Спектакли с олегом меньшиковым. В каких театрах играет олег меньшиков. Олег Меньшиков о новом спектакле "Макбет", в котором все роли играют мужчины
Любители советского кино помнят его по «Покровским воротам», а молодой зритель знает Меньшикова как тренера из «Легенды №17». В любом случае, актер уже вписал свое имя в историю отечественного кинематографа и театра – уже шесть лет Олег Меньшиков руководит театром имени М. Н. Ермоловой, где выходит на сцену и ставит спектакли. Рассказываем, что из репертуара нельзя пропустить.
1900
На океанском лайнере «Вирджиния» родился мальчик, которому было сужден стать гениальным пианистом. Он ни разу не сходил на землю, у него никогда не было документов, гражданства и нормального имени.
Всю свою жизнь играл для пассажиров, продолжая путешествовать по миру на океанском лайнере. Удивительная и искренняя постановка рассказывает о таланте, дружбе и творческом пути. Олегу Меньшиков здесь отведена главная роль.
Игроки
Виртуозная эксцентрическая постановка о мошенниках, в которой Олег Меньшиков выступил не только как актер, но и как режиссер. Зритель погружается в атмосферу театральной игры, живой музыки, пения и водевильного каскада.
«Мы играем этот спектакль больше десяти лет, – говорит Олег Меньшиков. – Придумывали мы его в горах, в Крыму, куда уехали всей компанией. Для нас это уже давно не спектакль. Это часть нашей жизни».
Фото с сайта театра имени Ермоловой
Оркестр мечты.Медь
Не столько спектакль, сколько живой концерт. На сцене – Олег Меньшиков и его духовой оркестр. Вместе они рассказывают грустные и смешные истории. В программе несколько миниатюр, в различных жанрах.
Тридцать артистов соединяют слово, музыку и танец, наполняя своей невероятной энергией и мощным звучанием духовых инструментов все пространство вокруг.
Фото с сайта театра имени Ермоловой
Портрет Дориана Грея
Успех и падение, большие деньги и предельный риск, человеческая красота и моральное уродство – известная всем история Лорда Генри и Дориан Грея здесь рассказана на современный лад. Вместе с Олегом Меньшиковым на сцену выходит Сергей Кемпо.
Успешный продюсер создает достоверный миф о новом сверхчеловеке. Как влияют на нас современные медиа и почему мы продолжаем попадать в ловушку обманчивой красоты?
Фото с сайта театра имени Ермоловой
Из пустоты… (восемь поэтов)
Спектакль посвящен русским поэтам и писателям, которые были вынуждены творить вдали от родины. Атмосфера постановки соткана из книг, листков со стихами, воспоминаний и пустоты.
На сцене появляются образы Георгия Иванова, Марины Цветаевой, Саши Черного, Зинаиды Гиппиус, Давида Бурлюка, Владислава Ходасевича, Ивана Бунина и Владимира Набокова.
Для зрителей это уникальная возможность услышать великую поэзию и прозу в исполнении Олега Меньшикова, Владимира Андреева и ведущих артистов Ермоловского театра.
Фото с сайта театра имени Ермоловой
Главный герой трагедии Шекспира – шотландский генерал Макбет, который поддается искушению заполучить власть. Главную роль в спектакле играет Олег Меньшиков, он же является режиссером постановки.
«Шекспир – это всегда знак вопроса, – говорит Олег Меньшиков. – Какой-то код, который нам бросили через века и который мы пытаемся расшифровать. Сколько будет существовать человечество, столько оно и будет эту загадку разгадывать».
Фото с сайта театра Ермоловой
а предложил сам Андреев. «В этом решении поддерживают меня все — и ермоловцы тоже; потерять меня они не хотят, но поддерживают. Такие решения принимаются редко: человек обычно держится до упора», — заметил руководитель. Он представил Меньшикова как нового руководителя театра, давно знакомого с его традициями.
«Меньшиков знает этот театр, он чуть-чуть прикасался к его традициям, к хорошим и не очень хорошим сторонам. И сегодня он увлечен — он увлечен нами, увлечен этой идеей», — сказал Андреев.
Владимир Андреев совершает человеческий и творческий подвиг, уверен Меньшиков. «Я не помню такого, чтобы человек предлагал на свое место другого художественного руководителя и оставался работать в театре», — сказал он и добавил, что рассчитывает на помощь Андреева. «Надеюсь, что мы будем как старший и младший брат», — заключил он.
По словам Капкова, у Олега Меньшикова уже есть отдельная концепция развития театра и его постановочной части, которая начнет реализовываться в с нового сезона (он начинается в театре в сентябре).
«С нового сезона здесь будет импульс новой жизни, основанной на традициях этого великого театра», — пообещал он.
Руководитель столичного культурного департамента неоднократно сетовал, что средний возраст художественных руководителей московских театров слишком большой — 64,5 года. В ведомстве корреспонденту «Газеты.Ru» отметили, что приход в Театр Ермоловой 51-летнего Меньшикова отвечает политике департамента (действительно, московский стал инициатором открытия в феврале при центре им. Мейерхольда Школы театрального лидера, которая будет готовить режиссеров, театроведов и продюсеров к работе руководителями театров). Приказа о новом назначении пока нет: сегодня была достигнута принципиальная договоренность и получено согласие самого Меньшикова.
«Это первая серьезная новость про Театр им. Ермоловой лет за двадцать, — рассказал «Газете.Ru» источник в Союзе театральных деятелей, — при Андрееве там не происходило просто ничего: ни громких имен, ни резонансных постановок театр не выпускал».
Собеседник не исключил, что на новом посту Олег Меньшиков изберет стратегию, подобную принятой в Театре наций, — превратит театр в площадку для реализации проектов. На это, по словам источника, указывает предыдущий продюсерский опыт Меньшикова в его собственной театральной компании. В то же время, отметил собеседник, у Меньшикова есть и чутье на хорошие драматургические тексты, и умение их ставить. Так, именно он заказал в 1999 году молодому пьесу «Кухня», ставшую хитом в постановке Меньшикова, а заодно сделавшую популярным и драматурга.
Народный артист России, лауреат Государственной премии Олег Меньшиков наиболее знаменит благодаря своим киноработам в фильмах «Покровские ворота» , «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего и, конечно, участием в трилогии «Утомленные солнцем» и его же «Сибирском цирюльнике».
Но и в театральной среде Меньшиков известен очень хорошо: в 80-е годы, после окончания театрального училища, он пришел в Малый театр, был призван в армию и проходил службу в театре Советской армии, а потом четыре года, с 1985-го по 1989-й, работал как раз в Театре Ермоловой.
С в этом коллективе они не пересеклись: Андреев, который был главным режиссером ермоловского театра с 1970 года, в 1985 перешел в Малый театр, а обратно вернулся — в должности худрука — уже после ухода Меньшикова.
Позже, в 1990-м году, уже в статусе свободного актера, Меньшиков выходил на ермоловскую сцену в нашумевшем спектакле «Калигула» , где играл главную роль.
В середине 90-х Меньшиков организовал собственную театральную компанию «Товарищество 814», с которой ставил спектакли по классическим произведениям; также он играл у Петра Фоменко и в лондонском «Глобусе». Меньшиков возглавляет Фонд поддержки русской культуры, учредил премию для российских театральных критиков и входит в состав жюри премии «Триумф», вручаемой за достижения в литературе и искусстве.
Владимир Андреев подчеркнул, что обещания перемен — это не обязательные слова, которые произносятся в подходящий момент, и всё задуманное обязательно будет исполнено.
«Если мы оступимся, то мы преступники. Но такого не будет», — заключил он.
Меньшиков
Олег Евгеньевич Меньшиков - художественный руководитель и директор Московского драматического театра им.М.Н.Ермоловой,
народный артист России, режиссёр, лауреат Государственных премий РФ
Олег Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в городе Серпухове Московской области в семье Евгения Яковлевича Меньшикова (род. 1934) — военного инженера и врача-невропатолога Елены Иннокентьевны Меньшиковой (род. 1933).
После окончания общеобразовательной и музыкальной школ (1977 год) поступил в Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина, на курс В.Б.Монахова.
В 1981 году поступил в Малый театр. Через год был призван в Советскую армию и проходил службу в Центральном академическом театре Советской армии. В 1985 году Меньшиков перешёл в труппу театра имени М.Н.Ермоловой, где проработал до 1989 года, сыграв ряд заметных ролей. В 1995 году он организовал свою театральную компанию, которая называется «Товарищество 814»
Став свободным актёром, Меньшиков играет в спектаклях Петра Фоменко (роль Калигулы в одноимённом спектакле — 1990 год), лондонском театре «Глобус» (роль Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала» — 1991 год).
В 2005 году женился на актрисе Анастасии Черновой.
В начале 2008 года поставил свой первый моноспектакль «1900» на сцене Театра им. Моссовета в рамках фестиваля «Черешневый лес».
Играет на фортепиано, скрипке.
В апреле 2012 г. Олег Меньшиков становится художественным руководителем Ермоловского театра.
Впервые в театральной жизни столицы народный артист СССР передал свои полномочия актеру и режиссеру .
В настоящее время является президентом театра.
Вместе с новым художественным руководителем театр обрёл новый фирменный стиль и новый репертуар.
А в октябре 2014 года состоялось долгожданное открытие Новой сцены театра им. М.Н. Ермоловой.
Кино
За роль в фильме «Моонзунд» (1987 год) — Серебряная медаль имени А. П. Довженко;
За роль в фильме «Утомлённые солнцем» (1994 год) — Государственная премия России 1995 года;
«Зелёное яблоко — Золотой листок» — профессиональная премия за лучшую мужскую роль;
Приз Кинопрессы — лучшему актёру года;
За роль в фильме «Кавказский пленник» (1996 год) — Государственная премия России 1997 года;
Гран-при фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль;
Профессиональная кинематографическая премия «Ника» за лучшую мужскую роль;
Приз за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале «Балтийская жемчужина» (1997 год);
Российская независимая премия «Триумф» — за выдающийся вклад в отечественную культуру (1996 год);
Приз «Золотой Овен» по итогам года — «Универсальному актёру — лидеру кинематографического поколения» (1996 год).
За роль в фильме «Сибирский цирюльник» (1999 год) — Государственная премия России 1999 года.
За роль Анатолия Тарасова в фильме "Легенда №17" - Премия им. Олега Янковского и приз за лучшую мужскую роль на детском кинофестивале "Алые Паруса"
Театр
За роль в спектакле «Калигула» (1990 год) — премия и диплом Фестиваля «Московские сезоны»;
За роль в спектакле «Когда она танцевала» (1991 год) — премия Британской Академии Театральных Искусств имени Лоуренса Оливье за 1992 год.
За роль в спектакле «N» (1993 год) — театральная премия «Хрустальная роза».
В 2003 году за большие заслуги в области искусства Указом Президента Российской Федерации Олегу Меньшикову присвоено почётное звание «Народный артист Российской Федерации».
В 2003 году Олег Меньшиков получил одну из главных французских наград в области искусства — правительственный орден «Академические пальмы».
За театральный проект «Тысяча девятисотый» — ежегодная театральная премия «Московского комсомольца» за 2008 год в номинации «мэтры».
Награды
Указом Президента РФ награжден орденом Почёта (8 ноября 2010) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность.
Роли в театре
Центральный театр Советской Армии
1981 — «Часы без стрелок», по повести Б. Л. Рахманина. Режиссёры: Ю. И. Ерёмин, Н. Петрова — Васюков
1981 — «Лес» А. Н. Островского. Режиссёр: В. Я. Мотыль — Алексей Буланов
1984 — «Идиот» (по роману Ф. М. Достоевского. Режиссёр: Ю. И. Ерёмин — Ганя Иволгин)
1985 — «Рядовые» А. А. Дударева. Режиссёр: Ю. И. Ерёмин — Лёнька-«Одуванчик»
Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой
1985 — «Говори!» (инсценировка А.Буравского по очеркам В. В. Овечкина «Районные будни». Режиссёр: В. В. Фокин — Секретарь)
1986 — «Спортивные сцены 1981 года» по пьесе Э. С. Радзинского. Режиссёр: В. В. Фокин — Серёжа
1988 — «Второй год свободы» по пьесе А. М. Буравского. Режиссёр: В. В. Фокин — Робеспьер
Театр имени Моссовета
1990 — «Калигула» по пьесе Альбера Камю. Режиссёр: П. Н. Фоменко — Калигула
другие театральные проекты
1991 — «Когда она танцевала», по пьесе Мартина Шермана. Режиссёр: Роберт Алан Акерман — Сергей Есенин (Театр «Глобус», Лондон) Премия имени Лоуренса Оливье Британской Академии театральных искусств, — «за выдающееся исполнение роли второго плана», 1992
1992 — «Игроки» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Далия Ибелгауптайте — Ихарев (Театр «Трайсекл», Лондон)
1993 — «N» / «Нижинский», по дневникам В.Нижинского, автор драматургической основы А. А. Бурыкин — Нижинский (Театральное агентство «БОГИС»)
1994 — «Когда она танцевала», по пьесе Мартина Шермана. Режиссёр: Патрис Кербра — Сергей Есенин (Театр Комедии на Елисейских Полях, Париж)
2008 — «1900» моноспектакль по повести Алессандро Барикко. Режиссёры: О.Меньшиков и др. («Театральное товарищество О.Меньшикова») — Трубач, друг Новеченто
Театральное товарищество 814
1998 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Роль - Чацкий. Режиссёр - О.Меньшиков
2000 — «Кухня», по пьесе М. А. Курочкина. Роль - Гюнтер. Режиссёр - О.Меньшиков
2001 — «Игроки» Н. В. Гоголя. Роль - Утешительный. Режиссёр - О.Меньшиков
Роли в театре им. М.Н.Ермоловой сегодня:
«Игроки» Н. В. Гоголя. Роль - Утешительный. Режиссёр - О.Меньшиков
«1900» А. Барикко. Роль - Трубач, друг Новеченто. Режиссёр - О.Меньшиков
«Оркестр мечты. Медь». Режиссёр-постановщик - О.Меньшиков
«Портрет Дориана Грея» О.Уайльда. Роль - Лорд Генри. Режиссёр - А.Созонов
«Из пустоты…» (восемь поэтов)». Роль - Г.Иванов. Худ. руководитель постановки - О.Меньшиков
Родился 8 ноября 1960 года, в городе Серпухов, Московской области, в семье военного инженера и врача.
Народный артист России (05.06.2003).
После окончания общеобразовательной и музыкальной школ (1977) поступил в Московское театральное училище им. Щепкина, на курс Н.Н. Афонина. Со своими однокурсниками создавал номера, поставил спектакль, капустники.
Дебют в кино состоялся в 1980 году в картине Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь». Затем последовали фильмы «Родня» Никиты Михалкова и «Полёты во сне и наяву» Романа Балаяна, где Олег Меньшиков обратил на себя внимание даже в эпизодических ролях.
В 1981 году, после окончания театрального училища, поступил в Малый театр.
Учась на последнем курсе Театрального училища был приглашён Михаилом Козаковым на роль Костика в картине «Покровские ворота». На экран этот фильм вышел в 1982 году и именно эта роль принесла актёру популярность и любовь зрителей.
После роли Костика последовал ряд разноплановых ролей, в том числе в фильмах «Капитан Фракасс» (1984), «Володя большой, Володя маленький» (1985), «Мой любимый клоун» (1986), «Моонзунд» (1987). Роль в последнем принесла актёру Серебряную медаль им. А.П. Довженко.
Через год работы в Малом театре, не принесшей ярких ролей, Олег Меньшиков, отбывал воинскую обязанность, играя в Центральном театре Советской Армии. Одна из самых ярких ролей сыгранных им в этом театре это роль Ганечки в спектакле по роману Федора Михайловича Достоевского «Идиот».
В 1985-89 годах - актер Московского драматического театра им. Ермоловой, где наиболее заметными ролями стали роли в спектаклях «Спортивные сцены 81 года» и «Второй год свободы», (реж. Валерий Фокин).
За роль римского императора Калигулы в одноимённом легендарном спектакле Петра Фоменко, поставленном в 1990 году, получил премию и диплом Фестиваля «Московские сезоны».
В 1991 году сыграл роль Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала» Лондонского театра «Глобус», с Ванессой Редгрейв в роли Айседоры Дункан. В 1992 году был удостоен за эту роль премии имени Лоуренса Оливье Британской Академии искусств. Затем там же актёр участвовал в спектакле по Н.В. Гоголю «Игроки» в роли Ихарева.
Следующей театральной ролью, также имевшей большой успех, стала роль великого русского танцовщика Вацлава Нижинского в спектакле «Нижинский» (1993 год, антреприза «Богис»), где он также выступил и в качестве режиссёра. А годом позже он снова играл Есенина в спектакле «Когда она танцевала», но уже в постановке парижского Комеди Франсез на Елисейских полях.
Продолжая сниматься в кино, сыграв главную роль в фильме Александра Хвана «Дюба-дюба» (1992), Олег Меньшиков в 1994 году снялся в фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем». Роль в фильме-лауреате американской премии «Оскар» (1994) стала одной из самый ярких в творческой биографии актёра и принесла ему несколько премий.
Следующая роль в фильме режиссера Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» (1996) была также отмечена наградами.
В 1998 году вновь снялся у Никиты Михалкова в фильме «Сибирский цирюльник», за работу в котором удостоился Государственной премии России.
В 1995 году организовал антрепризу «Театральное товарищество 814», где в качестве постановщика и актёра создал спектакли «Горе от ума» (1995), «Кухня» (2000), «Игроки» (2001) и сыграл главную роль в постановке Кирилла Серебренникова «Демон» (2003).
В 2001 году учредил премию для российских театральных критиков - «Лучший критик сезона» им. А. Кугеля, в жюри которой входят актёры и режиссёры Москвы, Петербурга, Воронежа.
Входит в постоянный состав независимого жюри премии в области литературы и искусства «Триумф».
В Голливуде Меньшикова прозвали "русский, который не приезжает" за то, что он отказывается от неоднократно поступающих предложений сняться на "фабрике грёз".
С апреля 2012 года - художественный руководитель Московского драматического театра имени Ермоловой.
призы и награды
Кино:
За роль в фильме "Брызги шампанского (1988) - Серебряная медаль имени А.П. Довженко;
За роль в фильме «Утомлённые солнцем» (1994) - Государственная премия России в области киноискусства; "Зелёное яблоко - Золотой листок" - профессиональная премия за лучшую мужскую роль; Приз Кинопрессы - лучшему актеру года;
За роль в фильме «Кавказский пленник» (1996) - Государственная премия России в области киноискусства; Гран-при фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль; Профессиональная кинематографическая премия "Ника" за лучшую мужскую роль; Приз за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале "Балтийская жемчужина" (1997); Российская независимая премия "Триумф" - за выдающийся вклад в отечественную культуру (1996); Приз "Золотой Овен" по итогам года - "Универсальному актёру - лидеру кинематографического поколения" (1996).
За роль в фильме «Сибирский цирюльник» (1999) - Государственная премия России в области киноискусства.
Театр:
За роль в спектакле «Калигула» (1990) - премия и диплом Фестиваля «Московские сезоны»;
За роль в спектакле «Когда она танцевала» (1991) - Премия Британской Академии Театральных Искусств имени Лоуренса Оливье за 1992 год.
В 2004 году получил одну из главных французских наград в области искусства - правительственный орден "Академические пальмы".
Олег Меньшиков о новом спектакле "Макбет", в котором все роли играют мужчины
Художественный руководитель театра Ермоловой Олег Меньшиков готовит долгожданную премьеру - спектакль "Макбет" по Шекспиру. Меньшиков является режиссёром постановки, а также исполняет в ней главную роль.
В версии Меньшикова всех героев, как и во времена Шекспира, будут играть мужчины. В спектакле, премьерные показы которого состоятся 3 и 4 ноября, заняты Георгий Назаренко, Никита Татаренков, Филипп Ершов, Алексей Каничев, Александр Кудин, Андрей Мартынов, Егор Харламов и Артем Цуканов. За музыкальную составляющую отвечает Духовой оркестр Олега Меньшикова. По словам актеров, Шекспир у Меньшикова ироничен, революционен и современен.
Накануне премьеры Олег Меньшиков ответил на несколько вопросов HELLO.RU о предстоящем спектакле.
Вы не раз говорили, что эта постановка для вас вызов. Почему?
Во-первых, потому что в моем репертуаре Шекспир первый раз. Во-вторых, поскольку я человек дотошный, когда начал готовиться к этой работе, то прочитал практически все, что написано про Шекспира. Я прочитал книгу "Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса" и помню, что она мне просто перевернула мозги. Что такое Шекспир? Это загадка на века. Мы ее не разгадаем, но тем она и прекрасна. Эйнштейн как-то сказал, что любое открытие начинается с огромного знака вопроса. Вот у Шекспира этих знаков вопроса на каждой странице по пятнадцать штук. Разбирать его путем психологического театра, анализа, который нам завещал Константин Сергеевич Станиславский, бесполезно. Там просто не сходятся концы с концами. У Шекспира своя театральная правда, свои законы, они скачут с одной сцены на другую, с одной темы на тему, они даже не соблюдают элементарную логику развития характера и построения сцены! Но им плевать на это, потому что для них видимый театр - это что-то другое. Я не знаю что. Но это была игровая природа театра, за которую я обеими руками. Театр - это игра, плюс какая-то сумасшедшая магия. Сказать чарующая - это вообще ничего не сказать.
В "Макбете" нет больших монологов, есть небольшие - всего по 8 строчек. Но каждый из них стоит огромных кусков поэзии! И в переводе Владимира Гандельсмана они великолепны.
У вас основные роли играют мужчины. Почему?
Изначально на роль леди Макбет была утверждена Даша Мельникова - замечательная артистка нашего театра. Но Даша Мельникова забеременела , я начал думать, как найти ей замену. И мне пришло в голову: а почему бы не пойти по шекспировскому методу, где мужчины играют женские роли? Если бы с Дашей не случилось такого счастья, она бы, безусловно, играла леди Макбет.
Кого вы играете в спектакле?
Главную роль, Макбета. Эта роль меня словно звала.
"Макбет" считается мистической постановкой. Говорят, что из-за того, что в тексте Шекспир прописал реальное ведьминское заклинание, актеров преследуют неудачи. Верите в это?
У меня нет никаких суеверий, более того, мы шутим на эту тему. Работая над любой постановкой, можно сломать ногу. Просто обычно об этом забывают, а когда это "Мастер и Маргарита", то все сразу: "Ух ты! Это все Булгаков". Да ерунда!
И тем не менее премьера спектакля должна была состояться еще два года назад, но репетиции пришлось приостановить и все затянулось. Почему?
Уж точно не из-за ведьм. Дело в том, что изначально я не собирался ставить "Макбет" сам. Были приглашены молодые режиссеры, спектакль должен был стать их работой, но союза у нас не случилось. Потом мы на какое-то время законсервировали проект, а он меня все равно звал и манил. Проигрывать я не люблю и знаю, что за недоделанные вещи приходится отвечать. Отвечать неохота, так что надо доделывать. Поэтому ждем премьеру.
Насколько сложно быть и актером, и режиссером одного спектакля?
Это объяснить невозможно. Об этом можно поговорить только с тем, кто посидел и по ту, и по эту сторону рампы. Ну чего я буду жаловаться, какой это колоссальный труд, когда ты видишь это с одной точки, а потом выходишь сам на сцену и видишь с другой. И времени у тебя меньше всех на репетиции. Короче, это ад, но ты сам этого хотел, Жорж Данден! Поэтому я не жалуюсь.