Меню
Бесплатно
Главная  /  Психология  /  Графические примеры работ из разных материалов. Графические художественные техники

Графические примеры работ из разных материалов. Графические художественные техники

Графика - вид изобразительного искусства. Слово графика происходит от греческого слова графо, которое означает писать, чертить, процарапывать.

Графические произведения, в отличие от живописных, передают самое главное без лишних деталей. Они будто отображают идею произведения. Графические работы могут быть черно-белыми, иногда цветными. В результате окружающий мир в графике очень выразительный, но несколько условный, образный.

Самостоятельные, отдельные произведения называют станковой графикой. Несколько станковых листов, объединенных общей идеей, образуют графическую серию.

Виды графики. Графика объединяет две группы художественных произведений: рисунок и печатную графику.

Рисунок считают уникальным, потому что он существует в единственном экземпляре. В старину художники рисовали на папирусе, позднее - на пергаменте, с XIV в. - на бумаге. До нашего времени сохранилась традиция рисовать на ткани.

    Папирус – материал для письма, изготовленный из болотного растения папируса.
    Пергамент – материал для письма, изготовленный из кожи животных.

Графические техники. Изображение может быть создано карандашом, углем, тушью, сангвиной (красно-коричневым карандашом, изготовленным из особого сорта глины) и другими средствами. О работе, созданной цветными мелками, мы скажем: выполнена в технике пастели.

А. Базилевич. Иллюстрации к поэме И. Котляревского «Энеида» (гуашь)

Г. Малаков. Иллюстрации к поэме Леси Украинки «Роберт Брюс, король шотландский» (линогравюра)

Альбрехт Дюрер. Иллюстрация к «Апокалипсису» (гравюра на дереве)

В отличие от рисунка, печатная графика существует во многих экземплярах. Чтобы их получить, используют гравюру - изображение на твердом материале, которое покрывают красками, а потом отпечатывают на бумаге.

Существуют разные техники гравюры: ксилография, линогравюра, офорт, литография. С появлением гравюры связано возникновение печатной книги и развитие книжной графики.

В повседневности мы чаще всего сталкиваемся с промышленной графикой. Это - почтовые марки, афиши, театральные программки, этикетки, фирменные знаки, рисунки на коробках для тортов и конфет и т.п.

Линогравюра - рисунок, вырезанный на линолеуме. Рисунок вырезают на линолеумной пластине стальными резцами разной конфигурации. В зависимости от формы резца линия, которую он оставляет, может быть совсем тоненькой, острой или же широкой, округленной. Таким образом изготавливают форму. Потом на нее наносят печатную краску с помощью специального оборудования - валиков.

Печатают линогравюру на печатном прессе. При этом слой краски, нанесенный на форму, отпечатывается на бумаге. Бумажный отпечаток называют линогравюрой, или, обобщенно, как и все другие печатные техники, - эстампом.

Ксилография (гравюра на дереве) - изображение, выполненное резцами на деревянной поверхности. Для этого пригодны не все породы деревьев. Художники используют грушу, дуб, бук, самшит.

Деревянную поверхность тщательно шлифуют и даже заглаживают воском. Рисунок вырезают так же, как и на линогравюре, но большая твердость дерева позволяет обогатить изображение мелочами, деталями. Выполнять такую работу сложнее.

Печатают оттиск так же, как и линогравюру, с помощью печатного пресса на специальной эстампной бумаге. Эта техника старинная и пришла к нам из глубины веков. Именно таким образом выполняли первые печатные книги.

Офорт , или гравюра на металле, - это несколько техник исполнения печатной формы из металла (меди, цинка). Рисунок наносят на предварительно обработанную, отшлифованную, гладкую пластину. Это может быть гравирование, процарапывание. Такая работа требует исключительной точности и физического напряжения.

Существуют способы более легкого нанесения рисунка. Пластину можно покрыть защитным слоем специального лака и «рисовать», снимая лишь лак. Потом такую пластину погружают в емкость с кислотой, и кислота вместо гравера делает углубления в металле. Краску на офортную пластину наносят руками.

Отпечаток делают на печатном станке. Мягкая бумага, прижимаясь к пластине, как бы выбирает краску из углублений.

Литография - это гравюра на камне. Для нее используют специальный, литографский камень. Система нанесения рисунка на камень очень сложная. Это может быть и процарапывание, и нанесение рисунка кистью с тушью, и рисование карандашом. Во всех этих случаях используют материалы, предназначенные только для литографии.

Печатают оттиск на печатном станке. Литография позволяет достичь тонких градаций (переходов) тона, похожих на рисунок карандашом или акварелью. Благодаря этому литографские оттиски иногда напоминают акварельные рисунки.

Т. Шевченко. Слепой на кладбище (офорт)

Е. Кибрик. Иллюстрация к повести Ромена Роллана «Кола Брюньон» (литография)

  1. Сравните произведения, выполненные в техниках линографии (ксилографии), и рисунок, выполненный карандашом от руки. Чем они отличаются?
  2. Подумайте, какие оттенки настроения можно передать при помощи разных видов графики и графических техник.

Подумайте вместе, какое литературное произведение можно было бы проиллюстрировать в технике ксилографии, офорта, литографии, пастели. Почему?

Монотипия – это оттиск краски с любой поверхности на бумагу. Такой оттиск существует в единичном экземпляре, на что указывает частица «моно» в названии. Это что-то среднее между печатной графикой и рисунком.

Создайте графическую композицию в технике монотипия.

Инструменты и материалы: несколько листов бумаги, гуашь, средство для мытья посуды или жидкое мыло, кисти. План работы:

  • Разведите краски в небольших бутылочках и добавьте к ним немного мыльного раствора в пропорции 1: 5. Краски должны быть не совсем жидкими, но и не очень густыми.
  • Кистью нанесите краски на лист бумаги, подобрав цвета, которые вам нравятся, и дайте им немного раствориться одна в другой.
  • Быстрым движением к этому листу прижмите другой лист бумаги на полминуты-минуту
  • Разъедините листы бумаги, а оттискам дайте высохнуть.
  • Рассмотрите полученный результат, попробуйте увидеть в цветных пя-нах какой-либо сюжет или одиночное изображение.
  • Кистями и краской или другими материалами дорисуйте свою работу, добавив детали и элементы, которых не хватает.

Ученические работы, выполненные в технике монотипия

Этапы работы над монотипией

Нарбут Георгий Иванович (1886-1920) - украинский график. Значительное влияние на формирование творческой манеры мастера оказала связь с петербургским художественным объединением «Мир искусства», члены которого уделяли много внимания возрождению искусства книги. Ранние произведения Нарбута - иллюстрации к сказкам. В иллюстрациях к басням И. Крылова художник использует старинную графическую манеру - силуэт, к которой потом неоднократно обращался.

В 1917-1920 годах Нарбут работал в Киеве; увлечение старинным украинским искусством подвигло его на создание серии выдающихся работ. С января 1919 г. Нарбут был ректором Академии искусств в Киеве.

Г. Нарбут. Иллюстрация к поэзии Т. Шевченко «Сон» (тушь)

Пабло Пикассо (1881-1973) - гениальная личность в искусстве ХХ в. По происхождению Пикассо - испанец, но большую часть жизни он прожил во Франции. Уже в 1900-х годах Пикассо заявил о себе как зрелый мастер. Его ранние картины принадлежат к так называемым «розовому» и «голубому» периодам («Девочка на шаре»). В 1907 г. Пикассо создал картину «Авиньонские девушки», с которой начинается история нового течения в искусстве ХХ в. Художник всегда много экспериментировал. 1937 г. датируется большое по размеру полотно «Герника», которое является одной из вершин в творчестве Пикассо. Оно посвящено гибели испанского города и его жителей в результате авиационной бомбардировки. Талант художника ярко проявился также в графике (одна из известнейших его графических работ - «Дон Кихот»), скульптуре, керамике.

Пабло Пикассо. Дон Кихот

Эта статья будет посвящена рисованию карандашом. Если вы хотите научиться рисовать, но никак не можете приступить, сейчас самое время заняться обучением. Возьмите лист бумаги, карандаш и пробуйте 🙂 Начнем с техники рисования.

Техника рисования карандашом

Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом.

Штриховка

С помощью штрихов (коротких линий) можно очень удачно передать тон предмета. В зависимости от количества рисуемых штрихов можно получить разные уровни насыщенности тона (чем меньшее штрихов – тем тон светлее, чем больше штрихов, тем темнее). Направлением штрихов вы можете передать фактуру поверхности фигуры. Например, горизонтальные штрихи хорошо передадут поверхность воды, а вертикальные штрихи – траву.

В основном, штриховка выполняется короткими прямыми штрихами с примерно одинаковым расстоянием между ними. Штрихи накладываются на бумагу с отрывом карандаша. Сначала делается одна тонкая линия, потом карандаш возвращается на линию начала, и таким образом наносятся все остальные штрихи.

Для усиления глубины тона можно применить перекрёстную штриховку. Например, на косую штриховку накладывают горизонтальную, затемняя тон, затем на то, что вышло, можно наложить косую штриховку в направлении обратном первому – это затемнит еще больше. Самым темным в этом случае окажется тон, где сочетаются штриховки всех направлений.

Растушевка

Растушёвка – один из основных приемов, который можно применить при выполнении рисунка начинающим художникам. С помощью градации тона можно придать фигуре объема. Вообще, растушёвка – это частный случай штриховки. После нанесения штрихов, используя свойства графита карандаша и специальный инструмент-растушевку, их растушёвывают (размазывают) до получения однородного тона.

Однако, и выполнение самой растушёвки имеет ряд особенностей.

  1. Растушёвку штрихов необходимо выполнять вдоль штрихов, но не поперёк. Выполняя растушёвку вдоль штрихов, вы добьетесь тем самым более естественного тонирования.
  2. Для растушёвки используют не только простую штриховку, но и зигзагообразные штрихи.

С помощью таких техник можно изобразить на бумаге все, что угодно.

10 частых ошибок, которые совершают новички

Большинство людей, которым нравится рисовать, делают первые шаги самостоятельно. И даже если это всего лишь хобби, они все равно делают различные зарисовки. Мы хотим написать о 10 возможных ошибках, с которыми наверняка сталкиваются все начинающие художники.

1. Неправильно подобранный карандаш

Если у вас плохо выходят тени, проверьте маркировку своего карандаша. Скорее всего, он слишком жесткий. Тени рекомендуется прорисовывать карандашами с маркировкой B, 2B и 4В, но никак не HB.

2. Рисунок с фотографий

Каждый художник начинает срисовывать с фотографий. Но очень часто фотографии не передают достаточного количества черт лица для хорошего рисунка. Когда лицо человека расположено в анфас, будет трудновато правильно смоделировать его лицо на бумаге, поскольку исчезает перспектива сзади головы. Попробуйте взять фотографию, где голова человека наклонена немного в сторону. Таким образом портрет будет более реалистичным и с лучшей передачей теней.

3. Ошибочные основные пропорции

Очень часто люди начинают сразу уделять внимание деталям, рисуя их полностью без набросков всего рисунка. Это неправильно, так как вы не планируете правильные пропорции заранее. Сначала желательно сделать наброски всего рисунка, а только потом прорисовывать углубленно детали.

4. Искривленные черты

Мы привыкли смотреть на человека прямо и при рисунке выравнивать . В итоге, портрет выходит довольно искаженным. При рисовании сложных предметов попробуйте сначала очертить направляющие, по которым дальше будет легче выстроить рисунок.

5. Рисунок животных

Обычно мы смотрим на наше животное сверху вниз. От этого голова нам кажется больше, чем все тело, и теряется нормальная пропорциональность. Попробуйте отвлечь животное, чтобы оно повернуло мордочку в сторону, тогда рисунок выйдет более правдивым.

6. Штрихи

Если вы рисуете каждую волосинку или травинку отдельно, то рисунок выйдет отвратительный. Постарайтесь делать резкие наброски, следуя от темного к светлому.

7. Деревья

Не пытайтесь рисовать правильными формами деревья, цветы, листья. Используйте контуры и полутени для реалистичности.

8. Неправильная бумага

Прежде чем покупать бумагу, проверьте ее на кусочке образца, изобразив что-нибудь легкое. Бумага может быть слишком гладкой и рисунок будет бледным. Также бумага может быть слишком жесткой, и рисунок будет довольно плоским.

9. Объемность

Старайтесь при передаче объема не использовать четкие линии для краев. Они могут быть очерченными легкими линиями разной тональности.

10. Тени

Очень часто не выходит наложить тени ровно. Старайтесь использовать полный цветовой диапазон карандаша, уходя от светлого к самому темному. Если вы боитесь переборщить с темным, подложите под край кусочек бумаги, и вся чернь будет на ней.

Сначала может показаться, что рисунки карандашом слишком обычные, тусклые. Но с помощью карандаша можно передать огромное количество эмоций.

Небольшая подборка видео каналов по рисунку карандашом:

От автора: Если вас интересует живопись, рисунок, композиция, и искусство в целом, то вам сюда! По специальности я Живописец-Монументалист. Окончила МГАХИ им. Сурикова. На канале Art Shima вы найдете ролики на которых я рисую и пишу маслом, и ролики с советами. Так как я владею многими техниками, вы можете смело задавать вопросы, и я с радостью на них отвечу. Подписавшись на мой канал, вы сможете видеть все мои новые видео.

Интересные видео уроки на любую тематику.

Работы посложнее, но с хорошим описанием. Если очень захотеть, и такое выйдет.

Графика как вид искусства

Понятие графики

Графика (от греч. grapho - пишу, от фр. - вырезать на чем- либо) - один из древнейших видов искусства, включающих рису­нок, который, с одной стороны, может быть составной частью графики, с другой - выступать в качестве самостоятельного произведения. Рисунок составляет начальную стадию работы над произведениями пластических искусств. Графика более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, услов­ному знаку, так как важным ее графическим средством выступает сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами.

Графика близка живописи, но если в живописи цвет - основное средство художественного выражения - выступает в неразрывной связи линией, которая не всегда отчетлива, может быть приглуше­на, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия служит ведущим выразительным средством.

Графика - один из распространенных видов искусства. С одной стороны, графические произведения кажутся простыми и лаконич­ными при восприятии, с другой - создать графическое изображение крайне сложно, поскольку на листе бумаги художнику необходимо передать форму предмета, создать иллюзию объема, отразить свето­вой поток или, наоборот, обобщить форму так, чтобы стало возмож­но создать оттиск. И все это нужно выполнить простыми средствами, доступными каждому.

Возникшие в процессе беседы сложности в понимании каких-то деталей легко устраняются с помощью элементарных рисунков. Карандашом можно не только изобразить знакомый предмет, но и передать гамму чувств чело­века.

В отличие от живописи в графике предмет больше схематизиру­ется, рационализируется и конструируется. Характерная особен­ность - условность (графическое изображение может быть выпол­нено почти на любой плоскости, на любом фоне).

Если живописные произведения лучше смотреть издали, чтобы мазки стали неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, по­добную гармонии натуры, то графические произведения мы рас­сматриваем вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, т. е. «технику» рисунка, что на восприятии образа не сказывается.

Виды графики

Видовое разнообразие графики не так велико, как в дизайне или декоративно-прикладном искусстве, однако многие ее виды тесно перекликаются с живописью.

По характеру выполнения графика делится на следую­щие виды:

- ручная - все графические произведения, выполненные ручным способом и в одном экземпляре;

- печатная выполняется благодаря клише, оставляющем оттиск на поверхности. Выполняется в нескольких экземплярах, т. е. под­дается тиражированию. Имеет свои разновидности:эстамп, ксило­графия, офорт, литография, линогравюра.

По технике графика делится в соответствии с материалами:

- карандаш - графика выполняется простыми и цветными ка­рандашами на листе бумаги или картона. Различают две манеры работы графитным карандашом: линейно-штриховую и тонально- живописную. Работа цветными карандашами ведется, как и графит­ным карандашом, при помощи контурной линии и штриха, которые должны сочетаться с цветом;

- уголь обладает большим тональным диапазоном, легко стира­ется, удобен в работе, хорошо подходит при выполнении эскизов и беглых набросков. Используется шероховатая зернистая бумага, на которой уголь оставляет красивый фактурный след;

- сангина состоит из глинистого вещества, окрашенного безводной окисью железа, вследствие чего она имеет интенсивный красно- коричневый след. Работать ею можно в двух манерах: карандашной и живописной, а также сочетая их. В первом случае мелок сангины ис­пользуют как карандаш, моделируя формы штрихом, линией, боковой поверхностью мелка или растушёвкой. Этот способ приемлем в дет­ском изобразительном творчестве, поскольку дает детям возможность вести рисунок различными техническими приемами. При живописном способе исполнения порошкообразную сангину разводят водой, а за­тем все необходимые плоскости заполняют при помощи кисти;

- соус как материал рисунка глубок по тону, с приятной бархатистой поверхностью, имеет широкий тональный диапазон. Чаще все­го применяется в мокром виде, это позволяет более полно раскрыть его качества и богатые возможности. Прежде чем начать рисунок мокрым соусом, необходимо подобрать соответствующую бумагу. Она должна быть не крупнозернистой, достаточно плотной, чтобы вы­держать неоднократные размывки водой и применение резинки. Предварительно на листе бумаги карандашом легко наносят будущее изображение. Затем, разведя соус в воде, соответствующими кистями прокладывают большие плоскости, стараясь максимально точно взять тональные отношения. Соус, высыхая, как бы фиксируется сам со­бой, но остается в то же время глубоким и приятным по тону. Ри­сунки соусом нетрудно исправлять или ослаблять в них перегружен­ные тоном места при помощи мягкой резинки. Окончательное завершение деталей требует применения мелких акварельных кистей угольного карандаша и т. д.;

- пастель - самый красивый из мягких материалов. Оттенки цвета подбираются прямо на бумаге или смешиваются путем растирания. Кроме того, каждый цвет в наборе имеет несколько различий по светлоте и насыщенности - от плотного, насыщенного до свет­лого, слабонасыщенного тона. Для пастели предпочтительнее всего использовать шероховатую или зернистую бумагу, картон. Очень хорошо применять цветную бумагу, цвет которой используется как основной тон;

- гризайль - техника рисунка кистью на бумаге, когда тоном прокладываются большие массы и плоскости. Позволяет выполнять рисунки, отличающиеся особой тонкостью. У рисунка кистью две художественные функции: подготовительный рисунок под работу красками и самостоятельный рисунок. Многие художники предпо­читают делать подготовительный рисунок под свои живописные про­изведения прямо на холсте или бумаге той же краской, какой будет выполнена работа. Этот способ имеет ряд преимуществ. Во-первых, не смешиваются разнородные, зачастую несовместимые материалы (например, краски и графитный карандаш); во-вторых, рисунок ки­стью дисциплинирует глаз и руку, закрепляя навык работы контурной линией, и при этом заставляет заранее обдумывать будущую компо­зицию. И наконец, контур краской органически списывается с общим цветовым пятном, а также может быть использован как декоративный элемент композиции. Он не закрашивается: это придает рисунку живость.

Рисунок кистью как самостоятельный вид графики имеет многолетнюю историю. Суть гризайли состоит в том, что светотене­вых эффектов добиваются путем многократных перекрытий (лесси­ровок) раствором какой-либо нейтральной краски (черной, корич­невой и т.д.). Рисунок кистью выполняется акварельными кистями разного размера: крупные служат для заливок, мелкими прорисовы­вают детали. Для работы в этой технике используют различные жид­кие материалы: тушь, акварель, сепию и др. В зависимости от тех­нических приемов подбирают бумагу. Для гризайли подходит плотная мелкозернистая бумага, способная выдержать многократные пере­крытия. Для зарисовок, набросков, этюдов используют менее каче­ственные типы бумаги, чаще слабо тонированной, желтоватого, охристого, голубоватого оттенков.

По своему значению графика имеет следующие виды:

- станковая графика , ее произведения очень напоминают живо­писные, поскольку в них передаются объем, перспектива, светоте­невая моделировка. Ценность станковой графики заключается в том, что эти произведения единичны и неповторимы;

- книжная - используется в оформлении книг и книжной продукции, разработке макетов книг, иллюстраций и т.д.;

- прикладная - связана с выпуском печатной продукции (от­крыток, марок, этикеток, упаковок и пр.);

- плакатная - предполагает создание плакатов, афиш, рекламных щитов.

По художественно-образному строю можно вы­делить следующие виды графики:

- реалистичная, ее произведения правдоподобно отражают окру­жающую действительность;

- декоративная , или стилизованная , предполагает обобщение формы предметов, явлений, что исключает натурализм, но допуска­ет схожесть с реальными объектами;

- абстрактная противоположна по образной структуре реали­стичной, ее цель - раскрыть внутреннее содержание образа, его художественно-эмоциональную сторону.

Все виды графики раскрываются в ее жанрах. Она, как и живо­пись, многожанровая, т.е. все жанры, применяемые в живописи, реализуются и в графике.

Хотя само слово имеет греческие корни и означает "пишу", "черчу". В наше время это самостоятельный и многогранный вид, имеющий свои жанры и каноны.

Виды графического искусства

По своему назначению графические работы подразделяются на такие виды:

  • Станковая графика. Как вид искусства приближена к живописи, так как передает видение и эмоциональный мир художника. Причем мастер достигает этого не за счет многообразия палитры красок и различных техник их нанесения на холст, а с помощью линий, штрихов, пятен и тона бумаги.
  • Прикладная графика как вид изобразительного искусства. Примеры ее окружают нас повсюду, она имеет конкретное предназначение. Например, иллюстрация книг помогает читателю легче воспринимать ее содержание, плакаты и афиши несут знания или рекламную информацию. Сюда же относятся этикетки на товары, марок, карикатуры и многие другие.

Любые виды изобразительного искусства (графика, картинки не исключение) начинаются с наброска рисунка. Все художники используют его как первую ступеньку перед написанием основного полотна. Именно в нем создается проекция положения объекта живописи в пространстве, которая в дельнейшем переносится на холст.

Графический рисунок

Графика как вид изобразительного искусства, виды графики любого направления начинаются с рисунка, как и полотна в живописи. Для графического рисунка используют бумагу, чаще всего белую, хотя возможны варианты.

Главной его отличительной чертой является контраст двух или нескольких цветов - черный, белый, серый. Возможны другие виды контрастов, но даже если мастер использует черный карандаш на белой бумаге, то оттенки штрихов богаты разнообразием от мягкого черного цвета до глубокой черноты.

Эмоционально сильными являются рисунки черно-белого оттенка с добавлением одного Это притягивает взгляды, и фокусировка взгляда зрителя сосредоточена на ярком пятне. Такая графика как вид изобразительного искусства (фото очень ясно это показывает) становится ассоциативным произведением, когда яркий акцент вызывает у зрителя воспоминания личного характера.

Инструменты для создания графического рисунка

Самыми простыми и доступными средствами являются графитные карандаши и обычная шариковая ручка. Также мастера любят применять тушь, уголь, пастель, акварель и сангину.

Графитный карандаш - самый популярный инструмент. Это деревянный или металлический корпус, в который вставлен либо графитный серовато-черный стержень, либо цветной, в который добавлены красители.

Не имеют корпуса, но их цвета можно смешивать, чтобы получать новые оттенки.

Тушь имеет насыщенный черный цвет, легко ложится на бумагу, применяется для каллиграфии, черчения и рисования. Наносить ее можно пером или кистью. Чтобы получать различные оттенки черного цвета, тушь разводят водой.

Графика как вид искусства не обошла стороной такой инструмент, как уголь. Древесный уголь для рисования применяли еще в древности, а в 19 веке был создан художественный уголь из спрессованного порошка угля и клеящих материалов.

Современные мастера графики применяют также фломастеры с различным по толщине стержнем.

Печатная графика


Это далеко не все виды, применяемые в печатном деле.

Книжная графика

К этому виду изобразительного искусства относятся следующие:

  • Книжная миниатюра. Древний способ оформлять рукописи, который применялся еще в Древнем Египте. В Средневековье основной темой миниатюры были религиозные мотивы, и только с 15 века стали появляться светские сюжеты. Основные материалы, которые использовали мастера миниатюры, - это гуашь и акварель.
  • Оформление обложки - это передача эмоционального посыла книги, ее основная тематика. Здесь гармоничным должны быть и шрифт, и размер букв, и рисунок, соответствующий ее названию. Обложка представляет читателю не только автора произведения, его труд, но и издательский дом и самого оформителя.
  • Иллюстрации используют как дополнение к книге, помогающее создавать зрительные картинки у читающего для более точного восприятия текста. Эта графика как вид искусства зародилась во времена книгопечатания, когда сменились ручные миниатюры на гравюры. С иллюстрациями человек сталкивается в самом раннем детстве, когда еще не умеет читать, а познает сказки и их героев через картинки.

Книжная графика как вид изобразительного искусства в ДОУ познается через иллюстрированные книги, несущие информацию в картинках для самых маленьких детей, и через текст с поясняющими изображениями для старшего возраста.

Плакат как вид искусства

Еще один представитель графической живописи - это плакат. Основная его функция - передача информации с помощью короткой фразы с усиливающим ее изображением. По области применения плакаты бывают:

Плакат является одним из самых распространенных видов графики.

Прикладная графика

Еще один вид графического искусства - это оформление этикеток, конвертов, марок и обложек для видео и музыкальных дисков.

  • Этикетка - это вид промышленной графики, главное назначение которой - дать максимальное о продукте при минимальном размере изображения. При создании этикетки учитывается цветовая гамма, которая должна вызывать у зрителя симпатию и доверие к товару.
  • Обложки для дисков несут максимальную информацию о фильме или музыкальной группе, передавая ее через рисунок.
  • Графическое оформление марок и конвертов имеет многолетнюю историю. Сюжетами для них чаще всего становятся события, происходящие в разных странах, окружающий мир и большие праздники. Марки могут выпускаться как отдельными экземплярами, так и целыми сериями, объединенными единой тематикой.

Марка, пожалуй, самый распространенный вид графического искусства, который стал предметом коллекционирования.

Современная графика

С появлением компьютерных технологий стал развиваться новый вид графического искусства - компьютерная графика. Ее применяют для создания и коррекции графических изображений на компьютере. Вместе с ее возникновением появились новые профессии, например дизайнер по компьютерной графике.

Значение материала . Материалы для рисования очень разнообразны и это разнообразие можно связать с общими задачами изображения. Натура, предмет, факт, событие или явление сами подскажут формат, материал и технику рисунка, поскольку техника рисования имеет прямое отношение к композиции, к средствам выражения, к материалу рисунка.

Выполняя в рисунке трёхмерные предметы, явления, события, нужно картинную плоскость, лист бумаги представить себе трёхмерным пространством, забыть о плоскости, о поверхности и видеть изображаемое в пространстве, где можно было бы двигаться мысленно совершенно свободно. Прежде нужно представить мысленно всю картину и, начиная от общего, строить её постепенно линиями, точками, пятнами. А, уяснив пространственные, конструктивные, динамические качества натуры наполнить массами и довести их до степени объёмов и пространственного положения, следя за тем, чтобы каждый штрих подчёркивал ту или иную характерную особенность, фактуру.

Работы, выполненные графитным карандашом, имеют сероватый тон с лёгким блеском. Рисунки карандашами «Ретушь» более насыщенные по тону легко растушёвываются, но плохо стираются резинкой. Итальянский карандаш даёт глубокий матовый бархатистый чёрный цвет, легко растушёвывается на бумаге. Рисовальный уголь обладает тёплым чёрным цветом. Легко ложится на бумагу, картон; растушёвывается от чёрного до светло-серого цвета, но плохо держится на бумаге и нуждается в фиксации. Соусом работают сухим и мокрым способом. Чёрный, серый и коричневый он обладает интенсивной красящей способностью, но слабо закрепляется на поверхности бумаги. Обычно кистью грубо моделируют форму и тон рисунка, а по сухому – растушёвкой и резинкой окончательно доводят рисунок или кистью наносят несколько слоёв до получения нужного тона, а затем, после высыхания, резинкой и растушёвкой выбирают светлые места. Сангиной выполняют рисунки в технике «гризайль» в различных оттенках одного цвета, растирая ваткой для получения более тонких и прозрачных слоёв. Пастель (мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков) обладает бархатистостью и матовостью цвета, но плохо удерживается на бумаге. Такие рисунки нуждаются в фиксации. Выполнять же их следует на шероховатой бумаге. Пастель любит тонированную бумагу.

Контурный рисунок или линейный рисунок имеет свои отличительные особенности и качества. Линия – главное выразительное средство рисунка. Линия – это протяжённое движение карандаша, пера, кисти по бумаге. Они могут быть различными по интенсивности, характеру и назначению. Сплетаясь в разнообразные формы, линия может иметь самостоятельное значение. Она может быть тонкой, изысканной и кружевной, нежной и бархатистой. Линия в рисунке должна быть живой, интересной и динамичной. Уже в линейном рисунке можно передать не только форму, объём, характер предмета, его пространственное положение, но и эмоциональное состояние самого рисующего. Линия может быть решительной и смелой, порывистой и стремительной, неуверенной и робкой. Через линию художник проявляет свой темперамент, настроение. Линия может быть легкой, воздушной и перспективно сокращаться в пространстве, обозначая глубину в рисунке; массивной, широкой – подчёркивая массу, выделяя передний план. Линия может стать самой поэтической частью рисунка, она руководит взглядом зрителя. Но линии не должны быть оторваны от форм поверхностей, а органически из них вытекать, помогать восприятию пропорциональности целого, гармонии общего относительно плавности строения фигуры, выражать пластические чувства. По своей начертательной ясности и пространственно-линейной чёткости контур незаменим в изобразительном сочинении, градация же поверхностей, образующих форму, их членение и объединение в одно целое, их анализ и синтез образуют живописную и экспрессивную игру форм.

Рис. 33. Линейный контурный конструктивный рисунок (студенческая работа)

Штриховой рисунок передаёт тон предмета, форму, различные направления объёмных масс, несёт в себе светотеневые градации, рефлексы, тоновое и цветовое напряжение. Штрих имеет несколько иное значение, чем линия. От линии отличается тем, что самостоятельное значение он имеет лишь в совокупности с другими штрихами. Кроме того, в рисунке присутствуют зигзаги и росчерки.

Рисующему необходимо заботиться о выразительности линий, зигзагов, росчерков, штрихов, контуров, силуэтов. С помощью этих средств рисующий передаёт своё восприятие мира. Линия и штрих часто решают общие задачи, но часто меняются функциями или дополняют друг друга. Линия главным образом определяет границы формы. Штрих, являясь производным от линии, передаёт пятно, тон и самостоятельное значение и его качество определяется его количеством. Штриховой рисунок – совокупность коротких и быстрых движений руки (карандаша, пера…) Всё зависит от того, как рисующий использует эти средства художественной, рисовальной и творческой выразительности, как он ведёт линию и кладёт пятно, в какой пропорции берёт светлое и тёмное, как передаёт пространство и т. д.



Рис. 34. Штриховой рисунок (учебная работа)

Рис. 35. Учебная работа студента

Рис. 36. Учебная работа

Рис. 37. Учебная работа

Рис. 38. Учебная работа

Рис. 39. Учебная работа

Но штрих условен, жестковат и не достигает цели, когда надо рисунок сделать с легкими тоновыми переходами, глубокими фонами; не достигает эффекта при передаче воздушных планов.

Тоновой рисунок передаёт бесконечное многообразие предметного мира. Мягкий карандаш, соус, сангина, уголь приёмами растушёвки передают воздушные Валеры, окраску и материальные качества предметов от легчайших складок ткани до жёсткости металла. Именно этим приёмом достигаются светлые тона и сочные густые тени, фактура вещей, внешние качества материи, вода и земля, камень и штукатурка, тело и волосы человека, его одежда. Здесь важно правильно использовать навыки, мастерство. Благодаря отношениям тонов мы зрительно воспринимаем материал предметов, их пространственное положение. Кроме перспективного построения поверхностей предметов, передачи светотеневых градаций на объёмной форме, необходимо сохранить в рисунке правильные светотеневые различия. Тональным отношением в натуре является различие в светлоте между несколькими предметами. Пропорциональное натуре различие в светлоте между несколькими предметами называется тональными отношениями в рисунке. Можно увеличить или уменьшить силу освещённости предметов или их поверхностей – характер реальной действительности не изменится, если при этом будут пропорционально сохранены тоновые отношения для всех поверхностей. Рисуя с натуры, надо так распределить переходы тонов от светлого до тёмного, чтобы то, что было самым тёмным в натуре и на рисунке оказалось самым тёмным, самое светлое – самым светлым, а промежуточные тона в изображении во столько раз сильнее или слабее этих двух пределов, во сколько они сильнее или слабее в видимой натуре. Освещённость предмета в рисунке зависит не от контрастов света и тени, а от умения рисовать отношениями, от выдержанности тонального масштаба. Законы тонового ведения рисунка служат основным средством изображения.

Рис. 40. Капитель. Карандаш

Рис. 41. Маска Сатира. Рисунок карандашом студентки К. Ашаевой

Рис. 43. Работа студентки А. Сафоновой. Бумага, карандаш

Линия, штрих, контур, пятно, тон – язык графики и главные его выразительные средства. Но графика не исключает применение цвета. Такими графическими материалами как сангина и уголь, сепия и соус, чернила и тушь можно достичь интересных живописных эффектов. Графические работы могут быть и цветными. Не имеет значения, какими художественными материалами (акварель, гуашь, цветные карандаши, пастель) будет выполнена работа. Характер применения цвета здесь совершенно иной. Цвет в живописи играет главенствующую роль, цвет в графике подчиняется особенностям рисунка, где условность цвета велика. В графике применяют ограниченное количество цветов, которые образуют сближенную цветовую гамму и сохраняют условность изображения. В лаконизме, ёмкости образов концентрации и строгом отборе графических средств заключаются художественно-выразительные достоинства графики.

Овладение рисунком должно быть осознанным и творческим. Для овладения рисунком нужны систематические и методические упражнения. Успешное овладение рисунком возможно при двух условиях:

1. Сознательный и творческий подход к каждой задаче. Осознание цели руководит всей работой, регулирует взаимоотношение частей, даёт выражение движению и действию. Техника подчиняется этой творческой работе.

2. Усвоение привычных технических приёмов, позволяющих в кратчайший срок схватить основные черты изображаемого объекта, явления, события.

Усвоение технических приёмов и методов зависит от сознательной работы над формой, от того мастерства и умения, которое является в результате систематических упражнений в рисовании. В результате таких упражнений приёмы и методы должны стать привычными и полумеханическими, чтобы оставить больше места для творчества. Не художник должен быть в руках случайностей работы, а работа в руках художника.

Изображение предмета не должно носить характер случайно выбранного вида со случайно выбранной точки зрения. Рисунок следует выполнять на основе знания особенностей строения предмета. Для лучшего решения наглядности изображения исходят из форм предмета, а также из простоты построения. Главное внимание должно быть направлено на возможно полный показ особенностей предмета, его устройства.

При выполнении рисунков сложных по форме предметов, необходимо представить предмет прозрачным и определить невидимую часть предмета. Лёгкими линиями наметьте её в рисунке. При рисовании зданий, сооружений необходимо знание и умение рисования куба, цилиндра, конуса и т. д., т. е. рисования геометрических тел.

Рисунки могут быть выполнены различными материалами, техниками и приёмами. В графике часто используются карандаш, тушь-перо, сангина, пастель, акварель. Чёрная тушь употребляется при отмывке и при перовой технике. Даже одним цветом можно создать выразительные рисунки. Японские мастера различают более ста сорока четырёх оттенков чёрного цвета. Шкала тонов может иметь большой диапазон.

Рис. 44. Работа тушью-пером и кистью.

Наброски и зарисовки с натуры развивают наблюдательность и зрительную память, развивают восприятие, умение видеть, осознавать окружающий мир. Они способствуют овладению практическими навыками изображения предметов, явлений, событий предметного мира, если не ограничиваться только лишь азами изобразительной грамоты. Знания, умения, навыки уверенного владения свободным, беглым рисунком приходят через систематические и целенаправленные упражнения, через каждодневный, неустанный труд. И отношение к такому роду занятий нужно серьёзное, нельзя удовольствоваться усвоением лишь нескольких технических приёмов. Наброски и зарисовки с натуры уже тем сложнее вести, что изображаемый объект динамичен и нужен острый глаз, твёрдая рука, отточенные в упражнениях движения, согласие глаза, руки и души, чтобы верно поймать и запечатлеть движение, позу, характер в нескольких штрихах, линиях, тоновых пятнах, только самое главное, самое важное, что могло бы сложить достаточное представления об изображаемом объекте. Наброски и зарисовки отличаются лаконичностью, но цельностью обобщённо-условной образной трактовки и выразительностью графических средств с акцентировкой главных, характерных особенностей, присущих натуре. Для этого нужно учиться видеть избирательно и формировать умение ведения быстрого восприятия, рисования, оперативного мышления. Нужно развивать в себе способности вести рисунок по памяти, по представлению, а для этого нужна хорошо тренированная зрительная память и развитое творческое воображение и всё это возможно сделать, если следовать высказыванию Ченнино Ченнини: «Рисовать надо всегда, не пропуская даже праздников: рисунок – вот основа всякого искусства».

Трудность набросков и зарисовок ещё и в том, что они ведутся «вживую», без какой-либо подготовки. Особенно это касается набросков и зарисовок в технике: тушь-перо, кисть, заострённая палочка; акварель-кисть, перо; соус-кисть, перо, мел, белила; гуаши и т. д. Необходимо знание материалов и умение работать углём и соусом, тушью и акварелью, пером, палочкой, фломастером и многим другим. Знания, умения и навыки при ведении набросков и зарисовок нужны обширные и должны быть прочными. «Чем художник больше знает, тем он свободнее и самостоятельнее, чем он больше умеет, тем он больше может» - К. Ф. Юонн.

Ремесло может быть достигнуто путём усвоения апробированных приёмов равнодушного выполнения рисунков-схем. Мастерства достигают путём овладения методом творческого видения, понимания и воспроизведения в творческом произведении. Путём длительной и целенаправленной работы над набросками и зарисовками с натуры, по памяти, по воображению вырабатывается связь между мышлением и рисунком, подобно той, которая выработана у грамотного человека, когда он без особых усилий читает или записывает буквами и словами те или иные мысли. Так же, как и композитор сочиняет и записывает музыкальное произведение при помощи нот.

Архитектору крайне важно владеть линией, штрихом, пятном. Комбинация этих элементов, быстрота и лаконизм изображения, обострённая выразительность, живость и непосредственность, легкость выполнения, большая динамика набросков и зарисовок даёт возможность создавать произведения искусства. Как говорил П. П. Чистяков, великий художник-педагог: «Надо сделать трудное привычным, привычное – лёгким, а легкое – красивым». В этом залог творческого успеха.

Рис. 45. Наброски. Студенческая работа. Карандаш.

Рис. 46. Зарисовки. Д. Просвирнин. Тушь, кисть.