Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеальный дом  /  Художественный промысел палех. Палехская роспись: искусство всегда найдет способ. Советские открытки. Палех

Художественный промысел палех. Палехская роспись: искусство всегда найдет способ. Советские открытки. Палех

Палехская миниатюра - вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 в поселке Палех Ивановской области на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.

История

Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII - начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

После революции 1917 года иконописный промысел в Палехе прекратил своё существование. 5 декабря 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. Её учредителями стали И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В. Маркичев, И.И. Зубков, А.И. Зубков. В результате долгих творческих поисков бывшие иконописцы явили миру расцвеченные радугой красок и золотым узорочьем виртуозные композиции на шкатулках из папье-маше. Палешане не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением творёного золота. В образном решении новых произведений они по-прежнему использовали средневековые приёмы стилизации, условность форм. Самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». В этих произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало. Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту первым работам палешан.

Одним из самых ярких и талантливых художников Палеха был Иван Иванович Голиков. Его называли мастером коня, битвы и тройки. Сказочные кони с хрупкими ногами в миниатюрах Голикова расцвечены всеми цветами радуги, а «битвы» и «охоты» – проявление неукротимой фантазии палехского художника. Голиковские «тройки» динамичны, порывисты, но иногда величавы и торжественны. К этому мотиву И.И.Голиков обращался многократно, рисуя зимние и летние тройки на самых разных предметах: брошах, пудреницах, портсигарах, подносах.

И.М. Баканов считался в Палехе лучшим знатоком иконописных традиций. Он безупречно владел оригинальной техникой наложения красочных слоёв. Благодаря просвечиванию нижних слоёв краски сквозь тонкие, прозрачные верхние слои, создаётся эффект внутреннего свечения живописи, эффект перелива одного тона в другой. Баканов создал много замечательных работ, ставших классикой палехского искусства. Он обращался к песенным темам («Степан Разин», «По улице мостовой»), воспевал образ родного Палеха. Лучшие его работы написаны на темы пушкинских произведений - «Сказка о Золотом петушке», «С порога хижины моей», «Бахчисарайский фонтан».

Иван Иванович Зубков был тонким ценителем родной сельской природы. В его миниатюрах нет развитого действия, художник как бы созерцает природу. Фигуры имеют плавные, несколько замедленные ритмы движения, что даёт ощущение тишины и покоя. Художественное мышление И.И. Зубкова было живописно-пластическим, а не орнаментально- декоративным. Художник строит красочную гамму на тонких тональных отношениях, на нежных переходах одного цвета в другой. Таковы его миниатюры «Парочка», «У речки», «Пейзаж».

Ранние романтические произведения А.М. Горького, построенные на песенном ритме, близки и созвучны стилистике палехской миниатюры. Иллюстрируя их, палешане практически не знали неудач. В числе лучших работ – шкатулка И.П. Вакурова «Буревестник». Красный силуэт рабочего с молотом словно вырастает из каменной глыбы. «Мне хотелось, чтоб этот человек был похож на рабочего и на писателя, и на строителя, и чтоб он мог мудро управлять государством» - так объяснял свой замысел И.П. Вакуров в книге Е. Вихрева «Палешане». В этой миниатюре, как и в других драматических композициях Вакурова большое значение имеет чёрный фон. Художник оставляет большие плоскости фона незаписанными, связывая их с напряжённо звучащими цветовыми пятнами.

Одним из самых оригинальных палехских художников является Аристарх Александрович Дыдыкин. В своих композициях он умело сочетал древние иконописные мотивы и новые приёмы, освоенные в процессе работы над миниатюрой. Для произведений этого мастера характерна особая трактовка пейзажа, обильное наложение золота в орнаменте и пробелах. Лучшие миниатюры А.А. Дыдыкина: «Уж ты, Ваня, разудала голова», «Демьянова уха», «Раскрепощение женщины», «Волга русская река» - находятся в коллекции ГМПИ. Миниатюра «Уж ты, Ваня, разудала голова» написана на тему старинной русской песни. В центре композиции плачущая девушка, провожающая в город своего жениха. Её поникшей от горя фигуре вторят склонившие свои кроны деревья и мягко очерченные горки, передающие плавность, напевность русской мелодии.

В искусстве палехской лаковой миниатюры как самостоятельный жанр развивается портрет. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники: Правдин Н.А., Паликин И.Ф, Серебряков И.Г. Портретные изображения создаются на различных предметах из папье-маше: пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах. Палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

В середине XX столетия в искусстве Палеха усилились реалистические тенденции, выраженные стремлением многих художников к внешнему правдоподобию в раскрытии сюжета и отдельных образов. Для многих композиций тех лет характерна парадность, излишняя монументальность и украшательство.

Следующие поколения миниатюристов стремились к возрождению традиций, созданных основоположниками палехской миниатюры. Искусство лаковой миниатюры не исчерпало себя, у него огромный потенциал.

Палехские художники проявляют своё дарование во многих видах изобразительного искусства: монументальной живописи, книжной графике, театральной декорации.

В настоящее время в Палехе живёт и работает более 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища им. А.М. Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.

Портсигар "Битва", 1930 г.
Голиков Иван Иванович 1886 г. - 1937 г.
Дерево, темпера, золото, серебро, лак. 16,2 х 24,7 х 3,2



Шкатулка "Сказка о золотом петушке", 1934 г.

Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 x 26,9 x 4,5



Тарелка "И за борт ее бросает...", 1929 г.
Баканов Иван Михайлович 1870 г. - 1936 г.
Фарфор, керамические краски. 22,7 х 35



Шкатулка "Журавль и цапля" Шкатулка, 1941 г.
Баженов Павел Дмитриевич 1904 г. - 1941 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9 х 17 х 4,5



Тарелка "Расцветай, земля колхозная", 1955 г.
Ковалев Алексей Викторович 1915 г. - 2000 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 32. h - 2,5



Крышка ларца "Слово о полку Игореве", 1956 г.
Котухина Анна Александровна 1915 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 11,5 х 19



Пластина "Палех"
Чикурин Александр Васильевич 1875 г. – 1965 г.
Папье-маше. темпера, золото.



Шкатулка "Чичиков у Коробочки", 1936 г.
Салабанов Василий Михайлович 1902 г. - 1941 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,6 х 26,7 х 4,4



Шкатулка "Чапаев", 1955 г.
Зайцев Александр Васильевич 1918 г. - 2001 г.
Папье-маше, темпера, золото, алюминий, лак. 6,2 х 8 х 4



Ларец "Сказка об Иване-царевиче и сером волке", 1984 г.
Булдаков Валерий Васильевич 1951 г.р.



Ларец "Свадьба", Ларец 1994 г.
Лопатина Нина Павловна 1948 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 14,5 х 9,5



Тарелка "Песня", 1979 г.
Ходов Валентин Михайлович 1942 г. - 1988 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 26, h - 2,5



Шкатулка "Фауст", 1957 г.
Голиков Н.И.
Папье-маше, темпера, золото, лак.



Тарелка "Всадник на белом коне", 1984 г.
Ермолаев Борис Михайлович 1934 г. - 2001 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. D - 23,5, h - 2,5



Шкатулка "Русский лен", 1974 г.
Кукулиева Калерия Васильевна 1937 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 19,7 х 26 х 8



Шкатулка "Настя" 1993 г. - 1994 г.
Шаницына Екатерина Федоровна 1947 г. р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 9,5 х 12 х 3



Шкатулка "Купец Калашников", 1972 г.
Морокин Вячеслав Федорович 1945 г. р.



Шкатулка "Зима" 1993 г.
Иванова А.Н.



Шкатулка "Бой Челубея с Пересветом", 1945 г.
Чалунин Павел Федорович 1918 г. - 1980 г.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 18 х 23 х 7



Шкатулка "Сказка о золотом петушке", 1992 г.
Кочетов Геннадий Николаевич 1941 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 20 х 26,5 х 5,5



Портсигар "Гвидон", 1999 г.
Любимов Глеб Васильевич 1945 г.р.
Папье-маше, темпера, золото, лак. 12,5 х 10 х 2,5

Одним из красивейших видов народно-прикладного творчества является русская лаковая миниатюра, современные центры которой расположены в Палехе, Федоскино, Мстёре и Холуе.

Древнейший центр этого искусства - поселок Палех Ивановской области, художники из которого на протяжении веков не только писали иконы, но также расписывали стены в православных храмах и реставрировали старинные церкви и соборы. Палехская миниатюра, возникшая в результате социальных и культурных изменений, произошедших в России после Октябрьской революции 1917 года, сумела сохранить вековые традиции иконописи и перенести их на новые формы и наполнить иным, востребованным обществом содержанием.

История русских лаков

В России лаковая живопись существует уже более двух столетий. Ее началом принято считать конец XVIII века, когда московский купец Коробов основал фабрику по производству лакированных козырьков, предназначенных для русских армейских головных уборов. Лаковая миниатюра появилась несколько позднее, когда при российском императорском дворе в моду вошел обычай нюхать табак. Коробов сумел довольно быстро организовать изготовление миниатюрных лаковых шкатулок - табакерок. Со временем подобные вещицы стали использоваться для украшения помещений. Соответственно, требования к их художественному оформлению стали выше. В дальнейшем произведения русских мастеров стали заметно отличаться от западных образцов как по технике исполнения, так и по сюжетам, имевшим ярко выраженный Так, в русской лаковой миниатюре появились герои и сцены из народных былин и сказаний классической и древнерусской литературы, показывавшие русские традиции и быт, воспроизводившие красоту окружающей природы.

Центры русской лаковой миниатюры

В современной России есть четыре центра, где активно развивают сохраненные старинные традиции русского искусства миниатюрной лаковой живописи: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра. До революции 1917 года все селения, кроме Федоскино, были известны в России как крупные центры иконописного промысла, в которых не только создавались иконы, но и готовились мастера по реставрации и стеновой Каждый из этих центров создавал иконы в единых православных традициях, но при этом имел и собственные характерные отличия. Мастера из Холуя, насколько это было возможно в иконописи, были близки к русскому традиционному реализму, жители Мстера следовали традициям старообрядческих общин разных российских регионов, а палехские художники выполняли наиболее каноничные православные иконы.

Как началось иконописание в Палехе

В XVI веке палехские жители под влиянием возникших раньше центров иконописи в Шуе и Холуе стали пробовать свои силы в написании икон. Попыток было немного, и особо удачными их не назовешь.

В середине XVII века слава о палехских иконописцах дошла до Москвы, и мастеров стали приглашать для исполнения работ при царском дворе. Если в XVII веке во иконы писали практически в каждом крупном селе, то в XVIII столетии остались три основных центра иконописи: Холуй, Мстёра и Палех. Палешане, в отличие от жителей более промышленно развитых Мстеры и Холуя, вплоть до начала XIX века совмещали ведение традиционного сельского хозяйства с написанием икон в свободное от работ в поле время. Тщательно вырисованные с соблюдением традиций иконы создавались медленно и были дороги.

Начало XIX века считается временем расцвета палехского иконописного промысла. Созданные в Палехе иконы продавались не только в столице и крупных российских городах, но и за границей.

К середине XIX века в Палехе организуются первые мастерские, принадлежавшие Сафонову, Корину, Наныкину и Удалову. К началу XX века производство икон стало массовым, более дешевым и менее качественным. Появление дешевых образов, распечатанных типографским способом, привело к упадку иконописи и ликвидации ряда известных мастерских. В начале двадцатого века в Холуе, Палехе и Мстёре для сохранения традиций Комитетом попечительства русской иконописи были созданы учебные мастерские, просуществовавшие вплоть до 1917 года.

После Октябрьской революции, вплоть до 1923 года, большинство мастеров в Палехе остались без работы. Кто-то уехал в поисках заработка в город, некоторые пытались делать игрушки, посуду или плести лапти. До 1923 года было предпринято несколько попыток приспособить бывших иконописцев к росписи ларцов, детских игрушек и Однако дело не пошло, так как необходимость выпуска больших объемов по низким расценкам, да и сам характер изделий привели к выпуску продукции низкого качества.

Датой, когда была создана палехская лаковая миниатюра, в том виде, в каком мы ее знаем, следует считать конец 1922-го, начало 1923 года. Именно тогда театральный художник Иван Иванович Голиков на черных заготовках из папье-маше создал композицию «Адам в раю». Эта работа заинтересовала руководство Кустарного музея (сегодня - Музей народного искусства), которое стало снабжать художника заготовками и оплачивало его работу. В дальнейшем к процессу подключились И. В. Маркичев, А. В. Котухин и И. П. Вакуров. Созданные этими мастерами работы были представлены в 1923 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве и были удостоены диплома 1-й степени. В 1924 году работы художников были представлены на выставке в Венеции, а в 1925-м - в Париже, где произвели настоящий фурор и пользовались большим успехом. Все это привело к тому, что 5 декабря 1924 года в Палехе В. В. и А. В. Котухиными, А. И. и И. И.Зубковыми, И. В. Маркичевым, И. М. Бакановым и И. И. Голиковым была создана Артель древней живописи.

Новорожденная палехская миниатюра столкнулась с рядом проблем: прежде всего необходим был новый материал - папье-маше, технология которого не была известна художникам-палешанам, кроме того, необходимо было перейти от росписи плоского полотна иконы к оформлению вещей и предметов, обладающих объемом и формой.

А ассортимент и формы расписываемых палехскими мастерами предметов был довольно велик: броши, бисерницы, лари, шкатулки, портсигары и табакерки, очечники и пудреницы и многое другое. Палехская миниатюра того времени обладает сильно выраженным орнаментальным началом, но в ней отсутствуют яркие образы и развивающаяся сюжетная линия. Наиболее удачными и популярными композициями того времени были битвы, пастушки, охота, гулянки и тройки.

Смело можно утверждать, что именно в 20-х годах ХХ века лаковая миниатюра в Палехе сформировалась под влиянием как древнерусской иконописной традиции, так и всего мирового художественного искусства.

Послевоенные годы

В первые мирные десятилетия многие мастера палехской миниатюры в своих произведениях изображают различные батальные сцены, как недавно окончившейся Второй мировой войны, так и других великих сражений, прославивших русскую армию. В пятидесятые годы, по мнению многих искусствоведов, лаковая миниатюра в Палехе переживает явный кризис, который был обусловлен склонностью многих художников к чрезмерной реалистичности, вытеснившей из работ романтичность и возвышенную изысканность, характерные для произведений прежних лет. Палехская миниатюра, фото которой представлено ниже, наглядно показывает влияние советской идеологии того времени на художников.

Излишняя реалистичность, монументальность и пафос характеризуют большую часть работ, созданных в эти годы, хотя и оставались некоторые мастера, сохранившие романтизм и традиции старой школы.

Шестидесятые годы характеризуются тем, что монументальность и избыточная натуралистичность уходят, а возвышенность и романтическая дымка возвращаются в Палех, лаковая миниатюра вновь становится поэтичной и иносказательной. В этот период художники-палешане обращаются не только к фольклорным источникам, но и к произведениям классической литературы, а также и к современным песням. В то же время социально значимые события, такие как, например, полет человека в космос, также находят свое отображение в работах мастеров.

Семидесятые-восьмидесятые годы XX века стали временем расцвета палехской росписи. Художники Палеха приглашаются для разработки декораций различных концертных программ, декоративного оформления детских и культурных учреждений.

Современность

Пережив сложные 90-е годы, палешане не оставили свой традиционный промысел. Палехское художественное училище ежегодно выпускает молодых мастеров, бережно сохраняющих традиции и особенности, которыми так интересна палехская миниатюра. Сегодня существует несколько артелей и семейных предприятий, изготавливающих в Палехе традиционные лаковые изделия.

Отличительные черты

Палехская роспись, как и любое другое народное искусство, сформировавшееся в той или иной местности, имеет свои отличительные черты и традиции. Как уже говорилось, иконописный промысел на протяжении веков прославлял Палех. Лаковая миниатюра переняла от иконописи множество черт, таких как, например, построение композиции и тщательная проработка каждой детали. Можно говорить о том, что палехская миниатюра выросла на вековых традициях иконописной живописи.

От других народных школ лаковой росписи палехский стиль отличается следующими особенностями:

  • прорисовывание цельных композиций и сюжетов;
  • миниатюрность росписи;
  • узорчатость и орнаментальное богатство рисунка;
  • тщательная детализация каждого элемента;
  • удлиненность и хрупкость человеческих фигур;
  • тонкость прорисовки частей тела людей;
  • разнообразные цветовые переходы;
  • использование темных фонов;
  • использование яичной темперы;
  • роспись золотом.

Но для того чтобы художник смог приступить к созданию миниатюры, необходимо прежде всего создать из папье-маше изделие, которое и будет расписываться.

Как делают папье-маше?

Изготавливают его из картона, который предварительно нарезают на полосы, смазывают клейстером, сваренным из пшеничной муки, и накладывают на деревянную форму (болванку) внахлест. После того как получилась нужная толщина, болванку вместе с картоном фиксируют в специальном прессе. Под воздействием давления они превращаются в трубки различной формы и размера. Спрессованные таким образом склейки просушиваются при комнатной температуре около двух недель. Затем высушенные заготовки опускают на сутки в теплое льняное масло для пропитки, после чего их сушат четыре дня в специальной печи, температура в которой поддерживается на уровне 120 0 С. На следующем этапе заготовку грунтуют и шлифуют. После шлифовки на ее внешнюю поверхность накладывают несколько слоев черного лака, а на внутреннюю - масляного лака с киноварью. В завершении процесса вся поверхность лакируется несколькими слоями светлого лака. После нанесения каждого слоя заготовку высушивают при определенной температуре в печи. Только после всех этих манипуляций художник сможет начать роспись.

Техники и приемы

Как уже отмечалось, одной из отличительных черт, которыми обладает лаковая миниатюра палехской росписи, является письмо яичными темперными красками.

Для того чтобы краски не скатывались с гладкой лаковой поверхности, ее специально обрабатывают пемзой. Контур будущего рисунка наносится на изделие острым карандашом, и делается подмалевок. Именно по нему и будет мастер наносить множество прозрачных и тонких слоев росписи. Всего основных этапов создания изображения пять:

1. Роскрышь - наметка основных силуэтов и контуров.

2. Прописка - уточнение контуров и оттенков цвета.

3. Плави - нанесение жидкой лессировочной краски жирными мазками.

4. Бликовка - насечка, выполняемая твореным золотом.

5. Обрамление росписи золотым узором.

После этого выполненный золотом орнамент полируют агатом в виде конуса или волчьим зубом, а затем все изделие покрывают 6-7 слоями лака. После нанесения каждого из них работа просушивается, полируется на особом полировальном круге, а затем проходит финишную обработку ручной полировкой. Лаковая поверхность, отполированная до зеркального блеска, дает изображению дополнительную глубину и заставляет краски «звучать» более насыщенно и мягко.

Многие знают Палех прежде всего как центр лаковой миниатюры. Но лаковой миниатюрой в Палехе стали заниматься только после революции 17-го года, когда стало невозможно заниматься иконописью, которой издревле был знаменит город. Хорошо политикам, которые мгновенно перестраиваются со сменой политического строя, а художникам приходится мучительно искать новые направления в своей творческой деятельности. И так было не один раз в 20-ом веке. Когда иконопись в начале века стала неактуальна, лучшие художники Палеха создали феномен палехской лаковой миниатюры, ставшей знаменитой на весь мир. В 90-е годы опять потребовалась перестройка творческой работы палехских художников, когда был до основания разрушен коллективистский артельный уклад, созданный за годы советской власти. Но палехские художники опять с честью вышли из создавшегося положения и смогли сохранить накопленный многовековой опыт как в иконописи, так и в создании лаковой миниатюры. К счастью, связь поколений не прервалась.

Посетили Палех в ходе ставшей уже традиционной летней поездки по городам Золотого кольца. Если в прошлом году главным городом поездки был Плёс , то в этом году таким городом стал Палех. Город произвел неизгладимое впечатление. Многие отмечают своеобразие атмосферы Палеха и необычную ауру этого места — удивительного города художников. В городе протекает река с красивым названием — Палешка. А жители Палеха называют себя палешанами. Палех — родина Жар-птицы, на гербе и флаге города красуется Жар-птица, исполненная в традиционном для палехской лаковой миниатюры стиле — золотом по черному фону.

1

Герб Палеха


Флаг Палеха

3


1


Въезд в город

История Палеха

История Палеха уходит в глубокую древность. Существует несколько версий происхождения топонима Палех. В этих местах в непроходимых лесах и на болотных топях в древние времена жили угро-финские племена, которые позже слились с племенами южных славян. Палех на угро-финском означает возвышенное место. Возможно, название произошло от слов «пал, палить», т. е. выжигать лес для поселения и распашки полей. Из письменных источников известно, что уже в 12-13 веке Палех был крупным селом. Предполагается, что иконописцы пришли в Палех и окрестные деревни после взятия Владимира татарами в 1238 году, т. е. без татар и здесь не обошлось. Часть населения Владимиро-Суздальской земли, в том числе иконописцы-монахи, бежали от татар в дремучие, непроходимые леса, где обосновались и сохранили искусство иконописи. Иконописание было родовым делом и существовали целые семейные династии, где мальчики становились сначала иконописцами по рождению, а уже затем — по призванию. В 18-ом веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, яркими темперными красками с применением золота на одеждах святых. Палешане были известны и как мастера монументальных росписей, они участвовали в росписи и реставрации многих церквей и соборов по всей России. Например, мастерами мастерской братьев Белоусовых была расписана Грановитая палата Московского Кремля. Перечень культовых объектов, к росписи и реставрации которых приложили руку палехские мастера-иконописцы, впечатляет: это Дмитровский и Успенский соборы Владимира, Благовещенский собор Московского Кремля, Успенский собор Свияжского монастыря, Софийский собор в Новгороде, Новодевичий монастырь в Москве, Ипатьевский монастырь в Костроме и многие другие.

Известный русский историк Георгий Дмитриевич Филимонов, один из основателей первого в Москве Публичного музея и заведующий архивом Оружейной палаты, побывавший в 1863 году в Палехе, так отозвался о палехских художниках: «…В деле иконописи ни одна местность не может сравниться в настоящее время с Палехом, потому что иконопись здесь не одно средство, а цель». И еще цитата: «Вместо жалких крестьян-ремесленников я, совершенно неожиданно, встретился с народом развитым, исполненным светлых убеждений и знающих свою историю…». С легкой руки Г. Д. Филимонова с тех пор к Палеху пристало название «село-академия».

В те времена известность Палеха вышла далеко за пределы России. Из переписки историка Н. М. Карамзина известно, что немецкий поэт Гёте на склоне лет мечтал приехать в Палех и увидеть, как среди русских просторов художники, больше похожие на крестьян, пишут по дереву иконы, которым позавидовали бы византийские мастера. Владимирский губернатор А. Н. Супонев даже послал в подарок Гёте в Веймар две иконы работы палехских иконописцев братьев Каурцевых.

Возникшая в глубокой провинции, в крестьянской среде, иконопись Палеха стала значительным явлением русской художественной культуры. Но всё иконописное творчество с приходом к власти большевиков закономерным образом прекратилось. Многие семьи остались без средств к существованию, многие мастера навсегда расстались с художественным ремеслом. Однако немало среди палешан оказалось тех, кто не мыслил себя вне художественной профессии. И случилось новое художественное явление, вновь прославившее небольшое поселение в Ивановской области на весь мир. Палехская миниатюра, возникшая в результате социальных и культурных изменений, произошедших в России после революции 17-го года, сумела сохранить вековые традиции иконописи как высокого искусства, перенести их на новые формы и наполнить иным, востребованным обществом содержанием.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков, который в московской мастерской Александра Глазунова написал первую работу в так называемом палехском стиле. Эта работа называлась «Адам в раю». Мастера освоили роспись на новом материале папье-маше, из которого изготавливали шкатулки, пудреницы, украшения, и перенесли на них традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени. В 1924 году семеро палехских художников, в прошлом состоявшихся мастеров иконописи, во главе с Иваном Голиковым объединились в «Артель древней живописи». Уже в 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили там золотую медаль. В 1932 году после знаменитой московской выставки «Искусство Палеха», вызвавшей необычайный интерес публики, возник Союз художников Палеха. В 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР, которые благополучно закрылись в 90-е годы.

Что посмотреть в Палехе

Государственный музей палехского искусства. Сайт музея весьма информативный и на нем есть интересная видеоэкскурсия по Палеху. Музей организован в 1934 году. В организации музея активное участие принимал Максим Горький, правда, он никогда не был в Палехе. Музей палехского искусства является значительным музейным комплексом, включающим множество подразделений. Последним открылся экспозиционно-выставочный центр, в котором сегодня располагается музей икон. В экспозиции музея есть множество подлинных древних палехских икон.

1


Экпозиционно-выставочный центр, в котором расположен музей икон


Икона «Акафист Спасителю» 1770-е гг. Считается эталоном палехского стиля иконописания. Одна из самых ценных икон музея Палеха.

Раздел палехской лаковой миниатюры размещается в отдельном двухэтажном здании напротив через улицу Баканова. Экспозиция музея лаковой миниатюры начинается с витрин, рассказывающих о художественных материалах, применяемых в Палехе, технологии изготовления изделий из папье-маше, методах палехской живописи. Следующий зал рассказывает о творчестве основоположников искусства палехской лаковой миниатюры Н. И. Голикова, А. В. Котухина, И. В. Маркичева и других мастеров, включая современных. По экспозиции можно проследить всю историю палехской лаковой миниатюры. В музее лучше взять экскурсию, тогда искусство Палеха точно не пройдет мимо Вашего сознания. Для нас экскурсию проводила представительница одной из известнейших династий художников Палеха — Кориных. Сама по профессии художница, как большинство её родственников и предков, муж скульптор.

1

Лаковые миниатюры хранятся в витринах под стеклом и их сложно сфотографировать

3


2


2


2

3


Классические образцы палехской лаковой миниатюры

2


1


Идеологически выдержанные работы

2

Работа, посвященная Гагарину. Говорят, что эту работу палехским мастерам заказал лично Юрий Гагарин и планировал подарить Хрущеву.

Крестовоздвиженский храм. Возведён в 1762−1774 годах в строгих формах древнерусского зодчества 17-го века мастером Егором Дубовым на высоком холме и господствует над Палехом. Храм был построен на средства прихожан. Роспись стен была закончена к 1807 году. Храм состоит из четырёх пределов и высокой колокольни. Внутренние помещения храма покрыты фресковой живописью, выполненной палехскими мастерами под руководством братьев Сапожниковых, владельцев иконописной мастерской в Москве. В многочисленных композициях представлена библейская история. Все картины выполнены в холодных голубых тонах безоблачного неба. К сожалению, внутри храма фотографировать не разрешают. Голубой цвет куполов Крестовоздвиженского храма является его отличительной особенностью, редко встретишь такой нежный небесный цвет оформления куполов. Все члены нашей небольшой компании единодушно отметили архитектурную оригинальность и исключительную красоту цветового оформления храма и связали её с хорошим художественным вкусом палехских жителей. Крестовоздвиженский храм не был разрушен в эпоху гонения на церковь и в этом тоже заслуга палешан. Они проявили некоторую хитрость, когда обратились в Наркомпрос РСФСР о включении храма в экспозицию музея. Весной 1936 года имущество Крестовоздвиженского храма, в том числе и древние иконы, было передано Государственному музею Палехского искусства, что собственно и спасло храм и всё его содержимое.

8


Крестовоздвиженский храм

4

Колокольня Крестовоздвиженского храма

4


Фрагмент наружной стены Крестовоздвиженского храма с авторской надписью: «Сей храм Воздвижения Честного Креста Господня мастер Егор Дубов».

8


Вечерная панорама Палеха с колокольней Крествоздвиженского храма

Дом-музей Ивана Ивановича Голикова. Первый мемориальный музей в Палехе, связанный с творческим наследием палешан. И. И. Голиков считается основоположником палехской лаковой миниатюры и одним из самых талантливых и ярких художников Палеха. Дом-музей был открыт в 1968 году и находится во дворе музея палехских икон. Экспозиция музея состоит из мемориальной комнаты, где представлены личные вещи художника, а также исторической части, рассказывающей о создания Артели древней живописи в Палехе. Представлены уникальные старинные фотографии Палеха. Один из стендов музея представляет процесс создания палехской шкатулки с раритетными личными инструментами Голикова. Среди экспонатов музея есть редчайшая выпущенная в 1934 году книга «Слово о полку Игореве» с иллюстрациями Голикова. Примечательно, что художник не только создал иллюстрации к книге, но и от руки написал весь текст.

5


Дом-музей Голикова

3


Бюст И. И. Голикова перед домом-музеем

1

Рабочее место И. И. Голикова. Колба — это аналог лампы дневного света, под которой работали палехские мастера. В неё заливали слабый раствор медного купороса и после отражения свечения керосиновой лампы, свет принимал нужный спектр.

1


Стенд демонстрирует последовательность создания знаменитой палехской шкатулки. На стенде есть личные инструменты И. И. Голикова.

Дом-музей Корина. В 1974 году в Палехе открылся Дом-музей Павла Дмитриевича Корина, народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий. П. Д. Корин бережно сохранил этот старинный дом, построенный в конце 19-го века его бабушкой, обстановку и вещи, которыми пользовались его предки и завещал все это родному городу вместе с уникальной коллекцией икон, иконописной графики и западноевропейскими гравюрами. В музее есть и работы многих членов династии художников Кориных — отца, братьев и самого П. Д. Корина: «Ветка рябины», «Палех строится», «Пейзаж с соснами» и др.

4


Дом-музей Корина

Музей-мастерская Н. В. Дыдыкина. В 1978 года в Палехе открылся музей-мастерская скульптора Николая Васильевича Дыдыкина — заслуженного деятеля искусств РСФСР. По аналогии с Домом Корина, этот дом хранит память о старинном палехском роде Дыдыкиных, представители которого дорожили и гордились своим ремеслом. В этой крошечной мастерской были созданы скульптурные портреты старейших художников лаковой миниатюры: И. И. Голикова и Н. М. Зиновьева, несколько скульптурных и живописных работ Андрея Рублева, портреты А.Блока, Д.Байрона, С.Рахманинова и др. Мастерская и более ста работ Н. В. Дыдыкина были завещаны им Государственному музею палехского искусства.

Церковь Ильи Пророка или Ильинская церковь. Является памятником архитектуры 17-го века. Церковь расположена на территории старинного погоста, где сохранились могилы известных художников Палеха: четы Софоновых, четы Кориных, И. И. Голикова, И. М. Баканова и др. Роспись храма была произведена местными палехскими мастерами мастерской Софонова.

1


Ильинская церковь

Улицы старого Палеха являются своеобразным музеем, где каждый дом напоминает о иконописцах и мастерах палехской миниатюры, которые в них жили и творили, здесь рождались их дети и внуки — следующее поколение художников.

На центральной улице висит яркий плакат в палехском стиле, на котором изображены основные достопримечательности.

3


Достопримечательности Палеха, всё в шаговой доступности:

1-Гостиница «Ковчег» 2-Салон «Русские лаки» 3-Музей лаковой миниатюры 4-Музей иконы 5-Дом-музей И. И. Голикова 6-Бюст И. И. Голикова 7-Дом Культуры Палеха 8-Фонтан «Колос» 9-Крестовоздвиженская церковь 10-Информационно-краеведческий центр 11-Конюшни 12-Храм Ильи Пророка (Ильинская церковь) 13-Часовня А.Невского 14-Памятник воинам-палешанам 15-Дом-музей П. Д. Корина 16-Музей-мастерская Н. В. Дыдыкина 17-Столовая «Палех» 18-Палехское художественное училище 19-Художественная мастерская «Палехский стиль»

1


Вот такая центральная улица Палеха

4


Река Палешка расположена совсем близко от центра поселка

7


Заводь на реке Палешка

6


А это центральный дом Культуры

1


Практически единственная местная гостиница под названием «Ковчег» на 7 номеров

1


Одна из главных достопримечательностей — каменный дом иконописца Николая Михайловича Софонова. Дом был построен в 1860 году и сохранился до наших дней. Н. М. Софонов (1844-1910) — известнейший мастер иконописания, знал в совершенстве древнерусскую иконопись, её стили, бережно хранил традиции этого искусства и в этом духе воспитывал своих мастеров и учеников. В его иконописной мастерской работало до 250 работников, за безупречное качество работ ему было присвоено звание «Поставщика Его Императорского Величества». Был прекрасным хозяином, платил работникам хорошее жалование, давал возможность серьезно работать, строил для своих работников дома в Ильинской слободе (ныне улица Горького), некоторые из них сохранились до наших дней. Работники его мастерской среди прочих работ проводили реставрацию древних памятников иконописи: фресок Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, Успенского собора Владимира, храмов Сергиева Посада, Пскова, Царицына и других городов России.

На обратном пути из Палеха проезжали мимо Палехского художественного училища и над его входом заметили объявление, что в его фойе проводится выставка продажа лучших работ учеников училища. Не могли отказать себе взглянуть на работы нового поколения художников Палеха. Прокомментировать работы учеников к нам запросто спустился директор училища Михаил Романович Белоусов, личность очень известная в Палехе. Во многом его заслуга, что училище имеет столь высокую репутацию в российском художественном сообществе. В качестве сувенира купили шкатулку лучшей ученицы училища, по внешнему виду ее не отличишь от лучших образцов палехского искусства и это не может не радовать.

1


Но не спешите бежать учиться палехскому письму, по сути это адский труд. Сначала надо изготовить форму, на которой будет производиться роспись. Изготавливается она из картона, лучше всего подходит материал из хвойных пород дерева. Картон нарезают на полосы, смазывают мучным клейстером и накладывают в несколько слоев на деревянную форму (болванку). После того как получилась нужная толщина, болванку вместе с картоном фиксируют в специальном прессе. Под воздействием давления получается заготовка необходимой формы и размера. Заготовку просушиваются при комнатной температуре около двух недель. Затем её опускают на сутки в теплое льняное масло для пропитки, после чего сушат несколько дней в специальной печи, температура в которой поддерживается на определенном уровне. На следующем этапе заготовку грунтуют и шлифуют. После шлифовки на ее внешнюю поверхность накладывают несколько слоев черного лака, а на внутреннюю — масляного лака с киноварью. Киноварь — это известный ртутный минерал алого цвета. В завершении процесса вся поверхность лакируется несколькими слоями светлого лака. После нанесения каждого слоя заготовку высушивают в печи. Наконец заготовку обрабатывают пемзой, чтобы краски не скатывались с гладкой поверхности. Только после всех этих манипуляций художник сможет начать роспись. Но это только подготовка. Сама роспись производится свежими яичными темперными красками слой за слоем в течение достаточно длительного времени. Контур будущего рисунка наносится на изделие острым карандашом, далее с помощью белил делается подмалевок. Именно по нему мастер будет наносить множество прозрачных и тонких слоев росписи. Для их нанесения нужны тончайшие кисти и каждый художник сам вяжет их из беличьего волоса. Завершается работа прописью творенным сусальным золотом (приготовление творенного золота на яичном желтке — это отдельная песня) и «серебром» на основе алюминия. Золотое обрамление рисунка — это ключевой элемент техники палехского письма. После этого раскрашенный золотом рисунок полируют клыком кабана или волка, а затем все изделие покрывают несколькими слоями лака. После нанесения каждого из них рисунок просушивается, полируется на особом полировальном круге, а затем проходит финишную обработку ручной полировкой. Окончательная полировка производится только рукой. Поверхность обрабатывается в течение нескольких часов ладонью, смоченной водой. Лаковая поверхность, отполированная рукой до зеркального блеска, дает изображению дополнительную глубину и насыщенность. И как после такой работы язык повернется сказать, что палехские шкатулки слишком дорогие?

Есть такие проникновенные стихи местного поэта из Иваново Дмитрия Семеновского (1894-1960), посвященные Палеху, которые не смогли не упомянуть:

Пусть же по краскам доски полированной…

По переливам ларца…

Будет разглядывать взор очарованный…

Душу народа творца…

Нам понравился Палех, как город древнего народного промысла, который сохранился и развивается, несмотря на бурную российскую историю 20-го века. Нельзя сказать, что сегодня все легко и просто у палехских художников. Есть проблемы, как у всей страны, но после посещения города осталось светлое чувство, что и дальше все хорошо сложится у палехских мастеров. Внешний вид города где-то неустроен, можно поработать над дорогами и транспортом, некоторые дома требуют ремонта. И если сравнивать Палех с небольшими уютными западноевропейскими городами, то сравнение по внешнему виду будет конечно не в пользу Палеха, но по эмоциональному воздействию на русского человека ни один зарубежный город даже близко не стоит рядом с Палехом.

Несколько слов об особенностях лаковой миниатюры — «визитной карточке» Палеха, слишком много сегодня можно встретить подделок. Лаковая миниатюра традиционно имеет черный цвет, а внутри — красный. На лицевой стороне изделия в нижнем левом углу обязательно должна стоять золотая надпись «Палех», а в правом нижнем — инициалы автора. На днище изделия должен стоять фирменный знак предприятия, покрытый лаком. Стоимость изделия не может быть низкой — палехская роспись относится к дорогим удовольствиям.

Как добраться до Палеха

Железнодорожной станции в Палехе нет, ближайшая станция находится в 30 км в Шуе. Из Москвы на поезде лучше ехать до Иваново. Далее на автобусе. На автомобиле из столицы самый короткий путь проходит через Владимир и Ковров, расстояние примерно 350 километров. Ехать нужно по дороге М7 через Владимир и Иваново, а затем по Р152 через Шую — переезд займет около 6 часов. От Иванова до Палеха — 65 километров, от Нижнего Новгорода — 170 км.

Палехская роспись — вид народно-прикладного творчества, возникшего из иконописных традиций и представляющего собой русскую миниатюрную живопись темперными красками на папье-маше и предметах из дерева.

Палехская роспись возникла в селе Палех Ивановской области уже в советское время, однако её корни уходят в прошлое на века. Первое упоминание об искусстве палехских живописцев относится к XVII веку. Само слово Палех относится к фино-угрской группе, носители которой полностью растворились среди славянского народа, оставив в воспоминания о своей языковой культуре лишь географические названия — Палех, Сезун, Пурех и т.п. Считается, что село Палех образовали спасающиеся от татаро-монгол люди на месте выжженного участка леса, называемого в простонародье палёным. Так и родилось название поселения, от которого и произошли наименования «палехская иконопись», «палехская роспись» и «палехская миниатюра».

Общие черты палехской росписи

Как и любое народно-прикладное искусство, относящееся к определенной местности, палехская роспись имеет ряд своих особенностей и черт, основанных на традициях мастеров данной школы. Так как родоначальниками искусства палехской миниатюры были бывшие иконописцы, то этот факт не мог не отразиться на стиле написания художественных композиций, создаваемых палехскими живописцами. Палехские мастера иконописи отличались безупречным чувством цвета и тончайшей прорисовкой каждой детали, что и привнесли в рисунки на шкатулках, портсигарах и прочих предметах народного промысла. Можно сказать, что вся палехская лаковая миниатюра основана на иконописной живописи, её традициях и приемах.

Палехская роспись отличается от стиля росписи других русских народных школ тем, что художники изображают не орнаменты или отдельные фигуры, а прорисовывают цельные композиции — настоящие миниатюрные картины, изображающие тот или иной сюжет. Искусство Палеха — это поэзия в рисунке, моменты русских песен и сказок, запечатленные рукой художника на поверхности предметов. Сюжеты мастера живописной миниатюры брали из повседневного быта, русских народных сказаний, песен и былин, а также классических произведений литературы, например из сказок Пушкина и басен Крылова. Благодаря своей изысканности, богатству красок и деталей рисунка, палехские миниатюры создают ощущение легкости и праздника.

Отличительными чертами палехской школы являются:

  • миниатюрное письмо;
  • общий мягкий тон написания композиции;
  • орнаментальная изысканность рисунка;
  • насыщенность композиции элементами;
  • живописность каждой детали;
  • узорчатость письма;
  • разнообразие цветовых переходов;
  • деревья с натуралистичной листвой;
  • строгановская удлинённость и хрупкость фигур;
  • тонкость прорисовки обнажённых частей человеческого тела;
  • насыщенность движением;
  • роспись золотом;
  • пробелы;
  • фоны темных тонов.

Черный фон, выполняемый лаком и являющийся основным «пространством» для будущей композиции, в палехской миниатюре не случаен. Дело в том, что искусство лаковой миниатюры зародилось в древних странах Дальнего Востока, где материалом, на котором писалось изображение, было лаковое дерево — натуральное природное сырье. В России такового не нашлось, поэтому русские мастера стали использовать для росписи папье-маше, покрытое чёрным лаком. Это покрытие стало визитной карточкой палехской росписи. Помимо этого, черный фон для палехской миниатюры символизирует тьму, из которой в процессе работы написания картины, рождаются жизнь и цвет. К тому же черный фон обладает своим внутренним объемом, что придает готовым рисункам глубину в композиции.

Ещё одной отличительной чертой палехской росписи является то, что с начала зарождения искусства миниатюрной живописи Палеха и до сего времени художники пишут картины яичной темперой, которая использовалась для написания икон.

Золотой цвет — это не только часть цветовой гаммы рисунка и отличительная особенность работ палехских живописцев. Тонкие линии золота и серебра служат для выявления света и теней, выявляют форму фигур и отдельных элементов композиции. Кроме этого, золото символизирует свет, которое в христианском мировосприятии означает нечто Божественное, вечное.

Работа художника-миниатюриста требует филигранной точности, выверенности каждой линии, аккуратности. Частенько палехским мастерам приходится применять при написании своих миниатюрных шедевров увеличительное стекло. Неповторимая манера и изящество палехской лаковой миниатюры базируется на вековых традициях древнерусской живописи и богатого опыта народного творчества.

Особенности технологии вы можете видеть на картинках.
















История возникновения и развитие в России

Рождение в Палехе искусства миниатюрной росписи не случайно. Оно возникло из многовековых традиций русской живописи и народного творчества, что и является его основой. Опыт многих поколений палехских живописцев и мастеров иконописи очень многообразен и богат.

Свой собственный неповторимый стиль иконописцев Палеха сложился под влиянием соседей — новгородской, строгоновской и ярославской школ, а также поволжской живописи XVII века. Несмотря на то, что иконописный стиль придерживался строгих канонов, каждая школа старалась привнести в письмо икон свои черты и особенности, выражающиеся в подборе цветовой гаммы, деталях изображения людей, предметов, одежды или элементах пейзажа. В зависимости от времени и условий написания икон менялась манера изображения и набор элементов. На некоторых палехских иконах можно встретить детали из повседневной жизни людей того времени: посуду, предметы интерьера, оружие или одежду. Встречаются изображения палат, повозок, пейзажи и архитектурные элементы.

Первое упоминание о Палехе встречается в летописях, относящихся к началу XVII века. В исторических документах того времени встречаются описания Палеха, как места с хорошо развитым иконописным промыслом — к тому времени в селе насчитывается около двадцати иконописных мастерских. Однако свой собственный стиль, отличающийся особым изяществом, филигранной точностью изображения, тонкостью и плавностью линий и большим количеством красок золотых оттенков, применяющихся для написания одеяний святых, сложился только ближе к середине XVIII века.

Помимо написания икон, палешане занимались и живописью монументальной, принимая участие в росписи храмов и церквей, создавая на стенах настоящие шедевры, без которых мы не можем представить убранство даже самых скромных церковных интерьеров. К примеру, с 1762 по 1774 год в самом центре Палеха был возведен Крестовоздвиженский храм, роспись которого целиком выполнена местными художниками.

Уже к середине XVII века народная молва разнесла вести о великолепных работах живописцев Палеха и достигла крупных городов России, в том числе и Москвы. Палехских мастеров стали приглашать в стольный град для росписи и реставрации храмов, соборов и церквей. Искусство и талант иконописцев села, расположенного на речке Палешке, можно оценить и сегодня, посетив такие знаменитые исторические памятники России, как Грановитая палата Московского Кремля, Новодевичий монастырь или Сергиево-Посадская Лавра.

Палехские иконы были весьма дорогим удовольствием, так как они писались долго и тщательно, по образцам сохранившихся старинным работам мастеров прошлого, и являлись лучшими образцами русской иконописной традиции. Несмотря на высокую цену, в спросе на иконы, написанные в Палехе, недостатка не было, и с XVIII века Палех становится центром иконописи, сохранившем лучшие традиции русской живописной школы XV-XVII веков. Палехская школа прославилась на всю страну, иконописный промысел процветал, а работы мастеров раскупали очень охотно.

Однако к концу XIX века создание икон в России приняло практически производственные масштабы, что привело к ухудшению качества произведений. В погоне за скоростью создания иконописных композиций, за увеличением числа работ, потерялось всё то, что так ценилось в русской живописи — прорисовка деталей, создание воздушности, прозрачности изображения, наполнение объема различными элементами, передача тончайших эмоций на ликах святых. Иконы становились дешевле, а их качество все хуже и хуже. Особо тяжелым ударом по традициям рукописной живописи стало изобретение и распространение массовой печати, вследствие чего появились очень дешевые и доступные печатные иконы. Однако последний и самый сокрушительный удар по русской, в том числе и палехской, иконописи нанесла социалистическая революция 1917 года. После тех событий палехские мастера остались практически без работы, так как при новой власти создание икон стало не только невыгодным, но и просто опасным делом. Таким образом, для палехской живописи обозначился крутой поворот, когда потребовалось весь накопленный веками опыт использовать в другой сфере творчества. Ну а иконописный промысел прекратил свое существование.

Искусство палехской миниатюры сравнительно молодо. Оно получило свое рождение уже во времена советской эпохи. После окончания гражданской войны, палехские мастера придумали новый вид применения своего искусства. Буквально в течение пяти-шести лет родилось новое искусство великого Палеха - лаковая миниатюра на всевозможных предметах, используемых в быту: шкатулках, портсигарах, брошках, блокнотах, пудреницах и других необходимых мелочей, изготовленных из папье-маше. Новому искусству была присуща и новая тематика - добавились сюжеты из деревенской жизни, сюжеты из русских народных сказок, сюжеты, взятые из творчества русских писателей и поэтов.

Первая попытка перейти на новый вид искусства случилась в 1918 году, когда бывшие мастера иконописи создали свою «Первую художественную декоративную палехскую артель», занимающуюся реставрацией. Но из-за гражданской войны она вскоре распалась.

В середине 1920 года художники Палеха объединились в новую артель, которая занималась росписью деревянной посуды и других предметов обихода. А с 1923 года лучшие мастера художественной росписи нашли лучшее применение для традиций иконописного жанра — письмо и палехский стиль живописи стали использовать для создания расписных изделий из папье-маше, позаимствовав идею у мастеров подмосковного Федоскино, в котором подобный народный промысел существовал уже более века. Стремление иконописцев Палеха воспевать красоту родной природы, передавать новым поколениям свой богатейший опыт и секреты живописи, хранимые веками, привело к созданию особого художественного языка. Группе бывших палехских мастеров иконописи удалось создать симбиоз классических традиций русской живописи и народного фольклора, используя приемы этих жанров для изготовления уникальных изделий из дерева и папье-маше.

В своих миниатюрах мастера начала советской эпохи использовали не только темы из жизни народа и мотивы природы родного края, но и сказочные сюжеты, эпизоды из басен и песен. Среди сюжетов палехской росписи наряду с хороводами, тройками коней, музыкантами и сценами охоты, встречаются герои басен Крылова, сказок Пушкина и великолепные пейзажи живописных мест родного края.

Мастера двадцатых и тридцатых годов прошлого века не отказались от использования яичной темперы, привычных приемов художественного письма и элементов, прописанных золотом. Для своих лаковых миниатюр палешане взяли за основу огромный опыт создания иконописных полотен: организация и наполненность пространства, целостность композиции, средневековую стилизацию, условность форм и фигур, использование орнаментальной основы рисунка. Все эти приемы помогли решить проблему переноса плоского изображения на поверхность объемных предметов.

Работы мастеров палехской росписи произвели неизгладимое впечатление на ценителей народного искусства за границей. Меценаты зарубежных стран, потрясенные искусством русских живописцев, предлагали палехским мастерам самые выгодные условия для творческой деятельности. Максим Горький, которым был одним из почитателей палехской лаковой миниатюры, приглашал художников Палеха в Подмосковье. Однако русские мастера не пожелали отрываться от своих корней, предпочтя черпать свое творческое вдохновение из красот родного края. Стройные силуэты шатровых храмов, переливающиеся блики на тихой водной глади речушки Палешки, черно-белые стволы берез и листва, играющая солнечными лучами, кроны сосен, переливающиеся темными оттенками зелени, возвышающиеся холмы, покрытые луговыми цветами - всё это великолепие русских пейзажей находило свое место среди разнообразия тем в палехской росписи.

Со временем шкатулки, броши и другие предметы, используемые для росписи, стали украшать изображения, связанные с развитием технического прогресса советского времени. На черном лаковом покрытии появились рисунки первого трактора, косилок, комбайнов, засеянные пшеницей поля и быта колхозных деревень, а также изображения новостроек, праздников, приуроченных к тем или иным памятным годовщинам, передающим пульс того времени. В композициях некоторых мастеров Палеха советской эпохи присутствуют картины индустриализации, запечатленные в стиле символизма. Нередко художники для передачи образов облекают достижения советского народа в сказочную форму. Тема электрификации решается через образ Жар-Птицы, а недостатки людей обретают форму плохих фольклорных персонажей в виде Лешего и Бабы-Яги, над которыми устраивают справедливый суд юные пионеры. Но и в этих работах прослеживается влияние фресковой живописи и лучшие традиции палехского стиля.

Есть в палехской миниатюре советской эпохи и детская тема. На картинках, созданных живописцами палехских художественных мастерских, появляются сюжеты, повествующие о юных натуралистах, рыболовах, пионерах.

Каждый из создателей палехских миниатюр неповторим и многообразен. Каждый из них является настоящим мастеров композиции. В советские времена строгое искусство Палеха преображается: в миниатюры добавляется динамика, свобода. Каждый период внес в палехскую живопись свой особый нюанс, отражающий события своего времени. Так в послевоенную эпоху актуальными темами для палехской росписи стали сюжеты, прославляющие народный подвиг, и изображения памятных битв прошлых эпох. Многие из художников обращаются к военной тематике, превращая суровую действительность времен великих сражений в возвышенную романтичность жертвенности и подвига ради родной страны и воспевая русский народ, отстаивающий свою свободу в битве с иноземными захватчиками.

В то же время период пятидесятых годов многие искусствоведы называют не самым удачным. В тот период многие из палехских художников начинают стремиться к реалистичности создаваемых миниатюр, жертвуя изысканностью, возвышенностью и романтической составляющей, присущими старой традиции. Влияние советской идеологии проявилось в создании композиций с максимальным внешним правдоподобием, благодаря чему в палехской миниатюре появились пафосные темы, прославляющие трудовой подвиг народа. В итоге на время из палехской живописи исчезла традиционная иносказательность и поэтическая красота изобразительного языка. Зато появилась излишнее украшательство, пафос и монументальность. Но и в те сложные времена оставались приверженцы старейшей школы Палеха, продолжавшие и передающие следующим поколениям традиции и секреты мастеров прошлого, создавая картины, не выходящие за пределы языка истинного искусства.

Отдельной нитью палехской миниатюрной живописи проходят сюжеты из песен как народных, так и созданных советскими авторами. Пройдя все невзгоды послевоенной жизни, палехские мастера вновь обращаются к мирным сюжетам, черпая их из песенно-поэтического жанра. Палехские мастера, взявшие за основу своих композиций темы песен советских классиков, сумели передать всю эмоциональную полноту жизни того времени.

Шестидесятые года прошлого века стали периодом преодоления избитых каноничных форм и излишней натуралистичности. Палехские живописцы искали новые образы и темы, обращаясь к наследию классиков. В работах мастеров появляются сюжеты из классических опер и литературы. Темы из произведений Гете, Римского-Корсакова, Бородина и других классиков получили свое воплощение в палехских лаковых миниатюрах. В то же время художники Палеха вновь обращаются к исконно русским сюжетам: патриархальному укладу деревень, пастушьим мотивам и незамысловатым пейзажам родной земли. В рисунках появляются и простенькие изображения лукошка с грибами, букетов из полевых цветов, гроздья сочных ягод, родники прозрачной прохладной воды.

Образ русской женщины также находит свое место среди работ палехских живописцев. Художники сумели полностью раскрыть сущность хранительницы домашнего очага - простой в своей естественности, обладающей той самой неуловимой, казалось бы, красотой, что несёт в себе сама русская земля.

Появляется и новая ветвь в творчестве палехских живописцев — роспись по фарфору. Хотя попытки создания работ на этом материале велись с 1920 года, тогда это успеха не принесло. Для того, чтобы все же освоить необходимую технику письма, палехские художники часто посещали заводы по производству керамики и фарфора. И со временем палешане научились использовать все возможности белого фона, а также освоили технику росписи красками по керамике, которые при обжиге изделий меняли свой первоначальный цвет.

Семидесятые и восьмидесятые года принесли новый всплеск в творчестве палехских мастеров. Работы художников того времени отличаются выразительностью образов, созданных в рисунке, эмоциональностью композицией, живой энергией написанных персонажей. Помимо написания традиционных миниатюр, палехские живописцы принимают участие в создании декораций концертных программ, в создании монументальной росписи на сказочные темы, в оформлении интерьеров кинотеатров и дворцов культур. Некоторые художники стремились к воплощению новаторских идей, уходя от традиционных канонов, но не отвергая накопленный опыт в технике письма особого палехского стиля.

Советский период не только дал начало палехской лаковой миниатюре, но и способствовал развитию этого промысла. Был организован Музей древней живописи в Палехе, который переименовали в Государственный музей палехского искусства. Богатый опыт палехских мастеров использовался при создании эскизов декораций к театральным постановкам, иллюстрациям к книжным изданиям сочинений Пушкина, Крылова, Горького и других русских и советских писателей. Художники Палеха принимали участие в реставрации росписи храмов во многих городах России, в том числе и в Москве. Развитие палехской миниатюры привнесло новые тенденции в русскую народную живопись. В палехской лаковой миниатюре стали использоваться мотивы античности, ренессанса, а также веяния современных направлений искусства. Мастера Палеха освоили новые переходы цвета, делая акцент на более тонких отношениях между тонами. С развитием палехского искусства традиционное моделирование золотыми пробелами объема изображаемых фигур, стало решением и для других задач миниатюрной живописи — художники стали использовать золото для наполнения пространства картины светом и теплом. Некоторые мастера отошли от темы родного наследия и обратились к историческим мотивам других стран. Особым штрихом в творчестве палехских художников стала тема восточных стран, где мастера Палеха сумели передать всю яркость красок Востока и его уникальный колорит. Некоторые работы палехских мастеров были отмечены Государственной премией Российской Федерации.

Современность

В настоящее время палехская роспись также актуальна, как и в прошлые времена. Каждый год палехская художественная школа выпускает новых мастеров, которые впитали традиции и стиль исконной палехской живописи. Они создают вручную уникальные расписные произведения искусства. Каждая вещь несет в себе неповторимый стиль мастера, индивидуальные черты, присущие именно его творчеству и художественному взгляду.

На плечи современных мастеров лег огромный груз ответственности, ведь они являются продолжателями традиций своих именитых предков, руками коих созданы настоящие шедевры, вошедшие в историю не только русского искусства. Лучшие образцы палехской росписи давно уже входят в число художественных произведений, являющихся мировым наследием.

Современность внесла много изменений в культуру и повседневную жизнь палешан. Изменился жизненный уклад старинного села, ставшего ныне районным поселком городского типа. Всё больше наступает влияние крупных городов и современные темы в искусстве. Тем временем народные традиции, естественность, простота и фольклорные образы остаются в прошлом. Однако эти изменения не способны всерьез затронуть исконно русское начало. Вековые традиции палехской живописи живут в творчестве мастеров Палеха и по сей день. Даже в наше время Палех не изменяет своей живописной натуре. В творчестве его художников живет душа народа, русский колорит и вековые традиции мастерства, передаваемого из поколения в поколение. Как и прежде, палехские художники стремятся увидеть прекрасное в повседневном, превратить быль в сказку, запечатлеть красоту родной природы в своих произведениях.

Современные живописцы Палеха используют в создании своих композиций весь накопленный опыт старых мастеров: природные краски, традиции фресковой живописи, особый стиль, присущий художникам только этого уголка России. Их творчество объединяет искренняя преданность традициям своей школы, глубинным истокам палехского искусства. Сюжетами для создания уникальных миниатюр современных мастеров являются вечные темы, которые воспеты классиками прошлого и авторами нашего времени. Свое вдохновение палешане черпают в богатом наследии русской культуры и в великолепии родной природы.

Заключение

Сохраняя уникальные традиции народного промысла и наследие великих мастеров палехской школы, предприятие “Fratelli Bassini” выпускает лаковые изделия в стиле палехской миниатюры широчайшего диапазона: от настоящих произведений искусства музейного достоинства до небольших предметов сувенирной продукции, которые так приятно приобрести в подарок. Ларцы, декоративные панно, шкатулки, ювелирные украшения, коробочки, баулы, футляры, выполненные руками наших мастеров, находятся в музейных и частных собраниях России и за рубежом.

В 2005 году на нашем предприятии была основана иконописная мастерская, задачей которой стало возрождение традиционной русской иконописи. За плечами наших мастеров богатый практический опыт, переданный прошлыми поколениями русских живописцев. Специальное художественное образование, высочайший профессионализм художников и строгое соблюдение канонов стилистики и приемов палехского иконописного стиля, позволяют выполнить заказ любой сложности от миниатюрного ювелирного складня и икон для дома до изготовления иконостасов и монументальной соборной росписи.

Собственная производственная база и потенциал высококвалифицированных специалистов и профессиональных художников дают возможность изготавливать уникальные подарки, существующие в единственном экземпляре или представляющие собой коллекцию из нескольких предметов.

Работы наших живописцев выставлялись и имели успех на многочисленных зарубежных выставках: в Гамбурге на “Mark der Volker”, в Потсдаме на Европейском Конгрессе Сказочников, в Лондоне (в Доме Пушкина), в Парижском офисе ЮНЕСКО.

Новогодние игрушки — это уже далеко не только обычные елочные украшения, вызывающие ощущение праздника и чувство искреннего восхищения, не только объекты любования. В настоящее время это ещё и предметы гордости коллекционеров, собирающих свои уникальные экземпляры елочных украшений, свидетельствующие о вкусе, интересах и предпочтениях владельца. А также о его стабильности и благосостоянии.

Елочные шары, расписанные вручную мастерами лаковой миниатюры Палеха и Холуя — явление достаточно новое, существующее на рынке искусства всего несколько последних лет. Сохраняя в своей основе старинную народную традицию, наши художники-миниатюристы освоили в росписи игрушки элементы и тенденции современного изобразительного искусства. Появилась возможность создавать новогодние украшения не только с традиционными орнаментами, но и с современными сюжетами, выполненными в иной живописной манере, не скованной стилистическими канонами промысла.

Расписанные вручную новогодние шары, фигурки, шкатулки и другие изделия с традиционными сказочными, литературными, архитектурными и фольклорными сюжетами, дополненные поздравительными надписями и логотипами — это великолепный и уникальный подарок.

Технология производства елочных украшений в своей основе повторяет традиционную, с той лишь разницей, что лак, по которому осуществляется роспись, наносится на стекло, а не на основу из папье-маше или дерева. Из-за «гнутой» основы и хрупкости материала процесс лакировки, росписи и полировки требует от мастеров и художников специальных навыков, которыми в совершенстве владеют наши профессионалы.

Ремесло русской лаковой миниатюры начало свою историю в 1795 году, с первого производства табакерок из папье-маше. Технология была завезена купцом П.И. Коробовым из Германии в глубокое Подмосковье в село Даниловка, что сейчас является частью села Федоскино. Именно в тех краях стало развиваться искусство лаковой миниатюры на табакерках, на которых изображался русский фольклор. Одним из ответвлений этого искусства является и палехская роспись.

Старинное ремесло Палеха

В Палехе издревле занимались мастера иконописцы. В селе, куда сбегались жители Суздаля и Владимира от татаро-монгольского ига, занимались иноконописанием целыми семьями, монументальной живописью, реставрацией соборов и церквей, а в частности Новодевичьей монастыря, храмов Троицко-Сергиевой лавры, Грановитой палаты Московского Кремля.

Палехская живопись на шкатулках, ларцах, пепельницах, брошках и игольницах появилась намного позже после революции. Иван Голиков, вдохновившись работами лукутинских мастеров в московском Кустарном музее, создал свою первую миниатюру «Адам в раю», золотые рисунки ан черном фоне. Позже он вместе с родственником А.А. Глазуновым создали мастерскую с палехскими мастерами. На картинке видно особенность ремесла.

После успеха на выставках первых работ в Москве и Венеции была открыта артель древней живописи, а в 1933 Палехская художественная школа. За многие годы палехское искусство претерпевало взлеты и падения, но работы художников Палеха известны многим и не теряют своих приемников в работе. Палехская миниатюра возродилась в 1980 году и производство шкатулок с этой росписью существует и в современном 21 веке.

Техника росписи

Особенности палехской лаковой миниатюры узнаваемы среди множеств искусств. Традиционные изображения былинных сюжетов, сказок, старинной жизни крестьян и купцов характерны условными формами, вычерченными фигурами, средневековой стилизацией.

Палитра цветов в миниатюрах отвечает старинным русский традициям, где сочетаются красные, желтые, и зеленые цвета, обильно усыпанные золотом, выполненные на черном фоне.


Техника письма миниатюр в Палехе сохранила стилистические обычаи росписи икон, а также и технологию изготовления, так называемых красок темпера, изготовляющиеся на основе сухих пигментов виде порошка, разводимые водой. Для связующего вещества использовали куриный желток, а позднее специальные полимеры, масла в растворе клея. Темперные краски в наши дни вытеснены масляными красками, но используются и по наши дни для живописи, так как имеют высокую долговечность.

Золотая же краска делается из листового золота, которое крошат и смешивают с гуммиарабиком, растворяют в воде затем просушивают под лампой. Процесс изготовления краски очень трудоемкий , в нее не должен попасть мусор, иначе краска будет плохо ложиться. Палешане также используют и алюминиевый порошок. Под лаком он желтеет.


Традиции создания лаковой миниатюры на шкатулках сохранили свою технологию. Такая шкатулка делается в мастерских около двух месяцев. Вначале делают папье-маше из картона и клейстера, прессуют, сушат примерно 10 дней, вымачивают в теплом льняном масле, затем высушивают и прессуют. Из этих болванок папье-маше вытачивают заготовки шкатулок, грунтуют красной глиной, зачищают, шлифуют несколько раз.

Далее изделие уходит мастерам росписи, они наносят рисунок в несколько этапов. Первым делом производят замалевку белым цветом, затем нанесением цветных пятен. В конце прорисовываются контуры и отдельные детали, затем рисунок закрепляется лаком, после чего можно наносить золотом и серебром.

После чего наносится несколько слоев лака, которые поэтапно полируются, пока изделие не будет достаточно ровным и гладким. Затем их складывают в мягкие упаковки.


На самом деле многие из росписей сохраняют свои технологии, не имеющие лучших аналогов по качеству и долговечности, мастера используют старые методы производства оригинальных изделий, смешивания красок, получая при этом нужные цвета, которые передают древний дух и таинственность. Иллюстрации лаковых миниатюр Палеха изображают образы в движении, создавая живость в сюжете. Развивающие гривы, плащи богатырей, вихри ветров и волны морей.


Работы палехских мастеров содержат сказочные сюжеты, изображающие сказки Пушкина, в частности, сказка о рыбаке и рыбке, о царе Салтане, Руслан и Людмила, а также другие народные сказки и былины для детей. Изображенные образы на рисунках легко узнаваемы: три богатыря, жар птица, ученый кот и вороные кони с золотыми гривами, а также другие сказочные персонажи, известные нам с детства, как на фото ниже.