Меню
Бесплатно
Главная  /  Поделки  /  Особенности формирования словесного творчества по н.О.Ветлугиной. Словесное творчество дошкольников изучение словесного творчества творческой деятельности

Особенности формирования словесного творчества по н.О.Ветлугиной. Словесное творчество дошкольников изучение словесного творчества творческой деятельности

Развитие воображения и словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 178»

города Чебоксары Чувашской Республики

Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, дети овладевают сложными формами связной речи, развит словарь, у них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из ранее репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.

В старшем дошкольном возрасте значительно обогащается и усложняется эмоционально-выразительная функция речи. Ребенок усваивает значение слов, выражающих эмоциональное состояние, эмоциональное отношение к объектам и явлениям, усваивает значение слов, ассоциируемых с переживаниями эмоций, понимает значение слов обозначающих социально-значимые характеристики человека. В этом возрасте усвоение слов ребенком происходит с более глубоким и четким различием признаков, предметов и явлений.

Одним из проявлений творческого воображения является детское словесное творчество. Различаются два вида словотворчества.

Во-первых, это так называемые новообразования в словоизменении и словообразовании (детские неологизмы). Во-вторых, это сочинительство – неотъемлемый компонент художественно-речевой деятельности.

Все мы знаем, что дети любят сочинять сказки, рассказы, стихи, фантазировать, наблюдается тяготение к "явным нелепицам", "перевертышам". В "перевертышах", небылицах ребенок посредством воображения "разрывает" связи между предметами и явлениями, их постоянными признаками, "отстраняется" от них, а затем связывает в новые сочетания, «входить» в изображаемые обстоятельства, отбирать речевые средства для построения связного высказывания.. Таким образом "расшатываются" стереотипно сложившиеся ассоциации, активизируется мышление и воображение. Одним словом под словесным творчеством понимается продуктивная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений – сказок, рассказов, стихов, небылиц, рифмовок и т.п.

С помощью словесного творчества ребенок экспериментирует со словами и предложениями, пытается что-то изменить, что-то придумать – словом, творить. Ему интересна эта деятельность, так как позволяет осознать полнее свои возможности и пополнить свой багаж чем-то новым. Словесное творчество обогащает и развивает мысль, делает ее более логичной и образной. Чувство радости и удовлетворения от достигнутого, эмоциональная напряженность делают привлекательным сам творческий процесс. Детское словотворчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка.

По мнению многих ученых, словесное творчество старших дошкольников можно развивать, учитывая следующие факторы:

Одним из факторов, оказывающих влияние на развитие словесного творчества, является обогащение опыта детей впечатлениями из жизни в процессе целенаправленного наблюдения за окружающей действительностью. Наблюдение за трудом взрослых, за явлениями природы, формы могут быть различные: просмотр кинофильмов, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах и т.д. (В процессе наблюдения за природой отмечаем эстетическую строну, выделяем красоту природного мира, отмечаем краски. Хорошо если параллельно мы будете знакомить с тем, как описывают природу авторы в своих произведениях, какие они использую выражения, слова).

Немало важным фактором является обогащение литературного опыта, чтение различных книг, особенно познавательного характера, которые обогащают детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, это углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря за счет слов–определений;

слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц.

Например, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега: белый, как вата; чуть голубоватый поддеревом; искрится, переливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями.

Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег – белый, пушистый – и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями»).

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть). Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

Развитие поэтического слуха, способности к различению жанров, понимания их особенностей, умение чувствовать компоненты художественной формы о осознавать их функциональную связь с содержанием.

Для развития словесного творчества эффективно использовать приемы, которые стимулируют творческую активность, воображение и заинтересованность детей:

· придумывание окончания сказки, начатой воспитателем, ее начала или середины,

· сочинение с использованием предметно-схематической модели, картины (это немного сложнее, потому что ребенок должен действовать определенному алгоритму).

· сочинение по теме с использованием опорных слов-мнемотаблиц.

· творческое рассказывание по литературному образцу – с заменой героев, места действия или с придумыванием нового сюжета с теми же героями и другие.

Использование дидактических игр на развитие фантазии, воображения («Веселые рифмы». Подбери рифму Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги и т.д. «Оживи предмет». Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

О чем думает ваша обувь?

О чем думает мебель?

· “коллаж из сказок”. Выбираются любые герои сказок (Василиса Прекрасная, Баба Яга, Змей Горыныч и Мальчик-с-пальчик) для самостоятельного сочинения сказки (можно использовать в сказке какое-либо волшебное средство, наводящие вопросы для объединения отрывочных эпизодов в единую композицию.)

· сочинить сказку о необычном существе. (Бабочка, у которой были прозрачные крылышки, но ей хотелось иметь разноцветные крылышки, как у её подружек).

· использование пословиц, поговорок (До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение пословиц и поговорок. Однако исследования показали несостоятельность этого тезиса. Для того чтобы помочь детям уяснить переносный смысл малого фольклора, подбиралась сказка, где нравственное воспитание раскрывалось с помощью соответствующей поговорки. Например, к сказке “Теремок” “Рукавичка” подбиралась поговорка: “В тесноте, да не в обиде”, к сказке “Заюшкина избушка” поговорка “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”).

Таким образом, развитие словесного творчества - сложный и несамостоятельный процесс, который появляется в непосредственной связи с развитием психических процессов, требующий активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участие положительных эмоций.

В народе говорят: "Без воображения нет соображения".

Альберт Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно! Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.

Словесное творчество – эффективное средство развития творческой личности.

Словесное творчество дошкольников Изучение словесного творчества, творческой деятельности ребенка, поиск путей ее формирования является одним из приоритетных направлений современной педагогической науки в XXI веке.

творчество – это деятельность, в результате которой человек создаёт чтото новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. . выделено два основных показателя творчества: 1. оно должно представлять общественную ценность и 2. давать совершенно новую продукцию. По определению психологов,

Соответствует ли данным показателям детское творчество? Ответ на данный вопрос до сих пор вызываетспоры среди исследователей данной проблемы

Огромная роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребенка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности.

Словесное творчество дошкольников – это деятельность детей, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений – рассказов, сказок, стихов (О. С. Ушакова, А. Е. Шибицкая, М. В. Фадеева и др.).

В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства (Э. П. Короткова, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина и другие)

Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется фольклор, сказка (Л. М. Панкратова, В. А. Сухомлинский, А. Е. Шибицкая).

Существует 2 точки зрения на процесс детского творчества 1. творчество это результат внутренних самозарождающихся сил ребёнка и взрослому не следует вмешиваться в его творческий процесс, так как это приводит к отсутствию индивидуального выражения личности. Так ребёнок копирует взрослого.

2. Другие признают интуитивность и самобытность художественного творчества детей, но считают нужным разумное влияние педагога. Они признают необходимость создания соответствующих условий, усвоение детьми художественного опыта, обучение приёмам творческой работы.

На 1 этапе роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений. Учить образному видению окружающего, т. е. восприятию, имеющему эстетическую окраску. Важно, чтобы дети осознали, что некоторые явления могут быть изменены и преобразованы.

2 этап - собственно процесс детского творчества: возникновение замысла, поиск художественных средств. Роль педагога заключается в создании радостной атмосферы, полной интересных переживаний и обеспечении внутренней потребности самовыражения в творчестве. Особое внимание следует уделять освоению ребенком способов сенсорного обследования предметов. Помочь детям овладеть простейшими художественными средствами.

3 этап –это создание новой продукции. Ребёнок начинает интересоваться качеством продуктов своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие, стремясь придать им завершенность. Но переживания дошкольников будут еще полнее, если он убедится в том, что его работа интересна не только ему, но и окружающим. Поэтому столь важен анализ детской продукции, проводимый педагогом.

Словесное творчество дошкольников может проявляться в следующих формах: - словотворчество (в узком смысле); - сочинение стихотворений; - сочинение собственных рассказов и сказок; - творческие пересказы литературных текстов; - придумывание загадок и небылиц.

признаки творческого рассказывания: - увлеченность, захваченность деятельностью; - умение видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления и создавать на их основе новые образы и ситуации; - умение предоставлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями; - использование соответствующих языковых средств в целях создания образа; - самостоятельность в поисках образов и развитии сюжета; - вариативность, т. е. умение придумывать несколько вариантов сочинений на одну тему.

При обучении рассказыванию используются разные виды творческих сочинений: - придумывание продолжения и завершения рассказа, начало которого сообщает воспитатель; - придумывание рассказа (сказки) по плану воспитателя; - придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана); - придумывание рассказа (сказки) на самостоятельно выбранную тему; - придумывание рассказов (сказок) по литературному образцу.

Приемы обучения: - совместное составление с воспитателем рассказа; - вопросы воспитателя (их должно быть немного); - плана к рассказу; -повторение плана рассказа; -составление плана детьми; - анализ и оценка рассказов.

По определению психологов, творчество – это деятельность,

в результате которой человек создаёт что-то новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.

Крупнейший отечественный учёный и психолог Л.С. Выготский дал следующее определение понятию творческой деятельности: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся в самом человеке». Кроме того, он подчёркивал, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде,

а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, ранее не существовавший образ» .

Л.С. Выготский раскрыл механизм создания образов воображения: «Человек накапливает материал, из которого в последствии строится его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений» .

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что творчество характеризуется учёными двумя основными показателями: оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию.

Для того, чтобы определить соответствует ли данным показателям детское творчество необходимо обратиться к исследованиям психологов (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин) и педагогов (Н.А. Ветлугина, Е.А. Флерина, А.Е. Шибицкая). Они доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается его эмоциональной и интеллектуальной активностью,



и обеспечивает формирование способов единого творческого познания, реализуемого в различных деятельностях

В работах Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера подчеркивалась ведущая роль воспитания, обучения, определяющее значение педагогической деятельности в развитии художественно-творческих способностей. Превращение воображения в преднамеренное, целенаправленное - задача педагога, и при определенной работе с ним у дошкольника формируется воссоздающее воображение, результатом деятельности которого является создание образа в соответствии с описанием, чертежом, схемой, заданием. Образ же, создаваемый ребенком, есть всегда личностное образование, поэтому даже самый элементарный познавательный акт, приводящий

к созданию субъективного образа, начинается по инициативе субъекта, детерминируется его внутренними установками и эмоциями, т.е. отражает его внутренне состояние (Л.А. Венгер).

Тихеева Е.И. подчеркивает, что по своей при­роде детское творчество синтетично, часто носит импровизацион­ный характер и дает возможность достаточно полно судить об индивидуальных проявлениях и своевременно их выявлять .

В развитии детского художественного творчества Н.А. Ветлугина выделяет три этапа. На первом этапе роль педагога заключается

в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Если ребенку предстоит отразить жизненные впечатления

в сказке, рассказе, то его надо учить образному видению окружающего,

т. е. восприятию, имеющему эстетическую окраску. Образное видение должно быть целостным: ребенок должен рассматривать явление не изолированно,а в его многосторонних связях. Это воспитывает у него умение находить соотношение между различными предметами и явлениями. Наблюдения детей помогают развитию комбинаторных способностей. Важно, чтобы они осознали, что некоторые явления могут быть изменены

и преобразованы.

В развитии восприятия детей особую роль играет искусство.

Оно помогает ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, обогащает мир его душевных переживаний, способствует зарождению художественных образов. Данный этап предшествует самой творческой деятельности, однако развитие восприятия, накопление художественного и жизненного опыта тесно связаны с последующей художественно-творческой деятельностью детей.

Второй этап - собственно процесс детского творчества.

Он непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут

во времени. Творческий акт проходит «на одном дыхании». Ребенок дает быстрый разряд своим чувствам и, по мнению Л.С. Выготского, «творит

в один прием».

Роль педагога заключается, по мнению ряда авторов, в создании радостной атмосферы, полной интересных, иногда неожиданных переживаний, которая необходима для успешного осуществления ребенком творческой деятельности и обеспечении внутренней потребности самовыражения в творчестве. Важно обеспечить вариативность ситуаций,

в которых ребенку предстоит действовать, так как это активизирует его мыслительную деятельность. Для формирования творчества необходимо время от времени изменять условия, сочетать индивидуальные

и коллективные работы. Особое внимание следует уделять освоению ребенком способов сенсорного обследования предметов. Чем шире окажется ориентированность детей в самых разнообразных свойствах предметов

и явлений, тем жизненнее и образнее будет их творчество.

Чтобы ребенок непринужденно и свободно выражал себя в творчестве, он должен владеть простейшими художественными средствами. Задача педагога - помочь ему в этом.

Третий (завершающий) этап характеризуется созданием новой продукции. На этом этапе ребёнок начинает интересоваться качеством продуктов своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие, стремясь придать им завершенность. Но переживания дошкольников будут еще полнее, если он убедится в том, что его работа интересна не только ему, но и окружающим. Поэтому столь важен анализ детской продукции, проводимый педагогом.

М.В. Фадеева предлагает систему, которая поможет определить уровень творческих возможностей и методы развития творческих способностей детей. В качестве критериев этого уровня она называет такие моменты, как стремление к выбору своих собственных идей или тем;

к выражению их своими собственными средствами; к организации их собственными методами . На современном этапе идут поиски наиболее эффективных путей и способов развития творчества детей.

Итак, проведённый анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что художественное творчество не может осуществляться без участия взрослого, который помогает ребёнку творить

и принимает на себя функции критика и частично созидателя, т.е. функции, недоступные дошкольнику в силу его возрастных особенностей

(Н.А. Стародубова).

В развитии художественно-творческих способностей детей ведущую роль играет воспитание и обучение. Взрослый обучает ребёнка специальным умениям и навыкам, которые являются основой развития творчества.

Из-за отсутствия или плохого обучения наступает «спад творчества». Только при правильном педагогическом руководстве и обучении можно достичь высоких результатов.

Понятие «словесное творчество», по мнению Т.Н.Ушаковой можно применить к любому случаю креативности, связанной со словом.

В то же время оно относится к двум хотя и связанным, но все же принципиально разным областям: творчеству в речи и творчеству в языке. Речевое творчество приводит к созданию нового речевого продукта, т.е. нового текста, устного или письменного, любого объема, в любой его форме – прозаической, поэтической, кодифицированной, вольной, монологической, диалогической и т.п. В отличие от речевого, с языковым творчеством связаны процессы, которые ведут к преобразованию в самой языковой системе – как у отдельной личности, так и в общенациональном языке

Изучение проблемы развития словесного творчества детей в силу сложности и многогранности природы речевых явлений тесно соприкасается с положениями психологии, лингвистики, психолингвистики и педагогики.

Психологический аспект включает особенности восприятия литературного произведения (Л.М. Гурович, А.В. Запорожец,

Н.С. Карпинская, О.И. Никифорова, С.Л. Славина, О.И. Соловьева,

Е.А. Флерина, Н.А. Циванюк) и деятельности воображения детей

(Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн,

М.М. Рыбакова) как основы речевого творчества. Создание речевого произведения происходит в результате переработки наглядных образов - представлений, полученных в ходе восприятия, и перевода отобранных комбинаций на язык словесных знаков, адекватно отражающих содержание образов.

В рамках лингвистического подхода связное высказывание (текст) рассматривается как продукт речевой деятельности, обладающий собственной внутренней структурой и категориальными признаками

(СИ. Гиндин, И.Р. Гальперин, Т.М. Дридзе, Л.А. Киселева, Л.М. Лосева,

О.И. Москальская, Е.А. Реферовская, Г.Я. Солганик).

В педагогических исследованиях, посвященных проблеме формирования словесного творчества, доказывается, что творческая речевая деятельность успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте под влиянием и в результате специального обучения, важным условием которого становится выбор средства (Л.М. Ворошнина, Э.П. Короткова,

Н.А. Орланова, О.Н. Сомкова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина

и другие).

Словесное творчество - процесс, связанный с общим развитием ребенка. Существует прямая зависимость между развитием речи детей и их творчества. Само творчество немыслимо без овладения ребенком, богатством того языка, на котором говорит, думает. Разумеется, это овладение мы понимаем в соответствии особенностями дошкольного возраста.

В отечественной педагогике проблема словесного творчества дошкольников рассматривалось в работах Е.И. Тихеевой, Н.С.Карпинской, О.С.Ушаковой и др.

В частности, в исследовании О.С.Ушаковой , автор показывает, как развитие поэтического слуха влияет на развитие творческой словесной деятельности детей, помогая воспитать в детях чутье к родному слову, восприим­чивость к художественной литературе, по­нимание особенностей жанров. А, самое главное, поэтический слух помогает детям перенести в свои сочинения усвоенные сло­ва и выражения, помогает осознать связь содержания литературного произведения с его художественной формой, более тонко чувствовать красоту художественного слова.

  • 6. Древнеримский эпос (Вергилий «Энеида», Овидий «Метаморфозы»)
  • 7. Форумы Рима как репрезентативные феномены Древнеримской культуры.
  • 8. Литература Древней Месопотамии.
  • 9. Культура Древнего Рима. Периоды развития культуры и их общая характеристика.
  • 12. Древнеримская литература: общая характеристика
  • 13. Культура Древней Греции.
  • 14. Древнеримская лирическая поэзия.
  • 1. Поэзия цицероновского периода (81-43 гг. До н.Э.) (расцвет прозы).
  • 2. Период расцвета римской поэзии – время правления Августа (43 г до н.Э. 14 г. Н.Э.).
  • 16. Древнегреческая трагедия. Софокл и Эврепид.
  • 18. Традиции древнеиндийской литературы.
  • 22. Древнегреческий эпос: поэмы Гесиода.
  • 24. Древнегреческая проза.
  • 25. Степные цивилизации Европы. Характеристика культуры скифского мира Евразии (по коллекциям Эрмитажа).
  • 26. Древнееврейская литературная традиция (тексты Ветхого Завета).
  • 28. Древнегреческая комедия.
  • 29. Типы цивилизаций – земледельческий и номадический (кочевнический, степной). Основная типология цивилизаций.
  • 30. Литература и фольклор.
  • 31. Понятие «неолитическая революция». Основные черты культуры неолитических обществ мира. Понятие «цивилизация».
  • 32. Понятие словесного творчества.
  • 34. Древнегреческая трагедия. Творчество Эсхила.
  • 35. Хронология и периодизация традиционной культуры первобытного общества. Геокультурное пространство первобытности.
  • 38. Древнегреческий эпос: поэмы Гомера.
  • 40. Анализ произведения древнеиндийской литературы.
  • 32. Понятие словесного творчества.

    СЛОВЕ́СНОСТЬ Творчество, выражающееся в слове, как устном, так и письменном, словесное творчество. Теориясловесности.

    Художественное литературное творчество и словесный фольклор (книжн .). Изящная с . (устарелое названиехудожественной литературы).

    Литература и словесность .

    Строгого различения между этими двумя терминами делать не следует, ипочти всегда можно одинаково употреблять тот и другой. Если же все-таки доискиваться разницы в ихзначении, то первый будем относить к произведениям писанным, а другой - к устным. Правильнее говоритьо народной словесности, чем о народной литературе. Народ осуществляет именно устное творчество: отпоколения к поколению, из уст в уста переходят сказки, песни, былины, пословицы - все то, что можнообъединить под названием словесности. «Литература» происходит от латинского слова litera, котороеозначает буква , письмо , надписание ; уже отсюда явствует, что литература - словесное творчество, запечатленное, закрепленное в письме. Такое сочетание, как теория словесности , употребительнее, чемсочетание теория литературы ; значит, понятие словесности шире понятия литературы. А над ними обоимивозвышается понятие слова. Конечно, не всякое слово - словесность: чтобы стать ею, оно должно бытьхудожественным. Но, с другой стороны, и слово служебное, то, каким мы пользуемся и с другимиобмениваемся в нашем общежитии, слово полезное, практическое, - оно тоже имеет в себе элементхудожественности. Вот почему и нелегко провести границу там, где кончается слово и где начинаетсясловесность. Уже тот матерьял, из которого творит литература, сам литературен. В известном смысле, всякийговорящий - тем самым ужо словесник, литератор, потому что наши слова носят на себе отпечатоктворчества и представляют собою явления художественного порядка: они образны, картинны, звучны. Дар слова - дар словесности. И все-таки из бесконечного множества слов, не отзвучавших во времени, аоставивших след в памяти человечества, необходимо, разумеется, выделить такие, которые являют собоюсловесность, литературу, как искусство. Широко говоря, литературой называют совокупность всякихпроизведений человеческой мысли, закрепленных в слове - устном ли, письменном ли; но, обыкновенно, когда говорят литература или словесность , то перед этими существительными подразумеваютприлагательное художественная . И потому не всякий словесный памятник заслуживает изучения в курсеистории литературы: «Слово о полку Игореве», это - литература, «Поучение Владимира Мономаха» - нет. Правда, термин литература применяют не только к художественным произведениям: есть ведь и научнаялитература, и можно слышать такое выражение, как литература предмета , когда имеют в виду переченькниг или статей, посвященных тому или другому вопросу. Интересно отметить, что русское словословесность почти вытеснено иностранным словом литература : до такой степени вошло последнее всистему нашей речи, получило в ней право гражданства. Говорят: заниматься литературой ; сохранилось, впрочем, - учитель словесности и несколько подобных выражений. Что литература преобладает надсловесностью , это так понятно: ведь в наше время словесно творит не столько народ, сколько отдельнаяличность, - а личное, индивидуальное творчество спешит выразить себя в письме, в печати - влитературе .

    33.Культурные эпохи первобытности, основные характеристики культуры палеолита и мезолита. Эпоха первобытной культуры наиболее продолжительная в истории человечества, и согласно археологической периодизации (по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружия) включает в себя следующие основные этапы развития: каменный век (40 тыс. лет - 4 тыс. лет до н. э.) - палеолит, мезолит, неолит - характеризуется примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, наскальной живописью, рельефами и круглой пластикой Охота и собирательство, как образ жизни палеолита к 12-8 тыс. до н. э. сменяются разведением домашнего скота, оседлым образом жизни, появлением лука и стрел (мезолит). В период с 9-4 тыс. до н. э. в жизни первобытного общества утверждается скотоводство и земледелие, совершенствуется техника обработки камня; бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.) отделил ремесло от земледелия и привел к созданию первых классовых государств; железный век (1-ое тыс. до н. э.) ускорил неоднородное развитие мировой культуры. Особенности палеолита. Развитие не однородно, на что во многом повлияли климатические изменения. Одной из особенностей первобытности является низкая численность и плотность населения, потому что даже в богатом ресурсами ландшафте демографическая емкость ограничена. В эту эпоху была создана, развитая общинная система жизнеустройства, в которой исходной социальной молекулой была малая семья (5-6 чел.). Малые семьи объединялись, образуя стойбища, поселения, которые могли насчитывать 4-5 жилищ, располагавшихся на территории в 700- 1500 м2. Они имели один долговременный очаг. Рядом с жилищем располагались производственные площадки и хозяйственные ямы. Преисторические общества были социально однородными, а основной формой разделения труда было разделение деятельности мужчин и женщин. Хозяйственная стратегия палеолитического общества была нацелена в основном на охотничью деятельность и устойчивость пищевых цепочек. существовала избирательная охота и сезонность охотничьих циклов, о чем свидетельствуют многослойные долговременные стоянки (прекрасный образец тому Костенки на Дону) и множество сезонных поселений. Во Франко-Кантабрийской зоне и на Русской равнине охотились на мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей, диких лошадей, но доминировала облавная охота на мамонта. На Урале и Кавказе преобладала охота на пещерного медведя, в средней Азии и Алтае - на горного козла, в степной зоне европы (например, стоянка Амвросиевка под Донецком на Украине) - облавная охота на зубра, аналогичная палеоиндейской охоте на бизонов на юго-западе сША. Хозяйственная стратегия включала в себя также собирательство, ориентированное на местные виды растений. Для охоты использовались рогатины, копья и дротики, оснащенные твердыми кремниевыми наконечниками, а также разное дистанционное оружие - копьеметалки и гарпуны из твердых пород дерева и кости. Жилищем служили, как отмечалось, большие, светлые и теплые пещеры с мощными культурными напластованиями. . Широкое использование костей мамонтов в комплексе с деревом и камнем характерно для всей приледниковой зоны евразии. Верхнепалеолитические дома имели овальную или продолговатую форму; иногда это были полуземлянки, перекрытые каркасом из бивней, жердей, шкур; внутри находились очаги, обложенные каменными плитами, а вокруг располагались хозяйственные ямы для хранения орудий, запасов сырья, пищи и др. Практиковалось легкое переносное жилище - бивуаки. В это время существовали специализированные производства с разнообразным и эффективные орудием: большие и мелкие скребки, резцы, камни для мягчения и лощения шкур, костяные проколки, иглы с ушком, специальные «рабочие столики» для разминания шкур и ремней и др. В комплексе одежды были аналоги накидок или плащей. Что касается бытовой утвари, то это были плетеные изделия, деревянная, костяная и каменная посуда. Духовная культура палеолитического общества характеризуется определенным уровнем сложности. Наличие ранних форм религии (магии, тотемизма, анимизма) исследователи связывают с ритуалами погребения животных и людей, с изображениями сверхъестественных существ. Изображение «колдуна» из пещеры Труа Фрер, рисунок бизоначеловека из пещеры Шове во Франции, костяная фигурка человека-льва из Холенштейн Штадель в Германии. Искусство того времени было органической частью синкретического, нерасчлененного культурного комплекса, а не самостоятельной сферой. В строение мира искусства (морфологию) входили две основные категории памятников. Это красочное монументальное искусство, представленное живописью и гравюрами на стенах пещер, которое также называют петроглифами (рисунками на камне). Вторая категория - мобильное искусство, или искусство малых форм (портативное), представленное широким спектром резьбы по кости, гравировками и рисунками на гальках, орнаментированными плитками, украшениями и скульптурными произведениями. Главное место в искусстве занимали образы животных. Зверь, судя по всему, был для людей того времени не только пищей, но и предком, другом, врагом, жертвой и божеством. Образы людей палеолита были воплощены преимущественно в скульптурных произведениях и, реже, в гравировках на кости и роге. Пластика представляет собой в основном женские статуэтки, изготовлявшиеся в основном из бивней мамонта, в ряде случаев - из камня и обожженной глины (терракоты)2. Фигурки обнаженных пышных дам с подчеркиванием генетативных функций «сакральной» природы женщин называют «палеолитическими Венерами». Изображения мужчин являются крайне редкими. Широкое распространение в культуре каменного века получило орнаментально-геометрическое искусство. Оно встречается во всех ареалах верхнепалеолитической ойкумены, но более всего характерно для Русской равнины и сибири. Музыкальное и танцевальное искусство, речитация возникли, вероятно, не раньше и не позже изобразительного и архитектонического. существование пантомимы и хороводов подтверждается некоторыми наскальными рисунками евразии. В ряде палеолитических стоянок найдены музыкальные инструменты (флейты и ударные инструменты). Особенности культуры мезолита. В мезолитический период преистории произошло таяние и отступление ледника. Огромные площади Земли были поглощены водами мирового океана, исчезла мамонтовая фауна и другие виды крупных промысловых животных, потомки кроманьонцев потеряли свои традиционные места обитания и охоты. Они пережили одну из крупнейших экологических катастроф. Численность и плотность населения в это время возросла; произошла интенсификация присваивающего хозяйства; расширилось использование природных ресурсов, а методы их добывания обрели более разнообразные и изощренные черты. Новые охотничьи стратегии были нацелены на добычу горных, лесных и степных копытных животных (лось, олень, кабан, козел и др.), в связи с чем стало широко и эффективно использоваться дистанционное оружие - лук и стрелы с кремневыми наконечниками. На морских побережьях возникает специализированный морской промысел. Очень важным завоеванием в сфере хозяйственной культуры стала доместикация - одомашнивание диких животных (овцы, собаки и др.). Люди переселяются на открытые пространства, строят полуземлянки и приземистые жилища из местного сырья. появление необыкновенной динамики в многофигурных изображениях животных. Вместе с животными композиции теперь включают теперь людей - мужчин и женщин. В искусстве начинают доминировать мужские образы. Чаще всего - группа лучников, охотящихся за убегающим животным. Все изображения схематизируются, появляется деформация в изображении фигуры человека, исчезает конкретность «первобытного натурализма». Во всех регионах мира распространяется геометрический орнаментизм в изделиях из камня, кости, дерева, глины. В это менее длительное, чем в палеолите время человечество накопило силы для нового исторического броска в культурных достижениях, связанных с неолитической революцией.

    Исходным для понимания сущности словесного творчества является понятие «творчество». Творчество в широком смысле представляет собой важнейший социально-значимый вид человеческой духовно-практической деятельности, содержанием которой является целенаправленное изменение объективного мира. А.Л. Венгер отмечает, что детское творчество - это форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий мир, создает нечто новое для других и для себя .

    И. А. Киршин говорит о том, что словесное творчество - это сложный вид творческой деятельности ребенка, рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием восприятия произведений искусства и проявляющаяся в создании успешных сочетаний - рассказов, сказок, стихов. Словесное творчество понимается как двуединый процесс накопления впечатлений в процессе педагогической деятельности и творческой переработки их на язык словесных знаков .

    По мнению О. С. Ушаковой, словесное творчество - продуктивная деятельность, возникающая под влиянием произведения искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений .

    Л.И.Божович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Е.А.Медведева, Н.А.Селянина, Р.М.Чумичева, Д.Б.Эльконин, У.В.Ульенкова отмечают, что среди видов художественной творческой деятельности словесное творчество занимает особое место как жизненно важная, коммуникативная и социально-личностная функция, формирующаяся в процессе деятельности под влиянием среды, в том числе художественной.

    По мнению исследователей Л.М.Гурович, Н.И.Лепской, О.Н.Сомковой, Е.И.Тихеевой - словесное творчество дошкольников может проявляться в следующих формах: словотворчестве, сочинении стихотворений, собственных рассказов, сказок, творческих пересказах, придумывании загадок и небылиц .

    В основе словесного творчества, отмечает О. С.Ушакова, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха. Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов - новообразований) .

    Остановимся на психолого-педагогических основах словесного творчества детей дошкольного возраста. Становление творческой деятельности детей традиционно рассматривается психологами в связи с развитием воображения. Согласно общепринятой в отечественной науке идее Л. С. Выготского, воображение начинает развиваться в игре, а затем продолжает свое развитие в других видах деятельности: в конструктивной, изобразительной, музыкальной, литературно-художественной .

    Способствует проявлению творчества и образность мышления дошкольника. Она обеспечивает свежесть, нешаблонность детского восприятия мира, способствует развитию воображения и фантазии. А. В. Запорожец многократно в своих работах подчеркивал, что образный характер детского мышления надо рассматривать как достоинство и развивать его именно в дошкольном возрасте, так как оно лежит в основе творческой деятельности художников, писателей, конструкторов и т.п.

    Восприятие художественных произведений и словесное творчество связываются воедино посредством поэтического слуха. Так, О. С. Ушакова считает, что в основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. При этом поэтический слух следует понимать более широко, как относящийся к восприятию любых произведений, не только поэтического жанра. «Поэтический слух - это способность чувствовать выразительные средства художественной речи, различать жанры, понимать их особенности, а также умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения» .

    Итак, для активного и успешного участия ребенка в словесном творчестве необходима психологическая платформа в виде развитых воображения, мышления, восприятия.