Меню
Бесплатно
Главная  /  Интересное  /  Приобщение к искусству может происходить и в просторном По С. Львову (ЕГЭ по русскому). Роль самовоспитания в приобщении к искусству Приобщение детей к искусству

Приобщение к искусству может происходить и в просторном По С. Львову (ЕГЭ по русскому). Роль самовоспитания в приобщении к искусству Приобщение детей к искусству

Часто в мы встречаем людей, далеких от искусства. Они не понимают классическую музыку, не посещают театры, музеи. Жизнь их однобока и скучна. Однако таким людям можно помочь. Как происходит процесс приобщения к музыке? На этот вопрос отвечает автор текста, С. Львов.

Он считает, что приобщение к искусству происходит везде: в кинозале, на концерте. Автор убеждает нас в том, что человек должен сам приложить усилия, чтобы понять и постичь искусство.

С. Львов раскрывает проблему на своем собственном опыте. Посещение концерта Дмитрия Шостаковича заставила его «сразу и навсегда излечиться от невосприимчивости к музыке». С тех пор серьезная музыка стала для него необходимостью, потребностью, счастьем.

Герой романа «Отцы и дети» Ивана Тургенева, Евгений Базаров, не любил музыки, не разбирался в искусстве. Это было отрицание, доходящее до абсурда.И только перед лицом смерти он стал человечней, в нем раскрылись романтические черты.

«Жизнь коротка, искусство долговечно» — писал Гиппократ. Главное предназначение искусства — позволить человеку познать самого себя. Каждый человек должен понимать и любить искусство, музыку. Он станет полноценной личностью в том случае, если раскроет для себя мир прекрасного.

На каникулах все стараются куда-нибудь выбраться: в музей, картинную галерею, на худой конец - в кино. Что делать, если хочется сидеть дома? Или просто время неподходящее: бывает, что любовь к искусству неожиданно накрывает поздно вечером. Автор книги «Как искусство может сделать вас счастливее» Бриджит Пейн рассказывает, что любоваться шедеврами можно из дома в любое время дня и ночи.

Простой способ любоваться искусством дома

Рай форм и цветов всегда доступен.

ТИТ НАТ ХАН

Есть много плюсов в том, чтобы выйти в мир, туда, где концентрируется искусство, но неплохо наслаждаться искусством и прямо из дома. Не нужно собираться с духом для встречи с толпой или погодой. Не нужно искать место для парковки. Не нужно бояться или бороться со страхом. Только вы и искусство. Вы наслаждаетесь диалогом там, где чувствуете себя свободнее всего, ощущаете себя самим собой. Сделайте чаю, пододвиньте стул, вытяните ноги и наслаждайтесь!

Если вы когда-то интересовались искусством или книгами, то, скорее всего, когда-то купили одну или две книги по искусству. Это довольно популярный подарок, так что кто-то мог подарить вам такую книгу по тому или иному поводу. Еще более вероятно, что эти книги по искусству стоят на книжных полках или красиво разложены на журнальном столике - в любом случае их никто не просматривает, они просто лежат и собирают пыль. Если у вас нет никаких книг

по искусству, возьмите несколько из библиотеки и воспользуйтесь описанным ниже трюком.

Самый приятный и простой способ любоваться искусством дома.

  • Отправляйтесь на кухню и приготовьте закуски и/или напитки на свой выбор.
  • Подойдите к книжной полке или журнальному столику и относительно случайным образом выберите книгу по искусству.
  • Возьмите напитки, закуски и книги с собой на диван или за стол (в зависимости от размера книги).


Записывайте свои впечатления от прочитанного: так «общение» с искусством пойдет продуктивнее.

  • Если по истечении тридцати минут вы счастливы от того, что увидели, поставьте книгу на полку, нежно похлопайте по корешку и скажите ей, что вы скоро снова увидитесь.
  • Если же вам не понравилась эта книга (помните: быть честным, не обманывать и не притворяться, что вам понравилось, только потому что вы думаете, что вам должно понравиться), избавьтесь от нее. Положите ее в ящик для пожертвований, продайте или отнесите в библиотеку. Серьезно. Кто-то другой, возможно, почерпнет для себя что-то из этой книги, и она не будет захламлять ваш дом.
  • В другой день повторите это с другой книгой.

Онлайн-ресурсы

Неважно, какой вид искусства вам нравится (и даже не страшно, если вы еще не знаете, какой вид искусства вам нравится), у вас под рукой есть множество онлайн-ресурсов. Многообещающие художники и иллюстраторы? Современная фотография? Современное изобразительное искусство? Работы предыдущих эпох? Произведения искусства определенного региона или культуры? Скульптура? Перформанс? Искусство аутсайдеров? Граффити? ? Критика и теория искусства? История искусства? Что бы вам ни нравилось, если вы немного покопаете, то практически гарантированно найдете несколько хороших блогов на эту тему. Сайты, сделанные отдельными энтузиастами, рассчитанные на то, чтобы показывать вам новые работы. Каждый день.

Есть более формальные и официальные сайты, которыми вы также можете воспользоваться. Все больше и больше музеев оцифровывает свои коллекции, а это значит, что вы можете смотреть на прекрасные фотографии в хорошем разрешении, причем увидеть не только те работы, которые висят в залах, но и многие, многие замечательные вещи, которые большинство музеев не могут показать публике из-за нехватки места. Это значит, что вы можете увидеть больше произведений искусства мирового уровня, лежа в кровати в пижаме, чем если бы вы отправились в Париж, Рим или Киото. У огромных международных галерей, таких как Саатчи, также есть свои сайты, на которых полно интересного; нельзя пропустить и Artsy.net.


Благодаря интернету лучшие картинные галереи мира окажутся у вас дома.

Посвятите субботние послеобеденные часы или вечер воскресенья тому, чтобы найти лучший, по вашему мнению, сайт об искусстве, и вы будете вознаграждены. Скоро у вас в распоряжении будет список закладок с адресами сайтов, на которые вы сможете в любое время зайти и насладиться произведениями искусства, от которых у вас бегут мурашки. Неплохо для нескольких часов работы.

Картины у вас дома

Задача повесить что-то на стены своего дома может пугать. Мы все знаем людей, у которых ничего не висит на стенах их новых домов, несмотря

на то что они живут там уже много лет, и не потому, что они не хотят, чтобы у них на стенах было что-то, на что можно смотреть, а потому что они парализованы или страхом сесть в лужу. Давайте не будем такими, хорошо? Давайте просто купим картину, которая нам нравится, и повесим ее на стену. Хорошо? Договорились!

Подождите, возможно, вы говорите себе: «Она что, сказала „купим картину“? Какого черта? Я никогда не смогу себе позволить купить настоящее подлинное произведение искусства! Да вы что!»

Но тут вы ошибаетесь. Одна из наиболее замечательных тенденций, которые мы наблюдаем последние десять лет или около того, заключается в распространении легкодоступного, приемлемого по цене искусства, которым вы - да, вы! - можете владеть. Не верите? Поищите в интернете «доступное оригинальное искусство» или «доступные репродукции картин» и убедитесь сами!


Искусство... Пожалуй, это самый важный показатель уровня развития общества. Что же необходимо каждому человеку для познания замысла автора? Много ли внимания нужно уделять подробному самостоятельному изучению искусства? Именно над этой проблемой размышляет С. Львов.

Вопрос необходимости саморазвития в искусстве является очень актуальным, так как в наше время многие молодые люди игнорируют великое культурное наследие.

Данная проблема является социально-философской. Такой вывод можно сделать благодаря тому, что искусство существует только в обществе, и именно через творчество люди пытаются познать мир. Поднятая проблема рассматривается на примере жизни студентов Института истории, философии и литературы, которые занимались саморазвитием. Автор обращает внимание на то, что большую часть знаний об искусстве молодые люди получали по собственному желанию, добровольно посещая театры, литературные вечера. С. Львов с огорчением отмечает, что иногда человек может почувствовать себя неловко при разговоре об определенном виде творчества из-за неосведомленности.

Моя позиция подтверждается опытом художественной литературы. Многие писатели поднимали эту тему в своих произведениях. Например, в книге Р. Брэдбери «451 градус по Фарингейту» искусство полностью вычеркнуто из жизни общества, но некоторые герои, благодаря книгам, имеют возможность познакомиться с великими произведениями самостоятельно.

Также об этом говорится в произведении М. Влади «Владимир, или Прерванный полет». Высоцкий и его жена всю жизнь посещали выставки, музеи, концерты, знакомились с искусством всего мира.

Таким образом, чтобы изучать и понимать творчество музыкантов, писателей, художников, необходимо прикладывать максимум усилий и внимания. Самообразование в искусстве необходимо, ведь именно благодаря познанию культуры человек обогащает свой внутренний мир.

Обновлено: 2017-02-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Приобщение к искусству через чтение - расширение познаний в сфере культуры посредством чтения книг.

Как приобщиться к миру искусства

Наверное, многим из нас хотелось бы лучше разбираться в искусстве и больше знать об известных композиторах, художниках и литературных деятелях. Такие знания повышают общий культурный уровень человека, открывают для него новые миры и горизонты, а также представляют собой источник удовольствия и вдохновения. Но с чего начать, как войти в эти миры, которые, как иногда кажется, доступны только избранным?

Не обязательно сразу нырять в мир классической музыки и слушать все без разбору, часами топтаться в Третьяковке, после чего многие картины могут превратиться в одно размытое пятно, а имена художников - перемешаться в голове, или же браться скрупулёзно перечитывать классиков из школьной программы. Знания, которые насаждаются по обязательной программе, как правило, ненадолго задерживаются в голове и быстро испаряются. Их ничто не держит. Другое дело, если эти знания подкрепляются созданием более прочных нитей и связей, тогда одно тянет за собой другое, ко второму отлично крепится третье, а третье прекрасно дополняется четвертым. Например, прочитав «Девушку с жемчужной сережкой» Трейси Шевалье, вы уже вряд ли забудете имя голландского живописца Яна Вермеера, вам непременно захочется познакомиться с его работами, а может быть, у вас проснется интерес и к творчеству других голландских художников. А книга Анастасии Цветаевой «Воспоминания» может открыть для вас не только творчество ее сестры Марины, но и целое созвездие имен Серебряного века.

Искусство в художественной литературе и мемуарах

Художественная литература – прекрасный способ для новичка проникнуть в мир искусства. Написано множество увлекательных художественных книг о выдающихся художниках, музыкантах и скульпторах. Конечно, художественная литература всегда содержит долю вымысла автора, и все же она дает возможность узнать о прекрасном в увлекательной форме. Одно имя тянет за собой другое, и вот вы уже забредаете в Википедию, движимые желанием узнать больше. Еще неделю назад вы и понятия не имели об этих людях или знали о них что-то смутное и туманное из школьного курса, а сегодня перед вами вдруг открылась вся жизнь выдающегося человека, вы размышляете над его судьбой и с удовольствием – из интереса, а не «по обязаловке» – обращаетесь к его творчеству.

Огромную ценность представляют также мемуары выдающихся людей. Нередко в них встречается множество других имен, о которых стоит узнать поподробнее; вы можете открыть для себя новые замечательные произведения. А кроме того, мемуары, как правило, это еще и свидетельство эпохи, и описание быта, отношений между людьми, событий, свидетелем которых был автор, и о которых мы знаем разве что из учебников истории. Прочитать хорошие мемуары – это как прожить дополнительную жизнь, приобщить жизненный опыт автора к своему собственному. Кроме того, нередко в них можно встретить то, что, может быть, вы захотите взять себе на вооружение, то, что вдохновит вас на собственные достижения и укрепит вашу мотивацию.

Книги о художниках и скульпторах

  • Ирвинг Стоун «Жажда жизни» - о Винсенте Ван Гоге
  • Ирвинг Стоун «Муки и радости» - о Микеланджело
  • Ромен Роллан «Жизнь Микеланджело»
  • Дэвид Вейс «Нагим пришел я» - об Огюсте Родене
  • Лион Фейхтвангер «Гойя, или тяжкий путь познания» - о Франсиско Гойя
  • Константин Паустовский «Исаак Левитан»
  • Хейден Эррера «Фрида Кало»
  • Марк Шагал «Моя жизнь»
  • Илья Репин «Далекое и близкое»
  • Константин Коровин «Моя жизнь»
  • Александр Дюма «Асканио» - о скульпторе Бенвенуто Челлини
  • Николай Надеждин «Сальвадор Дали: история одного гения»
  • Елена Матвеева «Андрей Рублев. История о великом иконописце Руси»
  • Кузьма Петров-Водкин «Хлыновск», «Пространство Эвклида»
  • Александр Бенуа «Мои воспоминания»

Книги о писателях и поэтах

  • Анастасия Цветаева «Воспоминания»
  • Константин Паустовский «Повесть о жизни»
  • Анатолий Рыбаков «Роман-воспоминание»
  • Корней Чуковский «О писателях»
  • Лидия Чуковская «Памяти детства», «Записки об Анне Ахматовой»
  • Павел Басинский «Лев Толстой: бегство из рая»
  • Юрий Тынянов «Пушкин», «Кюхля»
  • Ариадна Тыркова-Вильямс «Пушкин»
  • Агата Кристи «Автобиография»
  • Владимир Набоков «Другие берега»
  • Зинаида Гиппиус «Ничего не боюсь»
  • Ирина Одоевцева «На берегах Невы», «На берегах Сены»
  • Владимир Ходасевич «Некрополь»
  • Ирвинг Стоун «Моряк в седле» (о Джеке Лондоне)
  • Андре Моруа «Три Дюма»
  • Андре Моруа «Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго»

Книги о музыкантах

  • Александр Пушкин «Моцарт и Сальери»
  • Дэвид Вейс «Моцарт»
  • Ф.Оржеховская «Воображаемые встречи. Повести о Шумане, Шопене, Листе, Вагнере»
  • Роберт Уокер «Рахманинов»
  • О.Л.Черников «Рояль и голоса великих»
  • Ромен Роллан «Жизнь Бетховена»
  • О.Кувшинникова «Бетховен и Элиза. Нежное послание»
  • Стивен Иссерлис «Всякие диковины про Баха и Бетховена»
  • Нина Берберова «История одинокой жизни. Чайковский. Бородин»
  • Александр Ткаченко «Бах»
  • Я.И.Мильштейн «Очерки о Шопене»
  • Татьяна Веретенникова «Шопен. Повелитель звуков»
  • Александр Вертинский «Дорогой длинною»
  • Владислав Шпильман «Пианист. Варшавские дневники»

Через чтение – к искусству

Художественные книги о выдающихся людях воспринимаются легче, но если вы всерьез заинтересовались каким-то художником, писателем или музыкантом, то тут могут пойти в ход и книги из серии «Жизнь замечательных людей», и биографии, и документальные фильмы, которые можно найти на youtube. Теперь вам вдвойне интереснее будет рассматривать альбом с работами этого художника или слушать диск с композициями этого музыканта, ведь теперь вы будете знать предпосылки и историю появления этих шедевров. От одного музыканта/художника/писателя вы можете гармонично перейти к другому, ведь многие из них дружили между собой и оказывали влияние друг на друга.

Другие пути

Можно углубить свои знания в искусстве и другими способами. Узнайте, проводятся ли в музеях вашего города лекции. Например, в Москве Третьяковская галерея располагает прекрасным лекторием tretyakovgallery.ru/ru/education/lectures , где проводятся лекции для взрослых и детей. Следите за новыми выставками. Сходите в ближайшие дома-музеи писателей, художников и музыкантов. Нередко в них также устраиваются лекции, музыкальные и литературные вечера и другие мероприятия, приуроченные к важным датам данного музея.

Различные издательства периодически выпускают журнальные коллекции, посвященные выдающимся композиторам и художникам, которые включают как биографические данные, так и сведения о творчестве и образцы их работ – музыкальные диски или репродукции картин.

Билет в мир искусства

К миру искусства можно приобщиться по-разному. Кто-то вхож в него с детства, воспитан в любви к хорошей литературе, музыке и живописи. Но даже если вам и не посчастливилось получить «билет» в мир искусства в детстве, то вполне можно заработать этот билет и в зрелом возрасте, самостоятельно. Для этого нужно лишь желание, интерес и готовность впустить искусство в свою душу.

Большинство образовательных программ для школьников и дошкольников содержит блок, посвященный искусству. В ходе обучения дети не только овладевают основными навыками рисования, лепки, аппликации и других видов творчества, но и знакомятся с историей изобразительного искусства, с известными шедеврами различных времен и периодов, учатся видеть произведения великих мастеров.

Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает и крепнет интерес к различным произведениям, формируется восприятие и понимание прекрасного, развивается воображение. Кроме того, посредством предметов искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, учатся различать добро и зло, у них формируется нравственный стержень.

Ознакомление детей с искусством следует начинать с довольно раннего возраста. Эстетическое воспитание входит в программу младшей детсадовской группы, что соответствует трехлетнему возрасту.

На занятиях с малышами основная задача педагога – привлечь их внимание к картине, скульптуре или другому произведению и удержать его. Малыши охотнее интересуются картинами, если педагогу удастся пробудить их фантазию, включить детишек в игру. Например, можно попросить их представить себя на месте героев картины, обсудить, что бы сделал каждый из них на месте изображенного персонажа, какие эмоции испытал, какими словами описал бы свое состояние. В общем, добиться от ребенка рассказа о себе в изображенной ситуации.

Еще один прием, способный привлечь внимание малышей к произведению искусства – организовать игру-соревнование. Например, кто заметит больше деталей, кто перечислит больше знакомых цветов, оттенков или предметов, представленных на картине и так далее. Такая игра развивает у детишек наблюдательность, стимулирует их познавательную активность, учит формулировать и высказывать свои мысли.

При знакомстве с произведениями искусства детей младшего возраста необходимо помнить, что малыша может заинтересовать только произведение с интересным сюжетом, да и то ненадолго. Поэтому для занятий по эстетическому развитию в младшей группе следует выбирать занимательные картины, а само занятие обязательно должно проходить в игровой форме и не должно растягиваться на длительный срок, чтобы малыши не устали и не потеряли интерес. Оптимальная продолжительность урока составляет 15-20 минут.

Дети следующей возрастной группы 5-6 лет способны удерживать внимание дольше и воспринимать произведения искусства с разными сюжетами, а не только занимательными. У старших дошколят лучше развито воображение, они больше знают о предметах и явлениях. Описывая сюжет картины, они могут строить свои предположения о развитии сюжета, вообразить, различные направления дальнейших или предыдущих событий.

В этом возрасте дети активно знакомятся с окружающей природой и проявляют большой интерес к пейзажам. Они могут описать изображенное время года, погоду, вообразить свои ощущения. На занятиях дети 5-6 лет уже могут ответить на вопросы, какие именно краски выбрал художник для той или иной погоды, сезона, времени суток и чем можно объяснить его выбор, они уже способны обратить внимание на основные приемы, позволяющие изображать ветер, снегопад, солнечный свет, дождь и другие подобные явления. После ознакомления с произведением искусства детям можно предложить использовать соответствующие изобразительные приемы в своих рисунках.

Занятия с 5-6 летними детьми могут длиться дольше – от 30 до 40 минут и представляют собой беседу о произведении изобразительного искусства. При этом для закрепления впечатлений картины нужно демонстрировать неоднократно. Рассматривая картину повторно, дети замечают больше деталей, что помогает наилучшему пониманию сюжета. На занятиях прививаются навыки рассказа о картине , дети учатся формулировать свои мысли, а также использовать сравнение при описании произведений, выражать свои впечатления от того или иного произведения.

Задача педагога на уроках эстетического воспитания для старших дошкольников – наводящими вопросами подвести детей к пониманию сюжетной линии произведения, изобразительных приемов, характеров персонажей. Кроме того, по результатам диалога с группой педагог выносит заключительное обобщенное суждение о произведении.

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству подразумевает знакомство с традиционными бытовыми предметами. Дети узнают, для чего и как применялась а или иная вещь, пробуют сами использовать ее. Кроме того, педагог предлагает детям рассматривать декоративные узоры, объясняет символическое значение отдельных элементов орнамента. Следует обратить внимание на повторяемость узоров и отдельных элементов на разных предметах, рассказать, какие традиционные способы украшения вещей характерны для разных районов России.

На занятиях, посвященных традиционным народным промыслам, дети овладевают основными принципами построения орнамента, учатся правильно выполнять повторяющиеся элементы. Образцами для детской лепки и росписи могут быть традиционная посуда, игрушка и другие бытовые предметы.

Помимо познавательных и творческих занятий, приобщение детей к искусству подразумевает посещение разнообразных выставок картин, скульптуры, народного искусства и так далее. Экскурсии проводятся для более старших детей, начиная с пятилетнего возраста. Выставочные экспонаты, просмотр которых сопровождается пояснениями экскурсовода, закрепляют знания и навыки, полученные на занятиях по эстетическому воспитанию.

.

Занятия лепкой

Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.