Меню
Бесплатно
Главная  /  Материнство  /  Константин уральский балетмейстер биография. Главный балетмейстер театра оперы и балета поделился с нами творческими планами. Астрахань – мой город

Константин уральский балетмейстер биография. Главный балетмейстер театра оперы и балета поделился с нами творческими планами. Астрахань – мой город

Главная культурная новость пришла из Челябинского театра оперы и балеты имени Глинки. Руководство оперного объявило о новых громких кадровых перестановках. На должность художественного руководителя балетной труппы назначен Константин Уральский – хореограф, год назад поставивший на челябинской сцене знаменитый балет “Эль Мундо де Гойя”.

Еще до начала пресс-конференции журналистам стало ясно, что заявленной темой “о творческих планах театра” сегодня явно не ограничатся. Прогнозы сбылись: главную культурную сенсацию художественный руководитель театра Денис Северинов оставил на десерт. “Наши переговоры закончились совсем недавно, и мы получили согласие и назначение уже произведено. На должность художественного руководителя балета Челябинского оперного театра назначен Константин Семенович Уральский”, – сообщил Денис Северинов.

Такого поворота событий никто не ждал. Однако сам Денис Северинов называет это назначение логическим завершением давней истории. Балетную труппу театра лихорадит уже не первый год. Громким скандалом стало расторжение контракта с главным балетмейстером театра Валерием Кокаревым, которого руководство оперного обвинило в непрофессионализме. В характеристике нового худрука только эпитеты в превосходной степени: Уральский – не только талантливый балетмейстер, но и успешный менеджер нового поколения. “Это человек, который засовывал, извините за выражение, свой нос во все, что связано с работой балета, что связано с работой театра, связано с выпуском спектакля. Начиная с работы с артистами балета, постановочных цехов и вплоть до уборщиц”, – считает Денис Северинов.

Впервые имя Константина Уральского на Южном Урале прозвучало год назад, когда московский хореограф поставил на челябинской сцене балет “Эль Мундо де Гойя”. Постановка получила пять призов на фестивале “Сцена”, включая приз за лучшую хореографию года. Руководитель собственной балетной школы в Нью-Йорке, Константин Уральский готов на время оставить мировую сцену. Главным мотивом принятия данного назначения Уральский назвал “большой творческий потенциал челябинской труппы”. “Я с радостью принимаю сегодня эту труппу и надеюсь, что нам всем вместе – и мне, как руководителю, и городу – поскольку это театр челябинцев, и всей области – удастся создать очень интересный и яркий коллектив”, – говорит Константин Уральский.

Под занавес 52 театрального сезона произошло событие, которому сами артисты дали свое определение – сценическая кульминация. Балетную труппу театра возглавил легендарный хореограф Константин Уральский, известный своими авангардными постановками не только в России, но и за рубежом. Что принесет это назначение челябинскому театру, покажет время. Ясно одно: перемены уже близки.

Краткая биография

Творческая жизнь Константина Уральского начиналась в Большом театре, на сцене которого он танцевал после окончания Московского хореографического училища. Выбрав для себя путь хореографа, он поступил на балетмейстерский факультет ГИТИСа на курс профессора Ольги Тарасовой. Затем предпринял отчаянный шаг – покинул труппу Большого и отправился на Запад (Германия, США ) познавать формы современного танца, отголоски которого долетали до Москвы, но который в СССР не преподавался. В Америке ему предложили возглавить в качестве Артистического директора труппу Балета Айовы.

В 1991-1996гг. К. Уральский руководит Балетом Айова. Основное внимание он уделяет укреплению балетной школы, восстанавливает большое количество классических балетов. Уральский поставил в Балете Айовы 15 оригинальных спектаклей, которые вызывали большой интерес критики, среди них “Птицы”, “My Reverie”, “Кармен-сюита”, “More Than Two to Tango”, “Макбет”, “Размышляя о Петрушке”, “Музыка Альбинони”, “Доктор Живаго” и др. Эти работы принесли ему известность в США .

В 1998г. Константин Уральский возглавил балетную школу в Нью-Йорке. Он продолжает заниматься постановочной деятельностью и становится Артистическим директором труппы Балет Нью-Йорк. Для этого коллектива создаются новые постановки “Лунный Свет”, “Silent Night”, “Странники в пути” и другие.

В 2006-2007гг. Константин Уральский создал для Челябинского Государственного академического театра оперы и балета им.М.И.Глинки балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» и мировую премьеру балета “El Mundo de Гойя”, о жизни испанского художника Франциско Гойя на музыку композитора Валерии Бесединой. Оба спектакля вызвали большой интерес у публики и профессионалов. Балет “El Mundo de Гойя” получил пять призов на фестивале «Сцена 2007», включая приз «За лучшую хореографию года».

С апреля 2008г. К. Уральский становится Художественным руководителем балета Челябинского Государственного академического театра оперы и балета им.М.И.Глинки.

В 2008г. К. Уральскому присуждена государственная премия Правительства Российской Федерации за достижения в области культуры. Премия присуждена за постановку балета «El Mundo de Гойя».

Сегодня К. Уральский продолжает ставить спектакли в разных странах мира. Его последние работы – премьера нового балета «Лики русских сезонов» в Италии, в Национальной академии танца в городе Риме, спектакль «More Than two to Tango» в Национальном театре республики Косово.

В 2010г. Константин Уральский поставил новый балетный спектакль «Чехов. Отражения» к 150-летию А.П. Чехова.

Награды и достижения

Лауреат премии Правительства РФ

Лауреат Международных конкурсов

Константин Уральский после окончания Московского хореографического училища (ныне МГАХ) в 1978 году был принят в Большой театр России.

В 1990 году закончил ГИТИС (РАТИ) по специализации хореограф (курс профессора О.Г. Тарасовой). Параллельно с учёбой в ГИТИСе Уральский изучал современные направления хореографии в Германии и США.

В 1991 году принимает приглашение возглавить труппу Балета Айовы, США. Константин Уральский руководит Балетом Айовы в течении 6 лет, за это время восстанавливает большое количество балетов классического репертуара и создаёт 15 оригинальных спектаклей, вызвавших большой интерес зрителей и критиков. Среди них «Птицы», «My Reverie», «Кармен-сюита», «More Than Two toTango», «Макбет», «Размышляя о Петрушке», «Музыка Альбинони», «Доктор Живаго» и др.

в 1998 году Константин Уральский становится Артистическим директором камерного балета "Балет Нью-Йорк". В это же время В 1998 году открывает в Нью-Йорке свою балетную школу. Для нового коллектива создаются постановки «Лунный свет», «Рождественские танцы», «Странники в пути» и др.

В 2006 году приглашён в Челябинский государственный театр оперы и балета для постановки балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». После успеха спектакля получает повторное приглашение, и вместе с композитором В. Бесединой, в 2007 году создаёт мировую премьеру балета «E lMundo de Гойя» о жизни испанского художника Франсиско Гойи. Спектакль вызвал большой интерес у публики и профессионалов. Балет «El Mundo de Гойя» получил пять призов на фестивале «Сцена-2007», включая приз за лучшую хореографию года.

С апреля 2008 года Константин Уральский становится художественным руководителем балета Челябинского академического театра оперы и балета имени Глинки.

В 2008 году за Балет "El Mundo de Гойя"Константину Уральскому присуждена Государственная премия Правительства Российской Федерации за достижения в области культуры.

В числе спектаклей, поставленных в Челябинском театре, яркие работы "Жар Птица"

И. Стравинского, "Чехов. Отражения" на музыку П. И. Чайковского.

В сентябре 2011 года получает приглашение правительства Астраханской области возглавить балетную труппу открывающегося Астраханского театра Оперы и Балета. Константин Уральский становится художественным руководителем балета и главным балетмейстером театра.

В декабре 2012, премьерой балета «Лебединое озеро» в новой постановке Константина Уральского, открылась новая балетная труппа Астраханского государственного театра Оперы Балета.

За последние годы Уральский поставил балет на музыку Второго фортепианного концерта Сергея Рахманинова и балет «Вальс белых орхидей» по мотивам произведений Э.М.Ремарка на музыку М.Равеля и французского шансона, новую редакцию балета "Дон Кихот", авторские спектакли "Кармина бурана", "Пиаф. Я не жалею ни о чём"и крупную мировую премьеру - балет "Андрей Рублёв".

Среди постановок: в США: «Птицы», «My Reverie», «Кармен-сюита», «More Than Two to Tango», «Макбет», «Размышляя о Петрушке», «Музыка Альбинони», «Доктор Живаго», «Лунный Свет», «Silent Night», «Странники в пути», «Белоснежка и семь гномов», «Щелкунчик», «Rachmaninov second» и др.

В России: «Вальс белых орхидей», «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, балет «El Mundo de Гойя», «Чехов. Отражения», «Жар-Птица», «Второй фортепианный концерт Рахманинова», «Щелкунчик», «Дон Кихот» Л.Минкуса и др.

Константин Уральский осуществил постановки спектаклей «Маленькая ночная серенада», «Второй фортепианный концерт Рахманинова» (Украина), «Доктор Живаго» (Болгария), «Лики русских сезонов» (Национальная академия танца в Риме), «More Than Two to Tango» (Национальный театр Республики Косово), «Ритмы солнца» (Боливия). Продолжает ставить спектакли в разных странах мира, работая одинаково успешно как с классическим материалом, так и с современными произведениями

Главный балетмейстер Астраханского государственного театра оперы и балета об экспериментах, жизни в США и поиске

Русский балет – бренд, сложившийся за долгие годы и известный во всем мире. Уважение к российским танцовщикам родилось благодаря сильной технике, глубокому психологизму. Художественный руководитель балета и главный балетмейстер Астраханского государственного театра оперы и балета Константин Уральский рассказал об экспериментах, жизни в США и поиске.

Фото из личного архива К. Уральского

Делай так, как ты чувствуешь

Думаю, что мы не решаем свою судьбу, только иногда по глупости пропускаем правильные «повороты». Бывает, идешь по жизненному пути, вдруг перекресток, не обращаешь на него внимания, идешь дальше. А он берет и снова тебе попадается. Тут уже задумываешься. У меня было много разных моментов, когда судьба меня будто направляла. В один из моментов, когда я поддался воле судьбы, я оказался на стажировке в США.

Я тогда был начинающим хореографом. Приехав, я открыл для себя абсолютно новый мир. Эмоции незабываемые. Есть замечательные строки в мемуарах российского танцовщика-хореографа участника «Дягилевских сезонов» Леонида Мясина. Он описывает, как на корабле приплыл в Нью-Йорк из Европы. И на него буквально обрушилась лавина свободы мышления. Лавина – это точное описание того, что испытывал первое время и я. В американской культуре «свобода» – это ключевое слово. Делай так, как ты чувствуешь, как видишь.

Однако для того, чтобы изобретать, нужно иметь хороший фундамент. Если хороших знаний нет, то и строить не на чем. Любая инновация может быть только на основе хорошей школы. Если говорить о хореографии, то только имея за спиной очень сильную консервативную школу (а многие европейские школы балета достаточно консервативны), можно развиваться, вырываться из рамок.

Я провел в США много лет жизни. На формирование моего языка повлияло изучение современных танцевальных школ: джаз-танца и модерн-танца. Но я остаюсь хореографом классического балета. И, конечно, люди, окружавшие меня.

Практически без опыта я возглавил «Балет Айова». У нас были различные постановки, но мы все делали быстро, четко. Экономика капиталистического мира не позволяет тратить на репетиции годы, тут все нужно делать в темпе. А еще нужно уметь презентовать себя, продвигать. В штатах все культурные проекты держатся на спонсорских средствах, получить которые можно лишь доказав, что твой продукт лучше, чем у других. Ради этого я даже прошел школу маркетинга и пиара. В общем-то, я всегда готов учиться.

Всегда ищу золотую середину. Работая в «Балет Айова» я в первую очередь научился общаться с людьми. Такого понятия, как «мне должны», там просто не существовало. Действовать приходилось лишь убеждениями, нужно было заинтересовать, вдохновить людей. Этот закон действует в моей работе и сегодня. Каждый артист в моей труппе – это индивидуальность.

В российских театрах редко встречаются небольшие труппы. Часто, чтобы создать масштаб, используют большое количество людей. А попробуй сделать толпу, если у тебя всего 20 человек на сцене? Тут уже надо сочинять, придумывать схемы, рисовать расположение композиций, в которых будет рождаться ощущение массовости. Я искал, ставил композиции, вспоминая опыт своих педагогов. Умение работать с малым количеством людей очень ценно, поэтому сегодня я учу своих студентов, как выпустить на сцену 15-17 человек и заставить зрителя поверить в то, что там была толпа.

Путь к собственному стилю

Однажды, в одном из спальных районов Нью-Йорка мне попался шикарный балетный зал, который остался от одного русского педагога. Помещение пустовало. И этот «поворот» я не пропустил – занял зал, набрал команду и все закрутилось. Так в Нью-Йорке появилась моя школа танца. К русскому балету большое уважение во всем мире, поэтому проблем с поиском учеников не было. Для меня это был один из самых интересных периодов жизни.

В этом зале я сочинил свои известные постановки – «Второй фортепианный концерт Рахманинова», «Вальс белых орхидей». Интересной особенностью того места было то, что над балетным залом находилась жилая квартира. Я поселился в ней, поэтому имел возможность спуститься и поработать в любое время суток. Кстати, возвращаясь к мемуарам Мясина, сделаю небольшую ремарку: в своей книге он рассказывает, что у него была давняя мечта иметь дом с балетным залом, чтобы заниматься, когда он хочет. Со временем эта его мечта сбылась – у него был большой дом с залом на Лонг Айленде. Так вот, мой зал с квартирой наверху тоже находился на Лонг Айленде.

В штатах я очень скучал по большому репертуарному театру с большим залом, оркестром. Я скучал по «русскому танцовщику» и очень надеялся, что мой опыт поможет ему развиваться. Сегодня я могу сказать, что не ошибся. И пример тому - астраханская балетная труппа, которую я собрал. Мой посыл был не в том, чтобы «переманивать» опытных артистов из других театров, а в том, чтобы сделать свою команду из молодых танцовщиков. Поэтому я пригласил выпускников ведущих балетных учебных заведений: из Питера, Москвы, Казани, Перми, Новосибирска, Уфы. Из них и была создана основа нашей балетной труппы. Конечно, пришлось много заниматься с начинающими артистами, но я люблю работать с молодежью. Эта труппа по-своему уникальна, артисты примерно одного возраста. За шесть лет работы мы вырастили сильных танцоров, выработали свой стиль. В этом мне очень помогали ассистенты-балетмейстеры, приехавшие по моему приглашению в Астрахань. Особенно я благодарен бывшему танцовщику Большого театра, замечательному педагогу Юрию Ромашко.

Астрахань – мой город

Мне сложно сказать, какая из моих постановок самая-самая. Каждая имеет свою прелесть и свои сложности. Каждая любима по-своему.

Не люблю слово «новаторство». Потому что искусство – постоянный поиск. Если в художественном замысле (неважно, художник ты, композитор, режиссер, хореограф) отсутствует поиск, то вся твоя задумка - мертворожденный ребенок. Для меня каждый спектакль - это жизнь. Это мир, в который я окунаюсь сам и в который стараюсь погрузить артистов, а затем и зрителей. Например, в «Вальсе белых орхидей» мы видим Париж в определенный период истории. Для создания нужной атмосферы нужно было использовать все – музыку, язык, литературу. Нужно было жить той эпохой.

Я днями слушал французскую музыку того времени, вживался в картины, написанные художниками этого периода. Перед постановкой я специально поехал в Париж. Помню, попросил жену оставить меня одного. Я долго стоял на мосту и курил. Я пытался запомнить каждую деталь, впитать окружающий меня мир, чтобы передать его зрителю. Уверен, что техника танца – это лишь часть большой работы.

Интересно, что недавно прошла выставка, посвященная «Вальсу белых орхидей». Она разместилась в креативном пространстве «ТелеЛето». Я очень хорошо отношусь к таким местам. В каком-то смысле для меня это даже символично - в Нью-Йорке часто бывал в районе Сохо (бывших производственных зонах), где сегодня создаются креативные пространства, развивающиеся благодаря молодежи. Так вот, там доминирующий стиль помещений – как раз лофт. В Астрахани я обожаю ходить по улице Фиолетова, где все старые здания сейчас обретают новую жизнь.

Для меня это сигнал: обычно такие изменения связаны с молодежью, с креативными людьми. Мне понравилась реакция зрителей на выставку по спектаклю, и я надеюсь, что она не последняя. Сводчатые потолки навевают мысли о Средневековье. Может быть, мы сделаем что-нибудь необычное по тематике спектакля «Андрей Рублев»…

Очень люблю Астрахань. Я ехал сюда с настроем, что возможно, это та точка, где я захочу остаться жить. Так оно и вышло. Мне нравится, что это старый русский город с невероятной архитектурой, сочетанием стилей. Из окна своего кабинета я вижу и Казанскую церковь, и купола Успенского собора. Для меня это очень дорого. Я люблю многонациональную культуру и рад, что меня окружают разные, не похожие друг на друга люди. У моей младшей дочки, например, три лучших подруги, и все они разных национальностей. А как здорово вместе с друзьями отмечать национальные праздники. Уверен, что Астрахань - мой город.

Общественность продолжает обсуждать нападение на худрука Большого театра Сергея Филина. Между тем в схожей ситуации год назад оказался балетмейстер Астраханского музыкального театра Константин Уральский. Он был избит в подъезде своего дома неизвестным. О том, чем завершилось расследование дела о нападении, а также о том, почему угрозы не заставили его бросить работу в Астрахани, маэстро рассказал журналисту “Комсомольца Каспия”.

– Константин Семенович, вы хорошо знаете художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина. Тяжело, наверное, было услышать новость о том, что на него напали?

– Конечно. Мы коллеги и приятели уже лет 20. Сережа младше, но мы уже в таком возрасте, когда разница в годах не так заметна. Это очень хороший человек. Не так давно стал занимать руководящие должности, проявил себя в театре Станиславского и Немировича-Данченко, потом перешел в Большой. У нас схожее понимание того, как руководить сегодня балетным коллективом. Он из тех, кто непреклонно стоит на традициях. А в нашем обществе быть профессио­нально непреклонным бывает даже опасно.

– За свою профессиональную непреклонность и пострадал Сергей Филин?

– Да. Театр – это эмоцио­нально сложная вещь, это работа с творческими людьми. Инцидент с кислотой связан с профессио­нальной деятельностью – это уже не вызывает никаких сомнений. Я не следователь, не владею информацией. Конечно, мы с коллегами обсуждаем какие-то догадки.

– У наблюдателя со стороны отношение к людям искусства – как к людям высокого духовного развития. И вдруг – кислота, какие-то разборки. Как это может совмещаться?

– Конечно, когда произошла история с Сережей, появились разные статьи, передачи, где проскальзывали самые неприятные мысли и теории. Между тем человек сильно пострадал, ему очень больно и очень тяжело. Вы говорите, откуда в театре все это берется? Театр – отражение общества, отражение того, в чем мы живем.

– Раньше писали, что на вас тоже напали – некий человек в маске. Как это было?

– Я шел домой, зашел в подъезд. Уже прошел к лестнице, когда мужчина попросил придержать входную дверь. Потом мне говорили: ты что, не знаешь правил вежливости в России? Никому ничего не придерживать, никому ничего не открывать, будешь целее. Но я обернулся к двери, увидел мужчину в медицинской маске. Мужчина стал сильно кашлять. Первая моя реакция – раз он больной, надо держаться подальше. Я стал быстро уходить на лестницу, чтобы оказаться подальше. Пошел пешком в надежде, что мужчина поедет лифтом. К сожалению, он не оторвался, а стал меня догонять. В момент, когда я притормозил, чтобы пропустить его вперед, мужчина несколько раз ударил меня по лицу кастетом.

– Насколько сильные травмы получили?

– Сильная травма нижней челюсти. Меня еще спасло, что я стал уходить от ударов. Должно быть, я закричал, после этого нападавший быстро скрылся. Первая мысль была – побежать за ним. Я даже не осознавал, что мне нанесены довольно ощутимые увечья.

– В этом человеке не узнали какого-то знакомого?

– Нет, абсолютно незнакомый человек.

– Полиция не продвинулась в поисках?

– Нападавший пойман и осужден. Получил год условно. Может, я реагирую как человек, который пострадал, но нападение было спланировано, продумано, я знаю, по причине чего это было организовано. Там была прямая связь с театром, как это принято говорить, с моей профессио­нальной деятельностью.

– Нападавший был нанятым уголовником?

– Нет, совсем не уголовник. Кто именно, не скажу – кто хочет, может получить информацию в полиции или суде. Скажем так – он был очень близок кое-кому из театра.

– Мотивы у него появились в связи с вашим назначением на руководящую должность?

– Ну да. Видимо, считали, что я уйду, сдам свои позиции, сложу сумочку и уеду. Кроме того, мне поступали серьезные угрозы по телефону. “У тебя, – говорили в трубку, – осталось две недели!”

– Правоохранительные органы не смогли установить, кто звонил?

– Следствие решило, что это тот же самый человек, который был осужден. Всем понятно, чем это было вызвано и кем это было вызвано. Но, к сожалению, ничего не доказано.

– Скажите, это первый подобный случай в вашей карьере? Конкуренты не пытались раньше строить козни?

– Я занимаюсь своей профессией уже много лет, с 90-х – на должностях, подобных нынешней. Долго работал за границей, руководящую карьеру начал в США. Могу сказать, что никаких угроз не слышал, пока не приехал в Российскую Федерацию. Но
сначала угрозы были типа “Я тебе покажу!”, “Будешь у меня прощения просить!”. Неприятно.

Увы, у нас принято любой конфликт на улице разрешать хамством. Тех, кто долго пробыл за границей, все это сначала очень раздражает.

– Давайте теперь поговорим о хорошем. Что уже успело случиться приятного в Астрахани?

– Мы открыли сезон большой, значительной постановкой – “Лебединым озером” Петра Ильича Чайковского в новой редакции. Масштабный спектакль к открытию новой балетной труппы. Приехало много гостей. Были народные артисты Советского Союза, представители Союза театральных деятелей, гости из-за границы. Премьера прошла очень удачно.
22 февраля у нас прошла еще одна, небольшая, премьера. Это одноактный балет со старинной хореографией Жюля Перо 1843 года “Наяда и рыбак”.

В апреле у нас будет еще одна премьера – это один из моих собственных спектаклей, поставленный по произведениям Эриха-Мария Ремарка. Он называется “Танец белых орхидей”.

– А еще вы курируете детскую балетную школу. Как оцениваете начинание?

– Балетная школа открылась здесь по решению Александра Александровича Жилкина, и я являюсь ее руководителем. У нас прошел очень серьезный отбор. Даже не ожидал, что придет столько детей. 11-летние мальчики и девочки в декабре уже показали свой полугодовой контрольный урок.

Еще у нас есть группа старшего обучения, 13-14 лет. Они занимаются по другой программе, готовятся как артисты ансамбля. Глаза уже горят. Начинаю привлекать девчушек к эпизодическим ролям в спектаклях.

– У вас в планах задержаться здесь надолго?

– Иначе бы не приехал. Я не в том возрасте, чтобы совершать какие-то карьерные шаги. У меня в жизни их уже было достаточно. Своим талантом и трудом добился положения одного из ведущих хореографов, известного в России и в мире. В моем возрасте уже не цепляются за должность когтями с мыслью “а потом я прыгну туда”. Здесь, в Астрахани, очень интересное начинание, которому пригодились мои знания и опыт. Такой масштабный проект позволяет использовать все мои навыки.