Меню
Бесплатно
Главная  /  Праздники  /  Состав труппы бдт. Большой драматический театр им. Товстоногова: репертуар, история. Г. А. Товстоногов

Состав труппы бдт. Большой драматический театр им. Товстоногова: репертуар, история. Г. А. Товстоногов

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание:
раздел «О театре» на сайте БДТ в настоящее время обновляется и дополняется.

История Большого драматического театра

Большой драматический театр открылся 15 февраля 1919 года трагедией Ф. Шиллера «Дон Карлос», начав свои выступления в Оперной студии Консерватории.

В 1964 году присвоено звание Академического, в 1970 году открыта Малая сцена, с 1992 года носит имя Г.А. Товстоногова.

Осенью 1918 г. комиссар по делам театров М.Ф. Андреева подписала декрет о создании в Петрограде Особой драматической труппы - так первоначально назывался театр, знаменитый сегодня во всем мире под аббревиатурой БДТ. Ее формирование было поручено известному актеру Н.Ф. Монахову, а истоками стали два театральных коллектива: организованный в 1918 году Театр трагедии под руководством

Ю.М. Юрьева и Театр художественной драмы, который возглавлял А.Н. Лаврентьев.

На должность председателя Директории Большого драматического был назначен А.А. Блок, который по существу стал первым художественным руководителем БДТ. Главным идейным вдохновителем нового театра стал М. Горький. Он писал в то время: «Зрителям необходимо показать человека, о котором он сам - и все мы - издавна мечтали, человека-героя, рыцарски самоотверженного, страстно влюбленного в свою идею... человека честного деяния, великого подвига...» Выдвинутый Максимом Горьким лозунг «Героическому народу - героический театр!» получил воплощение в репертуаре БДТ.

На сцену БДТ выходили герои У. Шекспира, Ф. Шиллера, В. Гюго. Они утверждали идеи благородства, противопоставляя честь и достоинство хаосу и жестокости окружающего мира. В первые годы жизни БДТ существенную роль в определении его художественного облика играли художники. Каждый из них: и вышедшие из объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа и М.В. Добужинский, и архитектор-монументалист В.А. Щуко делали это по-своему. Но именно они сформировали торжественный, поистине великолепный стиль раннего БДТ.

Наступление новой эпохи совпадало с непростыми, а порой и трагическими переменами внутри самого театра. В 1921 г. на несколько лет уехали из России М.Ф. Андреева и М. Горький, в том же году не стало А.А. Блока, вернулся в Академический театр драмы Ю.М. Юрьев, ушел А.Н. Бенуа, покинул БДТ и ставший главным режиссером А.Н. Лаврентьев. В театр приходили новые режиссеры: Н.В. Петров, К.П. Хохлов, П.К. Вейсбрем, К.К. Тверской; они приводили за собой и новых художников - Ю.П. Анненкова, М.З. Левина, Н.П. Акимова, В.М. Ходасевич, В.В. Дмитриева. Приняв от А.А. Блока символическую эстафету, в 1923 г. литературную часть возглавил А.И. Пиотровский.

В новых поисках театра большую роль сыграла режиссерская деятельность ученика В.Э. Мейерхольда К.К. Тверского (1929-1934 гг.). В середине двадцатых годов репертуар БДТ определяют в первую очередь пьесы современных драматургов, таких как Б.А. Лавренев, А. Файко, Ю.К. Олеша, Н.Н. Никитин, Н.А. Зархи, В.М. Киршон, Н.Ф. Погодин. Обновляется и труппа,

в БДТ приходят А.И. Лариков, В.П. Полицеймако, Н.П. Корн, Л.А. Кровицкий; Е.М. Грановская, О.Г. Казико, В.Т. Кибардина, Е.В. Александровская, А.Б. Никритина.

Со дня основания театра в БДТ работали режиссеры: 1919-1921 и 1923-1929 - А.Н. Лаврентьев; 1921-1922 - Н.В. Петров; 1929-1934 - К.К. Тверской; 1934-1936 - В.Ф. Федоров; 1936-1937 - А.Д. Дикий; 1938-1940 - Б.А. Бабочкин; 1940-1946 -
Л.С. Рудник; 1946-1949 - Н.С. Рашевская; 1950-1952 - И.С. Ефремов; 1922-1923 и 1954-1955 - К.Л. Хохлов.

Тридцать шагов в длину. Двадцать в глубину. Вверх - на высоту занавеса. Пространство сцены не такое уж большое. В этом пространстве могла бы разместиться современная квартира - она получится не такой уж ненатурально просторной. Здесь можно разместить сад. Пожалуй, уголок сада, не больше. Здесь можно сотворить мир. Мир высоких человеческих страстей, противостоящих низости, мир деяний и мир сомнений, мир открытий и высокий строй чувств, ведущих за собой зрительный зал.

Из книги «Зеркало сцены»

В начале 1956 г. Большой драматический готовился отметить свой тридцать седьмой день рождения.

В самый канун праздника труппе был представлен новый, одиннадцатый по счету, главный режиссер.

Так в БДТ началась эпоха, имя которой Георгий Александрович Товстоногов.

Г.А. Товстоногов создал театр, который на протяжении десятилетий неизменно оставался лидером отечественного театрального процесса. Созданные им спектакли: «Лиса и виноград» Г.Фигейредо, «Идиот» Ф.М. Достоевского, «Пять вечеров» А. Володина, «Варвары» М. Горького, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Мещане» М. Горького, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Три сестры» А.П. Чехова, «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, «Энергичные люди» В. Шукшина, «Три мешка сорной пшеницы» В. Тендрякова, «История лошади» Л.Н. Толстого, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, «На дне» М. Горького… становились событиями

в театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны, поражая новизной трактовки, оригинальностью режиссерского взгляда.

По крупицам, личность к личности, Г.А. Товстоногов собрал ансамбль уникальных актерских индивидуальностей, составивших лучшую драматическую труппу страны. Роли, сыгранные на сцене БДТ, принесли известность И.М. Смоктуновскому, О.И. Борисову, раскрыли яркие дарования Т.В. Дорониной, Е.А. Лебедева, С.Ю. Юрского, Е.З. Копеляна, П.Б. Луспекаева, П.П. Панкова, Э.А. Поповой,

В.И. Стржельчика, З.М. Шарко, В.П. Ковель, В.А. Медведева, Л.В. Неведомского, М.В. Данилова, Ю.А. Демича, И.З. Заблудовского, Н.Н.Трофимова, К.Ю. Лаврова, А.Ю. Толубеева, Л.И. Малеванной.

В БДТ и поныне играют А.Б. Фрейндлих, О.В. Басилашвили, В.М. Ивченко, Н.Н. Усатова, Е.К. Попова, Г.П. Богачев, Г.А. Штиль.

23 мая 1989 года возвращаясь из театра, Георгий Александрович Товстоногов скоропостижно скончался за рулем своего автомобиля.

В дни, когда театр еще не оправился от шока, тайным голосованием коллектива, художественным руководителем БДТ единогласно был выбран народный артист СССР, лауреат Государственных премий К.Ю. Лавров.

27 апреля 2007 года театр простился с К.Ю. Лавровым. В июне единогласным решением труппы художественным руководителем Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова был выбран народный артист России и Грузии Т.Н. Чхеидзе, который прослужил на этом посту до марта 2013 года.

БДТ Товстоногова открылся в феврале 1919 года. В его репертуар сегодня входят в основном классические произведения. Большинство из них - это постановки в уникальном прочтении.

История

Первым спектаклем театра была трагедия Ф. Шиллера «Дон Карлос».

Изначально БДТ располагался в здании консерватории. В 1920 году он получил новое здание, в котором находится до сих пор. Фото БДТ Товстоногова представлено в данной статье.

Первое название театра - «Особая драматическая труппа». Формированием труппы занимался известный актёр Н.Ф. Монахов. Первым художественным руководителем БДТ стал А.А. Блок. Идейным вдохновителем был М. Горький. В репертуар того времени входили произведения В. Гюго, Ф. Шиллера, У. Шекспира и т.д.

Двадцатые годы 20 века были сложными для театра. Менялась эпоха. Уехал из страны М. Горький. Скончался А.А. Блок. Театр покинули главный режиссёр А.Н. Лаврентьев и художник На их место приходили новые люди, но надолго не задерживались.

Большой вклад в развитие БДТ внёс пришедший в 1929 году режиссёр К.К. Тверской - ученик В.Э. Мейерхольда. Прослужил он театре до 1934 г. Благодаря ему в репертуаре БДТ появились спектакли, поставленные по пьесам современных на тот момент драматургов.

Георгий Александрович Товстоногов пришёл в театр в 1956 году. Он был уже одиннадцатым руководителем по счёту. С его приходом началась новая эпоха. Именно он создал театр, который уже много десятилетий входит в число лидеров. Георгий Александрович собрал уникальную труппу, которая стала лучшей в стране. В неё входили такие актёры, как Т.В. Доронина, О.В. Басилашвили, С.Ю. Юрский, Л.И. Малеванная, А.Б. Фрейндлих, И.М. Смоктуновский, В.И. Стржельчик, Л.И. Макарова, О.И. Борисов, Е.З. Копелян, П.Б. Луспекаев, Н.Н. Усатова и другие. Многие из этих артистов до сих пор служат в БДТ Товстоногова.

В 1964 году театр получил звание Академического.

В 1989 г. Георгий Александрович Товстоногов скончался. Это трагическое событие стало для шоком. Почти сразу после смерти гения его место занял народный артист СССР Кирилл Лавров. Он был выбран голосованием коллектива. Кирилл Юрьевич вкладывал всю волю, душу, авторитет и энергию в сохранение того, что было заложено Г.А. Товстоноговым. Он приглашал к сотрудничеству талантливых режиссеров. Первой постановкой, созданной после смерти Георгия Александровича, стала пьеса «Коварство и любовь» Ф. Шиллера.

В 1992 году БДТ было присвоено имя Г.А. Товстоногова.

В 2007 году на должность худрука был выбран Т.Н. Чхеидзе.

С 2013 года художественным руководителем является А.А. Могучий.

Спектакли

БДТ Товстоногова репертуар своим зрителям предлагает следующий:

  • «Человек» (записки психолога, который пережил концлагерь);
  • «Война и мир Толстого»;
  • «Метод Гронхольма»;
  • «Дядюшкин сон»;
  • «Крещённые Крестами»;
  • «Театр изнутри» (интерактивная постановка);
  • «Мера за меру»;
  • «Мария Стюарт»;
  • «Солдат и Чёрт» (музыкальная драма);
  • «Что делать?»;
  • «Три текста про войну»;
  • «Калека с острова Инишмаан»;
  • «Квартет»;
  • «Из жизни марионеток»;
  • «Томление»;
  • «Когда я снова стану маленьким»;
  • «Лето одного года»;
  • «Трактирщица»;
  • «Игрок»;
  • «Время женщин»;
  • «Zholdak dreams: похитители чувств»;
  • «Дом Бернарды Альбы»;
  • «Васса Железнова»;
  • «Дама с собачкой»;
  • «Алиса»;
  • «Видимая сторона жизни»;
  • «Эрендира»;
  • «Пьяные».

Премьеры сезона 2015-2016 гг.

БДТ Товстоногова в нынешнем театральном сезоне приготовил несколько премьер. Это «Война и мир Толстого», «Крещёные Крестами» и «Игрок». Все три постановки уникальны и оригинальны в своём прочтении.

«Война и мир Толстого» - это не обычная сценическая версия произведения. Спектакль представляет собой путеводитель по роману. Это своего рода экскурсия по некоторым главам. Спектакль даёт зрителям возможность по-новому посмотреть на роман и уйти от того восприятия, которое сложилось в школьные годы. Режиссёр и актёры попытаются сломать стереотипы. Роль экскурсовода исполняет Алиса Фрейндлих.

Спектакль «Игрок» - это вольная интерпретация романа Ф.М. Достоевского. Это фантазия режиссёра. Сразу несколько ролей в этом спектакле играет Постановка насыщена хореографическими и музыкальными номерами. Артистический темперамент Светланы Крючковой очень близок по духу роману, именно поэтому ей было решено доверить сразу несколько ролей.

«Крещённые крестами» - так называли себя заключённые тюрем-крестов. Это были совершенно разные люди. Воры в законе, политические заключенные и их дети, которые сидели в детских тюрьмах или в приёмниках. Спектакль поставлен по книге Эдуарда Кочергина - художника БДТ. Это автобиографическое произведение. Эдуард Степанович рассказывает о своём детстве. Он был сыном «врагов народа» и несколько лет провёл в детском приёмнике НКВД.

Труппа

Своими неординарностью, оригинальностью, талантом и профессионализмом славятся актёры БДТ им. Товстоногова. Список артистов:

  • Н. Усатова;
  • Г. Богачёв;
  • Д. Воробьёв;
  • А. Фрейндлих;
  • Е. Ярёма;
  • О. Басилашвили;
  • Г. Штиль;
  • С. Крючкова;
  • Н. Александрова;
  • Т. Бедова;
  • В. Реутов;
  • И. Ботвин;
  • М. Игнатова;
  • З. Шарко;
  • М. Сандлер;
  • А. Петровская;
  • Е. Шварёва;
  • В. Дегтярь;
  • М. Адашевская;
  • Р. Барабанов;
  • М. Старых;
  • И. Патракова;
  • С. Стукалов;
  • А. Шварц;
  • Л. Сапожникова;
  • С. Мендельсон;
  • К. Разумовская;
  • И. Венгалите и многие другие.

Нина Усатова

Многие актёры БДТ им. Товстоногова известны широкой аудитории по своим многочисленным ролям в кино. Одна из таких актрис - великолепная Нина Николаевна Усатова. Она окончила легендарное Щукинское театральное училище. В БДТ пришла работать в 1989 году. Нина Николаевна - лауреат различных театральных премий, она награждена медалями, в том числе «За заслуги перед Отечеством», и удостоена звания Народной артистки России.

Н. Усатова снималась в следующих фильмах и сериалах:

  • «Подвиг Одессы»;
  • «Окно в Париж»;
  • «Огненный стрелок»;
  • «Мусульманин»;
  • Next;
  • «Баллада о Бомбере»;
  • «Холодное лето пятьдесят третьего...»;
  • «Увидеть Париж и умереть»;
  • «Дело о «Мёртвых душах»;
  • «Кадриль (танец с обменом партнерами)»;
  • Next 2;
  • «Бедная Настя»;
  • «Мастер и Маргарита»;
  • Next 3;
  • «Особенности национальной политики»;
  • «Дочки-матери»;
  • «Вдовий пароход»;
  • «Легенда № 17»;
  • «Фурцева. Легенда о Екатерине».

И многие другие фильмы вышли с ее участием.

Художественный руководитель

Должность художественного руководителя БДТ Товстоногова в 2013 году занял Родился он в Ленинграде 23 ноября 1961 г. В 1984 году он окончил факультет радиотехники Ленинградского института авиационного приборостроения. Ещё через 5 лет был факультет актёрского мастерства и режиссуры в Институте культуры. В 1990 году Андрей основал собственную независимую труппу, под названием «Формальный театр», которая завоевала Гран-При на фестивалях в Эдинбурге и Белграде. С 2003 по 2014 год А. Могучий был режиссёром-постановщиком

Где находится и как добраться

В центре исторической части Санкт-Петербурга расположилось основное здание БДТ Товстоногова. Адрес его - набережная реки Фонтанки, №65. Удобнее всего добраться до театра на метро. Ближайшие к нему станции - «Садовая» и «Спасская».

По сути эти три вехи обозначают наиболее значимые периоды жизни театра, рожденного революцией. С 1920 он занимает здание бывшего Суворинского театра на Фонтанке. До революции здесь располагался петербургский Малый театр, в котором на рубеже веков работала труппа Литературно-художественного общества. Так как главным пайщиком, негласным художественным руководителем, а также идеологом его был издатель газеты «Новое время» А.С.Суворин, петербуржцы так и называли театр суворинским. Время от времени небогатую художественными событиями жизнь театра озаряли творческие открытия. Так, на первую премьеру театра была поставлена Е.Карповым Власть тьмы Л.Н.Толстого, с П.Стрепетовой в роли Матрены. Таким же крупным явлением стали спектакли с участием П.Орленева , актера, создавшего новое амплуа «неврастеника». В школе при театре учился М.Чехов , принятый после обучения в театр Суворина и успешно проработавший в нем до поступления в МХТ в 1912. После смерти К.Ю.Лаврова в 2007 на должность Художественного руководителя БДТ им. Г.А.Товстоногова назначен Т.Н.Чхеидзе.

ТЕАТР, РОЖДЕННЫЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ

Собственно настоящая история БДТ начинается после Октябрьской революции. Открылся новый театр 15 февраля 1919 спектаклем Дон Карлос Ф.Шиллера в помещении Большого зала консерватории. Первый театр советского драматического искусства замышлялся как театр героического репертуара, масштабных образов, «великих слез и великого смеха» (Блок). Рожденный героической эпохой, он должен был передать ее особое величие. Это должен был быть театр «героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Главный идейный вдохновитель нового театра был М.Горький . В первые годы ставились преимущественно классические пьесы, в которых акцентировались тираноборческие, свободолюбивые мотивы. В труппу поступили крупные актеры Н.Ф.Монахов , В.В.Максимов, на несколько лет перешел из Петроградского Государственного театра драмы (Акдрам) Ю.М.Юрьев , главный романтический премьер Александринской сцены . Главным режиссером был А.М.Лаврентьев, который осуществил постановки: Дон Карлос (1919), Отелло и Король Лир У.Шекспира (1920). Спектакли ставили также Н.В.Петров (Двенадцатая ночь Шекспира, 1921; Рюи Блаз В.Гюго, 1921), Б.М.Сушкевич (Разбойники Шиллера, 1919), А.М.Бенуа (Слуга двух господ К.Гольдони и Лекарь поневоле Мольера, 1921), Р.В.Болеславский (Рваный плащ С.Бенелли, 1919). Художники А.Н.Бенуа , М.В.Добужинский , В.А.Щуко и композиторы Б.В.Асафьев , Ю.А.Шапорин в тесном контакте с режиссерами стремились придерживаться традиций сценического романтизма. В начале 1920-х в репертуаре БДТ появились драмы немецких экспрессионистов, которые воплощались К.П.Хохловым в урбанистическом духе, в конструктивистском оформлении – Газ Г.Кайзера (1922, художник Ю.П.Анненков), Девственный лес Э.Толлера (1924, художник Н.П.Акимов). Эстетически к этим постановкам примыкал и спектакль Бунт машин А.Н.Толстого (переделка пьесы К.Чапека R.U.R ., 1924, художник Анненков).

Большое значение для судьбы театра имело привлечение на должность председателя Директории БДТ поэта А.А.Блока.

Но наряду с героико-романтическими постановками Шиллера, Шекспира, а также экспериментальными работами, театр ориентировался на кассовые спектакли, часто ставил и «облегченные» исторические мелодрамы. Одна из них – Заговор императрицы А.М.Толстого и П.Е.Щеголева (1925, режисер Лаврентьев, художник Щуко) – пользовалась шумным успехом.

ТЕАТР ПРИБЛИЖАЕТСЯ К СОВРЕМЕННОСТИ

Наиболее серьезные спектакли того периода связаны с творчеством К.К.Тверского, обычно работавшего с художником М.З.Левиным; среди них важными стали постановки пьес современных авторовМятеж (1925) и Разлом Б.А.Лавренева (1927), Человек с портфелем А.М.Файко (1928), Город ветров В.М.Киршона (1929), Мой друг Н.Ф.Погодина (1932). С середины 1920-х советские пьесы стали определять репертуар БДТ. Следуя времени, театр впервые пробовал приблизить Романтику к реальности, соединить героический пафос с конкретной жизненной средой. В труппе театра сформировались сильные актерские индивидуальности: О.Г.Казико, В.Т.Кибардина, А.И.Лариков, В.П.Полицеймако, К.В.Скоробогатов, В.Я.Софронов.

В год постановки Разлома , К.С.Станиславский во время ленинградских гастролей МХАТа написал на подаренном БДТ портрете: «Ваш театр, – один из тех немногих, которые знают, что революция в искусстве не только во внешней форме, но во внутренней сущности…».

Для многих актеров поворотным стало участие в пьесах Горького. Значительный успех имели горьковские пьесы Егор Булычев и другие (1932, режиссеры К.К.Тверской и В.В.Люце) и Достигаев и другие (1933, режиссер Люце). Имя Горького было присвоено театру неслучайно. Отступление от горьковских законов драматургии, предполагавших всегда ясность мысли, четкость идейной позиции, яркость характеров, непримиримый конфликт и особую театральность, почти всякий раз вело театр к неудачам.

В ТЕАТР ПРИХОДИТ Г.А.ТОВСТОНОГОВ

После ухода Тверского в театре наступила трудная пора. Художественные руководители часто менялись: 1934 – В.Ф.Федоров, 1936–1937 – А.Д.Дикий , 1939–1940 – Б.А.Бабочкин , 1940–1944 – Л.С.Рудник. В атмосфере эстетической непритязательности, разнонаправленных исканий лишь некоторые спектакли стали примечательными событиями сценического искусства: Мещане Горького (1937, режиссер Дикий); Дачники Горького (1939) и Царь Потап А.А.Копкова (1940 – оба режиссировал Бабочкин); Король Лир Шекспира (1941, режиссер Г.М.Козинцев). В первые годы великой отечественной войны театр работал в Кирове, в 1943 вернулся в Ленинград и продолжал работу в условиях блокады, обслуживая войска Ленинградского фронта и госпитали.

Творческий кризис БТД, обозначившийся еще в середине 1930-х, в послевоенные годы усугубился. Художественные руководители удерживались в театре лишь на недолгое время: 1946–1950 – Н.С.Рашевская, 1951–1952 – И.С.Ефремов, 1952–1954 – О.Г.Казико, 1954–1955 – К.П.Хохлов. Внедрение в репертуар многочисленных тематически актуальных, но ремесленных, а подчас и откровенно фальшивых пьес, повлекло за собой снижение художественного уровня спектаклей, актерского мастерства, потерю зрительской аудитории. В 1956 главным режиссером театра стал Г.А.Товстоногов, имеющий за плечами 25-летний опыт плодотворной работы в различных театрах (Тбилиси, Москва, Ленинград). Его приход совпал с «оттепелью» – оживлением общественной жизни страны после XX съезда КПСС. В короткий срок Товстоногов вывел театр из кризиса, превратил разлаженную труппу в сплоченный коллектив, способный успешно решать самые сложные творческие задачи. Решающим в театральной политике главного режиссера было обновление труппы и выбор репертуара. Чтобы вернуть доверие зрителя, Товстоногов начинает с непритязательных, но живых и узнаваемых пьес (Шестой этаж А.Жери, Когда цветет акация Н.Винникова). В эти постановки активно вовлекается талантливая молодежь, вскоре ставшую основой обновленного коллектива (К.Лавров, Л.Макарова, Т.Доронина, З.Шарко). Они принесли на сцену живое дыхание правды, открытые лирические сердца, неподдельно искренние голоса современности. Раскрепощенные духовной атмосферой своего времени, молодые актеры вместе с режиссером утверждали нового героя – внешне совсем не героического, но близкого каждому в зале, светящегося внутренней красотой и талантом человечности. Постановки произведений современной драматургии – Пять вечеров (1959, в центре которых необыкновенно тонкий дуэт Е.Копеляна и З.Шарко), Моя старшая сестра (1961 с блистательными Т.Дорониной и Е.Лебедевым) А.М.Володина, и Иркутская история А.Н.Арбузова (1960) – шли параллельно с тщательной работой над русской классикой, в которой режиссер слышал прежде всего нерв сегодняшнего дня. Спектакли Идиот по Ф.М.Достоевскому (1957 и 1966), Варвары Горького (1959), Горе от ума А.С.Грибоедова (1962), Три сестры А.П.Чехова (1965), Мещане Горького (1966, гос. премия СССР, 1970) стали крупными событиями духовной жизни общества и определили лидирующее положение БДТ в отечественном сценическом искусстве. Особый интерес вызывала сложившаяся в БДТ форма «спектакля-романа», которому свойственны обстоятельность и тонкость психологического анализа поведения персонажей, укрупненность образов, пристальное внимание к внутренней жизни всех действующих лиц.

Варвары А.М.Горького оказались первым спектаклем, превратившем еще недавно разнородную труппу БДТ в мощный и богатый звучаниями ансамбль, где режиссером были подготовлены и обеспечены большие актерские победы П.Луспекаева -Черкуна, В.Стржельчика-Цыганова, В.Полицеймако-Редозубова, О.Казико-Богаевской, З.Шарко-Кати, Т.Дорониной-Надежды, Е.Лебедева-Монахова, ее мужа.

Событием в театральной жизни страны стала постановка Идиота с И.Смоктуновским в главной роли. Спектакль, в котором особенно ясно проявился новаторский стиль режиссера: неуловимый в своей многоликости с одной стороны, и внешней неброскости с другой. Режиссер творит через актера, вместе с актером и раскрывает их индивидуальности часто неожиданно для них самих (О.Басилашвили, В.Стржельчик, О.Борисов).

Никакой замысел не существует для Товстоногова вне артиста. Но режиссер не «умирает в актере». Критик К.Рудницкий писал: «…режиссер в актерах оживает, искусство каждого из артистов приоткрывает одну из многих граней искусства самого режиссера…». Поэтому главная работа в театре – работа с автором и артистом. Главный итог работы – создание ансамбля высочайшей культуры, который может решать сложнейшие творческие задачи, добиваться стилистической целостности в любом спектакле.

Контакт со зрительным залом в спектаклях БДТ всегда обострен. Но были спектакли, где это условие становилось первостепенным. Так был поставлен спектакль Горе от ума (1964) с трагическим и одновременно эксцентричным Чацким-С.Юрским, который искал соратников в зале, обращаясь к зрителям, с живой юношеской непосредственностью, надеясь на понимание.

В каждом спектакле Товстоногова – свой способ общения со зрителем, будь то История лошади (1975) с Е.Лебедевым в роли Холстомера, Чехов, Горький или Гоголь (Ревизор , 1972), где режиссер ставит самые жесткие вопросы перед своими героями, а значит и перед зрителями. При этом новизна прочтения возникает у режиссера из глубины прочитанного текста, тех его пластов, что еще не были увидены и изучены.

По-новому прочитана и осмыслена революционная тематика спектаклей Гибель эскадры А.Корнейчука, Оптимистическая трагедия В.Вишневского, поставленные неоднократно, в разное время, а также Перечитывая заново М.Шатрова (1980), где пристально, без ложного пафоса рассматривается простой человек, оказавшийся перед лицом Истории.

Характерное замедленное развитие «спектаклей-романов» Товстоногова (Варвары и Мещане ; Поднятая целина по М.А.Шолохову, 1964 и др.) исподволь подводило актеров и зрителей к бурным, «взрывным», кульминационным моментам.

В 1970-е режиссер продолжит свои театральные поиски, в области большой прозы поставив роман-эпопею Тихий Дон с О.Борисовым в роли Григория – центральной фигуре спектакля, затмившей всех прочих лиц, потерявших в этой системе свой масштаб. Спектакль-эпопея рассматривал Григория, как трагического героя, не имеющего личной вины перед роком Истории. «Романным» постановкам режиссера всегда сопутствовало такое качество, как полифоничность.

Но не была чужда БДТ и веселая, озорная комедия. Зрителям 1970-х надолго запомнится праздничная, легкокрылая Ханума А. Цагарели (1972), поставленная с особым лиризмом, изяществом и блестящими актерскими работами Л.Макаровой, В.Стржельчика, Н.Трофимова. Опыт особого «вахтанговского» прочтения, с его открытой игрой в театр был успешно освоен режиссером в Волках и овцах А.Н.Островского (1980), острым трагикомическим гротеском прозвучала опера-фарс А.Н.Колкера Смерть Тарелкина по А.В.Сухово-Кобылину (1982), раскрывших большие возможности актеров БДТ в области открытой театральности (актерские работы Е.Лебедева, В.Ковель, С.Крючковой и др.). Комедийное мастерство артистов оттачивалось как на материале современной пьесы (Энергичные люди по В.Шукшину, 1974), так и в инсценировке Пиквикского клуба по Ч.Диккенсу, 1978).

В труппе, кроме уже упомянутых артистов плодотворно работали Э.А.Попова, М.А.Призван-Соколова, О.В.Волкова, Л.И.Малеванная, Ю.А.Демич, А.Ю.Толубеев, С.Н.Крючкова. В 1983 труппа БДТ пополнилась еще одним уникальным мастером сцены – А.Б.Фрейндлих , сыгравшей и продолжающей играть самые разноплановые роли – от трех женщин, противоположных по складу в комедии Этот пылкий влюбленный (Н.Саймон, 1983) до трагедийных образов леди Макбет и Насти (На дне А.М.Горького, 1987), и др.

ТЕАТР ИМЕНИ Г.А.ТОВСТОНОГОВА

После смерти Г.А.Товстоногова в 1989 художественным руководителем БДТ становится К.Ю.Лавров. В 1993 театру было по праву присвоено имя его бывшего главного режиссера, ставшего целой театральной эпохой, не только для своего театра, но и своей страны.

Ценный вклад в жизнь этого театра внесли постановки режиссера Т.Чхеидзе, во многом совпавшие с товстоноговскими требованиями к спектаклю. Глубина и масштаб режиссерского замысла Т.Чхеидзе воплощались им через тщательно подобранный ансамбль актеров. Наиболее интересны его спектакли: Коварство и любовь Ф.Шиллера (1990), Макбет У. Шекспира, (1995), Антигона Ж.Ануйя (1996), Борис Годунов А.Пушкина (1998).

В современном БДТ продолжают идти многие спектакли Г.А.Товстоногова, которые не просто сохранены, а живут полнокровной жизнью.

В 2007 после смерти К.Лаврова художественным руководителем был назначен Темур Чхеидзе, который с 1991 работал с БДТ, а в 2004 согласился стать главным режиссером. В феврале 2013 Чхеидзе подал в отставку и ушел с поста художественного руководителя.

Екатерина Юдина

28 сентября состоится открытие основной сцены Большого Драматического театра имени Г.А. Товстоногова. Реставрация БДТ началась в январе 2011 года, и последние три с половиной года спектакли театра шли на Второй сцене БДТ в Каменноостровском театре и на площадке ДК Культуры имени Горького. В конце сентября театр наконец-то возвращается домой в здание на набережной реки Фонтанки, 65. Город+ проследил историю БДТ с момента его основания в 1919 году до его возвращения на историческое место в центре Санкт-Петербурга.

Легендарный театр имени Г.А. Товстоногова, более известный по аббревиатуре БДТ, был создан по инициативе Максима Горького. В 1918 году комиссаром по делам театров, актрисой МХТ Марией Андреевой был подписан декрет о создании в Петрограде «театра трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Став одним из первых театров открытых после Октябрьской революции, БДТ начал свои выступления в Оперной студии Консерватории 15 февраля 1919 года пятичасовой постановкой трагедии Ф. Шиллера «Дон Карлос».

В апреле 1919 года председателем Директории Большого драматического театра, а по сути художественным руководителем, стал Александр Блок. Художественным оформлением театра занимались представители объединения «Мир искусства» Александр Бенуа, Владимир Щуко, Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев и Евгений Лансере. В то время в репертуар БДТ входили трагедии Уильяма Шекспира и Фридриха Шиллера, драмы Виктора Гюго, пьесы Дмитрия Мережковского.

В 1929 году «театр великих слез и великого смеха», как БДТ называл Александр Блок, возглавил ученик Всеволода Мейерхольда Константин Тверской. Под его руководством был сделан акцент на современную драматургию. В репертуаре театра появились пьесы Юрия Олеши, Николая Погодина и Льва Славина.

Источник изображения: herzenlib.ru

С началом Великой Отечественной войны БДТ был эвакуирован в Киров. Во время эвакуации труппа театра выступала не только перед жителями тыла, но и неоднократно выезжала на передовую. 11 февраля 1943 года, вскоре после снятия блокады, труппа театра вернулась в Ленинград для обслуживания госпиталей и войск Ленинградского фронта.

В 37-й день рождения театр получил нового художественного руководителя в лице Георгия Товстоногова. Получив карт-бланш от партийного руководства, новый руководитель уволил более 30 актеров, что составляло около трети труппы. Первой постановкой нового, Товстоноговского театра, стал «Эзоп» по пьесе Гильерме Фигейредо.

Источник изображения: artlib.ru

31 декабря 1957 года состоялась премьера «Идиота» с Иннокентием Смоктуновским. Актер говорил о работе над спектаклем: «Такого мучения, такой трудности я и предположить не мог». Труды актеров и режиссера были по праву вознаграждены – смотреть «Идиота» приезжали со всех концов страны, а многие театральные критики, режиссеры и актеры того времени называли спектакль Георгия Товстоногова самым сильным театральным потрясением в своей жизни.

В число постановок Георгия Товстоногова вошли «Варвары», «Пять вечеров», «Горе от ума», «Три сестры», «Оптимистическая трагедия», «Дядя Ваня», «Смерть Тарелкина» и многие другие. На протяжении более чем трех десятилетий под руководством Георгия Товстоногова, БДТ являлся ведущим театром страны. Большим успехом его постановки пользовались и за рубежом – гастроли проходили почти во всех европейских странах, Аргентине, Израиле, Японии и Тайване.

Возвращаясь после репетиции спектакля «Визит старой дамы» 23 мая 1989 года, Георгий Товстоногов умер за рулем своего автомобиля. Он возглавлял БДТ 33 года. Через три года театру было присвоено его имя. Коллективом театра в ходе тайного голосования художественным руководителем был выбран народный артист СССР Кирилл Лавров, который работал под руководством Георгия Товстоногова с 1956 по 1989 годы. Он пригласил в театр талантливых режиссеров, в число которых входил Темур Чхеидзе, поставивший в 1990 году в БДТ «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера. Спектакль задумывался еще Георгием Товстоноговым и стал первой официальной постановкой после его скоропостижной кончины.

Народный артист России и Грузии Темур Чхеидзе встал у руля БДТ после Кирилла Лаврова, который руководил театром до конца своей жизни. Темур Чхеидзе оставался художественным руководителем БДТ до марта 2013. Сегодня театр возглавляет Андрей Могучий. В репертуаре БДТ представлены постановки произведений мировой и русской классики, а также современной драматургии.

Источник изображения: litcult.ru

В 2011 году историческое здание театра было закрыто на реставрацию. В рамках реконструкции здания планировалось установить современное оборудование и при этом сохранить его исторический облик. БДТ оборудовали сценой-трансформером, соответствующей всем запросам современных художников. Помимо сцены, которая не уступает по своему оснащению крупнейшим театрам мирового уровня, в зрительном зале появились новейшие установки для динамического света и новые современные звуковые пульты, мощные видеопроекторы.

Также отреставрированы были кабинет легендарного режиссера театра Георгия Товстоногова и гримерная Кирилла Лаврова. А также «гримерка №9», которую в свое время занимали артисты Олег Басилашвили, Сергей Юрский и Анатолий Гаричев. На потолке гримерки – автографы более 300 известных людей, в число которых входят Андрей Миронов, Эльдар Рязанов, Аркадий Райкин, Александр Солженицын и маршал Георгий Жуков.

Во время реставрации были открыты действующий камин XIX века и редкая историческая плитка 1900-х годов. Все это зрители смогут увидеть с началом нового сезона БДТ.

Источник изображения: vk.com

Открытие же основной сцены будет состоять из двух частей. Первая часть, которая состоится 26 сентября, пройдет в виде праздничной церемонии. Фасад театра задрапируют тканью, на которой будут представлены большого размера газетные статьи и рецензии на знаменитые спектакли БДТ разных лет. На один день в городе появится Большая драматическая улица (начало переулка Джамбула и Лештуков мост), по которой в сопровождении оркестра пройдет весь коллектив театра во главе с Олегом Басилашвили и Алисой Фрейндлих.

Источник изображения: ru.wikipedia.org

«БДТ. Возвращение. Часть 2» пройдет 28 сентября, в день 99-летия со дня рождения Георгия Товстоногова. Именно в этот день БДТ вновь откроет свои двери для зрителей. Впервые с 2011 года можно будет войти в обновленный зал БДТ, увидеть золоченую роспись, барочных ангелов, обнаруженных реставраторами над порталом сцены, а также новый занавес со знаменитым гербом, созданным художником Владимиром Щуко. Специально к открытию театр подготовил постановку, которую покажут всего один раз.

Легендарный руководитель театра Георгий Товстоногов в «Зеркале сцены» писал, что «современное искусство, современный театр - это театр вечно движущийся, это театр ищущий, пробующий». Возвращение в историческое здание отроет новую страницу в движении и театральных поисках легендарного БДТ, поскольку с нового сезона спектакли БДТ будут проходить на трех сценических площадках – Основной и Малой сценах, а также в Каменноостровском театре.

Большой драматический театр был организован по инициативе писателя Максима Горького, актрисы и комиссара театров и зрелищ Марии Андреевой и поэта Александра Блока в 1918 году. Особая эстетика и стиль БДТ сформировались под влиянием архитектора Владимира Щуко и художников из объединения «Мир искусства» Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева - первых сценографов театра. Репертуарную политику определил первый художественный руководитель, Александр Блок: «Большой драматический театр есть, по замыслу своему, театр высокой драмы: высокой трагедии и высокой комедии». Идеи основателей БДТ воплотились в работах Андрея Лаврентьева, Бориса Бабочкина, Григория Козинцева, Георгия Товстоногова - выдающихся режиссеров, работавших в театре в разные годы. Самой знаменитой сценой СССР БДТ стал под руководством Георгия Товстоногова, который был главным режиссером театра с 1956 по 1989 год.
В 2013 году режиссер Андрей Могучий, один из лидеров современного театрального авангарда стал художественным руководителем БДТ. Для театра началась новейшая история, наполненная не только спектаклями, но и социально значимыми проектами. Сохраняя свое кредо на протяжении столетия, Большой драматический театр ведет открытый диалог на темы, волнующие современное общество, поднимающие проблемы человека своего времени. Каждый сезон спектакли БДТ становятся лауреатами главных театральных премий страны, в том числе и национальной театральной премии «Золотая Маска».
У Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова три сцены. Основная (750 мест) и Малая сцены (120 мест) находятся в историческом здании на набережной Фонтанки, 65. Вторая сцена БДТ (300 мест) располагается на площади Старого театра, 13, в здании Каменноостровского театра. Каждый сезон на этих трех площадках выходит не менее 5 премьер и более 350 спектаклей, реализуются социально-просветительские проекты, проходят выставки, круглые столы, концерты лекции ведущих деятелей современного искусства.