Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеи подарков  /  Творческое наследие мастера декоративно-прикладного искусства. Посвящение в мастера декоративно-прикладного творчества «Я – хранитель Статья из газеты мастер декоративно прикладного творчества

Творческое наследие мастера декоративно-прикладного искусства. Посвящение в мастера декоративно-прикладного творчества «Я – хранитель Статья из газеты мастер декоративно прикладного творчества

2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/462

3. Гофротрубочки - так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.
Примеры:

4. Квиллинг (от англ. quilling - от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
Примеры:

4. Орига́ми (с яп. букв.: «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.
Примеры:
Виды:
- Киригами- вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: киру - резать, ками - бумага.
Pop-up - целое направление в искусстве. Эта техника сочетает элементы техник.
- Киригами и Вырезания и позволяет создавать объемные конструкции и открытки, складывающие в плоскую фигуру.
Примеры:
- Кусудама (с яп. букв. «лекарственный шар») - бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка.
Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.
Кусудама является важной частью оригами, в частности как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.
Примеры:
- Оригами из кругов - складывание оригами из бумажного круга. Обычно затем из сложенных деталей склеивается аппликация.
Примеры:
- Оригами модульное - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами - придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Примеры:

5. Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.
В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.
Вы же можете декорировать заготовку из папье-маше не только красками, расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж.
Примеры:

7. Тиснение (другое название «эмбоссинг») - механическое выдавливание, создающее изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или пластике, фольге, на пергаменте (техника называется «пергамано», см.ниже), а также на коже или на бересте, при котором на самом материале получается рельефное изображение выпуклого или вогнутого штампа при нагреве или без него, иногда с дополнительным использованием фольги и краски. Тиснение осуществляется в основном на переплетных крышках, открытках, пригласительных билетах, этикеток, мягких упаковок и пр.
Этот вид работ может определяться многими факторами: усилием, фактурой и толщиной материала, направлением его порезки, макетом и другими факторами.
Примеры:
Виды:
- Пергамано - пергаментная бумага (плотная вощёная калька) обрабатывается инструментом для тиснения и в процессе обработки становится выпуклой и белеет. В этой технике получаются интересные открытки, также эту технику можно применить для оформления скрапстранички.
Примеры:
- Текстурирование - нанесение изображения с помощью клише на гладкий материал, как правило, металлизированную бумагу, с целью имитации тиснения фольгой. Также применяется для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т. д)

* Техники, связанные с плетением:
Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы.
С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет.... Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение,плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов)...
Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.
Примеры:

1. Бисероплетение, как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Хв начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и сумочки, чехольчики для вееров и очёчники, а также и другие изящные вещицы.
С появлением в Америке бисера, коренные жители начали использовать его вместо традиционно- индейских привычных материалов. Для ритуального пояса, колыбели, налобной повязки, корзины, сетки для волос, серёжек, табакерок..
На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, унты, головные уборы, оленью упряжь, солнцезащитные кожанные очки...
Очень изобретательны были наши прабабушки. Среди огромного разнообразия нарядных безделушек встречаются удивительные предметы. Щёточки и чехлы на мел, чехольчики на зубочистку (!), чернильницу, перочистку и карандаш, ошейник для любимой собачки, подстаканник, кружевные воротники, пасхальные яйца, шахматные доски и многое-многое-многое другое.
Примеры:

2. Ганутель - эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для украшения алтаря.
В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими.
В ХVIв спиральную проволоку из золота или серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по-испански «canutillo», на русском языке вероятно это слово трансформировалось в «канитель».
Примеры:

3. Макраме (от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.
Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII-IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
Примеры:

4. Плетение кружева на коклюшках. В России до сих пор известны - Вологодский, Елецкий, Кировский, Белевский, Михайловский промыслы.
Примеры:

5. Фриволите - это плетеное узелковое кружево. Его также называют челночным кружевом, поскольку плетется это кружево специальным челноком.
Примеры:

* Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений:

Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов.
Например: рисунок углём, рисунок карандашом, рисунок тушью и пером...
Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.
Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен, и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.
Примеры:

1. Ба́тик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань (шёлк, хлопок, шерсть, синтетику), не пропускают через себя краску - или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
Существует несколько видов батика - горячий, холодный, узелковый, свободная роспись, свободная роспись с применением солевого раствора, шибори.
Батик - batik - индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» - означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» - «точка» или «капля». Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Роспись «батик» издавна известна у народов Индонезии, Индии и др.. В Европе - с ХХ века.
Примеры:

2. Витраж (лат. Vitrum - стекло) - это один из видов декоративного искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным материалом. Из глубокой древности начинается история витражей. Изначально стекла вставлялись в оконный или дверной проем, затем появляются первые мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу.
Примеры:

3. Выдувание – техника, основанная на выдувании краски через трубочку (на лист бумаги). Эта древняя техника являлась традиционной как для творцов древних изображений (использовались костяные трубочки).
Современные трубочки для сока ничем не хуже в применении. Они помогают выдувать узнаваемые, необычные, а порой фантастические рисунки из небольшого количества жидкой краски по листу бумаги.

4. Гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата была разработана и запатентована Зинаидой Петровной Котенковой.
Гильоширование требует аккуратности в работе. Она должна быть выполнена в единой цветовой гамме и соответствовать орнаментальной стилистике заданной композиции.
Салфетки, панно с аппликациями, закладки для книг, платочки, воротнички - всё это и много другое, что подскажет ваша фантазия, украсит любой дом!
Примеры:

5. Граттаж (от французского gratter - скрести, царапать) - техника царапанья.
Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель).
Примеры:

6. Мозаика - одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.
Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д.
Примеры:

7. Монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток) - одной из простейших графических техник.
По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) - делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Примеры:

8. Нитяная гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) - графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки.
Примеры:

9. Орна́мент (лат. ornamentum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.
Примеры:

10. Печать.
Виды:
- Печатание при помощи губки. Для этого подойдет и морская губка, и обычная, предназначенная для мытья посуды.
Примеры:
В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон - узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов...
- Штамп (штамповка). В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон - узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов и т.д.
Примеры:

11. Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») - стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов.Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.
Основоположником стиля явился Жорж Сера.
Другое название пуантилизма - дивизионизм (от лат. divisio - разделение, дробление).
Примеры:

12. Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
Примеры:

13. Рисование отпечатками листьев. Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой Вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги аккуратно снимите его, взяв за "хвостик" (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав детали, у Вас уже летает над цветком бабочка.
Примеры:

14. Роспись. Один из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства.
Вот некоторые из них:
- Жостовская роспись - старинный русский народный промысел, возник в начале XIX века, в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Жостовские подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов.
- Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
- Хохломская роспись - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Примеры:

15. Энка́устика (от др.-греч. «искусство выжигания») - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.
Примеры:

*Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей:
Шитье - разговорная форма от глагола "шить", т.е. то, что шьется или сшито.
Примеры:

2. Пэчворк, Квилт, Квилтинг или Лоскутное шитьё - это народное декоративно-прикладное искусство, с многовековыми традициями и стилистическими особенностями. Это техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в покрывале, блузке или сумке.
Примеры:
Виды:
- Артишок – разновидность пэчворка, получившая своё название из-за сходства с плодами артишока. У этой техники есть и другие названия - «зубчики», «уголки», «чешуйки», «перья».
По большому счёту в этой технике все сводится к складыванию вырезанных деталей и пришиванию их на основу в определенной последовательности. Или же, используя бумагу, составлять (наклеивая) различные панно округлой (или многогранной формы) на плоскости или в объёме.
Нашивать можно двумя способами: острие заготовок направлять к центру основной детали, либо к ее краям. Это если шить плоское изделие. У изделий объемного характера - острием к более узкой части. Складываемые детали не обязательно вырезаются в форме квадратиков. Это могут быть и прямоугольники, и круги. В любом случае мы встречаемся со складыванием вырезанных заготовок, следовательно, можно утверждать, что эти лоскутные техники принадлежат к семейству лоскутного оригами, а так как они создают объем, то, следовательно, и к «3d» технике.
Пример:
- Крэйзи-квилт. Недавно столкнулась и с такой разновидностью. По-моему, это мультиметод.
Суть заключается в том, что изделие создаётся из сочетания различных техник: пэчворк+вышивка+роспись и т.д.
Пример:

3. Цумами Канзаши. В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу.
Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.
Примеры:

* Техники, связанные с вязанием:
Что же такое вязание? Это процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы).
Примеры:

1. Вязание на вилке. Интересный способ вязания крючком с помощью специального приспособления - вилки, изогнутой в форме буквы U. В результате получаются легкие, воздушные узоры.
2. Вязание крючком (тамбурное)- процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка. создавающий не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. Правильное соотношение - толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.
Примеры:
3. Простое (европейское) вязание на спицах позволяет комбинировать несколько видов петель, что создаёт простые и сложные ажурные узоры.
Примеры:
4. Тунисском вязании длинным крючком (одновременно могут участвовать как одна, так и несколько петель для создания узора).
5. Жаккардовое вязание - узоры вывязываются на спицах из нитей нескольких цветов.
6. Филейное вязание – имитирует филейно-гипюрные вышивки по специальной сетке.
7. Гипюрное вязание (ирландское или брюссельское кружево) крючком.

2. Выпиливание. Одним из видов является выпиливание лобзиком. Украшая свой быт и жилище удобными для повседневной жизни изделиями ручной работы или детскими игрушками, вы испытываете радость от внешнего вида и удовольствие от процесса их создания.
Примеры:

3. Резьба - вид декоративно-прикладного искусства. Является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.
Примеры:

* Другие самодостаточные техники:
1. Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж.
Примеры:
Также существуют:
- Аппликация из пластилина - пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи.
Примеры:
- Аппликация из «ладошек». Примеры:
- Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа - лист картона, материал - разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент - клей и ваши руки. Примеры:

2. Ассамбляж (фр. assemblage) - техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажа до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась.
Примеры:

3. Бумажный туннель. Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel - туннель - сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка. Кстати, эта техника удачно сочетает разные виды техник, такие как - скрапбукинг, аппликация, вырезание, создание макетов и объёмных книг. Она чем-то сродни оригами, т.к. направлена на складывание бумаги определённым образом.
Первый бумажный туннель был датирован серединой ХVIII в. и являлся воплощением театральных сцен.
Традиционно бумажные туннели создаются в память о каком-либо мероприятии или продаются в качестве сувениров для туристов.
Примеры:

4. Вырезание - термин очень широкого понимания.
Примеры:
Вырезают из бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок, из мыла, из фанеры (правда, это уже называется выпиливание), из фруктов и овощей, а также из других разных материалов. Применяют различные инструменты: ножницы, макетные ножи, скальпель. Вырезают маски, шапочки, игрушки, открытки, панно, цветы, фигурки и многое другое.
Виды:
- Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении. Примеры:
- Вырезание симметричное. При симметричном вырезании мы повторяем контуры изображения, которые должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость листа бумаги, последовательно усложняя очертание фигуры, чтобы правильно передавать в аппликациях внешние особенности объектов в стилизованном виде.
Примеры:
- Вытынанка - искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. А такой вид вырезания стал называться цзяньчжи. Это искусство распространилось по всему миру: Китай, Япония, Вьетнам, Мексика, Дания, Финляндия, Германия, Украина, Литва и многие другие страны.
Примеры:
- Карвинг (см.ниже).

5. Декупаж (от французского decoupage -существительное, «то, что вырезано») - это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.
Сегодня самый популярный материал для декупажа - это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название - «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным - посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность - кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс - должны быть однотонным и светлыми, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.
Примеры:

6. Карвинг (от англ. carvу - резать, вырезать, гравировать, нарезать; carving - резьба, резная работа, резной орнамент, высеченная фигура) в кулинарии - это наипростейшая форма скульптуры или гравировки по поверхности изделий из овощей и фруктов, столь недолговечных украшений стола.
Примеры:

7. Коллаж - творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier collée - наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении - смесь различных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной плоскости.
Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами - тушью, акварелью и т. д.
Примеры:

8. Конструктор (из лат. constructor «строитель») - многозначный термин. Для нашего профиля это набор сопрягательных деталей. т.е деталей или элементов некоего будущего макета, информация о котором собрана автором, проанализирована и воплощена в красивое, художественно выполненное изделие.
Конструкторы различаются по типу материала - металл, дерево, пластмасса и даже бумага (например, бумажные оригами модули). При сочетании разносортных элементов возникают интересные конструкции для игр и весёлого времяпровождения.
Примеры:

9. Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники.
Примеры:

10. Макет - это копия объекта с изменением размеров (как правило уменьшенная), которая выполнена с сохранением пропорций. Макет так же должен передавать основные признаки объекта.
Для создания этого уникального произведения можно использовать различные материалы, всё зависит от его функционального назначения (выставочный макет, подарочный, презентационный и т.д.). Это может быть бумага, картон, фанера, деревянные брусочки, гипсовые и глиняные детали, проволока.
Примеры:
Вид макета - модель - это действующий макет, который изображает (имитирует) какие-либо существенные особенности оригинала. Причём, внимание концентрируется на определённых сторонах моделируемого объекта или в равной степени детализации оного. Модель создают, чтобы использовать, например, для наглядно-модельного обучения математике, физике, химии и других школьных предметов, для морского или авиа клуба. В моделировании применяют разнообразные материалы: воздушные шарики, легкая и пластичная масса, воск, глина, гипс, папье-маше, солёное тесто, бумага, пенопласт, поролон, спички, нитки для вязания, ткань…
Моделирование - это создание такой модели, которая достоверно близка к оригиналу.
"Моделями" называются те макеты, которые действуют. А модели, которые не действуют, т.е. "стрендовые" - обычно называют макетом.
Примеры:

11. Мыловарение. В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители (синтетические жирные кислоты, канифоль, нафтеновые кислоты, талловое масло).
Примеры:

12. Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов (металл, камень, глина, дерево, гипс, лёд, снег, песок, поролон, мыло). Методы обработки - лепка, высекание, литьё, ковка, чеканка, вырезание и др.
Примеры:

13. Ткачество- производство из пряжи ткани и текстиля.
Примеры:

14. Фильдцевание (или фильцевание, или валяние) – валяние шерсти. Бывает «мокрое» и «сухое».
Примеры:

15. Плоская чеканка - это один их видов декоративно-прикладного искусства, в результате выбивания на пластине определённого орнаментального рельефа, рисунка, надписи или круглого фигурного изображения, порой близкого к гравировке, создаётся новое художественное произведение.
Обработка материала осуществляется при помощи стержня - чекана, который стаивтся вертикально, по верхнему концу которого бьют молотком. Перемещая чекан постепенно проявляется новая форма. Материал должен обладать определённой пластичностью и способностью изменяться под воздействием силы.
Примеры:

В заключение следует отметить, что деление (объединение по какому-либо признаку) большинства техник условно (субъективно), а многие техники прикладного творчества являются мультитехниками, т.е.сочетают несколько видов техник.

Всем приятного творчества!
Ваша Маргарита.

Татьяна Перова

Большое значение в воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство . Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров , тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Работа по ознакомлению детей с декоративно -прикладным творчеством предусматривает создание развивающей среды - в групповой комнате должно быть отведено место для выставки образцов изделий народного декоративно-прикладного искусства .

А так как подлинных образцов некоторых промыслов я ещё не приобрела,а развивающую среду необходимо обогащать,решила найти выход из положения и смастерить образцы своими руками .

И вот,что у меня получилось!

1. Полочка по мотивам Гжели.

В своих предыдущих постах я предлагала мастер -классы по изготовлению тарелочек и панно по мотивам Гжели. Сегодня хочу продолжить эту тему и предлагаю смастерить Гжельские часы .

Чтобы смастерить такие часики ,необходимо распечатать изображение таких часов на цветном принтере,вырезать их, заламинировать и ещё раз вырезать.

Когда клей просохнет,можно смело ставить часики на полочку.

2. Полочка с матрёшками.

Мастерим матрёшек ,как мастерили Гжельские часы .

Находим картинки с изображением матрёшек или распечатываем на принтере,вырезаем,ламинируем и ещё раз вырезаем.




Матрёшки готовы украшать полочку!

Мастерите ,удивляйте,радуйте,развивайте своих воспитанников и обогащайте среду в своей группе!

Желаю творческих успехов и спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора ПРОЕКТ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по средствам декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора» «Любовь.

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного искусства «Мастерилка» Рабочая программа кружка декоративно - прикладного искусства «Мастерилка» Разработала: воспитатель Бесчастная Т. В. Возраст детей: 4-6.

Предлагаю вашему вниманию бизиборд - развивающую доску для детей своими руками. Цель создания этой доски- занять детей исследованием интересной.

На поляне одуванчики выросли с утра. Гуляю по солнечной поляне я, ура! Цветы весенние я не срываю, А сделаю их своими руками! Чтобы сделать.

Отчет по самообразованию «Формирование художественных способностей дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства» Моя тема по самообразованию «Формирование художественных способностей воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста по средствам.

Педагогические возможности декоративно-прикладного искусства в развитии цветового восприятия старших дошкольников В старшем дошкольном возрасте дети уже осваивают симметричное, многослойное и силуэтное вырезывание, а также плетение и обрывание,учатся.

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичок» Подготовила: воспитатель Чумак Е. В. Пояснительная записка В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта.

font-size:14.0pt; line-height:150%;font-family:" times new roman>, научный сотрудник отдела народного и декоративно-прикладного искусства Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника

Творческое наследие мастера декоративно-прикладного искусства.

В фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника собрана замечательная коллекция работ Мамеевой Маргариты Степановны () – талантливого устькаменогорского художника и педагога, мастера декоративно-прикладного искусства. В этом году ей исполнилось бы 80 лет. Свой художественный талант и профессиональные знания она проявила в самых женских видах декоративно-прикладного искусства: вышивке, аппликации , шитье и вязании. была одной из немногих мастериц в Восточном Казахстане, которые в совершенстве владели такой сложной и кропотливой техникой вышивки, как художественная гладь. Высокий профессионализм и художественность ее произведений подняли технику вышивки на новый уровень, выявили ее широкие возможности и вызвали неподдельный интерес у любителей искусства. Своим творчеством мастерица доказала, что такой камерный вид декоративно-прикладного искусства как вышивка может выйти далеко за пределы рамок «домашнего рукоделия » и занять достойное место рядом с настоящими произведениями искусства.

Маргарита Степановна Мамеева родилась в 1933 году в селе Дурницыно Романовского района Саратовской области . После Великой Отечественной войны она переехала с семьей в г. Семипалатинск , там окончила школу. Способности и любовь к изобразительному искусству определили выбор ее будущей профессии, она поступила учиться в Республиканское художественное училище им. в г. Ташкенте, на художественно-театральное отделение. После окончания училища в 1957 году Мамеева некоторое время работала художником в Узбекском музыкально-драмматическом театре им. Ахунбабаева в г. Андижане. Затем в течение нескольких лет преподавала ручной труд и рисование в Андижанском государственном педагогическом институте.

В середине 1960-х Маргарита Степановна приехала в г. Усть-Каменогорск, где прожила до конца своей жизни. В нашем городе она первое время работала художником на предприятиях и в учреждениях, затем полностью посвятила себя преподавательской деятельности , работая в различных средне-специальных учебных заведениях: в педагогическом, музыкальном и культурно-просветительном училищах. Она преподавала такие учебные дисциплины , как трудовое обучение (аппликация, вышивка, вязание и т. п.), изобразительная деятельность, СНАП (средства наглядной агитации и пропаганды). По воспоминаниям ее учеников, Маргарита Степановна была чутким, внимательным и вместе с тем требовательным педагогом, безгранично преданным своей профессии.

Параллельно с педагогической деятельностью Мамеева активно занималась творчеством. Она создала свой авторский стиль в технике вышивки гладью, основанный на реалистичном изображении и передаче тончайших цветовых нюансов. Эти особенности делают ее вышивку сродни живописным произведениям. В специальной литературе техника, которая лежит в основе творчества Маргариты Мамеевой, именуется как «свободная гладь», сама же мастерица называла ее не иначе, как «художественная». Используя традиционную технику вышивки, она модернизировала ее технические и художественные приемы, максимально приблизив вышивку к живописи. В этом виде творчества Мамеева наиболее полно проявила свой природный дар рисовальщика и колориста.

Кроме техники глади, мастерица прекрасно владела и другими различными видами вышивки, а также очень любила работать в технике аппликации. Ее аппликационные работы из ткани зачастую выполнены в сочетании с вышивкой или с использованием разнообразных соединительных, отделочных швов. Это предметы как утилитарного назначения – сумочки, наволочки, декоративные салфетки, так и чисто эстетического характера – декоративные панно, как правило, с сюжетной композицией.

Навыки и любовь к рукоделию были привиты Мамеевой в раннем возрасте. Ее мать Александра Федоровна прекрасно шила и вышивала, вязала крючком великолепные салфетки и скатерти. К тому же детство и юность будущей мастерицы были тесно связаны с модными тенденциями того времени. В середине XX -го века искусство вышивки в нашей стране переживает высокий подъем, оно становится массовым увлечением большинства женщин, рукоделием в равной степени увлекались как маленькие девочки, так и их мамы и бабушки. Одним из лучших подарков считалась вещь, выполненная своими руками – вышитая или украшенная аппликацией скатерть, наволочка или просто салфетка. Этими милыми, очаровательными изделиями украшали интерьер, создавая в доме уют и теплую, радостную атмосферу.

Большинство работ Маргарита Степановна Мамеева выполнила в более поздний период времени – с 1985 по 1995 г., когда массовое увлечение вышивкой и аппликацией не было уже таким популярным, как в 50-60-е годы. С Восточно-Казахстанским областным этнографическим музеем Мамеева начала сотрудничать с 1987 г., принимая активное участие в различных музейных мероприятиях: ежегодных выставках декоративно-прикладного искусства, ярмарках («Город мастеров»). Ее работы экспонировались в разных городах: Алматы, Новосибирске, Ленинграде, Москве. Необходимо отметить, что большую помощь в творчестве Маргарите Степановне оказывал ее муж, который помогал ей в поиске сюжетов, рисунков и выкроек, а также занимался оформлением готовых работ, самостоятельно изготавливая для них рамы.

Приобретение работ мастерицы в фонды музея началось с 1991 года, когда было куплено декоративное панно «Журавли» в технике вышивки гладью. Затем поступление экспонатов осуществлялось небольшими партиями в 1992, 1993, 1999 гг. и последняя коллекция была закуплена у Мамеева Юрия Ивановича в 2007 году, спустя 10 лет после смерти его жены. В итоге сформировалась целостная и завершенная коллекция работ мастерицы, довольно разнообразная по техникам, стилям и жанрам изображения, насчитывающая 29 единиц хранения. По имеющемуся у нас собранию произведений можно дать характеристику ее творчества в целом и каждой работы в отдельности, выявить их художественные и технические особенности, исследовать историю создания той или иной композиции.

Уникальным экспонатом является салфетка в технике вышивки гладью, выполненная Мамеевой в 1942 году, когда ей было всего 9 лет. Изделие выполнено немного робко, но с большой аккуратностью и старанием. Рисунок вышивки – корзина с букетом полевых цветов - довольно сложный, отличается изяществом и разнообразием мелких деталей. Цветовые сочетания ниток подобраны грамотно и со вкусом. Уже в этой ранней работе проявились незаурядные творческие способности будущей мастерицы. Примечательно, что в ее зрелых произведениях сохранится такое же по-детски радостное и восторженное ощущение красоты окружающего мира.

Тема живой природы является излюбленной в творчестве мастерицы, выбравшей для себя приоритетным анималистический жанр. В большинстве вышитых композиций мы встречаем опоэтизированное живописное изображение животных и птиц на фоне природы. К выбору композиций для своих работ Мамеева всегда подходила очень ответственно и серьезно, выбирала произведения лучших художников-анималистов, работавших в реалистическом направлении. Используя репродукции живописных и графических работ, а также фотографии известных мастеров, она создавала их прекрасные копии, которые отличались от оригинала только техникой исполнения и размерами.

Для точного воспроизведения рисунка Маргарита Степановна использовала масштабную сетку, чтобы увеличить маленькую иллюстрацию до необходимого ей размера, после чего рисунок переносился на ткань. Благодаря врожденному чувству цвета, профессиональным знаниям и опыту мастерице удавалось в совершенстве передать цветовую гамму копируемых произведений, используя технику художественной глади и большое разнообразие оттенков ниток.

Композиция «Собаки на стойке» выполнена в 1987 году с репродукции акварельной работы известного советского художника-графика Валентина Ивановича Курдова. Он занимался иллюстрацией детских книг о природе таких писателей как В. Бианки, Р. Киплинг, В. Скотт. «Художник рисует энергично, напряженно. Его звери насторожены, готовы к прыжку, схватке. Идеализации, красивому сочинительству здесь нет места» - отмечено в публикации, посвященной творчеству. Действительно, композиция отличается предельным динамизмом и напряженностью сцены охоты. Эти черты переданы не только в стремительном беге собак, но также в некоторых деталях пейзажа: стелющейся по земле траве под сильным порывом ветра, тревожных всполохах рассвета.

Вышивка композиции «Собаки на стойке» выполнена с артистизмом и легкостью, присущими зрелому мастеру. Свободная гладь покрывает всю плоскость тканевой основы, создавая впечатление живописного лессировочного полотна. Цветовое сочетание нитей прекрасно передает колорит оригинала, построенного на полутонах и нюансах. Использование определенных художественных приемов, таких как широкие, размашистые стежки, наложенные в различных, иногда пересекающихся направлениях, контрасты цветовых пятен усиливают ощущение динамизма и тревоги, создают волнующее, экспрессивное настроение.

Надо отметить, что композиция пользовалась большим спросом у любителей искусства, поэтому Мамеева сделала несколько ее копий, одну из которых в 1993 году приобрел музей-заповедник. Это панно, отличающееся от первого только уменьшенными размерами и оформлением, долгие годы украшало стационарную экспозицию декоративно-прикладного искусства в выставочном зале музея. Спустя 14 лет первоначальная композиция также попала в музейные фонды в составе разнообразной коллекции, купленной у в 2007 году.

Одну из лучших своих работ, сюжетную композицию «Лоси» Мамеева вышивала с репродукции одноименной картины русского художника, опубликованной в журнале «Художник», № 3 за 1977 г.. «Степенные долговязые лоси у лесного стога…, - все они так непосредственно и верно живут на холсте, так опоэтизировано их бытие , пропущенное художником через свое сердце…» . Картина, хранящаяся в государственной Третьяковской галерее, покоряет какой-то особой умиротворенностью, величием и мудростью природы. Животные и окружающий их мир находятся в неразрывном единстве и гармонии.

Пейзажист и анималист Алексей Степанович Степанов, живший во второй половине XIX - первой половине XX вв., был незаурядным живописцем, обладавшим редким режиссерским тактом, с которым волшебным образом использовал как бы случайные всплески тускло-розового, лимонного, глубоко-черного в благороднейшей гамме пепельно-серых тонов . Эту же изысканную цветовую гамму постаралась в точности передать, сумев подобрать необходимые тона и сочетания ниток. Несмотря на богатство цветовых нюансов, ей удалось сохранить колористическое единство и цельность в композиции, отвечающих общему настроению работы.

Целая серия работ в технике вышивки посвящена прекрасному и загадочному миру птиц. Это, как правило, небольшие по размеру, камерные композиции, напоминающие скорее беглые зарисовки, нежели законченные произведения. Легкость исполнения и некоторая недосказанность в них не случайны, эти черты соответствуют непоседливому характеру изображенных персонажей, их неуловимости, быстроте реакции и даже среде обитания. Ощущение воздушного пространства, неба и высоты присутствует практически в каждой работе. Даже форма большинства композиций намеренно или интуитивно выбрана в виде круга или овала. Вместе с тем Мамеева с присущей ей аккуратностью и точностью орнитолога передает мельчайшие подробности внешности и характера того или иного вида птиц: размеры, формы, окраску оперения, движения и повадки. Даже пейзаж или его детали в композициях достоверно соответствуют среде обитания определенных птиц. Следует отметить еще одну характерную особенность этой серии: почти везде мы встречаем изображение пары птиц – самца и самочки, которые сидят рядом на ветке, плавают или стоят в воде. Подтверждением тому служат названия работ: «Снегири», «Иволги», «Щеглы», «Пеликаны», «Журавли».

Особняком в серии «птичьих» работ стоит великолепная композиция «Фламинго». В отличие от всех остальных изображений птиц, эта работа достаточно большого размера и представляет собой законченное «живописное» произведение, наполненное особым лирическим настроением, солнечным светом и множеством цветовых оттенков. Это панно положило начало серии вышивок, посвященных птицам. Оно выполнено раньше других, в 1991 году с фотографии Г. Смирнова, опубликованной в одном из журналов.

К наиболее поздним декоративным панно в технике вышивки относятся пейзаж «На джайляу» и «Портрет Абая», выполненные в 1995 году и приуроченные к юбилею великого казахского поэта и просветителя. Эти работы выставлялись в г. Семипалатинске на передвижных выставках декоративно-прикладного искусства, посвященных празднованию 150-летия Абая Кунанбаева и 100-летия Мухтара Ауэзова. Надо отметить, что эти две работы являются исключением в жанровом ряду вышитых произведений Мамеевой, так как они единственные выполнены в «чистом» жанре: пейзажа и портрета. В большинстве же ее вышивок мы встречаем слияние жанров, как правило, пейзажного с анималистическим.

Декоративных вышивок утилитарного назначения в творчестве немного. Среди них особого внимания заслуживают комплект салфеток «Осенние мотивы» и замечательная декоративная скатерть. Для этих изделий характерен единый стиль исполнения, который проявляется в пластичных формах композиции, изящном рисунке веточек смородины и ярком праздничном колорите, основанном на контрастном сочетании зеленых и красных цветов.

Работы в технике аппликации составляют лишь третью часть от всей фондовой коллекции Мамеевой, среди них – два панно, остальные работы практического назначения - декоративные сумочки и наволочки. Аппликации Маргариты Степановны выполнены со свойственным ей высоким профессионализмом, их объединяет ряд характерных особенностей, которые проявляются как в средствах изобразительного языка, так и в технических приемах. Все работы отличаются лаконичной композицией, стилизованным рисунком и орнаментом, продуманностью в подборе цветовых сочетаний тканей. Тонкий художественный вкус мастерицы проявляется во всем – от общего замысла изделия до изысканности мельчайших деталей и отделки. Для закрепления аппликационных форм к фону или основному материалу Мамеева всегда использовала ручные и машинные швы. Кроме того, многие изделия украшены различными отделочными швами, а в сюжетных композициях аппликация гармонично дополнена вышивкой.

Декоративные панно «Чаепитие» и «Сваха» выполнены примерно в одно и то же время – в 1986 и 1987 гг.. Композиции этих работ также найдены мастерицей в литературе, в одном из самых популярных в то время женских журналов – «Советская женщина». Так, репродукция панно «Сваха» была опубликована на 4-ой странице обложки журнала № 2 за 1986 г. Эти композиции во многом схожи, их объединяет тема крестьянского быта и русского гостеприимства. Сюжеты в них просты и незатейливы, в «Чаепитии» - посиделки у самовара двух бабушек-подружек, в «Свахе» - сцена сватовства с обильным угощением. В использовании средств художественной выразительности прослеживается связь с народным искусством: стиль и формы изображения напоминают лубок, а разноцветные и пестрые кусочки тканей, закрепленные ручными стежками, – лоскутное шитье. В отличие от лиричных композиций в технике вышивки, аппликационные панно наполнены добродушным юмором и озорством, населены яркими колоритными образами.

Большой интерес представляют серии декоративных сумочек и наволочек со стилизованным казахским орнаментом. Благодаря профессиональному, творческому подходу автора эти изделия, сохраняя этнографические черты, приобрели новое звучание. Они выглядят стильно и современно, практичны в быту, прекрасно украсят интерьер дома. Привлекает простота и лаконичность форм, изысканность отделки, сдержанность со вкусом подобранного колорита, состоящего всего из двух-трех цветов ткани, и, конечно же, высочайшее мастерство и качество исполнения. Они изготовлены, в основном, из драпа зеленого и красного цветов, которые наиболее часто встречаются в казахском декоративно-прикладном искусстве, для орнамента и отделки использованы либо саржа, либо хлопчатобумажная ткань. И в сумочках, и в наволочках используется всего два вида орнаментов, но в разных композиционных вариациях .

Творческое наследие Маргариты Степановны Мамеевой богато и разнообразно. Будучи профессиональным художником и в совершенстве владея различными техниками вышивки, аппликации, вязания и шитья, она создавала настоящие произведения искусства от маленькой незатейливой салфетки до сложной сюжетной композиции. Мамеева изменила представление о вышивке как о разновидности только домашнего женского рукоделия, раскрыла ее широкие возможности в своих жанровых работах, которые можно смело поставить в один ряд с лучшими живописными произведениями. Ее работы отличались не только высоким профессионализмом, безупречной техникой исполнения, каждое изделие согрето любовью и добрым отношением автора к окружающему миру: природе, людям, животным и растениям. Обладая такими магнетическими свойствами, произведения мастерицы никого не оставляют равнодушными, приковывают к себе внимание зрителей, вызывая у них неподдельный интерес и восхищение.

Источники и литература

1. Архив ВК областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.

2. Богатеева народных орнаментов в детских аппликациях. М., Просвещение, 19с.

3. Гусакова. М., Просвещение, 19с.

4. Калмыков В., Сарабьянов А. и др. Сто памятных дат. Художественный календарь на 1975 г. М., Советский художник, 1974. С. 278-280.

5. Пластов Н. Трогательный русский талант. //Художник. – 1977, №3. С. 46-51.

32 народных мастера Белгородской области награждены удостоверением, нагрудным знаком и денежным поощрением

Удостоверение и знак «Народный мастер Белгородской области» вручили 13-и мастерам декоративно-прикладного творчества, впервые получившим почетное звание, и 19-и, подтвердивших это звание в 2012 году. 13 марта в Белгородском государственном центре народного творчества было многолюдно. В выставочном зале, где экспонировались лучшие работы народных мастеров, гости внимательно изучали талантливые работы народных умельцев - лоскутные панно, деревянные изделия, расписные по металлу подносы, изделия из бисера, глиняные и текстильные игрушки, вышитые крестом старинные рушники и т.д. А народные мастера, словно перед вручением международной премии, с волнением ожидали церемонию награждения и давали местной прессе интервью. Через несколько минут на сцене, где скоморохи и ложкари инструментального коллектива «Везелинка» создавали зрителям русское народное настроение, народных мастеров наградил заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики области - начальник управления культуры области Сергей Иванович Курганский, вручил им удостоверения, нагрудные знаки и денежное поощрение.

Лидия Даренская, мастер декоративно-прикладного творчества по вышивке из города Шебекино, 17 лет шла к званию «Народный мастер Белгородской области». «По профессии я музыкант, а рукоделие - это мое хобби», - рассказывает мастерица. Лидия Васильевна вышивает крестом и гладью, делает мягкую игрушку, аппликацию из ткани. На выставку мастерица привезла девять вышитых рушников - почти все полотна над которыми она работала несколько лет: русские, украинские рушники, дежники. «Рушник вышивать очень сложно, - делится рукодельница. - Это ремесло очень редкое и почти забытое для нашего времени. Несколько лет назад в своих краях я встретила собирательницу фольклора Галину Грезневу и обрела в ней свою наставницу в творчестве. Она и научила меня народному искусству - вышивке рушников». Выбор орнамента для изделий ей подсказывала мудрая землячка. «Выбирая орнаменты, узоры, рисунки для рушника, мастер всегда хочет что-то передать, пожелать людям. Вышитые цветы символизируют счастье, венец - солнце, листья дуба - жизнь, величие», - показывает нам свадебный рушник Лидия Васильевна.

Татьяна Фесина из города Грайворона, в прошлом машинист башенного крана, владеет очень редким в нынешнее время ремеслом. Татьяна Николаевна ткет пояса на бердышке, на крючках или дощечках, плетеные на пальцах и игле, «в бутылку», браным способом или на сволочке. Мастерица добивается огромного разнообразия в декорировании поясов, удачно подбирает цвета нитей и узоры к поясам и ткет их для народных коллективов Грайворонского района.

Ткать узор на ткацком стане - очень сложное занятие, требующее, прежде всего, наличия инструмента и места для его размещения. «Чтобы оттянуть нити назад, я использую специальные дощечки - бральницы. Поэтому это ткачество так и называется - «браное», - рассказывает нам об особенностях старинного ремесла Татьяна Николаевна. - Пояса раньше ткали как приданое для невесты. А еще с древнейших времён пояса были обязательным элементом мужского и женского костюма. Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить по деревне».

… Сегодня в регионе уже 75 мастеров носят почетное звание. Народные мастера навсегда вписаны в историю Белгородчины, они творят благое дело - возрождают и сохраняют традиционную народную культуру региона.

Напомним, звание «Народный мастер Белгородской области» было учреждено в 2008 году Правительством Белгородской области. Сегодня в области более 2000 мастеров, занимающихся художественными ремеслами, большинство из которых - самодеятельные.

Выставка «Народный мастер Белгородской области» будет экспонироваться в выставочном зале Белгородского государственного центра народного творчества» (ул. Широкая, 1).

Анна Воробьева, редактор БГЦНТ.

Март, 2013 г.

Народный мастер Белгородской области

13 марта в Белгородском государственном центре народного творчества состоялась торжественная церемония вручения удостоверений звания «Народный мастер Белгородской области». В этом году этого почетного звания удостоено 13 мастеров Белгородчины. В числе награжденных - мастер Новооскольского Дома ремёсел Рыбакова Яна Владимировна.

Удостоверения, знаки и денежные призы мастерам декоративно-прикладного творчества вручал заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики - начальник управления культуры Белгородской области Сергей Иванович Курганский.

Церемонию вручения наград предварила выставка работ мастеров-номинантов, развернутая в выставочном зале БГЦНТ. Прекрасные работы, выполненные в различных техниках, вызывали искреннее восхищение посетителей. Роспись и резьба по дереву, разнообразная вышивка, лозоплетение, бисероплетение, коклюшечное плетение, изделия из соломки, бересты, тряпичные куклы, лоскутная техника - каждое изделие - настоящее произведение искусства и действительно, работы настоящих Мастеров.

Яне Владимировне дан большой творческий дар. Она с детства любила рисовать. И постоянно училась, совершенствуя свой профессиональный уровень. С успехом окончила отделение ИЗО Новооскольской ДШИ (класс преподавателя Козьменко Л.Г.), затем Алексеевский педагогический колледж по специальности «Учитель изобразительного искусства и черчения». В 2007 году, уже работая в Доме ремёсел, она поступила на заочное отделение Белгородского государственного университета.

Яна мастерски владеет многими жанрами декоративно-прикладного искусства (бумагопластика, роспись по шелку, вышивка бисером), но любимое дело - роспись по дереву.

Мастерица много работает в традиционной русской росписи, среди которой хохломская, мезенская, северодвинская, но и активно развивает авторскую декоративную роспись. И эти работы столь восхитительны, выполнены с таким художественным вкусом, изяществом и мастерством, что просто покорили профессиональное жюри. Именно как мастер росписи по дереву Яна Рыбакова удостоена звания «Народный мастер Белгородской области».

Мы от всей души поздравляем Яну Владимировну с этим почетным званием и желаем новых творческих успехов, талантливых учеников и вдохновения.

Светлана Никулина, Новооскольский район.

Март, 2013 г.

Мастера Старооскольского Дома ремесел показали высший пилотаж на Липецкой земле

13-14 марта мастер ДПИ Старооскольского Дома ремесел Екатерина Кравченко и ученица детской студии «Живая глина» Карина Никишина приняли участие в Межрегиональной выставке традиционной глиняной игрушки «Древние образы глиняной игрушки в творчестве современных народных мастеров». Эта выставка проводилась в рамках федеральной целевой программы «Культура России» на Липецкой земле в ОБУК «Областной центр романовской игрушки».

Работы Кравченко Е.К. и Никишиной Н.Н. ярко представляли заявленную тему: «Женщина, птицы, кони», так как традиционная Старооскольская глиняная игрушка совмещает в себе женские образы, образы птиц и животных. Отбор представленных игрушек проводил выставочный комитет, состоящий из специалистов по декоративно-прикладному искусству в городе Липецке.

Открытие выставки состоялось в выставочном зале Областного Центра Романовской Игрушки. Тёплый приём оказали хозяева ОЦРИ, местные мастера с удовольствием делились ценной и интересной информацией о приёмах лепки глиняной игрушки и гончарном ремесле.

Особый интерес вызвала у гостей выставки научно-практическая конференция «Проблемы современной традиционной глиняной игрушки», где каждый докладчик рассказал об основных насущных проблемах своего промысла. Участники из Липецка, Пензы, Калуги, Тамбова, Воронежа, Старого Оскола, Белгорода, Курска и Орла озвучили интереснейшие статьи, где выявляли главную проблематику в возрождении, сохранении и развитии традиционной глиняной игрушки.

Наши мастерицы посетили экскурсию по городу Липецку, а также участвовали в мастер-классах по гончарной посуде (Ильина С.В.), текстильной кукле (Гришина С.А.), лепке романовской игрушки (Маркин В.В.).

В завершении основных мероприятий все мастера, участвующие в выставке, открыли ярмарку-продажу глиняных игрушек. Туристическая группа могла приобрести филимоновскую, суджанскую, абашевскую, старооскольскую, романовскую и другие глиняные игрушки. Здесь звучала и соловьиная трель свистульки, и гул больших окарин.

Старооскольский Дом ремёсел выражает благодарность учредителям и организаторам выставки и с удовольствием примет участие в дальнейших межрегиональных мероприятиях, посвящённых традиционной глиняной игрушке.

Старооскольский район.

Март, 2013 г.

Текстильная мозаика Людмилы Подгорной всегда функциональна

В Ракитянском районе давно работает мастерица по лоскутному шитью Подгорная Людмила Николаевна. С детства она соприкасалась с вещами, изготовленными искусными руками народных мастериц. В семье Подгорных много лет бережно хранилось лоскутное одеяло, сшитое прабабушкой. Все это исподволь формировало в мастере чуткое, трепетное отношение к народному искусству, понимание его эстетических канонов. Выучившись на швею, она приобрела необходимые навыки для воплощения своих творческих идей. Работа в Доме ремесел дала ей возможность как создавать авторские работы, так и передавать свои знания ученикам.

С 2000 года Людмила Николаевна активно участвовала в районных и областных выставках и фестивалях с работами, которые всегда демонстрировали ее мастерство в создании композиции, в гармоничном колористическом решении, ее бережное отношение к народным традициям. В своем творчестве мастер использует не только технику традиционного для России лоскутного шитья, но и работает в современном «квилтинге», который соединяет в себе многие изобразительные приемы работы с текстилем. Интересные эффекты создаются мастером при использовании тканей разных фактур, например, атласа и ситца.

Текстильная мозаика Людмилы Подгорной всегда функциональна, ее работы применимы в повседневной жизни. Это одеяла, покрывала, шторы, скатерти, салфетки, способные украсить своим многоцветьем любой интерьер.

В 2012 году Подгорная Людмила Николаевна удостоилась звания «Народный мастер Белгородской области» за талант, мастерство и педагогическую работу. Секреты искусства лоскутной техники у мастера перенимают ее юные ученики в кружках «Чудесные мгновения» и «Рукодельница». По индивидуальной программе Людмила Подгорная обучает детей из коррекционной школы-интерната, а также проводит мастер-классы для широкого круга людей, интересующихся народными ремеслами.

Уроки мастера учат видеть и создавать великолепие предметного мира, понимать взаимосвязь красоты и пользы. Это еще и уроки народной культуры, исподволь воспитывающие патриотизм. Это та духовность, которую рождает декоративно-прикладное творчество.

Зотова И.П., старший научный сотрудник ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества».

Апрель, 2013 г.

Мастера Старооскольского Дома ремесел - в

XIII межрегиональной универсальной оптово-розничной

Курской Коренской ярмарке

С 5 по 7 июля в Курске проходила XIII межрегиональная универсальная оптово-розничная Коренская ярмарка. Она расположилась около Святых ворот мужского монастыря в местечке Свобода. Перед началом официального открытия ярмарки на площади перед монастырем Рождества Пресвятой Богородицы прошёл молебен перед иконой Божией Матери «Знамение».

В настоящее время Коренская ярмарка является главным выставочно-ярмарочным мероприятием Курской области и получила широкую известность далеко за ее пределами. Широкая география участников Курской Коренской ярмарки и федеральный статус мероприятия подчеркивают её уникальность. За 13 лет Курская Коренская ярмарка стала интернациональной: в м. Свобода съезжаются участники из Украины, Белоруссии, Сербии, Польши, Болгарии, Чехии, Вьетнама, Казахстана, Израиля, Молдовы, Ирака, Эстонии, Венгрии, Словакии, Италии, Анголы.

Количество участников ярмарки также постоянно увеличивается, в этом году в Курской области собралось свыше шести тысяч гостей и участников. Свою продукцию, технологии, интеллектуальные, инвестиционные и другие возможности продемонстрировали более 1 500 предприятий и организаций промышленности, агропромышленного комплекса, строительства и стройиндустрии, машиностроения и автомобилестроения, энергетики, пищевой и перерабатывающей отраслей, химической и лёгкой промышленности, малого и среднего бизнеса, науки, культуры.

На ярмарке прошли традиционные выставки подворий области. Город Старый Оскол представляли МБУК «Старооскольский Дом ремесел» и МБУК «Цент декоративно-прикладного творчества».

Дом ремесел представляли мастерицы ДПТ - народный мастер Белгородской области Шаталова Л.Ю. и мастер ДПТ Кравченко Е.К. Яркие, колоритные работы мастериц гармонично вписались в длинные ряды ярмарки народного творчества. Мастерицы представляли работы, выполненные в традиционных техниках, по восьми направлениям:традиционная тряпичная и авторская кукла, войлочные украшения и «жизнерадостные» сувениры, изделия в технике лоскутного шитья - гаманки, сумки и декоративное панно, традиционная старооскольская глиняная игрушка.

Шаталова Е.Ю., методист МБУК «Старооскольский Дом ремесел».

Июль, 2013 г.

Куклы от Майи Сысоевой

18, 19 октября на базе Старооскольского Дома ремесел состоялись мастер-классы Народного мастера России Майи Сысоевой "Экспедиционные куклы Вологодской области».

Майя Сысоева — одна из ведущих кукольниц в традиционной тематике. Она проводит научные этнографические экспедиции по вологодским деревням, разрабатывает авторские куклы на основе традиционных образов. Её куклы хранятся в коллекциях этнографических музеев и православных монастырей.

Мастер-классы собрали маститых и начинающих мастериц из Старого Оскола, Губкина, Белгорода. Темой работы стали традиционные куклы Севера России.

Сысоева познакомила собравшихся с приемами изготовления зольной куклы, куклы пограничья Костромской и Вологодской областей, куклы закрутки, куклы «папа-мама», «семья», череповецкой парочки, куклы скрутка с перегибом.

Майя Анатольевна покорила всех своим непревзойденным мастерством, обаянием и многочисленными рассказами об экспедициях по вологодским деревням.

Творческая встреча удалась на славу, мастерицы смогли почерпнуть много новых приемов и сюжетов, а также окунуться в бескрайний кукольный мир.

Старооскольский Дом ремёсел.

Октябрь, 2013 г.

Мастерица-волшебница

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Народное массовое искусство остается очень важным наполнителем свободного времени современного подростка, ребёнка и средством реализации его творческих амбиций. А рукотворная природа и положительная энергетика, добрый взгляд и талант мастера, несомненно, главная ценность произведений народного искусства. К таким мастерам относится мастер декоративно-прикладного творчества Дома ремёсел МБУК «Волоконовский РДК» Лотохова Елена Ивановна.

Елена Ивановна - мастер, работающий по нескольким жанрам декоративно-прикладного творчества: изонить, вязание спицами и крючком, вышивка атласными лентами, лоскутная техника, мягкая игрушка, кукла-самокрутка, аппликация из ткани. Одним из важных направлений в работе с детьми Елена Ивановна ставит развитие их познавательной сферы, которая открывает ребенку огромное окно в мир знаний, мир удивительных открытий, прививает любовь к художественному творчеству, воспитывает чувство красоты, развивает творческие способности, их воображение, мелкую моторику рук. На занятиях участники кружка делают поделки и дарят родителям, сделанные своими руками. Организовывают выставки детских работ, мастер-классы для учащихся школ посёлка. Множество работ разной направленности украшают комнату Дома ремёсел: это сувенирная продукция, обереги, картины. Разнообразие оберегов: на богатство, на счастье, благополучие, на рождение деток, здоровье.

Елена Ивановна - участница районных, межрайонных и областных выставок (I межрайонный фестиваль-состязание «Я - русский крестьянин!», II межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Казачий круг», фестиваль-ярмарка «Белгородская слобода», фестиваль «Золотая подкова»- презентация туриско-рекреационного потанцевала с элементами событийного туризма Волоконовского района, IX Международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень»).

Волоконовский район.

Опубликовано 03.02.2017 15:06

Владимир Петрович родился в селе Новоглебовка Саратовской области. Семья переехала в 1973году в хутор Верхнесоленый Веселовского района, Ростовской области, где он окончил среднюю школу в 1987 г. После окончание школы поступил на водительские курсы. С 1988 г. по 1990 г. служил в рядах Советской армии в танковых войсках. После армии работал водителем в колхозе имени Ленина Веселовского района. Попал в автомобильную катастрофу где получил тяжёлую травму позвоночника. Находясь в инвалидном кресле построил дом, столярный цех, занимался изготовлением окон и дверей, стульев и др.

С 2011 г. стал заниматься резьбой по дереву.Владимир Петрович изготавливает шкатулки, кубки. Для резьбы использует дерево: тополь, липа, орех. Его работы украшают определенные композиции клинообразные выемки, которые различны по размерам, глубине, по геометрии углов. На его изделиях большое количество граней, их исполнение требует большего мастерства. Также он изготавливает рамочки для икон. Иконы вышивает бисером. Для изготовления своих работ, геометрические эскизы придумывает сам, и пользуется видео и фото материалами пользуясь сети Интернет.

Его работы несут огромное влияние в дело преемственности и развитие народных традиций. Деятельность мастера оказывает большую роль в деле возрождения ремесел. Владимир Петрович имеет небольшой период занятия ремеслом, но благодаря его способности к самообразованию трудолюбию, наличие интереса к культурному наследию страны, его работы могут соперничать с именитыми мастера и его работы вызывают огромный интерес не только у жителей Верхнесоленовского сельского поселения, но и жителей Веселовского района.

Директор МБУК ВСП «Верхнесолновский СДК» Л.В. Гречко