Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  Глобализация и национальные культуры. Культурная глобализация как процесс формирования новой глобальной культуры

Глобализация и национальные культуры. Культурная глобализация как процесс формирования новой глобальной культуры

Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.

Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

Основные причины глобализации:

– Переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям

– Использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения

– Переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбор

– Переход от централизации экономики к ее децентрализации

– Переход от национальной экономики к мировой

Основные направления глобализации

Деятельность транснациональных корпораций

Глобализация финансовых рынков

Глобализация миграционных процессов

Мгновенное перемещение информации

Международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов

Создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.

Последствия процесса глобализации

Позитивные

1. Стимулирующее влияние на экономику:

Появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле;

Возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;

Снижение издержек производства;

Появление возможностей для дальнейшего развития производства;

Рост прибыли;

Концентрация усилий на разработке новых передовых технологий;

Плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования.

2. Сближение государств

3. Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике

4. Возникновение социокультурного единства человечества

Негативные:

– Насаждение единого стандарта потребления

– Создание препятствий для развития отечественного производства

– Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран

– Навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества

– Оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах

– Утрата каких-то специфических черт национальных культур

5. «Глобальные проблемы» (термин появился в конце 1960-х гг. - совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.

6. Эти проблемы являются глобальными, потому что:

затрагивают все человечество;

проявляются как объективный фактор развития общесмтва;

настоятельно требуют решения;

предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);

от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации.

7. Причины глобальных проблем:

активный преобразующий характер деятельности человечества;

противоречия и конфликты становятся из локальных общемировыми из-за растущей взаимозависимости человечества.

Главные (приоритетные) глобальные проблемы

Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны

Демографическая

Преодоление отсталости развивающихся стран

Продовольственная

Сырьевая

Энергетическая

Экологическая

Использования Мирового океана

Мирового освоения космоса

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.

Основные направления разрешения глобальных проблем

– Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах.

– Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем

– Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации.

– Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень

– Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.

Четкая международная система прогнозирования.

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.

Результаты исследования World Values Survey, в котором были проанализированы 65 стран и 75 % мирового населения, показали, что основные культурные ценности сохраняются, несмотря на глобализацию. Более того, традиционные ценности, изменённые под влиянием глобализации и модернизации, могут восстанавливаться.

Американизация

Глобализация нередко отождествляется с американизацией, что связано с усилившимся во второй половине XX века влиянием США в мире. Голливуд выпускает бо́льшую часть фильмов для мирового проката. В США берут своё начало мировые корпорации: Microsoft, Intel, AMD, Coca-Cola, Apple, Procter&Gamble, Pepsi и многие другие. McDonald’s из-за своей распространённости в мире стала своеобразным символом глобализации. Сравнивая цены в разных странах на бутерброд BigMac из местного ресторана McDonald’s, журналом The Economist анализируется покупательная способность разных валют (индекс Биг-Мака).

Несмотря на то, что McDonald’s часто символизирует глобализацию, при ближайшем рассмотрении меню этих закусочных учитывает местные обычаи и очень часто включает множество самых разных местных блюд. Например, в Гонконге это Сёгунбургер (терияки из свинины с салатом на булочке с кунжутом), в Индии - Макалу Тиккибургер, вегетарианский бургер с картофелем, горохом и специями, МакШаверма в Израиле, МакАрабиа в Саудовской Аравии и так далее. Таким же образом поступают и многие другие международные корпорации, например, Coca-Cola.

Однако в глобализацию вносят свой вклад и другие страны. Например, один из символов глобализации – IKEA – появилась в Швеции. Популярная служба мгновенных сообщений ICQ впервые была выпущена в Израиле, а известная программа для IP-телефонии Skype была разработана эстонскими программистами.

Хорошо известен тот факт, что интенсивно идущий процесс глобализации создает серьезные вызовы национально-государственным интересам. Ведь глобализация включает несколько компонентов. Во-первых, это распространение на все регионы мира современной рыночной экономики, сопровождаемое появлением транснациональных корпораций, которые сегодня управляют многими экономическими процессами в мире, не считаясь при этом с существующими национально-государственными границами.

Во-вторых, это повсеместное проникновение во все страны мира современных коммуникационных технологий: телевидения, Интернета, мобильной связи. И то и другое порождает всемирную массовую культуру, которая, как может показаться, успешно вытесняет традиционную, развивающуюся как раз в рамках национальных государств. Некоторые теоретики считают, что в процессе глобализации должна исчезнуть национально-государственная идентичность, что будущее человечества связано с отмиранием наций и национальных государств, что понятие государственного суверенитета канет в Лету, а индивидуальная идентичность в дальнейшем будет опираться либо на глобальную коллективность (космополитизм), либо на отдельные случайно создаваемые и быстро распадающиеся сетевые сообщества.

Другие теоретики — постмодернисты — идут еще дальше: с их точки зрения, сегодня вообще теряет смысл понятие любой человеческой идентичности, как индивидуальной, так и коллективной, можно говорить о «размытой» идентичности, полиидентичности, уничтожении каких бы то ни было границ между отдельными индивидами и отдельными коллективностями. Ясно, что с этой точки зрения вопрос о защите национально-государственных интересов является бессмысленным.

Между тем он исполнен глубокого смысла, особенно сегодня. Конечно, в рамках рыночной экономики можно эффективно решать многие экономические проблемы. Безусловно, что новые коммуникационные технологии и новейшие технологии НБИК (нано, био, информационные, когнитивные) создают новое пространство для человеческого развития, предоставляют принципиально иные возможности для выхода за рамки культурной изоляции. Но вместе с тем процесс глобализации в том виде, в каком он осуществляется сейчас, несет угрозу не только существующим национальным государствам, но и самому человеку.

Глобализация разрушает не только межгосударственные границы, но и жизненный мир человека, не только человека той или иной культуры, но и человека вообще. Имеется в виду не только то, что относится к специфическим особенностям той или иной культуры, но и то, что является инвариантными характеристиками всех культур, сколь бы они ни отличались друг от друга: речь идет о таких ценностях, как свобода, забота о ближнем, взаимопонимание и др.

Глобальная технологизация всех социальных и культурных отношений угрожает самому бытию человека. Растущая включенность человека в глобальную информационно-коммуникационную сеть — это не только возможность установления контактов с другими людьми и культурами, но и растущая сеть зависимостей. Расширяются возможности для манипуляции сознанием, управления человеком, производства дезинформации в больших масштабах. В связи с развитием информационных, биологических и нанотехнологий появляется возможность серьезной модификации телесных качеств человека, воздействия на его мозг и психику.

С одной стороны, это открывает новые возможности, с другой — не может не влиять на культуру, так как во всех существующих культурах образ человека предполагает те его телесные и психические характеристики, которые сложились исторически. Сообщества, возникающие в рамках глобальных информационных сетей, в ряде отношений отличаются от тех, которые существуют на основе традиционных культур. Сетевое сообщество может мгновенно возникнуть и столь же быстро распасться.

Оно не привязано ни к какой территории и не опирается на устойчивую традицию. Отношения между такими сообществами не имеют иерархического характера, а их совокупность не может быть представлена в качестве системного целого. Поэтому включенность в подобные сообщества и привязанность к одной из существующих культур, опирающихся на исторические традиции и предполагающих пространственную локализацию, вступают в серьезное противоречие. Рыночная экономика продемонстрировала и продолжает демонстрировать свою эффективность в глобальном масштабе. Но поскольку развитие современных технологий и лежащей в их основе науки происходит сегодня в рамках такого рода экономики, то и наука, и технологии приобретают некоторые характеристики, которые не были им свойственны в традиционной культуре и которые в каком-то смысле «расчеловечивают» и науку, и технологии.

О возможном опасном для человека использовании современных технологий уже говорилось. Что же касается науки, то она в условиях современного потребительского общества (которое глобализация и пытается распространить на всю планету) приобрела характер так называемой технонауки: лишь то знание ценится и поощряется, которое может породить технологии. А с помощью последних можно произвести товар на продажу. Само знание превращается в товар, а ученый — в поставщика услуг.

Это очень серьезно влияет на этос науки. Если она работает на крупные корпорации, то знание, добытое учеными, становится собственностью этих корпораций со всеми вытекающими отсюда последствиями — вплоть до засекречивания методов получения тех знаний, которые могут быть использованы при создании новых технологий. Возникает так называемый когнитивный капитализм, появляются новые типы ученых, невозможные ранее, например ученый-менеджер.

В 1940-е годы известный американский социолог науки Р. Мертон на основании изучения деятельности отдельных ученых и научных коллективов сформулировал четыре особенности научного этоса: универсальность, коллективизм, культивируемый научный скептицизм и запрет на плагиат. В течение многих десятилетий казалось, что выделенные Мертоном характеристики научной деятельности — безусловные черты того, что мы считаем наукой. Между тем в науке, развивающейся в условиях современной глобальной рыночной экономики, это во многом уже не так. Если научное знание — собственность корпораций, то очевидно, что об универсальности знания, его коллективности во многих случаях уже нельзя говорить. Критицизм в этом случае тоже не может практиковаться в той форме, в какой это можно было делать раньше. К счастью, не вся наука превратилась в технонауку и отнюдь не все научное знание стало собственностью корпораций.

И особенности научного этоса, определенные Мертоном, все еще работают во многих научных исследованиях. Но сама тенденция превращения науки как одного из высших культурных достижений человечества в простой способ зарабатывания денег, конечно, связана с распространением рыночных отношений на все сферы человеческой жизни, что и происходит сегодня в процессе глобализации. Что же может противодействовать этому процессу, а точнее, той форме глобализации, которую она приобрела сегодня (ибо глобализация может осуществляться и в других формах)? Противостоять расчеловечиванию человека и культуры мы сможем только в том случае, если сумеем сохранить традиционные человеческие ценности и вместе с тем адаптировать их к современным реалиям, в том числе к вызовам, которые созданы развитием науки и технологий. А традиционные ценности существуют и транслируются от поколения к поколению в рамках существующих национальных культур. Эти культуры отличаются друг от друга. Понимание мира и человека в них неодинаково.

Но всем им свойственны некие общие представления, которые сегодня ставятся под вопрос глобальными вызовами. Разнообразие традиционных культур — не недостаток, а условие выживания и дальнейшего развития человечества. Вообще гомогенность (к которой ведет практикуемая сегодня глобализация) — путь в тупик, ибо, как хорошо известно, развитие, эволюция возможны только при условии разнообразия, так как разные формы могут обнаружить разные ресурсы на том или ином витке дальнейшего развития, и то, что сегодня кажется наиболее перспективным, может не оказаться таковым на новом этапе. Существующие культуры сегодня вынуждены реагировать на вызовы глобализации и адаптироваться к ним путем саморазвития. Может оказаться, что у разных культур ресурсы подобной адаптации будут различными.

Так, например, некоторые традиционные способы организации работы в Китае и Японии оказались хорошо коррелирующими с современными формами работы сетевых предприятий. Я думаю, что культивировавшиеся в русской культуре внепрагматические ценности могут сыграть положительную роль в поисках выхода из тупика «когнитивного капитализма». Наиболее трагичным окажется положение тех культур (и связанных с ними государств), которые не смогут найти в себе ресурсы для адаптации к современной ситуации и для саморазвития. Они могут потерять свою идентичность — как культурную, так и государственную.

Итак, защита человека сегодня означает охрану и развитие традиционной культуры, а последнее предполагает защиту национальной идентичности, значит, национальных интересов. Последние, конечно, включают защиту геополитических и экономических интересов страны, развитие экономики, здравоохранения, нахождение страной своего места в международном разделении труда, сотрудничество с разного рода международными экономическими и политическими организациями, укрепление обороноспособности и многое другое.

Страна не может находиться в изоляции. Для того чтобы сохранить свою национальную идентичность, она должна развиваться, а значит, адаптироваться к существующим мировым и политическим реалиям, точнее, не просто адаптироваться, а давать свой ответ на глобальные вызовы, следовательно, меняться, развиваться самой. Но все это невозможно без сохранения и развития культуры, ибо именно она и есть то, что лежит в основе национально-государственной идентичности. Без собственной культуры все остальное (политические и экономические связи, государственные и общественные институты) не обеспечит сохранение национальной идентичности. А это значит, что защита национальных интересов невозможна без развития образования, науки и искусства. Экономически развитая страна, потерявшая свою культуру, лишается национальной идентичности, а значит, и национальных интересов.

Культурный плюрализм

(от лат. plyralis - множественный) - наличие и признание свободного существования и раз­вития различных этнических культур в составе единой национальной общности.

Национальная культура, язык, традиции, ценности являются одним из этнообразующих факторов, выделяющих конкретную этническую группу, общность от других. Концепция К.п., принятая в западной науке, предпола­гает наличие в национальном самосознании и закрепление в законодатель­ных актах и нормах права на свободное развитие различных культур и суб­культур, в том числе и культуры этнического меньшинства, признание дан­ного права за всеми народами и народностями.

К.П. рассматривается как предпочтительный структурный принцип мультикультурного общества. С понятием "мультикультурное общество" связаны надежды на создание толерантного общества. Общество, основанное на К.П., представляет собой совокупность социальных групп с различной культурой. Однако культура теряет при этом целостнозначимую структуру, что является основой интеграции общества, основой этнической идентично­сти. Мультикультурное общество объединяется не только с помощью рынка, но и с помощью культурной политики государства.

В целом развитие культуры осуществляется по модели функциониро­вания наднациональной, однородной индустриальной культуры, но парал­лельно укрепляются и развиваются культуры различных групп. Национальная культура развивается на основе своего языка, традиций, истории, этнических мифов. Мультиэтническое общество всегда испытывает беспокойство по вопросам согласования этнических культур. Концепция К.п. обосновывает один из путей, способов решения сложной проблемы взаимодействия различных этнических культур.

Глобализация, бесспорно, придаёт разным нациям общие черты. Появляются межнациональные субкультуры - хиппи, рокеры, байкеры, растаманы, анимэшники и т. п. Но космополиты существовали со времён по крайней мере фараона Эхнатона. Однако поколебать национальную самобытность глобализация не в состоянии. Японцы внешне становятся всё более похожими на европейцев, но жизнь их устроена принципиально иначе, чем в Европе или США. Мы в России особенно легко "западаем" на яркое иноземное. Но оттого что мы стали носить джинсы, пить кока-колу и пользоваться Интернетом, наша страна, как видите, не сделалась похожей ни на Европу, ни на США, - а к добру это или к худу, решайте сами. Да, мы напичкали свой язык английскими словами, но при этом оснастили их таким количеством русских префиксов, суффиксов и флексий, что изменили до неузнаваемости. К тому же язык не столько словарный запас, сколько грамматика, а она меняется чрезвычайно медленно.



То же с национальной культурой в целом. Наш средний человек может забыть Толстого и пристраститься к Шелдону - менталитет его при сём существенно не изменится.

Глобализм 20-го века и неоглобализм современности. Для того, чтобы понимать и адекватно оценивать современные проявления и тенденции процесса глобализации общества, необходимо совершенно четко различать две основные фазы развития глобализма , как идеологической основы процесса глобализации.

Глобализм как идеология зародился в начале 70- х годов 20-го века, когда были опубликованы первые результаты количественных исследований ряда глобальных проблем, выполненные под эгидой «Римского клуба». Эти результаты оказали достаточно сильное воздействие на сознание элиты мирового сообщества, которая была поставлена перед дилеммой: либо определить новую стратегию развития цивилизации, либо смириться с неизбежностью глобальной экологической катастрофы, наступление которой прогнозировалось на период 2025-2030 гг.

Отличительная особенность глобализма 20-го века заключалась в том, что его основной задачей являлась консолидация мирового сообщества перед лицом всеобщей и быстро надвигающейся опасности, той глобальной угрозы, которая поставила под сомнение дальнейшее существование самого человека как биологического вида. В качестве реакции на эту угрозу последовал целый ряд весьма представительных международных форумов, посвященных системному анализу глобальных проблем дальнейшего развития цивилизации и попыткам выработать некоторую общую стратегию действий мирового сообщества по предотвращению глобальной экологической катастрофы.

В числе наиболее весомых и значимых среди этих форумов можно назвать общеизвестный Международный конгресс по проблемам окружающей среды (Рио-де-Жанейро, 1992г.), а также 19-й Всемирный философский конгресс на тему: «Человечество на переломе: философские перспективы» (Москва, 1993г.). Оба эти мероприятия дали мощный импульс для развития того нового направления философских, теоретических и прикладных исследований, которое сегодня известно под названием «Проблемы устойчивого развития» . Однако уже сегодня, спустя чуть более 10 лет после указанных выше форумов, сама идеология глобализма существенным образом изменилась. Теперь мы имеем дело с его совершенно новой формой – неоглобализмом , который преследует совершенно иные стратегические цели. Суть этих целей состоит в том, чтобы любыми путями обеспечить доступ ограниченного количества населения нашей планеты, а именно - населения развитых стран Запада (так называемого «золотого миллиарда») к сырьевым и энергетическим ресурсам планеты, большая часть которых расположена на территории России и стран «третьего мира», которые в дальнейшем будут обречены на нищенское существование в роли сырьевых колоний и мест для складирования промышленных отходов.

Именно такая стратегия дальнейшего развития цивилизации, по мнению апологетов современного неоглобализма, обеспечивает возможность для населения развитых стран Запада и, в первую очередь США, продолжать свой курс экономического развития, основанный на приоритете неограниченного потребления.

Идеология неоглобализма уже не предусматривает развития науки, образования и высоких технологий. Она также и не навязывает обществу никаких разумных самоограничений ни материального, ни морального плана. Наоборот, сегодня поощряются самые низменные инстинкты человека, сознание которого фокусируется на удовлетворении чувственных потребностей «здесь и сейчас» в ущерб его духовному развитию и планам на будущее.

Единственным препятствием, которое сегодня стоит на пути распространения идеологии неоглобализма во всем мире, являются крупные национальные государства, где все еще сильны традиционные духовные ценности, такие, как патриотизм и служение своему народу, социальная ответственность, уважение к своей истории и культуре, любовь к родной земле. Все эти ценности неоглобалисты сегодня объявляют устаревшими и не соответствующими реалиям нового времени, где господствуют воинствующий либерализм, экономический рационализм и частнособственнические инстинкты.

Ведь именно эти качества приносят сегодня успех в деловой или политической сфере. Поэтому одним из главных вызовов неоглобализма, который в 21-м веке обращен уже ко всему человечеству, является нравственный вызов , который требует коренного пересмотра всех существовавших ранее духовных ценностей. И этот вызов является куда более опасным, чем угрозы терроризма или же экологическая катастрофа. Эта опасность состоит в том, что идеология неоглобализма не только разъединяет всех людей мирового сообщества на два антагонистических лагеря – рабов и господ, но также деформирует сознание самого человека, уничтожая в нем то истинно человеческое, что с таким трудом было накоплено за многие тысячелетия развития человеческой истории.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ

Санкт-Петербургский Государственный

Университет культуры и искусств

Факультет «История мировой культуры»

Глобализация и культура

Исполнитель:

Иванова Светлана Анатольевна

Студентка 407 группы

вечернего отделения

Специализация:

Руководитель фирмы,

референт-представитель фирмы

Санкт-Петербург

Содержание

1.

Введение

2.

Понятие - Культура

3.

Глобализация и национальные культуры

4. Началопроцесса глобализации

5.

Какими качествами характеризуется глобализация

7. Характер культуры и виды сопротивления

8. Чегобоятся страны-противники глобализации

9. Рольи значение культуры для человека

Введение

Сегодня ни одной страной и ни одним обществомсоциальные группы и индивиды не воспринимаются как замкнутые и самодостаточныефеномены. Они включены во всеобщие взаимоотношения и взаимообусловленность.

Всеобщаявзаимосвязь,взаимообусловленность и взаимоотношения являются закономерностьюкрайне сложных и противоречивых процессов глобализации.

Глобализация - это всеобщий и многостороннийпроцесс культурной, идеологической и экономической интеграции государств,государственных объединений, национальных и этнических единств, чтопредставляет собой сопутствующее явление современной цивилизации.

Страны и народы всего мира существуют в условияхрастущего взаимовлияния. Ускоренные темпы развития цивилизации и ходаисторических процессов поставили вопрос о неизбежности глобальныхвзаимоотношений, об их углублении, укреплении и ликвидации изоляции стран инародов.

Изолированность от мира, замкнутость в собственныхрамках была идеалом общества аграрного типа, для современного обществахарактерен тип человека, вечно преступающего установленные границы и обретающегоновый облик, всегда движимого прежде всего мотивами обновления и изменения.

Последующие исторические процессы предопределили всебольшее сближение народов и стран. Подобные процессы охватывали все большеепространство и обусловливали общий исторический прогресс и новый этапинтернационализации.

Сегодня же глобализация стала процессом строительстванового единства всего мира, ведущее направление которого и есть интенсивноераспространение экономики, политики и культуры развитых стран во многообразномпространстве развивающихся и отсталых стран. Эти масштабные процессыпроисходят, по преимуществу, добровольно.

Всеобщие процессы глобализации вызывают необходимые иглубокие перемены в деле сближения и взаимосотрудничества народов и государств.За этим следует процесс сближения и унификации уровня жизни и его качества.

Мир объединяется с целью решения межгосударственныхили локальных региональных проблем. Взаимосближению и интеграции сопутствуютпроцессы, которые могут оказаться опасными для самобытности малочисленныхнародов и национальностей. Здесь имеется в виду установление тех норм истандартов, которые по сей день остаются проблемными для высокоразвитых стран.Грубая трансплантация норм и ценностей в общественный организм может оказатьсягубительной.

Понятие – Культура

Культура - историческиопределенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формахорганизации жизни и деятельности людей. Понятие культуры употребляется дляхарактеристики материального и духовногоуровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономическихформаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура,культура майа), а также специфических сфер деятельности или жизни (культуратруда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин«культура» относят только к сфере духовной жизни людей. В обыденном сознании«культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию,науку и т.д.

Культурология же использует понятие культуры,которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества исвободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Понятие культуры обозначаетуниверсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир исамого себя. Каждая культура- это неповторимая вселенная, созданнаяопределенным отношением человека к миру и к самому себе. Иными словами, изучаяразличные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологическиенаходки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили,и чувствовали себя иначе, чем мы.

Каждая культура есть способтворческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащаетнас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Она включает в себяне только предметные результаты деятельности людей (машины, техническиесооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали ит.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые вдеятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического инравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людейв рамках коллектива и общества).

В силу того, что человек, посвоей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные,так и духовные средства. Для удовлетворения материальных потребностей онсоздает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания,дороги и т.п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает духовныеценности, нравственные и эстетические идеалы, политические,идеологические, религиозные идеалы,науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам какматериальной, так и духовной культуры. Поэтому человека можно рассматривать какисходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает ииспользует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его рольтворца культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средстводля собственного развития.

Таким образом, культура - это все материальные и нематериальныепродукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения,объектированные и принятые в любых общностях, передаваемые другим общностям и последующимпоколениям.

Глобализация и национальныекультуры

Культура, поскольку она является продуктомчеловеческой деятельности, не может существовать вне общности людей. Этиобщности представляют собой субъект культуры, являются ее создателем и носителем.

Нация создает и сохраняет свою культуру как символреализации своего права. Нация, как культурная реальность, проявляет себя вразных сферах, каковыми являются обычай, направленность воли, ценностнаяориентация, язык, письменность, искусство, поэзия, судопроизводство, религия ит.д. Свою высшую функцию нация должна видеть в существовании нации как таковой.Она вечно должна заботиться об упрочении суверенности государства.

Сохранение самобытности и ее укрепление, главнымобразом, зависит от активности внутренних сил и от выявления национальнойвнутренней энергии. Культура общности не является простой суммой культуротдельных личностей, она сверхиндивидуальна и представляет собой совокупностьценностей, творческих продуктов и стандартов поведения общности людей.Культура - единственная сила, формирующая человека как члена общности.

Культурасохранения национальных особенностей становится богаче, если онавзаимодействует со многими народами мира.

Личностнаясвобода, высокий уровень социальной сплоченности, социальная солидарность идр. - это и есть те основные ценности, которые обеспечиваютжизнеспособность любых малых народов и реализуют национальные стремления иидеалы.

Глобализация выдвигает идеал «глобальной правовойгосударственности», что неизбежно ставит вопрос о расширении средствограничения государственного суверенитета. Это является фундаментальнойнегативной тенденцией глобализации. В этих случаях слаборазвитые страны,имеющие исторически традиционную культуру, могут найти себе место только средипоставщиков сырья или стать рынком сбыта. Они могут остаться без собственнойнациональной экономики и без современных технологий.

Человек - единственное существо во вселенной,которое не только созерцает ее, но и своей активной деятельностью заинтересованов целесообразном преобразовании ее и самого себя. Он является единственнымразумным существом, способным к рефлексии, к раздумьям над своим бытием.Человек не равнодушен и не безразличен к существованию, он всегда выбираетмежду разными возможностями, руководствуясь желанием улучшить своесуществование и свою жизнь. Основная особенность человека заключается в том,что он представляет собой личность, которая является членом определеннойобщности, со своим волевым целеустремленным поведением и которая действиемстремится к удовлетворению своих потребностей и интересов. Способность созданиякультуры и есть гарант человеческого бытия и его фундаментальныйхарактеризующий признак.

В известной формулировке Франклина: «Человек -это животное, создающее орудия» - подчеркивается то обстоятельство, чточеловеку свойственны активность, труд, творчество. В то же время, онпредставляет совокупность всех общественных отношений (К. Маркс), вкоторые люди вступают в процессе социальной деятельности. Результатом такойдеятельности являются общество и культура.

Общественная жизнь - это, прежде всего,интеллектуальная, моральная, экономическая и религиозная жизнь. Она охватываетвсе особенности совместной жизни людей. «Общество подразумевает системувзаимоотношений, связывающую индивидов, принадлежащих к общей культуре», -отмечает Э. Гидденс. Ни одна культура не может существовать без общества,но также и ни одно общество не может существовать без культуры. Мы не были бы«людьми» в том полном смысле, который обычно вкладывается в данный термин. Мыне имели бы языка, чтобы выразить себя, не обладали бы самосознанием, и нашаспособность думать и рассуждать была бы сильно ограничена...»

В ценности всегда выражены обобщенные цели и средстваих достижения. Они играют роль фундаментальных норм, которые обеспечиваютинтеграцию общества, помогают индивидам осуществлять социально одобряемый выборсвоего поведения в жизненно значимых ситуациях, в том числе и выбор междуконкретными целями рациональных действий. Ценности служат социальнымииндикаторами качества жизни, а система ценностей образует внутренний стерженькультуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов исоциальных общностей. Система ценностей, в свою очередь, оказывает обратноевлияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейшихстимулов социального действия, поведения индивидов.

В культуре каждой общности приняты определенныесистемы ценностей и соответствующая иерархия. Мир человеческих ценностей,затронутый бурными переменами, стал очень изменчив и противоречив. Кризиссистемы ценностей означает не их тотальное уничтожение, а изменение ихвнутренних структур. Ценности культуры не погибли, однако они сталидругими по своему рангу. В любой перспективе появление нового элемента влечетза собой перетасовку всех остальных элементов иерархии.

Моральные ценности и нормы - очень важные явленияв жизни индивида и общества. Именно через эти категории осуществляетсярегулирование жизни индивидов и общества. И ценности, и нормы «вплетены» вобщество. Вместе с этим, соблюдение норм - не только их внешняя функция. Всоответствии с групповыми нормами индивид рассматривает самого себя.

Пробуждение национального самосознания, котороенаблюдается в сегодняшней действительности, свидетельствует о неестественностипроцесса слияния наций, о несоответствии его природе человека.

Пока же некоторые мыслители обеспокоены будущимчеловечества в условиях усиленной цивилизации и глобализации. «Наш XX век был,может быть, самым драматичным в истории человечества с точки зрения судеблюдей, народов, идей, социальных систем и цивилизации, - отмечаетА.А. Зиновьев, -… Это был, может быть, последний человеческий век».

Начало процесса глобализации

С 90-х годов прошлого века о феномене глобализациистало известно самым широким кругам общества, несмотря на то, что первые егопризнаки стали появляться еще в 50-х годах. После окончания Второй мировойвойны сформировался новый мировой уклад. Появились два идеологических лагеря:так называемый коммунистический, вместе со своим военным блоком (страныВаршавского договора), и так называемый капиталистический, образовавшийСевероатлантический альянс. Остальные страны, так называемый «третий мир»,представляли собой арену, на которой проходило состязание двух враждующихлагерей, но сами они не играли существенной роли в мировых политическихпроцессах.

Капиталистический блок, с либерально-демократическимиценностями и экономикой, основанной на частной собственности, представлял собойоткрытое общество и оказался более жизнеспособным, чем закрытое общество,построенное на общественно-коммунистических принципах равноправия.Парадоксально, но факт: коммунистический режим изменял основным принципаммарксизма и подчинял политику экономике, в то время как открытое общество изначальностроило свою политику исходя из экономических процессов.

Исходя из принципов экономической полезности, сталонеобходимым объединение многих стран в единую силу. В первую очередь,потребовалась экономическая интеграция, что с необходимостью привело к созданиюединого правового пространства, однородного политического правления иуниверсализации демократических ценностей. Был создан новый европейскийлиберально-демократический проект, идея которого - построение миранезависимым, свободным человеком, который не признает ничего, не являющегосяпостижимым рационально. Вселенная должна быть преобразована рациональным путемтак, чтобы стать приспособленной для жизни любого и каждого автономногоиндивидуума. Либеральный проект является отрицанием всего уже имеющегося, в томчисле утопичных идей коммунизма, этических идей, идей, которые отождествляютсяс суеверием. Реализация этого проекта дала возможность превратить национальныекорпорации в транснациональные, что, в свою очередь, потребовало создания глобальногоинформационного поля. Это повлекло за собой невиданный расцвет в сфере массовыхкоммуникаций, и, в частности, привело к возникновению компьютерной сетиИнтернет. Этим процессам «стойко» противостояла коммунистическая советскаяимперия, ставшая первой жертвой процесса глобализации.

После разрушения биполярного мира мир постепенностановился более гомогенным, а различие между культурами стало мыслиться какглавное противоречие современности. Текущие процессы являются предметомрассуждения многих интеллектуалов, и можно выделить две точки зрения, которыепредставляют основные принципы разных подходов. С точки зрения современногоамериканского мыслителя Ф. Фукуямы, с наступлением посткоммунистическойэпохи налицо конец истории. Фукуяма полагает, что мировая история перешла накачественно новую ступень, на которой снято противоречие как движущая силаистории, и современный мир предстает как единое общество. Нивелированиенациональных обществ и становление единого мирового сообщества предзнаменуетконец истории: значительных изменений после этого не произойдет. История большене является полем столкновения отдельных наций или государств, культур иидеологий. Ее заменит всеобщее и однородное состояние человечества.

Иную точку зрения развивает американский мыслительС. Хантингтон. По его мнению, на нынешнем этапе место идеологическихпротиворечий занимают противоречия культур (цивилизаций). Процесс политическойгомогенизации мира вызовет цивилизационные конфликты. Эти различные взглядыобъединяет то, что оба автора подчеркивают существование (течение)глобализационных процессов, но предполагают различные следствия и итоги,вытекающие из них.

Какими качествами характеризуетсяглобализация

Основная характеристика процесса глобализации,протекающего в современном мире - экстраполяция либерально-демократическихценностей на все регионы без исключения. Это значит, что политические,экономические, правовые и т.д. системы всех стран мира становятся идентичными,и взаимозависимость стран достигает небывалых масштабов. До сих пор народы икультуры никогда не были так зависимы друг от друга. Проблемы, возникающие влюбой точке мира, моментально отражаются на остальном мире. Процессглобализации и гомогенизации проводит к созданию единого мирового сообщества, вкотором формируются единые нормы, институты и культурные ценности. Появляетсяощущение мира как единого места.

Процесс глобализации характеризуется следующимиосновными аспектами:

1.интернационализацией, что, в первую очередь, выражается во взаимозависимости;

2.либерализацией, то есть устранением торговых барьеров, мобильностью инвестицийи развитием интеграционных процессов;

3.вестернизацией - экстраполяцией западных ценностей и технологий во всеточки мира;

4.детерриторизацией, что выражается в активности, имеющей транснациональныемасштабы, и уменьшении значимости государственных границ.

Глобализациюможно назвать процессом тотальной интеграции. Тем не менее, она принципиальноотличается от всех форм интеграции, существовавших в мировой истории ранее.

Человечество до сих пор было знакомо с двумя формамиинтеграции:

1.Какая-либо сильная держава насильственно пытается «присоединить» другие страны,и такую форму интеграции мы можем назвать интеграцией с помощью принуждения(силы). Таким образом создавались империи.

2.Добровольное объединение стран для достижения общей цели. Это добровольна формаинтеграции.

В обоих случаях те территории, на которыхосуществлялась интеграция, были сравнительно невелики и не достигали масштабов,характерных для современного процесса глобализации.

Глобализация не является ни объединением с помощьювоенной силы (хотя военная сила может применяться как вспомогательноесредство), ни добровольным объединением. Ее суть принципиально отлична: онаосновывается на идее выгоды и материального благополучия. Преобразованиенационально-государственных корпораций в транснациональные, в первую очередь,требует единообразного политического и правового пространства для того, чтобыобеспечить безопасность капитала. Глобализацию можно рассматривать каклогический результат нового европейского либерального проекта, в основекоторого лежит сциентистская парадигма европейской культуры Нового времени,наиболее рельефно проявившая себя в конце XX века. Стремление к развитию наукии образования, а также интернациональный характер науки и техники помоглипоявлению новых технологий, что, в свою очередь, сделало возможным «уменьшение»мира. Не случайно, что для вооруженного современной технологией общества земляуже мала, и усилия направлены на освоение космоса.

На первый взгляд, глобализация похожа на европеизацию.Но она сущностно отличается от нее. Европеизация как некийкультурно-парадигматический процесс являла себя и в ценностной ориентации жителейближайших к Европе регионов рассматривалась как образец правил упорядочиванияжизни. Правила европейской жизни и их преимущества оказывали влияние напограничные культуры, причем не только с помощью экономического влияния иливоенной силы. Примерами европеизации является модернизация традиционныхобществ, стремление к образованности, насыщенность повседневности духом науки итехники, европейский костюм и т.д. Хотя европеизация в различной степенизатронула лишь ближайшие к западной Европе страны, а именно - страны восточнойЕвропы и передней Азии, в том числе и Турцию. Что же касается остального мира,то европеизацией он существенно не затронут до сих пор. Ни одна страна икультура, ни один регион мира не уклоняется от глобализации, т.е. гомогенизации.Но, хотя этот процесс необратим, он имеет явных и скрытых противников. Тем неменее, заинтересованная в глобализации страна не устрашится применить силу,примерами чего являются произошедшие в Югославии и Афганистане события.

Почему же глобализации оказывают такое жесткоесопротивление и выражают протест против нее? Неужели те, кто сопротивляетсяглобализации, не хотят порядка, мира и материального благополучия? Хотя впроцессе глобализации принимают участие все экономически, финансово иполитически передовые страны, в качестве покровителя этого процесса все жевоспринимаются Соединенные Штаты Америки.

США после Второй мировой войны активно включаются вмировые политические процессы. Проводя интегрированную с западноевропейскимистранами политику, Америка становится одним из главных сдерживающихраспространение коммунизма факторов. Начиная с 60-х годов прошлого века, СШАпостепенно становится мировым политическим лидером. Реализация новоевропейскоголиберально-демократического проекта осуществилась именно в этой стране, чтопривело к ее военному и экономическому преуспеванию.

Даже европейские страны попали в зависимость от США.Это стало особенно явным после распада Советского Союза.

Всовременном мире явной стала военная политическая, экономическая и финансоваягегемония Америки.

Американцы считают, что они защитники либеральныхценностей, и оказывают в этом деле помощь и поддержку всем заинтересованнымстранам, хотя это само по себе и находится в противоречии с духом либеральногопроекта.

Сегодня в мире сложилась такая ситуация, что несуществует силы, могущей соперничать с Америкой. Она не имеет достойногосоперника, который угрожал бы ее безопасности. Единственное, что может серьезнопомешать осуществлению интересов Америки - это всеобщий хаос, анархия, вответ на что следует молниеносная реакция, примером которой могут служитьконтртеррористические мероприятия. Этому начинанию Америки как «рулевого глобализации»явно и открыто противостоят мусульманские страны. Скрытое (во всяком случае, неагрессивное) сопротивление оказывают индийская, китайская и японская культуры. Различные варианты хоть и уступчивого, нопротиводействия демонстрируют страны Западной Европы и Россия, а также т.н.развивающиеся страны. Эти различные формы сопротивления находятся всоответствии со своеобразием культур.

Характер культуры и виды сопротивления

Попытаюсь проанализировать как различные культурыотносятся к процессу создания всемирного общества. Начну с культуры, котораяявляется самым ярым противником глобализационных процессов, а именно - смусульманской культуры. Кроме тех признаков о которых говорилось выше и которыеценны и для них - традиции, язык, ценности, ментальность, уклад жизни - всознании индивида или народов-носителей этой культуры специфическим является тообстоятельство, что глобализационные процессы воспринимаются ими как триумф ихтрадиционных противников - христиан. Каждая политическая, экономическая,культурная и, тем более, военная акция направленная в их сторону,воспринимается как крестовый поход. Историческая память этой культуры напротяжении веков формировалась, в основном, в противостоянии с христианами,которое и определило внесение такого радикального пункта в их священную книгу,Коран, который выражается в существовании религиозной войны - джихада;каждый из мусульман, кто отдал жизнь за веру, гарантированно получает место враю. Мусульманская культура не подвергала модернизации религию, и она понынеявляется главной составной ее частью, осью культуры, и, следовательно, оценкасобытий определяется именно религиозным сознанием.

Своеобразный характер сопротивления проявляют ипредставители православной - славянской культуры и их страна-лидер,Россия. Отношение России, как уже бывшей сверхдержавы, к глобализационнымпроцессам весьма своеобразно и исходит из души этой культуры. Россия напротяжении веков обосновывала панславистскую идею, мечтая стать третьим Римом,но, к сожалению, таковым стал Вашингтон, а не Москва. Политика России явно антиглобалистская.Она завидует Америке, но сегодня не обладает силой ей противостоять.

Что касается стран западной Европы, где и родиласьглобалистская идея, их положение весьма драматично. На первый взгляд, онивыглядят партнерами США в глобализационных процессах, но очевидно, что попраноих национальное достоинство. Реабилитировать его пытаются в защите языка ихудожественной культуре. Это ясно заметно при близком рассмотрении французской,немецкой и итальянской культур; создание новой единой валюты может бытьинтерпретировано таким же образом. Что же касается Англии, то она удовлетворяетсвои амбиции уже тем, что языком мира в результате глобализации становитсяанглийский.

Более сдержанное противостояние глобализации проявляютпредставители китайской культуры; они, если можно так выразится, стараютсявозвести Великую китайскую стену на современный манер. Изменения китайскаякультура переживает трагически. Они считают, что каждое изменение еще болееотдаляет их от культурного идеала «золотого века». Поэтому китайцы стараются неподдаться тому языку, разговор на котором отодвинет на задний план национальныеценности. Китайцы, например, избегают разговора о правах человека, благодарячему, как им представляется, сохраняют самобытность. Явное же противостояние былобы лишними хлопотами, да и США не вызывает их на явную конфронтацию, так как вэтой стране еще не окреп и не развился международный капитал; кроме того, этострана обладает ядерным оружием и, поскольку пока еще не осуществлена военнаякосмическая программа, открытая конфронтация с Китаем нанесет ощутимый ущербнациональным интересам Америки.

Индийскаякультура и сегодня не предает принципы буддистского мировоззрения и, как будтобы, находится в стороне от мировых процессов. Она ни за, ни против; да и ниодна страна-гегемон не старается беспокоить ее, словно спящего ребенка.

Япония же, на основании своего уникального опыта,который выражается в своеобразном синтезе традиции и европейских ценностей,считает, что глобализация не сможет подточить основы ее культуры, и стараетсяиспользовать глобализационные процессы для укрепления собственных традиций.

Чего боятся страны-противникиглобализации

Глобализационные процессы встречают различные формысопротивления. Некоторые из них имеют политическое, некоторые -экономическое, а некоторые - общекультурное содержание.

Политический аспект сопротивления, в первую очередь,проявляется на фоне разложения национальных государств и уменьшения ролимеждународных институтов. Трансформация сущности международной политики вызванапоявлением таких глобальных проблем, какими являются проблемы прав человека,экологии и оружия массового уничтожения. По этим причинам функции и значениетрадиционного сформированных национальных государств уменьшается. Они уже неспособны проводить независимую политику. Им угрожает такая опасность, каксверхгосударственная интеграция. В качестве примера можно привести единуюЕвропу и внутригосударственный сепаратизм как форму сопротивления этойопасности. Иллюстрациями этого последнего явления Абхазия в Грузии, СтранаБасков в Испании, Ольстер в Англии, Квебек в Канаде, Чечня в России и др.

Роль и значение государства во время глобализацииуменьшается и в том аспекте, что осуществляется уменьшение военной безопасностипо той причине, что производство созданной современной технологиейдорогостоящего оружия невозможно не только для слаборазвитых стран, но и длятех стран, которые являются эталоном экономического благополучия.

Крометого, экономическая и экологическая безопасность требует одновременных исогласованных действий многих стран. Глобальные рынки ставят государства наколени. Транснациональные корпорации имеют большие финансовые возможности, чемнациональные государства. Осознание всего этого способствует уменьшениюпреданности национальным государствам и, следовательно, повышению преданностичеловечеству. Нельзя не учитывать и того, что технологическое и, особенно,культурное единообразие подрывает основы национального государства.

Экономические аргументы противников глобализациивыглядят следующим образом. Они считают, что в этом процессе национальныеправительства теряют контроль над экономикой, а богатые страны не создаютгарантий социальной защиты. Следовательно, неравноправие углубляется, как вконкретной стране, так и между различными странами. Антиглобалисты считают, что их компарадорская буржуазия продалась иностранному капиталу и ее стремление к собственномуобогащению приведет к еще большему обнищанию населения. Иными словами,антиглобалисты считают, что экономическая глобализация приведет к еще большемуобогащению богатых и, соответственно, к обнищанию неимущих.

Чтоже касается культурного противостояния глобализационным процессам, то оно болеесерьезно, и поэтому требует особого внимания.

Роль и значение культуры для человека

Чего опасаются страны, противящиеся глобализации? Ведьглобализация, в ее идеальном варианте - это искоренение нищеты, всемирныйпорядок, вечный мир и материальное благополучие. Какая сила заставляетчеловека, народы и страны отказываться от вышеуказанных благ?

Дело в том, что представители самобытных культур,осознанно или нет, чувствуют, что за экономической, политической, правовой итехнологический гомогенизациями последуют и побочные эффекты, каковые, в первуюочередь, вызовут изменения их традиций, культуры и жизненного уклада. Одной изсущественных потребностей человека является собственная принадлежность кчему-либо, будь то социальная группа, конфессия, политическая или сексуальнаяориентация, географический ареал и др.; среди этих форм идентичности культурнаяидентичность является главной и всеобъемлющей; она в значительной мереопределяет человеческую ментальность, психологию и жизненный уклад в целом.Надо быть апологетом «теории заговора», чтобы обвинить США в том, что ониразработали такую идеологию, которая намерена уничтожить разнообразие культур иязыков, сделать мир культурно однородным. Хотя необходимо отметить, что теявления, которые сопутствуют составным частям глобализации, непрямым путемвызывают изменения национальных культур.

Впервую очередь это относится к национальному языку, к умалению его значения.Успешная экономическая деятельность требует осуществления своевременногоинформационного обмена на одном языке; и таким языком в случае глобализационныхпроцессов является английский. Конкретный индивид, общество, этнос, первымделом самоидентифицируется с языком, как со столпом национальной культуры;поэтому пренебрежение им, даже уменьшение ареала его распространениявоспринимается болезненно. С ценностной позиции язык не только являетсясредством передачи сообщения, то есть средством коммуникации, но имировоззрением и мироощущением народа-носителя этого языка, в нем зафиксированабиография нации, на нем говорили предки и он является моделью мира. Язык сутьнеотъемлемый признак нации: нет национальности без языка. Национальнымсознанием язык воспринимается как живой организм, который требует бережногоотношения и заботы. За потерей языка следует разрушение историческойнаследственности, связи времен, памяти… Язык является объектом любви,он - ось национальной культуры, объект уважения, потому что родной иявляется собственностью. Поэтому национальный язык является наиважнейшимфеноменом культуры. Нет культуры без языка; языком пронизаны все феноменыкультуры, для культуры он - всеобъемлющ. Это означает, что язык являетсяопределяющим не только для какой-либо конкретной, отдельно существующейкультурной среды, но, если что-либо существует в культуре, то это имеет своеоформление в языке. Иными словами, культура существует в языке, а язык являетсяспособом существования культуры.

Также считают, что процессы глобализации обуславливаютразрыв памяти. Культура суть форма исторической памяти; она - коллективнаяпамять, в которой происходит фиксация, сохранение и запоминание уклада жизни,социального и духовного опыта данного общества. Культура как память сохраняетне все, что было создано народом, носителем этой культуры, а то. что объективнооказалось ценным для нее. Если мы воспользуемся аналогией и осмыслим значение ироль памяти в реальной жизни конкретного человека, тогда нам станет более ясными значение культурной памяти в жизни нации. Человек, теряя память, теряет исобственную биографию, собственное «Я» и индивидуальную целостность; онсуществует физически, но не имеет прошлого, н

Культура, поскольку она является продуктом человеческой деятельности, не может существовать вне общности людей. Эти общности представляют собой субъект культуры, являются ее создателем и носителем.

Нация создает и сохраняет свою культуру как символ реализации своего права. Нация, как культурная реальность, проявляет себя в разных сферах, каковыми являются обычай, направленность воли, ценностная ориентация, язык, письменность, искусство, поэзия, судопроизводство, религия и т.д. Свою высшую функцию нация должна видеть в существовании нации как таковой. Она вечно должна заботиться об упрочении суверенности государства.

Сохранение самобытности и ее укрепление, главным образом, зависит от активности внутренних сил и от выявления национальной внутренней энергии. Культура общности не является простой суммой культур отдельных личностей, она сверхиндивидуальна и представляет собой совокупность ценностей, творческих продуктов и стандартов поведения общности людей. Культура - единственная сила, формирующая человека как члена общности.

Культура сохранения национальных особенностей становится богаче, если она взаимодействует со многими народами мира.

Личностная свобода, высокий уровень социальной сплоченности, социальная солидарность и др. - это и есть те основные ценности, которые обеспечивают жизнеспособность любых малых народов и реализуют национальные стремления и идеалы.

Глобализация выдвигает идеал «глобальной правовой государственности», что неизбежно ставит вопрос о расширении средств ограничения государственного суверенитета. Это является фундаментальной негативной тенденцией глобализации. В этих случаях слаборазвитые страны, имеющие исторически традиционную культуру, могут найти себе место только среди поставщиков сырья или стать рынком сбыта. Они могут остаться без собственной национальной экономики и без современных технологий.

Человек - единственное существо во вселенной, которое не только созерцает ее, но и своей активной деятельностью заинтересовано в целесообразном преобразовании ее и самого себя. Он является единственным разумным существом, способным к рефлексии, к раздумьям над своим бытием. Человек не равнодушен и не безразличен к существованию, он всегда выбирает между разными возможностями, руководствуясь желанием улучшить свое существование и свою жизнь. Основная особенность человека заключается в том, что он представляет собой личность, которая является членом определенной общности, со своим волевым целеустремленным поведением и которая действием стремится к удовлетворению своих потребностей и интересов. Способность создания культуры и есть гарант человеческого бытия и его фундаментальный характеризующий признак.

В известной формулировке Франклина: «Человек - это животное, создающее орудия» - подчеркивается то обстоятельство, что человеку свойственны активность, труд, творчество. В то же время, он представляет совокупность всех общественных отношений (К. Маркс), в которые люди вступают в процессе социальной деятельности. Результатом такой деятельности являются общество и культура.

Общественная жизнь - это, прежде всего, интеллектуальная, моральная, экономическая и религиозная жизнь. Она охватывает все особенности совместной жизни людей. «Общество подразумевает систему взаимоотношений, связывающую индивидов, принадлежащих к общей культуре», - отмечает Э. Гидденс. Ни одна культура не может существовать без общества, но также и ни одно общество не может существовать без культуры. Мы не были бы «людьми» в том полном смысле, который обычно вкладывается в данный термин. Мы не имели бы языка, чтобы выразить себя, не обладали бы самосознанием, и наша способность думать и рассуждать была бы сильно ограничена...»

В ценности всегда выражены обобщенные цели и средства их достижения. Они играют роль фундаментальных норм, которые обеспечивают интеграцию общества, помогают индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях, в том числе и выбор между конкретными целями рациональных действий. Ценности служат социальными индикаторами качества жизни, а система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Система ценностей, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших стимулов социального действия, поведения индивидов.

В культуре каждой общности приняты определенные системы ценностей и соответствующая иерархия. Мир человеческих ценностей, затронутый бурными переменами, стал очень изменчив и противоречив. Кризис системы ценностей означает не их тотальное уничтожение, а изменение их внутренних структур. Ценности культуры не погибли, однако они стали другими по своему рангу. В любой перспективе появление нового элемента влечет за собой перетасовку всех остальных элементов иерархии.

Моральные ценности и нормы - очень важные явления в жизни индивида и общества. Именно через эти категории осуществляется регулирование жизни индивидов и общества. И ценности, и нормы «вплетены» в общество. Вместе с этим, соблюдение норм - не только их внешняя функция. В соответствии с групповыми нормами индивид рассматривает самого себя.

Пробуждение национального самосознания, которое наблюдается в сегодняшней действительности, свидетельствует о неестественности процесса слияния наций, о несоответствии его природе человека.

Пока же некоторые мыслители обеспокоены будущим человечества в условиях усиленной цивилизации и глобализации. «Наш XX век был, может быть, самым драматичным в истории человечества с точки зрения судеб людей, народов, идей, социальных систем и цивилизации, - отмечает А.А. Зиновьев, - ...Это был, может быть, последний человеческий век».