Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  Роль и значение второстепенных персонажей в драме а. н. островского «гроза. Cочинение «Роль второстепенных персонажей в драме А. Островского "Гроза"

Роль и значение второстепенных персонажей в драме а. н. островского «гроза. Cочинение «Роль второстепенных персонажей в драме А. Островского "Гроза"

А. Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы, русского театра. Он открыл для русского театра новые горизонты, новых героев, новый тип отношений людей. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как “Бесприданница”, “Поздняя любовь”, “Лес”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Свои люди - сочтемся” и, конечно, “Гроза”.
Пьеса “Гроза” была названа А. Н. Добролюбовым самым решительным произведением, так как “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий...”. Действительно, пьеса переносит нас в маленький волжский городок Калинов, который не был бы ничем примечателен, если бы в глубине его патриархальности не возникли бы проблемы, которые можно отнести к ряду проблем общечеловеческих. Духота - вот главное, что определяет атмосферу города. И драматург очень точно передает нам состояние души людей, вынужденных провести свою жизнь в этой атмосфере.
Второстепенные персонажи в пьесе не только образуют фон, на котором разворачивается личная драма Катерины, главной героини произведения. Они являют нам разные типы отношения людей к своей несвободе. Система образов в пьесе такова, что все второстепенные персонажи образуют условные пары, и лишь Катерина одинока в своем истинном стремлении вырваться из-под гнета “самодуров”.
Дикой и Кабанова - люди, которые держат в постоянном страхе тех, кто от них хоть как-то зависит. Добролюбов очень метко назвал их “самодурами”, так как главный закон для всех - их воля. Не случайно они относятся друг к другу весьма уважительно: они одинаковы, только сфера влияния разная. Дикой распоряжается в городе, Кабаниха - в своей семье.
Постоянной спутницей Катерины является Варвара, сестра ее мужа Тихона. Она главный оппонент героини. Главное ее правило: “Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”. Варваре не откажешь в уме и хитрости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”. Варвара прекрасно понимает суть отношений между людьми в их доме, но не считает нужным бороться с матушкиной “грозой”. Ложь для нее - норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: “Ну а без этого нельзя... У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.
Дружок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. “Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится...” - говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием “купеческого заведения”. Он тоже приспособился к самодурству Дикого. Больше того, можно даже предположить, что из Кудряша мог бы получиться второй Дикой.
В конце пьесы Варвара и Кудряш покидают “темное царство”, но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни.
Пару составляют и двое мужчин, с которыми была связана судьба Катерины. Их можно с уверенностью назвать истинными жертвами “темного царства”. Так муж Катерины Тихон - безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к своей жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, лишь искал утешения в вине да в тех коротких поездках, когда хоть на время мог вырваться из-под гнета матери.
Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению А. Н. Добролюбова, “на безлюдье”, ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что более образованный да, как и Катерина, не всю жизнь провел в Калинове. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь. Катерина с горечью говорит о том, что Борис, в отличие от нее, свободен. Но свобода его - разве что в отсутствии жены.
Кулигин и Феклуша тоже образуют пару, но здесь уже уместно говорить об антитезе. Странницу Феклушу можно назвать “идеологом” “темного царства”. Своими рассказами о землях, где живут люди с песьими головами, о грозе, которые воспринимаются как неопровержимые сведения о мире, она помогает “самодурам” держать людей в постоянном страхе. Калинов же для нее - благословенная Богом земля. Механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель, - полная противоположность Феклуше. Он деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. В его уста вложено осуждение “темного царства”: “Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие... У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить...” Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы он получает яростный отпор Дикого: “Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться”.
Кулигин, пожалуй, единственный, кто понимает главную героиню, не случайно именно он произносит обвинительные слова в финале пьесы, держа на руках тело мертвой Катерины. Но и он не способен на борьбу, так как тоже приспособился к “темному царству”, смирился с такой жизнью.
И наконец, последний персонаж - полусумасшедшая барыня, которая в самом начале пьесы предрекает гибель Катерине. Она становится олицетворением тех представлений о грехе, которые живут в душе воспитанной в патриархальной семье религиозной Катерины. Правда, в финале пьесы Катерине удается преодолеть в себе страх, ибо она понимает, что всю жить лгать и смирять себя - грех больший, чем самоубийство.
Второстепенные персонажи, как уже было сказано, - это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины. Каждое действующее лицо в пьесе, каждый образ - деталь, позволяющая автору как можно точнее передать обстановку “темного царства” и неготовность большинства людей к борьбе.

А. Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы, русского театра. Он открыл для русского театра новые горизонты, новых героев, новый тип отношений людей. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как “Бесприданница”, “Поздняя любовь”, “Лес”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Свои люди - сочтемся” и, конечно, “Гроза”.
Пьеса “Гроза” была названа А. Н. Добролюбовым самым решительным произведением, так как “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий...”. Действительно, пьеса переносит нас в маленький волжский городок Калинов, который не был бы ничем примечателен, если бы в глубине его патриархальности не возникли бы проблемы, которые можно отнести к ряду проблем общечеловеческих. Духота - вот главное, что определяет атмосферу города. И драматург очень точно передает нам состояние души людей, вынужденных провести свою жизнь в этой атмосфере.
Второстепенные персонажи в пьесе не только образуют фон, на котором разворачивается личная драма Катерины, главной героини произведения. Они являют нам разные типы отношения людей к своей несвободе. Система образов в пьесе такова, что все второстепенные персонажи образуют условные пары, и лишь Катерина одинока в своем истинном стремлении вырваться из-под гнета “самодуров”.
Дикой и Кабанова - люди, которые держат в постоянном страхе тех, кто от них хоть как-то зависит. Добролюбов очень метко назвал их “самодурами”, так как главный закон для всех - их воля. Не случайно они относятся друг к другу весьма уважительно: они одинаковы, только сфера влияния разная. Дикой распоряжается в городе, Кабаниха - в своей семье.
Постоянной спутницей Катерины является Варвара, сестра ее мужа Тихона. Она главный оппонент героини. Главное ее правило: “Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”. Варваре не откажешь в уме и хитрости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”. Варвара прекрасно понимает суть отношений между людьми в их доме, но не считает нужным бороться с матушкиной “грозой”. Ложь для нее - норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: “Ну а без этого нельзя... У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.
Дружок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. “Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится...” - говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием “купеческого заведения”. Он тоже приспособился к самодурству Дикого. Больше того, можно даже предположить, что из Кудряша мог бы получиться второй Дикой.
В конце пьесы Варвара и Кудряш покидают “темное царство”, но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни.
Пару составляют и двое мужчин, с которыми была связана судьба Катерины. Их можно с уверенностью назвать истинными жертвами “темного царства”. Так муж Катерины Тихон - безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к своей жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, лишь искал утешения в вине да в тех коротких поездках, когда хоть на время мог вырваться из-под гнета матери.
Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению А. Н. Добролюбова, “на безлюдье”, ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что более образованный да, как и Катерина, не всю жизнь провел в Калинове. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь. Катерина с горечью говорит о том, что Борис, в отличие от нее, свободен. Но свобода его - разве что в отсутствии жены.
Кулигин и Феклуша тоже образуют пару, но здесь уже уместно говорить об антитезе. Странницу Феклушу можно назвать “идеологом” “темного царства”. Своими рассказами о землях, где живут люди с песьими головами, о грозе, которые воспринимаются как неопровержимые сведения о мире, она помогает “самодурам” держать людей в постоянном страхе. Калинов же для нее - благословенная Богом земля. Механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель, - полная противоположность Феклуше. Он деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. В его уста вложено осуждение “темного царства”: “Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие... У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить...” Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы он получает яростный отпор Дикого: “Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться”.
Кулигин, пожалуй, единственный, кто понимает главную героиню, не случайно именно он произносит обвинительные слова в финале пьесы, держа на руках тело мертвой Катерины. Но и он не способен на борьбу, так как тоже приспособился к “темному царству”, смирился с такой жизнью.
И наконец, последний персонаж - полусумасшедшая барыня, которая в самом начале пьесы предрекает гибель Катерине. Она становится олицетворением тех представлений о грехе, которые живут в душе воспитанной в патриархальной семье религиозной Катерины. Правда, в финале пьесы Катерине удается преодолеть в себе страх, ибо она понимает, что всю жить лгать и смирять себя - грех больший, чем самоубийство.
Второстепенные персонажи, как уже было сказано, - это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины. Каждое действующее лицо в пьесе, каждый образ - деталь, позволяющая автору как можно точнее передать обстановку “темного царства” и неготовность большинства людей к борьбе.

Трагедийность произведения.

Оценка критиков

1. Обломов – Штольц.

2. Обломов – Ольга Ильинская

Проблема любви.

Трагедийность произведения.

Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. “Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”, - восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной. Однако быт и нравы богатого купечества создали “мир тюремного и гробового безмолвия”. Савел Дикой и Марфа Кабанова - это олицетворение жестокости и самодурства. Порядки в купеческом доме основаны на изживших себя религиозных догмах Домостроя. Добролюбов говорит о Кабанихе, что жертву свою она “грызет... долго и неотступно”. Свою невестку Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при его отъезде, ругает ее за то, что она “не воет” на людях, провожая супруга.

Кабаниха очень богата, об этом можно судить по тому, что интересы ее дел выходят далеко за пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездит в Москву. Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни - деньги. Но купчиха понимает, что власть дает также покорность окружения. Она стремится убить в домашних любое проявление, сопротивления ее власти. Кабаниха лицемерна, она лишь прикрывается добродетельностью и набожностью, в семье она - бесчеловечный деспот и тиран. Тихон не противоречит ей ни в чем. Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться.

Главная героиня пьесы Катерина отмечена сильным характером, она не привыкла к унижению и оскорблениям и потому конфликтует с жестокой старой свекровью. В доме у матери Катерина жила свободно и легко. В Доме Кабановых она чувствует себя будто птица в клетке. Она быстро осознает, что здесь она долго жить не сможет.

Замуж за Тихона Катерина вышла без любви. В доме Кабанихи все трепещет при одном только властном окрике купчихи. Жизнь в этом доме тяжела для молодых. И вот Катерина встречает совсем другого человека и влюбляется. Впервые в жизни она познает глубокое личное чувство. Как-то ночью она идет на свидание к Борису. На чьей стороне драматург? Он на стороне Катерины, потому что нельзя уничтожить естественных стремлений человека. Жизнь же в семье Кабановых неестественна. И Катерина не принимает наклонностей тех людей, к которым она попала. Услышав предложение Варвары солгать и притвориться, Катерина отвечает: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу.”

прямота и искренность Катерины вызывает уважение и у автора, и у читателя, и у зрителя. Она решает, что не может больше быть жертвой бездушной свекрови, не может томиться взаперти. Она свободна! Но выход она увидела только в своей смерти. И с этим можно было бы поспорить. Критики также разошлись во мнении, стоило ли платить Катерине за свободу ценой жизни. Так, Писарев в отличие от Добролюбова считает поступок Катерины бессмысленным. Он считает, что после самоубийства Катерины все возвратится на круги своя, жизнь пойдет своим чередом, и не стоит “темное царство” такой жертвы. Конечно, до гибели Катерину довела Кабаниха. В результате ее дочь Варвара убегает из дома, а сын Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой.

Интересно, что одним из главных, активных образов этой пьесы является образ самой грозы. Выражая символически идею произведения, это образ непосредственно участвует в действии драмы как реальное явление природы, вступает в действие в его решающие моменты, во многом определяет поступки героини. Этот образ очень многозначен, он освещает почти все стороны драмы.

Так, уже в первом действии над городом Калиновым разразилась гроза. Разразилась, как предвестие трагедии. Уже прозвучало у Катерины: “Я скоро умру”, она призналась Варваре в греховной любви. Уже соединилось в ее представлении предсказание сумасшедшей барыни о том, что гроза даром не проходит, и ощущение собственного греха с реальным ударом грома. Катерина устремляется домой: “Все-таки лучше, все спокойнее, дома-то я - к образам да богу молиться!”.

После этого гроза умолкает ненадолго. Лишь в ворчании Кабанихи слышатся ее отголоски. Не случилось грозы и в ту ночь, когда Катерина впервые после замужества почувствовала себя свободной и счастливой.

Но четвертое, кульминационное действие, начинается словами: “Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”. И после этого мотив грозы уже не смолкает.

Интересен диалог Кулигина и Дикого. Кулигин говорит о громоотводах (“у нас грозы частые”) и вызывает гнев Дикого: “Какое еще там электричество? Ну как же ты не разбойник? Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожками какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?”. А на цитату из Державина, которую в свою защиту приводит Кулигин: “Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю”, - купец и вовсе не находит что сказать, кроме: “А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!”.

Несомненно, в пьесе образ грозы приобретает особое значение: это освежающее, революционное начало. Однако разум осужден в темном царстве, он встретился с непробиваемым невежеством, подкрепленным скупостью. Но все-таки молнии, прорезавшие небо над Волгой, задели долго молчавшего Тихона, сверкнули над судьбами Варвары и Кудряша. Гроза основательно всех перетряхнула. Бесчеловечным нравам рано.или поздно придет конец. Борьба нового со старым началась и продолжается. В этом и заключен смысл произведения великого русского драматурга.

Роль второстепенных персонажей в драме «Гроза». Драма «Гроза» в оценке критиков (Н.А. Добролюбов, Д.И.Писарев, А.А. Григорьев, А.В. Дружинин).

Второстепенные персонажи в пьесе не только образуют фон, на котором разворачивается личная драма Катерины, главной героини произведения. Они являют нам разные типы отношения людей к своей несвободе. Система образов в пьесе такова, что все второстепенные персонажи образуют условные пары, и лишь Катерина одинока в своем истинном стремлении вырваться из-под гнета "самодуров».

Дикой и Кабанова - люди, которые держат в постоянном страхе тех, кто от них хоть как-то зависит. Добролюбов очень метко назвал их "самодурами», так как главный закон для всех - их воля. Не случайно они относятся друг к другу весьма уважительно: они одинаковы, только сфера влияния разная. Дикой распоряжается в городе, Кабаниха - в своей семье.

Постоянной спутницей Катерины является Варвара, се­стра ее мужа Тихона. Она главный оппонент героини.

Оценка критиков

Гроза, по словам Добролюбова, самое решительное произведение Островского, ибо она знаменует собой близкий конец самодурной силы. Центральный конфликт драмы - столкновение героини, отстаивающей свои человеческие права, с миром темного царства- выражал существенные стороны народной жизни в пору революционной ситуации. И именно поэтому драму Гроза критик считал истинно народным произведением.

Характеризуя общественную атмосферу 60-х годов, Добролюбов писал: Куда вы ни оглянитесь, везде вы видите пробуждение личности, предъявление ею своих законных прав, протест против насилия и произвола, большею частью еще робкий, неопределенный, готовый спрятаться, но все-таки уже дающий заметить свое существование. Проявление проснувшегося и все растущего протеста против гнета самодуров увидел Добролюбов в чувствах и поступках, в самой гибели Катерины.

Драму Островского критик оценил как произведение, выражающее насущные потребности своего времени - требование права, законности, уважения к человеку. В образе Катерины он видит воплощение русской живой натуры. Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе.

3.А.И. Гончаров «Обломов» Принцип сюжетной антитезы в романе (Обломов– Штольц, Обломов– Ольга). Проблема любви в романе.

1. Обломов – Штольц.

2. Обломов – Ольга Ильинская

Штольц – не положительный герой романа, его деятельность иногда напоминает деятельность Судьбинского из презираемого Штольца Петербургского окружения Обломова: работать, работать, еще раз работать, как машина, без отдыха, развлечений и увлечений.

Его практицизм далек от высоких идеалов, он напоминает коммерсанта, туриста. Образ Штольца схематичен, эмоционально безлик.

Гончаров не знает, какое дело может спасти Россию от обломовщины. Писатель может ответить только на один вечный вопрос «кто виноват?» - самодержавие, крепостное право. На второй проблемный вопрос ответа не знает: «Что делать?»

Главная сюжетная ситуация в романе взаимоотношения между Ольгой Ильинской и Обломовым.

Гончаров идет тем путем, который стал традиционным в русской литературе: испытанию любовью человек нравственно слаб, если же способен ответить на сильное чувство любви. Обломов закрепляет этот вывод. Ольги Ильинской свойственны гармония ума, сердца, воли, деятельности и доброта. Гончаров поэтизирует внезапно вспыхнувшее чувство любви Обломова. Возникает чувство, что Обломов возродится, как человек, в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движения, вместе с чувство в любви к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умственным запросам того времени. Чувство любви Обломова к Ольге было кратковременной вспышкой. Иллюзии на этот счет быстро рассеиваются у Обломова. Разрыв между Ольгой и Обломовым естественен. Слишком несхожи их натуры. Дороже романтических свиданий оказалась для Обломова жажда безмятежного сонного состояния. «Спит безмятежно человек» - вот идеал существования Ильи Ильича.

Жизнь в доме Пшенициной физически инертна, а значит нездорова. Обломов идет быстро на встречу своему вечному сну – смерти. Он постепенно укладывается в широкий и просторный гроб. Добролюбов увидел у Обломова предшественников, которые тоже исторически обусловлены – это образы лишних людей: Онегин, Печорин, Рудин (Тургенев).

Проблема любви.

В своем произведении “Обломов” И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые задает себе человек хотя бы однажды в жизни. И одним из таких многогранных миров, исследованию и осмыслению которых автор посвятил свой роман, является мир гармонии, счастья, любви. Любовь как бы пронизывает все произведение, наполняя его разными красками, раскрывая самые неожиданные черты героя, пробуждая в них жажду действия и познания.

Вторая, не менее значимая функция любовного сюжета в романе, - противопоставление. В данном произведении два собирательных образа, являющих собой полную противоположность при сопоставлении характеров или внешности - они оба проходят испытание любовью. И Обломов, и Штольц связаны между собой нитью взаимоотношений с Ольгой. Как непохоже их поведение, когда они влюбляются в нее, и как много больше оно дает, нежели любое другое сравнение.

А. Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы, русского театра. Он открыл для русского театра новые горизонты, новых героев, новый тип отношений людей. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как “Бесприданница”, “Поздняя любовь”, “Лес”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Свои люди – сочтемся” и, конечно, “Гроза”.
Пьеса “Гроза” была названа А. Н. Добролюбовым самым решительным произведением, так как “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий… “. Действительно, пьеса переносит нас в маленький волжский городок Калинов, который не был бы ничем примечателен, если бы в глубине его патриархальности не возникли бы проблемы, которые можно отнести к ряду проблем общечеловеческих. Духота – вот главное, что определяет атмосферу города. И драматург очень точно передает нам состояние души людей, вынужденных провести свою жизнь в этой атмосфере.
Второстепенные персонажи в пьесе не только образуют фон, на котором разворачивается личная драма Катерины, главной героини произведения. Они являют нам разные типы отношения людей к своей несвободе. Система образов в пьесе такова, что все второстепенные персонажи образуют условные пары, и лишь Катерина одинока в своем истинном стремлении вырваться из-под гнета “самодуров”.
Дикой и Кабанова – люди, которые держат в постоянном страхе тех, кто от них хоть как-то зависит. Добролюбов очень метко назвал их “самодурами”, так как главный закон для всех – их воля. Не случайно они относятся друг к другу весьма уважительно: они одинаковы, только сфера влияния разная. Дикой распоряжается в городе, Кабаниха – в своей семье.
Постоянной спутницей Катерины является Варвара, сестра ее мужа Тихона. Она главный оппонент героини. Главное ее правило: “Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”. Варваре не откажешь в уме и хитрости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”. Варвара прекрасно понимает суть отношений между людьми в их доме, но не считает нужным бороться с матушкиной “грозой”. Ложь для нее – норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: “Ну а без этого нельзя… У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.
Дружок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. “Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится… ” – говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием “купеческого заведения”. Он тоже приспособился к самодурству Дикого. Больше того, можно даже предположить, что из Кудряша мог бы получиться второй Дикой.
В конце пьесы Варвара и Кудряш покидают “темное царство”, но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни.
Пару составляют и двое мужчин, с которыми была связана судьба Катерины. Их можно с уверенностью назвать истинными жертвами “темного царства”. Так муж Катерины Тихон – безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени – Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к своей жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, лишь искал утешения в вине да в тех коротких поездках, когда хоть на время мог вырваться из-под гнета матери.
Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению А. Н. Добролюбова, “на безлюдье”, ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что более образованный да, как и Катерина, не всю жизнь провел в Калинове. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь. Катерина с горечью говорит о том, что Борис, в отличие от нее, свободен. Но свобода его – разве что в отсутствии жены.
Кулигин и Феклуша тоже образуют пару, но здесь уже уместно говорить об антитезе. Странницу Феклушу можно назвать “идеологом” “темного царства”. Своими рассказами о землях, где живут люди с песьими головами, о грозе, которые воспринимаются как неопровержимые сведения о мире, она помогает “самодурам” держать людей в постоянном страхе. Калинов же для нее – благословенная Богом земля. Механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель, – полная противоположность Феклуше. Он деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. В его уста вложено осуждение “темного царства”: “Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить… ” Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы он получает яростный отпор Дикого: “Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться”.
Кулигин, пожалуй, единственный, кто понимает главную героиню, не случайно именно он произносит обвинительные слова в финале пьесы, держа на руках тело мертвой Катерины. Но и он не способен на борьбу, так как тоже приспособился к “темному царству”, смирился с такой жизнью.
И наконец, последний персонаж – полусумасшедшая барыня, которая в самом начале пьесы предрекает гибель Катерине. Она становится олицетворением тех представлений о грехе, которые живут в душе воспитанной в патриархальной семье религиозной Катерины. Правда, в финале пьесы Катерине удается преодолеть в себе страх, ибо она понимает, что всю жить лгать и смирять себя – грех больший, чем самоубийство.
Второстепенные персонажи, как уже было сказано, – это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины. Каждое действующее лицо в пьесе, каждый образ – деталь, позволяющая автору как можно точнее передать обстановку “темного царства” и неготовность большинства людей к борьбе.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Роль второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского “Гроза”

/ / / Роль второстепенных персонажей в пьесе Островского «Гроза»

Из-под пера А.Н. Островского вышло около 60 пьес, которые прославили имя автора и сделали его вечным в памяти русской литературы. Одной из самых решительных и откровенных является пьеса « », в которой мы наблюдаем за миром самодуров и за их беспредельными поступками, которые, в конечном итоге, приводят к трагическим последствиям.

Действие разворачивается в самом обыкновенном городке Калинов. Но то, что в нем происходит, привлекает наше внимание. Мы, читатели, наблюдаем за той удушливой обстановкой, в которой оказались жители Калинова. На них ежедневно воздействуют жестокие купцы со все дозволенным статусом.

В пьесе достаточно много второстепенных образов. Они помогают автору раскрыть типы взаимоотношений между людьми того времени, раскрыть черты характера главных героев. Условно, можно поделить героев на пары, которые чем-то похожи.

Очень похожи между собой (Кабаниха) и Дикой. Они властные люди, им никто не смеет перечить. Дикой главенствует в городке Калинов, а Кабаниха в своей усадьбе. Обе персоны уважительно друг к другу относятся, ведь считают себя похожими и одинаковыми.

Дочь Кабановой, является подругой Катерины. Девушки всегда поведывают друг другу тайны. Варвара научилась и приспособилась к жизни в доме своей матушки. И главным ее умением стало вранье. В своей речи она прямо заявляет, что без этого прожить в их семье никак нельзя. Повадками и характером она похожа на свою матушку. Ей равен и другой персонаж - Иван Кудряш. Он бойкий и резвый, он задиристый и хвастливый. В чем-то он напоминает нам самого Дикого. Парочка Кудряш и Варвара в конечном итоге убегают из города. Но смогут ли они стать другими людьми и освободиться от принципов самодурства? Это известно только автору.

Есть в пьесе два похожих мужских образа. Это муж Катерины – Тихон и ее возлюбленный Борис. Их обоих можно считать слабыми и бесхарактерными. не мог защитить Катерину от постоянных угнетений Кабанихи и безмолвно подчинялся воле своей матушки. А Борис не смог забрать девушку с собой в Сибирь, и тем самым, спасти ее от самоубийства. Он был полностью зависим от своего дяди Дикого. Оба персонажа просто не заслуживают внимания, а тем более любви Катерины.

Странница Феклуша и также стоят в паре, только это совершенно противоположные образы. Феклуша является приверженцем «темного царства». Она всегда выступает на защиту самодуров. Кулигин же, противостоит образам Дикого, Кабанихи и прочим похожим персонам. Именно он смог высказать обвинительную речь в сторону Марфы Кабановой после смерти Катерины.

Благодаря такому разнообразию второстепенных персонажей, мы видим на их фоне судьбу главной героини Катерины, которая не имеет равных в этой пьесе. Только она смогла нанести непоправимый удар по «темному царству» и выразить откровенный протест жестокости, черствости и беспределу.