Меню
Бесплатно
Главная  /  Мода и стиль  /  Интернат для будущих артистов балета строят на большой красной. Когда зажигаются звезды… Как проходит обучение в казанском хореографическом училище

Интернат для будущих артистов балета строят на большой красной. Когда зажигаются звезды… Как проходит обучение в казанском хореографическом училище

Победителем конкурса на лучший вопрос ректору Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма Юсупу Якубову стала совладелец студии интерьерного дизайна «MEZON стиль», член союза дизайнеров России Светлана Шайхутдинова. Она спросила, проводятся ли встречи студентов академии с прославленными татарстанскими спортсменами, используется ли их успех как пример для подражания. Победитель ответила на вопросы редакции и получила приз - фирменные часы «БИЗНЕС Online».

.

«МНОГИЕ ГИМНАСТКИ ПЕРЕХОДИЛИ В ШКОЛУ БАЛЕТА»

Светлана, вас заинтересовала тема спорта, поэтому я делаю вывод, что вы или имеете к нему прямое отношение, или любите смотреть спортивные соревнования. Я права?

Спортом я занималась лишь «в легкую», а вот спортивные соревнования смотреть люблю. И за Универсиадой в Казани мы с дочкой следили, и за Олимпиадой в Сочи. Во время Универсиады ходили на соревнования по художественной гимнастике, на выступления мужчин в спортивной гимнастике. Очень болели, кричали, поддерживали спортсменов! Дочка ходила и на церемонию закрытия.

- Почему именно гимнастика привлекла ваше внимание?

Дело в том, что София учится в хореографическом училище. Балет - это высокое искусство танца, но по подготовке, тренировкам на одном уровне со спортом. И эмоциональное воздействие играет не последнюю роль. Поэтому мы с ней всегда смотрим художественную гимнастику, обсуждаем выступления спортсменок.

Я знаю, многие гимнастки со временем переходили в школу балета. Исполнители на балетных конкурсах и некоторых постановках современного балета добиваются техники, часто превосходящей даже возможности спортсменов. Но всегда главным критерием будет художественный образ, созданный под музыку и подчиненный особой драматургии. Ведь не зря говорят, что балет - это «душа танца». Вот и в театре балета Бориса Эйфмана все балерины не ниже 175 сантиметров, потому что, как он сам говорит, надо показать красоту тонкости линии.

- И как вы относитесь к современному балету?

Я считаю, что сцена театра - это все-таки не та площадка, где следует демонстрировать возможности тела. Вот художественная гимнастика - другое дело. Это приятно и уместно смотреть. А балет - это прежде всего искусство, а не спорт.

- А что сегодня преподают в хореографическом училище - классический или современный балет?

Прежде всего база - это только классика. Только овладев классическим танцем, можно думать о модерне.

- Ваша дочь собирается стать балериной? Куда она пойдет по окончании училища?

Нужно окончить хореографическое училище. Поступают в училище после начальной школы 25 девочек, а получают дипломы «артист балета» - 5 - 7 человек. Вот такая «арифметика». И каждый, кто захочет продолжить образование в высшем учебном заведении, поступает в Казанскую консерваторию на балетное отделение. Кроме классического балета дочь интересуется политикой, для чего усиленно занимается языкам. Правда, ей всего 14 лет и планы могут измениться.

«А ТУТ НАЧАЛАСЬ ПЕРЕСТРОЙКА, И Я ПОШЛА НА КУРСЫ МАКИЯЖА...»

- Хорошо, что у ребенка есть планы! А теперь расскажите о себе - где вы учились, чем сегодня занимаетесь?

Окончила КАИ, по первому образованию я инженер-математик. По окончании вуза работала на кафедре информатики Казанского педагогического института и преподавала информатику школьникам. В то время в школах компьютеров практически не было, и они приходили на занятия в пединститут. А тут началась перестройка, и я пошла учиться на курсы макияжа...

- Инженер-математик и макияж - как это вяжется?!

В детстве я окончила художественную школу, а когда училась в КАИ, работала художником на фабрике «Спартак». Тяга к украшательству у меня была всегда... Потом я окончила Казанскую школу дизайна при архитектурно-строительном университете. Также брала уроки живописи у художников. Это был 2003 год. Первые свои проекты я чертила от руки и рисовала эскизы акварельными карандашами, затем самостоятельно освоила компьютерные конструкторские программы. От Московской школы декораторской детали я ездила в Англию - прошла двухнедельный курс в Высшей школе дизайна в Челси. По окончании курсов мы даже защищали свой проект.

«СНАЧАЛА КВАРТИРУ В КАЗАНИ, ПОТОМ В МОСКВЕ, ПОТОМ ДОМ ПОД КАЗАНЬЮ»

- Что сегодня «украшаете»?

В 2009 году мы с подругой Оксаной Обуховой создали студию интерьерного дизайна «MEZON стиль», где я сегодня работаю руководителем и дизайнером.

- У вас большая компания?

Обычно мы справляемся вдвоем, но когда бывает «завал» работы, нанимаем помощников. Есть и свои бригады отделочников. Мы также берем на практику студентов из архитектурно-строительного университета.

- Часто бывает, что общий бизнес ссорит друзей. Вы не боитесь этого?

Чтобы избежать этого, основной принцип - вс: ровно пополам: и объем работы, и доходы. У нас с подругой разделение труда: она больше конструктор, а я «художник», поэтому практически над каждым заказом трудимся вместе.

- А если вдруг одна решит, что другая меньше работает?

Даже малейшую такую мысль надо пресекать в себе на корню! И тогда все будет нормально.

.

- За пять лет работы клиенты вашей студии измеряются десятками или сотнями?

Понимаете, дизайн - это такая вещь, что если человеку понравилась твоя работа, он будет обращаться еще и еще: сначала оформить квартиру в Казани, потом в Москве, потом дом под Казанью... Если посчитать заказчиков с учетом всех обращений, то их сотни. У нас ведь девиз такой: заказчик должен быть счастлив. И мы стараемся, порой даже себе в ущерб, исправляя свои промашки в расчетах.

- Какие объекты вы оформляете?

Квартиры, дома, школы, рестораны, кафе, бары, магазины, салоны красоты, мебельные салоны. Мы и экстерьеры рисуем, и интерьеры. Мы не делаем проекты домов, но вот эскизы их внешнего вида делаем и потом работаем с архитекторами над воплощением нашей задумки. А вот интерьеры, внутренний вид помещений разрабатываем полностью - от идеи до проекта с детальными проработками.

- Что интереснее и сложнее оформить - маленькую квартиру или большой дом?

Сложнее спроектировать дизайн маленькой квартиры, а интереснее работать в большом доме, где можно «развернуться». Одно время шли заказы на дизайн однокомнатных квартир. И мы делали из нее просто «хоромы»: и маленькую спаленку выгораживали раздвижными дверями, и гардеробную, и из лоджии делали дополнительное жилое пространство. Люди приходят и глазам своим не верят, что такое можно было сделать с их «однушкой»... И, конечно, в маленькой квартире работы не меньше, чем в большом доме, потому что нужно высчитать и эффективно использовать каждый сантиметр.

- Но, наверное, из однокомнатной «хрущевки» такие «хоромы» не построишь?

Нет, конечно. Речь идет о современных однокомнатных квартирах, где площадь все-таки побольше.

- Часто заказывают оформлять большие дома, этажа в три?

Бывают и такие заказы. Вот, например, трехэтажный дом оформляли в Васильево.

«СТАРЫМ ВЕЩАМ НАДО ДАТЬ НОВУЮ ЖИЗНЬ»

Ваших заказчиков можно назвать партнерами во время работы? Они имеют право голоса, или вы диктуете им свою волю?

Конечно, мы прислушиваемся к пожеланиям заказчика. Работа будет сделана на все 100 процентов только при условии, если я услышу, что хочет заказчик получить в итоге. Главное - услышать и работать на одной волне, в унисон.

А споры с заказчиком допускаются, ведь они все-таки не специалисты в дизайне и ремонте? Или клиент всегда прав?

Если я вижу, что пожелания заказчика расходятся с законами композиции, цветовых решений, то приходится переубеждать. Ведь заказчик чаще всего не понимает, что будет на выходе, а я вижу итоговую картинку. В таких случаях я обычно говорю: вы делаете ремонт один раз в 10 - 15 лет, а я этим занимаюсь каждый день! Конечно, опыта у дизайнера больше.

Дизайн - это дело моды, всегда появляется что-то новое. Наверное, приходится постоянно держать руку на пульсе?

Конечно! Мы часто посещаем всевозможные выставки и мастер-классы по всему миру. И каждая такая поездка, каждая встреча дает новый толчок в работе, какой-то прорыв случается.

- Ну, например, какой конкретный «выхлоп» был от очередной поездки?

Когда была в США по программе профессионального развития, поразилась, как трепетно там относятся к своей истории: ни один старинный гвоздик не выбросят, а обыграют в новом интерьере. А когда я вернулась и начала работать над очередным заказом, предложила хозяину дома не выбрасывать доски с потолка, на чем он настаивал, а придать им новый вид, поскольку они были очень красивыми. Мы доски только слегка отреставрировали и покрыли лаком, и они заиграли новыми красками. Старым вещам надо дать новую жизнь и вписать их в новый интерьер.

В интерьере большую роль играют многие вещи: мебель, шторы, вазочки, какие-то милые безделушки. Вы их тоже сами подбираете?

Конечно, ездим и все покупаем! Мы не просто рисуем картинки, но и воплощаем их. Мы даже все материалы для ремонта сами выбираем и рассказываем строителям, как и что надо сделать, что на выходе должно получиться. Это называется авторский надзор.

- Правила фэншуй вы соблюдаете?

Ни в коем случае! Потому что это не наша культура, не наша традиция и ментальность. Восточная цивилизация насчитывает 5 тысяч лет, а наша - всего 2 тысячи. Разве мы можем постичь эту громадину? У них все эти знания заложены в генотипе. Мы знаем фэншуй очень поверхностно, поэтому нам он может принести вред. Мы должны жить сообразно своим традициям и культуре.

«СЛУШАЙТЕ СВОИ ОЩУЩЕНИЯ!»

- Какой совет дадите тем, кто сам оформляет свое жилище?

Не следует гнаться за модой, а надо делать так, чтобы вам в вашем доме или квартире было комфортно. Слушайте себя, свои ощущения! И еще один совет: избегайте острых углов, пусть все будет плавным и обтекаемым.

- Как вы для себя открыли газету «БИЗНЕС Online »?

Как-то летела в Москву вместе с заказчиком, а он на iPad читал вашу газету. И я начала читать. И с тех пор я периодически захожу на сайт газеты. В первую очередь меня, конечно, привлекают вопросы культуры, общественной жизни, но всегда глазами пробегаю по всем новостям, чтобы быть в курсе событий.

- Светлана, спасибо за внимание к нашей газете. Успехов вам!

Информация взята из открытых источников. Если вы хотите стать модератором страницы
.

Форма обучения:

Диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании

Документ об окончании:

Лицензии:

Аккредитации:

Характеристика колледжа

Общая информация

Становление хореографического училища неразрывно связано с Казанским музыкальным училищем имени И.В.Аухадеева, где в 1972 году было создано хореографическое отделение.
 1 марта 1993 года на базе хореографического отделения музыкального училища было открыто Казанское хореографическое училище.
 Училище осуществляет выпуск учащихся по 2 специальностям: «Искусство балета» и «Искусство танца».
 Выпускник хореографического училища, получивший квалификацию «Артист балета, преподаватель», может заниматься творческо-исполнительской деятельностью в качестве артиста балета в концертно-театральных организациях, а также педагогической деятельностью в детских школах искусств, хореографических школах, образовательных учреждениях дополнительного образования.
 Выпускник хореографического училища, получивший квалификацию «Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива; преподаватель», может заниматься творческо-исполнительской деятельностью в качестве артиста балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива - солиста, дуэтного и ансамблевого исполнителя в концертно-театральных организациях и танцевальных коллективах; а также педагогической деятельностью в детских школах искусств, детских хореографических школах, образовательных учреждениях дополнительного образования.
 При хореографическом училище есть подготовительное отделение и открыта «Школа маленьких лебедей» для детей 5-7 лет.
 Выпускники училища танцуют на сценах театров С.-Петербурга, Москвы, Казани, Новосибирска, Петрозаводска, Самары, Йошкар-Олы, Челябинска; работают в известных танцевальных коллективах: Государственном ансамбле песни и танца Республики Татарстан, ансамбле танца НКЦ «Казань», Государственном академическом ансамбле народного танца им.И.Моисеева.
 Трудно представить культурную жизнь республики без творческого участия Казанского хореографического училища в концертных программах и фестивалях, спектаклях на сцене ТАГТОиБ им.М.Джалиля.
 Сегодня среди участников фестивалей и конкурсов зажигаются яркие звездочки: учащиеся училища стали лауреатами и дипломантами Международного конкурса артистов балета и балетмейстеров (г.Москва) , Международного конкурса Ю.Григоровича «Молодой балет мира» Всероссийского конкурса «Молодой балет России», конкурсов «Арабеск», «Vaganova - Prix», Международного фестиваля «Мы все на планете родом из детства», фольклорного фестиваля в Турции.
 Особое внимание в учебном процессе обращается на преемственность традиций, складывающихся между училищем и ТАГТОиБ им. М.Джалиля. Участие в спектаклях: «Спящая красавица», «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, «Тщетная предосторожность» Л.Герольда, «Дон Кихот», «Баядерка» Л.Минкуса, «Шурале» Ф.Яруллина, «Сказание о Йусуфе» Л.Любовского, «Белоснежка и семь гномов» К.Хачатуряна способствует профессиональному росту будущих артистов балета. В спектаклях Международного фестиваля классического балета им.Р.Нуриева рядом с ведущими солистами России и зарубежья выступают учащиеся хореографического училища.
 Ежегодно на сцене театра с аншлагом проходят спектакли хореографического училища: «Снежная королева», «Морозко», «Щелкунчик», «Белоснежка и семь гномов», «Доктор Айболит». Редко какое учебное заведение имеет в репертуаре столько собственных балетных спектаклей.
 В рамках программы ЮНЕСКО «Язык балета - язык мира» с 2001 года в Казани стал проводиться Международный фестиваль хореографических училищ и школ. Казанское хореографическое училище совместно с Министерством культуры РТ и ТАГТОиБ им.М.Джалиля всегда выступает активным организатором Фестивалей, целью которых является сохранение традиций классического и народного танца, выявление молодых талантов, приобщение детей и юношества к мировому культурному процессу через интернациональный язык танца.
 Мы бесконечно признательны участникам наших Фестивалей: балетным школам Москвы, С.-Петербурга, Новосибирска, Перми, Уфы, Красноярска, Краснодара, Воронежа, Саратова, Костромы, Йошкар-Олы, Набережных Челнов, Бурятии, Якутии, Республики Коми, Украины, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Австрии, Италии, Германии, Япониии. Воспринимаем их приезд в гостеприимную столицу Татарстана как дань уважения нашей школе.
 Постоянные творческие контакты с ТАГТОиБ им.М.Джалиля, Академией Русского балета им.А.Я.Вагановой, Московской государственной академией хореографии, С.-Петербургской консерваторией им.Н.А.Римского-Корсакова, Школой - студией (техникум) при Государственном академическом ансамбле народного танца им.И.Моисеева, несомненно, способствуют совершенствованию профессионального мастерства преподавателей и учащихся училища.

Смотреть все фотографии

1 из




  • Искусство балета (071201);
  • Искусство танца (по видам) (071203)

Условия поступления

I. Общие положения
1. Настоящие Правила регламентируют прием граждан Российской Федерации (далее - граждане, лица, поступающие), иностранных граждан, в том числе соотечественников за рубежом (далее - иностранные граждане, лица, поступающие), лиц без гражданства в имеющее государственную аккредитацию государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Татарстан «Казанское хореографическое училище» (далее - образовательное учреждение) для обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования углубленной подготовки за счет средств бюджета Республики Татарстан, по договорам с оплатой стоимости обучения с юридическими и (или) физическими лицами (далее - договор с оплатой стоимости обучения)
Обучение в училище ведется по следующим основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования углубленной подготовки с присвоением квалификаций:

071201 Искусство балета /Артист балета; преподаватель.
071203 Искусство танца (по видам / Артист балета ансамбля песни и танца,танцевального коллектива; преподаватель.

2. Училище самостоятельно разрабатывает и утверждает правила приема, определяющие их особенности на соответствующий год, не противоречащие законодательству Российской Федерации, Порядку приема граждан в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и Правилам приема, определяемым учредителем и закрепленным в уставе Училища.
3. В училище принимаются граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Граждане Российской Федерации имеют право получать на конкурсной основе бесплатное среднее профессиональное образование, если образование данного уровня получается впервые (при условии, что они не поступают в класс платного обучения).
4. Иностранные граждане, прибывающие в Российскую Федерацию с целью получения образования принимаются в образовательное учреждение:
4.1. по направлениям Министерства образования и науки Российской Федерации, согласованным с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, в пределах контрольных цифр приема, в соответствии с международными договорами (соглашениями), в рамках квоты, определенными соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации;
4.2. в соответствии с прямыми договорами (контрактами), заключенными образовательным учреждением с иностранными гражданами, на места в пределах численности, определяемой лицензией, с оплатой стоимости обучения и на условиях, определяемыми правилами приема.
5. Правом на поступление в хореографическое училище пользуются дети обоего пола, обладающие соответствующими способностями, здоровьем и телосложением, необходимыми для обучения хореографическому искусству.
Прием в Училище для получения среднего профессионального образования за счет бюджета Республики Татарстан осуществляется на конкурсной основе. Условиями приема гарантировано соблюдение права граждан на образование и зачисление лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования углубленной подготовки.
6. При приеме в Училище установлены вступительные испытания творческой и профессиональной направленности (далее - вступительные испытания).
Перечень специальностей среднего профессионального образования, по которым при приеме могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и профессиональной направленности, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
7. Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в Училище принимаются:
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
8. Преимущественным правом на поступление в Училище пользуются:
- дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний;
- дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом. Порядок определения лиц, принимавших участие в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом, устанавливается в соответствии с федеральными законами;
9. Объем и структура приема в Училище студентов, обучающихся за счет средств бюджета Республики Татарстан (далее - бюджетные места), определяются в соответствии с заданиями (контрольными цифрами), устанавливаемыми ежегодно Министерством Республики Татарстан и составляют в 2012 году 25 человек по специальности « Искусство балета» и 15 человек по специальности « Искусство танца».
10. Училище вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования прием граждан сверх установленных бюджетных мест для обучения на основе договоров с оплатой стоимости обучения. При этом общее количество обучающихся в Училище не должно превышать предельную численность, установленную в лицензии на право ведения образовательной деятельности;
11. Училище вправе осуществлять прием в порядке перевода из других средних профессиональных учебных заведений граждан в возрасте от11 до 17 лет, окончивших соответствующий возрасту и переводу класс профессионального и основного общего образования СПО, при наличии вакантных мест для учащихся, обучающихся за счет республиканского бюджета, определяемых контрольными цифрами, устанавливаемыми МК РТ на момент осуществления набора в данный класс.

II. Организация приема граждан в образовательное учреждение
12. Организация приема на основании результатов вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности для обучения по освоению основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, осуществляется приемной комиссией Училища (далее - приемная комиссия).
13. Для организации и проведения вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности председателем приемной комиссии создаются экзаменационная комиссия конкурсного отбора и апелляционная комиссия.
14. Порядок формирования, состав, полномочия и деятельность приемной, экзаменационных и апелляционных комиссий регламентируется положениями, утверждаемыми директором Училища.
15. Работу приемной комиссии и делопроизводство, а также личный прием поступающих и их родителей (законных представителей) организует ответственный секретарь, который назначается директором Училища.
16. При приеме Училище директор Училища обеспечивает соблюдение прав граждан в области образования, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приемной комиссии, объективность оценки способностей и склонностей поступающих.

III. Организация информирования поступающих
17. Училище объявляет прием для обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования согласно лицензии на право ведения образовательной деятельности по этим образовательным программам.
18. С целью ознакомления поступающего и его родителей (законных представителей) с уставом Училища, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации Училища по каждой из специальностей, дающим право на выдачу документа государственного образца о среднем профессиональном образовании, основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального образования, реализуемыми Училищем, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса и работу приемной комиссии, Училище размещает указанные документы на своем официальном сайте.
19. До начала приема документов Училище объявляет следующее:
19.1. Не позднее 1 февраля:
- ежегодные правила приема в Училище;
- перечень специальностей, на которые Училище объявляет прием в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности очной формы получения образования, указанием основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования повышенного уровня и образования, необходимого для поступления.
- перечень и формы проведения дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности на специальности, требующие наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, их программы, правила их проведения, а также систему оценки знаний поступающих (в случае наличия права на проведение таких дополнительных вступительных испытаний на соответствующую специальность);
19.2. Не позднее 1 июня:
- общее количество мест для приема по каждой специальности; количество бюджетных мест для приема по каждой специальности;
- количество бюджетных мест, выделенных для целевого приема по каждой специальности;
- количество мест по каждой специальности по договорам с оплатой стоимости обучения (при их наличии);
- порядок организации приема по специальностям, по группам специальностей, по Училищу в целом при условии совпадения вступительных испытаний совместно или раздельно на бюджетные места и на места по договорам с оплатой стоимости обучения;
- правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательным учреждением самостоятельно, дополнительных вступительных испытаний;
- образец договора для поступающих на места по договорам с оплатой стоимости обучения;
20. Информация, упомянутая в пункте 19 Главы III настоящих Правил, помещается на информационном стенде приемной комиссии и на официальном сайте Училища.
21. В период приема документов приемная комиссия информирует о количестве поданных заявлений, конкурсе и сдаче вступительных испытаний по каждой специальности, организует функционирование специальных телефонных линий для ответов на все вопросы поступающих.
22. Информация о количестве поданных заявлений, конкурсе и результатах сдачи вступительных испытаний, в том числе пофамильный перечень лиц, подавших заявление, размещается на официальном сайте Училища и на информационном стенде приемной комиссии.

IV. Прием документов от поступающих
23. Прием документов для обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования начинается 20 февраля 2012 года и заканчивается 25 июля 2012 года.
24. Заявления о приеме подаются родителями поступающих на имя директора по установленной форме. К заявлению прилагается:
-справка об обучении в соответствующем классе средней общеобразовательной школы;
-копия свидетельства о рождении;
-3 фотографии размером 3x4;
- медицинская справка (форма №086/У).

Заявления с приложенными документами подаются родителями поступающих лично или направляются по почте в сроки с 20 февраля по10 июля заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Уведомление и заверенная опись вложения являются основанием подтверждения приема документов поступающего.
25. Лица, имеющие особые права при поступлении в Училище, установленные законодательством Российской Федерации, представляют соответствующие документы при подаче заявления.
26. В заявлении поступающим фиксируется факт ознакомления с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности и свидетельством о государственной аккредитации Колледжа с приложениями к ним по выбранной специальности или отсутствии указанного свидетельства и заверяется личной подписью поступающего. В том же порядке подписью поступающего фиксируется также следующее:
- получение среднего профессионального образования впервые;
- ознакомление с правилами подачи апелляции по результатам проведения вступительных испытаний;
- согласие на обработку своих персональных данных.
27. На каждого поступающего заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы и материалы сдачи дополнительных вступительных испытаний, вступительных испытаний (в том числе выписка из протокола решения апелляционной комиссии образовательного учреждения).
Личные дела поступающих хранятся в образовательном учреждении в течение шести месяцев с момента начала приема документов.
28. Поступающему при личном предоставлении документов выдается расписка о приеме документов.
29. Поступающие, представившие в приемную комиссию заведомо подложные документы, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

V. Вступительные испытания
30. Конкурсный отбор проводится с 28 по 31 мая экзаменационной комиссией конкурсного отбора, назначаемой приказом директора училища.
31. Вступительные испытания состоят из трех туров.
32. Вопрос о допуске поступающих, не явившихся по какой-либо причине на один из отборочных туров в назначенное по расписанию время, решается приемной комиссией в каждом отдельном случае.
33. К каждому последующему туру допускаются поступающие, успешно прошедшие предыдущие испытания и рекомендованные комиссией.
Первый тур - конкурсный просмотр поступающих экзаменационной комиссией:
-определение внешних сценических данных (пропорции тела, физическое сложение отдельных частей);-проверка физических профессиональных данных (выворотность, шаг, подъем, гибкость);-выявление противопоказаний и дефектов.
В сводной ведомости первого тура отражается решение:
-рекомендован ко второму туру; - не рекомендован ко второму туру.
Второй тур - просмотр поступающих медицинской комиссией:
-всестороннее освидетельствование состояния здоровья поступающих на основании обследования врачами-специалистами. Особое внимание обращается на строение скелета и мышц, состояние нервной системы, сердца, легких, вестибулярного аппарата, зрения, слуха.
По окончании просмотра комиссия выносит заключение-рекомендацию:
-рекомендован к третьему туру; - не рекомендован к третьему туру.
Третий тур - просмотр творческих данных поступающих экзаменационной комиссией:
-показ поступающим небольшого заранее подготовленного или сымпровизированного отрывка (32-64 такта);
- определение и оценка художественных способностей ребенка: музыкальности и танцевальности, ритмичности, координации, эмоционально-образной выразительности, пластичности;
- окончательная проверка и оценка внешних сценических и физических профессиональных данных.
34. Результаты всех вступительных испытаний оцениваются по стобалльной шкале.
35. На вступительных испытаниях обеспечивается спокойная и доброжелательная обстановка, предоставляется возможность поступающим наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений.
36. Для поступающих на бюджетные места (по общему конкурсу, по целевому приему, имеющих право на внеконкурсный прием), а также на места по договорам с оплатой стоимости обучения на определенную специальность проводятся одинаковые вступительные испытания.
37. Лица, забравшие документы после завершения приема документов, в том числе получившие на вступительных испытаниях или дополнительных вступительных испытаниях результат ниже установленного минимального количества баллов, подтверждающий успешное прохождение вступительных испытаний или дополнительных вступительных испытаний, выбывают из конкурса.
38. Лица, не явившиеся на вступительные испытания, дополнительные вступительные испытания, по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), допускаются к ним в параллельных группах, на следующем этапе сдачи вступительных, испытаний, дополнительных вступительных испытаний или индивидуально до их полного завершения.
39. Запрещается засчитывать в качестве вступительных испытаний, дополнительных вступительных испытаний выпускные экзамены на подготовительных курсах Училища.
40. Расписание вступительных испытаний утверждается председателем приемной комиссии или его заместителем и объявляется не позднее 15 мая.

VI. Общие правила подачи и рассмотрения апелляций
41. По результатам вступительного испытания, дополнительного вступительного испытания поступающий имеет право подать в апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения испытания и (или) несогласии с его (их) результатами (далее - апелляция).
42. Рассмотрение апелляции не является пересдачей экзамена. В ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность оценки результатов сдачи вступительного испытания.
43. Апелляция подается поступающим(его законным представителем) лично на следующий день после объявления результатов испытания. Приемная комиссия обеспечивает прием апелляций в течение всего рабочего дня.
Рассмотрение апелляций проводится в течение дня после дня подачи апелляции.
44. Поступающий имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.
Поступающий должен иметь при себе документ, удостоверяющий его личность, и экзаменационный лист.
45. С несовершеннолетним поступающим (до 18 лет) имеет право присутствовать один из его родителей или законных представителей, кроме несовершеннолетних, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными до достижения совершеннолетия.
46. После рассмотрения апелляции выносится решение апелляционной комиссии об оценке по экзамену (как в случае ее повышения, так и понижения).
47. При возникновении разногласий в апелляционной комиссии проводится голосование, и решение утверждается большинством голосов.
Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего (под роспись).

VII. Порядок организации целевого приема
48. Целевой прием осуществляется на основе отдельного конкурса среди граждан, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления на целевые места, специально выделенные государственным автономным образовательным учреждением в пределах бюджетных мест.
Количество мест для целевого приема на каждую специальность определяется контрольными цифрами приема.
49. Количество целевых мест не может быть увеличено в ходе приема документов, вступительных испытаний и зачисления.
50. Лица, не прошедшие по конкурсу на целевые места, могут на основании имеющихся результатов вступительных испытаний и единого государственного экзамена приниматься по различным условиям приема на любые формы получения образования в образовательном учреждении.
51. Целевые места, оставшиеся вакантными после сдачи вступительных испытаний и зачисления, предоставляются лицам, участвующим в общем конкурсе.
Все процедуры по целевому приему оформляются протоколами приемной комиссии образовательного учреждения.

VIII. Зачисление в Училище
52. Зачисление проводится после завершения вступительных испытаний, в том числе дополнительных вступительных испытаний, и заканчивается не позднее, чем за 10 дней до начала учебных занятий.
53. Датой окончания вступительных испытаний считается момент объявления на официальном сайте Училища и стенде приемной комиссии пофамильного перечня лиц с указанием количества набранных баллов, зачисление которых рассматривается приемной комиссией по различным условиям приема (далее - пофамильный перечень).
54. Приказ (приказы) о зачислении с указанием количества баллов, набранных на вступительных испытаниях, как на бюджетные места, так и на места по договорам с оплатой стоимости обучения, публикуется на информационном стенде приемной комиссии и официальном сайте Училища.
Зачисление на бюджетные места производится в следующей последовательности:
- лица, успешно прошедшие вступительные испытания, в том числе дополнительные вступительные испытания (при их наличии), и имеющие право на внеконкурсное зачисление;
- лица, успешно прошедшие вступительные испытания, в том числе дополнительные вступительные испытания (при их наличии) с учетом преимущественного права на зачисление.
- лица, успешно прошедшие вступительные испытания, в том числе дополнительные вступительные испытания (при их наличии) ранжированные по мере убывания количества набранных баллов.
55. На места по договорам с оплатой стоимости обучения зачисляются:
- лица, подавшие заявления на платное обучение и успешно прошедшие вступительные испытания;
- лица, подавшие первоначально на бюджетные места, успешно прошедшие вступительные испытания, но не прошедшие по конкурсу.
56. При наличии мест, оставшихся вакантными после зачисления по результатам конкурса, учредитель в исключительных случаях может предоставить Училищу право объявить дополнительный прием на специальности. В этом случае зачисление на дополнительные места должно заканчиваться не позднее 15 сентября.
При этом учредитель в обязательном порядке информирует Министерство образования и науки Российской Федерации о перечне образовательных учреждений, получивших право объявить дополнительный прием.

IX. Особенности проведения приема иностранных граждан
57. Прием иностранных граждан в Училище для обучения по основным образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и межправительственными соглашениями Российской Федерации за счет средств республиканского и федерального бюджета (в том числе в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты), а также по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.
58. Прием иностранных граждан для обучения за счет средств соответствующего бюджета осуществляется:
58.1. В пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 638 "О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 35, ст. 4034), - в федеральные государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования по направлениям Федерального агентства по образованию.
58.2. В соответствии с Соглашением о предоставлении равных прав гражданам государств - участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. на поступление в учебные заведения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. N 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 27, ст. 3364), и иными международными договорами Российской Федерации и межправительственными соглашениями Российской Федерации в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования.
58.3. На основании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ставших участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 26, ст. 2820), - в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования.
58.4. В соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 22, ст. 2670; 2002, № 22, ст. 2031; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; № 31, ст. 3420; 2008, № 30, ст. 3616) - в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования.
59. Прием иностранных граждан осуществляется на конкурсной основе.
60. Прием иностранных граждан в Училище для обучения по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами осуществляется в пределах численности, установленной лицензией на право ведения образовательной деятельности, на условиях, устанавливаемых ежегодными правилами приема.
61. Иностранный гражданин, поступающий на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, представляет документ иностранного государства об образовании, признаваемый эквивалентным в Российской Федерации документу государственного образца об основном общем образовании (при приеме в образовательное учреждение среднего профессионального образования на базе основного общего образования) или среднем (полном) общем образовании.
62. При подаче заявления (на русском языке) о приеме в Училище иностранный гражданин представляет следующие документы:
- оригиналы легализованных в установленном порядке (при необходимости) документа иностранного государства об образовании и приложения к нему (если последнее предусмотрено законодательством государства, в котором выдан такой документ об образовании);
- заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа иностранного государства об образовании и приложения к нему;
- копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032);
- копию визы на въезд в Российскую Федерацию, если иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию по въездной визе;
Все переводы на русский язык должны быть выполнены на имя и фамилию, указанную во въездной визе.
63. Иностранные граждане, поступающие в пределах установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 35, ст. 4034) квоты, представляют также направление Федерального агентства по образованию.
64. Иностранные граждане проходят творческие испытания (глава V).
65. Зачисление иностранных граждан, поступающих на основании направлений Федерального агентства по образованию, проводится в сроки, определяемые Федеральным агентством по образованию.
66. Зачисление иностранных граждан для обучения по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами осуществляется в сроки, установленные Училищем.

Даже на экзамене не все понятно…

– 25 лет – дата красивая. Четверть века – это много или мало для вас?

– Конечно, с одной стороны это дата не очень большая, если мы будем сравнивать 280 лет вагановской школы, с Академией хореографии Москвы. Даже по сравнению с пермской школой мы, в общем-то, юные. Но 25 лет – это с другой стороны дата серьезная, и на сегодняшний день я могу с уверенностью сказать: есть о чем говорить и чем гордиться, есть результаты. При этом впереди у нас огромные перспективы, что, безусловно, радует.

– В каком возрасте можно увидеть у ребенка задатки для успешной балетной карьеры? Увидеть, что девочка, например, может стать примой?

– Я бы сейчас вообще слово «прима» убрала. Потому что определить, прима она или не прима, станет возможно только по ходу ее профессиональной карьеры, как сложится ее творческая судьба, творческая карьера. Но вот должен ли учиться ребенок в хореографическом училище или ему стоит любить балет вне стен учебного заведения, бывает понятно уже на приемных экзаменах. Но и здесь не всегда вопрос закрывается однозначно, потому что в процессе учебы становится понятно, следует ему продолжать этот нелегкий труд для того, чтобы потом стать артистом балета или артистом танца, либо все-таки уйти из училища и вовремя получить другую профессию.

Отчисления во благо

– Получается, даже если примут, вполне возможно, что отчислят впоследствии?

– Отчисления бывают, и достаточно часто. Просто не надо к этому относиться как к трагедии, лучше как к благу. Счастье уже то, что ты поучился здесь, провел несколько лет в этой ауре, среди педагогов замечательных, полюбил искренне, всей душой и навек балет, и теперь ты отдаешь себя и все свои силы другой профессии.

Трагическое и страшное – это когда ты отучился и потратил огромное количество времени и сил, а результат – ты не идешь никуда, тебя никто не пригласил, и путь на сцену театра заказан. Вот это печально, вот это трагедия. Значит, что-то не так ты делал, где-то допустил ошибку.

– Это как в фильме «Приходите завтра»: «Несчастные те, кто здесь остался. Таланта нет, а уж приняли»?.. В каком возрасте поступают в училище?

– У нас два отделения. На отделение классического танца по специальности «артист балета» дети приходят поступать после четвертого класса. На отделение народного танца приходят после седьмого класса общеобразовательной школы. Понятно, что общие предметы ведутся как в школе, к ним добавляются занятия по специальности.

– Успеваемость по общим предметам смотрится? Или только физические данные, гибкость и выворотность имеют значение?

– А как же? Мы все как в школе. Нам нужны образованные люди, и только выворотности мало. И если человек плохо учится, он редко становится хорошим танцовщиком. Дети так же сдают ГИА, ЕГЭ, получают аттестаты о среднем образовании, мы ведь по единым образовательным процессам учимся.

– Обучение бесплатное, на бюджетной основе?

– Безусловно, да. Более того скажу вам, хорошо обучающимся мы платим стипендии.

Торт – педагогам, овощи-фрукты – ученикам

– При училище есть интернат. Для кого он предназначен?

– Это раньше, еще при императрице Екатерине, когда создавалось вагановское училище, в интернате, как в пансионате, проживали все ученицы. Сейчас, конечно, только иногородние. Казанские ученики живут в семьях. У нас великолепный интернат, там проживают 40 детей. Это ребята из районов Татарстана, Якутии, Крыма, Улан-Удэ, из Сибири. Со всей России, в общем.

– Проживание тоже бесплатно?

– Нет, родители доплачивают за проживание и питание, которое, кстати, великолепное, пятиразовое.

– Раньше, говоря о праздновании 25-летия, вы обмолвились о большом вкусном торте в честь юбилея. А как же диета?

– Это торт для педагогов (смеется). Конечно, мы регулируем питание, но было бы неправдой, если я сказала, что дети сидят только на твороге и капусте. Нет. Мы не едим хлеб с пельменями, пиццу или макароны. Делаем акцент на рыбе, мясе, фруктах, овощах.

Поработать в каникулы? Ура!

– Сколько часов в день дети учатся?

– Адский труд. Они начинают занятия в 9 утра со специальных дисциплин: классика, гимнастика и так далее. Занимаются практически весь день до пяти часов вечера. Здесь и общеобразовательный цикл, и музыкальные дисциплины есть. Все обучаются игре на фортепьяно, истории музыки, потому что артист балета или танца, который не слышит музыку, – это не наш вариант. После уроков иногда бывают репетиции, а дальше – и спектакли на сцене татарского театра оперы и балета, в которых участвуют дети. Да, дети очень загружены, но я думаю, что это во благо, да и сами они уже не представляют себе жизни вне стен училища, настолько любят свое дело уже в этом возрасте.

Вы знаете, очень смешно было, когда в дни школьных каникул, а в это время мы традиционно даем спектакли в театр, шло уже 20-е представление. Я пришла и решила разрядить обстановку, собрала детей и говорю: «Ребята, я должна вам сказать жуткую вещь: продали билеты еще на пять спектаклей!». Сначала пауза повисла, и вдруг в тишине – дружное «Урааа!!!» То есть им все мало! Более того, дети после общих каникул зимой уходят, наконец, на собственные две недели отдыха. Но редкий случай, когда уже через несколько дней они не приходят и не говорят: «Татьяна Зиновьевна, пустите в зал, мы хотим позаниматься». Они понимают, ради чего они учатся.

Выпускники нарасхват

– У вас учатся, в основном, дети из танцевальных династий? Наверное, редко приходят со стороны?

– Напротив. Львиная доля детей и родителей из числа тех, что вообще даже и не ходили в оперный театр и не знают, что это такое. Удивительное дело. Есть, конечно, у нас дети, чьи родные профессионально танцевали, но я не могу сказать, что это костяк.

– Сейчас ведь нет распределения. Все ли ваши выпускники востребованы, находят работу сразу?

– Я иногда очень жалею, что нет распределения. Потому что бывает (и очень часто), что дети уезжают в другие города, в другие театры, а нам бы хотелось их видеть здесь. С работой проблем не то, что не бывает. Их заранее расхватывают, если можно так сказать. Буквально вчера, например, приезжал художественный руководитель ростовского театра. Посмотрел наших выпускников и говорит: «Беру всех!». Звонят уральский, астраханский, петербургский директора театров. Наш театр, я знаю, уже готов сегодня взять несколько будущих выпускников. В общем, они расходятся все. Мало того, они имеют по 3-4 предложения от различных театров.

Танцуем от маленького лебедя до пенсии

– Я знаю, что у вас еще есть Школа маленьких лебедей. Это подготовительные курсы?

– Нет, подготовительная – это особая тема, на них занимаются дети непосредственно перед поступлением, хотя привилегий перед другими абитуриентами это не дает. В Школу маленьких лебедей мы принимаем малышей с четырех лет, причем, всех желающих. Чему мы их обучаем? Понятно, мы пока не рассматриваем вопрос об их перспективе дальнейшей профессиональной деятельности. Но мы им ставим спинки, делаем растяжки, учим их слушать музыку. Родители, которые приводят детей, поступают очень мудро – все это пригодится в дальнейшей жизни, какой бы путь ребята не выбрали.

– Известно, что карьера артистов балета оканчивается достаточно рано. Как потом складывается их судьба?

– Артисты балета относительно рано выходят на пенсию в 35, 38, 40 лет. Но сейчас обозначилась такая тенденция: уже придя в театр, многие думают на перспективу. Большая часть артистов балета одновременно учатся на заочном отделении, приобретая профессию педагога балета, режиссера, балетмейстера, хореографа и так далее. То есть они без работы не остаются. Профессия безумно востребована.

Как музыковед стала балетным директором

– Татьяна Зиновьевна, у вас тоже не совсем обычная творческая судьба. Вы ведь по образованию музыковед, и в хореографическое училище пришли из музыкального?

– Если сказать, что предложение возглавить хореографическое училище было для меня неожиданным, это не сказать ничего абсолютно! Во-первых, я музыкант, во-вторых, я великолепно чувствовала себя в музыкальном училище, где работала 25 лет. И по нутру я такой богемный человек – свой джаз-клуб у меня был, я приглашала многих артистов выступать на концерты в училище. Это была моя жизнь, и мне в ней было безумно комфортно. Я абсолютно не чиновник, поэтому предложение было для меня неожиданным. Знаете, если бы у меня было время подумать хотя бы день, я бы, наверное, отказалась. Но я приехала в училище с широко открытыми глазами, увидела своих коллег-друзей и буквально на следующий день почувствовала, что именно здесь я дома, мне безумно комфортно.

Ну и потом, не любить детей, которые учатся в училище, невозможно. Это такая прелесть! Вы знаете, это дети, одержимые балетом, удивительные, они все какие-то очень солнечные, позитивные, непосредственные, открытые, искренние, трудолюбивые... Я часами могу говорить о них (смеется). Плюс великолепный костяк, педагогов, это тоже здорово. Работать в окружении такого созвездия людей – это такое счастье и это такая радость...

На днях на сцене Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля состоялся необычайно яркий гала-концерт, приуроченный к 15-летию Казанского хореографического училища. Это был настоящий праздник танца продолжительностью около четырех часов, в течение которых зрители стали свидетелями неповторимых выступлений, наполненных светом, искренностью и страстью.

Название торжественного вечера - «В честь танца» - полностью соответствовало его со-держанию. Это была настоящая ярмарка талантов и молодых дарований, которые превратили этот вечер в незабываемое зрелище. Концерт стал наглядным ярким рассказом о сегодняшнем дне хореографического училища и своеобразным подведением итогов работы коллектива училища. Классические и народные танцы, хореографические миниатюры, включенные в программу, отличались четкостью замысла, неподдельной искренностью, искрометным задором исполнителей - и каждое выступление набитый до отказа зал сопровождал бурными аплодисментами.

…Не успев оправиться от увиденного, я отправилась по оперному театру на поиски заслуженного работника культуры РТ, директора Казанского хореографического училища Татьяны Шахниной с намерением выразить свое восхищение и задать пару вопросов о секретах, позволяющих воспитать таких звезд.

Татьяна Зиновьевна, по сравнению с другими хореографическими училищами страны Казанское училище сравнительно молодое учебное заведение…

Официальная история нашего училища начинается с 1993 года. Правда, хореографическое образование в республике существовало и ранее. Сначала хореографические классы были образованы при оперном театре, потом появилось отделение хореографии при музыкальном училище. И в 1993 году на базе этого отделения было принято решение создать хореографическое училище как самостоятельное учебное заведение. В России государственных хореографических училищ очень мало, а наше училище в корне отличается от остальных подобных учебных заведений. Во-первых, набор в наше учебное заведение производится с одиннадцати лет, то есть ребята поступают после окончания четвертого класса общеобразовательной школы. Во-вторых, наши детки получают еще и музыкальное образование. Мы считаем, что артист балета должен разбираться в музыке, в искусстве, он должен обладать хорошо развитым музыкальным слухом. У нас преподается комплекс дисциплин, позволяющих нашему выпускнику разбираться и в искусстве, и в психологии, и в музыке.

- Сколько человек учатся сегодня в училище?

В настоящее время училище готовит специалистов по двум направлениям: «Артист балета» и «Артист ансамбля». Кроме этого, функционируют подготовительное отделение и «Школа маленьких лебедей» для детей 5-7 лет. На сегодняшний день в хореографическом училище учатся 156 человек. Это не считая нового недавно закончившегося набора в количестве сорока человек – мы набрали 25 человек на отделение «Артист балета» и 15 - на отделение «Артист ансамбля». А выпустили в этом году девять человек…

- Остальных за неуспеваемость, что ли, поисключали?

Понимаете, то что ребенок поступил в хореографическое училище, еще не означает что он обязательно его закончит. Бессонные ночи и изнурительные репетиции – не каждый выдержит такой ритм работы. Многим окончить училище не позволяют физические данные, профессиональная несостоятельность, которую в силу обстоятельств мы не можем распознать при поступлении, иногда ребята получают тяжелые травмы, не позволяющие продолжить карьеру танцовщика. Поэтому они и уходят из училища, но без труда продолжают учебу в других общеобразовательных школах.

Как вообще родители относятся к тому, что их детям приходится так много трудиться и уделять столько времени танцам?

Родители многих наших воспитанников ко всему относятся с пониманием, целиком и полностью поддерживая стремление своих детей. Для них ситуация катастрофична в том случае, если их дитя не блистает на сцене и не участвует в постановках. Вот тогда у нас с ними и начинаются проблемы.

- Насколько востребованы выпускники Казанского хореографического училища?

Они просто нарасхват, каждый из наших выпускников получает по пять-шесть приглашений от различных трупп страны. К нам в течение всего года приезжают режиссеры, директора балетных трупп, оценивают возможности того или иного танцора, а потом понравившихся приглашают на работу. Иногда наши ребята и сами выезжают в другие города. В этом году наши выпускники съездили в Санкт-Петербург, их пригласил один из ведущих театров Питера, но, к нашему счастью, они решили остаться в Казани. Вообще хочу заметить, что основу, около 85% балетной труппы нашего оперного театра, составляют наши выпускники, это еще не учитывая, что некоторые танцоры меняют театры, перебираются в другие города, ведь новый театр – это новый толчок к развитию и совершенствованию. Сегодня наши выпускники блистают на ведущих балетных подмостках Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинскае, Донецка, Самары, Саратова, Йошкар-Олы, Чебоксар, Америки, Англии, Болгарии, Чехии.

- Наверное, в этом велика заслуга тех, кто преподает в вашем училище…

Я считаю, что в нашем училище сконцентрирован просто уникальный состав педагогов. Виталий Бартюков, Ирина Хакимова, Валентина Давлеева, Вера Закамская, Сания Хантимирова – именно они, обладатели незаурядного таланта, порой неуклюжих гадких утят превращают в белых лебедей, с их помощью год за годом на небосклоне балетного искусства загораются маленькие звездочки. Я не могу не отметить, что в нашем театре работает живая легенда - народная артистка России, Республики Татарстан и Республики Башкортостан, в прошлом выдающаяся балерина Нинель Юлтыева, сегодня она является художественным руководителем театра.

- На ваш взгляд, можно ли воспитать второго Нуриева?

Думаю, в истории балета танцор такого уровня, как Нуриев, был, есть и будет только один. Такого воспитать нельзя, с такими божественными данными нужно родиться. Но среди наших выпускников есть очень перспективные молодые артисты. Например, наша выпускница, солистка Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Виктория Капитонова. Она еще очень молода, но уже сегодня с уверенностью можно сказать, что в недалеком будущем ее имя будет греметь на весь балетный мир. Она уже успела стать лауреатом Х международного конкурса артистов балета России «Арабеск-2008» и Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов «Молодой балет России». Если бы при училище был интернат, я думаю, таких имен было бы намного больше. К сожалению, сегодня мы не можем предоставить условия для проживания иногородним, желающим заниматься балетом, хотя талантливых ребят в нашей республике очень много. Сегодня они уезжают в Пермь, Москву, Санкт-Петербург, потому что при училищах этих городов существует интернаты. Надеюсь, что в ближайшее время ситуация изменится. Нам уже выделили землю под строительство интерната, теперь осталась дождаться финансирования.

НАИЛЯ ГАЗИЗОВА, «ИТ»

Наверняка уже в следующем учебном году при Казанском хореографическом училище откроется интернат для иногородних учащихся. Его начали строить на улице Большая Красная всего лишь три месяца назад, но такими быстрыми темпами, что уже к ноябрю у четырехэтажного здания должны появиться крыша и все коммуникации, к январю 2015 года строители планируют завершить внутреннюю отделку помещения, а весной приступить к благоустройству прилегающей территории.

У всех авторитетных хореографических школ России - Санкт-Петербургской академии имени Агриппины Вагановой, Московской, Пермского колледжа - есть интернаты для иногородних учащихся. И даже у менее авторитетных школ они есть. Потому что артист балета - профессия штучная: найти способных к ней детей в одном только городе - задача нереальная. В свое время Светлана Захарова, ныне балерина Большого театра России, приехала поступать в Киевское хореографическое училище из Луцка. Ульяна Лопаткина, прима Мариинского театра, в Вагановское училище в Ленинград приехала из Керчи. Обе жили в интернате для иногородних, и если бы только они!..

О необходимости интерната для хореографического училища в Казани специалисты начали говорить еще в 1999 году (тогда у заведения появилось очень маленькое, но собственное здание на улице Карла Маркса). Перейти от слов к делу удалось далеко не сразу.

Это многострадальная история, - вспоминает директор училища Татьяна Шахнина. - Лет 15 назад для строительства интерната нам выделили участок земли на улице Жуковского. Документы оформлялись очень долго: бесконечно менялись постановления. Я и к Шаймиеву ходила, и к Метшину, и к Минниханову... Наконец, выделили деньги на разработку проекта. Его разработали. Проект прошел экспертизу. Но президент Минниханов неожиданно заключил: "Нецелесообразно строить интернат так далеко от училища. Нужно ближе место найти". И дал нам место в три раза больше на Большой Красной! Это было два с половиной года назад. Началось новое оформление документов...

Строительство интерната на Большой Красной буксовало из-за отсутствия финансирования. Татьяна Шахнина не отчаивалась: писала письма Минниханову. Президент потом даже пошутил, что она просит его построить для училища интернат так эмоционально и умно, как обычно жены у мужей шубы выпрашивают.

На сегодняшний день на строительство интерната выделено 78 миллионов рублей. Шахнина, которая с лета ежедневно и не по одному разу ходит на стройку, говорит, что работа явно пошла в гору, когда в команду вошел новый подрядчик - ООО "Восток-С".

Предполагается, что в интернате будет двадцать двухместных комнат. Еще комната отдыха, медицинский кабинет, компьютерный зал и два балетных зала, один из которых будет использоваться и как спортивный.

Сейчас в Казанском хореографическом училище учатся 185 детей, из них иногородних - только трое. Они живут на съемных квартирах.

Это неудобно для всех, - говорит Татьяна Шахнина. - У меня постоянно болит за иногородних ребят душа: а что они едят? А не сидят ли они всю ночь в Интернете? А как до дома добрались?.. Интернат, где мы предполагаем и кормить детей, очень нужен!..

Пока неизвестно, сколько будет стоить проживание в интернате. Оно точно будет платным. И в нем будут жить учащиеся только Казанского хореографического училища.

Возможно, директора других творческих училищ Казани станут просить, чтобы я по возможности предоставляла места в интернате для их учащихся. Нет, такого не будет. Интернат не общежитие, тем более интернат хореографического училища. Это в прямом смысле режимный объект, - объясняет Татьяна Шахнина. - Будут в интернате свободные места - поселим своих учащихся из Казани. К моему великому сожалению, сегодня немало родителей, которые не следят за своими детьми. Могут больного ребенка на занятия привести. Не следят ни за режимом питания своих детей, ни за режимом их сна. В интернате таким детям будет лучше...

Интернат выведет Казанское хореографическое училище на принципиально новый уровень качества. Потому что учиться там смогут не только казанские дети: педагоги планируют искать талантливых по всему Татарстану. Со временем интернат повлияет и на уровень балетной труппы театра имени Мусы Джалиля, поскольку 87 процентов этой труппы - выпускники Казанского хореографического училища.

Мне очень хочется, чтобы мы открыли интернат в сентябре 2015 года. Чтобы это произошло, нужно, чтобы нас включили в бюджет следующего года, - говорит Татьяна Шахнина.

Спрашиваю у нее, интернат какого хореографического заведения в России считается сегодня лучшим. Ожидаю услышать про Московскую академию хореографии или Вагановскую академию в Петербурге. Но Татьяна Зиновьевна называет петербургскую Академию танца Бориса Эйфмана, которая открылась в 2013 году: "Это просто космос! - говорит Шахнина. - Недосягаемый уровень - начиная с финансирования и заканчивая оснащенностью...".