Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Бдт здание. История здания бдт. История рождения театра

Бдт здание. История здания бдт. История рождения театра

Известный кинокритик, художественный руководитель Российских программ Московского Международного кинофестиваля Ирина Павлова по образованию театровед. Так вышло, что у нее рано появилась возможность наблюдать жизнь знаменитого театра изнутри. Ирина Павлова поделилась с «Лентой.ру» своими воспоминаниями о Георгии Товстоногове, актерах и спектаклях БДТ.

Фото: Сергей Вдовин / Интерпресс / Global Look

: Я попала в БДТ лет в 14 и прожила с этим театром огромный кусок жизни. Товстоногов там царил безусловно. И дело было даже не в той власти, которую он имел в театре, а в том, сколько значило любое его слово для каждого, кто в БДТ работал. В театре все время разговаривали о Гоге. Даже из мимолетных разговоров было понятно, что он царь и бог. Вершитель судеб. Что распределение ролей в новом спектакле – это либо казнь, либо возведение в генеральский чин.

«Лента.ру»: Вы когда-нибудь слышали, что на него жалуются? Многие актеры потом признавались, что были обижены на него – подолгу не давал ролей.

Бывало, не давал. Но не думаю, что в этом был какой-то злой умысел. Он просто исходил из соображений производственной необходимости. Ну, например, он искал князя Мышкина, хотя варианты были - актер репетировал и, наверное, сыграл бы премьеру. Но Товстоногов увидел фильм «Солдаты» с никому не известным Иннокентием Смоктуновским и закричал: «Вот он!». В одночасье Смоктуновский стал звездой. А что стало с тем актером, который репетировал князя Мышкина? Он спился. Пропал.

С Олегом Басилашвили получилось по-другому. Он пришел в БДТ из театра им. Ленинского комсомола, вместе с его тогдашней женой Татьяной Дорониной. Она уже пришла в БДТ в ранге восходящей театральной звезды – после «Фабричной девчонки» в том же питерском Ленкоме, была приглашена сразу на главную женскую роль в спектакль «Варвары», а у него до 1965-го года, до роли Андрея Прозорова в «Трех сестрах», на сцене БДТ были только скромные эпизоды. Зато после чеховской премьеры Басилашвили «проснулся знаменитым».

Товстоногов вызвал из Киева Олега Борисова. У него была такая примета: если в труппе не хватает какой-то краски, ищи в киевском русском театре, и найдешь там своего актера – из Киевского театра в БДТ приехал Кирилл Лавров, оттуда Товстоногов «выписал» Павла Луспекаева, оттуда потом пришел и Валерий Ивченко.

Помните Олега Борисова в кино до БДТ? «Балтийское небо», «За двумя зайцами». Амплуа «характерный актер» принесло ему успех, и, возможно, останься он тогда в Киеве, так и был бы выдающимся комиком… А в БДТ его брали как трагического актера! И вот Товстоногов его «мариновал». Хотя Борисов блистательно сыграл Ганю Иволгина в «Идиоте»! Но после нее – ничего, только вводы. Актер собрался уходить из театра, уже и заявление написал.

Георгий Товстоногов пожимает руку Олегу Борисову на премьере спектакля "Король Генрих IV" (1969). На фото слева направо: Владислав Стржельчик, Олег Борисов, Ефим Копелян, Георгий Товстоногов

В это время Товстоногов готовил спектакль «Генрих IV», главную роль репетировал хороший, интеллигентный, умный актер, у которого вообще ничего не получалось. Товстоногов его снял с роли принца Гарри, и назначил на роль молодого Олега Борисова. И все сразу же встало на места. Когда в спектакле появился этот язвительный, с неприятным дробным смешком наглый парень, и все партнеры его в спектакле зажили по-другому. Актеры ведь похожи на спички в коробке: одна загорелась – и все вспыхнули.

Однако, несмотря на «тиранию», членством в труппе Товстоногова дорожили. Сам же режиссер называл свой режим «добровольной диктатурой».

Когда Георгий Александрович пришел работать в БДТ, ему был дан карт-бланш: он мог уволить любого, невзирая на чины и регалии. Многих и уволил. Но остались в театре два «смутьяна», оба - Народные артисты. Они писали на него телеги в обком. Ему об этом сразу потихоньку сообщали. Что сделали бы в этой ситуации девяносто девять режиссеров из ста? Выперли бы обоих. Что сделал Товстоногов? Пожилой актрисе дал две роскошных роли, а на актера-доносчика поставил практически бенефисный спектакль. Настоящий режиссер дорожит хорошим актером, даже если этот актер совершает неблаговидные поступки. А если актер заблуждается, если он привык, со всеми своими орденами и медалями, чувствовать себя хозяином в театре, то ему просто нужно объяснить, кто в доме хозяин. Зачем же с ним расставаться? Где ты потом такого найдешь? И актер-кляузник сыграл у Товстоногова Эзопа. А потом, по воспоминаниям завлита Дины Морисовны Шварц, в кабинете Гоги хлопнулся на колени и просил прощения. Как повел себя Георгий Александрович? «О чем вы?! Я ничего не знаю… За что вы просите прощения?» Все он знал. Но не считал возможным это даже обсуждать, а уж извинения принимать – и подавно. Вот так складывалась его «тирания».

От него уходили. Ушло несколько очень хороших артистов. Они, конечно, не пропали, с ними ничего плохого не случилось. Но ни у одного из них в театре больше таких свершений, как с Товстоноговым, не было. А уходили они в хорошие театры к хорошим режиссерам. Доронина, Юрский, Тенякова... Достаточно сопоставить то, что было у этих актеров, и то, что стало, чтобы понять, на чем держалась товстоноговская «диктатура». Актер видит свое частное и не видит целого. Исключением из этого правила, пожалуй, был только Олег Борисов. Но и его театральная судьба, несмотря на блистательные работы у Ефремова, Додина, Хейфеца, сложилась далеко не так, как могла бы.

Говорят, он с актерами не «братался», общался как бы сквозь стенку стеклянную. А с Копеляном и Луспекаевым дружил. В чем дружба выражалась?

Это была не стенка. Дистанция. С Копеляном он общался, считал его одним из самых умных людей в Ленинграде (что было чистой правдой). Евгений Лебедев был ему родственник. Луспекаева он просто любил, видел его фантастический талант. Дом Товстоноговых был довольно закрытый, малопроницаемый. Даже если ходили к Натэлле Александровне, это была другая половина. Так что вхожих в его дом было не много. А вхожих в его голову не было никого.

Ваше отношение к Товстоногову со временем менялось?

Человеку извне всегда видно далеко не все. А часто не все видно и изнутри. Иногда мне казалось, что происходит нечто неприличное, даже гадкое! Ну, к примеру, на малой сцене БДТ режиссер Марк Розовский репетировал спектакль «Холстомер». Пьеса по толстовской новелле была написана им самим, очень яркая, оригинальная. Евгений Алексеевич Лебедев, репетировавший главную роль, бубнил, как маньяк: «Это будут новые "Мещане"!»

А «Мещане» Товстоногова - это был спектакль не просто великий, но программный. Спектакль из той категории, что делают репутацию не только режиссеру, но театру в целом. Пришел Георгий Александрович, посмотрел. И сказал: «Ну что ж, переносите на большую сцену». Стали репетировать на большой сцене, и обнаружилось: на большой сцене спектакль разваливается. Георгий Александрович делает несколько ключевых поправок, меняет акценты, и вместо авангардного спектакля буквально на глазах вдруг родилась трагедия.

Сцена из спектакля "Мещане" (1968) Слева направо: Владимир Рецептер - Петр, Кирилл Лавров - Нил, Людмила Сапожникова - Поля, Николай Трофимов - Перчихин

Фото: Максим Блохин / Фотохроника ТАСС

В общем, на афише режиссером-постановщиком значился уже Товстоногов. «История лошади» стала хитом сезона. Розовский, естественно, был не в восторге от происшедшего… И многие молодые критики (и я в том числе) считали всю эту историю неблаговидной. Но Розовский потом сам поставил этот спектакль в другом театре. И тогда всем все стало ясно. И мне тоже. И я перестала восклицать: «Как не стыдно – красть спектакль!»

Вообще, Товстоногов был на тот момент главным режиссером страны, нравится это кому-то или нет. При том, что одновременно с ним работали и Эфрос, и Любимов, и Ефремов.

Товстоногов на сцене БДТ создал не просто уникальный художественный мир, полный невероятных режиссерских прозрений, парадоксальных решений. Он создал фантастический мир чувств, он вырастил плеяду великих актеров. Ведь даже те, кто ушли от него, всю жизнь испытывали на себе его влияние, влияние этой потрясающей личности, наделенной какой-то нечеловеческой интуицией.

Только ли в актерах дело?

А как актеры-то создаются? Великие актеры создаются великими спектаклями. Не модными, не эффектными – великими. Он из любой пьесы вытаскивал нечто невероятно важное, и актеры были проводниками этого важного. Красавец Владислав Стржельчик (до Товстоногова числившийся в амплуа «актера-фрачника») играл у него древнего старика Грегори Соломона в «Цене» Артура Миллера так, что зал на каждом спектакле рыдал вместе с героем… А Светлана Крючкова – буквально задыхающаяся от любви Аксинья в «Тихом Доне»…

Я не видела спектакля «Пять вечеров» с Шарко, Копеляном, Лавровым и Макаровой. Я только слышала неполную аудиозапись. Но как же это все должно было быть на сцене, вживую, если от старой звукозаписи буквально сердце останавливается?

Товстоногов пришел в БДТ, и первое, что сделал (в отличие от большинства других режиссеров) – поставил коммерческий спектакль. «Шестой этаж» по пьесе Жери. На него валом повалила простая публика. Спектакль многофигурный, он занял две трети труппы. Никому не ведомые артисты стали вдруг известными. После этого он делает спектакль «Сеньор Марио пишет комедию» Альдо Николаи. Никто особо не знал этого названия. Но сам факт, что у нас поставлена итальянская пьеса, привел к тому, что все поперли в театр, как оглашенные. В театр, на спектакли которого еще совсем недавно, до прихода Товстоногова, силком никого было не загнать. Он работал с городом. Он не только спектакли делал, он еще обольщал. Он был обольститель! И вдруг – один за другим спектакли: про князя Мышкина, про семью Бессеменовых. Про легкомысленную женщину, живущую на втором этаже, к которой вся семья Бессеменовых стремится, и к которой безумно ревнует любящий и непонятый отец. Все хотят туда, к ней, где пляшут и поют, а не туда, где душно и папа все время учит. И им не жалко этого папу, а папа-то прекрасный… То же самое было с «Варварами». Спектакль получился про то, что все хотят, чтобы их любили, а сами любить не умеют… А его «Лиса и виноград» с Полицеймако в главной роли – это был какой-то потрясающий гимн свободе! Финальная фраза Эзопа «Где тут ваша пропасть для свободных людей?!» всегда сопровождалась овацией, просто ревом зала!

Не знаю, выдавливал ли Товстоногов из себя по капле раба, по выражению Чехова. Но то, что он выдавливал раба, скота, жлоба из своих зрителей, из общества – это совершенно для меня очевидно. Я это на себе испытывала. Ты приходил в его театр кем угодно, а уходил – человеком с тоской по идеалу. Я именно там понимала, как нигде, что культура – это система табу. Что есть вещи, которых нельзя делать, да и все тут. А если хочется так, что невмоготу – поступай, как толстовский отец Сергий – руби себе палец. Очень, знаете ли, отвлекает от недостойных желаний!

Поколение, выросшее на спектаклях Товстоногова, эти табу порастратило. Много лет растрачивали, трепали, избавлялись от этих табу для собственного удобства – но, к счастью, так и не избавились до конца. Потому что это было вколочено в людей гвоздями, выкованными режиссером Георгием Александровичем Товстоноговым в Ленинградском Академическом Большом Драматическом театре.

Им. Г. А. Товстоногова в 2019 году будет отмечать свой столетний юбилей. В его сегодняшнем репертуаре классические пьесы и произведения современных авторов. Театр входит в число знаменитейших и популярнейших в России.

О театре

БДТ Товстоногова существует с 1919 года. Изначально он назывался Особой драматической труппой. Первые спектакли демонстрировались в зале Консерватории. Через некоторое время театр обрёл свое здание. Набережная реки Фонтанки стала местом расположения легендарного БДТ. Художественное руководство новым храмом искусства было поручено знаменитому поэту А. А. Блоку. Идейным вдохновителем стал Максим Горький. В репертуар того времени входили произведения Ф. Шиллера, У. Шекспира, В. Гюго. Главной своей задачей БДТ считал противопоставление благородства, достоинства и чести царившим в мире жестокости и хаосу.

Двадцатые годы XX века стали для нового театра непростыми. Сначала М. Горький уехал в другую страну, затем скончался А. Блок. Покинул БДТ художник А. Бенуа. Ушёл из театра главный режиссёр А. Лаврентьев. В труппу приходили новые постановщики. Но надолго никто не задерживался. Так продолжалось вплоть до 1956 года. Основу репертуара в то нелёгкое время составляли произведения советских драматургов.

В 1956 г. у театра началась новая жизнь. Произошло это благодаря приходу на должность главного режиссёра и художественного руководителя Г. А. Товстоногова. Он прослужил в БДТ тридцать лет. Георгий Александрович создавал спектакли, которые становились настоящими событиями. Постановки его отличались оригинальностью, свежестью, новизной и собственным взглядом на произведения. Этот человек превратил театр, находившийся в числе аутсайдеров, в одного из лидеров страны. Георгий Александрович пригласил в труппу таких выдающихся актёров, как Т. Доронина, И. Смоктуновский, В. Стржельчик, С. Юрский, К. Лавров и т.д. Это был лучший коллектив в СССР. В 1964 году театр был удостоен почётного звания "Академический". В 1970 г. открылась ещё одна сцена БДТ - Малая.

В мае 1989 г. Георгий Александрович возвращался домой с репетиции нового спектакля на своём автомобиле. С ним случился сердечный приступ. Великий режиссёр умер прямо за рулём. Кончина гения стала большой утратой для театра. Труппа не могла оправиться от шока. Вскоре артисты выбрали нового худрука. Им стал К. Ю. Лавров. Актёр старался продолжать традиции, заложенные Георгием Александровичем. В 1992 г. театру было присвоено имя Г. А. Товстоногова. Кирилл Юрьевич Лавров занимал пост худрука до 2007 года. Затем его сменил Т. Чхеидзе. С 2013 года художественным руководителем БДТ является А. А. Могучий.

Репертуар

БДТ Товстоногова предлагает своим зрителям драмы, комедии, классические произведения и пьесы современных авторов.

В 2017 году на его сцене можно увидеть следующие спектакли:

  • "Гроза".
  • "Лето одного года".
  • "Алиса".
  • "Солдат и чёрт".
  • "Язык птиц".
  • "Губернатор".
  • "Человек".
  • "Видимая сторона жизни".
  • "Дом Бернарды Альбы".
  • "Война и мир Толстого".
  • "Мария Стюарт" и другие.

Труппа

Своими артистами издавна славится БДТ Товстоногова. Актёры здесь служат талантливые и профессиональные. Многие из них имеют звания и награды. Коллектив состоит из подающей надежды молодёжи и прославленных знаменитостей, имеющих большой опыт и известных широкой аудитории по многочисленным работам в кино.

Труппа театра:

  • Максим Бравцов.
  • Виктор Княжев.
  • Леонид Неведомский.
  • Светлана Крючкова.
  • Елена Шварёва.
  • Олег Басилашвили.
  • Нина Усатова.
  • Сергей Стукалов.
  • Алиса Фрейндлих.
  • Георгий Штиль.
  • Ируте Венгалите и многие другие артисты.

Режиссёры

В БДТ работает несколько постановщиков спектаклей.

Режиссёрская группа:

  • Людмила Шувалова.
  • Андрей Максимов.
  • Александр Никаноров.
  • Полина Неведомская.
  • Александр Артёмов.

Л. Шувалова и А. Максимов работают в БДТ дольше других.

Андрей Николаевич родился в 1955 году. В 30 лет окончил ЛГИТМиК. Карьеру он начал в городе Кемерово. Затем были Новосибирск, Красноярск, Омск, Вильнюс. С 1993 года А. Максимов служит в БДТ Товстоногова. За годы творческой деятельности он поставил более тридцати спектаклей.

Л. П. Шувалова окончила театральное училище в Нижнем Новгороде. В БДТ пришла работать в 1951 году. Свой творческий путь Людмила Павловна начинала как актриса. Через 20 лет артистической деятельности стала ассистентом режиссёра. А в 1980 году - постановщиком. Л. П. Шувалова за большой вклад в театральное искусство награждена орденами II и I степеней «За заслуги перед Отечеством».

Г. А. Товстоногов

Г. А. Товстоногов родился в 1915 году. С детских лет Георгий Александрович очень любил театр. Но после окончания школы он по настоянию отца поступил в железнодорожный институт. Проучившись там недолгое время, юноша понял, что у него другое призвание, и бросил этот вуз. В 1931 году Г. А. Товстоногов начал работать в русском ТЮЗе города Тбилиси в качестве актёра. Через два года поступил учиться в ГИТИС на режиссёрский факультет. В 1946 году переехал в Москву, а в 1949-м - в Санкт-Петербург.

С 1956 года Георгий Александрович - режиссёр БДТ. Товстоногов возглавил этот театр в период, когда он находился на грани закрытия. Коллектив был ужасный. Худруки постоянно менялись. Посещаемость - низкая, а финансовые долги - высокие. Благодаря Георгию Александровичу БДТ в кратчайшие сроки поднялся на ноги. Г. Товстоногов возглавлял театр тридцать лет - до самой смерти. Кроме того, этот гениальный режиссёр вёл преподавательскую деятельность, был профессором, написал две книги, работал на телевидении и радио.

Покупка билетов

БДТ Товстоногова, как и многие другие театры, предлагает два способа покупки билетов. Первый - в кассе, второй - через интернет. На официальном сайте театра в разделе "Афиша" необходимо выбрать интересующий вас спектакль и удобную дату. Затем нужно определиться с рядом и местом, в этом вам поможет схема зрительного зала, которая представлена в данном разделе статьи.

При помощи банковской карты или электронного кошелька производится оплата заказа. Приобретённые билеты отправляются на имейл покупателя. Их необходимо будет самостоятельно распечатать и в бумажном варианте предъявить при входе в зал. Если вы желаете приобрести билеты в одной из касс, то запомните их режимы работы: с 10:00 до 21:00 - Главная сцена, и с 10:00 до 19:00 часов - Малая. Перерыв - с 15:00 до 16:00. Студенты творческих вузов могут приобрести билеты со скидкой за один час до начала спектакля и при предъявлении документа, подтверждающего право на льготу.

Вы никогда не были в БДТ? Нет? К сожалению, мне тоже не довелось побывать на живых спектаклях Большого Драматического Театра им. Товстоногова. Как ни говори "халва" - во рту слаще не станет, но стоит произнести "Ханума!" Этот спектакль по праву стал визитной карточкой театра, который сегодня отмечает свою 93-ю годовщину.

Удивительно, каких больших актеров в разное время на своей сцене собрал этот театр: Георгий Товстоногов , Кирилл Лавров , Ефим Копелян , Олег Борисов, Павел Луспекаев , Олег Басилашвили , Татьяна Доронина , Светлана Крючкова ,Нина Усатова , Ольга Волкова

К счастью мы можем их вспомнить по ролям в кинофильмах и телеспектаклях.

Я не буду рассказывать об актерах подробно, просто хочу, чтобы вы их сегодня вспомнили, хотя бы некоторых….

Борис Бабочкин - не воспринимается как актер, а как живая легенда, герой гражданской войны и любимый персонаж советского кино 1930-х годов Василий Иванович Чапаев. Для нас он так и остался героем одной роли.

Людмила Макарова - совсем недавно отметила свой 90-й юбилей на сцене театра, она до сих пор играет на сцене БДТ и, хотя у нее было огромное количество ролей, но для нас она навсегда Главная Ханума нашей страны. Сколько раз этот спектакль шел на телеэкране? Я не знаю, но откладываются все дела, когда слышу "Гре-ех одному быть.... Гре-ех холостым быть...!"




Людмила Макарова вчера, сегодня и всегда

Ефим Копелян - даже если вы не смотрели "Неуловимых мстителей", "Вечный зов" или "Соломенную шляпку", то голос "Семнадцати мгновений весны" знает вся страна. После выхода на экран этого фильма артист в шутку стал называть себя "Ефим Закадрович". В БДТ актер пришел еще до Товстоногова и работал в театре до конца своих дней вмсете с женой - Людмилой Макаровой.


Евгений Лебедев - его первая роль на сцене БДТ - мадемуазель Куку в спектакле "Безымянная звезда". Да что там "мамзель"! Этот актер блестяще играл "врагов" (как я в детстве ненавидела его Ромашова в "Двух капитанах"!) и героев (фильмы "Поезд милосердия" и "Блокада"), умильного пьяницу ("Энергичные люди") и даже... лошадь! Холстомер - одна из лучших его ролей в спектакле "История лошади" по Л. Толстому.


Сцена "со стаканом" из спектакля "Энергичные люди"

Недавно в БДТ прошел вечер памяти актера в честь его 95-летия, а 2000 году была учреждена Премия имени Евгения Лебедева - бронзовая фигурка актера в роли Холстомера…

Нина Усатова - настоящая русская Женщина: уверенная, сильная, решительная и такая добрая, домашняя, уютная. В любой роли хороша: от деревенской тетки (фильм "Остров") до влюбленной помещицы (спектакль А. Островского "Блажь!") и от тетушки из Next, а до матушки в фильме "Поп". Действительно всенародно любимая актриса: в день своего 60-летия она получила удивительный подарок - сделать выстрел из пушки Нарышкиного бастиона Петропавловской крепости.



"Супница или Кипящие страсти"

Как в разговоре об этом театре не вспомнить ее, актрису, без которой он для зрителей просто немыслим! На сцене БДТ играл ее отец Бруно Фрейндлих, а перечислять роли самой Алисы Бруновны бессмысленно, все они известны и любимы нами безмерно!



Алиса Фрейндлих - королева сцены, королева кино, королева всегда и во всем.

Гастроли Большого Драматического Театра им. Товстоногова в любом городе всегда заканчиваются аншлагом, на его сцене играли и играют большие мастера. Хочется от всего сердца поздравить труппу театра с Днем рождения и пожелать не только творческих успехов, но и новых достойных этой сцены актеров.

Какие спектакли этого театра вы снова хотели бы увидеть? Какие роли актеров БДТ вам полюбились?

Скорее всего, нет в Санкт-Петербурге человека, который бы не знал Большой Драматический Театр им. Г.А. Товстоногова. БДТ открылся в 1918 году при непосредственном участии Максима Горького и Александра Блока. И сегодня зеленое здание театра на Фонтанке является визитной карточкой города. А зрители со всей страны приходят сюда, чтобы посмотреть спектакли с великолепными Алисой Фрейндлих, Олегом Басилашвили и другими актерами.

Здание театра

Рассказывать о труппе и спектаклях нет смысла: имя театра известно во всем мире, а сами спектакли нужно просто идти и смотреть. Но отдельного внимания заслуживает и само здание театра. Построено оно было еще в 70-е годы XIX века по проекту архитектора Людвига Фонтана. Вскоре здание было передано Дирекции Императорских театров и там открылся Императорский Малый театр.

После того, как Дирекция перестала арендовать театр, владельцы земли, на которой он был построен, предоставили его антерпренерам.

После революции 1917 года здание театра было национализировано, и с 1920 года в нем стала работать труппа БДТ.

Реконструкция театра

К 2011 году здание изрядно обветшало, а сценическое оборудование устарело. Поэтому в 2011 году театр закрылся на реставрацию на три года. Спектакли проходили на других площадках, а сам театр в это время преображался!

В ходе реконструкции мастера отремонтировали и заменили сценическое и постановочное оборудование, полностью отреставрировали фасады здания, зрительный зал, художественные элементы интерьера, репетиционные помещения театра.

Главный режиссер театра настоял на том, чтобы в основном зале появилась современная сцена-трансформер, новое световое и звуковое оборудование. На Основной сцене появился обновленный занавес. Зал вмещает в себя 750 зрителей (есть также Малая сцена, рассчитанная на 70 человек).

Детально и скрупулезно были отреставрированы элементы внутренней отделки: великолепное фойе с трехмаршевой белой парадной лестницей и изображением колесницы Аполлона, живописный плафон художника Анжело Гуджиари 1902 года и т.д.

При обновлении фасадов здания была задействована современная тяжелая техника, способная работать в стесненных обстоятельствах. Компания ООО «ЮТИС», предоставившая театру автокран в аренду в Санкт-Петербурге , порекомендовала остановиться на кране «Кобелко». Оператор крана осуществлял подачу кровельных материалов на вылете стрелы 30 метров. Работа с театром БДТ — один из сложных и ответственных проектов, к успешной реализации которых в компании «ЮТИС» относятся с гордостью.

Кроме того, в здании театра отреставрировали кабинет Георгия Товстоногова, гримерку Кирилла Лаврова, работавшего в этом театре, и известную «гримерку номер 9» — в ней на потолке оставили свои подписи более 300 знаменитостей!

В 2014 году Большой Драматический Театр открылся после реконструкции и вот уже третий год радует гостей обновленными интерьерами.

Знаменитое здание Большого драматического театра, которое находится на Фонтанке, было возведено в 1877 году. Заказчиком его был граф Антон Апраксин. Оно изначально задумывалось как театральная площадка, и должно было стать вспомогательной сценой Александринки. Долгое время здание арендовалось Дирекцией Императорских театров. В конце XIX века оно перешло в ведение Литературно-художественного общества, основанного драматургом Алексеем Сувориным. В 1917 году здание конфискует Советская власть, в 1920 году здесь был основан Большой драматический театр.

Архитектор Людвиг Фонтана, построивший здание по заказу графа Апраксина, избрал эклектичный стиль. Внешний облик его сочетает в себе характерные черты барокко и ренессанса. Уже спустя 10 лет после постройки здание претерпело ряд небольших изменений, а в начале XX века была проведена масштабная его реконструкция, в ходе которой сильно увеличилось сценическое пространство. Полностью изменилась концепция освещения интерьеров здания. В советские годы часть зрительского фойе была переоборудована в малую сцену.

В начале 21-го столетия остро встал вопрос о капитальном ремонте театральных помещений. Последняя реконструкция прославленного театра закончилась в 2014 году.

История труппы

Основателями петроградского Большого драматического театра можно считать Максима Горького и одну из старейших МХАТовских актрис Марию Андрееву, занимавшую должность комиссара по делам зрелищных учреждений советского севера. В 1918 году она официально подписывает решение об открытии БДТ. В труппу нового театрального коллектива вошли лучшие актеры советской эпохи. Сам Александр Бенуа стал главным художником театра.

Уже в 1919 году театр сыграл свою первую премьеру. Это была пьеса Шиллера «Дон Карлос». Здание на Фонтанке театр получил лишь в 1920 году, а до того представления проходили в большом зале Консерватории.

«Театр великих слез и великого смеха» - так определял репертуарную политику БДТ Александр Блок. В начале своего пути театр, принимая к постановке произведения лучших мировых и российских драматургов, нес публике соответствующие времени революционные идеи. Главным идеологом БДТ на протяжении первых лет был Максим Горький. С 1932 года театр официально стал носить его имя.

В начале 30х годов главным режиссером театра стал ученик Всеволода Мейерхольда Константин Тверской. При нем репертуар дополнился постановками современной драматургии. Пьесы таких авторов, как Юрий Олеша, сделали театр более приближенным к современности.

В 1936 году Тверской был арестован, а позднее расстрелян. После этого наступила пора постоянной смены художественного руководства театра. Многие его творческие лидеры были репрессированы, им на смену приходили другие. Это не могло не сказаться на качестве постановок и состоянии труппы. БДТ стал терять свою популярность и статус ведущего театра города. Во время Великой отечественной войны труппа продолжала деятельность в эвакуации, а после прорыва блокады вернулась в Ленинград, где занялась обеспечением досуга госпиталей.

Творческий застой театра длился до тех пор, пока пост художественного руководителя в 1956 году не занял Георгий Товстоногов. Он полностью реорганизовал БДТ, обновил труппу и привлек на площадку нового зрителя. За тридцать три года его руководства, труппа театра пополнилась такими звездами, как Зинаида Шарко, Татьяна Доронина, Наталья Тенякова, Алиса Фрейндлих. На сцене БДТ блистали Иннокентий Смоктуновский, Павел Луспекаев, Сергей Юрский, Олег Басилашвили.

После смерти великого мастера звездная труппа несколько раз сменила главных режиссеров, среди которых были Кирилл Лавров, Григорий Дитятковский, Темур Чхеидзе.

В 2013 году БДТ возглавил один из наиболее ярких режиссеров современного российского театра – Андрей Могучий. Первый же его спектакль «Алиса» по произведениям Льюиса Кэрола, с Алисой Фрейндлих в главной роли, сразу завоевал наиболее престижные театральные премии Москвы и Петербурга.

В 2014 году закончилась масштабная реконструкция здания БДТ – таким образом театр обновился не только в художественном, но и в архитектурном плане. Сохранив исторический облик, он значительно модернизировал свою техническую базу.

В настоящее время театр имеет три действующие площадки – большая и малая сцены в главном здании на Фонтанке, а также Каменноостровский театр, известный как «вторая сцена БДТ».

В ходе последней трехлетней реконструкции БДТ внутри здания под несколькими слоями штукатурки и краски были обнаружены уникальные барельефы, рисунки и лепнина, о существовании которых было ранее неизвестно.

Проведя капитальный ремонт здания, строители сохранили в неприкосновенности такие памятные объекты, как кабинет Георгия Товстоногова, а также интерьеры в гримуборных, где на стенах и потолке оставляли свои автографы великие театральные деятели нашего времени.

Один из наиболее прославленных российских драматических театров в 2015 году был отмечен Национальной театральной премией «Золотая маска» в номинации «Театр кукол», поскольку одна из последних премьер БДТ была отнесена экспертами не к драматическому, а к кукольному жанру. Спектакль «Когда я снова стану маленьким» по произведениям Януша Корчака поставил на сцене БДТ выдающийся российский режиссер-кукольник Евгений Ибрагимов.