Меню
Бесплатно
Главная  /  Праздники  /  Культура и цивилизация. Единство и многообразие сфер культурной жизни. Особенности духовной сферы

Культура и цивилизация. Единство и многообразие сфер культурной жизни. Особенности духовной сферы

Культурой мы называем все, что создано руками и разумом человека, весь искусственный – отличный от природы – мир явлений, который не может существовать без человеческой заботы.

Культура может быть нравственная, научная, экономическая, правовая, политическая и т.д. В обыденномсознании культура сливается с «культурностью», т.е. духовно-нравственным достоянием личности. В числе наиболее ценимых качеств культурного человека упоминаются сознательность, организованность, ответственность, эрудиция, скромность, аккуратность, справедливость.

Культура формирует человека как зрелое человеческое существо - в отличие от животного, которое приобретает родовые признаки прямо от рождения. Вряд ли все родовые признаки получили простор для развития: об этом говорят уникальные способности, присущие немногим людям.

Культура формирует человека как часть социума, когда он усваивает некий обязательный минимум культуры и входит в ту или иную группу со специфическими способами мышления и принципами поведения.

Культура приобщает человека к культурному наследию в более широком объеме, способствует усвоению других культур - иностранные языки, профессиональные навыки, приобретение широкой гуманитарной культуры.

Культура формирует индивидуальность, развивая способности, предуказанные природными задатками, биографией, жизненным опытом.

В свою очередь и культура создается, развивается и сохраняется как отдельными людьми, так и обществом в целом. И отношение общества к культуре обязано быть вполне осмысленным.

Художественная культура, или искусство. Эстетика – система чьих-либо взглядов на искусство.

Толстой: «Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, - в этом состоит деятельность искусства.

Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их».

В этом определенииследует подчеркнуть:

- Сфера искусства – это прежде всего чувства, эмоции.

- Сознательность акта творчества

- Важность намерений субъекта, т.е. творца.

Зритель, читатель, слушатель, может ограничиться ролью объекта, (нравится – не нравится), а может пойти дальше, т.е. попытаться судить о намерениях художника и о том, насколько художник справился со своей задачей. Здесь лишь важно помнить, что художника следует судить по тем законам, которые он сам над собой признает.

Можно разделить искусство на классическое и романтическое (Жирмунский). В классическом искусстве произведение важно само по себе, оно не содержит характера создателя, оно созвучно самой природе. А художник-романтик стремится выразить в первую очередь самого себя, считая, что именно этим он затронет чувства другого человека.

Идеология советских времен большое место отводила рассуждениям о форме и содержании в искусстве.

Гете сказал, что для истинного художника стимулом для творчества является не жизнь, а произведения искусства, созданные другим творцом. Это очень честная мысль, полностью противоречащая установкам коммунистических вождей, по которым художник именно обязан изображать жизнь.

Познание художественного произведения начинается с чисто эмоционального восприятия. Затем приходит желание понять, как, каким способом художник достиг своей цели – заразил тебя своим чувством. В дальнейшем хочется глубже понять художника, ты начинаешь интересоваться другими его произведениями, его личностью, его судьбой. Человек, ощущающий в себе творческие способности, потребности собственного творчества, проникает в творческую лабораторию поразивших его художников, проходя таким образом стадию ученичества.

«… Средство общения людей, соединяющее их в одних и тех же чувствах».

(«Прекрасно то, что нравится независимо от смысла» Кант.)

Культура «народная», «элитарная»и «массовая».

Народная культура – традиционна, однородна, отражает характер народа. Ее источник – село. Она глубока и инертна. Из народной культуры художники черпают материал, переосмысливая его и наполняя философским и нравственным содержанием.

Элитарная культура – творческий авангард, лаборатория. Это группы, студии, кружки, внутри которого говорят на специальном языке, доступном лишь посвященным. Здесь рождаются произведения новые, небывалые, здесь художники учатся друг у друга, здесь рожаются гении.

Массовая культура создается для широких городских масс «индустриальным» способом. В ней много неподлинного, подражательного и стандартизированного. Она заранее рассчитывается на достаточно низкий уровень восприятия.

Разумеется, существуют и промежуточные формы, когда крупномасштабное произведение, рассчитанное на широкие массы, включает в себя элементы как элитарного, так и народного искусства. (Фильм о Штирлице).

Нравственная оценка культуры. Толстой говорил о хорошем или дурном искусстве – в зависимости от того, на какие именно чувства читателя или зрителя воздействует художник. Наиболее важным критерием нравственной оценки является религиозное состояние общества.

В СССР, где господствовали атеизм и псевдорелигиозные культы, искусство во многом заменяло религию. Именно оно произведениями лучших мастеров будило в людях высокую нравственность, давало надежду на будущее.

Проблема сохранения и отбора культуры.

Проблема культурной элиты: поддержка нового и непонятного

Образование. Средства массовой информации.

Нашей культуре предстоит вспомнить свое христианское происхождение - как непосредственно от православия, так и через влияние западного христианства. И уже на этой базе предстоит осмыслить и либо принять, либо отвергнуть новейшие влияния, в изобилии предлагаемые всемирным информационным полем.

Еще и еще раз приходится говорить, что возвращение к христианским основам, к религиозным истокам культуры не означает отказа от достижений гуманизма. Напротив, это спиралеобразное движение вверх, к новой стадии развития, где научная мысль сочетается с религиозным миросозерцанием, где свобода сочетается с ответственностью, где есть Путь, Истина и Жизнь.

Сегодня все это приходится доказывать. Сегодня слишком многие не находят в себе сил преодолеть приобретенный в атеистическом детстве стереотип, по которому для образованного человека вера постыдна. И именно эти люди сегодня формируют телевизионные программы, газетные полосы, организуют массовые "культурные мероприятия". Мы вправе рассчитывать, что деятели культуры первыми преодолеют упомянутый стереотип, тем более, что часть из них сделала это еще в "застойные" годы, когда для этого требовалось изрядное мужество.

Саморазвивающееся общество не может пускать культуру на самотек, учитывая, что искусство может не только воспитывать, но и развращать душу человека. Пришло время определиться - каким образом общество должно оказывать влияние на культуру.

Развлекательная массовая культура должна иметь ограничение лишь со стороны закона, т.е. здесь должно запрещаться лишь разлагающее воздействие, описанное законом. Эта часть культуры не финансируется государством, а является самоокупаемой.

Государство должно поддерживать культуру, оказывающую благотворное влияние на человека. Однако решение о полном или частичном финансировании должны приниматься не одними чиновниками. Здесь необходим общественный ареопаг культуры, состоящих из авторитетнейших деятелей культуры, науки, религии, политики. Рекомендации ареопага культуры являются основополагающими для материальной поддержки или, напротив, для ограничительных мер в отношении прежде всего теле- и радио- программ.

Здесь возникает проблема формирования самого ареопага. Ясно, что он не может быть избираем всеобщими выборами. С другой стороны - едва ли можно отдать утверждение ареопага на откуп самим деятелям культуры во избежание корпоративных влияний. Однако какие-то решения, пусть не идеальные, можно найти; главное - сделать первый шаг и покончить с безраздельной властью анонимных редакторов и директоров программ, приоткрыть завесу тайны над теми, от кого зависит завтрашнее общественное сознание.

>>Сфера духовной жизни

Глава II

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

§ 4. Сфера духовной жизни

Вспомни: В чем проявляется взаимосвязь основных сфер общественной жизни? Что составляет духовный мир человека? Почему культура нашей страны называется многонациональной?

Подумай : Что объединяет понятия «культурное растение» и «культурный человек»? Почему нет «царского» пути в культуре?

Никто не стянет спорить с тем, что в жизни общества отдельного человека существенную роль играет культура.

Ученые не могут дать общепризнанного определения понятия культура . Словари предлагают более 200 толкований. Слово это латинского происхождения и первоначально оно означало «возделывание, обработка почвы». Не случайно и сегодня мы говорим о культурных растениях в отличие от диких. Сегодня этим значением смысл слова не исчерпывается.

Факты . В современном значении слово «культура» стало употребляться в XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историка С. Пуфендорфа (1632- 1694).

Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Безусловно, ему для жизни необходимы и благоприятные природные условия, и полноценное питание, и комфорт, и современные технические средства. Но можно ли ограничиться только этими благами? Жизнь человеческого духа не менее существенна для общества и самого челочка. В известном смысле можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.

Духовная сфера общества . Что же отличает духовную сферу от других сфер общества?

Во-первых, она имеет сложную структуру. Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных ее проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

Те, кто считает рынок универсальным регулятором отношений в обществе, говорят о том, что именно рыночные отношения все расставят по своим местам: все, что жизнеспособно, что пользуется спросом в обществе, не только сохранится, но и улучшит свои финансовые возможности, а то, что в обществе не востребовано, постепенно перестанет существовать, отомрет.

В действительности каждый, кто живет в России, на практике ощущает трудности, которые переживает сфера культуры. Статистика неумолимо отмечает рост цен на билеты в музеи, театры и кинотеатры. Многим россиянам приходится на практике решать задачу выбора предпочтений, на что потратить свои деньги: на материальные или духовные запросы.

Выход из непростой ситуации некоторым ученым и общественным деятелям видится к разумном сочетании интересов государства и культурного сообщества.

Документ. Фрагмент из Декларации прав культуры: «Ответственность за сохранность культурных ценностей и культуры, как таковой, лежит на государстве. Государство, в частности, отвечает за самовозобновляемостъ культуры в стране, за образование, за свободу творчества при полном невмешательстве государства в творческую жизнь.

Культура во всех ее формах имеет право на финансовую поддержку со стороны государства: поддержку образования и охрану культурных ценностей, в первую очередь, и культуры всех этносов, проживающих на территории государства.

На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информирующих и пр.) лежит обязаннсть воспитывать уважение к культуре в целом, к кульрным памятникам, культурной деятельности, интелигенции, отдельным языкам малых и крупных зтиосов; не ущемлять права пользования любым языком на своей территории, учитывая, что язык является главной культурной ценностью любого народа...

Самоокупаемость культуры (или отдельной ее части) может быть декретирована в тех случаях, когда она не ведет к снижению качества культуры».

Возможно, преодоление сложностей культурного развития в условиях рынка - во взаимодействии государства, общественных организаций, частных лиц. В передние годы все шире распространяется деятельность меценатов. Культурные фонды, в которые вносят свой вклад фирмы, предприниматели, общественные деятели, не только способствуют поддержанию и возрождению памятников культуры, но и финансируют различные культурные акции: музыкальные и театральные фестивали, творческие конкурсы, гранты для наиболее талантливых исполнителей и ученых, выставки, частные музеи
др.

Культура России является многонациональной, этом проявляется ее уникальность. В культурной жизни страны находит место многообразие традиций, обычаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. п. Сохранение этого культурного сотрудничества - задача всех поколений россиян. Именно в сфере духовной культуры необходимы терпимость, уважение к культуре всех народов, забота о сохранении исторической памяти.

Ситуации. Памяти «Детям Беслана. Невинным жертвам террора» посвящен один из колоколов карийона (европейского колокольного музыкального инструмента), зазвучавшего в годовщину этой трагедии в Петергофе под Санкт-Петербургом (всего в этом карийоне 51 колокол, и каждый имеет свой голос).

Дарители - Хасан Бергоев и Александр Бондаренко. Хасан Боргоев родился в Казахстане в чеченской семье, воспитывайся в Грозненском детском доме. Детдом разрушен прямым попаданием бомбы по время войны. Музыка «Реквиема» для бесланского колокола написана петербургским композитором Сергеем Касториным.

Проверь себя

1. Что включаев в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира?
2. Что представляет собой духовная сфера?
3. Как связаны культура общества и культура отдельного человека?
4. Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

В классе и дома

1. Как ты понимаешь главную мисль отрывка из стихотворения Н. Заболоцкого:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Уточни свои представления о том, какой мир мы "творим по мере наших сил", и от чего зависит, каков этот мир.

2. сделай выводы из следующих данных: 2005г.для российского кинематографа ознаменован тем, что впервые за его современную историюв пятерку лидеров кинопроката попали сразу четыре российских фильма. Увеличилось и общее количество отечественных кассовых фильмов, о чем свидетельствуют значительные, по сравнению с предыдущими годами, тиражи фильмокопий.

Духовная жизнь общества

  1. Духовная сфера жизни общ. Понятие культура, ее виды, типы и функции.

  2. Понятие субкультура, ее формы и отличия от преобладающей

  3. Основные виды культуры:
1

Под духовной сферой понимается то часть социального бытия, в которой отношения между людьми опосредуются не материальными ценностями и соответствующими им ориентациями, следовательно, духовная сфера включает в себя, такие основные области как: мораль, религия, искусство, наука, образование, деятельность соответствующих научных, религиозных и образовательных организаций. Духовная жизнь – способ жизнедеятельности людей и их реального бытия. Исходные содержательные элементы духовной жизни: знания представления, обычаи, вера, нормы, идеалы, чувства и ценности, которые составляют духовный мир человека. Важнейший элемент духовной жизни – культура, представляющая собой продукт общ и результат совместной деятельности людей, передающийся из поколения в поколение. Культура – междисциплинарное понятие, поэтому существует более 300 определений этого понятия. Неопределенность значения термина обусловлено историческим характером в данной категории и неравномерностью культурного развития разных обществ. Сам по себе термин культура произошел от латинского «культура» что переводится, как возделывать обрабатывать, поэтому в древнем Риме культура связывалась с трудом крестьян. В результате развития он стал наполняться другим смыслом. В 18 века он стал обозначать совершенствование духовных качеств, следовательно, культурным стали называть человека начитанно, в 20 веке термин стали использовать для характеристики убеждений и определенных ценностей, призванных совершенствовать жизненный опыт социальной сущности и регулирующих взаимодействие всего общества, либо его отдельных структур. В современном обществознании и культурологии значение понятия культура легче всего понять через ряд соотношений.

1 соотношение – культура общества. Общество – это всегда связь, отношение и взаимодействие между людьми, в то время как культура – это то, что определяет их взаимодействие и предает ему смысл и поддерживает его.

2 соотношение – культура – натура. Культура, то чего нет в природе и что создано человеческой деятельностью и в этом смысле культура – «вторая природа», т.е. среда искусственно созданная человеком при помощи языка, мышления. В то же время рассматривая это соотношение недостаточно указывать, что культура, только, что создано людьми в отличие от того что создано в природе, т.к. люди не только могут создавать культуру, но и отрицать ее.

3 соотношение – культура – цивилизация. Культура – явление интеллектуальное, включающее определенные правила, нормы, ценности, в то время как цивилизация материальное явление, которое охватывает физические объекты, созданные человеком. Цивилизация приходит на смену варварству и связана она была с возникновение материальной культуры, поэтому ее можно определить как культуру «одетую в вещь».

4 соотношение – наследственность, преемственность. Культура не дается человеку от рождения и не встроена в его генетическую память. Культура вне генетическая, наследуемая по средствам обучения поведенческая информация. Антропологи утверждают, что культура социологическое обозначение для научного поведения, т.е. поведения, которое не дано человеку от рождения и должно усваиваться каждым новым поколением заново, путем обучения у взрослых людей.

5 соотношение – культурная статика, динамика. Рассмотрение данного соотношение предполагает внимание у таким проблемам как: аномия или отсутствие четкой однозначности норм, неравномерность развития различных частей культуры, в частности культурное запаздывание или более медленное развитие нематериальной культурой по сравнение с материальной, чужое влияние (американизация)

6 соотношение – культурный этноцентризм или плюрализм культурной практики. Этноцентризм представляет собой традицию судить о другой культуре с позиции превосходства собственной. Его можно рассматривать, как мотивы, исходя из которых каждый народ верит, что занимает самое высокое место среди современных народов и наций и по отношению ко всем народам исторического прошлого. Чрезмерный этноцентризм связан с ксенофобией – страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям. В современной общ, преобладает взгляд, что каждая культура может быть понята в ее собственном контексте – культурный реветивизм. Он позволяет понять различия между близкими культурами.

Культура – явление общественной жизни, различные формы жизнедеятельности людей и жизненный уклад общества.

Культура – совокупность, созданных человеком материальных и духовных ценностей

Культура -система специально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению всех содержательных элементов духовной жизни общества, по средствам которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Культура – исторически сложившаяся система общения, воплощающая в себе основные жизненные ценности и образцы социального поведения в определённом человеческом коллективе (народе, нации), образующих один культурный регион.

Понятие культура может использоваться в нескольких смыслах:


  1. Культура – совокупность в форме результатов человеческой деятельности и тот результат воздействия человека на природу, которое имеет внешнее эмпирически зримое выражение. Такая форма культуры называется материальной. Материальная культура – те ценности, которые составляют искусную среду обитания человека:
    природные объекты, которые подверглись изменениям человека
Искусственно – природные объекты, использованные человеком

Синтетические объекты, созданные человеком из природных

Социально - культурные объекты и социально – материальные

Духовная культура – совокупность ценностей идей, навыков социального общения в традициях и социальных нормах. В отличие от материальной культуры они существуют только в сознании человека. К ней относят науку, искусство, религие и мораль. В то же время материальная и духовная культуры тесно связаны между собой. В единстве они образуют обще - человеческую культуру. Материальная сопряжена с производством, сохранение материальных ценностей от поколения к поколению, в то время как духовная связана с преобразование внутреннего мира человека. Помимо 2 основных форм выделяют еще и типы культуры по разным основаниям

^ 1)кто создает культуру и каков ее содержательный уровень

Типы культуры:

Элитарная

Народная

Массовая


  1. Отношение к культуре
Типы культуры

Доминирующая

Субкультура

Контркультура


  1. Сфера функционирования
Типы культуры:

Экономическая

Политическая

Религиозная

Социальная

Как продукт общества и социально значимое явление культура выполняет ряд функций, важнейшие из которых: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, функция социализации, гуманистическая.

2

Теория субкультур – одно из средств описания явлений культурной дифференциации современного общества. В культурологии встречаются и другие термины, которые обозначают то же явления (неформалы, локальные сети, жизненные стили) и каждое из них акцентируется на одной из сторон, изучаемого явления. Теория жизни и стилей на символике, атрибутике и идеологии. Теория и метод социальных сетей на внутренней структуре сообществ и типов межличностных связей. Само по себе понятие субкультура сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства. Хотя появление термина субкультура в научной литературе связано с 30-ми годами 20 век, настоящее распространения этот термин получил в 60-70х годах, в связи с исследованиями молодежных движений. По началу, на первый план выступала приставка суб «под», которая обозначала скрытые неофициальные культурные слои, поэтому понятие первоначально обозначало явление, воспринимавшиеся как вне культурные, но со временем понятие получила другой смысл. Этика и эстетика молодежных сообществ получила признание как особая молодежная культу, так же обнаружилось существование других культур, отличающихся от официальной со своими нормативными и символическими характеристиками. С этого времени субкультура – подсистема культуры. Определение субкультуры несколько затруднено из-за многозначности лежавшего в его основе понятия культура. Субкультура не представляет собой самостоятельного целого и ее культурный слой формируется в рамках более общей системы, определяющей основу той или иной цивилизации и целостность того или иного социума. Поэтому любая субкультура, как подсистема культуры опирается на единый культурный код, кроме того ориентирована на постоянный диальг с культурой и этот диалог может принимать формы: обновления, развития. Восстановление традиция или противостояния и разрушения, но каждая из них определяется по отношению господствующей культуре. Как правило, любая субкультура либо противопоставляет господствующей культуре свои нормы и ценности.

В современной культурологии чаще всего встречается:

Субкультура – общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или же скрыты от широкой публики, что и отличает их от более широкого понятия культуры. Чаще всего они переходят в отдельное понятие. Субкультуры могут различаться по: возрасту, расе, этнической или классовой принадлежности, полу и черты, которые служат определяющими для нее могут иметь эстетический, религиозный, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Они обычно возникают как оппозиция к ценностям более культурного широкого направления, к которому они относятся. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство по средствам использования от всех стиля одежды или поведения, а так же специфических символов. Поэтому изучения их обычно понимает под одним из этапов изучения символизма: касательно одежды музыки и др. внешних предпочтений поклонников субкультуры, и способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре.

В связи с многозначностью трактовки понятия встает проблема ее типологии. Наиболее удобной является типология Осокина, в соответствии с которой субкультуры различаются в соответствии с типами общности и их носителей. Типы субкультур:


  1. Половозрастные (детская, молодежная, парковые собрания пенсионеров и т.д.)

  2. Профессиональные (профессионально – корпоративные, компьютерная, медицинская…..)

  3. Досуговые, религиозные и этнические

  4. Территориальные (землячество, локальные субкультуры, в качестве рассмотрения региональных общностей, или города, имеющие свои традиции, языковые особенности, фольклор)
Иногда определение субкультуры несколько затруднено, так как тот или иной стиль музыки, одежды и в первую очередь в коммерческих целях. Чем больше у продукта от той или иной субкультуры, чем круче он считается, тем лучше продается. Многие субкультуры постоянно страдают от коммерческого интереса, поэтому их поклонники стараются хотя бы на немного обойти доминирующую культуру. Этот процесс помогает создать постоянный поток новых стилей, которые можно адаптировать для бизнеса и выпускать в большой мир. Не все субкультуры считают своей отличительной чертой внешний вид. Очень многие современные течения делают акцент на моральные или политические убеждения. Кроме того существуют, как ультра реакционные субкультуры, так и те, которые практически не отходят от основного течения. Если не брать во внимание музыкальные предпочтения, то представители субкультур могут отличаться своими взглядами на природу, человека, искусство, моральные ценности, уклад страны.

В 50-х наиболее популярными субкультурами была трансформация различных музыкальных стилей (джаз, сменился рок-н-ролом, и в этот же период в Америки появились первые битники). В 60-х битники переросли в целую культуру, которая оказала сильное влияние на развитие всего человечества. 67 год стал выдающимся временем для хиппи, и тем временем они появляются и в СССР, куда ее привезли иностранные студенты. В 60-х зародилось движение диско. В этот период наблюдается увеличение количества компьютеров в западных странах, в связи, с чем начали формироваться хакеры. 70-е рассвет рока и панк-рока. В конце 70 широкое распространение получает готика, что признали почти все средства СМИ. В 70-х годах в Ленинграде появляются первые подпольные рок группы, а стиль их назывался – буги-вуги. В 80-х возникают неоромантики и электро-поп. В эти же годы появляется рэп, связан со специфической поэзией. В середине 80-х появляются свободные вечеринки, где играют техно и другую электронную музыку. 90-е – период смеси субкультур, что связано с распадом СССР. Коней 20 века – безумное время, каждый сходит с ума по - своему. В это время появляются: эмо, гламур, аниме.

Одной из разновидностей культуры является элитарная культура, которая проявляется как культура особого слоя общества, наиболее способного к духовной деятельности, одаренного высокими нравлтвенными и эстетическими задатками, с другой стороны как субкультура привилигированно общества. Характеризуется закрытостью, аристократизмом, культурным языком. Представители этого типа сознательно простивопоставляютсобя массовой культуры, что приводит к разрушения стериотипов и шаблонов массовой культуры.

В обществознании выделяют 2 типа элиты:

Политическая(та часть общества, в которой объединены соц.полит нравственных и социальных целей)

Культурная(на основе духовных идей и социо культурных норм, как правило их интересы не совпадают, но возможен союз, которые оказвается не прочным)

Массовая культура выступает как культура повседневной жизни. Ей характерна массовость досткпность и всеобщность потебления. Как вид культурной продукции, гдк характерно ежегодное производство в больших объема. Масовое потребление и производство культузных ценностей. Не смотря на то в каких формах она приявляется, она имеет ряд конкретных общих целей:
1) досуг и снятие напряжение

2) распространение культурных образцов в масса

3) формирование не критического восприятия культуры человеком

4) ореинтация на искуствнно издаваемы образцы и стереотипы

5) приобщение к миру иллюзий

6) отвлечение масс от социальной активности

7) приспособление к существующим условиям

Массовая культура базируется на бессознательной форме восприятия и интересе людей к обыденной форме жизни. Она призванавыполнять ряд функций


  1. Обеспечение социализации человека в условиях среды большого города

  2. Приучение к новым социальным ролям и ценностям

  3. Удовлетворение потребностей человека и отвлечение его от интенсивной гонки в сфере жизненного успеха

  4. Снятие психологического напряжения, решение конфликтных ситуаций

  5. Овладение способом регуляции действий в различной обстановке
Народная культура – традиционна, коллективистская. Ее цель – влияние на развитие населения. Основной источник культуры – основная тенденция развития народной культуры стать массовой или элитарной. Сфера культуры имеет в своем развитии тенденцию к постоянному расширению и не последнюю роль в этом процессе играет массовая коммуникация(социально обусловленное явления, основная функция которого – воздействие на аудиторию через содержания передаваемой информации. Непременное условие ее осуществления – наличие технических средств, обеспечивающих распределения массовой информации)

Средства массовой коммуникации:

К СМИ относится периодическая печать, радио и телевидение.

СМД (кино, театр, цирк) Отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории.

Технические (телефон, телетайп, интернет) Не имеют массового охвата территории.

СМИ обеспечивают регулярность тиражирования информации, поэтому они являются наиболее мощным механизмом воздействия. Одним из важных условий функционирования – значимость передаваемой информации. Не последнюю роль играет и оценочная информация.

Воздействие информации зависит от того насколько она соответствует социальным запросам территории.

Функции МК:


  1. Информационна (предоставляет актуальную информацию о сферах деятельности людей)

  2. Регулирующая (влияет на формирование общественного сознания группы и личности, формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов)

  3. Культурологическая (способствует необходимости преемственности культуры и сохранение культурных традиций)

Духовная сфера общества - комплекс определенных социальных подсистем, в которых живут и действуют люди. Сущность каждой из них в том, что они представляют деловую, интеллектуальную, нравственную или идеологическую составляющую человеческих взаимоотношений.

Определение

Духовная сфера организуется целенаправленно и отражает не материальные, а нравственные наклонности человека. Она включает в себя его мировоззрение и нравственные качества. Создание вокруг себя такой сферы необходимо для .

Находясь под влиянием этой сферы и вдохновляясь ею, личность создает свое нравственное окружение и потребляет духовные ценности, которых еще не имеет в своем интеллектуальном потенциале. Целеустремленность заставляет ее рождать:

  • различные теории;
  • художественные произведения;
  • значимые идеи.

Личность выстраивает свой внутренний мир и духовные связи с окружающими. Для того чтобы этот ценностный ряд получился качественным, ей необходимо потребление ценностей, уже созданных другими и способных удовлетворить ее духовные запросы.

Что такое духовная сфера в принципиальном плане? Это не биологически заданное условие существования. Она - плод социализации человека, его стремления к развитию и становлению в качестве признанной личности. Даже животные нуждаются в общении с себе подобными не только на уровне инстинктов. Человек выше обычного животного. Как говорил Горький, человек - это звучит гордо. Значит, ему следует стремиться к социальным сферам, которые могут обеспечить развитие его духовности и полноценную трудовую деятельность.

Что составляет основу духовной жизни

Базовыми элементами, определяющими структуру духовных устремлений личности и общества, являются:

  • мораль;
  • религия;
  • образование;
  • наука;
  • искусство;
  • культура.

Их функциональная взаимосвязь очевидна. В принципе, только она обеспечивает гармоническое развитие человека и его успешное взаимодействие с окружающим миром.

Мораль

Под моралью понимаются определенные правила поведения, принятые в обществе. У ее истоков во всех человеческих социумах стояли бытующие представления людей:

  • о зле и добре;
  • недопустимом и приемлемом;
  • неправильном и верном;
  • низком и возвышенном.

Существование морали, принятой человечеством уже на ранних этапах его истории, обусловлено необходимостью регулировать совокупности социальных процессов, устранять периодически возникающие хаотические и протестные явления. Мораль направляет эти процессы в определенное политическое или экономическое русло, заданное эпохой.

В современных обществах эту функцию выполняет конституция, регламентирующая права и обязанности своих граждан. Их независимость от волюнтаризма власти призваны гарантировать судебные учреждения. Закон в спорной ситуации становится проявлением основ существующей морали. Он жестко связывает поведение личности определенными нормами, принятыми социумом.

Религия

Исполняет роль, во многом схожую с моралью: она тоже организует огромные массы людей. Но организующей силой становится не мирская власть, а власть Бога: некоего сверхъестественного существа, обладающего идеальными качествами, на которые следует ориентировать свою деятельность беспрекословно. Главный признак любой , не подлежащее критике принятие заданного религией постулата. Веру в этот постулат обеспечивает церковь, самостоятельные миссионеры, расширяющие круг верующей паствы, и та или иная степень инквизиции - борьбы с инакомыслием, дисциплинирующей верующее население.

В античной Греции для этого применялся остракизм - выселение неугодных из полисов, в средневековой Европе еретики легко могли попасть на костер. Сегодня нравы значительно мягче: каждый вправе сам выбирать, поклоняться ему Богу или нет.

Образование

В отличие от религии, склоняет личность к познанию естественных причин социального и научного прогресса или регресса. Дает человеку необходимые для этого знания, становящиеся основным фактором для пробуждения интереса к окружающему. От знаний происходят соответствующие умения, от умений - навыки, позволяющие воплотить полученную информацию в реальность и преобразовать неудовлетворительные по характеристикам стороны жизни.

Человек неинформированный бессилен перед обстоятельствами, ему трудно общаться с подготовленными людьми. Он с трудом понимает, что происходит вокруг, и чувствует себя никому не нужным в постоянно эволюционирующем мире.

Наука

Высшее проявление полученного образования. Этот интеллектуальный институт постоянно приводит в систему и углубляет знания, имеющиеся у человечества. На этой основе вырабатываются новые аргументированные идеи, которые время от времени систематизируются и порождают более точные знания. Особенностью науки сравнительно с религиозным познанием выступает ее объективность. Она отличается тем, что стремится отобразить различные предметы и явления в их реальном виде, существующем независимо от субъективного восприятия. Научная деятельность отвечает как насущным, так и стратегическим запросам социума и способствует его научно-техническому развитию.

Искусство

Представляет собой важную часть нравственной сферы, в некотором смысле альтернативную науке. Его можно рассматривать как средство развлечения, проявление мастерства, доставляющего людям разнообразные эмоции и эстетический комфорт. Другой отличительной чертой искусства выступает способность влиять на мысли различных представителей общества. Оно дает пищу для художественных и научных размышлений. Последствием многих художественных произведений не раз были великие научные открытия.

Также искусство является действенным идеологическим средством. Непосредственно воздействуя на публику, оно вызывает у людей определенное отношение к тому, что происходит вокруг.

Пробуждает высокие чувства:

  • заставляет испытывать сострадание к ближнему;
  • вскрывает проблемы, существующие между людьми;
  • указывает путь для укрепления дружбы.


Культура

Это обобщенное достижение всех элементов духовной сферы, которые описаны выше. В нее входят и мораль, и образование, и наука, и искусство. Через культуру открываются наиболее значимые ценности того или иного общества, на основе которых создается традиционный фон социума и национальные обычаи, дающие возможность духовно связать между собой различные поколения и насытить их опытом предшественников.

В эпоху глобализации постоянно происходит взаимодействие различных культур. Прежде замкнутые культурные образования включают в себя традиции и обычаи других народов, постепенно устраняя их различие. Межкультурное общение позволяет полнее раскрыть нравственный потенциал самых разных национальностей. Часто это заставляет относиться к ним с уважением, перенимать лучшее и тем самым обогащать собственную культуру.

Заключение

Расширение духовной сферы в общественной жизни означает увеличение шансов изменить свою жизнь и жизнь окружающих к лучшему. Развивая интеллект и нравственные качества и реализуя их в обществе, личность становится более востребованной в социуме, пользуется его доверием. В конечном итоге это приводит к духовному подъему всего общества и его нравственной эволюции.

Вопрос №4. Культура в духовной жизни общества. Культура и деятельность.

    Духовная жизнь общества - сфера общественной жизни, определяющая специфику определенного общества. Данная сфера включает в себя духовные образования, культуру и все ее формы, все уровни общественного сознания, привычки и настроения общества.

    Духовная жизнь общества определяется не только культурой, но ее можно назвать ядром такой сферы жизни. Многие основы духовной жизни общества в целом представляют собой элементы культуры – это правовая, художественная, мировоззренческая и нравственная культуры.

    Также важнейшим элементом духовной жизни общества можно назвать религию.

    Особенность культуры заключается в том, что она одновременно выступает в роли средства развития общества и личности, и результатом этого развития.

    Культура – это фундамент духовной жизни любого общества, так как она является способом организации и осуществления человеческой жизнедеятельности.

    Культура развивается и функционирует в системе социальных ценностей и норм, через специализированные учреждения и организации.

    Среди всех видов культур следует выделить духовную культуру . Специфика духовной культуры заключается в том, что ее можно назвать отображением духовного бытия – духовная культура нарастает на основе общественного бытия и влияет на все его сферы.

    Ее проявление происходит через освоение норм и ценностей предшествующего поколения и через процесс развития новых ценностей.

Разновидности культуры

1.Народной культурой называют культуру широких народных масс.

Особенность этого вида культуры заключается в том, что она формируется с момента образования определенного национального государства. Ее основой можно назвать самодеятельное творчество нации и опыт масс. Зачастую это традиции и обычаи.

2.элитарная зачастую формируется в высших слоях классового общества. Это происходит с момента закрепления их высокого положения в обществе.К элитарной культуре относят конкретный стиль жизни, сферу услуг и профессиональное искусство. Элитарная культура отсоединяется от народной культуры, и формирует свои традиции и ценности.

3. Массовая культура стала возможной с конца 19 века. Это обусловлено тем, что появилась возможность получения образования для широких масс и распространения элементов элитарной культуры. Культурный уровень широких масс стал подниматься. Таким образом, массовая культура образована на стыке народной и элитарной культур.

    Духовная жизнь - это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Функции культуры в обществе: 1.Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих поисков человечества.

2.Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека . В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность

3.Функция социализации . Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не мoгут адаптироваться к жизни в человеческом обществе.

4.Коммуникативная функция . Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры. Особенно наглядной она становится в coвременном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Культура и человеческая деятельность

    Чтобы материальные предметы оставались явлениями культуры, они должны поддерживаться или воспроизводиться человеческой деятельностью. Следовательно, материальные объекты мира культуры не только созданы человеком, но неотделимы от человеческой деятельности вообще.

    Материальные объекты культуры одухотворены человеческой деятельностью, которая придала им определенное содержание, наделила теми или иными функциями, вдохнула в них «душу» в виде определенного ценностного начала или смысла. Поэтому вся материальная культура на самом деле есть единство материального и идеального.

    Это единство присуще и явлениям, принадлежащим к духовной культуре. Но чтобы эти творения человека стали доступны другим людям, они должны быть объективированы, то есть материализованы в действиях человека, в языке, устном или письменном, воплощены в каких-то иных материальных формах (например, на полотне художника, на пленке аудио- или видеокассеты).

    культура в своем предметном бытии зависит от человеческой деятельности, является ее продуктом, результатом. Деятельность завершается, реализуется, овеществляется в предметах культуры.

    И в то же время предметы культуры остаются таковыми не вне деятельности, не за ее пределами, а в самой деятельности человека. Истинное бытие культуры деятельностно, процессуально. И оно включает в себя ее предметное бытие. Культура вообще неотделима от человеческой деятельности.

    Произведения искусства, научные открытия, технические новации - все это продукты творческого труда. Его специфика в том, что художник, ученый опирается на все предшествующее развитие культуры и в кооперации с современниками продолжает процесс культуротворчества.

    в творчестве сознательное начало деятельности сопрягается со свободой - свободой целеполагания, выбора средств, свободой проявления человеком своих способностей, качеств, своей «родовой сущности». Без свободы творчества культура развиваться не может.

    Бытие культуры - это бытие человека как субъекта, это его субъективная активность, деятельность, это созданный им материальный и духовный мир, это их единство и взаимосвязь.

    человек творит культуру и одновременно культура творит человека.