в программу и пригласила. Тем с большим восторгом сейчас Ольга Борисовна отзывается о достижениях своего теперь уже друга.

Ольга Молчанова: «Я поражаюсь тому, как он смог из того небольшого, чем он обладал, развить голос и свои возможности. Это результат потрясающего труда ».

***

В программе Шире круг большие перспективы открывались не только перед вокалистами. Известный юморист Геннадий Ветров этот свой первый телевизионный опыт тоже считает началом большой эстрадной жизни. Еще будучи студентом на одном из конкурсов его заметил знакомый Ольги Молчановой. Конечно, сам Геннадий, такого развития событий не ожидал.

Геннадий Ветров: «Это Ольга Борисовна Молчанова, здравствуйте, я редактор и руководитель программы Шире круг! Я хочу вас пригласить в программу!». Ну я в шоке честно говоря в начале был, думал, розыгрыш. Я говорю: «А что надо делать?» - «Возьмите самый лучший номер свой, приезжайте, и мы сразу снимем ».

***

Если столько популярных артистов начали свой творческий путь именно с подачи Ольги Молчановой, это говорит как минимум о том, что эта женщина была настоящим психологом и обладала тонким чутьем на таланты. Был лишь один в ее жизни эпизод, когда чутье ее обмануло! Это случилось при встрече с Леонидом Агутиным.

Ольга Молчанова: «Он мне что-то так не понравился. Но потом они мне показали пару фонограмм и я одобрила. Но в то же время я не увидела там никакого выдающегося таланта. Вот это моя единственная ошибка всей жизни. Мы поспорили с Игорем Крутым, он мне сказал: «Спорю с вами на то, что Агутин будет звездой», а я говорю: «Никогда! ».

***

Но самая чудесная история, пожалуй, это рождение новых звезд прямо во время съемки программы! Речь о Вячеславе Добрынине, который был композитором и написал огромное количество песен, прозвучавших в программе. Но однажды на сцену пришлось выйти ему самому.

Вячеслав Добрынин: «Мне пришлось войти к микрофону и запеть на фонограмму, которая была подготовлена для Михаила Боярского. Все ждали до последнего, он не мог прилететь из Одессы, там была задержка. И вот мне пришлось выйти и спасти положение ».

***

«Шире круг» – это был настоящий прорыв того времени! Во-первых, впервые появиться на Центральном телевидении мог любой человек, не важно, откуда он и кто по профессии. Главное – талант. Кроме того, создатели программы стали первооткрывателями и в режиссерских решениях.

Именно в передаче «Шире круг» в разные годы дебютировали Агутин и Апина, Королева и Киркоров, Маликов и Малинин…

О том, как это было, рассказывает бессменный художественный руководитель и музыкальный редактор программы Ольга Молчанова.

– Ольга Борисовна, у каждого редактора радио и ТВ есть так называемые свои артисты, любимчики. Кто был в числе ваших?

– Я честно говорю, что влюблялась (конечно, в творческом смысле) прежде всего в тех, кого открывала. Это и Дима Маликов, и конечно же Филипп Киркоров, любовь к которому я сохранила до сегодняшнего дня.

По правде сказать, я не слишком верила, что из него что-то получится. Да, внешние данные блестящие плюс внутренняя культура, музыкальность. Но вокал достаточно средний. И я даже не предполагала, что человек, работая над собой, так вырастет в этом смысле, просто совершит гигантский рывок и станет очень хорошим эстрадным певцом.

Среди моих любимцев и Саша Серов, и наш соловушка Ярослав Евдокимов, с которым мы дружим очень давно. Слава Добрынин, которого я пробивала в эфир с неимоверными усилиями, вплоть до выхода на тогдашнего председателя Гостелерадио Лапина. Ведь Добрынина запрещали, считали чуть ли не бомжем и ни в какую не соглашались показывать по ТВ…

Филипп Киркоров:

– На телевидение меня тогда пригласили впервые. Я ужасно волновался и даже не помнил, как спел. Узнал день эфира, обзвонил накануне всех друзей и знакомых, предупредил, чтобы смотрели. Очень приятно было увидеть себя на экране, да еще знать, что это показывают на всю страну.

Конечно, в глубине души я ожидал, что наутро, как это бывает, проснусь знаменитым: ну там кофе в постель, мерседес к подъезду! И был неприятно удивлен, что ничего такого не случилось.

Я вышел на улицу, заглядывал людям в лица: мол, вот же я, это я вчера пел по телевизору! – но особенно-то меня никто не узнавал, конечно. Я потом уже понял, что недостаточно мелькнуть один раз, пусть даже с замечательной песней.

– Почему? И как все же удалось преодолеть препоны?

– Анна Герман записывала для одной телепрограммы какую-то песню. Как высочайший профессионал, сделала она это очень быстро, вся работа была выполнена раньше, чем закончилось оплаченное студийное время. Тогда Аня решила еще записать песню Добрынина «Белая черемуха душистая».

На следующий день я собиралась улетать в другой город. Вдруг раздается звонок, и моя начальница говорит: «Что вы там писали с Добрыниным? Нас вызывает Лапин!» То есть «доброжелатели» уже донесли, что пишется песня композитора, который был под негласным запретом.

Когда мы пришли к Лапину, он обрушился на нас с гневом: «Да вы знаете, кто такой этот Добрынин? Говорят, он бегает по редакциям с портфелем, набитым деньгами, и всем эти деньги раздает, чтобы его безобразное творчество показывали по ТВ!»

И только когда я объяснила, что Добрынин интеллигентный человек, искусствовед, окончил МГУ, написал песню «Комсомол – моя судьба!», Лапин смягчился. Для него это было открытие, а для Добрынина – зеленый свет на телевидении.

– Ольга Борисовна, говорят, что вы можете определить творческое будущее артиста, даже не видя его самого, а просто послушав диск или кассету. Это правда?

– Композитор Игорь Матвиенко как-то принес мне кассету со словами: «Вот есть новая молодая группа». Я послушала и обалдела! Это были «Иванушки». Потом увидела их на каком-то концерте и сказала Игорю: «Поверь, будет бомба!»

Я просто влюбилась в этих ребят, а больше всего в Игоря Сорина, который мне показался удивительным по таланту, глубине и вообще по своему обаянию. Они провели несколько программ «Шире круг», и я рада, что предсказала им такой взлет, который состоялся…

А как-то ко мне пришел молодой барнаульский композитор Олег Иванов со стихами «Живет в белорусском полесье кудесница леса Алеся», он очень хотел, чтобы эти строчки исполнил популярный ансамбль «Песняры». Но именно в это время у меня на студии были молодые ребята из Гомеля под названием «Сябры», и я сказала Олегу: «У «Песняров» уже есть песня про это имя, вряд ли им нужны будут две «Алеси». Давай попробуем ее отдать этим ребятам!» В результате «Алеся» стала фирменной песней ансамбля «Сябры», и даже дочку свою их руководитель Анатолий Ярмоленко назвал Алесей!

Ирина Барышева.