Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии праздников  /  Анималистическая графика. Основные жанры живописи русских художников с примерами картин. Известные картины и художники анималистического жанра. Творцы Востока

Анималистическая графика. Основные жанры живописи русских художников с примерами картин. Известные картины и художники анималистического жанра. Творцы Востока

Анималистика (Анималистический жанр), иногда также Анимализм (от лат. animal - животное) -

жанр изобразительного искусства

Основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре, графике и реже в декоративном искусстве. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни).


Из скульптуры имеет распространение

анималистическая керамика

Стилизованные фигуры животных имеются среди памятников звериного стиля (en), в искусстве Древнего Востока, Африки, Океании, древней Америки, в народном творчестве многих стран.

История анималистики

Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами. Животные в живописи, в графике вызывают такой же интерес у зрителей, как портреты известных людей. И это не случайно. С анималистики, когда в эпоху палеолита, более 30 тысяч лет назад, люди начали изображать на скалах животных, началось мировое искусство. Уходит корнями в глубокое прошлое и традиция сохранять на память изображения домашних животных, а также животных и птиц, считавшихся священными. До нас дошли барельефы собак, львов, быков и лошадей древней Ассирии, барельефы и фрески с собаками, кошками, ибисами, крокодилами, павианами, змеями, шакалами, соколами Древнего Египета, керамика с рисунками собак и лошадей Древней Греции и Древнего Рима, скульптурные изображения ягуаров, змей и других животных у ацтеков и майя. Высочайшего уровня достигло изображение животных в Древнем Китае. Известны изображения собак, похожих на чау-чау, более чем двухтысячелетней давности. Мы и сегодня любуемся анималистической графикой китайских мастеров. У европейской аристократии интерес к анимализму появился в эпоху Возрождения. С тех времен вплоть до ХХ века на многих портретах человек изображался с животным, к которому он был привязан — лошадью, собакой, кошкой. Картины кисти таких известных художников, как Паоло Веронезе, Жан-Батист Удри, Ван Дейк, Гейнсборо, Тициан Вечеллио, Антонио Моро, Розальба Каррьера, Джордж Стаббс, Анри-Франсуа Ризенер и многих других, запечатлевших людей с их животными-любимцами, — хоть эти художники никогда не позиционировали себя как анималисты, — входят в коллекцию шедевров мировой живописи.

Проявляла интерес к анимализму и российская элита. В Историческом музее несколько лет назад экспонировались портреты собак, подаренных русским царям. С левретки Екатерины Великой была сделана скульптура, хранящаяся сейчас в Петергофе. А на картине Боровиковского императрица запечатлена с другой своей левреткой. Граф Орлов собрал коллекцию портретов своих борзых и лошадей. Портрет человека с животным писали Брюллов, Маковский, Серов, Серебрякова, другие знаменитые русские художники, причем не только с собакой, но и с лошадьми, и даже с прирученными дикими животными. Во всем мире известны и русские художники-анималисты, то есть те, кто пишет в основном животных, — Степанов, Ватагин, Ефимов, Лаптев, Чарушин. Во второй половине ХХ века в Европе мастеров реалистического портрета, в том числе и анималистического, стали теснить представители «современного искусства». В художники анималисты попал, например, Херст, экспонирующий законсервированных в формалине корову, акулу и пр. Зато интерес к анимализму в реалистической манере получил развитие в США — на проходящих там выставках экспонируются работы множества художников-анималистов

И реже в декоративном искусстве. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста могут быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, изображение антропоморфных персонажей сказок и басен).

Из скульптуры имеет распространение анималистическая керамика.

Стилизованные фигуры животных имеются среди памятников звериного стиля , в искусстве Древнего Востока , Африки , Океании , древней Америки , в народном творчестве многих стран .

Художники, работающие в анималистическом жанре, называются анималистами .

Известные анималисты

  • И Юаньцзи (около 1000 - около 1064) - китайский художник, особенно известный за своё мастерство в рисовании обезьян.
  • Чжу Чжаньцзи (1398-1435) - китайский император и мастер рисования собак и обезьян .
  • Альбрехт Дюрер (1471-1528) - немецкий живописец и график.
  • Франс Снейдерс (1579-1657) - фламандский живописец.
  • Ян Вильденс (1586-1653) - фламандский живописец.
  • Вацлав Холлар (1607-1677) - чешский график и гравёр.
  • Ян Фейт (1611-1661) - фламандский художник и гравер.
  • Паулюс Поттер (1625-1654) - голландский живописец.
  • Давид Конинк (1636-1699) - фламандский живописец.
  • Иван Грот (1717-1801) - российский живописец.
  • Джордж Стаббс (1724-1806) - английский живописец.
  • Мори Сосэн (Mori Sosen , 森狙仙) (1749-1821) - японский мастер рисования обезьян.
  • Жак-Лоран Агас (1767-1849) - швейцарский живописец.
  • Карл Кунтц (1770-1830) - немецкий живописец и гравёр.
  • Антуан-Луи Бари (1797-1875) - французский живописец и скульптор.
  • Эжен Делакруа (1798-1863) - французский живописец и график.
  • Кристоф Фратен (1801-1864) - французский скульптор.
  • Эдвин Генри Ландсир (1802-1873) - английский живописец и скульптор.
  • Пётр Клодт (1805-1867) - российский скульптор.
  • Эдвард Лир (1812-1888) - художник-анималист, поэт, представитель поэзии нонсенса.
  • Филипп Руссо (1816-1887) - французский живописец.
  • Йозеф Вольф (1820-1899) - немецкий график и живописец.
  • Огюст Николя Каэн (1822-1894) - французский скульптор.
  • Эмманюэль Фремье (1824-1910) - французский скульптор.
  • Брайтон Ривьер (1840-1920) - английский живописец.
  • Евгений Лансере (1848-1886) - российский скульптор.
  • Генрих фон Цюгель (1850-1941) - немецкий живописец.
  • Франсуа Помпон (1855-1933) - французский скульптор.
  • Генрих Хардер (1858-1935) - немецкий живописец и иллюстратор.
  • Фридрих Вильгельм Кюнерт (1869-1921) - немецкий живописец и иллюстратор.
  • Август Гауль (1869-1921) - немецкий скульптор.
  • Франц Марк (1880-1916) - немецкий живописец-экспрессионист.
  • Василий Ватагин (1883-1969) - русский живописец и скульптор .
  • Евгений Чарушин (1901-1965) - русский график, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • Константин Флёров (1904-1980) - русский палеонтолог, график и живописец, доктор биологических наук.
  • Николай Кондаков (1908-1999) - русский биолог, иллюстратор, кандидат наук.
  • Андрей Марц (1924-2002) - известный советский и российский скульптор-анималист, Заслуженный художник РСФСР.
  • Алексей Цветков (1924-2011) - советский и российский скульптор-анималист, заслуженный художник РФ.
  • Роберт Бейтман (род. 1930) - канадский художник-анималист.
  • Рьен Пуртвлиет (1932-1995) - нидерландский художник-иллюстратор.
  • Акулов Владимир Иванович (род.1954) - известный белорусский художник, график и живописец, создатель ряда масштабных анималистических циклов.
  • Марина Ефремова (род. 1961) - российский художник-анималист.

См. также

Напишите отзыв о статье "Анималистика"

Примечания

Ссылки

  • - Экспозиция «Анималистика» в Мадридском университете Комплутенсе

Отрывок, характеризующий Анималистика

– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.
Пройдя с голодными, разутыми солдатами, без дороги, по горам, в бурную ночь сорок пять верст, растеряв третью часть отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на венско цнаймскую дорогу несколькими часами прежде французов, подходивших к Голлабруну из Вены. Кутузову надо было итти еще целые сутки с своими обозами, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию, встретившуюся с ним в Голлабруне, что было, очевидно, невозможно. Но странная судьба сделала невозможное возможным. Успех того обмана, который без боя отдал венский мост в руки французов, побудил Мюрата пытаться обмануть так же и Кутузова. Мюрат, встретив слабый отряд Багратиона на цнаймской дороге, подумал, что это была вся армия Кутузова. Чтобы несомненно раздавить эту армию, он поджидал отставшие по дороге из Вены войска и с этою целью предложил перемирие на три дня, с условием, чтобы те и другие войска не изменяли своих положений и не трогались с места. Мюрат уверял, что уже идут переговоры о мире и что потому, избегая бесполезного пролития крови, он предлагает перемирие. Австрийский генерал граф Ностиц, стоявший на аванпостах, поверил словам парламентера Мюрата и отступил, открыв отряд Багратиона. Другой парламентер поехал в русскую цепь объявить то же известие о мирных переговорах и предложить перемирие русским войскам на три дня. Багратион отвечал, что он не может принимать или не принимать перемирия, и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.
Перемирие для Кутузова было единственным средством выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона и пропустить обозы и тяжести (движение которых было скрыто от французов), хотя один лишний переход до Цнайма. Предложение перемирия давало единственную и неожиданную возможность спасти армию. Получив это известие, Кутузов немедленно послал состоявшего при нем генерал адъютанта Винценгероде в неприятельский лагерь. Винценгероде должен был не только принять перемирие, но и предложить условия капитуляции, а между тем Кутузов послал своих адъютантов назад торопить сколь возможно движение обозов всей армии по кремско цнаймской дороге. Измученный, голодный отряд Багратиона один должен был, прикрывая собой это движение обозов и всей армии, неподвижно оставаться перед неприятелем в восемь раз сильнейшим.

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального

образования

«Кемеровский государственный университет»

Центр педагогического образования

Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

Кафедра специальной педагогики, психологии

и теоретических основ обучения

Реферат на тему: Анималистический жанр изобразительного искусства и методика ознакомления с ним учащихся специальной (коррекционной) школы.

Выполнила: студентка ЛЗУ 13-03 Боташова Наталья Владимировна

Проверила:

Костикова Дина Алексеевна

Новокузнецк 2013

1. Анималистический жанр изобразительного искусства………………….3

2. История появления анималистического жанра…………………………….4

3. Анималистика в русском искусстве………………………………………...5

4. Анимализм в странах мира…………………………………………………10

5. Методика ознакомления с анималистическим жанром учащихся специальной (коррекционной) школы………………………………………..11

6. Используемая литература…………………………………………………...16

1. Анималистический жанр изобразительного искусства.

Анималистический жанр – (от лат. animal - животное) - жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных в живописи, графике, скульптуре и декоративном искусстве. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. Он уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передает его анатомическое строение.

В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям, животное часто «очеловечивается», т. е. наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями, одевается в костюмы.

Для скульптуры и мелкой пластики, декоративного и народного искусства (резьбы по дереву, кости, камню, глиняной игрушки, вышивки) особенно существенна декоративная выразительность фигуры, силуэта, фактуры, цвета животного.

Анималистический жанр, наверное, самый древний стиль искусств, который только существовал на земле. Анималистический жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе. Художник - анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания: декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике; часто животное «очеловечивается», наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках. В средние века в Европе были распространены аллегорические и фольклорные, сказочные образы птиц и зверей. В эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры.

Наряду с романтическим восхищением силой и ловкостью зверя определяется стремление к точному изучению животных, часто в естественной обстановке их жизни или к их яркой пластической характеристике. Творчество ведущих советских анималистов (живопись, скульптура, эстамп, иллюстрации к научным и детским книгам и т. д.) отмечено тонким знанием животного мира, сочетанием познавательных задач с остротой характеристики и декоративной выразительностью образов.

Стилизованные, порою магические, изображения животных были широко распространены в искусстве народов Океании, Африки, Америки, Древнего Востока.

В Средневековой Европе образы животных черпали из фольклора, сказаний и легенд, где они представали в сказочно-гротескном образе. Постепенно от аллегорического изображения животных начали переходить к реалистическому. Уже в эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры.

Окончательно анималистический жанр сформировался в Голландии и Бельгии в XVII веке. В это время художники-анималисты старались передать как природную грацию и пластику животных, так и романтическое восхищение их ловкостью и силой.

Животный мир имел огромное значение в жизни первобытного человека.

2. История появления анималистического жанра.

Анималистический жанр зародился ещё в первобытную эру, о чём говорят наскальные рисунки, которые сохранились во многих частях мира. Древнейшие художники оставили на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров и мамонтов, которые и сегодня поражают достоверностью. В I тысячелетии до н. э. магические фигурки птиц и зверей из глины, металла, кости породили в искусстве скифских племен от Карпат до границ Западного Китая так называемый звериный стиль. Непосредственность живой формы в сочетании с орнаментальностью композиций надолго останется в декоративном и прикладном творчестве многих народов. Изображения животных достигают непревзойденной монументальности и величия в Древнем Египте. Ведь многих животных египтяне считали богами. Сфинксы, человекоподобные божества с головами зверей и птиц, воплощали связь человеческого и животного начал в природе. Та же идея единства мира побуждала древних обитателей Перу и Мексики соединять фигуры людей и животных в причудливые группы в украшениях декоративных сосудов. На наскальных картинках изображали зверей, птиц и сцены охоты. Именно в Китае в VIII в. С анималистики, когда в эпоху палеолита, более 30 тысяч лет назад, люди начали изображать на скалах животных, началось мировое искусство. Уходит корнями в глубокое прошлое и традиция сохранять на память изображения домашних животных, а также животных и птиц, считавшихся священными. До нас дошли барельефы собак, львов, быков и лошадей древней Ассирии, барельефы и фрески с собаками, кошками, ибисами, крокодилами, павианами, змеями, шакалами, соколами Древнего Египта, керамика с рисунками собак и лошадей Древней Греции и Древнего Рима, скульптурные изображения ягуаров, змей и других животных у ацтеков и майя.

Впервые термин “анимализм” был употреблен по отношению к скульптуре в 1831 году, когда три молодых французских скульпторов – Антуан Луи Бари, Кристоф Фратен и Александр Жуйонне – выставили в Парижском Художественном Салоне небольшие фигурки животных». Большим многообразием мотивов, сюжетов, типов анималистическое искусство начало отличаться в XX в.. С анималистики, когда в эпоху палеолита, более 30 тысяч лет назад, люди начали изображать на скалах животных, началось мировое искусство. Уходит корнями в глубокое прошлое и традиция сохранять на память изображения домашних животных, а также животных и птиц, считавшихся священными. До нас дошли барельефы собак, львов, быков и лошадей древней Ассирии, барельефы и фрески с собаками, кошками, ибисами, крокодилами, павианами, змеями, шакалами, соколами Древнего Египта, керамика с рисунками собак и лошадей Древней Греции и Древнего Рима, скульптурные изображения ягуаров, змей и других животных у ацтеков и майя.

В изделиях скифского «звериного стиля» фигурки животных и людей сплетаются в причудливый орнамент. Рельефные узоры со сказочными зверями украшают стены древнерусских белокаменных храмов (Дмитровский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли). В средневековом искусстве звери и птицы стали «говорящими» символами: собака означала верность и защиту, голубь – мир и надежду, обезьяны – низменные людские страсти и желания. Особое место занял образ агнца (ягнёнка) – символ невинной жертвы Христа. Эта символика сохранялась, но вместе с тем жажда новых знаний побуждала художников пристально изучать облик и повадки животных, зарисовывая их с натуры. Звери, появляются в альбомных набросках и живописи, А. Дюрер с точностью учёного воссоздаёт каждую шерстинку в пушистой шкурке зайца, с упоением зарисовывает экзотического зверя. (А. Дюрер. «Зайчонок»).

Как самостоятельный жанр анимализм сложился в 17 в. в Голландии и Фландрии (Бельгия), в 18 в. – во Франции, Англии, России.

В иллюстрациях к басням И. А. Крылова, созданных В. А. Серовым, звери очеловечивались. Эта традиция продолжилась в творчестве иллюстраторов детских книг Н. А. Тырсы, Е. И. Чарушина, А. Ф. Пахомова. Пути анимализма в 20 в. определили В. А. Ватагин и И. С. Ефимов.

3. Анималистика в русском искусстве.

С утверждением в России XVIII века "светского" искусства внимание художников параллельно с интересом к образу человека, обращается и к миру животных. При царском дворе создаются портреты четвероногих любимцев, "высокородных" животных увековечивают в фарфоре. В России восемнадцатого века даже существовала квалификация - "звериного художества мастер". Натурное рисование, стремление к достоверности отображения зверей и птиц мастеров XVIII века, подготовили расцвет анималистики в следующем столетии.

В XIX веке в произведениях искусства во главу угла ставится точность воспроизведения внешнего вида и объективное отражение проявлений натуры животного. Беспристрастный взгляд художника на "звериную модель" сохранялся многие десятилетия. В этот период образы домашних животных преобладают в станковых композициях - это сцены крестьянского быта, картины войн и парадов. Дикие звери и птицы появляются в охотничьих сюжетах или путевых набросках.

Развитие анималистики в живописи связано в первую очередь с именами Н.Е.Сверчкова поднявшего в своих произведениях зоологическую тему до уровня портрета и жанровой картины. П.П.Соколова, в живописных холстах которого и в акварелях, изображающих охотничьи сцены, животные всегда занимают ведущее положение. В рисунках и картинах А.С.Степанова, анималиста и пейзажиста, жизнь зверей, раскрывается в естественной для них среде обитания. Соколов и Степанов принесли свое видение природы и в искусство книжной иллюстрации.

"Звериные образы" появляются и в медальерном искусстве, где животные предстают не только представителями конкретной породы, но и носителями характеров, а иногда и определенных.

Новый этап в истории жанра анималистики наступает на рубеже XIX и ХХ веков, когда изображение "братьев меньших", начинает основываться и на потребности художника сопереживать, выражать свое отношение к животным. В это время свои лучшие произведения создает А.Л.Обер ("Белый медведь", 1898). в творчестве которого впервые появляется интерес к передаче индивидуальных характеров животных.

В 1900-1910-е годы домашние животные становятся полноправными участниками городских сцен. Образы домашних животных выдвигаются живописцами на первый план, вне зависимости от принадлежности художника к тому или иному художественному течению, будь то рассказ о бытовых коллизиях. Дикие звери и птицы постепенно перестают быть героями драматичных картин охоты и все чаще предстают как объекты заботы человека, живущие на свободе или обитающие в зоопарке.

Второй непревзойденный мастер-анималист, сыгравший большую роль в развитии жанра на протяжении почти всего ХХ века - И.С.Ефимов. Его, ученика В.А.Серова, называли "королем животных". В 1930-е годы Ефимов нашел новый для себя материал для рисования - мягкий литографский и итальянский карандаш. А его отношение к скульптурным материалам, способствовало сближению пластического и декоративно-прикладного искусств, проявившееся позже в анималистическом жанре. В середине 1920-х годов в Детгизе под руководством В.В.Лебедева начинает активно работать плеяда молодых творцов, среди которых анималистами по призванию можно назвать Е.И.Чарушина и В.И.Курдова. Став детским писателем, Чарушин создал неповторимую коллекцию правдивых и трогательных образов звериных детенышей в рисунках, литографиях и даже в фарфоре. Чарушин считается одним из родоначальников эстампа для детей. Литографированные листы, выполненные в 1930-е годы, предназначались для украшения "детского" интерьера.

Увлечение лошадьми свойственно было многим художникам ХХ века, и отнюдь не только анималисты, отдали им дань в своем творчестве. Это Р.Р.Френц ("Охота ХV века, "Битюг", 1922), В.И.Тюленев ("Весеннее утро. Рассвет", 1976), К.М.Симун ("Лошадь", 1960-е), Д.В.Прасолов ("Табун", 2002). Потомственным казаком был Н. А. Тырса, вероятно, поэтому он так хорошо знал все лошадиные повадки.

А начиная с 1970-х годов, все чаще в поле зрения художников попадают собаки и кошки (А.И.Хаустов. "Кот", 1976; О.Ю.Скарайнис. "Кот", 1982; Д.Н.Тугаринов. "Кавказская овчарка", 1987) и начинают играть ведущие роли даже в портретах или композициях с участием людей.

С конца 1970-х годов восприятие животного как самоценного творения природы играет все меньшую роль. Изображения животных наполняются метафорическим смыслом, становятся выразителями размышлений художников разных направлений, о жизни, судьбе, человеке. Триптих Н.В.Богушевской "Жизнь птицы" (1980) по существу являются притчами о жизни и смерти. Все чаще человек отождествляет себя с животным, причем не обязательно в драматическом. К 1990-м годам все эти раздумья объединяет глобальная тема экологии (В.А.Данилов. "Рыба", 1992). Теперь становится несущественным разделение на диких и домашних, поскольку человек - тоже животное. Чувствуют и страдают все одинаково. Дикие звери приходят в город, домашние персонифицируются, поднимаются выше своих хозяев (В.А.Данилов. "Кот и рыба", 1993).

Интересные имена

Василий Алексеевич Ватагин . Получил образование биолога. Он закончил естественный факультет Московского университета. Однако основной стала для него профессия художника. Следует добавить, что в этом рисовании главная роль была отведена животным и можно только удивляться поразительной верности Ватагина своему детскому пристрастию, так как вся жизнь художника была отдана изучению и изображению мира животных. Стиль работ Ватагина начала 1900-х годов складывался под влиянием его многочисленных путешествий по России и за границей. Он объездил север и юг России, в течение нескольких лет рисовал в зоопарках Европы, собирая материал об экзотических животных для Московского университета, посетил Грецию, Сицилию, Константинополь. Страницы его альбомов заполнены рисунками зверей вперемежку с набросками развалин Акрополя, Олимпии, Микен, акварельными пейзажами Палермо, Неаполя, Помпеи. Он оставил несколько десятков увесистых папок с рисунками и акварелями, по ним можно проследить всю сложную и многообразную «географию» его жизни.

Ефимов Борис Ефимович никогда не думал, что станет художником, хотя рисовать любил с детства. Способности к рисованию обнаружились у него рано, с 5-6 лет. На бумаге он предпочитал изображать не окружающую природу - дома, деревья, кошек или лошадок, а фигуры и персонажи, рожденные собственной фантазией, рассказами старшего брата и содержанием прочитанных книг. Очень скоро это ребяческое увлечение сменилось осознанным желанием переносить на бумагу смешное в повадках и характерах людей. Первая карикатура Ефимова увидела свет в 1916 году в популярном в те годы иллюстрированном журнале "Солнце России". Заслуги Бориса Ефимова в годы Великой Отечественной войны отмечены медалями "За оборону Москвы" и "За победу над Германией". В послевоенное время Борис Ефимов продолжает активно работать в самых разных жанрах. В 1948 году выходит сборник его карикатур "Мистер Доллар", а в 1950 г. - альбом рисунков "За прочный мир, против поджигателей войны".

Чарушин Евгений Иванович - советский график и писатель, заслуженный деятель искусств. Кроме своих собственных книг ("Волчишко и другие", "Васька", "Про сороку") Е И. Чарушин иллюстрировал произведения В.В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, М. М. Пришвина и др.В иллюстрациях Е И. Чарушина, художника-анималиста, мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочные одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым. Чарушин подробно и конкретно изучил животных, что, создавая свои рисунки, мог не думать о точности передачи формы или пропорции, так что это подразумевалось уже само собой. Такой подход помогал сосредоточиться на создании образов. Каждая иллюстрация не похожа на другую, в каждой свой собственный эмоциональный образ - определенный характер в определенном состоянии. Главным он считал создание образа, "а если нет образа, так и изображать нечего.

Степанов Алексей Степанович. Во второй половине 1880-х гг. Степанов несколько летних сезонов работал вместе с И. И. Левитаном - сначала под Звенигородом, потом на Волге. Наряду с Левитаном он считается одним из создателей так называемого пейзажа настроения, когда художник не только ищет в природе мотив, соответствующий его внутреннему состоянию, но и психологизируст пейзаж, переносит в него собственные мысли и переживания. Работы Степанова носят пленэрный характер, они написаны широко, эскизно, жидким прозрачным мазком, очень мягко, немногими цветами ("Краски поменьше", - советовал он позднее своим ученикам). Степанов любил изображать деревенскую дорогу, по которой крестьянские лошади тащат сани или телеги. Любил изображать крестьянских детей, наблюдающих окружающий мир - голый, бедный, осенний, но родной и. С увлечением писал охотничьи сцены. Степанов любил животных и обладал редким умением передавать их повадки и даже психологию. М. В. Нестеров считал Степанова лучшим анималистом после В. А. Серова. Серов также высоко ценил этот дар художника, потому настоял на приглашении Степанова в качестве преподавателя в МУЖВЗ. Около двадцати лет Степанов руководил там "классом животных". Ученики любили его до обожания.

Хлебников Валерий Иванович. Родился 16 мая 1950 года в городе Вышний Волочек Тверской области. Отец - Хлебников Иван Прокофьевич – военный летчик. Мать - Мария Ивановна – домохозяйка. В 1951 г. отца перевели на о. Сахалин, где семья проживала в течение 4-х лет. Именно там Валера в трехлетнем возрасте сделал свои первые наброски… кота! Родители говорили, получилось необычно В 1955 г. семья вновь переехала, на этот раз – в город Луховицы Московской области. Как оказалось позже – окончательно и бесповоротно. До 16 лет Валерий занимается рисованием самостоятельно, а в дальнейшем - в организованной при местном ДК «Старт» изостудии под руководством Ероша Владимира Васильевича. В 1969 г. Хлебников поступает в московское Художественное училище 1905 г. Но практически сразу уходит служить в военно-морской Северный флот. В военкомат Валерий Иванович отправился прямиком… из-за мольберта. Именно там, а не в шумной компании друзей, Хлебников, заканчивая очередную работу, провел свой последний вечер на «гражданке». В 1972 г., получив дембель, переводится в Рязанское художественное училище им. Г.К. Вагнера, куда его принимают без экзаменов. Получив диплом в 1976 году, сразу же сделал в городе Луховицы, который к тому моменту уже стал для художника родным, свою первую персональную выставку.

В искусстве Валерия Хлебникова счастливо соединились два его пристрастия – любовь к животным и любовь к рисованию. Хлебников создает удивительно привлекательный мир образов «братьев наших меньших», в котором реальность и узнаваемость персонажей причудливо переплетаются с затейливой фантазией художника. Его звери наделены всеми чертами человеческих характеров, эмоций, чувств. Они грустят и сердятся, задумываются и смеются. От его произведений исходит импульс доброты и лукавого веселья.

4. Анимализм в странах мира.

Греция и Рим. Для художников Древней Греции и Древнего Рима главным объектом искусства становится человек; изображения животных существенной роли в античном искусстве не играют.

Раненая львица. Фрагмент рельефа «Большая, львиная охота» из дворца царя Ашшурбанапала в Ниневии. Известняк. Британский музей. Лондон.

В своем стремлении отразить реальный мир во всем многообразии художники европейского Возрождения широко практикуют натурные зарисовки животных, изображения которых встречаются в скульптуре, фресках и станковых картинах. Одним из первых к таким изображениям обратился в XV в. А. Пизанелло, а в XVI в. замечательные по силе и точности рисунки животных создали Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.

Китай. Высочайшего уровня достигло изображение животных в Древнем Китае. Известны изображения собак, похожих на чау-чау, более чем двухтысячелетней давности. Мы и сегодня любуемся анималистической графикой китайских мастеров. Сформировался жанр. В Европу и Россию он пришёл немного позднее в XVII-XVIII вв.

Анималистический жанр и художники- анималисты появились в Китае в периоды Тан и Сун.

Техника “гохуа” (дословно - китайская живопись) - водяными красками на свитках из шелка и бумаги. Эта техника возникла на основе приемов традиционной китайской живописи (изображение предмета с помощью пятен цвета и тонких линий на нейтральном фоне).

В живописи гохуа традиционно существует освященное вековой традицией деление на стили. К наиболее популярным стилям относятся “цветы и птицы”, “горы и воды”, изображения животных, лошадей а также - карпов, креветок, насекомых, бытовые сцены.

В отличие от европейской живописи, китайские картины ценятся не столько за красоту, сколько за особое, почти неуловимое ощущение, присутствующее в помещении, где висит картина. Картины, с соответствием с представлениями китайцев, создают настроение, приносят удачу, ограждают от неприятностей, отгоняют злые силы и воздействия. Очень много в оценке картины зависит от личности художника: мастер, обладающий большой духовной силой, взращенной и отточенной за долгие годы занятий своим делом, способен воплотить часть своей силы в картину. И поэтому китайцы ценят в картине не только видимую, внешнюю красоту, но и красоту внутреннюю, силу и “энергию”. Китайская живопись имеет две отличительные особенности: так называемые "ицзин", то есть передача замысла, и "бимо", то есть применение туши и кисти.

Известны изображения собак, похожих на чау-чау, более чем двухтысячелетней давности. Мы и сегодня любуемся анималистической графикой китайских мастеров.

Голландия. В Голландии XVII в. изображение животных выделяется в отдельный жанр. Его родоначальники А. Кейп и П. Поттер мастерски показывают домашних животных на фоне ферм и пастбищ. Каждый анималист выбирает себе излюбленный круг тем и образов. В XIX веке выдающийся скульптор А. Л. Бари отразил свое восхищение свободолюбием и своеобразной грацией зверей в динамичных группах хищников. А близким художникам барбизонской школы К. Труайон писал поэтические пейзажи с коровами и овцами в окружении мирной сельской природы. На рубеже XIX - XX вв. швед Б. Лильефорс изображает диких животных в естественных условиях их обитания, французский скульптор Ф. Помпон проявляет интерес к декоративно-пластическим качествам птиц и зверей, а немецкий живописец Ф. Марк, в своих произведениях возрождает героику образов диких животных.

5. Методика ознакомления с анималистическим жанром учащихся специальной (коррекционной) школы.

Обучение изобразительной деятельности детей коррекционной школы имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для формирования творческой натуры. В процессе обучения детей рисованию педагоги используют различные темы: семья, дом, родной город, природа, времена года, праздники и т.д. Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является рисование животных.

Мир животных очень интересен для ребенка. Животные двигаются, обладают характером, отличаются своеобразным поведением и в связи с этим вызывают у детей познавательный интерес, активное восприятие, яркий эмоциональный отклик. Необходимо с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.

Знакомство детей дошкольного возраста с анималистическим жанром позволяет решать как познавательные (внешний облик, повадки и поведение животных, их характер), так и воспитательные задачи (любовь и внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу). Формирование эстетического отношения к животному миру происходят и на занятиях по экологическому воспитанию при знакомстве с домашними и дикими животными, при наблюдении за живыми объектами, в других видах деятельности. В результате у детей накапливаются разнообразные впечатления, которые они стремятся выразить в своём творчестве. Помочь им в этом позволяет обучение изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, ребенок применяет изобразительные действия, контролируя их представлением изображаемого образа, и оценивает их как правильные или неправильные. Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения. Способам рисования детей следует учить.

Процесс обучения изображению животных длительный, его можно условно разделить на два направления: осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных и обучение изображению животных. Осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных, компетентности дошкольника по отношению к природе, складывается в различных видах деятельности: на занятиях «Познаю мир», «Учусь говорить», в труде, проектировании, в деятельности по уходу за растениями и животными, в наблюдениях. Содержание рассказов о природе, стихов, сказок о животных, наблюдения во время прогулок, экскурсий дают богатый материал для изображения домашних и диких животных, для уточнения их особенностей. Правильно организованное педагогом наблюдение, обследование игрушки, картины, иллюстрации, где изображено животное, позволяет сформировать представление о строении животного, особенностях его внешнего вида.

Особенности учащихся коррекционной школы, обуславливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием и т.д. Без этого ребенку сложно раскрыть задуманный образ. Ребенок перевоплощается, активно общается, с интересом включается в игру.

Большое значение в развитии изобразительной деятельности отводится слову. Именно словом необходимо не только описать внешний вид животного, но и охарактеризовать особенности его жизни и поведения в тех условиях, в которых оно обитает. Для этого широко на занятиях можно использовать игры-инсценировки, вечера загадок, организацию выставок, в том числе с проведением экскурсии; познавательные рассказы и т.д.

Техника рисунка должна осваиваться ребенком в начальный период обучения рисованию так, чтобы приобрести полную свободу действий при выполнении более сложных задач, которые придётся решать в течение следующих этапов овладения рисованием.

Рисование животных – достаточно сложный и длительный процесс, который имеет свои особенности в каждой возрастной группе. Так дети начале обучения рисованию умеют только держать карандаш или кисть и работать ими, изображая вертикальные и горизонтальные линии, они не в состоянии еще изобразить правдоподобное животное. Рисунки таких детей зачастую лишены смысла. На данном этапе воспитатель учить узнавать и называть предметы, изображения на рисунках, устанавливать связь между рисунком и процессом рисования. Дети учатся изображать отдельные предметы. При этом воспитатель использует такие приемы и методы обучения, как поэтапное объяснение и демонстрация изображаемого, объяснение в целом; частичная демонстрация изображения; словесное объяснение; индивидуальная работа; дорисовывание предмета (например, хвостик у собачки).

При дальнейшем обучении рисованию животных ученикам сначала предлагается назвать форму туловища и головы животного, затем показывает последовательность рисования, называя части тела и их фому (туловище – овальное, голова – круглая, клюв, хвост и т.п.). За образец животных берутся простые по форме и строению игрушки.

Анализ строения тела животного педагог проводит, показывая игрушку или рисунок.

Пример алгоритмической схемы рисования домашнего животного – кошки с помощью геометрической фигуры – круга. Нарисовать круг, внутри круга в нижней его части нарисовать круг поменьше – это голова. На голове с помощью небольших треугольничков нарисовать ушки. Рисуем мордочку – две параллельные точки – глаза, одна жирная точка пониже – носик. С помощью горизонтальных линий рисуем усы. Дугообразной линией изображаем рот. Добавим с помощью небольших овалов две лапки и хвостик. Лишние линии нужно стереть, рисунок раскрасить по желанию ребенка.

Рисование животных в предполагает использование самых разных методических приемов, которые позволяют учитывать особенности данных детей, развивать их творческие способности, что положительно влияет на результат продуктивной изобразительной деятельности.

Главная задача педагога при этом заключается не только в том, чтобы научить рисовать различных животных, познакомить их с лучшими произведениями мастеров анималистического жанра, но и привить своим воспитанникам умение видеть, понимать, беречь и любить многообразный и удивительный мир живых существ. В коррекционной школе у ребенка по-другому закладывается отношение к миру, поэтому важно подвести его к пониманию особой роли и места человека в природе, донести до сознания детей, что в природе есть царство животных; царство животных интересно и удивительно.

Использование нетрадиционных приемов обучения рисованию животных

Анималистические темы занимают достаточно большое место в процессе обучения учеников рисованию. В связи с этим встает вопрос применения наряду с традиционными - нетрадиционных техник и приемов рисования, благодаря которым можно поддерживать постоянный интерес ребенка к творчеству и воспитывать любовь и уважение к окружающему миру.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

    мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

    пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

    изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Рисование животных может быть достаточно сложной деятельностью для ребенка коррекционной школы. В вязи с этим на занятиях важно активизировать внимание школьника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра; сюрпризный момент (любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие); музыкальное сопровождение и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Учитывая особенности школьников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для рисования животных рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для начала при рисовании животных уместно использовать рисование пальчиками и ладошками, оттиск печатями из картофеля. Затем можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки. А в дальнейшем дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В заключении хотелось бы добавить, что в каждом конкретном случае, педагог коррекционной школы самостоятельно подбирает методы и приемы, тщательно продумывает и прорабатывает каждый этап урока, который будет в полной мере соответствовать уровню развития и потребностям каждого ребёнка. Ведь именно от качественной, грамотной работы педагога зависят многие важные аспекты жизни детей.

Используемая литература:

    Пенова В. П. « Рисуем карандашом». М.: «Клуб семейного досуга», 2008. – 112 с.

    Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. Часть 2. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 72 с.

    Изобразительное искусство. Рабочие программы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011.

    Живопись: Энциклопедия. М.: 1999.

    Плотникова Н. Энциклопедия искусства. М.: РОСМЭН- 2007.

    Педагогическое творчество №9 А.В. Мерзлов. М.: 2007.

Татьяна Сафронова
Презентация «Анималистический жанр в изобразительном искусстве»

Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, жизни и деятельности человека.

В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства , которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.

В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства . Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса, умение самостоятельно оценивать произведения искусства .

Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство - виды изобразительного искусства , отличающиеся и общими чертами, и специфическими изобразительными средствами .

Живопись означает «писать жизнь» , «писать живо» , то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись - вид изобразительного искусства , произведения которого отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.

Главная отличительная особенность живописи состоит в том, что изображение формы и пространства, образов и действий строится исключительно с помощью цвета.

Техника живописи на протяжении веков постоянно совершенствовалась. Живописцев привлекали всё более разнообразные сюжеты. Это и привело к появлению жанров : портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр , исторический, батальный, мифологический, бытовой жанр .

Знакомство дошкольников с анималистическим жанром .

Цель : ознакомление детей с анималистическим жанром .

Задачи :

1. Формировать представления детей об анималистическом жанре ;

2. Познакомить с работами художников анималистов ;

3. Расширять кругозор в области изобразительного искусства ;

4. Воспитывать у детей ответственное отношение и любовь к животным.

Анималистический жанр

изображения животных .

Одной из самых любимых тем и для детей и для взрослых в рисовании является тема изображения животных .

Если видим на картине

Тигра и моржа на льдине,

Гусеницу на листике,

Это анималистика !

Анималистический жанр - изображение животных в живописи , скульптуре и графике.

Название происходит от латинского слова «анимал » , что в переводе означает - животное.

Художники, работающие в анималистическом жанре , называются анималистами .

В истории развития изобразительного искусства жанр изображения животных – один из самых древних на Земле.

Первобытные люди рисовали животных и сцены охоты.

Животное-это источник жизни для человека. Он неразрывно связан с животным миром и зависит от него.

В процессе развития, человечество освоило новые формы общения с животным миром : в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.

В древнем мире изображения животных были символичны.

Собаки – служители и охранники. Они символизируют дружбу, безусловную любовь, понимание, выслеживание, товарищество, интуицию и правду.

Лошадь символизирует силу, умение работать, скорость, выносливость, выдержку, верность, дружбу.

Змеи символизируют знание, перемены, мудрость, секреты, тайну.

Пауки - ткачи и обманщики. Они могут служить знаком, предупреждающим об опасности.

Волки символизируют семью, обучение, сотрудничество, тайну, силу, лидерство, свободу, охоту, поиск, самоанализ, слушание, магию, сны.

Целая плеяда художников-анималистов воспевает удивительный мир живой природы.

Животные в произведениях В. А. Ватагина очеловечены, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие,суровость, значительность, сосредоточенность,тоска и т. д.)

Изобразить животное с натуры очень трудно. Поэтому художник должен часами наблюдать за ними.

Анимализм связан не только с изобразительным искусством , но и с литературой. Очень часто мы видим в образах животных конкретные черты человека, которые либо восхваляются, либо обличаются автором.

Лиса - хитрая, изворотливая, заяц - трусливый, медведь строгий, но справедливый.

В иллюстрациях Е. И. Чарушина, художника-анималиста , мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно.

Е И. Чарушин иллюстрировал произведения В. В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, М. М. Пришвина и др.

Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Евгений Рачев.

Тут и доверчивая ворона с сыром, и хитрая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» .

Проверь себя :

1. Что ты знаешь об анималистическом жанре ?

2. Назови художников-анималистов .

3. Что ты можешь сказать о рисунках животных, выполненных Е. Рачевым, В. Ватагиным?

4. Любишь ли ты рисовать животных? Какое твое любимое животное?

В XVII веке было введено разделение жанров живописи на «высокий» и «низкий». К первому относили исторический, батальный и мифологический жанры. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.

Исторический жанр

Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. Он входит в основные жанры живописи в искусстве. Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.

«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков

В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.

Мифологический жанр

Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор - изображение этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями. Например, такой сюжет греческой мифологии , как тайный роман бога войны Ареса и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по имени Андреа Мантенья.

«Парнас» (1497)
Андреа Мантенья

Окончательно мифология в живописи сформировалась в эпоху Ренессанса. Представителями этого жанра помимо Андреа Мантеньи являются Рафаэль Санти, Джорджоне, Лукас Кранах, Сандро Боттичелли, Виктор Михайлович Васнецов и другие.

Батальный жанр

Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо

Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.

Бытовой жанр

Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи , бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.

«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус

Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках. Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.

Анималистический жанр

Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных. Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса - животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.

«Кони на лугу» (1649)
Паулюс Поттер

Антонио Пизанелло, Паулюс Поттер, Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Альберт Кейп - основные представители анималистики в изобразительном искусстве.

Натюрморт

В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни. Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).

«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший

Натюрморт как самостоятельный жанр оформился в XVII веке. Особенно выделяют фламандскую и голландскую школы натюрморта. В этом жанре писали свои картины представители самых разных стилей, от реализма до кубизма . Одни из самых известных натюрмортов написали живописцы Амброзиус Босхарт Старший, Альбертус Иона Брандт, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Виллем Клас Хеда.

Портрет

Портрет - жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи - изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.

Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».

«Мона Лиза» (1503-1506)
Леонардо да Винчи

Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте - это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.

Ню

Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.

«Сельский концерт» (1510)
Тициан

Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.

Пейзаж

Главная тема пейзажного жанра - природа, окружающая среда — город, сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи .

Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века .

«Золотая осень» (1895)
Исаак Левитан

Среди пейзажной живописи можно выделить такие жанры, как морской и городской пейзажи.

Ведута

Ведута - пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.

«Площадь святого Марка» (1730)
Каналетто

Оценить городские пейзажи можно, познакомившись с работами Каналетто, Питера Брейгеля, Федора Яковлевича Алексеева, Сильвестра Феодосиевича Щедрина.

Марина

Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие. Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Иван Константинович Айвазовский, чью картину «Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи . Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.

«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт

Своими морскими пейзажами также известны Кацусика Хокусай, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Алексей Петрович Боголюбов, Лев Феликсович Лагорио и Рафаэль Монлеон Торрес.

Если вы еще больше хотите узнать о том, как возникли и развивались жанры живописи в искусстве, посмотрите следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще