Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские болезни  /  Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева "Завтра была война". «Это ты, наша молодость…» Молодёжь, её судьба и подвиг в повести Б.Л. Васильева «Завтра была война»

Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева "Завтра была война". «Это ты, наша молодость…» Молодёжь, её судьба и подвиг в повести Б.Л. Васильева «Завтра была война»

- 16.63 Кб

Анализ повести

Б. Л. Васильева «Завтра была война»

Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война” написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори здесь тихие...” стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.

В своей повести Б. Васильев используют такой художественный метод как реализм.

Тема произведения взаимосвязь между поколениями отцов и детей.

Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями и тому подобное. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произошло с ним сорок лет назад.

Эпилог подытоживает повесть, резко, но, тем не менее, гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в 1972 году, узнаем о дальнейшей судьбе героев книги и не только из воспоминаний рассказчика, но и из слов директора школы.

В центре повествования оказываются несколько одноклассников. Искра Полякова - бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проблем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, она начинает сомневаться в тех “истинах”, которые так старательно внушала ей мать. То есть Искра постепенно взрослеет.

Зина Коваленко - ветреная и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и даже приобретает в конце повести самостоятельность и рассудительность Искры.

Вика Люберецкая - самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и потому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее - это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек.

Взросление девочек происходит сначала физически, а затем морально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.

Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс происходит и с некоторыми другими ребятами.

В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возрастных изменений невольно стал новый директор школы - Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.

Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.

Велико значение второстепенных персонажей в повести. Учителя литературы и директора нельзя отнести к ним, так как вокруг их взаимоотношений разворачивается основной конфликт повести. Второстепенные персонажи - это родители учеников и два учителя, не участвующие в конфликте. Родители, воспитывая своих детей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности. И даже товарищ Полякова - мать Искры, - “железная” женщина, привыкшая командовать дочерью, как подчиненным, встретив отпор повзрослевшей Искры, смиряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно сказать и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь многих ребят, став их идеалом.

Тематика произведения выражается именно этим взрослением. Основной идеей, пронизывающей мыслью произведения является то, что ни в коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей, воспитывать их, конечно, необходимо, но взросление идет своим особым путем.

Впрочем, такая идея прослеживается лишь в основной части повести, а в прологе и эпилоге появляется новая идея. Тема пролога и эпилога - воспоминания автора о своей молодости. А идея выражается в том, что запоминается в жизни только самое прекрасное - юность. Повесть называется - “Завтра была война”, но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно.

Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Борис Васильев пишет, что разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим.

И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в бой, а то, что было до этого.


Описание работы

Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война” написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори здесь тихие...” стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.
В своей повести Б. Васильев используют такой художественный метод как реализм.
Тема произведения взаимосвязь между поколениями отцов и детей.

Книга в моей жизни

Лев Николаевич Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать? Вот и я, когда беру в руки новую книгу, думаю об этом же. Автор мне знакомый, Борис Львович Васильев, уже прочитаны его повести «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Встречный бой». Герои этих произведений - молодые люди, люди одного поколения, к которому принадлежал и автор. И вот очередной его роман «Завтра была война». Какую роль он сыграет в моей жизни? О чем расскажет? Чему научит?

Это произведение возвращает нас в канун военных событий. Завтрашние солдаты еще не сменили на гимнастерки школьные формы. Идет только 1940 год… Главные герои так же молоды, как девушки-зенитчицы, как Николай Плужников. Они сидят за школьными партами, они спорят, дружат, имеют четкие представлениями о цели, призвании, главной задаче в жизни, разочаровываются в людях, но они остаются такими же сильными людьми, которых не сломили никакие испытания.

Первым суровым испытанием для героев романа стала история с Викой Люберецкой. Трагедия в ее семье поставила шестнадцатилетних мальчишек и девчонок перед необходимостью сделать выбор, который диктовала им совесть. Свой выбор сделала Вика, она не захотела отказаться от отца, она не захотела расстаться с комсомольским билетом. Свой выбор сделала и Искра, когда не захотела промолчать на митинге. Свой выбор сделали остальные ребята, когда пришли в дом к Люберецким после смерти Вики. Трагедия Вики заставила их задуматься, их разум и душа вступили в конфликт.

Следующим испытанием была война. Судьба 9 б класса подтвердила правильность выбранной ими жизненной позиции, в живых осталось только 19 человек, остальные погибли как герои. Погибла Искра Полякова – совесть класса. Долго сижу над этими страницами, перечитываю их много раз. Слезы капают из глаз. Искра, которую я успела полюбить, на которую хочется быть похожей.

Что сделало ее такой? Вспоминаю прочитанный текст… Может быть, суровое воспитание ее матери? Я считаю, что благодаря этому она стала яркой сформировавшейся личностью. Искра Полякова - бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проблем и вопросов. Вот мне бы такую подругу!

Перелистывая страницу за страницей, я видела, что Искра меняется, взрослеет. Она понимает, что все истины, которым она покорно подчинялась, истины, которые внушила ее мать, они ложны. Она понимает, что существуют еще другие люди, к чьим мнениям нужно и стоит прислушиваться. Весь ее сформировавшийся мир просто рушится на глазах в силу многих обстоятельств: дружбы с Викой, перевоспитание Сашки Стамескина, осознание того, что человек, в котором она была уверена, как в себе, оказывается трусом. Искра не сломалась.

Я вновь прерываю чтение и думаю, а как бы в этой ситуации повела себя я?

Борис Васильев в своем романе показал раннее взросление юных героев. Он показал, что им присуща высочайшая ответственность за свои поступки и слова. Они способны постоять за товарища, за справедливость, за правду. Они не идут на поводу у людей трусливых и подлых. Они готовы шагнуть навстречу человеку, находящемуся в беде. Чуткие, добрые, отзывчивые.

Прочитана последняя страница… Но так не хочется расставаться с этой книгой. Такое чувство, что расстаешься с лучшим другом. А ведь верно, книга – это лучший друг, именно она помогает распознать добро и зло, учит милосердию и щедрости. Вот и роман Бориса Васильева «Завтра была война» открыл в моей душе что-то новое, помог увидеть со стороны моих одноклассников. Я верю, что в трудную для меня минуту жизни они встанут рядом со мной. Мы вместе пойдем в светлое завтра.

Книги творят чудеса – это я усвоила на всю жизнь.

Цели:

  • Познакомить учащихся с произведением “Завтра была война”, расширить их представление о творчестве Б. Васильева, поставив перед ними проблему нравственного выбора героя;
  • Развивать умение видеть особенности композиции, умение через художественную деталь приходить к проблематике произведения.
  • Воспитывать патриотизм и такие нравственные качества, как совесть, доброта …

Оборудование:

  • портрет писателя Б. Васильева,
  • магнитофонная запись песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова “Как молоды мы были…”, танго “Утомленное солнце”.

Ход урока

…Имей сердце, имей душу,
и будешь человек во всякое время.

Д. И. Фонвизин.

1. Сообщение цели урока:

У: Сегодня мы с вами поразмышляем о проблеме нравственного выбора, которая может встать перед любым из нас и которая, в далеком сороковом, встала перед героями повести Б. Васильева “Завтра была война”.

Кроме этого попытаемся рассмотреть произведение с точки зрения литературоведения, вспомнив известные вам понятия композиции, сюжета, жанра произведения.

2. Слово учителя: Поколение, к которому принадлежит Б. Васильев, родившийся в 1924 году, сразу за школьным порогом ждала война. Вглядитесь в этот портрет: задумчивые глаза, высокий лоб, складка между бровей… Перед нами лицо рано повзрослевшего человека. Борис Васильев, как и миллионы его сверстников, прежде чем стать кем-то, стал солдатом. Он ушел на фронт сразу после выпускного бала, прожив свои произведения в окопах, выстрадав их под минометным огнем противника, теряя на этой войне друзей и близких. Жизни вчерашних школьников только начинались, обещали ярко развернуться и были жестоко оборваны.

Эта боль потерь не давала будущему писателю спокойно жить после войны. Одно за другим выходят из-под его пера такие произведения, как “А зори здесь тихие”, “В списках не значился”, “Встречный бой”… .

Эта тема всегда будет болью отзываться в людской памяти, ибо нет на Руси семьи, не пострадавшей в годы Великой Отечественной войны, юбилей Победы которой мы отметили в прошлом году.

3. У: Повесть “Завтра была война” - яркое и уникальное явление не только в творчестве Б. Васильева, но во всей русской литературе.

Давайте осмыслим название “ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА”.

В: Какое время предполагает слово ЗАВТРА?

О: Будущее.

В: А глагол какого времени стоит рядом?

О: Глагол БЫЛА – прошедшего времени.

У: В названии - парадокс. А что такое парадокс?

Смотрим запись на доске:

Парадокс – 1. Это мнение, противоречащее здравому смыслу. 2. Странное мнение, не совпадающее с общепринятым.

В: Чем вызвано парадоксальное название?

О: Особенностями композиции повести.

В: Что такое композиция?

У: Давайте посмотрим, как же построено это произведение.

На доске схема построения произведения:

В: Какие части произведения называются эпилогом и прологом?

О: Пролог – вводная часть, эпилог – заключительная часть.

В: Давайте вспомним, как называется такой вид композиции?

О: Композиция с обрамлением.

О: Герой, убеленный сединами, умудренный жизнью, вспоминает годы юности, такие далекие и прекрасные, но отнюдь не легкие.

(Выразительное чтение учителем отрывка из пролога со слов: “Мне почему-то и сейчас не хочется вспоминать…” на фоне тихо звучащей песни “Как молоды мы были”).

В: О чем узнаем в прологе?

О: Знакомимся с действующими лицами.

(Чтение подготовленным учеником отрывка со слов: “Наша компания…”.)

У: Обратимся к эпилогу, где мы узнаем о дальнейшей судьбе героев книги не только из воспоминаний рассказчика, но и из слов директора школы.

(Чтение подготовленным учеником отрывка из эпилога со слов: “Девятый “Б”, - и голос его сорвался…”.)

Свой первый бой герои книги выдержали еще до войны.

В: Что же за испытание, в ходе которого они сделали свой нравственный выбор, выпало на долю горестно знаменитого 9 “Б” в далеком 40-м.

(Ответы учащихся)

У: История с Викой Люберецкой, трагедия ее семьи поставила тех шестнадцатилетних мальчишек и девчонок перед необходимостью сделать тот нравственный выбор, который диктовала им совесть. Да, это были непростые сороковые годы, отмеченные печатью сталинских репрессий. Танго “Утомленное солнце”, великие стройки пятилеток… Люди живут мечтою о прекрасном будущем, но врывается сюда страшное настоящее.

(Чтение учителем отрывка из поэмы “Реквием” А. А. Ахматовой “Это было, когда улыбался только мертвый…” на фоне тихо звучащей записи танго “Утомленное солнце”.)

“Черные маруси” - это машины, которые увозили арестованных отцов и матерей по доносам недоброжелателей, как врагов народа. Семья репрессированного автоматически выключалась из жизни общества, и ее члены должны были сделать свой выбор: либо отречься от него, либо пережить свой круг ада страданий и унижений.

Так в одну темную осеннюю ночь увезли отца Вики Люберецкой, героя гражданской войны, директора авиазавода.

В: Какой же выбор был у Вики?

(Ответы учащихся).

В: Что выбрала Вика?

О: Смерть.

У: Это был страшный выбор. Жизнь закончилась, не успев начаться. Но не менее трудным был выбор и у ее одноклассников: остаться с Викой до конца или отречься от нее.

Одноклассница Вики Искра Полякова тоже сделала свой выбор.

В: Почему нам важно отношение именно Искры Поляковой? Что это за человек?

(Ответы учащихся).

В: Как назвал ее директор школы?

О: Хороший человек.

В: Как к Вике относилась Искра? Почему?

В: Как воспринимает жизнь Искра Полякова?

В: Почему Искра решила перевоспитывать Сашку Стамескина?

В: Как Искра относилась к дружбе?

(Ответы учащихся)

У: Вика Люберцкая назвала Искру максималисткой, так как до общения с семьей Люберецких девочка всегда знала ответы на все вопросы. Сомнений для нее не существовало, так как ее мать – товарищ Полякова, убежденная коммунистка – считала все сомнения душевной слабостью. Трагедия Вики заставила Искру задуматься, разум и душа вступили в конфликт.

В: Что впервые заставило усомниться ее в своих прежних убеждениях?

(Ответы учащихся).

У: Искра всегда была очень искренней девочкой, и Вика Люберецкая оценила это: именно ей было адресовано прощальное письмо, где Вика объясняла причину своего поступка.

В: Почему Вика своим последним адресатом выбрала Искру?

(Ответы учащихся)

У: Судьба 9 “Б” класса подтвердила правильность выбранной ими жизненной позиции, в живых осталось девятнадцать человек, остальные погибли в войну, погибли, как герои.

4. Подведение итогов.

В: Что такое нравственный выбор?

В: Приходилось ли вам в жизни делать подобный выбор?

В: О чем заставила задуматься книга Б. Васильева “Завтра была война”?

(Ответы учащихся)

У: Каждому человеку хоть раз в жизни приходится делать свой нравственный выбор. В наше неспокойное время, когда понятие чести считается устаревшим, когда часто поступают в угоду собственному благополучию и спокойствию, книга Бориса Васильева служит неким нравственным ориентиром для всех нас.

Черепанова Татьяна.

Сочинение-рецензия. Повести Бориса Васильева находятся вне времени, так как затрагивают общечеловеческие проблемы, что и попыталась выявить ученица.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Сердцем прикоснись к подвигу»

(Сочинение по повести Бориса Васильева «Завтра была война»)

Черепанова Татьяна

Если грущу, тоскую,

Страстно любви желаю,

Если стремлюсь, рискую,

Значит - еще живая.

Если во мне защемит

Рана, как ножевая,

Это душа болит,

Значит - еще живая…

Произведения Б.Васильева хорошо знакомы читателям всего мира. В них - не только правда о предвоенном и послевоенном поколениях. В них - нечто большее. Это своеобразные философские притчи о любви, дружбе, предательстве, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», как должен поступать человек в трудной ситуации, чтобы остаться Человеком, и многое другое. А эти темы, согласитесь, волнуют людей во все времена и во всех странах.

Главные герои повести- ученики 9Б класса. Казалось бы, что особенного в жизни этих обычных школьников? Вроде бы, простые дела- уроки, шпаргалки, свидания и первые поцелуи. Но это только на первый взгляд. 9Б - не просто класс. Это- коллектив, это - единомышленники. А ядро этого сотоварищества - Искра Полякова, маленький революционер, живущий в ладу со своей совестью, своей правдой, имеющая на все свой взгляд. Мать Искры - большевик с 1917 года - воспитывает дочь на непреложных коммунистических истинах, у нее всегда на все есть готовое решение, план действий. Это «рыцарь без страха и упрека» в советском варианте. Но жизнь готовит для ребят серьезное, «взрослое» испытание. Вика Люберецкая в беде - арестован отец, обвинен в воровстве. На дворе 1940 год, сталинские репрессии, и все знают, чем оборачиваются подобные аресты. По традиции тогдашней морали, все должны были отвернуться от Вики как от дочери «врага народа». Но Искра твердо говорит: » Вика ни при чем»,- и все соглашаются, делая это совершенно искренне. Простота решения дается Искре отнюдь не просто. Отвернись она от Вики - и жизнь может стать намного легче. Не будет льда непонимания с матерью, не будет проблем по линии комсомола, неповиновения Валентине Андроновне, классному руководителю. Но Искра никогда не ищет простых путей, она ищет правильный путь. А ведь искать, думать, сомневаться ее учит, как ни странно, не мать, а Вика со стихами Сергея Есенина, ее отец с огромной любовью к дочери (Искра никогда не знала отцовской любви). С Сашкой Стамескиным все было ясно надо перевоспитать парня, и точка. Вопрос только во времени. И Искра чисто интуитивно (вот бы позавидовал Макаренко) блестяще решает сложнейшую педагогическую задачу. А вот Вика с отцом переворачивают всю жизнь Искры. Могла ли она еще недавно подумать, что твердо скажет: » Я не буду проводить комсомольское собрание». Ведь на этом собрании надо заклеймить Вику как дочь» врага народа». Но Искра не считает ее никаким врагом, а ведь мать учит, чтобы слова не расходились с делами и мыслями. Во всей этой истории с Люберецкими Искра в очередной раз доказывает, что она - индивидуальность, личность, имеющая право выбора. Вот только от этих « правильных» выборов почему-то так болит и кровоточит сердце, так не хватает воздуха.

Все люди в своей жизни редко или часто делают выбор между «как надо» и «как мне хочется». 9Б сделал свой выбор. Сколько неприятностей свалилось на ребят! Артем» проучил» кулаками Юрку из 10А за длинный язык, и теперь Артему грозит отчисление, класс идет на открытое неповиновение, конфликт с «Валендрой», защищают опального директора Николая Григорьевича, который, при всех своих чудачествах, педагог от Бога. Но все это - их выбор, хотя и нелегкий. Здесь - не просто юношеский максимализм, здесь иное- достойный Человеческий выбор. Это- поступок, за который можно и нужно уважать вчерашних детей. И это отлично поняли и родители - и Зиночки Коваленко, и Искры Поляковой. Не каждый взрослый человек способен на такой поступок. То, что дети сделали не случайный выбор, они доказали через год, когда началась война. Все доказали, даже молчаливый отличник Вовик Храмов, чье присутствие не всегда замечали. Половина класса погибла, но они не забыты. Они - на мемориальной доске в школе, они - в памяти сердца, они в сыновьях Зины Артеме и Жорке. Поэтому время не властно над 9Б, этим фронтовым поколением, оставшимся навсегда молодым.

Время- понятие, проходящее через всю повесть Б. Васильева. Мы понимаем, насколько относительно это понятие. У Б. Васильева это свойственно почти всем произведениям, в них словно отсутствует финальная точка. Многоточие так и просится на бумагу. Незаконченность фразы писатель может вынести даже в название («А зори здесь тихие…»). Но в повести» Завтра была война» с категорией времени у Б. Васильева связаны особые размышления, ощущения. В Великую Отечественную войну многие люди совершили подвиг, о них помнят, ими гордятся, восхищаются. А 9Б совершил такой подвиг еще раньше, в мирной жизни, но такой непростой. И зто достойно восхищения вдвойне. И время, размышлениями о котором Б. Васильев заканчивает повесть, делая на нем своеобразный акцент, становится не просто философской категорией. Время- это компас человека в жизни, это Совесть, которой не соврешь. И эти девчонки и мальчишки не врали, они были честны с собой. Тем чудовищнее и несправедливее кажется их смерть - будь то горевший в танке Валька Александров, или покончившая с собой Вика Люберецкая. Время все расставляет по местам. Хулиган Сашка Стамескин стал директором крупнейшего автозавода. А ведь поверить в себя, воплотить мечту в жизнь ему помогла Искра Полякова - еще одно доказательство того, что хорошие дела и хорошие люди не умирают. Они бессмертны. Поэтому трудно не согласиться с иранским поэтом Саади:

Всяк, кто живет, уйдет,

Бессмертен только тот,

Кто славу добрую

При жизни обретет.

9Б обрел эту славу… Возможно, кто-то скажет: »Какие же они герои, на войне так поступали все, поэтому мы победили. Вот Матросов, Талалихин и другие – вот герои, их знает весь мир» (1) . Мы не спорим с этим, но нашу Победу ковали все – и знаменитые, и не очень. Не должно только быть забытых героев.

Мы знаем о войне много, и мы знаем о войне мало. Война – это величайшее варварство человека. Война – это кровь, злоба, ненависть. Войны бывают разные: захватнические и освободительные, большие и малые, локальные. Малой не бывает только цена, которой заплачено за победу или поражение. Мы живем в 21 веке, казалось бы, теперь все проблемы должны решаться мирным путем, но теперь все равно идут войны. Одумайтесь, люди! Пожалейте себя и тех, кто еще не пришел, но придет в этот мир! Не уничтожайте жизнь на земле!

1.–Молодые герои Великой отечественной войны. М., 1970 (Серия ЖЗЛ).

Как воспитывалась слепая вера в коммунизм (по повести Бориса Васильева "Завтра была война")

Б. Васильев родился в 1924 году. Советский и российский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1975). По его произведениям сняты такие известные фильмы, как "Офицеры" (1971), "А зори здесь тихие" (1972, 2005), "Не стреляйте белых лебедей" (1980), "Аты-баты, шли солдаты" (1976), "Вы чьё, старичьё?" (1988), и другие.

Повесть Бориса Васильева "Завтра была война" впервые вышла в журнале "Юность", 1984 г., № 6. В повести автор пишет о своих сверстниках. Он сам закончил 9-й класс накануне войны, поэтому хорошо знал и жизнь, и проблемы своего времени, которые и отразил в книге.

Именно с детей и подростков начиналось формирование так называемого "советского человека" - такого человека, который должен слепо верить в коммунизм и не жалеть ни себя, ни тем более других, ради этой веры. Картина жизни советского человека настолько неприглядна, что без слепой веры поверить в её правильность и справедливость невозможно.

Во многих советских фильмах можно проследить некий душевный "надрыв". Такое состояние было свойственно многим советским людям. Например, советский сериал "Вечный зов", по произведению Анатолия Иванова, наполнен бесконечными страданиями главных героев. Или другой сериал "Тени исчезают в полдень", в котором герои с детства до старости сражаются с классовыми врагами. Вся жизнь советского человека - это перманентная борьба: с врагами явными, с врагами скрытыми, с обстоятельствами, с разрухой, с голодом, и пр. Даже если в какие-то минуты наступает просветление, и вроде как становится немного лучше - это явление временное, потому что в следующий момент снова придётся бороться, во всём себе отказывая, не на жизнь, а на смерть, ради некоего "светлого будущего", которое неизвестно, кто и когда дождётся. Кто довёл страну до разрухи? Царь-батюшка? Попы и монахи? Буржуи? Да нет, разрушали "старый мир" как раз большевики, и следовательно, именно они - виновники разрухи и всего того, с чем не жалея жизни боролся советский человек в этих произведениях.

"Старый мир", который так старательно разрушали большевики, совершенно не заслуживал того, чтобы его рушить. В целом, борьба, которая привела к 1917 году, была борьбой за власть. Кучка людей, которые несмотря на численное меньшинство, стали гордо величать себя "большевиками", никогда бы не выиграла, если бы общее падение нравов в России не подготовило почву для их победы. А дальше им нужно было свою победу удержать. И для того, чтобы закрепиться, понадобилось насадить в людях веру в коммунизм - гораздо более слепую, чем вера в Бога. Проще подобная вера прививается молодому поколению, с детства. И вот примеры этой слепой веры можно найти в произведении Васильева "Завтра была война".

Искра спрашивает у матери, существуют ли абсолютные истины. Мать требует конкретизировать вопрос, потому что в подобном контексте на него сложно ответить.

"- Значит, человек живет во имя истины?

Мы - да. Мы, советский народ, открыли непреложную истину, которой учит нас партия. За нее пролито столько крови и принято столько мук, что спорить с нею, а тем более сомневаться - значит предавать тех, кто погиб и… и еще погибнет. Эта истина - наша сила и наша гордость. Искра. Я правильно поняла твой вопрос?"

Примечательно, что мать Искры просила её конкретизировать вопрос. Но сама дала не конкретный ответ, а напротив, абсолютно абстрактный. И как раз такой абстрактный ответ подразумевает необходимость именно слепой веры - в коммунистические идеалы. Существует некая истина, которую сама "товарищ Полякова" определить не может. И доказательства этой некой истины, которая так и не называется конкретно, искать по мнению Поляковой-старшей не следует.

"- Надо учить самой истине, а не способам ее доказательства. Это казуистика. Человек, преданный нашей истине, будет, если понадобится, защищать ее с оружием в руках. Вот чему надо учить".

Получается слепая вера, в некую "истину", которую открыли большевики. Всю нелепость такого заявления иллюстрирует своим ответом Зиночка, обладающая простым и незатейливым умом:

"- Кто объявляет, что истина - это и есть истина? Ну, кто? Кто?

Старшие, - сказала Зиночка. - А старшим - их начальники..."

Зиночка, несмотря на некоторую легкомысленность, как раз и являет собой настоящий продукт той идеологии, которую так старательно вселяют в мозги своих граждан большевики. Для Зиночки всё ясно. И для многих ей подобных, скорее всего, тоже. Эту веру в то, что большевики знают некую "истину", которая просто существует и не требует доказательств, прививают детям. И никто не отвечает на прямой вопрос, что же это за "истина". Такая позиция закономерна потому, что если на место абстрактной "истины", в которую требуется безоговорочно верить, поставить нечто конкретное, то у мыслящего человека может возникнуть желание подумать: а действительно ли "истина", которую ему предлагают - является истиной? Люберецкий, отец Вики, задумывается - и это кончается его арестом и разрушением его семьи.

Вероятно, эта истина гласит, что коммунистическая партия всегда права. Это яркий пример того, что коммунизм должен приниматься слепо, на веру, любые доказательства запрещены, а потому объявлено, что они не требуются. Либо ты принимаешь коммунистические истины бездоказательно, либо ты - классовый враг, независимо от того, женщина ты или мужчина. Кстати, у словосочетания "классовый враг" нет женского рода.

Когда Искра говорит о презумпции невиновности, о том, что каждый человек не виновен до тех пор, пока его вина не будет доказана, мать Искры горячо возражает этому и говорит по сути, что доказательства запрещены и что от всех требуется только слепая и безоговорочная вера. Именно поэтому понятие "презумпции невиновности" - есть нечто, против чего восстаёт правоверная коммунистка. Ведь "презумпция невиновности" предполагает, что надо доказывать вину. А коммунистам надо, чтобы они сказали: "это враг!" - и им поверили на слово, не требуя никаких доказательств.

Эта вера прививается в школе, потому что дети более податливы.

Вот речь истинного, убеждённого коммуниста, директора школы, который говорит про мальчика, который ударил девочку:

"Я не знаю, кто стоит перед вами. Может, это будущий преступник, а может, отец семейства и примерный человек. Но знаю одно: сейчас перед вами стоит не мужчина. Парни и девчата, запомните это и будьте с ним поосторожнее. С ним нельзя дружить, потому что он предаст, его нельзя любить, потому что он подлец, ему нельзя верить, потому что он изменит. И так будет, пока он не докажет нам, что понял, какую совершил мерзость, пока не станет настоящим мужчиной".

Это хорошо сказано! В это хочется верить, более того, это весьма полезно подрастающему поколению. Но что происходит дальше? А дальше директор начинает объяснять, что такое настоящий мужчина:

"А чтоб ему было понятно, что такое настоящий мужчина, я ему напомню. Настоящий мужчина тот, кто любит только двух женщин. Да, двух, что за смешки! Свою мать и мать своих детей. Настоящий мужчина тот, кто любит ту страну, в которой он родился. Настоящий мужчина тот, кто отдаст другу последнюю пайку хлеба, даже если ему самому суждено умереть от голода. Настоящий мужчина тот, кто любит и уважает всех людей и ненавидит врагов этих людей. И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни!"

Эти слова составлены из красивых лозунгов, и идеологии, построенной на лжи, с помощью которой как раз и насаждается слепая вера. Самое неприятное сочетание: "правда, приправленная ложью".

Директор школы произносит слова: "Настоящий мужчина должен любить только двух женщин: свою мать и мать своих детей". Разве можно с этим согласиться? Если бы директор сказал: "Должен любить только одну женщину: свою жену", всё было бы понятно - речь идёт о плотской любви. Это означало бы, что мужчина должен быть верен своей жене, иными словами, речь шла бы об интимных отношениях, браке. Но он говорит и о матери, следовательно, понятие "любви" заключает в себе более широкий смысл. Но тогда почему мужчина должен любить всего двух женщин? Чисто по-человечески, он должен любить всех женщин. Как быть с дочерьми, сестрами, тетями, родственницами, просто знакомыми? Он должен их ненавидеть или быть к ним равнодушен?

В библии говорится: "Возлюби ближнего своего..." Но в словах директора мы видим слишком узкий, конкретный смысл. Мужчина должен любить двух женщин, а с остальными он может делать все, что ему прикажет партия и правительство, потому что других он любить не обязан, а значит, по приказу должен ненавидеть, пытать, расстреливать (как классовых врагов). На этом примере мы видим воспитание советского школьника сталинской эпохи, которому лишний раз подчёркивается, что он ни в коем случае не должен "любить ближнего своего". А вдруг ближний окажется классовым врагом, или ненадёжным с точки зрения компартии человеком? И для женщин тут тоже не делается исключений. А если и можно сделать исключение, то только для двух - не больше. Можно даже объяснить, почему речь идёт именно о матери и жене.

Заставить человека ненавидеть свою мать очень сложно. Так же, как жену - женщину, к которой у него есть не только душевное, но и плотское влечение, в которой он нуждается, как мужчина. Поэтому и допускается любовь к этим двум категориям женщин. Тем более, что никто не станет спорить с заявлением, что нужно любить мать, или жену. "Только двух женщин" - подчёркивает директор. "Только"! А если мужчина любит ещё и сестру или дочь - значит, он уже не "настоящий мужчина"? По речи директора выходит, что так. Правда, возникает другой вопрос: а почему тогда считается, что мальчик поступил плохо, ударив девочку? Она-то ему не мать и не жена, и её он любить не обязан. Кто знает, может быть он "прозрел" в ней будущего "врага народа". Но задаться такими вопросами школьники вряд ли смогут. Им проще поверить директору на слово, потому что он - авторитет.

Но это не всё. Как быть со следующей фразой: "Настоящий мужчина тот, кто любит и уважает всех людей и ненавидит врагов этих людей"? Первое утверждение противоречит второму. Всех людей - значит, уже не "только" двух женщин. "Ненавидит врагов" - а кто эти враги, если любить надо всех? Или в понятие "всех людей" входят только мать, жена и другие мужчины? Но тогда в категорию "врагов этих людей" попадают все прочие женщины: сёстры, знакомые, родственницы, сослуживицы и пр.

Если искать ответ на вопрос, кого же "всех" обязан любить мужчина, можно прийти к выводу, что наверное, под "людьми" имеются в виду только те, кто верен советской идеологии. Остальные, наверное, и составляют тех самых "врагов этих людей", которых и людьми-то директор школы признавать не желает.

Нелогичность фраз директора подразумевает, что дети должны просто ему поверить. Некритично поверить, потому что критики его слова не выдерживают.

Вера в коммунизм подразумевает, что человек должен во всём следовать заветам коммунистической партии, если требуется - давить и душить классовых врагов, кем бы они ни являлись: родными, близкими, знакомыми, незнакомыми. И уж если кого-то любить - то это родную партию и идеи коммунизма. Вера в коммунизм подразумевает, что для того, чтобы разбить классовых врагов, можно лжесвидетельствовать. Иначе как объяснить множество репрессированных по чьему-то доносу, часто не соответствующему истине? Чужое имущество - для коммунистов вообще не существует. Продразвёрстчики шли раскулачивать и отбирали всё, что было, не оставляя ни грамма и ни крошки. И никого при этом не мучила совесть, что он отбирает добро своего ближнего.

Всегда и во все времена находились люди, которые убивали, грабили, лжесвидетельствовали и пр. Но это не было нормой, это не было правильным. Убивая, человек понимал, что совершает грех, преступление. Вор, отбирая чужое, понимал, что он - вор. Во все времена осуждалось и убийство, и воровство. А если кому-то нужно было оправдать убийство и воровство, он ставили себя в некую "исключительную" позицию, пользуясь верой как самым удобным средством. Например, католическая инквизиция в средневековье придумала "охоту на ведьм", которую им якобы "заповедал" Сам Бог, а коммунисты придумали охоту на "врагов народа", которую якобы надо вести для "светлого будущего". И инквизицию, и коммунистов объединяет то, что убийство и воровство они сделали нормой, более того, вменили в обязанность своим согражданам. Если ты видишь кого-то, кто отступает от догматов коммунистов, то он - враг! И ты обязан донести на него, по приказу убить его, отобрать его имущество. Наверное, коммунистам не следовало так критиковать средневековую инквизицию. Они (коммунисты) действовали исходя из тех же принципов, что и "отцы-инквизиторы", только в более широких масштабах.

Коммунизм - это вера. Слепая вера, которая не терпит критики. И в произведении Б. Васильева хорошо обозначено, как эта вера насаждалась поколению советских людей, и как страдали те, кто делал попытки спорить со слепой верой и искать доказательства, подвергаясь арестам и теряя своих близких. Васильев в своей повести рисует тот же душевный надрыв, что и другие произведения. Надрыва, в котором жил советский человек. Он вынужден был не только постоянно преодолевать бытовые сложности, но ещё и жить в постоянном страхе перед тем, что приедет ночью чёрная машина и увезёт кого-то из твоих близких, а ты обязан будешь верить в то, что они - "враги народа" и всенародно отречься от них. Даже если твои собственные глаза, твои чувства твердят тебе о том, что всё это - ложь.

Цитаты по: Васильев Б. Завтра была война