Меню
Бесплатно
Главная  /  Досуг  /  Светлана Захарова: «Большинство балерин не знают реальной жизни. Балерина светлана захарова призналась, что рождение дочери перевернуло ее жизнь Биография артистки балета трубецкой светланы

Светлана Захарова: «Большинство балерин не знают реальной жизни. Балерина светлана захарова призналась, что рождение дочери перевернуло ее жизнь Биография артистки балета трубецкой светланы

Народная артистка России, лауреат Государственной премии России, прима-балерина Большого театра России, этуаль театра Ла-Скала. Светлана родилась в городе Луцке (Украина). В десятилетнем возрасте поступила в Киевское хореографическое училище. Проучившись шесть лет в классе Валерии Сулегиной, приняла участие в международном конкурсе молодых танцовщиков Vaganova - Prix в Санкт-Петербурге, где оказалась самой юной балериной. Тогда пятнадцатилетняя Светлана заняла второе место, уступив лишь выпускникам Академии им. Вагановой. По окончании состязаний она получила приглашение перейти на выпускной курс, минуя второй, в знаменитую Академию балета в Санкт-Петербург. Это был единственный случай в истории учебного заведения. Захарова моментально обратила на себя внимание и через полгода получила приглашение исполнять сольную партию в балете «Дон Кихот» на сцене Мариинского театра. Выпускница класса Елены Викторовны Евтеевой великолепно справилась с одной из сложных классических ролей – Повелительницы дриад. Так восходила юная звезда российского балета семнадцатилетняя Светлана Захарова, которая бесспорно была принята в легендарную труппу после окончания Академии русского балета им. Вагановой.

На Светлану обратила внимание выдающийся педагог Мариинского театра, в прошлом прославленная балерина, народная артистка России Ольга Николаевна Моисеева. Под ее руководством Захарова дебютировала в спектакле «Бахчисарайский фонтан» в роли Марии. Затем были Гюльнара в балете «Корсар», мазурка и седьмой вальс в «Шопениане». Но самый громкий успех в первом сезоне ей принесла Жизель в одноименном балете. Это был дебютный шедевр самой юной исполнительницы сложной партии. Интерес публики и критики оказался невероятно высок. Захарова тут же получила приглашение от Владимира Васильева переехать в Москву в Большой театр.

Закрепив за собой статус примы, в 18 лет Светлана официально была переведена в этот ранг и продолжила работу в Мариинском театре, расширяя свой репертуар классическими и современными спектаклями. В ее активе значились «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Дон Кихот». Параллельно шли премьеры балетов Джорджа Баланчина, где Захарова занимала первые позиции и с успехом исполнила па-де-де на музыку Чайковского, стала солисткой в балетах «Аполлон», «Серенада», «Симфония до мажор» и «Драгоценности». Встреча молодой балерины с великим хореографом Джоном Ноймайером в балете «Тогда и теперь» открыла Захарову как ультрасовременную исполнительницу, которой подвластны все стили и направления танца.

Одновременно начинается и мировая известность. Захарова гастролирует по всему миру. В 2001 году она заключает свой первый контракт с Парижской оперой для спектакля «Баядерка». Это важное событие произошло после тринадцатилетнего «железного занавеса». И впервые после такого длительного перерыва балерина из России получила возможность выйти на прославленную сцену французской столицы.

Захарова гастролирует по всему миру: Нью-йоркский Метрополитен опера, лондонский Ковент-Гарден, театр Колон в Буэнос-Айресе, Баварская опера в Мюнхене, театр Сан-Карло в Неаполе, Венская опера, Национальный театр в Токио, сцены многих городов Европы, Азии, Австралии и Южной Америке. Театр Ла-Скала заключает с ней длительный контракт и присваивает статус этуали. Такое случилось впервые в истории этого великого театра – подобной чести еще не удостаивался никто из русских. С ее участием записываются на DVD балеты «Лебединое озеро», «Баядерка» и «Жизель».

В 2003 году Светлана решает перейти в труппу Большого театра. Ее постоянным репетитором становится известная балерина народная артистка России Людмила Ивановна Семеняка. Работа в Большом началась с премьеры балета «Дочь фараона» в постановке известного хореографа Пьера Лакотта. Спектакль был записан и выпущен на DVD. Захарова постепенно вводится в весь классический репертуар, в спектакли под редакцией и в постановках великого хореографа современности Юрия Николаевича Григоровича.

Светлана Захарова является одновременно уникальной и универсальной исполнительницей балетов классического наследия, демонстрируя свое мастерство в России и по всему миру. Не останавливаясь на достигнутом, балерина продолжает пополнять свой репертуар современными номерами и спектаклями. Без страха экспериментирует и использует современные технические возможности.

В 2006 году Светлана Захарова вошла в состав Совета по культуре и искусству при Президенте России.

В 2007 году за талантливое воплощение сценических образов, развитие великих традиций русского балета Светлана Захарова удостоена Государственной премии России.

В 2008–2012 годах прославленная балерина избиралась депутатом Государственной Думы.

Как яркий представитель российской культуры в 2014 году Захарова удостоилась права принять участие в церемонии открытия Зимних Олимпийский игр в Сочи – «Первый бал Наташи Ростовой» покорил миллиарды телезрителей своей красотой и тонким попаданием в образ. Как признается Светлана в своих интервью: «Такое событие бывает только раз в жизни. Я не забуду тех эмоций, которые пережила в момент своего выступления. Это волнение вперемешку с невероятной эйфорией и счастьем от происходящего».

Награды

1996 г. Лауреат Международного конкурса молодых исполнителей Vaganova-Prix.

1997 г. Премия компании «Балтика»

1998 г. Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит»

1999 г. Национальная театральная премия «Золотая маска»

2000 г. Национальная театральная премия «Золотая маска»

2000 г. Итальянская премия журнала Danza/Danza была названа лучшей танцовщицей года.

2001 г. Санкт-Петербургская премия «Люди нашего города»

2005 г. Заслуженная артистка России.

2005 г. Лауреат международной премии «Benois de la dance»

2007 г. Лауреат Государственной премии России в области искусства.

2007 г. Лауреат премии журнала Балет «Душа танца». Номинация «Королева танца»

2008 г. Народная артистка России.

2010 г. Офицер ордена Искусств и литературы. Франция

2015 г. Дважды лауреат международной премии «Benois de la dance»

Светлана Захарова - прима-балерина Большого театра. Можно с уверенностью сказать, что она из тех, кто сделал себя сам.

Фотография: Михаил Королев

Света, твоя карьера давно идет по нарастающей. А как ты чувствуешь сама: это ровная дорога вверх или иногда всё же бывают остановки, какие-то пробуксовки?

Мне трудно ответить на этот вопрос. Конечно, со стороны кажется, что резкий взлет у меня начался сразу. В 17 лет я пришла в Мариинский театр из Академии русского балета, и довольно быстро, буквально в первые месяцы, мне уже стали давать сольные партии.

Одна Жизель чего стоит! К этой сложнейшей партии многие балерины идут годами.

А в том возрасте мне казалось, что всё так и должно быть. Может, это ощущение возникло из-за детской наглости или наивности. С годами оно ушло.

Наверняка в твоей жизни был момент, когда ты почувствовала, что в балете можешь сделать больше, чем другие.

Нет, я сама никогда этого не чувствовала. Но меня всегда выделяли педагоги. Даже в школе ко мне было повышенное внимание с их стороны.

Ты родилась в Луцке, небольшом украинском городе. Скажи, если бы не балет, ты бы и сейчас там жила - работала, рожала детей? Или такой сценарий для тебя был невозможен ни при каких обстоятельствах?

Я благодарна маме за то, что она направила меня по верному пути. В Луцке мама работала в хореографическом коллективе, много танцевала, ездила на гастроли. Я же была очень активным ребенком. Занималась художественной гимнастикой (потом даже на спортивную занесло), танцами. В Доме пионеров был танцевальный коллектив - огромный, высокого уровня. Поступать в Киевское хореографическое училище я поехала, уже имея некоторый опыт.

Мама до сих пор удивляется: «И как я могла свою маленькую 10-летнюю доченьку отправить одну учиться в Киев, жить в общежитии вдали от дома?!» Вероятно, это был знак свыше.

Видимо, в Киеве и началось твое взросление.

Как только переступаешь порог хореографического училища, детство заканчивается. Для меня существовал только балет.

Наверное, это счастье, когда в 10 лет у ребенка уже есть цель. Ведь у многих она не появляется и гораздо позже.

Вот-вот! У меня растет дочка, и мы всей семьей думаем, куда ее отдать, когда придет время. Хочется, чтобы она к чему-нибудь стремилась. Тогда не будет, не дай бог…

...каких-то негативных моментов?

Плохих моментов, скажем так.

Ну тебя-то наверняка всё плохое обошло стороной.

Ой, я была наивная, очень стеснительная. У моих одноклассниц было всякое, а меня никуда не тянуло.

В общем, образцовая девочка! А ты влюблялась в ту пору?

Всё, что со мной происходило, оставалось внутри, чтобы никто ничего не знал. Была любовь, были и разочарования, но меня всегда спасала работа. Когда я пришла в Мариинский театр, со мной занималась репетитор Ольга Николаевна Моисеева. Она стала для меня самым близким человеком. Помимо мамы, разумеется. А подруг в театре у меня никогда не было.

Почему?

Так сложилось... Знаешь, обычно дружба завязывается у девочек, танцующих в кордебалете. Я же почти сразу стала солисткой и ушла из общей раздевалки, где в основном все и общаются.

Как правило, балерины выходят замуж за своих коллег. У тебя в этом смысле нетипичная ситуация: ты стала женой Вадима Репина, выдающегося скрипача с мировым именем. И как же вас судьба свела?

Это длинная история. Несколько лет назад, накануне Нового года, телеканал «Россия» планировал снять передачу с участием звезд классической музыки и балета. По каким-то причинам съемки отменили, но концерт всё же состоялся. Правда, без артистов балета. «На сцене разместится оркестр, танцевать будет негде, - пояснили мне. - Но мы хотим пригласить вас на концерт в качестве зрителя. Дирижировать будет Владимир Федосеев, выступать - Вадим Репин и много других музыкантов и певцов». Я пришла. Увидев Вадима на сцене, я была поражена его ярким, запоминающимся исполнением. А после концерта подошла к Федосееву и Репину, чтобы поблагодарить. И впервые в жизни попросила автограф - у Вадима!

Совсем нет. В следующий раз мы с Вадимом встретились только через год, когда он в очередной раз оказался в Москве.

Балерины ради карьеры часто лишают себя радости материнства. Во всяком случае, так было раньше.

Знаешь, я наблюдала со стороны за своими коллегами, ведущими балеринами, у которых есть опыт материнства. Как правило, все они очень быстро восстанавливались после рождения ребенка, а многие обретали и гораздо лучшую форму. Я оставила сцену, как только поняла, что жду ребенка. Вероятно, в тот момент что-то случилось и организм сказал: «Хватит! Больше не хочу!» Весь период беременности я отдыхала и чувствовала себя от этого невероятно счастливой.

Я гуляла, а если и ездила с мужем на гастроли, то могла увидеть другие города взглядом туриста. Словом, я была обычной женщиной, которая просто живет и наслаждается.

И как долго продолжалась эта идиллия?

После рождения Анечки во мне снова что-то изменилось, и через три месяца я уже была на сцене. Как сейчас помню это чувство жуткого страха перед первым выходом на сцену после перерыва. Но меня поддерживали мама и муж. И я знала, что главное - сделать первый шаг, а дальше пойдет как надо.

Дочку берешь с собой на гастроли?

Если они длятся больше пяти дней, Аня и моя мама летят со мной. Дочка путешествует с трех месяцев. Она привыкла к самолетам и уже очень хорошо в них ориентируется. Есть у нее и свой загранпаспорт.

Света, мы с тобой знакомы давно. И я всегда чувствовал, что ты человек внутренне сильный, волевой, с бойцовским духом. Ты всегда словно натянутая струна. А сейчас на твоем лице появилась какая-то мягкость, даже умиротворенность. Твоя красота стала совсем иной.

Спасибо, Вадим! Действительно, раньше и днем и ночью все мысли были только о балете. А после рождения доченьки весь мир перевернулся. Недаром говорят, что материнство украшает женщину, меняет ее. Да и приоритеты стали иными, ответственность другая. Ты говоришь про мягкость… Я поняла, что надо проще смотреть на какие-то вещи, быть мудрее, не раздражаться и не зацикливаться на одной лишь профессии.

И все-таки вернемся к профессии. Насколько я знаю, тебя долго звали в Большой театр, но ты упорно отказывалась. Почему? Это же мечта любой балерины.

Меня воспитали в уверенности, что лучше балетной школы имени Вагановой и Мариинского театра в мире ничего не существует. Поэтому когда я попала в Мариинку, то ни на что другое даже смотреть не хотела. И когда Владимир Васильев (в 1995–2000 годах худрук и директор Большого театра. - Прим. ОК! ) пригласил меня в Большой танцевать главную партию в своей постановке «Лебединого озера», я отказалась.

Мне было 17 лет, я смотрела на мир сквозь розовые очки. Только со временем, станцевав в Мариинке уже практически всё что могла, я вдруг почувствовала, что мне хочется чего-то другого. На меня посыпались приглашения из Гранд-опера, «Ла Скала», Римской оперы, из Токио и Америки.

И в результате ты оказалась в Большом. Что стало решающим аргументом?

Это было уже четвертое приглашение из Большого. Его сделал Анатолий Иксанов (гендиректор Большого театра в 2000–2013 гг. - Прим. ОК! ). Он заверил, что для меня создадут все условия. А мне в тот момент хотелось начать всё с чистого листа, вернуть ощущение новизны происходящего. Так всё и совпало.

Ты быстро стала своей в Большом театре?

Никогда не забуду, как впервые пришла в балетный зал на утренний класс. Я подумала, что будет некорректно, если я сразу встану в центр…

Хотя по статусу имела на это право. Ты ведь поступила в Большой театр в ранге прима-балерины.

Да, но я хотела, чтобы люди ко мне сначала привыкли, чтобы я никому не мешала. И вдруг раздается голос Марка Перетокина, в ту пору солиста Большого театра: «Иди сюда». Все артисты подвинулись, и он поставил меня на центральное место. Может, Марк тот момент и не помнит, но для меня это был знак, что меня ждали в этом театре, что коллеги ко мне относятся с уважением. Меня сразу взяла под свое крыло Людмила Ивановна Семеняка (педагог-репетитор. - Прим. ОК! ). Она ввела меня во все спектакли, рассказала о тонкостях этого театра. У меня появились просто потрясающие партнеры. С ними я всегда нахожу общий язык.

Отлично. Знаю, что ты поддерживаешь тесные отношения со своим старшим братом.

Да. Он врач по образованию и уже много лет работает в медицинской страховой компании. У него есть сын Данила, который старше моей Ани на пять месяцев. Я очень люблю всей нашей большой семьей собираться на даче, для меня это лучший отдых. Особенно когда у мужа нет гастролей и он вместе с нами. На следующий день после таких посиделок я уже другой человек.

Кстати, вы с мужем не думаете о совместном творческом проекте? Ты танцуешь, Вадим играет на скрипке…

Нас пригласили выступить вместе на фестивале «Сан-Пре классик» в швейцарском городке Сан-Пре. На этом фестивале на одной сцене встречаются люди, которых что-то связывает - дружба, семейные узы. Впервые нас приглашали туда несколько лет назад, как только музыкальный мир узнал о том, что мы с Вадимом вместе. Мы не отказали организаторам, но гастрольный график у каждого из нас был очень плотным. Затем у меня был декретный отпуск, потом я восстанавливалась…

В этом году мы сказали себе: «Всё, в августе обязательно выполним обещание выступить вместе». Правда, когда мы согласились, то выяснилось, что у меня нет ни одного номера, который я смогла бы станцевать под аккомпанемент Вадима, - у него же совсем другой репертуар.

И как нашли выход из положения?

Недавно специально для меня был поставлен номер на музыку Арво Пярта Fratres, называется «Плюс минус ноль». Сочинил его молодой хорео­граф из Санкт-Петербурга Владимир Варнава. Этот номер я уже исполняла на своем сольном творческом вечере, теперь надо репетировать с Вадимом.

Какие предвкушения?

Я немножко опасаюсь. Ведь каждый из нас в том, что касается профессии, - человек жесткий, не умеющий уступать.

Как же найти компромисс?

Начнем репетировать, тогда и пойму. Хочешь, приезжай на фестиваль - сам всё увидишь. Думаю, будет интересно!

23 марта в Большом театре премьера балета Джона Ноймайера «Анна Каренина» со Светланой Захаровой в заглавной партии. О новом спектакле, личном счастье и планах на будущее главная прима страны рассказала InStyle.

На Светлане боди и юбка Dior

Хореографа Джона Ноймайера, с которым вы уже работали раньше, здесь же, в Большом, называют главным психологом и экспериментатором балетной сцены. Чем он удивил вас в этот раз? Представьте: занавес открывается, и вы видите предвыборный митинг, в центре - Каренин в современном костюме, повсюду его портреты. Я никак не ожидала, что это будет постановка о нашем времени, буквально балет со смартфонами в руках. Анна в модных нарядах и с сигаретой. Джон Ноймайер - гениальный хореограф, режиссер, философ! Он всегда создает яркие образы, которые хитро между собой переплетаются и за которыми очень интересно следить.

Анна для вас какая героиня - сильная или слабая? Скорее, просто очень одинокая. Все вокруг заняты собой, до нее по сути никому нет дела. И когда в ее жизнь врывается Вронский, она открывает в себе такие чувства, от которых не в силах отказаться. Даже ради сына Сережи, которого безумно любит и ни на миг не забывает.


Вы редкий пример балерины, одинаково сильной и в классике, и в современном танце. Что самое сложное в таком «раздвоении»? Возвращение! Перейти от классики к современному танцу легко и даже приятно, потому что он раскрепощает, дает свободу движения, будит фантазию. Классика же требует совсем другого подхода. Здесь много правил и канонов, здесь требуются особая подготовка и выносливость.

Вы - идеальная, всеми признанная Жизель, Принцесса Аврора, Одетта-Одиллия. И вместе с тем - Кармен, Манон Леско, а теперь и Анна Каренина. Какие образы вам все же ближе? Все эти роли очень дороги мне. Есть спектакли, где можно показать все свои технические и физические возможности. А есть те, где вся душа нараспашку, все эмоции и чувства, как оголенные нервы, рвутся наружу. И тогда ты не думаешь о технике, а погружаешься с головой в образ своей героини и проживаешь ее жизнь.

«Мне нравится, что публика стремится попасть на все премьеры в Большой. В партере можно увидеть известные лица. Люди тщательно подбирают наряды и украшения. Для меня это знак хорошего вкуса и уважения к театру»

Светлана Захарова


В платье Chanel

Есть что-то такое в обычной жизни, что вы как прима и звезда не можете себе позволить? Ну, например, спуститься в метро? Вот как раз прошлым летом спускалась. Тогда весь центр был перерыт, Москва стояла в одной гигантской пробке, и раз в десять быстрее было добраться до Большого на метро. Но нескольких поездок мне хватило, чтобы понять, что я живу в своей реальности и не готова ее менять даже ради экономии времени. Да, я не могу позволить себе многих вещей - из-за усталости или потому что хочу сберечь силы, энергию, эмоции для своих родных и близких.

Вам важны награды? Признаться честно, получать награды очень приятно. Здорово, когда тебя высоко оценивают коллеги, а когда награждает государство - это вообще особые эмоции! Никогда не забуду, как мне вручали Государственную премию Российской Федерации, какие трепет и волнение я испытывала, когда объявили мое имя. Я шла по залу Большого Кремлевского дворца, на меня смотрели сотни глаз, а я ничего вокруг не замечала. Потом президент вручал награду - в этот момент мне казалось, что я могу горы свернуть…

Слышала, что ваша семилетняя дочка Анечка уже мечтает стать балериной. Вы готовы к этому? У нее, правда, очень хорошая координация, она музыкальная и все быстро схватывает. Я буду только рада, если она пойдет по моим стопам. Это сложная профессия, и дочка не понаслышке об этом знает. Но самое главное для меня, чтобы у нее была цель в жизни.

Что для вас счастье? Когда приходишь домой, а тебя ждут любимые люди: муж, дочь и мама, без которой я бы не стала тем, кто есть сегодня. Балет отнимает много сил, и только в семье я чувствую себя полностью защищенной, в тепле и покое - а это ведь важно для любой женщины.

«От балерин ждут почти модельной внешности - ноги и руки должны быть длинными, подъем высоким, растяжка максимальной - и чистого академизма»

Светлана Захарова

Все говорят, что в Большом особенная сцена, и дело даже не в градусе ее наклона, а в чем-то другом. Не фантазируют? Да, самая тяжелая и сложная! Может, из-за ее размеров, может, из-за традиций, истории, тех великих людей, которые на нее выходили. Не могу этого объяснить, но нигде в мире я не волнуюсь так, как в Большом. Я даже перестала уже с этим бороться. Просто говорю себе: «Надо пережить этот момент», - закрываюсь внутренне, концентрируюсь и делаю шаг...

Светлана Захарова – известная украинская и российская балерина, обладатель премий «Золотая маска» (1997, 2000) и Государственной премии РФ (2006), Заслуженная и Народная артистка РФ (2008). Прима-балерина Мариинского театра (1996-2003), Большого театра (с 2003) и итальянского театра «Ла-Скала» (с 2008). За свои роли Светлана не раз получала премию «Бенуа танца» – подобие балетного «Оскара».

Детство

Светлана Захарова появилась на свет 10 июня 1979 года в Луцке, Украинская ССР. Ее отец был военнослужащим, а мама работала учителем в местной танцевальной студии. Именно благодаря матери девочка полюбила балетное искусство и на ее занятиях разучила свои первые па.


В 10 лет Светлане удалось поступить в Киевское хореографическое училище, где она проучилась 6 лет в классе Валерии Селугиной. После окончания учебы девушка приняла участие в престижном танцевальном конкурсе «Vaganova-Prix» в Санкт-Петербурге и заняла второе место, уступив лидерство более опытной балерине.


Выступление одаренной девушки не прошло мимо внимания экспертов, и после конкурса Светлана получила предложение продолжить обучение в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге, причем сразу с последнего курса. На следующий год, в 1996-м, юная балерина уже выступала в Мариинском театре, где ее наставницей стала Светлана Моисеева.

Карьера балерины

Первым серьезным выступлением Захаровой на сцене прославленного петербургского театра стала постановка «Бахчисарайский фонтан» (1996), где она перевоплотилась в чувственную и нежную Марию.


Несмотря на отлично проделанную Светланой работу, специалисты уверены, что настоящий успех балерине принесла роль в спектакле «Жизель» (1997), где она исполнила ведущую партию. Примечательно то, что подобные роли достаются лишь опытнейшим профессионалам. Выступление Светланы произвело фурор, ведь на Мариинской сцене еще не было случаев, когда столь юная танцовщица так легко справлялась с этой сложнейшей партией.


Уже в 18 лет Захарова стала примой Мариинского театра, что само по себе является уникальным случаем. Грациозная и хрупкая девушка получала ключевые роли в таких классических постановках, как «Лебединое озеро» (1998) «Спящая красавица» (1999) и «Дон Кихот» (2000). Новый взлет в карьере балерины произошел в 2001 году, после знакомства с педагогом из Германии Джоном Ноймайером. Благодаря ему она получила основную роль в его балете «Тогда и теперь» («Now and then»). После выступления у Захаровой не осталось сомнений, что она способна осилить не только классику, но и современные танцы.


После триумфального сезона на родине Захарова блистала и во время зарубежных гастролей. Ее танцем можно было насладиться в Нью-Йорке, Лондоне, Мюнхене, Неаполе. На сцене прославленной Парижской оперы в конце 2001 года Светлана трижды станцевала в балете «Баядерка», поставленном Рудольфом Нуриевым. В конце 2002 года Захарова исполнила па-де-де из «Жизели» в дуэте с главным танцовщиком Большого театра Николаем Цискаридзе .

В 2003 году успешная молодая балерина приняла важное для своей карьеры решение и переехала в Москву, чтобы выступать в труппе Большого театра. Дебютной работой на новом месте работы оказалась постановка «Дочь фараона».

В 2008 году Захаровой предложил заключить контракт знаменитый театр Милана «Ла Скала» – она стала первой русской балериной, удостоившейся такой чести. В эти годы Светлана также продолжила выступления на сцене родного Большого театра, где выступила в постановках «Герой нашего времени», «Дама с камелиями» и «Легенда о любви».


В 2013 году прославленная балерина оказалась вовлечена в неприятный скандал: она отказалась танцевать в спектакле «Онегин» во втором составе. Этот конфликт с руководством связали с последовавшим уходом директора Большого театра Анатолия Иксанова со своего поста. В 2014 году Светлану пригласили выступить на открытии Зимних Олимпийских игр в Сочи, она изобразила Наташу Ростову на первом балу.

Общественная деятельность

В 2007 году помимо своей танцевальной деятельности Захарова решила заняться политикой – стала депутатом Госдумы и вошла в состав партии «Единая Россия». В правительственном органе она занималась разработкой общественных проектов до 2012 года, после чего призналась, что хочет заниматься только балетным искусством.


За время работы в органах власти балерина учредила специальную стипендию лучшим студентам Саратовского колледжа искусств. Она считает, что важно материально поддерживать юных дарований, которые стремятся поразить мир своей грацией и красотой. Помимо этого Захарова является соучредителем бюджетного фонда «Талант и успех» в поддержку юных дарований в сфере искусства.

Балерина вернулась на сцену, когда ребенку не было еще трех месяцев, и признавалась, что поначалу ей было очень тяжело восстановиться. Все свободное время Светлана посвящает семье и заботам о дочери. Чтобы надолго не оставлять Аню, она часто берет ее с собой на гастроли и, как делала когда-то ее мама, посвящает дочку в таинство балета.

Светлана Захарова сейчас

Светлана Захарова уверенно продолжает свою танцевальную карьеру. В 2017 году на сцене Большого театра балерина представила свою новую сольную программу под названием «Amore», а в 2018 году продолжила участие в постановках Большого театра и миланского театра Ла-Скала.

Светлана Захарова в сольной программе «Amore»

  • Фото: Игорь Павлов
  • Стиль: Ирина Дубина
  • Интервью: Александра Мендельская
  • Прическа: Евгений Зубов @Authentica club @Oribe
  • Макияж: Любовь Найденова @2211colorbar

«Э то же Chapurin? Все его вещи как будто сшиты для меня», — замечает Светлана Захарова, рассматривая платье, нежное и невесомое, как она сама. Платье действительно сшито именно для нее, по спецзаказу сайт: утром перед встречей с прима-балериной главного театра страны мы забрали его «с пылу с жару» из ателье Игоря Чапурина на Саввинской набережной. Участие дизайнера и «внештатного костюмера» российского балета сыграло не последнюю роль в том, что прима согласилась дать нам интервью: как известно, выкроить время для общения с журналистами Светлане Захаровой очень сложно, тем более, сейчас, когда ее новая программа «Amore», собрав невероятные овации в Москве, отправляется в путешествие по мировым сценам.

В качестве декораций для съемки мы выбрали ни много ни мало Московский Планетарий: «поместить» звезду мирового масштаба рядом с другими небесными телами казалось амбициозной, но вполне логичной идеей. Есть в этом какая-то метафорическая поэтика, не правда ли? Впрочем, излишней «звездности», ожидаемой от примы Большого и Ла Скала (на миланской сцене балерину называют не иначе как «этуаль»), Светлана Захарова не проявляет и ведет себя с редким профессионализмом: послушно следует напряженному графику съемки, стойко переносит неожиданный холод в помещениях музея и, не взирая на свое насыщенное расписание (через день Светлане улетать в Токио на спектакль), терпеливо и с улыбкой отвечает на все вопросы. Возможно, все дело в том, что долгие годы балетной жизни научили эту хрупкую девушку преодолевать любые трудности без единого намека на усилие. За 6 часов нашей совместной работы Одетта XXI века (редакций «Лебединого озера» она станцевала больше десяти) выпивает лишь две чашки капучино Nespresso, чем вызывает желание расспросить ее про строгий режим питания. Но стилист Евгений Зубов — единственный, кому балерина доверяет свои волосы — проявляет трогательную заботу о своей подопечной и просит нас обойтись без банальностей в интервью. Поэтому в беседе с артисткой мы поднимаем совсем другие темы: о том, как совмещать личную жизнь и карьеру, о закулисной жизни балета в России и за границей и почему она отказалась от съемок в «Большом Вавилоне».


Платье, Chapurin

Вы прима-балерина Большого театра и этуаль театра Ла Скала, танцевали на всех главных мировых сценах. Чем отличаются ваши ощущения, когда вы выходите на сцену в Милане и в Москве?

Любой выход на сцену особенный, нужны долгая подготовка и настрой. Не скрою, где бы я ни выступала, наиболее «эмоциональной» всегда была сцена Большого театра: здесь самая высокая концентрация и самое сильное волнение. Говорят, что родные стены помогают: с одной стороны, да, но с другой — внутри меня происходит такая буря эмоций, как нигде больше.

Может быть, российская публика более придирчива?

Нет, любого зрителя не обманешь. Неважно, где ты выступаешь: либо публике нравится, либо она остается равнодушной. Думаю, здесь, на сцене Большого, на меня влияет ее особенный исторический дух.

Выступая в Милане, Париже, Нью-Йорке, вы ощущаете, что несете ответственность за имидж страны? Чувствуете себя именно русской балериной?

Конечно, ощущение определенной ответственности есть. Горжусь тем, что я русская балерина, и тем, что воспитана в лучших традициях русской балетной школы — без преувеличения лучшей в мире.

Правда ли, что в Европе и США к балеринам и вообще к работникам театра относятся строже в плане дисциплины: серьезно штрафуют за пропуск репетиции и другие нарушения?

Для танцоров театр — это прежде всего работа. Поэтому, как и в других сферах, за нарушение трудовой дисциплины руководство имеет право вас оштрафовать. В Большом, как и во всем мире, строго следят за этим, но для ведущих исполнителей есть исключения. Мы работаем на качество, а не на количество проведенных часов в репетиционном зале, поэтому солисты в любом российском театре сами вправе определять свой режим. В заграничных театрах расписание репетиций составляется на неделю вперед: неважно, устал ты или нет, ты обязан быть в зале, если твоя фамилия обозначена. Но это относится постоянной труппе театра — не к гастролерам. Так что и там я придерживаюсь удобного мне графика.

Вы удивительным образом совмещаете успешную карьеру балерины с насыщенной личной жизнью. Как вам это удается?

Мне кажется, еще с советских времен сложился стереотип, что балерина должна себя полностью отдавать сцене: не иметь детей, все время думать о ролях, репетировать. Мое поколение более свободно в этом плане: танцовщицы без страха уходят в декретный отпуск, некоторые дважды за карьеру успевают. Я даже больше скажу: это идет всем на пользу. Рождаются другие чувства, появляются новые силы, эмоции… Жизнь меняется, скорость и ритм совсем уже другие, и так или иначе на все должно хватать времени, главное — желание. Мы живем в век новых технологий и скоростей: все так быстро проходит, что хочется многое успеть и испытать в жизни.


Платье, Chapurin


Ваш график расписан на несколько лет вперед, и у вашего мужа наверняка не менее плотное расписание. Как удается поддерживать крепкие семейные отношения и уделять достаточно внимания ребенку?

Когда мы с Вадимом познакомились, жизнь каждого из нас уже была такой: гастроли, выступления, репетиции, встречи… Другого ритма ни я, ни он не знаем, и жаловаться нам не на что: изначально это был наш сознательный выбор. При любой возможности мы приходим на выступления друг друга. Обсудить спектакль после, услышать мнение любимого человека мне очень важно. Доченьке нашей уже 5 лет. Она воспитанный творческий ребенок: ходит на спектакли и концерты и знает, что, если у меня выступление, она должна вести себя тихо и не шуметь, пока я отдыхаю. Конечно, поначалу приходилось ей это объяснять, но сейчас она и без слов все понимает. Аня привыкла и к нашим постоянным отъездам. В 2,5 года она уже смотрела балет «Жизель» в Праге и вообще с раннего возраста летала со мной на гастроли. Сейчас Аня занимается танцами, гимнастикой, английским, поэтому больше привязана к Москве. Моя мама всегда рядом — они большие друзья: дочка зовет ее по имени, так как бабушкой мою маму никто в семье назвать не решается. Мама — самый близкий и родной человек, кому еще можно доверять, как не ей?

Вы не раз признавались, что с радостью отдадите дочь в балет. Опираясь на свой опыт, какой самый главный совет вы ей дадите?

Она очень подвижная! Надеюсь, занятия танцами будут всю ее энергию направлять в правильное русло. Советы трудно давать, но я точно знаю, что кроме дисциплины балет дает жизнь в красоте, мечту и цель. Ребенок начинает стремиться к чему-то с раннего возраста и быстрее взрослеет. Если дочь выберет мой путь, я с радостью поддержу ее.

Сейчас балет активно подается в массы — его показывают по ТВ, артисты участвуют в различных медийных проектах. Также несколько лет назад спектакли Большого стали транслировать в кино. Как вы относитесь к подобной популяризации искусства?

Положительно, ведь это делает балет более доступным. Не у всех есть возможность пойти в Большой театр по разным причинам. А так поклонники балета со всего мира могут оказаться на спектакле с участием любимых артистов, не выезжая за пределы своего города. Благодаря таким трансляциям моих поклонников становится все больше. Эти спектакли снимает профессиональная команда из Франции, они хорошо знакомы с театром и знают, как нужно снимать балеты — говорят, смотрится на большом экране потрясающе! Часто слышу это от людей из разных стран. Другое дело, что для меня как для исполнителя это дополнительная нагрузка. Во время трансляции танцуешь не только для зрителя в зале: камеры стоят с разных сторон, и ты не знаешь, в какой момент и с какого ракурса тебя снимают, показывают твои движения дальним планом или лицо — крупно. И возможности что-то поменять после показа нет. Танцуя, я должна контролировать себя больше, чем обычно. Трансляция действительно идет в прямом эфире: ее смотрят сотни тысяч зрителей. После таких нагрузок я гораздо дольше восстанавливаюсь и прихожу в себя.

Не кажется вам, что сама магия похода в Большой театр теряется, когда спектакль показывают в кино?

Публика, насколько я знаю, собирается на такие трансляции не как в кино, а как в академический театр: люди одеваются соответствующе, аплодируют во время спектакля и после него. Судя по посещаемости таких мероприятий, это надо людям. Все равно многие смотрят записи моих спектаклей на Youtube — сотни тысяч просмотров! Так пусть лучше аудитория увидит целый спектакль в качественной съемке на большом экране, нежели отрывки в плохом качестве, снятые тайно, порой с верхнего яруса, на смартфон.


Боди, Maison Margiela; юбка и накидка, Dries Van Noten (все — Leform)

Пусть лучше аудитория увидит целый спектакль в качественной съемке на большом экране, нежели отрывки в плохом качестве, снятые на смартфон.

У балерины, тем более танцующей в нескольких труппах, постоянно меняются партнеры на сцене. Поработав с большим количеством артистов, разных по типажу и темпераменту, скажите, как вы налаживаете контакт с каждым из них?

Все мои первые партнеры — это старшее поколение потрясающих артистов: с ними я училась и набиралась опыта как начинающая балерина. Все очень трепетно ко мне относились, вводили меня в спектакли. Я многое от них взяла в плане знаний. И теперь, имея сценический опыт, я сама стараюсь помочь своим новым партнерам вникнуть в тот или иной материал. Если танцор начинает работать над ролью с нуля, я делюсь с ним своими знаниями, эмоциями, чтобы ему было легче. В эти моменты я пересматриваю и свои партии, глубже в них погружаюсь. Я заинтересована в том, чтобы рядом был не просто хороший партнер, а прежде всего интересная личность. Успех спектакля зависит от работы обоих главных исполнителей.

Нужна ли какая-то реальная эмоциональная связь с партнером, чтобы показать подлинные эмоции на сцене?

Личная связь необязательна, но нужно, чтобы присутствовала симпатия между танцующими в паре людьми. Особая химия, которая делает посторонних друг другу людей потрясающим дуэтом на сцене. И тогда публика верит всему, что происходит между исполнителями, проникается атмосферой театра. Бывает, конечно, что этого не происходит, и в таком случае включаются актерское мастерство и профессиональный опыт.

Не могу не спросить вас о совместной работе с Роберто Болле — звездой итальянского балета. Что было самым запоминающимся в работе с ним?

Мы часто вместе танцуем на сцене Ла Скалы. В Италии его имя знают даже те, кто не бывает на спектаклях. Я по-итальянски называю его bella persona: он не только уникальный танцовщик и партнер, но и хороший человек — скромный и очень закрытый. И, несмотря на свою популярность, невероятный трудоголик: готов целыми днями работать в балетном зале, бесконечно повторять поддержки и движения. С ним очень легко танцевать, он стабилен и моментально реагирует, если что-то идет не так. Одна моя подруга сказала: «На ваши репетиции с Болле можно продавать билеты». Это потому, что мы выкладываемся на них на 100 процентов. В октябре у нас запланирована «Жизель» в Ла Скале, так что мы снова порадуем зрителей нашим дуэтом.

В конце мая в Большом театре состоялась российская премьера вашей сольной программы «Amore». Что вы хотели сказать этой постановкой?

Прежде всего это мой первый большой сольный проект. Я часто выступаю с сольными концертами, но обычно это отрывки из классических спектаклей и отдельные номера. Мне хотелось сделать что-то новое, масштабное, эмоциональное, удивить и вдохновить моих зрителей. Вместе с огромной командой мы работали над этим проектом на протяжении года. Спектакль представляет собой три одноактных балета, поставленных разными хореографами, в совершенно разных стилях. «Франческа да Римини» на музыку Чайковского в постановке Юрия Посохова: я влюбилась в этот спектакль с первого взгляда! Второй — «Пока не прошел дождь» — был поставлен специально для меня австрийским хореографом Патриком де Бана: в этом спектакле нет сюжета как такового, и зритель придумывает свой смысл происходящему, на сцене есть доля эмоционального экспромта. И третий — это своеобразный балет-шутка «Штрихи через хвосты», поставленный Маргаритой Донлон на 40-ю симфонию Моцарта. В нем тонкий юмор, который не всегда просто передать на сцене. Мне хотелось, чтобы драма и философия были сбалансированы и зрители покидали представление с улыбками.

Почему вы сотрудничали именно с этими хореографами?

Когда Юрий Баранов, продюсер «Amore», предложил мне сделать сольный проект, у меня уже были идеи станцевать «Франческу да Римини» и сделать новый спектакль с Патриком де Бана. Оставалось найти только третий балет. Юрий вскоре показал мне «Штрихи через хвосты», открыв для меня Маргариту Донлон. Она никогда раньше не работала в России, и я очень рада, что так все сложилось: все три хореографа очень талантливые люди и совсем не похожи друг на друга.

Вы будете повторять эту программу?

Да, следующие выступления проекта «Amore» мы покажем 30 июня, 3 июля в Италии и 6 июля в Монако.

С кем из современных постановщиков вы мечтаете поработать?

Их много: и те, кто уже работал со мной, и те, с кем мне еще не доводилось сотрудничать. Жан Кристоф Майе, Пол Лайтвуд — я мечтаю с ними встретиться в работе. И, конечно, очень хотела бы снова сотрудничать с Джоном Ноймайером: я считаю его величайшим хореографом современности. Мне посчастливилось исполнять партию в его спектакле «Дама с камелиями». Я очень люблю Бориса Яковлевича Эйфмана: на его юбилее я станцевала отрывок из его спектакля «Красная Жизель». Это хореограф, который имеет свой собственный почерк, ни с кем его не спутаешь. Недаром его спектакли обожает публика всего мира, а его труппа работает с большим энтузиазмом и отдачей.

Не секрет, что российская публика пока еще настороженно относится к современному балету и обычно довольно прохладно принимает разного рода эксперименты. Вы думаете о том, как подать правильно новые форматы?

Когда я делаю что-то новое, думаю не только о том, что бы мне было интересно станцевать, но и о том, будет ли это интересно зрителю. Захотелось бы мне самой посмотреть спектакль снова? Для меня главное, чтобы зрители вышли из театра вдохновленными и одухотворенными.

Костюмы для проекта «Amore» делал Игорь Чапурин. Вы с ним хорошие друзья, он часто одевает вас на сцене и в жизни и даже создал платье специально для нашей съемки. Как началось ваше партнерство?

У Игоря Чапурина с балетом долгая история, как вы знаете (В 2005 году Игорь Чапурин первым из российских дизайнеров получил право создавать сценическое оформление и костюмы к балетам Большого театра. — Прим.ред. ). А подружились мы, как раз когда готовили постановку «Amore», он «одевал» балеты «Франческа да Римини» и «Штрихи через хвосты». Юрий Баранов привел меня к нему в бутик, чтобы мы могли узнать друг друга поближе, и с тех пор мы тесно сотрудничаем. Он настоящий мастер своего дела, один из самых ярких российских дизайнеров, и то, что он делает, вызывает у меня искренний восторг. Во время работы над «Amore» я полностью доверяла его видению и вкусу. Он всегда делится своими идеями с таким воодушевлением, что я согласна на все!

Кроме Chapurin одежду каких российских дизайнеров вы носите?

Я дружу с Николаем Красниковым: люблю то, что он делает для своего бренда. Очень уважаю Вячеслава Зайцева — это наша легенда и законодатель российской моды, проводник русской культуры.

Не так давно в кинопрокат вышел фильм «Большой Вавилон», раскрывающий святая святых — закулисье Большого театра. Фильм был снят по следам известной трагической истории. Как вы считаете, с какой целью он был снят и почему вы не приняли в нем участие?

Я к этому фильму отношусь отрицательно. Такое ощущение, что режиссер задумал показать очередной скандал, решив, видимо, таким образом прославиться. Настоящий Большой театр, его богатый закулисный процесс ему снять не удалось. Какие-то обрывки из жизни некоторых работников театра, не более того. Мне такие проекты неинтересны.

Уже второй год под вашим патронажем в Москве проходит благотворительный танцевальный фестиваль детского танца «Светлана». Какие планы у вас связаны с этим проектом?

Задача этого уникального мероприятия — показать, насколько разнообразен танец: от классического и народно-эстрадного до модерна — все можно посмотреть на фестивале. На сцене собираются профессиональные коллективы, ансамбли из разных городов России, которые занимают первые места на международных конкурсах. Танцуют так, что дух захватывает! И это наши талантливые дети, которые любят то, чем они занимаются. Не могу передать, насколько я благодарна педагогам и хореографам, которые воспитывают юные дарования.


Платье-комбинация, Organic by John Patrick (KM20)


Балетный мир закрытый: ты живешь как в сказке и реальной жизни почти не знаешь.

В чем заключается благотворительная часть проекта?

Мы полностью обеспечиваем проезд, проживание и питание всех участников. Приехать в Москву и выступить на одной из лучших площадок Москвы (в Концертном зале «Россия» в Лужниках) — для них награда. У меня не было цели сделать конкурс — это фестиваль, танцевальный форум, если хотите. В этом году участие в нем приняли 500 детей. Специально для фестиваля была выстроена большая сцена, сделаны очень красивые декорации. Конечно, соревновательный момент происходит на этапе отбора участников. Но главное, что дети не чувствуют конкуренции во время фестиваля — наоборот, они все с большим интересом смотрят на работу друг на друга, перенимают опыт, знакомятся. Здесь нет побежденных и победителей.

Какое-то время вы работали в думском комитете по культуре. Что вам дал этот опыт и не собираетесь ли вы вернуться в Думу?

Да, я работала в пятом созыве, и для меня этот период определенно был интересен и полезен в плане каких-то открытий. Видите ли, балетный мир закрытый: ты живешь как в сказке и, несмотря на все «приключения», реальной жизни почти не знаешь. А когда я пришла в Думу, увидела мир с другой стороны: кому-то мне удалось помочь, что-то сделать не получилось. Сейчас мой график расписан на несколько лет вперед, и все планы связаны только с искусством. Я привыкла полностью отдаваться тому, что делаю. Но не исключаю, что когда-то смогу вернуться: в жизни могут быть перемены.


Выражаем благодарность Московскому Планетарию за помощь в организации и проведении съемки.