Примерный список литературы для чтения детям первой младшей группы. Проект "любимые сказки" для младшей группы
Современные дети не читают. Эта аксиома будоражит умы и учёных, и педагогов, и родителей, которые, к слову сказать, сами нечасто берут книгу в руки. Поэтому детям мало читают вслух. Миссия воспитателя в детском саду в том, чтобы постараться переломить ситуацию в обратную сторону, то есть приобщить карапузов к книгам, показать, сколько интересного и занимательного таится на печатных страницах. Так что подготовка занятия по чтению художественной литературы - это не просто методически грамотная переработка информации по теме, а настоящий творческий процесс, который должен захватить педагога, а затем и малышей.
Цели и задачи занятий по чтению
Движущая сила развития малыша - пример, а книга целенаправленно побуждает карапузов к подражанию. И такие нравственно-этические категории, как доброта, любовь к людям, справедливость приходят к детям незаметно. Они учатся ориентироваться во всём многообразии моделей человеческого поведения, выбирая наиболее приемлемый вариант для себя.
В связи с этим цели занятий чтением художественной литературы в первой младшей группе заключаются в следующем:
- приобщить ребят к мировой сокровищнице культурного наследия, в частности, к детской литературе;
- расширить кругозор;
- развить умения аналитически воспринимать информацию на слух, то есть кратко отвечать на вопросы по сути услышанного, делать пересказ отдельных эпизодов;
- работать над развитием речи;
- развивать фантазию, воображение;
- воспитывать интерес к процессу чтения.
Основная цель занятий - приобщение малышей к чтению
Задачами таких занятий с малышами 1,5–3 лет является:
- знакомство с народным и авторским творчеством (сказками, потешками, стихотворениями, песенками);
- обучение узнавать персонажа по описанию (например, животное);
- пополнение словарного запаса;
- развитие способности понимать сюжет услышанного произведения;
- тренировка навыков драматизации;
- воспитание сопереживания, чуткости к героям произведений;
- пробуждение любознательности.
Приёмы
Работая с малышами, необходимо очень тщательно подбирать комбинации приёмов, способствующих более полному восприятию художественного произведения, а также помогающих реализовать поставленные цели и задачи. Наиболее подходящими с этой точки зрения можно назвать такие приёмы:
Виды занятий по чтению
Художественное слово сопровождает весь образовательный процесс в детском саду. Так, даже гимнастика после пробуждения выполняется под рифмовки и потешки. Выделяются такие виды чтения:
- чтение в рамках занятия;
- чтение перед сном (обычно это сказки в прозе);
- чтение стихотворений (в качестве сопровождения режимных моментов - приёма пищи, сборов на прогулку и пр.);
- чтение песенок с последующим заучиванием текстов (например, при подготовке утренников).
Это интересно. В детском саду регулярно проводятся конкурсы чтецов, чтения, посвящённые творчеству известных литераторов (например, «Пушкинские чтения»). Правда, участие в них малышей первой младшей группы является скорее исключением, чем правилом.
Методика организации и проведения занятия по чтению
Любой вид работы с детьми должен быть уместным по времени. Для чтения вслух этот промежуток определён между 16.00 и 16.30. При этом время непрерывного чтения не должно превышать 4–5 минут, а занятия в целом - 10 минут.
Начиная новое произведение, воспитатель не должен забывать озвучить его жанр (к примеру, «Детки, сегодня я расскажу вам сказку…»). Обратите внимание, что произносить названия жанров нужно полностью и чётко, то есть «прочитаю сказочку» оказывается недопустимым.
Требования к проведению занятий
Почему иногда опытного рассказчика малыши не слушают, а новичка воспринимают с удовольствием? А потому, что неважно, кто рассказывает. Куда существеннее как(!). В том числе и эти аспекты оговорены в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к проведению занятий по чтению художественной литературы в первой младшей группе.
Как мотивировать
От того, с каким настроением дети начнут занятие, зависит будут ли достигнуты все поставленные цели. В этом контексте особую важность приобретают приёмы мотивации. С детьми 1,5–3 лет можно использовать довольно обширный набор, комбинируя варианты.
Какие жанры изучаются
В первой младшей группе на занятиях по чтению дети знакомятся с:
Таблица: картотека тем занятий по чтению в первой младшей группе (фрагмент)
Дата проведения | Тема | Цель |
Сентябрь | Сказка В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок» | Познакомить со сказкой, дать представление о внешнем виде утёнка, поупражнять в правильном употреблении слова. |
Стихотворение Г. Сапгира «Кошка» | Объяснить детям, как по-разному можно играть с игрушкой и разговаривать с ней; помогать повторять и придумывать самостоятельно несложные обращения к игрушке. | |
Сказка К. Чуковского «Мойдодыр» | Познакомить с сюжетом произведения, объяснить важность гигиенических процедур, помочь запомнить незнакомые слова. | |
Октябрь | Потешка «Огуречик, огуречик…» | Вспомнить с детьми знакомые сказки, помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку. |
Русская народная песенка «Пошёл котик на торжок…» | Познакомить с содержанием народной песенки; учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя; формировать округлые комочки из пластилина. | |
Ноябрь | Рассказ Е. Чарушина «Ёж» | Познакомить с новой рассказом, формировать умение слушать молча, не отвлекаясь; познакомить с повадками ежа. |
Сказка «Три медведя» | Приучать детей слушать большое по объёму произведение; вызвать эмоциональный отклик; формировать интонационную выразительность речи. | |
Сказка С. Маршака «Кошкин дом» | Познакомить с понятием гостеприимности, приучать детей слушать большое по объёму произведение; вызвать эмоциональный отклик. | |
Декабрь | Сказка «Рукавичка» | Познакомить с новой сказкой, вызвать желание возвращать к ней неоднократно, учить отгадывать загадки. |
Сказка В. Сутеева «Кто сказал мяу?» | Формировать навыки восприятия художественного произведения на слух, учить изображать действия персонажей, выразительно передавать диалоги из сказки. | |
Потешка «Ой ты заюшка-пострел…» | Познакомить с новой потешкой, со стихотворением-загадкой; учить угадывать животных по описанию, развивать внимание, приучать задавать вопросы и отвечать на них. |
Временной план
Хронометраж занятия по чтению рассчитывается исходя из того, что средняя его продолжительность 10 минут. При этом в эти временные рамки должно войти три этапа работы.
Таблица: пример конспекта занятия. Гульсира Загидуллина, воспитатель ДОУ №24, г. Нижнекамск, «Конспект занятия по чтению художественной литературы на тему: «Стихотворение В. Берестова «Мой котёнок» (фрагмент)
Этап работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная часть | - Кто же это спрятался у нас под платочком? У него мягкая шубка, острые коготочки, пушистый хвостик и длинные усы. Не узнаёте? Ещё наш гость умеет мурлыкать и мяукать: « Мурр… мяу… » Кто же он? (Ответы детей). Значит, о ком мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Да, это котёнок. (Снимает платок с игрушки). Котёнок маленький, у него нет имени. Давайте придумаем ему имя. | Малыши вместе с воспитателем придумывают имя – «Пушок». |
Основной этап | - Котёнок Пушок - это детёныш мамы- кошки. Как и всякий маленький ребёнок, он очень любит бегать, прыгать, а иногда не прочь и побаловаться. | Рассматривание иллюстрации. |
Послушайте стихотворение про котёнка: Если кто-то с места сдвинется, На него котёнок кинется. Если что-нибудь покатится, За него котёнок схватится, Прыг-скок. Цап-царап! Не уйдёшь из наших лап! |
Дети слушают. | |
Вопросы: - Про кого рассказывается в стихотворении? - Как прыгает котёнок Пушок? (Прыг-скок.) - Как ловит котёнок Пушок клубок? (Цап-царап). Как котёнок мяукает? |
Ответы детей хором и индивидуально. | |
- А сейчас вы, мои ребятки, станете котятками. | Малыши выполняют физкультминутку: Все котятки мыли лапки Вот так, вот так! Мыли ушки, мыли брюшко Вот так, вот так! А потом они играли Вот так, вот так (прыжки) А потом они устали Сладко-сладко засыпали Вот так, вот так! Воспитатель: Молодцы, ребятки! Давайте нашему котёнку Пушку споём песенку «Киска». (Подпевают звукоподражательные слова). |
|
Заключительный этап | - Кто сегодня был у нас в гостях? (Котёнок). - Как его зовут (Пушок). - Покажите, как Пушок прыгает? Воспитатель: Слушайте, что говорит вам Пушок (Мяу, мяу, мяу), это он говорит вам До свидания. |
Ответы детей. |
Занятие по чтению в первой младшей группе - это важный шаг на пути воспитания у детей уважения и любви к слову, книге. А воспитатель - это тот человек, на плечи которого ложится миссия не только донести сюжет произведения, но и пробудить в малышах любознательность, помочь им быстрее овладеть речью, научиться анализировать услышанное. Поэтому методика организации и проведения таких занятий занимает ключевое место в календарно-тематическом планировании работы группы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Дюймовочка» Елабужского муниципального района» Республики Татартан
Подготовила воспитатель 1 кв. категории
Уткина Т.А
г.Елабуга
Русский фольклор
Наши уточки с утра
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно –
Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!
Пошел котик на торжок,
Пошел котик на торжок
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.
Наша Маша маленька
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.
Огуречик, огуречик,
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызёт
Бежала лесочком лиса с кузовочком.
Бежала лесочком
Лиса с кузовочком.
- А что в кузовочке?
- Лесные грибочки,
Грибочки-груздочки
Для сына, для дочки.
Заяц Егорка
Заяц Егорка
Свалился в озерко,
Бегите под горку!
Спасайте Егорку!
Ай, дуду-дуду-дуду,
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу,
Он играет во трубу,
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолоченная,
Песня ладная,
Сказка складная.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костер,
Кушают кашку,
Слушают сказку…
Солнышко-ведрышко,
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Радуга-дуга,
Hе давай дождя!
Давай солнышка -
Колоколнышка
Чики-чики, кички
Чики-чики, кички
березовые лычки
летели две птички, собой невелички,
как они летели все люди глядели,
как они садились все люди дивились!
СКАЗКИ.
Ушинский - Козлятки и волк
Жила-была коза.
Сделала себе коза в лесу избушку и поселилась в ней со своими козлятами.
Каждый день уходила коза за кормом в бор.
Сама уйдёт, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не отпирать.
Воротится коза домой, постучит в двери и запоёт:
«Козлятушки, детятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Я, коза, во бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студёную;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка по копытечкам,
А с копытечек во сыру землю».
Козлятки услышат мать и отопрут ей двери.
Она покормит их и опять уйдёт пастись.
Подслушал козу волк и, когда коза ушла, подошёл к дверям избушки и запел толстым-претолстым голосом:
«Вы, детушки, вы, батюшки,
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла,
Молока принесла...
Полны копытцы водицы!»
Козлятки выслушали волка и говорят: «Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поёшь, матушка поёт тоньше и не так причитывает!» - И не отворили дверей волку.
Волк так и ушёл несолоно хлебавши.
Пришла мать и похвалила деток, что её послушались: «Умницы вы, деточки, что не отпёрли волку, а то бы он вас съел».
Сказка Теремок в пересказе М. Булатова
Стоит в поле теремок.
Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка! А ты кто?
- А я - лягушка-квакушка!
- Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
- А я - зайчик-побегайчик.
- Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.
Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
- А я - лисичка-сестричка.
- Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок - серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик.
- Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
- А я - волчок - серый бочок.
- Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить.
Вот они все в теремке живут, песни поют.
Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик.
- Я, лисичка-сестричка.
- Я, волчок - серый бочок. А ты кто?
- А я - медведь косолапый.
- Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:
- Я лучше у вас на крыше буду жить.
- Да ты нас раздавишь!
- Нет, не раздавлю.
- Ну так полезай!
Влез медведь на крышу и только уселся - трах! - раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок - все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить - новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
Русская народная сказка
в обработке М. Булатова
Маша и медведь
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Собрались раз подружки в лес - по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.
- Дедушка, бабушка, - говорит Машенька, - отпустите меня в лес с подружками!
Дедушка с бабушкой отвечают:
- Иди, только смотри от подружек не отставай - не то заблудишься.
Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька - деревцо за деревцо, кустик за кустик - и ушла далеко-далеко от подружек.
Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.
Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем заблудилась.
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит - стоит избушка. Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.
Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.
Села и думает:
«Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..»
А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил.
Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.
- Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.
Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.
- А если уйдёшь, - говорит, - всё равно поймаю и тогда уж съем!
Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти - не знает, спросить не у кого…
Думала она, думала и придумала. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:
- Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.
- Нет, - говорит медведь, - ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.
А Машеньке того и надо!
Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:
- Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да домни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!
- Ладно, - отвечает медведь, - давай короб!
Машенька говорит:
- Выйди на крылечко, посмотри - не идёт ли дождик?
Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.
Вернулся медведь, видит - короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.
Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит:
Сяду на пенёк,
Съем пирожок!
А Машенька из короба:
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
- Ишь, какая глазастая, - говорит медведь, - всё видит!
Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл-шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:
Сяду на пенёк,
Съем пирожок!
А Машенька из короба опять:
Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!.
Удивился медведь:
- Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!
Встал и пошёл скорее.
Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:
- Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.
А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают!
Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.
Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят - короб стоит.
- Что это в коробе? - говорит бабушка.
А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька, сидит - живёхонька и здоровёхонька.
Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10» города Алейска Алтайского края
Проект
«Мои первые сказки»
в 1 младшей группе
Составили:
Воспитатели: Самсонова С.А.
Шанина Е.Я.
2017 г.
Алейск
Название проекта: «Мои первые сказки» в 1 младшей группе
Актуальность проекта:
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это сказка.
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения, не чувствуют красоту литературной речи. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. Родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности. У дошкольников недостаточные знания о сказках.
Необходимо знакомить детей с русскими народными сказками, так как именно сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности вполне отвечают природе маленького ребенка, близки его мышлению.
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Цель проекта :
Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.
Задачи проекта :
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
3. Обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
4. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности.
5. Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.
Участники проекта : дети 1 младшей группы МБДОУ «Детский сад № 10» г. Алейска, воспитатели, родители.
Разработчики проекта : воспитатели Самсонова С.А. Шанина Е.Я.
Продолжительность проекта : апрель (1 неделя) (краткосрочный)
Вид проекта: познавательно-речевой.
Материалы: сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, методическая литература, разные виды театра, пластилин, карандаши.
Формы проведения: познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, совместная деятельность.
Методическое обеспечение :
Создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры) ;
Создание тематических выставок.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
Определение темы проекта.
Работа и подбор методической литературы
Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
Папка-передвижка
2 этап - Основной
1. Беседа «Мои любимые сказки », « Как вылечить книжку?».
2. Чтение РНС «Колобок» , «Теремок» , «Курочка Ряба» , «Репка» .
Рассматривание иллюстраций. Аудиопрослушивание сказок. Просмотр мультфильмов.
3. Показ кукольного театра: сказок «Колобок» , «Репка» , «Курочка Ряба» , «Теремок» .
4. Рисование : «Колобок»
Цель: Развитие творческих способностей детей.
5. Лепка «Для дедушки для бабушки я спеку оладушки » (пластилин)
Цель: вспомнить с детьми сказки которые начинаются «Жили-были дед и баба…» , развивать доброжелательность, уважение к старшим.
6. Оформление книжной выставки « Моя любимая книга » .
7. Акция «Поможем книгам» . Учить детей «лечить» книги с помощью воспитателя. Развивать бережное отношение к книгам.
9. Дидактические игры: «Собери сказку из частей» , «Из какой сказки?» .
«Угадай сказку»
Цель: Закрепить знания детей о сказках. Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам.
Работа с родителями
3 этап – Заключительный
Презентация проекта «Мои первые сказки» . Фотоотчет.
Ожидаемые результаты:
Дети получили дополнительные знания о русских народных сказках.
Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Речь детей стала более, связной, выразительной;
Дети познакомились с такими понятиями как добро, зло, честность и справедливость.
Дети могут пересказывать короткие сказки или отрывок из неё с помощью воспитателя
Перечень используемой литературы:
1. Интернет-ресурсы:
2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1-3 года. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.
3. Художественное творчеств: комплексные занятия. Первая младшая группа / О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 142 с.
4. Развитие речи в детском саду В.В. Гербова. Издательство Мозаика - Синтез Москва, 2015.
5. Книга для чтения в детском саду и дома. Москва ОНИКС – 2011.
Приложение 1
Анкета для родителей
Цель: понять, насколько дети знакомыми со сказками, на что сделать упор в работе.
1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?
2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
_________________________________________________________________________________
4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
_______________________________________________________________________________
5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
_________________________________________________________________________________
6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам)?
_________________________________________________________________________________
7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
_________________________________________________________________________________
8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
______________________________________________________________________________
9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
________________________________________________________________________________
10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.)?
________________________________________________________________________________
11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?
_________________________________________________________________________________
Задачи воспитания.
Охранять здоровье детей, забо-титься о дальнейшем развитии и закаливании организ-ма, уравновешенном активном поведении и положи-тельном эмоциональном состоянии.
Расширять ориентировку в окружающем, формиро-вать представления и первичные понятия о предметах, качествах и явлениях. Продолжать развитие речи и на-глядно-действенного мышления.
Совершенствовать движения. Развивать игровую дея-тельность детей. Расширять и укреплять их положитель-ные взаимоотношения друг с другом и со взрослыми. Воспитывать поведение детей в коллективе.
Совершенствовать элементарные навыки самообслу-живания, воспитывать культурно-гигиенические навыки, привлекать детей к элементарным трудовым действиям.
Воспитывать интерес и любовь к музыке, пению, сти-хам, рассказам.
Характеристика детей третьего года жизни.
При правильном воспитании на протяжении третьего года жизни в развитии и поведении ребенка происходят суще-ственные изменения. Продолжается несколько замедлен-ное по сравнению с предыдущими годами, но все же интенсивное нарастание веса (в среднем за год ребенок прибавляет в весе 2,8 кг) и увеличение роста (на 7—8 см).
Продолжается окостенение скелета и развитие функций всех органов, но вследствие их относительного несовершенства ребенок еще очень раним. Повышается предел работоспособности нервной системы: ребенок мо-жет бодрствовать непрерывно 6—6,5 часа, необходимое количество суточного сна уменьшается до 11,5—-12,5 ча-са (из них 2--2,5 часа днем); может заниматься одним и тем же делом до 15—25 минут.
У ребенка развивается умение сдерживать, тормозить свои желания и действия, но он еще не способен на длительное ожидание, не мо-жет долго сохранять одну и ту же позу, быстро утомляется от однообразных движений, легко возбуж-дается.
Вследствие улучшения качества движений и развития умения ими управлять ребенок становится более ловким и самостоятельным в еде, одевании, игре, занятиях.
Быстро развивается речь ребенка, что существенным образом меняет его поведение. Обогащается содержание речи. Расширяется словарь. Ребенок начинает пользо-ваться, хотя и не всегда правильно, всеми частями речи, употреблять распространенные и сложные предло-жения.
К трем годам все звуки, за исключением «р» и шипящих, дети произносят правильно, хотя в некоторых сочетаниях встречается замена одних звуков другими. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с другими детьми. Ребенок начинает устанавливать причинную зависимость часто повторяю-щихся явлений, делает примитивные сравнения, умоза-ключения, обобщения наглядно-действенного характера.
В играх дети более самостоятельно воспроизводят действия окружающих людей. Возникают совместные игры. К концу третьего года жизни появляются начальные формы ролевой игры. Становится возможным обу-чение детей новым видам деятельности: манипулирова-ние карандашом переходит в попытки изобразительной деятельности, игра кубиками постепенно превращается в конструирование.
Во второй половине третьего года жиз-ни ребенок иногда, прежде чем действовать, заранее определяет словами содержание своих действий. «Я са-молет нарисую»; все чаще действует на основе прошло-го опыта, закрепленного в виде представлений, понятий.
Дети живо интересуются всем, что происходит вокруг них. Они следят за трудовыми действиями взрослых, явлениями природы, животными. При этом дети не до-вольствуются одним только восприятием окружающею, а требуют объяснения, задают вопросы: «Почему?», «За-чем?», «Когда?», «Где?» Они начинают сравнивать пред-меты, явления, хотя их впечатления еще поверхностны, отрывочны и неустойчивы.
Дети любят смотреть картинки, при этом много гово-рят, спрашивают. Они с интересом и вниманием слушают то, что им рассказывают взрослые.
Несмотря на значительно большую самостоятельность в играх, дети, предоставленные на длительное время са-мим себе, и на третьем году не могут найти занятие, вследствие чего становятся вялыми или, наоборот, слишком возбужденными.
В процессе деятельности и общения со взрослыми ребенок накапливает все больше знаний и представлений о ближайшем окружении, расширяется его опыт. Он ориентируется в групповой комнате, у себя дома и г. д. На основе опыта и под влиянием воспитательных воз-действий взрослых совершенствуется умение ребенка выполнять элементарные правила поведения; усложня-ются его взаимоотношения со взрослыми и детьми.
Дети оказывают помощь друг другу, проявляют инте-рес к деятельности товарищей. Более разнообразными становятся переживания ребенка, и возникают они по различным поводам. Много положительных эмоций испытывает ребенок при восприятии окружающего, при общении со взрослыми, в связи с результатами своей деятельности. Все больший эмоциональный отклик вызы-вает у него музыка, пение, художественное слово.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ГРУППЫ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
В группе устанавливается один общий режим, но игры-занятия, выход на прогулку, укладывание спать проводятся по подгруппам.
Режим составляется на круглые сутки. Первый утрен-ний завтрак дети должны получать не позже чем через 1—1,5 часа после пробуждения.
Ребенок третьего года по сравнению с ребенком вто-рого года жизни значительно быстрее ест, меньше време-ни тратит на умывание, одевание и другие процессы. Вследствие этого все больше времени заполняется игрой, занятиями.
Дети 2—3 лет, даже одетые в теплую одежду и обувь, могут довольно свободно двигаться по улице. Это позволяет удлинять время прогулки до 1,5 часа.
В холодное время года дети гуляют два раза в день. С наступлением теплых дней часть занятий переносится из помещения на площадку.
При ежедневном обливании в детском саду детям дома делают гигиеническую ванну один раз ь неделю, перед ночным сном. Если же обливание не производится, то детей купают два раза в неделю. Для здоровых детей обливание рекомендуется в течение всего года.
В течение летних месяцев детей вечером укладывают спать на 30—40 минут позднее, чем зимой. Соответ-ственно удлиняется дневной сон. Игра и все занятия организуются на площадке. Если на площадке есть участок, защищенный от солнца, пыли и шума, то сон и питание тоже организуются на воздухе. С наступле-нием жарких дней обливание проводится на площадке перед обедом, а перед ночным сном детей умывают и моют им ноги.
Питание, сон, туалет и прогулки необходимо органи-зовать так, чтобы обеспечить детям хороший аппетит, быстрое и спокойное засыпание, глубокий и достаточ-ный по длительности сон, гигиенический уход. Все это способствует активному поведению и бодрому настрое-нию малышей.
Необходимо следить за правильной позой детей за столом.
На третьем году следует возможно шире использо-вать одевание, умывание, кормление для развития речи, движений, ориентировки в окружающем и формирования организованного поведения.
Следует путем постоянных упражнений закреплять умения, приобретенные раньше, и развивать большую самостоятельность ребенка.
На третьем году жизни у ребенка должны быть вос-питаны такие умения и навыки: мыть руки перед едой, есть аккуратно, действовать преимущественно правой рукой; к трем годам — правильно держать ложку; поль-зоваться салфеткой; перед едой доставать ее, а после еды убирать; не выходить из-за стола, не окончив еды; не мешать во время еды другим детям; говорить «спаси-бо» после еды; самостоятельно мыть лицо и руки и вытирать их; самостоятельно снимать и надевать некото-рые предметы одежды и обувь, расстегивать и застеги-вать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок; знать порядок раздевания и одевания, аккуратно скла-дывать снятую одежду.
Нужно приучать детей пользоваться только индиви-дуальными предметами ухода: своим носовым платком, полотенцем, горшком; самому вытирать нос, замечать грязные руки, непорядок в одежде (спущенный чулок, оторванную пуговицу и т. п.).
Следует привлекать детей к выполнению различных поручений, например: помочь воспитательнице вынести на площадку игрушки, принести и убрать материал для занятий. У ребенка после 2,5 лет могут быть и неслож-ные обязанности, состоящие из ряда последовательных действий, например: помочь няне перед едой поставить стулья к столам, принести тарелки с хлебом. Самооб-служивание и выполнение поручений — это начальные формы трудового воспитания.
Воспитательница должна называть предметы и дей-ствия, с которыми ребенок сталкивается, объяснять их, определять свойства, назначение предметов.
Обслуживание детей надо организовать так, чтобы им не приходилось ожидать друг друга. Вымыв руки, ребе-нок начинает есть, не дожидаясь, пока другие сядут за стол; выходит из-за стола, как только поест. Дети одеваются и выходят на прогулку не все сразу: часть группы начинает одеваться в то время, как другие еще продолжают играть.
Одетые дети выходят с вос-питательницей на площадку, не ожидая, пока няня оде-нет остальных. Детей следует одевать тепло, но легко, чтобы одежда не стесняла их движений. Дети должны быть на воздухе как можно больше времени. На участ-ке создаются условия для обогащения детей разнооб-разными впечатлениями и для различных игр.
На площадке необходимы низкие скамейки или ди-ваны, на которых дети могут посидеть и отдохнуть.
Летом на площадке необходимо иметь пособия и игрушки для развития различных движений (шестигран-ник, гимнастическая лестница, обручи, мячи и т. п.), природный материал (песок, вода) и пособия для игр и настольных занятий. Зимой детям нужны лопатки, санки для катания с гор, санки для кукол и др.
Воспитательница на прогулке обеспечивает смену движений и игр, смену разных видов деятельности детей.
В повседневном общении с детьми воспитательница расширяет их кругозор и ориентировку в окружающем, способствует их сенсорному развитию, развитию движе-ний и речи. Она привлекает внимание детей к происхо-дящему вокруг, разговаривает с детьми по разнообраз-ным поводам: о том, например, куда ребенок вчера ходил с мамой, кто подарил ему лошадку, где Таня, почему ее нет в группе и т. п.; обращает их внимание на то, что красиво в природе, в окружающих предметах, в звуках.
Воспитательница должна поддерживать желание детей говорить. Словесное обращение ребенка она превращает по возможности в диалог, дает словесные поручения, всемерно поощряет общение ребенка со взрослыми и детьми. Она воспитывает у детей смелость, настойчи-вость, побуждает их проявлять усилия для достижения поставленной цели, поощряет удачные попытки действо-вать, оказывая помощь при затруднениях, которые дети сами преодолеть не могут.
Необходимо формировать у детей положительные социальные чувства, приучать к соблюдению простейших правил поведения в коллективе.
Ребенок должен охотно выполнять предложения вос-питательницы — идти есть, мыть руки; соблюдать поря-док, установленный в спальне: разговаривать тихо, спо-койно лежать в постели, не мешать другим.
Он должен здороваться, прощаться, словесно выра-жать свои желания спокойно, без крика.
Воспитательница своим примером и прямыми указа-ниями учит детей ласково разговаривать друг с дру-гом, побуждает к взаимопомощи (застегнуть пуговицу, подвинуть соседу тарелку с хлебом), к помощи младшим.
Следует как можно чаще общаться с каждым из детей не только для их развития и формирования пра-вильного поведения, но и для того, чтобы их порадовать, повеселить, спеть им песенку, рассказать стихотворение-шутку, прибаутку, приласкать.
ИГРА
Игра занимает в жизни детей третьего года боль-шое место. Наряду с сюжетными играми у них еще много игр без определенного сюжета; дети катают шарики, пускают волчки; они не просто перебирают мел-кие игрушки, но и раскладывают их по цвету, размеру, форме; дети в играх много ходят, бегают, лазают.
Дети на третьем году жизни могут непрерывно играть или заниматься чем-либо в течение 15—25 минут. Игра детей становится более длительной и сосредото-ченной. Хотя большое место еще занимает индивидуаль-ная игра, но дети уже начинают играть вдвоем и втро-ем, так как могут в какой-то мере координировать свои действия с другими.
Воспитательные задачи.
Обеспечить бодрое настрое-ние, активное поведение детей, совершенствовать движения и речь; вызывать радость и чувство удовлетворения; воспитывать положительные взаимоотношения детей между собой; разнообразить и усложнять игру; ребенка третьего года жизни надо учить рассказывать, во что, с кем он будет играть, как использует игрушки и т. д.; уточнять представления, развивать внимание, мышление, память; вызывать частое речевое общение детей со взро-слыми и друг с другом; воспитывать бережное отноше-ние к игрушкам и пособиям.
Организация игры.
Все свободное время должно пре-доставляться детям для активной самостоятельной дея-тельности. С этой целью необходимо дать в распоряже-ние детей разнообразные игрушки и пособия.
Воспитательница во время прогулки и в помещении должна привлекать внимание детей к действиям окру-жающих взрослых и старших детей, к жизни животных; она сама должна действовать на глазах детей — рисо-вать, строить, чинить игрушки и т. п., показывать инсце-нировки, рассказывать, показывать изображение раз-личных действий на картинках и т. п.
Дети на третьем году уже более самостоятельны в игре, но все же их игры однообразны, примитивны, если воспитатель не руководит ими. Он подсказывает новые игры, вызывает воспоминание и воспроизведение какого- либо действия, ранее виденного ребенком, своим вопро-сом направляет детей на усложнение начатой игры, побуждает и приучает их играть совместно, сам участ-вует в игре детей.
Предоставляя детям возможность выбора игры, вос-питательница в то же время должна способствовать раз-нообразию и смене деятельности детей в игре путем добавления или изъятия каких-либо игрушек или личными указаниями; переключает детей с одних движений на другие, чередует подвижные и спокойные занятия.
В утренние часы воспитательница занята приемом детей. Она заранее убирает сложные пособия (складные картинки, мозаика и др.), игра с которыми требует по-стоянного ее наблюдения. Не следует в это время давать и крупные машины. Утром дети, придя в групповую комнату, хорошо играют уже освоенными игрушками: строят из кубиков, возят в тележках кукол, рассматри-вают картинки и т. п.
В период от утреннего завтрака до занятия воспи-тательница не должна стимулировать те игры, которые совпадают с характером предстоящего занятия.
Непосредственно перед сном следует привлекать де-тей к спокойным играм различного типа.
Руководство играми детей ни в коем случае не долж-но подавлять их инициативы: оно заключается в живом, эмоциональном общении, с учетом развития детей, их интересов и индивидуальных особенностей.
Для поддержания у детей жизнерадостного, бодрого настроения, а также для развития положительных эмо-ций воспитатель организует игры-развлечения — игры «в прятки», «догонялки», показывает заводные веселые игрушки, теневой театр, диафильмы. Много удовольст-вия доставляют детям знакомые подвижные игры и пляски, веселые инсценировки кукольного театра. В этих играх воспитываются положительные эмоции. Слова воспитателя, движения должны увлекать, радо-вать детей.
Виды игр
Сюжетные игры. В сюжетных играх дети начинают отображать не только отдельные часто виденные ими действия (укладывание спать, кормление, переодевание и т. п.), но и более отдаленные от них явления окружаю-щей жизни, например работу шофера, парикмахера и многое другое. В игре появляется все больше деталей, например: кукле, прежде чем ее накормить, моют руки; когда кормят, подвязывают салфетку и т. п.
К концу третьего года жизни появляется ролевая игра, в которой дети начинают выполнять определен-ную роль. Они не просто укладывают или кормят куклу, а изображают мать, доктора, заранее говоря, какую роль берут на себя: «Я буду доктор» или «Я — мама, а это — моя дочка». Роли еще неустойчивы, и дети часто их меняют. Для развития ролевой игры желательно участие в ней старших детей.
Подвижные игры.
Дети третьего года жизни гораздо быстрее, чем дети до двух лет, осваивают содержание игры, становятся увереннее в движениях, меньше нуж-даются в непосредственной помощи взрослого. Они мо-гут в играх изображать птичек, зайчиков.
Постепенно расширяется тематика игр и их содер-жание, усложняются условия и правила игры. Напри-мер, дети с помощью взрослого образуют общий круг, исполняют по указанию воспитательницы ту или иную роль, отворачиваются, когда прячется их товарищ.
В играх даются более сложные виды согласования действий, например: плясать парами, взявшись за ру-ки, повернуться и бежать в противоположном направ-лении.
Подвижная игра повторяется 2—3 раза подряд.
Примерный перечень подвижных игр.
«Зайка беленький сидит», «Догони мяч», «Догоните меня», «Курочка-хохлаточка», «Мяч» и другие.
В подвижных играх нужна смена движений, переход от более спокойных к более оживленным движениям, чередование моментов, требующих напряжения и отды-ха. Но от детей этого возраста нельзя требовать быстро-го перехода от одного движения к другому.
Дидактические игры.
С детьми третьего года жизни нужно проводить игры, которые способствуют различе-нию и называнию цвета (красный, синий, зеленый, жел-тый); контрастных размеров (большой, маленький); форм (шарик, кубик, кирпичик); формированию пер-вичных числовых представлений (много, мало, один, два); развитию зрительного и слухового восприятия, внимания, мелкой моторики; развитию подражатель-ности.
Эти задачи осуществляются в следующих дидактиче-ских играх:
Игры с разборными игрушками (матрешки, бочонки, шары, башенки с одноцветными кольцами и кольцами разных цветов).
Игры с разрезными картинками из 4—6 частей (с 2,5 лет).
Игры: «Ку-ка-ре-ку» (автор В. Федяевская), «Парные картинки», «Большие и маленькие», «Сделай, «то нуж-но», «Картинки со стихами» (автор Н. Эйгес) и другие, в которых перед ребенком ставится задача сравнить, подобрать картинки по определенному назначению (на-пример, к животным их детенышей); по тому или друго-му стихотворению найти предметы, о которых в них го-ворится, и т. п.
Игры на развитие слуха и ориентировки в окружаю-щем: «Послушаем и назовем, что слышно», «Скажи, что звучит?» (колокольчик, барабан, дудочка), «Узнай, кто говорит?», «Что я делаю?», «Сделай так же», «Скажи, что спрятали?», «Угадай, что в мешочке?».
По мере того как дети овладевают дидактическими играми под руководством воспитателя, они начинают ими пользоваться самостоятельно. Воспитатель следит, чтобы дидактические пособия применялись по назначению.
Подвижные и дидактические игры проводятся как в специально выделенное для занятий время, так и в часы, отведенные для самостоятельной деятельности детей.
ЗАНЯТИЯ
На третьем году жизни самостоятельная деятель-ность ребенка по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается, но все же ребенок не может себя занять длительное время. Поэтому в каждый отрезок бодрство-вания проводится одно занятие и одна организованная игра. В холодное время года одно из них — в помеще-нии, другое — на площадке, летом занятия переносятся на площадку.
Занятия по развитию речи, с новым материалом, тре-бующим объяснений и помощи взрослого (разрезные картинки, новый конструктор и др.), гимнастика прово-дятся с небольшим числом детей (6—10).
Группа не делится на подгруппы на музыкальных занятиях, занятиях со строительным материалом, для просмотра кукольного театра или диафильма, инсце-нировки.
Во второй половине третьего года, когда дети уже овладели необходимыми движениями и усвоили правила пользования карандашом, глиной, рисование и лепка также проводятся со всеми детьми одновременно.
Занятия с новым материалом должны повторяться чаще, чтобы умения детей стали устойчивыми.
Длительность разных видов занятий и игр колеблется от 7 до 20 минут и зависит от характера занятий, разви-тия детей. Рассказывание, рисование могут длиться 7—10 минут, музыкальные занятия, лепка, занятия со строительным материалом продолжаются 20 минут.
Для занятий нужно в каждую подгруппу подбирать детей с более или менее одинаковым уровнем развития.
Развитие речи, расширение ориентировки в окружающем
Задачи.
Обеспечить дальнейшее развитие понимания речи окружающих, обогащать детей доступными им на-глядными образами, впечатлениями, приучать понимать устную речь без наглядного сопровождения, расширять активный словарь ребенка.
Учить правильно произносить звуки и слова. Учить говорить предложениями, передавать свои впечатления, отвечать на вопросы.
Развивать эмоциональную выразительность речи. Продолжать развивать умение слушать небольшой устный рассказ, короткое стихотворение.
Воспитывать умение самостоятельно рассматривать картинки, книги, говорить о них, аккуратно обращаться с книгой.
Для развития речи и ориентировки в окружающем проводятся следующие занятия:
Организованные наблюдения (например, посмотреть, как украшают здание к празднику, как убирают снег с площадки, как катаются на лыжах);
Целевые прогулки, например: на площадку к старшим детям, в лес за цветами и пр.;
Дидактические игры: «Посмотрим, что у нас есть», «Назовем, что видим», «Кому что нужно», лого и др. (см. специальный раздел);
Инсценировки несложных сюжетов с помощью игру-шек (например, как непослушный котенок обжег себе лапку; как у Наташи чуть птичка не улетела и г. п.);
Занятия по картинкам: рассматривание картинок, изображающих отдельные предметы и действия, неслож-ные сюжеты; рассматривание нескольких картинок, объ-единенных общим сюжетом. Для таких занятий можно использовать, например, книги: «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка», «Катя в яслях» 3. Александровой и др.;
Показ диафильмов с рассказом воспитателя; беседы о том, что дети видели на прогулке, какие дома есть игрушки, о предстоящем празднике, о том, что будем делать на прогулке, и т. д.;
Рассказывание сказок, чтение коротких рассказов, стихов, потешек, например: «Курочка-ряба» (народная), «Котик и козлик» В. Жуковского, «Жили у бабуси» (народная), «Воробушки» «Баю-баю», «Игрушки» И. Плакиды, «Мяч», «Зайка» А. Барто, «Праздник» Я. Тайц, народные потешки: «Ладушки», «Пальчик-мальчик», «Киска-киска»;
Рассказы воспитателя о том, что сами дета непосред-ственно не видели, но могут понять на основании своего прошлого опыта (например, как мальчик катался на санках, упал, ушиб ножку);
Используя впечатления от окружающего, разнооб-разную деятельность ребенка и специальные занятия, воспитательница должна способствовать накоплению у детей представлений и элементарных понятий о явле-ниях неживой природы (светит солнце, идет снег, сегодня холодно); о животных (кошка, собака, лошадь, корова и др.); о растительном мире (цветок дерево, .трава, лист, яблоко, морковь, клубника); о некоторых явле-ниях общественной жизни (сегодня праздник: на ули-це много народу, красные флаги, дети получают подарки); о труде взрослых (няня моет посуду, полива-ет цветы, шофер ездит на машине, доктор лечит детей и т. п.); о бытовых явлениях и назначении предметов домашнего обихода (на кровати спят, за столом едят, в чашку наливают молоко, в тарелку — суп).
Следует формировать у детей первичные представления о пространстве (близко, далеко, здесь, там), о времени (ут-ро, вечер, потом, сейчас, завтра, сегодня).
Дети должны научиться понимать элементарную связь явлений (идет дождь, на улице лужи; чашку уро-нили, она разбилась).
Речь детей при правильной воспитательной работе к трем годам достигает значительного уровня развития.
Ребенок хорошо понимает смысл речи взрослого о том, что его окружает, что связано с его опытом. С ним можно говорить о его прошлых впечатлениях, о том, что он будет делать, куда пойдет и т. д.
Ребенок с легкостью повторяет все, что слышит; запо-минает короткие стихи и песенки. Словарь достигает 1200—1300 слов, в него входят все части речи, кроме причастий и деепричастий. Ребенок употребляет много-словные фразы; в его речи начинают появляться при-даточные предложения (хотя грамматически предложе-ния продолжают еще оставаться неправильными). Он много говорит со взрослыми и детьми по различным по-водам, может по вопросам передать содержание прослу-шанной сказки или рассказа. Речь его эмоциональна и выразительна. Произношение в основном правильное, за исключением звуков р, л и шипящих.
Развитие движений
Задачи.
Способствовать дальнейшему совершенство-ванию ходьбы, бега, лазания, бросания.
Развивать умение по сигналу приостанавливать дви-жение, переходить от одного движения к другому, изме-нять темп движения.
Способствовать устранению лишних сопутствующих движений, формировать более экономные и ритмичные движения, воспитывать правильную осанку.
Развитие движений ребенка происходит в повседнев-ной жизни, играх (особенно подвижных), на прогулке. Кроме того, в соответствии с назначением врача еже-дневно проводится гимнастика по определенным ком-плексам
К трем годам дети умеют:
Ходить по прямой и наклонной ограниченной поверх-ности (по доске шириной 15—20 см, приподнятой от пола на 25—30 см), перешагивать через препятствия (напри-мер, через палку на высоте 25—30 см).
Подниматься и спускаться с лестницы, влезать и спу-скаться с гимнастической стенки высотой 1,5 м пристав-ным и чередующимся шагом;
Бросать мяч в вертикально расположенную цель, на-ходящуюся на уровне глаз ребенка на расстоянии 100— 125 см, бросать и ловить большой мяч на расстоянии 70—100 см;
Согласовывать свои движения с другими детьми (на-пример, ходить парами, в кругу), действовать одновре-менно рукой и ногой (например, топать ногой, хлопать при этом в ладоши);
Менять свои движения по темпу, направлению, харак-теру в зависимости от внешнего сигнала (например, переходить от быстрого бега к ходьбе);
Сдерживать, хотя и с некоторым напряжением, свои движения, дожидаться сигнала (например, не бежать, пока не скажут «раз, два, три», спокойно стоять и не брать флажок с пола, пока не произнесено последнее слово).
Рисование, лепка и занятия со строительным материалом
Задачи.
Вызывать интерес к рисованию, лепке, конст-руированию.
Учить пользоваться карандашом (держать его в пальцах правой руки не слишком близко к отточенному концу, проводить прямые, закругленные и зигзагообраз-ные линии, замыкать линию в округлую или угловатую форму), действовать с глиной (отрывать кусочки, мять, раскатывать), настольным строительным материалом и конструктором, состоящим из простейших элементов (па-лочки, колеса, стены и крыша домика).
Поощрять изобразительный характер рисунка, пост-ройки, лепки и повторение найденной ребенком изобра-зительной формы; уметь по показу воспроизвести эле-ментарные постройки.
Учить детей понимать изобразительный рисунок или постройку взрослого и других детей.
Приучать выполнять определенные правила: рисовать только на бумаге или на доске, не стучать карандашом; аккуратно пользоваться материалом, не мять бумагу; лепить за столом, не разбрасывать глину; по окончании занятия убирать материал; сидеть за столом в правиль-ной позе.
Воспитательница во время рисования, лепки или за-нятия со строительным материалом учит, как держать карандаш, показывает, как раскатать глину, как нарисо-вать, например, дорожку, что нужно сделать, чтобы по-стройка не падала. Иногда она сама рисует, строит, те- пит разнообразные предметы, легкие для воспроизведе-ния, например: лепит морковь, яблоко, рисует забор, мячик, строит дом, гараж, предлагая детям узнать, что она сделала.
При регулярном проведении занятий в течение года дети трех лет правильно пользуются карандашом, гли-ной, строительным материалом;
Охотно рисуют, лепят, строят и называют свои пост-ройки, рисунки по случайно возникшему сходству, а также рисунок, постройку, лепку воспитательницы;
Иногда заранее ставят цель и соответственно этому рисуют, лепят, хотя в процессе действия часто отходят от поставленной цели.
В рисунках, постройках и лепке появляется сходство, хотя и отдаленное, с называемыми предметами.
Музыкальное воспитание
Задачи.
Развивать умение вслушиваться в музыку, запоминать и различать особенности ее звучания (гром-ко, тихо; высокие, низкие регистры); побуждать детей к подпеванию; развивать умение играть в сюжетно-музыкальные игры, связывать с музыкой общий характер движений; учить детей совместным движениям. Дети слушают мелодии знакомых песен с вступле-нием и аккомпанементом, исполняемые на инструменте (мирлитон, металлофон, фортепьяно), и фортепьянные пьесы, характеризующие образы сюжетных игр («Зай-ки и мишка», «Птицы и автомобиль» и т. п.); подпевают отдельные звуки и поют песни, легкие по мелодии и звуковому составу слов.
В сюжетных музыкальных играх дети исполняют роли, изображая в соответствии с музыкой различные действия (например, птички спят, порхают, а затем уле-тают) .
В упражнениях и плясках дети переходят от спокой-ных движений к более быстрым в зависимости от контра-стного звучания различных частей музыки; ходят и бега-ют парами, держась за одну руку, кружатся парами, держась за обе руки, с помощью взрослого образуют круг, идут к середине круга.
Музыкальные произведения для под-певай и я и пения: «Зайка», «Солнышко», русские народные песни; «Дождик», музыка Вл. Фере; «Птичка», музыка Т. Попатенко; «Елочка», музыка Е. Тиличеевой; «Кошка», музыка Ан. Александрова; «Корова», музыка М. Раухвергера.
Музыкальные произведения для слу-шания: «Лошадка», «Грибок», музыка М. Раухвергера; «Зима», музыка В. Карасевой; «Кошка», музыка В. Витлина; «Из-под дуба», «Ах, вы сени», русские на-родные мелодии; «Маленькая полька», музыка Д. Кабалевского.
Музыкальные произведения для сопро-вождения движений детей.
Для упражнений: «Ладушки», русская народ-ная мелодия; «Гопачок», «Стуколка», украинские народ-ные мелодии; «Марш», музыка Э. Парлова; «Марш и бег», музыка Ан. Александрова; «Ловкие ручки», музы-ка Е. Тиличеевой.
Для игры: «Зайки», музыка А. Гречанинова; «Мед-ведь», музыка В. Ребикова; «Праздничная прогулка», музыка Ан. Александрова; «Колыбельная», «Игра», му-зыка В. Витлина.
Для плясок: «Ой, на горе-то», «Заинька», русские народные мелодии; «Стуколка», украинская народная мелодия; «Юрочка», белорусская народная песня; «Гу-ляем и пляшем», музыка М. Раухвергера
Музыка и песня должны звучать не только на заня-тиях, но и во время самостоятельной деятельности детей.
ПРАЗДНИКИ
В дни всенародных праздников — 1 Мая, 7 Ноября для детей организуются праздничные утренники. Для детей этой группы устраивают также праздник елки и отмечают их перевод в следующую группу.
Конспект НОД для 1 младшей группы на тему "Наши добрые сказки"
Форма работы познавательно – речеваяИнтеграция образовательных областей коммуникация, социализация
Цель формировать познавательно – речевую деятельность детейОбучающая продолжать обогащать опыт слушателя за счет разных простых народных и авторских сказок, способствовать восприятию и пониманию текста детьми, продолжать помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героев.
Развивающая развивать умение отвечать на вопросы, использую форму простого предложения или высказывания из 2 – 3 простых фраз.
Речевая развивать умение стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства с помощью сказки.
Воспитывающая побуждать детей использовать дружелюбный, спокойный тон общения со взрослыми и сверстниками.
Предварительная работа беседы по сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», рассматривание иллюстраций.
Материал и оборудование запись «Песенка козы», иллюстрации к сказке «Волк и семеро козлят», театр би – ба – бо по сказке «Курочка ряба».
Методические приемы
- Художественное слово «Приветствие»
- Сюрпризный момент «Путешествие по сказкам»
- Физкультминутка «По узенькой дорожке»
- Беседа по сказке «Волк и семеро козлят»
- Звуковой эффект «Песня козы»
- Музыкальное упражнение «Кто как поет?»
- Физкультминутка «Большие ноги шли по дороге»
- Беседа по сказке «Курочка ряба»
- Имитационное упражнение «Дед и баба»
Рефлексия «В каких сказках мы побывали?».Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте посмотрим на них, поздороваемся и подарим свои улыбки.
Скажите пожалуйста, как называется наш садик?
Дети: «Золушка»
Воспитатель: Название у нашего садика сказочное и поэтому, если мы очень захотим, то окажемся в сказке. Ну что, же отправляемся в путешествие по сказкам!
Физкультминутка «По узенькой дорожке!»
Воспитатель: вот мы и попали в первую сказку.
звучит запись «Песня козы»
Воспитатель: Ребята вы слышите, кто это поет?
Дети: Коза.
Воспитатель: Полина, в какую сказку мы попали?
Дети: «Волк и семеро козлят»
Воспитатель: Сережа почему, песенка козы грустная
(ответы детей)
Воспитатель: Рано утром, только солнышко взойдет, уходила коза в лес за кормом. А козлятки дверь запирали и никого не пускали, друг с дружкой в избе играли.
- Алия! Что коза, своим деткам наказывала?
Музыкальное упражнение «Кто, как поет»
(дети по выбору воспитателя надевают шапочку козы, затем волка)
Воспитатель: Гриша, спой песенку, как коза.
Полина, спой песенку, как волк.
Воспитатель: Ребята, каким голосом пела песенку коза? Волк?
Дети: тоненьким, грубым.
Воспитатель: Ребята, вот мы и рассказали сказку, нам пора отправляться в путь.
Физкультминутка «Большие ноги шли по дороге»
(подходят к столу, на столе яичко)
Воспитатель: в какую сказку мы попали?
Дети: «Курочка ряба»
Воспитатель: вспомните и назовите героев сказки
(ответы детей)
Воспитатель: Дед и бабушка были старенькие. Как ходят старые люди.
(показ детей)
- А как ходит курочка?
- Мышка?
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие! В какие сказки мы сегодня попали? Вы были такие дружные, артистичные.
Литература
Власенко О.П. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», 2012.
Кобзева Т.Г. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» - Волгоград: Учитель, 2009.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. - Воронеж: Учитель, 2001.
Новикова В.П. «Математика в детском саду», 2002.