Меню
Бесплатно
Главная  /  Досуг  /  Биография питера рубенса. Питер пауль рубенс - биография и картины Скульптуры рубенса

Биография питера рубенса. Питер пауль рубенс - биография и картины Скульптуры рубенса

Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский живописец. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции “Воздвижение Креста”, около 1610-1611, “Снятие со Креста”, около 1611-1614, - обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами.

Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (“Автопортрет с женой Изабеллой Брант”, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой. Со страстным “языческим” жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (“Союз Земли и Воды”, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Похищение дочерей Левкиппа”, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов; теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.

Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин “История Марии Медичи” (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).

Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок,они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (“Возчики камней”, около 1620, “Пейзаж с радугой”, около 1632-1635, - оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе “Портрет камеристки инфанты Изабеллы” (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. В 1626 году, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где познакомился с живописью Тициана, работами испанских мастеров.

В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (“Шубка”, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена), иногда в образе мифологических и библейских персонажей (“Вирсавия”, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (“Кермесса”, около 1635-1636, Лувр, Париж), исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Богатство декоративной фантазии, исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

В “стеновский” период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника - “Елена Фаурмент с детьми” (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), “Три грации” (1638-1640, Прадо, Мадрид), “Вакх” (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций и другие.

В творчестве Рубенса ярко выражены мощный реализм и своеобразный фламандский вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Прирожденный живописец-монументалист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона. Рубенс - создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие живописцы).

В начале 17 века во фламандском искусстве были окончательно преодолены средневековые религиозные формы и жанры. Распространялись светские сюжеты и жанры: исторический и аллегорический, мифологический, портретный и бытовой жанр, пейзаж. Вслед за маньеризмом из Италии проникли академизм болонской школы и караваджизм. На основе скрещивания реалистической традиции старонидерландской живописи и караваджизма развивалось реалистическое направление, достиг расцвета монументальный стиль барокко. Крупнейшим художественным центром Фландрии со второй половины 16 века стал Антверпен, сохранявший значение крупного европейского денежного рынка.

Главой фламандской школы живописи, одним из величайших мастеров кисти прошлого был Питер Пауль Рубенс (1577–1640). В его творчестве ярко выражены и мощный реализм и национальный своеобразный вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Прирожденный живописец-монументалист, оформитель театральных зрелищ, график, архитектор-декоратор, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, Рубенс пользовался почетом и славой при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.

Рубенс – создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу его творчества. Рубенс родился в городе Зигене (Германия), куда, спасаясь от преследований инквизиции, эмигрировал его отец. Образование получил в латинской школе Антверпена, живописи обучался у романиста Отто ван Веениуса и Ван Ноорта, приверженца национальной традиции. Поездка в Италию, где он изучал творчество Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе, Корреджо, Караваджо, а также памятники античности, способствовала быстрому творческому росту.

По возвращении в 1608 году в Антверпен Рубенс стал придворным художником испанской наместницы Нидерландов. Его слава быстро росла. Многочисленные заказы побудили Рубенса организовать живописную мастерскую, в ней работали лучшие художники страны. Своими графическими работами Рубенс формировал национальную школу граверов.

Ранние (антверпенский период) произведения Рубенса (до 1611 – 1613 годов) хранят отпечаток влияния венецианцев и Караваджо. В это же время проявилось свойственное ему чувство динамики, изменчивости жизни. Рубенс писал огромные полотна, которых не знали нидерландцы в 16 веке. Особое внимание уделял созданию алтарных композиций для католических храмов. В них перед зрителями разыгрывались сцены страданий и мученической смерти, вместе с тем и нравственной победы гибнущего героя, как бы напоминавшие о недавно минувших драматических событиях нидерландской революции. Так решена композиция «Воздвижение креста» (около 1610–1611, Антверпен, Собор), где поднятый ввысь крест с могучей фигурой озаренного узким снопом света Христа господствует над группой отчаявшихся, скорбящих близких и враждебных им палачей, а также богохульных стражников. Прекрасная голова Христа, вдохновенного и страдающего, мужественного и полного спокойствия духа, является «кульминационной и самой выразительной нотой поэмы, иными словами ее верховной строфой» (Фромантен). «Воздвижение креста» показывает, как переосмысливал фламандский живописец опыт итальянцев. У Караваджо Рубенс заимствовал мощную светотень и пластическую убедительность форм. Вместе с тем выразительные фигуры Рубенса исполнены патетики, охвачены стремительным напряженным движением, какие были чужды искусству Караваджо. Склоненное порывом ветра дерево, ярость усилий атлетически сложенных палачей, поспешно поднимающих крест, резкие ракурсы сплетающихся друг с другом фигур, беспокойные блики света и тени, скользящие по трепещущим от напряжения мышцам,– все сливается в единый стремительный порыв, объединяющий и человека и природу.

Рубенс охватывает целое в его многообразном единстве. Каждая индивидуальность раскрывает характер во взаимодействии с другими персонажами. Рушатся принципы классической композиции искусства Возрождения с типичной для нее замкнутостью и изолированностью изображаемой сцены. Пространство картины решается как часть необъятного окружающего мира. Это впечатление подчеркнуто диагональю креста, словно вырывающегося за пределы рамы смелым срезом дерева и фигур. Монументальные алтарные композиции Рубенса органически включались в барочную пышность церковного интерьера, захватывали зрелищностью, интенсивностью стиля, напряженными ритмами («Снятие с креста», 1611–1614, Антверпен, Собор).

Свежесть восприятия жизни и стремление придать изображенному убедительность правды составляют существо его произведений. Герои античных мифов, христианских легенд, современные ему исторические деятели и люди из народа живут в его полотнах неутомимой жизнью; воспринимаются как часть могучей первозданной природы. Картины Рубенса раннего периода отличаются красочностью палитры, в которой чувствуется глубокий жар и звучность, они проникнуты патетикой чувств, до тех пор неведомые нидерландскому искусству, тяготевшему к интимности, к поэзии повседневного.

Рубенс был большим мастером картин на мифологические и аллегорические темы. Традиционные образы народной фантазии давали ему повод для изображения героических чувств и подвигов. Подобно античным мастерам, Рубенс видел в человеке совершенное создание природы. Отсюда особый интерес художника к изображению живого человеческого тепа. Он ценил в нем не идеальную красоту, но полнокровную, с избытком жизненных сип. Рассказы о подвигах античных богов и героев – свободные импровизации Рубенса, посвященные прославлению красоты жизни, радости существования. В «Вакханалии» (1615–1620, Москва, Государственный музей изобразительного искусства), изображающей празднество в честь бога вина Вакха, мифологические образы – носители природного стихийного начала, плодородия, неиссякаемого жизнелюбия.

Со второго десятилетия 17 века усиливается драматическая динамика композиций Рубенса. Движение пластических масс, патетика жестов подчеркиваются экспрессией развевающихся тканей, бурной жизнью природы. Сложные композиции строятся асимметрично по диагонали, эллипсу, спирали, на противопоставлении темных и светлых тонов, контрастах цветовых пятен, с помощью множества переплетающихся волнообразных линий и арабесок, объединяющих и пронизывающих группы. В «Похищении дочерей Левкиппа» (1619–1620, Мюнхен, Старая пинакотека) драматизм страстей, захватывающих героев, достигает апогея. Тела молодых женщин, борющихся с похитителями, вздыбленные кони образуют сложный по линейным и цветовым ритмам узор – он подчеркивает структуру композиции. Беспокойный силуэт группы разрывается бурными жестами. Патетика композиции усиливается низким горизонтом, благодаря которому фигуры героев возвышаются над зрителем и четко смотрятся на фоне бурного неба.

Рубенс часто обращался к темам борьбы человека с природой, к сценам охоты: «Охота на кабана» (Дрезден, Картинная галерея), «Охота на львов» (около 1615, Мюнхен, Старая пинакотека; эскиз – Санкт-Петербург, Эрмитаж). Ярость схватки, физическое и духовное напряжение доведены до предельного накала. Трепет жизни передан художником во всех явлениях материального мира, его природных формах.

Живописное дарование Рубенса достигло расцвета в 1620-е годы. Цвет стал основным выразителем эмоций, организующим началом композиций. Рубенс отказался от локального цвета, перешел к тональной многослойной живописи по белому или красному грунту, сочетал тщательность моделировки с легкой эскизностью. Голубые, желтые, розовые, красные тона даны в соотношениях друг с другом в тонких и богатых оттенках; они подчиняются основному серебристо-жемчужному или теплому оливковому. Нежные голубоватые тени, легко моделирующие объемы, красноватые рефлексы, скользящие и вспыхивающие, наполняют формы трепетом жизни, художник подчеркивает силу одних тонов и мягкость других. Цвет отдельных предметов передается плотным слоем корпусных красок. Там, где нужно, грунт и подмалевок просвечивают сквозь активные цвета. Поверх корпусных красок наносятся прозрачные слои жидкой лессировки, усиливающие глубину тона, свежесть и легкость живописи, смягчающей контуры, светлые места выделяются густыми бликами. Создается впечатление изменчивости предмета, окутанного вибрирующей световоздушной средой.

Эти особенности лучистой палитры Рубенса характеризуют шедевр Эрмитажа – картину «Персей и Андромеда» (1620–1621, прославляющую рыцарскую доблесть героя, победившего морское чудовище, в жертву которому предназначалась Андромеда. Рубенс воспевает великую силу любви, преодолевающую препятствия. Героическая тема раскрыта живописно-пластическими средствами, напряженной внутренней динамикой линий, форм, ритмов. В ярости застыло лицо Медузы, поражающей дракона смертоносным взглядом. Грозно сверкает металл доспехов Персея. Радостно возбужден торжествующий могучий Пегас. Взволнованное ритмическое движение, пронизывающее композицию, подобно вихрю, воспринимается как отзвук недавней битвы. По мере приближения к Андромеде оно замирает и едва ощущается в трепете плавных очертаний ее фигуры. К ней устремляется уверенной мужественной поступью Персей, легко и стремительно летит богиня победы Виктория, венчающая Персея лавровым венком. Ярко-красный цвет плаща Персея, холодное серебро его лат контрастируют с теплым нежным тоном тела Андромеды, точно сотканного из света, окруженного ореолом сверкающих золотых волос. Световоздушная среда растворяет контуры ее тела. Тончайшие сопоставления розово-желтых тонов с голубыми полутонами, коричневых тонов с вспыхивающими красными рефлексами придают трепетность круглящимся формам. Мерцающие пятна светло-желтого, розового, красного и голубого – развевающихся одежд, объединенные золотистым подмалевком, образуют единый слитный красочный поток, порождают атмосферу ликования.

К этому времени относится создание двадцати больших композиций на тему «Жизнь Марии Медичи» (1622–1625, Париж, Лувр), предназначенных для украшения Люксембургского дворца. Это своего рода живописная ода в честь правительницы Франции. В полотне «Прибытие Марии Медичи в Марсель» театральность целого сочетается с естественностью и свободой в расположении фигур.

В 1620-е годы Рубенс много работал как портретист. Он продолжил гуманистическую традицию портрета Высокого Возрождения, но проявил более непосредственное, личное отношение к людям, значительно больше раскрывал чувственную полноту жизни и обаяние модели. «Портрет молодой женщины» (около 1625, Санкт-Петербург, Эрмитаж) чарует трепетом жизни, лиризмом юного образа. Лицо девушки, окруженное жемчужно-белой пеной воротника, выделяется па темном фоне. Легкость письма, золотистые рефлексы и прозрачные тени, сопоставленные со свободно положенными холодными бликами, передают ясность и чистоту ее душевного мира. Во влажных, чуть грустных зеленых глазах искрится свет. Он трепещет в золотистых волосах, мерцает в жемчугах. Волнистая линия мазка порождает иллюзию вибрации поверхности, ощущение внутренней жизни, движения.

Рубенс обогащает портретную характеристику раскрытием общественной роли портретируемого. Это соответствовало концепции импозантного барочного портрета, призванного изображать людей «достойных» и «значительных». Герои Рубенса наделены чувством собственного превосходства, высокомерной степенностью. В композициях портрета важную роль играют сдержанность спокойной позы, особый поворот фигуры, головы, многозначительный, полный достоинства взгляд и жест, эффектный костюм, торжественность обстановки, подчеркнутая тяжелыми занавесами или колоннами, знаки отличия и эмблемы. С помощью костюма портретируемого раскрывается то, что недосказано лицом модели, ее жестом. В «Автопортрете» (около 1638, Вена, Историко-художественный музей) поворот головы, чуть надменный, но благосклонный взор, широкополая шляпа, непринужденная элегантная осанка – все способствует раскрытию идеала человека широкого кругозора, занимающего видное положение, одаренного, умного, уверенного в своих силах.

С 1630-х годов начался поздний период художественной деятельности Рубенса. После смерти Изабеллы Брант художник женился на Елене Фоурмен. Пресыщенный славой и почестями, он ушел от дипломатической деятельности, отказался от официальных заказов и проводил большую часть жизни в загородном замке Стэн. Рубенс писал картины небольшого формата, несущие отпечаток его личных переживаний. Его восприятие мира стало глубже, спокойнее. Композиции приобрели сдержанный и уравновешенный характер. Художник сосредоточил внимание на их живописном совершенстве: колорит утратил многоцветность, стал обобщенным. Эти последние десятилетия творчества Рубенса представляют вершину его художественного развития. Рубенс обратился к изображению народной жизни, писал пейзажи, портреты своих близких, жену, детей, себя в их окружении, особенно удаются ему образы детей: «Портрет Елены Фоурмен с детьми» (1636, Лувр, Париж). Часто в его произведениях звучат интимные ноты. Полон особой свежести образ Елены Фоурмен, молодой фламандки, с ее упругим телом, атласной кожей, мягкими пушистыми волосами, блестящими глазами – пышной, цветущей, женственно-обаятельной. Переливающееся нежными перламутровыми красками тело оттенено темным пушистым мехом шубки – картина «Шубка», (1638–1639, Вена, Историко-художественный музей). Художник тонко чувствует оттенки полупрозрачных красок, нежных, голубовато-серых теней, розовых мазков, переходящих друг в друга и образующих словно эмалевый сплав.

Одна из центральных тем этого периода – сельская природа, то исполненная эпического величия, могучей красоты и изобилия, то подкупающая простотой и лиричностью. В полотнах Рубенса оживают бескрайние просторы полей и пастбищ, вздымающихся холмов, рощи с пышными кронами деревьев, сочная трава, клубящиеся облака, извилистые реки и проселочные дороги, пересекающие по диагонали композиции. Первозданной силе природы, ее могучему дыханию созвучны фигуры крестьян и крестьянок, занятых повседневным трудом. Художник строит пейзаж крупными красочными массами, последовательно чередуя планы: «Крестьяне, возвращающиеся с полей» (после 1635, Флоренция, галерея Питти). Народная основа творчества Рубенса ярко проявляется в «Крестьянском танце» (между 1636 и 1640 годами, Мадрид, Прадо), где молодые крестьяне, прекрасные своим здоровьем, бьющей через край жизнерадостностью, даны в органической связи с поэтическим образом плодородной земли. В дальнейшем творчество Рубенса оказало огромное воздействие на развитие европейской живописи. Особое значение оно имело для формирования фламандской живописи, и прежде всего – Ван Дейка.

Художественное наследие Рубенса необозримо. Сотни и сотни работ - мифологические и религиозные композиции, портреты, пейзажи, небольшие эскизы и огромные декоративные полотна, рисунки и архитектурные проекты - всего этого хватило бы не на одну человеческую биографию.

Питер Пауль Рубенс, путь в живопись

Творчество фламандского мастера представляется грандиозной книгой, рассказывающей о красоте человека, о могуществе и величии природы. Искусство Рубенса - это песня здоровья и радости.

Великий живописец родился на чужбине, в немецком городе Зигене, куда его родители эмигрировали, спасаясь от террора испанских поработителей. Когда после смерти отца в 1587 г. будущий художник вместе с матерью переехал в Антверпен, он застал этот богатый город в полном запустении. Фландрия, оставшаяся, в отличие от Голландии, под испанским владычеством, медленно восстанавливала свои силы. Зависимое положение страны способствовало бурному подъему национального самосознания. Но в годы учения Рубенса фламандское искусство ещё только стремилось обрести почву под ногами.

Двадцатитрехлетний художник совершает решительный шаг - он надолго уезжает в Италию, Там его настоящими учителями становятся Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Караваджо, Он изучает их творчество, копирует картины, делает зарисовки скульптуры, С этого времени начинается и светская карьера Рубенса. Мы видим его при дворе герцога Мантуи, затем в Риме. В 1603 году он совершает первое путешествие в Испанию.

Вернувшись в 1608 году на родину, Рубенс быстро занимает ведущее положение в художественной жизни страны. Его авторитет непререкаем. В мастерской Рубенса (где прошли обучение, в частности, Йордане и Ван Дейк) сотнями изготовляются огромные полотна по заказу двора, знати и церквей. Но Рубенс находит ещё время и для того, чтобы выполнять дипломатические поручения испанских наместников: ездит в Голландию, Францию, Англию. В Испании в 1628 году он знакомится с молодым Веласкесом.

Место в истории

В качестве дипломата Рубенс потратил много энергии на установление мира между беспрестанно враждовавшими европейскими державами. Разочарованный, он был вынужден а конце концов расстаться с политическим поприщем. Но оно дало художнику знание людей и их слабостей; Рубенс «возненавидел дворы».

Современного зрителя могут, пожалуй, расхолодить помпезные полотна Рубенса, посвященные возвеличиванию государей. Этьен Фромантен, автор книги «Старые мастера», уподобил их торжественной оде - именно они снискали при жизни художника особую славу. Но для нас наиболее ценная часть рубенсовского наследия - это картины, написанные им собственноручно, без участия мастерской. Любители искусства в нашей стране хорошо знают творчество Рубенса: в Эрмитаже находится богатое собрание рисунков и одна из лучших в мире коллекций, насчитывающая более сорока его картин. Здесь, в эрмитажных залах, можно любоваться жизненной энергией образов аллегории «Союз Земли и Воды», почувствовать драматическую экспрессию сцены «Пир у Симона Фарисея», насладиться звучностью красочной палитры картины «Персей и Андромеда» и эмоциональным рубенсовским пейзажем.

Особняком стоит - не только в эрмитажном собрании, но и в творчестве художника вообще - его небольшой «Портрет камеристки», один из величайших шедевров мировой портретной живописи. В нём нет и тени аффектации, все дышит ясной гармонией, красочный строй сдержанно-благороден.

Рано или поздно всякий, кто чуток к искусству, найдет свой путь к Рубенсу. И тогда, по словам Фромантена, перед ним «предстанет зрелище поистине изумительное, дающее самое высокое представление о человеческих способностях».

Родился Рубенс в Зигене, там же провел первые годы своей жизни, а в 1587 году, наконец, с семьей вернулся в Антверпен, где когда-то его отец был старшиной.

Первое образование в биографии Рубенса было получено в иезуитской коллегии. Увлечение живописью Питер проявил в раннем детстве, а благодаря своим первым учителям увлекся античным искусством.

После того, как Рубенс стал мастером в гильдии Святого Луки, отправился завершать образование в Италию, где служил у Винченцо Гонзаги. В Италии Рубенс не только изучал картины великих мастеров эпохи возрождения, а еще делал копии художественных шедевров.

После переезда в Рим он выполнил несколько портретов аристократии, а затем начал работать над алтарем церкви Санта-Мария-ин-Валичелла.

Вернувшись на родину, в Антверпен, Рубенс на полученное жалованье открыл собственную мастерскую. Также выполнил работу в церквях святого Карла Борромея, святого Вальбурги, городском соборе Антверпена.

Следующее десятилетие в биографии художника Рубенса стало пиком в его творчестве. Рубенс прославился на всю Европу, сначала за счет своих религиозных картин (например, «Страшный суд», «Распятие»). Рубенс писал картины для Уайтхолльского, Версальского дворца, получил звание рыцаря, доктора Кембриджского университета.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Рубенс, Питер Пауль – нидерландский живописец, глава и основатель фламандской школы, родился 29 июня 1577 г. в г. Сигене. По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. Здесь Питер Пауль Рубенс получил научное образование и некоторое время служил пажом, а в 1592 г. отдался изучению искусства под руководством нидерландских художников ван Ноорта и ван Веэна и в 1598 г. был принят в цех живописцев города Антверпена. На 23 году жизни Рубенс отправился в Италию и долго пробыл в Венеции, изучая колористов и особенно Тициана и Веронезе . В Венеции на него обратил внимание мантуанский герцог Винченцо Гонзага и сделал его своим придворным живописцем.

Питер Пауль Рубенс. Автопортрет с первой женой, Изабеллой Брант "в зелени". 1609-1610

Осенью 1608 г. известие о болезни матери вызвало Рубенса в Антверпен, где он и остался после её смерти в качества придворного живописца Нидерландского штатгальтера эрцгерцога Альберта. В 1609 г, Рубенс женился на Изабелле Брант. К этой поре относятся первые его картины: «Поклонение царей», запрестольное изображение Ильдефонсо – произведение чудной законченности и нежного благоухания красоты, и знаменитый портрет Рубенса с супругою в зелени.

Питер Пауль Рубенс. Воздвижение Креста. 1610

Какого мастерства мог достигать тогда Питер Пауль Рубенс в драматически-подвижных изображениях, показывают «Воздвижение креста» и «Снятие с креста», в которых многое напоминает Микеланджело и Караваджо .

Питер Пауль Рубенс. Снятие с Креста. 1612-1614

Из года в год увеличивалась слава Рубенса, росли богатство, почет и число учеников. С 1623 г. по 1630 г. Рубенс действует успешно в качестве дипломатического агента на службе эрцгерцогини Изабеллы по вопросу о заключении мира в Мадриде и Лондоне, не покидая при этом своих занятий живописью. Впоследствии он еще исполнял другие государственные поручения. После смерти своей первой супруги Питер Пауль Рубенс повенчался в 1630 г, с красавицею Еленой Фурман, которая часто служила ему моделью.

Питер Пауль Рубенс. Портрет Елены Фурман. Ок. 1630

При громадном числе заказов Рубенс успевал чертить одни эскизы, исполнение же картин он поручал ученикам и только иногда, отдельные части, особенно главные, проходил кистью сам. Рубенс жил то в городе, где у него был роскошный дом с богатою художественною коллекциею то в своем поместье Штеене, близ Мехельна. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк .

Питер Пауль. Рубенс. Персей и Андромеда

Число картин Рубенса доходит до 1500, Немногие художники имели в свое время такое могущественное и неоспоримое влияние, как Рубенс, и нет ни одной области нидерландской живописи, на которую он не оказал бы воздействия.

Отличительная черта художественной натуры Рубенса – выдающееся дарование к изображению драматически подвижного. Рубенс любит богатую, бурную, страстную композицию, он обладает глазом, который схватывает мгновенное, – фантазией, которая поражает блеском и силою.

Питер Пауль Рубенс. Возвращение Дианы с охоты. Ок. 1615

Неисчерпаемое обилие и живость образов, свежесть и поэтичность импровизации, виртуозная техника, мощный, светлый, цветущий, радостный колорит, склонность к преувеличенности мускулатуры и излишней мясистости особенно женских фигур – главные черты живописи Питера Пауля Рубенса, которые особенно сильно выступают в его многочисленных картинах с сюжетами, взятыми из античной древности, частью из истории богов, частью из истории героев и в особенности из вакхического цикла. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны.

Ту же страстность, энергию и драматизм Рубенс, вносит и в картины религиозного содержания, что резко их отличает от аскетического благочестия старой школы. И там, где это не слишком выходит за пределы и где удобен сюжет, Рубенс производит сильное впечатление. Таковы, кроме названных картин, «Игнатий, изгоняющий черта», «Страшный суд», «Распятие Петра».

Питер Пауль Рубенс. Страшный суд. 1617

С теплотою и любовью Рубенс относился к жизни природы и детскому миру, как показывают лучшие его картины, изображающие играющих детей и его пейзажи, в которых он прокладывал новый путь, сочетая величие понимания с глубиною настроения.

В своих картинах из жизни животных, написанных иногда в сообщества с Ф. Снайдерсом , Рубенс удивляет необычайною жизненностью, напряжением физических сил, драматичностью и энергией: «Охота на львов» и «Охота на волков» среди них занимают самое видное место.

Питер Пауль Рубенс. Охота на гиппопотама и крокодила. 1615-1616

Замечателен Питер Пауль Рубенс и как портретист. К самым крупным работам в этом роде принадлежат: портрет молодой девушки, так наз. Chapeau de paille («Соломенная шляпка»), портрет сыновей художника, его двух жен, доктора Тульдена и «четырех философов». Кроме того Рубенс образовал целую школу выдающихся граверов, которые воспроизводили на его счет для продажи его картины. Сам Рубенс также был силен в гравировании и исполнил множество рисунков для заставок и т. п.

Питер Пауль Рубенс. «Соломенная шляпка». Портрет свояченицы художника, Сюзанны Фурман. Ок. 1625