Меню
Бесплатно
Главная  /  Хозяйке на заметку  /  «Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций. Реферат: Серебряный век в русской культуре Образование и просвещение

«Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций. Реферат: Серебряный век в русской культуре Образование и просвещение

Серебряным веком принято называть период развития русской культуры на рубеже XIX-XX в. Сам термин применим только к русской культуре, на Западе и Востоке для обозначения этого периода используются другие определения, например во Франции « belle-epoque» или модернизм в англоязычных странах. Чаще всего, говоря о Серебряном веке, имеют ввиду художественную культуру и главным образом поэзию.

Серебряный век назван так по аналогии с Золотым веком, периодом начала XIX в., когда творили Пушкин и поэты-лицеисты. Кроме того, Серебряный век связывают не с расцветом культуры, как таковой, а скорее с ее закатом, эпохой декадентства и ностальгии по ушедшим временам.

Не все поэты и художники, жившие и творившие в этот период, могут быть отнесены к культуре Серебряного века, кроме того, многие из тех, кто считается классическим представителем Серебряного века, продолжили свою творческую карьеру и после его завершения.

Наиболее известными поэтами Серебряного века являются: А. Ахматова, Н. Гумилев, А. Блок, К. Бальмонт, М. Волошин, М. Цветаева, В. Брюсов, А. Белый, И. Северянин, Б. Пастернак, И. Анненский и т.д.

Автором термина Серебряный век считают философа Н. Бердяева, который говоря о периоде между двумя веками называл его русским ренессансом. Вот, что пишет о нем философ в своем труде «Самопознание» (Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М, 1990): «Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но всё происходило в довольно замкнутом кругу...».

Н. Бердяев Фото 1912 г.

Культура Серебряного века по своей сути была культурой элитарной и интеллектуальной, не рассчитанной на массового читателя. Впрочем, в то время понятия массовой литературы не существовало вовсе. В связи с этим невозможно применить понятие Серебряного века ко всей русской культуре указанного периода. Поэтому некоторые исследователи предостерегают от рассматривания Серебряного века только как хронологического периода, согласно формальным признакам.

Серебряный век - это скорее образ мышления, характерный для определенных поэтов и философов, которые зачастую полемизировали между собой и являлись носителями совершенно противоположных взглядов. Однако, вся эта полемика, творческие искания, социально-политический контекст, в котором они происходили по сути и сформировали ту специфическую атмосферу, которую сегодня принято называть Серебряным веком, и которую так емко характеризуют слова Бердяева, приведенные выше.

На рубеже веков в русской художественной культуре , в частности в литературе, возникает новое художественное направление - модернизм. Это явилось общемировой тенденцией, поскольку модернизм характерен и для европейской и американской культур. Модерн явился закономерным результатом поисков нового способа познания окружающего мира. Часть русской интеллигенции верила, что можно иметь непосредственный, наивный взгляд на природу. Отказавшись от анализа общественных отношений и сложности человеческой психики, эта часть искала утешения в «тихой поэзии повседневности». Другая часть считала, что искусство должно стремиться к накалу чувств и страстей, что художественный образ в искусстве должен стать символом, рождающим сложные ассоциации. Возник символизм, как художественное течение в русской поэзии. Его черты проявились в творчестве таких символистов начала XX века, как В. Брюсов, А. Блок, Вяч. Иванов, А. Белый. Их кредо: материальный мир - это только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски, таинственной незнакомки, прекрасной дамы часто появляются в поэзии и прозе символистов. Окружающий мир в их произведениях рисуется как нечто иллюзорное, хаотичное, как низшая реальность по отношению к миру идей.

Наступление эпохи Серебряного века прочно связано с символистами. И действительно, исследователи-культурологи, предлагают считать началом этой эпохи 1892 год, когда идеолог и старейший участник движения символистов Д. Мережковский прочитал доклад «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Так впервые символисты заявили о себе, так дебютировал Серебряный век.

Слева направо: Д. Философов, З. Гиппиус, Д. Мережковский

Начало ХХ в. было для символистов эпохой расцвета, однако уже к 1910-м годам в нем назрели кризисные явления. Попытка символистов возглавить литературное движение и доминировать в художественном сознании эпохи провалилась. В обществе снова встает вопрос об отношениях искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры .

Санкт-Петербург. Фото 1900-х гг.

Настроения пессимизма, усилившиеся в обществе после поражения революции 1905 г. ярко проявились в поэзии акмеистов и футуристов, в частности в творчестве Л. Андреева, Н. Гумилева, А. Ахматовой. Прозаики И. Бунин и А. Куприн, писавшие в реалистической манере, привносят в литературу новые формы романтизма.

В своей знаменитой статье «Наследие символизма и акмеизм Н. Гумилёв писал (Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм // Гумилев Н. Избранное. - М., 2001): «На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось акмеизм (от слова acme («акме») высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора), или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме». В подобном назывании себя отражается стремление самих акмеистов постичь вершины литературного мастерства. Символизм очень тесно был связан с акмеизмом, что его идеологи постоянно и подчеркивали, в своих идеях отталкиваясь от символизма.

Традиции символистов, которые и положили начало Серебряному веку нашли свое отражение и в живописи, в частности в творчестве художников М. Врубеля, В. Серова (художник-передвижник), К. А. Коровина, Н. К. Рериха и многих других.

Царевна-Лебедь. Худ. М. Врубель, 1900, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В этот век в живописи, скульптуре и архитектуре господствовал стиль модерн. Так был назван современный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX в. Его отличает поэтика символизма, высокая дисциплина композиции, подчеркнутый эстетизм в трактовке утилитарных деталей, декоративный ритм гибких, текучих линий, увлеченность социально-романтическими мотивами, акцент на индивидуальность художника.

В период Серебряного века в живописи взамен реалистичного метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходит утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.

Жанровая живопись в 90-е годы XIX в. утрачивает ведущую роль. Художники в поиске новых тем обращаются к изменениям в традиционном укладе жизни, который сами и наблюдают. Индустриализация, которая приходит на смену традиционным аграрным отношениям, отражается в художественном творчестве. Художников привлекают тема раскола крестьянской общины, проза отупляющего труда и революционные события 1905 г. Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра. Например, художника А. П. Рябушкина интересовали не глобальные исторические события, а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского орнамента, подчеркнутая декоративность (Рапацкая Л. А. Русская художественная культура. -М., 1993).

Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века) Худ. А. П. Рябушкин, 1901, Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

В философии Серебряного века наблюдается тенденция к космизму, который означает стремление к познанию человека в его единстве со Вселенной, активности его духовного мира. Философы, придерживающие данного течения предсталяли Вселенную как живой организм, как одушевленную целостную систему, и говорили о невозможности отделения природного и духовного. В рамках философии Серебряного века и под неустанным влиянием символизма переосмысливалось значение теории эволюции, поскольку она не затрагивала духовную сущность человека.

Среди философов Серебряного века сложилось несколько направлений: философско-теологическое, яркими представителями которого были В. С. Соловьев и Н. Ф. Федоров; естественно-научное, которое защищали А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский и К. Э. Циолковский; художественное, вдохновителем которого был Н. К. Рерих.

Театр и музыка на рубеже веков в России также отмечены печатью Серебряного века. Важнейшим событием стало открытие в Москве художественного театра в 1898 г., основанного К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой, а также представителями символизма. В. Брюсову, стороннику эстетики условного символического театра, были более близки эксперименты В.Э. Мейерхольда - родоначальника метафорического театра (Балакина Т. И. История отечественной культуры. Ч. 2. -М., 1994).

Здание Московского Художественного театра в Камергерском переулке. Фото 1900-е гг.

В 1904 г. в Петербурге возник театр В. Ф. Комиссаржевской, репертуар которого отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество Е. Б. Вахтангова отмечено поисками новых форм, его постановки 1911-12 гг. носят радостный, зрелищный характер. В 1915 г. Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ, позднее ставшая театром его имени (1926).

Здание театра Комиссаржевской в Санкт-Петербурге. Фото 1900-е гг.

Развитие лучших традиций музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса, истинными детьми Серебряного века, были Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Н. В. Нежданова. Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М. М. Фокин и балерина А. П. Павлова. Русское музыкальное искусство начали признавать и восхищаться им во всем мире.

Федор Шаляпин

Выдающийся композитор Н. А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки. Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера «Царская невеста» (1898). В творчестве композиторов Серебряного века наблюдался отход от социальной реалистичной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам, к космизму, идеи которого занимали не только философов, но и весь пласт культурных отношений эпохи. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова; в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А. Н. Скрябина; в произведениях И. Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные музыкальные формы (Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Культурология. Учебник. Изд 3-е. -М.: Юнити, 2010).

Единство и целостность понятия Серебряный век и всей русской культуры, относимой к нему заключается в сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства, в переплетении традиций и новаторства. Фактически русский Ренессанс сочетал в себе реалистические традиции века XIX, уходящего, и новых направлений века нарождающегося - ХХ.

Серебряный век не упразднил реализм в общей палитре культурного творчества России. Именно в эпоху Серебряного века были созданы поздние творения Л. Н. Толстого («Воскресение», «Живой труп»), театральная драматургия А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня»), произведения В. Г. Короленко, В. В. Вересаева, А. И. Куприна, И. А. Бунина, ранние работы М. Горького. Художники-реалисты также присутствовали на культурном полотне Серебряного века - Репин и Суриков писали свои произведения и повсеместно выставлялись. Скорее можно говорить о том, что Серебряный век обогатил традиции реализма, придав им новое направление, ставившее во главу угла человека с его духовными поисками и страданиями.

В заключении имеет смысл сказать несколько слов о том, какое влияние оказала культура Серебряного века на дальнейшее развитие культуры и в целом определить ее культурологическое значение.

Культура Серебряного века явилась завершающим этапом в формировании и становлении русской нации, которая только к концу XIX в. приобрела признаки цельной этнической общности. Русская национальная культура, расцветом которой и выступил Серебряный век, сыграла консолидирующую роль в многонациональной Российской империи, которая затем превратилась в Советскую республику.

Потрясение произошедшие в России на рубеже веков, сказались в первую очередь на ее культурной и духовной жизни. Художники, поэты и философы Серебряного века поспешили привлечь внимание к человеку, к его месту в мире и к той взаимосвязи, которая пронизывает все жизненное пространство (космизм), снизив внимание к проблеме социальности. Им это, безусловно, удалось, поскольку эпоха рубежа веков считается временем расцвета русского искусства и культуры и может сравниться по масштабам разве только с пушкинским Золотым веком.

Размежевание творческих сил обеспечило Серебряному веку широкое разнообразие художественной деятельности, которая не останавливалась и после его завершения. И в этом - определяющее влияние Серебряного века на развитие всей последующей социально-культурной деятельности. Художникам во всех сферах искусства стало тесно в рамках установившихся классических правил. Все это привело к созданию новых течений: символизма, акмеизма, футуризма, кубизма, абстракционизма и т. д. Идеалом времени стал и остается художник универсального типа.

Серебряный век в руссkой художественной культуре

Серебряный век в истории русского искусства – это период высочайшего подъема, который, пожалуй, можно сравнить со взлетом французского искусства эпохи импрессионизма. Новый стиль в русском искусстве возник в 80-е гг. XIX в. под большим влиянием французского импрессионизма. Его расцвет отмечен рубежом XIX и ХХ вв. И уже к концу 10-х гг. ХХ столетия стиль модерн в русском искусстве, с которым ассоциируется Серебряный век, уступает свою главенствующую роль новым направлениям.

В течение нескольких десятилетий после своего заката искусство Серебряного века воспринималось как декаданс и безвкусие. Но ближе к концу второго тысячелетия оценки стали меняться. Дело в том, что существует два типа расцвета духовной культуры. Для первого характерны мощные новации и великие достижения. Яркие примеры тому – греческая классика V–IV вв. до н.э. и особенно европейский Ренессанс. Золотой век русской культуры – это XIX столетие: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.А.Иванов, П.И.Чайковский, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и многие другие. Второй тип отличается изяществом и утонченностью создаваемых им ценностей, он не любит слишком яркого света и ассоциируется с луной, а та, в свою очередь, традиционно отождествляется с серебром и женственностью (в противоположность мужественной солнечности и золоту). Искусство Серебряного века, очевидно, относится ко второму типу.

Серебряный век в русской культуре – понятие расширительное. Это не только живопись и архитектура модерна, не только символистский театр, воплотивший идею синтеза искусств, когда над постановкой спектакля вместе с режиссерами и актерами работали художники и композиторы, это и литература символизма, и особенно поэзия, которая в историю мировой литературы вошла под названием «поэзия Серебряного века». И помимо всего прочего, это стиль эпохи, это образ жизни.

Еще в середине XIX в. представители романтизма мечтали о создании единого стиля, который мог бы окружить человека красотой и тем самым преобразовать жизнь. Средствами искусства преобразить мир – такую задачу ставили перед творцами прекрасного Рихард Вагнер и прерафаэлиты. А уже в конце XIX в. Оскар Уайльд утверждал, что «скорее жизнь подражает искусству, нежели искусство жизни». Происходила явная театрализация поведения и быта, игра стала определять не только характер художественной культуры, но и стиль жизни ее создателей.

Сделать из своей жизни поэму – сверхзадача, которую ставили перед собой герои Серебряного века. Поэт Владислав Ходасевич объясняет это так: «Символисты прежде всего не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной. Символизм не хотел быть только художественной школой, литературным течением. Все время он порывался стать жизненно творческим методом, и в том была его глубочайшая, быть может, невыполнимая правда; и в этом постоянном стремлении протекала, в сущности, вся его история. Это был ряд попыток, порой истинно героических, найти безукоризненно верный сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства».

Были в этом стремлении и теневые стороны. Излишне манерная речь и жестикуляция, шокирующий костюм, наркотики, спиритизм – на грани веков все это было знаками избранности и порождало своеобразный снобизм.

Литературно-художественная богема, резко противопоставлявшая себя массе, искала новизны, необычности, остроты переживаний. Одним из способов преодоления обыденности жизни стал оккультизм в самых разнообразных его проявлениях. Магия, спиритизм и теософия привлекали символистов-неоромантиков не только в качестве колоритного материала для художественных произведений, но и как реальные пути расширения собственных духовных горизонтов. Овладение магическими знаниями, полагали они, в конце концов делает человека богом, причем этот путь для каждого абсолютно индивидуален.

В России появилась новая генерация литературно-художественной интеллигенции; она заметно отличалась от поколения «шестидесятников» не только творческими интересами; разительны были и внешние различия. Мирискусники, голуборозовцы, символисты, акмеисты уделяли серьезное внимание костюму и вообще внешнему виду. Эту тенденцию называют русским дендизмом; она характерна для людей явно западной ориентации.

«Невозможно представить себе К.А.Сомова, признанного мастера галантных сцен, – пишет Ю.Б.Демиденко, – тщательно и любовно воссоздавшего в своих картинах «дух мелочей прелестных и воздушных», одетым в унылый старомодный сюртук или в темную рабочую блузу. Он носил сюртуки особого покроя, чрезвычайно изысканные галстуки». Не менее изящно одевались М.Врубель и В.Борисов-Мусатов, Л.Бакст, С.Дягилев и другие мирискусники. Об этом сохранилось множество свидетельств. Но королем петербургских эстетов Серебряного века по праву считают Михаила Кузмина. Не отставала и белокаменная; многие сотрудники редакций журналов «Золотое руно» и «Весы» тоже имели полное право называться русскими денди.

Театрализация жизни плавно перетекала в карнавал. В противоположность прозападной эстетствующей богеме приверженцы национальной идеи облачались в деревенские, а чаще в псевдодеревенские наряды. Поддевки, шелковые рубахи-косоворотки, сафьяновые сапожки, лапти и т.п. с удовольствием использовали Есенин, Клюев, Шаляпин, Горький. И западники, и славянофилы в начале века в одинаковой степени были подвержены желанию выразить в поведении свои эстетические принципы и таким образом преодолеть разрыв между жизнью и искусством.

Серебряный век в России породил изрядное количество всевозможных кружков и собраний для избранных. Основатели «Мира искусства» начинали свой путь с организации кружка самообразования, они называли себя автодидактами. На первых встречах делались доклады на темы, связанные с развитием изобразительного искусства.

Самым знаменитым и одновременно весьма таинственным собранием в Петербурге начала века были среды

у Вячеслава Иванова – в легендарной башне. Один из наиболее глубоких мыслителей русского символизма Вяч.Иванов увлекался философией Ф.Ницше и был глубоким знатоком античной культуры; особенно его интересовали дионисийские мистерии (основной его труд на эту тему «Дионис и прадионисийство» был запоздало издан только в 1923 г.). Квартира Иванова, располагавшаяся на верхнем этаже углового дома по Таврической улице, над которой возвышалась башня, стала местом сбора художественной и литературной элиты символизма. Здесь часто бывали К.Сомов, М.Добужинский, А.Блок, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, Вс.Мейерхольд, С.Судейкин. Множество слухов окружало башню Иванова. Достоверно известно, что в ней устраивались дионисийские игрища с возлияниями и переодеваниями в античные одежды. Тут проходили спиритические сеансы, разыгрывались спектакли-экспромты, но главным были доклады и дискуссии по различным философским, религиозным, эстетическим вопросам. Вяч.Иванов и его единомышленники проповедовали грядущее откровение Святого Духа; предполагалось, что вскоре возникнет новая религия – третьего завета (первый – Ветхий завет – от Бога-Отца; второй – Новый завет – от Бога-Сына; третий – от Святого Духа). Естественно, что православная церковь осуждала такие идеи.

Подобного рода кружки и общества были, пожалуй, во всех культурных центрах Российской империи; несколько позже они стали неотъемлемой частью жизни русской эмиграции.

Еще один знак театрализации жизни Серебряного века – возникновение множества литературных и художественных кабаре. В Петербурге наиболее популярны были театры-кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов», в Москве – «Летучая мышь».

Организованный в 1908 г. Никитой Балиевым театр-кабаре «Летучая мышь» стал особенно знаменит в 1915-м, когда он обосновался в подвале известного небоскреба – дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке. Художник Сергей Судейкин расписал фойе, по его же эскизу сделали занавес. Этот театр-кабаре вырос непосредственно из веселых капустников МХАТа, где начинал актерскую карьеру Никита Балиев. Репертуар «Летучей мыши» состоял из театральных миниатюр, оперетт и вполне серьезных спектаклей. Жующая публика за столиками со временем была заменена зрителями в рядах кресел. Здесь отдыхал и развлекался артистический мир Москвы. В 1920 г. Балиев с лучшей частью труппы эмигрировал.

Итак, единый стиль, зародившийся в России и ставший синонимом понятия Серебряный век, был действительно универсальным, ибо – пусть на короткий срок – он охватил не только все сферы творчества, но и непосредственно жизнь людей эпохи fin de siecle. Таким является всякий большой стиль.

Врубель
1856 –1910

«Шестикрылый серафим» – одна из последних работ Врубеля. Он писал ее в больнице, в тяжелом душевном состоянии. В своих последних живописных работах Врубель отходит от реализма в изображении фигур и пространства. Он вырабатывает совершенно особую, свойственную только ему мозаичность мазка, что усиливает декоративность пластического решения. Создается ощущение вибрации духовного света, пронизывающего всю картину.

«Шестикрылый серафим», по-видимому, навеян знаменитым стихотворением А.С.Пушкина «Пророк». Картина воспринимается в одном ряду с «Демоном» и выводит к более поздним – «Голова Пророка» и «Видение пророка Иезекииля».

Серов
1865 –1911

Среди мирискусников Валентин Серов был ближе всех к реалистической традиции. Пожалуй, он был самым значительным из русских портретистов Серебряного века. Он создавал портреты-картины, где персонаж представлен в активном взаимодействии с жизненной средой.

Этому принципу соответствует и одна из лучших его работ последнего периода – портрет княгини Ольги Константиновны Орловой. Здесь все построено на симметрии и контрастах, приведенных, правда, в определенную гармонию. Так, голова и корпус портретируемой переданы очень объемно, а ноги даны силуэтом, почти плоским. Треугольник, в который вписана фигура, опирается на острый угол; рамы картин агрессивно нацелены на голову модели. Однако спокойное, абсолютно уверенное выражение лица, обрамленного огромной шляпой, как бы останавливает резкие движения предметов богатого интерьера. Судя по всему, Серов довольно иронично относился к портретируемой.

Рерих
1874 –1947

Николай Рерих был не только художником, но и историком. Известен и его интерес к археологии. Это нашло отражение в его искусстве. Особенно интересовала художника славянская языческая древность и раннее христианство. Рериху близок духовный мир людей далекого прошлого и их способность словно бы раствориться в мире природы.

Картина «Александр Невский поражает Ярла Биргера» – весьма удачная стилизация под старинную миниатюру. Определяющую роль в изображении играют контурные линии и локальные цветовые пятна.

Баkст
1866 –1924

Лев Бакст больше, чем другие мирискусники, приблизился к европей-скому варианту модерна. Это хорошо видно в его работе «Ужин». Гибкий контур, обобщенная трактовка формы, лаконичность цвета и плоскостность изображения свидетельствуют о влиянии на Бакста таких западных художников, как Эдвард Мунк, Андрес Цорн и другие.

Борисов-Мусатов
1870 –1905

Во всех картинах Борисова-Мусатова находит выражение романтическая мечта о прекрасной гармонии, абсолютно чуждой современному ему миру. Он был истинным лириком, тонко чувствующим природу, ощущающим слиянность человека с природой.

«Водоем», быть может, наиболее совершенное произведение художника. Все основные мотивы его творчества присутствуют здесь: старинный парк, «тургеневские девушки», общая статичная композиция, спокойный цвет, повышенная «гобеленная» декоративность... В образах героинь «Водоема» запечатлены сестра и жена художника.

В своем шедевре Борисову-Мусатову удалось изобразить вневременное состояние. Обобщенно-нейтральное название «Водоем» вызывает образ всеобщего гармоничного природно-человеческого единства – неразделенности, а само изображение превращается в знак, требующий молчаливого созерцания.

Крюкова Анжела Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Горловской общеобразовательной школы
I-III ступеней № 41

Донецкая Народная Республика

Русская литература 11 класс

Урок-презентация

Тема урока

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Избранные страницы творческого наследия русских поэтов Серебряного века.

Обучающая цель урока : формировать умение работать с различными источниками информации,помочь постичь характер этой эпохи, эпохи подъема в науке и искусстве; показать глубинное единство всех творцов Серебряного века, несмотря на их внешнюю разобщенность, противоречия в способах восприятия мира.

Развивающая цель: развитие речевого слуха, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, установить связь между духовным миром человека и жизнью страны; развивать логическое, аналитическое мышление учащихся;

Воспитательная цель: формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, воспитание эстетического вкуса. прививать интерес к русской культуре;

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Вид урока: урок-презентация

Форма: исследовательская работа в группах

Дидактический материал: статьи о модернистских течениях

Наглядные пособия: портреты поэтов начала XX века, репродукции картин художников начала XX века, включенные в презентацию урока.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка, история

План урока:

1. Орг. момент

2. Мотивация деятельности

3. Активизация знаний и постановка целей

4. Деятельность учащихся по теме урока

5. Итоги урока

6. Домашнее задание

Методы и формы работы:

Приветствие

Слово учителя

Выступление групп

Декламирование стихотворений

с литературной визиткой

Работа с в группах:

Составление информационных гранулирований: сенканов, репортажей

организация частично-поисковой деятельности;

Рефлексивный анализ

Подготовить проект стенда:

«Серебряный век русской литературы»

Ход урока

Слайд 1 .

На фоне звучания музыки первого слайда звучит вступительное слово учителя, визитная карточка урока и постановка целей урока.

1. Вступительное слово учителя

Двадцатый век наступил в ноль часов 1 января 1901 года - таково его календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство 20 века. Но ничто и никогда не начинается с боя курантов. Сияющий и мятежный XX век был следствием века XIX!

Вообще рубеж XIX-XX веков - эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий, революционных преобразований. “Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?”- этот блоковский вопрос-ответ подталкивает к размышлениям о тех противоречиях, что являются ключом к пониманию Русского Ренессанса, именно так называют искусство Серебряного века, сравнивая с европейским Возрождением. сегодня мы с вами обратимся к Серебряному веку русской культуры. Познакомимся с этой замечательной и значимой для России эпохой. Обратите внимание на тему урока. В теме урока выделены слова «культура»,

-Что это означает? О чем мы с вами сегодня будем говорить? не только о литературе, но и об искусстве, живописи, музыке, театре, вообще об исторической обстановке того времени

В истории человечества наступали периоды, поражающие своей динамикой и бурной взрывчатостью. Первая половина 19 века - это золотой век русской культуры. 2 слайд

-Почему это время так было названо? Чем характеризовалось? Назовите имена.

А.Пушкин и М.Глинка, М.Лермонтов и К. Росси, Н.Гоголь и К. Брюллов – вот только некоторые из имен золотого века. На рубеже 19-20 вв., по словам русского философа Н.Бердяева, наступил Серебряный век русской культуры. Длился он совсем недолго, но оставил яркий след в русской и мировой культуре.

Искусство этого периода стало философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры.. Это грозное катастрофическое время восприняли разные поэты по-своему:

Свои чувства они охарактеризовали так:

Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть

в твои зрачки?

О.Э. Мандельштам

И все, что нас гнетет, сметет и свеет время,

Все чувства давние, всю власть заветных слов,

И по земле взойдет неведомое племя,

И будет снова мир таинственен и нов.

Валерий Брюсов

Подобные настроения были характерны для узкого круга творческой интеллигенции и в искусстве получили название «декадентство». Да это грозное катастрофическое время … но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Н.Оцупа.

2. Мотивация деятельности и постановка целей

Слайд 2

Визитной карточкой сегодняшнего урока станут удивительные, на мой взгляд, слова! 3 слайд

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить.

Эти слова, на мой взгляд, могут стать путеводной звездой каждого человека, который может назвать себя Человеком., чтобы,как сказал Горький, это звучало гордо!

Сегодня на уроке будут работать творческие группы: 1– историки, 2 – искусствоведы, 3 – литературоведы, 4 – чтецы, 5 – аналитики. Они получили опережающие задания, и мы посмотрим,как они справились со своим заданием.

Хотелось обратить внимание. Перед каждым из вас лежит лист самооценки, на котором выделены основные параметры, приобретенных сегодня знаний, навыков,умений.Вы должны будете в течение урока оценить уровень знаний каждого этапа и в конце урока поставить себе средний балл.

Слайд 4 – цели урока

Цель нашей встречи:

    показать масштабы и значимость культурного наследия «серебряного века»;

    познакомиться с литературными течениями начала ХХ века;

    дать характеристику поэтики и мировоззрения ярких представителей «серебряного века».

3. Актуализация знаний

Строки, которые так заманчиво прозвучали в качестве визитной карточки урока, принадлежат поэту «серебряного века» М. Волошину. Я произношу «Серебряный век». Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает их звучание? Мы соотносим это слово только с металлом, ну мы также говорим чудесным зимним днем: «Снег серебрится»

Серебряный век – блеск, яркость, звон, хрусталь, бокалы, драгоценности, хрупкость, недолговечность, красота, прозрачность, волшебство, тайна, сияние, голоса…

Звуковой облик слов «серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.

Слайд 4.

-Мы сегодня вспомнили золотой век культуры и начинаем разговор о Серебряном. Все познается в сравнении

Сравним два стихотворения «золотого» и «серебряного» века, ставших любимыми романсами – «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и «Мне нравится...» М.И.Цветаевой 6 слайд

(чтение наизусть стихотворений учащимися). Дружинина Людмила и Хлопов Дима

Какой теме посвящены эти стихотворения?(теме любви)

Одинаковое ли настроение создаётся у нас при их восприятии?

Если поэзия «золотого» века передаёт ощущение полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость. «С.в» развивался на тех достижениях, которые были достигнуты поэтами предшествующего периода и вне связи с творчеством поэтов пушкинского времени. «С.в» вообще не может быть осмыслен и понят. «С.в.» - это логическое продолжение Золотого века. Это попытка возрождения в русской литературе тех ценностей, которые были забыты, отброшены во второй половине Х I Х века. Это возвращение в русскую литературу поэтической эпохи.

Учитель: Итак, давайте познакомимся с исканиями, находками и достижениями серебряного века. Слово предоставляется искусствоведу

Слайд 7 - Что же кроется за понятием «серебряный век поэзии»?

4. Деятельность учащихся по теме урока.

Рудова Маша

Искусствовед: В искусствоведении и литературоведении это словосочетание приобрело терминологическое значение. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX-XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933),где он“Золотой век” русской поэзии сравнил с солнцем, а Серебряный - с луной., а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе» Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно. Впервые в литературном творчестве выражение "Серебряный век" было употреблено А. Ахматовой в поэме "Без героя". 8 слайд

На Галерной чернела арка

В Летнем только пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

-На слайде неслучайно изображен кто? Это мифологический образ. А что он символизирует? 9 слайд

Учитель: Вы знаете, что литература тесно связана со всеми сферами человеческой жизни, поэтому можно выделить факторы, влияющие на литературный процесс.

Как вы думаете, что может повлиять на литературу?

Ученики:

    Исторические события;

    Экономическая ситуация;

    Концепция личности, представления о человеке, его сущности, его отношениях к окружающему миру, другим людям, ценностям.

Таким образом, о чем писать (темы, проблемы, характер конфликтов), как писать (жанр, средства поэтики) и о ком писать (тип героя) диктует время и общественная обстановка в стране и мире.

Мы с вами живём на рубеже веков, даже тысячелетий. А какие чувства испытываете вы? Что вы можете отметить?В чем сложность сегодняшней жизни, что тревожит наших современников?

Ученики:

    Сложность общественных процессов;

    Перемены и перестройка во всех областях жизни;

    Неоднозначные оценки этих перемен, борьба идей;

    Попытки изменить страну, с одной стороны, путём реформ и, с другой, навязать свою волю насильственным путём (терроризм); Экологические катастрофы

    Значительные научные открытия, особенно быстрое развитие в области информационных технологий, что повлекло за собой кризис классического естествознания.

Если перенестись на сто лет назад и переложить сегодняшние свои ощущения и настроения на те события, то можно понять, как ощущал себя человек рубежа XIX – XX веков.

Давайте вспомним из истории, какова была внешнеполитическая обстановка. Какие важные политические и исторические события происходили в России?Слово предоставляется историкам

Фомин Алексей слайд 10

Историки:

Эпоха конца 19 начала 20 веков стала поворотной в истории русского общества русской культуры и литературы в том числе.В 1894 году на российский престол восходит Николай 2 Романов, последний российский император. В его правление Россия переживает экономический подъем, активно осваивается Сибирь и Дальний Восток поставляют товары на мировой рынок.Но возрастают и внутренние противоречия, связанные с недовольством социально-политическим устройством государства.Получают распространения идеи переустройства общества:марксизм, анархизм и большевизм, отказа от монархического строя. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи.
Реформа 1861 года отнюдь не решила судьбу крестьянства, мечтавшего о "земле и воле". Эта ситуация обусловила появление в России нового революционного учения - марксизма, делавшего ставку на рост промышленного производства и новый прогрессивный класс - пролетариат.

На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, способном преобразовать эпоху и изменить ход истории, отражается в философии марксизма. Наиболее ярко это предстает в творчество Максима Горького и его последователей, настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, хозяина земли, бесстрашного революционера, бросающего вызов не только общественной несправедливости, но и самому Творцу.

Поражение России в русско-японской войне, русская революция 1905 года,подавленная властями и последовавший за ней упадок общественной жизни- все это наполняет творческих людей предчувствием грядущих перемен., ощущением кризиса, требующего разрешения . Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее к неминуемой революции. Февраль 1917 года и последовавшее за ним безвластие привело к Октябрьскому перевороту. В результате Россия обрела совсем другое лицо.

Отсутствие стабильности в государстве рождает сомнения в принятой прежде системе нравственных ценностей, подталкивает общество к поиску новых истин, новой концепции человека и искусства

Давайте проанализируем, что же происходит? Слово аналитикам.

Першина Валерия слайд 11

Аналитик

На рубеже 19-20 веков в европейской, а вслед за ней и в русской культуре происходит своего рода культурный переворот, связанный с изменением научных и философских представлений о мироздании и роли человека в нем.Научные достижения в области физики и математики развеивают уверенность в конечной познаваемости мира, в его строгой организованности, (к примеру Мария Кюри- одна из создателей учения о радиоактивности, Циолковский- русский ученый, основоположник космонавтики)

В это время начинает оспариваться идея исторического прогресса: привычные взгляды на закономерность происходящего рушатся, вселяя в человека растерянность, зачастую порождает желание насильственного изменения действительности. Одни философы и писатели склоняются к мысли о революционном пути преобразования общества К примеру: Чернышевский роман «Что делать?», другие же обращаются к религии, пытаясь именно в ней найти поддержку и помощь в деле нравственного перевоспитания человека (Лев Толстой –создатель собственной религиозной идеи).Но трагической особенностью эпохи становятся отсутствие прочного духовного ориентира, значимого для всех. Наоборот культура этого периода поражает многообразием форм, идей, течений, направлений. Технический открытия, словно раздвигают рамки общения, делают искусство более доступным. Появляются и принципиально новые с технической точки зрения виды искусства: возникает кинематограф (Братья Люмьер- родоначальники кино)

-Снова послушаем историков

Лобач Наташа

Историки: Каковы же временные рамки серебряного века?

Большинство исследователей сходятся во мнении, что «серебряным веком» можно назвать русскую литературу 1890-1921 годов.

Почему же были выбраны именно такие временные рамки? Наиболее распространенная версия такова: в 1890 году произошло несколько «знаковых» событий для русской литературы.

1. выход в свет нескольких литературных и философских манифестов* ;

2. начало публикации стихотворного цикла Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме»;

3. окончательное формирование группы «идейных вдохновителей» литературы «серебряного века».

А в 1921 году из жизни уходят два лидера литературы того времени:

2. в том же 1921 году по ложному доносу обвинен и расстрелян Николай Гумилев. Хотя некоторые литературоведы считают,что закончилась эта эпоха в 1917 году с началом Гражданской войны.

-Какие же перемены произошли в искусстве?

Рудова Маша

Искусствовед 1: Серьезные перемены постигли и искусство. Рост городского населения в России, улучшения в области народного просвещения и стремительное обновление технических средств, обслуживавших искусство - все это привело к стремительному росту зрительской и читательской аудитории. В 1885 году в Москве открылся частный оперный театр С. И. Мамонтова; с 1895 года быстро развивался новый вид искусства - кино; в 1890-е годы началась деятельность Третьяковской галереи и Московского Художественного театра. Это свидетельствовало о динамичном разрастании аудитории, приобщенной к искусству, и, как следствие, возросшем резонансе событий культурной жизни. Возможности искусства существенно возрастают, усиливается его влияние на духовную жизнь страны.

Однако у всего вышеперечисленного была и обратная, не самая приглядная, сторона. Параллельно высокому искусству в России развивалась так называемая массовая, "китчевая", культура. В противовес массовой культуре появилось элитарное искусство, изначально ориентированное на чрезвычайно узкие круги ценителей. Искусство и литература разделялись на конфликтующие полюса, раскалывались на разнородные течения и группировки.

Кардинально изменились картины художественных направлений и течений. Прежний плавный переход от одной стадии к другой, когда на определенном этапе литературы господствовало какое-нибудь одно направление, ушел в небытие. Теперь разные эстетические системы существовали одновременно. Слайд 17, 18

- Сравните картины золотого и серебряного века. Обратите внимание на тематику, цветовую гамму, способ отражения действительности., чувства.,которые вызывает у зрителей( отображение реальной действительности,естественные тона красок,чувство сопереживания героям---- действительность далека от реальности, краски и тона яркие, броские,насыщенные,слишком много цветов несочетающихся,вызывает чувство непонимания, удивления,Обратите внимание на название Центральный образ – церковь.Что символизирует- духовность, дух. Душу.

Вывод: Итак мы заметили кардинальные перемены в живописи .

Слово искусствоведу

Худоба Наташа

Искусствовед 2: Литературе рубежа веков как культуре и обществу в целом свойственно многообразие обилие различных художественных методов и направлений. Важно отметить, что реализм господствующий творческий метод в литературе 19 века утрачивает свое главенство. Напомним, что классическое реалистическое искусство исходит из представления познаваемости мира о принципиальной возможности его словесного выражения.(Шишкин «Утро в сосновом лесу»)Художник-реалист стремится воссоздать окружающий мир как некую систему взаимоотношений, подчиняющуюся определенной логике. Для русского классического реализма также очень характерно сознание существования универсального нравственного закона, морального и поведенческого кодекса на основе которого авторами и читателями оцениваются побуждения и поступки героев: духовный рост или напротив деградация .К примеру: Достоевский «Преступление и наказание»)Но в эпоху сомнений в истинности нравственных ценностей, в период пересмотра прежних представлений о мире и роли человека в нем ситуация кризиса мировоззрений классический реализм перестает отвечать запросам писателей и читателей. Это не значит, что меньше ценятся произведения писателей 19 века, хотя порой творцы новой культуры пытаются отказаться от наследия прошлого столетия, н о это влечет за собой перемены в литературном строе, Литераторы не отказываются от реалистического направления, но сам реализм претерпевает изменения,художественную эволюцию, чтобы лучше отражать современные ему проблемы. Наряду с реализмом появляются и иные системы творческого плана: их объединяют общим термином модернизм. Образно говоря: общий сильный поток литературного классического реализма растекся, распался на множество ручейков и самостоятельных речушек слайд 19 Модернизм

- Что означает слово бунтарско-эпатирующим?

Слово аналитику

Гавричкина Ира

Аналитик Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства , осознавая свое роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декадентство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма.

Декадентство (лат.decadentia – упадок) – явление в культуре конца 19 – начала 20 веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний .

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Моё единое отечество-

Моя пустынная душа.

Так писал Константин Бальмонт. Декадантский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества.

Одинокий человек, стоящий перед лицом Вечности, Смерти, Вселенной, Бога не может стать героем романа Гончарова или драмы Островского. Только поэтическое слово способно выразить его внутренний мир.

-В чем было противоречие между Модернизмом и Декаденством? (развитие, прогресс и упадок, регресс)

Учитель: Эта мысль определила пафос многих произведений философов идеалистического направления, писателей-символистов. На этой почве в литературе и искусстве возникают апокалиптические мотивы завершённости мира. Но в то же время эпоха представляется и временем некоего ренессанса, духовного обновления, культурного подъёма. Важнейшей особенностью времени становится сближение философии и литературы в осмыслении роли духовного начала в жизни общества. Наступление новой эпохи в жизни русского общества признаётся представителями самых различных и идейных и художественных течений.

-А теперь слово аналитику

Чуйкова Лера

Аналитик: Важно уяснить, что речь идёт именно о явлении русской культуры , основанной на глубинном единстве всех её творцов. Серебряный век – не просто набор русских поэтических имен. Это особое явление, представленное во всех областях духовной жизни России, эпоха, отмеченная необычайным творческим подъёмом не только в поэзии, но и в живописи, музыке, театральном искусстве, в гуманитарных и естественных науках. В тот же период бурно развивается русская философская мысль: достаточно назвать В. Соловьева, П. Флоренского, Н Бердяева, братьев.Трубецких. слайд 20

К этому списку можно добавить имена ученых, чьи достижения дали заметный толчок к дальнейшему развитию науки – А. Попов, И. Павлов, С. Вавилов.

Настроение всеобщего культурного подъёма нашло глубокое, проникновенное отражение в творчестве композиторов – С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского.

Принципиально изменились способы воспроизведения художников. М. Врубель, И. Репин, М. Нестеров, В. Борисов-Мусатов, К. Петров-Водкин создали полотна, говорившие с публикой на новом языке.

На сцене творили В. Комиссаржевская, Вас. Качалов, Ф. Шаляпин, А. Павлова

К. Станиславский создал современный репертуарный театр, позже блистал Вс. Мейерхольд.

-Мы все слышали выражение: «Музыка-душа народа» Давайте послушаем небольшой этюд Александра Николаевича Скрябина этюд

Какие чувства отражены в этой музыке? (напряженность, перепады чувств, надрывность, динамика) Наряду с литературой шло бурное развитие музыкального искусства. Мы сейчас с вами слышим концерт № 2 Александра Николаевича Скрябина. Согласитесь, в этой музыке слышны философские размышления композитора о судьбе русской культуры, о судьбе человека в переломное время на рубеже двух веков, девятнадцатого и двадцатого. Историю иногда сравнивают с «рекой времен». В музыке Скрябина история движется мощным потоком, то замедляя, то убыстряя ход. В истории культуры тоже были периоды неспешного торжественного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой и бурной взрывчатостью.

Музыка отражала динимику, происходившую в обществе. Слово литературоведу.

Кузьминов Дима

Литературовед 1: Это время роста городов, убыстрения процесса жизни. Одни восхищались городом (Брюсов, Северянин, футуристы):

Я люблю большие дома

И узкие улицы города, -

В дни, когда не настала зима,

А осень повеяла холодом.

…………………………….

Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие, -

В миг, когда песню глубоко таю,

Но в восторге слышу созвучия.

Брюсов В.Я

Голубятникова Аня

Литературовед 2: Другие видели в росте городов угрозу национальным традициям, национальной душе (Блок, Белый):

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвёздный

Беспечный брошен человек!

Двадцатый век… Ещё бездомней.

Ещё страшнее жизни мгла…

Блок А.А.

Сквозь пыльные, желтые клубы

Бегу, распустивши свой зонт.

И дымом фабричные трубы

Плюют в огневой горизонт.

Человеку неуютно, тревожно жить в мелькающих обстоятельствах.

В литературе рассказы выходят на первый план: людям «некогда» писать и читать большие по объему произведения.

- Все виды искусства взаимосвязаны идеей, Давайте проследим развитие и тенденции живописи.Слово искусствоведу

Худоба Наташа

Искусствовед 1: Настроение "Серебряного века" русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.

Целью искусства становится не отражение действительности, а отражение внутреннего мира художника.

М. Врубель "Демон поверженный" Слайды 21-24

Всё переплелось у Врубеля в этом фантастическом странном образе - неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое создание его невозможности. Комментарий учителя:

Врубель «Демон поверженный»

Блок: Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше название трех преобладающих цветов, которым еще «нет названия» и которые служат лишь знаком того, что таит в себе Падший: «И зло наскучило ему». Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля. «Один меж небом и землей сидел он, мрачный и немой…»- картина словно озвучивает эти трагические строки Лермонтова.

Демон олицетворение зла. Одинокий, сидит он в глубоком раздумье на вершине скалы. Руки его бугрятся великолепными мускулами, вылепленными при помощи контрастных, цветовых пятен, мощь и красота в повороте сильной шеи. Лицо Демона, увенчанное непокорной гривой волос, погружено во тьму. Только в огромных глазах тревожным огоньком светиться отблеск заката.

Нет в этом лице ни ненависти, ни злобы – только воплощенная печаль. Художник, разочаровавшийся в возможности воплотить образ Христа в эпоху религиозного глубочайшего кризиса, приходит к образу «светлого» Демона, в котором видит не князя тьмы, а могучий творческий дух. Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон». Врубель так писал о своей работе: Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый..

Демон - образ силы человеческого духа,

Рудова Маша

Искусствовед:

К. Петров-Водкин "Купание красного коня"

Полотно, оттолкнувшись от реального земного бытия, обнаружило глубокий символический смысл; чуткий зритель увидел в нём своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества.... Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роднили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса.

В. Борисов - Мусатов "Призраки"

Атмосфера безмолвной грусти царствует в "Призраках". В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения столь зыбкие, столь бестелесные, что в любое мгновение могут растаять, исчезнуть. Грань между полувымыслом - полуреальностью, полусном - полуявью не умел, не хотел провести сам поэт - живописец - о магической двойственности сцены говорят и странные белые фигуры на лестнице: то ли оживают в неверном свете каменные статуи, то ли процессия призраков медленно скользит в сад своей земной жизни...

Казимир Малевич. Картина "Черный квадрат" 1913г..

В основе всех форм мира лежат простые формы: прямая, квадрат, треугольник, круг. В этих простых формах и надо выражать реальность. Отсутствует представление о левом и правом, верхе и низе, все направления равноправны. Пространство картины не подвластно земному тяготению. Возникает самостоятельный, замкнутый в себе мир.

"Черный квадрат" Малевича - это дно, финал самопознания. "Черный квадрат" - вообще не цвет, это могила всех цветов и одновременно возможность их возрождения из-под чёрной поверхности, новая культура должна познать мир до конца, разрушить мифы сознания. "Черный квадрат - это эксперимент Малевича, это перекодировка мира. Это была общая тенденция русской культуры накануне грозных событий национального разлома 1917-1920 гг.".

Учитель: Как вы считаете, было ли творчество художников "Серебряного века" понятно людям того времени? (Ответ: Можно сказать да, но, с трудом. Потому, что происходящие изменения в мировоззрении соединялись с творческими поисками. Русская живопись преодолевала национальные рамки и становилась явлением мирового уровня. Художники использовали всё богатство и мировых, и собственных традиций. И поэтому людям это было понятно творческие поиски, изменения).

Учитель: Живопись, подобно поэзии, прониклась лирическим, религиозным и философским началом.

Учитель: Все это не могло не отразиться на литературе. Для эпохи рубежа XIX – XX веков характерны переход от классической художественности к неклассической, взаимодействие реализма и модернизма.

Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать тип новой культуры. Откровенная ставка на предвосхищение грядущего или даже на преображение мира средствами искусства был чужда реалистам. Они, однако, отразили внутреннее человеческое влечение к гармонии, к красоте, к созидательному чувству. Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали зодчих и их творения как наивысшие достижения человеческого духа. Футуристы считали высшим искусством живопись; почти все они были художниками. Но все они, представители разных поэтических направлений, ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства.

Каковы же отличительные черты «серебряного века»?

(все эти поэты-современники, их объединяет время, сама эпоха, они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;

Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии

Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры поэтического произведения.

Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий…

Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему. )

Слайд 26 Литературная жизнь России

Бурная общественная жизнь России рубежа веков повлекла за собой не менее бурную литературную жизнь!

В чём это проявилось? - Началу XX века присуще и огромное количество литературных салонов, литературных кафе.

Слайд 27

Прежде всего, в огромном количестве новых ярких творческих индивидуальностей. Эпитет «серебряный»… (по слайду)

Поисково-исследовательская работа в группах по текстам.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ

Пока выступают литературоведы мы заполняем таблицу, сопоставляя разные модернистские течения.

Критерии для сопоставления

Символисты

Акмеисты

Футуристы

1. Цель творчества

Расшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество

Возвращение поэзии ясности, вещности

Вызов традиции

2. Отношение к миру

Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты

Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных знаков

Одержимость идеей разрушения старого мира

3. Отношение к слову

Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи

Стремление придать слову определенное, точное значение

Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов

4. Особенности формы

Господство намеков и иносказания, знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога.

Конкретная образность, «прекрасная ясность»

Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа.

Сравните отношения к предшествующим культурами традициям акмеистов и футуристов и сделайте вывод о принципиальном отличии "высокого модернизма". Почему многие исследователи выводят "футуризм" за рамки серебряного века?

(И символизм и акмеизм сближает общее представления о том, что их творчество является итогом и в некотором смысле "вершиной" единого культурного процесса, имеющего, безусловно, эволюционный характер. И в этом смысле революционное отрицание футуристами предшествующей культуры "с чистого листа", на новом месте вступают в глубокое противоречие с основным принципом серебряного века - преемственностью по отношению к прошлому.)

Выступление групп Символисты, Акмеисты,Футуристы

Сопоставление с таблицей слайд 28

А теперь давайте попробуем познакомиться и попытаться почувствовать и понять поэтов серебряного века

Выступление творческой группы чтецов

Лаврик Алена –об Анне Ахматовой

Комисаров,Золотухин – Дуэль.

- Почему дуэль, а не состязание?

Дружинина Есенин «Письмо матери»

-Как раскрывается внутренний мир поэта в этом стихотворении?

Подведение итогов урока

-Каковы ж заслуги серебряного века? Слайд 38

_А вот посмотрите как сложилась судьба некоторых поэтов Слайд 39

Ну а теперь давайте обобщим все сведения и знания, которые сегодня получили.Я предлагаю разные виды работ. Для творческих учащихся Алены,Маше,Миле написать Репортаж с урока . Слайд 40

Для учащихся

Лобач Н, Першиной Леры, Сороки Альберта, Хакимовой Лизы,Гавричкной И.

составить сенкан к понятию Серебряный век

Остальные делятся на группы и составляют информационное гранулирование на темы:

Черты серебряного века, Деятели культуры, Историческая обстановка эпохи.

Ответы групп

Учитель: Так почему серебряный век- сияющий и мятежный ? Слайд 41

Выставление оценок Лист самооценки.Оценивание учителем

Домашнее задание: подготовить в виде презентации, визитки рассказы о поэтах «серебряного века» Брюсове,Гумилеве,Блоке. и представить получившиеся работы.

Наизусть одно стихотворение на выбор этих поэтов серебряного века

Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался примерно четверть века: 1898-1922 гг. Начальная дата совпадает с годом создания объединения «Мир искусства», основания Московского художественного театра (МХТ), где была поставлена «Чайка» А.П. Чехова, а конечная — с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Краткость периода вовсе не умаляет его значимости. Напротив, с течением времени эта значимость даже возрастает. Она заключается в том, что русская культура — пусть не вся, а только часть ее — первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность. Западный мир пришел к такому осознанию намного позже.

Серебряный век включает в себя прежде всего два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX в., известное также под именем «богоискательство» , и русский модернизм, охватывающий главным образом и акмеизм. К нему принадлежат такие поэты, как М. Цветаева, С. Есенин и Б. Пастернак, не входившие в названные течения. К серебряному веку следует также отнести художественное объединение «Мир искусства» (1898-1924), создателями которого были А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев, снискавший себе славу организацией знаменитых «Русских сезонов» в Европе и Америке.

Что касается, то он представляет собой отдельное, самостоятельное явление. По своему духу и устремлениям он расходится с серебряным веком. «Башня» Вяч. Иванова и «Башня» В. Татлина слишком различны, чтобы быть вместе. Поэтому включение русского авангарда в серебряный век, которое делают многие авторы, обусловлено скорее хронологией, нежели более существенными мотивами.

Выражение и название «серебряный век» является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...» Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман «Серебряный голубь». Редактор журнала «Аполлон» С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX в.

В самом названии имеется некое противостояние предшествующему, золотому веку, когда русская культура переживала бурный расцвет. Она излучала яркий, солнечный свет, освещая им весь мир, поражая его своей силой, блеском и великолепием. Искусство тогда активно вторгаюсь в общественную жизнь и политику. Оно в полной мере соответствовало известной формуле Е. Евтушенко: «поэт в России — больше, чем поэт». Напротив, искусство серебряного века стремится быть только искусством. Излучаемый им свет предстает лунным, отраженным, сумеречным, таинственным, магическим и мистическим.

Русский религиозный ренессанс

Русское религиозное возрождение начала XX в. представляют такие философы и мыслители, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. и Е.Н. Трубецкие.

Первые четверо, являющиеся центральными фигурами богоискательства, прошли сложный путь духовной эволюции. Они начинали как марксисты, материалисты и социал-демократы. К началу XX в. они сделали поворот от марксизма и материализма к идеализму, существенно ограничили возможности научного объяснения мира и перешли на позиции либерализма. Об этом свидетельствовали их статьи, опубликованные в сборнике «Проблемы идеализма» (1902).

После революции 1905-1907 гг. их эволюция завершилась и они окончательно утвердились как религиозные мыслители. Свои новые взгляды они выразили в сборнике «Вехи» (1909). С. Булгаков стал священником.

Концепция русского религиозного возрождения явилась плодом осмысления многовековой истории России и Запада. Она во многом стала продолжением и развитием славянофильства. Поэтому ее можно определить как новое славянофильство. Она также явилась развитием идей и взглядов Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. Л.Н. Толстого и B.C. Соловьева.

Н.В. Гоголь оказал влияние на представителей богоискательства прежде всего своей книгой «Выбранные места из переписки с друзьями», где он размышляет об исторических судьбах России и призывает к христианскому самоуглублению и самосовершенствованию. Что же касается Ф.М. Достоевского, то сама его жизнь была поучительным примером для сторонников религиозного возрождения. Увлечение революцией имело трагические последствия для писателя, поэтому свое творчество он посвятил поиску христианских путей к людскому единению и братству. В этом он видел особость русского пути.

Многие идеи и особенно учение о ненасилии Л.Н. Толстого также были созвучны воззрениям представителей религиозного ренессанса. Учение Вл. Соловьева о всеединстве, о Софии — Мировой Душе и Вечной Женственности, о конечной победе единства и добра над враждой и распадом составляют общую духовную основу русского религиозного возрождения и русского модернизма — особенно символизма.

Именно Вл. Соловьев разработал концепцию возрождения России на христианских основах. Он посвятил свою жизнь неустанной борьбе против враждебного отношения интеллигенции к Церкви, за преодоление разрыва между ними, призывал к взаимному примирению.

Развивая идеи своих предшественников, представители религиозного возрождения весьма критически оценивают западный путь развития. По их мнению, Запад отдает явное предпочтение цивилизации в ущерб культуре. Он сосредоточил свои усилия на внешнем обустройстве бытия, на создании железных дорог и коммуникаций, комфорта и жизненных удобств. В то же время внутренний мир, душа человека оказались в забвении и запустении. Отсюда торжество атеизма, рационализма и утилитаризма.

Именно эти стороны, как отмечают представители богоискательства, были взяты на вооружение русской революционной интеллигенцией. В своей борьбе за благо и счастье народа, его освобождение она избрала радикальные средства: революцию, насилие, разрушение и террор.

Сторонники религиозного ренессанса увидели в революции 1905-1907 гг. серьезную угрозу будущему России, они восприняли ее как начало национальной катастрофы. Поэтому они обратились к радикально настроенной интеллигенции с призывом отречься от революции и насилия как средства борьбы за социальную справедливость, отказаться от западного атеистического социализма и безрелигиозного анархизма, признать необходимость утверждения религиозно-философских основ мировоззрения, пойти на примирение с обновленной Православной церковью.

Спасение России они видели в восстановлении христианства как фундамента всей культуры, в возрождении и утверждении идеалов и ценностей религиозного гуманизма. Путь к решению проблем общественной жизни для них лежал через личное самосовершенствование и личную ответственность. Поэтому главной задачей они считали разработку учения о личности. В качестве вечных идеалов и ценностей человека представители богоискательства рассматривали святость, красоту, истину и добро, понимая их в религиозно-философском смысле. Высшей и абсолютной ценностью являлся Бог.

При всей своей привлекательности концепция религиозного возрождения не была безупречной и неуязвимой. Справедливо упрекая революционную интеллигенцию за се крен в сторону внешних, материальных условий жизни, представители богоискательства уходили в другую крайность, провозглашая безусловное первенство духовного начала.

Забвение материальных интересов делаю путь человека к своему счастью не менее проблематичным и утопичным. Применительно к России вопрос о социально-экономических условиях жизни имел исключительную остроту. Между тем локомотив истории западного типа давно уже находился на территории России. Набирая скорость, он несся по ее необъятным просторам. Чтобы остановить его или изменить его направление, требовались огромные усилия и значительные изменения в устройстве общества.

Призыв к отказу от революции и насилия нуждался в поддержке, во встречном движении со стороны официальных властей и правя- шей элиты. К сожалению, все предпринимаемые в этом отношении шаги далеко не в полной мере отвечали историческим требованиям. Власти не чувствовали острой необходимости перемен, проявляли непоколебимый консерватизм, любой ценой хотели сохранить Средневековье.

В частности, царь Николай II, будучи высокообразованным человеком, знающим пять иностранных языков, обладавшим тонким эстетическим вкусом, был вместе с тем по своим взглядам совершенно средневековым человеком. Он был глубоко и искренне убежден, что существующее в России общественное устройство является наилучшим и не нуждается в каком-либо серьезном обновлении. Отсюда половинчатость и непоследовательность в проведении затеваемых реформ. Отсюда же недоверие к таким реформаторам, как С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. Главное свое внимание царская семья сосредоточила на проблеме здоровья наследника, для решения которой она окружила себя весьма сомнительными личностями типа Г. Распутина. Начавшаяся Первая мировая война еше более усугубила ситуацию.

В целом можно сказать, что крайний радикализм в определенной степени порождался крайним консерватизмом. При этом социальная база оппозиции существующему положению вещей была весьма широкой. Революционный вариант разрешения назревших проблем и противоречий разделялся не только радикально настроенными движениям и, но и более умеренными.

Поэтому призыв сторонников религиозного возрождения встать на христианский путь решения острых жизненных вопросов не нашел желаемой поддержки. Это новее не означало, что он не был услышан и остался гласом вопиющего в пустыне. Нет, его услышали, но не поддержали, отвергли.

Выход сборника «Вехи» вызвал большой интерес. В течение только одного года он выдержал пять изданий. За это же время в печати появилось более 200 откликов, опубликованы пять сборников, посвященных обсуждению проблематики «Вех». Однако подавляющее большинство отзывов было отрицательным. Против новых богоискателей выступали не только революционеры и левая оппозиция, но и многие правые, включая либералов. В частности, лидер партии кадетов П.Н. Милюков совершил поездку по стране с лекциями, в которых резко критиковал богоискателей, называя их реакционными.

Следует заметить, что даже в церковно-православных кругах настоящего и достаточно широкого встречного движения не получилось. Священный синод сначала поддерживал проходившие в 1901-1903 гг. религиозно-философские собрания, а затем их запретил. Церковь довольно настороженно относилась к многим новым идеям участников религиозного возрождения, сомневалась в их искренности, а критику в свой адрес считала незаслуженной и воспринимала болезненно.

Как отмечала 3. Гиппиус, в ходе собраний нередко обнаруживалось полное различие во взглядах представителей светского и церковного мира, а некоторые участники встреч лишь уверялись в своих взаимных отрицательных оценках. Таким образом, реакция современников показала, что выразители религиозно-философского возрождения намного опередили свое время. Однако их начинания и призывы не были напрасными. Они способствовали оживлению духовной жизни, усилению интереса интеллигенции к Церкви и христианству.

Серебряный век русской культуры считается одной из самых утонченных эпох. По словам Н. Бердяева, после периода упадка это был этап подъема философии и поэзии. Духовная жизнь серебряного века воспринималась как исключительное явление, отражавшее завершение исторического цикла и знаменующее начало абсолютно новой эпохи.

В девяностые годы Х I Х века, после депрессии и безвременья, начался прилив энергии в творчестве. Поэтами-восьмидесятниками была подготовлена почва для декадентов девяностых. В конце Х I Х столетия о себе начали заявлять новые течения, определялись новые механизмы их развития. Одним из новых направлений стал авангард. Авангардистам сопутствовала некая невостребованность, «неосуществленность». Это усиливало их драматизм, исходную дисгармонию с окружающим миром, которую они несли в себе.

Серебряный век русской культуры характеризовался неким синтезом всех искусств. Д. Мережковский называл три основных элемента, характерных для рубежа веков. К ним он относил символы, мистическое содержание и развитие художественной впечатлительности. Серебряный век в литературе выразился в переходе от реализма к символизму.

В первом десятилетии ХХ столетия в стране появилось столько поэтов, что прошедший Х I Х век в сравнении с этим периодом кажется безлюдным. Серебряный век русской культуры считается временем сложным и бурным. характеризовалась сосуществованием различных направлений и течений. Многие из них были преходящими, эфемерными.

Второе десятилетие ХХ века началось с вхождения в литературу крупнейших поэтов и прозаиков: Б. Пастернака, В. Маяковского, А. Ахматовой, С. Есенина, М. Цветаевой, А. Толстого. Символизм сменяется другими течениями, однако его черты видны в таких направлениях, как акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия.

Серебряный век русской культуры отмечается и появлением новых стилей новорусского стиля, модерна. Для зодчих того времени архитектурная идея состояла в органической связи между формой, конструкцией и материалом. Вместе с этим проявляется стремление к Так, в архитектуре заметны компоненты скульптуры, живописи.

Несмотря на то, что авангард в России, как, впрочем, и на Западе, стремился к абсолютизации «я» в творчестве, асоциальности, русская социальная культурная почва оказала существенное воздействие на творчество авангардистов. Перед авангардом стояла задача выразить духовные «абсолюты» в соответствующих глубине психики формах.

История культуры в этот период представляет собой результат достаточно сложного пути. Большая часть сформировавшихся направлений, кружков, течений оказалась нестойкой. Это, по мнению ряда авторов, подтверждало начинавшийся распад культуры, ее конец.

Потребность в принципиально новом художественном и научном истолковании реальности утвердилась в общественном сознании. Свое влияние оказали и религиозные, и философские искания, становление либеральной государственной традиции ориентирования на реформы и развитие, формирование культурной сферы нового типа.

Серебряный век в России стал эпохой выдающихся поэтов, писателей, живописцев, философов, актеров, композиторов. В ни одна национальная культура, кроме русской, не испытала такого стремительного взлета. Начало ХХ столетия характеризуется как сплав полета фантазии и науки, мечтаний и действительности, должного и сущего, настоящего и прошлого. Это своеобразный период. Это время по-разному воспринято различными деятелями культуры. По мнению ряда авторов, именно эта эпоха представляет собой время формирования нового менталитета, рождения религиозного философского Ренессанса, освобождения мышления от социальности и политики.