Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  Униженные и оскорбленные часть 1 художественный анализ. «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского

Униженные и оскорбленные часть 1 художественный анализ. «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского

Сила и величие русских классиков XIX века заключалась в глубоком демократизме, в гуманистическом пафосе их творений, в бескомпромиссном служении истине. «Сердце русского писателя,- утверждал М. Горький,- было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны...»

Эти слова полностью можно отнести к Достоевскому - писателю, которого Томас Мани назвал первым психологом мировой литературы.

Возросший в наши дни интерес к творчеству Достоевского не случаев. В его романах и повестях дана сокрушительная критика буржуазного строя России, запечатлены глубокое сочувствие угнетенному народу, вера в его светлое будущее. Власть денег, попрание человеческого достоинства, бредовые идеи «вседозволенности» - все это смело разоблачает Достоевский в 60-70-х годах XIX века. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме . Часть 1.. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Произведения писателя отличает страстный гуманистический пафос - сочувствие и сострадание «униженным и оскорбленным».

Некоторые современные ученые на Западе пытаются доказать, что Достоевский - певец отчаяния, проповедующий неверие в человека, что он якобы родоначальник нынешних упадочнических литературных течений.

Русские литературоведы в ряде книг и статей, в докладах на состоявшемся в 1972 году в Венеции конгрессе, посвященном проблеме «Достоевский в сознании современного человека», убедительно опровергли все эти домыслы и раскрыли подлинный облик великого русского гуманиста и обличителя буржуазного общества.

Одним из главных вопросов, волновавших Достоевского па протяжении всей его жизни, была в человеке. Писатель рассматривал зло как порождение частнособственнического мира. Отсюда его страстная критика буржуазности, отрицание капиталистических принципов: торгашества, наживы, поклонения «золотому тельцу». Все это мы видим в «Зимних заметках о летних впечатлениях», «Преступлении и наказании», «Идиоте», «Братьях Карамазовых».

В то же время Достоевский верил в добрые начала человеческой природы, всю жизнь вынашивал п лелеял идею о будущем совершенном, справедливом устройстве общества. Эту гуманистическую идею проповедуют его положительные герои - Мышкин, Алеша Карамазов, она пронизывает письма и дневники самого Достоевского. Путь к осуществлению «золотого века» человечества писатель видел в моральном факторе: человек должен усовершенствовать свою собственную природу, осознать ответственность перед другими людьми за построение земной гармонии и бескорыстно трудиться на общее благо. В наши дни, когда социальные препятствия к построению нового общества устранены, мысли Достоевского о моральной ответственности человека за себя, за других и за будущее приобретают особую актуальность.

«Достоевский ни у нас, ни на Западе еще не умер потому, что не умер капитализм и тем менее умерли его пережитки (если говорить даже о пашей стране). Отсюда важность внимательного рассмотрения всех проблем трагической «достоевщины»,- заключал свою статью о Достоевском А. В. Луначарский.

И действительно, романы Достоевского, разоблачающие всевозможные формы насилия и угнетения, не могут умереть до тех пор, пока существует капитализм со всеми его уродствами и темными силами, которые сопротивляются и препятствуют появлению нового. «Новое общество,- писал критик-марксист В. В. Воровский,- не рождается из старого совсем готовым, чистеньким и хорошеньким, как бабочка, выскочившая из куколки. Глубокие материальные основы грядущего наталкиваются на отсталый, противоречащий им строй идеологии, особенно моральных понятий, господствующих в обществе. Они подтачивают их, как вешние воды подтачивают снег. Но пока новые моральные и вообще идеологические представления, соответствующие новому строю жизни, твердо оформятся и установятся,- царит хаос, смесь старого бурелома и новых побегов, нет твердых нравственных начал, нет того внутреннего критерия добра и зла, который руководил бы деятельностью личностей и масс».

В. В. Воровский писал о дореволюционной России, но эти строки можно целиком отнести к современному Западу и в какой-то мере ими объяснить причину интереса западного читателя к Достоевскому. Если в обществе «царит хаос, смесь старого бурелома и новых побегов», если утрачены твердые нравственные начала, если нет морального компаса, в такие моменты человек раздваивается, теряет границы добра и зла, он мечется, ищет выхода, и тут ему приходит на помощь писатель, который давно размышлял над теми же проблемами, которого волновала нравственная анархия общества и который великолепно запечатлел и заклеймил ее в своих романах.

Ко всему этому следует прибавить, что Достоевский - величайший художник слова, мастерство которого стоит на уровне знаменитых классиков мировой литературы. Исповеди его героев, тонкие портретные характеристики, напряженные диалоги - философские поединки - все это вошло в сокровищницу русской и мировой литературы как неоценимое богатство.

Каково же место Ф. М. Достоевского в русском литературном процессе XIX века? Каково значение его романа «Униженные и оскорбленные»?

В русском обществе накануне революционной ситуации 1859-1861 гг. четко обозначились две исторические тенденции - либеральная и демократическая. В столкновении их, естественно, участвовали две силы: либералы-дворяне и демократы-разночинцы. Если говорить о русской литературе, то представителями первой тенденции были И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, второй- Н. Г. Чернышевский, П. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. Г. Помяловский.

Напротив, писатели демократического лагеря, разоблачая темные стороны действительности, добились успехов в создании положительных идеалов. Так Н. Г. Чернышевский, в строгом соответствии с исторической правдой, сумел в романе «Что делать?» запечатлеть различные, четко очерченные типы «новых людей» (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Рахметов).

Эта линия получила дальнейшее развитие в творчестве писателей-семидесятников.

Особое место между писателями обозначенных лагерей занимал Ф. М. Достоевский. «Все его повести и романы,- писал о нем А. В. Луначарский,- огненная река его собственных переживаний. Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде...»

Необходимо сразу сказать о двойственности, противоречивости Достоевского. С одной стороны - протест против социальной несправедливости, которую он видел повсюду, против угнетения человека человеком, против власти денег; с другой - проповедь смирения, вера в примирение всех противоречий с помощью христианской религии. Эту двойственность Достоевского можно обнаружить в той или иной степени почти во всех его произведениях, начиная от его первого романа «Бедные люди» (1845) и кончая «Братьями Карамазовыми».

Обладая чутким сердцем, Достоевский болезненно отзывался на страдания униженных и оскорбленных, которые всею силою души ненавидели хозяев помещичье-буржуазного общества. Но многие из этих униженных и оскорбленных стояли в стороне от освободительной борьбы, искали выхода в религии, в любви к ближнему. Все это нашло отражение в творчестве Достоевского.

Личная писателя сложилась драматично.

В 40-х годах Достоевский увлекается учением социалистов-утопистов, сближается с петрашевцами и на одном из заседаний кружка Петрашевского читает запрещенное тогда письмо В. Г. Белинского Гоголю. Именно за это он был в 1849-году арестован и приговорен к смертной казни. После того как писатель был подвергнут оскорбительному обряду гражданской казни-возведен на эшафот, царь «милостиво» заменил смертный приговор ссылкой в Сибирь. Четыре года пробыл Достоевский на каторге и шесть лет в линейном батальоне Семипалатинска, на военной службе. И все это время был лишен возможности участвовать в литературной жизни. Лишь в конце 1859 года он возвратился из Сибири в Петербург и мог возобновить литературную работу.

В эти годы классовая борьба в России резко обострилась. Готовилась реформа 1861 года. В обществе шли ожесточенные споры. Спорили о том, какими путями пойдет развитие страны с отменой крепостного права, во что выльются предстоящие реформы, возможна ли в России крестьянская революция.

К этому времени Достоевский глубоко познал социальную несправедливость, царящую в обществе, изучил быт и нравы среднего класса - мелкого чиновничества и мещанства, особенно же хорошо представлял себе жизнь социальных низов - городской бедноты. И это не могло не сказаться на его умонастроении, а затем и на его творчестве. «Социальное положение Достоевского, загнавшее его в общественные низы, давшее ому отведать горечь существования униженных и оскорбленных, вместе с его необыкновенной чуткостью, способностью страдать и сострадать, не могли не толкнуть его в молодости на путь достаточно яркого протеста, на путь мечтаний о радикальной реформе всего общественного уклада»,- писал А. В. Луначарский.

В начале 60-х годов Достоевский написал четыре больших произведения: «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные».

Роман «Униженные и оскорбленные» впервые был опубликован в 1861 году в журнале «Время» (№ 1 - 7). В статье «Забитые люди» Добролюбов назвал Достоевского «одним из замечательнейших деятелей нашей литературы», а его роман «Униженные и оскорбленные» - лучшим литературным явлением года. Критик отметил, что новое. произведение Достоевского, как и первый его роман «Бедные люди», принадлежит к тому «гуманическому» направлению, которое начал Гоголь - основатель «натуральной школы» в русской литературе. «В произведениях г. Достоевского,- писал Добролюбов,- мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе».

Действие романа «Униженные и оскорбленные» происходит в 40-х годах, но яркая антикапиталистическая направленность его свидетельствует о том, что Достоевский тонко чувствовал и реалистически воспроизводил и политическую атмосферу 60-х годов: в романе изображен Петербург с его вопиющими социальными противоречиями и контрастами, говорится о спорах по поводу вводимых правительством реформ, запечатлена тревога подымающейся демократии о судьбах униженных и оскорбленных. Именно в этом сильная сторона романа. «Люди, которых человеческое достоинство оскорблено,- писал Добролюбов,- являются нам у г. Достоевского в двух главных типах: кротком и ожесточенном». Кроткие - это те, кто не протестует, а смиряется со своим униженным положением (Наташа Ихменева, ее отец Николай Сергеевич). Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости, существующей в мире. Но этот бунт трагичен, ибо он приводит их к гибели, как это происходит с девочкой-подростком - Нелли.

Такому разделению героев в романе соответствуют и две параллельные сюжетные линии его: первая - история семьи Ихменевых, вторая - трагическая судьба семьи Смитов. Первая сюжетная линия продолжает традицию русской сентиментальной литературы XIX века. Достоевский повествует о том, как дочь мелкопоместного дворянина Ихменева - Наташа, влюбившись в сына князя Валковского - Алешу и не получив родительского благословения, уходит к нему из дома. И за ото ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую дочь графини Катю и по настоянию своего отца женится на ней. Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах Наташа возвращается к своим бедным родителям, и отец после долгих и мучительных колебаний прощает ее. На семью Ихменевых обрушиваются все силы зла. Унижен и оскорблен отец Наташи - Николай Сергеевич. Этого доброго, доверчивого человека, который приютил в своем доме Алешу и навел порядок в разоренном княжеском имении, князь Валковский обвиняет в мошенничестве; он безжалостно изгоняет Ихменева, как только тот становится более не нужен ему. Страдания Ихменева усугубляются его конфликтом с дочерью: для Николая Сергеевича уход Наташи из дома - позор.

Если домашнее задание на тему: » Роман Униженные и оскорбленные. Часть 1. – художественный анализ. Достоевский Фёдор Михайлович оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

Прошлого года, двадцать второго марта, вечером, со мной случилось престранное происшествие. Весь этот день я ходил по городу и искал себе квартиру. Старая была очень сыра, а я тогда уже начинал дурно кашлять. Еще с осени хотел переехать, а дотянул до весны. В целый день я ничего не мог найти порядочного. Во-первых, хотелось квартиру особенную, не от жильцов, а во-вторых, хоть одну комнату, но непременно большую, разумеется вместе с тем и как можно дешевую. Я заметил, что в тесной квартире даже и мыслям тесно. Я же, когда обдумывал свои будущие повести, всегда любил ходить взад и вперед по комнате. Кстати: мне всегда приятнее было обдумывать мои сочинения и мечтать, как они у меня напишутся, чем в самом деле писать их, и, право, это было не от лености. Отчего же?

Еще с утра я чувствовал себя нездоровым, а к закату солнца мне стало даже и очень нехорошо: начиналось что-то вроде лихорадки. К тому же я целый день был на ногах и устал. К вечеру, перед самыми сумерками, проходил я по Вознесенскому проспекту. Я люблю мартовское солнце в Петербурге, особенно закат, разумеется в ясный, морозный вечер. Вся улица вдруг блеснет, облитая ярким светом. Все дома как будто вдруг засверкают. Серые, желтые и грязно-зеленые цвета их потеряют на миг всю свою угрюмость; как будто на душе прояснеет, как будто вздрогнешь и кто-то подтолкнет тебя локтем. Новый взгляд, новые мысли... Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!

Но солнечный луч потух; мороз крепчал и начинал пощипывать за нос; сумерки густели; газ блеснул из магазинов и лавок. Поровнявшись с кондитерской Миллера, я вдруг остановился как вкопанный и стал смотреть на ту сторону улицы, как будто предчувствуя, что вот сейчас со мной случится что-то необыкновенное, и в это-то самое мгновение на противоположной стороне я увидел старика и его собаку. Я очень хорошо помню, что сердце мое сжалось от какого-то неприятнейшего ощущения и я сам не мог решить, какого рода было это ощущение.

Я не мистик; в предчувствия и гаданья почти не верю; однако со мною, как, может быть, и со всеми, случилось в жизни несколько происшествий, довольно необъяснимых. Например, хоть этот старик: почему при тогдашней моей встрече с ним, я тотчас почувствовал, что в тот же вечер со мной случится что-то не совсем обыденное? Впрочем, я был болен; а болезненные ощущения почти всегда бывают обманчивы.

Старик своим медленным, слабым шагом, переставляя ноги, как будто палки, как будто не сгибая их, сгорбившись и слегка ударяя тростью о плиты тротуара, приближался к кондитерской. В жизнь мою не встречал я такой странной, нелепой фигуры. И прежде, до этой встречи, когда мы сходились с ним у Миллера, он всегда болезненно поражал меня. Его высокий рост, сгорбленная спина, мертвенное восьмидесятилетнее лицо, старое пальто, разорванное по швам, изломанная круглая двадцатилетняя шляпа, прикрывавшая его обнаженную голову, на которой уцелел, на самом затылке, клочок уже не седых, а бело-желтых волос; все движения его, делавшиеся как-то бессмысленно, как будто по заведенной пружине, – все это невольно поражало всякого, встречавшего его в первый раз. Действительно, как-то странно было видеть такого отжившего свой век старика одного, без присмотра, тем более что он был похож на сумасшедшего, убежавшего от своих надзирателей. Поражала меня тоже его необыкновенная худоба: тела на нем почти не было, и как будто на кости его была наклеена только одна кожа. Большие, но тусклые глаза его, вставленные в какие-то синие круги, всегда глядели прямо перед собою, никогда в сторону и никогда ничего не видя, – я в этом уверен. Он хоть и смотрел на вас, но шел прямо на вас же, как будто перед ним пустое пространство. Я это несколько раз замечал. У Миллера он начал являться недавно, неизвестно откуда и всегда вместе с своей собакой. Никто никогда не решался с ним говорить из посетителей кондитерской, и он сам ни с кем из них не заговаривал.

«И зачем он таскается к Миллеру, и что ему там делать? – думал я, стоя по другую сторону улицы и непреодолимо к нему приглядываясь. Какая-то досада – следствие болезни и усталости, – закипала во мне. – Об чем он думает? – продолжал я про себя, – что у него в голове? Да и думает ли еще он о чем-нибудь? Лицо его до того умерло, что уж решительно ничего не выражает. И откуда он взял эту гадкую собаку, которая не отходит от него, как будто составляет с ним что-то целое, неразъединимое, и которая так на него похожа?»

Этой несчастной собаке, кажется, тоже было лет восемьдесят; да, это непременно должно было быть. Во-первых, с виду она была так стара, как не бывают никакие собаки, а во-вторых, отчего же мне, с первого раза, как я ее увидал, тотчас же пришло в голову, что эта собака не может быть такая, как все собаки; что она – собака необыкновенная; что в ней непременно должно быть что-то фантастическое, заколдованное; что это, может быть, какой-нибудь Мефистофель в собачьем виде и что судьба ее какими-то таинственными, неведомыми путами соединена с судьбою ее хозяина. Глядя на нее, вы бы тотчас же согласились, что, наверно, прошло уже лет двадцать, как она в последний раз ела. Худа она была, как скелет, или (чего же лучше?) как ее господин. Шерсть на ней почти вся вылезла, тоже и на хвосте, который висел, как палка, всегда крепко поджатый. Длинноухая голова угрюмо свешивалась вниз. В жизнь мою я не встречал такой противной собаки. Когда оба они шли по улице – господин впереди, а собака за ним следом, – то ее нос прямо касался полы его платья, как будто к ней приклеенный. И походка их и весь их вид чуть не проговаривали тогда с каждым шагом:

Стары-то мы, стары, господи, как мы стары!

Помню, мне еще пришло однажды в голову, что старик и собака как-нибудь выкарабкались из какой-нибудь страницы Гофмана, иллюстрированного Гаварни, и разгуливают по белому свету в виде ходячих афишек к изданью. Я перешел через улицу и вошел вслед за стариком в кондитерскую.

В кондитерской старик аттестовал себя престранно, и Миллер, стоя за своим прилавком, начал уже в последнее время делать недовольную гримасу при входе незваного посетителя. Во-первых, странный гость никогда ничего не спрашивал. Каждый раз он прямо проходил в угол к печке и там садился на стул. Если же его место у печки бывало занято, то он, постояв несколько времени в бессмысленном недоумении против господина, занявшего его место, уходил, как будто озадаченный, в другой угол к окну. Там выбирал какой-нибудь стул, медленно усаживался на нем, снимал шляпу, ставил ее подле себя на пол, трость клал возле шляпы и затем, откинувшись на спинку стула, оставался неподвижен в продолжение трех или четырех часов. Никогда он не взял в руки ни одной газеты, не произнес ни одного слова, ни одного звука; а только сидел, смотря перед собою во все глаза, но таким тупым, безжизненным взглядом, что можно было побиться об заклад, что он ничего не видит из всего окружающего и ничего не слышит. Собака же, покрутившись раза два или три на одном месте, угрюмо укладывалась у ног его, втыкала свою морду между его сапогами, глубоко вздыхала и, вытянувшись во всю свою длину на полу, тоже оставалась неподвижною на весь вечер, точно умирала на это время. Казалось, эти два существа целый день лежат где-нибудь мертвые и, как зайдет солнце, вдруг оживают единственно для того, чтоб дойти до кондитерской Миллера и тем исполнить какую-то таинственную, никому не известную обязанность. Засидевшись часа три-четыре, старик, наконец, вставал брал свою шляпу и отправлялся куда-то домой. Поднималась и собака и, опять поджав хвост и свесив голову, медленным прежним шагом машинально следовала за ним. Посетители кондитерской наконец начали всячески обходить старика и даже не садились с ним рядом, как будто он внушал им омерзение. Он же ничего этого не замечал.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Повествование в "Униженных и оскорбленных" ведется от первого лица. Иван Петрович - начинающий бедный петербургский литератор, разночинец - является одновременно рассказчиком и действующим лицом романа . Образ этот отчасти носит автобиографический характер . Рассказ о литературном дебюте Ивана Петровича, восторженная оценка его первого романа "критиком Б." (т. е. В. Г. Белинским), взаимоотношения молодого писателя с его "антрепренером" (издателем) - эти и некоторые другие факты восходят к биографии молодого Достоевского.

В "Униженных и оскорбленных" романист отказался от соблюдения строгого хронологического принципа, характерного для его последующих романов. Хронология романа сбивчива, а исторический фон, на котором совершаются события, условен.

"Униженные и оскорбленные" - первый большой роман Достоевского после каторги. В нем отразилась идейно-художественная эволюция писателя, вынесшего из Сибири убеждение о трагической оторванности передовой русской интеллигенции от "почвы", неверие в революционный путь преобразования русской действительности.

Иван Петрович изображен как литератор школы Белинского и идейный единомышленник критика. Однако тот гуманистический идеал братства, добра и справедливости, которому верен герой, в отличие от идеалов Белинского не носит активного, действенного характера. Отношение героев к литературному первенцу Ивана Петровича как бы служит критерием их нравственной сущности. Гуманистический пафос "Бедных людей" близок Ихменевым, но совершенно чужд Валковскому, способному испытывать к обездоленному "маленькому человеку" лишь чувство высокомерного презрения, свойственного аристократической среде.

Описываемые в романе события происходят в Петербурге. Писатель стремился к точному воспроизведению топографии северной столицы. Антикапиталистическая тема, трактуемая Достоевским с гуманистических позиций, проходит через весь роман.

История Нелли позволила Достоевскому изобразить петербургские трущобы и притоны с их обитателями, жизнь городского социального "дна", где господствуют нищета, болезни, пороки, преступления. "Маленький человек", затерявшийся в этом страшном мире, обречен на нищету, позор, физическую и нравственную гибель. Не менее трагичны судьбы и других героев романа, "униженных и оскорбленных". Гибнут ограбленные и обманутые Валковским мать и дедушка Нелли; несчастья обрушились на семью Ихменевых, разоренную и опозоренную тем же Валковским; разрушились личная жизнь и литературные планы Ивана Петровича.

Всесильное и торжествующее зло представлено в романе князем Валковским, у которого, по меткому замечанию Н. А. Добролюбова, "душа совсем вынута". Валковский - теоретик и практик откровенного, цинического, хищнического эгоизма и индивидуализма. К этой зловещей фигуре тянутся все сюжетные линии романа. Он причина несчастий и страданий "униженных и оскорбленных".

Валковский - новый для писателя тип. Этот герой-идеолог - литературный предшественник более сложных и художественно совершенных героев того же плана - "подпольного парадоксалиста", Раскольникова, Свидригайлова, Ставрогина. Образ Валковского еще не обладает той психологической и философской усложненностью, которая свойственна, например, наиболее ему родственным Свидригайлову и Ставрогину, в душах которых, однако, происходит мучительная борьба между злом и добром .

Образ князя Валковского имеет определенные аналогии в западноевропейских литературах - в произведениях Шодерло де Лакло, маркиза де Сада, Шиллера, Гофмана, Э. Сю, Ф. Сулье, Бальзака. Деньги для Валковского - главный двигатель и вершитель человеческих судеб. Причем князь - гедонист, стремящийся наслаждаться жизнью, к которой он относится потребительски. "Жизнь -- коммерческая сделка, -- утверждает в беседе с Иваном Петровичем Валковский, -- даром не бросайте денег, но, пожалуй, платите за угождение, и вы исполните все свои обязанности к ближнему, -- вот моя нравственность <...> Идеалов я не имею и не хочу иметь <...> В свете можно так весело, так мило прожить и без идеалов...".

Если Валковский принадлежит к "хищному типу", то его сын Алеша относится к числу добрых, но слабых, безвольных людей. Детскость, простодушие, "невинность" придают Алеше своеобразное обаяние и отчасти роднят его с Алешей Карамазовым. В противоположность отцу Алеша не является сознательным носителем зла, однако его бездумный эгоизм, легкомыслие, безответственность в своих поступках объективно содействуют злу.

Рисуя мир "униженных и оскорбленных", Достоевский не идеализирует внутренних возможностей своих героев. Это не только хорошие, благородные, несчастные и страдающие люди, достойные любви и участия. Они в то же время нравственно больны, ущербны, потому что постоянное оскорбление человеческого достоинства не проходит безнаказанно, но калечит душу человека, озлобляет его.

Эгоизм разъединяет, разобщает даже самых близких, дорогих друг другу людей (семья Ихменевых), препятствует их человеческому взаимопониманию и единению. Валковский -- носитель самого страшного - хищнического, цинического, волчьего эгоизма. Алеша Валковский и Катя представляют в романе эгоизм наивный, непосредственный. Наташе присущ эгоизм больной, исключительной, жертвенной любви к недостойному избраннику, делающий ее глухой к страданиям близких людей (родителей, Ивана Петровича). Ей же, как и Нелли, в высшей степени свойствен эгоизм страдания, в котором она гордо и ожесточенно замыкается. Эгоизм страдания характерен также для старика Ихменева и отчасти для Ивана Петровича .

Разумеется, Достоевский понимал, что подобное нравственное единение не уничтожает социального зла, которое в романе торжествует в лице Валковского. В финале романа - трагически разрушенные судьбы его героев. Писатель-гуманист правдиво показал трагически неразрешимые конфликты своей эпохи.

Наиболее обстоятельный и содержательный анализ романа "Униженные и оскорбленные" дан в известной статье Н. А. Добролюбова "Забитые люди", опубликованной в сентябрьской книжке "Современника" за 1861 г.

Добролюбов отнес роман Достоевского к "лучшим литературным явлениям года" и с сочувствием упомянул о приверженности Достоевского "гуманистическому" направлению 1840-х годов.

Добролюбов отметил, что в "Униженных и оскорбленных" "очень много живых, хорошо отделанных частностей, герой романа, хоть и метит в мелодраму, но по местам выходит недурен, характер маленькой Нелли обрисован положительно хорошо, очень живо и натурально очеркнут также характер старика Ихменева. Все это дает право роману на внимание публики".

Однако в целом роман не удовлетворил критика, заявившего, что "Униженные и оскорбленные" - "ниже эстетических требований".

К числу художественных неудач романа Добролюбов относит образ главного героя, который, по мнению критика, из "всех униженных и оскорбленных <...> унижен и оскорблен едва ли не более всех". "Действие романа, - замечает критик, - продолжается какой-нибудь месяц, и тут Иван Петрович беспрерывно на побегушках <...> Но вот и все; что именно у него на душе, мы этого не знаем, хотя и видим, что ему нехорошо . Словом, перед нами не страстно влюбленный, до самопожертвования любящий человек <...> перед нами просто автор, неловко взявший известную форму рассказа, не подумав о том, какие она на него налагает обязанности. Оттого тон рассказа решительно фальшивый, сочиненный ; и сам рассказчик, который, по сущности дела, должен бы быть действующим лицом, является нам чем-то вроде наперсника старинных трагедий". Критике подверглись и другие персонажи романа. "Силлогизмы Наташи поразительно верны, как будто она им в семинарии обучалась, - иронизирует Добролюбов. - Психологическая проницательность ее удивительна, постройка речи сделала бы честь любому оратору, даже из древних. Но согласитесь, ведь очень приметно, что Наташа говорит слогом г. Достоевского? И слог этот усвоен большею частию действующих лиц". Критик недоумевает, "как может смрадная козявка, подобная Алеше, внушить к себе любовь подобной девушки" . Достоевский не разъяснил этого. "Сердце героини от нас скрыто, и автор, по-видимому, смыслит в его тайнах не больше нашего".

По мнению критика, Достоевский не сумел также "заглянуть в душу" Валковского . Общий характер замечаний Добролюбова свидетельствует, что он оценивал роман Достоевского прежде всего с позиций поэтики Гоголя и "натуральной школы" 1840--1850-х годов, предусматривавшей социальную мотивировку характеров и поведения героев. Поэтому критик не мог полностью оценить художественного новаторства Достоевского, прокладывавшего путь к идеологическому роману. Название статьи Добролюбова непосредственно связано с его истолкованием идейного содержания романа. Критик относит "униженных и оскорбленных" героев Достоевского к числу "забитых людей", квалифицируя их "забитость" как "отречение от собственной воли, от собственной личности".

Размышляя о положении "забитых, униженных и оскорбленных личностей", которых "у нас много в среднем классе", Добролюбов приходит к выводу, что, несмотря на внешнее примирение со своим положением, "они чувствуют его горечь", "жаждут выхода". "Где этот выход, когда и как - это покажет жизнь".

Критик смотрит с известным оптимизмом на будущее "забитых людей" , так как со времени появления "Макара Ивановича с братией" жизнь уже шагнула вперед, и в обществе налицо "общее стремление к восстановлению человеческого достоинства и полноправности во всех и каждом". "Может быть, - заключает Добролюбов, -- здесь уже и открывается выход из горького положения загнанных и забитых, конечно, не их собственными усилиями, но при помощи характеров, менее подвергшихся тяжести подобного положения, убивающего и гнетущего.

Напечатан с подзаголовком «Из записок неудавшегося литератора» и посвящением М.М. Достоевскому.

Возникновение замысла «Униженных и оскорбленных», очевидно, следует отнести к 1857 г. 3 ноября этого года Достоевский из Семипалатинска сообщил брату Михаилу о намерении написать «роман из петербургского быта вроде "Бедных людей" (а мысль еще лучше "Бедных людей")». После переезда в Петербург весной 1860 г. Достоевский непосредственно приступил к работе над романом, о чем уведомил А.И. Шуберт 3 мая 1860: «Воротился я сюда и нахожусь вполне в лихорадочном положении, всему причиною мой роман, хочу написать хорошо, чувствую, что в нем есть поэзия, знаю, что от удачи его зависит вся моя литературная карьера. Месяца три придется теперь сидеть дни и ночи. Зато какая награда, когда кончу! Спокойствие, ясный взгляд кругом, сознание, что сделал то, что хотел сделать, настоял на своем». Однако работа над романом протекала медленно. «...Приступаю к писанию и не знаю еще, что будет, но решаюсь работать не разгибая шеи», — жаловался писатель А.П. Милюкову 10 сентября 1860 г. Писатель работал над «Униженными и оскорбленными» более года. Как свидетельствует дата в конце журнальной публикации, роман был завершен писателем 9 июля 1861 г. 16 июля М.М. Достоевский писал в связи с этим Я.П. Полонскому: «Он [Достоевский] только что отделался, то есть кончил роман свой».

Повествование в «Униженных и оскорбленных» ведется от первого лица. Иван Петрович — начинающий бедный петербургский литератор, разночинец — является одновременно рассказчиком и действующим лицом романа. Образ этот отчасти носит автобиографический характер. Рассказ о литературном дебюте Ивана Петровича, восторженная оценка его первого романа «критиком Б.» (т.е. Белинским), взаимоотношения молодого писателя с его «антрепренером» (издателем Краевским) — эти и некоторые другие факты восходят к биографии молодого Достоевского, автора , блистательно вступившего в 1846 г. на литературное поприще и обласканного самим В.Г. Белинским. Неожиданный и не объясненный в романе крах — после удачного дебюта — литературных надежд Ивана Петровича является также косвенным отражением биографии молодого Достоевского.

В «Униженных и оскорбленных» романист отказался от соблюдения строгого хронологического принципа, характерного для его последующих романов. Хронология романа, как это неоднократно отмечали исследователи, сбивчива, а исторический фон, на котором совершаются события, условен. Действие романа происходит в течение полутора лет, однако его начало приурочено к середине 1840-х гг., а в дальнейшем в романе упоминаются события и факты исторической, общественной и литературной жизни России вплоть до конца 1850-х.

Ироническое описание кружка «передовой» молодежи, собирающейся по средам «у Левеньки и Бореньки» (сами эти имена, вызывающие в памяти читателя Левона и Бореньку, друзей Репетилова в комедии Грибоедова «Горе от ума», свидетельствуют о пародийном характере изображения кружка), — пример преднамеренного смещения Достоевским хронологических границ и сближения различных эпох. Проблемы отвлеченного философского характера, обсуждавшиеся в кружке Левеньки и Бореньки, заставляют вспомнить о «пятницах» , которые посещал молодой Достоевский в конце 1840-х гг. Споры же Алешиных друзей «по поводу современных вопросов» («Мы говорим о гласности, о начинающихся реформах, о любви к человечеству, о современных деятелях...») были характерны для разночинно-демократической среды конца 1850-х — начала 1860-х гг., в преддверии буржуазных преобразований России.

Смешение хронологии позволило Достоевскому создать произведение с более широким, чем предполагалось первоначально, охватом частной и общественной жизни России той эпохи, а также выразить мысль о преемственной связи в идейной и культурной жизни России 1840-х и 1850-х гг.

«Униженные и оскорбленные» — первый большой роман Достоевского после каторги. В нем отразилась идейно-художественная эволюция писателя, вынесшего из Сибири убеждение о трагической оторванности передовой русской интеллигенции от «почвы», неверие в революционный путь преобразования русской действительности.

Иван Петрович изображен как литератор школы Белинского и идейный единомышленник критика. Однако тот гуманистический идеал братства, добра и справедливости, которому верен герой, в отличие от идеалов Белинского, не носит активного, действенного характера. Отношение героев к литературному первенцу Ивана Петровича как бы служит критерием их нравственной сущности. Гуманистический пафос «Бедных людей» близок Ихменевым, но совершенно чужд Валковскому, способному испытывать к обездоленному «маленькому человеку» лишь чувство высокомерного презрения, свойственного аристократической среде.

Нередкие упоминания в романе о «Бедных людях», Белинском и эпохе 1840-х гг. далеко не случайны. Пафос русской литературы 1840-х гг. был обусловлен верой, что «самый забитый, последний человек есть тоже человек и называется брат мой» (слова старика Ихменева, выражающие его впечатление от романа Ивана Петровича, а по существу определяющие идейную суть «Бедных людей». Эта вера составляет также этическое основание романа «Униженные и оскорбленные»).

О внутренней связи между «Бедными людьми» и «Униженными и оскорбленными» свидетельствует своеобразная перекличка заглавий обоих романов. Эпитет «бедные» в заглавии первого романа Достоевского многозначен. «Бедные» — это не только лишенные материального достатка или необходимых средств к существованию люди, но и люди несчастные, обездоленные, униженные, а тем самым вызывавшие к себе сочувствие и сострадание. В этом смысле понятия «бедные», «униженные», «оскорбленные» — синонимы.

«Униженные и оскорбленные» связаны с предшествующим творчеством Достоевского. Писатель использовал в своем романе некоторые темы, образы, мотивы, эпизоды, сюжетные ситуации более ранних своих произведений. Среди последних, наряду с упоминавшимися выше «Бедными людьми», следует назвать , . Образ Ивана Петровича напоминает Мечтателя из «Белых ночей», имеют аналогии и их любовные истории (оба героя не только уступают без борьбы любимую девушку счастливому сопернику, но даже содействуют соединению любовников).

Описываемые в романе события происходят в Петербурге. Писатель стремился к точному воспроизведению топографии северной столицы. Вознесенский проспект, Большая Морская, Гороховая, Шестая линия Васильевского острова, Шестилавочная, Литейный проспект, Фонтанка, Семеновский, Вознесенский, Торговый мосты и т.д. — все это исторически конкретные приметы Петербурга, который изображен как типичный большой горд той эпохи с присущими ему социальными противоречиями и контрастами. Здесь «самый главный князь Ротшильд», символизирующий власть денег, определяет человеческие судьбы и отношения. Антикапиталистическая тема, трактуемая Достоевским с гуманистических позиций, проходит через весь роман.

Мотив призрачности, миражности Петербурга, возникший еще в «Слабом сердце» и в «Петербургских сновидениях в стихах и прозе», вновь появляется в «Униженных и оскорбленных»; позднее он с новой силой зазвучит в романах и «Подросток». Герои романа, живущие в «самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре», где даже солнце какое-то не настоящее, а тусклое, неживое, чувствуют себя обреченными на гибель и тоскуют по природе, голубому небу, яркому солнцу.

В противоположность отцу Алеша не является сознательным носителем зла, однако его бездумный эгоизм, легкомыслие, безответственность в своих поступках объективно содействуют злу.

Рисуя мир «униженных и оскорбленных», Достоевский не идеализирует внутренних возможностей своих героев. Это не только хорошие, благородные, несчастные и страдающие люди, достойные любви и участия. Они в то же время нравственно больны, ущербны, потому что постоянное оскорбление человеческого достоинства не проходит безнаказанно, но калечит душу человека, озлобляет его.

Проблему эгоизма в ее религиозно-этическом, философском и социальном аспектах, занимающую центральное место в романе, Достоевский исследует всесторонне, с большой психологической глубиной. Эгоизм в его разнообразных видах и проявлениях рисуется ему большим социальным злом, источником «неблагообразия» мира и человеческих отношений. Эгоизм разъединяет, разобщает даже самых близких, дорогих друг другу людей (семья Ихменевых), препятствует их взаимопониманию и единению.

Характерен ранний интерес писателя к этой проблеме: в кругу петрашевцев молодой Достоевский, согласно его показаниям Следственной комиссии, делал сообщение на тему «О личности и эгоизме», в котором стремился доказать, что между людьми «более амбиции, чем настоящего человеческого достоинства» и что «размельчание личности» нередко происходит «от мелкого самолюбия, от эгоизма и от бесцельности занятий».

Валковский — носитель самого страшного — хищнического, циничного, «волчьего эгоизма». Алеша Валковский и Катя представляют в романе эгоизм наивный, непосредственный. Наташе присущ эгоизм больной, исключительной, жертвенной любви к недостойному избраннику, делающий ее глухой к страданиям близких людей (родителей, Ивана Петровича). Ей же, как и Нелли, в высшей степени свойствен «эгоизм страдания», в котором она гордо и ожесточенно замыкается. «Эгоизм страдания» характерен также для старика Ихменева и отчасти для Ивана Петровича.

Выход из заколдованного круга ожесточенного страдания, безысходного отчаяния и гордого одиночества, по мысли писателя, лишь один — в милосердной любви, прощении и забвении обид. Достоевский напоминает о вечных христианских истинах. Надежды на будущее возрождение русского общества он связывает в послекаторжный период с идеей нравственного обновления человека на христианских началах. Религиозно-этическая концепция романа выражена в наивных, трогательных и несколько декларативных словах старика Ихменева, нашедшего в себе силы простить свою заблудшую дочь: «О! пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас! Пусть они бросят в нас камень <...>. Мы пойдем рука в руку...».

«Униженные и оскорбленные» — самый «книжный», самый «литературный» роман Достоевского; он связан с многообразными традициями русской (Пушкин, Грибоедов, Островский, «физиологический очерк» и др.) и западно-европейской литератур — немецкой, английской, французской.

Отмечались, в частности, сюжетные параллели между «Униженными и оскорбленными» и повестями Пушкина «Станционный смотритель» и «Дубровский». Традиционны сопоставления Нелли с героинями Гете (Миньона из «Вильгельма Мейстера») и Диккенса (Нелли Трент из «Лавки древностей»); к Диккенсу же, Гофману и Э. Сю, по мнению ученых, восходят также некоторые сюжетные линии истории Нелли, в частности таинственная и загадочная судьба ребенка из богатой семьи, брошенного на произвол судьбы. Наташу Ихменеву сравнивают с эмансипированными героинями Ж. Санд, упорно отстаивающими в борьбе с общественной моралью свое право на счастье.

Образ князя Валковского имеет определенные аналогии в произведениях Дидро, Руссо, де Сада, де Лакло, Шиллера, Гофмана, Сю, Сулье, Бальзака и других, изображавших утонченных циников, сладострастников, апологетов и проповедников аморализма (Н. Вильмонт наметил также ряд сюжетных, идейных и характерологических параллелей между романом Достоевского и драмой Шиллера «Коварство и любовь»).

Отмеченные литературные аналогии и параллели нисколько не снижают идейно-художественной самобытности романа Достоевского. Как справедливо заметил В.Я. Кирпотин, в «Униженных и оскорбленных» Достоевский «не подражатель, не ученик, а самостоятельный мастер, для которого Пушкин, русские "физиологи", книги Диккенса, Сю, Шиллера, Жорж Санд, Гофмана были только элементами того объемлющего опыта мировой литературы, который он впитывал в себя и ассимилировал как часть духовной пищи, необходимой ему для того, чтобы сформировать свое оригинальное мастерство».

«Униженные и оскорбленные» — во многом переходное в творчестве Достоевского произведение. Это первый, еще не вполне художественно совершенный опыт нового для писателя «идеологического романа». В нем содержатся зачатки многих идей, образов, поэтики зрелого Достоевского. Князь Валковский, как уже отмечалось выше, является прообразом ряда идейно усложненных и художественно более совершенных героев-идеологов Достоевского. Мотив «нравственного заголения» героя, его стремление «огорошить» «какого-нибудь вечно юного Шиллера» циничными откровениями позднее получит углубленное развитие в образе «подпольного парадоксалиста», Свидригайлова, Ставрогина и с особой силой зазвучит в рассказе «Бобок». Некоторые черты характера и психологического облика сближают Наташу Ихменеву с Дуней Раскольниковой и Катериной Ивановной («Братья Карамазовы»). Юную Нелли роднят с Катериной Ивановной («Преступление и наказание») и Настасьей Филипповной («Идиот») не только гордость, благородство характера, но также и неумение прощать, своеобразный «эгоизм страдания».

Черты альтруиста, забывающего о себе ради благополучия и счастья любимой женщины, отчасти сближают Ивана Петровича с «положительно прекрасным человеком» князем Мышкиным.

Роман после его опубликования привлек внимание критиков различных направлений — А.Н. Плещеева, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Г.А. Кушелева-Безбородко, А.П. Хитрова, Евг. Тур, Е.Ф. Зарина и др. Расходясь в оценке идейно-художественных достоинств романа, критики, однако, почти единодушно признали его занимательность и увлекательность.

Наиболее содержательные анализы романа принадлежат Чернышевскому и Добролюбову. Особого внимания заслуживает отзыв о романе Ап. А. Григорьева, вызвавший ответный отклик Достоевского. Первоначально критик увидел в романе стремление «высоко-даровитого автора» «Двойника» преодолеть болезненное и напряженное направление «сентиментального натурализма» и сказать новое, «разумное и глубокосимпатичное слово» (Светоч. 1861. № 4. Отд. 3.). Несколько позднее Григорьев упрекнул автора «Униженных и оскорбленных» в книжности и фельетонизме. Так, в частности, критик писал Н.Н. Страхову 12 августа 1861 г.: «Что за смесь удивительной силы чувства и детских нелепостей роман Достоевского. Что за безобразие и фальшь — беседа с князем в ресторане (князь — это просто книжка!). Что за детство, т.е. детское сочинение, княжна Катя и Алеша! Сколько резонерства в Наташе и какая глубина создания Нелли! Вообще что за мощь всего мечтательного и исключительного и что за незнание жизни!» (Григорьев Ап. Сочинения. М., 1990. Т. 2. С. 421).

В 1864 г. Страхов опубликовал в журнале «Эпоха» свои «Воспоминания об Аполлоне Александровиче Григорьеве». В одном из приведенных писем Григорьева к Страхову в частности, говорилось, что редакции «Времени» «следовало не загонять, как почтовую лошадь, высокое дарование Ф. Достоевского, а холить, беречь его и удерживать от фельетонной деятельности...» (Эпоха. 1864. № 9. С. 9).

Достоевский позднее следующим образом откликнулся на отзыв Ап. Григорьева: «В этом письме Григорьева, очевидно, говорится о романе моем "Униженные и оскорбленные" <...>. Если я написал фельетонный роман (в чем сознаюсь совершенно), то виноват в этом я и один только я. Так я писал и всю мою жизнь, так написал все, что издано мною, кроме повести "Бедные люди" и некоторых глав из "Мертвого дома" <...>. Совершенно сознаюсь, что в моем романе выставлено много кукол, а не людей, что в нем ходячие книжки, а не лица, принявшие художественную форму (на что требовалось действительно время и выноска идей в уме и в душе). В то время как я писал, я, разумеется, в жару работы, этого не сознавал, а только разве предчувствовал. Но вот что я знал наверно, начиная тогда писать: 1) что хоть роман и не удастся, но в нем будет поэзия, 2) что будет два-три места горячих и сильных, 3) что два наиболее серьезных характера будут изображены совершенно верно и даже художественно <...>. Вышло произведение дикое, но в нем есть с полсотни страниц, которыми я горжусь. Произведение это обратило, впрочем, на себя некоторое внимание публики».

Достоевский в 1864 г. склонен был в известной мере согласиться с Григорьевым и теми критиками, которые упрекали его в том, что в «Униженных и оскорбленных» он не освободился до конца от традиционной схемы демократического романа-фельетона 1840—1860-х гг. с характерными для последнего яркими контрастами света и тени, добра и зла. Но в то же время писатель отчетливо сознавал свое новаторство, он высоко ценил художественную силу и психологическую глубину некоторых образов «Униженных и оскорбленных».

Буданова Н.Ф. Униженные и оскорбленные // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. СПб., 2008. С. 181—185.

Прижизненные публикации (издания):

1861 — СПб.: Тип. Э. Праца, 1861. Год первый.
Январь. С. 5—92. Февраль. С. 419—474. Март. С. 235—324. Апрель. С. 615—633. Май. С. 269—314. Июнь. С. 535—582. Июль. С. 287—314.

1861 — Исправленное издание. СПб.: Тип. Э. Праца, 1861. Т. I. 276 с. Т. II. 306 с.

1865 — Вновь просмотренное и дополненное самим автором издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. Т. II. С. 7—155.

1865 — Третье просмотренное издание. Издание и собственность Ф. Стелловского. СПб.: Тип. Ф. Стелловского, 1865. 494 с.

1879 — Пятое издание. СПб.: Тип. бр. Пантелеевых, 1879. 476 с.

Произведения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского должен знать каждый уважающий себя человек. Если времени на полноценное чтение всех книг категорически не хватает, прочитайте для начала "Униженные и оскорбленные". Краткое содержание (1 часть и последующие будут рассмотрены в данном обзоре) расскажет вам о непростой истории двух семей и научит распознавать добро и зло, искренность и ложь, любовь и ложные чувства.

Главные герои романа

Федор Достоевский в повествование вводит Ивана Петровича - писателя, который к финалу произведения дописывает свою повесть. Вести дневник он начал не от хорошей жизни: в детстве родители оставили его сиротой, и мальчик воспитывался в доме Николая Сергеевича Ихменева. Он был хорошей, но обедневшей фамилии, проиграл свое имение, но вскоре стал хозяином маленькой деревушки и женился на Анне Андреевне Шумиловой. В последующих главах семейство сталкивается с неприятностями. Читатель понимает, что название произведения выбрано не случайно, и именно Ихменевы - униженные и оскорбленные.

Краткое содержание повествует о том, что к старикам начал наведываться князь Петр Александрович Валковский со своим сыном Алешей. Ихменев вскоре стал управляющим, но после конфликта его семейство было вынуждено снова отправиться в Петербург. Дочь Николая Сергеевича и Анны Андреевой, Наташа, была камнем преткновения между Алешей и писателем Иваном. Последующие события этого любовного треугольника будут описываться в книге "Униженные и оскорбленные". Краткое содержание по частям и главам передаст сложность отношений между двумя семействами.

Второстепенные герои романа и их роль

Действия начинаются в немецкой кондитерской, куда направляется старик Смит с собакой Азоркой. В помещении он раздражает присутствующих своим многочасовым времяпрепровождением, но ему больше не суждено сюда вернуться... Азорка внезапно умирает от старости или голода, после чего старик поспешил на выход и тоже неожиданно умер.

Станьте очевидцами действий романа "Униженные и оскорбленные": краткое содержание по главам расскажет вам о том, как важно в этом жестоком мире оставаться хорошим человеком, каким был главный герой Иван. Смит называет ему свой адрес, и вскоре юноша перебирается в его квартиру, где встречает внучку старика - Елену. Анна Трифоновна Бубнова - содержательница этой девочки-сиротки, часто бьет ее и унижает. Филипп Филиппович Маслобоев - школьный товарищ Вани, которому он рассказывает историю о Смите.

Княгиня Катерина Федоровна Филимонова становится сначала подругой Алеши, а потом и невестой, тем самым разрушив его отношения с Наташей. Героиня появляется в романе нечасто, но читателю сразу становится понятно, что под маской этой богатой женщины скрывается наивный ребенок.

Содержание 1 части "Униженные и оскорбленные" (краткое)

Отзывы об этом романе колеблются от восторженно-положительных до неодобрительных, но, чтобы оценить задумку писателя, необходимо самому углубиться в эпоху 19 века и понять сложность отношений главных героев.

На первых страницах своей книги Достоевский знакомит читателя с жизнью Ивана Петровича, семейством Ихменевых и Валковских. Князь отправляет в воспитательных целях в дом Николая Сергеевича своего сына Алешу, и там у молодого человека с Наташей завязывается роман. Все это происходило во время отсутствия Ивана, который уехал учиться в Петербург. По возвращении молодой писатель понимает, что Наташа - его судьба. Иван делает ей предложение, которое девушка принимает, но старики не торопятся со свадьбой, и эта ошибка становится роковой… Вскоре Наташа уходит к Алеше, который впоследствии оказался подлецом.

Несчастный Иван переезжает в квартиру Смита и встречается там с его внучкой Еленой. Алеша с Наташей жили в бедной квартире на Фонтанке. Девушка часто грустила и была уверена, что жених бросит ее ради Катерины Федоровны - барышни, которую князь Валковский выбрал сыну в жены. Обо всем сокровенном Наташа разговаривала с Иваном, который часто навещал ее.

Князь Валковский хочет породниться с Катериной Филимоновой, но одновременно понимает, что настоящее счастье его сыну принесет только Наташа. Иван чаще видится с Еленой и становится свидетелем того, как жестоко с ней обращается старуха Бубнова: после побоев у девочки начинаются припадки. Сложно поверить, что такие жестокие женщины по сей день живут на земле, но описание подобного зверства дано в книге "Униженные и оскорбленные". Краткое изложение, к счастью, не передает всего ужаса четвертой главы второй части.

Молодой человек решает увезти девочку, нанимает ей доктора, покупает хорошую одежду, но она рвалась работать и готова обратно уехать к старухе-тирану. Бедняжка начинает сама ухаживать за своим спасителем и просит отныне называть ее Нелли - так звали ее мать-иностранку.

Приближаясь к квартире Наташи на Фонтанке, Иван заметил коляску князя Валковского, с которым они затем вместе вошли в дом. Девушка была одна и рассказала, что Алеша несколько дней не появлялся, но стоило ей завести речь, как внезапно он вернулся от Катерины Филимоновой. Наташа вспыхнула, решив, что князь только пытается казаться добрым, а на самом деле жаждет того, чтобы невестой сыну была именно эта богатая барышня...

Алеша клялся Ихменевой в вечной любви и в том, что к Кате относится только как к сестре. Но девушка не верила и попросила Ивана навестить графиню. Несложно догадаться, что над семейством Ихменевых жестоко подшутила судьба, и именно они - униженные и оскорбленные. Краткое описание последующих событий раскрывает эту мысль. Вскоре поступило предложение князя навестить графиню. Постепенно читатель узнает, что Катерина влюблена в Ивана, а тот уже почти не любит Наташу. Пьяный князь на вечере раскрылся с иной стороны: он признался в своих корыстных намерениях и объявил о желании поженить сына и графиню.

Теперь у Ивана болит душа за двух девушек: за Наташу и Нелли. Вторая становилась непослушной и подшучивала над своим доктором. Несчастной поставили диагноз - порок сердца, и даже лекарства не способны продлить ей жизнь. Нелли не могла жить у Ивана спокойно, поэтому сбежала, оставив записку. Доктор, который поначалу казался ей другом, отказался взять ее на воспитание, а у Ихменевых девочка не хотела оставаться.

Далее следует кульминация романа "Униженные и оскорбленные" - краткое содержание последующих глав раскрывает подлую сущность всего семейства Валковских. Алеша заявляет, что любит Катерину Филимонову, но спешит обвенчаться с Наташей, поскольку не представляет без нее жизни. Но их счастью мешает конфликт отцов, поэтому Ихменев лишает дочь родительского благословения и проклинает ее. Однако свадьба Алеши и Наташи так и не состоялась, и победителем в этой битве оказался князь, женивший сына на графине. Старики Ихменевы обрели другое счастье: простили свою дочь и стали воспитывать Нелли как родную.

Эпилог

Нелли продолжала жить в доме у стариков Ихменевых, и вскоре совсем к ним привыкла, а Иван дописал свою повесть, над которой так долго работал. Филипп Маслобоев часто навещал семейство и не остался в стороне, узнав о трагической судьбе девочки. Он тайно рассказывает Ивану о том, что Нелли на самом деле вовсе не сиротка, а дочь князя Валковского - это и является переломным моментом в книге "Униженные и оскорбленные". Оказалось, что девочка все знала, но молчала... Она доживает свои последние дни в мучениях. Перед смертью Нелли вручает Ивану крест с ладанкой, где хранилось послание ее матери Валковскому.

История падения и воскресения главной героини

Первая любовь всегда самая искренняя, страстная и влечет за собой тяжелые последствия - для Наташи Алеша наверняка был первым, поэтому она оставила отчий дом ради него. Она сама казнила себя, решив бросить все и стать рабой этого "взрослого ребенка", вечного игрока и любимца женщин. Из-за Валковских Ихменевы не только несчастные, но и униженные и оскорбленные.

Краткое содержание далее повествует о том, что Алеша без зазрения совести жаловался Катерине, будто Наташа ничем для него не жертвует... Неужели ему было мало ухода девушки из родительского дома? Николай Ихменев запретил произносить имя дочери, а сам похитил с ее портретом у жены, чтобы втайне от всех любоваться, вспоминать, мучиться… Наташа причинила много страданий старикам, но ее нельзя обвинять в содеянном - поступки делались ради любви, а это и есть главное оправдание. В конце четвертой части отец прощает дочь и падает перед ней на колени. Ихменевы, униженные и оскорбленные, все-таки воссоединяются, и для них это и есть подлинное счастье.

Роль героини Нелли в концепции книги

Трагичность романа усиливается описанием нелегкой судьбы девочки с пороком сердца, которая, как кажется на первый взгляд, стала участницей действий случайно. Незаконнорожденная Нелли, в детстве потерявшая мать, до конца жизни обречена ненавидеть человечество, которое причинило ей столько боли. Они терпит все побои, унижения и сама отказывается от счастья - это маленькое создание не знает, что значит быть счастливой, возможно, поэтому не может жить с людьми, которые так же, как и она, униженные и оскорбленные.

Краткое содержание раскрывает истинную историю ее семьи: когда-то Смит проклял и выгнал свою дочь, бежавшую с любовником, которым оказался Валковский. Именно Нелли возвращает в семейство Ихменевых гармонию и понимание. Николай Сергеевич осознает греховность своего поступка и сам бросается в ноги Наташе с просьбой простить его. Таким образом, бедняга Нелли принесла себя в жертву за грехи матери, подлого отца и за счастье семейства Ихменевых.

История создания

Книга "Униженные и оскорбленные" увидела свет в 1861 году в журнале "Время", при жизни Достоевского дважды переиздавалась. В России настороженно относились к писателям, вернувшимся из ссылки, поэтому гениальный роман не был встречен восторженно, хотя критики и отозвались о нем положительно (в частности, В. Г. Белинский).

Произведение было экранизировано трижды: в 1915 году труппой артистов театра Соловцова, в 1976 вышел спектакль в постановке Е. Велиханова. В 1991 снят фильм режиссера А. Эшпая; в 2005-м сделан мюзикл на музыку А. Журбина. Чтобы понять идею романа, важно не только смотреть постановку с экрана, но и прочитать "Униженные и оскорбленные" (краткое содержание).

Гюго и его роман "Отверженные"

Тема униженных и оскорбленных не первое столетие остается актуальной в мировой литературе. Главный герой произведения Виктора Гюго - Жан Вальжак - пробыл на каторге почти 20 лет за мелкую кражу, и выйдя на свободу, открывает собственную фабрику и становится мэром. Все это он делает под чужим именем, но властям становится известна вся правда: беднягу снова лишают свободы, но на сей раз он совершает побег. Жан воспитывает Козетту, дочь одной несчастной женщины, умершей от чахотки. Возлюбленный девушки участвовал в республиканском восстании и был осужден, но Вальжак спасает его и благословляет молодых. На следующий год он умирает в нищете на руках у Козетты и ее мужа. "Отверженные" - это история грешника, ставшего великим праведником. Таким образом, произведения на тему "Униженные и оскорбленные" имеются не только у Федора Достоевского, но и у Виктора Гюго.