Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  Крестьянское рыцарское городское жилище планировка и интерьер. Традиционные жилища разных народов. Дорогие друзья, спасибо, что вы с нами

Крестьянское рыцарское городское жилище планировка и интерьер. Традиционные жилища разных народов. Дорогие друзья, спасибо, что вы с нами


Цель: Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы. Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовного и материального. Актуализация опорных знаний - По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы. - Зачем люди украшали свои жилища.




В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей Л. Мей


















«Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу» «Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»






Под одной шляпой 4 брата стоят. К столу относились с уважением. Его называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. Непременным элементом всех крестьянских праздников и торжеств являлось застолье (за столом). Семья собиралась за столом, как бы показывая своё единство. Вдоль стен были расположены лавки. На них сидели и спали. Лавки прикреплялись к полу, а скамьи передвигались. К столу относились с уважением. Его называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. Непременным элементом всех крестьянских праздников и торжеств являлось застолье (за столом). Семья собиралась за столом, как бы показывая своё единство. Вдоль стен были расположены лавки. На них сидели и спали. Лавки прикреплялись к полу, а скамьи передвигались.

Дом для каждого человека - это не просто место уединения и отдыха, а самая настоящая крепость, которая защищает от непогоды, позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно. Любые невзгоды и длительные путешествия всегда переносятся легче, когда знаешь, что в мире есть место, где можно укрыться и где тебя ждут и любят. Люди всегда стремились сделать свое жилище как можно более крепким и комфортным, даже в те времена, когда достигнуть этого было крайне сложно. Сейчас старинные традиционные жилища того или иного народа кажутся ветхими и ненадежными, но в свое время они верой и правдой служили своим хозяевам, охраняя их покой и досуг.

Жилища народов севера

Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу. Они и сейчас сохраняют свою актуальность, так как соответствуют всем требованиям непростых условий севера.

Это жилище прекрасно приспособлено к кочевым условиям и используется народами, которые занимаются оленеводством. К ним относятся коми, ненцы, ханты, энцы. Вопреки расхожему мнению, чукчи не живут в чумах, а строят яранги.

Чум представляет собой конусообразную палатку, которая состоит из высоких шестов, накрываемых в летнее время мешковиной, а в зимнее - шкурами. Вход в жилище также завешивают мешковиной. Конусообразная форма чума позволяет снегу скользить по его поверхности и не накапливаться на строении, а, кроме того, делает его более устойчивым к ветру. В центре жилища располагается очаг, который служит для обогрева и приготовления пищи. Благодаря высокой температуре очага, осадки, просачивающиеся через верх конуса, быстро испаряются. Чтобы ветер и снег не попадали под нижний край чума, снаружи к его основанию подгребают снег. Температура внутри чума колеблется от +13 до +20°С.

К установке чума привлекается вся семья, в том числе дети. На пол жилища кладут шкуры и циновки, а для сна используют подушки, перины и спальные мешки из овечьей шкуры.

В нем жили якуты в зимний период времени. Балаган представляет собой сложенное из бревен прямоугольное строение с пологой крышей. Строить его было довольно легко и быстро. Для этого брали несколько основных бревен и ставили их вертикально, а затем соединяли множеством бревен меньшего диаметра. Необычным для российских жилищ являлось то, что бревна ставили вертикально, немного под наклоном. После установки стены замазывали глиной, а крышу устилали вначале корой, а затем землей. Это делалось для того, чтобы максимально утеплить жилище. Пол внутри балагана представлял собой утоптанный песок, даже в сильные морозы его температура не опускалась ниже -5°С.

Стены балагана состояли из большого количества окон, которые перед сильными холодами закрывали льдом, а летом - последом теленка или слюдой.

Справа от входа в жилище располагался очаг, представляющий собой трубу, обмазанную глиной и выходящую через крышу наружу. Спали хозяева дома на нарах, расположенных справа (для мужчин) и слева (для женщин) от очага.

Это снежное жилье строили эскимосы. Они жили небогато и, в отличие от чукчей, у них не было возможности построить полноценное жилище.

Иглу представляло собой строение, созданное из ледяных блоков. Оно имело куполообразную форму и в диаметре составляло около 3 метров. В случае, когда снег был неглубокий, дверь и коридор пристраивали непосредственно к стене, а если снег был глубоким, то вход располагался в полу и от него наружу вел небольшой коридор.

При построении иглу обязательным условием было нахождение входа ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы улучшить приток кислорода и вывести углекислый газ. Кроме того, такое расположение входа позволяло максимально сохранять тепло.

Свет в жилище проникал через ледяные блоки, а тепло обеспечивали плошки-жиринки. Интересным моментом являлось то, что от тепла стены иглу не таяли, а просто оплавлялись, что помогало поддерживать комфортную температуру внутри жилища. Даже в сорокаградусный мороз в иглу температура составляла +20°С. Ледяные блоки впитывали также избыточную влагу, что позволяло помещению оставаться сухим.

Жилища кочевников

Юрта во все времена была жилищем кочевников. Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае. Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком. Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага.

Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол обычно устилают шкурами или досками.

Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения. Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах.

Жилища народов России

Это строение является одним из древнейших утеплённых жилищ народов России.

Стена и пол землянки представляли собой вырытую в земле на глубине 1,5 метров квадратную яму. Крышу делали из теса и покрывали толстым слоем соломы и земли. Стены также укрепляли бревнами и присыпали снаружи землей, а пол обмазывали глиной.

Недостатком такого жилья было то, что дым от очага мог выходить только через дверь, а близость грунтовых вод делала помещение очень сырым. Однако, преимуществ у землянки было значительно больше. К ним можно отнести:

Безопасность. Землянка не боится ураганов и пожаров.
Постоянная температура. Она сохраняется как при сильных морозах, так и в жару.
Не пропускает громкие звуки и шум.
Практически не требует ремонта.
Землянку можно построить даже на неровной местности.

Традиционная русская изба возводилась из бревен, при этом, основным инструментом был топор. С его помощью на конце каждого бревна делали небольшое углубление, в которое закрепляли следующее бревно. Таким образом, постепенно возводились стены. Крышу обычно делали двускатной, что позволяло экономить материал. Для того, чтобы в избе было тепло, между бревнами клали лесной мох. Он при оседании дома становился плотным и закрывал все щели. Фундамент в те времена не делали и первые бревна ставили на уплотненную землю.

Крышу сверху покрывали соломой, так как она служила хорошим средством защиты от снега и дождя. Стены снаружи обмазывали глиной, смешанной с соломой и коровьим пометом. Это делалось с целью утепления. Основную же роль в сохранении тепла в избе играла печь, дым от которой выходил через окно, а с начала 17 века - через дымоход.

Жилища европейской части нашего континента

Самыми известными и исторически ценными жилищами европейской части нашего континента являются: мазанка, сакля, трулло, рондавель, пальясо. Многие из них существуют до сих пор.

Она является старинным традиционным жилищем Украины. Мазанка, в отличие от избы, была предназначена для областей с более мягким и теплым климатом, а особенности ее строения объяснялись небольшой площадью лесов.

Мазанку строили на деревянном каркасе, а стены состояли из тонких веток дерева, которые снаружи и внутри обмазывались белой глиной. Крыша обычно делалась из соломы или камыша. Пол был земляной или дощатый. Для утепления жилища, его стены изнутри обмазывали глиной, смешанной с камышом и соломой. Несмотря на то, что мазанки не имели фундамента и были плохо защищены от влаги, они могли простоять до 100 лет.

Это каменное сооружение - традиционное жилище жителей Кавказа. Самые первые сакли были однокомнатными с земляным полом и не имели окон. Крыша была плоской и в ней находилось отверстие для выхода дыма. В горной местности сакли примыкают друг к другу в виде террас. При этом, крыша одного жилища является полом для другого. Такое построение было обусловлено не только удобством, но и служило дополнительной защитой от врагов.

Этот тип жилища распространен в южной и центральной областях итальянской области Пулия. Трулло отличается тем, что его создавали по технологии сухой кладки, то есть камни клали друг на друга без использования цемента или глины. Это делалось для того, чтобы, вытащив одни камень, можно было разрушить весь дом. Дело в том, что в этой области Италии строить жилища было запрещено, поэтому если приезжал с проверкой чиновник, трулло быстро разрушалось.

Стены дома делали очень толстыми, чтобы они защищали от сильной жары и спасали от холодов. Трулло чаще всего были однокомнатными и имели два окна. Крыша имела конусовидную форму. Иногда, на балки, расположенные в основании крыши, клали доски, и, таким образом, образовывался второй этаж.

Это распространенное жилище в испанской Галисии (северо-запад Пиренейского полуострова). Пальясо строили в горной части Испании, поэтому основным строительным материалом был камень. Жилища имели круглую форму с конусовидной крышей. Каркас крыши был деревянным, а сверху ее покрывали соломой и камышом. Окон в пальясо не было, а выход располагался с восточной стороны.

Благодаря особенностям своего строения, пальясо защищало от прохладной зимы и дождливого лета.

Жилища индейцев

Это жилище индейцев севера и северо-востока Северной Америки. В настоящее время вигвамы используют для различных обрядов. Это жилище имеет форму купола и состоит из гибких изогнутых стволов, соединенных вязовой корой и покрытых циновками, листьями кукурузы, корой или шкурами. В верхней части вигвама находится отверстие для выхода дыма. Вход в жилище обычно прикрыт занавеской. Внутри находился очаг и места для сна и отдыха, пищу готовили за пределами вигвама.

У индейцев это жилище ассоциировалось с Великим духом и олицетворяло собой мир, а человек, выходивший из него на свет, оставлял позади себя все нечистое. Считалось, что дымоход помогает установить связь с небесами и открывает вход духовной силе.

В типи жили индейцы Великих равнин. Жилище имеет форму конуса и достигает в высоту 8 метров. Его каркас составляли шесты из сосны или можжевельника. Сверху их накрывали кожей бизонов или оленей и укрепляли внизу колышками. Внутри жилища от места соединения шестов вниз спускался специальный ремень, который крепился к земле колышком и защищал типи от разрушения при сильном ветре. В центре жилища располагался очаг, а по краям - места для отдыха и утварь.

Типи соединяло в себе все те качества, которые необходимы были индейцам Великих равнин. Это жилище быстро разбиралось и собиралось, легко транспортировалось, защищало от дождя и ветра.

Старинные жилища других народов

Это традиционное жилище народов юга Африки. Оно имеет круглое основание и крышу в форме конуса, стены состоят из камней, скрепленных песком с навозом. Изнутри их обмазывают глиной. Такие стены прекрасно защищают своих хозяев от сильной жары и непогоды. Основу крыши составляют круглые балки или шесты из веток. Сверху ее покрывают тростником.

Минка

Традиционное жилище в Японии - минка. Основной материал и каркас дома изготовлен из дерева и заполнен сплетёнными ветками, камышом, бамбуком, травой, обмазан глиной. Внутри основная часть японского дома - это одно большое помещение, разделенное на зоны передвижными перегородками или ширмами. В японском доме почти нет мебели.

Традиционное жилище разных народов - это наследие их предков, которое делится опытом, хранит историю и напоминает людям об их корнях. В них многое достойно восхищения и благоговения. Зная их особенности и судьбу, можно понять, как непросто было человеку построить прочное жилье и защитить его от непогоды, и как неизменно вековая мудрость и природная интуиция помогали ему в этом.

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну – Россию. С историей России мы соприкасаемся почти ежедневно. История находит отражение в народных песнях и сказках, в названиях городов, сел и улиц, именах и фамилиях.

Историческая наука связана с научными знаниями, такими как топонимика, геральдика, сфрагистика, нумизматика, этнография. Роль вспомогательных дисциплин в изучении истории очень велика.

Наблюдениями и изучением быта и нравов народов земного шара, их расселением, культурно-историческими взаимоотношениями занимается этнография.

Этнография – научная дисциплина, изучающая материальную и духовную культуру народов. При таком определении этнографии утверждение об однородности и исторической неизменности ее предмета не требует особых доказательств. Термин (от древне - греческого «этнос» - народ, «графо» - пишу) означает народоведение.

Описывая современную жизнь народов, этнография применяет главным образом метод непосредственного наблюдения, основывается на описаниях бытующих форм материальной культуры, социальных институтов, идеологии, народного искусства и т. д. При этом этнография уделяет внимание и изучению пережитков, т. е. тех явлений, которые, возникнув в предыдущие эпохи, утратили в значительной степени свое первоначальное содержание. Этнографы также изучают коллекции государственных и иных музеев, литературные источники о культуре и быте изучаемого ими народа, т. е. исследуют все те этнографические материалы, которые были собраны их предшественниками. Обращаются этнографы и к материалам, собранным исследователями в смежных областях – фольклористике, истории, археологии, литературоведении, искусствоведении, географии и демографии.

Богата и колоритна этнографическая культура города Киселевска, Кемеровской области. Всё это даёт широкие возможности для исследовательской работы, а через краеведческое исследование – для воспитания гражданственности и патриотизма.

История Кузбасса – это неотъемлемая часть большой и славной истории нашей великой Родины. Знать историю родного края - значит уметь ценить его прошлое, любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.

Интерес к краеведческому исследованию всегда актуален и перспективен

Приходя в школьный комплексно-краеведческий музей имени Александра Федоровича Еремина МОУ СОШ № 5 города Киселевска Кемеровской области, и переводя свой взор с одного диковинного предмета на другой, мы не всегда отдаем себе отчет в том, зачем собраны в одном помещении многочисленные коробы, шкафы, утюги, пряхи. И уж менее того знаем, сколько труда и упорства требовали поиски этих вещей.

Я поставил перед собой цель: изучение материальной культуры и общественного быта крестьян на основе литературы, музейных экспонатов и рассказов моей бабушки. Моя задача: узнать о жизни русских крестьян, познакомиться с их предметами быта и орудиями труда.

Предмет исследования: быт русских крестьян.

Объект исследования: история этнографических ценностей.

Главная материальная потребность человека

Материальная культура включает в себя жилище со всеми хозяйственными постройками, одежду с комплексом украшений, пищу, утварь, орудия труда и средства передвижения. С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство.

Зачем людям кров? Кров - это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защитить от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома. Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью полом) – с землей, а подклеть (погреб) с подземным миром. Крестьянский дом становился, словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

Из какого же материала строились крестьянские избы? Бабушка мне ответила так. Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось Вселенной, корни в землю – матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Деревня – деревянный мир, с дерева начинается, им строится, обогревается, дышит.

Дерево - постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы.

Мягкий, ароматный теплый материал прекрасно поддавался обработке. Эти его свойства дали начало замечательному ремеслу - резьбе по дереву.

Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому, силы добра и света и защититься от злых сил. На крыше дома обязательно должен быть конь - охлупень. Конь часто был символом солнца, движущегося по небу.

В украшении фронтона, «лица», использовались ромбы, точки - отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.

Интерьер крестьянского дома

Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, и его небольшое пространство отражало принцип устройства мира. Потолок-небо, пол – земля, подпол - подземный мир, окна - свет. Потолок часто украшали символами солнца, стены – растительным орнаментом.

Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра - духовный и материальный.

В старину одноэтажные дома назывались избами. Изба – это теплая половина дома с печью. В крестьянском доме источником всего материального была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь – распространенный персонаж русских сказок. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения.

На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись. Печь играла в доме главную роль. Она заботится о материальных потребностях человека, поэтому она олицетворяет материальный центр дома. Домашним хозяйством, приготовлением еды в доме занималась женщина. Поэтому ту часть, где стояла печь, называли женской половиной.

В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный - от слова «душа». Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями. Для того, чтобы поделится своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенными вышитыми полотенцами. Рядом стоял обеденный стол, за него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

От двери до боковой стены была устроена лавка - коник, на которой мужчины занимались хозяйственной работой. Вертикальная доска часто изображала коня отсюда и название. Это место было мужской половиной. Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали деревянные настилы - полати, на них спали. Полати - это деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до противоположной стены избы.

Почти в каждой избе имелся ткацкий станок и, конечно, детская колыбель в виде лодочки, подвешенной к потолку. Детские колыбели делались висячие, всегда широкие и длинные для того, чтобы дитя могло свободно расти, а внутри их всегда привешивались иконы или крестики.

Небогато устройство простой крестьянской избы. Но даже незатейливые предметы быта русской семьи обязательно украшались декоративной резьбой и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными коньками, диковинными цветами, зверями и птицами.

А какие же предметы наполняли крестьянский дом? Утварь, предметы быта, помогающие крестьянину в его повседневной жизни: ковш, ложки, короба, лукошки, сундуки, кружки, вальки, рубели, прялки и многие другие предметы, о которых давно забыли современные люди. Эти предметы радовали глаз хозяина и окружали всю его семью теплом и радостью. За прялкой украшенной росписью и резьбой, будет спориться работа, в нарядной посуде еда покажется вкуснее. Для небольшого количества пищи употреблялись горшки и чугунки. Чугунок – это сосуд, из чугуна изготовленный из углеродистого железа. В чугунке готовили пищу в русской печи, его форма была аналогична форме горшка. В крестьянском быту чугунок появился в начале ХХ века. Жарили на сковородах не только железных, но и на медных луженых, с рукоятями.

Для месива теста употреблялись деревянные корыта и большие чаны. Для стирки белья – корыта, ночвы, буки. Для носки воды – ведра, кумганы, корчаги, ендовы, кувшины. По окончании обеда у рачительных хозяев все сосуды вымывались и вытирались, потом опрокидывались вверх дном и ставились на полках в кухне или в чулане. В праздники, когда в доме все облекалось в нарядный вид, в поварню отпускалась посуда лучшей работы.

Ковши имели образы ладьи, коней, птиц, солнца. Их пластическая форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали единое образное звучание.

Самое почетное место на столе занимали хлеб и соль. Солонки вырезались из дерева в форме уточек, игрушечных кресел, украшенных тончайшей резьбой.

Хлебница служила приданным для дочери, и смысл росписи заключался в положении достатка и благополучия.

Вальки для выколачивания при стирке белья в реке - удобное приспособление с изогнутой поверхностью спереди - напоминают женскую фигуру в нарядной одежде.

Особое место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин. Нарядную прялку дарил добрый молодец в подарок невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. Прялку - подарок хранили всю жизнь, передавали следующему поколению.

Утварь крестьянского дома

Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари.

У печи стояли кочерга, ухват, помело, деревянная лопата, рядом ступа с пестом и ручная мельница,

Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом стряпуха ловко цепляла пузатые глиняные горшки и отправляла их в жар. Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Ухват представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти – он похож на рога коровы. Умение подхватить горшки требовало определенных навыков, которые приобретались длительной практикой. Ухват использовали также в обрядовых действиях. Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами печи и, выходя из избы, она брала его с собой в качестве посоха.

На Руси для глажения белья использовали «утюг» - рубель. Сухое белье или одежду наматывали на ровно обструганную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с короткой округлой рукоятью палкой. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. Это и был рубель. В XVII веке кому-то пришло в голову нагреть на огне литые чугунные утюги. Их желательно было иметь два: пока одним гладили, другой нагревался. Затем появился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить.

Корзинами наши предки стали пользоваться с незапамятных времен. Это емкость с ручкой или двумя ручками для сбора ягод, грибов, плодов, овощей, переноса и хранения различных запасов – сена, травы, листьев, а также предметов домашнего обихода. Корзины изготовляли из больших пластов коры или плели из коры, корны, веток, дранки, соломы, стеблей. Они могли быть любой формы – овальные, квадратные, прямоугольные, с крышками и без.

Решето, сито – хозяйственная утварь. Это приспособление для просеивания крупы, муки, зерна. Круглая коробка, состоящая из обода (обечайки) и сетчатого дна. Обод и дно соединены с помощью узкого обруча. Сетка выплеталась из лыка. Обод изготовлялся из согнутой пластинки дерева. Через решето отсеивалась мука более крупного помола. Решето также применялось для сортировки крупы, зерна, а также для очистки их от оставшегося после просеивания сора.

Безмен – весы. Они представляли собой металлический или деревянный стержень с грузом на одном конце и крючком или чашей на другом. На стержне нанесена шкала веса, который определяют, передвигая по стержню, до равновесия товара с грузом. В ступе толкли зерно, очищая от шелухи, а с помощью мельницы переминали муку. Помело и лопата были необходимы для выпечки хлеба. Помелом подметали под печи, а лопатой сажали на него тесто будущего каравая.

Любопытно, что орудия приготовления хлеба - ступа, пест, помело и лопата, так же как и печь, нашли своё отражение в русских народных сказках. Баба - Яга в ступе летает, пестом погоняя, помелом след заметая, та же Баба - Яга, пытаясь поджарить в печи Иванушку, хотела посадить его на лопату, да молодец хитрее оказался, сам старуху в печь отправил.

Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник - глиняный кувшин с двумя сливными носиками по бокам. Под ним стояла деревянная лохань, куда стекала грязная вода. Не раз в течение дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки.

В бабьем куту на полках вдоль стен стояла нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Большей частью мастерил их сам хозяин дома, в основном, из дерева.

Что же касается мебели, то ее в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась. Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и всё. Вдоль стен жилища стояли широкие лавки. На них не только сидели, но и спали. Ныне мы не видим разницы между лавкой и скамьёй, а для крестьянина она существовала, Если лавки были намертво прикреплены к стенам, то скамьи свободно передвигались но комнате. Их придвигали к столу, когда требовалось рассадить много народа.

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определённый час за столом собиралась на обед вся крестьянская семья. Поэтому размеры стола определялись ее численностью. Хорошо знакомые нам шкафы, стулья, кровати появились в крестьянском быту только в 19 веке. Кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья или лавка, к которой приставляли другую лавку. На эти лавки клали постель, состоящую из трех частей: пуховика, или перины, изголовья и подушек. Было два изголовья – нижнее называлось бумажным и подкладывалось под верхнее, на верхнее клались три подушки. Постель покрывалась простынею из полотна или шелковой материи, а сверху закрывалась одеялом, входившим под подушки. Постели убирали понаряднее в праздники или на свадьбы, попроще в обычные дни. В нарядных постелях на изголовья и подушки надевались наволоки. Сами перины были набиты лебяжьим или чижовым пухом. Наволоки были на простых постелях тафтяные (тафта – гладкая шелковая ткань) белые или красные, подбитые крашениною (крашенный или лощеный холст). Простые одеяла подбивались заячьими мехами. Вообще, однако, постели были принадлежностью только богатых людей, да и у тех стояли более для вида в своем убранстве, а сами хозяева охотнее спали на простой звериной шкуре или на матрасе. У людей среднего сословия обычной постелью служили войлоки, а бедные поселяне спали на печах, постлавши под головы собственное платье, или же на голых лавках.

Для хранения домашних вещей употреблялись скрыни (род комодцев с выд-вижными ящиками), сундуки, рундуки, погребцы, чемоданы. Количеством сундуков измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений. Рундук – приделанный к стене ящик с полками без дверей и стекол, где хранили разное добро. Посуду ставили в поставцах: это были столбы, уставленные со всех сторон полками; книзу их делали шире, кверху уже, на нижних полках ставили более массивную посуду, на верхних мелкую. Разные женские украшения хранились в ларцах, которые сами по себе украшались великолепно, наводились яркими красками и золотом, расписывались узорами и окаймлялись металлическими кружевами; такие ларцы передавались из рода в род вместе с драгоценностями, какие там сохранялись.

Свою одежду крестьяне хранили в сундуках. Их количеством в доме измерялся достаток семьи. Мастерились сундуки из дерева, а обивались для прочности железными полосками. Сундуки нередко снабжались хитроумными врезными замками, так как в них хранилось то, чем дорожил крестьянин. Если в крестьянской семье росла девочка, то ей чуть ли не с малых лет в отдельный сундук начинали собирать приданое. Этот сундук она после свадьбы увозила с собой в дом мужа.

Столетиями складывался уклад народной жизни. Под этот уклад подлаживалось крестьянское жилище с его нехитрой утварью. Все здесь было устроено просто и практично. В то же время присущая народу любовь к красоте превращала даже самые обыденные вещи в художественно значимые.

Освещались дома восковыми и сальными свечами. Восковые употреблялись преимущественно у богачей только в праздничные дни и во время торжественных собраний; в самом царском дворце в XVI веке зажигали сальные свечи. Из сала одного быка можно было отлить около ста свечей. Свечи вставлялись в подсвечники, которые были стенные, прикрепленные к стенам, стоячие значительной величины, и малые, или ручные. Подсвечники назывались шандалами, делались из меди, а иногда из железа. В XVII веке у зажиточных людей были в домах так называемые струнные медные подсвечники, сделанные из натянутых и расположенных удобно медных проволок. Нередко в качестве подсвечника приспосабливали сырую брюкву или свеклу. Ночью, чтобы иметь огонь, использовались ночники. По случаю больших собраний освещали дома висячими паникадилами, которые в богатых и знатных домах были серебряные и делались с разными фигурами. Для домашнего обихода держались слюдяные фонари; с ними прислуга ходила в конюшни и кладовые. У простых поселян избы освещались лучинами. Вплоть до конца XIX века лучина была основным источником света в крестьянской избе. Чтобы получить тонкую и длинную лучину, полено надо было распарить в печи, его клали на чугун с кипящей водой, и только после того, как распарят, щепали на лучину. Лучину втыкали в светец. А светцом называли подставку с железным зажимом. Под горящую лучину обязательно ставили емкость с водой.

Керосиновое освещение стало распространяться в русской деревне с 1860 года, со времени вхождения в быт Бакинского керосина. С керосиновой лампой можно было уже смело передвигаться по дому и улице, не боясь загасить фитилек.

Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кади, лукошки разной величины и объема. Бочки в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льна, рыбы, сушеного мяса и разного мелкого товара: гвоздей, цепей, замков, топоров и других принадлежностей хозяйства. Сосудами для варения были котлы медные и железные; там, где пища приготовлялась на большое количество людей, котлы достигали больших размеров – в семь ведер, были и поменьше – в четыре ведра, в ведро или в полведра. Такие сосуды для варения назывались поваренными.

Для умывания употреблялись рукомойники и лохани; у богатых людей они были серебряные и позолачивались, у людей среднего состояния – медные или оловянные. Нередко рукомойник был оловянный, а лохань медная.

Обувь простого народа была лапти - это плетеная обувь из лыка или бересты. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок. Завязки несколько раз перекрещивались на голени. Лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, летом в страдную пору – и вовсе за три.

Кроме лаптей из коры, носили башмаки, сплетенные из прутьев лозы; некоторые же носили подошвы из кожи и подвязывали их ремнями, обмотанными вокруг ноги. Как крестьяне, так и крестьянки носили эту обувь. Обувь людей с достатком составляли сапоги, чеботы, башмаки и ичетыги. Все эти виды делались из телячьей или конской кожи, из юфти, у богатых – из персидского и турецкого сафьяна. Сапоги носились до колен и служили вместо штанов для нижней части тела и для того подкладывались холстиною; их снабжали высокими железными подборами и подковами со множеством гвоздей по всей подошве; у царей и у знатных лиц эти гвозди были серебряные. Чеботы были полусапожки с остроконечными загнутыми кверху носками. Башмаки были принадлежностью не только женщин, но и мужчин; при них носили ичетыги – это были сафьяновые чулки, они разделялись на два вида: полные, достигавшие до колен, и полуполные. При сапогах и чеботах носились чулки, шерстяные или шелковые, а зимою подбитые мехом. Женская обувь была почти такая же, что и мужская; башмаки были с такими высокими подборами, что перед ступни не касался земли, если стать на каблук. При них были шерстяные или шелковые чулки. Посадские жены носили также большие сапоги до колен, но дворянки ходили только в башмаках и чеботах. Бедные крестьянки ходили в лаптях, как и их мужья.

Сапоги, чеботы, башмаки, ичетыги были всегда цветные, чаще всего красные и желтые, иногда зеленые, голубые, лазоревые, белые, телесного цвета; они расшивались золотом, особенно в верхних частях на голенищах, с изображениями единорогов, листьев, цветов и прочего, и унизывались жемчугом; особенно женские башмаки украшались так густо, что не видно было сафьяна. В зажиточных русских домах обувь вообще делалась дома, и для этого держали во дворе знающих холопов.

Рубахи у простонародья были холщовые, у знатных и богатых – шелковые. Русские любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. Русские мужские рубахи делались широкие и короткие, опускались сверх исподнего платья и подпоясывались низко и слабо узким пояском, называемым опояскою. В холщовых рубахах под мышками делали треугольные вставки из другого полотна, расшитого пряжею или шелком, или же из цветной тафты. По подолу и по краям рукавов рубахи окаймлялись тесьмами, расшитыми золотом и шелками; у знатных и богатых вышивали также рукава и грудь, и поэтому оставляли рубаху открытою из-под платья. Такие вышитые рубахи назывались пошевными. Но преимущественно обращали внимание на воротник рубахи, который выпускался из-под верхних одежд. Этот воротник назывался ожерельем. Его делали отдельно от рубахи и пристегивали к ней, когда было нужно, у богатых золотыми серебряными золочеными, у бедняков медными пуговицами. Такое ожерелье, кроме вышивки золотом и шелками в виде разных узоров, унизывалось жемчугом. Это-то ожерелье в старину называлось рубашкою, но в XVII веке называли его сорочкою, а рубашкою – одежду, к которой оно пристегивалось.

Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, цвета белого или красного: красные рубахи, как и у мужчин, считались нарядным бельем. К рукавам рубахи пристегивались запястья, вышитые золотом и украшенные жемчугами. Поверх рубашки надевался летник.

Заключение

За многие века был создан огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело. А ведь у каждой из этих привычных вещей своя история. Нас окружает множество вещей, без которых нашу жизнь трудно себе представить. Десятки, сотни современных вещей вокруг. Одни сопровождают нас всю жизнь, другие – только ее маленький отрезок.

Я познакомился с историей некоторых предметов, которыми пользовались наши бабушки и дедушки. Одна история длинная, другая короткая, но любая интересна и поучительна. И лучше нам их знать. Хотя бы из уважения ко всем этим предметам, которые служат человеку верой и правдой. Из книг, прабабушкиных, бабушкиных рассказов я узнал много интересного и попытался рассказать в своей поисково-исследовательской работе на основе музейных экспонатов подаренных мною от имени своей бабушки.

А сколько я узнал пословиц, поговорок и загадок о старых вещах! Теперь я знаю, что исследовательская работа - это творчество, неожиданные открытия, познание нового, осознание своей причастности к большому миру науки.

Считаю, что поставленную цель и задачи я выполнил. Но работу по этнографии буду продолжать. Ведь я еще не познакомился с нравами и обрядами наших предков. Мы знаем, что без прошлого нет будущего.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 с. Едрово

Исследовательская работа

«Интерьер крестьянской избы»

Номинация: этнография

Выполнила: Подзигун Олеся,

МОУ СОШ №5 с. Едрово

Руководитель

заместитель директора

с. Едрово

1. Введение ………………………………………………..3 страница

2.. Методика исследования ………………………………4 страница

3.. Основная часть: глава I……………………………5 – 8 страницы

глава II………………………….страницы

4. Результаты исследования……………………………..24 страница

5. Выводы ……………………………………………….25 страница

6. Заключение……………………………………………26 страница

7.Библиографический обзор………………………….....27 страница

Введение

Пояснительная записка

21 век. Век высоких технологий. За человека современное оборудование делает практически всё. А два столетия назад простому человеку нужно было делать всё самому: от изготовления простой ложки до строительства своего дома. В течение восьми лет наша группа, группа «Краеведение», собирала уникальные предметы русской старины. Набралось более ста экспонатов. И мы решили оформить интерьер крестьянской избы с целью сохранения культурного наследия села.

Создать и исследовать интерьер крестьянской избы

Задачи

Ø собрать, проанализировать и систематизировать материал об интерьере крестьянской избы

Ø передать через различные средства информации знания о родном селе различной аудитории;


Ø расширить кругозор учащихся моей школы.

Этапы исследовательской работы

I Подготовительный этап – планирование, выявление проблемы и актуальности выбранной темы, определение цели, задач.

II Практический этап – нахождение исторического материала. Фото сессия. Уточнение и корректировка плана.

III Обобщающий этап – систематизация материалов, оформление работы на компьютере. Подведение итогов. Проведение экскурсии различной возрастной аудитории. Публикация материала на школьном и личном сайтах в Интернете.

Методика исследования

Выполнять эту работу я начала ещё 2 года назад и закончила только к концу 1 четверти этого года.

В 6 классе я посетила Музей русского зодчества в Витославлицах. Мне запали в душу крестьянские дома, обстановка в домах. Я записалась в группу дополнительного образования «Краеведение» под руководством Светланы Ивановны. Вот уже второй год являюсь директором этого музея, чем очень горжусь. Мне очень нравиться проводить экскурсию «Интерьер крестьянской избы». Готовя эту экскурсию, мне необходимо было изучить каждый предмет, его назначение и функции. В первую очередь составила план, определила цель и задачи. Подумала, где и какую литературу я могу найти. Разрабатывая тему, я побеседовала со многими жителями села, брала у них интервью. Прочитала необходимые книги. Побывала в Музее уездного города в городе Валдай, съездила в краеведческий музей города Вышний Волочёк.

Для начала я отправилась в нашу школьную и детскую библиотеки. Изучила литературу. Материала мне было очень мало. Вооружившись цифровым фотоаппаратом, я сфотографировала самые необходимые экспонаты интерьера для того, чтобы наглядно представить их в работе. Встретилась со многими жителями села, которые рассказали мне о назначении и функциях того или иного предмета. Многое я узнала из экскурсий, проводимых в Музее Уездного города, расположенного в районном центре и в Вышнем Волочке. Большую помощь мне оказала мама, так как она являлась участницей Едровского хора. Этот коллектив не раз выступал в деревнях и сёлах нашей Новгородской области . В их репертуаре было немало народных песен. Бабушки и дедушки много рассказывали им, как они жили раньше, чем занимались. Весь собранный материал я систематизировала, обобщила и оформила на компьютере. Я провела уже 5 экскурсий в школе по теме «Интерьер крестьянской избы». Я была приятно удивлена тем, что этой экспозицией очень заинтересовались наши гости из Финляндии. Оказалось, что они до сих пор сами ткут половики, шьют одеяла для нуждающихся. Они с неподдельным восторгом пробовали полоскать, гладить бельё с помощью крестьянских предметов. Весь собранный материал я набрала на компьютере, отпечатала. Объём изученного материала оказался значительно шире, чем я себе представляла. В работу я отобрала самое значимое и необходимое. Затем всё оформила в папку.

Основная часть

Глава I. Изба

Изба – самая распространенная постройка крестьян. На первый взгляд изба – самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте. Поэтому избы – это не только памятники быта, но и произведения архитектуры, искусства. Но век избы недолог: отапливаемое жилище редко может простоять более 100 лет. Жилые постройки быстро ветшают, в них активнее идет процесс гниения древесины, поэтому в основном самые старые избы относятся к 19 веку. Но в связи облике, и в интерьерах изб зачастую сохраняются черты, свойственные постройкам 15 – 17 столетий и более ранних времен. Избу и другие крестьянские постройки крестьян обычно рубил сам или нанимал опытных плотников. Собираясь строиться, крестьянин рубил деревья поздней осенью или ранней весной. К этому времени жизнь в дереве замирает, последнее годичное кольцо приобретает твердую, наружную оболочку, что предохраняет древесину от разрушения. Прямо в лесу или возле деревни ставили сруб, приготовленный вчерне – без окон и дверей, который разделялся на три части для просушки. А ранней весной его перевозили в деревню и собирали. Эта работа производилась обычно «помочью» («толокой»). «Помочь» – однодневная общественная работа в пользу одной крестьянской семьи. На строительство собиралась вся деревня и даже округа. Об этом древнем обычае говорится в старинной пословице: «Кто на помочь звал, тот сам и иди ». Для всей «помочи» крестьянин должен был устроить угощение.


В Валдайском районе распространены избы «мстинского» типа, т. е. высокие, как бы двухэтажные. Первый этаж – подызбица, или подклет, низкий и холодный, был, как правило, нежилым. Здесь обычно хранили квашеную капуст, соленые грибы, мед и другие съестные припасы, а также имущество и различную утварь. У каждого помещения – отдельный вход. Дома на высоких подклетях строились в древние времена. В старину селения располагались по рекам и озерам, которые во время паводков выходили из берегов. Жилая часть находилась наверху – подальше от сырости и снежных сугробов. В новгородских берестяных грамотах не раз упоминается подклеть. «Поклон от Семена к невестке моей. Если не вспомнишь сама, то имей в виду, что солод у тебя ржаной есть, лежит в подклети…»; «Поклон от Сидора к Григорию. Что в подклети оленина, выдай сторожу в церковь». Интересная архитектурная особенность изб «мстинского» типа – галерея, по-местному «прикролек». Она как бы подчеркивает деление дома на два этажа. Назначение галереи – защита нижней части сруба от дождя. В прикролеке на скамье можно было посидеть в сырую погоду и в жаркий день, в ненастье высушить белье, сохранить сухими дрова. Галереи были распространенным элементом в древнерусском зодчестве. В деревнях Новгородской области доныне можно увидеть дома, опоясанные галереями. Конструкция крыши сохранила архаические черты. В слеги врублены «курицы» или «кокши», - крюки, сделанные чаще из молодых елей с обработанным корневищем. На «курицы» уложены потоки – водотечники. На потоки опирается тес, который накладывается на слеги. Тесовая кровля прижимается к верхней коньковой слеге тяжелым долбленым бревном – охлупнем, венчающим кровлю. Комель охлупня – естественное утолщение у корневища дерева часто обрабатывался в виде самых разных фигур. Нередко деревенские мастера придавали ему форму конской головы. Обычай венчать крышу фигурой коня относится к языческому периоду. Конь – верный спутник крестьянина – земледельца. У славян – язычников он был символом светозарного солнца, счастья, богатства. Силуэт кровли завершается деревянной трубой – «дымником». Для выхода дыма в нем сделана орнаментная прорезь, а сверху он покрыт двускатной крышей. Крыши, сделанные «по старине», очень живописны, а главное прочны - они» выдерживали любые ураганы.

Обстановка избы отвечает образу жизни крестьянской избы. Здесь все предельно скромно, строго и целесообразно. Большая печь топилась «по-черному». Кроме нее, все оборудование избы состоит из встроенной в сруб мебели. Вдоль трех стен тянутся лавки, опирающиеся на широкие дощатые ножки – подставки. Над лавками под потолком устроены полки – полавочники. Они защищали низ стен и лавки от сажи. Над низкими дверьми – тесовые полати, на которых обычно спали дети. Место около печи – «бабий кут»- отделено невысокой дощатой заборкой. Все основные элементы жилища – полати, лавки, полки – существовали на Руси с давних времен. Старинные описи и Писцовые книги упоминают о них в 16-17 веках. Археологические раскопки показали, что в домах древнего Новгорода встроенная мебель была уже в 10 – 11 веках. Стены – из гладко обтесанных бревен. Углы же до конца не стесаны, а оставлены круглыми, чтобы зимой не промерзали. Про круглые углы в народе сложена загадка: «На улице рогато, а в избе гладко». Действительно, снаружи углы рублены « в обло с остатком» - «рогатые», а внутри тщательно обработанные – гладкие. Пол и потолок настланы из пластин: на потолке горбылями вверх, на полу горбылями вниз. Поперек избы проходит массивная балка – «матица», служащая опорой для потолочин. В избе каждое место имело определенное назначение. На лавке у входа работал и отдыхал хозяин, напротив входа – красная, парадная лавка, между ними – лавка для прях. На полках хозяин хранил инструмент, а хозяйка – пряжу, веретена , иглы и прочее. На ночь дети забирались на полати, взрослые же располагались на лавках, на полу, старики – на печи. Постели убирали на полати после того, как протопят печь и веником обметут с них сажу. В красном углу под божницей – место для обеденного стола. Удлиненная, сделанная из хорошо обструганных и подогнанных досок крышка стола – столешница – покоится на массивных точеных ножках, которые установлены на полозья. Полозья позволяли легко передвигать стол по избе. Его ставили к печи, кода выпекали хлеб, перемещали во время мытья пола и стен. На лавке, где пряли женщины, стояли массивные прялки. Деревенские мастера делали их из части дерева с корневищем, украшали резьбой. Местные названия прялок из корня – «копанки», «керенки», «корневухи». Избы, где печь – налево, а лавки, сидя на которых «к свету» удобно прясть, - направо, назывались «пряхами». Если порядок нарушался, избу называли «непряхой». В старину в каждой крестьянской семье были коробейку – лубяные сундучки с закругленными углами. В них хранили семейные ценности, одежду, приданое. «Дочку в колыбельку, приданое в коробейку». На гибкой жерди – очепе – висит лубяная колыбелька (зыбка) под домотканым пологом. Обычно крестьянка, качая зыбку за петлю ногой, выполняла какую – либо работу, пряла, шила, вышивала. Про такую зыбку на очепе в народе сложена загадка: «Без рук, без ног, а кланяется». Ближе к окну помещали ткацкий стан, Ии «кросна». Без этого несложного, но очень мудрого приспособления была немыслима жизнь крестьянской семьи: ведь все от мала до велика носили домотканую одежду. Обычно ткацкий станок входил в приданое невесты. Вечером избы освещались лучиной, которая вставлялась в светец, установленный на деревянное основание. Печь на рубленом деревянном помосте («опечке») выходит устьем к окну. На выступающей е части – шестке – теснятся горшки для каши, щей и другой нехитрой крестьянской пищи. Рядом с печкой устроен шкафчик для посуды. На длинных полках вдоль стен – кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки и т. д. Очень рано оживала крестьянская изба. Прежде всех вставала «домаха», или «большуха», - жена хозяина, если была еще не стара, или одна из невесток. Она затопляла печь, открывала настежь дверь и дымарь (отверстие для выхода дыма). Дым и холод поднимали всех. Малых ребят сажали греться на шесток. Едкий дым наполнял всю избу, полз кверху, висел под потолком выше человеческого роста. Но вот печь протоплена, закрыты дверь и дымарь – и в избе тепло. Все как в древней русской пословице, известной с 8 века: «Дымные горести не терпев, тепла не видали». «Черные» печи ставили в деревнях до 19 века. С 1860 – х годов появились «белые» печи, в основном же новгородские деревни перешли на топку «по-белому» с 80-х годов прошлого столетия, но в начале 20 века в Новгородской губернии еще встречались курные бедняцкие избы. Черные печи были дешевы, на топку их уходило мало дров, а прокопченные бревна домов меньше подвергались гниению. Этим и объясняется долговечность курных жилищ. Дым, копоть, холод во время топки печи доставляли обитателям дома много неприятностей. Земские врачи отмечали в Новгородской губернии болезни глаз и легких у жителей «черных» изб. В стужу в крестьянской избе зачастую помещали домашнюю живность – телят, ягнят, поросят. Зимой в подпечье сажали кур. В избе в свободное от полевых работ время крестьяне занимались различными ремеслами – плели лапти, лукошки, мяли кожи, шили сапоги, сбрую и т. д. Неплодородной была новгородская земля. Своего хлеба семье хватало только до половины зимы, и его покупали на деньги, вырученные от продажи различных изделий. Особенно в новгородском лесном краю была распространена обработка дерева. («Лесная сторона не только одного волка, а и мужичка накормит».) Древоделы гнули дуги, вырезали ложки и миски, делали сани, телеги и т. д. Бондари из еловой и дубовой клепки изготовляли ведра, кадки, шайки. Издавна в народе известна пословица: «Кабы не липа и береста, так и мужик рассыпался». Она говорит о большой популярности в народе этих материалов. Кошели, туеса, корзины, лапти пользовались в быту любой крестьянской семьи. Кошели - заплечные короба с крышками и лямками. В низ ходили на покос и жатву, в лес за грибами и ягодами, в них носили хлеб, рыбу и прочие продукты. А в лукошках – плетеных берестяных кузовах – чего только не держали – муку, зерно, льняное семя, лук. Сыпучие продукты хранили в бутыле – образных сосудах. Лопаточники – футляры для деревянных лопаток или каменных брусков для заточки кос.

«Белая» изба более красочна. Посудный шкаф расписан цветочными мотивами. По обычаю в красном углу под божницей, украшенной вышитым полотенцем, стоял обеденный стол. Он традиционной формы. Широкая дубовая столешница не окрашена, остальные детали стола красного или темно – зеленого цветов, подстолье расписано фигурками зверей и птиц. Особой гордостью хозяек были точеные, резные и расписные прялки, которые обычно ставили на видное место: они служили не только орудием труда, но и украшением жилища. Полати и лежанку закрывают цветные занавеси из льняной клетчатины. На окнах – занавески из домотканой кисеи, подоконники украшает милая крестьянскому сердцу герань. Особенно тщательно убиралась изба к праздникам: женщины мыли с песком и скоблили добела большими ножами – «кесарями»- потолок, стены, полки, полати. Русский крестьянин не белил и не оклеивал стены – не прятал природную красоту дерева.

Предметы крестьянского интерьера

Прялка была постоянной принадлежностью быта русской женщины – с юности и до глубокой старости. В ее художественное оформление вложено много душевного тепла. Очень часто прялку делал мастер для своей невесты. И тогда в украшение этого предмета вкладывались не только мастерство и талант, но и мечты о прекрасном, на которые способна юность.

По конструкции прялки можно разделить на сплошные корневые, сделанные целиком из корневища и ствола дерева, и составные – это гребень с донцем. У нас в музее собраны 4 прялки составные. Конец 19 века. Дерево. Лопасть прямоугольная, суживающая к низу, с тремя полукруглыми выступами вверху и двумя маленькими сережками. В центре – сквозное отверстие.

https://pandia.ru/text/78/259/images/image002_133.jpg" width="369" height="483 src=">

https://pandia.ru/text/78/259/images/image004_90.jpg" width="375" height="282 src=">

Особое внимание придавалось убранству стола. Центральное место на нем всегда занимала солоница. Ее плели из бересты или из корней, но чаще резали из дерева. Вырезали в виде утицы, потому что ее считали покровительницей дома, семьи. На скатерть свадебного стола солоницу – утицу ставили первой.

https://pandia.ru/text/78/259/images/image006_63.jpg" width="386" height="290 src=">

https://pandia.ru/text/78/259/images/image008_60.jpg" width="388" height="292 src=">

https://pandia.ru/text/78/259/images/image010_44.jpg" width="390" height="488">

В древней Руси было развито кузнечное дело. Мастерство сельских кузнецов зачастую превосходило мастерство городских кузнецов, потому что деревенский коваль был универсалом, в то время как городской обычно специализировался в какой-то одной области. Чего только не приходилось выковывать русскому кузнецу: подковы, ухваты, кочерги и отдельные детали домашней утвари.

https://pandia.ru/text/78/259/images/image012_31.jpg" width="396" height="296 src=">

https://pandia.ru/text/78/259/images/image014_33.jpg" width="397" height="297 src=">

Самые простые ключи изготовлялись кузнечной ковкой с последующей опиловкой напильником. Замок и ключ занимали особое место в обрядовых традициях русского народа. В первую очередь это касалось свадебного обряда: выходя из церкви после венчания , молодые переступали через положенный на порог замок, который после этого замыкали, чтобы «брак был крепким». Ключ же от замка выбрасывали в реку, как бы закрепляя тем самым нерасторжимость семейных уз (кстати, само слово «узы» обозначает «путы», «оковы», «цепи», т. е. то, что обычно сковывалось замком).Фигурировали ключи и в народных предметах: «не стучи ключами, ссора»; «ключи на столе, к ссоре». В русском языке существует целый ряд слов с корнем «ключ»: «ключевой», «уключина», «заключение», «включиться», «ключевая вода». Кроме того, ключ выступает в качестве отвлеченного символа: «ключ познания», «музыкальный ключ», «ключ к разгадке» и т. д.

https://pandia.ru/text/78/259/images/image016_33.jpg" width="397" height="298 src=">

Наиболее почитаемым местом в избе являлся красный (передний, большой, святой) угол, в котором находилась божница. Каждый входящий в избу снимал шапку и трижды крестился. Место под образами считалось самым почетным. Крестьянские божницы являлись своего рода домашней церковью. Здесь хранились кусочки ладана, свечи, просвиры, святая вода, молитвенные книги, семейные фотографии и т. д. Божницы украшали полотенцами. Во время пиров и плясок божницу задергивали шторкой – занавеской, чтобы боги не прогневались, завидев «мирское беснование». По этой же причине в избе старались не курить и не ругаться матом.

https://pandia.ru/text/78/259/images/image018_22.jpg" width="389" height="520 src=">

С давних пор на новгородской земле лен – одна из главных сельскохозяйственных культур. Процесс его обработки был трудоемким и выполнялся исключительно женщинами. Для этого использовались ручные, довольно примитивные приспособления; обычно их изготовляли сами крестьяне. А более сложные, например самопряхи, покупали на базарах или заказывали мастерам. Созревший лен вручную дергали (теребили), сушили и обмолачивали вальками и цепами. Чтобы удалить вещества, склеивающие волокна, обмолоченные льняные стебли в сентябре – октябре расстилали на две – три недели на лугу или вымачивали в болотах, низинах, ямах, а потом сушили в рига. Высушенный лен мяли на льномялках, чтобы отколотить кострику (твердую основу) от волокон. Потом лен освобождали от кострики специальными деревянными лопаточками с короткой ручкой и удлиненной рабочей частью – трепалами. Чтобы расправить волокна в одном направлении, их чесали деревянными гребнями, металлической «щетью» или свиной щетиной, а иногда использовали шкуру ежа – получалась шелковистая, с мягким блеском кудель. С ноября лен пряли ручным способом с помощью прялок и веретён.

Полотенца широко использовались в свадебных обрядах. Ими перевивали дугу и увешивали спинку свадебной телеги. Во время венчания вышитое полотенце жених с невестой держали в руках. Полотенцем покрывали свадебный каравай. Во время встречи почетных гостей на нем подносили хлеб – соль. В нашем музее есть полотенце, датированное 1893 годом. Это изделие ручной работы: из выращенного льна соткали полотенце, украсили её вышивкой в виде буквы «А». Доподлинно не известно, это имя автора работы или имя того, кому предназначалось изделие.

https://pandia.ru/text/78/259/images/image020_20.jpg" width="383" height="506 src=">

Человек издавна стремился не только окружить себя необходимыми в его быту предметами, но и украсить их. Чувство красоты неотрывно от процесса труда, оно рождалось из потребности творчества, отражая духовную культуру человека. Так из века в век, вбирая всё лучшее, что было создано раньше, складывалась национальная культура, искусство русского народа. Именно в народном искусстве наиболее ярко проявился национальный вкус. В нём народ отразил мечты о прекрасном, свои надежды на счастье. Произведениями подлинно большого искусства наполнен каждый крестьянский дом, который и сам очень часто был прекрасным памятником деревянной архитектуры.

Многие предметы, сделанные из самых простых и дешёвых материалов, народные художники украшали яркой росписью и виртуозной резьбой. Они несли в жизнь радость и красоту. Долго ещё люди будут восхищаться предметами народного творчества, и черпать из его неистощимого источника духовные богатства, созданные гением народа.

Именно в дохристианской Руси следует искать истоки русского духа. Именно там находиться ключ к пониманию «загадочной и непостижимой души русской», разгадать которую тщетно пытаются на протяжении многих столетий.

Результаты исследования

Трудность работы заключалась в том, что все сведения имеют историческую давность, эти сведения разбросаны, а старожилов осталось единицы. Исследовательская деятельность по изучению интерьера избы предоставила мне возможность получить необходимые знания по истории родного края, я ознакомилась с историко-культурным наследием села. Эта работа, я надеюсь, поможет духовно – нравственному воспитанию учащихся моей школы, привития патриотизма, любви к своему селу, народу, стране в целом.

Исследовательская деятельность способствовала развитию моей индивидуальности, интеллекта и творческих способностей. Имею представление о работе экскурсовода и директора музея.

С материалами исследования я ознакомила одноклассников и старшеклассников своей школы. Провожу школьные экскурсии «Интерьер крестьянской избы».

Выводы

Подведя итоги, сделала выводы.

Во – первых, исследовательская деятельность по изучению быта крестьян предоставила мне возможность получить необходимые знания по истории родного края. Она способствовала развитию моей индивидуальности, интеллекта, творческих способностей. Это отразилось и на моём отношении к людям села и к селу в целом.

Во – вторых, я надеюсь, что эта работа поможет духовно – нравственному воспитанию учащихся моей школы, привитию патриотизма, любви к своему селу, народу, стране в целом.

В - третьих. Теперь учащимся нашей школы нет необходимости ехать на экскурсию в музей народного зодчества в Витославлицы.

В – четвёртых. Эта работа сохранила историю крестьянского быта, народного творчества, обычаев и традиций села Едрово.

В – пятых, выполнение этой исследовательской работы помогло мне закрепить навыки работы на компьютере, я научилась работать с цифровым фотоаппаратом, дома у меня создан свой сайт, на котором я разместила этот материал.

В – шестых, я приобрела навыки работы экскурсовода.

Заключение

Сегодня мы многое оставляем в прошлом и забываем, что исторические судьбы людей прошлого являются основой воспитания подрастающего поколения. Бережное отношение к своей старине, к своей истории делает человека более душевным. Поэтому необходимо хранить память и уважение к труду наших предков, их трудовым традициям, обычаям, уважение к ним. В наше время школьники плохо знают историю и культуру своего народа, родного края, страны. И с годами она может вообще забыться. Недаром говорят, что поколение без прошлого – это ничто. Поэтому больше внимания должно уделяться истории родного края, привитии любви к нему. Это является одним из важных средств в подготовке учащихся к жизни, формированию у нас, школьников, чувства хозяина, знающего и умеющего сохранить богатые культурные традиции своего края.

Библиографический обзор

Село Городня – К.: Издательство, 1955.

Исаков В . Макушка Валдая - М.: Московский рабочий,1984.

Валдай – Л.: Лениздат,1979.

Русская народная резьба и роспись по дереву – Л.: Лениздат, 1980.

Н . Наша Новгородская земля - Л.: Лениздат, 1981.

Путешествие из Петербурга в Москву – Л.: Лениздат,1977.

Наша Новгородская земля – Л.:Лениздат,1982.

И. Ярославо дворище – Н.: Редакция газеты Новгородская правда, 1958.

Вологодчина: невостребованная древность – М.: Издательство, 1986.

На родину валдайских колокольцев – Н.: Издательство, 1990.

. Эти сердцу милые края – Л.: Лениздат,1987.

Слайд 2

Интерьер избы

Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей.

Слайд 3

Печь

  • Слайд 4

    • С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым. По народным поверьям, под печью или за нею живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный и даже опасный - в других.
    • В системе поведения, где существенно такое противопоставление, как "свой" - "чужой", отношение хозяев к гостю или незнакомому человеку изменялось, если ему довелось посидеть на их печи; как человек, отобедавший с семьей хозяина за одним столом, так и тот, кто сиживал на печи, воспринимался уже как "свой". Обращение к печи происходило во время всех обрядов, основной идеей которых был переход в новое состояние, качество, статус.
  • Слайд 5

    • Что же до печки, подумаем серьезно, могла ли "добрая" и "честная" Государыня Печь, в присутствии которой не смели сказать бранного
    • слова, под которой, согласно понятиям древних, обитала душа избы - Домовой,- могла ли она олицетворять "тьму"? Да никоим образом. С гораздо большей вероятностью следует предположить, что печь ставилась в северном углу в качестве неодолимой преграды на пути сил смерти и зла, стремящихся ворваться в жилье.
    • Сравнительно небольшое пространство избы, около 20-25 кв.м, было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи.
  • Слайд 6

    • Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, - а может быть, даже и первым.
    • Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около
    • окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности.
    • В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях
  • Слайд 7

    Печной угол

    • Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб".
    • Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.
    • Традиционная неподвижная обстановка жилища дольше всего удерживалась около печи в женском углу.
  • Слайд 8

    Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними - врезанные в стены полки. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивался деревянный настил - полати. В южнорусских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный настил для спанья - пол, примост. Вся эта неподвижная обстановка избы строилась вместе с домом и называлась хоромным нарядом. Печь играла главную роль во внутреннем пространстве русского жилища на протяжении всех этапов его существования. Недаром помещение, где стояла русская печь называли "избой, истопкой". Русская печь относится к типудуховых печей, в которых огонь разводится внутри печи, а не на открытой сверху площадке. Дым выходит через устье - отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально разработанный дымоход. Русская печь в крестьянской избе имела форму куба: обычная ее длина 1,8-2 м, ширина 1,6-1,8 м, высота 1,7 м. Верхняя часть печи плоская, удобная для лежания. Топка печи сравнительно больших размеров: высотой 1,2-1,4 м, шириной до 1,5 м, со сводчатым потолком и плоским дном - подом.

    Слайд 9

    Красный угол

    Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный" означает "красивый", "хороший", "светлый". Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.

    Слайд 10

    • Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.
    • На большей территории Европейской России, на Урале, в Сибири красный угол представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной в глубине избы, ограниченное углом, что расположен по диагонали от печи.
  • Слайд 11

    Красный угол хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще "святым". Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол, лишь в ряде мест Псковской и Великолукской губ. его ставят в простенке между окнами - против угла печи. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей, - две полки полавочника; отсюда западно-южнорусское название угла "сутки" (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища).

    Слайд 12

    Место за столом

    Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь.

    Слайд 13

    На полутёмном фоне интерьера крестьянской избы у стола на скамье сидит крестьянка с плачущим ребёнком на руках и замахивается ложкой на мальчика.

    Слайд 14

  • Слайд 15

    Лавка

    • Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины.
    • Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб.
    • Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю.
    • Лавка судная - лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней
    • стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков.