Меню
Бесплатно
Главная  /  Досуг  /  Что такое честь и человеческое достоинство в понимании Толстого (по роману "Война и мир"). Тема чести в произведениях отечественной классики XIX века Честь в войне и мире

Что такое честь и человеческое достоинство в понимании Толстого (по роману "Война и мир"). Тема чести в произведениях отечественной классики XIX века Честь в войне и мире

Тема чести в произведениях отечественной классики XIX века.

Проблема чести была актуальна во все времена, но особенно ярко это проявилось в литературе 19-го века. В произведениях разных авторов этого периода освещались различные аспекты данной темы.

Тема чести – одна из основных в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». На эту тему указывает эпиграф произведения: «Береги честь смолоду». Отец главного героя, Петра Гринева, дает сыну наказ служить честно, начальству не угождать, а главное, беречь свою дворянскую честь. Петр уезжает на службу в армию, где становится непосредственным участником страшных событий – пугачевского бунта.

Когда Емельян Пугачев захватил Белогорскую крепость, ее защитники отказались присягать «этому разбойнику». Были жестоко казнены комендант крепости миронов, его жена и его солдаты. Отказался присягать на верность лжеимператору и Гринев. Он не мог нарушить присягу, которую давал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринев был готов на это.

Но среди дворян были и те, кто забыл про свою честь ради спасения собственной жизни. Таков Алексей Иванович Швабрин, перешедший на сторону Пугачева и ставший одним из начальников его войска. Но этот герой не сыскал уважения и в стане Пугачева. Тот снисходительно и подозрительно относился к этому человеку: если он предал один раз, то сможет предать и второй.

Не чуждо понятие чести и самому Пугачеву. По отношению к этому герою можно говорить о понятии человеческой чести. Пугачев способен оценить чужое благородство: он испытывает уважение к Гриневу за то, что тот остался верен своему слову до конца. Да и сам Пугачев по-человечески честен и справедлив: он вызволяет Машу Миронову из плена Швабрина и наказывает злодея.

Пушкин утверждает, что понятие чести свойственно всем людям, независимо от их сословия. Следовать кодексу чести или нет – это зависит не от происхождения, а от личных качеств каждого человека.

В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» тема чести раскрывается через противопоставление Грушницкого и Печорина. Оба героя - типичные представители дворянства того времени. У каждого из них своеобразные понятия о дворянской и офицерской чести, каждый ее воспринимает и трактует по-своему.

У Печорина на первом месте находится личное «Я», все его поступки подчинены удовлетворению своих желаний. Чтобы получить желаемое, он без зазрения совести манипулирует людьми. Решив заполучить черкешенку Бэлу, герой использует страсть ее брата к хорошим скакунам и буквально вынуждает юношу украсть для него девушку. Но, пресытившись ее любовью, Печорин просто забывает о ней. Он даже не задумывается о чувствах самой Бэлы, которая беззаветно полюбила его, о ее поруганной чести. Это подтверждает то, что понятие человеческого достоинства для Печорина очень условно.

Но в главе «Княжна Мери» мы видим, что Печорину не чуждо благородство. Во время дуэли с юнкером Грушницким герой до последнего момента не хочет убивать своего соперника. Зная, что секунданты Грушницкого зарядили только один пистолет, главный герой до последнего момента дает своему сопернику шанс одуматься. Позволив Грушницкому стрелять первому, герой готов к практически неминуемой смерти, но тот промахнулся. Печорин понимает, что он убьет Грушницкого, поэтому дает ему возможность извиниться. Но Грушницкий находится в таком отчаянии, что сам просит Григория Александровича стрелять, ибо иначе он зарежет его ночью из-за угла. И Печорин стреляет.

В грандиозном по своей масштабности произведении «Война и мир» Л.Н.Толстой уделяет главное внимание проблеме нравственной чистоты души.

Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира и счастья людей на земле. Показывая, какие беды несет война миру, Толстой делает вывод, что только самосовершенствование, стремление каждого человека в отдельности стать лучше, добрее избавит народы от разрушения и гибели.

Любимые герои Толстого Андрей Болконский и его близкие, Пьер Безухов, семья Ростовых – это искренние и благородные люди, понимающие свой долг перед родителями и Отечеством, живущие по чести и совести.

Андрей Болконский – волевой и принципиальный человек. В начале романа он мечтает о воинской славе, ждет счастливой минуты, когда «ему придется, наконец, показать все то, что он может сделать», проявить себя в сражении. «Для одного этого я живу», - думал князь Андрей.

Воспитанный своим отцом генерал-аншефом Екатерининского правления, занимавшим видное положение именно благодаря талантам, а не стремлением к карьере, князь Андрей усвоил понятия чести и долга перед людьми и отечеством. Николай Андреевич Болконский честно служил своему отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле.

Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде Курагина, для которого нет понятия чести.

Князь Андрей мечтает о подвиге. Он совершает подвиг в битве при Аустерлице, подхватив упавшее знамя и воодушевив тем самым обратившееся в бегство войско

Образ князя Андрея дан Толстым в развитии. В результате духовных исканий он меняет свое представление о смысле жизни. В конце книги, будучи смертельно ранен в Бородинском сражении, ему стала доступна «божеская любовь» к людям – та любовь, которая должна спасти мир от зла.

Князь Андрей никогда не изменил своему долгу и совести. После разрыва с Наташей Ростовой, не смотря на душевную боль, причиненную ему, он не вызывает Курагина на дуэль, будучи выше этого. В данном случае его благородство и чувство чести не позволяют ему принять обиду на свой счет. Он оставляет Наташину измену на ее совести, из-за чего она сильно страдает. В конечном итоге Андрей Болконский прощает Наташе ее увлечение, понимая ее неопытность и понимая также, что любит только ее.

Андрея Болконского связывает дружба с Пьером Безуховым. Эти два человека отличили друг друга среди светских пустых лицемеров, почувствовав единство взглядов и угадав друг в друге человека чести.

Пьер Безухов, как и князь Андрей, находясь в постоянном поиске смысла жизни, ни разу не изменил своей чести и всегда поступал как порядочный человек. Он бесконечно добр и способен чувствовать чужую боль. Напряженная внутренняя духовная деятельность Пьера, его стремление к самосовершенствованию привели его к пониманию бесконечности и красоты бытия. Он обрел свою душу, которую нельзя убить.

Наблюдения Пьера за поведением простых людей, их мудрость и естественность многому его научили. Нравственная чистота народа, способность к самопожертвованию, душевное благородство были открытием для Пьера Безухова и он с радостью ощущал себя частью этого народа, частью его духовной силы.

На примере войны 1812 года Л.Н.Толстой показывает, как народ героически творит историю. Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным» становится защита Родины. В романе дано множество образов простых мужиков, солдат. Все они готовы умереть за Родину и уверены в победе.«Всем народом навалиться хотят». Всем миром готовы отстоять честь своего Отечества и единодушны в решении не отдать свою столицу врагу. Чтобы ничего не досталось «дьяволам», решено было поджечь Москву.

Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев, Кутузова и Наполеона – защитника Отечества и захватчика.

Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват чужого, ему не принадлежащего, а также убийство. Наполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Он хотел поработить русский народ и претендовал на мировое господство.

Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь справедливой народной войны, связанный с народом тесными духовными узами. В этом заключалась его сила как полководца. Глубокие патриотические чувства Кутузова, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату отличали в нем человека чести и высокой нравственности.

Толстой видит в народе источник духовности и нравственности, необходимых для всего общества. По мысли Толстого нравственны и честны те дворяне, которые ближе стоят к народу. У них сильнее выражено патриотическое чувство. И наоборот, те дворяне, которые отстраняются от своего народа и гнушаются им, черствы и бездушны.

В любви к Родине равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили.» Духовным учителем Пьера Безухова стал Платон Каратаев – человек из народа. Солдаты называли Пьера «наш барин».

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати. Основная цель этих людей – ловить «кресты, рубли, чины». Высшему свету были присущи черты двуличия и лицемерия. Жизнь в беспечной роскоши притупляла чувства чести и долга.

В Отечественной войне 1812 года была заключена огромная нравственная сила, которая очищала и перерождала героев Толстого. Их судьбы шли той же дорогой, что и судьба народная. Они пришли к пониманию того, что отстаивая честь своего Отечества, они сохраняют свою честь.


Тема чести – важная тема в русской литературе 19 века. По мнению русских писателей, честь – одно из главных качеств человеческой личности. В своих произведениях они решали вопросы: что есть истинная честь и что есть мнимая, на что можно пойти ради защиты человеческой чести, возможна ли бесчестная жизнь и так далее.

Текст сочинения:

Благородным и честным человеком был князь Андрей Болконский, герой романа Л. Н. Толстого Война и мир. Для него понятия жизни и чести были неразделимы. Князь Андрей был честен не только по отношению к окружающим людям, но и перед самим собой.
Болконский может быть холоден, например, со своей женой, которая не может существовать вне светского общества, но ласков и нежен с Пьером, взрослым ребенком, который так же чужд свету, как сам князь Андрей.
Решение пойҭи на войну Болконский принял, отчасти подогреваемый общим стремлением дворянской молодежи совершить подвиг, защищая отечество, но была и другая причина: желание порвать с привычным кругом, найҭи иную жизнь, отличную от той, которую он вел прежде.
В своих ҭщеславных мечтах он рисовал себя спасителем русской армии. Но после Шенграбен-ского сражения, после паники и неразберихи отступления союзных войск все оказалось не таким уж геройским, как ему мечталось.
Накануне наступления русских у Аустерлица князь Андрей вновь ощущает прилив честолюбивых порывов. Смерть, раны, личная жизнь все откатывается на второй план. На переднем плане лишь герой, князь Андрей, и любящие его люди, которых он не знает и никогда не будет знать, но которые (ах, мечты, мечты!) никогда не забудуҭ его подвига...
Послушная судьба (а точнее олицетворяющая ее рука великого писателя) предоставила честолюбивому князю такую возможность. Решительная минута наступила! Болконский подхватил знамя из рук убитого солдата и повел батальон в атаку. Но ранение отмежевало его от реальных собыҭий, и высокое небо с невзрачными серыми облаками заставило его ощуҭить свою ничтожность перед вечностью. Ощуҭил он также и еще большее ничтожество смерҭи. И даже Наполеон, на фоне этого вечного неба, показался ему ничтожным. Старательно возводимые идеалы рухнули за одно мгновение.
Болконский, вернувшись домой, решил больше никогда не служить в войсках. Стал уповать на спокойную семейную жизнь. Но это совсем не значиҭ, что в нем пошатнулись понятия чести и благородства. Именно эҭи качества позволили ему устремить свои мысли к вечности и любви. Об этом они много беседовали с Пьером Безуховым. Однажды весной по своим делам Болконскому нужно было увидеться с графом Ростовым, и по дороге к нему князь Андрей проезжал мимо огромного старого дуба. Дуб привлек внимание князя тем, что на нем не было ни единого зеленого листика. Дуб как бы олицетворял собой финал жизни. Возле этого дуба князь Андрей пришел к философскому выводу, что он, человек, равно как и дерево, должен доживать свой век также несуетливо и терпеливо. Главное не приносить никому зла и не требовать к себе участия.
Но вскоре его жизнь круто изменилась: он встретил и полюбил Наташу Ростову. Возвращаясь от Ростовых, князь заметил, что старый дуб зазеленел, и это он воспринял как символ, призывающий его к действию, к жизни, к счастью. Болконский занялся законодательной работой, но вскоре к ней охладел. Из всех чувств, посетивших его душу в день встречи с Ростовыми и вековым деревом, теплилось только чувство любви к Наташе. Но князь Андрей был человеком чести и не мог простить Наташе обман. Он вновь возвращается в действующую армию и во время Бородинского сражения получает ҭяжелое ранение. На перевязочном пункте он встретил Курагина, тоже ҭяжело раненного, вспомнил Наташу, но почувствовал не раздражение, а любовь и сострадание к эҭим людям. Болконский в минуҭы собственного страдания понял, за что и как Бог любиҭ людей, и слезы умиления обожгли его воспаленные щеки. В этот миг князь Андрей любил всех людей на земле, не разделяя их на близких и врагов. Тогда же он пришел к мысли, что смерть пробуждение от жизни.
Я уверен, что великодушие и всеобъемлющая любовь, которые ощуҭил князь Андрей в криҭический моменҭ своей жизни, это чувства, доступные далеко не всем людям, находящимся в одинаковых условиях с Болконским. Эҭи чувства могуҭ возникнуть только в честной, благородной душе. Человек, для которого понятия чести ничего не значат, никогда не прозреет душой, никогда не заплачет о родном и невозвратном.
Сложен и противоречив путь Андрея Болконского. Он был не идеалом добродетели. Жил для себя. Гордыня мешала ему проявить великодушие даже к самым близким людям. Но в нем было изначально заложено зерно, которому суждено было прорасти в благоприятных условиях. Это зерно честь. Освобожденная от гордыни честь помогла князю Андрею преодолеть свой эгоизм, сблизила его на войне с простым народом, который тепло назвал его наш князь.
Князь Андрей покинул этот свет в полной гармонии с людьми и с самим собой. Автор романа, проведя своего героя таким сложным путем к вершинам духа, видимо, сам считал, что именно такой путь самый верный из всех людских путей, ведущих к совершенству души. Это путь чести, освобождающейся от гордыни, эгоизма и других недобрых спуҭников нашей жизни.

Права на сочинение "Князь Андрей человек чести" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

    Роман Льва Толстого Война и мир очень богат примерами Чести и Бесчестия у главных и второстепенных героев.

    Конечно можно взять любых два персонажа с противоположными качествами, по вкусу, мне например нравится противопоставление честной девушки Натальи Ростовой и алчной Элен, которая все хотела продать себя подороже.

    В произведении Толстого Война и мир поднимается много тем, в том числе и Чести и Бесчестия. Для начала в сочинении можно написать о том, что такое честь и что такое бесчестие в жизни человека. Затем перейти на роман Война и мир и на его героев. В качестве человека чести рассказать про Андрея Болконского, а в качестве человека бесчестия — Анатолия Курагина.

    В романе Л.Н. Толстого Война и мир четко разграничены люди чести и люди бесчестия. Однако можно отнести к пограничным людям Наташу Ростову, которая под обаянием Анатоля Курагина чуть не сбежала с ним, однако была остановлена разумной Соней. Наташин поступок не говорит, что она бесчестна, но ярко характеризует ее как человека, который находится в стадии становления, духовного роста. Наташа при своей цельности все же совершает ошибку, которая чуть было не стоит ей бесчестия.

    Анатоль и Элен Курагины-люди бездуховные, свои низменными страстями и поступками они отравляют жизнь других людей. Они не знают чести, для них скандалы, интриги и зависть важнее, чем совесть и честь.

    Андрей Болконский и Пьер Безухов проходят сложный духовный путь, и их честь состоит в том, что они не совершают предательства ни по отношению к себе, ни по отношению к окружающим, они осознают свои ошибки и исправляют их. Но если для князя Андрея честь-это слава, почести, то для Пьера честь-это анализ, стремление понять себя и свое предназначение в этом мире.

    Роман Л.Н.Толстого Война и мир подкупает каждого читателя своей неповторимостью, яркими характерами героев и противостоянию характеров и судеб.

    Каждый из нас находит в героях что-то близкое и родное, ведь в романе переплетены судьбы героев, для одних важна Честь и Совесть, а для других же не существует таких понятий, они живут в Бесчестии.

    Л.Н. Толстой создал в свом романе живые образы, которые остаются в нашей душе. После прочтения романа, многие герои стали родными.

    Читая роман понимаешь вс без прекрас, что есть богатство человеческой души, но есть и море недостатков, которыми наделены люди. Несмотря на то, что в романе очень много действующих лиц, но всех можно разделить на две группы.

    К первой относим людей, потерявших сво лицо и душу. Они глухи к другим, лишены сострадания. Такими героями являются все члены семейства Курагиных, Друбецких, А.П.Шерер и другие.

    Ко второй группе мы относим дворянские семьи, которые богаты своим внутренним миром и являются обладателями чистой души.

    Любимыми героя писателя являются Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов, которые являются образцом добраты и благочестия.

    Если говорить о моих любимых героях — это Андрей Болконский и Наташа Ростова, каждый из которых является людьми чести и благородства.

    Прочитав роман Толстого нет и капли сомнения в том, что писатель без украс рассказал о всесторонних качествах души.

    Л.Н. Толстой русский писатель, произведения которого будут актуальны и любимы во все времена.

    Художественный мир романа Л.Н. Толстого Война и мир дает нам богатую палитру характеров, жизненных сценариев. Очень многое в этой галерее чувств, мыслей, поступков заключает в себе противопоставление чести и бесчестия. Причем массу испытаний нравственной стойкости героев дают оба временных плана произведения — и мир, и война.

    Светом и тенью романа в духовном понимании являются образы Кутузова и Наполеона. Личность Наполеона, при всей своей масштабности, не имеет ничего общего с честью, так как лишена естественности и милосердия, простоты, добра и правды (формула величия по мысли Толстого).

    Кутузов же, внешность которого не порождает никаких ассоциаций с образом бравого офицера, в итоге предстает перед нами образцом чести благодаря своей кровной связи с народом, тому народному чувству, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его. Толстой подчеркивает человечность и доброту полководца в эпизоде прощания с Багратионом, отправляющимся на Шенграбенское сражение, в котором суждено погибнуть многим; в Австрии Кутузов в ущерб собственной репутации предпочитает отступить, не рисковать своим войском, чтобы не потерять его. Сколько боли и веры в свой народ в его словах, адресованных французам:

    По-разному показывают себя на войне русские офицеры и простые солдаты. Для Андрея Болконского верхом бесчестия было прозябать в штабе, когда Родина нуждалась в своих героях на поле брани. Напротив, для Анатоля Курагина служба в действующей армии была просто формальностью, необходимой для продвижения по лестнице офицерских чинов.

    Не ищет высоких наград в борьбе с Наполеоном и капитан Тушин. Его героизм, следование Кодексу чести проявляются не на парадах или высоких приемах, а на передовой, когда он с несколькими своими солдатами сдерживает натиск огромной массы французов.

    Надежным катализатором чести для героев романа является семейная тема. Семьи Ростовых, Болконских, Курагиных… Автор рисует нам большое разнообразие взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, позволяя делать вывод о чести одних и бесчестии других. Наверное, немного достоинства было в семейном укладе Курагиных, воспитавшем роскошную и холодную Элен, подлеца Анатоля, которые, при всем своем внешнем блеске, ничего кроме чувства омерзения после себя не оставляют. Наоборот, теплота и естественность Ростовых, предпочтение ими духовного перед материальным создают у нас истинное представление об аристократизме в самом высоком смысле этого понятия.

    Но не все так однозначно в понимании чести Толстым. Противопоставляются не только плюсы и минусы. Сталкиваются жизненные позиции и любимых героев писателя, например Николая Ростова

    и Пьера Безухова. Оба они прошли ужасы войны, однако их нравственные искания в мирной жизни, думаю, были не менее сложными. В мыслях Пьера, увидевшего всю несправедливость власти по отношению к простому народу — герою, труженику, зарождаются идеи, созвучные декабристам. В Ростове же, ставшем настоящим русским барином, крепким хозяйственником, неизменным осталось сознание офицерского долга перед царем, Отечеством. Поэтому закономерным выглядит ответ Николая своему другу, обуреваемому желанием объединить всех добрых людей на земле для борьбы со злом:

    Тема чести и бесчестия ярко звучит в словах самого Л. Толстого, так много объясняющих в судьбе самого писателя и судьбах его любимых героев:

    Лев Николаевич Толстой затрагивал многие жизненные вопросы, одим из которых является проблема чести и бесчестия. Честь и достойнсто — главные черты характера Андрея Болконского. Лев Толстой показывает нам путь духовного развития человека, когда князь, недовлетворенный своей жизнью, едет на войну в поисках славы и, получив ранение, разочаровывается в собственных устремлениях. Только человек честный по отношению к самому к себе способен признать свои ошибки и начать жить заново. Так после ранения князь Андрей понимает, что единствено главное для него — это жить для родных и семьи.

    Много бесчестных поступков показывает нам автор на примере жизни Элен, Анатоля. Так, Анатоль склоняет Наташу Ростову к сожительству и предлагает ей бежать с ним. Что бы ждало бедную девушку, если бы она убежала? Бесчестие и позор.

    Элен Курагина — вопложение женской красоты и бездуховности. Она вступает в брак только ради собственного обогащения. И вскоре она изменяет мужу. Элен не мучают угрызения совести, ей не знакомы внутренняя борьба и чувство вины. Даже чувства патриотизма у нее не возникает. Вот пример бесчестных поступков.

    На мой взгляд, мы должны быть порядочными и честными, чтобы не было стыдно за свои дела перед нашими детьми и родителями, перед учителями и перед обществом.

    В романе Толстого изображена Отечественная война 1812 года, которая всколыхнула весь русский народ. Лев Николаевич показал силу и мощь русского народа. Великий писатель изобразил, как Отечественная война раскрыла истинную сущность каждого человека, описанного в его романе. Честь и достоинство — главные качества положительных героев романа таких, как Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова.

    Этим героям присущи также патриотизм, высокие стремления, душевные страдания и поиски. Князь Андрей Балконский не смог остаться в стороне и быть безучастным, когда родина оказалась в опасности. Желание вызвать на дуэль Анатоля стало для князя мелочным, все заботы отодвинулись на задний план. Андрей Болконский ушел в армию, отказался служить в штабе и командовал полком во время Бородинского сражения.

    Пьера Безухова также волнует будущее отчизны. Он вступает в тайную организацию, из рядов которой в последствии выйдут декабристы. С Пьером Безуховым соединит свою судьбу Наташа Ростова.

    Среди знатных гостей салона Анны Шерер, таких как Элен, Анатоль, Василий Курагин мы не найдем ни чести, ни достоинства, ни патриотизма. Этих людей мало беспокоит судьба России. Они заняты интригами, придворными сплетнями, выгодной карьерой, выгодным браком. Судьба России решалась не в великосветских салонах, а на полях сражений, под руководством величайшего главнокомандующего Кутузова.

    Проблему Чести и бесчестия не плохо можно раскрыть основываясь на произведении Толстого Война и мир.

    В сочинении нужно писать о честном и наивном Пьере Безухове и коварном князе Курагине. В этом произведении качества Пьера Безухова вызывают уважение у читателя и автора.

    Честь и Бесчестие — интересная тема для современного человека. Не удивительно, что писать на эту тему предлагается именно на примере Войны и мира. Ведь по сути, сам роман, своеобразный срез общества в непростые на тот момент времена для России. Понятие чести, тогда еще звучало в обществе, на эту тему говорили, и говорили всерьез. В современном мире,честь и бесчестие стали довольно размытыми понятиями, если даже не смешными для кого то. Это конечно, говорит, об определенных проблемах общества. И хорошо, что школьнику лишний раз дается возможность размышлять над этими понятиями.

    В романе Война и Мир , честь напрямую связана с понятием патриотизма. Идет война, мужчины уходят на фронт, и каждый думает — вернется ли, у каждого есть страхи. Но кто то не смотря ни на что, стремиться быть там, где он более всего нужен, а кто то находит и в армии того времени тепленькое местечко. Это уже примеры чести и бесчестия. Война (любая) как раз отлично выявляет к чему человек более склонен — к чести или бесчестию. Поэтому такие персонажи, как Пьер Безухов, Наташа Ростова, князь Балконский скорее люди, демонстрирующие нам понятие чести. И хотя Наташа, в начале предстает совершенным ребенком, и иные ее поступки не сказать что умны, она подрастая и видя жизнь вокруг себя, поступает правильно.

    Если рассматривать эти понятия более глобально, то видно как себя ведет армия захватчиков, и как себя ведут наши солдаты, там тоже хватает примеров. Особенно, это заметно, когда грядет тот самый день Бородинской битвы. Как описывается внутренние ощущения людей, как офицеров, так и простых солдат.

И мир». Для Л. Н. Толстого важен процесс становления человеческой личности. Создавая князя Андрея, он показывает диалектику души своего , его внутренние монологи, которые свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе, о формировании личности. «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим»,говорил Пьер об Андрее Болконском. Стремление к высшей правде – вот цель духовных исканий князя Андрея.

«Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога – дорога чести», говорит о нем Кутузов. А какой же дорогой идет князь Андрей в поисках народного идеала «простоты, добра и правды». знакомит нас с героем в салоне Анны Павловны Шерер.

В отличие от его жены, утомляет светское общество. пишет, что «смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Князь Андрей неудовлетворен своей жизнью в этом обществе, поэтому он решает пойти на военную службу: «Я иду потому, что эта , которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!» Попав на военную службу, Андрей Болконский очень изменился.

В нем уже не было «прежнего притворства, усталости и лени». Князь Андрей занят «приятным и интересным» ему делом. Он не принимает законов света в среде военных офицеров и говорит, что нужно служить отечеству и царю, а не быть лакеями, «которым дела нет до господского дела». Перед Аустерлицким сражением князь Андрей особенно радуется.

Он мечтает о подвиге, о славе и готов отдать все за нее: «И как ни дороги, ни милы мне многие люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы». Он верит в то, что «Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему». И действительно, во время сражения князь ведет себя героически. Но во время этого сражения Андрей Болконский был ранен.

Упав, он увидел над головой высокое небо. «Как тихо, спокойно и торжественно», думал он. Князь Андрей разочаровывается в своих прежних целях и мечтах, в своем прежнем кумире Наполеоне и отказывается от своих честолюбивых иллюзий. Глядя на это высокое, бесконечное небо, он понимает, что жизнь – это нечто большее, чем стремление к славе.

В его поисках смысла жизни закончился еще один этап. Но искания Андрея Болконского продолжаются, и он думает: «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!» После возвращения с начинается новый этап в жизни героя.

После смерти жены и рождения сына Андрей Болконский поселяется в имении Богучарово и проводит там все свое время. Он ушел в себя, отрекся от активной жизни. Его лучший друг Пьер, приехав в гости, поразился изменениям в князе Андрее. Пьер видит жизни в добре для людей.

В этом он пытается убедить Андрея Болконского. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась … его новая жизнь». Князь Андрей по делам едет в Отрадное, и по дороге ему попадается на глаза старый, корявый дуб. Он сравнивает себя с этим дубом и думает: «Наша жизнь кончена!» Но, приехав в Отрадное, он встречается с Наташей Ростовой.

Эта встреча, а также дуб, распустивший свежие молодые листочки, заставили князя Андрея думать, что «жизнь не кончена в тридцать один год». Андрей Болконский возвращается к активной жизни. Он часто бывает в свете и на одном из балов вновь встречается с Наташей. «Вино ее прелести ударило ему в голову», и он решил на ней жениться. Чувство любви оживило князя Андрея.

Но счастью его не суждено было сбыться. Наташа не выдержала испытание любовью, и князь Андрей, как чести, не смог простить обман: «…мужчина не может и не должен забывать и прощать». Опять к князю Андрею вернулось внутреннее опустошение и разочарование. Бородинское сражение стало кульминацией в жизни Андрея Болконского.

Вернувшись на военную службу, он уже не мечтает о подвиге. Он близок к своим солдатам, которые называют его «наш князь». «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» – уверен князь Андрей.

Получив смертельное ранение, он смог сохранить свое достоинство перед солдатами, несмотря ни на что. «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» – думает он. Умирая, Андрей Болконский простил и Наташу, и Курагина, и весь мир со всеми его недостатками. Таким образом, судьба Андрея Болконского – сочинение с оллсоч 2005 это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к совершенству, это путь чести.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема чести и человеческого достоинства в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». . Литературные сочинения!

Для Л.Н. Толстого важен процесс становления человеческой личности. Создавая образ князя Андрея, он показывает диалектику души своего героя, его внутренние монологи, которые свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе, о формировании личности. «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим»,- говорил Пьер об Андрее Болконском. Стремление к высшей правде – вот цель духовных исканий князя Андрея. «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога – дорога чести», - говорит о нем Кутузов. А какой же дорогой идет князь Андрей в поисках народного идеала «простоты, добра и правды». Автор знакомит нас с героем в салоне Анны Павловны Шерер. В отличие от его жены, Андрея Болконского утомляет светское общество. Толстой пишет, что «смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Князь Андрей неудовлетворен своей жизнью в этом обществе, поэтому он решает пойти на военную службу: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!» Попав на военную службу, Андрей Болконский очень изменился. В нем уже не было «прежнего притворства, усталости и лени». Князь Андрей занят «приятным и интересным» ему делом. Он не принимает законов света в среде военных офицеров и говорит, что нужно служить отечеству и царю, а не быть лакеями, «которым дела нет до господского дела». Перед Аустерлицким сражением князь Андрей особенно радуется. Он мечтает о подвиге, о славе и готов отдать все за нее: «И как ни дороги, ни милы мне многие люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы». Он верит в то, что «Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему». И действительно, во время сражения князь ведет себя героически. Но во время этого сражения Андрей Болконский был ранен. Упав, он увидел над головой высокое небо. «Как тихо, спокойно и торжественно», - думал он. Князь Андрей разочаровывается в своих прежних целях и мечтах, в своем прежнем кумире Наполеоне и отказывается от своих честолюбивых иллюзий. Глядя на это высокое, бесконечное небо, он понимает, что жизнь – это нечто большее, чем стремление к славе. В его поисках смысла жизни закончился еще один этап. Но искания Андрея Болконского продолжаются, и он думает: «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!» После возвращения с войны начинается новый этап в жизни героя. После смерти жены и рождения сына Андрей Болконский поселяется в имении Богучарово и проводит там все свое время. Он ушел в себя, отрекся от активной жизни. Его лучший друг Пьер, приехав в гости, поразился изменениям в князе Андрее. Пьер видит счастье жизни в добре для людей. В этом он пытается убедить Андрея Болконского. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась … его новая жизнь». Князь Андрей по делам едет в Отрадное, и по дороге ему попадается на глаза старый, корявый дуб. Он сравнивает себя с этим дубом и думает: «Наша жизнь кончена!» Но, приехав в Отрадное, он встречается с Наташей Ростовой. Эта встреча, а также дуб, распустивший свежие молодые листочки, заставили князя Андрея думать, что «жизнь не кончена в тридцать один год». Андрей Болконский возвращается к активной жизни. Он часто бывает в свете и на одном из балов вновь встречается с Наташей. «Вино ее прелести ударило ему в голову», и он решил на ней жениться. Чувство любви оживило князя Андрея. Но счастью его не суждено было сбыться. Наташа не выдержала испытание любовью, и князь Андрей, как человек чести, не смог простить обман: «…мужчина не может и не должен забывать и прощать». Опять к князю Андрею вернулось внутреннее опустошение и разочарование. Бородинское сражение стало кульминацией в жизни Андрея Болконского. Вернувшись на военную службу, он уже не мечтает о подвиге. Он близок к своим солдатам, которые называют его «наш князь». «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» – уверен князь Андрей. Получив смертельное ранение, он смог сохранить свое достоинство перед солдатами, несмотря ни на что. «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» – думает он. Умирая, Андрей Болконский простил и Наташу, и Курагина, и весь мир со всеми его недостатками. Таким образом, судьба Андрея Болконского – это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к совершенству, это путь чести.