Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские болезни  /  Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему: «Хохломская роспись. Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Хохломская роспись

Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему: «Хохломская роспись. Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Хохломская роспись

Горбунова Любовь Николаевна

ЕМА : Чудо-чудное, диво дивное-золотая хохлома .

ЦЕЛИ :

Обучающие цели :

Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи ;

Упражнять в составлении узора;

На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы ;

Научить заполнять узором большую часть поверхности силуэта, выполнять узор в определенной последовательности (ветка, листья, ягоды, травка) .

Воспитывающие цели :

Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, в частности, к мастерам хохломской росписи .

Развивающие цели :

Развивать память, наблюдательность, речь, творческие способности.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ : посуда с хохломской росписью , гуашь, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, подставки для кисточек, бумага для рисования - шаблоны посуды , образцы элементов хохломской росписи ; музыкальная запись русских народных песен «Во поле березка стояла» , «Калинка» , «По малину в сад пойдем» .

Ход ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Что я вижу, что за диво

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво

Аж, захватывает дух!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты,

Блестят они, как золотые.

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой .

2. ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ О ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ .

А знаете ли вы, ребята, почему эти изделия называют хохломскими ?

- Хохлома – это село на берегу реки Волга. Мастера, живущие здесь, умеют превращать деревянную посуду в золотую. На ярмарках продавцы кричали : «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да чашки, ложки?» Покупатели спрашивали : «Откуда посуда?» А они отвечали : «К нам приехала сама Золотая Хохлома Так и повелось Хохлома , да Хохлома . Стали посуду называть хохломской .

А как же началось это удивительное художество? Говорят, будто давным–давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок–умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу Жар-птица. Он ее угостил. Жар–птица задела своим крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой… Это конечно сказка.

Вроде бы простая посуда, но сделать ее непросто. Сначала из дерева вырезают, вытачивают ложки, плошки, чашки, тарелки, затем их покрывают глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, от этого посуда становилась словно металлическая. Расписывали посуду разными узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома »

Давайте с вами рассмотрим посуду. Какие цвета используют хохломские мастера ? (Красный, черный, золотой, зеленый, желтый цвет) .

Что мастера изображали на деревянной посуде? (Ягоды, листочки, цветочки, завитки, травинки) .

Вы совершенно правы в своих росписях мастера использовали сказочную красоту родной природы. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка» . Травка усеяна большими и маленьким завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы : листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины) . А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травка. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку.

3. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой-нибудь сувенир : дымковских коней, расписных матрешек, и конечно же нарядные хохломские изделия !

Через горы и моря, восхищается весь мир –

Ай да русский сувенир!

Ах, какие чудо краски!

И по свету бродят сказки,

И улыбки Хохломы !

4. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, что бы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Вы хотите стать художниками? (Да) . Прежде чем расписывать разделочные доски, давайте немного отдохнем!

Физминутка

Наши алые цветки распускают лепестки… плавно понимаем руки вверх

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет… качание руками влево-вправо

Наши алые цветки закрывают лепестки… присели, спрятались

Головой качают тихо засыпают… движение головой влево-вправо, ручки под щечки

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Прежде чем начать украшать, давайте вспомним последовательность!

С чего начнёте? (- С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая) .

Что будите рисовать после ? (- Завиток, изогнутую веточку) .

Почему? (- Завиток – главный элемент хохломской росписи , потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (- Сначала крупные элементы : ягоды, листья, потом – мелкие элементы : капельки, травку, завитки и т. д.).

Как нужно рисовать травку и завитки ? (- Концом тонкой кисти, чередуя цвета) .

Что мы можем использовать для рисования ягод ? (- Кисть, тычок) .

Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый) .

Молодцы, ребята, всё знаете!

6. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами !

Хохлома , Хохлома ,

Наше чудо дивное!

Мы рисуем Хохлому –

Красоту невиданную.

Рисовали «травку»

Солнечною краской,

Ягодки, огоньки –

Алой краской от зари.

(Звучат русские народные мелодии, дети работают под музыку) .

7. РЕФЛЕКСИЯ

Мне очень интересно посмотреть, что же у вас получилось? Посмотрите, как красиво получилось, яркие, красочные, праздничные – настоящая золотая хохлома .

Какие элементы хохломской росписи использовали в своих рисунках.

Ребята вам нравятся? Посмотрите друг у друга!

А что вам больше всего вам понравилось?

Послушайте очень красивое стихотворение о хохломской росписи .

Стихотворение П. Синявского «Хохлома »

Хохломская роспись

В зелени травы.

Рощи, перелески,

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы

У красы точеной-

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша хохлома .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Украшение платочка по мотивам дымковской росписи» Программное содержание а) Образовательные задачи. Учить создавать декоративную композицию по мотивам росписи Дымковской игрушки, используя.

Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Методические.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2089 ЮГО – ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Программное содержание:

  • Учить самостоятельно составлять композицию на объемных формах (ложках, тарелках, стаканчиках) посуды, используя элементы хохломской росписи, ее колорит, растительно-травный орнамент.
  • Закреплять знания народных промыслов: дымковской игрушки, филимоновской глиняной свистульки, гжельской, Городецкой, хохломской посуды.
  • Совершенствовать умение рисовать концом кисти кайму, ветки, завитки, травку, ягоды.
  • Развивать самостоятельность в выборе посуды и цветовой гаммы.
  • Воспитывать интерес к русским народным художественным промыслам.

Методическое сопровождение:

Предметы художественных промыслов: Дымковская, Филимоновская глиняная игрушка, Городецкая, Гжельская, Хохломская посуда; схема – подсказка, посуда на выбор из папье-маше: тарелки, ложки, стаканчики. Гуашь, кисти № 1, 2, тычки, палитры, салфетки, баночки с водой. Музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: экскурсия в краеведческий музей, знакомство с русским народными художественными промыслами, обучающие занятия по хохломской росписи, рассматривание образцов.

Ход занятия

– Ребята ко мне приехал гость из-за границы. Мой гость скоро уезжает и хочет увезти в Америку в качестве сувенира Хохломскую посуду. Вы же знаете, что гости из других стран увозят на память какой-нибудь сувенир. Такой, какого нет в других странах. Ведь наша Россия давно славится народными художественными промыслами.

– Вот я принесла целый сундук предметов художественных промыслов, как же мне в них разобраться и найти Хохлому? Помогите мне это сделать.

Предлагаю детям поиграть в игру “Путаница”.

Поочередно достаю из сундука по одному предмету, стараясь запутать детей называя неправильно художественный промысел (достаю Дымковскую игрушку называя ее Хохломской. Дети исправляют и т.д.).

Дойдя до Хохломской посуды говорю:

– А что это за тарелка?

Дети отвечают, что эта деревянная посуда и есть Хохломская.

– Спасибо дети. Что помогли разобраться с народными промыслами. Вот и нашла я подарок своему гостю – Золотую Хохлому.

– Ребята, посмотрите, сколько гостей приехало к нам со всего района, ведь мы с вами можем сами расписать Хохломскую посуду.

Давайте вспомним особенности Хохломского промысла. Предлагаю схему – подсказку, по ней дети вспоминают особенности, которые необходимы для изобразительной деятельности.

  1. Фон (красный, черный, золотой, желтый).
  2. Цветовая гамма, используемая в Хохломском промысле (черный, зеленый, золотой, желтый, оранжевый, красный).
  3. Ягодно-травный орнамент.
  4. Виды ягод.

– Ребята, мы с вами вспомнили особенности Хохломского промысла, теперь вы можете приступить к работе. Выберите изделие, которое вы будете расписывать, и пройдите к столам.

Детям предлагаю на выбор: тарелки, ложки, стаканчики черных, красных, желтых цветов.

– С чего надо начинать рисовать?

– Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета.)

– Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок.)

Даю указания к работе:

– Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза – по изогнутой линии) .

– Не ошибитесь в выборе цветовой гаммы.

– Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждый из вас сам придумает узор для Хохломской посуды.

Под народную мелодию дети приступают к рисованию.

Самостоятельная изобразительная деятельность детей.

Оказываю детям необходимую помощь в индивидуальном порядке.

Подвожу детей к окончанию работы, читаю стихотворение:

Роспись Хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама
И ни где на свете нет таких соцветий
Всех чудесней наша Хохлома.

Дети дарят свои работы гостям.

Конспект занятия «Волшебный завиток хохломы» в подготовительной группе.
воспитатель Фешина Елена Леонидовна
Образовательная область: «Художественное творчество»
Тема: «Волшебный завиток хохломы»
Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)
Цель: развитие декоративного творчества детей, умение создавать узоры по мотивам хохломской росписи.
Задачи:
1. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком (ватной палочкой); выполнять узор в определенной последовательности.
Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенности ее росписи.
2. Развивать творческое воображение;
3. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за сою страну и уважение к труду народных мастеров.
4. Активизировать речь словами: завиток, травка, ягодки, осочки.
Предварительная работа.
Познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве.
Рассматривание наглядно - дидактического пособия «Хохлома», изделий.
Рисование элементов хохломского узора.
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
Демонстрационный, раздаточный материал и оборудование.
Хохломские изделия, коробка, расписанная хохломской росписью, наглядно-дидактическое пособие «Хохлома», заготовки-шаблоны хохломской посуды, кисти, гуашь (красная, зеленая, черная, желтая), баночки с водой, салфетки. Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть
Психологическая разминка
Возьмёмся за руки друзья
Друг другу улыбнёмся
Мы пожелаем всем добра
И скажем «Здравствуй солнце».
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете
Ведь с друзьями веселей
На любой планете.
Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте.
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? (Хохлома).
Дети, посмотрите, какую необычную коробку нам прислали! (коробка украшена хохломской росписью) Как вы думаете, кто бы мог нам её прислать? (ответы детей). Ребята, я думаю, что вы правы – это хохломские мастера. Дети, посмотрите, в коробке есть ещё послание: «Здравствуйте, ребята! Обращаемся к вам с большой просьбой: мы готовим изделия на ярмарку. Ярмарка скоро, а работы еще много, мы одни не успеваем расписать посуду. Не поможете ли нам? (хохломские мастера)
Что делать? А вы хотели бы попробовать себя в качестве мастеров и расписать посуду?
А вы что-нибудь знаете о хохломской росписи. Для чего ее используют? (для росписи изделий). Молодцы! А хотите больше о ней узнать? Тогда садитесь на стулья и послушайте.
Основная часть
Воспитатель (выставка изделий) Посмотрите, сколько здесь замечательных красивых вещей. Все это создано руками мастеров. Какие изделия вы видите? (ложки, чаши, чугунки)
Очень давно, в окрестностях города Нижний Новгород зародился народный деревянный промысел. Там находилось село с веселым названием Хохлома, где посуду делали из мягких пород деревьев (липа, береза, ольха). В этом селе с давних времен проходили ярмарки по продаже деревянной посуды. Это и дало название целому промыслу.
Золотая хохлома.
Как волшебница Жар- птица,
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нет.
Посмотрите, дети, какие они яркие! А как же они становятся такими красивыми? Может кто-то из вас знает?
Сначала посуду вырезают из дерева, высушивают на станке, затем покрывают слоем жидкой глины и просушивают. Желтый металлический порошок соединяют с маслом и растапливают, после нагревания в печи предают изделию неповторимый золотистый блеск. Вот откуда пошло название «Золотая хохлома». А как вы думаете почему «Золотая»? (потому, что все изделия блестят как золото, много используется жёлтой краски).
Какой цвет используют мастера для фона? (красный, жёлтый, чёрный)
Назовите элементы узора в хохломской росписи? (завиток, травинка, капельки, листочки, кустики, осочки, ягодки)
А какие ягоды рисуют умельцы? (малина, земляника, смородина, рябина)
Сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будете правильно их называть.
Игра «Угадай-ка»
Физминутка
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Воспитатель. Прежде чем начать украшать посуду, послушайте последовательность выполнения работы.
Объяснение воспитателя:
Работу нужно начинать с каймы внизу и вверху изделия, дальше изобразим завиток, изогнутую веточку. Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы). (Показ детьми)
Потом нарисуем крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т.д.).Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).
У каждого из вас есть несколько шаблонов хохломской посуды. Выберите любую понравившуюся. Каждый из вас сам придумает узор для хохломской посуды.
А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!
(Самостоятельная деятельность. Детям оказывается необходимая помощь в индивидуальном порядке). Воспитатель прорисовывает самостоятельно
Заключительная часть
Воспитатель Кому мы сегодня помогали? А как им помогли? Какие элементы хохломской росписи запомнили? (Дети оцените свою работу).
Рассматривание 3 работ. Чья работа понравилась и почему?
Ребята, а давайте устроим выставку ваших работ.
Дети подготовили стихи о хохломе.
Хохломская роспись - алых ягод россыпь.
Отголоски лета в зелени травы.
Роспись хохломская словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудес чудесней наша хохлома.
Ребята, посмотрите, какая получилась замечательная посуда. Она ничем не отличается от работ мастеров. Вы настоящие мастера! Эти работы немного подсохнут и мы их отправим мастерам. Всем спасибо!

Елена Вахрушина

Задачи :

1. Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи . Познакомить с видом

хохломской росписи «травка» и ее элементами : «осочка» , «капельки» , «усики» ,

«завиток» , «кустик» . Дать представление о цветовой гамме орнамента.

Учить рисовать орнамент «травка» . Продолжать совершенствовать приемы работы с

красками. Закреплять умение рисовать всей кистью и кончиком кисти, регулируя ее

положение и силу нажима на кисть. Познакомить с новыми словами : «осочка» ,

«перпендикулярно» . Активизировать словарь : «чаша» , «солоница» , «поставок» ,

«тулово» , «спираль» , «капельки» , «усики» , «завиток» , «кустик» .

2. Развивать память, внимание, речь.

3. Воспитывать чувства красоты.

Оборудование :

Русская народная музыка.

- хохломская посуда ;

Краски гуашевые (желтая, красная, зеленая) ;

Кисти беличьи № 2 и 3;

Банка с водой;

Салфетки фланелевые;

Заготовки хохломской посуды (ложки) .

Ход :1. Организационный момент.

Ребята, давайте поиграем. Пальчиковая гимнастика «Помощники» :

Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно) .

Мы посуду перемыли : .

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды) .

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой) .

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики) .

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно) .

2. Мотивационно-целевой этап.

Ребята, посмотрите на стол. Рассмотрите предметы, которые стоят на нем.

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду хохломской росписи ) .

3. Изучение нового.

Кто знает, как они называются? Как вы думаете, где и из чего их изготовили?

(Ответы детей ) .

Правильно, они сделаны из дерева и расписаны художниками-мастерами. (Слайды1-7) Давайте

внимательно рассмотрим эти предметы. На круглых золотистых боках хлебосольной

чаши изображены ярко-красные и черные травинки, по тулову вазы изгибаются

нежные листики и веточки с упругими, словно блестящими на солнце, ягодами черной

смородины. На поверхности сахарницы, солоницы и поставка - так называется

цилиндрический сосуд с крышкой - расцветают и вовсе нигде не виданные золотые

цветы. Огненно-красный цвет посуды и золотое сияние узоров действительновызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром огонь превратил деревянные

поверхности этих вещей в золотые . Почему предметы, о которых пойдет речь,

называются хохломой ? Как рождаются они под руками умелых мастеров и чем

отличаются от других произведений народного искусства? Ответы на эти вопросы

звучат в строках русской песни.

Как за Волгой яр хмель

Над кусточком вьется.

Перевился яр хмель

На нашу сторонку.

Как на нашей сторонке

Жилье пребогато :

Серебряные листья,

Цветы золотые .

Как горячо нужно любить свой край, чтобы сочинить такую песню! Как нужно

глубоко чувствовать и видеть все, что тебя окружает, чтобы выразить это в песне и

рисунке. (Слайды 8-13)

Гуляя по лесу, берегом реки, удивляешься обильному разнотравью родных лугов, над

которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса

лохматые труженицы-пчелы. Ляжешь на эту землю и начнешь рассматривать травинку

за травинкой, цветок за цветком, листок за листочком - сколько их непохожих и

похожих друг на друга. Тут и кудрявые ветки муравки, и гибкие сабельки осоки. Все

они стремятся вверх, навстречу солнцу. Всем сердцем любя родную сторону и

любуясь ею, русские люди не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и

создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в

которой оживали природные мотивы. Истинными произведениями искусства

становятся эти вещи - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски

исполненные. Сегодня мы начнем учиться передавать элементы хохломской росписи в

рисунке. Мастера вовсе не стремились показать растения в точности такими, какими

видели их в лесу, на поляне. Хохломские изображения декоративны : они в самом

общем виде передают красоту живой жизни, украшая предметы растительным

орнаментом. Это - узор из цветов, трав и ягод. Хохломские художники так и говорят :

«Пишу под растительный орнамент» .(Слайды 14-18) Существует несколько его видов. Самый

старинный и любимый художниками - «травный орнамент» , или просто «травка» .

Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, пять и более

кустиков. Отдельная «травка» напоминает осоку. Один из видов этого орнамента так и

называется «осочка» . «Травка» обычно пишется красным и черным цветами. Ее

основные широкие листья сочны, потому что на кисточку берется много краски и она

ложится плотно. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от

ветра. «Травка» - обязательная часть любого растительного орнамента хохломы .

Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой «травки»

художник помещает ягодки, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется

«травным» или именем ягодки или цветка. Сегодня мы будем учиться рисовать

простейший элемент травного орнамента.

(Воспитатель показывает орнамент) .

Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения

предварительного рисунка карандашом. Кисточку надо держать тремя пальцами,

перпендикулярно поверхности листа, т. е. ручка кисти смотрит вверх, в потолок. «Осочка» выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз. «Травинки»

рисуются плавно, с утолщением. «Капельки» рисуются всем вам известным приемом

примакивания. «Усики» рисуются в виде непрерывной линии, закрученной в спираль.

«Кустик» - наиболее сложный элемент «травки» выполняется из простых «осочек» ,

расположенных симметрично на бумаге, т. е. на одном расстоянии друг от друга.

А сейчас мы с вами возьмем заготовки посуды и распишем ее.

(Дети выполняют работу под русскую народную музыку)

4. Подведение итогов.

Молодцы ребята. Несите свои работы, сделаем выставку и полюбуемся на вашу

хохломскую посуду . В конце нашего занятия посмотрите , как хохломская роспись может украсить современный мир в котором мы с вами живём. (Слайды19-22



Публикации по теме:

Интегрированное развлечение в подготовительной группе «Чудо-чудное, диво-дивное-Золотая Хохлома» Итегрированное развлечение в подготовительной группе: «Чудо-чудное, диво-дивное – Золотая Хохлома»Программное содержание: - Углублять знания.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира для группы среднего возраста «Золотая хохлома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 45». Конспект непосредственной.

Конспект НОД в подготовительной группе «Золотая хохлома» Конспект НОД в подготовительной группе: «Золотая хохлома». Задачи: вызвать интерес к народно – прикладному искусству; закрепить знания.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Золотая хохлома» Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы Тема: «Золотая хохлома» Программные задачи:.

Галина Довгалева
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Хохломская роспись»

Конспект НОД

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Декоративное рисование

в подготовительной к школе группе

Тема : «Хохломская роспись »

Воспитатель МБДОУ д/с №4 «Золушка»

Довгалёва Галина Васильевна

г. Стародуб 2014 г.

Программное содержание :

1. Продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи - "завитком" и способом его изображения.

2. Формировать умение в определённой последовательности составлять узор из знакомых элементов хохломы (ягод, осочек, листиков) .

3. Развивать композиционные способности, располагая элементы на силуэте.

4. Воспитывать интерес к народным промыслам.

Материал :

Демонстрационный : Хохломская посуда , образцы элементов хохломской росписи , лист бумаги для показа способа рисования "завитка"

Раздаточный : Гуашь 4 цветов (на каждый стол, бумажные силуэты посуды, затонированые в чёрный, жёлтый, красный цвета разных форм, листы бумаги для тренировки рисования "завитков", беличьи кисти №3, тычки из бумаги, тряпочки, стаканчики с водой (на каждого) .

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Проходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая.

Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы .

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

В.:Ребята, скажите, какое сейчас время года?

В.: А какие времена года вы еще знаете?

Д. Осень, весна, лето.

В. Дети! Посмотрите на эту посуду и скажите, какое время года она вам напоминает!

Д. Узор на этой посуде напоминает осень!

В. А почему вы так считаете?

Д. Потому, что эта посуда яркая, красочная, точно такая как природа осенью. Только в это время года деревья надевают красочные наряды, много желтых, красных, оранжевых листьев, ягод. Осень называют золотой и Хохлому , тоже называют золотой.

В.: Правильно. Смотришь на неё и вспоминаешь такие строки :

"Золотая осень, алых ягод россыпь,

Рощи - перелески, шёлковые всплески,

Солнечно - медовая красота листвы.

В. Посмотрите, вся ли посуда на нашей выставке яркая и красочная?

Д. Нет, не вся! Еще есть и не расписанная!

В. Да, дети! У мастеров закончилась краска для того, чтобы расписать посуду! Поможем им закончить работу, распишем посуду?

Д. Да, поможем!

В.: Но прежде, чем мы с вами начнём рисовать , скажите, чем, же отличается хохломской узор от других ?

На какой фон хохломские мастера наносят свой узор?

Д.: На жёлтый, красный и чёрный фон.

В.: А какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать ?

Д.: "осочки", "травки", "усики", "капельки". «Листочки»

В.: А сегодня мы будем рисовать самый сложный и самый красивый элемент хохломы - "завиток".

Смотрите внимательно.

Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится над столом) : тремя пальцами, вертикально к бумаге.

Сначала начинаем рисовать концом кисти , протягиваем тоненькую полосочку, а потом прижимаем и делаем закругление полосочка становится шире, снова протягиваем и аккуратно приподнимаем кисточку и снова рисуем концом кисти, чтобы получилась тоненькая полосочка. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем.

(После моего показа, показ и объяснение ребенком)

А теперь попробуйте на своих листочках, потренируйтесь рисовать "завиток"(дети упражняются) .

А сейчас мы с вами немножко отдохнём и подготовим наши пальчики к основной работе.

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни : (смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

Постучали, (стучим по столу) повертели (круговые вращения кистью)

и работать захотели. (потираем руками)

Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)

мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)

Постучали, (стучим по столу)

повертели (круговые вращения кистью)

и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)

В.: Вот и отдохнули, а теперь пора приниматься за работу.

Пройдите к столу и выберете себе заготовку (дети выбирают и садятся за столы) . Давайте вспомним в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.

1. Сначала рисуем завитки.

2. Намечаем ягодки и рисуем ягоды тычком (обратить внимание на цвет ягод : на чёрном фоне - красные ягоды, на жёлтом - красные или чёрные ягоды, на красном - чёрные ягоды)

3. Чтобы узор не получился бледным и не ярким нам нужно его украсить! Чем мы можем его украсить? (рисуем листочки)

4. Рисуется кайма.

Дети рисуют.

Воспитатель индивидуально подходит ко всем детям, затрудняющимся показывает ещё раз на своём листочке.

В. Заканчиваем работу, моем кисточки, промакиваем их на салфетке и кладем на место. Пока ваши работы сохнут, подойдите ко мне и посмотрите, какие же работы у вас получились?

В конце анализ детских работ.

У кого получились самые круглые "завитки",

У всех ли правильно подобран цвет ягод?

У кого получился самый настоящий хохломской узор ?

В.: Молодцы, ребята, у нас с вами получилась самая настоящая хохломская посуда , которая так радует глаз.

А когда ваши работы высохнут, мы устроим выставку, пусть все полюбуются.

Спасибо вам, ребята, за такую красоту!

В : Наша деятельность закончена. Скажем гостям до свидания. Наведем порядок на столах.

Публикации по теме:

"За грибами в лес" Развиваем познавательный интерес в работе с таким занятием как (аппликация). Учимся совершенствовать умение, создавать.

Конспект НОД «Художественно – эстетическое развитие» Тема «Мастерская маленьких дизайнеров» Цели: развитие творческих способностей каждого.

Конспект НОД по рисованию «Платье для лета» Конспект НОД по ОО художественно – эстетическое развитие (рисование, для детей старшей группы «Платье для лета» Цель: Создать условия.

Конспект НОД по образовательным областям: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное Задачи: Образовательная область – познавательное развитие 1. Продолжать учить детей заботится о своем здоровье 2. Развивать познавательный.

Конспект ННОД по знакомству с техникой квиллинга в подготовительной к школе группе «Русская матрёшка» Задачи: 1. Образовательные: - Познакомить с техникой «Квиллинг». - Учить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль,.