Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Гравюра своими руками на бумаге. Творческое занятие: гравюра для детей. Обзор готовых наборов и руководство по домашнему творчеству в этой технике

Гравюра своими руками на бумаге. Творческое занятие: гравюра для детей. Обзор готовых наборов и руководство по домашнему творчеству в этой технике

Цели и задачи:

а) образовательные : изучить:

Термин “Графика”;
- различные виды графики,
- технологию выполнения “Гравюры на картоне”;

научить:

Основным этапам выполнения гравюры на картоне;
- применять подручные средства для выполнения отпечатков (копировальная бумага, утюг)

б) развивающие:

развитие:

Графических и композиционных навыков;
- воображения и творческой фантазии;
- эмоционально- ценностного отношения к жизни;
- внимания, наблюдательности.

в) воспитывающие:

воспитывать:

Трудолюбие, аккуратность и усидчивость;
- чувство взаимопомощи, товарищества;
- уважение к труду.

Оборудование:

Для учителя:

Образцы работ с различными видами графики (Рисунок 1- 7);
- Методические таблицы по выполнению гравюры на картоне:
“Отпечатки материалов разной фактуры” (Приложение 3 ),
“Этапы выполнения гравюры на картоне. Пейзаж”. “Этапы выполнения гравюры на картоне. Натюрморт”. (Приложение 1 , Приложение 2 )
- Образцы детских работ, выполненные в данной технике. (Рисунок 11-17)
- Различные материалы (картон, ткань, кружево, кожа и т. д.), ножницы, клей, копировальная бумага, утюг, листы белой бумаги.

Для обучающихся:

Альбом, простой карандаш, ластик, кусочки различных материалов (картон, ткань, кружево, кожа и т.д.), ножницы, клей, копировальная бумага, 2-3 альбомных листа.

Урок № 1

1. Беседа о видах графики, гравюре на картоне.
2. Знакомство с одним из видов печатной графики “Гравюрой на картоне”.
3. Практическая работа “Выполнение эскиза пейзажа или натюрморта” (на выбор).

Ход урока

1. Беседа : “ Виды графики. Гравюра на картоне”.

Справочный материал для учителя:

Слово графика происходит от греческого “графо” - “пишу, рисую”. Это - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика - это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – и карандаш, и уголь или другой красящий материал.

Графика делится на два вида :

- единичный рисунок на бумаге - рисунки, сделанные акварелью, гуашью, карандашом, углем, сангиной (палочки красного и коричневого цвета). Воспроизводятся один раз.
- печатная графика - позволяет воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров.

Печатная графика бывает разных видов:

1. Книжная графика – оформление книг и журналов;

2. Прикладная графика – оформление открыток, марок, грамот;

3. Гравюра - вид графики, который можно повторять, делая оттиски. Каждая страница книг, которые мы читаем, тоже отпечатана, но гравюрой мы называем только рисунок. По-французски “гравер” означает “вырезать”. Гравюру на дереве называют ксилографией , на камне - литографией , на линолеуме - линогравюрой , на металле - офортом , на картоне – гравюра на картоне.

4. Монотипия,

5. Сухая игла.

6. Граттография

Ксилография. Как создают гравюру на дереве? Задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева - самшита или пальмы. Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами - штихелями. На оттиске-гравюре черными будут те места, которые не тронул резец художника. Когда весь рисунок вырезан, на доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске прессом. Так рождается гравюра. Черным и белым цветом гравюра может передать и яркий солнечный день, и туманный, пасмурный, с тяжелыми тучами, и весеннюю прозрачность неба. Бывают гравюры и цветные, когда на бумагу наносится по очереди несколько слоев разной краски.

Литография - гравюра на камне (от греческого “литос” - “камень”). Гравирование делается на особом известковом камне. Перед работой камень шлифуют, и мастер наносит на него рисунок жирным литографским карандашом или тушью. Затем камень обрабатываются специальными составами, и рисунок на камне как бы “закрепляется”. Когда рисунок готов, на камень кладут бумагу и под прессом делают оттиск - эстамп. В отличие от деревянной гравюры и линогравюры, в литографии поверхность камня не углубляется, а остается ровной.

Линогравюра - гравюра на линолеуме, по которому художник режет как по дереву. <Рисунок 1 >

Офорт - гравюра на металле. Медная или цинковая пластина полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластинке острой стальной иглой. Игла идет по лаку очень легко, на нее не надо нажимать с силой, как при работе резцом по дереву или линолеуму. Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Кислота выедает углубления в процарапанных местах, потому что их уже не защищает лак. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск. <Рисунок 2 >

В гравюре на дереве и линолеуме углубленные места остаются на оттиске белыми. В офорте наоборот: углубленные места на оттиске - черные, все остальное белое. Такую технику изобрели в XVII веке. А самым замечательным мастером офорта был великий голландский художник Рембрандт.

Монотипия – графическая техника плоской печати, не связанная с процессами гравирования. Бывает цветная и одноцветная.

Цветная монотипия – художник пишет масляными красками на гладкой поверхности стекла, затем сверху кладут увлажненную бумагу и прокатывают на печатном станке.(можно получить только один оттиск). <Рисунок 3 >

Граттография – техника царапания рисунка. натирают лист бумаги свечой, сверху наносят гуашь перемешанную с тушью, наносят карандашом рисунок и острыми предметами процарапывают по рисунку изображение. <Рисунок 5 >

2. Знакомство с одним из видов печатной графики “Гравюрой на картоне”.

(Показать образцы работ, выполненные в этой технике. <Рисунок 6 , Рисунок 7 >)

Этапы выполнения работы в технике “Гравюра на картоне”:

(Использовать учебные таблицы: “Этапы выполнения гравюры на картоне. Натюрморт”- Приложение 1; “Этапы выполнения гравюры на картоне. Пейзаж ” - Приложение 2)

1 . Выполнение нескольких эскизов пейзажа (натюрморта). Выбор лучшего из них.
2 . Увеличение эскиза.
3 . Продумать, какие материалы будут использоваться в работе. (Кусочки различной ткани, кожи, картона, мятая бумага, наждачная бумага). Проанализировать отпечатки материалов разной фактуры по учебной таблице с образцами - Приложение 3 .
4 . Выполнение картона. Наклеивание подобранного материала на эскиз.

(Показать образцы подготовленного картона <Рисунок 8 , Рисунок 9 , Рисунок 10 >)

5. Выполнение отпечатков: полученный картон покрывается типографской краской, сверху кладут чистый лист и прокатывают через печатный станок.

Рассказать об использовании подручных средств для выполнения отпечатков: Так как у нас нет ни станка, ни краски, можно использовать копировальную бумагу и теплый утюг:

На готовый картон кладут копировальную бумагу красящей стороной вверх;
- затем сверху кладут чистый лист бумаги;
- теплым утюгом, сильно нажимая, проутюживают всю поверхность. В результате отпечатывается изображение.

Показать образцы отпечатков (детских работ) - <Рисунок 11 , Рисунок 12 , Рисунок 13 , Рисунок 14 , Рисунок 15 , Рисунок 16 , Рисунок 17 >.

Гравюра- это игра светлых и темных пятен. С помощью их изображение получается живым и интересным.

3. Практическая работа : “Выполнение эскиза пейзажа (натюрморта):

  • Разделить лист бумаги на четыре части. Выполнить 3-4 наброска эскиза.
  • Выбрать лучший эскиз и увеличить его на большом листе.
  • Проработка и прорисовка эскиза в тоне (определение черно-белых пятен).
  • При выполнении эскиза ребята используют свои наблюдения в природе, знания об архитектуре нашего города (церкви, соборы, памятники).

    ЗАДАНИЕ НА ДОМ: принести различные кусочки материалов, копировальную бумагу, ножницы, клей, эскиз, 2-3 альбомных листа

    Урок № 2

    1. Беседа об этапах выполнения картона;
    2. Практическая работа: “Выполнение картона и отпечатков”.
    3. Подведение итогов.

    Ход урока

    1. Беседа об этапах выполнения картона.

    На этом этапе на эскиз наклеиваются разного рода материалы, которые принесли ребята.

    На прошлом уроке дети уже определили, что у них на рисунке будет самое темное, что самое светлое.

    Чтобы получить на изображении темное пятно, нужно наклеить на него картон, ткань или кожу. Чтобы получилось белое пятно, ничего не приклеивают или прорезают это место. Тогда при отпечатывании, самым темным получится то место, где наклеен самый толстый материал (картон, кожа), а белым - где ничего не приклеено или вырезано.

    Этот этап работы напоминает чем-то аппликацию: мы вырезаем и приклеиваем. Например, чтобы выполнить башню (Спасская) или другое изображение, нужно перевести ее с рисунка через копировку на тот материал, который будет наклеиваться. Таким образом, выполняют картон.

    Следующий этап - выполнение отпечатков :

    1 способ - На картон кладут копировальную бумагу красящей стороной вверх, затем кладут чистый лист и проглаживают горячим утюгом. В результате получается зеркальное изображение.

    2 способ - На картон кладут чистый лист, затем копировальную бумагу красящей стороной вниз, сверху другой лист или газету. Проглаживают горячим утюгом. В результате получается отпечаток изображения, как на картоне.

    2. Практическая работа:

    “Выполнение картона и отпечатков”.

    Ребята выполняют картон по выше указанным правилам. Затем вместе с учителем делают несколько отпечатков. Выбирается лучший отпечаток, который и является конечным результатом выполнения работы.

    3. Подведение итогов:

    1. Минивыставка - просмотр работ: определение ошибок и недочетов, выявление лучших работ.

    2. Оценка работ учащихся по критериям:

    Композиция эскиза;
    - проявление фантазии в использовании материала;
    - понятность изображения (соотношение белых и темных пятен).

    РАБОТА ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ НА ДОМ: Оформить работу известными ребятам способами.

    Если показать иллюстрацию, как вот эта, с мотоциклом, сделанная Марком Саммерсом, даже в кругу иллюстраторов, практически никто технику не узнает. Часть уверенно скажет, что это нарисовано на компьютере, они лично знают волшебный фильтр, который сам все нарисует. Часть скажет, что это все нарисовано вручную черной тушью, имитируя старые гравюры. А самая взрослая часть, еще проведшая молодость за ручными, а не цифровыми инструментами, снисходительно похлопает всех по виртуальному плечу: щенки, это гравюра на дереве, я узнаю ее.

    И все они ошибутся:)

    На первый взгляд она действительно выглядит как гравюра по дереву. Там, где белое - выбрано, там, где черный рисунок оставлено. Имитировать такое тушью во-первых, трудоемко, во-вторых, все равно выйдет плохо, тушью надо рисовать, как туши и полагается - черным по белому. Эти рисунки сделаны в технике аналогичной именно гравюре.

    Гравюра по дереву, действительно самая старая и классическая техника книжной иллюстрации. У меня есть рассказ о технике иллюстрации в 19-м веке . Если коротко - брался торцовый срез дерева, чтобы волокна шли перпендикулярно поверхности рисования, шлифовался, покрывался белилами, поверх наносился рисунок иллюстрации и гравер вырезал рисунок. Все, что должно было быть черным, оставалось поверхностью дерева, все, что белым - углублялось. Если нужно было сделать тонкую черную линию, приходилось убирать дерево по обеим ее сторонам. Если вы хоть раз резали линогравюру или штамп, вы представляете в грубых чертах эту технику.

    Деревянный кусок становился печатным штампом - на него наносилась краска и отпечатывалась на листы будущей книги. Так были сделаны иллюстрации Тенниэла к Алисе. И вот тут возникает интереснейшая вещь. "Подлинников" к Алисе не существует. Тенниэл приходил в мастерскую к граверу и рисовал на куске дерева. Гравер после этого вырезал все лишнее, чтобы оставался черный рисунок. Поняли? Гравер.

    Гравер определял, как именно будет проходить линия, как определяться тень, насколько изящно или грубо будет вырезана деталь.

    В наши времена самая близкая к этому профессия - инкер, человек обводящий тушью рисунок к комиксу. Не все художники рисуют комиксы от начала до конца сами. Обычно художник рисует подробнейший карандашный эскиз и отдает его инкеру. Инкер обводит все тушью. Он решает, как сделать черное пятно, где положить полутон, с каким нажимом будет линия у глаза. Если вы когда-нибудь в пионерском лагере ходили в кружок выжигания по дереву, вы можете представить себе разброс результатов. Если десяти пионерам дать рисунок умильного Бемби, копирку, кусок фанеры и прибор для выжигания, все они выжгут (обведут) окончательный рисунок по разному. Дисней может не узнать своего четвероногого.

    Поэтому то, что мы видим в книгах с Алисой - это то, как пошла рука у пионера-выжигателя гравера. Может все эти лица взрослой дамы, с накрашенными тяжелыми глазами - просто выбор гравера?

    На случай, если вам интересно, этого безвестного героя звали Thomas Dalziel, и он был из семьи очень популярных граверов викторианской эпохи, даже сам рисовал иллюстрации. Так что совсем уж испортить иллюстрации деревянной обводкой он не смог. Но это не отменяет того, что бумажных, рисованых оригиналов к Алисе нет. В музее Оксфорда, как оригиналы хранятся деревянные блоки с вырезанным рисунком, с которых был отпечатан первый тираж. (Точнее говоря, второй. Первый вышел грубо и грязно, процесс потребовал переделки и уточнений, только второй удовлетворил Тенниэла, а первый продали на рынке второго сорта - в Америке.

    Гравюра по дереву давала отчетливый черно-белый рисунок (какой не давали гравюры по металлу) и эти качества, естественно до сих пор привлекают эстетически. Но резать по дереву - дело сложное и требует сноровки. Отдавать граверам свои иллюстрации вроде бы глупо, самому резать сложно - и главный вопрос - зачем? В докомпьютерную эпоху понятно, зачем - с этой доски и печатался рисунок технически. Сейчас, когда все печатается с цифровых форм, с дерева пришлось бы печатать на бумагу, бумагу сканировать - и рисунок переводить в печать. И резать только для того, чтобы сделать отпечаток?

    Сегодня никто не режет дерево для иллюстраций. Того же эффекта можно добиться в технике, которая называется скратчборд (scratchboard). Она стопроцентно ручная, процесс в принципе тот же самый, что и в гравюре по дереву, но "гравюрная доска" одновременно является и отпечатком, конечной работой.

    Видите? Прорезаны белые линии, черное остается нетронутым фоном, выглядит совершенно как гравюра по дереву.

    На самом деле, это специально подготовленный картон ("доска для царапания" в переводе). Плотный лист бумаги покрывается белой глиной, субстанцией с меловой поверхностью, поверх белого слоя наносится тонкий слой черной краски, типа чернил или туши. Художник наносит на черную поверхность рисунок, берет острые инструменты - обычно один из ножей X-Acto и процарапывает поверхность, как гравер. Острием ножа легко проводить линии любой ширины, как пером, убирать все черное, там, где должно быть белое, штриховать параллельно и перекрестно и полностью создавать вид деревянной гравюры.

    При этом, если вы ошиблись где-то, можно покрыть этот участок тушью и снова выгравировать неудавшееся место.

    Теперь посмотрим, как выглядит типичный процесс такого рисования. Kent Barton - один из выдающихся американских иллюстраторов в этой технике. Разумеется. в этой технике заказывают работы с историческим флером или налетом старинности. Вот он получил заказ на иллюстрацию про ганфайтеров.

    Сначала собирается масса справочного материала. На кальке отрисовываются отдельные детали и сцены:

    Подробнейший рисунок, в котором нанесены все тоновые отношения, утверждается у заказчика, если нужно рисуются и подклеиваются новые варианты. После этого рисунок переводится на скратчборд. Кент работает на на черном, а на белом скратчборде. Почему? Не всегда удобно белый фон полностью вычищать из черного скрапборда.

    Поэтому он работает локальным черным цветом. Справа - подготовленный для работы рисунок, фигура в нем залита тушью. Справа - уже "выгравированный" рисунок на том, что раньше тоже было черным пятном.

    У него в руке не нож, а специальный скребок с деревянной ручкой и двумя остриями:

    Часть за частью он продвигается по листу. Чтобы не смазывать рисунок черными "стружками", под руку подкладывается салфетка, салфеткой же время от времени смахивается "награвированная" пыль с рисунка.

    Вот крупнее. На черном скратчборде черный цвет обычно ровный и глубокий, здесь видно, как Кент сам покрасил. все равно в конечном итоге это будет рисунок с линейной штриховкой.

    А это его работы:

    Крупнее пиджачок:

    Для такой штриховки нужна твердая рука не хуже, чем у старинных граверов.

    Вот тут видно какие разные виды штрихов применяются. на лице по форме, с расширением и сужением линии, чтобы создавать нужный тон, на шляпе отдельными белыми точками, на фоне беспорядочной перекрещивающейся штриховкой.

    Ну не красавчик ли?


    Техника выходит особенно хорошо в такой технике (неожиданный каламбур)

    А вот прямо имитация старой иллюстрации из какого-нибудь каталога или проспекта.

    теперь посмотрим еще на одного прекрасного художника, работающего в этой технике - Марка Саммерса (Mark Summers). Это его мотоцикл в начале поста, надеюсь, поразил вас своей скрупулезностью.

    Быстрый набросок для иллюстрации.

    Второй этап - более детальный рисунок с цветом. Некоторые иллюстраторы раскрашивают свои "гравюры". Марк как раз из тех, кто любит подцвеченные рисунки. Поэтому детальный эскиз он рисует маркером на кальке, наклеивает эту кальку сплошь на цветной лист нужного оттенка и поверх проходит белилами на светлых местах. Сам она называет эту технику эскиза "византийской", имея в виду ее странную сложность:)

    Он работает как раз на черном скратчборде. Переводит на него рисунок и гравирует фигуру за фигурой. На каждого персонажа у него уходит не менее трех дней.

    Если работа предполагалась цветной, он сканирует свой готовый скратчборд, распечатывает на фотобумаге, красит тонкие детали акварелью, затем заливает большие плоскости лессировками масляной краской. Так что в отличие от Тенниэля, у него выходит сразу два оригинала:)

    Понятное дело, что для такой техники нужно блестяще рисовать в первую очередь. И очень хорошо разбираться в светотени - тона приходится набирать способом, противоположным к обычному рисунку - чем больше ты штрихуешь на одном месте - тем светлее там становится.

    Вот еще подцвеченный Шляпник. Жаль, что во времена Кэролла не было скратчбордов:)

    И еще один коммерческий иллюстратор: Michael Halbert
    Оливковое дерево:

    И деталь:

    Марк Твен:

    И его правая рука:

    Не знаю, кто, в шляпе:

    И деталь. Майкл специально имитирует самую классическую форму деревянной гравюры.

    И деталь крупнее:

    Ну и напоследок: хеллоуинская ведьма

    И ее лицо крупно:

    Теперь вы специалисты в этой редкой технике:)
    _____

    В жж у меня есть другие посты в серии "иллюстраторские техники", тут ссылку давать не буду.

    Гравюра - это техника создания и нанесения рисунка, результатом которой является эстамп или печатный оттиск на бумаге или ином материале. Гравюра является частью графического искусства, поскольку основными изобразительными средствами в создании оттисков являются штрихи и линии.

    Что такое гравюра

    Гравюра - это сложный термин, объединяющий печатные произведения, созданные в различных техниках печати. Оттиск гравюры делается с помощью печатной формы, которая называется доской. Доска может быть как из дерева, так и из других материалов, например, металла или воска. Рисунок на доске является зеркальным отражением эстампа и состоит из пробельных и печатающих элементов.

    Примечание: если оттиск является черно-белым и выполнен на белой бумаге, то пробельные элементы на доске - те, что в оттиске получаются белыми, а на печатающие элементы доски наносится краска, которая и «рисует» оттиск.

    Техника гравюры разделяется на высокую и глубокую печать. Если гравюра выполняется в технике высокой печати, то на «доске» печатающие элементы находятся выше пробельных, таким образом, чтобы только они касались бумаги. При выборе глубокой печати «доска» выглядит противоположно, то есть пробельные элементы располагаются выше, а печать оттиска основана на контролируемой толщине слоя краски.

    Гравюры, выполненные техникой высокой печати, являются плоскими и гладкими, в то время как глубокая печать обеспечивает оттиски неравномерностью и рельефностью изображений.

    Кто такой гравер

    Гравюра - это вид искусства, требующий больше, чем изобразительный талант художника. Помимо создания рисунка, его идеи и композиции, гравюра требует прикладных умений в создании гравировальных форм и знаний техник работы с печатным станком. Из-за комплексной природы создания гравюры в сегодняшнем искусстве принято разделять значения понятия «гравер».

    Общепринятое значение термина объясняет его как создателя гравюры, то есть печатной формы, рисунка на ней и напечатанных оттисков. В этом смысле автором идеи и композиции рисунка может быть как сам гравер, так и другой художник. В узком смысле слово «гравер» является профессиональным и относится к специалисту, владеющему несколькими техниками и приемами гравировки, работающему с различными материалами, такими как стекло, драгоценные металлы, дерево и др.

    Виды гравюры

    Гравюра - это комплексная техника создания предметов искусства. Существует несколько разделений гравюры на виды:

    • Техника выполнения эстампа различает гравюры высокой печати и гравюры глубокой печати.
    • В зависимости от материала «доски» или печатной формы различается ксилография (вид гравюры на дереве), линогравюра (на линолеуме), гравюра на металле, картоне, воске и др.
    • Способ нанесения рисунка на печатную форму называется техникой гравирования и подразделяется на химическое травление, гравирование резцом, офорт (травление металлической поверхности кислотами), акватинту, или травление с помощью смолы, медерит, или травление спиртом, сухую иглу и другие.
    • Вопросы авторства породили еще один вид - автогравюра, то есть созданная одним человеком - автором оригинальной идеи и композиции, который контролировал процесс ее создания от начала и до конца.

    Знаменитые граверы

    Самым знаменитым гравером в истории искусства является Альбрехт Дюрер, величайший художник Северного Ренессанса, который вывел гравюру, и ксилографию в частности, на новую ступень развития. Благодаря уникальным по своей детализации и сложности исполнения оттискам, таким как «Меланхолия», «Носорог», «Адам и Ева» и многие другие, Дюрер заслуженно был признан лучшим европейским мастером гравюры.

    Лукас ван Лейден, современник Дюрера и широко известный датский художник, который также работал и в жанре гравюры, сумел практически самостоятельно изучить технику высокой печати. Лукас ван Лейден занимался ксилографией с раннего детства, его юношеские работы, такие как «Пилигримы» и «Магомет и монах Сергий» (14 лет), поражают зрелостью и высокой техникой исполнения.

    Среди великих художников гравюрой увлекались Рембрандт, Гюстав Доре, Франсиско Гойя, Уильям Блэйк и Иван Шишкин.

    Творческие занятия - неотъемлемая составляющая воспитания и обучения ребенка. Существует множество видов художественного искусства, творить в рамках которых могут дети любого возраста. Например, гравюра для детей - это техника, осваивать которую можно начинать уже с трех лет. Но интересно подобное творчество будет также подросткам и родителям.

    Гравюра как вид визуального искусства

    Очень часто данную творческую технику ставят в один ряд с изобразительным искусством. И действительно, общего у этих разновидностей творчества достаточно. Поделка в технике гравюры предполагает удаление защитного слоя с использованием специального инструмента - шпателя или пера. Сегодня в продаже можно найти готовые наборы для создания подобного шедевра. Альтернативный вариант - сделать поделку от и до своими руками. Рассмотрим подробно данную технику и постараемся понять, чем же полезна гравюра для детей?

    Готовые наборы для творчества фабричного производства

    Сегодня в любом магазине игрушек или канцтоваров можно найти самые разнообразные наборы для детского творчества. Есть среди них и те, что предназначены для создания Обычно в такой набор входят основа для создания объемного рисунка, специальный шпатель/штихель и инструкция. Под черным фоном может скрываться белое или цветное основание. Для удобства работы обычно линии, по которым следует проводить инструментом, уже отмечены цветом на черной основе. Стоимость набора «Гравюра для детей» колеблется в пределах 100-500 рублей. Все зависит от размера и сложности рисунка. Обратите внимание: на упаковке должен быть указан рекомендуемый возраст юного художника. Для самых маленьких выбирайте простые картинки небольшого размера, а для детей постарше и взрослых - более сложные. Внимание! В возрасте 3-5 лет малышам рекомендуется делать гравюры только в соавторстве со взрослыми. Задача родителей - рассказать про это творчество для детей, показать основные приемы и контролировать весь процесс.

    Изготовление гравюры с использованием свечи

    При желании сделать набор для творчества ничуть не хуже, чем в магазине, можно своими руками в домашних условиях. Для этого возьмите картонную картинку, можно использовать, к примеру, страничку из разорванной книги. Вырежьте основу подходящего размера. Далее натрите ее обычной свечой или куском парафина. Слой должен получиться ровным и однородным. После чего покройте заготовку толстым слоем гуаши без добавления воды. Оставьте сушиться на несколько часов. После чего ваша гравюра для детей готова, можно приступать к творчеству. Предложите ребенку очистить всю картинку или какие-то отдельные ее элементы. Можно взять также и обычный кусок картона, раскрасить его произвольно красками, после чего покрыть воском и гуашью. На такой гравюре удобней рисовать картинки, не счищая краску полностью.

    Как сделать гравюру своими руками без воска или парафина?

    Если у вас дома не нашлось свечи, расстраиваться не стоит. Возьмите картон или лист плотной бумаги и Хорошо покрасьте основу этими карандашиками, а сверху, так же как и в первом способе, нанесите гуашь и высушите. Еще один вариант предполагает использование готовой картинки и пленки. Подойдут обычные фасовочные пакеты, папки-файлы или упаковочный тонкий пластик. Приклейте к основе кусок пленки клеем-карандашом, сверху нанесите гуашь и просушите. Изготовление гравюр возможно и из глянцевых картинок. И это один из самых простых способов. Возьмите страницу из журнала, обложку от раскраски или какую-то другую глянцевую картинку. Нанесите прямо на нее гуашь и после полного высыхания приступайте к творчеству. Дошкольникам рекомендуется при создании гравюры использовать тонкие инструменты и стараться держать их как карандаш или ручку - это поможет адаптировать руку к письму.

    Польза от данного вида творчества

    Детские гравюры - это интересные и очень полезные поделки. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, учит ребенка быть внимательным и усидчивым. Если вы используете покупной набор, малыш учится обводить и проводить правильные линии. Многим детям нравятся самодельные основы для гравирования, на которых отсутствует разметка. При работе с таким материалом каждый раз приходится угадывать, что скрыто под краской и где ее следует стереть. Интересно и произвольное рисование на основе для создания гравюры с разноцветным фоном. Пробуйте творить вместе с ребенком, используя и готовые наборы, и самодельные. Помните о том, что законченная поделка может стать замечательным украшением интерьера или отличным подарком на праздник кому-то из родственников.

    Творчество для детей - это безграничные возможности самовыражения и развития. Никогда не забывайте об этом и старайтесь регулярно делать разнообразные декоративные поделки с дочерью или сыном.

    Для знакомства со стилем “гравюра” и приобретением первого опыта можно воспользоваться набором для творчества, которое так и называется “Гравюра”. Такие наборы можно купить как в магазинах с художественными отделами, так и в интернет-магазинах. Модели для работ предлагаются различной сложности, есть простые небольшие картинки, но есть и достаточно сложные и тонкие по исполнению картины. Рекомендуемый возраст художника-гравировщика указан на упаковке. При этом такое занятие может увлечь как школьника, так и вполне взрослого человека. На картинке, представленной для примера, указан возраст от 3-х лет. Но детям в младшем возрасте нужно работать обязательно под присмотром взрослых.

    2 шаг

    Заготовка для гравюры выглядит как плотный лист металлизированной бумаги, покрытой тонированным слоем, на которую нанесены контуры будущего рисунка. Металлизированная бумага бывает разных цветов: серебро, золото или радуга (переливающиеся цвета).

    3 шаг

    В набор входит и инструмент для выполнения работ – штихель. Этим инструментом делают насечки на верхнем темном слое, через который в результате проявляется слой металлизированный. Штихель похож на ручку, только стержень у нее металлический. Для безопасности на острие надевается колпачок, когда штихелем не работают. Если работа выполняется детьми, то нужно обязательно контролировать обращение со штихилем, чтобы не было травм.

    4 шаг

    Для выполнения гравюры следует нанести все нарисованные штрихи, сняв в этих местах тонированный слой. Штихель может выполнять тонкие насечки или насечки пошире, в зависимости от того, какой стороной вы его повернете. Такая работа требует усидчивости и аккуратности.