Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеальный дом  /  Картины предсказывающие будущее известных художников. Визуальная фантастика: художники предсказывают технологии будущего. Художник, который рисовал будущее

Картины предсказывающие будущее известных художников. Визуальная фантастика: художники предсказывают технологии будущего. Художник, который рисовал будущее

Человек может делать и делает многое. Он борется со стихией и покоряет другие планеты. Он ищет жизнь на самом дне океана и стремится найти способ продлить свое существование, победив болезни. Но есть одна вещь, которая ему не дана — знать свое будущее. Какое оно, это «прекрасное далеко»? Будут ли там войны или хоть на сто лет воцарится мир? Какие будут дома, куда заведет человека технический прогресс? Эти вопросы были и будут актуальными во все времена. Человек может лишь делать прогнозы и учиться предвидеть грядущее.

И, быть может, если внимательно посмотреть, что думали люди из прошлого о наших днях, то мы сможем в следующих прогнозах допустить меньше ошибок.

⇡ Если б коровы всей страны вместе погоду предсказывать могли

Бытует мнение, что создание прогнозов — занятие неблагодарное. Что ж, вероятно, доля правды в этом есть. Если ты угадаешь в своем предсказании, то всем будет казаться, что твой прогноз был банальным и очевидным. Если же нет, тогда «предсказатель» рискует потерять авторитет и быть осмеянным.

Лучшим примером «безнадежного прогноза» может служить прогноз погоды. Очень часто метеорологи ошибаются, обещая дождь вместо безоблачной погоды или, наоборот, прогнозируя ясное небо вместо осадков. На вооружении у сотрудников Гидрометцентра имеется сложная аппаратура и программное обеспечение для анализа данных, а также многочисленные сведения, полученные со спутников. И если со всей этой технологической базой прогноз оказывается неточным, то что уж говорить про точность определения погоды метеорологическими службами полувековой давности, когда компьютерные и спутниковые технологии были еще в диковинку.

В 1975 году в журнале Time вышла заметка о любопытном соревновании, которое прошло в городке Huntsville.

Один из местных фермеров по имени John McAdams заявил, что его коровы и свиньи лучше определяют погоду, чем национальная метеорологическая служба с ее «спутниковыми снимками и дурацкими компьютерными распечатками». По словам фермера, когда трехлетний бык по имени Бреймер (Bramer) чувствовал ухудшение прогноза погоды, за сутки до этого животное отправлялось в стойло и ложилось на сено. Шутки ради местная газета Huntsville Item согласилась провести соревнование между быком фермера и Хьюстонским бюро прогноза погоды. Результат показал, что Джон был абсолютно прав — 19:8 в пользу Бреймера.

⇡ Компьютерные прогнозы

Уильям Генри Гейтс — прогнозы, которые можно проверить

Когда корова выигрывает у технически подкованного бюро прогноза погоды, это забавно. Но если бы она проиграла, никто бы не поставил ей это в упрек. Другое дело, когда прогноз делается человеком, который претендует на право называться экспертом.

Пожалуй, нет более неудачного предсказателя, чем Билл Гейтс. Каким-то непостижимым образом этот человек умудрялся делать недальновидные прогнозы и вместе с тем возводить империю Microsoft.

Можно было бы предположить, что мнение одного из главных компьютерщиков планеты искажено умышленно, скажем, в целях дезинформации конкурентов. Однако как быть с утверждением Билла: «Через два года про спам никто не вспомнит», сделанным в 2004 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе? Очень смелое заявление, сродни обещанию, что через два года наступит коммунизм.

Прошло почти десять лет, но спам как проникал в почтовые ящики, так и продолжает в них поступать. Ни умные фильтры, ни сложные механизмы отсеивания ненужной корреспонденции до сих пор не в состоянии победить этот мусор. Не помогла и запатентованная идея взимания символической платы за отправку сообщения по электронной почте.

Более ранние «прогнозы» Билла Гейтса не раз становились предметом критики и поводом для шуток. В 1980 году Билл в периодическом издании Microcomputing убежденно сказал следующее: «Я никого не знаю, кто бы заработал на написании программного обеспечения». А в 1989 году он оставил другой «перл», выступая на презентации MSX: «Мы никогда не будем создавать 32-битную операционную систему». Это утверждение уже через четыре года оказалось опровергнутым, в свет вышла 32-битная система от Microsoft — Windows 3.1.

Ох уж эти 640 килобайт!

Любопытная ситуация сложилась с другим легендарным «пророчеством» Билла Гейтса. Многие знают о том, что в 1981 году он сказал буквально следующее: «640K ought to be enough for anybody» («640 килобайт должно хватить каждому»).

Тут на ум приходит анекдот про Папу Римского, который прилетел в Париж. Едва он сошел с трапа самолета, к нему пробился папарацци и выпалил: «Как вы относитесь к публичным домам в Париже?» Папа смущенно переспросил: «А что, в Париже есть публичные дома?» И местные газеты на следующий день вышли с громкими заголовками — «Первыми словами Папы Римского в Париже были: «А что, в Париже есть публичные дома?».

С историей про 640 килобайт оперативной памяти — примерно схожая ситуация. На самом деле эти слова если и были сказаны Биллом, то они попросту вырваны из контекста. Они, скорее всего, означали лишь то, что на то время для компьютеров с процессорами Intel 8088 возможность работать с 640 Кбайт оперативной памяти была ощутимым преимуществом, поскольку это было на порядок больше, чем у восьмибитных компьютеров типа Apple II+ или Commodore 64.

Сам же Гейтс про эту фразу в одном из интервью очень однозначно сказал: «В начале восьмидесятых я говорил много глупостей, но эта фраза — точно не одна из них».

Ко многим цитатам, приписываемым Биллу Гейтсу, давно потеряны источники, поэтому установить их подлинность уже невозможно. Так, например, хорошо известны реплики отца Microsoft, сказанные им в начале девяностых годов: «Интернет? Нас это не интересует», а также «Интернет — это временная забава». Вероятно, эти фразы могли быть сказаны Гейтсом — с учетом политики Microsoft в те годы. В одном из более поздних интервью Билл признался, что, когда Интернет только появился, он едва ли входил в пятерку главных приоритетов компании.

Питер Нортон и другие ловцы крокодилов

Антивирусное программное обеспечение используется на каждом шагу. Оно уже по умолчанию установлено на вашем новеньком ноутбуке, его можно найти на диске с драйверами или на DVD к глянцевому журналу. У многих слово «антивирус» вызывает стойкую ассоциацию с человеком в очках, который скрестил руки на груди — Питером Нортоном (Peter Norton).

Для человека, который считает себя специалистом в сфере компьютерной техники, нет ничего хуже, чем проявлять излишнюю самоуверенность в своих знаниях. Именно это произошло с Питером. В восьмидесятых годах прошлого столетия Нортон снискал себе славу опытного программиста, а также в 1985 году издал книгу Programmer"s Guide to the IBM PC, ставшую бестселлером. На обложке этой книги сфотографирован молодой Питер Нортон в характерной для него позе со скрещенными на груди руками. Вы удивитесь, но этот образ запатентован: в розовой рубашке и со скрещенными руками на обложках книг может быть только Питер Нортон — это торговый знак.

К мнению автора бестселлеров Питера Нортона прислушивались, его слово можно было считать мнением эксперта. В 1987 году компьютеры еще не были популярны настолько, чтобы стоять в каждом доме. Однако владельцы первых ПК уже столкнулись с проблемой компьютерных вирусов. Питер Нортон весьма скептически относился к новой угрозе, уж слишком она была невероятной. В 1988 году в интервью Insight Magazine Питер высмеял тех, кто задается проблемой компьютерных вирусов: «Мы имеем дело с городским мифом. Это как истории про крокодилов в канализации Нью Йорка — все об этом знают, но никто их никогда не видел».

Мнение Питера изменилось очень быстро. Уже через два года после этих слов был выпущен легендарный антивирус под именем «Нортон».

В своем легкомысленном отношении к вирусам на раннем этапе их развития Питер Нортон не одинок. Другой специалист в области антивирусного ПО — Джон Макафи (John McAfee) также обронил фразу, которая говорит о том, что в восьмидесятые никто серьезно к вирусам не относился.

Он сказал, что проблема вирусов носит сиюминутный характер и за год-другой должна сойти на нет. Хотя вообще-то к словам этого человека нужно относиться очень осторожно, уж больно он эксцентричен и часто говорит странные вещи. Человек, имя которого используется в названии одного из самых популярных антивирусов, провел очень яркую и насыщенную событиями жизнь. Его последние годы вообще напоминают какой-то детектив в стиле агента 007. После продажи своего бизнеса Джон Макафи обладал состоянием в сто миллионов, но в один момент разорился из-за нагрянувшего кризиса. С какими-то «жалкими» несколькими миллионами долларов он скрылся в Белизе и там попытался организовать новый бизнес по производству лекарств. В данный момент Джон Макафи депортирован в США из Гватемалы, куда нелегально попал из Белиза, скрываясь от преследования местной полиции по подозрению в убийстве и еще сотне других грехов. Время от времени Макафи делает странные вещи — намекает в интервью на какие-то заговоры, жалуется на преследующих его хакеров и выкладывает в Сеть видео, где расстреливает ноутбук.

Джон Макафи давно продал права на свой антивирус и сегодня крайне негативно относится к тому продукту, который нынче носит его имя.

Русская легенда антивирусного ПО Евгений Касперский на пресс-конференции «Обзор вирусной активности за 2003 год» в интервью интернет-изданию сказал следующее: «Обычным мобильным телефонам вредоносные программы никогда не угрожали и вряд ли будут угрожать в будущем».

Интервью давалось в конце пресс-конференции и, как нам кажется, в этих словах просто чувствуется усталость. Но что сказано, то сказано. Некорректно сформулированная фраза забавно смотрится спустя десять лет, ведь проблема вредоносного софта для мобильных устройств актуальна как никогда — о чем не устает говорить и сам Касперский. Errare humanum est.

Впрочем, нередко предсказывать будущее гораздо лучше получается у людей, которые напрямую не связаны с определенной индустрией. Например, в 1981 году британский музыкант и писатель Нейл Ардли (Neil Ardley) написал занимательную книгу School, Work and Play («Школа, работа и отдых»). Она была частью серии World of Tomorrow («Мир будущего»).

В этой книге, которая, напомним, появилась в то время, когда понятия «персональный компьютер» не было как такового, автор пишет не только о всеобщей компьютеризации, но и о том, как это повлияет на характер криминальных преступлений. Компьютер будет защищать от воров ваш дом и автомобиль. Благодаря компьютерам отпадет необходимость в наличности, и грабить на улицах никто не будет. Зато появится новый, очень опасный вид преступлений — компьютерное мошенничество. Проникая в компьютерные системы, злоумышленники смогут воровать деньги с банковских счетов. В полиции будут созданы специальные отделы для борьбы с такими мошенниками, но доказывать их вину будет каждый раз довольно сложно.

Компьютер будущего: тысяча ламп и полторы тысячи килограммов

Если уже делать громкие прогнозы, то нужно их делать на очень-очень далекое время. Чтобы при жизни не прочувствовать себя неловко от жесткого опровержения своих мыслей. В марте 1949 года одно из самых авторитетных научно-популярных изданий Popular Mechanics опубликовало статью Эндрю Гамильтона (Andrew Hamilton) под названием «Мозг, который щелкает» (Brain that click), в которой автор рассуждает о потенциале вычислительной техники.

Для 1949 года любое устройство (а тем более электронное), способное делать вычисления автоматически, представляло собой большое чудо. Так, например, в этой статье автор восхищается невероятной скоростью супербыстрого калькулятора, который способен перемножить два десятизначных числа всего за каких-то десять секунд.

Это предсказание, вызывающее сегодня улыбку, становится понятным, если вспомнить, что одним из самых продвинутых «компьютеров» того времени был ENIAC (Electronic Numerical Integrator and Computer — «Электронный числовой интегратор и вычислитель»). Компонентная база этого устройства включала в себя 18 тысяч ламп, а его вес был близок к тридцати тоннам.

Так как представить себе то, чего еще толком-то и нет? Слишком большой прорыв в развитии человечества, чтобы можно было оценить последствия всеобщей компьютеризации. Например, Томас Уотсон (Thomas J Watson), глава IBM, согласно известной легенде, в 1943 году сказал следующее: «Я думаю, что есть мировой рынок, может быть, для пяти компьютеров».

Этот человек, который не понимал в полной мере перспектив компьютерных технологий, и представить себе не мог, что спустя более полувека миллионы людей будут покупать компьютеры, произведенные под брендом IBM. А на корпусе ноутбуков будет значиться слово, предложенное самим Уотсоном. Слово, слегка измененное — из мотивирующего девиза Think! в более современное сочетание ThinkPad.

⇡ Ученые — о будущем

Прогнозировать будущее не умели даже очень умные люди. Например, лауреат Нобелевской премии по химии 1908 года, новозеландский (ну или английский — кому как нравится) ученый Эрнест Резерфорд. Он был одним из немногих физиков, кто умел очень просто и убедительно рассказать о сложных процессах, которые идут на атомарном уровне. Резерфорд не очень активно использовал математику для описания своих теорий и больше опирался на опыты. Его называют отцом ядерной физики, он открыл альфа- и бета-излучения, показал всем планетарную модель атома.

Тем не менее как-то в 1930 году он сказал: «Энергия, которая образуется в результате расщепления атома, очень мала. Тот, кто думает, что ее можно использовать в каких-то целях, — просто с Луны свалился». Спустя два года Альберт Эйнштейн сказал почти то же самое: «Нет ни малейших оснований считать, что ядерная энергия когда-нибудь будет доступна».

Возможно, эти гениальные люди не до конца осознавали грандиозность сделанных открытий. А может, наоборот, это мы недооцениваем этих людей? Не исключено, что они как раз очень хорошо понимали, какой ящик Пандоры они затронули.

Промахи Кельвина

О роли Уильяма Томсона (он же лорд Кельвин — имя, взятое от реки Кельвин, протекающей по территории университета в Глазго, где работал ученый) в развитии науки можно судить хотя бы по тому, что сегодня его имя неразрывно связано с физической величиной — температурой. Во многом он обязан этим своему отцу, профессору математики, который всецело поощрял стремление сына к науке и поспособствовал тому, чтобы Томсон-младший уже в 22 года получил место профессора натуральной философии в университете Глазго. В 1892 году за свои заслуги Томсон-младший был возведен королевой Викторией в дворянство и получил титул барона.

Будучи талантливым ученым в своей области, Уильям Томсон был очень самоуверен и нередко отпускал нелепые комментарии относительно перспектив технического прогресса. Так, например, ему принадлежит изречение: «У радио нет никакого будущего». Также ирландский физик напрочь отметал идею создания летающих машин. Известно его высказывание: «Машины тяжелее воздуха невозможны».

Роберт Бойль: человек, который смотрел сквозь столетия

Так что же получается, в среде ученых никогда не было толковых прогнозов на будущее? Конечно были, пусть и в небольшом количестве. Некоторым ученым удавалось предугадать развитие технологий даже за многие столетия.

Например, все мы в школе на уроках физики изучали законы термодинамики и зубрили формулу Бойля—Мариотта. По справедливости, второй фамилии в названии известного закона вообще не должно было быть, поскольку Роберт Бойль пришел к своему открытию на четырнадцать лет раньше коллеги. Хотя в историю член Лондонского королевского общества Роберт Бойль вошел, главным образом, как талантливый физик и химик, помимо всего прочего, у этого человека был еще и диплом доктора медицины.

В 1660-х годах Роберт Бойль написал интересный документ, так сказать, «Список желаний», в котором содержится 24 пункта. В нем ученый высказывает предположения о том, какие изобретения и открытия в науке могут осуществиться в будущем. Предсказания затрагивают самые разные области — медицину, физику, химию. Самое потрясающее в этой небольшой работе то, что почти все пункты списка, за исключением нескольких, сбылись!

Среди предсказаний Роберта Бойля были, например, следующие «пожелания»: возможность продления человеческой жизни, трансплантация органов, освоение человеком «искусства полетов», бесконтактное или дистанционное лечение ран, создание легкой и очень прочной брони, непотопляемые корабли, которые могут плыть в любом направлении, вечный источник света, психотропные средства и анестетики, возможность мгновенного определения географических координат и многое другое.

О пользе статей для домохозяек

Про американского инженера Джона Элфрита Уоткинса (John Elfreth Watkins) до определенного момента никто не знал. Этот человек жил более ста лет назад и не оставил никаких заметных следов в истории.

Однако несколько лет назад его имя воскресло, а сам Уоткинс стал очень популярной фигурой. Виной тому — обнаруженная статья, которую Джон Элфрит написал в 1900 году в женский журнал Ladies" Home Journal. Издание пользовалось такой большой популярностью, что уже к 1907 году оно имело рекордное для того времени число подписчиков — более миллиона.

Поразительно, но среди предположений Уоткинса много сбывшихся прогнозов. Что же было написано в этой статье?

Фотографии можно будет телеграфировать на большие расстояния. Если в Китае через сто лет (2000 год) произойдет битва, снимки ее наиболее впечатляющих моментов уже через несколько часов попадут в газеты. В магазинах будет продаваться готовая еда, примерно, как сейчас хлеб в пекарнях. Человек сможет наблюдать за всем миром. Любые люди, любые предметы и вещи — все это будет фиксироваться камерами и передаваться по электрическим проводам на экраны других людей через тысячи миль. Многотонные крепости на колесах будут участвовать в сражениях и мчаться со скоростью современного экспресса. Они заменят кавалерию. Автомобили станут дешевле лошадей. Лошади исчезнут из жизни человека, их оставят только для гонок и охоты. Появятся воздушные суда, которые будут использоваться в военных целях и делать фотографии с воздуха. Из специальных кранов в домах будет идти холодный воздух, охлаждающий помещения в жаркое время.

Кондиционеры, самолеты, Интернет, веб-камеры, телевидение, цифровая фотография и полуфабрикаты... Для 1900 года это очень смелые прогнозы, а для нашего времени — удивительные в своей точности. Джон Элфрит даже умудрился предсказать, что средний рост американца за сто лет увеличится на два дюйма. Откуда он все это знал?

Вероятно, этот человек мог очень продуктивно мыслить, а может быть, он просто отбросил условности и пытался придумать «чепуху», чтобы позабавить читательниц журнала. Элфрит утверждал, что, прежде чем написать эти предсказания, он проводил консультации с разными людьми, компетентными в той или иной сфере. Так или иначе, но Уоткинс, что называется, попал в десятку во многом. Есть в его предсказаниях и промахи, но они не столь значительны, сколь эффектны его сбывшиеся прогнозы. Американский инженер-строитель говорил, что через сто лет вымрут комары, мухи и тараканы, а в больших городах исчезнут автомобили — их должны были заменить подземные и воздушные транспортные магистрали. Он также почему-то предполагал, что из английского языка пропадут некоторые звуки.

⇡ Пророчества фантастов: а могли бы быть и лаборы

Видение будущего ярче всего предстает перед нами в произведениях первых писателей-фантастов. Артур Кларк, Герберт Уэллс, Роберт Хайнлайн, Роберт Шекли — вот имена тех, кто умел заглядывать в будущее и раскрывать тайны на страницах своих романов. Конечно, многие из их предположений слишком наивны и не выдерживают никакой критики со стороны науки, но сколько любопытного они смогли предугадать! Подводная лодка, запуск спутников, космические станции, полеты к другим планетам, мобильные телефоны и многое другое. А иногда фантасты своими произведениями прямо влияли на будущее. Как, например, Карел Чапек.

Карел Чапек не был писателем-фантастом в привычном смысле этого слова, хотя некоторые его произведения и носят антиутопический характер. Один раз он пришел к своему брату Йозефу, который был художником и как раз работал над новой картиной. Чешский писатель нуждался в совете.

«Я, — сказал Чапек, — работаю над новой пьесой и не знаю, как назвать человекоподобных искусственных существ. Думал назвать их лаборами (от латинского Labor — «работать»), но мне это слово кажется слишком каким-то бумажным». Йозеф даже кисть изо рта не вынул, настолько был увлечен своей работой, но все-таки ответил: «Так назови их роботами».

Вопреки кажущемуся созвучию, слово «робот» не образовано от русского слова «работать». По-словацки это слово означало «каторга» или «тяжелая работа».

Чапек и его брат даже предположить не могли, насколько прочно это слово войдет в лексикон разных языков. А ведь не обратись за советом Карел к Йозефу, и, может, искусственные механизмы назывались бы сегодня лаборами, а специалисты в робототехнике были лаборатехниками.

Пьеса Чапека R.U.R. («Россумские Универсальные Роботы») стала источником вдохновения для многих инженеров того времени. Некоторые из них бросились воссоздавать этих самых роботов.

Особенно большой популярностью «роботы Чапека» пользовались в Британии. Их там не только создавали, но и демонстрировали на выставках. Например, этого моторизированного робота по имени Эрик показывали в Лондоне на выставке, организованной Model Engineer.

На его создание ушло полгода. Он мог стоять, ходить, сидеть, говорить, двигать глазами и даже умел пожимать руку. «Озвучивал» робота сам хозяин, а вот каким образом — остается загадкой, даже чертеж внутренностей машины не вносит ясности. Весил Эрик около 45 кг и работал от батареи на 12 вольт.

Интересно, что в СССР историю Чапека переработали, и в 1935 году на экраны вышла очень вольная интерпретация пьесы под названием «Гибель сенсации. Робот Джима Рипль». Это был уже не немой, а звуковой фильм. Содержание его было переделано с акцентом на борьбу рабочих с капиталистами.

⇡ Кино и телевидение: без шансов на успех

В конце 1925 года Сэм Уорнер (один из четырех братьев—основателей концерна Warner Bros. Entertainment) приобрел собственную вещательную радиостанцию. Вдохновленный ее работой, он предложил своему брату Гарри использовать записанный голос и в кино, синхронизируя аудио с движениями актеров на экране. На то время кино уже не было полностью немым, но в фильмах использовалось лишь несинхронизированное звуковое сопровождение.

На предложение брата Гарри Уорнер выдал потрясающую фразу: «Да кого, черт возьми, вообще волнует, о чем там говорят актеры?» Всего спустя два года Warner Bros. представила The Jazz Singer — первый фильм, в котором зрители могли услышать голоса актеров.

Однако, к сожалению, сами братья пропустили его премьеру из-за смерти Сэма. Того самого, кто первый подал идею сделать такой фильм.

В перспективы телевидения почему-то тоже верили не все. Так, один из руководителей студии 20th Century Fox Дэррил Занук (Darryl Zanuck) в 1946 году сказал: «Телевидение не сможет продержаться на рынке более полугода. Народу просто надоест пялиться на фанерный ящик каждую ночь».

Кстати, на то время телевидение уже вот-вот должно было стать массовым явлением. Например, в нашей стране московский телецентр на Шаболовке с 1 марта 1939 года транслировал регулярные передачи по два часа четыре раза в неделю.

⇡ Как художники прошлого видели будущее

Артур Радебо: будущее ближе, чем мы думаем

Многие художники прошлого века, вдохновленные стремительным (как тогда казалось) развитием науки и техники, старались своими работами доказать всем остальным, что «будущее ближе, чем мы думаем». Именно такое название художник Артур Радебо (Arthur Radebaugh) дал серии рисунков, которые были опубликованы в период с 1958 по 1962 год.

Рисунки-комиксы содержали много интересных идей и концептов. Например, Артур предполагал, что в будущем появятся полностью автоматизированные сельскохозяйственные угодья, на которых растения будут выращиваться под управлением многочисленных датчиков, систем полива и так далее.

Некоторые из футуристических предсказаний были сделаны художником не на пустом месте. Так, например, на одном из рисунков автор показывает, что в будущем автомобили можно будет перекрашивать за считаные минуты с помощью электромагнитных пистолетов. Такая возможность должна была появиться благодаря новым материалам, которые предполагалось использовать при конструировании новых автомобилей.

И это не совсем фантазии. О похожих перспективах в то время упоминал Д.С. Хардер (D.S. Harder), вице-президент компании Ford. Он намекал, что в скором времени могут появиться автомобили, которые будут устойчивы к загрязнению, а также будут обладать другими удивительными свойствами, например сами смогут очищаться от пыли.

Почтальоны будущего должны быть оснащены реактивными ранцами. Подобное устройство, как показало время, не только труднореализуемо, но еще и совершенно непрактично. Немногочисленные экземпляры таких ранцев были слишком шумными, требовали огромного количества топлива и к тому же представляли реальную угрозу для «летуна», поскольку управлять ими было очень сложно.

В будущем, по мнению художника, автомобиль станет главным способом перемещения для обычного человека. Поэтому для удобства было бы целесообразно построить что-то вроде магазинов для авто. Работают они, примерно, по принципу «Макавто» — водитель подъезжает на специальную стоянку и делает заказ продуктовых товаров, которые по ходу движения вдоль «прилавков» загружаются покупателю в багажник. Скорее всего, Arthur Radebaugh не подозревал, насколько бесперспективным будет подобный проект в условиях поголовной автомобилизации. Достаточно всего полутора десятков автомобилей, чтобы на такой точке продажи образовалась пробка.

Что касается медицины, то тут Артур практически угадал. Если закрыть глаза на технические подробности и оставить только суть предсказания, то можно отметить, что художник практически предвидел в своем комиксе лазерную терапию, благодаря которой стало возможно проводить очень сложные операции без крови и осложнений.

Учебные заведения будущего должны быть переполнены желающими получить знания. Вот тут художник проявляет оптимизм. По его мнению, а вернее, согласно прогнозам ученых, чьи идеи он воплощал в рисунки, в будущем будут активно использоваться дистанционные формы обучения. Давать студентам задания и проверять их выполнение должны автоматизированные системы.

Следующий концепт особенно интересен, поскольку он напрямую затрагивает нас с вами. Художник высказывал предположение, что Аляска и Россия будут соединены между собой прямой магистралью, которая пройдет по туннелю по дну Берингова пролива. Очень жаль, что с тех пор идеи по поводу постройки такого туннеля так и не были воплощены в реальность.

Также художник предсказывал в своих рисунках транспорт, управляемый роботами, больницы в космосе, вращающиеся здания. А еще он уверенно заявлял о том, что в скором времени появится устройство, с помощью которого можно будет записать любые телевизионные передачи, а затем просмотреть их в удобное для себя время. Называется это чудо «телевизионный магнитофон». В будущем читать книги можно будет прямо с потолка, лежа на диване. Система проекторов будет выводить изображение с помощью микрофильмов. Главное — не уснуть от такого удобства.

Мысли на холсте: города будущего в представлении предков

В начале прошлого века многие производители сигарет, кондитерских товаров и прочих вещей нередко вкладывали в упаковку открытку. Красочные картинки могли просто рекламировать сам товар, а еще их собирали коллекционеры. Так, например, один из производителей сигарет того времени без лишней скромности заявлял, что и в 2500 году в городе будущего (судя по всему, в Лондоне) будет стоять фабрика, производящая именно эту марку табака.

В товарах, которые продавались в России, тоже можно было найти подобные карточки. Например, в 1914 году кондитерское «Товарищество Эйнемъ» (позже — фабрика «Красный Октябрь») выпустило партию конфет «Москва в будущем». В коробки с конфетами были вложены особенные открытки — с видами Москвы спустя 200 лет. Эти замечательные работы были выполнены российским художником-баталистом Николаем Николаевичем Каразиным. На оборотной стороне каждой открытки были комментарии.

И что же мы видим в этих открытках-предсказаниях? Москва-река теперь перегружена торговыми судами. В воздухе бипланы и монопланы, у пристани взлетает гидроплан, а товарный дирижабль с надписью «Эйнемъ» летит в Тулу с запасом шоколада. Есть тут аэросани, кавалерия и полицейский с саблей. Впрочем, кое-что из предсказанного все же сбылось: посмотрите, например, на поезда метрополитена и дорожные пробки.

О том, как должен был выглядеть Нью-Йорк будущего, можно узнать, например, из работ художника Ричарда Раммеля (Richard Rummel). В 1910 году он нарисовал футуристический город небоскребов; впоследствии эти изображения использовались для дизайна открыток.

Американский политический журнал Harper"s Weekly (A Journal of Civilization) издавался в Нью-Йорке с 1857 года. В его штате значился талантливый карикатурист с немецкими корнями Томас Наст. В его задачи входило создание шаржей на политиков и всяческое высмеивание аппарата власти. Что-то вроде таких рисунков.

Однако в творчестве этого карикатуриста есть интересный эпизод. В 1881 году он попытался изобразить, каким будет Нью-Йорк спустя много лет. Художник XIX века тоже не сомневался, что расти этот город будет не только вширь, но и вверх.

Франция 100 лет спустя: прогнозы художников

Человек всегда мечтал покорить воздух. Это было едва ли не первым его желанием, когда он осознал, что может своими руками делать прогресс. Он постоянно пробовал, экспериментировал, терпел неудачи — и тем не менее не терял оптимизма. Человек верил в то, что покорение воздушной стихии — вопрос времени. И уж конечно, в будущем все будут летать. Это убеждение очень хорошо прослеживается в работах французских художников-карикатуристов конца девятнадцатого — начала двадцатого века.

Летают все. Пожарники в костюме Бэтмена тушат пожар, а неверная жена отвлекает мужа, пока ее любовник, словно Карлсон с пропеллером на спине, улетает в распахнутое окно.

Многие из футуристичных иллюстраций конца XIX века года принадлежат художнику по имени Жан-Марк Коте (Jean-Marc Côté). Возможно, про творчество этого человека никто бы никогда и не узнал, если бы Айзек Азимов в 1985 году совершенно случайно не наткнулся на большой комплект из 50 открыток с серией работ EN L’AN 2000 французского художника.

Знаменитый фантаст, не задумываясь, приобрел их, а спустя год выпустил целую книгу Futuredays: A Nineteenth Century Vision of the Year 2000. В ней Азимов анализирует каждый рисунок и рассуждает о том, почему те или иные сюжеты могли прийти на ум человеку из другой эпохи.

У Азимова достаточно и своих предсказаний будущего, но когда талантливый футуролог проводит собственное расследование артефактов прошлого — это чертовски интересно.

Так, например, Жан-Марк на одной из своих работ показывает настоящий бомбардировщик, а на другой — бронированные автомобили для сражений. На открытках есть роботы с дистанционным управлением, субмарины и много-много других самых разных идей.

Многие из сюжетов картин показаны в стихиях, ранее недоступных человеку. Под водой люди играют в крокет, запряженный китом автобус везет пассажиров по дну океана, а над водной гладью идут воздушные баталии.

⇡ Взгляд на космос из прошлого

Почти все футуристические прогнозы теперь выглядят наивно и вызывают лишь удивление: как можно было даже просто подумать, что такое возможно? У людей того времени не было багажа знаний, который есть у нас. Им приходилось додумывать, импровизировать и мыслить теми образами, которые их окружают. Быть может, поэтому созданное ими будущее часто было похоже на их собственный мир, в котором люди носят те же прически и цилиндры, а на самых сложных машинах все равно есть выхлопная труба.

Даже если за создание картин будущего брались очень основательно, результат все равно был тот же. Например, в 1935 году советский зритель увидел потрясающий для того времени фильм «Космический рейс». Это была история о группе советских ученых, которые путешествуют на Луну. Чтобы сделать этот фильм, проводились консультации с самим Константином Эдуардовичем Циолковским.

Именно поэтому в фильме есть масса мелочей, на которые никто бы в то время не обратил внимания. Например показана невесомость, которую испытывают члены команды в космосе, а при прогулке по Луне демонстрируется слабое притяжение. Но при этом сам ракетоплан больше напоминает дирижабль — наиболее фантастическое летательное средство того времени.

Вряд ли у кого-то есть сегодня сомнения по поводу того, что в скором времени люди полетят на Марс. Как будут выглядеть их первые шаги на Красной планете, скорее всего, мы увидим в режиме прямой трансляции. Когда это произойдет, увиденное на экранах можно будет сравнить с иллюстрацией Джорджа Бэкакса (George Bakacs), сделанной еще в 1964 году к книге Rockets to Explore the Unknown («Ракеты исследуют неизвестность»).

⇡ Дом, который давно поумнел: концепции дома будущего разного времени

Мысль о том, как бы сделать свой дом более умным, не покидает человека долгие годы. Сейчас смарт-хаус, или, попросту говоря, умный дом — это совсем не фантастика, а объективная реальность. Такой дом следит за климатом, подбирает освещение, идентифицирует хозяина, а также ежеминутно догадывается о тех или иных бытовых потребностях обитателей, по возможности удовлетворяя их. Функциями умного дома можно управлять с помощью голосовых команд, по Интернету. Одним словом, возможности умного дома ограничены только фантазией его хозяина. Самые большие энтузиасты уже нашли способ, как самостоятельно реализовать концепцию умного дома, и постоянно делятся в интернет-сообществах и социальных сетях опытом компьютеризации жилых помещений. Обустройство умных домов теперь поставлено на поток. При наличии денег в умный дом можно превратить любое жилье или даже приобрести недвижимость, уже напичканную нужной электроникой «под ключ».

С каждым годом управление функциями умного дома реализуется проще и удобнее. На данный момент для этой цели хватит мощностей обычного смартфона или планшетного ПК. Но если вы думаете, что такие дома стали возможны только с появлением компьютеров, вы сильно заблуждаетесь.

Еще в 1956 году на экраны вышла короткометражная лента Design for Dreaming.

Это был музыкальный проморолик автошоу General Motors Motorama. В одном из эпизодов этого музыкального видео появляется «умная кухня будущего», которая управляется сенсорными кнопками и оборудована цветным дисплеем. Девушка берет небольшую карту с перфорацией и вставляет ее в слот, после чего на дисплее показывается блюдо, которое должно быть приготовлено.

Стоит отметить, что эта кухня — не совсем декорация. В 1957 году действительно был такой проект от американского бренда Frigidaire, который демонстрировался на выставке Paris Exhibition of Future. Эта кухня была с индукционной плитой, инфракрасным грилем, моющей ультразвуком машиной и еще массой полезных устройств, позволявших долго хранить продукты и быстро их готовить. Более подробно об этой кухне рассказывает чешский фельетон.

«Чудо-кухня» 50-x годов от Whirlpool

Известная компания Whirlpool, выпускающая бытовую технику, тоже не отставала от веяний времени. Ее инженеры сделали собственный вариант кухни будущего, который назывался «Чудо-кухня» (Miracle Kitchen). Проектируя эту умную кухню, инженеры пошли еще дальше. Если у Frigidaire кухня состояла из выезжающих полок и автоматизированных приборов, то у Whirlpool шкаф с посудой вообще сам ездил за хозяйкой, а после того как, наполненный грязными тарелками, возвращался на место, он выполнял функции посудомоечной машины.

А в 1959 году на американской выставке в Москве представители Whirlpool показали портативного робота-уборщика.

Monsanto: будущее — за пластиком

В середине прошлого века многие бизнесмены были помешаны на идее использования пластика. Вспомните хотя бы фильм «Выпускник» 1967 года с Дастином Хоффманом в главной роли. В начале картины есть эпизод, в котором один из гостей упорно пытается переубедить главного героя, что за пластиком будущее.

Многим казалось, что пластмасса — это универсальный материал, который в будущем будет использоваться повсеместно. Из пластика будет производиться небьющаяся посуда, можно будет делать долговечную, легкую и дешевую мебель, а самые смелые «прогнозисты» видели в пластике превосходный материал для строительства домов. Чтобы убедить всех в замечательных перспективах такого пластмассового жилья, американский химический концерн Monsanto в 1957 году запустил аттракцион в Диснейленде, который был назван «Дом будущего Monsanto».

Весь этот дом, а также его обстановка были выполнены из пластмассовых материалов. Пластмасса использовалась везде — в облицовке, для мебели, для организации звука и света и так далее. Всего было применено более тридцати разных типов пластика.

Поначалу люди толпами приходили взглянуть на Монсанто, и большинство посетителей действительно уходило с тайным желанием когда-нибудь поселиться в таком доме. В действительности же производство умных домов Монсанто было невозможно по причине слишком высокой стоимости. Да и реальная прочность пластиковых материалов из которых был сделан этот дом, вряд ли соответствовала той надежности, о которой говорилось в рекламе.

Дом был выполнен в форме креста. В центре этого креста был большой холл, а в крыльях располагались спальни, гостиная и столовая. Изначально задумывалось, что весь этот дом будущего будет вращаться, поворачиваясь к солнцу, но, когда посчитали, в какую сумму выльется эта «карусель», решили, что дом и без вращения выглядит солидно, — строители оставили его стоять неподвижно на бетонном основании.

Дом не только отличался необычным дизайном, но и был напичкан разными электронными чудесами. В нем, например, была умная кухня, а за температурой внутри дома следила система управления климатом, охлаждая или подогревая комнаты. Кроме этого, умный дом будущего был оснащен увлажнителями и системой очистки воздуха.

Интерьер Монсанто напоминал трансформер — многие внутренние элементы интерьера и обстановки то и дело меняли свое положение, подстраиваясь под его обитателей. Так, например, на кухне выезжали скрытые полки с продуктами, мебель выкатывалась и пряталась в специально предусмотренные для этого места, а в ванной можно было менять положение раковины под рост человека. Кстати, в ванной была электробритва и электрическая зубная щетка. И уж совсем невероятное дело — в доме были предусмотрены домофоны с дисплеями, на которых можно было увидеть, кто звонит в дверь.

Примерно к тому же времени относится интересный концепт видеофона из рекламы Western Electric. Действительно, некоторые предсказания лежат на поверхности, и увидеть их — не такая уж сложная задача. И когда человек привык к телефонной связи, он тут же предположил, что в будущем появится аналогичная связь с визуальным сопровождением.

Футуро: летающая тарелка, в которой можно жить

Помимо пластикового дома в Диснейленде, в середине двадцатого века была еще одна попытка доказать, что у домов из пластмассы есть будущее. Этот проект, получивший название Futuro, был придуман в конце шестидесятых в Финляндии человеком по имени Матти Суоррен (Matti Suorren).

Нужно сказать, что Футуро ждала лучшая судьба чем проект концерна Монсанто. Изначально строение задумывалось как компактный и удобный лыжный домик, который можно было бы использовать для переодевания и временных перерывов между катанием на лыжах. Его стены были действительно сделаны из пластика, но не обычного, а усиленного стекловолоконным слоем, обеспечивающим улучшенную теплоизоляцию. Дом можно было строить в любом климате и любых условиях за рекордно короткие сроки. Но самым удивительным был дизайн домика.

Округлые очертания стен, овальные иллюминаторы и металлическая основа, на которой размещался дом, а также выдвижной трап, с помощью которого можно было подниматься вовнутрь, — все это придавало строению «инопланетный» вид. Люди неоднозначно отнеслись к подобному дизайну. С одной стороны, он был очень оригинальным, но, с другой стороны, многие провинциальные жители были категорически против возведения мобильных домов. Они казались им не только чужими и нелепыми, но еще и наносящими вред экологии.

И все же потихоньку эти домики продавались. Домики Футуро были даже закуплены советским олимпийским комитетом для размещения иностранных гостей, прибывших на Олимпиаду.

Но все перспективы постройки домов из пластика разбились о кризис, связанный с резким подорожанием нефти в 1978 году. Производство материала для строительства стало слишком дорогим удовольствием.

Первый дом будущего с электричеством

Буквально в каждом номере Popular Mechanics Magazine первой половины 20 века можно было прочитать, что будущее любой области зависит от электричества. Развитие авиации, автомобилестроение, кораблестроение и многие другие сферы будут эволюционировать под влиянием открытий в электротехнике. В 1939 году на страницах этого издания появилась статья про дом будущего.

И конечно же, главным тезисом этой статьи стало то, что дом будущего весь электрифицирован. В таком доме везде есть свет, его много, очень много, и он может быть разного цвета — под настроение жильцов. Свет получается благодаря последней новинке — особым высокоэффективным энергосберегающим лампам, способным давать дневной яркий свет (сколько лет прошло, а ничего не меняется, правда?). В этом доме также есть неслыханное чудо — электроподогрев стен!

На одной из иллюстраций демонстрируется совершенно новый способ приготовления пищи — с помощью волн высокой частоты. К сожалению, человек на снимке не осознает, какой глупой опасности он себя подвергает, разогревая бутерброд прямо в руке.

Первым же прообразом современного музыкального кинотеатра можно считать концепт начала 1940-х годов от промышленного дизайнера из США Сэмюэля Маркса (Samuel Marx). Он нарисовал устройство, которое назвал «Радио будущего». В нем есть не только радио, но и проигрыватель виниловых пластинок, а также встроенный телевизор.

⇡ Одежда третьего тысячелетия: легким движением руки брюки превращаются…

Довольно странно, но в одежде человек оказался довольно консервативным. Несмотря на создание большого количества синтетических материалов, мы по-прежнему тяготеем к «настоящей» одежде, которая дышит, не натирает и сделана из природных материалов — хлопка, шелка и так далее.

Но в 1939 году казалось, что с приходом нового тысячелетия человек должен кардинально сменить гардероб. И уж конечно «одежда будущего» будет так или иначе связана с электричеством. Просмотрев киножурнал Pathetone weekly: The spice of variety, будьте готовы к потрясениям.

Судя по тому, что нам демонстрируют кадры столетней давности, дамы в «далеком двухтысячном» одеты в алюминий и носят в голове лампочку, которая загадочным образом сигнализирует о честности их спутников. Кроме того, у женщин в будущем есть электрический пояс, который помогает телу адаптироваться к климатическим изменениям.

Даже для нас, переживших Миллениум, такой показ мод кажется смешным, а в 1939 году эти одежды казались еще более забавными. Демонстрируя одно из платьев, ведущий за кадром не может удержаться от шутливого комментария: «Одно из платьев будущего сделано из прозрачной сети. Наверное, для того, чтобы ловить ею мужчин».

Одежда для мужчин из двухтысячного года, по мнению американских дизайнеров тридцатых годов, должна быть с массой отделений — для монет, радио, для ключей и еще бог знает для каких целей. На пленке тридцатых годов показан мужчина, в одежду которого включено отделение для телефонной трубки. Его носки одноразовые, а костюм лишен пуговиц и галстука.

Можно сказать, почти угадали — карманы для телефонов сегодня есть почти в любой одежде. Правда, сами телефоны с тех пор, как снималась эта хроника, сильно изменились, да и металлические головные уборы как-то не прижились.

Этот ролик предшествовал открытию выставки New York World"s Fair и был выпущен одновременно с очередным номером журнала мод Vanity Fair (февраль 1939-го), в котором дизайнеры делали прогнозы относительно моды будущего.

⇡ Автомобилестроение: прогнозы понарошку

Если делать ставку на прогнозы будущего, игры с предсказаниями могут закончиться банкротством. Именно поэтому многие автомобильные гиганты не спешили, да и сейчас и не спешат делать революционно новый дизайн. Но как же тогда держать марку и стимулировать интерес покупателей к своей продукции? Ответ прост — концептуальные автомобили.

Многие производители автотранспорта держали в своем «автопарке» несколько эксклюзивных моделей авто, которые должны поражать воображение любителей быстрой езды необычным дизайном и возможностями.

Эти автомобили выставлялись в салонах, демонстрировались на автомобильных выставках и фиугрировали в рекламных роликах. На самом же деле многие из представленных «суперкаров» прошлого века были бутафорией. Большинство из них не просто не соответствовали заявленным характеристикам, но и даже не могли сдвинуться с места из-за отсутствия... двигателя.

Такие авто создавались с целью вызвать восхищение у публики и служили рабочим материалом для экспериментов с формой и функциональностью. В производство подобные машины не шли по многим причинам, главная из которых — неоправданно высокая стоимость.

Если ознакомиться с концептуальными машинами прошлого подробнее, можно получить представление о том, что думали про автомобили будущего на заре автомобилестроения. Технические возможности середины прошлого века накладывали определенные ограничения на проектируемые авто. И тем не менее необычных моделей «автомобилей будущего» было очень и очень много. Эту тему мы надеемся рассмотреть подробнее как-нибудь в одной из будущих статей, а пока же хотим показать вам несколько разработок, которые опередили свое время.

Во многом автомобили будущего должны были напоминать нечто неземное, эдакий летательный аппарат. Поэтому дизайнеры прошлого века умышленно придавали сходство с ним, добавляя характерные элементы к облику концептуального авто.

Серебристая краска, схожие датчики на приборной панели, имитация воздухозаборников и выхлопных труб на самолетах, всевозможные крылья — все это говорит о том, что автомобили будущего так или иначе должны были быть «космическими» или, на худой конец, «самолетными».

Электронная начинка концептуальных автомобилей тоже была на высоте. В модели Ford X100, выпущенной в 1953 году к пятидесятилетию бренда, имелся телефон (непонятно только, как им можно было пользоваться). В сидения была встроена система подогрева, а еще к машине прилагалась электробритва, чтобы можно было бриться в пути.

Еще более потрясающим были «гаджеты», которыми комплектовался другой концептуальный автомобиль — Buick Centurion, производившийся в 1956 году. В этом автомобиле использовалась прозрачная крыша и не было зеркал заднего вида. Их роль играл телевизионный экран, вмонтированный в приборную панель. На него передавалось изображение с камеры, установленной в задней части автомобиля. Это более чем невероятно для пятидесятых, ведь и по сей день подобное диковинное оснащение — большая редкость.

А вот бензобака в машине не было как такового — автомобиль был предназначен только для демонстрации на автошоу. Заглянет человек под капот, увидит восьмицилиндровый двигатель объемом 5 литров, рассмотрит футуристическое радио и телевизор в салоне, поцокает языком да и уйдет, в полной уверенности, что машина на ходу.

ГАЗ — советские автомобили будущего

А что же насчет отечественных производителей легкового транспорта? Конечно, по целому ряду причин наш автопром не мог тягаться по эффектности и зрелищности концептуальных машин с западными коллегами. Практически весь популярный автопарк выпускаемых в СССР моделей был калькой с продукции западных фирм. Не было у нас ярких автошоу, а немногочисленная реклама товаров очень отличалась от того, что было в других странах. Редкие экспериментальные проекты были связаны с оборонной промышленностью, и о них мало кто знал. Зато если наши конструкторы уж брались за дело, то их автомобили не были бутафорией без бензобака — они ездили, да еще как.

К счастью, в архивах сохранилась информация о некоторых попытках наших конструкторов сделать что-то из ряда вон выходящее. Одним из таких проектов являлся автомобиль на воздушной подушке ГАЗ-16, разрабатываемый под руководством конструктора Алексея Андреевича Смолина, имевшего опыт в проектировании летательных средств.

Сделанная в начале шестидесятых, эта модель и сегодня поражает своими футуристичными формами. Эта машина могла ехать как по твердому грунту, используя управляемое гидравликой четырехколесное шасси с подвеской (по типу той, что была в «Волге» ГАЗ-21), так и по любой другой поверхности, зависая над землей. Автомобиль весил более двух тон, имел два посадочных места и мог развивать крейсерскую скорость 70 километров в час.

А вот еще одно чудо от Смолина — автомобиль ГАЗ-СГ3 (он же ГАЗ-ТР), сконструированный еще раньше — в период с 1952 по 1953 год. Расчетная скорость этой модели составляла ни много ни мало 800 км/час, а под капотом (если это вообще можно назвать капотом) скрывалась мощность в тысячу лошадиных сил.

Секретом такой сумасшедшей тяговой силы был турбореактивный двигатель ВК-1, позаимствованный у истребителя МИГ-17.

⇡ Заключение

Из всего вышеизложенного можно сделать лишь один вывод: предсказывать будущее могут только писатели-фантасты, а у обычных же экспертов просто не хватает воображения, чтобы увидеть грядущие перемены.

Говорят, что слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Если предсказание не оправдалось, напрашивается вывод, что автор этого прогноза проявил недальновидность. Но не стоит забывать, что история имеет тенденцию повторяться.

В песне Happy New Year, новогоднем гимне знаменитого шведского квартета ABBA, есть слова: «Кто знает, что нас ждет за чертой восемьдесят девятого?» Авторы не думали, что их произведение будут помнить долго, а 1989 год на момент написания этой песни казался очень далеким. Но вот прошло время. Все узнали, что именно таил в себе тот самый 1989 год. И неожиданно песня обрела новый смысл, словно предлагая еще раз узнать, что там будет в будущем, в новом 89 году. Поэтому, если прогноз не сбылся, быть может, просто стоит подождать. Возможно, его время еще не наступило.

За последние годы человечество стало так быстро продвигаться в науке, что уже трудно предположить, что ждет его через год-другой, не говоря уже про столетие. Есть только один способ проверить любой прогноз — жить назло любым проблемам. А если даже не суждено узнать, каким будет мир в далеком будущем, не беда. Главное — верить в лучшее и стараться, чтобы потомкам осталось еще что-то, кроме прогнозов.

Художники всех времен пытались представить будущее в своих картинах и скульптурах. Сегодня мы называем это направление ретрофутуризмом. Мы собрали работы современных художников, которые станут ретрофутуристами уже через пару десятилетий.

Саймон Сталенхаг

Шведского художника Саймон Сталенхага (Simon Stalenhag) с детства зачаровывала красота родных ландшафтов. В юности он писал пейзажи в духе своих любимых художников-соотечественников. Но когда художник повзрослел, в сельскую идиллию его картин вторглись роботы, адронные коллайдеры и гигантские летающие тракторы. Впрочем, люди в этом альтернативном мире живут повседневной жизнью и, кажется, совершенно не удивляются окружающим их диковинам.

«В 1950-х правительство запустило огромный ядерный ускоритель и научно-исследовательскую лабораторию всего в нескольких километрах от Стокгольма. Лаборатория расположена под землей и выпускает большое количество экспериментальных технологий. Вплоть до 70-х все идет отлично, но потом система начинает разрушаться. Начинают происходить плохие вещи. Изображения на моем сайте показывают жизнь людей того мира, и как на нее повлияло фиаско исполинского научного проекта. Никто не знает, чем все это закончится», - рассказывает Саймон о том, что происходит в выдуманном им мире.

Грег Бразертон

Скульптор Грег Бразертон (Greg Brotherton) в своих работах, выполненных из механических деталей, показывает мир угнетения и рабства. Его скульптуры изображают безликих, маленьких людей, прикованных к своему рабочему месту и выполняющих монотонные, бессмысленные действия. В юности Грег зачитывался произведениями Оруэлла и Кафки, которые отвечали его тогдашнему настроению. До сих пор художник смотрит на окружающий мир глазами мрачного подростка, исполненного страхом перед будущим.

Лео Эгиарте

​Художник из Лос-Анджелеса Лео Эгиарте (Leo Eguiarte) превращает старые печатные платы в пессимистичные иллюстрации будущего. Его произведения, выполненные в кислотной цветовой гамме, касаются проблемы фиксации человека на материальных ценностях. Любимые цвета художника — фиолетовый, бирюзовый и изумрудный — присутствуют на всех картинах Эгиарте, формируя в сочетании с геометричностью форм образ синтетического будущего. Серия «Синтетическая мечта» («Synthetic Dream»), обращается к проблеме власти, узурпированной меньшинством, и предлагает зрителю подумать о том, как наши решения и способ взаимодействия с реальностью могут изменить цивилизацию.

Ян Юнлян

Китайский художник Ян Юнлян в цифровых коллажах демонстрирует разрушительное влияние индустриализации на природу. Таким неприветливым и серым будет мир, если человечество продолжит безрассудно перестраивать окружающую среду и засорять планету отходами своей деятельности.

Работы проекта, в рамках которого французские художники конца XIX века предположили, каким будет мир в 2000 году. TJ решил выяснить, в чём их прогнозы сбылись, а в чём фантазёры оказались неправы.

Серия футуристических иллюстраций получила название En L’An 2000 («Год 2000») и была подготовлена к Парижской международной выставке 1900 года. В последующие 10 лет она нашла множество применений, даже в качестве оформления коробок для сигар, однако потом была забыта.

Вспомнили про En L’An 2000 только в 1986 году, когда на эти рисунки наткнулся писатель Айзек Азимов, написавший книгу «Дни будущего: Видение 2000 года людьми XIX века» (Futuredays: A Nineteenth Century Vision of the Year 2000). Теперь полную подборку рисунков можно найти на сайте Wikimedia Commons.

Все работы художников в наше время можно отнести к жанру ретро-футуризма (архаичного представления о будущем). Некоторые их фантазии сейчас кажутся глупостью, а некоторые, наоборот, оказались на удивление точными.

Летающие пожарные

В середине ноября мир облетела новость о том, что дубайские пожарные взяли на вооружение джетпаки. Это, конечно, не крылья, но прогноз оказался весьма точным.


Видеозвонки и отправка фото

Художникам не удалось предсказать появление смартфона, однако суть того, что мы сегодня называем видеозвонками, они передали на удивление точно.


Роботы-уборщики

Для большинства из нас они до сих пор не стали будничным явлением, однако при желании такое устройство в течение нескольких минут можно заказать в интернет-магазине.


Доставка по воздуху

Художники предсказали доставку по воздуху, однако не догадались, что люди для неё не будут нужны. Впрочем, и на сегодняшний день такая возможность остаётся по большей части фантазией компаний вроде Amazon, которой ещё очень далеко до массовой реализации.


Подкасты

Это работа называется «Слушая газету». Её идея сейчас существует в виде радио, подкастов и аудиокниг.


Небесная полиция

На этом рисунке полицейские ловят контрабандиста в небе. В наши дни новости о том, что дроны используются для незаконной доставки наркотиков - не редкость, да и «полицейские» беспилотники для их отлова тоже изобретены .


Проекторы

На этом рисунке астроном изучает проекцию небесного тела у себя на рабочем столе. Современные аналоги - проекторы, сенсорные экраны, компьютеры - уже никого не удивляют.


Электро-ролики

Жители начала XX века и представить себе не могли, в какое разнообразие решений выльется эта идея. У нас есть и скутеры, и сигвеи и мини-сигвеи - что душе угодно.


Робот-парикмахер

Мы по-прежнему доверяем свою причёску людям, однако робот-парикмахер у нас уже есть , и выглядит он почти так же.


Химическая еда

Мы не наслаждаемся искусственной едой, как эти дамы и господа, она вошла в наши жизни незаметно и теперь у многих людей вызывает строго негативные эмоции.


Скоростные электропоезда, воздушные бомбардировщики и дома на колёсах

Дьявольски точно.



Лошадь-диковинка

Сегодня люди обычно не платят деньги, чтобы посмотреть на лошадь (скорее, чтобы прокатиться на ней), но всё-таки их появление где-нибудь в центре города действительно может вызвать удивление у детей.


Всеобщая автоматизация

Художники без сомнения угадали тренд на автоматизацию различных рабочих процессов. На очень многих работах изображены люди, которые строят дома, занимаются домашним хозяйством или шьют одежду с помощью машин.

Фантастические книги и фильмы могут удивить и дать больше информации о мире будущего, чем реальные научные открытия. Да и сами открытия в наше время редко вызывают общественный шок. Подсознательно мы готовы практически ко всему - нарисованный в сознании облик грядущего лишь получает подтверждение.

В голове есть персональная машина времени, столетиями формируемая искусством. На слуху остаются сбывшиеся прогнозы классиков фантастики, начиная с эпохи Герберта Уэллса. Но фантастическое описание объектов будущего остается игрой с воображением. Художественные приемы литературы позволяют представить даже объекты, под которыми автор, быть может, имел ввиду совсем иное - опыт современного человека подскажет недостающие фрагменты.

Художники оказываются в наименее выгодном положении. Им нужно максимально точно проиллюстрировать фантастическую идею, иначе магия предсказания не сработает. Картина намертво фиксирует труд воображения. Тем интереснее узнать, какие полотна не играют со зрителем в «угадайку», а визуально правильно отражают грядущее.

Давайте посмотрим на самые удивительные работы, предсказывающие будущее с поразительной точностью.

Реальный футуризм


Не все картины, которые сейчас выглядят как чистый ретрофутуризм, являются выдумкой. Ракетоподобный автомобиль, изображенный выше, действительно существовал. Это Cadillac Cyclone 1959 года, созданный под началом Харли Эрла, занимавшего тогда пост вице-президента бюро дизайна General Motors. Двухместный Cyclone должен был стать полностью функциональной машиной, предназначенной не только для выставок, но и для настоящих путешествий. В реальности он совершил всего несколько поездок - проект был закрыт из-за высокой стоимости инженерных решений. Чего стоит один только купол, покрытый серебром для защиты от ультрафиолетового излучения - он открывался автоматически вместе с дверьми и мог быть убран автоматикой в багажное отделение.

В дримкаре установили 325-сильный двигатель Cadillac V-8. Плоский 4-х камерный карбюратор работал без воздушного фильтра, чтобы уменьшить высоту кузова, но зато присутствовал фильтрующий воздухозаборник на капоте. Выхлопные газы шли через двойной глушитель, размещенный в моторном отсеке сразу же за двигателем, и выходили через передние крылья перед колесами. Уже тогда в машине был реализован автопилот - регулировалась скорость движения и положение автомобиля на дороге. Автопилот работал благодаря датчикам, определявшим местоположение на дороге с помощью специальной полосы, нанесенной на дорожное покрытие. Предполагалось, что в будущем такое покрытие станет повсеместным и автопилоты будут работать в обязательном порядке во всех машинах.

Кроме того, в двойных носовых обтекателях, установленных вместо фар, имелась система радаров, предупреждающая о препятствии на дороге. На приборной панели зажигался мигающий светодиодный индикатор, на специальном дисплее показывалось расстояние до объекта и длина тормозного пути. В критической ситуации должна была сработать система автоматического торможения. Но до наших дней не дошла информация, была ли эта система реализована. В остальном этот нашпигованный футуристическими инженерными решениями автомобиль сильно опережал своё время и выглядел интереснее, чем любые фантастические постеры.

Ещё один постер, который выглядит как иллюстрация к фантастическому рассказу, и должен, по идее, отражать лишь мысли дизайнера об автомобилях будущего. Но на самом деле мы снова видим совершенно реальный автомобиль, который ездил по дорогам за три года до появления Cadillac Cyclone.

Концепт-кар Firebird II отражал дух эпохи космической гонки. Он выглядел как самолёт, или даже космический корабль, спустившийся с неба на дорогу. В будущем подобные автомобили могли бы стать гибридными: они с легкостью ездили бы по обычным трассам, а при необходимости взлетали бы в воздух и продолжали движение в качестве персональных самолетов.

Кузов был целиком сделан из титана. Firebird II получил газотурбинную силовую установку мощностью 225 л.с. и работал на керосине. Кулер в отсеке рекуперации снижал температуру выхлопа до 538 °C. Здесь также был реализован автопилот и система обнаружения препятствий. Firebird II мог разгоняться до 300 километров в час. Автомобиль также получил одну из первых в мире информационно-развлекательных систем. Она позволяла не только слушать радио и смотреть передачи на крохотном телевизоре в приборной панели, но и выводить на дисплей некоторую информацию о состоянии автомобиля, навигационные данные, подсказки и напоминания.

У General Motors были и другие «космические» концепт-кары, но это уже совсем другая история.

Летающий автомобиль - один из самых часто встречающихся прогнозов относительно будущего транспорта и повсеместная тема в научной фантастике. В прошлом многие футуристы считали, что летающие автомобили появятся уже скоро. Мол, уже в следующие десятилетия индивидуальный транспорт, который избавит мир от пробок, станет доступен каждому. Как мы знаем, даже в 2017 году автомобиль-самолет, который можно купить и поставить в гараж, остается мечтой. Но появилась альтернатива - частый вертолет. Конечно, позволить себе его может не каждый, но это доступная мечта, по многим характеристикам (дальность полета, компактность для хранения и эксплуатации) соответствующая представлениям об идеальном транспорте.

Антиутопия для животных

Белый медведь, лежащий кверху лапами, словно домашний кот, и обезьяна-носильщик… Что здесь вообще происходит?

В 1926 году в газете “Galveston Daily News” поставили крест на разнообразии животного мира. Буквально так и написали: «Постоянно растущая потребность человека в большем пространстве заставит диких зверей присоединиться к уже исчезнувшим видам». В статье предсказывают, что животные больше не будут существовать в дикой природе, и их можно будет найти только в зоопарках, если только они не будут использоваться как скот или домашние/служебные животные.

Статья, до осуществления прогнозов которой мы еще не дожили, утверждает, что крысы и мыши будут полностью истреблены (вместе с комарами и мухами), и что коровы станут такими толстыми, что будут передвигаться медленно, как свиньи.

К счастью, пугающий прогноз не сбылся. С другой стороны, в мире есть тенденции, связанные с воздействием человека на экологию, которые не дают полностью отмахнуться от этого предсказания.

Утопия про пригород и реальность


Сначала посмотрим на типичную ошибку прошлого. Да, во всем, что касается городов, предсказатели ошибались как никогда часто. Практика показала, что города меняются с удивительно медленной скоростью.

Американский архитектор-новатор Фрэнк Райт в начале 1930-х изобразил концепцию Broadacre City - один из первых проектов «экологического города». Никаких машин, шумящей толпы, индустриальных строений - всё очень похоже на жизнь в тихом спокойном пригороде. Пригороды казались утопией для людей, живущих в перенаселённых, задымлённых городах. Райт полагал, что благодаря спокойной жизни в мирных пригородах люди не только живут намного дольше, но и в среднем на один-два дюйма выше благодаря лучшему здоровью. Фактически, пригород был бы настолько выгодным для человечества, что городское жилье полностью ликвидировали, а строительство многоэтажных блочных небоскребов стало бы незаконным.

Но есть и обратные примеры, когда представления об архитектуре городов будущего удивительно точны. На этом кадре из фантастического фильма 1930-х годов визионеры прошлого изобразили Нью-Йорк образца 1980 года. 250-этажные здания, широкие улицы с многополосным движением, многоуровневый трафик - очень близко к современному состоянию города.

Ближе, чем мы думаем

В 1950-е и в начале 1960-х художники создавали идеализированную версию будущего. Иллюстратор Артур Радебо в 1958 году придумал комикс «Ближе, чем мы думаем», в котором показал свое виденье светлой жизни будущих поколений. Начало космической эры привносило нотки оптимизма во годы паранойи и страха перед атомной войной. В работах Радебо не нашлось места для коммунистической угрозы, роботов-убийц и агрессивных инопланетян.


Шоссе, соединяющее Россию и США. Такой проект действительно существовал.


Снегоуборочная машина, прожигающая снег у себя на пути. Чистая фантастика.


Дом, который вращается вслед за Солнцем, чтобы получить больше энергии. Сейчас солнечные батареи справляются с этой задачей эффективнее.

Однако следует заметить, что в определенной степени прогноз сбылся – вместо самого дома в отдельных энергетических решениях вращаются лопасти турбины паровой машины, работающей под воздействием солнечных лучей, в результате чего производится электроэнергия. Паровая машина также способа аккумулировать солнечную энергию: излишками тепла нагревают воду в баках, находящихся под давлением - в таком состоянии нагретая вода не испаряется, а накапливает тепло.


Крытые стадионы, обслуживающие разные мероприятия - здесь попадание в 10 из 10.


Автомобили, движущиеся за счет солнечной энергии. Сейчас таких проектов очень много. В 1982 году изобретатель Ханс Толструп на машине с солнечными батареями “Quiet Achiever” пересёк Австралию с запада на восток со скоростью всего лишь 20 км/ч. В 1996 году победитель IV Международного ралли солнцемобилей проехал 3000 км со скоростью почти 90 км/ч, а на отдельных участках - 135 км/ч.

При всех очевидных успехах солнцемобилей, данный прогноз трудно назвать на 100% сбывшимся. Да, испытатели поставили много мировых рекордов по дальности и скорости перемещений, но такие машины так и остались уделом энтузиастов. При наших текущих технологиях обычный бензиновый двигатель внутреннего сгорания остается более эффективным решением. Солнечные панели не могут обеспечить энергией на нужном уровне обычный автомобиль для будничных поездок. К тому же, в регионах с малым количеством ясных дней, световая энергия остается лишь вспомогательным источником электричества.


Компьютеризированный поезд.

Радебо стал одним из самых известных футуристов-художников. Комикс про будущее он выпускал каждую неделю с 1958 по 1962 год. А еще раньше, в 1940 году, Радебо нарисовал серию рекламных плакатов для компании Bohn Aluminium & Brass Corporation. Изображения с этих плакатов не только остаются одними из самых выразительных образцов футуристической графики своего времени, но и с удивительной точностью показывают мир сегодняшнего дня.

Точное предсказание

Многие работы даже в этой подборке можно назвать верным предсказанием только с оговоркой. Однако среди миллионов картин, комиксов, постеров, иллюстраций, созданных до середины 20 века, нашлись и те, что не вызывают сомнений в своей футуристической достоверности.


Так Артур Радебо изобразил в 1940-е годы океанский лайнер будущего.


Стадион для огромного количества людей.


Футуристический комбайн.


Мотоцикл с аэродинамическим корпусом.


Многоэтажные самолеты.

И ещё несколько десятков аналогичных постеров.

Мир комиксов: темный и реальный футуризм



Высадка на Луну, изображённая в 1929 году.

Не только Радебо рисовал комиксы про будущее. Работы, опубликованные более 80 лет назад, между 1929 и 1939 годами, пугающе точно предсказали жизнь в 21 веке, включая пластическую хирургию, прогулки по Луне, искусственные органы.


Художники предсказывали, что в будущем учёные будут разрабатывать машины, которые читают мысли и проецируют их на экран. Успехи в области нейроинтерфейсов сделали эти фантазии реальностью.


В комиксе 1939 года «Мир без смерти» был показан пациент с искусственным сердцем.


На обложке комикса 1939 года нарисован ученый, клонирующий тело молодой женщины в своей лаборатории.

Французский футуризм


К Парижской международной выставке 1900 года была подготовлена серия иллюстраций En L’An 2000 («Год 2000»). На долгие годы о ней забыли, но в 1986 на рисунки наткнулся писатель Айзек Азимов. Он подготовил знаменитую книгу «Дни будущего: Видение 2000 года людьми XIX века». Теперь полную подборку рисунков можно найти на сайте Wikimedia Commons - некоторые из этих предсказаний можно назвать весьма точными, либо близкими к реальности.

Француз Альбер Робидо (изображение видеотелефона из его книги 1894 года) был и писателем-фантастом, и талантливым художником. В 1880-е он написал трилогию романов про будущее, став родоначальником стимпанка. Часто обычные фразы из его книг можно трактовать как мрачные пророчества, к примеру: «Каким изумительным зрелищем для наших потомков станет живая лошадь - зрелище совершенно новое и полное величайшего интереса для людей, привыкших летать по воздуху!»

Робидо предсказал (а местами и проиллюстрировал) подводные лодки, танки, линкоры, авиацию, видеотелефоны, дистанционное обучение, дистанционные покупки, домофоны, видеодомофоны, видеодиски, видеотеки, телевидение, реалити-шоу, системы видеонаблюдения (включая концепцию Большого Брата), химическое оружие, бактериологическое оружие, противогаз, ядерное оружие, техногенные катастрофы, небоскрёбы, гипсокартон, социальные изменения (эмансипация женщин, массовый туризм, экологические загрязнения), другие вещи и явления.

Многие технологии, которые 50, 100 или 200 лет назад казались прекрасным (или ужасающим) будущим, сейчас воспринимаются как данность.


Статья «Электрический дом будущего» из журнала «Популярная механика» в августе 1939 года рассказывала про жильё, которое по сегодняшним меркам на уровне технологий даже не может соперничать с типичным «умным домом».

Фантастические иллюстрации, созданные такими людьми, как Клаус Бюргле (Klaus Burgle), Курт Рёшль (Kurt Roschl) и десятками других художников, по сей день остаются нереализованной фантастикой. Быть может, причина в том, что прошло ещё слишком мало времени. Облик будущего уже нарисован, а нам осталось лишь реализовать его, по возможности в светлых тонах.

Теги: Добавить метки

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Искусство - это не только источник вдохновения, но и большая тайна. Ведь часто художники добавляют в свои картины интересные детали или оставляют послания, которые невозможно заметить с первого взгляда.

сайт собрал шедевры живописи с неожиданными секретами. В конце статьи вас ожидает бонус: одно из самых странных предположений о «Моне Лизе».

10. Не то ухо

На «Автопортрете с отрезанным ухом и трубкой» Винсента Ван Гога видно, что пострадало правое ухо художника. На самом деле досталось левому уху. Дело в том, что для рисования постимпрессионист использовал зеркало .

9. Картина внутри картины

Если присмотреться к «Старому гитаристу» Пабло Пикассо, то можно увидеть силуэт женщины. С помощью инфракрасных и рентгеновских снимков учеными Института искусств Чикаго было обнаружено еще несколько фигур, которые спрятаны под картиной. Скорее всего, у художника не хватало денег на покупку новых холстов и он был вынужден рисовать поверх старых.

8. «Ночной дозор» был днем

При реставрации картины Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», которая более известна под названием «Ночной дозор», в 1947 году на ней был обнаружен густой слой копоти. После расчистки выяснилось , что события, изображенные на полотне, происходят днем, а не ночью.

7. Анатомический код Сикстинской капеллы

6. Символ силы

В фреске «Давид и Голиаф» Микеланджело зашифровал еврейскую букву «гимель», которая в мистической традиции каббалы означает силу.

5. Косоглазие Рембрандта

Маргарет Ливингстон и Бевиль Конвей изучили автопортреты Рембрандта и доказали , что художник страдал косоглазием. Из-за болезни живописец воспринимал мир не так, как другие люди, и видел реальность не в 3D, а в 2D . Однако не исключено, что благодаря стереослепоте Рембрандт и создал свои бессмертные шедевры.

4. Месть любовникам

На одном из самых известных полотен Густава Климта изображена Адель Блох-Бауэр. Заказ на портрет жены художнику сделал магнат Фердинанд Блох-Бауэр. Он узнал о романе Адели и Климта и полагал, что после сотен эскизов живописец возненавидит любовницу . Рутинная работа и правда сделала так, что чувства натурщицы и художника остыли.

3. Предсказание конца света

Итальянская исследовательница Сабрина Сфорца Галиция предложила необычную интерпретацию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Она уверена, что в своей картине художник оставил предсказание конца света, который случится 21 марта 4006 года. Чтобы это понять, исследовательница разгадала математико-астрологический шифр «Тайной вечери».