Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские болезни  /  Урок изо "узор в полосе". Где используется растительный орнамент и что он означает Рисунок узор в полосе цветами

Урок изо "узор в полосе". Где используется растительный орнамент и что он означает Рисунок узор в полосе цветами

Орнамент в полосе - это ритмически повторяющийся узор, расположенный в ограниченном пространстве, в полосе. Он предназначается для украшения утвари, мебели, оружия, одежды, обоев, багетов для картин, оформления печатной продукции и даже в качестве тату.

Орнамент в полосе геометрический

В изобразительном искусстве существует множество направлений. Наряду с реализмом, существуют кубизм, символизм, абстракция и тому подобные направления. Орнамент в полосе также имеет условные подразделения. Он может быть изобразительным и неизобразительным, то есть геометрическим. Навыки работы в этой сфере изобразительного искусства развивают чувство прекрасного, ощущение пространства, симметрии, понимание и использование правила «золотого сечения».

В полосе составляется из кругов, ромбов, квадратов, линий, отрезков и их комбинаций. Первые навыки составления можно начинать прививать в раннем детстве методом выполнения аппликаций. Сначала детям предлагают повторить орнамент в полосе с представленного образца. Постепенно следует давать малышам больше возможностей для творчества. Пусть они поэкспериментируют и самостоятельно составят орнаменты, опираясь на свой вкус и включая фантазию. Примеры того, какие можно составить орнаменты, используя лишь фон и одинаковые треугольники, представлены на данном рисунке.

в полосе

Если в мотивах узора использованы конкретные предметы, взятые из реального мира, например, формы растений, человека либо животных, домов или кораблей, то такие орнаменты относят к изобразительным. Конечно же, реальность в данном не воспроизводится с точностью. Изображения упрощаются, стилизуются, типизируются, приближаясь к геометризации. Изобразительные орнаменты, в свою очередь, подразделяются на растительные, цветочные, зооморфные, антропоморфные, предметные и смешанные. Кроме непосредственно реальных предметов, в узор вплетаются разнонаправленные линии, завитки и фантазийные украшения. Чаще всего представляются орнаменты смешанные, где изображаются ветки и листья, бабочки и птички.

Цветочный орнамент по типу «калейдоскоп»

Самые разные виды орнаментов используются художниками для составления ковровых рисунков. Что самое удивительное, многим художникам помогает в этом непростом деле геометрия, даже можно сказать - физика. Когда-то очень давно была изобретена детская игрушка-калейдоскоп. Внутри него располагались зеркала, а на дно насыпались осколки разноцветного стекла. При повороте «трубочки» осколки составляли какой-либо мотив, который, многократно повторяясь отражениями зеркал, представлялся смотрящему в удивительном неповторимом сказочном свете. По этому принципу работают многие составители орнаментов. Сложив бумажный круг несколько раз таким образом, чтобы получился сектор - часть, ограниченная двумя радиусами и дугой, художник изображает на нём мотив. Скопировав его на все остальные сектора, можно получить настоящее чудо! Если требуется изготовить орнамент в полосе, вполне уместно этот круг использовать в качестве повторяющегося мотива. Только нужно будет заполнить простым мелким орнаментным мотивом получившиеся пустоты.

МБУ ДО «ДХШ» г. Городца Дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Начальное художественное образование » П резентация для открытого урока по предмету «Композиция» во 2 классе Тема урока: «Растительный орнамент в полосе » Выполнила: преподаватель МБУ ДО «ДХШ» г. Городца Плеханова М.Ю. г. Городец 2017 г.

Растительный орнамент в полосе

« Художник, если он настоящий, подлинный художник, должен чувствовать в природе орнамент.» (М. Врубель)

ОРНАМЕНТ В переводе с латинского « оrnamentum » – «украшение » – это узор, построенный на ритмическом чередовании изображаемых мотивов.

СТИЛИЗАЦИЯ – декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема. В результате стилизации объект может быть изменен, упрощен, но узнаваем. СТИЛИЗАЦИЯ В ОРНАМЕНТЕ

Трансформация природной формы в декоративную

Ритмами пронизана вся жизнь природы: волны, песчаные дюны и барханы, ритм сердца, суточный, годовой, лунный и солнечный ритмы. Внимательно вглядываясь в формы деревьев, цветов, побегов мы видим застывший ритм ветвления, листорасположения, наблюдаем различные примеры симметрии. Эти ритмы мы можем видеть, слышать, наблюдать. РИТМ

РИТМ - это упорядоченность, чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой. Ритм придает динамику, ощущение движения в природе и жизни человека. Ритм в орнаменте - это чередование элементов узора в определенной последовательности.

Орнамент – часть нашей духовной жизни, выражающий потребность человека к красоте. Но далеко не всегда орнамент был просто украшением. Наши далекие предки отводили орнаменту куда более серьезную роль. Он был не просто рисунком, а символом, знаком, за которым стояло определенное восприятие окружающего мира.

Извилистая линия была символом воды. Круг представлял собой солярный (солнечный) знак. Он олицетворял силу, которая дарила жизнь всему сущему. Крест тоже олицетворял солнце или, позже, был оберегом, противодействующим темным силам зла. Все эти знаки имели оберегающее, защитное значение при размещении их на предметах.

В течении веков складывался определённый стиль разнообразных орнаментов, на которых лежит отпечаток породивших их культур и народов. ОРНАМЕНТ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ И ПРОМЫСЛАХ

1 . Линейный (ленточный) - имеет вид ленты или полосы, он состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон - сверху и снизу. Он строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов, расположенных вдоль прямой линии. Виды орнаментов ПО КОМПОЗИЦИИ

2. Сетчатый - повторяющийся мотив заполняет всю декоративную поверхность, развиваясь в двух направлениях: по горизонтали и вертикали.

3. Замкнутый - орнаментальные мотивы располагаются в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др.

построение растительного орнамента в полосе Орнамент в полосе - ритмическая композиция основанная на повторении или закономерном чередовании мотивов, расположенных вдоль кривой или прямой линии. Мотив – первичный элемент орнамента. Раппорт – минимальный размер повторяющегося рисунка + расстояние до соседнего мотива.

СХЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЛИНЕЙНОГО ОРНАМЕНТА Определите принципы ритмического построения линейного орнамента на представленных схемах: Повтор Смещение Чередование (по форме, размеру, цвету) Разворот Наложение Зеркальное отражение Группирование (повтор с интервалами)

Выполнение практической работы на тему: «РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ В ПОЛОСЕ» План выполнения работы: Составление эскиза композиции (декоративная переработка растительных форм, выбор схемы ритмического построения орнамента). 2. Детальная прорисовка мотивов и раппорта орнамента. 3. Выполнение рисунка орнамента согласно эскиза. 4. Работа в цвете (цветовое решение составленной композиции, работа над деталями).

Пример выполнения практической работы на тему: «РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ В ПОЛОСЕ»

Вопросы: Что такое орнамент? Каково назначение орнамента? Что служит художникам материалом для вдохновения? Что такое ритм в орнаменте? Что такое раппорт? Какие типы орнаментов в зависимости от преобладающих в них мотивов вы знаете? Какие виды орнаментов по композиции вы знаете? Приведите примеры использования созданного вами растительного орнамента в полосе.

Тест по теме «Растительный Орнамент в полосе» Декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема – это: А) орнамент Б) декоративная переработка В) стилизация 2. Узор, построенный на ритмическом чередовании изображаемых мотивов - это: А) стилизация Б) орнамент В) ритм

3. Упорядоченность, чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой – это: А) стилизация Б) ритм В) узор 4 . Орнамент в полосе - А) ритмическая композиция, основанная на повторении или закономерном чередовании мотивов, расположенных вдоль кривой или прямой линии; Б) узор, заполняющий всю декоративную поверхность, развиваясь в двух направлениях: по горизонтали и вертикали; В) узор, расположенный в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др.

5. Мотив – это: А) первичный элемент орнамента; Б) минимальный размер повторяющегося рисунка + расстояние до соседнего мотива; В) повторяющийся элемент. 6 . Раппорт – это: А) минимальный размер повторяющегося рисунка + расстояние до соседнего мотива; Б) первичный элемент узора; В) расстояние до соседнего мотива.

7 . Назовите виды орнаментов ПО КОМПОЗИЦИИ: А) Варианты ответа: линейный, замкнутый, сетчатый

Б) Варианты ответа: линейный, замкнутый, сетчатый

В) Варианты ответа: линейный, замкнутый, сетчатый

Ключ к тесту для самоконтроля: 1 – Б, В 2 – Б 3 – Б 4 – А 5 – А 6 – А 7 – А) замкнутый, Б) линейный, В) сетчатый

Источники: http://oldchest.ru/vyshivka/russkaya-vyshivka-19-20vek / http://www.tvorchistvo.ru/vidy-ornamenta / Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1996 Фотографии вышитых изделий из личного архива (художник Плеханова М.Ю.)

Дарья Свибович
План-конспект урока по изобразительному искусству: «Орнамент в полосе»

План-конспект урока по изобразительному искусству

Вид деятельности : изображение на плоскости .

Учебная проблема : композиция.

Тема урока : «Орнамент в полосе »

Цель урока : создание орнамента в полосе с использованием растительных элементов, и с последующим цветовым решением узора.

Задачи :

1. обучающая : предоставить учащимся сведения о ритме, композиции в полосе , равновесии главного и деталей; прививать навыки работы разнообразной линией, связанной в композиции с формой изделия, навыки прослеживания ритма в свободном узоре; учить находить верное цветовое сочетание.

2. развивающая : развивать изобразительные навыки , творческие способности, мышление, чувство цвета, зрительную память.

3. воспитывающая : воспитывать у учащихся колористические умения и навыки, эстетический вкус.

Оборудование для учителя :

1. книги, иллюстрации с использованием орнаментов , растительных элементов, стилизованных растений и цветов.

Оборудование для учащихся :

2. кисти тонкие и толстые.

3. лист бумаги.

4. баночка для воды.

5. карандаш и стерка.

План урока :

1. организационный момент (2-3 мин.)

2. объяснение нового материала (13 мин.)

3. практическая часть (25 мин.)

4. подведение итогов (5 мин.)

Ход урока:

I. Организационный момент : приветствие учащихся, эмоциональный настрой коллектива, проверка степени готовности к уроку , назначение дежурных, проверка отсутствующих.

II. Объяснение нового материала :

Ребята, давайте вспомним, что такое орнамент ?

(Узор. Это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния).

Как вы считаете, для чего нужен орнамент ?

(Чтобы украшать им вещи. Так они становятся красивее) .

Показ мультимедийной презентации и беседа.

Какие бывают орнаменты ?

(растительные и геометрические)

Орнамент можно располагать в круге, в квадрате, в полосе .

Орнаментом украшают посуду , одежду и многое другое. Например, платки и косынки, сумки, стены и окна домов, и всевозможную домашнюю утварь, (попутно объясняется детям слово «утварь» - означает изделия ручного труда. Исходя из этого значения, к утвари относят посуду- емкости, предназначенные для напитков и пищи, приготовления еды и, в традициях народного творчества, для украшения стола и интерьера, всевозможные шкатулки, украшения. Поэтому утварь - традиционный предмет народных промыслов и художественных ремесел.)

Художник, прежде чем начнет изображать листья и травы , веточки и цветы, придумывает композицию, и только потом эту схему заполняет конкретными природными элементами.

Теперь для вашего рассмотрения предлагаются всевозможные растительные элементы, стилизованные растения и цветы, которые после продумывания композиции, компонуются на заданном формате.

III. Практическая часть :

Целью вашего практического задания и будет являться составление орнамента в полосе с использованием растительных элементов и с последующим цветовым решением.

Давайте еще раз повторим с вами основные ключевые моменты выполнения орнамента : ваш лист бумаги должен иметь форму полосы (отмеряем линейкой от каждого угла листа 6 см., и проводим 2 линии) ; далее, делим нашу полосу на равные части ; затем, вы продумываете композицию; далее эту схему вы заполняете придуманными вами растительными элементами. При затруднении в придумывании данных элементов можете обратиться к наглядным пособиям. Затем приступаем к росписи, которую я посоветую вам начать с перекрывания листа или определенных его частей легкой прозрачной краской, не забывая о том, что должно соблюдаться и цветовое равновесие.

Подождите, пока ваш рисунок высохнет полностью. Далее переходите к росписи более мелких деталей. Перед тем как дети приступят к раскрашиванию, обращаю их внимание на то, что необходимо соблюдать цвет геометрических фигур - соблюдение цветового ритма.

На работу вам отводится 25 минут. Приступайте (учитель наблюдает за работой детей, помогает при возникновении трудностей).

Желаю вам творческой удачи!

IV. Подведение итогов :

Устраивается просмотр (дети раскладывают свои работы на парте, проводится анализ рисунков, выставляются оценки).

Тема : Узор в полосе.

Цель

Задачи: познакомить с художественными промыслами:Гжель, Жостово, Городец, Скопин, Опошня; уточнить понятие контрастные цвета; развивать познавательные потребности, способности; воспитывать интерес к произведениям народного изобразительного искусства, к собственному творчеству

Познавательные результаты

Предметные:

Личностные

Коммуникативные

Просмотр содержимого документа
«орнамент совр.»

Копаева Наталья Викторовна,

Учитель музыки и ИЗО

МОУ СШ № 75 Красноармейского района Волгограда

Тема : Узор в полосе.
Цель : познакомить обучающихся с основными видами орнамента, научить изображать элементы орнамента.

Задачи: познакомить с художественными промыслами:Гжель, Жостово, Городец, Скопин, Опошня; уточнить понятие контрастные цвета;

развивать познавательные потребности, способности;

воспитывать интерес к произведениям народного изобразительного искусства, к собственному творчеству;

Познавательные результаты : знакомство с видами орнамента, с художественными промыслами, с выразительными сочетаниями контрастных цветов

Предметные: учащиеся получают знания об орнаменте и в дальнейшем будут применять эти знания на практике

Личностные : формирование понимания орнамента как необходимости для выразительности и красоты окружающих предметов, воспитание чувства гордости

Коммуникативные : формирование умения выслушивать и уважать мнение других учеников

Место урока в системе уроков: повторение и уточнение основ цветоведения,
совершенствование графических навыков, творческой фантазии и воображения,
продолжение знакомства с художественными промыслами, закрепление понятий орнамента и его элементах.

Этапы:1. Усвоение знаний
2. Творческая работа учащихся
3. Рефлексия
4.Оценивание работ.. (СЛАЙД№ 1)

Ход урока.

1. Организация класса.

2.Постановка проблемы.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд, подумайте и скажите, какое изображение лишнее. (СЛАЙД№2) (Белая рубаха).

Почему? (На ней нет узоров)

Как грамотно называют узоры? (Орнамент)

Верно. А как вы думаете, о чем же мы будем с вами говорить на уроке? (Об орнаменте) .

Как вам кажется, зачем нужен орнамент? (Чтобы вещи были красивыми)

Конечно. А давайте подумаем и вспомним, только ли на одежде был орнамент? (На посуде, скатертях, занавесках и т.д.)

Совершенно верно.

Из уроков истории вы знаете, что во все времена человек стремился к прекрасному. Орнамент появился несколько тысячелетий назад. Древние люди пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким образом, делались первые украшения на предметах.

Древний человек украшал свое жилище. В дальнейшем, по мере развития человеческого разума, он стремился изготовить себе оружие, орудия труда: грабли, косы, вилы;

посуда, а сделана она была из глины: кувшины, тарелки и т.д. ;

это и одежда: рубахи, платья, кофты;)

это и вещи, предназначенные для убранства русской избы: дорожки, рушники, занавески. (СЛАЙД№3)

Все эти предметы он украшал по-своему. Одежду в давние времена умела изготавливать каждая женщина. На Руси незамужняя девушка готовила себе сундук с приданным. Считалось, что размер приданого говорит о том, какая из нее получится хозяйка. Чем тяжелее сундук и красивее изготовлены вещи, тем лучше. Значит девушка – настоящая рукодельница. Узоры придумывали и составляли сами. Говоря современным языком, каждой вещи был присущ свой узор, то есть орнамент . Что же обозначает это слово? В переводе с латинского «орнамент» - это узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Источником создания оригинальных композиций для орнамента современного человека стала природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков: плоды и листочки разных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц. Поэтому орнамент имеет декоративные формы, заимствованные из внешних форм животных, растений, путем упрощения и обобщения.

Посмотрите на слайд. (СЛАЙД№4) На нем представлены орнаменты, но все ли они одинаковы? Может быть они чем-то отличаются друг от друга? (На одном орнаменте видны элементы растений, на другом силуэты животных, а также орнамент, на котором изображены геометрические элементы)

Молодцы, вы правильно это заметили. И таким образом, приходим к выводу, что существует несколько видов орнамента. (СЛАЙД№5)

Орнаменты бывают:

Геометрические состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

Растительные - разновидность орнамента, основными элементами которого являются декоративно переработанные цветы, листья, ветки каких-либо растений. Формы его могут сильно отличаться от природных форм.

Животные (зооморфные) - разновидность орнамента, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

Символические представляют собой определенный символ. Он выражал очень широкие, многообразные понятия. К примеру, птица в древности была образом, связанным с небесной, воздушной стихией, прислужницей солнца, образом, соединившим небо и землю. Означало тепло и сулила богатый урожай

Комбинированные сочетает в себе разные виды орнамента(СЛАЙД№6)

Русский орнамент очень разнообразен. В старину декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувство и интересы крестьянина. Например: фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.

Виды орнамента . Орнамент имеет три разновидности:

Ленточный

Замкнутый

Сетчатый

Ленточный – орнамент обычно располагается в полосе с вертикальным или горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся: бордюры, обои, кайма.

Замкнутый – орнамент в круге, в квадратной или прямоугольной фигуре (салфетка, скатерть).

Сетчатый – орнамент строится при помощи сетки, на которой расположены различные узоры. Он применяется в оформлении потолка, стен, пола в помещении. (СЛАЙД№ 7)

А сейчас мы разделимся на 4 группы по 6 человек. Каждой группе представлены несколько вариантов орнамента в цвете. Ваша задача- рассмотреть орнаменты и подумать какие более выразительны. (СЛАЙД№8)

(Те орнаменты, в которых присутствуют контрастные цвета)

Да, контрастные цвета усиливают эмоциональное воздействие. Давайте вспомним их.

Красный – зеленый

Оранжевый – синий

Фиолетовый – желтый (СЛАЙД№9)

Хочу добавить, что цвет в узоре имел особое значение. Красный выражал восторг, радость, это цвет солнца, огня и жизни. Белый цвет связывался со светом, чистотой. Желтый – цвет солнца. Зеленый сочетался с природой, окружавшей человека.

Черный цвет придает выразительность узору.

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых, духов. На воротниках и рукавах рубашек делались вышивки, которые «охраняли» от всякой нечисти.

Орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности произведения к данному времени и народу: Россия, Украина, Молдавия, Узбекистан и т.д.

Я предлагаю обратиться к искусству мастеров разных мест нашей Родины, посмотреть как они умели украшать свой быт и полюбоваться красотой и выразительностью произведений искусства. Вспомните о каком художественном промысле речь уже шла на наших уроках?

(Хохлома) (СЛАЙД№10)

Совершенно верно. А теперь мы с вами обратимся к произведениями искусств других мастеров)

(СЛАЙД№11)

Жостово (СЛАЙД№12)

В промысле жостовского расписного подноса основным мотивом становится цветочный букет, преимущественно на черном или красном фоне, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Городец (СЛАЙД№ 13)

Городецкая роспись яркая, лаконичная (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери, сувениры.

Скопин (СЛАЙД№14)

Скопинский гончарный промысел обязан глине, залегающей в окрестностях города Скопина. Это производство гончарных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.

Опошня(СЛАЙД№15)

В росписи присутствует растительный орнамент, компонуемый в виде букета или венка из переплетающихся цветов, гроздьев винограда, колосьев, стеблей, веток. Теплые коричнево-красные краски оживлены вкраплениями зеленого и синего цветов.

Ребята, подумайте, каким образом можно нанести орнамент?

(Орнамент можно вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву, металлу. Его можно сплести из кружева, нарисовать красками, карандашами, гуашью.)

Ребята, а вам бы хотелось научиться выполнять такие красивые узоры?

Тогда сейчас мы будем рисовать орнамент.

Задание : выполнить узор в полосе. Мотивы - геометрический, растительный.

В полосе может быть несколько повторяющихся узоров из каких-либо элементов, но они должны чередоваться.

Прорисовывание узора простым карандашом.

Правильный подбор цветовой гаммы.

Роспись узора при помощи кисти, сохраняем последовательность ритмического чередования.

3. Творческая работа обучающихся.

Работу выполняют под музыку П.Чайковского «Вальс цветов».

4. Рефлексия.

Что такое орнамент?

Какие орнамента бывают?

Каковы особенности орнамента?

5. Анализ работ обучающихся, выставление оценок. Оценивается яркость и чистота цвета, выразительность, четкость и соразмерность рисунка.

Просмотр содержимого презентации
«Орнамент совр.»

5 класс, 10 урок Тема: Узор в полосе. Цель: познакомить обучающихся с основными видами орнамента; научить изображать элементы орнамента Задачи: познакомить с художественными промыслами: Гжель, Жостово, Городец, Скопин, Опошня; уточнить понятие контрастные цвета. Воспитывать интерес к произведениям народного изобразительного искусства, к собственному творчеству. Развивать познавательные потребности, способности. Место урока в системе уроков: закрепление понятий орнамента и его элементах, повторение и уточнение основ цветоведения, совершенствование графических навыков, творческой фантазии и воображения, продолжение знакомства с художественными промыслами. Познавательные результаты: знакомство с видами орнамента, с художественными промыслами, с выразительными сочетаниями контрастных цветов Предметные: учащиеся получают знания об орнаменте и в дальнейшем будут применять эти знания на практике Личностные: формирование понимания орнамента как необходимости для выразительности и красоты окружающих предметов, воспитание чувства гордости Коммуникативные: формирование умения выслушивать и уважать мнение других учеников Этапы: 1. Усвоение знаний 2. Творческая работа учащихся 3. Рефлексия 4.Оценивание работ.




Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

Растительный орнамент основными элементами являются декоративно переработанные цветы, листья, ветки каких-либо растений.

Животный орнамент стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.


Орнамент комбинированный сочетает в себе разные виды орнамента


Три разновидности орнамента: ленточные, замкнутые, сетчатые.

Ленточные или фризовые орнаменты имеют вид длинной полосы с вертикальным или горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся: бордюры, обои, кайма.

Замкнутый орнамент компонуется на плоскости любой формы. Он может быть расположен в квадрате, прямоугольнике, треугольнике, овале, круге и др. Подобные орнаменты используются при оформлении платков, салфеток, скатертей, ковров, головных уборов, посуды, мебели и т. д.

Сетчатый – орнамент строится при помощи сетки,

на которой расположены

различные узоры. Он применяется

в оформлении потолка, стен, пола в помещении.



Контрастные цвета- противоположные, подчеркивают и усиливают яркость друг друга.

Три пары цветов, которые находятся друг против друга:

Красный-зеленый

Оранжевый-синий

Фиолетовый-желтый

Для выполнения узора будем использовать контрастные цвета


Хохлома Особенность золотой хохломы-декоративная роспись деревянной посуды красным, зеленым и черным цветом по золотому фону и своеобразная растительно-травная роспись. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами.



Жостово В промысле жостовского расписного подноса основным мотивом становится цветочный букет, преимущественно на черном или красном фоне, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.


Городец Городецкая роспись яркая, лаконичная (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери, сувениры.


Скопин Скопинский гончарный промысел обязан глине, залегающей в окрестностях города Скопина. Это производство гончарных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.


Опошня В росписи присутствует растительный орнамент, компонуемый в виде букета или венка из переплетающихся цветов, гроздьев винограда, колосьев, стеблей, веток. Теплые коричнево-красные краски оживлены вкраплениями зеленого и синего цветов.