Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские болезни  /  Перечень удмуртских сказок о животных, волшебные сказки, реалистические сказки. Удмуртские народные сказки Старик со старухой и береза

Перечень удмуртских сказок о животных, волшебные сказки, реалистические сказки. Удмуртские народные сказки Старик со старухой и береза

Региональное и этнокультурное направления в деятельности образовательных организаций.

Выжыкыл (сказка) – это эпическое устное произведение, преимущественно волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. По характеру повествования оно всегда занимательно. Именно занимательность и установка на вымысел отличают сказку от других повествовательных жанров фольклора.

Удмуртский сказочный репертуар богат и разнообразен. Как и в фольклоре других народов, у удмуртов есть сказки: о животных, социально-бытовые или новеллистические, и волшебные.

Мы называем теперь сказками то, что для первых слушателей было уроками охоты, природоведения, которые учили с уважением относиться к силе медведя, называя его «хозяином леса» и даже поклоняясь ему с целью задобрить, расположить к себе. При случае, правда, его можно обмануть: он сильный, но бесхитростный. Волк слабее медведя, но нахальнее и глупее. К тому же он вечно голоден, а вернее, ненасытен. Волк настолько глуп, что его могут перехитрить даже такие безобидные зверюшки, как заяц или козленок. Длиннохвостая лиса Васса в удмуртской сказке хитра, как и в сказках других народов, льстива с сильными и высокомерна со слабыми, но она еще и глуповата. Петух, голубь, кот без особого труда одерживают над ней победу.Со временем эти сказки перестали быть уроками природоведения: человечество шагнуло далеко вперед к истинному знанию. А сказки остались сказками. Главными в мифологии удмуртов были Инмар, живущий на небе и дающий свет и тепло и Кылдысин - покровитель земли, дающий людям хлеб, и пропитание. Существовало так же множество других божеств. В воде хозяином был Вумурт (водяной), Вукузё (хозяин воды), Вупери (дух воды).

Волшебные сказки моложе сказок о животных. В них есть то, что достигнуто человеком, и то, что казалось пока несбыточным. Иными словами, в волшебных сказках запечатлена мечта народа о всесильном, всемогущем человеке, живущем на земле и покоряющем время, пространство, огонь, воду. Это удавалось ему при помощи волшебных средств, доставшихся трудом и добросердечием.

Мир удмуртской волшебной сказки поражает обыденностью и фантастичностью. Герои ее на себе испытали голод и холод, несправедливость и обман. Борясь с нуждой и неправдой, они творят чудеса: забираются на небо, опускаются под землю, не сгорают в огне, не тонут в воде. Благодаря чудесным предметам и помощникам они побеждают сильнейших противников. Эти сказки отражают один из первых этапов борьбы человека с злыми силами природы, победу неутомимого искателя и труженика над ними, богатство души и нравственную красоту его.

Герой удмуртской волшебной сказки – не царь и не царевич, не король и не королевич. Чаще всего – просто Иван или Иван-бедняк. Иногда это безымянный солдат, отслуживший долгую солдатскую службу царю и оставшийся сиротой на белом свете: ни кола ни двора, ни копейки на черный день. И вот что характерно: обездоленный герой не озлоблен, не ожесточен, а наоборот, сердце у него доброе и отзывчивое, разум светел и ясен, руки ловкие и умелые. Такой герой противоборствует врагам сильным и могущественным. Да не только противоборствует, но и побеждает, как, например, в сказках «Бедный Иван», «Гуньдыринмар и Прок староста). Некоторые удмуртские волшебные сказки отразили в себе следы давно прошедшего матриархата. Удмуртская сказка знает образ сильных женщин, которых не могут одолеть в состязаниях богатыри-мужчины. В сказке «Музейм и Марсалим» образ дочери Огненного царя отражает в себе ту эпоху , когда женщина имела большую силу и неограниченную власть в обществе.

Самыми молодыми из всех сказок в науке считаются реалистические, или бытовые . Когда человек был в полной зависимости от природы, когда от удачливости в охоте или рыболовстве зависело его ближайшее завтра, легенды, мифы, сказки о животных служили ему живой книгой жизни, в них отражался его опыт. Опыт пополнялся, пополнялась и устная книга о нем. В волшебной сказке древний человек начинает уже не только делиться опытом жизни, а и мечтать о таких помощниках, предметах, о таком умении, которые могли бы сделать его во много раз сильнее и могущественнее. Но как далеко еще было от мечты – лаптей-самоходов – до самолетов! От топора-саморуба – до электропилы «Дружба»! Мечта оставалась долго, очень долго мечтой.

Тематика бытовых сказок отличается исключительным разнообразием. Буквально на все случаи жизни можно найти пример в удмуртских бытовых сказках. Есть среди них сказки на излюбленные темы, есть в них свои любимцы-герои. Так, в большинстве сказок варьируются темы женитьбы героя, счастья, судьбы.

Особенно популярны среди удмуртского народа сказки о ловком Алдар Иване или Алдарагае. Этонепременно бедный, но сообразительный мужик. В последнее время его несколько потеснил ЛопшоПедунь. Интересная история происходит на наших глазах с этим удивительным героем. Родился он скромным и в меру деятельным, не при советской власти, а задолго до революции, где-то в пределах нынешней Удмуртии.

Как сделать обучение наиболее эффективным? Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению? Всем известно, что использование игровых моментов и уроков в игровой форме, особенно в начальных классах, являются необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся. Особенно интересно проходят урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-сказка. Они позволяют сделать обучение доступным, помогает повысить активность детей. Я расскажу сегодня об использовании удмуртских сказок на уроках литературного чтения в начальной школе. Умелое применение текстов сказок позволяет сделать урок ярче, содержательнее, интереснее. Выполнение "сказочных” заданий поможет формированию учебной мотивации, сплочению коллектива, умению работать в команде. Существует множество приёмов использования сказок. Вот некоторые из них. Если необходимо проделать много однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой они выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую следующие приемы:

Приём «Привлекательная цель». Детям может быть поставлена цель - помочь ЛапшоПедуню восстановить своё доброе имя.

- «Волшебная палочка» -ручка (карандаш) передается по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий называет название сказки, рассказа, повести - одного из персонажей этого произведения;

Приём «Сказочные пазлы». Пазлы нацелены на создание творческой и во многом игровой среды. Детям можно предложить следующие задания: -пересказ данного эпизода сказки, изображенной на картинке; -описание персонажа; -сочинение своего продолжения сказки;

Приём «Знакомые герои в новых обстоятельствах» Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (животные обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка);

Дети очень любят путешествовать. Поэтому приём «Путешествие со сказочным героем» не даст ребёнку скучать на уроке. Отправляемся в путь. На пути нам встретятся различные препятствия. Чтобы их преодолеть, надо быть смелыми, быстрыми, сообразительными, внимательными. Такие уроки способствуют развитию интереса к предмету, внимания и сопереживания литературным героям. В современных условиях для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время целесообразно использовать компьютерные технологии.

На уроках внеклассного чтения после знакомства с удмуртскими сказками и сказочными героями ребята рисуют иллюстрации к сказкам.

Управление народного образования Администрации Каракулинского района

«Путешествие в мир сказок удмуртского народа

на уроках внеклассного чтения»

Работу выполнила: С.А. Кирьянова

учитель начальных классов

2015г.

Удмурты - это народ в России, коренное население Удмуртии. Удмурты живут также в Татарии, в Башкирии, в Пермской, Кировской, Свердловской и Челябинской областях. Традиционным занятием удмуртов было земледелие и животноводство, занимались охотой, рыболовством и пчеловодством. Удмуртские деревни располагались по берегам рек и были невелики - несколько десятков дворов. Традиционным жилищем удмуртов была бревенчатая изба с холодными сенями под двускатной крышей. В убранстве жилища было много декоративных тканых изделий. Удмуртская одежда шилась из холста, сукна и овчины. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет.

Народные сказки повествуют о вымышленных событиях, но связаны с историей и бытом народа. Как и сказки других народов, есть удмуртские сказки о животных, волшебные, богатырские, бытовые.

Ласточка и комар

Синица и журавль

Синица и ворона

Мышь и воробей

Кошка и белка

Охотник и змея

Глупый котенок

Заяц и лягушка

Черное озеро

Сын рыбака и вумурт

Как охотник у костра ночевал

Старик со старухой и береза

Удмуртские сказки.


Сказки о животных.




Волшебные сказки.




Реалистические сказки.


"Когда любознательный взгляд человека начинает проникать в то, что его окружает, появляются сказки о животных и растениях. В них древний человек пытается объяснить причину той или иной особенности представителей окружающего мира. Так возникают сказки о том, почему медведь прячется на зиму в берлогу, почему у ржи колос не во весь стебель, почему горошина состоит из двух половинок и т. д. Разумеется, эти объяснения пока еще - чистейший плод фантазии, но они уже свидетельство того, что человек хочет знать все, что ему стало невозможно жить в неведении.

В древности человек был во многом зависим от умения распознавать повадки и нравы животных. В сказках о животных удмурт - охотник и природолюб - сохранил и донес до наших дней наблюдения природного поведения зверей и животных. Он относился к ним, как к меньшим своим собратьям, хотя иногда в чем-то - в силе, ловкости, быстроте - и превосходящим человека. Наблюдая за удачами и неудачами в общении с животным миром, стал передавать свой опыт другим поколениям через сказки о животных.

Мы называем теперь сказками то, что для первых слушателей было уроками охоты, природоведения, которые учили с уважением относиться к силе медведя, называя его "хозяином леса" и даже поклоняясь ему с целью задобрить, расположить к себе. При случае, правда, его можно обмануть: он сильный, но бесхитростный. Волк слабее медведя, но нахальнее и глупее. К тому же он вечно голоден, а вернее, ненасытен. Волк настолько глуп, что его могут перехитрить даже такие безобидные зверюшки, как заяц или козленок. Длиннохвостая лиса Васса в удмуртской сказке хитра, как и в сказках других народов, льстива с сильными и высокомерна со слабыми, но она еще и глуповата. Петух, голубь, кот без особого труда одерживают над ней победу. Со временем эти сказки перестали быть уроками природоведения: человечество шагнуло далеко вперед к истинному знанию. А сказки остались сказками.

Почему же и теперь мы любим сказки о животных? Не потому ли, что они, во-первых, помогают нам лучше узнать наших "младших братьев" - животных и, во-вторых, позволяют критически и не без юмора оценивать собственное поведение и поступки окружающих нас людей. Высокомерие, бахвальство, самонадеянность, трусость, коварство, приписываемые в сказках медведю, волку, лисе и другим зверям, не помогают ли нам по строже взглянуть на себя и круг своих знакомых? Не воспитывают ли они в нас скромность, благожелательность, принципиальность, самоотверженность? Да, да и да! Не случайно характерной особенностью современной удмуртской сказки о животных является победа слабого персонажа над сильным и жестоким: козленок побеждает волка, петух или голубь - лису, кот - медведя. Герои сказок о животных, сохранив традиционные повадки и характеры, в наши дни обрели новую жизнь и выполняют благородную задачу: помогают воспитывать нового человека добрым, сильным, великодушным, высмеивая все косное, чуждое, отсталое.

Волшебные сказки моложе сказок о животных. В них есть то, что достигнуто человеком, и то, что казалось пока несбыточным. Иными словами, в волшебных сказках запечатлена мечта народа о всесильном, всемогущем человеке, живущем на земле и покоряющем время, пространство, огонь, воду. Это удавалось ему при помощи волшебных средств, доставшихся трудом и добросердечием. Мир удмуртской волшебной сказки поражает обыденностью и фантастичностью. Герои ее на себе испытали голод и холод, несправедливость и обман. Борясь с нуждой и неправдой, они творят чудеса: забираются на небо, опускаются под землю, не сгорают в огне, не тонут в воде. Благодаря чудесным предметам и помощникам они побеждают сильнейших противников. Эти сказки отражают один из первых этапов борьбы человека со злыми силами природы, победу неутомимого искателя и труженика над ними, богатство души и нравственную красоту его.

Чудесный дар, полученный героем волшебной сказки, хитростью и коварством отнимается у него завистливыми и злыми людьми: купцами, попами, богатеями. Однако сказочный герой в конце добивается наказания обидчиков и снова становится хозяином предназначенных ему волшебных даров. Почему? Да потому, что народ-созидатель и труженик в пору бесправия и угнетения верил в свои творческие силы и в неминуемое торжество справедливости. Правда, он не знал, какими путями это будет достигнуто, но мечтал об этом в сказках. Он мечтал о чудесных помощниках: топоре-саморубе, платке-невидимке, молодильных яблоках, скатерти-самобранке, дудке-самоплясе, лаптях-самоходах и других. Они сулили ему достойное вознаграждение за труд, облегчение тяжких работ, долголетие, сокращение расстояний, добрый отдых и многое, многое другое, отчего жизнь стала бы прекрасной и удивительной.

Герой удмуртской волшебной сказки - не царь и не царевич, не король и не королевич. Чаще всего - просто Иван или Иван-бедняк. Иногда это безымянный солдат, отслуживший долгую солдатскую службу царю и оставшийся сиротой на белом свете: ни кола ни двора, ни копейки на черный день. И вот что характерно: обездоленный герой не озлоблен, не ожесточен, а наоборот, сердце у него доброе и отзывчивое, разум светел и ясен, руки ловкие и умелые. Такой герой противоборствует врагам сильным и могущественным. Да не только противоборствует, но и побеждает, как, например, в сказках "Бедный Иван", "Гуньдыр инмар и Прок староста".

Почему герой волшебной сказки всесилен, всемогущ? Только ли потому, что стал обладателем фантастических даров-помощников? Ведь эти же дары, попав в недобрые руки, почти теряют свою добрую силу. Наверное, дело не в них, а в том, что герой сказки действует обычно не только от себя лично, а и от имени тех, чьи интересы он отстаивает пуще своих собственных,- от имени семьи, односельчан, народа. Это и делает его непобедимым и всесильным. Злые, противоборствующие герою силы в волшебных сказках предстают то как традиционные сказочные цари или купцы, то олицетворяются в виде змея, шайтанов и самого бога инмара. Эти силы стоят на пути героя к счастью, мешают жить честным людям, обрекая их на беды и вымирание. Но герой одолевает их.

Итак, можно сказать, что в волшебной сказке главными и непременными моментами являются борьба, подвиги, добывание. Поэтому все действующие в ней силы резко делятся на два лагеря: собственно герои, герои в прямом смысле, и их враги. Особенностью волшебных сказок является прием преувеличения, гиперболизации. Трудности в них преувеличены настолько, что кажутся невыполнимыми, носители злого начала - неодолимыми, возможности волшебных предметов - неисчислимыми или неистощимыми. Зато главный герой до поры до времени умом-разумом, силой-умением особо не выделяется. У него и есть всего-то доброе сердце, чуткое к несправедливости и народному горю. Оно, это доброе сердце, и делает его всесильным. Благодаря ему он получает в награду волшебных помощников, волшебные предметы или волшебное умение. Потому-то сказки и называются волшебными.

Самыми молодыми из всех сказок в науке считаются реалистические, или бытовые. Когда человек был в полной зависимости от природы, когда от удачливости в охоте или рыболовстве зависело его ближайшее завтра, легенды, мифы, сказки о животных служили ему живой книгой жизни, в них отражался его опыт. Опыт пополнялся, пополнялась и устная книга о нем. В волшебной сказке древний человек начинает уже не только делиться опытом жизни, а и мечтать о таких помощниках, предметах, о таком умении, которые могли бы сделать его во много раз сильнее и могущественнее. Бедному человеку, чтобы достичь маломальского благополучия, надо было быть ловким и хитрым, изворотливым и сообразительным. Тогда и стали появляться сказки о бедняках - обманщиках и хитрецах, ловко надувавших самодовольных и жадных богачей. Нет у героев этих сказок ни волшебных помощников, ни чудесных даров или умения. Не надо им пробираться к солнцу или спускаться в подземное царство. И цели у них земные и средства достижения тоже повседневные. Они, доведенные нуждой до крайности, добиваются элементарной справедливости, вынуждая богача против собственного желания вернуть бедняку заработанное им или его собратьями. Помогает им при этом их единственное богатство: ловкость, сообразительность.

Тематика бытовых сказок отличается исключительным разнообразием. Буквально на все случаи жизни можно найти пример в удмуртских бытовых сказках. Есть среди них сказки на излюбленные темы, есть в них свои любимцы-герои. Так, в большинстве сказок варьируются темы женитьбы героя, счастья, судьбы.

Особенно популярны среди удмуртского народа сказки о ловком Алдар Иване или Алдар агае. Это непременно бедный, но сообразительный мужик. В последнее время его несколько потеснил Лопшо Педунь. Интересная история происходит на наших глазах с этим удивительным героем. Проделки Лопшо Педуня остались как память о прошлых временах, как пример юмора, свидетельствовавшего о нравственном здоровье удмуртского народа.

Бытовая сказка представляет собою обобщение, типическое отражение жизненных явлений. И тем не менее она - сказка. Не быль, не отдельный факт действительности. В ней четко прослеживается сказочное начало, сказочная суть. То, о чем рассказывается, возможно, в некоторых деталях где-то с кем-то случалось и в жизни, точнее сказать, могло случиться. Ловкий, сообразительный работник, например, мог перехитрить хозяина раз, два, несколько раз. Но такое случалось крайне редко. В подавляющем большинстве было наоборот: хозяин не был бы хозяином, когда б не наживался за счет других, то есть за счет тех, кто работал.

Некоторые сказки выдают свой возраст, то есть по отдельным деталям можно говорить приблизительно о времени их создания. Однако в большинстве своем сказка не обнаруживает возраста. Только специалист иногда может разгадать его. Самой сказке это ни к чему: она всегда молода, всегда прек- расна, как и народ, ее создавший."

Кандидат филологических наук Н Кралина.

УДМУРТЫ - это народ в России, коренное население Удмуртии (476 тыс.чел.). Удмурты живут также в Татарии, в Башкирии, в Пермской, Кировской, Свердловской областях. Общая численность удмуртов в России 676 тысяч человек. 70% удмуртов считает родным свой национальный язык. Удмуртский язык относится к финно-угорской языковой группе. В удмуртском языке выделяется несколько диалектов - северный, южный, бесермянский и срединные говоры. Письменность удмуртского языка создана на основе кириллицы. Большинство верующих удмуртов - православные, но значительная часть придерживается традиционных верований. На религиозные воззрения удмуртов, живущих среди татар и башкир оказал влияние ислам.

Прошлое удмуртов восходит к финно-угорским племенам железного века 1 тыс. н.э. Территория современной Удмуртии издавна была заселена племенами удмуртов или «вотяков» (3-4 вв. н.э.). В 10-12 веках удмурты находились под экономическим и культурным влиянием Волжско-Камской Булгарии. В 13 веке территория Удмуртии была завоевана монголо-татарами.

В 1489 году северные удмурты вошли в состав Русского государства. В русских источниках удмурты упоминаются с 14 века как ары, аряне, вотяки ; южные удмурты испытали татарское влияние, т.к. до 1552 года находились в составе Казанского ханства. К 1558 году удмурты полностью вошли в состав Русского государства. Под собственным названием удмурты впервые упомянуты в 1770 году в работе учёного Н.П. Рычкова.

Традиционным занятием удмуртов было земледелие и животноводство. Охота, рыболовство, пчеловодство носили подсобный характер. Удмуртские деревни располагались по берегам рек и были невелики - несколько десятков дворов. В убранстве жилища было много декоративных тканых изделий. Удмуртская одежда шилась из холста, сукна и овчины. В одежде выделялись два варианта - северный и южный. Обувью были плетёные лапти, башмаки или валенки. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет. Традиционным жилищем удмуртов была бревенчатая изба с холодными сенями под двускатной крышей. В питании удмуртов преобладали продукты земледелия и животноводства.

В общественной жизни сёл большую роль играла община соседского типа, во главе которой стоял совет - кенеш. Долгое время сохранялись родовые подразделения удмуртов - воршуды.

Для религии удмуртов был характерен многочисленный пантеон божеств и духов, среди них Инмар - бог неба, Калдысин - бог земли, Шунды-муммы - Мать солнца, всего их было около 40. Многие обрядовые действия были связаны с хозяйственными занятиями: геры поттон - праздник выноса плуга, выль жук - обрядовое поедание каши из зерна нового урожая. С 19 века проведение многих праздников стало приурочиваться к датам христианского календаря - Рождеству, Пасхе, Троице. Удмурты нередко имели два имени - языческое, данное при наречении бабкой-повитухой, и христианское, полученное при крещении.

Ведущее место в прикладном искусстве занимала вышивка, узорное ткачество, узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Широкое развитие у удмуртов получили пение и танцы, сопровождавшиеся игрой на гуслях, свирелях.

В 18 веке в Удмуртии были возведены крупнейшие удмуртские заводы - Ижевский и Воткинский, в преобразованном виде сохранившие своё значение и в наши дни. Регион превратился в крупный промышленный центр России. Наибольшее значение получили металлургия, машиностроение и производство оружия.

Ескина Софья

Презентация-это наглядный материал по факультативу "Литература Удмуртии"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Удмуртские народные сказки.

Удмуртия УДМУРТИЯ (Удмуртская Республика) находится в России, расположена в западной части Среднего Урала, между реками Кама и Вятка. Площадь 42,1 тыс.км ² . Население 1,627 млн. человек. Столица Удмуртии - город Ижевск. Образована в 1920 г. как Вотская автономная область. В 1934 г. преобразована в Удмуртскую АССР. С 1990 года - Республика Удмуртия.

Удмуртия, и в частности Ижевск, известныв мире как кузница армейского,охотничьего и спортивного оружия.Экспозиции по истории Ижевскогооружия и военной истории края - объектпостоянного интереса российских ииностранных туристов всех возрастов.

Удмурты УДМУРТЫ - это народ в России, коренное население Удмуртии.Удмурты живут также в Татарии, в Башкирии, в Пермской, Кировской, Свердловской областях. 70% удмуртов считает родным свой национальный язык. Удмуртский язык относится к финно-угорской языковой группе. В удмуртском языке выделяется несколько диалектов - северный, южный, бесермянский и срединные говоры. Письменность удмуртского языка создана на основе кириллицы. Большинство верующих удмуртов - православные, но значительная часть придерживается традиционных верований. На религиозные воззрения удмуртов, живущих среди татар и башкир оказал влияние ислам.Прошлое удмуртов восходит к финно-угорским племенам железного века 1 тыс. н.э. Территория современной Удмуртии издавна была заселена племенами удмуртов или «вотяков» (3-4 вв. н.э.). В 1489 году северные удмурты вошли в состав Русского государства. В русских источниках удмурты упоминаются с 14 века как ары, аряне, вотяки; южные удмурты испытали татарское влияние, т.к. до 1552 года находились в составе Казанского ханства. К 1558 году удмурты полностью вошли в состав Русского государства. Под собственным названием удмурты впервые упомянуты в 1770 году в работе учёного Н.П. Рычкова. Ведущее место в прикладном искусстве занимала вышивка, узорное ткачество, узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Широкое развитие у удмуртов получили пение и танцы, сопровождавшиеся игрой на гуслях, свирелях.В 18 веке в Удмуртии были возведены крупнейшие удмуртские заводы - Ижевский и Воткинский, в преобразованном виде сохранившие своё значение и в наши дни. Регион превратился в крупный промышленный центр России. Наибольшее значение получили металлургия, машиностроение и производство оружия.

Традиционным занятием удмуртов было земледелие и животноводство. Охота, рыболовство, пчеловодство носили подсобный характер. Удмуртские деревни располагались по берегам рек и были невелики - несколько десятков дворов. В убранстве жилища было много декоративных тканых изделий. Удмуртская одежда шилась из холста, сукна и овчины. В одежде выделялись два варианта - северный и южный. Обувью были плетёные лапти, башмаки или валенки. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет. Традиционным жилищем удмуртов была бревенчатая изба с холодными сенями под двускатной крышей. В питании удмуртов преобладали продукты земледелия и животноводства.В общественной жизни сёл большую роль играла община соседского типа, во главе которой стоял совет - кенеш.

Долгое время сохранялись родовые подразделения удмуртов - воршуды.Для религии удмуртов был характерен многочисленный пантеон божеств и духов, среди них Инмар - бог неба, Калдысин - бог земли, Шунды-муммы - Мать солнца, всего их было около 40. Многие обрядовые действия были связаны с хозяйственными занятиями: геры поттон – праздник выноса плуга, выль жук – обрядовое поедание каши из зерна нового урожая. С 19 века проведение многих праздников стало приурочиваться к датам христианского календаря - Рождеству, Пасхе, Троице. Удмурты нередко имели два имени - языческое, данное при наречении бабкой-повитухой, и христианское, полученное при крещении.

Волшебные сказки В отличие от других видов сказок, волшебная имеет в своей основе вполне четкую композицию и сюжет. А также, чаще всего, узнаваемый набор неких универсальных «формул», по которым ее легко узнать и отличить. Это и стандартное начало – «Жили-были в некотором царстве в некотором государстве…», или финал «И я там был, мед-пиво пил…», и стандартные формулы вопросов-ответов «куда путь держишь?», «Дело пытаешь или от дела лытаешь», и другие. Композиционно волшебная сказка состоит из экспозиции (причины, породившие проблему, ущерб, к примеру, нарушение какого-либо запрета), зачина (обнаружение ущерба, недостачи, потери), развития сюжета (поиск утерянного), кульминации (бой со злыми силами) и развязки (решение, преодоление проблемы, обычно сопровождающееся повышением статуса героя (воцарением)). Кроме того, в волшебной сказке персонажи четко делятся на роли – герой, ложный герой, антагонист, даритель, помощник, отправитель, царевна (или отец царевны). Не обязательно чтобы присутствовали все они, и каждую роль исполнял отдельный персонаж, но те или иные персонажи явно видны в каждой волшебной сказке. В основе сюжета волшебной сказки – рассказ о преодолении некоей недостачи, потери, при чем для того, чтобы преодолеть антогониста – причину потери, герою обязательно нужны чудесные помощники. Но получить такого помощника непросто – нужно пройти испытание, выбрать правильный ответ или верный путь. Ну, а заключением становиться чаще всего свадебный пир, тот самый, на котором «и я был, мед-пиво пил…», и награда в виде царства.

Сказки о животных Сказка о животных (животный эпос) - это совокупность (конгломерат) разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»). Возможная классификация сказки о животных. Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Аарне-Томпсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»: Дикие животные. Лиса. Другие дикие животные. Дикие и домашние животные Человек и дикие животные. Домашние животные. Птицы и рыбы. Другие животные, предметы, растения и явления природы. Следующая возможная классификация сказки о животных - это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как: Кумулятивная сказка о животных. Волшебная сказка о животных Басня (аполог) Сатирическая сказка

Бытовые сказки Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников. С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония. Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. "В них, – писал Белинский, – отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве".1

Лапшо педунь Лопшо Педунь – удмуртский парень. Он балагур и весельчак. Если окажетесь в Сундуре, Побудьте у него в гостях. По улице идите тихо – Вдруг выбежит из-за ворот! И тут же вас легко закружит Весёлых шуток хоровод. Расскажет байку или сказку. С ним веселей на свете жить. Лопшо Педунь – весёлый парень, Давайте вместе с ним дружить!

История Лапшо Педунь До недавнего времени считалось, что Лопшо Педунь, известный персонаж удмуртского фольклора, это лишь плод народного творчества. Однако краеведы Игринского района выяснили – Лопшо Педунь жил на самом деле, родился в Игринском районе.По легенде, ему удалось узнать секрет жизни. Педунь нашел одну из страниц священной книги удмуртов, на которой было написано: «Не принимай все близко к сердцу, на все смотри весело, и удача не обойдет тебя». С той поры любая работа в его руках спорилась, и стал он источником неистощимого юмора, остроумия, житейской хитрости. Земляки прозвали главного удмуртского юмориста и умника Весельчаком, по-удмуртски – Лопшо. Именно так и родилась легенда о человеке с широкой и доброй душой, умеющем поддержать в трудный момент и метким словцом защитить от обидчиков.

Это был ловкий и сообразительный человек, который с лёгкостью мог перехитрить своего жадного и скупого хозяина, проучить невежу и лодыря, потому что сам он был человеком труда. Проделки его остались в памяти односельчан, вошли в сказки, стали примером юмора, а юмор, как известно, признак нравственного здоровья нации. В итоге стал Лопшо Педунь любимым героем удмуртских сказок. Примерно таким же, как у русских Иванушка, у немцев – Ганс, у восточных народов – Хаджа Насреддин.

Долгое время считалось, что Лопшо Педунь выдуманный персонаж удмуртского эпоса, пока в 50-е годы одна из первых фольклорных экспедиций Даниила Яшина, доцента кафедры удмуртской литературы и литературы народов СССР Удмуртского Государственного Университета, не услышала в удмуртской деревне сказку о Лопшо Педуне. Исследователь всерьез заинтересовался персонажем и с тех пор везде, где бывал, спрашивал, не знают ли местные жители сказок об удмуртском балагуре. Люди рассказывали, и копилка сказок пополнялась. Позже она несколько раз издавалась отдельной книгой, напоминая читателям о необходимости продолжать поиски своего счастья.

Исследования Д. Яшина продолжили сотрудники Игринского краеведческого музея. Опираясь на краеведческий материал жительницы деревни Левая Кушья Капиталины Архиповны Чирковой, они выявили факты проживания настоящего Лопшо Педуня в Игринском районе и смогли составить родословное древо рода Педор выжы, основателем которого был сам Лопшо Педунь. Его история началась в 1875 году, когда в Игринском районе, в скромной деревеньке Левая Кушья, родился некто Федор Иванович Чирков. Удмуртская версия имени «Федор» звучит как «Педор», а в ласково-упрощенной форме – «Педунь». Так Федора называла не только мать, но и односельчане. Ф.И. Чиркова рады были видеть на каждом семейном празднике и торжестве – он замечательно играл на гармошке, был остроумен и добр, умел веселиться.

Лопшо Педуня любят, пародируют и активно продвигают как Игринский бренд. В районном краеведческом музее есть уникальная экспозиция, которую не встретишь ни в одном другом музее мира – это зал, посвященный Лопшо Педуню, а также разработана театрализованная программа «Игра в Игре с Лопшо Педунем» (филиал музея - Центр удмуртской культуры в д. Сундур).

Как Лопшо Педунь стал рыжим? Картина первая Перед домом Педуня. Лопшо Педунь сидит на скамейке и на самодельной дудочке наигрывает незатейливую мелодию. Бабушка выглядывает в окно, выколачивает подушку. Летит пыль. БАБУШКА (чихает). Апчхи!.. Педунь, все бездельничаешь? Хоть бы подушки вытряхнул. Вчера такой ветер был, пыли нанесло – дышать нечем… (Педунь не слушая ее, продолжает играть на дудочке.) Ишь, даже ухом не ведет!.. И откуда ты такой взялся… Все ведь трудятся, работают, один ты целыми днями только и делаешь, что в дудку дудишь! ЛОПШО ПЕДУНЬ. Я, бабушка, не дудю. То есть не дужу… Играю я, бабушка. Нравится? БАБУШКА. Ох, внучек, нравится не нравится. А кто делом заниматься будет? Надо подушки выхлопать. ЛОПШО ПЕДУНЬ. Вот мелодию выучу, а потом подушками займусь. Никуда они не убегут. БАБУШКА. Они-то не убегут, да вот тебя потом днем с огнем не сыщешь. Уж лучше сама выхлопаю. (Принимается яростно колотить подушку. Педунь играет. Вдруг бабушка останавливается, прислушивается.) Ой, внучек, кажется, опять ветер поднимается. Не приведи бог, все белье унесет. Собери его поскорее! ЛОПШО ПЕДУНЬ. А может, и не унесет. Вот доиграю и соберу. (Продолжает играть на дудочке.) БАБУШКА. Ну что за бездельник! Сама все сделаю! Бабушка выходит из дому, собирает развешанное на веревке белье, закрывает окна и двери. Ветер шумит все сильнее, а Лопшо Педунь, не обращая на это внимания, продолжает играть. Ветер стихает. Бабушка снова появляется в окне. БАБУШКА. Ой ты. Господи, что творится! Что за ветер такой? И откуда он взялся? Никогда такого не было! ЛОПШО ПЕДУНЬ. Ветер как ветер – ничего особенного. (Достает зеркальце, смотрится в него.) Ты мне лучше скажи, бабуля, на кого я похож? На папу или на маму? БАБУШКА. Ты похож на бездельника, вот что я тебе скажу! На дудочке играешь, в зеркальце смотришься, а что кругом творится, замечать не хочешь. ЛОПШО ПЕДУНЬ. А что творится-то? БАБУШКА. Да ты слепой, что ли? Налетело горе неведомое. Ветер деревья ломает, дома рушит, страшные тучи на нас гонит. И в лесах ни птиц, ни зверья не осталось, в реках рыба пропала, родники пересохли. Скот из деревни неведомо куда пропадает… ЛОПШО ПЕДУНЬ. Как это пропадает? БАБУШКА. А вот так! Может, крадет его кто. Наши мужики по следам в лес ушли – ни один не вернулся. Теперь во всех дворах только малышня вроде тебя и осталась. Кто нас от напасти такой защитит? В былые времена богатыри были – батыры. От любой беды людей спасали, а теперь, видно, перевелись. ЛОПШО ПЕДУНЬ. Почему перевелись? А я на что? Вот возьму меч – любого врага одолею! БАБУШКА. Вот, вот, только хвастать и горазд! ЛОПШО ПЕДУНЬ. Это я хвастаю? БАБУШКА. А то кто же? Ты, поди, и меч-то поднять не сможешь. ЛОПШО ПЕДУНЬ. А ты попытай меня. БАБУШКА. Ну что ж, это можно. Видишь, у забора камень лежит. Попробуй его подними. Если камень одолеешь, то и с мечом управишься. ЛОПШО ПЕДУНЬ (смотрит на камень). Этот, да?.. (Пытается поднять камень, не может.) БАБУШКА. Видишь, не под силу тебе. А наши батыры этот камень в небо как мячик подбрасывали. (Ставит на подоконник тарелку с пирожками.) На-ко, поешь, может, сил прибавится, а я пока за водой схожу. Берет ведра, уходит. ЛОПШО ПЕДУНЬ (присаживается на камень). Подумаешь, камень своротить – ума не надо. А вот, чтобы людям покой вернуть, тут одной силы мало будет. Тут не сила, тут голова нужна. Вот пойду в лес и разузнаю, кто все эти пакости делает. А уж там что-нибудь придумаем. Если силенок для драки не хватит, то смекалку на помощь призову. (Берет котомку-пестерь, складывает туда пирожки.) В дороге все пригодится. (Кладет туда дудочку и зеркальце.) И дудочка, и зеркальце, ведь недаром мне его бабушка подарила. Вот вроде и собрался, а голова, голова она всегда при мне. Идет и поет песню о походе в лес.

Лопшо педунь фольклёрый персонаж или реальный человек? Долгое время Лопшо Педуня, удмуртского весельчака и балагура, считали чем-то настолько же мифическим, как пресловутый русский Иванушка-дурачок. А ведь исследования Даниилы Яшиной, исследовательницы удмуртской литературы и народного фольклора, показали, что Лопшо Педунь был не просто персонажем удмуртского эпоса, но и вполне реальным человеком! Его история началась в 1875 году, когда в Игринском районе, в скромной деревеньке Малая Кушья, родился некто Федор Иванович Чирков. Удмуртская версия имени «Федор» звучит как «Педор», а в ласково-упрощенной форме так и вовсе – «Педунь». Так Федора называла не только мать, но и односельчане, не чуждые поболтать и выпить с развеселым Педунем. Чиркова были видеть на каждом семейном празднике и торжестве – он замечательно играл на гармошке, был остроумен и добр, умел веселиться. Легенда рассказывает, что однажды Педунь нашел берестяную грамоту с надписью, в которой неизвестный автор посоветовал ему жить весело, уповать на удачу и ни в коем случае не грустить по пустякам. Педунь решил последовать совету, и следовал ему настолько хорошо, что вскоре земляки прозвали главного удмурдского юмориста и умника «Весельчаком», по-удмуртски – «Лопшо». Именно так и родилась легенда о человеке с широкой и доброй душой, умеющем поддержать в трудный момент и метким словцом защитить от обидчиков. www.genro.ru по материалам udmpravda.ru