Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Вистл – основа ирландской народной музыки. Как играть на жестяной флейте Основы игры на вистле – как научиться играть

Вистл – основа ирландской народной музыки. Как играть на жестяной флейте Основы игры на вистле – как научиться играть

Звучание инструмента Вистл на викискладе

Различные вистлы

Вистл (от англ . tin whistle , в дословном переводе «жестяной свисток, дудочка», варианты произношения (русск.): вистл, висл , первое более распространено) - народная продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии , Шотландии , Англии и некоторых других стран.

Строй

Вистл - диатонический инструмент с диапазоном примерно в 2 октавы. Аппликатура простая, вилочные аппликатуры и закрытие отверстий наполовину используются редко, за исключением пониженной седьмой ступени, позволяющей играть во второй тональности. С помощью усложнённой аппликатуры можно добиться почти полного хроматического ряда.

Наиболее распространенный строй - D (ре второй октавы), также производятся тинвистлы в большинстве тональностей от G (соль второй октавы) до G (соль первой), инструменты в A и G иногда считаются уже лоу-вистлами.

История

История инструмента теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле.

Собственно «tin» - то есть жестяной, whistle появился в 1843 году в Англии. Небогатый фермер Роберт Кларк (Robert Clarke) имел деревянный вистл и захотел сделать подобный, но из нового материала tinplate (луженая жесть), который тогда только появился. Новый инструмент получился настолько удачным, что Кларк решил начать свой бизнес. Вместе со своим сыном он путешествовал по Англии, возя с собой свои инструменты и материалы в ручной тележке. Останавливаясь в городах и деревнях, особенно на рынках, Кларк на глазах у населения сворачивал тин-вистлы из листка жести, получалась коническая трубочка, которая потом закрывалась с одного конца деревянной пробкой - получался свисток, затем в трубочке прорезались отверстия. Кларк тут же демонстрировал инструмент, играя на нём мелодии для зрителей. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит ещё одно её название - penny-whistle . Иногда дудочки Кларка покупали ирландские моряки и другие люди с Зелёного острова, которые привозили их домой. Так тин-вистл попал в Ирландию.

В Ирландии дудочка пришлась всем по душе, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки. Производство Роберта Кларка дожило до наших дней, вистлы марки Clarke пользуются неизменной популярностью по всему миру, в особенности как инструмент для начинающих.

Впоследствии тин-вистлы стали изготовлять из различных материалов, из металлических трубок, латунных, алюминиевых и т. д. Различных видов пластика и других материалов.

Тин-вистл получил гораздо большее распространение по всему свету в 60-70-х годах XX века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за её пределами. Практически все известные фолк-группы использовали тин-вистл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители тин-вистлов.

Применение

Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин-вистл - в контексте ирландской народной музыки - довольно изощренный инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке uilleann pipes , которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле, например Мэри Бёргин (Mary Bergin) , записавшая в конце 70-х два альбома под названием Feadoga Stain 1 & 2 (Tin Whistles 1 & 2) , которые оказали и продолжают оказывать заметное влияние на вистлеров всего света.

Известные исполнители-вистлеры:

  • Willie Clancy
  • Mary Bergin
  • Paddy Moloney
  • Sean Potts
  • Brian Finnegan
  • Joanny Madden
  • Sean Ryan
  • Cormac Breatnach
  • Michael McGoldrick

Современные вистлы

В наши дни существует множество различных видов тин-вистлов. Это и дожившие до наших дней жестяные конические вистлы Clarke , и распространенные латунные с пластмассовым свистком Generation , доступные пластиковые вистлы Dixon и Susato и деревянные вистлы профессиональных изготовителей.

Наиболее популярные производители:

  • Clarke
  • Waltons"s
  • Feadog
  • Tony Dixon
  • Susato
  • Chieftain
  • Overton/Goldie
  • Abell

Вистл один из самых распространенных инструментов в мире, во многом благодаря своей доступности: дудочка начального уровня, вполне приемлемая по качеству, может стоить 5$, инструменты профессонального уровня стоят от 100$ до 700$, но некоторые профессионалы предпочитают дешевые вистлы . Самые дорогие, как правило, деревянные мастеровые вистлы.

Лоу-Вистл

Музыкант, играющий на лоу-вистле

Low-Whistle - Лоу-Вистл - низкая разновидность тин-вистла. Отличается более низкой настройкой и большим размером, а также большей требовательностью к дыханию и меньшей подвижностью. Имеет более глубокий и густой тембр. Поэтому лоу-вистл часто применяется для исполнения медленных мелодий. Изготовляется из металла, пластика или дерева.

Наиболее распространенная тональность - D (ре первой октавы, на октаву ниже обычного тинвистла). Изготавливается в большинстве тональностей от G (соль первой октавы) до G (соль малой). Наиболее низкие тональности встречаются очень редко и иногда называются «басовыми».

История

Вероятно, продольные флейты, подобные лоу-вистлу, существовали ещё в XVI веке, этот факт остается спорным.

Изобретателем лоу-вистла в его современном виде считается английский джазовый музыкант и изготовитель инструментов Бернард Овертон (Bernard Overton) , который в 1971 году сделал лоу-вистл для известного ирландского музыканта Финбара Фьюри (Finbar Furey) , который утратил свой бамбуковый вистл в процессе гастролей. Сделав два первых лоу-вистла, которые Фьюри активно использовал в выступлениях, Овертон начал получать заказы от других музыкантов.

Начало массовой популярности лоу-вистла пришлось на 90-е годы XX века после известного танцевального шоу Риверданс (Riverdance) , в котором музыкант Дэйви Спилла́н (Davy Spillane) играл на этом инструменте.

Ссылки

  • Сайт, посвящённый вистлу (рус.)
  • Всемирно известный англоязычный форум, посвящённый вистлу, и другим духовым инструментам (англ.)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Купите вистл в местном музыкальном магазине или онлайн. Жестяные флейты продаются во всех возможных ключах. Самый распространенный вистл в «ре» играет октавы «ре» и «соль-мажор». Второй наиболее распространенный вистл в «до» играет октавы «до» и «фа-мажор». Самая низкая нота вистла, когда вы закрываете пальцами все отверстия, называется тональностью – на вистле «ре» тональность – нота «ре».

’’’Держите ваш вистл правильно. ’’" Вистл должен быть направлен вниз под углом 45 градусов. Ваша доминантная рука должна находиться внизу, а вторая рука сверху. Мизинцы в игре не используются, а выполняют поддерживающую роль или же используются в игре на самых больших (и низкооктавных вистлах). Большие пальцы поддерживают вистл снизу. Накройте отверстия вистла кончиками пальцев. Поместите наконечник вистла между губами – не зубами!

’’’Научитесь играть различные ноты. ’’’ Стандартный вистл берет две октавы. В случае с «ре»-вистлом это охватывает ноты от второй «ре» над средней «до» до четвертой «ре» над средней «до». Теоретически, с выдуванием особенного сильного потока воздуха возможно взять ноты выше, но на практике звук получается слишком громким и фальшивым. Как правило, каждый поднятый палец и открытое отверстие на вистле дает звук на ноту выше. Взгляните на табулатуру «ре»-вистла, приведенную ниже. Белые кружки обозначают открытое отверстие, черные – закрытое. Значок + под табулатурой означает вторую октаву.

’’’Сыграйте ноты на низкой октаве. Возьмите вистл и закройте пальцами все дырочки. (Не нужно прижимать пальцы с силой, просто убедитесь, что кончики пальцев полностью закрывают отверстие). Дуйте в вистл, поддерживая язык в позиции, как будто произносите «тууу». Получившийся звук – это и есть «тональность» (то есть нота «ре» на «ре»-вистле). Если вы дуете слишком слабо, нота выйдет слишком «разбавленной», если вы дуете слишком сильно – вистл сыграет во второй октаве или произведет резкий свистящий звук. Научитесь выдувать равномерный поток воздуха, чтобы производить приятный низкий звук правильной ноты. Убирайте палец за пальцем, таким образом перебирая все ноты в гамме, пока не доберетесь до ноты, при которой все дырочки на вистле открыты (до-диез). Чтобы поддерживать в руках вистл со всеми открытыми отверстиями, используйте мизинец доминантной руки.

Проиграйте ноты второй октавы. Снова закройте все отверстия пальцами и дуньте в вистл с удвоенной силой. Если вам не удается взять ноту второй октавы, попробуйте немного приоткрыть первое отверстие (самое близкое ко рту) – такая тактика поможет вам со всеми нотами второй октавы. Как и в первом уроке, одну за другой открывайте все дырочки на вистле, играя гамму во второй октаве до самой высокой ноты (до-диез). Чем выше ноты, тем сильнее вы должны будете дуть.

Научитесь играть мелодию! Если вы еще не умеете, научитесь играть музыку с листа по нотам.

  • Побольше практики! Отрабатывайте чистоту нот и плавные переходы между ними, а также специальные примочки к вашей игре:

    • Кат - Перед тем, как сыграть ноту, возьмите ноту повыше на долю секунды. Быстро уберите ваш палец с дырочки и поставьте его обратно, чтобы слушательское ухо даже не успело зарегистрировать тон.
    • Страйк - То же самое, что и «кат», только вместо ноты повыше вы берете ноту пониже.
    • Слайд между нотами - Позвольте своему пальцу соскользнуть с отверстия, чтобы плавно перейти на новую ноту.
    • Эффект Вибрато достигается вариациями потока воздуха. Чем быстрее вы дуете, тем выше тон, чем медленнее – тем ниже, и смена интенсивности позволит вам производить вибрирующий звук. Не дуйте слишком сильно, а иначе вы рискуете перейти во вторую октаву. Вибрато также можно сделать, открывая и закрывая вторую дырочку ото рта. К примеру, беря ноту A, быстро поднимайте и опускайте палец со второй верхней дырочки, чтобы получить вибрирующий звук.
  • Вистл Вистл

    История

    История инструмента теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле.

    Собственно «tin» - то есть жестяной, whistle появился в 1843 году в Англии. Небогатый фермер Роберт Кларк (Robert Clarke) имел деревянный вистл и захотел сделать подобный, но из нового материала tinplate (луженая жесть), который тогда только появился. Новый инструмент получился настолько удачным, что Кларк решил начать свой бизнес. Вместе со своим сыном он путешествовал по Англии, возя с собой свои инструменты и материалы в ручной тележке. Останавливаясь в городах и деревнях, особенно на рынках, Кларк на глазах у населения сворачивал тин-вистлы из листка жести, получалась коническая трубочка, которая потом закрывалась с одного конца деревянной пробкой - получался свисток, затем в трубочке прорезались отверстия. Кларк тут же демонстрировал инструмент, играя на нём мелодии для зрителей. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит ещё одно её название - penny-whistle . Иногда дудочки Кларка покупали ирландские моряки и другие люди с Зелёного острова, которые привозили их домой. Так тин-вистл попал в Ирландию.

    В Ирландии дудочка пришлась всем по душе, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки. Производство Роберта Кларка дожило до наших дней, вистлы марки Clarke пользуются неизменной популярностью по всему миру, в особенности как инструмент для начинающих.

    Впоследствии тин-вистлы стали изготовлять из различных материалов, из металлических трубок, латунных, алюминиевых и т. д. Различных видов пластика и других материалов.

    Тин-вистл получил большое распространение по всему свету в 60-70-х годах XX века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за её пределами. Практически все известные фолк-группы использовали тин-вистл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители тин-вистлов.

    Применение

    Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин-вистл - в контексте ирландской народной музыки - довольно изощренный инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке uilleann pipes , которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле, например Мэри Бёргин (Mary Bergin) , записавшая в конце 70-х два альбома под названием Feadoga Stain 1 & 2 (Tin Whistles 1 & 2) , которые оказали и продолжают оказывать заметное влияние на вистлеров всего света.

    Известные исполнители-вистлеры:

    Современные вистлы

    В наши дни существует множество различных видов тин-вистлов. Это и дожившие до наших дней жестяные конические вистлы Clarke , и распространенные латунные с пластмассовым свистком Generation , доступные пластиковые вистлы Dixon и Susato и деревянные вистлы профессиональных изготовителей.

    Наиболее популярные производители:

    Вистл один из самых распространенных инструментов в мире, во многом благодаря своей доступности: дудочка начального уровня, вполне приемлемая по качеству, может стоить 5 $, инструменты профессионального уровня стоят от 100 $ до 700 $, но некоторые профессионалы предпочитают дешевые вистлы . Самые дорогие, как правило, деревянные мастеровые вистлы.

    Лоу-вистл


    Low-Whistle - лоу-вистл - низкая разновидность тин-вистла. Отличается более низкой настройкой и большим размером, а также большей требовательностью к дыханию и меньшей подвижностью. Имеет более глубокий и густой тембр. Поэтому лоу-вистл часто применяется для исполнения медленных мелодий. Изготовляется из металла, пластика или дерева.

    Наиболее распространенная тональность - D (ре первой октавы, на октаву ниже обычного тинвистла). Изготавливается в большинстве тональностей от G (соль первой октавы) до G (соль малой). Наиболее низкие тональности встречаются очень редко и иногда называются «басовыми».

    История

    Вероятно, продольные флейты, подобные лоу-вистлу, существовали ещё в XVI веке, этот факт остаётся спорным.

    Изобретателем лоу-вистла в его современном виде считается английский джазовый музыкант и изготовитель инструментов Бернард Овертон (Bernard Overton) , который в 1971 году сделал лоу-вистл для известного ирландского музыканта Финбара Фьюри (Finbar Furey) , который утратил свой бамбуковый вистл в процессе гастролей. Сделав два первых лоу-вистла, которые Фьюри активно использовал в выступлениях, Овертон начал получать заказы от других музыкантов.

    Начало массовой популярности лоу-вистла пришлось на 90-е годы XX века после известного танцевального шоу Риверданс (Riverdance) , в котором музыкант Дэйви Спилла́н (Davy Spillane) играл на этом инструменте.

    Напишите отзыв о статье "Вистл"

    Ссылки

    • (рус.)
    • (англ.)

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Вистл

    – Oui, madame, [Да, сударыня,] – отвечал он, оглядываясь.
    – Вы не видали моего мужа?
    – Non, madame. [Нет, сударыня.] – Он улыбнулся совсем некстати.
    – Вы, кажется, недавно были в Париже? Я думаю, очень интересно.
    – Очень интересно..
    Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
    – Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
    – Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.
    Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.
    – Имениннице дорогой с детками, – сказала она своим громким, густым, подавляющим все другие звуки голосом. – Ты что, старый греховодник, – обратилась она к графу, целовавшему ее руку, – чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде? Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут… – Она указывала на девиц. – Хочешь – не хочешь, надо женихов искать.
    – Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) – говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. – Знаю, что зелье девка, а люблю.
    Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно сиявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас же отвернулась от нее и обратилась к Пьеру.
    – Э, э! любезный! поди ка сюда, – сказала она притворно тихим и тонким голосом. – Поди ка, любезный…
    И она грозно засучила рукава еще выше.
    Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки.
    – Подойди, подойди, любезный! Я и отцу то твоему правду одна говорила, когда он в случае был, а тебе то и Бог велит.
    Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
    – Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
    Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
    – Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
    Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
    На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.
    Николай сидел далеко от Сони, подле Жюли Карагиной, и опять с той же невольной улыбкой что то говорил с ней. Соня улыбалась парадно, но, видимо, мучилась ревностью: то бледнела, то краснела и всеми силами прислушивалась к тому, что говорили между собою Николай и Жюли. Гувернантка беспокойно оглядывалась, как бы приготавливаясь к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей. Гувернер немец старался запомнить вое роды кушаний, десертов и вин с тем, чтобы описать всё подробно в письме к домашним в Германию, и весьма обижался тем, что дворецкий, с завернутою в салфетку бутылкой, обносил его. Немец хмурился, старался показать вид, что он и не желал получить этого вина, но обижался потому, что никто не хотел понять, что вино нужно было ему не для того, чтобы утолить жажду, не из жадности, а из добросовестной любознательности.

    На мужском конце стола разговор всё более и более оживлялся. Полковник рассказал, что манифест об объявлении войны уже вышел в Петербурге и что экземпляр, который он сам видел, доставлен ныне курьером главнокомандующему.
    – И зачем нас нелегкая несет воевать с Бонапартом? – сказал Шиншин. – II a deja rabattu le caquet a l"Autriche. Je crains, que cette fois ce ne soit notre tour. [Он уже сбил спесь с Австрии. Боюсь, не пришел бы теперь наш черед.]
    Полковник был плотный, высокий и сангвинический немец, очевидно, служака и патриот. Он обиделся словами Шиншина.

    Ирландская флейта Лоу-Вистл.
    Тональность: Соль мажор (G).
    Длина: 43 см.
    Материал: палисандр (розовое дерево), медные кольца.
    Конструктивные особенности: составная подстраиваемая,
    технология изготовления свистка — «трубка в трубке».

    Звучание у такой флейты мягкое, глубокое и уверенное.

    Сергей Клевенский — лучший профессиональный флейтист России
    официально представляет наши Вистлы.

    Сергей Клевенский – мультиинструменталист, освоивший более
    десятка самых экзотических духовых инструментов. Он легко
    вписывается в любую музыкальную культуру, от акустического фьюжна,
    до тяжелого электронного рока. Своей виртуозной игрой он украсил
    бесконечное множество проектов. Среди них: квартет Ивана Смирнова,
    Farlanders, Мюллярит, Волга, Moscow Grooves Institute, МалериЯ,
    Art Ceilidh. По мнению критиков, Сергея Клевенского можно назвать
    одним из наиболее сильных музыкантов современной этнической сцены России.

    Вистл — народная продольная флейта, широко распространенная в Ирландии, Шотландии и Англии. Дословно переводится как «свисток, дудочка». До середины 19 века традиционно изготавливался из дерева, позже из латунной жести. В современное время флейты из дерева снова приобретают популярность, за счет более мощного и красивого звучания. Вистл имеет 6 игровых отверстий, строй традиционный — Ре мажор (D). Флейта звучит высоко, собранно, и отлично подходит для игры быстрых мелодий!

    Как играть:

    Возьмите флейту в руки. Пальцами левой руки закройте верхние три игровых отверстия (те, которые ближе к свистку): указательный, средний, безымянный. Далее пальцы правой руки – указательный, средний, безымянный закрывают три оставшихся нижних отверстия. Пальцы ложатся на игровые отверстия плотно, но в тоже время, не напряженно. При открывании отверстий во время игры большие пальцы обеих рук и мизинец правой руки удерживают флейту. Приставьте флейту к губам и дуйте равномерно в свистковую прорезь на торце флейты, постепенно меняя силу дутья до получения ровного звука. После получения устойчивого звука при всех закрытых отверстиях переходите к поиску звука одного открытого отверстия снизу, и так, постепенно освоив звуки всех отверстий в последовательном порядке, переходите к простым мелодиям, которые подскажет вам флейта.

    Красивых мелодий и радости вам при освоении волшебной флейты Вистл!

    И некоторых других стран.

    Вистл
    Пример звучания Звучание пластикового вистла
    Классификация Продольная флейта со свистковым устройством
    Медиафайлы на Викискладе

    Строй

    Вистл - диатонический инструмент с диапазоном примерно в 2 октавы. Аппликатура простая, вилочные аппликатуры и закрытие отверстий наполовину используются редко, за исключением пониженной седьмой ступени, позволяющей играть во второй тональности. С помощью усложнённой аппликатуры можно добиться почти полного хроматического ряда.

    Наиболее распространённый строй - D (ре второй октавы), также производятся тинвистлы в большинстве тональностей от G (соль второй октавы) до G (соль первой), инструменты в A и G иногда считаются уже лоу-вистлами .

    История

    История инструмента теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле.

    Собственно «tin» - то есть жестяной, whistle появился в 1843 году в Англии. Небогатый фермер Роберт Кларк (Robert Clarke) имел деревянный вистл и захотел сделать подобный, но из нового материала tinplate (лужёная жесть), который тогда только появился. Новый инструмент получился настолько удачным, что Кларк решил начать свой бизнес. Вместе со своим сыном он путешествовал по Англии, возя с собой свои инструменты и материалы в ручной тележке. Останавливаясь в городах и деревнях, особенно на рынках, Кларк на глазах у населения сворачивал тин-вистлы из листка жести, получалась коническая трубочка, которая потом закрывалась с одного конца деревянной пробкой - получался свисток, затем в трубочке прорезались отверстия. Кларк тут же демонстрировал инструмент, играя на нём мелодии для зрителей. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит ещё одно её название - penny-whistle . Иногда дудочки Кларка покупали ирландские моряки и другие люди с Зелёного острова, которые привозили их домой. Так тин-вистл попал в Ирландию.

    В Ирландии дудочка пришлась всем по душе, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки. Производство Роберта Кларка дожило до наших дней, вистлы марки Clarke пользуются неизменной популярностью по всему миру, в особенности как инструмент для начинающих.

    Впоследствии тин-вистлы стали изготовлять из различных материалов, из металлических трубок, латунных, алюминиевых и т. д. Различных видов пластика и других материалов.

    Тин-вистл получил большое распространение по всему свету в 60-70-х годах XX века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за её пределами. Практически все известные фолк-группы использовали тин-вистл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители тин-вистлов.

    Применение

    Несмотря на кажущуюся примитивность устройства, тин-вистл - в контексте ирландской народной музыки - довольно изощрённый инструмент, обладающий гораздо большими возможностями, чем кажется на первый взгляд. Техника исполнения на нём, вероятнее всего, сложилась под влиянием техники игры на ирландской волынке uilleann pipes , которая имеет давнюю традицию и довольно сложна. Многие ирландские музыканты прославились именно благодаря своей мастерской игре на вистле, например Мэри Бёргин (Mary Bergin) , записавшая в конце 70-х два альбома под названием Feadoga Stain 1 & 2 (Tin Whistles 1 & 2) , которые оказали и продолжают оказывать заметное влияние на вистлеров всего света.

    Современные вистлы

    В наши дни существует множество различных видов тин-вистлов. Это и дожившие до наших дней жестяные конические вистлы Clarke , и распространённые латунные с пластмассовым свистком Generation , доступные пластиковые вистлы Dixon и Susato и деревянные вистлы профессиональных изготовителей.

    Лоу-вистл

    Low-Whistle - лоу-вистл - разновидность тин-вистла. Отличается более низкой настройкой и большим размером, большей требовательностью к дыханию и меньшей подвижностью. Имеет более глубокий и густой тембр. Поэтому лоу-вистл часто применяется для исполнения медленных мелодий. Для изготовления вистлов используется металл, пластик или дерево.

    Наиболее распространённая тональность - D (ре первой октавы, на октаву ниже обычного тинвистла). Изготавливается в большинстве тональностей от G (соль первой октавы) до G (соль малой). Самые низкие тональности встречаются очень редко и иногда называются «басовыми».

    История

    Вероятно, подобные лоу-вистлу продольные флейты существовали ещё в XVI веке, но этот факт остаётся спорным.

    Изобретателем лоу-вистла в его современном виде считается английский джазовый музыкант и изготовитель инструментов Бернард Овертон (Bernard Overton) , который в 1971 году сделал лоу-вистл для известного ирландского музыканта Финбара Фьюри (Finbar Furey) , утратившего свой бамбуковый вистл во время гастролей. Сделав два первых лоу-вистла, которые Фьюри активно использовал в выступлениях, Овертон стал получать заказы от других музыкантов.

    Начало массовой популярности лоу-вистла пришлось на 90-е годы XX века после известного танцевального шоу Риверданс (Riverdance) , в котором музыкант Дэйви Спилла́н (Davy Spillane) играл на этом инструменте.